Меню Рубрики

Анализ плещеев дети и птичка

Тема: А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Образовательная цель: познакомить с биографией Плещеева А.Н. и его стихотворением «Дети и птичка».

Формирование УУД:

Предметные: познакомить учащихся с произведением А.Н. Плещеева, добиться понимания смысла стихотворения; развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения; помочь вспомнить определение и найти в тексте образные языковые средства: эпитеты, олицетворения.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предмет: Литературное чтение Класс: 4

Тема : А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Образовательная цель: познакомить с биографией Плещеева А.Н. и его стихотворением «Дети и птичка».

Предметные: познакомить учащихся с произведением А.Н. Плещеева, добиться понимания смысла стихотворения; развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения; помочь вспомнить определение и найти в тексте образные языковые средства: эпитеты, олицетворения .

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Организационный момент.
  2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия. Выразительное чтение стихотворения заданного на дом.
  3. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

— Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку. МАПМАЛМАЕМАЩМАЕМАЕМАВ

-Зачеркните только одинаковые слоги. Какую фамилию вы прочитали? ( Плещеев )

-А теперь внимательно послушайте загадки и отгадайте их.

Смеются громко и кричат! (Дети)

-Назовите тему урока. (А.Н.Плещеев «Дети и птичка»)

Сформулируйте цели урока : познакомиться … учиться читать…

  1. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

1. Знакомство с биографией А.Н.Плещеева.

— Это очень красивое стихотворение придумал один знаменитый русский поэт, с жизнью и творчеством которого мы сегодня познакомимся.

— 4 декабря 1825 года в Костроме родился мальчик – будущий известный русский поэт Алексей Николаевич Плещеев. Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его семья была небогатая. Отец умер, когда Плещеев был ещё ребёнком. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование. В 13 лет по желанию матери Алексей Плещеев переехал в Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков. Военная карьера Плещеева не привлекла, и он покинул училище. Осенью 1843 года поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко-филологического университета. В студенческие годы он пробует свои силы в поэзии. Первое стихотворение А. Н. Плещеева было напечатано в журнале «Современник», когда ему было 19 лет.

— Многие стихотворения Плещеева настолько хорошо знакомы, что, кажется, мы их знали всегда. С особой любовью Плещеев писал о красоте русской природы. Вот какая у него весна.

— А после весны наступает лето красное с яркими цветами и тёплым солнышком.

Весёлое лето! Всем дорого ты!

В лучах ароматных пестреют цветы,

А в рощице пташек звенят голоса,

Их песни хвалою летят в небеса.

— Не все стихи Плещеева проникнуты радостным настроением. Некоторые особенно грустные. Это стихи об осени.

— Хотя Алексей Николаевич Плещеев жил и писал много лет назад, его стихи читают сегодня, и они всегда будут жить в душе народа.

2. Работа над стихотворением «Дети и птичка». Чтение стихотворение учителем.

3. Проверка первичного восприятия

-Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Чем оно необычно? (Написано в форме диалога.)

-Назовите собеседников. ( Дети и птичка.)

-Какой вы представили себе птичку? А детей? (Маленькие, учатся в 1 классе, т.к. птичка называет их малютками и говорит, что вернётся, когда они научатся читать.)

— Прежде, чем вы самостоятельно прочитаете стихотворение, выясним смысл непонятных слов.

ПРОЧЬ – подальше от кого-либо

ПОНЕСЁМСЯ — следовать очень быстро, стремительно одно за другим

СТУЖА — сильный холод, мороз

-Ребята, зачем вы выясняли значение непонятных слов? (Чтобы был понятен смысл прочитанного.)

5.Вторичное восприятие стихотворения. А теперь прочитайте это стихотворение вполголоса. Ваша задача – научиться читать без ошибок целыми словами. А теперь читаем вслух «по цепочке».

-В какое время года происходит разговор детей с птичкой? ( Осенью )

-О чём просят дети птичку ? (Не улетать от них.)

-Почему дети просят птичку не улетать? (Нам жаль твоих песенок звонких.)

-Что она им отвечает? (Гонят меня холода и дожди.)

-Какой глагол указывает на стремительность действий птиц? (Понесёмся.)

-Почему автор использовал именно этот глагол?

-Прочитайте описание юга. (Нет там ни стужи теперь, ни дождей и т.д.)

-Какой ещё вопрос задают дети птичке ? (Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?)

-Как она им объяснила время прилёта назад? (Я вернусь, когда с полей сойдёт снег, зажурчит ручей, когда вся природа начнёт оживать.)

-Какое это будет время года? ( Весна .)

— Какие литературные приёмы вы встретили в этом стихотворении? ( Олицетворения, эпитеты.)

-Что такое олицетворение? ( Олицетворение-это литературный приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами.)

-Что такое эпитет? (Эпитет — это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.)

-Давайте найдём в стихотворении олицетворения и эпитеты.

-Ребята 1 варианта ищут олицетворения, ребята 2 варианта – эпитеты.

— С какой целью использует поэт эти приёмы? ( Они лучше помогают представить картину, которую рисует поэт. Чтобы мы ярко представили себе осень, образы детей и птички.)

-Скажите, как автор относится к птичке? Докажите.

7.Работа над выразительным чтением стихотворения

-А теперь будем учиться читать стихотворение выразительно. С каким настроением будете читать 1 часть? (С грустным настроением, с болью и печалью.) Какой будет темп? ( Быстрый )

-Прочитайте 1 часть. Меняется ли настроение во 2 части стихотворения? С каким чувством вы будете её читать? ( Вторую часть будем читать с чувством лёгкой грусти.)

-Какой темп? ( Темп плавный, неспешный.)

-Прочитайте 2 часть. Почему меняется ритм стихотворения? (Чтобы показать, что время пролетит быстро, и птичка скоро вернётся.)

8. Чтение по ролям. А теперь вы будете читать стихотворение по ролям.

-Сначала отметьте слова детей и птички, потом расставьте паузы, подчеркните слова, которые нужно выделить голосом.

  1. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
  2. Домашнее задание. стр.145 (прочитать стихотворение выразительно)

Разработка урока по чтению по теме «Сказки А.Н.Толстого для детей». Цель: познакомить с русскими народными сказками в обработке А.Н.Толстого.

Знакомство с биографией и творчеством Алексея Плещеева.

Материалы для организации самостоятельной работы учащихся на уроке.

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе «А.Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы» к УМК «Школа России» Климанова.

Данные тесты подготовлены для учащихся начальной школы в рамках Года Литературы. Материал можно использовать на уроках внеклассного чтения или во внеурочной деятельности. Предлагаю листы для учащихся .

Урок по литературному чтению по теме «Дети и птичка&quot.

Настоящая программа была разработана с учетом традиций пионерской организации школы и современных условий развития общества в целом и социокультурного пространства поселка Юркино, в частн.

источник

«Поэзия Плещеева есть во многом выражение и отражение его жизни. Он принадлежит к категории поэтов с совершенно определенным характером, сущность которого исчерпывается каким-нибудь одним мотивом. В поэзии Плещеева этот мотив – гуманность в самом обширном и благородном значении слова».

Алексей Николаевич Плещеев (1825 – 1893) – русский писатель, поэт некрасовской школы, переводчик, петрашевец, литературный и театральный критик.

О жизни и творчестве А. С. Плещеева писали К. К. Арсеньев, П. Н. Краснов, П. Л. Юдин, М. В. Дандевиль, П. Н. Сакулин, Л. С. Пустильник.

Из воспоминаний Ф. Достоевского, Н. Спешнева и М. В. Петрашевского А. С. Плещеев – человек высоких нравственных качеств. П. Вейнбер писал о нем как о поэте, который «среди жестоких и частых толчков реальности, даже изнемогая под ними, все-таки продолжал оставаться чистейшим идеалистом и звал других на такую же идеальную службу человечеству» [1]. Современники и исследователи творчества поэта отмечали необычайную ясность ума, доброту и благородство поэта. Поэт, несмотря на каторжные, солдатские десятилетия, сумел сохранить «детскую веру в чистоту и благородство человеческой натуры» [1].

З. Гиппиус так писала о А. С. Плещееве: «Он – большой, несколько грузный старик, с гладкими, довольно густыми волосами, желто-белыми, и великолепной, совсем белой бородой, которая нежно стелется по жилету. Правильные, слегка расплывшиеся черты, породистый нос и как будто суровые брови, но в голубоватых глазах – такая русская мягкость, доброта и детскость» [1].

Поэтическая судьба А. С. Плещеева тесно связана с революционным и общественным движением того времени. А. Н. Плещеев был активным участником кружка петрашевцев. Петрашевцы – осуждённые правительством Николая I в 1849 году участники собраний у М. В. Буташевича-Петрашевского. Будучи все в той или иной мере «вольнодумцами», петрашевцы были неоднородны по своим взглядам. Немногие имели замыслы прямо революционного характера, некоторые занимались изучением и пропагандой социально-утопической мысли XIX века (современники часто называли петрашевцев «коммунистами»). Кружок Петрашевского вошёл в историю в том числе и из-за участия в нём молодого Достоевского и из-за необычного, поразившего современников, обряда инсценировки приготовлений к публичной казни, которому подверглись осуждённые, не знавшие о том, что они помилованы [2].

В 1849 году, находясь в Москве, Плещеев послал Ф. М. Достоевскому копию письма Белинского к Гоголю. Полиция перехватила послание, поэт был арестован в Москве, под стражей переправлен в Петербург и провёл восемь месяцев в Петропавловской крепости. 21 человек были приговорены к расстрелу; в их числе оказался А. Н. Плещеев, позже был приговорён к четырём годам каторги, затем переведён рядовым в Уральск в Отдельный Оренбургский корпус.

Творчество поэта посвящено выражению политической мысли, окрашивая и дополняя содержание стихов особой искренностью и задушевностью. Юность, родная страдающая Россия – вот тема плещеевских стихов, на которые, известнейшими русскими композиторами Чайковским, П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым, С. В. Рахманиновым написаны более ста романсов. Романсы Чайковского «Ни слова, о друг мой…», «Лишь ты один…», «О, если б знали вы…», или романсы Рахманинова «Сон», «Речная лилия», или чудесные детские песни Чайковского «Бабушка и внучек», «В бурю», «Мой садик», Мусоргского «Листья шумели уныло». Четырнадцать песен Чайковского из цикла «Шестнадцать песен для детей» (1883) были созданы на стихи из сборника Плещеева «Подснежник».

Современники и исследователи Н. А. Добролюбов, К. Бальмонт, М. Михайлов, относили творчество А. С. Плещеева к «гражданской поэзии». Перу поэта принадлежит несколько деклараций гражданского характера. Плещеев, по замечанию М. Л. Михайлова, склонен к романтизму; в стихотворениях периода ссылки сохранились романтические тенденции, но критика отмечала, что здесь стал глубже исследоваться внутренний мир человека, посвятившего себя борьбе за народное счастье. Поэт писал о сирых и униженных, о народных страданиях и «заре святого искупления» [5, c.3]. В. Н. Майков одним из первых причислил поэта к последователям Лермонтова. Стихотворение «Дума» созвучное лермонтовской теме, обличает равнодушие общественности «к добру и злу».

Поэзия Плещеева есть во многом выражение и отражение его жизни. Он принадлежит к категории поэтов с совершенно определённым характером, сущность которого исчерпывается каким-нибудь одним мотивом, группирующим вокруг себя свои видоизменения и разветвления, всегда сохраняющие, однако, ненарушимым основной фундамент [10].

С. Николаев писал: «Плещеев был… по преимуществу, певец детей, и его старая фигура, окруженная юностью, всегда будет вдумчиво стоять в кругу русских писателей» [6, с. 93]. Поэзия А. С. Плещеева, несущая детям ласку, доброту, сердечное тепло, проста и ясна. Помимо этого поэт изображал нищету, смерть, не боясь ранить детское сердце, с целью научить юного слушателя доброте, состраданию и гражданственности. Стихотворения, посвященные детям, заняли особое место в литературе.

Во второй половине XIX века влияние А. С. Плещеева на поэзию было во многом обусловлено его переводами, которые имели художественное и общественно – политическое значение. Поэт сокращал, увеличивал, переделывал переводимые произведения. Жанр поэтического перевода Плещеев рассматривал как способ распространения новых идей. Основную часть всего поэтического наследия поэта составляют переводы произведений немецких (Г. Гейне, М. Гартман), французских (В. Гюго, М. Монье), английских (Байрон, А. Теннисон, Р. Саути, Т. Мур), венгерских (Ш. Петёфи), итальянских (Джакомо Леопарди) поэтов, а также произведения украинского поэта Тараса Шевченко и таких польских поэтов, как Антоний Сова (Эдуард Желиговский) и Владислав Сырокомля [11].

Одно из таких стихотворений изучается учащимися 2 класса по программе «Планета знаний», Кац Э. Э. Литературное чтение. Часть 2 [4, с. 138].

Большое стихотворение польского поэта В. Сырокомли «Пахарь к жаворонку», состоящее из двух частей, Плещеев под произвольным названием «Птичка» пересказал в сокращении.

Сырокомля (Владислав) – псевдоним польского поэта Людвига-Владислава Кондратовича, потомка старинной литовской фамилии. Начал писать рано, еще пятнадцатилетним юношей; мелкие его стихотворения и небольшие рассказы «полны поэтического огня и любви к народу» [http://www.rulex.ru/01180703.htm]. Свои стихотворения Кондратович подписывал псевдонимом Владислав Сырокомля. Первое собрание поэтических произведений Кондратовича («Gawed») появилось в 1853 г.

«В своих произведениях чутко откликался на явления текущей жизни и на историческое прошлое; в прекрасных образах яркими красками выразил он весь свой духовный, нравственный мир – и мертвую, и живую природу, и народный быт, и народные характеры, и народные характеры, и самобытные типы, и старинные предания. Сырокомля – истинный народный поэт, «народный гусляр перехожий», как сам он называл себя, живший с народом одной жизнью. Народ всегда был для него живым, неиссякаемым источником вдохновения. Поэмы и мелкие произведения переведены на русских язык Д. Д. Минаевым, Л. Н. Трефолевым, М. П. Петровским, П. В. Быковым, П. А. Козловым, А. Н. Плещеевым и др.» [12].

Читайте также:  Бесплатные анализы для детей до года

А. Н. Плещеев в иностранных первоисточниках находил многое, касавшееся религии. В стихотворении Сырокомли – жаворонок «счастливый и веселый… летит в небо, чтобы с ангелами петь»; далее следует: «твоею песнею утешается господь бог и радуется небо» [13]. У Плещеева говорится о птичке, летящей с небес к несчастному человеку, чтобы утешить песней, в которой представлен прекрасный мир Бога.

Стихотворение было переведено в 1858 году – время, когда А. С. Плещеев после долгих лет ссылки получил разрешение вернуться в Москву и целиком отдается литературной работе. Он пишет стихотворения, поэмы, повести, занимается переводами. В этом же году, после почти десятилетнего перерыва, вышел второй сборник стихотворений Плещеева. Основной темой сборника была «боль за порабощённую родину и вера в правоту своего дела», духовное прозрение человека, отказывающегося от бездумного и созерцательного отношения к жизни [9].

Анализ стихотворения начинаем с анализа его названия. Выясняем лексическое значение слова, которое предложено в словаре русского языка. Слово «птичка» образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -к- от слова «птица – покрытое перьями и пухом позвоночное животное с крыльями, двумя конечностями и клювом [7, c. 936].

Далее ведем работу над лексическими ассоциациями. Опрос 10-ти студентов Магнитогорского Государственного Университета показал, что слово «птичка» вызывает следующие словесные ассоциации: весна, воля, свобода, птенец, маленькое существо, расцвет жизни.

Уточняем эмоциональное значение слова «птичка». У большинства вызывает ощущение жалости, заботы, беспокойства, а так же расцвета жизненных сил, пробуждения, спокойствия, легкости, полета, умиления. У некоторых возникало чувство грусти, печали, тревоги: «Если бы стихотворение имело название «Птица», рождалось бы чувство гордости, величия, мощи, полноты, целостности, а имея название «Птичка», скорее всего речь пойдет о доброй, маленькой, беззащитной птичке».

Опираясь на то, что название состоит из одного существительного, у читателя возникают предположения, что речь пойдет именно о маленькой птичке и событиях, связанных с ней.

Первые строки стихотворения написаны в форме риторического вопроса «Для чего, певучья птичка, / Птичка резвая моя, / Ты так рано прилетела / В наши дальние края?» позволяют понять, что речь пойдет о птичке. Поэт начинает с обращения лирического героя к птичке, называя ее «певучья», «резвая». Для определения значений слов, обратимся к словарю: «певучий – мелодичный, похожий на песню», «резвый – подвижный, веселый и шаловливый» [7]. В словаре синонимов «птичка – галка, галочка, пичуга, пичужка, птаха, пташка, птица» [8]. Данные определения рисуют перед читателем образ веселой, подвижной, маленькой птички с мелодичным голосом, похожим на песню. В то же время у читателя возникают мысли о том, что птичка особенная, в связи с тем, что лирический герой начинает беседу с ней; задает вопрос «для чего…ты так рано прилетела в наши дальние края?» с целью получить на него ответ.

В данных строках читатель пока не понимает, о каких именно «наших дальних краях» говорит лирический герой, употребляя при этом противопоставление: края «наши» – свои, здешние и края «дальние» – не наши, чужие.

Словосочетание «рано прилетела» не дает четкого представления о времени прилета птички. Под словом «рано» в словаре понимается: «1) в начале жизни, в самой молодости, детстве; 2) в начале того времени, поры, которые названы (рано утром); 3) до обычного срока, преждевременно» [7, с. 972]. В данных строках за основу берется третье значение, т.к. речь будет идти о времени года. Лирический герой говорит о раннем времени прилета, показывая свое удивление происходящим, строящееся на несоответствии события и времени, возможно, это ранняя весна – время, когда природа не пробудилась. Птичка прилетела раньше, чем должны прилетать птицы.

Прилет птиц весной связан с определенным состоянием погоды. С появлением первых проталин рано прилетающие птицы: грачи, галки, жаворонки, начинают возвращаться на родину. Прилет птиц это радостное явление, мы понимаем, что наступает время тепла, цветения, пения птиц.

Первыми из перелётных птиц возвращаются грачи, появляющиеся в средней полосе России около середины марта, когда земля местами освобождается от снежного покрова. На неделю позже возвращаются скворцы – одна из полезнейших птиц, истребляющая множество вредных насекомых. В начале апреля прилетают полевые жаворонки, чижи, а затем зяблики и коноплянки. Пение птиц служит характерным признаком установившейся весны.

Эмоциональный фон строк благоприятный, как-то по-весеннему тепло и солнечно, в связи с прилетом птички.

Настроение легкости, тепла нарушается следующими строками «Заслонили солнце тучи, / Небо все заволокли; // И тростник сухой и желтый / Клонит ветер до земли».

«Тучи заслонили» солнце – источник жизни, света, тепла, небо «заволокли». Обращаясь к словарю, рассмотрим значение слов: «заслонить – закрыть сделать невидимым, недоступным»; «заволочь – закрыть чем-нибудь стелющимся, растекающимся» [7]. Тяжелые, массивные, плотные тучи закрыли собой сияющее солнце, столь важное для жизни всего живого, скрыли нежно голубое небо. У читателя возникает чувство тревоги, ранее представленные яркие краски весеннего настроения, сменяются серыми холодными цветами поздней осени. «Тростник сухой и желтый» вновь погружает читателя в раздумья. Опираясь на знания законов природы, читатель пока не понимает, о каком времени года идет речь. Тростник 1 может быть сухой 2 и желтыйкак в осенний период, так и в весенний. Осенью тростник желтеет потому, что солнца и тепла, которые необходимы для выработки хлорофилла – пигмент, придающий растению зеленую окраску, становится все меньше, а весной тростник, пролежавший под снежным покровом, уже старый, растративший все соки. Здесь читатель находит подтверждение первым строкам. Лирический герой выражал свое удивление столь раннему прилету птички действительно лишь потому, что еще не время: дует сильный ветер, тучи закрыли небо и солнце, возможно, надвигается гроза и сильный дождь.

Автор, чувствуя настроение читателя и предугадывая его мысли, пишет в следующих строках «Вот и дождик, посмотри-ка, /Хлынул словно из ведра; //Скучно, холодно, как будто / Не весенняя пора!»; использует противопоставление тепло, весна и холод, зима. Возникает ощущение холода, мороза, еще присутствует ледяное дыхание зимы, но читателя понимает, что это ранняя весна потому, что идет дождь, а такое явление зиме несвойственно. Что подтверждает ранее прочитанное, где говорится о прилете птички. Дождик «хлынул – льет с силой, потоком» [7, с. 1275], усиливается применением метафоры «словно из ведра», что означает – сильный дождь, состоящий из крупных капель, а потому кажущийся нам как бы сплошным. «Скучно, холодно…» эти слова вызывают у читателя чувство печали, угнетенности. Становиться понятным, что лирический герой печален, испытывает холод, скуку, грусть, пустоту.

Все выше прочитанные строки отражают состояние и чувства лирического героя, который задает вопрос птичке «для чего… ты так рано прилетела в наши дальние края?» и, пытаясь найти ответ на вопрос, описывает, неблагоприятные для прилета птички, картины природы.

В лирическом стихотворении поэт вводит диалог, и стихотворение приобретает событийность, повествовательность. Птичка отвечает лирическому герою: «-Не для солнца, не для неба / Прилетела я сюда». Эти строки подтверждают предположение читателя о том, что птичка особенная ведь она обладает способностью говорить, что свойственно человеку; цель ее прилета иная, вовсе не наслаждение привычными яркими,

солнечными днями, наполненными кипящей энергией весеннего пробуждения природы,

_____________________

1 Тростник – водяное или болотное растение из семи злаков с поленчатым твердым стволом [7].

2 Сухой – лишенный питательных соков, омертвевший, безжизненный [7].

которые привлекают других птиц.

«В камышах сухих и желтых / Не совью себе гнезда. // Я совью его под кровлей / Горемыки – бедняка; // Богом я ему в отраду / Послана издалека». После прочтения строк у читателя не остается сомнений, что птичка необычная, прилетела из мира Бога и цель ее прилета не наслаждение, а помощь, забота о человеке. Она послана Богом, чтобы принести удовольствие, радость и облегчение. Птичка говорит, что не совьет себе «гнезда 3 » в камышах, а совьет его «под кровлей горемыки-бедняка», т.е. под крышей дома, где живет горемыка – бедняк, ради которого и прилетела птичка. Обратимся к толковому словарю для разъяснения значения слов. «Горемыка – горемычный человек; горемычный – несчастный, злополучный» [7, с. 218], «бедняк – 1) неимущий человек; 2) маломощный крестьянин – единоличник» [7, с. 69]. Перед читателем встает вопрос, почему птичка называет этого человека бедняком и в чем его несчастье? Для разъяснения прочтем следующие строки.

«В час, как он, вернувшись с поля / В хату ветхую свою, / Ляжет, грустный 4 , на солому 5 , / Песню я ему спою». Обратимся к значению слов, чтобы точнее представить образ бедняка и где он живет. «Ветхая» – разрушающаяся, негодная от старости; дряхлая» [7, с. 126]; «хата» – крестьянский дом» [7, с. 1269]. Перед читателем рисуется портрет малоимущего крестьянина, который живет в старом разрушающемся доме, трудится в поле, чтобы заработать на жизнь. В душе читателя пробуждает искреннее чувство жалости; приходит осознание того, почему птичка сочувствует и называет крестьянина бедняком: он изо дня в день трудится в поле, его хата разваливается от ветхости, спит на соломе, а «горемыка» он потому, что испытывает грусть и усталость от тяжелого ежедневного труда. Птичка сочувствует бедняку и хочет спеть ему песню. По предположению песня будет медленная, протяжная, грустная.

«Для него я эту песню / Принесла из-за морей; / Никогда ее не пела / Для счастливых я людей» это четверостишьенаталкивает читателя на размышления о том, кого можно отнести к счастливым, а кого к несчастным, в чем заключается разница между ними. Возвращаясь к прочитанному, становится очевидным, что к несчастным птичка относит таких людей, как горемыка-бедняк. То есть это люди несчастные потому, что имеют низкое социальное положение, не могут позволить себе достойное жилище и потому, что не могут радоваться, как этот бедняк испытывают печаль, грусть, одиночество.

_____________________

3 Гнездо – место житья и кладки яиц, выведение детенышей [7, с. 212]

4 Грустный – исполненный грусти, вызывающий грусть [7, с. 230]

5 Солома – стебли хлебных злаков, оставшиеся после обмолота [7, с. 1098]

Следующие строки дают полное представление о содержании песни «В ней поведаю я много / Про иной, чудесный свет, / Где ни бедных, ни богатых, / Ни нужды, ни горя нет». В словаре «чудесный – 1) являющийся чудом, совершенно небывалый, необычайный; 2) чудный, очень хороший» [7, с. 1309], слово «свет» многозначное. В стихотворении, с точки зрения романтизма, используется следующее значение этот слова: «свет – другой не земной мир, мир Бога». Опираясь на значение слов и на прочитанное, мы понимаем, что перед читателем уже сложился образ чудесного, необычайного мира, где нет разделения на бедных и богатых, где все равны, нет бедности.

«Эта песня примиренье / В грудь усталую прольет; / И с надеждою на бога / Бедный труженик заснёт». Песня грустная, но она дает бедняку надежду на Бога, на его помощь. Все, о чем поет птичка, принадлежит другому миру, миру Бога, но не может стать частью мира «труженика», который надеется на Бога, на перемены к лучшему, все это мечта, имеющая право на существование.

В стихотворении А. Н. Плещеев как романтик представляет читателю два параллельно существующих мира. Мир земной, где все имеет, как медаль, две стороны: богатые и бедные, счастье и несчастье, радость и горе, нужда и роскошь. И мир Бога, где все как единое целое, гармония, красота, счастье. Это мир, который отрицает все земное, естественное, материальное.

Возвращаясь к названию, мы видим, что наши ожидания оправдались не в полной мере. Ассоциативные и лексические значения в представлении поэта и писателя совпадают. Однако образ птички в стихотворении приобретает индивидуальный авторский характер. Птичка становится посланником Бога, несет с собой песню, которая описывает мир мечты, эта песня «примиренье в грудь усталую прольет». В стихотворении птичка вовсе не маленькое, беззащитное существо, которое требует помощи и заботы, а источник этой помощи, заботы; ее песня дает надежду бедняку, позволяет соприкоснуться с миром мечты.

В школе стихотворение изучается в сокращенном варианте: текст имеет только первые три четверостишия, из которых читатель понимает, что речь пойдет о птичке, которая прилетела в чужие края раньше положенного срока, но для чего так и не становится известным, и далее описывается природа: тучи заслонили солнце, заволокли небо, сильный ветер, дождь. Мы считаем, что в таком сокращении давать стихотворение не целесообразно, т.к. смысл стихотворения теряется. Изъятие строк из стихотворения и поставленное многоточие после слов «не весенняя пора…» позволяет читателю стать вольным интерпретатором и самому додумать исход описываемых событий, ответить на вопрос «для чего, певучья птичка… так рано прилетела в наши дальние края?»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Википедия / Электронный ресурс / Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.Плещеев

Википедия / Электронный ресурс / Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Петрашевцы

Золотко, Е. / Мы шли под знаменем науки / Е. Золотко // Наука и жизнь.- 2010.- №6.- С. 64-65.

Кац, Э. Э. / Литературное чтение. Учебник. / Планета знаний – 2 класс. – 2 часть. – Астрель. – 2011. – с.176

Кошелев, В. А. / В. А. Кошелев // Литература в школе. — 1995. — №6.- С. 3-11.

Николаева, С. / Рассказать, что солнце встало / С. Николаева // Дошкольное воспитание.- 1998. — №10.- С. 90-95.

Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Л. С. Скворцова. – 26-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2010. – 1360 с.

источник

На уроке обучающиеся познакомились с творчеством А. Н. Плещеева и содержанием его произведения «Дети и птичка»; учились находить в тексте образные языковые средства (эпитеты, метафоры, антитезы).

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению «А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения»»

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Читайте также:  Берггольц пусть голосуют дети анализ

«ЛУГАНСКИЙ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

«А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения»

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Тема: А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.Н.Плещеева. Обучать правильному выразительному чтению стихотворения.

Педагогические задачи: познакомить с творчеством А. Н. Плещеева и содержанием его произведения «Дети и птичка»; учить находить в тексте образные языковые средства (эпитеты, метафоры, антитезы);

развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения, творческие способности учащихся;

воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: презентация, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Учебник «Литературное чтение» 4 класс. В 2 ч. Ч. 1., задания для работы в паре и группе, карточки-осенние листья и птицы, творческие блокнотики, картинки на тему»Осень».

«Свеча-1»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.

«Шумит осенний ветер»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; на выдохе произнести протяжно [ш], то усиливая, то ослабляя звук.

2) Артикуляционная разминка

— Плотно сжав губы, вытяните их вперед; не разжимая губ, растяните их в улыбке; повторите упражнение 2-3 раза.

— Прочитайте скороговорку сначала медленно, потом быстрее, ещё быстрее.

– Выделите слово логическим ударением, как будто спрашиваете:

Кто сел? Что сделал сокол? Куда сел сокол?

Проверка домашнего задания

— Посмотрите на раскрытую книгу. Что вы видите? (Портреты и фамилии поэтов: Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет)

— Какие произведения написаны этими поэтами? (Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко. », А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»)

– К какому разделу относятся эти произведения? (Поэтическая тетрадь.)
– К этому уроку вы готовили чтение наизусть стихотворений Афанасия Афанасьевича Фета. Какие это произведения?

Чтение стихов наизусть. Оценивание обучающихся.

Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы откроем еще одну страничку поэтической тетради и познакомимся с удивительным поэтом и его произведением…

-У вас на партах лежат осенние листочки.

— Посмотрите, какое задание нужно выполнить?

-Зачеркните только одинаковые слоги.

-Какую фамилию вы прочитали? (Плещеев)

-А теперь внимательно послушайте загадки и отгадайте их.

Смеются громко и кричат! (Дети)

-Назовите тему урока. (А.Н.Плещеев «Дети и птичка»)

-Чего вы ожидаете от нашего урока?

Алексей Николаевич Плещеев родился 1825 году в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода, в г. Кострома.

Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование.

Алексей Николаевич Плещеев с 1839 г учился в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Военная карьера Плещеева не привлекала, и в 1842 г. он покинул училище, а осенью 1843 г. поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко – филологического университета.

В 1846 году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде. Он был в 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом.

-Что вы узнали о жизни поэта?

Современники вспоминали Плещеева как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.

Сегодня мы познакомимся с произведением Алексея Николаевича Плещеева.

Слушание стихотворения в исполнении учителя.

4. Проверка первичного восприятия
-Какое впечатление произвело на вас произведение?
-Чем оно необычно? (Написано в форме диалога.)
-Назовите собеседников. (Дети и птичка.)
-Какой вы представили себе птичку?
-А детей? (Маленькие, учатся в 1 классе, т.к. птичка называет их малютками и говорит, что вернётся, когда они научатся читать.)
Итог: Молодцы! Внимательно слушали.

— Можете ли вы ответить, какое по настроению это произведение?

(1 часть – грустное, задумчивое, 2 часть – веселое, радостное)

— К какому жанру можно отнести это произведение? Почему?

(стихотворение – ритм, рифма)

Чтение и работа по тексту.

1. Работа с учебником. Откройте учебники на с. 145. Прочитайте стихотворение про себя.

Отметьте карандашом, какие слова и выражения вам не понятны.

2. Словарно-лексическая работа.

— Объясните значение слова «понесёмся» (Двигаться очень быстро, стремительно).

— Объясните значение слова «вешним», «под вешним солнцем».

Слово «вешний» — происходит от существительного «весна».

-Подберите синонимы к словам: «детки». (Малыши, ребятки, крошки, малютки).

-Подберите антоним к слову «звонкий». (Глухой.)

3.Анализ стихотворения
-В какое время года происходит разговор детей с птичкой? (Осенью.)

-О чём просят дети птичку? (Не улетать от них.)

-Почему дети просят птичку не улетать? (Нам жаль твоих песенок звонких.)

-Что она им отвечает? (Гонят меня холода и дожди.)

-Куда собралась лететь птичка? (На юг.)
-Прочитайте описание юга. (Нет там ни стужи теперь, ни дождей и т.д.)

-Какой ещё вопрос задают дети птичке? (Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?)

-Как она им ответила? (Я вернусь, когда с полей сойдёт снег, зажурчит ручей, когда вся природа начнёт оживать.)

-Какое это будет время года? (Весна.)

— Как бы не было сыто и тепло на чужбине, родная сторонка милее.

— С каким чувством птичка рассказывает о своем возвращении?

— Прочитайте, передав это настроение.

— Как вы думаете, почему поэт написал стихотворение в виде разговора птички с детьми? (Хотел показать, что дети волнуются о птичке, а она о них… все взаимосвязано)

Продолжение работы по теме

1. Какие языковые средства вы встретили в этом стихотворении? (Метафоры, эпитеты, антитезы.)

2. Давайте повторим, что означают эти термины

метафора — перенесение с одного предмета на другой;

эпитеты — слова, определяющие характерные признаки предметов;

антитеза – противопоставление образов, понятий, создающий эффект резкого контраста.

3. А сейчас мы вместе проанализируем стихотворение и найдем примеры этих языковых средств.

Ребята группы А со мной и консультантом ищут метафоры, а ребята группы Б – эпитеты и антитезы. Будьте внимательны! У нас три минуты!

4. Проверка работы детей (Творческие блокноты)

Дети будут спать-птицы полетят

Здесь холода-там нет стужи

5. Как вы думаете, с какой целью Алексей Николаевич использует эти приёмы? (Они лучше помогают представить картину, которую рисует поэт. Чтобы мы ярко представили себе осень, образы детей и птички.)

6. А теперь будем учиться читать стихотворение выразительно.
Для этого нужно составить партитуру стихотворения.

Повторим партитурные знаки.

Вы уже несколько раз прочитали стихотворение. Какую особенность заметили? (Меняется ритм стихотворения)

-Почему меняется ритм стихотворения? (Чтобы показать, что время пролетит быстро, и птичка скоро вернётся.)

Давайте рассмотрим партитуру первой строфы…

Назвать слова с логическим ударением, почему в конце строфы нет понижения тона?

Выразительное чтение первой строфы.

7. Вы сразу заметили, что это стихотворение — диалог. Попробуем прочитать его по ролям.

Работа ДВА-ЧЕТЫРЕ-ВМЕСТЕ работа над выразительным чтением

( 1 пара — слова детей, 2 пара — слова птички)
(Дети работают в парах с текстом стихотворения.)
А теперь послушаем вас. (Дети слушают и анализируют, как читают одноклассники.)

Как вы считаете, кому более точно удалось передать содержание, настроение героев.

Какая главная мысль стихотворения?

С какой целью поэт написал это произведение?

Стихотворение Алексея Плещеева воспитывает драгоценную способность доброго душевного общения. А без этой способности человек – не человек. Об этом говорят и ваши выступления на сегодняшнем уроке.

-Ребята, наш урок подходит к концу.

-Вспомните, какие цели мы поставили в начале урока. Удалось ли нам их достигнуть?

-Что запомнили о Плещееве?
-Какое стихотворение читали?
-Что автор хотел показать вам своим стихотворением?

С.145, выразительное чтение стихотворения.

На выбор: чтение по ролям / синквейн «птичка».

источник

Тема: А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: продолжать знакомить учащихся с творчеством А. Н. Плещеева; добиться понимания смысла стихотворения; развивать умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, навыки выразительного чтения, творческие способности учащихся; помочь вспомнить определения понятий и найти в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения); прививать любовь к природе, работать над развитием выразительной речи, мышления

Планируемые результаты

познакомятся с творчеством А. Н. Плещеева и содержанием его произведения «Дети и птичка»;

научатся: выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, находить в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения)

Метапредметные:

Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознавать цель своего высказывания

Личностные: называть произведения, фамилии и имена писателей, пишущих о природе; предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к живому

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе

Рассказывают наизусть и выразительно читают стихотворения Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!.» и «Где сладкий шепот моих лесов?.». По желанию читают сочинения

Выделять существенную информацию из текста сочинения. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями поэта, чьи стихи читали и во втором, и в третьем классах. Имя этого поэта – Алексей Николаевич Плещеев

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

– Стихотворение, которое мы прочитаем сегодня, называется «Дети и птичка»

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Строить речевое высказывание в устной форме

III. Знаком-ство с творчеством А. Н. Пле- щеева

Рассказывает о творчестве поэта.

– Какие стихотворения А. Н. Плещеева вы знаете, помните наизусть? О чем они? Что вы знаете о самом поэте?

– Алексей Николаевич Плещеев родился в городе Костроме в старинной обедневшей дворянской семье. В 18 лет поступил в Петербургский университет на восточный факультет.

В студенческие годы он пробует свои силы в поэзии. Первое стихотворение А. Н. Плещеева было напечатано в журнале «Современник», когда ему было 19 лет. Талант молодого Плещеева был замечен, его стихи получили одобрительный отзыв, и вскоре «Современник» публикует уже тринадцать стихотворений А. Н. Плещеева. Через два года (1846 г.) выходит в свет первая книга стихов поэта. Стихи Плещеева

этого времени очень близки по духу поэзии К. Ф. Рылеева и М. Ю. Лермонтова. В эти годы Плещеев пишет не только стихи, но и прозу: очерки, рассказы, фельетоны. Через 12 лет (1858 г.) выходит второй сборник стихов Плещеева, а вскоре (1861г., 1863 г.) – новые сборники стихотворений, а также собрание прозы в двух томах (1860 г.). Плещеев не только пишет сам, но и много переводит с разных языков

Слушают учителя. Задают вопросы

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи

IV. Анализ произведения

Учитель выразительно читает стихотворение.

– Какие чувства вызвало в вас стихотворение?

– Какими мыслями оно наполнено?

– Подберите синоним к слову «детки».

– Подберите антоним к слову «звонкий».

– Как об этом сказано в стихотворении? Прочитайте.

– Как поэт относится к птичке?

– Из каких слов это видно? Прочитайте их.

– Как нужно читать стихотворение?

– Как вы думаете, почему поэт написал стихотворение в виде разговора птички с детьми?

– Все ли его строки следует читать одинаково? Почему так считаете?

– Можем ли мы по этому стихотворению судить о характере автора?

Проводит упражнение в чтении стихотворения, отработке нужной интонации

Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.

Подбирают синоним к слову: детки – ребятки.

Подбирают антоним к слову: звонкий – глухой.

Выполняют чтение по ролям (выбирается ученик, который читает за птичку, а все остальные – за детей)

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников

V. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения А. Н. Плещеева «Дети и птичка». Научиться читать стихотворение по ролям

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

VI. Итог урока. Рефлексия

Предлагает оценить работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке? Что нового узнали о поэте?

– Какое настроение у вас после сегодняшнего урока?

– Что понравилось, запомнилось? Что бы вам хотелось сделать по-другому?

– Почему меняется ритм стихотворения?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Тема: А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: продолжать знакомить учащихся с творчеством А. Н. Плещеева; добиться понимания смысла стихотворения; развивать умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, навыки выразительного чтения, творческие способности учащихся; помочь вспомнить определения понятий и найти в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения); прививать любовь к природе, работать над развитием выразительной речи, мышления

Читайте также:  Бесплатные анализы на аллергены для детей

познакомятся с творчеством
А. Н. Плещеева и содержанием его произведения «Дети и птичка»;

научатся: выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, находить в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения)

Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознавать цель своего высказывания

Личностные: называть произведения, фамилии и имена писателей, пишущих о природе; предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к живому

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе

Рассказывают наизусть и выразительно читают стихотворения Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист. » и «Где сладкий шепот моих лесов. ». По желанию читают сочинения

Выделять существенную информацию из текста сочинения. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями поэта, чьи стихи читали и во втором, и в третьем классах. Имя этого поэта – Алексей Николаевич Плещеев

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

– Стихотворение, которое мы прочитаем сегодня, называется «Дети и птичка»

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Строить речевое высказывание в устной форме

III. Знаком-ство с творчеством
А. Н. Пле-
щеева

Рассказывает о творчестве поэта.

– Какие стихотворения А. Н. Плещеева вы знаете,
помните наизусть? О чем они? Что вы знаете о самом поэте?

– Алексей Николаевич Плещеев родился в городе Костроме в старинной обедневшей дворянской семье. В 18 лет поступил в Петербургский университет на восточный факультет.

В студенческие годы он пробует свои силы в поэзии. Первое стихотворение А. Н. Плещеева было напечатано в журнале «Современник», когда ему было 19 лет. Талант молодого Плещеева был замечен, его стихи получили одобрительный отзыв, и вскоре «Современник» публикует уже тринадцать стихотворений
А. Н. Плещеева. Через два года (1846 г.) выходит в свет первая книга стихов поэта. Стихи Плещеева

этого времени очень близки по духу поэзии К. Ф. Рылеева и М. Ю. Лермонтова. В эти годы Плещеев пишет не только стихи, но и прозу: очерки, рассказы, фельетоны. Через 12 лет (1858 г.) выходит второй сборник стихов Плещеева, а вскоре (1861г., 1863 г.) – новые сборники стихотворений, а также собрание прозы в двух томах (1860 г.). Плещеев не только пишет сам, но и много переводит с разных языков

Слушают учителя. Задают вопросы

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи

Учитель выразительно читает стихотворение.

– Какие чувства вызвало в вас стихотворение?

– Какими мыслями оно наполнено?

– Подберите синоним к слову «детки».

– Подберите антоним к слову «звонкий».

– Как об этом сказано в стихотворении? Прочитайте.

– Как поэт относится к птичке?

– Из каких слов это видно? Прочитайте их.

– Как нужно читать стихотворение?

– Как вы думаете, почему поэт написал стихотворение в виде разговора птички с детьми?

– Все ли его строки следует читать одинаково? Почему так считаете?

– Можем ли мы по этому стихотворению судить о характере автора?

Проводит упражнение в чтении стихотворения, отработке нужной интонации

Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.

Подбирают синоним к слову: детки – ребятки.

Подбирают антоним к слову: звонкий –
глухой.

Выполняют чтение по ролям (выбирается ученик, который читает за птичку, а все остальные – за детей)

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников

Объясняет домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения
А. Н. Плещеева «Дети и птичка». Научиться читать стихотворение по ролям

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Предлагает оценить работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке? Что нового узнали
о поэте?

– Какое настроение у вас после сегодняшнего урока?

– Что понравилось, запомнилось? Что бы вам хотелось сделать по-другому?

– Почему меняется ритм стихотворения?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

источник

Конспект открытого урока литературного чтения в 4 классе

Тема: Плещеев А.Н. «Дети и птичка»

Цель: познакомить с биографией Плещеева А.Н. и его стихотворением «Дети и птичка»

Тип урока: открытие новых знаний

познакомить учащихся с произведением А.Н. Плещеева, добиться понимания смысла стихотворения;

развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения;

помочь вспомнить определение и найти в тексте образные языковые средства: эпитеты, олицетворения;

формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности;

планировать учебную деятельность совместно с учителем;

анализировать художественный текст, выделять в нём основную мысль;

уметь ориентироваться в учебной и художественной книге;

отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника,

осмысливать правила взаимодействия в паре и группе.

формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы.

Автор : Тихомирова Елена Александровна, учитель начальных классов

Организационный момент (1 мин.)

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладой осень в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

— Ребята! У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Не волнуйтесь. У нас всё получится.

— Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки нашим гостям.

Проверка домашнего задания (5 мин.)

-Начнём урок с проверки домашнего задания.

-Что я вам задавала? (Прочитать выразительно стихотворение И.А.Бунина «Листопад»)

-Что значит прочитать выразительно? (Это значит целыми словами, без ошибок, соблюдая паузы, выделяя голосом нужные слова, передать интонацией чувства и настроение).

Сообщение темы и постановка целей урока (2 мин.)

Ребята! Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку.

-У вас на партах лежат листочки.

-Зачеркните только одинаковые слоги.

-Какую фамилию вы прочитали ? (Плещеев)

-А теперь внимательно послушайте загадки и отгадайте их.

Смеются громко и кричат! (Дети)

Есть два крыла и голова,
Две лапки, клюв и перья.

-Назовите тему урока. (А.Н.Плещеев «Дети и птичка»)

-Каких целей должны достигнуть?

1.Знакомство с биографией А.Н.Плещеева (рассказывают заранее подготовленные учащиеся)

1 ученик — Травка зеленеет,

2 ученик — Это очень красивое стихотворение придумал один знаменитый русский поэт, с жизнью и творчеством которого мы сегодня познакомимся.

1 ученик — 4 декабря 1825 года в Костроме родился мальчик – будущий известный русский поэт Алексей Николаевич Плещеев.

2 ученик — Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его семья была небогатая. Отец умер, когда Плещеев был ещё ребёнком. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование.

1 ученик — В 13 лет по желанию матери Алексей Плещеев переехал в Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков. Военная карьера Плещеева не привлекла, и он покинул училище. Осенью 1843 года поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко-филологического университета.
2 ученик — В студенческие годы он пробует свои силы в поэзии. Первое стихотворение А. Н. Плещеева было напечатано в журнале «Современник», когда ему было 19 лет.

1 ученик — Одно из самых видных мест Плещеев занимает в детской литературе. Детские стихотворения собраны поэтом в Москве в его сборнике «Подснежник».

2 ученик — Многие стихотворения Плещеева настолько хорошо знакомы, что, кажется, мы их знали всегда. С особой любовью Плещеев писал о красоте русской природы. Вот какая у него весна.

1 ученик — А после весны наступает лето красное с яркими цветами и тёплым солнышком.

Весёлое лето! Всем дорого ты!

В лучах ароматных пестреют цветы,

А в рощице пташек звенят голоса,

Их песни хвалою летят в небеса.

2 ученик — Не все стихи Плещеева проникнуты радостным настроением. Некоторые особенно грустные. Это стихи об осени.

1 ученик — И ещё много стихотворений написал А.Н.Плещеев. На основе некоторых его стихов сложили романсы.

2 ученик — Хотя Алексей Николаевич Плещеев жил и писал много лет назад, его стихи читают сегодня, и они всегда будут жить в душе народа.

Итог: Спасибо, ребята, за такой интересный рассказ.

2.Первичное восприятие стихотворения

-А теперь сядьте красиво и послушайте стихотворение А.Н.Плещеева «Дети и птичка».

3.Проверка первичного восприятия

-Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

-Чем оно необычно? (Написано в форме диалога.)

-Назовите собеседников. (Дети и птичка.)

-Какой вы представили себе птичку?

-А детей? (Маленькие, учатся в 1 классе, т.к. птичка называет их малютками и говорит, что вернётся, когда они научатся читать.)

Итог: Молодцы! Внимательно слушали.

-А теперь немного отдохнём.

— Прежде, чем вы самостоятельно прочитаете стихотворение, выясним смысл непонятных слов.

(Дети объединяются в 4 группы, работают со словарями и ищут значение слов, написанных на слайде.)

ПРОЧЬ – подальше от кого-либо

ПОНЕСЁМСЯ — следовать очень быстро, стремительно одно за другим

СТУЖА — сильный холод, мороз

-Ребята, зачем вы выясняли значение непонятных слов? (Чтобы был понятен смысл прочитанного.)

5.Вторичное восприятие стихотворения

-А теперь прочитайте это стихотворение вполголоса. Ваша задача – научиться читать без ошибок целыми словами.

(Дети читают стихотворение.)

-А теперь читаем вслух «по цепочке».

Итог (учитель говорит, у всех ли получилось прочитать целыми словами и без ошибок).

-В какое время года происходит разговор детей с птичкой? (Осенью)

-О чём просят дети птичку? (Не улетать от них.)

-Почему дети просят птичку не улетать? (Нам жаль твоих песенок звонких.)

-Что она им отвечает? (Гонят меня холода и дожди.)

-Какой глагол указывает на стремительность действий птиц? (Понесёмся.)

-Почему автор использовал именно этот глагол?

-Прочитайте описание юга. (Нет там ни стужи теперь, ни дождей и т.д.)

-Какой ещё вопрос задают дети птичке? (Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?)

-Как она им объяснила время прилёта назад? (Я вернусь, когда с полей сойдёт снег, зажурчит ручей, когда вся природа начнёт оживать.)

-Какое это будет время года? (Весна.)

Итог: -Молодцы! Правильно ответили на все вопросы.

-Ребята! Какие литературные приёмы вы встретили в этом стихотворении? (Олицетворения, эпитеты.)

-Что такое олицетворение? (Олицетворение-это литературный приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами.)

-Что такое эпитет? (Эпитет — это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.)

-Давайте найдём в стихотворении олицетворения и эпитеты.

-Ребята 1 варианта ищут олицетворения, ребята 2 варианта – эпитеты.

— С какой целью использует поэт эти приёмы? (Они лучше помогают представить картину, которую рисует поэт. Чтобы мы ярко представили себе осень, образы детей и птички.)

-Скажите, как автор относится к птичке? Докажите.

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

7.Работа над выразительным чтением стихотворения

-А теперь будем учиться читать стихотворение выразительно.

-С каким настроением будете читать 1 часть? (С грустным настроением, с болью и печалью.)

-Меняется ли настроение во 2 части стихотворения? С каким чувством вы будете её читать?

( Вторую часть будем читать с чувством лёгкой грусти.)

-Какой темп? (Темп плавный, неспешный.)

-Почему меняется ритм стихотворения? (Чтобы показать, что время пролетит быстро, и птичка скоро вернётся.)

-А теперь вы будете читать стихотворение по ролям.

-Сначала отметьте слова детей и птички, потом расставьте паузы, подчеркните слова, которые нужно выделить голосом.

(Дети работают в парах на листочках с текстом стихотворения.)

-Проверьте, правильно ли вы выполнили задание по слайду.

Итог : -Кто выполнил задание правильно?

-А теперь послушаем вас. (Дети слушают и анализируют, как читают одноклассники.)

-Ребята, наш урок подходит к концу.

-Вспомните, какие цели мы поставили в начале урока. Удалось ли нам их достигнуть?

-Какое стихотворение читали?

-Что автор хотел показать вам своим стихотворением?

-Откройте дневники, запишите домашнее задание.

стр.145 (прочитать стихотворение выразительно)

А)выучить стихотворение наизусть;

Б)нарисовать иллюстрацию к стихотворению

Оценки за урок (выдаю птичек с оценками)

-Ребята, у нас появился маленький уголок леса, где могла произойти встреча детей и птички. Здесь есть дерево, птичка и дети. Но у детей не хватает лиц. Приклейте их. Если вам понравился урок, приклейте весёлое лицо, если урок оставил вас равнодушными – лицо с прямым ртом, если урок не понравился, приклейте грустное лицо.

(Под музыку дети подходят к плакату и приклеивают смайлики.)

источник