Меню Рубрики

Анализ по экономическому воспитанию детей

Открыть для себя мир детей может только тот, кому они интересны и кто их знает. Дошкольники чрезвычайно чувствительны к разного рода воздействиям. Ребенок как губка, впитывает впечатления, знания, стили поведения педагога, работающего с ним. Поэтому как стихийное, так специально организованное обучение и воспитание во многом определяет особенности его психического, физического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у ребенка с помощью взрослого складываются необходимые качества и свойства личности.

Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, являясь очевидцем активного становления рыночного механизма хозяйствования, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, признала, что Экономическое воспитание детей дошкольного возраста – глобальная социальная проблема, неотделимая от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:

  • научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
  • с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
  • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;
  • научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;
  • вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Позиционным обновлением и расширением современного дошкольного образовательного пространства определила “Раннее приобщение детей к экономике”.

Экономическое образование – важный компонент в развитии и воспитании ребенка, так как мы стали очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, “коммерческого образа жизни”, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Другими словами, современным детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств.

Основной вид деятельности дошкольников – игра. В связи с этим экономическое воспитание осуществляю через игровую деятельность. Поэтому разработала и апробировала проект “Экономика – жизнь и игра”, с помощью которого пытаюсь заложить основы экономического образа мышления у ребенка – дошкольника, осознание им того, каков “я” в мире экономических ценностей и как себя вести в нем.

Апробация проекта “Экономика – жизнь игра” позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Наблюдения в процессе игровой деятельности и результаты проводимого диагностирования показывают, что создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование основ экономической культуры у детей – дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность малышей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

Работа по приобщению дошкольников к экономической культуре проводится с постепенным усложнением и включает 4 блока.

Деятельный подход – основной принцип реализации задач этой проблемы. В зависимости от содержания знаний ведущим является определенный вид деятельности, например усвоение знаний из области финансовых категорий (деньги, цена, стоимость, менять, продавать и т.п.) успешнее всего происходит в разнообразных играх: дидактических, настольно – печатных, ролевых ( “Магазин игрушек”, “Ярмарка”, “Семья”, “Детское кафе”), дидактические игры: “Веселые повара”, “Придумай рекламу”, “В доме зарплата”, “Береги все, что нас окружает”, “Накорми животных”, “Детки с чьей ветки?”, “Что из чего изготовлено”, “Подбери витрины магазинов”, “На необитаемом острове”.

Знания о том, почему следует беречь, экономить результаты труда людей, игрушки, книги, дети успешнее всего осваивают в процессе разных видов продуктивной деятельности (трудовой, изобразительной), в ходе которых действуют с необходимыми материалами.

Воспитание качества экономности реализуется в процессе использования различных материалов, средств для осуществления замысла; суть рациональности (разумности) – в умении планировать процесс деятельности, применять наиболее выгодное решение (по пословице “Семь раз отмерь – один раз отрежь”).

Говоря о методах и средствах экономического воспитания, необходимо выделить специальную работу по формированию у детей полезных навыков и привычек. Многие из них связаны с воспитанием культуры поведения в быту и общей воспитанностью: выключить свет, когда выходишь из помещения, для этого использовать схему с символикой горящей и выключенной лампочкой и игру-пособие “Его величество – электричество”, о бережном отношении к воде – беседа “Сколько нам нужно воды?”, “Зачем экономить воду?”

На первых ступенях работы блока “Потребности” дети получают знания и представления о том, что человек как живое существо подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище. Без них невозможно или очень трудно существовать в течение длительного времени. Животные и растения удовлетворяют свою потребность в перечисленных средствах существования из природы или рук человека. Человек же удовлетворяет эти первейшие жизненные потребности как из естественных, природных источников, так и с помощью экономики, хозяйства.

Экономические потребности удовлетворяются купленными товарами или оплаченными услугами производителей. Одна из наиболее сильных человеческих потребностей – это потребность в общении, потребность иметь друзей. Человек нуждается в развитии своих возможностей и способностей, поэтому ему необходимы образование, творческое и физическое развитие.

Развитие представлений детей о потребностях строится поэтапно:

1 Этап: Обсуждение с детьми вопросов о том, что им необходимо сделать, когда они голодны или хотят пить, когда нужно одеться и умыться, когда хочется играть, рисовать, лепить, послушать сказку и т.д. Выяснение того, в чем именно заключается потребность: нужны ли им какие – то определенные предметы или помощь, забота, сочувствие и т.д., откуда берутся необходимые вещи, кто оказывает те или иные услуги, проявляет заботу и сочувствие.

Усиление внимания к проблемам общения: как попросить о нужном предмете, помощи, услуге, как предложить свои помощь или услугу.

Ознакомление с разными профессиями, с художественными произведениями о представителях разных профессий.

1. Сформировать у детей четкие представления о том, что необходимо в той или иной ситуации им самим, окружающим их конкретным людям, растениям, животным, героям художественных произведений – т.е. представления о том, какие у них потребности.

2. Развить у детей представления: об элементах множества, о признаках, по которым предметы могут быть отнесены к тому или иному множеству; о таких категориях, как “живое” и “неживое”, “есть” или “нет”; о свойствах воздуха, воды, почвы; о видах транспорта, о разных профессиях.

На 2 этапе работы оказывать помощь детям в знакомстве и общении друг с другом, выявление общего между ними, склонности и интересы каждого, помогать в осознании потребности в дружеском общении, в узнавании нового. Обсуждать с детьми, в чем заключаются потребности, разнообразие потребностей людей. Вместе с детьми выделить из этого разнообразия.

Экономические проблемы:

  • знакомить с экономической категорией “потребность”;
  • расширять представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, о экономических потребностях, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди;
  • развивать творческие способности и воображения детей, их способность участвовать в дискуссиях, учить выслушивать мнения других, вежливо отстаивать свою точку зрения.

3 этап. Решение практических задач.

На этом этапе вместе с детьми выяснить причины, по которым те или иные потребности требуют обязательного удовлетворения (еда, вода, воздух, жилище, одежда, обувь, безопасность, медицинская помощь, транспорт и т.д.)

Обсуждение: что необходимо для удовлетворения каждой из потребностей, какие для этого нужны товары и услуги, каковы требования к тем или иным потребностям (гигиена и культура питания, качество товаров, необходимость в книгах, театре, кино и т.д.)

Выявить зависимость между потребностями и правилами жизни (чтобы удовлетворить потребности, нужны определенные правила). Знакомить детей с правилами, которых надо придерживаться, находясь в том или ином месте, и с тем, как выполнять установленные правила.

Основные экономические понятия:

Экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители.

После того, как дети усвоили экономические понятия и решали практические задания самостоятельно перешла ко 2 блоку: Обмен и деньги. Рынок. Спрос и предложение. Цена, основной идеей которого является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно для его жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей.

Свободный обмен как стремление получать ту или иную выгоду.

Бартер – прямой обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег.

Деньги – универсальное и удобное средство обмена.

Заработная плата – это цена работы по производству товаров и услуг. Цена – некоторое количество денег, которое люди платят за ту или иную единицу товара или услуг. Цена устанавливается в результате сбалансированности между спросом и предложением.

Рынок – обмен товарами и услугами между продавцами и покупателями.

Озадачить ребенка помогают игровые проблемные ситуации, создающиеся путем незначительного изменения предметно – игровой среды, образов и знаков, требующих иных способов решения, используя методы разъяснения, беседы, рассказа. То есть создавать мотив, побуждающий ребенка к действию, расширению представлений о современных экономических проблемах, пониманию позитивных сторон рыночных отношений

Проведение ситуативных игр “Семья”, “Магазин”, во время которых дети производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются “деньгами”.

Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают “заказы” на товары и услуги. Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы.

Включение в подготовительную работу занятий по математике (простейшие подсчеты: хватит ли, больше – меньше), рисованию и аппликации (реклама, изготовление “денег”, вывесок и др.), конструированию.

Пребывание детей в “безденежном” обществе – игра без пользования деньгами и обмена товарами и услугами (что удобнее?).

1 этап. Обмен и деньги. Рынок.

— Развитие у детей представлений: о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между производителями товаров и услуг; об обмене товарами и услугами; о назначении цены; о деньгах как универсальном средстве обмена; о спросе и предложении и их влияние на величину цены.

— Организация “рынка” обмена товарами и услугами, чтобы каждый мог получить желаемое. Объяснение нескольких значений слова “рынок”.

— Придумывание с детьми денег, их названия, формы. Проведение конкурса на лучшее изображение денег. Использование придуманных денег в играх по обмену. Проведение беседы о функции и значении денег.

— Обсуждение понятия “бартер”. Выяснение вопросов о том, для чего нужен бартер, какой обмен справедливый, а какой нет, от чего зависит цена товара и услуги.

2 этап. Спрос и предложение. Установление цены.

— Развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.

— Проведение практического занятия: производство товара (игрушки, поделки и т.д.), который бы отвечал спросу; защита лучшего “товара” (реклама); конкурс на лучший товар или услугу; установление цены. Определение спроса и предложения.

— Проведение беседы о деньгах и о денежных единицах разных стран, о новой европейской денежной единицы.

3 этап. Практические занятия.

— Выставка – продажа изделий, изготовленных детьми.

Основные экономические понятия: товары, услуги, взаимозависимость, обмен, продажа, спрос, предложение, цена, деньги, рынок.

Итак, дети познакомились с потребностями человека, животных и растений, узнали, что такое деньги, как образуется цена на товары, где можно приобрести товар, где он производится. Значит пришло время узнать кто и как производит товар.

Так переходим к 3 блоку “Производитель и ресурсы. Реклама и возможности”.

— Ознакомление детей с разными видами ресурсов (природными, капитальными, человеческими), разнообразием природных ресурсов, различными способами их применения.

— Ознакомление детей с понятиями “товар” и “потребитель”.

— Обсуждение необходимости ресурсов для изготовления любого товара.

— Представление о сути ресурсов (человеческих, природных, капитальных) и их использование для изготовления товаров.

Задачи предварительной работы

1. В результате наблюдения, бесед, чтения художественных произведений подвести детей к выводу: одни материалы, из которых делают товары, можно найти в природе, а другие сделаны людьми.

Познакомить детей с понятием “природа”, объяснить, что относится к природному миру.

Познакомить с понятием “товар”.

1 этап Расширение и углубление понятия “ресурсы”

Расширение представлений: о разнообразии природных и капитальных ресурсов и способах их использования; о взаимосвязях людей разных профессий; о способах удовлетворения их потребностей. Обсуждение с детьми вопроса о том, откуда берутся продукты питания ( из природы – лес, море, поле), кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие капитальные ресурсы необходимы для их производства.

2 этап Какие бывают производители.

Ознакомление детей с производителями товаров и услуг ( представителями разных профессий), видами транспорта, разнообразием транспортных услуг. Расширение представлений о капитальных ресурсах (об инструментах, которыми пользуются люди), о взаимосвязях разных профессий. Обсуждение вопроса о том, что для удовлетворения потребностей нужны товары и услуги. Уточнение понятий: “товары”, “услуги”, “потребитель”, “производитель”. Выяснение взаимосвязи потребления и производства, услуг. Проведение практических занятий по теме “Что кому нужно, что кем производится?”

3 этап Решение практических задач

Продолжение ознакомления детей с производителями товаров и услуг – представителями разных профессий; расширение представлений детей о ресурсах, о процессе производства знакомых товаров, о цепочках производителей. Решение задачи “Как появляется новая тетрадь” (опираясь на уже имеющиеся представления детей, расширяя и корректируя их в процессе бесед, ответов но вопросы, дискуссий, просмотра иллюстраций, чтения книг,постепенно выяснить, какие природные, капитальные и человеческие ресурсы нужны для превращения дерева в тетрадь. Очень важно при этом создать ситуацию, в которой дети вспомнили бы о долгом и трудном процессе выращивания леса). Ознакомление детей с понятием “экономия ресурсов”.

Основные экономические понятия: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители, производители, ресурсы.

Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее.

Почему бы любовь наших детей к рекламе не использовать в образовательных целях? Ведь реклама – это особый жанр искусства. Что характерно для хорошей рекламы? Краткость, образность, привлекательность для зрителя.

Что должен уметь хороший специалист по рекламе?

Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества. Чем-то “словесная” часть рекламы сродне пословицам и поговоркам, с которыми мы знакомим детей, подчеркивая афористичность, краткость. Можно предложить детям создать свою рекламу. Опыт показывает, что они с восторгом включаются в эту игру.

Для составления рекламы ребенок сначала должен как можно больше узнать об объекте (товаре) и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Поскольку детям трудно уложить всю информацию в одну – две фразы, можно начать с 4 – 6 предложений. Приветствуется использование отдельных выражений из уже известной рекламы. Такие задания не только развивают творческие способности ребенка, но и его речь, учат кратко выражать свои мысли. К созданию рекламы можно подключить и родителей. Практика показывает, что к созданию рекламы они подключаются с не меньшим энтузиазмом, чем их дети. Можно устроить конкурс на лучшую рекламу – это внесет в работу соревновательный элемент. Текст рекламы можно предложить проиллюстрировать рисунками.

Можно употреблять несколько вариантов рекламных заданий.

Рекламируемый предмет заранее известен всей группе.

Ребенок может выбрать любой персонаж и от его имени прорекламировать место его жительства (для этого нужны знания об особенностях этого персонажа, его образе жизни, характерных признаках его места обитания). (Например: реклама домика Буратино).

2. Рекламируемый объект известен только автору.

По тексту рекламы участники игры определяют, что именно рекламируется. В этом случае сразу видно, удачно или нет составлена реклама, на сколько она выразительна, действительно ли отобраны характерные признаки объекта. При этом важно, что сам автор сразу ощущает степень своего “профессионализма”: чем лучше составлена реклама, тем быстрее дети отгадывают, что именно рекламируется. (Например: Реклама муравейника).

Читайте также:  Анализ на иммунитет у детей

3. Реклама может быть использована как одна из форм обобщения наблюдений.

В этом случае в содержании рекламы отражаются результаты собственной работы каждого ребенка.

Основные экономические понятия: реклама, рекламировать, рекламодатель, рекламный агент, “свое дело”.

Следующий шаг – подвести детей к мысли, что нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать, а также к бережному отношению того, что имеешь. Отсюда и название 4 блока “Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена. Полезные навыки и привычки в быту – это тоже экономика”.

Ограниченность ресурсов: нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать. Ограниченность ресурсов приводит к тому, что люди постоянно сталкиваются с проблемой выбора. Из – за ограниченности ресурсов всегда приходится выбирать, на что их потратить, т.е. что именно и в каком количестве произвести из этих ресурсов. Существует множество способов удовлетворения потребностей. Как выбрать один из них?

Предварительная работа Создание на занятии ситуации выбора: дети выбирают вид деятельности, ресурсы. Выделение критериев выбора. Проведение игры “Что мы выбираем?”

Подведение детей к выводу о том, что ресурсы всегда ограничены, с этим сталкиваются и люди, и животные.

Обучение детей узнаванию ситуации ограниченности ресурсов в случае их меньшего числа в сравнении с количеством потребителей.

Обсуждение времени как ресурса, невосполнимости этого ресурса, умения правильно организовать время для удовлетворения потребностей.

1 этап. Расширение и углубление темы.

— Создание ситуаций ограниченности ресурсов в процессе разных видов деятельности детей.

— Продолжение работы по развитию представлений об ограниченности ресурсов, ознакомление детей с проблемой выбора.

— Уточнение понятий “ресурсы”, “ограниченность ресурсов”, ознакомление с понятиями “выбор”, “цена выбора”.

— Выяснение с детьми возможности удовлетворения всех потребностей.

— Выявление проблем: почему невозможно удовлетворить все потребности; ограниченность каких ресурсов мешает этому; как приходится поступать, когда ресурсы ограничены; от чего приходится отказываться, делая свой выбор (цена выбора).

3 этап. Решение практических задач.

— Беседы, чтение рассказов по данной теме.

— Проведение ситуативных игр, в ходе которых внимание детей акцентируется на том, что все ресурсы ограничены, одни и те же ресурсы можно использовать разными способами, всякий раз необходимо принимать решение, какой из способов выбирать.

— Использование в играх реальных ситуаций, в которых дети решали бы не только экономические задачи, но и экологические и нравственные проблемы.

Основные экономические понятия: возможность, потребность, ограниченность, выбор, цена выбора.

Таким образом, постепенное усложнение работы по формированию экономических представлений у дошкольников способствует:

  • формированию экономического сознания дошкольника;
  • приближению к реальной жизни;
  • пробуждению экономического мышления;
  • получению знаний об основных профессиях и умению рассказывать о них;
  • обогащению детского словаря;
  • выработке таких качеств как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца;
  • возникновению интереса к деньгам, осознанию правил их честного зарабатывания.

источник

воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

При реализации задач экономического воспитания, пишет Короткова Н.А., мы выделяем три блока или три направления работы с детьми. [16]

I. Прежде всего, дать детям знания о труде и обо всем, что с ним связано, согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду».[29]

Реализация задач экономического воспитания возможна при условии полноценного решения задач трудового воспитания во всех возрастных группах детского сада, так как труд — ведущая категория экономической науки.

II. Знакомство детей с простейшими экономическими терминами: экономика, инфляция, бюджет, цена, деньги, валюта, товар, стоимость, банк, аванс, кредит, процент, доход, убыток, собственность, прибыль, бизнес, биржа, акция, дивиденды, банкрот, аукцион, реклама, предприятие, владелец, выгода, бартер, конкуренция, норма, продукция, ферма, ярмарка; познакомить детей с новыми профессиями, такими как менеджер, предприниматель, бизнесмен, финансист, рекламодатель, фермер, брокер, бухгалтер.

Закрепить знания из области категорий, связанных с трудом (предметы труда, результаты труда, индивидуальный — коллективный труд); познакомить с понятиями: дороже — дешевле, выгодно-невыгодно, выиграл, проиграл, поменял; формировать знания о человеке бережливом, экономном, хорошем хозяине; учить правилам честной, справедливой игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера.

III. Формирование у детей экономического мышления путем вовлечения старших дошкольников в процесс сюжетно-ролевых игр, настольно-печатных, дидактических; чтение художественной литературы.

по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного

Тема: Чтение «Сказки о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном Компьютере и верных друзьях» Т.Поповой и И.Меньшиковой (глава I).[28]

Цель: Познакомить детей с понятиями «экономика», «инфляция», ввести эти слова в речь детей. Продолжать учить изображать по представлению персонажи литературного произведения, изобразительными средствами отражая свои эмоциональные впечатления. Воспитывать культуру речевого общения.

План: 1. Чтение I главы сказки. 2. Беседа по содержанию прочитанного и объяснение терминов «экономика», «инфляция». 3. Рисование царицы Экономики и злодейки Инфляции.

Тема: В гостях у царицы Экономики.

Цель: Познакомить детей с экономическими понятиями «деньги», «цена», денежными знаками Российской Федерации, уточнить их назначение. Формировать умение соотносить товар с определенным количеством денег. Продолжать учить решать простые задачи на вычитание и раскладывать число на два меньших. Учить разгадывать кроссворды. Развивать сообразительность. Активизировать в речи детей употребление слов: цена, деньги, товар, экономика, инфляция.

План: Дети отправляются в гости к царице Экономике.

1. Рассматривание денег и рассказ воспитателя об истории их появления

2. Дидактическая игра «Магазин». Объяснение понятия «цена»

— Муха нашла пятикопеечную монету. Самовар стоит три копейки. Сколько копеек сдачи должна получить муха?

— Какими монетами ей могут дать сдачу?

4. Разгадывание кроссворда:

1. Особый товар, на который можно обменять любой другой товар.

2. Количество денег, которое надо заплатить за товар.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Цель: Формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания об экономических понятиях. Развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Закреплять умение соотносить товар с определенным количеством денег, решать простые задачи на вычитание и сложение в пределах 10. Формировать взаимоотношения сотрудничества. Воспитывать культуру речевого общения. Предварительная работа: рассматривание картины «Продавец», экскурсия в магазин, беседа «Мы были в магазине» (вычленение ролей), поделка материалов с детьми (чеки, касса, «деньги», ценники), встреча с продавцом магазина. Материал: касса, товары, «деньги», чеки, машина, строительный материал. Роли: продавцы, кассир, покупатели, контролер, шофер.

Краткое описание: воспитатель объявляет, что построен новый магазин. Шофер привозит товар, продавцы принимают товар, размещают его в магазине по отделам. Контролер проверяет правильность цены товара.

Констатирующий этап. Цель: развивать умение играть в коллективе, помогать друг другу в затруднительных ситуациях, договариваться о ходе игры.

Задачи: учить выбирать из множества единичное, находить возможное правильное решение в коллективном осуществлении замысла и сюжета.

Формирующий этап. Цель: Формировать представления о профессиях, о ресурсах и способах их использования.

Задачи: познакомить с новыми понятиями, показать их взаимозависимость.

Контрольный этап. Цель: выявить уровень экономических знаний детей.

Задачи: уточнить понятия, упражнять детей в правильном использовании терминов.

Тема: Чтение «Истории Мухи-Цокотухи».

Цель: Развивать у детей интерес к экономическим знаниям. Познакомить с экономическими терминами: бюджет, выгода, экономия. Продолжать учить строить пространственную модель сказки. Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Развивать любознательность.

План: 1. Чтение «Истории Мухи-Цокотухи» 2. Беседа по сказке с объяснением терминов «бюджет», «экономия», «выгода». 3. Составление пространственной модели «Истории. «

Тема: Знакомство с профессией бухгалтера.

Цель: Закрепить знания об экономических терминах «выгода», «экономия», «бюджет». Дать представление о работе бухгалтера. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова. Воспитывать любознательность, усидчивость.

1. Воспитатель просит детей объяснить значение терминов «бюджет», «экономия», выгода». В случае затруднения помогает детям, обобщает ответы и читает главы из книги И. Шведовой «Экономическая азбука для детей и взрослых» («Бюджет», «Выгода»).

2. Дидактическая игра с мячом «Назови правильно» (на закрепление обобщающих понятий).

3. Рассказ воспитателя о работе бухгалтера с показом иллюстраций, оборудования (счеты, калькулятор, компьютер).

4. Дидактическая игра «Подбери однокоренное слово» (экономия, бюджет, бухгалтер, компьютер, выгода).

Сюжетно-ролевая игра «Круиз»

Цель: Закрепить в игре экономические понятия «бюджет», «экономия», «выгода», «заработная плата», «затраты», знания о природно-климатических зонах (тропики, пустыня, горы). Продолжать учить выполнять роли в соответствии с сюжетом, используя атрибуты и строительный материал. Развивать творческое воображение. Воспитывать культуру речевого общения.

Предварительная работа: Подготовка экскурсоводов, рассматривание схем кораблей. Материал: атрибуты для игр «Моряки», «Буфет», крупный строительный материал. Роли: капитан и команда корабля, группа туристов и руководитель группы, кассир, продавец буфета, экскурсоводы, строители.

Краткое описание: в начале игры все получают некоторое количество денег. Выбираются строители. Они строят корабль по схеме и получают зарплату. Выбирается команда корабля. Воспитатель предлагает отправиться в круиз. Набирается группа туристов, воспитатель берет на себя роль руководителя группы. На корабле организуется буфет. На остановках проводятся платные экскурсии, где экскурсоводы знакомят с особенностями данной местности.

Констатирующий этап. Цель: учить организовывать предметно-игровую среду и ролевое взаимодействие с учетом темы игры.

Задачи: ориентировать детей на тематику игровых сюжетов с экономическим содержанием, учить адекватно действовать в ходе игры.

Формирующий этап. Цель: расширять представления детей о профессиях.

Задачи: воспитывать умение разумно тратить деньги, рассчитывать на свои возможности, осознавая связь «труд-деньги-продукт».

Контрольный этап. Цель: выявить уровень экономических познаний в результате игры.

Задачи: расширять словарный запас детей, подвести к пониманию зависимости товара и услуги от качества.

источник

Дата публикации: 25.02.2017 2017-02-25

Статья просмотрена: 1569 раз

Люнгрин О. Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 349-351. — URL https://moluch.ru/archive/142/39933/ (дата обращения: 03.06.2019).

Экономическое воспитание — это процесс, который направлен на взаимодействия взрослого и ребёнка. Он формирует духовную основу ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, помогает сформировать у ребёнка морально экономические качества, которые помогут ему для развития интереса в мире экономики. Вводя ребёнка в мир экономики, мы помогаем ему, раскрыть окружающий мир духовных и материальных ценностей. Ребёнок в нынешней жизни является равноправным членом общества. Он с ранних пор участвует в жизни своих родителей, когда вместе с ними ходит в магазин делать покупки, слышит слова «дёшево», «дорого», деньги», цена», «заработать».

Главной целью экономики для дошкольников является формирование навыков и умений, ознакомление с современными рыночными отношениями.

Давая понятие об экономике в раннем возрасте, мы тем самым помогаем ребёнку, лучше адаптироваться в современном обществе, строить свою жизнь более организовано, самостоятельно, творчески. В процессе экономического воспитания, у ребёнка развивается мышление, приобретаются определённые экономические навыки, которые пригодятся ему в жизни.

Основной задачей родителей и воспитателей является, донесение до ребёнка информации и умении правильно ей пользоваться. Процесс экономического воспитания может осуществляться разными формами. Ведущей формой обучение в дошкольном возрасте является игровая деятельность. «Игра — это большое светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» (В. А. Сухомлинский.) Основы экономической культуры легче зарождаются и проявляются в игре.

В игре, у ребёнка раскрываются творческие способности, индивидуальность. В ходе игры он закрепляет, знания, которые получил на занятиях, экскурсиях, во время бесед, чтения художественной литературы. Через игру ребёнок осваивает и познаёт мир, осознаёт своё «я» и определяет своё место в системе общественных отношений. Игра помогает воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни.

В игре ребёнок моделирует жизненные ситуации, через игру, происходит знакомство с социальной действительностью. Дети учатся ориентироваться в экономических понятиях, происходит формирование базы социального развития ребёнка, сопричастность его к окружающей действительности.

При помощи игры дошкольника легче научить правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания в вести в мир вещей, предметов и взаимоотношений.

Экономические знания придают социальную направленность, что позволит ребёнку впоследствии, выстраивать правильную линию собственного поведения, способом зарабатывания и разумному использованию. Благоприятные, комфортные условия, созданные в группе позволяют каждому ребенку реализовать свои способности.

Работу по знакомству детей с экономикой делю на четыре блока:

1 блок «Семья» (семейная экономика)

2 блок «Потребности и возможности»

4 блок «Мой город, моя страна».

В первый блок входят дидактические игры «Расходы семьи», «Кому что нужно для работы», «Сюжетно ролевые игры «Почта», «Супермаркет», «Ателье»

Второй блок — «На что расходуем деньги», сюжетно ролевые игры «Кафе Вкусняшка», «Аптека», «Магазин»

Третий блок — «Для чего нужны деньги», «Что быстрее купят», «Дороже — дешевле»

Четвёртый блок — «Производство товаров нашего округа и страны», «Маршрут товара», направлен на показ взаимосвязи производства и потребление товара, услуг в сфере обслуживания, воспитание уважения к труду людей.

Работая с дошкольниками, пришла к выводу, что работу надо строить в разнообразных видах деятельности ребёнка, начиная с режимных моментов. Например, когда он, вымыв руки забывает выключить или до конца закрыть кран с водой надо объяснить, что это природные ресурсы и на них мы тратим свои деньги.

У каждого из детей на шкафчике имеется кармашек, где лежат деньги- фишки у каждого их одинаковое количество. Ребёнок, который забыл закрыть кран, должен заплатить установленную сумму. В конце дня или недели проходит подсчёт потраченных денег. Выявляется самый экономный ребёнок.

Сделать экономику для детей понятной помогают и сюжетно-ролевые игры.

Уже в младшей группе знакомство с экономикой начинается с сюжетно ролевой игрой в «Магазин», где работает продавец и продаёт игрушки, конфеты, фрукты. Роль продавца беру на себя и показываю, как правильно нужно разговаривать с покупателем используя в своей речи слова деньги, товар. Показываю отношения между продавцом и покупателем. Аналогично происходит, знакомство с профессией врача, водителя автобуса. Каждое движение проговаривается.

В средней группе роль продавца на себя берёт ребенок, а роль кассира, который выдает чеки — воспитатель. Расширяется ассортимент продуктов, появляются продуты которые предстоит взвешивать. Расширяется словарный запас ребенка: кассир, чек. Так, например, в парикмахерской клиент платит деньги в кассу, в аптеке — покупают лекарство за деньги-фишки. Использую настольно-дидактические игры «Кому что нужно»

В старших группах на стене вывешиваю карту мира по которой дети совершают путешествия, где знакомятся с денежными знаками разных стран. Выстраивают план своей поездки (на чём поедут, какие вещи им необходимо взять с собой, что хотели бы посетить в данной стране, городе).

С большим интересом дети ходят на «экономическую рыбалку» ребёнок не только ловит рыбу, но и подбирает слово антоним, большая- маленькая, доход- расход, экспорт- импорт, много-мало. Кроме игр с детям предлагаю разобрать разные ситуации, отгадывать загадки, решить кроссворды.

Во время экскурсии в разные магазины дети узнают новые понятия касса, продавец работающий на кассе называется кассир, витрина, товар. Обращаю внимание детей, как оформлены витрины, рассматриваем товар, предлагаю сделать покупку. В группе анализируем зачем и почему он приобрёл этот товар. В качестве домашнего задания детям, вместе с родителями предлагается, сделать рекламу купленного товара.

Очень интересно проходят совместные беседы где родители рассказывают о своей профессии, как оплачивается их труд. Дети начинают понимать, что родители получают деньги за свой труд, а не просто достают их из кошелька. У детей формируется понятие о семей ном бюджете, доходах и расходах. Чуть позднее к ним приходит понимание, что многое с чем они сталкиваются в жизни, создаётся людьми разных профессий.

Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.

Дети учатся находить связь профессиями и результатами труда, выстраивать производственные цепочки, например: откуда пришёл хлеб вспахали поле, посеять зерно, вырастить, собрать урожай, смолотить, перевезти расфасовать, доставить на пекарню, замесить тесто, испечь хлеб. Таким образом ребёнок осваивает тему профессии, устанавливает количество закономерностей.

Обобщить и систематизировать знания помогают Викторины, игры-развлечения, Что?, Где?, Почём?

Большие воспитательные возможности содержат произведения художественной детской литературы. Сказки способствуют воспитанию и уважению к труду взрослых, учат бережливости, расчётливости. Во многих сказках можно найти экономическое содержание. Сказка расширяет представления о мире людей, взаимоотношениях, пробуждает фантазию, учит мысленно представлять воображаемую ситуацию.

Большое влияние на ребёнка имеет телевизионная реклама. В разделе «Рекламы» дети с интересом рисуют рекламные плакаты, придумывают телерекламу, используя в ней героев сказок «Айболит». Он приглашает прийти обследоваться или приобрести лекарство. «Карлсон» рекламирует своё любимое варенье. «Красная шапочка» пирожное.

Читайте также:  Анализ на иммунный статус для детей

Обогащается словарный запас во время отгадывания экономических загадок, происходит понимание пословиц «Копейка –рубль бережет», «Сто раз отмерь-один отрежь»

Организация сотрудничества с родителями является одним из приоритетных мест, так как семья для ребёнка является эталоном правил, норм и социальных форм поведения.

Знаниям придается социальная направленность, что позволяет ребенку впоследствии выстраивать линию собственного поведения

Поэтому образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в экономических отношениях, тогда полученные знания ребёнком в дошкольном возрасте останутся в памяти на долго. Впоследствии он сможет умело применить их в жизни. Экономические качества, заложенные в детстве, дадут больше шансов воспитать успевающего в жизни человека, человека, который будет обладать не только материальными, но и духовными ценностями.

источник

Экспериментальная микропрограмма по экономическому

Воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

При реализации задач экономического воспитания, пишет Короткова Н.А., мы выделяем три блока или три направления работы с детьми. [16]

I. Прежде всего, дать детям знания о труде и обо всем, что с ним связано, согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду».[29]

Реализация задач экономического воспитания возможна при условии полноценного решения задач трудового воспитания во всех возрастных группах детского сада, так как труд — ведущая категория экономической науки.

II. Знакомство детей с простейшими экономическими терминами: экономика, инфляция, бюджет, цена, деньги, валюта, товар, стоимость, банк, аванс, кредит, процент, доход, убыток, собственность, прибыль, бизнес, биржа, акция, дивиденды, банкрот, аукцион, реклама, предприятие, владелец, выгода, бартер, конкуренция, норма, продукция, ферма, ярмарка; познакомить детей с новыми профессиями, такими как менеджер, предприниматель, бизнесмен, финансист, рекламодатель, фермер, брокер, бухгалтер.

Закрепить знания из области категорий, связанных с трудом (предметы труда, результаты труда, индивидуальный — коллективный труд); познакомить с понятиями: дороже — дешевле, выгодно-невыгодно, выиграл, проиграл, поменял; формировать знания о человеке бережливом, экономном, хорошем хозяине; учить правилам честной, справедливой игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера.

III. Формирование у детей экономического мышления путем вовлечения старших дошкольников в процесс сюжетно-ролевых игр, настольно-печатных, дидактических; чтение художественной литературы.

2.2. Перспективный план реализации микропрограммы

По экономическому воспитанию детей старшего дошкольного

Тема: Чтение «Сказки о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном Компьютере и верных друзьях» Т.Поповой и И.Меньшиковой (глава I).[28]

Цель: Познакомить детей с понятиями «экономика», «инфляция», ввести эти слова в речь детей. Продолжать учить изображать по представлению персонажи литературного произведения, изобразительными средствами отражая свои эмоциональные впечатления. Воспитывать культуру речевого общения.

План: 1. Чтение I главы сказки. 2. Беседа по содержанию прочитанного и объяснение терминов «экономика», «инфляция». 3. Рисование царицы Экономики и злодейки Инфляции.

Тема: В гостях у царицы Экономики.

Цель: Познакомить детей с экономическими понятиями «деньги», «цена», денежными знаками Российской Федерации, уточнить их назначение. Формировать умение соотносить товар с определенным количеством денег. Продолжать учить решать простые задачи на вычитание и раскладывать число на два меньших. Учить разгадывать кроссворды. Развивать сообразительность. Активизировать в речи детей употребление слов: цена, деньги, товар, экономика, инфляция.

План: Дети отправляются в гости к царице Экономике.

1. Рассматривание денег и рассказ воспитателя об истории их появления

2. Дидактическая игра «Магазин». Объяснение понятия «цена»

— Муха нашла пятикопеечную монету. Самовар стоит три копейки. Сколько копеек сдачи должна получить муха?

— Какими монетами ей могут дать сдачу?

4. Разгадывание кроссворда:

1. Особый товар, на который можно обменять любой другой товар.

2. Количество денег, которое надо заплатить за товар.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Цель: Формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания об экономических понятиях. Развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Закреплять умение соотносить товар с определенным количеством денег, решать простые задачи на вычитание и сложение в пределах 10. Формировать взаимоотношения сотрудничества. Воспитывать культуру речевого общения. Предварительная работа: рассматривание картины «Продавец», экскурсия в магазин, беседа «Мы были в магазине» (вычленение ролей), поделка материалов с детьми (чеки, касса, «деньги», ценники), встреча с продавцом магазина. Материал: касса, товары, «деньги», чеки, машина, строительный материал. Роли: продавцы, кассир, покупатели, контролер, шофер.

Краткое описание: воспитатель объявляет, что построен новый магазин. Шофер привозит товар, продавцы принимают товар, размещают его в магазине по отделам. Контролер проверяет правильность цены товара.

Констатирующий этап. Цель: развивать умение играть в коллективе, помогать друг другу в затруднительных ситуациях, договариваться о ходе игры.

Задачи: учить выбирать из множества единичное, находить возможное правильное решение в коллективном осуществлении замысла и сюжета.

Формирующий этап. Цель: Формировать представления о профессиях, о ресурсах и способах их использования.

Задачи: познакомить с новыми понятиями, показать их взаимозависимость.

Контрольный этап. Цель: выявить уровень экономических знаний детей.

Задачи: уточнить понятия, упражнять детей в правильном использовании терминов.

Тема: Чтение «Истории Мухи-Цокотухи».

Цель: Развивать у детей интерес к экономическим знаниям. Познакомить с экономическими терминами: бюджет, выгода, экономия. Продолжать учить строить пространственную модель сказки. Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Развивать любознательность.

План: 1. Чтение «Истории Мухи-Цокотухи» 2. Беседа по сказке с объяснением терминов «бюджет», «экономия», «выгода». 3. Составление пространственной модели «Истории. «

Тема: Знакомство с профессией бухгалтера.

Цель: Закрепить знания об экономических терминах «выгода», «экономия», «бюджет». Дать представление о работе бухгалтера. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова. Воспитывать любознательность, усидчивость.

1. Воспитатель просит детей объяснить значение терминов «бюджет», «экономия», выгода». В случае затруднения помогает детям, обобщает ответы и читает главы из книги И. Шведовой «Экономическая азбука для детей и взрослых» («Бюджет», «Выгода»).

2. Дидактическая игра с мячом «Назови правильно» (на закрепление обобщающих понятий).

3. Рассказ воспитателя о работе бухгалтера с показом иллюстраций, оборудования (счеты, калькулятор, компьютер).

4. Дидактическая игра «Подбери однокоренное слово» (экономия, бюджет, бухгалтер, компьютер, выгода).

Сюжетно-ролевая игра «Круиз»

Цель: Закрепить в игре экономические понятия «бюджет», «экономия», «выгода», «заработная плата», «затраты», знания о природно-климатических зонах (тропики, пустыня, горы). Продолжать учить выполнять роли в соответствии с сюжетом, используя атрибуты и строительный материал. Развивать творческое воображение. Воспитывать культуру речевого общения.

Предварительная работа: Подготовка экскурсоводов, рассматривание схем кораблей. Материал: атрибуты для игр «Моряки», «Буфет», крупный строительный материал. Роли: капитан и команда корабля, группа туристов и руководитель группы, кассир, продавец буфета, экскурсоводы, строители.

Краткое описание: в начале игры все получают некоторое количество денег. Выбираются строители. Они строят корабль по схеме и получают зарплату. Выбирается команда корабля. Воспитатель предлагает отправиться в круиз. Набирается группа туристов, воспитатель берет на себя роль руководителя группы. На корабле организуется буфет. На остановках проводятся платные экскурсии, где экскурсоводы знакомят с особенностями данной местности.

Констатирующий этап. Цель: учить организовывать предметно-игровую среду и ролевое взаимодействие с учетом темы игры.

Задачи: ориентировать детей на тематику игровых сюжетов с экономическим содержанием, учить адекватно действовать в ходе игры.

Формирующий этап. Цель: расширять представления детей о профессиях.

Задачи: воспитывать умение разумно тратить деньги, рассчитывать на свои возможности, осознавая связь «труд-деньги-продукт».

Контрольный этап. Цель: выявить уровень экономических познаний в результате игры.

Задачи: расширять словарный запас детей, подвести к пониманию зависимости товара и услуги от качества.

2.3. Сюжетно-дидактические игры с экономическим содержанием.

Поиск оптимальных путей решения проблемы экономического воспитания дошкольников привел к использованию игровых технологий.

Среди разных видов игр особую значимость приобретают сюжетно-дидактические игры экономической направленности. Для экономического воспитания особенно важно развивающее воздействие сюжетно-дидактических игр: развитие навыков поведения в соответствии с правилами, сопереживания, умения планировать, брать роль, сотрудничать, оценивать ситуацию, быть терпеливым, находчивым, настойчивым. Сюжетно-дидактическая игра помогает постичь смысл трудовой деятельности взрослых, точно выполняя все правила действия в соответствующей обстановке. Этого можно достигнуть при соблюдении следующих условий организации сюжетно-дидактических игр:

2. Ознакомление с доступной деятельностью взрослых через наглядность;

3. Отображение экономического содержания в сюжете и содержании игры;

4. Обогащение игры по тематике, сюжету, ролям, взаимоотношениям;

5. Совместное изготовление атрибутов для игр;

6. Участие воспитателя в игре;

7. Создание игровой проблемной ситуации.

Развитие сюжетно-дидактической игры идет поэтапно:

1 этап – Сюжетно-дидактическая игра – воспитатель в ведущей роли.

2 этап – Сюжетно-дидактическая игра – воспитатель во второстепенной роли.

3 этап – Самодеятельная сюжетно-дидактическая игра. Воспитатель-наблюдатель.

Система сюжетно-дидактических игр позволяет заложить основы базиса личностной культуры дошкольников с приоритетом экономического развития через интегрирование разных видов деятельности. [28]

Качество игры детей во многом определяется их информированностью о сфере жизни, отражаемой в игре. В связи с этим важно большое внимание уделять средствам обогащения сюжета при разработке игровых технологий.

Практика работы показывает, что наиболее целесообразной является следующая структура технологической карты сюжетно-дидактической игры:

3. Средства обогащения сюжета.

3.1. Занятия, дидактические игры.

3.3. Наблюдение, демонстрация.

3.4. Предметно-игровая среда.

Так сюжетно-дидактическая игра помогает сделать экономику понятной через моделирование реальных жизненных ситуаций: купля-продажа, производство и сбыт продукции и др.

Соответственно, данную методическую систему можно внедрять в любых ДОУ общеобразовательного типа и использовать в семье.

источник

Разработка методики работы с детьми старшего возраста по экономическому воспитанию по категории «Семейные сбережения и их использование». Основы планирования семейного бюджета. Воспитание рационального отношения к деньгам: бережливости и расчетливости.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношения человека к обществу, людям, труду, к самому себе, к природе. В современном мире эти отношения проявляются в гуманизме, трудовой направленности, чувстве собственного достоинства, экологической и экономической культуре. Именно экономическая жизнь общества и включает экономические отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления материальных благ. В то же время, экономическая жизнь является базисной сферой жизнедеятельности общества, связующим звеном между трудовым, нравственным, политическим, правовым, экологическим и другими компонентами системы воспитания. Следовательно, уже с дошкольного возраста дети постепенно включаются в экономическую жизнь общества, экономические отношения, направленные на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ в семье. Поэтому очень важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких качеств, как: трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность, практичность, самостоятельность, деловитость — сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей.

Экономическое воспитание — одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в ней была всегда, но усилилась в связи с реформами 90-х годов.

В советское время ребенок мог знать о наличии денег в жизни вообще, так как об отсутствии их ему сообщалось сразу «не куплю, нет денег». Его редко просвещали в том, как решались проблемы с деньгами.

На сегодняшний день — задача воспитателя и родителя заключается в информировании ребенка в социально-экономических понятиях. Нередко экономика подменяется арифметикой, ботаникой и географией. Исходя из этого, рекомендуется включить в программы экономического воспитания дошкольников такие темы как: «Моя страна и моя семья»; «Доходы семьи»; «Расходы семьи»; «Текущий и перспективный семейный бюджет»; «Семейные сбережения и их использование».

В итоге, дошкольник должен: Знать основные понятия категорий, которым было уделено внимание на занятиях. Уметь соизмерять свои потребности и возможности. Осознавать, что деньги растут, если их хранить в банке; Что зарплата, это плата за количество и качество труда; Пенсия — это плата за прошлый труд; Пособия на детей — это аванс детям за их будущий труд; Расходы семьи — не должны быть расточительными, и ребенок, будучи экономным, может их увеличить. Реклама может помочь, если она правдива или наоборот навредить.

Целью работы является — создание условий для экономического воспитания дошкольников.

Задачи: Разработать методику работы с детьми старшего возраста по экономическому воспитанию по категории «Семейные сбережения и их использование». Показать эффективность использования и осуществления экономических знаний в разных видах детской деятельности, разными методами и формами работы с учетом интеграции комплексно-тематического планирования содержания.

Данная работа состоит из введения, 1 Раздела, заключения, терминологического словаря, литературы.

Раздел 1. Пояснительная записка

Актуальность экономического воспитания дошкольников на сегодняшний день велика. Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества. Не все семьи имеют возможность систематически заниматься экономическим воспитанием детей, поэтому помочь ребенку найти себя, развить свои способности, пополнить знания о жизни современного общества может работа по экономическому воспитанию.

Новизна заключается в следующем: Предполагаемые занятия с детьми носят интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи, театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что способствует разностороннему развитию детей и позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Экономическое воспитание дошкольников предусматривает наличие тесного контакта между детьми, воспитателями и родителями, что способствует преодолению социально-психологических барьеров между взрослым и ребенком, и облегчает воспитание ребенком нового материала.

Цель: Развить у детей интерес к экономическим знаниям, используя для этого различные виды деятельности.

1) Ознакомление с явлениями социальной действительности.

3) Развитие игровой деятельности.

4) Воспитание необходимых качеств у детей.

5) Формирование навыков разумного поведения и потребности.

Принципы построения программы:

3) принцип активности и сознательности

4) принцип адресности и преемственности

5) принцип результативности

Срок реализации программы: 1 год

а) приобретение детьми экономических знаний и первичного опыта элементарных экономических отношений;

б) положительное влияние знаний на воспитание таких качеств личности, как доброта, честность, щедрость, трудолюбие, бережливость и др.

в) развитие трудолюбия, самостоятельности, формирование навыков разумного поведения в социальной жизни;

г) обогащение игровой деятельности.

1.1 Методика работы с детьми старшего возраста по категории «Семейные сбережения и их использование».

Содержание деятельности. Виды методик.

Беседа «Моя семья». Рассматривание иллюстраций «Моя семья». Разучивание стихотворения «Моя семья». Продуктивная деятельность: рисование семьи.

Сюжетно-ролевая игра «Семья». Взаимодействие с родителями: Составление генеалогического древа.

Сюжетно-ролевая игра «Строители», «Построим дом». Дидактическая игра «Найди, чей дом».

Дидактическая игра по математике «Назови соседей числа». Ознакомление детей с деньгами разных стран. Взаимодействие с родителями: создание коллекций купюр и монет. Выставка денежных купюр.

Беседа с детьми о понятиях «Бюджет семьи и его составляющие: зарплата, пенсия, стипендия». Чтение и обсуждение сказки «Заработанный рубль».

Продуктивная деятельность: изготовление модели «Семейного бюджета», сюжетно-ролевая игра «Рынок». Работа с родителями по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Рынок» (весы, счеты, калькулятор и др.)

Сюжетно-ролевая игра «Магазин», итоговое занятие по теме: «Хоть шести нам еще нет, формируем мы бюджет».

1.2 Конспект непосредственно — образовательной деятельности по области «Познание» для детей 5 — 6 лет.

Категория: «Семейные сбережения и их использование»

Тема: «Хоть шести нам еще нет, формируем мы бюджет»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Формирование элементарных математических представлений», «Физическое воспитание».

Цель: формирование представлений детей о социальном мире людей, используя различные виды деятельности.

Образовательные: Ввести детей в мир экономических отношений, и познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Учить основам планирования семейного бюджета. Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия). Закрепить известные детям математические понятия «больше — меньше», «слева — справа», количественный счет, «деление целого на части»; Упражнять в понимании отношения между целым числом и частью, частями целого.

Развивающие: Развивать речь, логическое мышление, внимание, сообразительность, самостоятельность и интерес к экономическим занятиям.

Воспитательные: Воспитывать рациональное отношение к деньгам: бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту.

Активизация словаря: зарплата, пенсия, доход, бюджет, расход.

Читайте также:  Анализ на грибок у детей

Оборудование: магнитная доска, картинки с изображением домов, 2 корзины, кошельки по количеству детей, купюры, разделенный на три сектора круг, 2 коробочки разного цвета, предметные картинки (яблоко, молочные продукты, телевизор, хлеб, шуба, машина, обувь, сыр, кофта, конфеты, и др.)

Предварительная работа: сентябрь — беседа по теме «Моя семья», рассматривание иллюстраций «Моя семья»; октябрь — сюжетно-ролевая игра «Семья». Работа с родителями по составлению генеалогического древа; ноябрь — сюжетно-ролевая игра «Строители», подвижная игра «Построим дом», дидактическая игра «Найди, чей дом»; декабрь — дидактическая игра по математике «Назови соседей числа», выставка денежных купюр (знакомство с купюрами разных стран); январь — беседа о понятии «Бюджет семьи и его понятия», «Зарплата», «Пенсия», «Стипендия», чтение и обсуждение сказки «Заработанный рубль»; февраль — продуктивная деятельность: изготовление модели «Семейного бюджета», сюжетно-ролевая игра «Рынок». Работа с родителями по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Рынок» (весы, счеты, калькулятор и др.); март — сюжетно-ролевая игра «Магазин», итоговое занятие по теме: «Хоть шести нам еще нет, формируем мы бюджет».

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о семейном бюджете и научимся правильно расходовать деньги. Посмотрите, пожалуйста, на мольберт. Кого вы видите? Как всех этих людей можно назвать, одним словом?

Воспитатель: У кого из вас есть семья? Из скольких человек состоит ваша семья, и кто в нее входит? ( Ответы 3 детей). Сегодня я вам предлагаю самим поиграть в семью. Для этого нам с вами надо разделиться на 2 группы, потому что у нас будет 2 семьи. Давайте рассчитаемся на ?. И так, первые номера подойдите к столу с №1, а вторые — к столу с №2. Вы — семья и, вы — семья. Предлагаю вам распределить роли в ваших семьях. В каждой семье будут мама, папа, бабушка, дедушка и ребенок. (Дети распределяют роли и проговаривают их)

Воспитатель: У каждой семьи должен быть дом. Посмотрите, на мольберте развешаны картинки пяти разных домов: деревянный одноэтажный, кирпичный пятиэтажный, деревянный двухэтажный, панельный пятиэтажный, кирпичный девятиэтажный. Вы должны угадать, в каком из домов живет ваша семья. Слушайте внимательно!

— Первая семья: — ваш дом не деревянный и не кирпичный (панельный).

— Вторая семья: — ваш дом слева от двухэтажного деревянного дома (кирпичный 5 этажный).

( Дети определяют свои дома)

Воспитатель: Теперь определим номер квартиры каждой семьи. Номер квартиры первой семьи — меньше 10, но больше 8. (Дети называют число №9) Номер второй семьи — между 4 и 6 (Дети: №5).

Воспитатель: Предлагаю папам первой и второй семьи подойти к мольберту и, сняв дома, в которых вы живете, прикрепить их к своим столам. Ребята, я ставлю каждой семье на стол по корзине и, даю по 3 кошелька. Давайте посмотрим, что находится в кошельках.

Воспитатель: Положите кошельки на стол. Скажите — первая семья: — Как деньги попали в кошелек к маме и папе?

Дети: Они получили зарплату за свой труд.

Если дети затрудняются, помогаю им наводящими вопросами, разъясняю.

Воспитатель: Вопрос второй семье: Как деньги оказались в кошельке у бабушки и дедушки?

Дети: Бабушка и дедушка получили пенсию.

Воспитатель: Почему у малыша кошелек оказался пустым?

Дети: Потому что малыш еще маленький и не может сам зарабатывать.

Воспитатель: Действительно, ребенок пока не может сам зарабатывать деньги, но он может быть полезен своей семье тем, что будет помогать в работе по дому.

Дети, обратите внимание, я помещаю на доску круг. ( Круг разделен на части.) На сколько частей разделен круг?

Воспитатель: Давайте с вами повторим еще раз: мама и папа работают и получают за это заработную плату (помещаю на сектор круга изображение мамы, папы и купюру). Бабушка и дедушка уже могут не работать и получают пенсию (также прикрепляю изображение бабушки, дедушки и купюры). Малыш не работает, поэтому у него нет заработка.

А как одним словом можно назвать все деньги, которые поступают в семью?

Варианты ответов детей. Все деньги, которые получают члены семьи, называются доходом семьи. Посмотрите на круг и скажите, из скольких частей состоит доход ваших семей?

Воспитатель: А сколько частей в ваших семьях не приносят дохода?

Воспитатель: Верно. Сейчас проведем физ. минутку, отдохнем немного:

Раз — встать прямо, подтянуться.

Два — вправо, влево повернуться.

Три — в ладоши 3 хлопка, головою три кивка.

Шесть — на место снова сесть.

Воспитатель: А теперь достаньте деньги из своих кошельков и посчитайте общий доход вашей семьи (дети выполняют задание).

А как вы считали деньги из всех кошельков вместе или каждый из своего? (ответы детей). Почему? (дети объясняют, как они считали и почему делали именно так).

Как вы считаете, какая семья поступила более верно? (ответы детей).

Если люди живут вместе и называются одной семьей, они должны пользоваться деньгами совместно. Поэтому, давайте сложим все деньги в одну корзину (дети могут предложить это сами)

Воспитатель: Как мы можем назвать деньги, которые лежат в корзине?

Воспитатель: А еще эти деньги принято называть бюджет семьи. Давайте повторим вместе (поочередно обращаюсь к командам). Так из чего состоит бюджет вашей семьи?

Дети: Из зарплат мамы и папы, пенсии бабушки и дедушки (если затрудняются, проговариваю сама).

Воспитатель: Итак, мы выяснили с вами, что такое семейный бюджет и из чего он состоит. Ребята, а для чего нам нужны все эти деньги? (ответы детей)

Правильно, чтобы их тратить. А на что мы будем их тратить?

Семьи поочередно дают свои варианты ответа.

Воспитатель: Ни одна семья не может обойтись без того, чтобы не расходовать деньги, т. е. все, что мы тратим, называется расходом.

Но расходы бывают разные: основные (на то, без чего нельзя обойтись) и не основные (на то, без чего вполне можно обойтись). Например: нужно регулярно тратить деньги на питание, платить определенную сумму денег за коммунальные услуги, за детский сад, покупать необходимую одежду и обувь. Это основные расходы. В число же необязательных расходов входят наклейки, газировка, сладости или второй велосипед.

А чтобы нам с вами лучше разобраться, предлагаю поиграть в игру «Хочу — надо». Подойдите к столу. Посмотрите, на нем стоят две коробочки и лежат предметные картинки. Возьмите каждый по одной картинке. Если изображенный на вашей карточке предмет необходим для жизни семьи, кладите картинку в синюю коробочку, а если без него можно обойтись — в красную. Теперь посмотрим, правильно ли вы разложили картинки? (рассматриваем содержимое синей коробочки).

Воспитатель: Молодцы, вы все правильно справились с заданием! Сейчас давайте вернемся в свои квартиры. Итак, какие же расходы мы называем основными, обязательными?

Дети: Обязательные те расходы, без которых нельзя обойтись.

Воспитатель: А какие расходы называют не основными, не обязательными?

Дети: Не обязательные расходы — это те, без которых можно обойтись.

Воспитатель: Сейчас предлагаю встать в круг. Скажите, ребята, что нового и интересного вы узнали сегодня на занятии? Что вам понравилось? Что не понравилось или вызвало затруднение? (ответы детей)

Воспитатель: Дорогие дети, сегодня на занятии вы узнали, что такое семейный бюджет и постарались его умело спланировать. Мы с вами вместе теперь знаем, какие расходы нужно делать. Я надеюсь, когда вы вырастите, то станете хорошими и бережливыми хозяевами.

экономический воспитание семейный бюджет

В заключении хотелось бы отметить, что процесс формирования ценностного отношения к нравственно-экономическим, качествам в дошкольном возрасте позволяет ребенку, будущему гражданину, адаптироваться в обществе с рыночной экономикой и понять, что личное благополучие, материальная успешность должны носить нравственно-экономический, ценностно-смысловой характер, как для самого человека, так и для общества в целом.

Экономическое воспитание дошкольников является необходимой потребностью современного общества, так как современная экономика действует на основе рыночных механизмов, таких как спрос, предложения, конкуренция, современные информационные технологии и др. Поэтому, дошкольная организация может помочь детям удовлетворить их экономическую любознательность, не утонуть в потоке информации, не растеряться, устоять и найти свое место в жизни, когда они станут взрослыми. В соответствии с ФГОС это можно реализовать в совместной деятельности взрослых и детей в рамках освоения образовательных областей и режимных моментов, а также в самостоятельной деятельности детей, в условиях созданной педагогами мотивирующей предметно-развивающей среды, позволяющей детям действовать со сверстниками и индивидуально.

Важно помнить — процесс формирования экономических знаний должен осуществляться в разных видах детской деятельности; разными методами (игровые, практические, наглядные, словесные) и формами работы (экспериментирование, проектирование, коллекционирование, решение проблемных ситуаций); с учетом принципов интеграции комплексно-тематического планирования содержания.

Таким образом, разработав методику работы с детьми можно увидеть эффективность осуществления экономических знаний.

«Экономика» — это часть повседневной жизни людей, люди принимают ежедневное участие в экономической деятельности, живут в экономической среде, постоянно используют термины, употребляемые экономистами (деньги, цены, заработная плата, доходы, расходы и др.). Экономика — это наука, которая изучает, как люди используют имеющиеся ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей. Основой экономики является производство товаров. Без производства не может быть ни торговли, ни обмена, ни потребления. Экономика — это наука о правильном ведение хозяйства. Экономика — это особая сфера жизни общества, охватывающая производство товаров и услуг, обмен ими, распределение и потребление созданных в обществе благ.

«Экономия» — это бережливое ведение хозяйства, в основе которого лежит уменьшение издержек, расходов, затрат экономических ресурсов.

«Бюджет» — схема доходов и расходов определённого объекта (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это документ, детализированный план деятельности организации, направленный на достижение целей организации, содержащий плановые показатели организации на ближайшую перспективу.

«Пенсия» — это регулярное (ежемесячное) денежное пособие, выплачиваемое лицам, которые: достигли пенсионного возраста (пенсии по старости), имеют инвалидность, потеряли кормильца. Пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы.

«Налог» — это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и других учреждений. Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в виде части принадлежащих им денежных средств. Налоги служат основным источником доходов государства, которое в свою очередь расходует их на благо населения страны.

«Инфляция» — это переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, проявляемое в росте товарных цен. Инфляция рост цен на товары и услуги. При инфляции происходит обесценивание денег, снижается покупательная способность населения.

«Потребности» — это нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

«Бизнес» — это инициативная экономическая деятельность, которая осуществляется предпринимателем на свой риск и под свою ответственность. Бизнес — развитие собственного дела с целью получения прибыли.

«Труд» — это целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

«Капитал» — это совокупность материальных, интеллектуальных и финансовых средств, используемых для получения прибыли, дополнительных материальных благ. Капитал — это состояние, накопления, сбережения. Самое короткое «экономическое» определение капитала — активы. В зависимости от их формы капитал может быть финансовым или физическим. Но не зависимо от их формы капитал — это только те ресурсы, которые непосредственно не удовлетворяют потребности человека, а используются для производства товаров и услуг.

«Выгода» — это количество денег, разница, которую вы получаете, когда вам платят за что-либо больше, чем заплатили за это вы.

«Доход» — это денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.

«Прибыль» — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль — это существенная разница между доходом одного независимого субъекта предпринимательской деятельности от реализации определенной продукции, различных товаров, услуг и затратами на развитие и ведение хозяйственной деятельности. Прибыль — это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получает предприятие.

«Зарплата» — это вознаграждение, денежная компенсация, которую работник получает в обмен на свой труд.

«Стипендия» — это денежные выплаты студентам, финансовая помощь, начисляющая по результатам их учебы.

1. Вахрушева Л.Н. Познавательные сказки для детей 4—7 лет. Методическое пособие / Сост. Л.Н. Вахрушева М.: ТЦ Сфера, 2011. — 80 с.

2. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста Текст: учебно-методическое пособие / Л.Н. Галкина. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. ? 89 с.

3. Е.А. Курак, «Экономическое воспитание дошкольников», издательство «Сфера» г. Москва 2002 год. — 90с.

4. А.А. Смоленцева «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику», издательство «Детство-Пресс» г. Санкт-Петербург 2001.

5. Электронная библиотека bookz.ru. Книга Современный экономический словарь — Райзберг Б.А. (15.10.2016)

Теоретические подходы в экономическом воспитании. Экономическое воспитание ребенка в семье. Анализ методических разработок по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно-дидактические игры с экономическим содержанием.

курсовая работа [38,9 K], добавлен 30.10.2008

Теоретические основы воспитания бережливости младших школьников. Практическая работа по воспитанию бережливости у детей младшего школьного возраста. Анкета на выявление сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста.

курсовая работа [44,2 K], добавлен 30.10.2008

Сущность, проблемы семейного воспитания учащихся старшего школьного возраста. Воспитательные сферы: долг, интерес и любовь. Метод совместной практической деятельности. Параметры оценки самовоспитания детей. Педагогические требования к воспитанию.

реферат [34,0 K], добавлен 06.01.2013

Научные основы физического воспитания детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях. Направления, формы и описания опыта кружковой работы по физическому воспитанию дошкольников в условиях образовательного учреждения «Колокольчик».

дипломная работа [373,0 K], добавлен 20.11.2011

Особенности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности, направления работы современного педагога по воспитанию данного качества. Программа воспитания самостоятельности у старших дошкольников в ДОУ.

дипломная работа [116,8 K], добавлен 27.03.2013

Социальная адаптация детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, особенности и отличительные признаки данных процессов. Нравственное воспитание дошкольников, используемые методы и приемы, оценка их практической эффективности и значение.

реферат [21,8 K], добавлен 20.01.2014

Исследование методов и приемов ознакомления дошкольников с основами правовой культуры. Особенности формирования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста. Характеристика работы социального педагога по правовому воспитанию дошкольников.

курсовая работа [43,0 K], добавлен 02.12.2014

Зарубежные семейные детские сады и отечественный опыт в организации групп семейного воспитания, их роль на современном этапе развития дошкольного образования. Особенности организации и методики проведения занятий с детьми по одному разделу программы.

дипломная работа [90,4 K], добавлен 10.07.2015

Работа воспитателя с детьми дошкольного возраста по формированию образа семьи. Использование разнообразных форм работы с семьей в детском саду с целью создания единого образовательного пространства. Воспитание у детей бережного отношения к близким людям.

контрольная работа [31,7 K], добавлен 26.05.2015

Нравственная основа личности и условия ее формирования. Цели, задачи, виды, методы нравственного воспитания. Роль и значение семейного воспитания. Разработка рекомендаций по работе с детьми школьного возраста по формированию нравственной основы личности.

дипломная работа [106,3 K], добавлен 10.06.2015

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник