Меню Рубрики

Анализ поведения детей на занятии

На занятие №1 эмоциональный настрой группы был положительный, возбужденный. На упражнение «Представление имени» большинство учеников отреагировали смехом (обратная сторона страха). В течение занятия выстроилась группа, в которой выделились лидер, принятые, предпочитаемые, а также изолированные ученики. Лидер вел себя спокойно, уверено, речь сопровождалась указательным жестом. Изолированные ученики сидели отчужденно, дела мелкие попытки быть в группе. На упражнение№2 основной точкой зрения на изменения в школе отмечали то, что им стало труднее. Остальные высказывания:

В начале занятия №2 общий эмоциональный настрой был тревожный. Но потом появился интерес. Хорошо отреагировали на упражнение « Прошепчи имя». У группы появилось настроение. Но на упражнение «Прощание с начальной школой», когда было предложено расслабиться, дети проявили сопротивление. Это можно объяснить тем, что все дети разные и эмоционального комфорта вместе не ощущают на данном этапе. На обсуждение очень бурно отреагировали. После занятия дети эмоционально настроились, стали более уверены в себе и готовы к учебе.

На занятии №3 дети вели себя растеряно, сковано. Это можно объяснить ограниченным словарным запасом, непринятием себя, неумением хвалить себя, заниженной самооценкой, заниженной тревожностью. Вместо похвалы выдали вербальную агрессию. Навыки взаимодействия формировались тяжело.

Приложение 4

Образец оформления по психологическому консультированию

Дата, время Ф.И.О., возраст, другие данные (код) Причина обращения Характер консультации, тематика (первичная, вторичная) Примечание
Дата 20.11 Время 12.30 –13.00 Мама Саши Ученика 5 класса (или x1) Конфликт ребенка с классным руководителем первичная

Пример стенограммы:

Психолог.Я рад, что вы нашли время встретится со мной сегодня.

Мама. С удовольствием побеседую с вами.

Психолог. Мне хотелось поговорить с вами о вашем ребенке Саше. Я наблюдал за ним в классе, и его поведение меня настараживает. Создается впечатление, что он не в состоянии сконцентрироваться на какой-либо одной деятельности; бежит когда нужно идти, мешает работе класса, дерется с другими детьми.

Мама. Он и дома ведет себя так же. К тому же он не хочет соблюдать правила. Сама ругаю его за непослушание, но с отцом он становится совсем неуправляемым.

Психолог. Вы живете отдельно от отца мальчика?

Мама. Да, мы уже два года разведены…..

Приложение 5

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9397 — | 7455 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Анализ занятий в детском саду №19 «Ромашка»

Соловьёва Галина Анатольевна,

Анализ занятий в МБДОУ детский сад №19 «Ромашка»

Организация и проведение занятия

Характеристика деятельности воспитателя:
• Выделение приёмов, используемых для решения поставленных задач
• Соответствие приёмов возрасту детей, требованиям методики данной программы
• Правильность, точность применения этих приёмов

Характеристика деятельности детей:
• Освоение детьми программного содержания по задачам
• Особенности поведения детей на занятии (активность, внимание, интерес, отношение к занятию)
• Учебные навыки детей

Характеристика условий проведения занятия:
• Соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий
• Соответствие требованиям материально-технических условий
• Соответствие требованиям функционально-педагогических условий

Психологический анализ занятия

Психологическая оценка занятия:
• Уровень организации занятия (психологический настрой на занятие, использование игровых организационных моментов)
• Соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем на занятиях (преобладание речи воспитателя;
преобладание речи детей;
равное соотношение)
• Соответствие форм и методов занятия возрастным психофизиологическим особенностям детей (учитывает ли воспитатель индивидуальные и психологические особенности детей при проведении занятия)

Психологический анализ деятельности воспитателя:
• Наличие психологической дистанции между воспитателем и детьми («над», «под», «рядом», «вместе»)
• Коммуникабельность (умение устанавливать контакт с группой и каждым ребёнком)
• Внешний облик воспитателя (поза, мимика, пантомимика, вкус и стиль в одежде и причёске)

Анализ физкультурного занятия

Соответствие задач данному возрасту

Методы и приёмы, используемые на за-нятии:
• Индивидуальный подход
• Фронтальный
• Поточный
• Подгрупповой
• Словесный
• Показ взрослого
• Показ ребёнка
• Напоминание и др.

Соответствие физ. нагрузки нормам:
• В водной
• В основной
• В заключительной

Используются ли нетрадиционные формы в занятии?

Активность выполнения ОРУ, ОД подвижных игр (%)

Осознано ли дети воспринимают материал?

Проявляют ли дети самостоятельность в по-исках новых способов действий?

Присутствуют ли на занятии соперничество и сопереживание?

Осуществляется ли работа по ознакомлению детей разным способам выполнения движений?

Была ли инициатива со стороны детей в подготовке атрибутов и пособий?

Поведение ребёнка на занятии

Как оценивает полученный результат: любуется, огорчается, смущается ошибкам, проявляет равнодушие

Формирование первоначальных учебных навыков и умений у детей

Номер материала: ДБ-1185739

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

1. Слушает воспитателя внимательно или отвлекается.

2. Выполняет задание рассеяно или сосредоточенно.

3.Особенности процесса выполнения:

— самостоятелен от начала до конца;

— работает быстро или медленно;

— выполняет его старательно или небрежно;

— успевает закончить или оставляет работу незавершенной;

— как реагирует н затруднения или неудачи:

а) пытается преодолеть, возобновляет попытки;

б) обращается к воспитателям за помощью или с вопросом;

в) не обращается, но в помощи нуждается.

4.Как оценивает полученный результат:

— любуется своей работой, удовлетворен;

— огорчается, смущается ошибками и недоделками;

Схема анализа беседы воспитателя на занятиях (развитие мыслительной деятельности)

1. Содержат ли вопросы конкретную и понятную мысль, выраженную в краткой и четкой форме.

2.Активизируют ли воспитание ребенка, способствуя усвоению нового материала и связывание его с имеющимся личным опытом

3.Стимулируют ли развитие сообразительности ребенка, критичности и самостоятельности его личности

4.Направляют ли внимание ребенка на отыскивание и название в определенной последовательности, сначала таких признаков предметов

и явлений, которые ребенок воспринимает непосредственно, а потом на восприятие и уяснение тех признаков и отношений объектов с окружающей средой, которые воспринимают опосредованно.

5. Вопросы направляют на внимание детей, на сравнительный анализ предметов, явлений.

6. Стимулируют ли на образование доступных обобщений, усвоения навыков классификации.

Схема анализа занятия

1. Поддерживается ли у детей эмоциональный настрой после чтения произведения?

2.Строят ли дети свои высказывания самостоятельно. конкретизируя обстоятельства действий?

3. Умеют ли в сказках или рассказах сопереживать взрослым?

4. Могут ли аргументировать свои выводы и оценку?

5.Наполнена ли речь педагога образными выражениями, конкретным действенным содержанием?

6.Выделяет ли педагог нужную лексику и синтаксическую структуру фраз путем практического использования их в вопросах и пояснениях

(при выборе чтения, когда сложный материал).

7. Обращает ли внимание педагог на развитие интонационной выразительности речи.

8. Применяет ли педагог элементы драматизации.

Схема анализа занятия

1. Умеют ли дети использовать различные материалы в рисовании?

2. Владеют ли различными техническими навыками?

3. Умеют ли самостоятельно выбирать материал?

4. Сможет ли ребенок перенести содержание в рисунок?

5.Проявляет ли самостоятельность в поиске творческого подхода изображения (вариант изображения)?

6. Умеет ли один и тот же предмет изображать по-разному?

7. Испытывал ли ребенок живой интерес к своему рисунку?

8. Умеет ли работать в коллективе, рядом или с группой детей?

9. Активен ли ребенок в выборе тематики?

Схема анализа занятия

1. Умеют ли дети использовать различные материалы в лепке?

2.Владеет ли ребенок приемами лепки:

3.Сможет ли ребенок передавать в лепке нужные:

4. Творчески ли относится к своей работе (имеются ли элементы фантазии)?

5. Испытывает ли интерес к своей работе?

6. Соблюдает ли последовательность в работе?

— после вторичного объяснения;

— не приступает, а ждет подсказки;

8. Умеет ли работать со схемами, зарисовками?

9. Умеет ли работать в коллективе, рядом с группой детей

Схема наблюдения

Ручной труд

1. Умеют ли дети подбирать нужный материал для своей работы?

2. Умеют ли пользоваться необходимым инструментом?

3. Как ребенок использует различный материал в своей работе?

4. Может ли ребенок самостоятельно определить материал для изготовления поделок?

5. Соблюдается ли последовательность в работе?

— после вторичного объяснения;

— не приступает, а ждет подсказки;

— не ждет, а копирует соседа.

7. Умеет работать со схемами и зарисовками?

8. С фантазией ли ребенок относится к своей работе?

Схема анализа занятия

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

источник

Дополнительный диагностический материал вос­питатель получает, наблюдая за поведением детей на занятиях. Отношения к занятиям оцениваются по се­мибалльной шкале.

1. Положительное, заинтересованное поведение, активность, включенность, сохраняется интерес после окончания занятия, преобладают радость, восторг: «+3» балла.

2. Заинтересованность и участие проявляются в доброжелательном отношении, в выполнении всех не­обходимых действий, в активности: «+2» балла.

3. Ребенок участвует в занятии, не проявляя ярких позитивных чувств, но при этом сохраняет интерес и не «выпадает», не отвлекается: «+1» балл.

4. Интереса к занятию нет, не включается, не от­вечает на вопросы, бездействует, задания не выполня­ет: «О» баллов.

5. Быстро устает, невнимателен, начинает мешать, не выполняет заданий, проявляет негативные эмоции, скуку, стремится прилечь, уйти в сторону: «-1» балл.

6. Мешает другим, рассеян, не включён, заданий не выполняет, толкается, ссорится с детьми, проявляет негативные стороны поведения: «-2» балла.

7. Занятия напрягают, сжимается в комок, смотрит исподлобья, старается уйти от общения, эпизодов вни­мания не наблюдается, тревожен, защитно-оборони­тельная позиция, неконтактен: «-3» балла.

Первые три формы поведения означают положи­тельное отношение к занятию и отличаются разной степенью интенсивности. Наблюдение за развитием положительной динамики в отношениях детей к заня­тиям очень важно для воспитателя, таким образом он получает обратную связь — знание о том, правильно ли он работает на каждом занятии. Эти знания помогут ему внести необходимые коррективы в темп, содержа­ние и другие моменты занятий.

Нулевое отношение к занятию (если оно не связа­но с недомоганием и конкретным настроением в дан­ный момент) означает неготовность к участию в разви­вающей программе (но это не значит, что ребёнка нужно исключить из группы, само участие в ней эту готовность развивает). Воспитателю следует в свобод­ное время уделить ребёнку внимание, помочь ему включиться в занятия.

Отрицательное отношение к занятиям — свиде­тельство определенных проблем в развитии личности ребёнка. При подборе детей в группу следует следить за тем, чтобы количество детей с негативной направ­ленностью не превышало число детей с позитивным отношением к занятиям. Негативистов лучше включать в уже сформированную группу со сложившимся эмо­ционально-психологическим климатом. Прийти к та­кому выводу воспитатель может на основании всех по­казателей, которые будут получены для каждого ребён­ка на этапе диагностики.

II. Метод беседы

В отличие от объективного наблюдения беседа рассмат­ривается как вспомогательный метод изучения ребенка. С помощью беседы можно выявить особенности нравствен­ных представлений, мотивы поступков и отношений детей. Она применяется для получения необходимых сведений о ре­бенке от воспитателей и родителей, а также при изучении от­дельных сторон деятельности воспитателя (мотивов, интере­сов и т. д.). Однако материал, полученный таким способом, не всегда достоверен и точен, поэтому он сопоставляется с объективными данными, приобретенными в ходе наблюдения или экспериментов. Так же, как и наблюдение, данный метод отличается кажущейся простотой и доступностью. На самом деле его применять не так легко. От того, как исследователь подготовлен к беседе, как он ее организует и как истолковы­вает ответы, во многом зависит научная достоверность по­лученного материала и воспитывающее значение этого ме­тода. В исследовании с помощью беседы сложных нравствен­ных свойств личности ребенка особенно важно учесть сле­дующие (рекомендации:

1) Необходимо заранее продумать цель, главный предмет беседы, составить план, определить участников, время и ме­сто проведения беседы. Особенно внимательно следует от­нестись к вопросам, которые будут заданы детям, воспита­телям и родителям: по форме они должны быть четкими, понятными, однозначными, но не шаблонными; не должны со­держать внушения; по содержанию — соответствовать цели и предмету исследования; по построению — логически по­следовательными, дополняющими друг друга,

2) В процессе беседы сохраняется естественность условий, создается обстановка доверия, непринужденности с целью расположить испытуемых к откровенному разговору; учиты­ваются индивидуальные особенности ребенка, соблюдаются требования педагогического такта со стороны исследователя. Для этого рекомендуется заблаговременно придумать повод для беседы (.прочитанный рассказ, конкретный жизненный случай, просмотренный фильм и т. д.).

3) Ответами детей нельзя пользоваться как заведомо до­стоверными источниками знаний, их нужно обязательно со­поставлять с объективными факторами, полученными мето­дами наблюдения и эксперимента.

Читайте также:  Сформированность у детей анализа речи

4) В случаях, когда дети обнаруживают неверные пред­ставления и суждения, необходимо исправлять ошибки и объяснять, как надо понимать то или иное событие, явле­ние.

5) Ответы испытуемых фиксируются в протоколах или опросных листах, составленных по .заранее продуманной фор­ме, с обозначением даты проведения беседы, с сохранением максимальной и точной записи ответов и особенностей пове­дения испытуемого; протоколы заполняются в зависимости от условий проведения беседы или в момент самой беседы (под каким-либо предлогам), или же сразу после нее, что­бы обеспечить естественность в отношениях исследователя и испытуемого.

Беседа может проводиться как до, так и после примене­ния других объективных методов в соответствии с общим пла­ном исследования. Обработка и оформление данных, полученных методом беседы, проводятся и при использовании метода наблюдения путем выбора наиболее типичных отве­тов, их сопоставления по содержанию (качественный анализ) и по критериям частоты повторений характерных факторов, времени, затраченному испытуемым на продумывание отве­тов, и т. д. (количественный анализ).

При изучении уровня развития детских представлений о каком-либо правиле поведения применяется балльная систе­ма оценок полученных ответов, позволяющая сопоставить уровни разных детей или уровень одного и того же ребенка в начале исследования и в конце, после проведенной с ним работы

Результаты беседы (для всей группы испытуемых) зано­сятся в таблицу 4.

Фамилия, имя ребенка Дата беседы Содержание ответов Поведение испытуемого примечание
1-й вопрос 2-й вопрос 3-й вопрос 4-й вопрос

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

источник

Соответствие программного содержания возрасту ребенка.

Наличие элементов нового, обеспечивающих некоторые усилия и
напряжение мысли ребенка.

Воспитательное воздействие программного материала.

Выполняются ли гигиенические требования

Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования).

Необходимость, разнообразие, качество наглядных пособий.

Разнообразие методов и приемов, их взаимосвязь

Приемы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются или нет).

Приемы обеспечения
эмоциональности, интереса детей.

Приемы активизации
самостоятельного мышления детей.

Приемы подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания.

Доступность, логичность,
эмоциональность и
красочность речи воспитателя.

Индивидуальная работа с детьми.

Поведение детей в
процессе работы.

Оценка работы (воспитателями, детьми).

Качество анализа работ
детьми и воспитателем.

Карточка анализа формирования
первоначальных учебных навыков и умений

у детей старшего дошкольного возраста

Умение слышать и принимать учебное задание.

Умение слышать объяснение воспитателя.

Умение выполнять задание по плану
воспитателя или по собственному плану.

Реакция на оценку воспитателя по ходу выполнения задания или в
конце его.

Умение слышать ответы
товарищей.

Умение излагать свои мысли понятно для окружающих.

Умение адекватно оценивать собственную деятельность и ее результат.

Степень осознания ребенком учебной задачи (Что должен был сделать? Чему научиться? Чему научился?)

В чем проявлялось развитие познавательной самостоятельности детей?

Карточка анализа занятия
(поведение ребенка на занятии)

Слушает воспитателя внимательно или отвлекается.

Выполняет задание рассеянно или
сосредоточенно.

2. Особенности процесса выполнения

Самостоятелен от начала до конца.

Работает быстро или медленно.

Выполняет его старательно или небрежно.

Успевает закончить или
оставляет работу незавершенной.

Как реагирует на
затруднения или неудачи:

пытается преодолеть,
возобновляет попытки;

обращается к
воспитателям за помощью
или с вопросом;

не обращается, но в
помощи нуждается.

3. Как оценивает полученный результат

Любуется своей работой,
удовлетворен.

Огорчается, смущается
ошибками и недоделками.

Карточка анализа сенсорного развития детей

Как дети владеют обследовательскими действиями при выполнении разных заданий?

Содержание и обобщенность сенсорных представлений, которыми владеют дети.

Как отражается в речи сенсорный опыт (название обследовательских действий, названия качеств и свойств предметов, понимание указаний взрослого)?

Как понимает и принимает ребенок задачу (собрать башенку, учитывая
убывающую величину)?

Как ребенок начал выполнять задание: оценивает ли зрительную
величину колец и сразу выбирает по убывающей; раскладывает ли кольца в порядке убывания величины, сравнивает ли их путем накладывания, сравнивает ли их попарно, нанизывает ли кольца
беспорядочно?

Какие речевые реакции сопровождали деятельность?

Карточка анализа организации
коллективного труда

Обязанности распределяются детьми или воспитателем?

Учитывается ли трудоемкость разных работ, с тем чтобы дети в одно и то же время
закончили работу?

Организуется ли труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех операциях труда?

Продумана ли расстановка детей?

Учитываются ли индивидуальные
особенности детей, их
желания?

Обсуждается ли с детьми
организация совместного
труда?

Дается ли детям мотивировка
необходимости выполнения работы?

Перечисляется ли воспитателем весь объем предстоящего труда?

Вводятся ли правила,
регулирующие взаимоотношения?

Решаются ли правильно
возникшие споры?

Характер взаимодействия
педагога (подчеркнуть:
контроль, напоминание,
обсуждение).

Карточка анализа руководства играми детей

Правильно ли воспитатель
понимает свою роль в
руководстве игрой?

Насколько полно использует игру в целях всестороннего развития
детей?

Как учитывается воспитателем уровень развития игровой деятельности?

Полно ли раскрыты в содержании игры те или иные события или явления, каков характер ролевых и товарищеских отношений между детьми, доиграли ли дети до конца?

Достаточно ли воспитатель
обогащает детей знаниями о том явлении, которое они отражают в игре? (Беседы с детьми.)

Оправдано ли педагогически внесение в игру той или иной игрушки, правильно ли она вносится?

Обсуждается ли с детьми прошедшая игра? Формируется ли у них
оценочное отношение не только к выполнению ролей, но и ко всей игре в целом?

Достаточно ли хорошо оснащена игра
необходимым игровым материалом?

Доступен ли игровой материал для использования его детьми?

Карточка анализа вопросов, задаваемых воспитателем на занятии по развитию мыслительной деятельности детей

(В выбранной графе оценок напротив каждого вопроса
надо поставить какой-либо знак, например, крестик (+)).

Критерии анализа вопросов воспитателя

Содержат ли вопросы конкретную и понятную
мысль, выраженную в
краткой и четкой форме?

Активизируют ли восприятие ребенка, способствуя лучшему усвоению нового материала и связыванию его с имеющимся личным опытом?

Стимулируют ли развитие
сообразительности ребенка, критичности и самостоятельности его мысли?

Направляют ли внимание
ребенка на отыскивание и
называние в определенной
последовательности
сначала таких признаков
предмета или явления,
которые ребенок воспринимает непосредственно, а потом на восприятие и уяснение тех признаков и отношений объектов с окружающей средой, которые ребенок воспринимает опосредованно?

Направляют ли внимание
детей на сравнительный
анализ предметов и явлений?

Стимулируют ли образование доступных обобщений, усвоение навыков классификации?

Фамилия, инициалы ________________________________________________________

Дата _______________________Предмет _______________________________________

1. Получение информации о запросах ребенка и его продвижении в обучении

  1. ОЦЕНИВАНИЕ ПРОДВИЖЕНИЯ ВОСПИТАННИКА НА ЗАНЯТИИ:

А) контролируются отдельные слабые \ сильные воспитанники

Б) требуется ответ от конкретных воспитанников для оценивания

В) воспитанники побуждаются оценивать свою собственную работу

Г) ищутся причины трудностей и непонимания в работе каждого ребенка

2. Способы организации педагогических воздействий воспитателя на ребенка

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМЛЕМОГО ВЕРБАЛЬНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ:

А) дикция способствует пониманию речи воспитателя

Б) подача материала (объем \ скорость) нормальная

Г) произношение правильное

3. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВЛАДЕНИЯ ПРОГРАММОЙ

А) демонстрация материала (информация) точна, своевременна

Б) комментарии и реакции на вопросы детей точны, адекватны

В) содержание материала предъявляется в логической последовательности

Г) предоставляется возможность для разных уровней усвоения материала

3. Организация времени занятия, предметно –развивающей среды

4. УДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПРОГРАММНЫМ ЗАДАЧАМ

А) привлекается внимание детей перед объяснением материала

Б) используется игровая ситуация, сюрпризный момент

В) дидактические пособия и средства обучения доступны для детей

Г) эффективность работы группы стимулируется эмоционально

5. СОЗДАНИЕ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ, БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИХ ОБУЧЕНИЮ:

А) групповая комната приведена в порядок, чиста

Б) познавательная активность совместима с окружающими условиями

В) дидактический материал соответствует программным задачам

Г) пособия расположены упорядоченно с учетом возрастных особенностей

4. Общение, взаимодействие воспитателя с детьми

  1. ОБЪЯСНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С СОДЕРЖАНИЕМ ЗАНЯТИЯ

А) объяснения содержания ясны и даются с использованием подходящих слов и терминов

Б) общение адекватно, ошибок в общении мало

В) используемые игровые моменты оптимизируют усвоение материала

Г) основные наиболее трудные моменты материала выделены

  1. РАЗЪЯСНЕНИЯ ПРИ НЕПОНИМАНИИ МАТЕРИАЛА ДЕТЬМИ

А) определение областей непонимания материала и повторное объяснение

Б) стремление к устранению непонимания материала

В) использование различных слов, примеров

Г) разъяснения даются с учетом актуального уровня развития ребенка

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕАКЦИИ, ВОПРОСОВ ДЕТЕЙ ПРИ ИЗЛОЖЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ МАТЕРИАЛА ВОСПИТАТЕЛЕМ:

А) пояснения (вопросы: примеры) запрашиваются у воспитанников

Б) выясняются воспитанники, желающие дать пояснения

В) реакции и идеи детей принимаются с благодарностью

Г) идеи детей используются на занятии

  1. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ДЕТЯМ ОБ ИХ ПРОГРЕССЕ:

А) вербальная похвала относительно результатов деятельности детей

Б) невербальное поощрение успехов воспитанников

В) особая обратная связь предоставляется воспитанникам при неадекватном выполнении работы

Г) воспитанникам предоставляются предложения по улучшению выполнения работы

5. Демонстрация воспитателем соответствующих методов обучения

  1. ПРИЕМЛЕМОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ:

А) каждый метод обучения соответствует программным задачам занятия

Б) один из методов используется приемлемо

В) два и больше методов используются приемлемо

Г) каждый метод используется приемлемо

А) материал занятия соответствует возрастным особенностям детей

Б) все воспитанники имеют возможность для реализации познавательных потребностей

В) соответствующее время отводится для достижения программных целей

Г) воспитатель использует индивидуальный подход к каждому

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ:

А) средства обучения соответствуют возрастным особенностям детей

Б) средства обучения используются с учетом личностных особенностей

В) дидактические материалы соответствуют возрастным особенностям детей

Г) используемые дидактические материалы способствуют активизации познавательной активности воспитанников

  1. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АКТИВНОСТИ В ЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:

А) занятие начинается со стимулирующего введения

Б) устанавливается необходимая связь с пройденным материалом

В) используются игровые моменты

Г) занятие имеет логическое окончание

6. Поддержка творческой атмосферы на занятии

А) энтузиазм передается посредством зрительного контакта, мимики

Б) энтузиазм передается посредством голосовых интонаций и модуляций

В) энтузиазм передается энергичной позой

Г) энтузиазм передается жестами

  1. СТИМУЛЯЦИЯ ИНТЕРЕСА ВОСПИТАННИКОВ:

А) формулируется важность темы занятия

Б) используются игровой, сюрпризный момент

В) интерес стимулируется с помощью юмора

Г) занятие персонализируется с помощью использования опыта детей

  1. ДЕМОНСТРАЦИЯ ТЕПЛОТЫ И ДРУЖЕЛЮБИЯ:

Б) имена детей используются в теплой, дружеской манере

В) теплота, дружелюбие демонстрируется посредством юмора, улыбок

Г) используется тактильный контакт с воспитанниками

  1. ПОМОЩЬ ДЕТЯМ В ВЫРАБОТКЕ ПОЗИТИВНОЙ САМООЦЕНКИ

А) речь воспитателя свободна от сарказма и насмешек

Б) воспитатель относится с пониманием к любым высказываниям ребенка

В) персонализированное поощрение за хорошую работу

Г) персонализированное одобрение, поддержка при столкновении с трудностями в работе

7. Поддержка воспитателем на занятии приемлемого поведения воспитанников

18.ПОДДЕРЖАНИЕ ВКЛЮЧЕННОСТИ ДЕТЕЙ В ЗАНЯТИЕ:

А) варьирование стимуляции путем изменения голоса, жестов воспитателя

Б) поиск активного включения в работу пассивных учащихся

В) поощрение участия воспитанников в работе

Г) плотность занятия соответствует программному содержанию

  1. РУКОВОДСТВО ДЕТЬМИ, НЕ ВКЛЮЧЕННЫМИ В ЗАНЯТИЕ:

А) использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения этих воспитанников в работу на занятии

Б) использование вербальных средств

В) использование средств поддержки внимания и заинтересованности

  1. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА НАРУШЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

А) управление поведением всей группы детей на занятии

Б) дети редко нарушают течение занятия

В) нарушители сталкиваются с быстрой реакцией воспитателя

Г) детям предоставляется вербальная / невербальная связь относительно неприемлемого поведения

КЛЮЧ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СПОСОБНОСТЯМИ

Наименование педагогических способностей

Номера индикаторов каждой педагогической способности

Полное количество индикаторов по каждой способности

Минимально необходимое количество индикаторов по каждой способности

1. Получение информации о запросах ребенка и его продвижении в обучении

2. Организация времени занятия, предметно –развивающей среды

3. Организация времени занятия, предметно –развивающей среды

4. Общение, взаимодействие воспитателя с детьми

источник

Организация и проведение занятия

Вопросы для изучения Да нет Частично Другое
1. Характеристика программного содержания:
• Соответствие задач программе группы
• Соответствие уровню развития детей данной группы
• Объём программного содержания
• Конкретность формулировок программного содержания
2. Характеристика деятельности воспитателя:
• Выделение приёмов, используемых для решения поставленных задач
• Соответствие приёмов возрасту детей, требованиям методики данной программы
• Правильность, точность применения этих приёмов
3. Характеристика деятельности детей:
• Освоение детьми программного содержания по задачам
• Особенности поведения детей на занятии (активность, внимание, интерес, отношение к занятию)
• Учебные навыки детей
4. Характеристика условий проведения занятия:
• Соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий
• Соответствие требованиям материально-технических условий
• Соответствие требованиям функционально-педагогических условий

Психологический анализ занятия

Вопросы для изучения Да Нет Частично Другое
1. Психологический анализ учебной деятельности детей:
• Активная позиция детей на занятии
• Позитивное отношение детей к воспитателю
• Преобладающее на занятии самочувствие детей
2. Психологическая оценка занятия:
• Уровень организации занятия (психологический настрой на занятие, использование игровых организационных моментов)
• Соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем на занятиях (преобладание речи воспитателя;
преобладание речи детей;
равное соотношение)
• Соответствие форм и методов занятия возрастным психофизиологическим особенностям детей (учитывает ли воспитатель индивидуальные и психологические особенности детей при проведении занятия)
3. Психологический анализ деятельности воспитателя:
• Наличие психологической дистанции между воспитателем и детьми («над», «под», «рядом», «вместе»)
• Коммуникабельность (умение устанавливать контакт с группой и каждым ребёнком)
• Внешний облик воспитателя (поза, мимика, пантомимика, вкус и стиль в одежде и причёске)

Анализ физкультурного занятия

Вопросы для изучения Да Нет Частично Другое
1. Выполнялись ли гигиенические требования к организации всего занятия (помещение, одежда, оборудование)
2. Полнота осуществления задач:
• Оздоровительных
• Воспитательных
• образовательных
3. Соответствие задач данному возрасту
4. Методы и приёмы, используемые на за-нятии:
• Индивидуальный подход
• Фронтальный
• Поточный
• Подгрупповой
• Словесный
• Показ взрослого
• Показ ребёнка
• Напоминание и др.
5. Соответствие физ. нагрузки нормам:
• В водной
• В основной
• В заключительной
6. Моторная плотность
7. Общая плотность
8. Используются ли нетрадиционные формы в занятии?
9. Активность выполнения ОРУ, ОД подвижных игр (%)
10. Осознано ли дети воспринимают материал?
11. Проявляют ли дети самостоятельность в по-исках новых способов действий?
12. Присутствуют ли на занятии соперничество и сопереживание?
13. Осуществляется ли работа по ознакомлению детей разным способам выполнения движений?
14. Была ли инициатива со стороны детей в подготовке атрибутов и пособий?
Читайте также:  Симптомы пиелонефрита у детей по анализам

Поведение ребёнка на занятии

Вопросы для изучения Да Нет Частично Другое
1. Слушает воспитателя внимательно или отвлекается
2. Выполняет задание рассеяно или сосредоточено
3. Самостоятелен от начала до конца
4. Подражает соседу
5. Работает быстро или медленно
6. Успевает закончить или оставляет работу незавершённой
7. Как реагирует на затруднения или неудачи: пытается преодолеть, возобновляет попытки, обращается к воспитателю за помощью
8. Как оценивает полученный результат: любуется, огорчается, смущается ошибкам, проявляет равнодушие
Вопросы для изучения Да Нет Частично Другое
1. Соответствие программного содержания возрасту ребёнка
2. Наличие нового материала, обеспечивающих некоторые усилия и напряжение мысли.
3. Выполнение гигиенических требований
4. Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)
5. Разнообразие методов и приёмов, их взаимосвязь и обоснованность
6. Приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются или нет).
7. Приёмы активизации самостоятельного мышления детей.
8. Доступность, логичность, эмоциональность и красочность речи воспитателя.
9. Индивидуальная работа с детьми.
10. Поведение детей в процессе работы.
11. Оценка работы воспитателями, детьми.

Формирование первоначальных учебных навыков и умений у детей

источник

Общая оценка работы класса (учителя и проводящего анализ) – «хорошо»

(некоторые учащиеся недостаточно активно работали или были незадействованы в работе).

Интерес к предмету – средний, но близкий к высокому.

Активность класса – достаточно высокая.

Особенно высокая работоспособность учащихся отмечалась на этапе усвоения новых знаний.

Все учащиеся выполняли единые требования учителя, который старался работать как со слабыми, так и с сильными учениками, сочетать фронтальную и индивидуальную формы работы.

Дисциплинированность класса – высокая: все, за исключением отдельных учащихся, активно участвовали в обсуждении темы урока, не отвлекаясь на посторонние дела. Учителю не приходилось повышать голос. Поддержанию хорошей, почти отличной дисциплины в классе на уроках литературы способствуют харизматичность личности учителя и уместное применение им юмора.

Качество знаний, умений и навыков.

Степень владения практическими навыками по предмету в классе довольно высокая, соответствует уровню 11 гуманитарного класса. Виды проверки знаний, умений и навыков на анализируемом уроке: диалог (вопросно-ответная форма), постановка проблемных вопросов, а также вопросов и заданий на сопоставление и обобщение.

Анализ домашнего задания.

Домашнее задание прокомментировано учителем, носит предваряющий характер (следующая тема – «Основные особенности творчества Бунина»), полностью соответствует уровню знаний, умений и навыков 11 класса. Рекомендации учителю: можно давать индивидуальные задания некоторым учащимся класса.

Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

Классная доска пригодна для работы мелом, для закрепления наглядности.

Мебель соответствует возрасту учащихся.

Классное помещение чистое, светлое, уровень освещённости достаточный. Класс регулярно проветривается.

Размещение учащимся в классе соответствует особенностям их здоровья. Учитель делает замечания тем школьникам, которые не следят за своей осанкой.

Физкультминутки в 11 классе не предусмотрены.

Психологический анализ урока(анализ развивающего компонента урока)

Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе него.

Все учащиеся были готовы к уроку, рабочее настроение – отличное, уровень утомления – небольшой (3-й урок), наблюдался эмоциональный отклик на происходящее на занятии.

Психологическое состояние учителя перед началом урока и в ходе него. Поведение учителя на уроке.

Учитель был хорошо подготовлен к уроку, отлично владел учебным материалом, держался уверенно, просто, поддерживая теплую атмосферу на уроке улыбкой и уместной шуткой. Был внимателен ко всем и тактичен, в отношении коррекции ошибок проявил себя демократично. Игорь Евгеньевич говорил спокойным тоном, выразительно, его речь была стилистически правильна, голос приятен для слуха. Учитель не повышал голос и не прибегал к неприятной интонации. Это всё создавало ситуацию непринуждённого общения. Урок проходил без неоправданных пауз, переход от этапа к этапу был плавным и оправданным. Психологическое состояние учителя перед уроком и в ходе него соответствовало психологическим целям, не менялось в течение урока.

Учителю удалось завладеть вниманием учащихся на целый урок. Ученики внимательно следили за ходом урока: смотрели на учителя и на доску, записывали основные мысли, вовремя давали ответы, понимая суть вопроса. Случаев отвлечения внимания не было, за исключением одной ученицы, которая очень модно оделась и хотела, чтобы на неё посмотрели остальные. Для привлечения внимания учитель использовал вопросно-ответный метод (задавал проблемные вопросы), при необходимости – паузу-молчание; контролировал деятельность учащихся взглядом (наблюдение за учащимися), действиями (перемещался по классу); делал акцент на том, что нужно исправить ошибки других; изменял виды деятельности учащихся: проблемный вопрос, эвристическая беседа по тексту, запись схемы и основных мыслей в тетради. Игорь Евгеньевич в ходе урока постоянно выделял голосом основные мысли, читая текст, и записывал их на доске. Таким образом, предпочтение на уроке отдавалось произвольному и послепроизвольному вниманию. Для развития непроизвольного внимания учителем использованы яркость, образность, эмоциональность речи, богатое интонирование; обращение к потребностям и интересам учащихся; использование внешних особенностей учебного материала (новизна, необычность структуры). Устойчивость внимания от первого до последнего этапа сохранялась. Сам учитель старался распределять своё внимание между несколькими объектами, т. е. учениками, держать в поле зрения весь класс. Внимательность учителя ко всем ученикам была одинаковой. На уроке преобладало положительное вербальное внимание учителя.

Организация урока способствовала развитию всех видов памяти: механической, смысловой, произвольной, непроизвольной, зрительной, слуховой (выделение основных смысловых отрезков текста, сопоставление их с ранее прочитанными произведениями; запись основных мыслей в виде схемы (списывание с доски) и в виде тезисов в тетрадь; выделение и запоминание главного из речи учителя и др.. Учителем были использованы приёмы эффективной организации основных процессов памяти: восприятие (речи учителя и текста), запоминание (произвольное – в ходе урока дан алгоритм – и непроизвольное), сохранение и воспроизведение информации (запись главного в тетради и зачитывание по просьбе учителя). Материал на уроке был сгруппирован в схемы по смыслу согласно плану учителя. Важные факты записывались или особо проговаривались, т. к. учитель знает, что лучше всего использовать на уроке наглядно-образные или словесно-логические средства запоминания. Игорь Евгеньевич проводил параллели чеховского рассказа с другими произведениями русской классической литературы для формирования устойчивого ассоциативного представления (проведение ассоциативных параллелей – тоже одно из средств развития произвольной памяти).

Для развития мышления учащихся учителем были созданы проблемные ситуации, использован приём постановки проблемных вопросов, а также задания, формирующие параметры мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование (детальный предельно подробный анализ произведения, конкретизация отдельных фактов, синтез и обобщение сделанных выводов, сравнение и сопоставление рассказа с другими произведениями русской литературы, абстрагирование от образов и тематики рассказа и перенесение основной проблемы на современность). Были созданы условия для развития творческого мышления: поставлен вопрос: что бы делали вы, если бы вам назначили свидание на кладбище в 23.00? Ответы на этот вопрос и другие (проблемные) вопросы показали, что творческое мышление у детей развито в значительной степени. Для развития логического мышления учитель предлагал помочь ему составить схему взаимоотношений героев, включив в неё основные цитаты из текста (схема предполагала выявить причины, основные этапы, рассмотреть следствия).

Воображение.

Для развития воображения на уроке также были использованы вопросы типа что бы делали вы, если бы вам назначили свидание на кладбище в 23.00? , как бы поступили вы на месте героя? а также задания, предлагающие перенести проблематику рассказа на почву современности. Ответы учащихся показали, что произвольное воображение у них развито в значительной степени. Однако воспроизводящая деятельность учащихся на уроке преобладала над творческой, что можно объяснить целями и общей установкой учителя.

Большое значение учитель придавал не только принципу количества (количественному восприятию), но и принципу качества (качественному восприятию материала). Можно отметить необходимый баланс, оптимальное соотношение качества и количества учебного материала на уроке. Для того чтобы больше успеть объяснить учащимся по количеству, учитель предельно рационально использовал урочное время, а для улучшения качества восприятия материала выделял голосом основные факты, для наглядности чертил на доске схемы и выписывал тезисы. С целью повышения уровня качественного восприятия материала учителем была использована также и вопросно-ответная форма изложения. Игорь Евгеньевич постоянно стремился к тому, чтобы восприятие учащимися материала на уроке было осмысленным.

Учитель был умеренно эмоционален на уроке, умело использовал улыбку и шутку, когда это было уместно, умел вовремя пресечь слишком громкий и не совсем оправданный смех учащихся, вызванный некоторыми выводами по рассказу. В некоторых случаях эмоции учеников были использованы учителем для привлечения внимания.

источник

Анализ занятий в детском саду должен проводиться регулярно. Если же речь идёт об открытом занятии, то разбор является обязательным условием проведения показательного урока. Ведь именно эта форма взаимодействия педагога и воспитанников позволяет взглянуть на образовательный процесс изнутри, а значит оценить не только конечный результат: знания, умения и навыки детей, но способы, которыми педагог их достигает. При этом проведение анализа требует также учёта определённых методических тонкостей.

Открытое занятие в детском саду проводится с целью продемонстрировать педагогическое мастерство воспитателя в работе с детьми. В частности, показать разнообразные приёмы, используемые для реализации поставленных образовательных задач. С другой стороны, показательные уроки позволяют увидеть прогресс в развитии, обучении и воспитании малышей. Для того чтобы соотнести эти задачи проводится анализ открытого занятия. Кроме того, разбор открытого занятия позволяет достичь ещё целого ряда целей.

    Оценить уровень подготовки урока. Как театр начинается с вешалки, так и подготовка показательного занятия начинается с выбора подходящего оборудования и материалов. Важно понимать, что если на уроке предполагается раскрашивание шаблона и одному-двум малышам этих картинок не хватит, всё впечатление от занятия, насколько бы методически разнообразным оно ни было, будет потеряно.

Каждый этап урока, особенно игровой, должен сопровождаться подходящим оборудованием, тогда занятие будет ярким, запоминающимся

Словесные, наглядные, игровые и творческие приёмы должны грамотно сочетаться

Каждое занятие в детском саду, согласно указаниям Федерального государственного образовательного стандарта, подвергается самоанализу. Однако если обычно такой разбор проводится педагогом в свободной форме и сводит все анализируемые позиции к оценке «получилось — не получилось», то открытое занятие рассматривается детально.

Кроме того, открытое занятие подразумевает присутствие гостей: методистов детского сада, коллег, представителей городского и/или регионального методического объединения работников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), а также родителей. В связи с этим анализ показательного урока проводится присутствующими на нём педагогами:

  • коллегами — для обмена опытом;
  • учителями курирующих школ — для оценки готовности детей к школе;
  • начальством — для оценки качества работы воспитателя.

Это интересно. В последние годы методисты отстаивают мнение, что на открытые занятия необходимо приглашать мам и пап, чтобы они могли увидеть своего ребёнка в рабочем процессе, во взаимодействии с педагогом и со сверстниками. А также такие визиты позволят привлечь семью в образовательный процесс.

Итак, анализ открытого занятия может быть двух видов в зависимости от того, кто его делает:

  • самоанализ;
  • анализ присутствующими (в том числе и групповой разбор).

Безусловно, алгоритм двух видов разбора будет немного отличаться. Если говорить в целом, то самоанализ будет более субъективным, ведь не зря же бытует мнение, что хороший урок для педагога — это родной ребёнок, которого и ругать-то жалко.

Самоанализ — это своеобразный жанр разбора, который отличается субъективным подходом

Разбор занятия автором призван:

  • обозначить успешные этапы;
  • соотнести полученные результаты с тем, что планировалось достичь;
  • оценить настрой детей (эта позиция очень важна, так как для малышей работа на публику непривычна, а, значит, могли возникнуть эмоциональные блоки).

Эмоциональный фон — один из самых важных параметров оценки, ведь от него зависит продуктивность работы и детей, и воспитателя

  1. Указываем возраст детей и их количество на занятии.
  2. Обозначаем тему, цели и задачи.
  3. Описываем структуру занятия.
  4. Детально рассматриваем использованные приёмы (с указанием материалов и оборудования для каждого).
  5. Даём оценку уровня организации и эффективности выбранного содержания и формы (логичность, темп занятия, темп речи педагога, эмоциональность, уровень самостоятельности и активности детей).
  6. Перечисляем недостатки, указываем пути их разрешения.

Самоанализ проводится по определённой схеме

Даже при наличии алгоритма анализа на практике некоторые разборы более эмоциональны, субъективны, что зачастую выражается в отсутствии недостатков.

Самоанализ комплексного занятия в средней группе «Путешествие в тридесятое царство к Ивану Царевичу»

Занятие проводила с детьми средней группы, присутствовало 16 детей. У детей данной группы сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя.

Тема занятия: «Путешествие в тридесятое царство к Ивану царевичу». Это занятие комплексное, оно сочетает в себе образовательные области: познание, социализацию, труд, коммуникацию, художественную литературу, физическую культуру, художественное творчество и музыку. Разрабатывая данный конспект занятия, я прежде всего учитывала возрастные, психические, индивидуальные особенности детей средней группы Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.

Цель занятия обозначена как активизация умственных способностей детей, логического мышления, творческих способностей детей.

Мною были поставлены следующие задачи: образовательные — учить творчески и инициативно подходить к решению проблемных задач, учить подбирать образные и противоположные по значению слова; развивающие — развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, речь, воображение, продолжать развивать представления о геометрических фигурах, закреплять умение детей рисовать нетрадиционным способами (ватными палочками, оттиск пробкой); воспитательные — воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помогать другим в ходе совместного обсуждения.

Читайте также:  Сифилис анализ у детей до года

В занятие внесла игровую мотивацию: путешествие в сказку.

На занятии обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Путешествия в автобусе, дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

В ходе занятия я использовала наглядные, словесные и практические приёмы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи и художественно-эстетического восприятия. На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу.

Тип занятия — комплексный. Что способствует решению поставленных задач в комплексе.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом дельности. Дети динамично переключались со словесных игр на игры с предметами и рисования.

Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал, ИКТ. Наглядный материал соответствовал теме и цели занятия.

На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей.

На занятии использовались следующие методы: словесные (были использованы неоднократно) при создании игровой мотивации, решение проблемных ситуаций, диалог с Иваном-Царевичем; наглядные методы использовались на протяжении всего занятия в моментах рассматривания волшебной карты, геометрических фигур, образцов для рисования; практические методы — выполнение творческого задания (рисование перьев для Жар-птицы).

Метод контроля и стимулирования в виде одобрения и похвалы.

Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных.

Длительность занятия 20 мин, что соответствует нормам Сан ПИНа.

Анализируя проведённое занятие, можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.

Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведённого на выполнения задания.

Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Однако дети работали в своём темпе, творческое задание выполнили чуть позднее не из-за медлительности, а в силу своих индивидуальных возможностей. Хотя это не свидетельствует о том, что навыков и знаний у них меньше.

Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия и в практической части занятия,

По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, и они хотели бы поучаствовать в продолжении.

Горюнова Т.В., воспитатель МКДОУ №5 «Алёнушка» с. Хороль, Приморский край

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/05/22/samoanaliz-zanyatiya

Самоанализ требует детального рассмотрения каждого из использованных приёмов в рамках того или иного метода на конкретном этапе занятия.

Презентуя самоанализ, не стоит забывать об оценке использования приёмов индивидуализации заданий

Самоанализ занятия по развитию речи в старшей группе «Сказка в гости к нам приходит»

На занятии «Сказка в гости к нам приходит» были поставлены следующие цели: развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить подбирать слова-антонимы, определяющие героев; поддерживать интерес к сказкам, способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура», «Музыка».

Предварительная работа: чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение пословиц, игры драматизации по сказкам.

Непосредственно-образовательная деятельность (далее по тексту НОД) проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет.

Непосредственно образовательная деятельность состояла из трёх взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непосредственно-образовательной деятельности направлена на решение определённых задач и предлагает выбор методов и приёмов.

Вводная часть организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе НОД был применён проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено отправиться в сказочную страну.

Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.

В ходе всего НОД создавала проблемные ситуации, спасение героев сказок от Змея Горыныча.

В заключительной части НОД использовала также игровую проблемную ситуацию — возвращение в группу с помощью счёта на ковре самолёте, были сюрпризные моменты, это персонажи из сказок (Баба-Яга и Золушка), памятные сувениры (книги). Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.

Для реализации каждой задачи я подобрала приёмы, которые помогли их решить. Приёмы были основаны на игровых ситуациях, в которых я старалась закреплять знания детей о сказках.

В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление — всё это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и познавательному развитию детей.

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности.

Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

Деятельность на НОД характеризуется как совместная, индивидуальная.

На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую.

Были использованы следующие методы: словесные (вопросы к детям, уточнение, поощрение, подбор слов-антонимов); наглядно-демонстрационный (изображение персонажей сказок, предметов, с которыми они ассоциируются); практические (пальчиковая гимнастика «Любимые сказки», пазлы героев сказок, физкультминутка по сказке, раскладывание зёрнышек, психогимнастика «Колобок»), игровые (путешествие в сказочную страну, помощь героям сказок), а также методы контроля (анализ выполненных заданий), оценены результаты деятельности с помощью памятных сувениров (книг).

Методы включают в себя систему приёмов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приёмы (пояснения, указания, показ, команды, игровой приём, художественное слово, поощрение, помощь ребёнку, анализ, вводная беседа) направлены на оптимизацию индивидуального развития каждого ребёнка.

Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. НОД своей цели достигло.

Акинина Н.А., воспитатель МБДОУ №1 «Тополёк», с. Самарское, Азовский район, Ростовская область

https://multiurok.ru/files/samoanaliz-otkrytogho-zaniatiia-po-fgos-2016gh.html

Для оценки практической пользы проведённого показательного занятия, методической подкованности педагога используется план, который структурно напоминает самоанализ.

Это интересно. План анализа присутствующими открытого занятия не отличается от разбора обычного урока.

Этап Суть
Оцениваем готовность детей к занятию. Обращаем внимание на то, как педагог объяснил детям присутствие посторонних на занятии, далее — на мотивацию последующей работы.
Анализируем соответствие фактического содержания занятия поставленной цели. Необходимо проанализировать соответствие фактического содержания занятия (объём предложенного детям материала, его характер, употребление игр и упражнений) поставленной цели.
Определяем эффективность организации детей. В соответствии с целью занятия следует определить эффективность организации детей на нём: выбор методов и приёмов обучения, с точки зрения пригодности для реализации цели занятия, результативность способов стимулирования познавательной активности детей, оптимальность темпа речи воспитателя и темпа работы детей, способы привлечения концентрации внимания детей, использование приёмов, препятствующих утомлению, уровень сформированности организационных умений и навыков.
Анализируем ход занятия. Оценка уместности распределения времени на разные виды деятельности, смены разных видов деятельности как по содержанию, так и по форме восприятия.
Оцениваем структуру занятия и подаём качественную характеристику его отдельных элементов. Необходимо проанализировать соответствие выбранной структуры занятия относительно цели, а также мотивацию и последовательность каждого этапа занятия, логическую связь между ними. Следует оценивать мотивированный микроклимат занятия.
Анализируем употребляемые приёмы формирования оценочно-контрольных действий. Важно проанализировать стимулирует ли педагог детей к контролю и оцениванию речевой деятельности, создаёт ли ситуации взаимоконтроля.
Осуществляем общее оценивание занятия. Необходимо обобщить предыдущие выводы и осуществить оценивание занятия.
http://www.maam.ru/detskijsad/analiz-zanjatija-vo-vremja-provedenija-otkrytogo-zanjatija-analiz-zanjatija-analiz-otkrytogo-zanjatija.html

Таблица: пример анализа занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

Автор — Орлова Е.Е., старший воспитатель МБОУ «Вещевская ООШ», пос. Вещево, Ленинградская область.

Общие сведения Возраст детей: 6–7 лет
Воспитатель: *******
Образовательная область: «Речевое развитие»
Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
Цель занятия: формировать у детей умение связно, последовательно, выразительно передавать литературный текст без помощи вопросов педагога.
Цель занятия направлена на решение следующих задач:
  • образовательных — закреплять умение детей внимательно слушать литературный текст, отвечать на вопросы по содержанию текста, закреплять умение придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные) и действий (глаголы), упражнять в умении громко и чётко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением.
  • развивающих — развивать интерес к речевым занятиям, развивать память, внимание, мышление.
  • воспитательных — воспитывать культуру поведения, дружелюбие, уважение друг к другу.

Цель реализована в течение достаточного количества времени (35 минут), дети к решению данной цели подготовлены на предыдущих занятиях, цель соответствует возможностям и способностям детей.
Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии реализуется через обращение к опыту детей в других образовательных областях (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие).
Занятие соответствует: общим воспитательным и развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям; комплексно-тематическому принципу (тема данного занятия выбрана в контексте общей темы «Осень»).
В ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие.

Наблюдение за ходом занятия Цели и задачи предстоящей деятельности были раскрыты перед воспитанниками достаточно убедительно, чётко и эмоционально.
Работа проходила содержательно, интересно и организованно. Все дети были заинтересованы в овладении умением полно и близко к тексту пересказать прослушанное произведение.
В ходе занятия воспитанники приобрели начальные знания разбиения текста на части (данное умение было сформировано с помощью последовательных тематических картинок), были закреплены умения различить единственное и множественное число, умение изменять слова с помощью окончаний и подбора окончаний в соответствии с родом и числом слов.
В ходе занятия воспитанники показали умение контролировать свои ответы и ответы других детей, помогать друг другу при затруднениях с ответами. Дети продемонстрировали концентрацию внимания при прослушивании рассказа и довольно близкий к тексту пересказ. Использованные методы и приёмы В ходе занятия были использованы следующие методы и приёмы: сосредоточения и привлечения внимания; активизации речи и познавательной активности; активизации самостоятельности мышления; использование детского опыта; развитие творческих способностей; самоконтроль и взаимоконтроль.
В ходе занятия была использована смена видов деятельности, соблюдена логика и обоснованность перехода от одного вида деятельности к другому.
Вопросы педагога носили развивающий характер.
На занятии использовались такие ТСО, как проектор с экраном. В ходе занятия была использована презентация, с помощью которой были визуализированы основные этапы занятия. Анализ деятельности воспитателя В ходе наблюдения за деятельностью воспитателя при проведении занятия выявлено следующее: с самого начала воспитатель привлёк внимание детей к теме занятия и удерживал внимание детей на протяжении всего времени образовательной деятельности; речь воспитателя была ясной и эмоционально окрашенной; педагог побуждал детей к проявлению инициативы и самостоятельности; педагогом по возможности учитывались особенности каждого ребёнка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития, темперамент); воспитатель помогал детям контролировать поведение во время занятия, напоминал основные правила поведения; педагогом соблюдались санитарные нормы и правила, безопасность детей (проветренное помещение, физкультминутка, безопасность материалов, инвентаря и пр., профилактика нарушений осанки). Замечания, рекомендации Стимулировать и поощрять индивидуальные достижения детей; стараться «видеть» каждого ребёнка, слушать и слышать его ответы, предложения, высказывания.

Суть этого разбора заключается в том, что гости, присутствующие на занятии, по очереди высказывают своё мнение относительно увиденного и услышанного, не придерживаясь чёткого плана. Такой способ анализа является субъективным, но полезным с позиции обмена опытом и мнениями. Иными словами, эта беседа — своеобразный мини-педсовет.

Это интересно. С точки зрения продуктивности анализа, групповой разбор является менее результативным, так как каждый зритель выделяет что-то близкое и интересное для себя, но этот подход не позволяет увидеть цельную картинку. Поэтому методисты, даже применяя такой вид обсуждения, всё равно настаивают на самоанализе и анализе присутствующими по схеме.

Родители могут поучаствовать в групповом обсуждении, выставив оценки в виде сердечек

Видео: групповая форма анализа открытого занятия по патриотическому воспитанию на тему «Наша дружная семейка»

Анализ открытого занятия проводится в двух видах: самим педагогом и гостями, присутствовавшими на уроке. При этом структура и одного, и другого разбора в целом одинакова, различия же заключаются больше в степени объективности, чем в подходе к анализу увиденного. Для разбора открытого занятия воспитателя, участвующего в конкурсе педмастерства, используется балльная шкала оценки каждого из этапов занятия, что упреждает субъективность в распределении призовых мест между участниками. Каждый из этих видов может дополняться групповым обсуждением показательного урока.

источник