Меню Рубрики

Анализ по грамматической стороны речи детей

Значение грамматического строя родового языка для речевого развития детей. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи. Особенности развитие речи в разных возрастных группах. Методика формирования способов словообразования.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1 .Грамматический строй родового языка, значение его для усвоения речевого развития детей

2. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей

3. Развитие речи в разных возрастных группах (формирование грамматического строя речи)

4. Методика формирования способов словообразования

Мир, в который приходит ребенок, разнообразен и богат. Чтобы жить в нем, малышу необходимо разобраться в назначение свойств, качеств предметов, в пространственных и временных отношениях событий и явлений окружающих действительности. Необходимы знания, которые помогут ребенку ознакомится с доступными его пониманию общественными явлениями. С трудовой деятельностью человека.

Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его жизни. Мать начинает разговаривать, общаться с малышом еще до его появления на свет, и это не безразлично для будущего психического благополучия малыша. Общение малыша с матерью не проходит бесследно. К трем месяцам при появлении матери, восприятие ее голоса ребенок радостно возбуждается: начинает улыбаться, перебивать ножками, гулить. Это состояние психологи образно назвали «комплексом оживления».

К 6-ти месяцам под влиянием общения со взрослым у ребенка формируется лепет. Это как бы своеобразная артикуляционная гимнастика, которая развивает фонетический слух (различие звуков речи). Малыш учится координировать слух и собственное произнесение звуков, подстраивать произнесение звуков к тому, что он слышит от взрослого: ааа-гууу, ба-ба-ба, да-да-да.

В лепете возникают комплексы звуков, похожие на слова; мама, папа, баба, деда, биби. Но это еще не слова. Слово должно что-то обозначать, должно быть наполнено смыслом. Формирование понимания слов начинается во второй половине первого года жизни и продолжается в течение всей жизни человека.

К концу первого года жизни в речи ребенка появляются первые упрощенные, специально созданные взрослыми для облегчения общения с малышом слова: ляля, биби, коко. На протяжение всего дошкольного детства он осваивает правильное звукопроизношение и интонационные средства языка: темп, ритм, тембр, мелодику речи. Большое значение имеет целенаправленное, организуемое взрослым ознакомление детей со звуковой стороной слова: его звуковым и слоговым составом, ударением.

В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие речи: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом — его смысловой и фонетической, или звуковой, стороной последовательности, имеет слоги ( один из них ударный), особенно трудно для них звуковое различие слова на слух. Вслушиваясь в звуки речи, самостоятельно произнося их и интересуясь ими, ребенок еще не осознает звуковой состав слов, преднамеренно не задумывается над звуковым строения слова.

Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звуковой ее стороне. Звуковая оболочка слова очень рано начинает привлекать внимание ребенка, а ориентировка его в звуковой форме речи возникает уже в дошкольном возрасте.

Ребенка с колыбели учат реагировать на интонацию слова, на ритм, звучание слов.

Учась отличать одно слово от другого, придумывая песенки, состоящие из набора разных звуков, вслушиваясь в их сочетание, наслаждаясь их звучанием, ребенок производит большую мысленную работу над звуковой стороной слова.

Ознакомление со звуковой стороной слова и формирующееся в результате его умение «слышать» в слове отдельные звуки, ударение, вычленять слоги помогает осваивать правильное звукопроизношение произвольно управлять артикуляционным аппаратом.

Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоте, письменной речи». От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка — грамматики и связной с ней орфографии» — подчеркивал Д.Б. Эльконин.

В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется особое, лингвистическое отношение к речи, к языковой действительности.

Сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической, и монологической).

Обучение разным сторонам родного языка взаимосвязано и оказывает взаимное влияние. Ребенок знакомится не просто со звуками слова, но и с «работой» звука в лексике, морфологии, словообразовании. При такой организации обучения возникает эффект саморазвития, когда ребенок начинает самостоятельно, помимо взрослого, экспериментировать, ориентироваться в сфере языка и речи, играть со словом, со звуками. В результате он постигает больше того, что получил непосредственно на занятии. Это своеобразный эффект последствия, к которому и должно стремиться развивающее обучение.

грамматический строй речевой словообразование

1. Грамматический строй родового языка, значение его для речевого развития детей

Грамматика — это наука о строе языка, о его законах.

Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис -словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование — образование слова на базе другого однократного слова, которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку. Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Грамматический строй — продукт длительного исторического развития. Грамматика определяет тип языка как наиболее устойчивая его часть. Многие правила грамматики переходят из поколения в поколения и бывают иногда трудно объяснимыми.

Грамматика — результат абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга, но являются отражением действительности и основываются на конкретных фактах.

Каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю, грамматическое значение, то, что выражено, внешнюю грамматический способ выражения, то, чем выражено.

Следует различать грамматические и лексические значения. Лексическое значение слова дает представление о каком-то элементе действительности, его свойствах, признаках, состоянии. Грамматическое значение либо выражает отношения, существующее между словами, г либо указывает на субъективное отношение говорящего к называемым предметам и явлениям.

Каждая грамматическая форма, каждый морфологический элемент имеют определенное значение.

Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, т.к. только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.

Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи.

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Основой для освоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна (бесформленна). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о непознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребенком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя.

Связи между предметами и явлениями ребенок познает прежде всего в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

2. Задачи и содержание работы по оформлению грамматической стороны речи у детей

Задачи можно рассматривать в трех направлениях:

1. помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).

2. Помочь детям в овладение синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.

3, Сообщить знания о некоторых нормах образования норм слов — словообразования.

Объем грамматических навыков обобщенно можно представить следующим образом: морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы.

Основные задачи развития речи дошкольников. Основные задачи развития речи- воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания — решаются на протяжение всего дошкольного детства. Однако на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения. У каждой их перечисленных задач есть целый круг проблем, которые надо решать параллельно и своевременно. Здесь рассмотрение основных задач развития речи у дошкольников начинается с развития связной речи, т.к. эта задача аккумулирована в себе все стороны речи — фонетическую, лексическую, грамматическую.

Формирование грамматического строя речи.

В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя речи у дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменением слова по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом. Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Он усложнится с возрастом детей. Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако в процессе речевого развития растет употребление других частей речи: прилагательных, местоимений, наречия, числительных.

Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей животных, отвлеченные понятия. Они имеют род, число и падеж, различают по родам и изменяются в числе и падеже. Необходимо учить детей правильно употреблять падежные формы, среди которых самой трудной является родительный падеж множительного числа (сливы — слив, апельсины — апельсинов, карандаши — карандашей)

В предложении существительное — одно из важнейших компонентов. Оно согласуется с прилагательными в роде, числе., падеже и координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования

существительного с прилагательными и глаголами.

Глагол — обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенные и несовершенные), изменяются по лицам, числам, времени, родам и наклонениям.

Дети должны правильно применять глаголы в форме 1,2,3-го лица единственного и множественного числа, особенно так называемые «трудные» глаголы (я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят). Дошкольники должны правильно употреблять и категорию рода у глаголов прошедшего времени, соотнося действие и предмет женского (девочка сказала), мужского (мальчик читал) и среднего (солнце сияло) рода.

Изъявительное наклонение глагола выражается в форме, настоящего, прошедшего или будущего времени (он играет , играл, будет играть).

Детей нужно подвести к образованию повелительного наклонения глагола-действия, к которому кто-либо побуждает кого-то (леди, беги; идем, бежим; пусть бежит, идемте) и к образованию сослагательного наклонения — возможно и предполагаемого действия (играл бы, читал бы) Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.

Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает этот признак в грамматических категориях рода, числа, падежа.

Детей нужно знакомить с согласованием существительного и прилагательного в роде, падеже, числе, с полным и краткими прилагательными (веселый, весел, весела, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр-добрее, тихий-тише-совсем тихо). В процессе обучения дети овладевают умением правильно применять и другие части речи: местоимение, наречие, числительные, союзы, предлоги.

Словообразование — создание нового слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.(т.е. выводится из него по смыслу и форме), с помощью аффиксов; окончаний, суффиксов, приставок). Способы словообразования в русском языке многообразны; суффиксальный (учить — учитель), префиксальный (писать-переписывать), смешанный (застольный, разбежаться). Дети могут подобрать от исходного слова словообразовательное гнездо (снег-снежинки-снежный-снеговик-подснежник).

Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направление действий (ехал-поехал-выехал).

В обучение дошкольников необходимо включать такие упражнения, которые показывали бы изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков. Так в именах существительных слова получают оттенок увеличительное™, уменьшительности, ласкательности посредством суффиксов субъективной оценки. Дети должны объяснять смысл и различие слов : дом — домик — домище;

Береза — березка — березонька.

В различении смысловых оттенков глагола основное внимание обращается на включение в предложение приставочных глаголов противоположного значения: бежал — перебежал — выбежал; играл — выиграл — проиграл. Выделение смысловых оттенков прилагательных, образованных с помощью суффиксов, показывает детям, как изменится (дополнится) значение производящего слова: умный — умненький — умнейший; худой — худущий; полный -полненький — полноватый. Синтаксис — это соединение слов в словосочетания и предложения разных типов; простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Необходимо обучать детей именно обдумывать словосочетания, а затем правильно связывать слова в предложения. Особое внимание при обучение детей правильному построению предложений необходимо уделять упражнениям, развивающим применение правильного порядка слов в предложение. У детей необходимо сформулировать элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны усвоить разные способы сочетания слов в предложении, понимать некоторые смысловые и грамматические связи между словами и уметь интонационно оформить предложение, соблюдая интонацию его конца.

Таким образом, при оформлении грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания. Необходимо научить ребенка сознательно пользоваться языковыми грамматическими средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей и при построении высказывания любого типа (описания, повествования, рассуждения), а также понимать уместность применения предложений разных типов в разных контекстах.

З. Развитие речи в разных возрастных группах (формирование грамматического строя речи)

Детям показывают способ образования глаголов с помощью суффиксов (на барабане — барабанят, на дудочке — дудят). Различные способы образования глаголов закрепляются в играх «Добавь слово», «Кто что делает?», «Кто больше назовет действий?», «Что делает учитель? Строитель?»

В работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать умение строить разные типы предложений — простые и сложные. Использование игровых сюжетов помогает детям заканчивать предложение, начатые взрослым. Дети строят распространенные и сложные конструкции, связывая их по смыслу, используя разные средства связи.

Работу над грамматической формой слова и предложения надо рассматривать в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи. Выполняя грамматические упражнения, дети учатся правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже и связывать между собой не только слова, но и отдельные предложения.

В средней группе расширяется круг грамматических явлений, которые дети должны усвоить. Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных ( нет шапки, брюк, варежек), правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, развивается ориентировка на окончание слов (добрый мальчик, голубое озеро).

Читайте также:  Анализ на аскаридоз у детей

Образованию форм глаголов в повелительном наклонении (Спой! Спляши’ Попрыгай!) дети учатся в играх, когда они дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям. Дети также упражняются в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, над, под, и т.д.) В среднем гр. Проводится большая работа по обучению разным способам словообразования разных частей речи. Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в ед. и мн. числе и в родительном падеже мн. Числа (утенок — утята — не стало утят). Упражняясь

в ооразовании названии предметов посуды, дети осознают, что не все слова образуются одинаково (сахар-сахарница, салфетка — салфетница, масло-масленка, соль-солонка).

Особое внимание уделяется умению образовывать разные формы глаголов, правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Дети учатся правильному образованию глаголов, звукоподражательных глаголов, отыменного образования глаголов.

Работа с глагольной лексикой помогает детям освоить элементарные правила синтаксиса. Составляя с глаголами словосочетания и предложения, дети учатся строить связные высказывания. Для этого проводится специальные игры и упражнения («Закончи предложение», «Зачем тебе нужны. ?»).

Продолжается обучение старших дошкольников тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и существительных, образование трудных форм глаголов. Ребенку в этом возрасте необходимо дать полную ориентировку в типичных способах изменения слов и словообразования, воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку и его грамматическому строго, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно. У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть).

Развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимание разных смысловых оттенков слова : (береза — березка — березонька). Понимание смысловых оттенков глаголов (бежал — забежал — подбежал) и прилагательных (умный — умнейший, плохой — плохонький) развивает умение точно использовать эти слова в разных типах высказывания. Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи, т.е. умение строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов.

(«Дети пошли в лес, чтобы. они оказались там, где. »)

В старшей группе вводится ознакомление со словесным составом предложения. Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение — из слов, слова — из слогов и звуков, т.е. выработка у детей осознанного отношения к речи является необходимой подготовкой к усвоению грамоты.

Формирование у детей синтаксической стороны речи необходимо для развития связной речи, т.к. разнообразные синтаксические конструкции являются ее основой.

Работа по формированию грамматического строя направлена на обогащение речи детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями, Продолжается также работа по согласованию существительных и прилагательных в роде , числе, падеже, но задания усложняются и даются в таком виде, что дети вынуждены сами находить правильную форму; предлагается образовать степень прилагательного; даются задания с помощью суффиксов изменить значение слова, придать ему другой смысловой оттенок (злой — злющий).

Дети учатся правильно употреблять «трудные» глаголы. Усложняются задания по образованию глаголов с помощью приставок и суффиксов (бежал — перебежал). В образовании новых существительных внимание детей обращается на то, как подбирается словообразовательная пара, как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (школа — школьник) или на предмет (чай — чайник; скворец -скворечник). Закрепляется умение образовывать названия детенышей животных в самых разных случаях (у лисы — лесенок; у лошади — жеребенок) и название предметов посуды (сахар — сахарница, но соль — солонка). Дети учатся подбирать однокоренные слова (весна — весенний — веснушки; снег — снежный — подснежник).

4. Методика формирования способов словообразования

Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами, а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов ( учитель — учительница) или приставок (ехал — уехал — переехал — выехал); сформировать навыки образования слов по аналогии.

В младшем дошкольном возрасте дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды; некоторые способы образования глаголов с приставками.

Например: парные картинки (кошка и котенок, мышь- мышонок, лошадь и жеребенок и др.), образование названий детенышей с помощью -онок, -ёнок.

Можно поиграть в игру с картинками.

Воспитатель показывает картинку и говорит : «У меня котенок. А у тебя?»

В игре-драматизации «Кто пришел?» детей учат образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных, употреблять их наименования в единственном и множественном числе.

-Кто к нам пришел? (котенок). Как назовем его ласково? (котеночек) и др. В игре «Кого не стало» — употреблять названия животных в родительном падеже ед. и мн. числа (не стало ежат, лисят, цыплят, щенят). Обучение образованию названий посуды при помощи суффиксов проводится аналогично в играх-драматизациях и дидактических играх.В младшей группе также учат образованию глаголов разными способами.

Образование глаголов от звукоподражательных слов: пример: -Кря — кря — кря! Кто это? (Уточка). Что она делает?(Крякает)

Образование глаголов при помощи приставок:

Знакомство детей со способами образования глаголов осуществляться в дидактических играх: «Что делают на музыкальных инструментах»

«Кто что делает», «Добавь слово»

В среднем дошкольным возрасте проводится работа по обучению разным способам образования слов, относящихся к разным частям речи.

Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в ед. и мн. числе, в родительном падеже мн. числа.

Проводятся те же дидактические игры, что и в младших группах: «Кто у кого», «Угадай, кого не стало», «Магазин игрушек».

Содержание речевого материала в них меняется , становится боле сложным.

Вводится такие наименования животных, у которых детеныш называется по -другому : у лошади — жеребенок у коровы — теленок, у свиньи — поросенок и так далее.

Методика проведения игр тоже усложняется, дети уже самостоятельно образовывают названия детенышей по аналогии с тем, что уже знакомо, что было в их опыте. Игры и упражнения с грамматическим содержанием эффективны только тогда, когда в их основе лежат знания ребенка, его представления об окружающей действительности, опыт.

Для формирования грамматических навыков в средней группе можно использовать игры-драматизации и дидактические игры и игрушками.

В средней группе проводятся занятия по формированию навыка образования названий посуды суффиксальным способом. Одинаковые значения бывают выражены разными морфологическими средствами: есть слова с суффиксом -ниц, но есть и другие, которые тоже обозначают посуду, но звучат не так -солонка, масленка (- онк, — ёнк).

С целью закрепления навыков образования наименований посуды подходит игра в магазин, где продается посуда.

Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона каркает, кошка мяукает). Детей обучают способам отыменного образования глаголов мыло — мылит; краска — красит и т.д.) В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования.

Прежде всего, закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды и детеношей животных и птиц с помощью суффиксов (грачонок-грачата, снегирь-снегирята-один и много, но один птенчик-ласточка, синичка, много-ласточки, синички).

В основном используются словесные игры и упражнения: «Магазин», «Зоопарк»,»Угадай, чего не стало»

Закрепление наименований детенышей может осуществляться в процессе рассматривания картин из серии «Дикие и домашние животные» Более сложная задача — образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств. Чтобы уточнить, какие профессии знают дети, можно провести игру «Знаешь ли ты профессии?»

В игре «Кто он такой?» дети учатся образовывать существительное от глагола.

В игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффиксов существительные женского рода.

Одна из задач — научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных. Сравнительная степень образуется при помощи суффиксов — ейш, — айш и при помощи вспомогательных слов самый и наиболее.

Целесообразно проводить небольшие по продолжительности упражнения (5-6 минут):

а) на образование прилагательных от основ существительных

б) на употребление суффиксов существительных муж. и жен. рода

в) на образование притяжательных прилагательных

г) на использование вопроса проблемного характера

1. М.М. Аиксива, В.И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» М, 1998

2. О.С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» М, 2004

3. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения»

4. Тамбовцева «Формирование грамматического строя речи» М, 1984

5. Журналы «Дошкольное воспитание» №2,3-1988 год №1 — 1982 год № 2 — 1987 год № 9 — 1993 год

6. Палаева Р.И. Серебрякова Н.В. «Формирование правильной разговорной речи у дошкольников» Ростов — на — Дону , 2004

Характеристика освоения дошкольниками грамматического строя речи, его закономерности и этапы развития. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей. Методы и приемы работы. Анализ календарного плана воспитателя.

контрольная работа [29,5 K], добавлен 21.03.2014

Специфические особенности речи детей с общим недоразвитием речи. Описания нарушений морфологической системы языка и синтаксиса. Анализ системы логопедической работы по формированию грамматической стороны речи при III уровне общего недоразвития речи.

дипломная работа [133,9 K], добавлен 05.07.2015

Становление лексико-грамматической системы у детей в норме и с общим недоразвитием речи. Характеристика нарушения лексико-грамматической стороны речи при ОНР. Выявление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей, разработка методов коррекции.

курсовая работа [52,2 K], добавлен 22.09.2010

Развитие грамматического строя речи при нарушении речевого развития. Коррекция нарушений грамматического строя речи. Целенаправленность и последовательное усложнение работы логопеда по формированию словообразования и словоизменения у детей с ОНР.

курсовая работа [52,2 K], добавлен 04.03.2011

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речевого развития. Специфика грамматического строя речи. Понятие и основные характеристики сюжетно-ролевой игры. Использование игры для развития грамматического строя речи дошкольников с ОНР.

дипломная работа [93,0 K], добавлен 14.10.2017

Лингвистические и психолого-педагогические основы формирования лексико-грамматического строя речи. Разработка и обоснование методики логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте.

курсовая работа [37,9 K], добавлен 23.08.2010

Вопросы формирования грамматического строя речи в общей и специальной литературе. Значение речи в психическом развитии детей в норме и с трудностями в обучении. Закономерности развития и особенности нарушения речи. Результаты констатирующего эксперимента.

курсовая работа [68,9 K], добавлен 09.11.2012

Анализ задач развития речи детей младшего дошкольного возраста в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений. Апробирование разных форм работы с родителями по развитию лексико-грамматической стороны речи младших дошкольников.

дипломная работа [71,3 K], добавлен 05.05.2015

Характеристика детей с общим недоразвитием речи. Уровни речевого развития дошкольников. Пути совершенствования логопедической работы по формированию и коррекции грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

дипломная работа [95,5 K], добавлен 30.05.2013

Сущность и причины нарушения речи, теоретические основы формирования ее произносительной стороны. Основные формы дизартрии, ее особенности у детей с ДЦП. Методика логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у больного ребенка.

дипломная работа [516,7 K], добавлен 05.04.2012

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Необходимо выявить уровень овладения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова. С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений.

Задание 1. Понимание грамматических структур

Материал: 4 куклы, 10 фигурок животных, 1 кубик. Педагог произносит фразу и просит ребенка проиллюстрировать ее смысл с помощью игрушек. Например: Уложи маленького ребенка спать; Кошка поймана мальчиком; Утка убежала, прежде чем ее схватила овца; Собака кусает медведя, который схватил зайца; Собака позволяет мальчику погладить ее и др. Всего предлагается 10 предложений. Степень трудности заданий различная – в зависимости от того, предполагают ли они использование правил применения глубинных грамматических структур в разработке стратегий, поверхностных грамматических структур и от степени обобщения этих правил. Задания выявляют, интерпретируют ли дети предложения, исходя из положенной в их основу грамматической конструкции, или ориентируются на последовательность называния понятий. Результаты оцениваются как верные (1 балл) и неверные (0 баллов). Высшая оценка составляет 10 баллов.

Задание 2. Образование формы имен существительных, обозначающих детенышей животных.

Материал: 10 картинок с изображением животных и их детенышей (лошадь, слон, лиса, кошка, заяц и др.). Задание предъявляется в форме игры «Кто у кого?». Необходимо подобрать соответствующие картинки и образоватьформы множественного числа именительного и родительного падежей (у лисы – лисята; у лисы много лисят и др.) (Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей // Современные модели психологии речи и психолингвистики. М., 1990.). Высшая оценка – 20 баллов. Безошибочное употребление обеих форм – 2 балла; незначительные отклонения от нормы – 1 балл; неверные ответы – 0 баллов.

Задание 3. Конструирование предложений.

Ребенку предлагается 3 слова (имена существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение. Всего 5 наборов слов. Например: дети, гулять, парк; аквариум, рыбка, плавать и др. Высшая оценка – 10 баллов. 2 балла – предложение сконструировано верно, все слова употреблены правильно; 1 – в предложении есть незначительные отклонения от правил; 0 баллов – не все слова использованы, есть нарушения правил.

Для выявления особенностей звукопроизношения детей можно использовать широко известную стандартную методику (См. следующие работы: Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1981; Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1980; Рождественская В.И., Родина Е.И. Воспитание правильной речи. М., 1968).

Важно проверить, как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяется набор предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях.

Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцированных звука (ш и с, ж и з, б и п, д и т, г и к, л и р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка – миска, лак – рак).

При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену, но и четкость, ясность произношения звуков, их дифференциацию, особенности темпа речи и речевого дыхания.

Читайте также:  Анализ на аскаридоз у детей расшифровка

Результаты обследования заносятся в таблицу, где знаком + отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звук, отсутствие их дифференциации; нарушения в регулировании темпа речи. При замене звуков в соответствующей клетке указывается звук-заместитель.

Результаты обследования звуковой стороны речи детей можно записывать по такой форме:

источник

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Исследования, проведенные психологами, педагогами, лингвистами, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин).

Анализ психологической, лингвистической и педагогической литературы показывает, что не все дети одинаково успешно овладевают в раннем детстве фонетической, лексической и грамматической сторонами речи, поэтому далеко не у всех дошкольников развито умение связно выражать свои мысли.

Из сказанного следует, что проблема развития речи интересовала и интересует многих исследователей, методистов, учителей, воспитателей, которые придавали ей огромное значение. Все исследователи единодушно подчеркивают роль специального воспитания в становлении и развитии речи детей дошкольного возраста. Только специальная речевая работа, целенаправленное речевое воспитание могут привести к высокому уровню владения речью. Углубленная, обогащенная по содержанию работа по развитию речи детей, которая начинается с младшего возраста, дает в конце воспитания и обучения в детском саду большой эффект. Таким образом, актуальность выбранной темы значима в дошкольном воспитании.

При работе над проблемой «Развитие речи детей путем формирования лексико-грамматических навыков» установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, что дети вовлекаются в активную речевую работу не только на занятиях по развитию речи, но и в игре, театральной деятельности, ознакомлению с окружающим, чтении художественной литературы. Тем самым мы даем значительное увеличение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка.

В связи с этим для решения проблемы разработали систему мероприятий, которая, на наш взгляд, способствует развитию всех компонентов устной речи, определили основные задачи развития речи: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи.

Помня о том, что нам надо научить детей использовать богатство языка во всей его полноте, мы должны предъявлять высокие требования к своей речи: высокая звуковая культура речи, богатство словаря, грамматическая правильность, интонационная выразительность речи. Для совершенствования речи педагогов в детском саду работает «Школа речевых наук», в рамках которой проводится практический семинар «Профессиональная речь педагога», деловая игра «Знатоки русского языка» и «Как ваше слово отзовется», мастер-классы для педагогов ДОУ «Выразительность речи педагога», «Как скучное сделать интересным».

Таким образом, повышая профессиональную компетентность педагогов в вопросах речевого развития детей, мы способствуем формированию правильной речи у дошкольников.

Работу с детьми начали с проведения мониторинга уровня развития речи детей, используя методы наблюдения по возрастным нормативам речевого развития: уровня их словарного запаса, лексико-грамматических категорий и связной речи, с учетом индивидуальных особенностей. Уровень развития речи детей младшей группы показал: высокий уровень развития речи имеют 15% детей, средний уровень – 50% и низкий уровень – 35% детей. Это позволило определить задачи по решению данной проблемы и выстроить образовательный процесс. Средствами мониторинга мы оценили степень освоения дошкольником образовательной программы.

Для обогащения и совершенствования детской речи создали благоприятную речевую среду, где особая роль принадлежит взрослому, который во время наблюдений, игры, труда и учебных занятий пробуждает ребенка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску, развивает умение спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения. Интересная, богатая впечатлениями жизнь всегда отражается на речи ребенка, она ее обогащает и активизирует: у ребенка есть, что сказать, и ему хочется поделиться тем, что его глубоко затронуло. Известно, что в игровой форме сам процесс протекает быстрее, активнее, потому что игра – вид деятельности, присущий ребенку-дошкольнику.

Чтобы ребенок имел возможность развивать свою речь вне занятий, помогаем организовать самостоятельную детскую деятельность через сюжетно-ролевые игры, театральную деятельность. Все игры сопровождаются речью: дети договариваются между собой об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. В игре идет развитие диалогической и монологической связной речи.

Самостоятельная творческая деятельность детей дает возможность обогатить и активизировать словарь ребенка. В процессе драматизации происходит усвоение детьми всех лексико-грамматических форм, развивается связная речь.

Оформленный уголок «Умной книги» в группе направлен на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг. Приобщая детей к книге, используем в своей работе художественное слово, знакомим детей с новыми словами, привлекаем их внимание к выразительным средствам, развиваем умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткость к поэтическому слову. Речь развивается в лучших образцах родного языка, происходит формирование способности постигать художественные образы, созданные писателями, и применять на практике.

Использование малых форм фольклора (потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички) позволило раскрыть детям метафорическое богатство русского языка. Считалки со сложным словарным составом закрепляют умения строить предложения грамматически правильно. Знакомство с небылицами помогает нам закреплять знания о синонимах и антонимах.

А сказка – это питательный хлеб для обогащения словаря ребенка, именно сказка способствовала познанию ребенком мира добра и зла, глупости и жадности.

Для формирования лексико-грамматических навыков нами был собран материал и составлено практическое пособие для педагогов «Учимся говорить правильно». Использование этого пособия помогает разнообразить занятия по развитию речи, сделать их интересными, занимательными, насыщенными. Его можно использовать во всех возрастных группах, как для коллективной, так и для индивидуальной работы.

Повышая качество речи каждого ребенка через использование физминуток, пальчиковой гимнастики, речевых подвижных игр, способствуем раскрытию творческого потенциала, умению перевоплощаться, самореализовываться, развитию памяти, воображения, выразительности речи, концентрации внимания, речевого и умственного развития.

Многофункциональные дидактические игры «Лучистое солнышко», «Муфточка ощущений», «Сундучок запахов» использовались для закрепления обобщающих понятий и прилагательных в активном словаре детей, помогали работать с глагольной лексикой. При этом у детей задействовано мышление, воображение, память, осязание, выстраивается целый ассоциативный ряд. Также мы задействуем и обоняние для определения качеств. Дети – народ любознательный, им хочется сунуть нос везде, все хочется знать. Эти игры заставляют догадываться, рассуждать, спорить, находить истину.

Образование притяжательных прилагательных мы закрепляли в игре «Кто, кто в домике живет?», предложные конструкции мы закрепляем в дидактических играх «Во саду ли, в огороде…», «Кто где спрятался?».

При использовании в работе по развитию речи дошкольников технологии и методики известных научных исследователей Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой разработано «Тематическое планирование по развитию речи с детьми 4-7 лет». Тематический принцип подбора материала обеспечивает тесную взаимосвязь в учебном процессе. Такая концентрация на определенной теме, своеобразная лексическая «замкнутость» позволяет формировать у детей обобщенные понятия, детально проработать каждую тему, пополнить словарь, развить лексико-грамматические навыки.

Обогащение словаря включает не только расширение его объема, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, уточнение значений слов, обогащение связей слова с другими словами. Вводя новые лексические единицы, учитывали индивидуальные особенности организации словаря ребенка. Используя приемы работы с новой лексикой:

— подбирали слова, обозначающие предметы, их действия и качества;

— обогащали адъективный слой лексики – понимание и употребление синонимов и антонимов;

— знакомили с промежуточным понятием «средний»;

— узнавали, что словообразовательные единицы меняют основное значение слова – медведь, медвежонок, медведюшко;

— знакомили с формами образования глаголов от звукоподражаний;

— знакомили с многозначными словами.

Углубленная словарная работа, в частности над смысловой стороной слова, привела к существенным сдвигам в развитии связной речи. Умение оперировать словами, сопоставлять их, оценивать и отбирать повысило уровень произвольности устной речи. В процессе формирования активного словаря дошкольника добились таких качеств речи, как точность, правильность, выразительность. Используя в своей работе дидактические игры «Контрасты», «Один-много назови», «Собери цветок», «Кто что умеет делать?» и другие.

Словарная работа была направлена на то, чтобы подвести ребенка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием, активному поиску правильной формы речи, т.е. грамматическому строю речи.

Грамматическое значение в слове существует вместе с его лексическим значением, в предложении – вместе с семантической структурой. Мы учим детей согласовывать слова в роде, числе, падеже, учим строить как простые предложения, так и сложные, сложносочиненные и сложноподчиненные. Ребенок слышит грамматически правильную речь воспитателя, воспитатель исправляет ошибки в речи детей, чтобы дети усвоили правильные грамматические формы русского языка.

При обучении детей составлению рассказов мы используем тематические схемы-описания, которые помогают активизировать употребление в речи детей сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, что способствовало развитию связной речи. Нами использовался прием составления «коллективного письма» в ситуации «письменной речи», где рассказ ребенка записывался. Применяя этот прием, достигли значительных результатов в развитии связной устной речи ребенка, поскольку речь строилась на уровне развернутости и произвольности. После проведения таких занятий, оформлялись газеты «По секрету всему свету я о маме расскажу», «Ласковые бабушкины руки», выпускались сборники рассказов «Творческие рассказы детей».

Для формирования у дошкольников интерес к развитию речи применяли разнообразные формы занятий: занятия-тренинги «Что случилось со словами», занятия-интервью «Интервью у Весеннего леса», занятие-путешествие «Страна Вымышляндия», «Сочиняйка», занятие-игра «Удивительное дело», «В гостях у бабушки Забавушки», игры-импровизации «Где это видано, где это слыхано?», «По дороге со словами». Применение в работе разных форм занятий позволило сформировать у детей стойкий интерес к обогащению и развитию связной речи.

Использование в работе разнообразных методов и приемов, средств обучения показало положительную динамику развития речи у выпускников. Уровень речевых умений у дошкольников повысился и показал результат: высокий – 50%, средний – 40% и низкий – 10%.

С целью повышения эффективности вся наша работа проходила в тесном контакте с родителями воспитанников. Формируя у родителей дошкольников компетентное представление о способах и приемах развития речевых навыков, на родительских собраниях специально заострялось внимание на необходимости специальных занятий по развитию речи и на роли этих занятий в умственном развитии ребенка. Многих родителей пришлось в этом убеждать, их волновали только недостатки звукопроизношения и отсутствие коммуникативных навыков. Приглашали родителей на открытые занятия по развитию речи, где родители еще раз убеждались в необходимости занятий с детьми.

Наши беседы, консультации помогли им понять, насколько речевое развитие ребенка зависит от общения с родителями, их интереса к совместной с детьми деятельности. Проведенное анкетирование родителей позволило скорректировать индивидуальную работу с каждым ребенком.

У каждого ребенка в группе была аудиокассета, где мы записывали речь детей, собирали стихи, рассказы, давали прослушать «произведения детей» родителям и они убеждались в том, что речь ребенка необходимо развивать, а на выпускном вечере мы подарили аудиокассеты как результат совместной работы детей, родителей и воспитателей.

Создавая в группе «Познавательно-игровой мини-центр», мы приглашали родителей поиграть в группе в любимые игры своего ребенка, тем самым родители еще больше вовлекались в образовательный процесс.

Мы рекомендовали родителям заучивать с детьми стихи, загадки, пословицы, потешки, считалки, скороговорки, советовали, какую художественную литературу прочитать детям.

Провели практикум «Игры для развития лексико-грамматических категорий», «Формируем активный словарь ребенка», «Игры, способствующие развитию связной речи дошкольников». В процессе практикумов для родителей составили каталог «Упражнения для развития речи», многие родители сделали его своей настольной книгой. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых нами в работе по развитию связной речи, несомненно помогает им в организации речевых занятий дома.

Большинство родителей стали нашими помощниками, постоянно возрастало их желание узнать о речевых достижениях и недостатках ребенка. Активное участие принимают родители в изготовлении дидактических и настольных игр, театров, принимают участие в праздниках: «Новоселье», «Мамин праздник», «В гости пап мы пригласили», «Бабушкины сказки». Совместно с родителями и детьми к праздникам выпускаем газеты с рассказами детей и фотографиями об интересных событиях в жизни детей.

Мы шли за своими малышами: учились они – учились и мы. С их помощью открыли удивительный и волшебный мир слова, научились красиво и правильно говорить, удивляться и радоваться новым словам, речевым оборотам. Ребенку так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным, быть о себе высокого мнения. Успех в учении вдохновляет его на новые успехи, а счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал.

Можно сделать вывод, что в результате целенаправленной и систематической работы по формированию у детей лексико-грамматических навыков, расширился словарный запас детей, обогатилась речь, появилось умение грамматически верно строить предложения, связная речь стала более правильной.

У детей сформирована высокая культура речи и тенденция ее саморазвития, она стала более точной и выразительной. Дети чувствуют красоту русского языка, могут выражаться образно, используя в своей речи литературные тексты.

Автор: Третьякова Юлия Андреевна
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ «Детский сад №3»
Месторасположение: Кемеровская область, г. Полысаево

источник

Теоретические основы формирования грамматически правильной речи

Грамматический строй речи

а) Правильность употребления обиходных слов в речи 2 . Про­верьте:

– умение правильно употреблять несклоняемые имена существи­тельные.

Ипользуя словесное упражнение «Договори слово», предложите ребенку закончить предложение: «Маша любит играть на . » (показ картинки с изображением пианино).

«У Вовы нет пуговиц на . » (Показ картинки с изображением пальто).

«Вадик подошел к . » (Показ картинки с изображением метро),

Проверьте правильность произношения слов «кофе», «какао», «кино».

– умение правильно употреблять окончания существительных множественного числа родительного падежа.

Предложите в игровой форме ответить на вопрос: «Чего нет у Тани?» Воспитатель начинает фразу, а ребенок должен закончить ее. Например, «У Веры есть чулки, а у Тани нет . (чулок)». Ре­бенок повторяет свою вторую часть предложения. «У Миши есть по­лотенце, а у Тани нет . (полотенец). У Зины есть блюдца, а у Тани нет . (блюдец). У Пети есть простыни, а у Тани нет . (простынь)» и т.д. Или проведите игру «Чего не стало?». Слова для проверки: окно, дверь, стул, лампа, ручка, карандаш, чашка, кукла, медведь, стол. Отметьте, сколько из десяти предложенных слов ребенок назвал верно, в каких словах допустил ошибки.

– умение правильно согласовывать существительные среднего рода с прилагательными.

Предложите ребенку назвать как можно больше слов при ответе на вопрос «Какое может быть ведро?» — «Большое, голубое, желез­ное» и пр.

Читайте также:  Анализ на атипичные инфекции у детей

Слова для проверки: яблоко, печенье, небо, варенье и др.

– умение правильно употреблять разноспрягаемые глаголы.

Предложите ребенку словесное упражнение «Докончи предложе­ние»: «Я хочу петь, а Миша и Таня . (хотят) петь. Я хочу учить­ся, а Миша и Таня . Я хочу играть, а Миша и Таня . «

Используя картинки, предложите ответить на вопросы: «Что делает мальчик? – Бежит (картинки с изображением бегущего мальчи­ка) . Что делают дети? — Бегут».

б) Словообразование. Проверьте:

– умение правильно образовывать слова при помощи суффиксов.

Предложите ребенку ответить на вопросы: «Куда кладут хлеб? — В хлебницу. — Куда кладут салфетки? — В салфетницу. — Куда кладут конфеты? — В конфетницу. — Куда кладут салат? — В салат­ницу. — Куда кладут масло? — В масленку. — Куда кладут соль? — В солонку».

Отметьте, знает ли ребенок, что слова образуются при помощи разных суффиксов. Предложите ему ответить на вопросы: «Как наз­вать человека, который играет на пианино? — Пианист. Как назвать человека, который катается на лыжах? — Лыжник. — Как назвать че­ловека, который учит детей? — Учитель. — Как иначе можно назвать белого зайчика? — Беляк. — Как иначе можно назвать черного ко­тенка? — Черныш».

Отметьте, какие ошибки допускают дети.

Предложите ребенку докончить такие фразы: «Ты говоришь громко, а Миша может говорить еще . (громче)»; «Осенью холодно, а зимой еще . (холоднее)»; «Сахар сладкий, а мед еще . (сла­ще)».

Отметьте, как дети при помощи суффиксов образовывают прила­гательные сравнительной степени.

Покажите ребенку картинки и предложите ответить на вопросы: «Чей хвост? — Заячий. — Чья берлога? — Медвежья. — Чья нора? — Лисья».

Отметьте, какие ошибки допускают дети при употреблении и образовании притяжательных прилагательных.

– умение правильно образовывать слова при помощи окончаний.

Покажите ребенку картинки с изображением предметов разной величины, высоты, ширины, например: два яблока, два дома, две ленты и предложите ответить на вопросы: «Это яблоко больше, чем это? (Показ картинки.) Какое это яблоко? — Большое. — А это? — Маленькое»; «Этот дом выше, чем этот. (Показ картинки) Какой этот дом? — Высокий. А этот ниже, какой он? — Низкий»; «Эта лен­та шире, чем эта? (Показ картинки) Какая эта лента? — Широкая. — А эта уже, какая она? — Узкая».

Отметьте не только то, как дети образовывают слова при по­мощи окончаний, но и правильность согласования их в роде и числе.

– умение правильно образовывать слова при помощи приставок.

Предложите ребенку рассмотреть картинки с изображением мальчика, входящего и выходящего из дома, птицу влетающую и вы­летающую из клетки, и предложите ответить на вопросы.

«Что делает мальчик? — Входит в дом. Подходит к дому. Выхо­дит из дома».

«Что делает птица? — Влетает в клетку. Подлетает к клетке. Вылетает из клетки».

– умение правильно образовывать слова при помощи приставки и суффикса.

Предложите ребенку ответить на вопросы, предварительно дав образец образования таких слов: «Чтобы стакан было удобно дер­жать его ставят куда? — В подстаканник».

«Чтобы одеяло не пачкалось, на него надевают что? — Пододе­яльник».

«Гриб, который вырос под березой называют как? — Подберезо­вик. — А под осиной? — Подосиновик».

– умение правильно образовывать слова путем словосложения.

Предложите ребенку ответить на вопросы, предварительно дав образец образования сложных слов:

«Если у куклы черные волосы, как ее можно назвать? — Черно­волосая кукла».

«Если у девочки голубые глаза. Как ее можно назвать иначе? — Голубоглазая девочка».

«У куклы светлые волосы. Какая кукла? — Светловолосая».

В процессе наблюдения за речью детей в быту и на занятиях (при составлении описательных рассказов, рассказов из личного опыта, по картине) отметьте, какими типами предложений они поль­зуются: простыми (распространенными, нераспространенными), слож­ными (сложносочиненными, сложноподчиненными); каково соотношение количества простых и сложных предложений. Отметьте количество слов, употребляемых ребенком в простых и сложных предложениях; за счет каких членов (дополнения, определения, обязательства, сказуемого и пр.) предложение распространяется. Отметьте пра­вильность употребления союзов в сложных предложениях.

Установите, умеет ли ребенок одну и ту же мысль выражать разными словами. Произнесите фразу и предложите сказать ее ина­че, например: «Девочка играет с куклой, сидя на стуле. Как ска­зать по другому? — Девочка сидит на стуле и играет с куклой. Де­вочка, которая сидит на стуле, играет с куклой».

Отметьте правильность построения предложений. При затрудне­ниях предлагается образец. Задание дается в конце учебного года.

Проанализируйте речь детей с точки зрения грамматически правильного употребления слов, умения от исходной формы образо­вывать новые слова, изменять их; с точки зрения правильности построения разных типов предложений, употребления союзов в слож­ных предложениях. Составьте схему, в которой отметьте, какие грамматические ошибки дети допускают в самостоятельной речи и сколько таких детей; отметьте умение детей правильно образовы­вать и изменять слова (умеют, испытывают трудности, не умеют), пользоваться в речи разными типами предложений.

Задачи и содержание работы по формированию грамматически правильной речи детей в разных возрастных группах детского сада.

Задачи: помочь детям практически освоить морфологическую систему языка (число, падеж), помочь в овладении синтаксической стороны русского языка, дать знания детям, о некоторых способах словообразования.

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Раздел грамматики Возраст детей
3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Морфология Согласуют слова в роде, числе, падеже, употребляют существительные с предлогами: в, на, под, за. Совершенствуется умение правильно использовать предлоги. Употребляют формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, ехать, лежать Совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые существительные. Закрепляется умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными, местоимения с существитель-ными.
Словообразование Употребляют существительные в форме ед., мн. ч., существительные, обозначающие животных и их детенышей, форму мн.ч. существительных в род. п. (ленточек) Образуют форму мн. ч. существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употребляют эти существительные в им., род. п. (котята — котят), правильно используют форму мн.ч. род.п. существительных (яблок). Образуют форму мн. ч. существительных обозначающих детенышей животных, однокоренные слова (по образцу) Образуют (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную, превосходную степень прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова
Синтаксис Употребляют предложения с однородными существительными, учатся правильно согласовывать слова в предложении. Правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений Продолжают учиться составлять простые, сложные предложения, учатся пользоваться прямой и косвенной речью. Используют предложения разных видов.

Понятие «дидактическая игра», ее структура, особенности. Специальные игры и упражнения для усвоения детьми дошкольного возраста грамматических форм. Классификация грамматических игр.

Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их обучения. Дидактические игры используются в работе с детьми дошкольного возраста для решения многообразных речевых задач, в том числе и для формирования грамматического строя речи русского и белорусского языков. Дидактические игры — эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактические игры имеют своеобразную структуру. Большинство исследователей выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:

— дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей;

окончание игры, подведение итогов.

Дидактическая (обучающая) задача — это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей.

Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи.

Игровые действия — это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны и реализуются через различные формы.

Подведение итогов проводится сразу по ее окончанию. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи, в зависимости от возраста детей.

Работа по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста осуществляется во всех возрастных группах с использованием дидактических игр и упражнений. Содержание игр определяется возрастом детей и программными требованиями.

Игры могут быть предметные и словесные. Игры предметного характера( с использованием игрушек, предметов и картинок) в большинстве используются в младшем и среднем дошкольном возрасте, словесные( построены на словах и действиях играющих) игры чаще используются педагогом в старшем дошкольном возрасте. Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним совершать.

Диагностическое исследование развития грамматического строя речи детей.

С нарушениями в развитии речевой функции у детей приходится встречаться разным специалистам: логопедам, психологам, дефектологам, школьным педагогам, работникам дошкольных учреждений разного профиля. Одним из наиболее тяжелых и распространенных речевых дефектов является общая недоразвитость речи (ОНР). Это состояние характеризуется общей несформированностью всех компонентов речевой системы, носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы. Ее эффективность зависит от умения правильно оценить структуру дефекта и степень выраженности нарушений входящих в нее компонентов. Таким образом, успешность устранения проблем развития грамматического строя речи зависит от правильного выбора диагностической работы с детьми с ОНР (III уровень).

При определении содержания психолого-педагогического обследования учитывают как общепринятые принципы всестороннего исследования речи детей, так и специфические.

1.Принцип комплексного изучения ребенка с речевой патологией позволяет обеспечить всестороннюю оценку особенностей его развития.

2.Реализация этого принципа осуществляют в трех направлениях:

а) анализ первичной документации, касающейся условий воспитания ребенка в семье и детском саду, раннего его речевого и психического развития; изучение медицинской документации, в которой отражены данные о состоянии нервной системы детей с общим недоразвитием речи, их соматическом и психическом развитии, состоянии слуха, получаемом лечении и его эффективности;

б) психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста, проводимое с помощью широко известных экспериментальных методик, а также с применением модифицированной для дошкольного возраста нейропсихологической методики;

в) подробное логопедическое обследование, предусматривающее выявление навыков связной речи, объема пассивного и активного словаря, правильности грамматического оформления речи, степени сформированности фонетико-фонематических компонентов языка.

II. Принцип учета возрастных особенностей детей.

Этот принцип ориентирует на подбор лексического материала, методов и организации форм обследования в зависимости от возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Широко используют игровые ситуации, индивидуальные, малогрупповые и фронтальные формы обследования, педагогическое наблюдение за речевой активностью детей во время игр, прогулок и других режимных моментов.

III. Принцип динамического изучения детей с общим недоразвитием речи позволяет оценить тенденции нарушения речевого развития у детей с разной степенью выраженности патологии и возможности компенсации у детей с разным уровнем речевого недоразвития.

IV. Принцип качественного анализа результатов изучения ребенка с речевыми нарушениями является определяющим для выявления характера речевых нарушений у детей разных групп, что дало возможность определить основные направления коррекционной работы для устранения пробелов в речевом развитии детей.

Перечисленные принципы педагогической диагностики и коррекции речевых нарушений являются научной основой и способствуют выбору наиболее оптимальных диагностических коррекционно-образовательных путей.

К диагностическим и коррекционным методикам предъявляются пребывания: материал и условия выполнения подбираются опираясь на максимальную доступность для детей по всем параметрам; в методики включается серия однотипных заданий, что исключает влияние случайных причин.

М.А.Поваляева предлагает диагностику развития грамматического строя речи, целью которой ставит выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова.

С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений.

Задание 1. Понимание грамматических структур.

Материал: 4 куклы, 10 фигурок животных, 1 кубик.

Педагог произносит фразу и просит ребенка проиллюстрировать ее смысл с помощью игрушек (Например: уложи маленького ребенка спать; кошка поймана мальчиком и т.д.). Всего предлагается 10 предложений для понимания.

Задания выявляют, интерпретируют ли дети предложения исходя из предложенной в их основу грамматической конструкции или ориентируются на последовательность названия понятий. (верные результаты — 1 балл, неверные — 0 баллов). Высшая оценка 10 баллов.

Задание 2: Образование форм имен существительных, обозначающих детенышей животных.

Материалы: 10 картинок с изображением животных и их детенышей.

Задания предъявляются в форме игры «Кто у кого?» необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы множественного числа именительного и родительного падежей. (У лисы — лисята, у лисы много лисят, и др.).

Высшая оценка 20 баллов. Безошибочное употребление обеих форм — 2 балла; 1 балл — незначительное отклонение от нормы; 0 баллов — неверные ответы.

Задание 3. Конструирование предложений

Ребенку предлагаются три слова (имена существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение. Всего 5 наборов слов (Например: дети, гулять, парк, аквариум, рыбка, плавать и др.). Высшая оценка 10 баллов, 2 балла — предложения сконструированы правильно; 1 балл — есть незначительные отклонения от правил; 0 баллов — не все слова использованы, есть нарушения правил.

Результаты выполнения заданий фиксируются и подвергаются анализу. После выполнения всех трех заданий, направленных на выявление уровня грамматических навыков, подсчитывается их суммарная оценка. Высшая оценка — 50 баллов, соответствует высокому уровню; 32-49 баллов — среднему, менее 32 баллов — низкому уровню (Поваляева М.М.,2003)

Г.А.Волкова считает, что исследования грамматического строя речи следует начинать с исследования способностей словоизменения:

1. Изменения слова по падежам. Логопед показывает ребенку карандаш и говорит: «У меня карандаш (ребенок повторяет самостоятельно или с помощью логопеда). У меня нет …. Я протягиваю руку к ….. Я беру в руки …. Я рисую … Я мечтаю о красном ….

2. Преобразование имен существительных в именительном падеже единственного числа вомножественное.

Логопед показывает ребенку предметные картинки, на которых изображены один или несколько предметов:

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

источник