Меню Рубрики

Анализ положения детей в рф 2013

№ 313 — 314
10 — 31 декабря 2007

АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основу системы социальной защиты составляют: 1) страховые и нестраховые социальные денежные субсидии, 2) пособия на оплату товаров и услуг, предоставляемых определенным категориям населения, и 3) социальные услуги для наиболее уязвимых групп населения (пенсионеров, инвалидов, сирот и др.) Наиболее распространенными типами пособий являются: (1) пособия по временной нетрудоспособности; (2) ежемесячные пособия на детей в возрасте до 16 лет и учащихся в возрасте до 18 лет; (3) пособия по безработице.

На протяжении приблизительно 15 лет наблюдалась тенденция к снижению государственной поддержки семей, имеющих детей, которая выражалась в сокращении расходов на пособия семьям и по беременности и родам. Если в 1991 году на семейные пособия и пособия по беременности родам приходилось 77,3 процента от общего объема средств, в 1995 года эта доля упала до 54 процентов, а к 2003 году она составила всего лишь 32,4 процента. Это изменение было вызвано отменой пособий на всех детей и переходом на выплату пособий только детям из бедных семей.

В 2006 году правительство России предприняло активные шаги по преодолению демографического кризиса, предложив значительное увеличение существующих пособий детям и матерям, а также новые меры. Начиная с января 2007 года, началась реализация следующих новых положений, основанных на предложениях, сделанных в 2006 году:

  • Увеличение размера пособия по уходу за ребенком до 18 месяцев до 1500 рублей (приблизительно 57,7 долларов США) на первого ребенка и 3000 рублей (около 113,48 долларов США) по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия не может превышать 6000 рублей в месяц (около 230,77 долларов США);
  • Введение нового единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в альтернативную семью в размере 8000 рублей (около 307,70 доллара США);
  • Проведение диспансеризации детей, которые находятся в домах ребенка;
  • Выделение материнского капитала в размере 250 тысяч рублей женщине, родившей или усыновившей второго или последующего ребенка. Использовать эти деньги матери могут на приобретение жилья с использованием ипотеки или иных систем кредитования; на все виды образования или на накопительную часть пенсии. Право распоряжаться капиталом предоставляется только при достижении ребенком 3 лет;
  • Увеличение стоимости родового сертификата до 3000 рублей (около 113,48 доллара США) в период беременности и до 7000 рублей (около 270 долларов США) в период родов, а также
  • Компенсация затрат родителей за содержание ребенка в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях: за первого ребенка — на сумму, равную 20 процентам; за второго — 50 процентов; за третьего ребенка и последующих детей — 70 процентов от среднего размера оплаты.

Дошкольные образовательные учреждения (конец года) (стр. 65)

Количество дошкольных образовательных учреждений (тыс.)

Количество детей в дошкольных образовательных учреждениях (тыс.)

Количество детей на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях

Охват детей в возрасте 3–6 лет дошкольными образовательными учреждениями, в процентах от общего числа

Общее число детей, оставшихся без попечения родителей (тыс.) (стр. 84)

Воспитываются в интернатных учреждениях

Учтено детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав

Количество сексуальных преступлений в отношении детей и подростков (стр. 88)

Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом не достигшем 14-летнего возраста

Незаконное распространение порнографических материалов или предметов

В выполненном экспертами ЮНИСЕФ анализе положения детей в Российской Федерации делается попытка оценить успехи в реализации Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, которые касаются детей и направлены на решение глобальных проблем бедности и голода, детской и материнской смертности, ВИЧ/СПИДа и других заболеваний и в то же время способствуют достижению всеобщего начального образования, гендерного равенства, экологической устойчивости и глобального партнерства в области развития к 2015 году. Основное внимание в анализе уделено глубинным и структурным причинам проблем, с которыми сталкиваются дети; в нем указывается, как государство решает эти проблемы, и предлагаются дальнейшие действия по ускорению прогресса.

Значительное число детей в России все еще живут в бедности, лишены родительской заботы и подвергаются дискриминации. Цель данного доклада — представить краткую, но тем не менее всестороннюю оценку положения детей в Российской Федерации и проанализировать основные проблемы, которые мешают осуществлению прав детей, учитывая принципы Конвенции о правах ребенка и принятые во многих странах мира Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия.

В докладе утверждается, что возросшее внимание к осуществлению прав ребенка и вложению средств в развитие детей поможет создать основу для успешного, стабильного и устойчивого развития в России.

Сокращения
Предисловие
Российская Федерация: основные статистические данные
Введение
Поддержка ЮНИСЕФ Повестки дня тысячелетия
Цель доклада
Методология и структура доклада

ГЛАВА 1: Обзор ситуации в стране

1.1 Введение
1.2 Текущее положение
1.2.1 Экономика России
1.2.2 Демографическая ситуация
1.2.3 Уровень жизни
1.2.3.1 Характеристика бедности
1.2.4 Система социальной защиты и ее влияние на улучшение бедственного положения семей с детьми
1.2.5 Гендерные проблемы
1.3 Меры, принимаемые правительством

ГЛАВА 2: Охрана здоровья детей и матерей

2.1 Введение
2.2 Текущее положение
2.2.1 Основные показатели здоровья
2.2.1.1 Коэффициент материнской смертности
2.2.1.2 Коэффициенты младенческой смертности и смертности детей в возрасте до 5 лет (детской смертности)
2.2.2 Репродуктивное здоровье
2.2.2.1 Беременность
a) Дородовой уход
б) Беременность среди подростков
2.2.2.2 Аборты
a) Аборты среди девушекHподростков
2.2.3 Развитие детей в раннем возрасте
2.2.3.1 Иммунизация против инфекционных болезней
2.2.3.2 Исключительно грудное вскармливание
2.2.3.3 Питание
2.2.3.4 Дефицит йода и питательных микроэлементов
2.2.4 ВИЧ/СПИД и ИППП
2.2.4.1 ВИЧ среди подростков
2.2.4.2 Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП)
2.2.5 Туберкулез
2.2.6 Поведение молодежи, сопряженное с риском
2.3 Непосредственные и глубинные причины
2.3.1 Низкий уровень осведомленности
2.3.1.1 Осведомленность широких слоев населения о профилактике заболеваний
2.3.1.2 Осведомленность подростков в вопросах репродуктивного здоровья
2.3.1.3 Осведомленность широких слоев населения и медицинских работников относительно ВИЧ/СПИДа и других инфекционных заболеваний
2.3.2 Доступ к услугам
2.3.2.1 Региональные и территориальные различия
2.3.2.2 Доступность услуг
2.3.2.3 Услуги с учетом возраста и потребностей молодежи
2.3.2.4 Стигматизация и дискриминация в доступе к услугам
2.3.3 Государственная политика в области здравоохранения — необходимость принятия профилактических мер
2.4 Меры, принимаемые правительством
2.4.1 Репродуктивное здоровье
2.4.2 Развитие детей в раннем возрасте
2.4.3 ВИЧ/СПИД
2.4.4 Молодежная политика
2.5 Рекомендации по расширению прав детей

ГЛАВА 3: Образование: проблемы и возможности

3.1 Введение
3.2 Текущее положение
3.2.1 Обзор системы образования в России
3.2.2 Дошкольное образование
3.2.3 Начальное и среднее образование
3.2.3.1 Доступ к образованию
3.2.3.2 Качество образования
3.2.4 Существующие возможности в области образования для детей
с особыми потребностями
3.3. Непосредственные и глубинные причины
3.3.1 Ограниченность доступа к обучению в школах в рамках общеобразовательной системы
3.3.1.1 Физические препятствия
3.3.1.2 Отсутствие информации/специальных знаний
3.3.1.3 Присвоение «ярлыка необучаемости»
3.3.2 Рост стоимости образования
3.3.3 Пересмотр образовательных программ
3.3.4 Преподавательский потенциал
3.3.5 Качество механизмов контроля
3.3.6 Неравенство в доступе к образованию
3.4 Меры, принимаемые правительством
3.5 Рекомендации по расширению прав детей

4.1 Введение
4.2 Текущее положение
4.2.1 Дети, оставшиеся без попечения родителей
4.2.2 Насилие в отношении детей
4.2.2.1 Насилие в семье/Жестокое обращение с детьми
4.2.2.2 Торговля детьми и сексуальное насилие
4.2.3 Особые проблемы детей Северо-Кавказского региона
4.2.4 Дети и подростки, совершившие правонарушения
4.3 Непосредственные и глубинные причины
4.3.1 Распад семей
4.3.2 Социальные услуги для детей
4.4 Меры, принимаемые правительством
4.4.1 Вмешательство в кризис семьи на раннем этапе/Воспитание
в альтернативных семьях
4.4.2 Независимая структура контроля за соблюдением прав ребенка
4.4.3 Система правосудия в отношении несовершеннолетних
4.4.4 Законодательные меры в отношении проблем насилия и эксплуатации
4.5 Рекомендации по расширению прав детей

ГЛАВА 5: Участие молодежи в жизни общества

5.1 Введение
5.2 Текущее положение
5.2.1 Более высокий уровень рисков
5.2.2 Ограниченное участие в политической и общественной жизни
5.2.2.1 Политические интересы
5.2.2.2 Участие в общественной жизни
5.2.3 Трудовая активность молодежи
5.3 Непосредственные и глубинные причины
5.3.1 Отсутствие навыков лидерства и недостаточная вовлеченность в жизнь общества
5.3.2 Отсутствие систем эффективного мониторинга участия молодежи в общественной жизни
5.4 Меры, принимаемые правительством
5.5 Рекомендации по расширению прав детей

источник

ПОЛНЫЙ СПИСОК ОСНОВНЫХ ТРУДОВ КАЛАБИХИНОЙ И.Е.

д.э.н., профессор кафедры народонаселения ЭФ МГУ им.

Экономико-демографическое развитие. Гендерный переход. Теория, индексы, прогнозы, политика. LAP Lambert Academic Publishing, Saarbrьcken, 2012. https://www.lap-publishing.com/catalog/ ISBN 978-3-659-16576-4

Алименты в России: анализ проблем и стратегия в интересах детей. М.: ИЭ РАН, 2012, в соавт. http://genderbudgets.ru/publ/nashi_avtory/kalabikhina_i_s/19

Анализ положения детей в Российской Федерации. Как обеспечить развитие каждого ребенка. М.: ЮНИСЕФ, 2011, в соавт. http://www.unicef.ru/upload/iblock/b6e/b6e95c80c100fe40629a3024b2a59018.pdf

Анализ моделей участия детей в процессах принятия решений по вопросам, затрагивающим интересы ребенка (на примере российских городов, присоединившихся к инициативе ЮНИСЕФ «Города, доброжелательные к детям»). М.: ЮНИСЕФ, 2010, в соавт. .http://www.unicef.ru/upload/iblock/9b4/9b4be139e5b62304a0f89965de019b73.pdf

Гендерный фактор в экономическом развитии России. М.: МАКС Пресс, 2009.

Глобальный прогноз «Будущее цивилизаций» на период до 2050 года. М.: МИСК, 2008, в соавт.

Проблемы правовой защиты женщин от дискриминации в сфере труда и занятости. М.: Консорциум женских неправительственных организаций, 2008, в соавт.

Гендерные вопросы в России в конце XX века: фокус-групповое исследование в городской и сельской местности. Gender Issues in Transition: Urban and Rural Russia. М.: Акисфлат, 2004.

Гендерные проблемы в России: по национальным публикациям 1993-2003 гг. Gender in Russia: a Review of Literature (based on domestic publications 1993-2003). М.: Алекс, WB, 2004, в соавт.

Демографический фактор в социальном развитии региона (на примере Пермской области). М.: ТЕИС. 2004, в соавт.

Вопросы организации государственной социальной поддержки различным типам семей с детьми. Ред. совет и др., Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Департамент по делам детей, женщин и семьи; Российский фонд социальных реформ. М.: Просвещение, 2003, в соавт.

Нобелевские лауреаты по экономике: взгляд из России. Ред. . СПб: Научное издательство «Гуманистика», 2003, в соавт.

Население России на рубеже XX-XXI веков: проблемы и перспективы. М.: МАКС Пресс, 2002, в соавт.

Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. М.: «Русская панорама», 2002, в соавт.

Социальный пол и проблемы населения. М.: Менеджер, 1995.

Научная серия «Качественные исследования в экономике и демографии. Научный семинар в магистратуре экономического факультета МГУ». Научный редактор серии доктор экономических наук

  1. Внутрисемейное распределение бюджета (скрытые доходы членов семьи) // Серия «Качественные исследования в экономике и демографии». Научный семинар в магистратуре МГУ. Выпуск 1. Ред. . М.:ТЕИС, 2006. 8,25 п.л.
  2. Самосохранительное поведение жителей московского региона: Методология и результаты качественного исследования // Серия «Качественные исследования в экономике и демографии». Научный семинар в магистратуре экономического факультета МГУ. Выпуск 2. Ред. . М.: МАКС Пресс, 2008. 14 п.л.
  3. Стратегии увеличения свободного времени жителей московского региона // Серия «Качественные исследования в экономике и демографии». Научный семинар в магистратуре экономического факультета МГУ. Выпуск 3. Ред. . М.: ТЕИС, 2009. 12 п.л.
  4. Знание школьниками Москвы собственных прав и способов их защиты // Серия «Качественные исследования в экономике и демографии». Научный семинар в магистратуре экономического факультета МГУ. Выпуск 4. Ред. . М.: ТЕИС, 2011. 12 п.л.
  5. Влияние демографической политики 2007-2009 гг. на рождаемость в московском регионе // Серия «Качественные исследования в экономике и демографии. Научный семинар в магистратуре экономического факультета МГУ». Выпуск 5. Ред. . М.: ТЕИС, 2011. 11,5 п.л.
  6. Уход из родительского дома //Серия «Качественные исследования в экономике и демографии». Научный семинар в магистратуре экономического факультета МГУ. Выпуск 6. Ред. . М.: , МГУ, 2012. 9 п.л.
  7. Иностранные трудовые мигранты в России // Серия «Качественные исследования в экономике и демографии». Научный семинар в магистратуре экономического факультета МГУ. Выпуск 7. Ред.-сост. . М.: Анкил, 2013. 11,8 п.л.

Научная редакция (помимо вышеуказанной серии):

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:

Курс лекций по демографии (для экономистов). Ред. . М., Анкил, 2013, в соавт.

Основы демографии. Учебно-методические материалы. Ред. , М.: МАКС Пресс, 2010, в соавт.

Гендерная экономика. Учебное пособие. М.: ТЕИС, 2008.

Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. Учебное пособие. Ред. М.: Издательство «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА», 2008, в соавт.

Электронный ученик по человеческому развитию ПРООН, 2008, 2010, 2012, в соавт.

Основы демографии в схемах. Учебное пособие. М.: ТЕИС, 2007, в соавт.

Экономика народонаселения. Учебник. Ред. . М.: ИНФРА-М, 2007, в соавт.

Введение в гендерные исследования: Учебное пособие для студентов вузов. Серия «Классический университетский учебник» 2-е изд., перераб. и доп. ,рекомендовано Отделением по философии, политологии и религиоведению УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов. Ред. . М.: Аспект Пресс, 2005. 255 с., в соавт.

Экономика социальной сферы, труда и народонаселения: Инновационная магистерская программа: Направление «Экономика». Сборник программ учебных курсов магистерской программы. Ред. , . М: МАКС Пресс, 2007, в соавт.

Введение в демографию. Учебник серии «Классический университетский учебник». Ред. . М.: ТЕИС, 2003, в соавт.

Экономика народонаселения // Сборник учебных программ экономического факультета МГУ им.. Проект «Обновление университетского экономиче6ского образования». М.: Издательский дом «ИНФРА-М», 2004, в соавт.

Социальный пол: экономическое и демографическое поведение. Учебное пособие. М.: Диалог-МГУ, 1998

Домохозяйство, семья и семейная политика. Учебное пособие. Ред. , , в соавт. М.: Диалог-МГУ, 1997

СТАТЬИ В ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЯХ:

О необходимости совершенствования гендерной статистики миграции // Гендерные подходы в формировании политики регулирования трудовой миграции: экспертная оценка. Автор-составитель: И.Горшкова, М., ООН Женщины, 2012 http://moscow.iom.int/russian/publications/CARMP/UNW%20pubs/Gendernye%20podhody_web.pdf

, Особенности проведения политики сочетания профессиональной и семейной жизни населения в европейских странах // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. Электронный журнал, Эл от 7 мая 2009 г., 2012. №2. — С.107-129. http://archive.econ.msu.ru/journal/issues/2012/2012.volume_4.issue_2/The_policy_mix_of_professional_and_reproductive_functions_of_women_and_men_in_the_European_countries/

Kalabikhina I. Book Review on Population Policy and Reproduction in Singapore: Making Future Citizens, Shirley Hsiao-Li Sun, London and New York, Routledge, 2012, 208 pp., ISBN 978-0-415-67068-5 // Journal of Population Studies. No.44, June 2012, pp.191-194 http://www.psc.ntu.edu.tw/outline/e_paper/pop44/07-Kalabikhina(%E6%9B%B8%E8%A9%95).pdf

Читайте также:  Анализ на группу у детей

, Перспективы демографической политики в Москве. М., 2012 http://www.moscowfamily.ru/blog/30216-Demograficheskaya-politika/post

Почему важно развивать институты гендерного равенства в России// Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. Электронный журнал, Эл от 7 мая 2009 г., 2011. Том 3. Выпуск 1. — С.149-176. http://archive.econ.msu.ru/journal/issues/2011/2011.volume_3.issue_1/Why_is_it_important_to_develop_institutions_of_gender_equality_in_Russia/

, Гендерное равенство и экономическое развитие в Великобритании // Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс]: Интернет-журнал АТиСО / Акад. труда и социал. отношений — Электрон. журн. — М.: АТиСО, 2002 — № гос. регистрации 0420900008. — Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Articles/2010/Kalabikhina_Tarasov.pdf, свободный — Загл. с экрана.

Гендерный фактор международной миграции //Детерминанты современной международной миграции населения. вопросы совершенствования миграционной политики России. Научная серия «Международная миграция населения: Россия и современный мир». Вып.23. М.: МАКС-ПРЕСС, 2010 (Gender factor in the international migration // Determinants of the contemporary international migration of population. towards improvement of the Russia migration police / Scientific Series “International Migration of Population: Russia and the Contemporary World”. Vol.23, M., 2010) http://www.demostudy.ru/library/

, Домашнее насилие в отношении женщин в современной России: влияние социально-демографических характеристик супругов на распространенность насилия // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. М.: Экономический факультет МГУ. 2009. Т.1 вып.1 http://archive.econ.msu.ru/journal/issues/2009/2009.volume_1.issue_1/Family_Violence_against_Women_in_Modern_Russia/

«Гендерный переход» и демографическое развитие // Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс]: Интернет-журнал АТиСО / Акад. труда и социал. отношений — Электрон. журн. — М.: АТиСО, 2002 — № гос. регистрации 0420900008. — Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Articles/2009/Kalabikhina.pdf, свободный — Загл. с экрана.

Гендерная дискриминация на российском рынке труда: актуальные предложения по устранению неравенства // Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс]: Интернет-журнал АТиСО / Акад. труда и социал. отношений — Электрон. журн. — М.: АТиСО, 2002 — № гос. регистрации 0420900008. — Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Articles/2008/Kalabikhina.pdf, свободный — Загл. с экрана. М.: АТиСО, 2008

О региональном материнском (семейном) капитале // Вестник Московского университета. Сер.6, Экономика. 2013. № 2 (ВАК)

Гендерный переход и качество жизни // Уровень жизни населения регионов России. 2011. №8 (162). С.42-48 (ВАК)

Гендерный фактор в развитии цивилизаций // Экономические стратегии. 2009. №2(68). С. 110-118 (ВАК)

Система факторов гендерного неравенства // Вестник Московского университета. Сер.6, Экономика. 2009. №4. С. 64-73 (ВАК)

Рецессия гендерного развития на постсоветском пространстве // Вестник института экономики РАН. 2009. №3. С. 120-137 (ВАК)

Пути повышения эффективности современной демографической политики в России // Вестник МУ МВД России. 2009. № 9. С. 58-60 (ВАК)

Гендерный фактор в экономическом развитии // Сегодня и завтра российской экономики. Научно-аналитический сборник. Издательство «Экономическое образование». 2008. № 22. С. 49-55 (ВАК)

Инновационное обновление высшего образования в России // Вестник института экономики РАН. 2007. №1. С. 46-51 (ВАК)

Гендерные различия в смертности населения // Народонаселение. 2000. № 2 (ВАК)

Гендерный фактор воспроизводства человеческого капитала // Вестник Московского университета. Сер.6, Экономика. 1998. № 5. С. 43-59 (ВАК)

Некоторые аспекты теоретического анализа домохозяйства // Вестник Московского университета. Сер.6, Экономика. 1995. № 5. С. 28-40 (ВАК)

Вероятность увеличения семьи, Экономика гендерная, Соотношение полов // Демографическая энциклопедия. Редкол: , М: «энциклопедия», 2013, с. 944

Домохозяйство, Гендерный статус // Глобалистика. Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. Гл. ред. , . Москва, Санкт-Петербург, Нью-Йорк: Издательский Центр «ЕЛИМА», Издательский Дом «Питер», 2006 (Household, Gender status // The Global Studies Dictionary. Edited by Alexander N. Chumakov, Ivan I. Mazour and William C. Gay. New-York: Prometheus Books, 2006)

Равенство полов (Эгалитарность); Бедность; Домохозяйство // Словарь гендерных терминов. Ред. . М.: «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты», 2002

ДОКЛАДЫ И ТЕЗИСЫ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ 2001-2013:

Kalabikhina I., Kozlov V. The role of men in family childcare in Russia: socio-demographic profiles of egalitarian and traditional men // XXVII IUSSP International Population Conference Busan, Korea, 26-31 August 2013 http://www.iussp.org/en/event/17/programme/paper/4330

Kalabikhina I. The Center of Excellence on GRB in Russia // 2013 United Nations Public Service Forum and Award Ceremony «Transformative e-Government and Innovation: Creating a Better Future for All», Manama, Bahrain, 24-27 June 2013 http://www.unpsforum.bh/workshops.php Workshop 4. Transformating Public Service Delivery to Advance Gender Equality http://genderbudgets.ru/UNPSA_24-27.06.2013.pdf

О качественном исследовании, посвященном иностранным трудовым мигрантам в Москве: первые результаты // Трудовая миграция: тенденции, политика, статистика. Материалы чтений памяти , 12 июля 2012 г. Под ред. , . М.: МАКС Пресс, 2012

Kalabikhina I., Kozlov V. Demographic and social characteristics of families with violence against women in Russia //European Population Conference (EPC 2012), Stockholm, Sweden, 13-16 June 2012 http://epc2012.princeton.edu/papers/120956

Демографическое образование в контексте интеграции в Болонский процесс //Материалы международной конференции Демографическое развитие: вызовы глобализации (Седьмые Валентеевские чтения) Москва, МГУ им. , 15-17 ноября 2012. М.: МАКС Пресс, 2012, с. 86-89

Kalabikhina I. “Gender Transition” and Demographic Implementation // Annual IAFFE Conference,

Barcelona, Spain, June 27-29 2012 (Session ID 49)

Институты гендерного равенства в России / Инновационное развитие экономики России: институциональная среда: Четвертая международная конференция, Москва, МГУ имени , Экономический факультет; 20-22 апреля 2011 г. Сборник статей: Том 1 / Под ред. , . М.: ТЕИС, 2011. (814 с.)

Kalabikhina I. Child participation in modern Russia // The Conference Child in the City 2010, Florence, Italy, 27-29 October 2010 http://www.childinthecity.com/Abstract-Book/page/5232/

Kalabikhina I. Qualitative data in population research in Russia // XXVI IUSSP International Population Conference. Marrakech, Morocco, 27 September – 2 October 2009 http://iussp2009.princeton.edu/papers/91338

Концепция «гендерного перехода» (как теоретическое обоснование инновационной социально-демографической политики современной России) / Инновационное развитие экономики России: ресурсное обеспечение: Вторая международная конференция, Москва, МГУ имени , Экономический факультет; 22-24 апреля 2009 г. Сборник статей: Том 1 / Под ред. , . М.: Экономический факультет МГУ имени , 2009. (500 с.)

Итальянский опыт участия ВУЗов в Болонском процессе // Развитие процесса интеграции высшего образования России на основе Болонских принципов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ред. и др. М.: Макс Пресс, 2009

Пути повышения эффективности современной демографической политики // Первый Российский экономический конгресс, Москва, МГУ, 7-12 декабря 2009 г. http://www.econorus.org/cprogram.phtml?v >

Kalabikhina I. High Fertility in Low Fertility Country (Caucasus case in Russia) // European Population Conference (EPC 2008), Barcelona, Spain, 9–12 July 2008 http://epc2008.princeton.edu/papers/80435

Человеческие ресурсы России как фактор несырьевого экономического роста // VI Международная Кондратьевская конференция «Есть ли у России несырьевое будущее?». Доклады и выступления участников конференции и доклады лауреатов V Международного конкурса на медаль . М.: Институт экономики РАН, 2008 http://institutiones.com/general/1643-est-li-u-rossii-nesyrevoe-budushhee.html

Необходимость роста человеческого потенциала как фактора инновационного развития экономики // Инновационное развитие экономики России: национальные задачи и мировые тенденции: Международная конференция, Москва, МГУ имени , Экономический факультет 23-25 апреля 2008 г. Сборник статей: В 2-х томах: Том 2 / Под ред. , . М.:МАКС ПРЕСС, 2008. (488 с.)

Отцовский отпуск как элемент демографической политики // Демографическое развитие России: проблемы и перспективы: Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения 2007». Ред. , , , . М: МАКС Пресс, 2007

Демографический кризис в России: причины, проблемы, пути их решения в контексте реализации национальных проектов // Демографический кризис в России: причины, проблемы, пути решения в контексте реализации национальных проектов. Материалы научно-практической конференции, 18 декабря 2007 года. Ред. . М.: Изд-во РАГС, 2008

Kalabikhina I. Fertility in Russia // European Population Conference (EPC 2006), Population challenges in ageing societies. Liverpool, United Kingdom, 21 – 24 June 2006 http://epc2006.princeton.edu/papers/60535

Рождаемость в России по материалам переписи 2002 г. // Демографические исследования: теоретические и прикладные аспекты. Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения 2004-2006 гг.». М.:ТЕИС, 2006

Время на домашнюю работу: факторы нагрузки // Демографические исследования: теоретические и прикладные аспекты. Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения 2004-2006 гг.». М.:ТЕИС, 2006

Инновационное обновление высшего образования в России (на примере экономического факультета МГУ им.) // XIV Кондратьевские чтения «Инновационное обновление социального сектора России: перспективы и последствия», Москва, 14 ноября 2006 г.

Kalabikhina I. Gender Issues in Transition: Urban and Rural Russia // XXV International Population Conference. IUSSP (International Union for the Scientific Study of Population). Tours, France, July 18-23 2005 http://iussp2005.princeton.edu/papers/51546

Kalabikhina I. Reproductive behavior, reproductive health, time use and family violence in Russia: are there links? // XXV International Population Conference. IUSSP (International Union for the Scientific Study of Population). Tours, France, July 18-23, 2005 http://iussp2005.princeton.edu/papers/51579

Возможности качественных методов в обосновании политики населения // Политика народонаселения: настоящее и будущее. Четвертые Валентеевские чтения. Материалы международной конференции. 7-9 апреля 2005 г. М.: МАКС Пресс, 2005

Насилие со стороны мужа: влияние на репродуктивное здоровье и репродуктивное поведение женщин // Домашнее насилие в отношении женщин: масштабы, характер, представления общества. Материалы конференции 15-16 мая 2003 г., МГУ — Горбачев-Фонд. Ред. , М.: МАКС Пресс, 2003

Некоторые тезисы о развитии демографического образования и информация о магистерских программах в рамках специализации «Демография» на экономическом факультете МГУ // Материалы международной конференции «Демографическое образование в 21 веке в странах СНГ, Балтии и Восточной Европы». М.: МАКС Пресс, 2002

Kalabikhina I. The role of gender factor in population mortality // XXIV IUSSP General Conference. (International Union for the Scientific Study of Population). Salvador, Brazil, 18-24 August, 2001 http://www.archive-iussp.org/Brazil2001/s60/S63_P18_Kalabikhina.pdf

Kalabikhina I., Elizarov V. Focus groups and in-depth interviews using in Demographic research // European Population Conference (EPC 2001), Helsinki, Finland, 7-9 June 2001

Население регионов мира на пороге третьего тысячелетия // Диалог и взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: альтернативы на XXI век. Материалы к IV Международной Кондратьевской конференции. М., 15-16 мая, 2001

источник

Приняв Конвенцию о правах ребенка, Российская Федерация согласилась взять на себя обязательства по выполнению ее положений. После начала рыночной трансформации в 1990 г. Россия столкнулась с масштабными экономическими, политическими и социальными переменами, которые имели в основном негативные последствия для благополучия детей. Последовавшее улучшение экономической конъюнктуры в 2000-х гг. благотворно отразилось на положении детей, однако другие группы населения гораздо лучше воспользовались плодами экономического роста. В данном докладе предпринята попытка оценить положение детей на основе концепции социальной исключенности, предполагающей анализ возможностей и ограничений в доступе к материальным благам, неденежным ресурсам развития и правам человека.

Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран — участниц конференции.

В сборнике материалов международной научно-практической конференции «Качество и уровень жизни населения в современной России: состояние, тенденции и перспективы», проведенной 23-24 ноября 2011 года Всероссийским центром уровня жизни и Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН в честь 20-летия ВЦУЖ, представлены основные доклады и выступления участников конференции.

Материалы сборника представляют интерес для научных работников, преподавателей высших учебных заведений, аспирантов и студентов, занимающихся проблемами уровня и качества жизни, социально-трудовых отношений, социальной защиты населения в условиях финансового и демографических кризисов.

Среди авторов сборника – работники федеральных и региональных министерств и ведомств, российские и зарубежные ученые, занимающиеся научной и практической разработкой социально-экономических проблем.

Экономика и образование. Характеристика социального статуса семей. Мотивы выбора школы. Оплата дополнительных образовательных услуг в регионах. Различия в содержании образования. Прогноз развития экономики образования.

Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология

Рассматривается проблема обеспечения доступности качественного образования для граждан вне зависимости от места их проживания. Основываясь на официальной статистической информации о деятельности абсолютного большинства вузов, подчиненных Министерству высшего образования и науки РФ, автор анализирует, насколько сильно и как именно месторасположение вузов влияет на результаты и преимущественные направления их развития, а также с помощью каких мер может быть осуществлен подъем качества высшего образования в различных регионах.

Социально-экономическое неравенство и расслоение: угроза национальной безопасности

В сборнике материалов международной научно-практической конференции «Качество и уровень жизни населения в современной России: состояние, тенденции и перспективы», проведенной 23-24 ноября 2011 года Всероссийским центром уровня жизни и Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН в честь 20-летия ВЦУЖ, представлены основные доклады и выступления участников конференции.

Материалы сборника представляют интерес для научных работников, преподавателей высших учебных заведений, аспирантов и студентов, занимающихся проблемами уровня и качества жизни, социально-трудовых отношений, социальной защиты населения в условиях финансового и демографических кризисов.

Среди авторов сборника – работники федеральных и региональных министерств и ведомств, российские и зарубежные ученые, занимающиеся научной и практической разработкой социально-экономических проблем.

Представлены результаты исследования «Проблема доступности среднего образования для несовершеннолетних лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», проведенного осенью 2011 г. Выводы исследования построены на основе данных статистики, выборочных опросов родителей, экспертного опроса специалистов, фокус-групп с родителями детей. Результаты исследования позволяют охарактеризовать ситуацию с доступностью образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в столице, выявить существующие проблемы и факторы, определить перспективы развития инклюзивного образования, сформировать оптимальную модель инклюзивного образования. В рамках работы сформированы предложения по развитию системы инклюзивного образования, основанные на результатах исследования. Материалы будут полезны для педагогов, работников социальной сферы, специалистов, занимающихся разработкой и реализацией политики в интересах детей, всех, интересующихся ситуацией с соблюдением прав детей на образование.

Данное исследование ставит своей целью изучение процесса адаптации и интеграции детей мигрантов в местное сообщество, а также разработку рекомендаций по совершенствованию адаптации этой группы детей.

Проблемы доступности образования в России. Разные условия обучения и объёмы образовательных услуг. Качество обучения. Доступность образования для отдельных категорий детей. Стратегия обеспечения доступности общего образования в РФ. Основные задачи совершенствования.

Читайте также:  Анализ на иммунитет для детей

Проблема курения в России приводит к значительным социально-экономическимпотерям для всего общества. Однако благодаря присоединению в 2008 г. к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табакапоявилась возможность уже в ближайшем будущем изменить российское законодательство в соответствии с международными стандартами. В настоящей статье проводится анализ мер государственного регулирования, предусмотренных вКонвенции, и рассматривается их эффективность. В частности, на основаниианализа зарубежного опыта дается оценка таким мерам, как ограничение куренияв общественных местах, запрет на рекламу и спонсорство табачной продукции,повышение акцизов на табак и т.д. Также рассматриваются трудности, возникающие при осуществлении данных мер на практике, и степень принятия их населением. Проведенный анализ позволяет заключить, что для осуществления целого ряда мер, доказавших свою эффективность во многих странах, государству нетребуются финансовые затраты, а лишь политическая воля.

Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы – эмпирической – описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.

источник

АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НА ПУТИ К ОБЩЕСТВУ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Москва, 13 февраля, 2012 г. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемwww.socpol.ru

Презентация на тему: » АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НА ПУТИ К ОБЩЕСТВУ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Москва, 13 февраля, 2012 г.» — Транскрипт:

1 АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НА ПУТИ К ОБЩЕСТВУ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Москва, 13 февраля, 2012 г.

2 Основания для разработки. Приняв Конвенцию о правах ребенка, Россия согласилась взять на себя обязательства по выполнению ее положений. В соответствии со статьей 44 Конвенции государства-участники обязуются предоставлять Комитету ООН по правам ребенка доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав через 2 года после подписания конвенции и затем каждые 5 лет. На слайде представлена характеристика процесса отчетности для России. Подготовка данного доклада была нацелена на сопровождение процесса отчетности России перед Комитетом ООН по правам ребенка. Не ставилась задача подготовки альтернативного доклада или экспертного сопровождения процесса подготовки самого доклада. Цель сопровождения — это мозговой штурм всех заинтересованных сторон вокруг проблем, связанных с положением детей в Росси. Чтобы осуществить этот процесс необходимо было выбрать некоторую глобальную аналитическую цель, которая задала бы общую рамку подготовки доклада. И после длительной дискуссии решили остановиться на том, что посмотрим на положение детей через призму равных возможностей. Методологически данная задача решается посредством оценки прогресса в преодолении различных форм социальной исключенности или ограничений в доступе к жизненно важным ресурсам. Таким образом, цель данного доклада показана на слайде не буду на ней останавливаться — с учетом особенностей текущего момента и в сравнении в другими социально- демографическими группами дать экспертную оценку прогресса в преодолении различных форм социальной исключенности для семей с детьми. Отмечу только, что проявления форм социальной исключенности мы искали в сфере благосостояния, образования, здравоохранения и процессах принятия решений. Включенность детей в процессы принятия решений — это важное положение Конвенции о правах ребенка.

3 Для того, чтобы судить о достижениях, мы должны понимать Особенность текущего момента. Без это знания трудно оценить прогресс. И если рисовать картину крупными мазками, то следует отметить три сюжета, имеющих принципиальное значение. 1.Незавершенность структурных реформ 90-х годов. По сути за 20 лет мы пока не смогли создать конкурентоспособную диверсифицированную рыночную экономику, устойчивую к валатильности цен на сырьевые ресурсы. 2.Незавершенность процесса модернизации семейных отношений на пути от традиционной модели к постиндустриальной. Тот факт, что модернизация семейных отношений проходили на фоне преодоления масштабного структурного экономического и политического кризиса способствовало росту неравенства в доступе к ресурсам и существенно усугубило положение именно семей с детьми 3.Мировой экономический кризис 2008 г. прервал тренд роста экономики и доходов населения. Другими словами он ограничил возможности для гармонизации распределения полномочий между рынком, государством и семьями по обеспечению и воспитанию детей, сместив акценты государственной политики в сторону противостояния экономическому кризису

4 Коротко остановлюсь на достижениях в части формирования для детей равных возможностей За последние 5 лет Правительство РФ предприняло существенных ряд мер, направленных на улучшение ситуации с правами ребенка: В 2005 г. в обращении Президента РФ к правительству, парламенту и руководителям регионов сформулирована программа приоритетных национальных проектов в области здравоохранения и образования, реализация которых началась в 2006 г. В 2006 г. в Послании Президента РФ Федеральному Собранию была сформулирована задача проведения эффективной демографической политики, которая привела к совершенствованию ряда мер в области поддержки материнства и детства, в том числе мер стимулирования семейного устройства детей-сирот. В 2007 г. утверждена федеральная целевая программа «Дети России на гг.». В 2008 г. создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации В 2009 г. создан Институт уполномоченного по правам ребенка при Президента РФ и аналогичные институты во многих субъектах РФ. Данный институт является инструментом независимого государственного контроля за соблюдением прав и интересов ребенка. В ноябре 2010 г. оглашено ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию, в котором поставлена задача формирования эффективной государственной политики в области детства. Но каков совокупный результат?

5 Динамика реальных душевых денежных доходов, заработной платы и пенсии, %, 1991 г. =100%, данные за декабрь В результате кризиса 2008 г. произошло снижение реальных доходов. Признаки негативного влияния кризиса на динамику доходов населения проявились в конце 2008 г., но к концу 2009 г. они были демпфированы благодаря мерам правительства: повышением пенсий, минимальной заработной платы, заработной платы в бюджетном секторе и пособия по безработице. Очевидный тренд роста доходов Населения, несколько прерванный Кризисом, но в течение 2009 и 2010 гг. удалось выйти на Предкризисный уровень доходов, а в части пенсионного обеспечения сделан существенный шаг вперед. Важно обратить внимание на то, что темпы восстановления официальной заработной платы существенно отстают от роста доходов, и в настоящее время самые низкие по сравнению с другими источниками доходов. Это важно когда мы обсуждаем равенство возможностей, особенно для семей с детьми. И низкий удельный вес формальной заработной платы в доходах населения – это важный барьер на пути равных возможностей.

6 Динамика реальных денежных доходов по 20%-ым доходным группам, 1990 – 2010 гг., %, 1990 г. = 100%. За средними показателями доходов скрывается масштабная дифференциация. Несмотря на высокие темпы экономического роста в 2000-х гг., 40% российского населения так и не смогли восстановить дореформенный уровень реальных доходов.

7 Что происходит с расходами на социальную поддержку детей? Если говорить о денежных выплатах, то здесь России не удалось добиться значимых успехов, за исключением детей в возрасте до 1,5 лет. Большая часть пособий по прежнему направлена на поддержку других социальных групп населения. С середины 2000х гг. приоритеты демографического развития страны начали стремительно перемещаться с политической периферии в эпицентр государственной политики. Однако реформы детских и материнских пособий, проведенные в 2007 г., оказали слабый эффект на уровень жизни семей с детьми, за исключением узких целевых групп (дети до 1,5 лет).

8 Размеры основных социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации, % от ПМ Особенно удручает размер пособия для детей из бедных семей.

9 Все население29,113,313,413,2 По месту проживания Проживающие в городах25,010,810,610,5 Проживающие в сельских поселениях34,220,221,120,7 По половозрастным группам Дети в возрасте до 16 лет37,717,218,018,3 Население трудоспособного возраста, в том числе: 30,413,0 12,9 молодежь в возрасте лет27,914,114,514,6 мужчины в возрасте лет28,012,312,1 женщины в возрасте года35,012,312,212,0 Население старше трудоспособного возраста, в том числе: 18,510,710,49,2 мужчины в возрасте 60 лет и более15,312,312,09,7 женщины в возрасте 55 лет и более19,610,19,89,1 Таблица 2 — Риски бедности среди экономических и социально-демографических групп населения, % от численности группы Мы вынуждены констатировать тот факт, что дети отличаются самыми высокими рисками бедности. Уровень бедности среди детей все больше превышает бедность среди населения в целом. И такая ситуация не во всех странах

10 Расходы на социальную поддержку, % ВВП Социальные пособия для семей с детьми, % ВВП Уровень бедности, % населения Уровень детской бедности, % детского населения Уровень рождаемости, число детей на 1 женщину Финляндия25,42,913101,83 Дания28,93,712101,84 Словения21,41,812111,38 Германия27,72,815141,37 Эстония12,51,419181,63 Латвия111,221 1,41 Швеция29,73,011121,88 Ирландия18,92,618192,01 Бельгия29,52,015171,76* Австрия282,812151,38 Франция30,52,513161,98 ЕС (27 стран)26,22,017201,53** Португалия24,81,218211,33 Греция24,41,520231,41 Нидерланды28,41,610141,72 Великобритания25,31,519231,84** Испания211,220241,4 Италия26,71,220251,37 Чешская республика18,61,710161,44 Словакия161,511171,25 Венгрия22,32,812191,32 Польша18,10,817241,31 Болгария15,11,322301,42 Румыния12,81,725331,3 Россия8,90,418271,41 Социальные расходы и уровень бедности в странах ЕС и России в 2007 г.

11 Альтернативные подходы к измерению бедности свидетельствуют О большем масштабе бедности. Семьи пенсионеров отличаются максимальными рисками социальной исключенности. Семьи с детьми – субъективной бедности. Семьи с детьми отличаются максимальным уровнем консенсуальной бедности. По двум критериям социальной исключенности семьи с детьми проигрывают всем остальным: доходы и жилищная обеспеченность Социальная исключенность предполагает более широкий взгляд на благосостояние, и мы остановились на альтернативных критериях бедности.

12 Основные проблемы на пути создания равных возможностей для семей с детьми В социальную исключенность, помимо благосостояния существенный вклад вносят неравенство в доступе к образованию и здравоохранению, низкий уровень и дифференциация включенности детей в принятие решений. С точки зрения бедности и социальной исключенности наиболее уязвимой категорией являются многодетные семьи, семьи с детьми инвалидами и дети-сироты ; Положение детей в неполных семьях максимально дифференцировано. Они попадают в число уязвимых, если одинокий родитель не живет в расширенной семье и не получает алименты. Эта категория максимально исключена из программ социальной поддержки; Модернизация семейных отношений требует расширения услуг, обеспечивающих социализацию и адаптацию детей к особенностям модернизационного развития. Особенно это актуально для детей-сирот; В связи с отсутствием прозрачности бюджетных расходов не представляется возможным провести полноценную оценку объема и эффективности государственных расходов на цели поддержки детей. В рамках национальной статистической системы отсутствует механизм для сбора подробных данных о положении детей, в особенности принадлежащих к уязвимым группам (инвалиды, сироты, дети мигрантов, дети, находящимся в конфликте с законом и т.д.). На протяжении 10-летнего периода в России отсутствует Общенациональный план действий в интересах детей, охватывающий все области Конвенции.

13 Рекомендации по мониторингу положения детей Оценка положения детей должна опираться на результаты макростатистики и специальных обследований домохозяйств. Неотъемлемой частью мониторинга должны стать отсутствующие в России обследования, в которых единицей анализа является ребенок; Значительный контингент российских детей живет не в семьях, а находится на попечении государства в институциональных учреждениях. Невидимыми для статистики и государственных органов социальной поддержки остаются дети бездомных родителей и мигрантов. Репрезентативная информация о положении таких детей должна быть также неотъемлемой частью мониторинга; Комплексный анализ бедности семей с детьми должен опираться на многокретериальные оценки, включая показатели дефицита доходов, социальной исключенности и субъективной бедности; За средними показателями уровня жизни в Росси скрывается масштабная социально- экономическая дифференциация, которую необходимо учитывать при проведении мониторинга положения детей. Рекомендуется использовать как минимум три критерия неравенства: квинтильные группы по доходам, тип поселения и регион.

14 Рекомендации для политики в сфере социальной защиты Международный опыт показывает, что рождаемость не падает ниже уровня замещения в тех европейских странах, которые проводят политику «примирения» занятости и семейной жизни, то есть развивает социальные услуги для семей. Единовременные выплаты, такие как материнский капитал, и денежные пособия, которые резко идут на убыль, когда ребенку исполняется 1,5 года, могут иметь только краткосрочный эффект в форме сдвигов в календаре рождаемости. Более реалистичной и актуальной задачей, на которую следует переориентировать политику, представляется сокращение детской бедности и социальной исключенности. Преодолеть основные противоречия существующей системы поддержки семей с детьми позволит развитие программы пособия для детей из бедных семей. Альтернативой может стать социальный пакет для семей с детьми, аналогичный социальному пакету, сформированному для монетизации льгот. Профилактика семейного неблагополучия следует связывать с мерами раннего вмешательства, в которые должны включится все государственные и негосударственные институты, и, в первую очередь, речь идет об учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты.

15 Расширение возможностей для развития в области охраны здоровья Политика в области охраны здоровья детей должны быть дополнена мерами, нацеленные на создание системы гарантированного питания детей, в том числе через систему образовательных учреждений. Отсутствие доступных услуг здравоохранения особенно критичным является для детей и подростков из бедных семей и семей, проживающих в сельской местности. Необходимо способствовать распространению таких положительных практик, как работа по технологии «Больница, доброжелательная к ребенку». Выполнимой задачей представляется дальнейшее снижение материнской смертности от абортов за счет развития профилактических мер в области предупреждения нежелательных беременностей и планирования семьи. В 2010 г. были ликвидированы практически все каналы получения бесплатной медицинской помощи мигрантам и их детям. Отсутствие у них доступа к медицинскому обслуживанию не только нарушает их права, но и влечет за собой вероятность ухудшения инфекционной ситуации в российских роддомах и школах.

16 Расширение возможностей для развития через систему образования Необходимо гарантировать детям младших возрастов возможность обучаться в дошкольных образовательных учреждениях. Развивать не только дошкольные учреждения, но и профессиональные услуги по уходу за детьми. Необходимо оценить дифференциацию качества образования в различных регионах и разработать политику его выравнивания в масштабах страны. Качественное начальное образование должно быть доступным семьям с различным уровнем доходов как в городских, так и в сельских районах. Необходима система экспертизы соблюдения принципа создания информационной среды, наиболее благоприятной для развития детей, а также принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка. В связи с этим особое внимание должно уделяться разработке государственных программ правового воспитания и защиты детей от транслируемых СМИ информации и материалов, наносящих вред его благополучию. Остро стоит проблема вовлечения детей-инвалидов в образовательный процесс наряду с другими детьми. Ни с технической, ни с социальной точки зрения российское общество пока не готово гарантировать детям с ограниченными возможностями здоровья инклюзивность образования. Популяризация такого вида практики для детей-инвалидов является неотъемлемой для современного государства и должна стать одним из приоритетных направлений развития образования.

Читайте также:  Анализ на грибковые инфекции у детей

17 Создание равных возможностей за счет участия детей в принятии решений К основным рискам по развитию данного процесса: усиление формализма, нарушение конфиденциальности для ребенка со стороны должностных лиц, пассивность детей, неумение детей вести диалог, заниженные ожидания от участия детей, создание элитных групп «детей-профессионалов», повторение детьми мнений и взглядов представителей власти, а не своего мнения. Необходим системный подход к развитию процесса участия детей на разных уровнях и в разных сферах, включающий: разработку минимальных стандартов участия детей в процессе принятия решений; соблюдение приоритетов развития детей и соблюдения гражданских прав детей из всех социально-демографических групп; расширение направлений и форм участия детей; приоритетное развитию местных, первичных организаций; развитие информационного пространства; просвещение и обучению детей и взрослых участников процесса; механизмы привлечение финансовых и кадровых ресурсов; мониторинг развития процесса участия детей в принятии решений. Для развития механизмов и среды для усиления участия детей в принятии решений, необходимо работать в двух направлениях: создавать среду и механизмы для участия детей в решении их проблем (неотложных, по выходу из трудных жизненных ситуаций), а также среду и механизмы для участия детей в управлении, в принятии решений по улучшению окружающей их среды (школы, местного сообщества).

источник

Анализ положения детей в России за последнее десятилетие представлен в докладе ЮНИСЕФ, который организация обнародовала 13 февраля 2012 года в Москве. Выводы экспертов: проблем у российских детей больше, чем радостей.
Положение детей в России нельзя назвать катастрофическим, но поводов для радости у них значительно меньше, чем у их сверстников в других странах.
Такой вывод можно сделать из доклада международной организации ЮНИСЕФ, который был представлен журналистам в Москве 13 февраля 2011 года.
Одна из главных проблем — у государства нет четкого плана, который помог бы сделать жизнь российских детей лучше.

Демографическая катастрофа продолжается

В докладе, который представил журналистам глава офиса ЮНИСЕФ в России Бертран Бейнвель, приведена печальная статистика. С 2000 года детское население России сократилось на 7,5 миллиона человек и составляет сегодня примерно 26 миллионов детей. Около 18 процентов семей с детьми в России являются бедными по двум из трех критериев бедности, говорится в докладе ЮНИСЕФ.

Исполняющий обязанности директора Независимого института социальной политики, руководитель авторского коллектива доклада Лилия Овчарова отметила, что власть в России пытается сделать вопросы материнства и детства одним из элементов предвыборной борьбы.
В очередной статье Владимира Путина, которая по стечению обстоятельств была опубликована в один день с презентацией доклада ЮНИСЕФ, сказано, что на первый план выходят вопросы помощи детям и семьям с детьми, отметила Овчарова. При этом в антикризисной программе правительства России 2009 года семьи с детьми не были выделены даже в качестве приоритетной группы.
Следствием такой недальновидной политики стал рост уровня социального сиротства в России, отметила Овчарова. В целом действия руководства России с момента распада СССР не имели четкого социально ориентированного направления.
В частности, внутри общества сформировалась со временем очень высокая дифференциация по доходам населения, что является главным препятствием на пути строительства общества равных возможностей, отмечает Лилия Овчарова.
Это значит, что далеко не каждый ребенок имеет равные стартовые условия, и именно с этим в первую очередь призывает бороться доклад ЮНИСЕФ.

Помимо оценки ситуации в докладе есть и рекомендации.
Во-первых, отметил Бертран Бейнвель, нужно укреплять систему поддержки бедных семей с детьми, большее внимание при этом уделяя нематериальной помощи. Лилия Овчарова пояснила, что вывод был сделан на основании международного опыта, который показывает, что «рождаемость не падает ниже уровня замещения в тех странах, которые проводят политику примирения занятости и семейной жизни». Другими словами, лучше дела обстоят в тех странах, в которых родители после рождения детей имеют возможность продолжать работать в полном объеме.
Что касается пособий на ребенка, то они суммарно должны быть не меньше, чем половина реального прожиточного минимума. На сегодняшний день этот показатель, по словам Овчаровой, составляет всего 7 процентов. Одновременно надо повышать и общий уровень благосостояния населения, отмечают эксперты.

Фактически порядка 40 процентов российских семей не восстановили свой уровень благосостояния, который имели, живя в Советском Союзе, заявила Лилия Овчарова.
Бедность, между тем, является причиной многих проблем, в том числе — ранней детской смертности, отмечают эксперты.

Профилактика социального благополучия — залог успеха

Чтобы лучше жилось детям, надо помогать родителям
Директор Института гуманитарного развития мегаполиса Татьяна Малева заметила еще одну особенность российской социальной политики. Эксперт обратила внимание на то, что в обществе за последние 10 лет довольно много говорилось об отношении к детям-инвалидам, сиротам и даже к детям из семей мигрантов, но никогда речь не шла просто о детях. Между тем, по словам Татьяны Малевой, именно такие дети, сталкиваясь с серьезными проблемами, не знают, к кому обратиться за помощью.

источник

Забота о детях всегда была частью государственной политики, направленность которой менялась на разных этапах исторического развития России. Сейчас, когда, казалось бы, многие социальные потрясения позади и нет места для тревоги за будущее наших детей, действительность свидетельствует об обратном: налицо катастрофическое положение ребенка как в семье, так и в обществе. На это обращается внимание в Указе № 761, где в рамках национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг. определены основные направления и задачи государственной политики в данной сфере, в частности:

  • – повышение доступности и качества медицинской, а также социальной помощи матерям и детям;
  • – техническая модернизация детских поликлиник и больниц;
  • – поддержка молодых и многодетных семей;
  • – увеличение количества семей с тремя и более детьми;
  • – введение для семей с тремя и большим количеством детей дополнительных налоговых льгот, распространив их на все семьи с детьми;
  • – совершенствование законодательства о благотворительной деятельности;
  • – решение проблемы устройства детей в дошкольные организации.

Каждое из названных направлений касается наиболее острых вопросов охраны детства в современной России. Здесь и способы улучшения материального положения семей с детьми, забота об обеспечении права ребенка на охрану его здоровья, поиск способов устройства ребенка дошкольного возраста на время, пока родители работают.

Реализации перечисленных направлений способствуют различные отрасли законодательства, в частности административное, гражданское, пенсионное, трудовое, уголовное, экологическое. Семейное законодательство как таковое, в свою очередь, служит обеспечению прав несовершеннолетних, предусмотренных СК. В их числе главное право ребенка – на жизнь и воспитание в семье, которое реализуется далеко не всегда. Неслучайно Комитет ООН по правам ребенка, рассмотрев еще в 2005 г. третий периодический доклад России заключил: «Комитет обеспокоен ростом числа детей, находящихся на попечении в интернатных учреждениях, и тем, что усилия, направленные на осуществление национальной политики по их деинститунационализации, не привели к сокращению числа детей, находящихся в этих учреждениях». К тому же Комитет также обеспокоен тем, что нс предпринимается достаточно усилий по обеспечению альтернативных видов семейного попечения.

Охрана детства, т.е. создание предпосылок для нормального развития ребенка, во многом зависит от семейного микроклимата. В благополучной семье, как правило, нет насилия в отношении ребенка, он не приобщается с ранних лет к алкоголю, не ищет спасения среди беспризорников, не пополняет ряды правонарушителей. Вот почему важно вовремя узнать, что ему в семье грозит опасность или семья нуждается в помощи в любом ее проявлении. «Детей, чаще всего сирот, детей из неблагополучных семей, вовлекают в наркоманию, проституцию, в другие криминальные сферы». Отсюда, во-первых, проблема помощи семье, когда за нею обращаются; во-вторых, выявление семей, где находиться несовершеннолетнему уже нельзя, что связано с так называемым сопровождением таких семей. Каким ему быть – пока неясно. Что касается помощи, то она осуществляется в различных формах, которые зависят от состава семьи, степени нуждаемости в помощи, уровня материальной обеспеченности семейного коллектива, количества детей в семье, состояния их здоровья. Причем речь может идти как о благополучных, так и неблагополучных семьях. В первом случае источником неблагополучия обычно служат конфликты, возникающие в семейно-правовой сфере, которые разрешаются, должны разрешаться с помощью семейного законодательства. Во втором, подразумеваются «социально больные» семьи, находиться в которых опасно для несовершеннолетних из-за алкоголизма, наркомании родителей, отсутствия с их стороны всякой заботы о насущных потребностях детей – особенно малолетних.

Еще одна разновидность помощи детям – активная поддержка осиротевших детей, в том числе социальных сирот, что заключается в более широком использовании существующих форм их устройства (на усыновление, опеку (попечительство), в приемную семью). Субъектам РФ предоставлено право предусматривать как одну из форм устройства патронат. Поэтому для нашего времени характерно стремление сократить количество детских учреждений, где несовершеннолетние находятся на полном государственном попечении.

Государственную политику Российской Федерации начала XXI в. – составляет концентрация внимания на помощи семье, естественной среде обитания ребенка, необходимой для его полноценного развития. И опять-таки в ст. 39 заключений Комитета по правам ребенка ООН по этому поводу рекомендуется: предоставлять Поддержку родителям и законным опекунам при осуществлении ими обязанностей по воспитанию ребенка, другими словами, активизировать помощь семье. При всем многообразии такой помощи в рекомендациях выделяются:

  • – профилактические меры, позволяющие избегать разлучения ребенка со своим семейным окружением;
  • – более строгое и ответственное помещение детей на альтернативное попечение;
  • – активное поощрение контакта с семьей, ребенком в период его пребывания в интернатном учреждении;
  • – интенсификация усилий, направленных на развитие традиционной системы патронатного воспитания, уделяя особое внимание принципу соблюдения наилучших интересов ребенка.

Виды этой помощи предусматривает и общественный проект Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 г.

Определенную угрозу для семьи ребенка представляют внутрисемейные конфликты. В таких случаях необходима помощь психолога, способного профессионально грамотно разрешить не достигшие своего апогея разногласия между супругами, родителями. За такой помощью обращаются один или оба родителя, она не приходит извне. Ради ее оказания в Российской Федерации создаются различного рода центры. Сюда входят:

  • – центры социальной помощи семье и детям;
  • – центры психолого-педагогической помощи населению (заметной тенденции к росту не имеет);
  • – центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • – отделения по работе с семьей и детьми в центре социального обслуживания;
  • – другие учреждения социального обслуживания семьи и детей.

Несмотря на то что одни из подобного рода центров количественно сокращаются, другие, наоборот, численно растут, свою миссию по оказанию помощи семье они несомненно выполняют. Поэтому их укрепление входит в задачу Российской Федерации. Но особенность такой помощи заключается в том, что ее оказывают по просьбе того, кто в ней нуждается. Хуже обстоит дело, когда семья превращается в источник опасности для несовершеннолетних членов семьи. Отсюда проблема выявления таких семей с целью принятия мер профилактики либо спасения детей, оказавшихся в опасности. И нередко эта опасность находится за закрытой дверью, за которой погибают дети. Поэтому обеспокоенность Комитета ООН по правам ребенка по поводу недостаточности усилий России по профилактике (включая превентивное вмешательство) и повышения уровня осведомленности в этой области имеет все основания. Тем более что п. 3 ст. 56 СК не позволяет разрешить возникающие в этой связи проблемы, а лишь разрешает информировать об известном факте пребывания ребенка в крайне неблагоприятной для него семейной обстановке. Необходимость войти в дом «без приглашения» возникает и в других ситуациях. Например, когда нужно убедиться, что несовершеннолетний лишился родительского попечения; что между интересами детей и родителей имеются серьезные противоречия. Словом, возникает проблема создания межведомственной системы профилактики социального сиротства, основанной «на раннем выявлении детского и семейного неблагополучия, технологиях раннего вмешательства в семью в целях сохранения семьи для ребенка» с целью коренного улучшения условий его жизни. В связи с этим важным остается вопрос о предоставлении органам опеки и попечительства права доступа в жилище гражданина в ситуациях, предусмотренных законом. В противном случае будет иметь место нарушение ст. 25 Конституции, согласно которой жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Это возможно в Случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Следовательно, Конституция не содержит запрета к созданию такого закона, который позволяет иметь право доступа в жилище, где погибает или может погибнуть ребенок. Что же касается судебного решения как правового основания для проникновения в жилище, то оно обычно касается уже состоявшихся событий, когда исправить положение уже поздно.

Таким образом, в настоящее время не просто активизируется государственная деятельность по защите интересов, прав детей. Она осуществляется по вполне определенным конкретным направлениям, объединенным крайне важной для современного российского общества целью, – защитить подрастающее поколение, создать предельно возможные, в том числе и правовые, предпосылки для сохранности будущих поколений Российского государства.

источник