Меню Рубрики

Анализ патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Анализ современных программ по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Патриотизм — это любовь к Родине, к ее природе, людям, культуре, к своему дому. По мнению Козловойпатриотическое воспитание— целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу .

Каждый человек рождается в определенной среде, он биологически связан с матерью, которая по-своему стремится создать для него условия эмоционального благополучия, спокойствия. Так в семье формируется основа патриотического воспитания. Жизнь в определенной среде позволяет ребенку «впитывать» культуру своего народа: мама поет ему народные песни, он играет в народные игры, следует народным традициям и обычаям. Это — базовый компонент патриотического воспитания. Патриотизмкак личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность.Этапы патриотического воспитания дошкольников: предва­рительный, базовый (формирование нравственных основ лично­сти, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотноше­ний с другими людьми, развитие нравственных чувств); художе­ственно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране);эмоционально-действенный (формирова­ние желания и умения реализовать отношения и знания в практи­ческой и воображаемой деятельности).

Средства патриотического воспитания: окружающая среда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность, посещение музеев, выставок, встречи с интересными людьми и др. приобщение детей к семейным традициям, а также традициям и обычаям своего народа, страны, к искусству. Методы патриотического воспитания: чтение художественной литературы, рассказы, беседы с детьми, этические беседы, рассматривание иллюстраций и картин, объяснение, экскурсии в природу, по достопримечательностям родного города или поселка, наблюдение, примеры из художественных произведений и личный пример воспитателя, методы стимулирования. Перечисленные методы повышают познавательную активность, эмоциональное восприятие дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.

Основы патриотического воспитания отражены в современных программах комплексных и парциальных.

Парциальные программы:Л.В.Коломийченко приобщения ребенка к социальной действительности. С.А. Козловой «Я – человек», Т.Ревенок «Весточка», М.Ю. Новицкой «Наследие». «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Князева О.Л. Маханева М.Д.

В этих программах четко определены задачи воспитания с учетом возрастных особенностей детей: воспитание интереса и уважения к людям, их культуре, быту, истории, гордости за свою страну, чувства восхищения и гражданственности, толерантного отношения к жителям страны, заботливого отношения к природе. Программы предусматривают формирование таких элементарных представлений и понятий, как «семья», «дом», «детский сад», «город», «село», «страна», «столица», «национальность», «родной язык» и многое другое.Рекомендованы различные средства и методы достижения задач. В программе «Я – человек» Козловой предлагается использование фольклора и художественной литературы, игр, музыкальных произведений, праздников и развлечений, огромного количества наглядного материала, экскурсий, наблюдений, проведение опытно-экспериментальных работ самими детьми. В программе «Весточка» Т.Ревенок — обучение дошкольников практическим умениям: владению спицами, вышиванию, выпеканию блинов и пряников.Содержание программ носит развивающий и воспитывающий характер, составлено в простой, доступной и логической последовательности.В конце каждой программы дается перечень умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок в конце года.

В программе «Я – человек» С.А.Козловой содержание работы по патриотическому воспитанию дошкольников представлено в разделе «Земля – наш общий дом», который дифференцирован на несколько подразделов: «Что такое Земля?», «Какие люди живут на Земле», «Как люди Землю заселяли», «Твоя страна, твой народ». Работа по данной системе идет по принципу от общего к конкретному: Земля, кто заселяет Землю, какой народ, какие у них обычаи и традиции, быт, чем они сходны и различны. В последнюю очередь детей знакомят конкретно с той страной, в которой они живут.

В программе А.В.Коломийченко (Пименовой) содержание работы по патриотическому воспитанию дошкольников также представлено в разделах («Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своем крае»), каждый из которых дифференцирован по блокам: «Человек», «Семья», «Детский сад», «Родной город», «Родная страна», «Русская традиционная культура», «Культура других народов», «История возникновения и развития края», «Города моего края», «Природа родного края», «Родной город как часть родного края». Каждый раздел направлен на реализацию воспитательных и образовательных задач, обеспечивающих не только формирование знаний о своем Отечестве, но и социально-ценностное отношение к нему, становление новых способов поведения, отражение полученной информации в продуктивных видах деятельности, развитие психических функций и процессов. Представлена диагностика. Ознакомление идет по принципу от близкого к далекому. Но есть важное отличие от других педагогических систем. В этой программе рекомендуется вести работу по ознакомлению ребенка с родным краем и родным городом, что очень значимо для детей, так как родной город – это первая малая Родина.

.36. Характеристика и анализ программы «Детство».

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 620 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Материал (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме:
Анализ работы по нравственно — патриотическому воспитанию детей в условиях ФГОС

Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО.

Областное казённое учреждение «Центр психолого-педагогической помощи семьям с детьми, содействия семейному устройству и постинтернатному сопровождению выпускников «Перспектива»

« Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС »

Воспитатель дошкольной группы: Дакалина Елена Григорьевна

3. Аналитические результаты опыта работы.

5. Перечень разработанного материала.

6. Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

7. Содержания работы педагогических проектов.

8. Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Нравственно – патриотическое воспитание

дошкольников в условиях ФГОС ДО»

«Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и

переживания окружающего мира. Пусть в сердце

малыша на всю жизнь останутся воспоминания о

маленьком уголке далёкого детства. Пусть с этим

уголком связывается образ великой Родины».

В нашу современную жизнь стремительно ворвалась западная культура: музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки — все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику.

Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями и просто изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено.

Понятие «патриотизм» включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Современный космополитизм постепенно деформирует чувства патриотизма. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно — патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем возрасте.

Трудности переходного периода в стране не являются причиной приостановки нравственно — патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране необходимо в любое время.

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки нравственно — патриотических чувств.

В ФГОС ДО ставится следующая цель по патриотическому воспитанию:

создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально — нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Патриотическое воспитание по ФГОС подразумевает следующие задачи:

— формирование нравственно- духовных особенностей личности;

— формирование чувств гордости за свою нацию;

— формирование почтительного отношения к национальным и

культурным традициям своего народа.

Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников осуществляется по «Стратегии развития воспитания РФ на период до 2025 года» и по программе воспитания и обучения «От рождения до школы» под редакцией Т.С. Вераксы в соответствии с ФГОС, адаптированной для наших детей, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в интеграции с другими образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное», «Художественно- эстетическое», «Физическое развитие».

Для реализации нравственно – патриотического воспитания дошкольников необходимо:

— создание благоприятных материально-технических и социальных условий;

— обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей ;

— последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Прежде, чем дети начнут воспринимать себя как гражданина , им нужно помочь в осознании своего собственного «я» , своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо, понятно. Поэтому для решения задач патриотического воспитания, прежде всего, большое внимание уделила созданию развивающей предметно-пространственной среде в группе.

В группе создана предметно – развивающая среда патриотической направленности:

— оборудованы центры: «Символика России», «Символика Курской области»;

— подобраны: дидактические игры: «Символы России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос» и др.;

— иллюстрации для рассматривания: «Моя семья», «Русская матрёшка», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашего края, «Сказки нашего народа»;

— оформлены сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Уютный уголок» и др.;

— подобрана методическая, художественная литература, через которую дети совершенствуют свои знания о подвигах в годы ВОВ, о России, Российской армии и др.

Для воспитателей подготовила сообщение на педсовете по теме «Игровые технологии в семейном воспитании детей».

Аналитические результаты опыта работы

Для определения уровня развития провела мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников, руководствуюсь методикой обследования патриотического воспитания в детском саду М.И. Новицкой, С.Ю Афонасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой.

Мониторинг показывает, что в результате проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию прослеживается положительная динамика: уровень знаний детей увеличился от низкого (35%) к среднему (60%).

В результате проведенной работы дети младшего дошкольного возраста самостоятельно называют своё имя, фамилию, понимают различия между детьми по признаку пола (мальчик, девочка), знают имена детей группы, воспитателей, помощников воспитателей, адрес проживания, стараются проявлять благодарное чувство к взрослым.
Дети старшего дошкольного возраста знают адрес своего проживания, сотрудников детского дома, называют страну, столицу нашей Родины, символику, президента, планету, жителями которой они являются, могут дать ответы на вопросы о богатстве и достопримечательностях нашего края, поселка, о жизни и быте русского народа.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников помогает повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Перечень разработанного материала

Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Педагогические проекты: «Семья», «Традиции нашей семьи», «Мой любимый детский дом», «Вместе дружная семья», «С чего начинается Родина», « Моя малая Родина – поселок Новоандросово», «Любимый край», «Они должны жить», «Любимая Россия», «Москва – столица Россия», «Защитники Отечества», «Будем Родине служить», «День Победы», «Веселая астрономия», «Я и открытый космос», «Новый год», «Елочные украшения», «Широкая масленица», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

Дидактические игры: разрезные картинки «Символы России», «Космос», «Мама, папа, я», «Цветик – семицветик» , «Смайлик».

Папки для рассматривания: «Предметы русской старины», «Государственная символика России», «Природа нашего края», «Сказки разных народов».

Сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «Уютный уголок».

Конспекты непосредственно-образовательной деятельности: «Путешествие по осеннему лесу в поисках клада», «Комнатные растения», «Полёт на Северный полюс», «Мир семьи», «Полёт на космическом корабле», «Всегда мы будем помнить», посиделки «В гостях у Хозяюшки».

Чтение художественной литературы: «Лучше нет родного края» П.Воронько, «Наша Родина» Н. Забила, «Поезжай за моря – океаны» М.Исаковский, Э.Мошковская «Я маму свою обидел», С.Михалков «Дядя Степа – милиционер», Л.А.Кодрикинский «С чего начинается Родина?», «Просто старушка», «Старый дед и внучка», Л.В.Логинова «Что может герб нам рассказать?» и др.

Прослушивание песен: «Широка страна моя родная», «Гимн», песен военных лет и др.

Сообщение для педагогов по теме « Современные игровые педагогические технологии, направленные на комплексную подготовку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к устройству в семьи РФ

Планирование работы по нравственно – патриотическому воспитанию

источник

Ольга Асяева
Анализ работы педагога в сфере патриотического воспитания детей ДОУ

Патриотическое воспитание дошкольников — актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что современные дети мало знают о родном крае, городе, стране, особенностях народных традициях, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагога в сложном деле воспитания патриотов. В рамках этой деятельности особое значение приобретает информация для родителей в родительском уголке, проведение консультаций и бесед с патриотической тематикой, родительские собрания с предварительным анкетированием, привлечение родителей к участию в праздниках, развлечениях, походах, экскурсиях, приглашения на занятия, позволяющие выявить проблемы, и наметить пути работы в области патриотического воспитания.

Читайте также:  Анализы на грибковые инфекции у детей

Исходя из этого, работа по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач, с помощью которых мы:

воспитываем у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, детскому саду, родной улице, поселку, городу;

— формируем бережное отношение к природе родного края и всему живому;

— развиваем интерес к русским традициям, любовь к культуре своего народа;

— расширяем представления о России, ее столице – городе Москве;

воспитываем чувство гордости за свою Родину, за победу русского народа в Великой Отечественной войне;

— знакомим детей с государственной символикой: флагом, гербом, гимном; уважительное отношение к символике, защитникам Отечества; воспитываем чувство уважения к человеку-труженику, предметам рукотворного мира;

— формируем чувство уважения и симпатии, доброжелательного отношения к людям разных национальностей и их обычаям, традициям;

— толерантного отношения к людям Земли, миролюбия, умения жить в согласии с другими народами.

Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо:

— создание благоприятных материально-технических и социальных условий;

— обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;

— последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;

— тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее опыт, традиции.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Прежде чем дети начнут воспринимать себя как гражданина, им нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо, понятно. Поэтому, для решения задач патриотического воспитания, прежде всего большое внимание уделила созданию развивающей предметно-пространственной среде в группе.

В группе создан центр патриотического воспитания, который соответствует программным требованиям и целям патриотического воспитания старших дошкольников. Размещена государственная символика Российской Федерации, имеется библиотека сказок народов мира и дидактические игры, направленные на ознакомление детей с родным городом, страной. Имеются тематические альбомы: «Мой Екатеринбург», «Природа Урала», «Моя семья», «Костюмы народов мира»; картотека подвижных игр народов мира. В целях создания в группе атмосферы сотрудничества и доброжелательности были оформлены фотовыставки: «Мамочка милая мама моя», «Наши Защитники», «Герб моей семьи».

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо искать нетрадиционные методы воздействия на ребенка – не скучные, назидательные, а естественно и гармонично наполняющие его мировоззрение.

Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания. Данный вопрос побудил меня изучать методическую литературу, которая помогла мне в дальнейшей работе по данной теме.

Следовательно, одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания считаю проектную деятельность, позволяющую создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

Использование технологии проектирования помогает мне в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Новизна работы заключается в использовании инновационных педагогических технологий, и открывает новые возможности в воспитании у дошкольников нравственно-патриотических качеств, комплексного взаимодействия с семьёй через использование совместных социально-значимых проектов, которые привнесут изменения как в систему взаимодействия педагогов, родителей, детей и социальных партнёров, а также в содержание образовательного процесса.

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Во-первых, метод проектов позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.

Во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.

Использование метода проектов в патриотическом воспитании можно считать наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:

педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем, использовать в работе современные формы работы.

— родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе патриотического воспитания.

— деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

Поэтому, проектная деятельность по патриотическому воспитанию распределена по трем блокам:

1 блок – «Моя семья». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке.

Мною были реализованы следующие проекты:

Цель проекта: воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.

Дети с интересом отбирали вместе с родителями фотографии членов семьи, увлечённо рассказывали о семейных традициях, составили своё семейное генеалогическое древо, заучивали пословицы и поговорки о семье, приготовили семейные газеты, участвовали в выставке творческих работ на тему «Я и моя семья».

2 блок – «Родной край». Знакомство начинается с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад, родным краем. Важно показать ребенку, что родной край славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми.

Совместно с детьми и родителями были разработаны проекты:

«Сказы Бажова», при условии данного проекта был создан альбом (рисунки детей, была проведена викторина по сказам Бажова.

Проанализировав основные задачи воспитания детей старшего дошкольного возраста в группе, ведется работа по проекту «Мой край родной Урал», так как проект долгосрочный.

Пристальное внимание уделяется практической стороне деятельности детей, как ведущей и обсуждению тех моментов деятельности, в которых наблюдался всплеск эмоций и заинтересованности детей.

Дети не просто собирают иллюстрации, предметы, но и совместно с родителями отыскивают интересную информацию. В ходе этой деятельности они узнают что-то новое и делятся своими знаниями и впечатлениями с другими детьми. Тщательно анализируются и те моменты деятельности, в которых наблюдается спад заинтересованности и активности детей.

3 блок – «Родная страна». Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций.

Совместно с детьми был реализован проект «Наша Родина — Россия», цель проекта: подвести детей к пониманию того, что такое «Родина и Россия».

Центральное место в проекте было отведено познавательным беседам, занятиям и практической деятельности детей (сбор информации, игры, выполнение рисунков, аппликаций, макетов). Беседы и занятия, проводимые с детьми, были подобраны таким образом, чтобы они развивали у них познавательный интерес, наблюдательность, воображение, творчество; способствовали воспитанию у детей познавательной активности; вызывали желание интересоваться историей своей Родины, жизнью своего народа.

В преддверии празднования 70-летия Дня Победы реализуется долгосрочный проект «Этот день Победы», где дети и родители расширяют знания о защитниках отечества. Итоговым мероприятием станет развлечение «Этот День Победы».

Таким образом, в результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Родители стали активными участниками в проектном методе патриотического воспитания. Участие детей и родителей в проекте позволило сплотить родителей и детей, родителей и педагогов в вопросах нравственно – патриотического воспитания.

Проведённая работа была последовательной и позволила добиться хороших результатов. Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников является весьма действенным и эффективным.

Таким образом, метод проектов показал свою состоятельность. Технология использования проектного метода в руководстве воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста позволяет реализовать принцип оптимального соотношения между развитием, действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью.

Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание» Консультация для родителей. Патриотическое воспитание Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно,.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитатель: Гусинская Марина Владимировна. Кого называют патриотом? Каковы главные обязанности гражданина Российской Федерации? Как помочь.

источник

ДОУ № 672 г. Москвы — Воспитатель: Дудникова Н.В.

Анализ программ по патриотическому воспитанию дошкольников

Академик Д. С. Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Сегодня будущее планетарной цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации утверждённой Правительством РФ от 16.02.2001 г.

Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.

Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Что такое патриотическое воспитание?

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее

ДОУ № 672 г. Москвы — Воспитатель: Дудникова Н.В.

определение патриотического воспитания — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Формирование любви к Родине:

в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира

в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка

в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой

система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной

«Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук

«Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой

«С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской

ДОУ № 672 г. Москвы — Воспитатель: Дудникова Н.В.

«Патриотическое воспитание детей 4-6 и 6-7 лет» Н.Г.Комратовой, Л.Ф. Грибовой и др.

Образовательная программа «С чего начинается Родина?»

Программа «С чего начинается Родина?» представляет собой сборник, где собраны материалы из опыта работы ДОУ г. Москвы в рамках реализации государственной программы РФ «Патриотическое воспитание граждан РФ 2001-2005 годы».

Программа имеет практическую направленность и удобна в использовании, содержит планирование, конспекты занятий и развлечений, представлен практический материал, расположенный в пяти разделах:

Знакомим с русской народной культурой;

Столица нашей Родины – Москва;

Каждый раздел решает свои задачи, и представлен упражнениями, рассчитанными на определенный возрастные группы от младшей группы до подготовительной.

Два занятия для младшей группы и 2 занятия для средней группы, а остальные для старших и подготовительных групп.

Задачи раздела «Мой дом – моя семья»:

— Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

— Познакомить с понятием «семья».

— Закрепить умение определять наименования родственных отношений между близкими членами семьи.

— Воспитывать любовь к родному языку.

ДОУ № 672 г. Москвы — Воспитатель: Дудникова Н.В.

— Развивать самопознание ребенка и уважение к себе.

— Помочь ребенку осознать свои достоинства и недостатки.

— Рассказать о взаимоотношениях в семье.

— Развивать способность согласовывать собственные замыслы и действия с планами членов семьи.

— Воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого.

— Развивать у детей способность распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его.

Читайте также:  Анализы на иммунитет у детей расшифровка

— Развивать у детей эстетическое восприятие.

— Развитие уважения к старшим.

Задачи раздела « Знакомим с русской народной культурой»:

— Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

— Развивать творческие способности.

— Знакомство детей с историей русского народа: с бытом, обычаями, гостеприимством.

— Знакомство с устным народным творчеством и некоторыми видами народно-прикладного искусства.

— Знакомство с поговорками, пословицами.

— Знакомство с зодчеством, русскими героями, предметами обихода, народными праздниками и традициями, народными костюмами.

Задачи раздела «Столица нашей родины – Москва»:

— Воспитывать любовь к родному городу.

— Знакомить детей с понятиями «улица», «двор», «перекресток» и т.п.

— Знакомство с достопримечательностями столицы.

ДОУ № 672 г. Москвы — Воспитатель: Дудникова Н.В.

— Воспитание в детях чувства гордости за свой город, свою страну и своих предков.

Задачи раздела « Земля – наш общий дом»:

— Систематизировать и закрепить знания детей о природе нашей страны.

— Формировать самосознание ребенка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России.

— Воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего;

— Развивать общие познавательные способности детей – знакомить с традиционными символами на картах, частями света, природными явлениями учить использовать различные технические приемы изобразительной деятельности.

— На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда, вызывать интерес к коллективному труду.

— подвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разумного вмешательства человека. Закрепление знаний государственных символов страны.

— Воспитывать любовь к природе и животному миру России, развивать любознательность, стремление изучать и сохранять животный мир, природу России, расширять представление о животном мире страны.

— Уточнять и расширять представления об изменениях в природе; устанавливать связи между жизнью животных и средой обитания

Задачи раздела «Защитники Отечества»:

— Формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы.

— Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

— Развитие интеллектуальной компетентности ребенка.

— Развитие коммуникативной функции речи.

ДОУ № 672 г. Москвы — Воспитатель: Дудникова Н.В.

Программа «Мы живем в России» Н.Г. Зеленовой и Л.Е. Осиповой

предназначена для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образования и может быть использована как парциальная. Результатом освоения данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России. Программа рассчитана на три года и предназначена для работы с детьми в средней, старшей, подготовительной группах детского сада. Программа разделена на 3 сборника-пособия по разным возрастным группам.

В программе представлено перспективное планирование, подробные конспекты занятий, утренников, развлечений. Предлагаемы занятия связаны между собой тематически.

В сборниках представлен практический материал, расположенный в 5 разделах:

Все предлагаемы темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.

Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного общества. В рамках этого блока дети средней группы получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.

Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе, поселке), об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта. городских зданиях

ДОУ № 672 г. Москвы — Воспитатель: Дудникова Н.В.

и учреждениях, трудовой деятельности людей. деятелях культуры. знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.

На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, в средней группе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной группах расширяют представление о значении государственных символах России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются основ гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе. И наконец, в старшей и подготовительной группах – общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устными народными творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народно-прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.

ДОУ № 672 г. Москвы — Воспитатель: Дудникова Н.В.

Основные формы занятий обеих программ:

Лепка, конструирование, аппликация

Прослушивание музыкальных фрагментов

Праздники, утренники, массовые мероприятия

Используемые материалы: данные занятия подразумевают использование большого количества наглядных материалов, устных текстов, музыкальных отрывков, элементов театральных костюмов.

Данные программы представляет собой довольно обширный и богатый материал по развитию эмоционально-личностных и патриотических качеств личности ребенка. Каждое занятие имеет структурированную форму, обширный круг выполняемых задач и отвечает потребностям детей дошкольного возраста.

Эти занятия хорошо включать в общую канву стандартных программ ДОУ. Данные занятия могут дать ребенку представление о семье, о нем самом, о его Родине, о народных традициях, истории, культуре, расширить кругозор. Так же подобные занятие развивают у ребенка чувство патриотизма, доброжелательное и внимательное отношение к близким и окружающим, чувство ответственности и собственной значимости, самоуважение. Программы способствует возникновению чувства красоты, развитию речи, воображения, творчества.

ДОУ № 672 г. Москвы — Воспитатель: Дудникова Н.В.

Однако представленные конспекты занятий предполагают некоторое предшествующее изучение материала или предварительную работу, которая описана не во всех занятиях, также не освещен вопрос рекомендаций родителям, продолжительность проведения.

В основе всех приведенных материалов лежит положение о том, что «патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов». Воспитание личности подобного типа и является основной целью приведенных в программах занятий.

По мысли составителей программ патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося в определенной социокультурной среде. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом.

Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия. Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Взрослый (педагог и родители), согласно программам, также должен учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) — значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

источник

Анализ усвоения программного материала по теме «Патриотическое воспитание дошкольников»

Общий уровень усвоения программного материала

Уровень усвоения программного материала по блокам

Блок Азбука нравственности»

В процессе работы по формированию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, проводимой с сентября 2011 года по март 2012 года, используя фольклор как часть русской народной культуры во всех видах деятельности, мы увидели, что первоначальные результаты диагностики изменились. После проведения опроса и диагностики высокий уровень знаний о родной культуре, патриотического воспитания составил уже 60%, средний — 40%, а низкий — 0%.

Был проведен повторный опрос в форме теста для детей старшего дошкольного возраста по теме:

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жизнью и бытом русского народа».

Рис. 2. Результаты теста-опросника для детей старшего дошкольного возраста

Цель анкетирования: выявить, какие формы фольклора используют в современных семьях.

Методика проведения: родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили выявить наличие фольклора в семьях.

Рис. 3. Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию средствами фольклора.

Родители в ходе анкетирования показали высокий уровень знаний, стали проявлять желание знакомить детей с малым фольклором, приобщать к народной культуре.

Результаты, полученные в ходе проведенной опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, у что у детей старшего дошкольного возраста уровень знаний о родной культуре, истории, русском наследии повысился по сравнению с констатирующим этапом эксперимента, что свидетельствуют о положительном использовании в практике целого комплекса занятий по работе с детьми, их родителями и педагогами дошкольного учреждения.

Интересны результаты выбора детьми героев мультипликационных фильмов и сказок, а также возможность выбора желаемых картинок-раскрасок после проведённой экспериментальной работы. Дети теперь стали выбирать былинных героев, русских красавиц, традиционные народные игрушки.

Отношение, интерес и активность детей в проводимых занятиях на начало и окончание эксперимента показали, что значительно возрос интерес к русской народной культуре, дети стали активнее принимать участие в народных праздниках.

Кроме того повторное анкетирование родителей с целью выявления их заинтересованности в работе по патриотическому воспитанию показало, что родители стали чаще разговаривать с детьми на темы малого фольклора, совместно с детьми изготавливать предметы декоративно-прикладного искусства. В некоторых семьях начали собирать коллекции Гжели, Хохломы.

Работа, проведённая с педагогическим коллективом, также принесла свои результаты. Среди педагогов повысился интерес к изучению истории России, русской культуры с детьми старшего дошкольного возраста, это объясняется активным участием педагогов в жизни дошкольного учреждения. Проведение педагогами дошкольного учреждения в своих группах целенаправленной систематической работы по вопросам патриотического воспитания посредством фольклора детей старшего дошкольного возраста оказался показательным для педагогов из групп младшего дошкольного возраста.

Рассмотрим динамику в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Г. Дима показал наилучшую динамику в патриотическом воспитании средствами фольклора — его результаты повысились со среднего уровня на высокий практически по всем заданиям.

Б. Ксения безошибочно выполнила задания «Красота спасет мир», «Азбука нравственности». Но, в остальных заданиях допустила ошибки. В целом по результатам диагностики со среднего уровня Ксения перешла на высокий уровень патриотического воспитания.

А. Никита также показал положительную динамику в развитии — со среднего уровня перешел на высокий. У него улучшились показатели по всем диагностическим заданиям.

Таким образом, дети, имеющие высокий уровень развития смогли ответить практически на все вопросы, старшие дошкольники, имеющие средний уровень развития тоже справились практически со всеми заданиями.

В результате систематической работы по патриотическому воспитанию средствами фольклора старших дошкольников у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне:

· Старшие дошкольники имеют представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека, знают о понятиях «здоровье» и «болезнь», умеет заботиться о своем здоровье, сформировано представление о составляющих здорового образа жизни, о значении физических упражнений для организма человека.

· Знают название родного поселка, страны, ее главного города, знают о народных традициях и обычаях, способны к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества

· Развито эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности, приобщено восприятие искусства, развитие интереса к нему, поощрение выражения эстетических чувств, проявления эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведения музыкального фольклора, знакомы с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно-прикладного искусства).

· Сформировано личное отношение ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил кубики поровну), сформировано доброжелательное взаимоотношение между детьми (в частности, с помощью рассказов о том, чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят), воспитана скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; испытывает чувство стыда за неблаговидный поступок, знают о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

· Знают 2 — 3 вида травянистых растений, 4 — 5 вида зимующих птиц, домашних птиц, домашних животных, о повадках диких животных, умеют осуществлять элементарную поисково-исследовательскую деятельность

За период работы с 2011 по 2012 год у старших дошкольников улучшились показатели психических процессов: внимания, памяти, дифференцированного восприятия качества предметов.

Таким образом, проведенная работа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, привела к положительным результатам.

Читайте также:  Анализы на грибок у детей

Хочется подчеркнуть значение комплексного подхода в ознакомлении дошкольников с народной культурой с целью формирования патриотизма. Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др.), сказки, песни, народные танцы, ознакомление с росписями, детский фольклорный театр — все эти виды детской деятельности создают возможность ребенку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа.

Народный праздник поможет детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник — это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство». Творческое, эмоционально — насыщенное общение детей в играх со взрослыми, и особенно со сверстниками, имеет огромное влияние на формирования навыков самостоятельной коммуникативной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека — все это определяет процесс развития межличностных отношений в ходе патриотического воспитания современного дошкольника.

Содружество родителей и воспитателей выступает основным фактором сохранения русской культуры, русского мира. При этом особенностью данного содружества является одновременное и взаимосвязанное развитие каждого ребенка и всего детского коллектива в целом, родителей и воспитателей как единого педагогического сообщества.

В результате исследования по данной теме мы пришли к выводу о необходимости использования загадок, пословиц, поговорок, других форм фольклора, как важного средства воспитания патриотических чувств не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у детей других возрастов. Фольклор — это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть, и глубокая любовь к человеку, к Отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Они воспитывают уважение к народу и его устно-поэтическому творчеству, эмоционально окрашивают разные виды творческой деятельности детей.

После проделанной нами работы и получения результатов диагностики мы пришли к выводу, что работа по теме формирования патриотизма должна продолжаться. Мы считаем, что в своей работе очень важно включать темы по патриотическому воспитанию дошкольников на различных занятиях, праздниках. Подключать родителей к нашим мероприятиям, сбором интересной информации о жизни людей, их быте, традициях. Мы разработали план для дальнейшей плодотворной работы по данной теме, для того, чтобы в дальнейшем занятия, беседы и праздники, проходили еще интересней и чтобы тот опыт и те знания, которые приобрели дети, в дальнейшем становились богаче. Таким образом, результаты диагностического исследования на итоговом этапе работы показали, что у большинства детей высокий уровень сенсорного развития (60%) и средний (40%), который характеризуется тем, что у старших дошкольников сформировано представление о фольклоре как средстве патриотического воспитания. Сравнительный анализ данных, полученных на начальном и итоговом этапах опытно-поисковой работы показал, что проведенное исследование дало положительные результаты. Возросло количество детей с высоким и средним уровнем развития. Количество детей высокого уровня было 10 %, стало — 60%, среднего уровня было 50 %, стало — 40%. Детей с низким уровнем не выявлено, а их было на начальном этапе 40%. Старшие дошкольники, у которых на начало года был средний уровень развития, на конец года стал высокий уровень.

Это дает основание полагать, что через фольклор старшие дошкольники прививают любовь к Родине, к народным традициям, т.е. у них формируются патриотические чувства.

источник

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 345 раз

Ушков М. Ю. Историко-педагогический анализ проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 29-31. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11491/ (дата обращения: 03.06.2019).

В статье рассматривается проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста, ее актуальность на современном этапе развития общества. Анализируется смысловая структура понятия «патриотизм». Охарактеризованы существенные критерии и показатели патриотизма Представлен исторический анализ проблемы в трудах отечественных ученых.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольный возраст, любовь к Родине, патриотизм

Современная политико-экономическая реальность России выдвигает целый ряд проблем, внимание акцентируется на воспитании патриотизма, который, представая в качестве основы консолидации общества и укрепления государства. В Российском законе «Об образовании» одним из ведущих принципов государственной политики в области образования провозглашен принцип воспитания любви к Родине. Одной из целей образования, сформулированной в Национальной доктрине образования Российской Федерации, является воспитание патриотов Российской Федерации.

Рассматриваемая проблема связана с проблемой толерантности отношения человека к представителю другой культуры, с проблемой установления взаимопонимания в межнациональных и межгосударственных отношениях. Необходимость придавать особое внимание воспитанию патриотизма прежде всего обусловлена тем, что в архетипах общественного сознания получают распространение равнодушие и пренебрежительное отношение к гражданскому долгу. В такой ситуации роль и значение патриотизма как важнейшего личностного качества, как ценности любого общества трудно переоценить. Первоочередное значение воспитания патриотизма детей направлено на то, чтобы, когда ребенок станет взрослыми, он был привязан к Родине, к месту своего рождения, к собственной семье, были солидарны при выполнении обязательств, возлагаемых на них Отечеством.

Решение этой сложной задачи во многом зависит от педагогов ДОУ, формирующих представления детей о Родине. На современном этапе развития российского социума появилось однозначное понимание того, что патриотизм в настоящее время является гарантом сохранения стабильности и безопасности государства, граждан [10].

В современных психолого-педагогических исследованиях патриотизм — это сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее любовь к своему Отечеству. Характерологические черты присущие патриотизму:

знание истории и культурных традиций; потребности в прогрессивном развитии своего государства; чувство национального достоинстваи гордости за принадлежность к своей культуре.

Анализ педагогической литературы посвящённой патриотическому воспитанию позволяет констатировать, что однозначного понимания термина «патриотизм» среди ученых нет. К различным аспектам этой проблемы обращались Л. Р. Болотина, П. В. Конаныхин, Н. М. Навайчик, Л. Ф. Спирин и др. рассматривают патриотическое воспитание как часть идейно-политического, другие (Е. В. Бондаревская, Т. И. Ерофеева, Л. П. Князева, Л. П. Лаврентьева, Т. А. Пономаренко и др.) — как часть нравственного воспитания, третьи (А. М. Бабаев, П. А. Баранов, А. В. Беляев, М. В. Богомаз и др.) выделяют его в самостоятельный раздел.

Сущность понятия «патриотизм» многогранно это может быть: ощущение полного единства с окружающим миром и уважение к культуре своей страны. Дошкольный возраст характеризуется сензитивностью к педагогическим влияниям так как детские образы восприятия очень яркие, что позволяет им оставаться в памяти надолго (иногда на всю жизнь). В этот период развиваться черты характера ребенка, которые незримо связывают его с национальной культурой, с социумом, со всей его Родиной.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили, что критериями и показателями патриотизма являются следующие компоненты: эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины); когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности); мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности); практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим) [1; 3].

В отечественной педагогической мысли проблема воспитания патриотизма у дошкольников решалась неоднозначно связано это с: недооценкой роли культуры в данном вопросе; неопределенностью сферы возможного приобщения детей к общественным явлениям; отсутствием достаточной разработанности данного вопроса исследователями [6].

До появления специализированных программ дошкольного воспитания, в воспитании ориентировочно руководствовались методическими письмами. В конце первой четвери 20 в. Четко прослеживалась тенденция среди педагогов стремились вовлекать детей в общественно-политическую жизнь страны, знакомить дошкольников с бытом и текущей обстановкой в которой живет ребенок [7]. Такое положение дел, привело к чрезмерной интеллектуализации детей увлечению информацией, не соответствующей возрастным особенностям развития и возможностям ее усвоения.

Начиная с 1932 патриотическое воспитание года и было представлено в разделе «Общественно-политическое воспитание» «Программы дошкольных учреждений». ключевой задачей раздела была развитие у детей интереса к воспитанию любви и гордости за достояние советского народа. По мнению ученых того времени, в программе были недостатки что побудило выпустить проект «Программа и внутреннего распорядка детских садов» где были учтены в 1934 года.

В эти годы специалисты по дошкольному воспитанию пролегали, что ребенок должен находиться в гуще общественных событий, это, по их мнению, помогает усвоить необходимую информации, которая составит основу отношения к социальной действительности. Стоит отметить, что этот период в стране имел достаточные условия для формирования гражданского общества и эффективного развития гражданского сознания новых поколений. Были и минусы, среди которых: формировался конформизм; присутствовало манипулирование детьми; насаждалась покорность.

Регламентирующие основы патриотического воспитания документы были представлены в «Руководстве для воспитателей детского сада» (1938 г.). В руководстве отмечалось, важность приобщения дошкольников к социальной жизни страны, важность осуществления приобщения на постоянно основе. В «Руководстве для воспитателей детского сада», в тематическом разделе «Знакомство с окружающим» была представлена более подробная информация об общественной жизни страны. Можно полагать, что наличие данного раздела положило конец вторичности, патриотического воспитания детей, а и привело к необходимости проведения дальнейших исследований по данной проблемы [6].

В 1950 г. Е. И. Радина научно обосновала и систематизировала программный материал по ознакомлению детей с общественными явлениями. Базисом патриотического воспитания, по ее мнению, является приобщение детей к народной культуре. В 60–70-е г., ознаменовались ростом интереса к культуре других народов, на передний план выходят проблемы разработки новых методов ознакомления с представителями разных национальностей (М. И. Богомолова, Р. И. Жуковская, Э. К. Суслова и др.) [2; 8].

Конец 1980-х и начало 1990-х г. можно трактовать как период трансформации всей сферы патриотического воспитания за счет превнесения в педагогическую систему знаний о социальной действительности [7; 4]. Ключевое значение в это время приобретают исследования С. А. Козловой и ее последователей. Под социальной действительностью в ее работах понимаются конкретные события и факты взаимоотношений, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества [6].

Приобщение детей к социальной действительности [5] в исследованиях С. А. Козловой послужили основанием для создания нового подхода позволяющего организовывать патриотическое воспитание в рамках целостной педагогической системы. В содержание патриотического воспитания были включены следующие разделы: государственных символы, образ дома, знания о родине и ее природе, окружающих людях, культурных традициях народа, народное творчество.

Современные исследования, различных аспектов патриотического воспитания, обогащается за счет изучения его места в становлении «социальной компетентности» дошкольников О. Ф. Борисова, И. А. Долголева, С. Н. Силина и др., в социальном развитии В. В. Толмачева [9], в осознании ребенком самого себя как представителя человеческого рода А. А. Бодалев, С. А. Козлова, А. М. Коршунов и др., в формировании у ребенка «картины мира» О. В. Евдокишина, И. Э. Куликовская, Ю. А. Маринкина и др. Включенность раздела «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» в требования к содержанию и методам организации работы с детьми в детском саду следует считать безусловным достижением и признанием значимости патриотического воспитания дошкольников.

В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм — это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом — это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Таким образом, удалось выяснить что патриотическое воспитание, направленное на становление патриотических чувств и отношений, на данный момент практически ушло дошкольной педагогики. Прежде чем начать воспитывать патриотизм педагог, должен сам быть патриотом, он должен определить, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной личности, данного края, что есть только здесь, он должен подумать, как, через что можно показать связь родного села, городе со всей страной. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

  1. Васильев, Г. И. Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Якутск, 1999.
  2. Дорошук, Л. А. Произведения художественной литературы как средство воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста // Вестн. Шадринского государственного педагогического института. — 2010. — № 2 (7).
  3. Кокуева Людмила Васильевна. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.01, 13.00.07.- Ярославль, 2002.- 228 с.: ил. РГБ ОД, 61 03–13/722–7
  4. Караковский, В. А. Воспитай гражданина: записки директора школы / В. А. Караковский. — М.: Моск. рабочий, 1987.
  5. Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни // Психологопедагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста: сб. науч. тр. — М., 1983.
  6. Любимова, Л. В. Педагогические условия использования народной культуры в процессе гражданского воспитания дошкольников [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Л. В. Любимова. — Екатеринбург, — 2004.
  7. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций. — М., 1992.
  8. Радина, Е. И. Ознакомление детей с явлениями общественной жизни / Е. И. Радина; // Известия АПН РСФСР. Вып.34. — М., 1951.
  9. Толмачева В. В. Формирование социально-экологической направленности личности старшего дошкольника в трудовой деятельности: дис. … канд. пед. наук. — Челябинск, — 2008.
  10. Филатова, Л. В. Педагогические условия воспитания патриотизма ребенка в дошкольном образовательном учреждении: диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Филатова Лариса Викторовна; [Место защиты: Сам. гос. пед. ун-т].- Самара, 2007.- 238 с.: ил. РГБ ОД, 61 07–13/3067

источник