Меню Рубрики

Анализ периода адаптации детей в доу

Дети раннего возраста — очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними — одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего — обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни — это и эмоциональный, и информационный стресс.

В нашем ДОУ функционируют 6 групп, 3 из которых — группы раннего возраста для детей от 1 года до 3 лет, поэтому вопрос адаптации детей к ДОУ для нас особенно актуален.

В нашем детском саду разработана целая система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Важной составляющей этой системы является психологическое обеспечение адаптационного процесса.

Основными задачами по профилактике и преодолению дезадаптации детей в ДОУ являются:

  • анализ конкретного единичного случая в контексте новых изменившихся условий (типичных для ДОУ);
  • выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка;
  • оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и после его окончания.
  • Вся работа проводится в три этапа:

    1. Первичная диагностика проходит по трем направлениям:

    — характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей; см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2)

    — оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (карта наблюдений; см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

    — оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

    По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаю для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь — не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

    2. Второй этап включает в себя психопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

    3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) — по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

    На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.

    Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.

    Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры.

    Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

    Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.

    Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Может быть, именно поэтому, пока родители не догадаются купить ребенку краски, первые живописные этюды ему приходится выполнять подручными средствами — манной кашей на кухне или мыльной пеной в ванной. Можно научить ребенка рисовать мокрыми ладошками или папиным кремом для бритья, который наносится на ладони.

    Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются:

    • создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
    • понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
    • предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

    При проведении занятий учитываю специфику работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны самого психолога по выявлению психологических проблем у детей, в т.ч. и в период адаптации.

    Отсутствие у детей раннего возраста рефлексии, с одной стороны, облегчает, а с другой — усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы ребенка. Коррекционная работа, связанная с переживаниями ребенка, осуществляется по принципу «здесь и теперь» с акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в ходе коррекционного процесса.

    По окончании второго этапа работы проводится заключительная диагностика степени адаптации детей раннего возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностик.

    По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико — психолого — педагогический консилиум с расширенным составом. Туда входят заведующая, старший воспитатель, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других группа (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

    Анализ работы ДОУ за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

    источник

    Средствами профилактики успешной адаптации ребенка к условиям детского дошкольного учреждения выступают развивающая функция в процессе индивидуальных и групповых занятий с педагогом и развивающего взаимодействия родителей с ребенком.

    Успешной адаптации помогает специально организованная предметно-пространственная среда в группе, развивающее взаимодействие, сотрудничество взрослых с ребенком в различных видах деятельности, индивидуальные и групповые развивающие занятия с педагогом (с учетом рекомендаций педагога-психолога), психопрофилактические занятия.

    Процесс поступления ребенка в детское дошкольное учреждение сложен, как для самого малыша, так и для его родителей.

    Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Ранее сформированные динамические стереотипы иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает необходимость преодоления психологических преград.

    В настоящем исследовании ставились задачи обобщить, систематизировать накопленный опыт, методы и формы работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям детского дошкольного учреждения.

    Представляем систему психолого-педагогического сопровождения:

    Анкетирование родителей (еще до поступления ребенка в детский сад). Устные и письменные рекомендации родителям по развитию детей раннего дошкольного возраста и по подготовке к поступлению в детский сад. Изучение медицинской карты. (Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания, определение уровня готовности ребенка к поступлению в детский сад.)

    Наблюдение за детьми в группе. Беседы с родителями и воспитателями. Проведение психологической диагностики уровня адаптированности ребенка к ДОУ. Основной задачей на этом этапе становится выявление, комплексное обследование и отбор детей раннего возраста, имеющих отклонения в физическом, эмоциональном развитии и социальной адаптации.

    Заполнение воспитателем под руководством психолога «Карты психофизического развития ребенка раннего возраста», с целью отслеживания гармоничности /дисгармоничности развития ребенка. Обобщение информации об уровне развития детей, планирование направлений индивидуальной работы (индивидуально по эпикризным срокам каждого ребенка).

    Психолого-педагогическое обследование детей с целью определения актуального уровня развития, выявления проблем и недостатков развития.

    Рекомендации родителям и педагогам. Разработка и осуществление индивидуальных комплексных коррекционно-развивающих программ (в случае необходимости).

    Раннее выявление отклонений в развитии детей.

    Устранение выявленных проблем в развитии в течение дошкольного детства.

    Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей.

    Создание специально организованной педагогической среды.

    Исследование адаптации детей к детскому дошкольному учреждению проводилось в МБОО «Солнышко» Каа-Хемского района с. Бурен-Хем

    В исследовании участвовали 15 детей — воспитанники младшей — ясельной группы «Пчелка», из них восемь мальчиков и семь девочек, в возрасте от 1года 6 месяцев до 3 лет. В исследовании участвовали дети старшей и младшей подгруппы по 15 человек в каждой.

    Дети посещают группу с начала учебного года, исследование началось с ноября месяца.

    Исследование проводилось с использование следующих методик:

    Доцентом кафедры поликлинической педиатрии РМАПО К. Л. Печорой разработаны психолого-педагогические параметры, с помощью которых определяется степень готовности ребенка к поступлению в ДОУ и прогнозируется, как будет проходить адаптация, которые использовались в данной работе.

    После проведенной психодиагностики были проанализированы результаты опытно — экспериментальной работы исследования адаптации детей к посещению детского дошкольного учреждения в первой и второй подгруппе ясельной группы «Пчелка».

    Проведение мероприятий по адаптации детей к детскому дошкольному учреждению способствовало повышению степени адаптации детей первой подгруппы: из 16 человек только у одного степень адаптации характеризуется, как тяжелая, 6 детей перешли в разряд легкой степени, а 9 в средней степени адаптации. Для детей второй подгруппы более оптимистичный результат — ни одного ребенка с тяжелой степенью, и по 8 детей с легкой и средней степенью адаптации к условиям детсада.

    Уровни адаптации детей при поступлении в детский сад характеризуются, как легкая, средняя и тяжелая адаптация. (Табл. 4)

    Таблица 4 Уровни адаптации детей при поступлении в детский сад

    Поведение — нормализуется в течение 1 недели.

    Аппетит — снижается, к концу первой недели восстанавливается.

    Сон — восстанавливается в течение 2 недель.

    Адаптация проходит в течение 1 месяца.

    Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми

    Поведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое.

    Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков. Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев.

    Сон — восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней.

    Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.

    Поведение — неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок апатичен.

    Аппетит — длительный отказ от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно).

    Сон — нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается), отказ от сна.

    Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней.

    Адаптация длится от 6 месяцев до 1,5 лет.

    Апатичен по отношению к близким взрослым при встрече и разлуке

    В результате проведенного исследования выявлена разная степень адаптации детей к условиям детского сада в первой и второй подгруппе. Характерно, также, изменение состояния детей в этих подгруппах после проведения адаптационных мероприятий педагогами детсада совместно с родителями.

    Более высокий уровень готовности у детей второй подгруппы, они готовы к поступлению в детский сад. У первой группы условная готовность к детскому саду. Возможно, это объясняется возрастными особенностями детей этой подгруппы, так как в ней дети 1,5 -2 лет.

    Диаграмма 1 — Степень адаптации к условиям детсада детей первой подгруппы.

    Диаграмма 2 — Степень адаптации к условиям детсада детей второй подгруппы.

    Результаты диагностики показали, что уровень психофизиологической адаптации к условиям дошкольного учреждения более высок у детей второй подгруппы, как в момент поступления в детский сад, так и через три месяца после поступления (Диаграммы 1 и 2).

    Анализ показал, что наибольшую роль в периоде адаптации играет уровень социализации, наличие или отсутствие навыка общения со сверстниками. Немаловажное значение имеет формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.

    Выяснено, что очень важно выявить проблемы, которые могут возникнуть в периоде адаптации, и посоветовать родителям, как подготовить ребенка к детскому саду.

    Благодаря такому методу работы воспитатель заранее может узнать об особенностях развития и поведения малыша — своего будущего воспитанника. При поступлении детей в группу воспитатель ведет наблюдение за их поведением и отражает его в листе адаптации до тех пор, пока оно не нормализуется. Если же ребенок заболевает, это в листе отмечается особо, и по возвращении малыша после болезни тщательное наблюдение продолжается, по меньшей мере, в течение трех дней. Психолог, педагог могут на основании этих наблюдений предлагать индивидуальные назначения, облегчающие процесс адаптации.

    Для дальнейшей работы с детьми раннего возраста важно знать, как протекает адаптация всей группы в целом. Исходными данными при анализе процесса служат сведения о том, какова готовность малышей к поступлению в ДОУ и каковы результаты адаптационного периода, проходящего под наблюдением воспитателей, психолога, врача.

    В результате проведенного анализа было выяснено, что для успешной адаптации ребенка к посещению детского дошкольного учреждения, необходимо одновременное проведение адаптационных мероприятий с ребенком в семье и в детском саду. (Табл. 5)

    Таблица 5 — Мероприятия, рекомендуемые для подготовки детей к поступлению в детское учреждение и организации периода адаптации

    Поступление детей в соответствии с графиком приема детей

    Укороченное время пребывания в детском саду.

    Соблюдение рекомендаций по адаптации

    Ведение адаптационных листов.

    Ежедневное наблюдение педагога-психолога.

    По возрасту ребенка, максимально приближенный к детскому саду.

    Соблюдение гибкого режима

    Сбалансированное и рациональное питание.

    Привитие навыков самостоятельности

    Привитие навыков самостоятельного приема пищи.

    При отказе от питания не кормить насильно.

    Овладение родителями элементарными приемами массажа, ЛФК, гимнастики.

    Занятия, соответствующие возрасту.

    Закаливание по любой методике

    Закаливание по щадящей схеме в учреждении

    Занятия по возрасту, особое внимание уделить развитию игровых навыков и умению занять себя.

    На период адаптации — игровая деятельность с элементами занятия

    При этом особое внимание необходимо уделять согласованности действий родителей и воспитателей, соблюдению общего подхода к ребенку в семье и детском саду. Родители не должны оставаться в стороне.

    Еще до поступления в детский сад можно сделать прогноз адаптации ребенка к нему. Принять решение о возможности посещения ребенком садика.

    Здесь необходима работа по психологическому просвещению взрослых, в процессе которой, воспитатели и родители получают знания о симптомах трудной адаптации, рекомендации по улучшению адаптации к общим условиям детского дошкольного учреждения каждого конкретного ребенка с его выраженной индивидуальностью.

    Только совместными действиями родителей и педагогов, направленными на адаптацию ребенка к условиям содержания в детском саду можно сгладить негативные проявления в поведении, психологическом и эмоциональном состоянии ребенка.

    Факторы, определяющие успешность адаптации малыша к детскому саду связаны с психическим и физическим состоянием его здоровья.

    Во-первых, это — состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту, малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями. Токсикозы, заболевания матери в период беременности вызывают неблагополучное созревание сложных систем организма ребенка, ведающих приспособлением к изменяющимся условиям внешней среды. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие — заболевание.

    Читайте также:  Отцы и дети общий анализ

    Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому. Малыш остро нуждается в чувстве защищенности и опоры, которые дает ему близкий человек. Потребность в безопасности у маленького ребенка так же велика, как в еде, сне, теплой одежде.

    Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень развития у ребенка опыта общения с окружающими и предметной деятельности. В раннем возрасте на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое, в центре которого становится овладение ребенком совместно с взрослым миром предметов, назначение которых сам малыш открыть не в состоянии. Взрослый становится для него образцом для подражания, человеком, который может оценить его действия, прийти на помощь.

    Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходима поэтапная работа всех участников (родителей, воспитанников и педагогов).

    Первый этап включает в себя информационное сопровождение.

    Цель первого этапа — заинтересовать родителей, имеющих детей раннего возраста в услугах ДОУ.

    На следующем этапе особенно важна информация для родителей о необходимости соблюдения режима дня. Для успешной адаптации ребенка к условиям детского учреждения необходимо развитие предметной деятельности ребенка и создание в доме для него отдельного игрового уголка с набором игрушек.

    Таким образом, когда процессы социализации в семье успешны, ребенок сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности окружающей его группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты поведения частью его сознания. Он воспринимает нормы таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени.

    Успешное проведение рекомендуемых мероприятий, также, позволит достичь наилучших результатов в состоянии физического здоровья ребенка. Дети успешно адаптированные к условиям детского дошкольного учреждения меньше болеют.

    При проведении контрольного этапа анализа сравниваются результаты по «Картам наблюдений» в начале адаптационного периода и через месяц посещения детьми детского сада.

    На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.

    Таким образом, адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского дошкольного образовательного учреждения предполагает мобилизацию профессиональных сил всего педагогического коллектива. А также, стратегии сотрудничества, партнерства и сотворчества всех специалистов, а не только воспитателей возрастных групп. Руководитель детского дошкольного учреждения заботится о том, чтобы педагоги детсада совершенствовали свои коммуникативные навыки для установления контактов с семьями.

    Персонал детского учреждения может способствовать успешной адаптации детей к условиям детсада, имея необходимое методическое оснащение для разработки технологий общения с родителями и проведения на профессиональном уровне необходимых диагностических процедур.

    Данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что важно поддерживать любую ориентированность родителя на повышение своего воспитательного потенциала, ввиду многообразия психологического воздействия на ребенка адаптационного периода при поступлении в детское дошкольное учебное заведение. При этом, компетентное профессиональное общение педагога с родителями проявляется в способности обеспечить высокое качество пространства общения по стилю и выбранной стратегии, актуальности содержания и умелому сочетанию многообразия форм сотрудничества и методов активизации родителей.

    источник

    Опубликовано в журнале:
    «Практика педиатра», октябрь 2008, с. 66-72

    Н.Д. Бобрищева-Пушкина, О.Л. Попова, Л.Ю. Кузнецова, А.А. Силаев, кафедра экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава

    Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

    На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакций необходима организация медико-психолого-педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). В этой работе выделяются следующие направления:

    • подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему;
    • организация жизнедеятельности детей в период адаптации;
    • контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.

    ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДОУ

    Лучшим периодом года для поступления в ДОУ считается конец августа – начало сентября. В это время у ребенка имеется естественная закаленность, запас витаминов; к тому же дети из уже сформированных групп за лето отвыкли друг от друга, и новому ребенку легче завести друзей, программы занятий только начинаются, роста простудной заболеваемости еще нет. Подготовка детей к поступлению в ДОУ должна начинаться не позднее чем за 6 месяцев до этого. Педиатру необходимо составить план подготовки и в форме 112/у в листе уточненных диагнозов поставить отметку о начале мероприятий. За 2 месяца до поступления в ДОУ проводятся профилактические осмотры детей врачами: офтальмологом, неврологом, отоларингологом, хирургом-ортопедом, стоматологом, участковым педиатром и логопедом (для детей от 3 лет). По показаниям ребенок должен быть осмотрен и другими специалистами.

    Лабораторное исследование включает клинический анализ крови, общий анализ мочи, анализ кала на яйца глистов и простейшие. В период подготовки, в соответствии с календарем профилактических прививок, продолжается вакцинация ребенка, однако, планируя ее, педиатр должен помнить о том, что целесообразно начать посещение ДОУ не ранее чем через месяц после последней прививки. По результатам осмотров проводятся лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия, оформляется эпикриз для ДОУ с комплексной оценкой здоровья, указанием прогноза адаптации, рекомендациями на период адаптации по режиму дня, питанию, физическому воспитанию и закаливанию.

    Обязательным этапом подготовки ребенка является гигиеническое обучение родителей. В поликлинике и ДОУ оформляется информационный стенд для родителей со сведениями о том, какие документы и анализы нужны для поступления; желательна организация консультаций врачей, психологов и педагогов этих учреждений по фиксированным дням. Возможна организация родительских конференций по темам «Подготовка детей к поступлению в ДОУ», «Особенности течения адаптации к ДОУ и профилактика нарушений здоровья в это период», оформление памяток, сайтов.

    Родители должны знать о важности постепенного и заблаговременного (хотя бы за 2–3 недели до поступления) перевода ребенка на режим дня, аналогичный режиму ДОУ, введения в рацион питания блюд и продуктов, используемых там. Учитывая важную роль белков и витаминов (особенно группы В) в приспособительных реакциях детей, следует обратить внимание родителей на качество детского питания. У детей с неблагоприятным прогнозом адаптации за 3–4 недели до поступления в ДОУ рекомендуется увеличить на 10–15% возрастную норму содержания белков в суточном рационе, обязательно также использование йодированной соли [1].

    Следует подчеркнуть необходимость формирования у ребенка навыков самообслуживания (самостоятельный прием пищи, одевание, пользование горшком, мытье рук и умывание). Для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендуются прогулки и игры совместно с другими детьми, посещение групповых занятий, участие в детских коллективных мероприятиях.

    Если ребенок, поступающий в ДОУ, уже способен к речевому общению, следует рекомендовать родителям проводить с ним беседы о поступлении в детское учреждение. В этих беседах необходимо подчеркивать, что родители по-прежнему любят ребенка, а он уже стал большой, многому научился, и будет ходить (как и взрослые) на «работу», помогая им. Возможность посещать детский сад должна подаваться как нечто важное и значительное. Можно почитать малышу книжки о ребятах в детском саду, поиграть в детский сад, сходить туда на «День открытых дверей». Ни в коем случае нельзя пугать детским садом и показывать свою тревогу и обеспокоенность [6]. Родителям можно рекомендовать научно-популярную литературу по данному вопросу [5].

    ПРОГНОЗ АДАПТАЦИИ

    При прогнозировании течения адаптации педиатру следует учитывать, что привыкание детей к новым условиям особенно затруднено с 9 до 18 месяцев. Этот период жизни характеризуется установлением прочного динамического стереотипа, однако способность к его перестройке у ребенка ограниченна. Кроме того, необходимо учитывать, что на 3-м году жизни ребенок вступает в критический период нервно-психического развития, известный как «кризис 3 лет, или кризис самости», связанный с формированием эго-системы. В случае выраженных проявлений кризиса (упрямства, агрессивности, негативизма) способность к адаптации ребенка также снижается. Оптимальным возрастом для поступления в дошкольное учреждение большинство специалистов считает 4 года. Научными исследованиями установлены и другие прогностические признаки затруднения адаптации [1].

    Для детей ясельного возраста:

    • частые заболевания матери во время беременности;
    • несоответствие домашнего режима ясельному;
    • возраст ребенка от 9 до 18 месяцев;
    • токсикоз 2-й половины беременности у матери;
    • асфиксия при рождении;
    • низкий культурный и образовательный уровень семьи;
    • злоупотребление родителей алкоголем;
    • конфликтные отношения между родителями;
    • отставание ребенка в нервно-психическом развитии;
    • раннее (с 4 месяцев) искусственное вскармливание;
    • рахит 2–3-й степени;
    • наличие хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений (2–3-я группа здоровья);
    • масса тела при рождении менее 2500 г и более 4000 г;
    • содержание гемоглобина менее 116 г/л.

    Для детей дошкольного возраста:

    • частые (более 4 раз в году) простудные заболевания;
    • неудовлетворительная адаптация к яслям;
    • злоупотребление родителей алкоголем;
    • конфликтные отношения между родителями;
    • неправильное домашнее воспитание;
    • отсутствие или задержка освоения ролевых игр и навыков самообслуживания;
    • мужской пол ребенка;
    • низкий культурный и образовательный уровень семьи;
    • осложнения в родах;
    • масса тела при рождении менее 2500 г;
    • отклонения в физическом и психическом развитии.

    При наличии у ребенка четырех и более факторов риска (особенно из первой половины перечня) наиболее вероятно неблагоприятное течение адаптации. Дети с неблагоприятным прогнозом адаптации должны быть взяты под наблюдение педиатра и психолога ДОУ с первых дней посещения учреждения.

    ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ

    Первичный прием ребенка в ДОУ должен проводиться педиатром, психологом и педагогом-воспитателем учреждения. При этом уточняются сведения по анамнезу жизни, состоянию здоровья, особенностям воспитания и поведения ребенка, назначаются необходимые медико-педагогические мероприятия. Целесообразно оформление стенда «Облегчение адаптации ребенка к ДОУ», создание индивидуальных памяток для родителей.

    Для облегчения адаптации необходимо постепенное формирование групп вновь поступающими детьми (не более 3 детей в неделю), укороченное пребывание ребенка в ДОУ (начиная с 2–3 часов) с постепенным увеличением на 1–2 часа в день в зависимости от поведения малыша. Психологи рекомендуют следующую примерную схему: первый, второй день – пребывание 2–3 часа. Родителям надо постараться прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать. Находиться с ребенком в группе, кормить его там, а тем более укладывать спать не рекомендуется. Малыш должен знать, что в детском саду этим занимается воспитатель. На третий-шестой «садовские» дни надо забирать ребенка сразу после обеда, до сна. Лучше рассчитать время так, чтобы прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу. Со вторника 2-й недели малыша следует забирать домой в полдник. И лишь с 3-й недели можно оставлять ребенка в саду на целый день [6]. Предложенную схему, безусловно, можно изменять в зависимости от течения адаптации ребенка.

    Формирующиеся группы должны быть в первую очередь обеспечены помощниками воспитателей, чтобы у педагога оставалось больше времени на работу с детьми. В этих группах следует избегать частой смены воспитателей и перевода ребенка из одной группы в другую. В период адаптации обязательно сохраняются привычные для ребенка способы кормления, укладывания спать, следует разрешить принести в сад любимую игрушку, кружку, пижаму и т.д. Временное сохранение привычных для ребенка приемов воспитания, даже в том случае, если они противоречат установленным в ДОУ правилам, помогает облегчить адаптацию. Для предупреждения формирования у малыша защитно-оборонительных реакций запрещается насильно кормить его и укладывать спать, проводить какие-либо травмирующие или непривычные для ребенка процедуры – стричь ногти, волосы, полоскать горло, чистить зубы, выполнять закаливающие процедуры.

    В период адаптации ребенку не рекомендуется проводить прививки. Первая профилактическая прививка в ДОУ назначается по окончании периода адаптации, но не ранее чем через месяц после поступления ребенка. Организация игровой деятельности в первые дни ближе к взрослому, в стороне от детей, помогает ребенку привыкнуть к новому фактору – большому количеству сверстников – и удовлетворить чрезвычайно острую в период адаптации потребность в эмоциональном контакте со взрослыми. Удовлетворению этой потребности также хорошо помогает частое ласковое обращение к ребенку, общение «лицом к лицу», периодическое пребывание малыша на руках, тактильный контакт (поглаживание, ласковые прикосновения). Если ребенок очень привязан к маме, сильно плачет, отказывается есть, рекомендуется рассмотреть вопрос о ее кратковременном присутствии (при соблюдении санитарно-противоэпидемического режима) в первые 3–4 дня в группе [1, 8].

    Учитывая напряжение функции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы и вегетативной нервной системы ребенка, следует обеспечить состояние теплового комфорта (одевать малыша так, как он привык дома, следить за появлением симптомов переохлаждения или перегревания), чаще предлагать ребенку теплое питье (учитывая повышенное мочеиспускание и слезоотделение), на физкультурных занятиях следить за реакцией крохи, не настаивать на обязательном выполнении упражнений.

    Особое внимание воспитатель и медицинский работник должны обращать на состояние носоглотки ребенка. Даже легкое покраснение зева или наличие умеренных выделений из носа являются показанием к удалению малыша на 3–4 дня из детского учреждения. На фоне снижения сопротивляемости в период адаптации эти явления могут привести к развитию заболевания, поэтому ребенок нуждается в щадящем домашнем режиме. Следует помнить, что если в период адаптации малыш перенес какое-либо заболевание, то после полного выздоровления он нуждается в постепенном увеличении времени пребывания в ДОУ. Облегчают адаптацию ребенка музыкальные занятия, функциональная музыка (музыкальное сопровождение таких режимных моментов, как отход ко сну, подъем, прогулка, зарядка, физкультурное занятие) и рисование. Родителям рекомендуется в период нахождения ребенка вне ДОУ увеличить объем двигательной активности (желательно в виде совместных прогулок и игр) и снизить объем новых впечатлений (хождение в гости, театры, просмотр телепередач, игры на компьютере). Не рекомендуется одновременно с определением ребенка в ДОУ начинать занятия в кружках, секциях, художественной или музыкальной школах.

    КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

    Контроль за поведением и здоровьем ребенка в период адаптации осуществляется с первого дня его пребывания в ДОУ. Медицинский персонал на каждого малыша заводит «Лист наблюдения за адаптацией», который заполняется педагогами-воспитателями и медицинскими работниками [1, 8].

    Наблюдение за адаптацией детей осуществляется по следующим критериям:

    1. Эмоционально-поведенческие реакции. Контроль проводит педагог-воспитатель в ясельных группах ежедневно, а у дошкольников – 1 раз в 3 дня (то есть на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. дни пребывания в ДОУ). Оцениваются следующие поведенческие реакции: снижение настроения, социальные контакты, игровая и познавательная деятельность, выполнение дисциплинарных требований, наличие агрессии, страха, двигательная активность, сон, аппетит. Разработаны специальные шкалы для оценки этих реакций в баллах, однако для упрощения оценки можно пользоваться отметками «отклонений не выявлено», «отклонения незначительные», «отклонения умеренно выражены», «отклонения сильно выражены» [1]. После каждой оценки воспитателя медицинская сестра анализирует результаты, выявляет детей, имеющих отрицательные оценки или их значительное снижение, и информирует об этом педиатра и психолога.
    2. Пограничные нервно-психические расстройства, невротические реакции (беспричинные боли в животе, энурез, нарушение сна, тики, сосание пальца, обгрызание ногтей, страхи). Их активное выявление проводится воспитателями, наблюдающими за детьми, и по результатам анкетирования родителей. Для этого разработан специальный опросник для родителей [1].
    3. Динамика нервно-психического развития (используется у детей ясельного возраста; проводится педиатром или психологом 1 раз в неделю).
    4. Динамика массы тела. Взвешивание проводит медицинская сестра у детей ясельного возраста 1 раз в 3 дня, у дошкольников – 1 раз в неделю.
    5. Динамика уровня гемоглобина. Проводится по назначению педиатра в лаборатории поликлиники.
    6. Частота острых респираторных заболеваний и обострений хронических болезней. Учитывается медицинской сестрой на основании данных справок о перенесенных заболеваниях.
    Читайте также:  Отцы и дети краткое анализ героев

    Медицинская сестра ДОУ еженедельно должна анализировать листы адаптации и выделять детей, имеющих отклонения по вышеперечисленным критериям. Эти дети консультируются педиатром и психологом, а по показаниям – и другими специалистами. Оценку течения адаптации детей в ДОУ проводит педиатр. Адаптация считается благоприятной, если эмоционально-поведенческие реакции были слабо выраженными и нормализовались в течение 20 дней у дошкольников и 30 дней – у детей ясельного возраста; невротических реакций не наблюдалось или они были слабо выраженными и прошли в течение 1–2 недель без специальной коррекции, потери массы тела не наблюдалось; за период адаптации у дошкольника не было простудных заболеваний, а ребенок раннего возраста перенес не более одного простудного заболевания в легкой форме.

    Условно благоприятной считается адаптация с умеренно выраженными эмоционально-поведенческими реакциями и симптомами невротизации, потребовавшими коррекции, с потерей массы до 150 г, падением гемоглобина до 115 г/л, 1–2 простудными заболеваниями в легкой форме. У детей раннего возраста допускается временный регресс нервно-психического развития не более чем на 1 эпикризный срок. Продолжительность адаптационного периода – не более 45 дней для дошкольников и 75 дней для детей ясельного возраста. В случае более выраженных изменений или затягивания сроков адаптации ее течение оценивается как неблагоприятное.

    КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ

    Медико-психолого-педагогическая коррекция нарушений адаптации всегда индивидуальна и должна назначаться педиатром и психологом, а при необходимости – и другими специалистами, к которым ребенок направляется на консультацию. Для ребенка с затрудненной адаптацией к ДОУ рекомендуется пребывание дома в среду или четверг, индивидуальные занятия с психологом, использование рисования, сказкотерапии и игротерапии для коррекции эмоциональных нарушений [2]. Важную роль в успехе реабилитации таких детей играет семейное психологическое консультирование.

    Для детей со сниженным иммунитетом рекомендуется использовать растительные адаптогены (элеутерококк, аралия, китайский лимонник) в виде настоя или экстракта из расчета разовой дозы 1–2 капли на год жизни (но не более 10 капель) 2–4 раза в день (развести в молоке), курс – 10–15 дней. Использование адаптогенов не рекомендуется детям с гипертоническими реакциями, нарушениями сна и гиперактивностью. Для повышения неспецифической резистентности рекомендуется прием аскорбиновой кислоты и витаминов А и Е в профилактической дозе в течение 10–15 дней. С целью улучшения фагоцитоза и белкового обмена (особенно у детей с дефицитом массы тела) целесообразно применение оротата калия из расчета 10–20 мг на 1 кг массы тела за 2–3 приема в течение 10–20 дней, эндоназальное введение интерферона, лизоцима, оксолиновой мази [1, 4]. В случае отсутствия терапевтического эффекта целесообразно назначение фармацевтических иммуномодуляторов с учетом возраста и сопутствующих заболеваний ребенка. Рекомендуется использование таких физиотерапевтических процедур, как массаж и ультрафиолетовое облучение (УФО) в осенне-зимний период. Обязательное УФО детей должно проводиться в районах севернее 57,5° северной широты и в районах со значительным загрязнением атмосферного воздуха [4, 7]. При наличии физиотерапевтического кабинета в ДОУ спектр профилактических процедур может быть значительно расширен (гальванизация, индуктотермия, УВЧ, ультразвук, лекарственный электрофорез, парафиновые и озокеритовые аппликации). В занятия по физическому воспитанию следует включать элементы ЛФК (дыхательные упражнения, постуральный дренаж, вибрационный массаж грудной клетки) [4].

    Помогает адаптации к ДОУ ароматерапия. Имеются положительные результаты по действию фитонцидов в виде аэрозолей эфирных масел мяты, лаванды, аниса, каланхоэ, эвкалипта с помощью прибора «Оритон» [4]. Однако ароматерапия должна проводиться по назначению педиатра и строго индивидуально с использованием препаратов, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение.

    Естественным регулятором состояния воздушной среды являются комнатные растения, которые обладают бактериостатическим действием, оптимизируют состав воздуха, повышают содержание кислорода. Всероссийским НИИ лекарственных и ароматических растений разработаны и апробированы специальные фитомодули для образовательных учреждений [4]. Предложены четыре варианта композиций (табл. 1).

    Таблица 1. Фитомодульные композиции

    Композиция 1 Композиция 2 Композиция 3 Композиция 4
    Хлорофитум-1
    Базилик Кипр-1
    Мята Кипр-2
    Мелисса-1
    Герань душистая-1
    Пилея-1
    Пеларгония-1
    Каланхое-1
    Гипоэстер-3
    Базилик Кипр-2
    Спатифиллум-1
    Базилик Кипр-2
    Мята Кипр-2
    Мята Кипр-2
    Мелисса-1
    Пеларгония-1
    Ректантера-1
    Спатифиллум-1

    При использовании комнатных растений следует размещать их так, чтобы не ухудшалась инсоляция и освещенность в групповых помещениях. На подоконниках не следует размещать широколистные цветы, высота цветов не должна превышать 15 см (от подоконника). Более высокие растения рекомендуется размещать в подвесных (на стене) или напольных цветочницах высотой 65–70 см от пола [7].

    С целью нормализации метаболических процессов в центральной нервной системе рекомендуется применение витаминов В1 и В2, липоевой и пантотеновой кислот в профилактической дозе на протяжении 10–15 дней. Индивидуально по назначению педиатра (с учетом аллергических реакций) возможно использование кислородно-витаминных коктейлей, поливитаминных препаратов. Необходимо следить за соблюдением рационов питания, разработанных для ДОУ, так как в них подобрано оптимальное соотношение пищевых веществ, витаминов и микроэлементов для детей различного возраста. По назначению педиатра допускается применение биологически активных добавок к пище, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение, зарегистрированных в Федеральном реестре Минздрава РФ и предназначенных для использования в питании детей ясельного и дошкольного возраста [7].

    Для детей с патологией носоглотки и гипертрофией лимфоидной ткани рекомендуется эндоназальное введение ряда метаболитов — ингаляции 4%-ного раствора пантотената кальция, ионофорез липоевой кислоты, тепловлажные ингаляции с настоем эвкалипта, шалфея, отваром коры дуба [4].

    Для уменьшения психоэмоционального напряжения и коррекции выраженных эмоционально-поведенческих реакций могут быть рекомендованы седативные средства растительного происхождения, глицин, янтарная кислота. Для детей раннего возраста могут применяться ванны с использованием отваров валерианы или пустырника [1].

    В случае диагностики неблагоприятного течения адаптации ребенок должен быть поставлен на диспансерный учет, а при невозможности посещения ДОУ медико-психологическая реабилитация должна быть продолжена в поликлинике по месту жительства. После ее завершения можно попытаться записать ребенка в другое ДОУ либо в группу кратковременного пребывания детей, либо организовать воспитание в учреждениях дополнительного образования с учетом возраста ребенка. Сведения о неблагоприятной адаптации к яслям и детскому саду обязательно должны быть отражены в выписном эпикризе при поступлении в школу, так как это является фактором риска нарушения адаптации к школе.

    Анализ эффективности всей системы профилактических мероприятий по предупреждению нарушений адаптации в ДОУ, проводимый педиатром, рекомендуется осуществлять по следующим показателям: число детей с различными видами адаптации; сравнение данных прогноза и реальной адаптации. Эти показатели следует анализировать по отдельным возрастным группам и в динамике работы ДОУ.

    Предупреждение нарушений адаптации детей к пребыванию в ДОУ является важным мероприятием по сохранению и укреплению здоровья детей, их социализации и возможно только при совместном участии в этой работе администрации ДОУ, медицинского и педагогического персонала, а также родителей.

    Список литературы:
    1. Жданова Л.А., Русова Т.В., Сорокина А.В., Селезнева Е.В. Профилактика и коррекция нарушений адаптации детей к образовательным учреждениям. Иваново, 2000. – 52 с.
    2. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. Санкт-Петербург. Союз. 1997. – 224 с.
    3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. Санкт-Петербург, 2000. – 310 с.
    4. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. М., ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 480 с.
    5. Образцова Л.Н. Не хочу идти в детский сад: маленькие подсказки для родителей. М., АСТ, СПБ, Сова, 2005. – 138 с.
    6. Овсепян К.Р. Я иду в детский сад (проблемы адаптации). Издательский дом «Карапуз», 2002. – 27 с.
    7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений: СанПин 2.4.1.1249-03. М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2003. – 92 с.
    8. Черная Л.Н. Врач детского дошкольного образовательного учреждения. Практическое руководство. Ростов на Дону. Феникс, 2007. – 416 с.

    Сведения об авторах:

    Наталья Дмитриевна Бобрищева-Пушкина, доцент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава, канд. мед. наук

    Ольга Леонидовна Попова, ассистент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава, канд. мед. наук

    Любовь Юльевна Кузнецова, доцент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава, канд. мед. наук

    Александр Александрович Силаев, доцент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава, канд. мед. наук

    источник

    Наталья Никитина
    Анализ результатов адаптации детей первой младшей группы к условиям детского сада

    Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ- с 2 часов до перехода на полный день.

    Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:

    1. Легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе соответственно возрастной норме, адекватно ведет себя в коллективе, не более в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.

    2. Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца,

    ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью5 – 10 дней без осложнений, есть признаки психического стресса.

    3. Тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма, могут проявиться стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда – то, сидит в приемной, зовет маму и т. д.)

    Объективными показателями окончания периода адаптации у детей является глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение, соответствующая возрасту прибавка в весе.

    По окончании периода адаптации выявлены следующие результаты:

    На 2014-2015 учебный год списочный состав составляет 24 ребенка. Количество вновь поступивших детей – 13 человек. Отмечается наличие легкой, средней и тяжелой степени адаптации к детскому саду.

    В легкой форме к условиям ДОУ адаптировалось 4 ребенка, что составляет 30,8% от общего числа детей. Они почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. В общении с взрослыми и сверстниками активны и эмоциональны. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.

    7 детей со средней степенью адаптации, что составляет 53,8%, дети переболели по 1 – 2 раза; у них наблюдались признаки тревожности: плаксивость, упрямство, капризность, боязливость, не желание общаться и играть как с детьми, так и с взрослыми, отказ от сна или приема пищи. Но по истечению 2 месяцев показатели физического и психического здоровья нормализовались. Общий эмоциональный фон и поведение детей улучшилось.

    У двоих детей (15,4%) адаптация прошла тяжело. Это связанно с сильной привязанностью к маме, частыми заболеваниями, особенностями нервной системы, неподготовленностью к режимным моментам детского сада, отсутствием единства требования в воспитании ребенка в семье. По истечению 3 месяцев у детей поведение нормализовалось.

    На 2015-2016 учебный год списочный состав составляет 25 детей. Отмечается наличие легкой, средней и тяжелой степени адаптации к детскому саду.

    Количество вновь поступивших детей – 15 человек. Из них – 6 детей с легкой степенью адаптации, что составляет 40%. Период адаптации прошел спокойно, без каких-то срывов, без нарушения сна и частых заболеваний.

    8 детей (53,3%) со средней степенью адаптации, у детей наблюдалось сильная привязанность к родителям; нарушался сон и аппетит; снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны. Но по истечению определенного времени поведение детей нормализовалось и самочувствие улучшилось

    Один ребенок (6,6%) с тяжелой степенью адаптации к детскому саду, у ребенка сильная привязанность к маме, низкий уровень навыков самообслуживания; наблюдались признаки психического стресса: беспокойство и страх, упрямство, плаксивость и капризность. По истечении 3 месяцев показатели физического и психического здоровья нормализовались.

    Для того чтобы дети быстрее привыкали к новым условиям и с удовольствием посещали детский сад, к детям осуществлялся индивидуальный подход. Мной было проведено анкетирование с целью того, чтобы ребенок успешнее адаптировался к новым создавшимся условиям. С родителями налажен тесный контакт.

    В ходе адаптационного периода с родителями проводились индивидуальные беседы, давались рекомендации. Подготовлена стендовая информация для родителей «Ваш ребенок идет в сад», «Кризис трех лет», «Что делать родителям, чтобы пережить кризис трех лет?». Проведены родительские собрания на тему «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»

    Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.

    Адаптация детей к условиям детского сада Адаптационный период делится на 3 этапа 1. Подготовительный. Начинается за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. 2. Основной. Главная.

    Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Как замечательно, что Вам доверили малышей раннего дошкольного возраста. До прихода в дошкольное образовательное учреждение малыш находился.

    Анализ результатов индивидуальной работы за 2015–2016 учебный год воспитанника 6 группы с ОВЗ Ранее мною были представлены: «Скоординированный перспективный план коррекционно-развивающей работы по воспитательным блокам на 2015-2021.

    Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Организационный момент (Создание положительного.

    Подвижные игры с элементами логоритмики как эффективное средство адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада Автор: Безгодова Любовь Николаевна воспитатель МАДОУ д/с №89, г. Тюмень высшая категория Дошкольный возраст является важнейшим периодом,.

    Проект по адаптации детей к условиям детского сада «Ваш малыш пришел в детский сад» Актуальность проекта Сохранение, наряду с физическим, и психологического здоровья дошкольников сегодня рассматривается как одно из требований.

    Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Форма проведения: семинар – практикум. Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: • познакомить родителей.

    Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие детей и взаимодействие детского сада с семьей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно.

    Сценарий праздника «Мама-солнышко мое» для детей первой младшей группы. СЦЕНАРИЙ УТРЕННИКА К 8 МАРТА В 1 мл. гр. Вед: Пригласили в гости к нам мы дорогих, любимых мам! Обещаем, обещаем, здесь не скучно будет вам.

    Совместное мероприятие первой младшей группы детского сада со старшей группой «Читаем сказки К. И. Чуковского» В нашем детском саду ведется работа по преемственности поколений между первой младшей группой и старшей (идет интересное общение между.

    источник

    Методическая разработка (младшая группа) на тему:
    Анализ адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

    Анализ адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

    Анализ адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

    На сентябрь — октябрь 2016-2017 уч. год количество детей в группе 25. На момент написания анализа, 6 детей ещё проходят период адаптации.

    Читайте также:  Отцы и дети история создания анализ

    Результаты наблюдения за детьми, в адаптационный период, мы вносим в таблицу, где отражены поведенческие реакции каждого ребенка и продолжительность адаптационного периода. Затем проводится анализ полученных показателей.

    Данные представлены в таблице.

    Степень и уровень адаптации

    Итого: (от количества представленных адаптационных листов)

    Легкая, высокий – 3 детей — 18%

    Средняя, высокий — 1 ребенок – 6%

    Средняя, средний – 9 детей – 52%

    Усложненная, сложный – 1ребенок – 6%

    Дезадаптация, средний – 2 детей – 12%

    Дезадаптация – 1 ребенок – 6%

    Анализ адаптационного периода показал следующие особенности

    • Длительность периода адаптации детей группы в среднем составила 16 дней.
    • Легкую степень адаптации имеют 3 детей (18%), среднюю степень адаптации имеют 10 детей (58%), усложненную степень адаптации имеет 1 ребенок (6%), дезадаптация 3 детей (18%).
    • Поведенческие реакции П-1, т.е. от +12 до +8 имеют 4 ребенка (24%), П-2 т.е. от +7 до 0 имеют 12 детей (70%), П-4 т.е. -8 до -12 имеет 1 ребенок (6%).

    Анализ аппетита, сна, эмоционального состояния и социальных контактов в течение адаптационного периода показал следующие особенности:

    • У 11 детей аппетит с первого дня был хорошим, у 4 детей аппетит восстановился в течении 8 дней.
    • У 15 детей (88%) сон был спокойным в первый же день, когда детей оставили спать. Это говорит о том, что режим дня в группе построен правильно и у детей вовремя наступила физиологическая потребность в отдыхе. У 2 детей (12%) сон восстановился до спокойного, на третий день.
    • У 15 детей (88%), эмоциональное состояние с первого дня пребывания в ДОУ было хорошим. Дети были жизнерадостны, подвижны, активны. У 2 детей (12%) эмоциональное состояние восстановилось в среднем за 28 дней пребывания в ДОУ.
    • У 15 детей (88%) социальные контакты с первого дня пребывания в ДОУ были хорошими, дети вступали в контакт друг с другом. 2 детей (12%) начали вступать в контакт спустя некоторое время.

    Из полученных данных можно сделать вывод, что в группе создана комфортная эмоциональная обстановка, дети охотно идут на контакт не только с воспитателями, но и с детьми. Мы создаем эмоционально положительную обстановку, что благотворно влияет на детей. Дети приучаются общаться друг с другом. Нами были созданы условия, способные оптимизировать эмоциональную атмосферу в группе:

    • Отношения между участниками совместной жизнедеятельности, т.е . эмоционально – поддерживающий компонент среды.
    • Внешняя обстановка (индивидуализация в предметах мебели, украшение интерьера группы), т.е . эмоционально – настраивающий компонент .
    • Режимные моменты, организующие пребывание детей в группе, т.е. эмоционально – стабилизирующий компонент.
    • Организация занятости детей – различные игры, ННОД, сюрпризные моменты и т.д., т.е. эмоционально – активизирующий компонент.

    Данные верны: зав. д/с_________________________________Чистова Е.В.

    источник

    Гипотеза – социально – педагогическая работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к ДОУ

    Цель работы – изучить взаимодействие детско — родительских отношений, выяснить влияние родительского отношения на адаптацию ребенка группы раннего возраста в детском саду.

    1. Охарактеризовать феномен адаптации как социально – психологический феномен.

    2. Выявить социально – педагогические методы работы, способствующие адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

    3. Осуществить практическую социально – педагогическую деятельность по адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

    4. Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

    Исследование проводилось с 20-ю родителями воспитанников группы раннего возраста детского сада № 389 г. Новосибирска.

    Задачи экспериментальной работы:

    Использовались следующие методы исследования:

    Встреча с родителями проходила непосредственно во время посещения детей детского сада.

    Родителям предлагалось ответить на вопросы анкеты «Адаптация ребенка в детском саду» (Приложение Б).

    По результатам обработки анкетных данных было выявлено состояние адоптации детей данной группы при посещении дошкольного образовательного учреждения, что отражено в таблицах 2.1-2.7.

    Таблица 2.1. С каким настроением ребенок ходит в ДОУ

    Варианты ответов Результаты
    Кол-во чел. %
    Ходит с удовольствием 50,6
    Не желает идти
    С вечера хочет идти 6,9
    Не желает идти утром 30,0
    По настроению (свой вариант ответа) 12,5
    Итого

    Как видно из таблицы 2.1, по мнению родителей, большинство детей посещает детское образовательное учреждение с удовольствием -10 человек-50,6%.

    Таблица 2.2 Что в большей степени влияет на нежелание ребенка посещать ДОУ

    Варианты ответов Результаты
    Кол-во чел. %
    Не соответствие домашнего режима с режимом в детском саду 6,9
    Некаждодневное посещение 24,7
    Близкие взаимоотношения родителя и ребенка 30,0
    Ранний подъем (другой вариант ответа) 38,4
    Итого

    По опросу родителей, как видно из таблицы 2.2, в большей степени влияет на нежелание ребенка посещать ДОУ ранний подъем (8 чел.) 38,4%, близкие взаимоотношения родителя и ребенка (6 чел.) 30%, а так же некаждодневное посещение (5 чел.) 24,7%.

    Таблица 2.3 Кто, по вашему мнению, может помочь успешно адаптироваться вашему ребенку в ДОУ

    Варианты ответов Результаты
    Кол-во чел. %
    Родитель
    Воспитатель и младший воспитатель 6,9
    Совместные усилия воспитателей и родителя 93,1
    Итого

    Как видно из таблицы 2.3, успешно адаптироваться ребенку в ДОУ могут помочь совместные усилия воспитателей и родителя.

    На этот вопрос положительно ответили 19 родителей — 93,1 %.

    Таблица 2.4 Что вы думаете о ДОУ

    Варианты ответов Результаты
    Кол-во чел. %
    образовательное учреждение, где ребенок развивается 6,9
    место, где дети под присмотром
    подготовка ребенка к общению с другими детьми и социализации в целом 93,1
    другой вариант ответа
    Итого

    Как видно из таблицы 2.4, по мнению родителей, на ребенка в большей мере влияет подготовка ребенка к общению с другими детьми и социализации в целом (15 чел.) 93,1%.

    Таблица 2.5 Подготавливали ли вы своего ребенка к поступлению в ДОУ

    Варианты ответов Результаты
    Кол-во чел. %
    Да 45,2
    Нет 5,2
    Не акцентировали внимание на этом 49,6
    Итого

    По данным таблицы 2.5, мнение родителей явно разделились. Занимались подготовкой ребенка к детскому саду – 10 чел.(45,2%), 16 чел. Не акцентрировали на этом внимание – 49,6%.

    На вопрос: «Как повлияет на привыкание ребенка к детскому саду его отсутствие по причине болезни?» был допустим свободный вариант ответа.

    — Каждый раз как первый раз.

    — Сложно ребенку привыкнуть к режиму детского сада.

    — Отвыкает, потом не очень хочет идти в детский сад.

    — Пока болеет хочет в детский сад.

    — За период болезни отвыкает и капризничает.

    — Увеличивается желание идти в дс при условии не раннего подъема утром.

    — Отличается более агрессивное поведение в группе, отбирание игрушек, ссоры с детьми.

    — Уже привык, скучает и просится в детский сад.

    — Возвращаемся к периоду привыкания заново.

    — Ребенок отвыкает от детского сада.

    — Адаптация начинается с нуля.

    — Не возникло проблем, наоборот скучает по дс.

    Таблица 2.6 Как относитесь к тому. Если родитель привел ребенка в детский сад с признаками простуды или гриппа

    Варианты ответов Результаты
    Кол-во чел. %
    С пониманием т.к. многие дети болеют в период адаптации, и в детском саду есть медицинский работник 48,9
    Категорически отрицательно 35,2
    В зависимости от степени болезни, если сильно то отрицательно (свой вариант ответа) 15,9
    Итого

    По данным таблицы 2.6 мнения родителей разделились. 8 человек относится с пониманием т.к. многие дети болеют в период адаптации, в детском саду есть медицинский работник (48,9%). 7 человек относятся категорически отрицательно (35,2%).

    На вопрос: «Как может помочь своему ребенку родитель, что бы легче и быстрее ребенок привык ходить в детский сад?» был допустим свободный вариант ответа.

    — Настраивать ребенка на детский сад.

    — Получение положительных эмоций, узнавание чего-то нового.

    — Уделять максимум внимания ребенку по возвращению из детского сада домой.

    — Настраивать ребенка на положительные эмоции.

    — Подбадривать, успокаивать, поддерживать.

    — Организовать режим как в детском саду.

    — Прогуливаться возле детского сада.

    — Находиться вместе с ребенком в группе первое время и обыгрывать день детского сада дома.

    — Общаться с ребенком на тему детского сада. Говорить что там хорошо, много детей, много игрушек и то что мама обязательно вернется за ребенком.

    — Проводить позитивные беседы в дружественной манере о детском саде, о воспитателях и детях, соблюдать режим дс дома.

    — Акцентировать внимание ребенка на положительных моментах детского сада, вкусная еда, детское окружение и т.д.

    — Поощрять первые успехи во всем, рисование, лепка и прочее.

    — Говорить ребенку, что его ждуть дети и воспитатели, без него будет скучно играть и они скучают.

    — Разговаривать с ребенком, рассказывать, как другие дети ходят в дс, сколько нового они там узнают, как там интересно и т.д.

    — Не пропускать детскй сад не по причине болезни.

    — Говорить только хорошее о детском саде. Проводить беседы, игры в дс.

    — Дать понять ребенку что угрозы безопасности без мамы у него нет, положительно настраивать на детский сад.

    Таблица 2.7 Испытываете ли вы тревогу оставляя ребенка в ДОУ

    Варианты ответов Результаты
    Кол-во чел. %
    Первое время. Да 78,4
    Нет, т.к. ребенок не беспокоился и не плакал 15,2
    Да 6,4
    Итого

    Как видно из табицы 2.7 первое время, родители испытывают тревогу за ребенка-14 человек (78,4%).

    По мнению родителей, готовы к поступлению в детский сад 26,3% детей, условно готовы — 52,6%, не готовы — 21,1%.

    Таким образом, у большинства детей отмечается не достаточный уровень готовности к условиям ДОУ. Уровень подготовки детей к дошкольному учреждению, выявленный на основе анкетирования родителей и наблюдений за детьми, можно охарактеризовать, как средний, так как преобладает оценка «условно готов».

    Беседа с воспитателями показала, что при поступлении ребенка в детский сад педагоги использовали формы организации общения как индивидуальные, так и фронтальные.

    В индивидуальных беседах с родителями выясняли условия жизни ребенка в семье, состояние его здоровья, привычки, особенности характера, режим, взаимоотношения между взрослыми членами семьи; знакомили с сотрудниками детского сада, которые будут работать с детьми; рассказывали о режиме дня детей в детском саду.

    Достаточно полно использовалась наглядная информация для родителей. В нее включалось следующее:

    — Визитная карточка учреждения с указанием направления его деятельности и программы работы, дополнительных услуг.

    — Информация о достижениях (дипломы, грамоты как сотрудников учреждения, так и детей).

    — Стенд о правах и обязанностях родителей, который содержит краткие выдержки из нормативно-правовых документов от международного до локального уровня (Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Закон об образовании и другие).

    — График работы сотрудников с детьми и родителями (с указанием фамилии, имени, отчества сотрудника).

    Стенд наглядной информации для родителей оформлен в едином стиле, не перегружен материалом, отличается хорошим оформлением, простотой и логичностью изложенного материала.

    Период адаптации детей в присутствии родителей длится до двух недель, постепенно снижая интенсивность их участия в деятельности ребенка, одновременно прослеживая адекватность и компетентность действий воспитателя.

    Результат констатирующего эксперимента показал, что в дошкольном учреждении созданы условия для организации процесса адаптации детей к детскому саду, но их следует обновлять и расширять при помощи новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения.

    В детском саду попытки решения проблемы адаптации в основном сводятся к рекомендациям родителям максимально приблизить режим дня ребенка к режиму дошкольного учреждения. Кроме того, у некоторых воспитателей сложилось упрощенное представление об эмоциональных реакциях детей, впервые пришедших в детский сад. Они считают, что плач и капризы — результат избалованности и изнеженности в семье. Такое мнение может стать следствием негативного отношения ребенка у детскому саду.

    На длительность и характер адаптации особое влияние оказывают такие факторы, как социальный и эмоционально-психологический. При прохождении острой фазы адаптационного периода в дошкольном учреждении у детей преобладает уровень адаптации средней тяжести, уровень адаптации также средний.

    Для определения успешности адаптации детей мы использовали методику, предложенную А. Остроуховой. Наблюдая за процессом адаптации и внося данные своих наблюдений в специальный протокол, воспитатель делает вывод о результате адаптации каждого ребенка.

    Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит.

    Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации.

    Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования даются краткие характеристики разных оценок (+1, +2, +3, 0, -1, -2, -3).

    Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации. Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в дошкольном образовательном учреждении) или быть сколько угодно долгим.

    Уровень адаптации выводится из взаимодействия продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

    Таблица 2.8 Уровень адаптации детей к дошкольному учреждению

    Адаптация Сроки (А) Поведенческие реакции (П) Уровни адаптации
    Легкая От 5 дн. до нед. +12…+8 А-1 и П-1 А-1 и П-2 высокий
    Средняя От 15 дн. до 3 нед. +7…0 А-1 и П-3 А-2 и П-2 средний
    Усложненная От 25 дн. до 5 нед. -1…-7 А-2 и П-4 А-3 и П-3 сложный
    Дезадаптация Более 5 нед. -8…-12 А-3 и П-4 А-4 и П-4 дезадаптация

    Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации.

    1) Эмоциональное состояние ребенка.

    +3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

    +2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

    +1 Иногда задумчив, замкнут.

    Легкая плаксивость, хныканье.

    Плачет за компанию; плач приступообразный.

    Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.

    2) Социальные контакты ребенка.

    +3 Много друзей, охотно играет с детьми.

    +2 Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.

    +1 Безучастен к играм; отстранен, замкнут.

    Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

    Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

    Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

    +3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

    +1 Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.

    Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

    Засыпает с плачем, долго беспокоен во сне.

    +3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

    +2 Нормальный аппетит, ест до насыщения. Сон спокойный.

    +1 Аппетит выборочный, но насыщенный. , но недолго.

    Отвергает некоторые блюда, капризничает.

    Приходится следить за тем, чтобы он ел, ест долго, неохотно.

    Отвращение к еде, кормление мучительно.

    Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

    — охотное общение с другими детьми,

    — адекватная реакция на любое предложение воспитателя,

    — нормальное эмоциональное состояние.

    Результаты анализ адаптационной карты детей представлены в таблице 2.9.

    Результаты показали, что высокий уровень адаптации выявлен у 36,8% детей, средний — у 47,4%, сложный — 10,5%, дезадаптация наблюдается у одного ребенка, что составляет 5,3%.

    Таблица 2.9 Уровень адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

    Уровень Число детей %
    Высокий (до 1 недели) 36,8
    Средний (до 3 недель) 47,4
    Сложный (до 5 недель) 10,5
    Дезадаптация (более 5 недель) 5,3

    Таким образом, результаты диагностики адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ показали, что выявлена группа детей, которые не адаптировались к детскому саду, период адаптации превысил 4 недели. С этими детьми необходимо проводить работу с учетом индивидуальных особенностей с привлечением родителей.

    источник