Меню Рубрики

Анализ пейзажа 3 главе отцы дети

Основная тема литературного произведения «Отцы и дети» — борьба непримиримых сословий: либерального дворянства и революционно настроенной демократической молодежи. Этот конфликт отражается уже в самом названии романа. И вот, чтобы ярче и понятнее раскрыть всю эту смысловую нагрузку, Тургенев использует природу, которая является живым образом и как бы еще одним очень важным и решающим героем в произведении «Отцы и дети». Роль пейзажа в романе очень любопытна и интересна. Вообще, русская природа в литературе к тому времени уже заняла свое прочное место. Тургенев, как человек наблюдательный и знающий в этом вопросе толк, очень подробно и верно описывал пейзажи, благодаря им он создавал необходимую психологическую и эмоциональную нагрузку.

Первое описание природы встречается во время поездки главных героев в Марьино. Этим Тургенев показывает, что творится в дворянских имениях. Ведь проблемы были не только в Кирсановских деревнях, но и по всей России. Мужики выглядели исхудалыми и потрепанными, коровы — отощавшими, они жадно щипали траву. Посреди красного дня встал призрак белой и безотрадной зимы с метелями и снегами. Жизнь бедного крестьянина автор ассоциирует с бесконечной и безрадостной зимой.

После того как писатель написал этот свой литературный шедевр, многие критики задумались над тем, чем было обусловлено его создание. «Отцы и дети» — творение, описывающее события, происходящие в 1861 году – в эпоху крепостного права, как раз перед его отменой.

Весь пейзаж романа не только социален, но и психологичен. Через обращение к природе воссоздается внутренний мир человека и яснее передаются его мысли и переживания. Такие приемы буквально на каждом шагу использует Тургенев в своем произведении «Отцы и дети». Описание природы позволяет ему воспроизвести самые тонкие и наиболее важные черты характеров своих героев. Он пишет, например, про Аркадия, что пока тот размышлял, весна набирала свое, кругом все зеленело, лоснилось и волновалось от теплого ветерка, тут же звонко заливались жаворонки. От этого у Аркадия ослабевали его размышления, он сбросил шинель, посмотрел на отца так же, как когда-то, своим веселым мальчишеским взглядом, и тот обнял его.

Тургенев великолепно противопоставляет пейзаж в день дуэли («славное и свежее утро») трагической развязке, и показывает противоестественность такой глупой смерти. Этим он подчеркивает, суетность люди перед величием и красотой природы. Пейзаж здесь становится символом истинной жизни. Особенно сильно это проявляется на кладбище у могилы Базарова.

Ну а теперь, пожалуй, надо приступить к описанию сюжета — буквально в нескольких словах, чтобы было более понятно, о чем же там идет речь. В произведении «Отцы и дети» главные герои представляют собой русское общество, в котором начинает формироваться новый тип передовых людей, разночинцев-демократов, которые прониклись горячим стремлением изменить существующий строй в России.

Начинаются «Отцы и дети» (краткое содержание по главам расскажет об этом) с того, что в первой части Кирсанов Николай Петрович, живущий в своем имении Марьино, ждет возвращения сына, который едет домой не один.

Во второй главе Аркадий знакомит отца со своим другом. И представляет Евгения Базарова как простого человека, с которым можно обращаться, не церемонясь и не стесняясь.

Что любопытно в произведения «Отцы и дети», пейзаж в 3 главе как нельзя более точно описывает состояние героев. Отец очень рад встрече, сын постоянно посматривает на своего друга Базарова Евгения Ильича (студента-нигилиста, который учится на доктора) и даже боится, чтобы тот не услышал его размышления о необыкновенной красоте природы. Ведь Евгений считал природу не храмом красоты, которым можно любоваться, а мастерской, где должен орудовать человек для своей и общественной пользы. Базаров в вопросах нигилизма является наставником своего друга-однодумца и выступает против традиционных консервативных взглядов своих родителей и либерализма братьев Кирсановых — отца и дяди Аркадия.

Николаю Петровичу Тургенев очень симпатизирует, и описанная им его беседка, «разросшаяся и благоухающая», говорит о чистоте, мягкости и романтичности его души.

А вот сад Одинцовой с ровными аллеями, стрижеными елочками и высаженной оранжереей создает впечатления искусственности жизни, для нее она однообразна и размерена.

Базаров в разговоре с ней сравнивает людей с деревьями. И сам вспоминает о детстве и об осине на краю ямы. Это дерево стало его двойником — гордым, одиноким и очень озлобленным. В общем, можно сразу невооруженным глазом заметить, что все герои романа проверяются их отношением к природе. И ведь не зря Базарова так потянуло к Одинцовой, как оказалось, у них много общего.

В произведении «Отцы и дети» краткое содержание по главам постепенно дает четкую картину раннего весеннего пробуждения природы, которая вносит в повесть бодрую ноту и надежду на скорейшее обновление. И как бы ни был радостен пейзаж, значение наступающей весны в героях разных поколений проявляется по-разному. Аркадий просто рад чудесному дню, отец его Николай Петрович цитирует стихи Пушкина, все его мысли связаны с «дорогой воспоминаний» из прошлого. Этот образ дороги будет проходить через все повествование сюжета.

Пейзаж будет постоянно передавать ощущение простора, а не замкнутого пространства. Ведь совсем не зря герои постоянно путешествуют. Сразу возникает перед глазами образ России и великолепное стихотворение Тютчева «Эти бедные селенья».

Что касается произведения «Отцы и дети», роль пейзажа в романе весьма значительна. Надо отметить, что именно природа поставила последнюю точку в повествовании. Она как бы подводит итоги жизни всех героев. В эпилоге представлено описание пейзажа деревенского кладбища, оно стало окончательным доказательством того, что теория Базарова потерпела крах, его принципы оказались несостоятельными и будут скоро погребены. Вот только природа будет всегда напоминать о «вечности, спокойствии и примирении».

Очень четко это прописывает Тургенев в произведении «Отцы и дети». Роль пейзажа в романе огромна, немного позже писатель с помощью своих излюбленных приемов раскроет личность Базарова, и тот проявится в своей истинной натуре. Итог жизни Базарова очень печален. Он влюбится во вдову, богатую помещицу Одинцову, а потом, заразившись тифом, умрет.

В произведении «Отцы и дети» цитаты говорят сами за себя. Базарову природа как бы мстит за его неправильное понимание, однако когда герой неважно себя чувствовал, «он отправлялся в лес и ходил по нему большими шагами, ломая попадавшиеся ветки и браня вполголоса и ее, и себя…». Однако Тургенев показывает, что он не совсем пропащий человек, поскольку не утратил чувства прекрасного.

Одинцова практически равнодушна к природе, как и Базаров, она гуляет по саду только потому, что это для нее привычное дело. А вот для Николая Петровича природа является источником вдохновения. Катерина и Аркадий — молодые и беззаботные, они буквально по-детски влюблены в нее. Хоть Аркадий и пытается это всячески скрыть, но истина слишком очевидна.

Фенечка на фоне летнего пейзажа выглядит «свеженькой». Базаров хоть и отрицает красоту окружающего мира, но на подсознательном уровне един с ним. Чтобы понять себя, он идет гулять в лес, там он злится и негодует. Природе он может довериться, именно она становится невольным свидетелем его переживаний.

В повести «Отцы и дети» цитаты воспоминаний из детства главного героя Базарова позволяют лучше понять его душу, в разговоре с отцом он вспоминает: «Я, как подъезжал сюда, порадовался на твою березовую рощицу, славно вытянулась». Здесь он показывает, что его душа еще не так черства, как он хочет показать.

Тургенев здесь показывает, как сильно, глубоко и мощно действует природа на человека, являясь источником его мыслей, чувств и настроений.

источник

Композиционная роль пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Композиция — построение всего произведения (сюжеты, внесюжетные элементы и вопрос о том, кто ведет повествование и кого можно считать выразителем авторской позиции).

Время в романе разворачивается линейно (действие затрагивает два месяца 1859 года), и только история любви Павла Петровича идет как вставная, не входит в сюжет.

Композиция произведения кольцевая, так как главный герой Евгений Базаров два раза проходит по одному и тому же пути: Марьино — Никольское — дом родителей. Этот маршрут помогает понять контраст между героем первой половины пути и героем второй. Базаров, сталкиваясь с реальностью, понимает, что теория его не универсальна, но все равно пытается бежать от всего, что не вписывается в ее рамки, скрыться за ней от переменчивой действительности.

В романе присутствуют три крупные пейзажные зарисовки, в которых можно увидеть проявление авторской позиции. Выражается она в основном косвенным способом, например в XI главе с помощью пейзажа читатель может понять позицию Николая Петровича.

Авторская позиция выражается в том, как построен сюжет. Тургенев следует принципу объективности: он редко пользуется прямым авторским словом, показывая по возможности своих героев со всех сторон. Здесь автор пользуется скрытыми приемами, например, сцена дуэли показана глазами Базарова, хоть и дана от автора. Роман написан как повествование от третьего лица, но за фигурой повествователя стоит сам автор. Нет смены рассказчиков, как у Лермонтова в «Герое нашего времени», нет лирического голоса автора, как в «Евгении Онегине» Пушкина или «Мертвых душах» Гоголя.

В третьей главе читатель встречает первый в романе пейзаж — описание окрестностей дороги в Марьино: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными». Здесь автор будто рисует два пейзажа. Первый — реальный: «обтерханные» мужики, обглоданные деревья, тощие коровы; а второй — родные края глазами Аркадия, который вдруг почувствовал себя «молоденьким мальчиком»: все «золотисто зеленело», «заливались жаворонки» и колосилась рожь.

Для Тургенева очень важным было то, что Аркадий может отдаться общему движению жизни. Для него важно и чувствовать, и мыслить, ведь жизнь всегда берет свое, она богаче и больше, чем все теории, чем все, что люди про нее думают.

Пейзаж в романе во многом играет композиционную роль. В этом эпизоде природа помогла снять неловкость между отцом и сыном, возникшую из-за разговора о Фенечке. Тургенев — великолепный пейзажист, зарисовки природы у него получаются одновременно и реалистические, и в высшей степени поэтические. Как у А. С. Пушкина, у Тургенева соотносятся жизнь природы и людей, например, Базаров, в отличие от Николая Петровича и Аркадия, не видит красоту природы, считает, что природа «не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

После прочтения описания природы, данного в XI главе, кажется, что автор понимает природу так же, как и Николай Петрович: всматриваясь в детали, замечая нюансы, тонко чувствуя звуки и запахи, герой как бы рассуждает о том, что совершенно невозможно «не сочувствовать природе». Вечерняя природа необычайно радует глаз, и даже заплата на плече у мимо проезжающего мужика смотрится органично в общей картине. Даже скучные бледно-зеленые стволы осин преобразились, потому что «солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен».

Тургенев пишет даль синим, как на полотнах художников или в фольклоре: здесь проявляется непосредственная авторская близость и любовь к природе. Можно сказать, что с помощью этой пейзажной зарисовки Тургенев полемизирует с Базаровым. Тургенев показывает, как Базаров обкрадывает себя, когда демонстрирует лишь утилитарный подход к природе (стремится увидеть в природе только пользу). Для автора великую ценность имеет то, что человек может так сильно чувствовать и так хорошо понимать природу, как Николай Петрович.

Утренний пейзаж перед дуэлью автор описывает отрывисто и легко, стремясь передать энергию и обаяние молодого дня. Для этого он прибегает к уменьшительно-ласкательным вариантам: «тучки», «барашки», «паутинки» — все это добавляет легкости и свежести описываемому пейзажу.

Но главный пейзаж романа находится, несомненно, в XXVIII главе, которая выполняет функции эпилога (начинается словами «Прошло шесть месяцев»). Заканчивается роман описанием заброшенного кладбища: «… оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты». Этот пейзаж перекликается с тем реалистическим вариантом описания земель Кирсановых, который Тургенев дает в самом начале романа. Автор пишет, как к одной из могил «приходят два уже дряхлые старичка», и показывает это как что-то естественное и вечное. Для Тургенева здесь важно подчеркнуть, что любовь вечна, что она побеждает даже смерть. Для того чтобы утвердить эту мысль, автор цитирует Пушкина: словосочетание «равнодушная природа» взято из стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Это стихотворение было написано в 1829 году: в тот период Пушкин много думал о смерти и пытался понять, как имеет смысл принять этот закон жизни и как к нему относиться.

Удивительно то, что все остальные герои живы, но только к умершему Базарову Тургенев привязывает идею вечного примирения и «жизни бесконечной».

источник

Природа и человек довольно тесно связаны друг с другом. В художественных произведениях писатели используют описание природы, её влияние на героев, чтобы глубже раскрыть их поступки, душу.

Как и во всех произведениях Тургенева, пейзаж в “Отцах и детях” приобретает важное значение. Так, начальный пейзаж романа, изображающий бедность, нищету, запустение (“Речки с обрывными берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики… и церкви… с обвалившеюся кое-где штукатуркою… и разоренными кладбищами…”), как бы подводит к мысли о необходимости уничтожения тех порядков, которыми порождена эта бедность и запустение.

И в той же главе картина весеннего пробуждения природы вносит в роман светлую, бодрую ноту надежды на лучшее. Автор показывает приподнятое настроение Николая Петровича Кирсанова, мечтающего о сближении с сыном, соотнося приезд Аркадия с наступлением весны:”Всё кругом золотисто зеленело и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка, всё – деревья, кусты и травы.”

И. С. Тургенев мастерски использует картины природы для выявления, подчеркивания какой-либо особенности в характере героя.

Молодой Кирсанов, старающийся подражать своему другу Базарову, строит из себя взрослого мужчину. На самом деле, Аркадий мягкий, нежный молодой человек. Он стоит близко к природе, понимает и чувствует её. Забывшись, Аркадий любуется полями, заходящим солнцем и задумчиво спрашивает Базарова:”И природа пустяки?” На что его друг отвечает:”Пустяки, в том значении, в каком ты её понимаешь.”

Молодой Кирсанов очень схож со своим отцом, Николаем Петровичем, который тоже мечтатель, но не скрывает этого. Кирсанов-старший любит почитать Пушкина, поиграть на виолончели, над чем иронизирует Базаров. У Николая Петровича есть в саду любимая беседка, где он нередко сидит, любуясь природой, размышляя. Кирсанов удивляется, как можно “не сочувствовать художеству, природе…” Он видит великолепный пейзаж: освещенную заходящим солнцем рощу, бледное голубое небо, и его охватывает воспоминание, мечта, перед ним встает образ умершей жены, ностальгия по прошлому мучает его. У Николая Петровича слёзы на глазах, он поднимает их к небу и любуется светлыми звездами. Мы сочувствуем этому человеку, понимаем его. Этим эпизодом автор окончательно раскрывает нам романтическую натуру Николая Петровича. Тургенев показывает, как глубоко и сильно действует природа на человека, являясь источником его настроений, чувств, мыслей.

Читайте также:  Анализы при дерматите у детей

Полной противоположностью своему брату является Павел Петрович. В тот же вечер, когда Николай Петрович придаётся воспоминаниям, он тоже прогуливается в саду и глядит на звёзды, но они не вызывают у него никаких эмоций. «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа». Природа здесь – тонкий лирический комментарий к тягостному безысходному состоянию Павла Петровича, которому «жить… тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает».

Пейзаж у Тургенева включен в систему нравственных отношений людей. Нелепость, вздорность затеянной Базаровым и Павлом Петровичем дуэли оттеняется

описанием «славного, свежего» утра: «…маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной глазури, мелкая роса высыпала на листьях и травах, блестела серебром на паутинках; тёмная зелень, казалось, ещё хранила румяный цвет зари; со всего неба сыпались песни жаворонков».

Мастерство Тургенева художника ощутимо проступает в том, что он использует картины природы для передачи психологических нюансов в ощущениях персонажей.

Базаров – главный герой романа. Это противоречивая личность: с одной стороны – всё отрицающий нигилист, но в то же время – скрытый романтик, в чём боится признаться даже самому себе. В одном из разговоров с Аркадием Базаров замечает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», а всякое другое её восприятие «пустяки». Он считает, что в окружающем мире нет ничего таинственного, непостижимого и неподвластного человеку. Сирень и акацию называет «добрыми ребятами» и искренне, по-хозяйски радуется, что принялась берёзовая роща – природа должна приносить пользу, в этом её назначение.

Базаров лишь собирает лягушек, заставляя деревенских ребятишек лазать за ними в болото, и больше никак с природой не соприкасается.

Отрицая романтическое отношение к природе как к храму, Базаров сам попадает в рабство к низшим стихийным силам природной «мастерской». Он даже завидует муравью, который в качестве насекомого имеет право «не призывать чувства сострадания, не то что наш брат, самоломанный». В горькую минуту жизни даже чувство сострадания Базаров склонен считать слабостью, аномалией, отрицаемой «естественными» законами природы.

Вероятно, были в глубинах его души ростки романтизма, которые Евгений не смог заглушить. Мы видим их, когда он влюбился в Одинцову и с негодованием обнаружил мечтателя в самом себе. В этот момент нигилист ищет рядом с природой одиночества, «ломая попавшиеся ветки и браня вполголоса и её и себя». Базаров ненавидит свой «глупый романтизм», презирает его.

Трудный, внутренний процесс познания истинной любви заставляет Евгения по-новому почувствовать природу.

Фон, на котором происходит объяснение Базарова с Одинцовой, — поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется в восприятии Евгения. Это на него глянула тёмная, мягкая ночь, это ему ночная свежесть казалась «раздражительной», это ему слышалось таинственное шептание. Базарову, материалисту, ученому-биологу, шелест листьев, ночные шорохи кажутся таинственными. Романтическое чувство высокой любви озаряет новым светом окружающий мир.

С покоряющей задушевностью нарисовал Тургенев зарождающееся чувство любви двух героев: Аркадия и Кати. Прекрасен пейзаж морозного зимнего дня их свадьбы: «Стояла белая зима с плотными, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок». С помощью эпитетов «белая» зима, «розовый» иней автор передаёт радостное настроение молодожёнов, решивших навсегда связать свои судьбы в браке.

Картины природы в «Отцах и детях» – это ещё и самостоятельный образ родины, образ родины, образ России. Символизируя родину, пейзаж у Тургенева выражает идею мироздания, идею вечного движения жизни, красоты бытия.

Лирической печалью и скорбными раздумьями проникнут заключительный пейзаж романа: описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. В это описание Тургенев внес свою оценку героя и его дела. С любовью и искренней болью говорит писатель о Евгении и в то же время пейзажем утверждает мысль о том, что «страстное, грешное, бунтующее сердце» его героя билось во имя временных, переходящих целей: цветы, растущие на могиле Базарова, «говорят… о вечном примирении и о жизни бесконечной». Смерть неизбежна и для титанической личности. Законы природы вечны.

источник

Цель работы: выявить особенности использования пейзажа в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Комаровская школа»

Функции пейзажа в романе И.С.Тургенева

Функции пейзажа в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Роль пейзажа в русской литературе.

Новаторство И.С. Тургенева в использовании пейзажа.

Эпоха 60-годов XIX века, отображённая в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Основные функции пейзажа в романе И.С.Тургенева «Отцы дети»

«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами, не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том вечном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной», — читаем мы финальные строки романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Мы закрываем это удивительное произведение с противоречивыми чувствами. С одной стороны — нам искренне жаль главного героя, Евгения Базарова, с другой – мы не можем разделять его взгляды на природу, искусство, любовь. Так что же мы на стороне « отцов»? Кажется, что замысел автора нами не совсем понят. Поэтому возникло желание ближе познакомиться с эпохой Тургенева, с философскими взглядами писателя на преемственность между поколениями, с понятием «нигилизм».

Творчество И.С.Тургенева занимает одно из главных мест в русской литературе. Его произведения дают нам возможность познакомиться не только с эпохой 40-60 годов 19 века, но и заставляют задуматься над важными нравственными ценностями, которыми живёт человек во все века. Многие исследователи – литературоведы обращались к творчеству Тургенева. П.Г.Пустовойт в своих комментариях к роману «Отцы и дети» анализирует различные стороны произведения. Интересны мысли Ю.В. Лебедева, изложенные в книги «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Несмотря на то, что упомянутые произведения относятся к 80-ым годам прошлого века, они могут быть интересны и нам, современным читателям.

Мне хотелось посмотреть на роман «Отцы и дети» с позиции современного читателя.

Многие исследователи отмечали, что тургеневский пейзаж занимает важное место в понимании произведения, помогает читателю понять чувства и переживания героев произведений. Также отмечается, что картины природы символичны, часто связаны с вечными темами и мотивами, с мыслями о жизни и смерти.

Так родилась идея этой исследовательской работы «Функции пейзажа в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Актуальность работы : анализ картин природы (пейзажей) в романе «Отцы и дети» позволит понять взгляды И.С.Тургенева на преемственность культурных ценностей в ходе смены одних поколений другими.

Цель работы: выявить особенности использования пейзажа в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети »

  1. Изучить функции пейзажа в произведениях литературы.
  2. Познакомиться со своеобразием использования картин природы в произведениях И.И.Тургенева.
  3. Изучить эпоху, в которую создавался роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», взгляды писателя на происходящие события 60-х годов 19 века.
  4. Проанализировать картины природы в романе «Отцы и дети» с точки зрения отображения взглядов писателя на эпоху, на вечные ценности, а также раскрытия характера героя романа «Отцы и дети».

Гипотеза: анализ пейзажей романа И.И.Тургенева «Отцы и дети» позволит понять замысел автора, идею произведения.

Объект исследования: роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Предмет исследования : картины природы (пейзажи) в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

  1. Выбор темы, определение цели, задач, выдвижение гипотезы.
  2. Изучение литераторы, определение теоретических основ.
  3. Анализ текстов, выводы.
  4. Оформление работы.

1 .Роль пейзажа в русской литературе.

Пейзаж (фр. le paysage от le pays – страна, местность) – изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля и метода автора.

Впервые это понятие зародилось в живописи, где утвердился как самостоятельный художественный жанр в ХVII веке. А вот в литературе стал использоваться позднее. В фольклоре и древней литературе силы природы олицетворялись, такие описания природы получили название внепейзажные образы природы. Пейзажа как объективно-реального изображения природы до XVIII века в литературе не было. Он возникает только в тот момент, когда описание природы воссоздает внутренний мир человека.

Пейзаж в словесном искусстве играет важную роль. Это зеркало потаённых желаний, чувств, мыслей автора, персонажей произведения, состояния их души, которое даётся в эмоциональном изображении через картины природы. Пейзаж играет важную композиционную роль, но в то же время не всегда перекликается с внутренними душевными движениями. Часто он служит внешним фоном, который отбрасывает отсвет на жизнь персонажей.

Можно выделить несколько функций пейзажа в литературном произведении:

  1. Пейзаж создаёт атмосферу соответствующую эпизоду, подготавливает читателя к будущим событиям.
  2. Помогает читателю понять героя, его внутренний мир. Позволяет нам понять, что за человек пред нами, чего от него ждать в дальнейшем.
  3. Пейзаж передаёт душевное состояние героя. То, что он видит или не видит, говорит о его внутреннем состоянии, о его переживаниях и волнениях.

Существует множество литературоведческих исследований, посвящённых пейзажу в творчестве отдельных писателей (А.А. Ачатова «Пейзаж в дореволюционных рассказах И. Бунина», Г.Б. Курляндская «Пейзаж И. Тургенева и Л. Толстого», В.Ф. Саводник «Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова, Тютчева», С.М. Соловьёв «Изобразительные средства в творчестве Достоевского» и др.).

Таким образом, пейзаж – это тот инструмент, который создаёт вторую реальность, обнажая все движения души и сердца, передаёт идеи и мысли писателя.

Глава. 2. Новаторство И.С. Тургенева в использовании пейзажей.

И.С.Тургенев по праву признан одним из выдающихся пейзажистов не только в русской, но и мировой литературе. В его произведениях мы, читатели, сталкиваемся с поэтическим описанием русской природы. Нас поражает зоркость, наблюдательность, жизненность тургеневских пейзажей.

Разнообразие пейзажных зарисовок имеет своё самостоятельное значение, они подчинены ключевой идеи произведения. Тургенев показывает, как природа воздействует на человека.

Характерная черта тургеневского пейзажа – это способность отображать душевный настрой и переживания персонажей.

Природа у писателя источник наслаждения и непостижимая сила, перед которой человек бессилен.

Следует отметить, что пейзаж играет большую роль в целостной структуре произведений. И.С.Тургенев определил свои методы создания пейзажа .

Тургенев вводит в произведения описания природы разнообразные по содержанию и построению: это и общие характеристики природы, и виды местностей, и собственно пейзажи. Также И.С. Тургенев прибегает и к пейзажным штрихам (кратким упоминаниям о природе), которые позволяют читателя дорисовывать задуманное автором природоописание. Создавая пейзажи, писатель отображает природу во всей сложности процессов и в многообразных связях с человеком. Его пейзажи предельно реалистичны и материалистичны. Автор руководствовался при создании пейзажа и собственными философскими взглядами на природу и отношениями к ней человека.
В монографии «Природа и человек в русской литературе XIX века» В.А. Никольский заметил: «. Тургенев декларирует. независимость природы от человеческой истории, внесоциальность природы и ее сил. Природа вечна и неизменна» (4. Стр.100) .

Далее В.А.Никольский отмечает, что у Тургенева природе противостоит человек, также рассматриваемый вне конкретных исторических условий его существования.

Для И.С.Тургенева пейзаж не только фон для развития действия, но одно из главных средств характеристики персонажей. Философия природы с наибольшей полнотой выявляет особенности мировоззрения и художественной системы автора. Природа в произведениях Тургенева разнообразна: проста, открыта в своей естественности, бесконечно сложна в проявлении стихийных, часто враждебных человеку сил. Однако в счастливые минуты она для человека – источник радости, бодрости, высоты духа и сознания.

Иван Сергеевич Тургенев в своем творчестве выразил свое отношение к природе как душе России. Человек и мир природы в произведениях писателя выступают в единстве, независимо от того, изображаются ли степи, звери, леса, реки, душевные переживая героев или мысли самого писателя о мироустройстве.

3 глава. Эпоха 60-годов XIX века, отображённая в романе

И. С. Тургенев жил в эпоху интенсивного, ускоренного развития России. Писателю довелось быть свидетелем кризиса дворянской революционности 20-30-х годов, он видел борьбу двух поколений революционно-демократической интеллигенции 60-х и 70-х годов, борьбу, приносившую всякий раз не радость побед, а горечь поражений.

И.С.Тургенев разделял взгляды либерально – демократического крыла русского общественного движения. Его, бесспорно, восхищал героический энтузиазм русских революционеров, но он видел в них, по утверждению Ю.В.Лебедева, «трагических Дон-Кихотов», обречённых на погибель» (1стр. 4) и не верил в перспективы их деятельности. И.С. Тургенев чувствовал крайность шестидесятников, которая в романе «Отцы и дети» именуется «нигилизмом».

Что же такое нигилизм? В русской литературе этот термин впервые был употреблён Н.И.Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов» в 1829 году в качестве синонима скептицизм. Н.А.Добролюбов подхватил это слово, но только после выхода в свет романа «Отцы и дети» термин «нигилист» стал популярным. Во второй половине 19 века нигилистами стали называть молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный и общественный строй, а также отрицали религию , проповедовали материализм и атеизм , а также не признавали господствовавшие нормы морали (выступали за свободную любовь и т. п.). В частности, так называли революционеров – народников. Слово имело явную негативную оценку. Нигилистов изображали лохматыми, нечёсаными, грязными, а женщины были лишены всякой женственности.

Иван Сергеевич Тургенев в своём творчестве не мог обойти стороной самый животрепещущий вопрос общественной жизни: отмена крепостного права. Писатель был противником всяких радикальных преобразований, поэтому как либерал возлагал на реформу большие надежды.

Роман «Отцы и дети» был напечатан в 1862 году, после отмены крепостного права. Кто-то, едва притронувшись к роману, уже думает, что в нем будет разрешаться известный вопрос противоречий между поколениями, но на самом же деле Тургенева волнует совершенно другое…

Произведение написано на стыке двух эпох, и в нем показаны основные идеи и противоречия разночинцев-демократов и дворян. Борьба общественных сил в эпоху 60 годов,- вот что нашло отражение в образах романа, составила его исторический фон и сущность его основного конфликта. Тургенев увидел зарождающееся в России новое общественное движение и в романе отразил эту острую, непримиримую борьбу между двумя враждующими общественными лагерями-либералами и революционными демократами.

Тургенев изображает в «Отцах и детях» высшее общество семья Кирсановых, потомственных дворян-аристократов, и противопоставляет их убеждения и взгляды Евгению Базарову. На этом противопоставлении построен весь сюжет романа. Различия этих героев видны сразу же, даже при первом знакомстве. Одежда, внешний вид, манеры, речь-все в них различно. Весь роман полон маленьких и больших столкновений между Павлом Петровичем и Евгением, столкновений двух враждебных классов, и не на жизнь, а на смерть.

Мы видим, что Базаров обычно является победителем. Он умен и проницателен, однако в конце погибает. В ходе сюжета романа это смерть случайна, с точки зрения Тургенева неслучайна ничуть. Евгений считает себя нигилистом, т.е. человеком отрицающим старые порядки и принципы. «В теперешнее время полезнее всего отрицание», — говорит Базаров (5 стр.46). Он полагает, что старый мир попросту изжил себя и ему необходимы реформы. Однако чтобы провести эти реформы — надо все разрушить. Несовершенства общества происходят, как главный герой романа считает от дурного воспитания, от всяких пустяков, которые забивают голову, от безобразного состояния общества. Он хочет исправить это общество и создать его совершенным. Но совершенным лишь по его мнению… Ведь уже в эпизоде смерти он признается, что Родине он, в общем то и не нужен. А читатель это понимает, потому что на протяжении романа Евгений более чем часто находится во враждебной ему обстановке. Сам Тургенев хочет сказать нам, чтобы создать что-то новое — надо опираться на опыт прошлых поколений, а не разрушать все это как предлагает Базаров.

Читайте также:  Анализы при бронхиальной астме у детей

Таким образом, с умеренными общественно-политическими убеждениями Тургенева органически связаны его эстетические взгляды. В условиях дисгармонического века социальных потрясений и революционных катаклизмов он пытался удержать в своем творчестве эстетический идеал пушкинского, гармонического мироощущения.

4 глава. Анализ картин природы в романе И.С.Тургенева

Многие вопросы общественной жизни XIX ушли в прошлое, но роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» не престаёт волновать читателей. Почему так? Чтобы понять замысел писателя я решила обратиться к картинам природы и проанализировать их, потому что Тургенев как истинный художник постарался максимально использовать возможности пейзажей для создания своеобразного завещания потомкам.

Пейзажей в романе «Отцы и дети» мало, что несвойственно произведениям И.С.Тургенева, но каждый из них очень важен для понимания замысла автора.

Первый пейзаж читатель воспринимает как обыкновенный фон, на котором происходит действие. (см.приложение 1). Мы видим картину природы глазами Аркадия, приехавшего к отцу в имение Марьино из Петербурга.. Обращают внимание на себя ключевые слова: « небольшие леса, усеянные редким и низким кустарником», «речки с обрытыми берегами», «деревеньки с низенькими избенками», «исхудалые коровы». Сравнения в данном отрывке создают угнетающее впечатление: «как нищие в лохмотьях»,

«словно обглоданные». Данный пейзаж связан с идейным содержанием романа. Этот безрадостный вид рождает у Аркадия и у читателей мысли о «безотрадной, бесконечной зиме, с ее метелями, морозами и снегами». Однако Тургенев подготавливает почву для социального конфликта, ведь здесь представлена картина состояния крестьян современной для писателя России. Нужны ли преобразования в России? Конечно, нужны! Но в каком направлении двигаться?

На мой взгляд, данный пейзаж яркий пример противоречий в мировоззрении писателя. Тургенев был страстным врагом крепостного права, защитником просвещения и прогресса, он понимал бесперспективность социальных преобразований с помощью реформ. Однако насильственные преобразования также отвергались писателем. Следует отметить, что И.С.Тургенев с присущим ему патриотизмом стремился найти путь к свободе, справедливости, гуманности.

Следующий пейзаж звучит совсем по-другому: «Всё кругом золотисто зеленело и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка, всё — деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их головы в дымчатых ее волнах. » (5 стр.12). Радостная весенняя картины природы, и слова писатель использует яркие, нежные: золотисто зеленело, тихим дыханием, звонкими струйками. Весна в литературе всегда ассоциируется с пробуждением, с надеждой, с будущим.

Возникает надежда на то, что новые, молодые силы способны на радикальные преобразования, именно им принадлежит будущее России.

Так автор произведения верит, что после метелей и бурь будет светить яркое весеннее солнце.

Но данный пейзаж выполняет и ещё одну функцию: он дан читателю в восприятии Аркадия, что подчёркивает мягкость, впечатлительность его натуры с одной стороны, с другой – поверхность нигилистических взглядов. Стоит отметить тонкий психологизм этого пейзажа, так как он становится средством характеристики героя. Читатель подмечает противоречивость в герое, тем самым писатель подчёркивает цельность другого нигилиста – Евгения Базарова.

Далее И.С. Тургенев продолжает подчёркивать борьбу нигилистических взглядов с романтической натурой Аркадия: вот герой восхищается воздухом, чудным небом, пёстрыми полями. Но случайно брошенный взгляд на Базарова, заставляет Аркадия замолчать. Читателю открывается истинное положение дел.

Таким образом, данный пейзаж выполняет несколько функций:

  • Является средством «тайной психологии»;
  • Подготавливает читателя к дальнейшим событиям;
  • Передаёт мысли автора.

Следует отметить, что пейзажи в романе характеризуют почти каждого персонажа. Так следующая картина природы дана глазами Николая Петровича Кирсанова. После спора с сыном и его другом герой выходит в сад, он подавлен разъединением с сыном. Николай Петрович чувствует преимущество молодого поколения, но ему трудно во всём согласиться с ними. Он оглядывается: «Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля. Солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей. Ласточки летали высоко; ветер совсем замер; запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени. » (5 стр.53) Трудно не любоваться чудной картиной летнего вечера.

Тургенев не раз подчёркивал мечтательность, сентиментальность Николая Петровича, он настоящий эстет, поэтому Тургенев «доверил» ему этот пейзаж, с помощью которого писатель полемизирует с Базаровым, утверждающим, что «природа не храм, а мастерская» (5 стр.50). Грубому, материалистическому взгляду автор противопоставляет чудную картину летнего вечера.

Этот пейзаж не только характеризует героя (Николая Петровича), но и одновременно раскрывает взгляды самого автора произведения.

А вот отношения главного героя романа, Евгения Базарова, с природой сложны. Вначале природа для него — «пустяки», любование ее красотами, по его мнению, — это не что иное, как романтическая чепуха . Мы не встречаем ни одного пейзажа в его восприятии. И только любовь к Одинцовой меняет героя, делает его поэтом. Читатель ещё далек от страниц, на которых Базаров изображён романтиком, а пейзаж готовит его к новому повороту в сюжете (см. приложение 4 ).

Писатель «рисует» усадьбу Анны Сергеевны Одинцовой: «от желтой каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами и живописью al fresco над главным входом, представлявшею «Воскресение Христово» в «итальянском» вкусе», «смуглый воин в шишаке». За церковью с кое-где мелькающими трубами над соломенными крышами, «дом этот был также выкрашен желтою краской, и крышу имел зеленую, и белые колонны, и фронтон с гербом», «аллея стриженых елок вела к подъезду». Безусловно, данный пейзаж создаёт фон для последующих событий: объяснение между Одинцовой и Базаровым, изменения в судьбе героев. Он настраивает читателей на романтический лад. В то же время чувствуется какая- то искусственность, театральность, которая характеризует Одинцову, ведь читателю остаются не понятны её чувства к Базарову. Сад Одинцовой — “аллеи” стриженых елок, цветочные “оранжереи” — создает впечатление искусственной жизни. Действительно, вся жизнь этой женщины “катится, как по рельсам”, размеренно и однообразно. Образ “неживой природы” перекликается с внешним и духовным обликом Анны Сергеевны.

Симпатии читателей на стороне главного героя: Базаров вовсе не так сух и рационален, как это кажется на первый взгляд. Любовь к Одинцовой делает Базарова поэтом, и природа открывается ему своей неизведанной стороной. «Темная, мягкая ночь глянула в комнату с своим почти черным небом, слабо шумевшими деревьями и свежим запахом вольного, чистого воздуха», «. сквозь изредка колыхавшуюся штору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание». Этот пейзаж сопровождает объяснение героя с Анной Сергеевной.

Таким образом, мы можем отметить следующие функции данных пейзажей:

  • Создают фон;
  • Характеризует героев, показывает изменения в их восприятии мира;
  • Подготавливает читателей к дальнейшим событиям.

С образом Базарова связан и другой пейзаж романа. Это описание жаркого летнего полдня в деревне, где живут родители Евгения. «Настал полдень. Солнце жгло из-за тонкой завесы сплошных беловатых облаков. Все молчало, одни петухи задорно перекликались на деревне. да где-то высоко в верхушке деревьев звенел плаксивым призывом немолчный писк молодого ястребка. Аркадий и Базаров лежали в тени небольшого стога сена, подостлавши под себя охапки две шумливо-сухой, но еще зеленой и душистой травы» (5 стр.120).

Здесь для нас очень интересен разговор героев, сама тематика его. Базаров и Аркадий разговаривают о природе. Знаменательно, что талисманом героя была осина — дерево, на котором повесился Иуда, предавший Христа. Так в повествование вводится мотив Иуды. Этот мотив намечается в отношениях к Базарову Аркадия, который разрывает с ним в финале романа. Однако здесь данный мотив лишь намечен.

Отрицая вечные законы природы (стремление человека к счастью, потребность в любви), герой отрицает саму Вселенную. Всеобъемлющее отрицание Базарова во многом было обусловлено философскими взглядами Тургенева, который как будто хотел показать нам обреченность человеческой гордыни, бесплодность попыток человека возвыситься над природой, пренебречь ею.

Смерть Базарова в финале напоминает нам самоубийство, создается ощущение, что герой искал ее. Иуда в библейской притче перед смертью раскаялся в содеянном. Раскаялся ли Базаров в своей гордыне? Поняв неизбежность смерти, он становится простым и человечным, утешает родителей, трогательно прощается с любимой женщиной.

Тоскливый мотив возникает в заключительном пейзаже романа — описании сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. Мысль писателя обретает философские глубины. Тургенев размышляет о судьбе своего героя и величии бесконечной, равнодушной к человеку природы: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии „равнодушной природы»; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной. »(5 стр.196). В этом пейзаже выразились философские воззрения писателя, его мысли о вечном противостоянии жизни природы и бренного человеческого бытия.

Тургенев, глубоко проникнув в сущность бытия, понял, что природа равнодушна ко всем идеалам людским — справедливости, разуму, добру, общему благу, что они никогда не проявятся в ней с присущей им божественной силой».

Последний пейзаж — это “реквием” по Базарову. Лирической печалью и скорбными раздумьями наполнено все описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. Этот пейзаж носит философский характер. Автор задумывается о вечной жизни и вечной природе, которая дает успокоение. Пейзаж в романе не только фон, но философский символ, пример истинной жизни.

Проанализировав пейзажи в романе И.С.Тургенева, я могу отметить, что отношение к природе у писателя двойственно и противоречиво. Поклоняясь природе и боготворя ее, Тургенев вместе с тем считал, что в природе заключено стихийное, враждебное по отношению к человеку, который в произведениях Тургенева ничтожен перед лицом вечности, изначально обречен.

Пейзаж у писателя никогда не сливается с анализом переживаний героев, да и — психологизм писателя «тайный». В этом плане природа в произведениях Тургенева не связана с внутренней жизнью персонажей. Вместе с тем картины природы у Тургенева зачастую даны в восприятии героев, окрашены их эмоциональностью, субъективным мировосприятием.

Пейзаж в романе «Отцы и дети» выполняет ведущую смысловую и сюжетообразующую функции:

  • создаёт атмосферу соответствующую эпизоду, подготавливает читателя к будущим событиям.
  • помогает читателю понять героя, его внутренний мир;
  • пейзаж передаёт душевное состояние героя;
  • создаёт фон для сюжета произведения.

Всё в повествовании в романе «Отцы и дети» подчинено благородным мыслям о человеке, его месте в жизни, его роли в обществе, его судьбе.

Таким образом, я доказала , выдвинутую мной гипотезу: анализ пейзажей романа И.И.Тургенева «Отцы и дети» позволит понять замысел автора, идею произведения.

Роман “Отцы и дети” нельзя понимать как произведение о смене общественной идеологии поколений, как конфликт аристократов и разночинцев. Он не исчерпывается одной лишь социальной сферой, роман имеет и психологическое звучание. И сводить весь смысл произведения исключительно к идеологии — значит понимать его “по-базаровски”.

Проблема отцовства – это проблема единства развития всего человечества. Человек обязан осознавать свои корни, свою духовную связь с прошлым, чтобы обустроить своё будущее. Смена поколений — процесс всегда непростой и небезболезненный. “Дети” принимают в наследство от “отцов” весь духовный опыт человечества, не копируя “отцов”. Необходимо творческое переосмысление жизненного credo прошлых поколений на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко. И результаты всегда бывают трагичны: слишком многое утрачивается, слишком сложно эти пробелы восполнять. Именно об этом роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Это завещаний великого Мастера всем последующим поколениям, и мы видим, что история XX и XXI веков подтверждают мысли И.С.Тургенева.

  1. Ю.В. Лебедев «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»», М.: Просвещение, 1982.
  2. Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» и идейная борьба 60-х годов XIX века. М., 1965.
  3. Бялый Г. А. Роман Тургенева «Отцы и дети». М-Л 1963.
  4. В.А.Никольский «Природа и человек в русской литературе XIX века» Изд.Калининский госуд.университет, 1973.
  5. И.С.Тургенев «Отцы и дети».Москва Астрель – АСТ 2004

источник

Природа и человек довольно тесно связаны друг с другом. В художественных произведениях писатели используют описание природы, её влияние на героев, чтобы глубже раскрыть их поступки, душу.
Как и во всех произведениях Тургенева, пейзаж в «Отцах и детях» приобретает важное значение. Так, начальный пейзаж романа, изображающий бедность, нищету, запустение («Речки с обрывными берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики… и церкви… с обвалившеюся кое-где штукатуркою… и разоренными кладбищами…»), как бы подводит к мысли о необходимости уничтожения тех порядков, которыми порождена эта бедность и запустение.
И в той же главе картина весеннего пробуждения природы вносит в роман светлую, бодрую ноту надежды на лучшее. Автор показывает приподнятое настроение Николая Петровича Кирсанова, мечтающего о сближении с сыном, соотнося приезд Аркадия с наступлением весны:»Всё кругом золотисто зеленело и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка, всё — деревья, кусты и травы.»
И. С. Тургенев мастерски использует картины природы для выявления, подчеркивания какой-либо особенности в характере героя.
Молодой Кирсанов, старающийся подражать своему другу Базарову, строит из себя взрослого мужчину. На самом деле, Аркадий мягкий, нежный молодой человек. Он стоит близко к природе, понимает и чувствует её. Забывшись, Аркадий любуется полями, заходящим солнцем и задумчиво спрашивает Базарова:»И природа пустяки?» На что его друг отвечает:»Пустяки, в том значении, в каком ты её понимаешь.»
Молодой Кирсанов очень схож со своим отцом, Николаем Петровичем, который тоже мечтатель, но не скрывает этого. Кирсанов-старший любит почитать Пушкина, поиграть на виолончели, над чем иронизирует Базаров. У Николая Петровича есть в саду любимая беседка, где он нередко сидит, любуясь природой, размышляя. Кирсанов удивляется, как можно «не сочувствовать художеству, природе…» Он видит великолепный пейзаж: освещенную заходящим солнцем рощу, бледное голубое небо, и его охватывает воспоминание, мечта, перед ним встает образ умершей жены, ностальгия по прошлому мучает его. У Николая Петровича слёзы на глазах, он поднимает их к небу и любуется светлыми звездами. Мы сочувствуем этому человеку, понимаем его. Этим эпизодом автор окончательно раскрывает нам романтическую натуру Николая Петровича. Тургенев показывает, как глубоко и сильно действует природа на человека, являясь источником его настроений, чувств, мыслей.
Полной противоположностью своему брату является Павел Петрович. В тот же вечер, когда Николай Петрович придаётся воспоминаниям, он тоже прогуливается в саду и глядит на звёзды, но они не вызывают у него никаких эмоций. «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа». Природа здесь — тонкий лирический комментарий к тягостному безысходному состоянию Павла Петровича, которому «жить… тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает».
Пейзаж у Тургенева включен в систему нравственных отношений людей. Нелепость, вздорность затеянной Базаровым и Павлом Петровичем дуэли оттеняется

Читайте также:  Анализы при частом мочеиспускании у детей

описанием «славного, свежего» утра: «…маленькие пе-стрые тучки стояли барашками на бледно-ясной глазури, мелкая роса высыпала на листьях и травах, блестела серебром на паутинках; тёмная зелень, казалось, ещё хранила румяный цвет зари; со всего неба сыпались песни жаворонков».
Мастерство Тургенева художника ощутимо проступает в том, что он использует картины природы для передачи психологических нюансов в ощущениях персонажей.
Базаров — главный герой романа. Это противоречивая личность: с одной стороны — всё отрицающий нигилист, но в то же время — скрытый романтик, в чём боится признаться даже самому себе. В одном из разговоров с Аркадием Базаров замечает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», а всякое другое её восприятие «пустяки». Он считает, что в окружающем мире нет ничего таинственного, непостижимого и неподвластного человеку. Сирень и акацию называет «добрыми ребятами» и искренне, по-хозяйски радуется, что принялась берёзовая роща — природа должна приносить пользу, в этом её назначение.
Базаров лишь собирает лягушек, заставляя деревенских ребятишек лазать за ними в болото, и больше никак с природой не соприкасается.
Отрицая романтическое отношение к природе как к храму, Базаров сам попадает в рабство к низшим стихийным силам природной «мастерской». Он даже завидует муравью, который в качестве насекомого имеет право «не призывать чувства сострадания, не то что наш брат, самоломанный». В горькую минуту жизни даже чувство сострадания Базаров склонен считать слабостью, аномалией, отрицаемой «естест-венными» законами природы.
Вероятно, были в глубинах его души ростки романтиз-ма, которые Евгений не смог заглушить. Мы видим их, когда он влюбился в Одинцову и с негодованием обнаружил мечтателя в самом себе. В этот момент нигилист ищет рядом с природой одиночества, «ломая попавшиеся ветки и браня вполголоса и её и себя». Базаров ненавидит свой «глупый романтизм», презира-ет его.
Трудный, внутренний процесс познания истинной люб-ви заставляет Евгения по-новому почувствовать природу.
Фон, на котором происходит объяснение Базарова с Одинцовой, — поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется в восприятии Евгения. Это на него глянула тёмная, мягкая ночь, это ему ночная свежесть казалась «раздражитель-ной», это ему слышалось таинственное шептание. Базарову, материалисту, ученому-биологу, шелест листьев, ночные шорохи кажутся таинственными. Романтическое чувство высокой любви озаряет новым светом окружающий мир.
С покоряющей задушевностью нарисовал Тургенев зарождающееся чувство любви двух героев: Аркадия и Кати. Прекрасен пейзаж морозного зимнего дня их свадьбы: «Стояла белая зима с плотными, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок». С помощью эпитетов «белая» зима, «розовый» иней автор передаёт радостное настроение молодожёнов, решивших навсегда связать свои судьбы в браке.
Картины природы в «Отцах и детях» — это ещё и самостоятельный образ родины, образ родины, образ России. Символизируя родину, пейзаж у Тургенева выражает идею мироздания, идею вечного движения жизни, красоты бытия.
Лирической печалью и скорбными раздумьями проникнут заключительный пейзаж романа: описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. В это описание Тургенев внес свою оценку героя и его дела. С любовью и искренней болью говорит писатель о Евгении и в то же время пейзажем утверждает мысль о том, что «страстное, грешное, бунтующее сердце» его героя билось во имя временных, переходящих целей: цветы, растущие на могиле Базарова, «говорят… о вечном примирении и о жизни бесконечной». Смерть неизбежна и для титанической личности. Законы природы вечны.

источник

← Предыдущая глава Отцы и дети — Глава III
автор Иван Сергеевич Тургенев
Следующая глава →
См. Отцы и дети . Дата создания: 1860—1861, опубл.: 1862. Источник: http://www.ilibrary.ru/text/96/p.3/index.html

— Так вот как, наконец ты кандидат и домой приехал, — говорил Николай Петрович, потрогивая Аркадия то по плечу, то по колену. — Наконец!

— А что дядя? здоров? — спросил Аркадий, которому, несмотря на искреннюю, почти детскую радость, его наполнявшую, хотелось поскорее перевести разговор с настроения взволнованного на обыденное.

— Здоров. Он хотел было выехать со мной к тебе навстречу, да почему-то раздумал.

— А ты долго меня ждал? — спросил Аркадий.

Аркадий живо повернулся к отцу и звонко поцеловал его в щеку. Николай Петрович тихонько засмеялся.

— Какую я тебе славную лошадь приготовил! — начал он, — ты увидишь. И комната твоя оклеена обоями.

— А для Базарова комната есть?

— Пожалуйста, папаша, приласкай его. Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой.

— Ты недавно с ним познакомился?

— То-то прошлою зимой я его не видал. Он чем занимается?

— Главный предмет его — естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора.

— А! он по медицинскому факультету, — заметил Николай Петрович и помолчал. — Петр, — прибавил он и протянул руку, — это никак наши мужики едут?

Петр глянул в сторону, куда указывал барин. Несколько телег, запряженных разнузданными лошадьми, шибко катились по узкому проселку. В каждой телеге сидело по одному, много по два мужика в тулупах нараспашку.

— Точно так-с, — промолвил Петр.

— Куда это они едут, в город, что ли?

— Полагать надо, что в город. В кабак, — прибавил он презрительно и слегка наклонился к кучеру, как бы ссылаясь на него. Но тот даже не пошевельнулся: это был человек старого закала, не разделявший новейших воззрений.

— Хлопоты у меня большие с мужиками в нынешнем году, — продолжал Николай Петрович, обращаясь к сыну. — Не платят оброка. Что ты будешь делать?

— А своими наемными работниками ты доволен?

— Да, — процедил сквозь зубы Николай Петрович. — Подбивают их, вот что беда; ну, и настоящего старания все еще нету. Сбрую портят. Пахали, впрочем, ничего. Перемелется — мука будет. Да разве тебя теперь хозяйство занимает?

— Тени нет у вас, вот что горе, — заметил Аркадий, не отвечая на последний вопрос.

— Я с северной стороны над балконом большую маркизу приделал, — промолвил Николай Петрович, — теперь и обедать можно на воздухе.

— Что-то на дачу больно похоже будет… а впрочем, это все пустяки. Какой зато здесь воздух! Как славно пахнет! Право, мне кажется, нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях! Да и небо здесь…

Аркадий вдруг остановился, бросил косвенный взгляд назад и умолк.

— Конечно, — заметил Николай Петрович, — ты здесь родился, тебе все должно казаться здесь чем-то особенным…

— Ну, папаша, это все равно, где бы человек ни родился.

— Нет, это совершенно все равно.

Николай Петрович посмотрел сбоку на сына, и коляска проехала с полверсты, прежде чем разговор возобновился между ними.

— Не помню, писал ли я тебе, — начал Николай Петрович, — твоя бывшая нянюшка, Егоровна, скончалась.

— Неужели? Бедная старуха! А Прокофьич жив?

— Жив и нисколько не изменился. Все так же брюзжит. Вообще ты больших перемен в Марьине не найдешь.

— Приказчик у тебя все тот же?

— Вот разве что приказчика я сменил. Я решился не держать больше у себя вольноотпущенных, бывших дворовых, или по крайней мере, не поручать им никаких должностей, где есть ответственность. (Аркадий указал глазами на Петра.) Il est libre, en effet , [1] — заметил вполголоса Николай Петрович, — но ведь он — камердинер. Теперь у меня приказчик из мещан: кажется, дельный малый. Я ему назначил двести пятьдесят рублей в год. Впрочем, — прибавил Николай Петрович, потирая лоб и брови рукою, что у него всегда служило признаком внутреннего смущения, — я тебе сейчас сказал, что ты не найдешь перемен в Марьине… Это не совсем справедливо. Я считаю своим долгом предварить тебя, хотя…

Он запнулся на мгновенье и продолжал уже по-французски.

— Строгий моралист найдет мою откровенность неуместною, но, во-первых, это скрыть нельзя, а во-вторых, тебе известно, у меня всегда были особенные принципы насчет отношений отца к сыну. Впрочем, ты, конечно, будешь вправе осудить меня. В мои лета… Словом, эта… эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал…

— Фенечка? — развязно спросил Аркадий.

Николай Петрович покраснел.

— Не называй ее, пожалуйста, громко… Ну, да… она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме… там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить.

— Твой приятель у нас гостить будет… неловко…

— Насчет Базарова ты, пожалуйста, не беспокойся. Он выше всего этого.

— Ну, ты, наконец, — проговорил Николай Петрович. — Флигелек-то плох — вот беда.

— Помилуй, папаша, — подхватил Аркадий, — ты как будто извиняешься; как тебе не совестно.

— Конечно, мне должно быть совестно, — отвечал Николай Петрович, все более и более краснея.

— Полно, папаша, полно, сделай одолжение! — Аркадий ласково улыбнулся. «В чем извиняется!» — подумал он про себя, и чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства, наполнило его душу. — Перестань, пожалуйста, — повторил он еще раз, невольно наслаждаясь сознанием собственной развитости и свободы.

Николай Петрович глянул на него из-под пальцев руки, которою он продолжал тереть себе лоб, и что-то кольнуло его в сердце… Но он тут же обвинил себя.

— Вот это уж наши поля пошли, — проговорил он после долгого молчания.

— А это впереди, кажется, наш лес? — спросил Аркадий.

— Да, наш. Только я его продал. В нынешнем году его сводить будут.

— Деньги были нужны; притом же эта земля отходит к мужикам.

— Которые тебе оброка не платят?

— Это уж их дело, а впрочем, будут же они когда-нибудь платить.

— Жаль леса, — заметил Аркадий и стал глядеть кругом.

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами… «Нет, — подумал Аркадий, — небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить. »

Так размышлял Аркадий… а пока он размышлял, весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все — деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их головы в дымчатых ее волнах. Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления… Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял.

— Теперь уж недалеко, — заметил Николай Петрович, — вот стоит только на эту горку подняться, и дом будет виден. Мы заживем с тобой на славу, Аркаша; ты мне помогать будешь по хозяйству, если только это тебе не наскучит. Нам надобно теперь тесно сойтись друг с другом, узнать друг друга хорошенько, не правда ли?

— Конечно, — промолвил Аркадий, — но что за чудный день сегодня!

— Для твоего приезда, душа моя. Да, весна в полном блеске. А впрочем, я согласен с Пушкиным — помнишь, в Евгении Онегине:

Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна, пора любви!
Какое.

— Аркадий! — раздался из тарантаса голос Базарова, — пришли мне спичку, нечем трубку раскурить.

Николай Петрович умолк, а Аркадий, который начал было слушать его не без некоторого изумления, но и не без сочувствия, поспешил достать из кармана серебряную коробочку со спичками и послал ее Базарову с Петром.

— Хочешь сигарку? — закричал опять Базаров.

Петр вернулся к коляске и вручил ему вместе с коробочкой толстую черную сигарку, которую Аркадий немедленно закурил, распространяя вокруг себя такой крепкий и кислый запах заматерелого табаку, что Николай Петрович, отроду не куривший, поневоле, хотя незаметно, чтобы не обидеть сына, отворачивал нос.

Четверть часа спустя оба экипажа остановились перед крыльцом нового деревянного дома, выкрашенного серою краской и покрытого железною красною крышей. Это и было Марьино, Новая слободка тож, или, по крестьянскому наименованью, Бобылий хутор.

источник