Меню Рубрики

Анализ практики детей с онр

Логопед: Отдохнули? Я вам приготовила путевки для путешествия. Рассмотрите каждый свою путевку и расскажите, на каком виде транспорта вы будете путешествовать и куда отправитесь. – Дети рассказывают.

В конце занятия логопед подводит итог: Дети, о чем мы сегодня говорили? Какие виды транспорта вы запомнили?

Практика проходила в детском образовательном учреждении № 277 комбинированного вида «Березка», в состав которого входят две общеразвивающие группы и три коррекционные группы: две – для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, и одна – для детей, имеющих нарушения речи (логопедическая группа). Подготовка детей к школе осуществляется в группах полного дня пребывания.

В основу анализа состояния здоровья детей положены следующие критерии:

· развитие функциональных систем,

· способность организма к сопротивлению неблагоприятным воздействиям окружающей среды,

· уровень физического развития, его гармоничность.

Для оценки состояния здоровья детей в ДОУ на каждого ребенка составляется индивидуальная карта – паспорт здоровья, куда заносятся данные всех обследований, а также рекомендации специалистов. На основе паспорта составляется сводный “Журнал здоровья”. Это схемы, которые позволяют педагогам иметь четкую картину состояния здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности, своевременно выявлять причину заболевания и устранять ее, планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья, дифференцировать степень нагрузок.

Плановое систематическое обучение двигательным навыкам на занятиях физкультурой, на занятиях ЛФК и совершенствование их через систему индивидуальной работы, через коррекционные подвижные игры помогли поднять уровень двигательных навыков, повысить интерес к физическим упражнениям.

Практика проходила в период с 01.08.2008 г. по 29.08.2008 г.

Перечень проведенных занятий

— уточнить и расширить представления о фруктах и овощах: названиях, внешних и вкусовых качествах, местах произрастания;

— упражнять: в правильном употреблении предлогов, в образовании существительных родительного падежа множественного числа и относительных прилагательных, в подборе слов в уменьшительно — ласкательной форме;

— совершенствовать умение составлять описательный рассказ по опорной схеме;

— развивать умение анализировать и обобщать, зрительное и слуховое внимание, память, мелкую моторику пальцев рук, связную речь;

Тема занятия Краткий анализ
Подгрупповые занятия
Фрукты и овощи
Домашние животные Цель: актуализация словаря детей подготовительной к школе группы по теме «Домашние животные» на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры.
Фронтальные занятия
Путешествие в страну загадок. Транспорт Цель занятия: Формирование навыков использования в речи слов-обобщений по теме «Транспорт» — воздушный транспорт, водный транспорт, наземный транспорт, железнодорожный транспорт.
Учимся говорить правильно Цель: формирование навыков использования в речи правильных слов.
Индивидуальные занятия
Дифференциация звуков Ш и Щ Цель: Развитие дифференцировки звуков Ш и Щ изолированно на слух, затем в слогах, словах и предложениях.

Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях

— закреплять правильную артикуляцию звука [ р ] в словах и предложения;.

— расширять и уточнять словарный запас учащегося;

— формировать активность в обучении;

— воспитывать стремление овладеть правильной речью;

— расширять объём механической памяти.

Автоматизация звука [а] на материале слов, развитие артикуляционной моторики, диафрагмально-реберного типа дыхания, фонематического слуха.

Занятие по автоматизации звука идентично занятию по его постановке. В конце занятия (вместо раздела «Постановка звука») вводятся новые разделы.

Участие в разборе открытых занятий. 17 августа 2008 г. проходило открытое занятие логопеда ДОУ. На нем присутствовали представители Комитета по образованию Советского района, администрация ДОУ №277, логопеды других детских садов города, педагоги и воспитатели.

Открытые занятия проводятся, с целью обмена опытом по методике проведения занятий, решения определенных методических проблем обучения и воспитания, проверки правильности организации и проведения занятий с детьми. При разборе занятия были выслушаны все мнения, в том числе и мое. Подготовка дидактического материала . За время прохождения практики необходимо было подготовить планы занятий, которые будут проводиться во время практики и подобрать необходимые материалы. Для этого была проанализирована научная литература по психологии, педагогике, и логопедии. Перед тем, как приступить к реализации плана практики необходимо было вспомнить основные закономерности психического развития детей дошкольного возраста в норме и с нарушением речи, проанализировать подходы различных авторов к обучению таких детей. В первый же день практики была проанализирована и изучена документация ДОУ №277 комбинированного вида «Березка», портфолио логопеда учреждения. И только после этого можно было приступать к прохождению практики.Краткая характеристика детей, с которыми проводились индивидуальные занятия.

Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Концентрация внимания неплохая, но объемная устойчивость недостаточна (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчива, быстро устает.

Движения губ нормальные; наблюдается вялость языка, отсутствует «желобок». голос негромкий, темп речи несколько замедленный, произношение смазанное (шепелявое), речевое дыхание без особенностей.

Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Координация удовлетворительна, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в обведении мелких предметов, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.

Концентрация внимания не сформирована, объем недостаточен (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчив, быстро устает.

Движения губ нормальные, отсутствует «грибок», «ложечка».

Ребенок физически развит хорошо, выполняет все нормативы для этого возраста. Существуют трудности в развитии мелкой моторики рук.

Речевая инструкция более 5 слов ребенком понимается с трудом, требуется повторения или объяснение. Артикуляционный аппарат у ребенка в норме. Речь быстрая, невнятная. Многие звуки просто «глотаются». Фразы односложные. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам).

Оценка умения составлять психолого-педагогическое обоснование. По окончанию практики студент должен уметь грамотно составлять конспекты занятий и проводить их, характеристики на детей, программу коррекционно-педагогической работы с детьми и т.д. Все эти документы необходимо правильно обосновать.

Работа с воспитателями и родителями .

Ф.И.О. Тема занятия Краткая характеристика ребенка
1. Петрова Е. Ю Дифференциация звуков Ш и Щ
Дата Категории лиц Мероприятие
19.08.2008 г. воспитатели Лекция о новых подходах к обучению детей с ОНР
25.09.2008 г. родители Проведение совместно с логопедом родительского собрания, где приводились рекомендации

В ходе практики произведено ознакомление с работой ДОУ №277 комбинированного вида «Березка», работой логопеда дошкольного учреждения. Была достигнута основная цель работы: развитие профессиональных качеств личности, профессиональных умений и навыков в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.

В связи с возрастающими требованиями к воспитанию и обучению подрастающего поколения улучшается работа педагогов дошкольных учреждений. Они должны не только формировать у детей определенный объем знаний и умений, но всемерно развивать их познавательную деятельность, интерес к окружающей действительности, самостоятельность и творческую активность в художественно-речевой, изобразительной, музыкальной, театрально-игровой деятельности.

В настоящее время необходимо значительное улучшение эстетического и художественного воспитания студентов. У них необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умения, понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Это во многом зависит от педагогов, от их квалификации, умелого руководства студентами.

источник

Ирина Синдицкая
Анализ работы учителя-логопеда

проведенной коррекционной (логопедической)

работы в 2014 – 2015 учебном году

учителем – логопедом Синдицкой Ирины Михайловны

МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка»

Основной целью работы учителя – логопеда является осуществление работы, направленной на своевременное преодоление нарушений устной речи детей.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

1. Диагностика речевого развития детей;

2. Определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей ребенка;

3. Оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с различными формами речевой патологии;

4. Предупреждение нарушений письменной речи;

5. Оказание консультативной помощи в осуществлении коррекционной работы с детьми педагогическим работникам образовательного учреждения и родителям (законным представителям) воспитанников, пропаганда среди них логопедических знаний.

Тема самообразования: «Здоровьесберегающие технологии «песочная терапия»

В группах детского сада было выявлено 41 воспитанник с нарушениями устной речи.

В 2014 – 2015 учебном году на логопункте МБДОУ ДС №66 «Белочка» коррекционная (логопедическая) работа проводилась с детьми 5-7-летнего возраста, имеющими по заключению ПМПК:

1 ребенок — ОНР 3, дизартрия

11 детей – НПОЗ (ФН, дизартрия

В течение года в логопедический пункт было зачислено 28 детей, 1 ребенок выбыл, имеющим по заключению ПМПК ОНР3, дизартрия.

В начале учебного года была проведена диагностика, направленная на выявление речевых и неречевых нарушений. На каждого ребенка заведена речевая карта. Исходя из результатов диагностического обследования детей, и в соответствии с программами воспитания и обучения детей с ФФН были разработаны годовой план, перспективный план на каждую подгруппу и индивидуальные планы работы на каждого ребенка, в которых учитывались индивидуальные и возрастные особенности. На их основе осуществляется календарное планирование работы с каждой подгруппой. Разработаны планы работы с родителями, воспитателями.

Для занятий на логопункте были сформированы подгруппы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР, дизартрия (5-6 летнего возраста, а также ФФНР, дизартрия (6-7 летнего возраста).

Все эти дети нуждались в коррекции звукопроизношения, недостаточно различали отдельные звуки на слух, имели затруднения в звуковом анализе слов.

Илье Л., Ване М. рекомендуется продолжить занятия со школьным логопедом в связи с индивидуальными особенностями артикуляционного аппарата.

Также работа проводилась с детьми, имеющими нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ). Они нуждались только в коррекции звукопроизношении.

Дети, имеющие заключение ОНР 3, дизартрия, нуждались в коррекции звукопроизношения, фонематических процессов, лексики и грамматики, а также развитии связной речи.

В течение учебного года проводились подгрупповые и индивидуальные занятия по коррекции и развитию речи. Каждое занятие было направленно на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, воспитание самостоятельности, ответственности, аккуратности и уверенности в собственных силах.

В работе использовались различные методы и приемы. Для эффективного решения поставленных задач на занятиях применялось сочетание словесных, наглядных и практических методов.

В связи с тем, что ведущий вид деятельности игра, то в обучении использовались разнообразные игровые приемы. В работе использовались дидактические и развивающие игры, направленные на развитие речи, внимания, памяти, мышления и мелкой моторики («Логопедическое лото», «Времена года», «Большой улов», «Зоопарк», «Магазин», «Домики», «Во дворе» и др.). Активно использовалась интерактивная доска в организации занятий, родительских собраний, педагогических советов.

В коррекционно- педагогической работе применялись здоровьесберегающие технологии:

Большую роль в коррекционно-развивающей работе играло взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей. С воспитателями проводились беседы, консультации, мастер-класс. Для родителей были организованы родительские собрания, консультации, беседы, мастер-класс. В течение года оформлялся стенд «Советы логопеда».

В течение всего учебного года осуществлялось взаимодействие со Смоленским государственным университетом, в виде передачи опыта работы учителя-логопеда и вовлечении студентов вуза в коррекционно-развивающую работу с детьми.

Принималось активное участие в работе городского методического объединения учителей-логопедов, Смоленского Государственного университета: выступление на «Недели логопедии» по теме «Песочная терапия».

В результате систематической коррекционно-развивающей работы можно видеть положительную динамику в развитии детей. Наблюдается улучшение произносительной стороны речи, степени развития фонематического восприятия, уровня звукового анализа, степени сформированности лексического и грамматического строя речи, связной речи.

В конце года выпущено 21 ребенок: 18 детей с хорошей речью, 3 со значительными улучшениями в речи. 6 детей оставлено для продолжения занятий, в связи с речевыми нарушениями, требующими продолжения коррекции речи.

В течение года проводилась работа в кружке «Речевичок» с детьми 4-5 летнего возраста, имеющими речевое недоразвитие, по профилактике речевого развития. Наблюдалась положительная динамика в работе.

Свою работу на 2014 – 2015 учебный год считаю выполненной успешно. Систематическая работа в тесном контакте с воспитателями, взаимосвязь с родителями дали высокую эффективность каждого занятия, своевременное выявление трудностей, которые испытывает ребенок на занятиях и определение целей для каждого занятия.

Дата составления «___»___20__г. ___/___/

Анализ работы учителя-логопеда 2014–2015 Коррекция нарушений в развитии устной речи детей, разъяснение специальных логопедических знаний среди педагогов и родителей – вот основные.

Летний план работы учителя-логопеда Цель: Укрепление психо-физического здоровья детей Задачи: Продолжить закреплять правильное речевое развитие путём чтения.

Особенности работы учителя-логопеда в ДОО комбинированного вида. По данным разных исследователей, количество дошкольников с нарушениями речи растет и, тем значительнее и актуальнее становится роль логопеда.

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями Сентябрь: Проведение родительского собрания: Итоги логопедической диагностики, индивидуальная коррекционная программа. Рекомендации для.

Перспективный план работы учителя-логопеда с воспитателями Сентябрь Семинар: «Особенности взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями дошкольного учреждения на логопункте». Октябрь Консультация:.

План работы по самообразованию учителя-логопеда Тема: «Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» Цель: повышение своего теоретического.

План работы учителя-логопеда с родителями Месяц Содержание работы Сентябрь Родительское собрание «Результаты обследования речи детей» Родительское собрание «Выполнение домашних заданий».

План работы учителя-логопеда с родителями Сентябрь 2 неделя — Индивидуальные беседы с родителями по итогам и результатам обследования и дальнейшей коррекционной работе с детьми.

Планирование индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям: Артикуляционная гимнастика.

План работы учителя-логопеда с родителями на учебный год План работы учителя-логопеда с родителями на 2014 – 2015 учебный год. Месяц Название мероприятия Задачи Группы — участники Дата проведения.

источник

2. Психолого-педагогическая характеристика ребенка

3. Программа коррекционно-логопедической работы на ребенка с ОНР

4. Рекомендации родителям детей с ОНР

5. Анализ фронтального занятия логопеда

6. Конспект фронтального занятия по подгруппам в группе детей с общим недоразвитием речи (3 уровень) 1 год обучения

7. Отчет о прохождении практики

7.1 Общая информация о практике

7.2 Объем и содержание работы

7.3 Выводы и предложения по совершенствованию организации и проведении практики

I. 1. Фамилия, имя ребенка Катя Петрова

2. Возраст 5 лет 7 месяцев

3. Домашний адрес у. Восход, д. 83, к. 2, кв. 54

4. Анамнез: Ребенок от третьей беременности (роды вторые). Мать стоит на учете у уролога. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни коревая краснуха (в 3 месяца), отит (в 10 мес), ОРЗ (в 1г 7м), ОРВИ (в 10 мес).

Ходить начала с 1 года 1 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнесла в 10 месяцев, фразы в 1 год 7 мес.

5. Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Подвижна, координация удовлетворительна, но некоторыми основными движениями по программе возрастной группы владеет недостаточно, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в штриховке, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.

8. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности в пределах возрастной нормы.

Память: зрительная из 6 картинок запоминает 4.

— слуховая из 6 слов запоминает 4.

— ассоциативная из 6 картинок — 5.

— словесно-логическая память прослушанный текст запоминает и пересказывает достаточно полно и точно.

Внимание, работоспособность. Концентрация внимания неплохая, но объемная устойчивость недостаточна (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчива, быстро устает.

Конструктивная деятельность — + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)

— прямой и обратный счет — + (в пределах10)

— счетные операции и простейшие задачи — + (в пределах10)

— классификация, обобщение — + (иногда с объяснениями)

— причинно-следственные связи — + (серию сюжетных картинок раскладывает в логической последовательности).

9. Общее звучание речи: голос негромкий, темп речи несколько замедленный, произношение смазанное (шепелявое), речевое дыхание без особенностей.

10. Состояние артикуляционного аппарата.

— Строение нормальное (незначительная прогнатия).

— Артикуляционная моторика движения губ нормальные; наблюдается вялость языка, отсутствует желобок.

11. Особенности звукопроизношения.

— Свистящие С, С, З, Ц межзубные

— Шипящие Ш Ж, Ч, Щ межзубные.

12. Фонематический слух в норме. Выделяет на слух заданный звук из звукового ряда (п — т к х)

— слогового ряда (па та ка ха)

— ряда слов (порт- торт корт хор)

Различает на слух сходные звуки в:

— парах слогов (па ба), (са за), (ша жа)

— парах слов (почка точка), (сок цок), (шар жар).

— звуковой ряд (б п б); слоговой ряд (ба ба па)

— ряда слов (почка точка бочка), (сом ком дом).

— выделение первого ударного гласного (утка, овощ, аист)-+

— выделение последнего глухого согласного (суп, кот, ток)-+

— выделение первого согласного (дом, рот, пот)-+

14. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры нарушено незначительно (сохраняются ритмичный контур, ударение, число слогов)

— клубника -+ командировка комадировка

— сковорода -+ стихотворение стиховорение

— лекарство -+ велосипедист велесепедист

15. Лексика. Допускает ошибки в толковании лексических значений слов: чашка кружка, ключ замок, шапка шляпа, кофта свитер;

— многозначительностью слов, абстрактными понятиями — не владеет.

Понимает антонимы и синонимы.

Знает и называет детенышей животных, распространенные профессии.

Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) владеет.

16. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных пять яблоков. Понимает значение простых предлогов и правильно употребляет их в речи. Может образовать: прилагательные слова от существительных камень (каменный), существительные от прилагательных деревянный (дом), существительные от глаголов клеить (клей), существительные с уменьшительно-ласкательным значением рука (ручка).

17. Связная речь. Логична, последовательна, но не выразительна, схематична. Свободное общение затруднено

18. Заключение о состоянии речевого развития: ОНР III уровня.

II. 1. Фамилия, имя ребенка Дмитрий Шелохов

2. Возраст 5 лет 9 месяцев

3. Домашний адрес у. Пирогова , д. 19, кв. 70_

4. Анамнез: Ребенок от первой беременности. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни ОРВИ (в 9 мес.).

Ходить начал с 1 года 3 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнес

источник

Анализ занятия в индивидуальной форме с учеником 1 класса, с логопедическим заключением: несформированность речевых и языковых средств у ребенка с моторной алалией. Оценка профессионализма учителя-логопеда и его умения создавать «ситуацию успеха».

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

АНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Данное логопедическое занятие проводилось в индивидуальной форме с учеником 1класса, с логопедическим заключением: несформированность речевых и языковых средств у ребенка с моторной алалией. Тема занятия «Автоматизация звуа [ш] в слогах и словах».

Поставленные учителем — логопедом тема, задачи занятия, подбор речевого материала соответствовали этапу коррекционной работы, возрасту ребенка и перспективному плану. Задачи занятия сформулированы логично и последовательно. занятие логопедический речевой алалия

К началу занятия учитель — логопед подготовила оборудование, наглядный и дидактический материал, который был необходим для реализации поставленных целей. Весь материал и оборудование эстетично оформлено, расположено соответственно этапам занятия.

Занятие составлено методически правильно. Последовательность этапов соответствовала принципам логопедической работы. На первом этапе занятия (организационном) учитель — логопед заинтересовала, расположила на общение и настроила ребенка на работу. Каждые последующие части занятия были направлены на развитие речевых и неречевых функций, продолжительность которых составляла 6 — 7 минут, за исключением этапа №5 (на этом этапе изучаемый звук разбирался тщательно и подробно). Переход от одной части к другой осуществлялся четко и последовательно согласно конспекту занятия. Длительность занятия составила 40 минут, что соответствует продолжительности урока в школе.

Занятие было построено в едином игровом сюжете: задания и игры с персонажем. Занятие соответствовало календарно — тематическому плану учителя — логопеда. Различные виды заданий способствовали подержанию интереса и активизации мыслительной деятельности воспитанника в процессе всего занятия. Логопед использовала их с чередованием разных форм активности. Была своевременная подача и смена наглядности. Инструкции давались четко и требования выполнения заданий соответствовали задачам занятия. Широко использовались приемы для активизации познавательной деятельности, такие как метод сравнения (сравнивали звуки по тактильным ощущениям), использование наглядности (условные обозначения характеристик артикуляционной позы и акустических признаков), логопед всегда использовала наводящие и подсказывающие вопросы и добивалась ответа от ребенка.

На протяжении всего занятия логопед удерживала внимание ребенка и вызывала интерес к работе. Речь логопеда грамотная, четкая, эмоциональная и доступная. В ходе занятия учитель — логопед следила за правильным произношением ребенка. Тактично и спокойно исправляла ученика. Затем просила повторить несколько раз. На протяжении всего занятия прослеживался учет логопедом индивидуальных особенностей ребенка. При видимом волнении и психо-физиологических особенностей ребенка, логопед добилась концентрации внимания с помощью неторопливого темпа ведения занятия и предоставлению паузы для ответа. В конце занятия логопед подвела итог, похвалила ребенка и настроила на дальнейшую работу и самоконтроль.

В результате проведенного занятия, достигнуты поставленные цели. Использованные приемы доказали свою эффективность — ребенок справлялся с заданиями с минимальными ошибками. Учитель — логопед проявил профессионализм и умение создавать «ситуацию успеха» для достижения поставленных педагогических и коррекционных задач.

Анализ оборудования и материалов логопедического кабинета, его нормативной документации, предъявляемые требования, содержание. Список детей с логопедическим заключением. Разработка конспекта фронтального, индивидуального занятия и методика их проведения.

отчет по практике [45,2 K], добавлен 16.01.2014

Психолого-педагогическая характеристика детей с моторной алалией. Принципы, методы коррекционного воздействия. Экспериментальное изучение детей с моторной алалией. Методика исследования уровня речевого недоразвития. Констатирующий эксперимент, его анализ.

курсовая работа [55,6 K], добавлен 02.02.2011

Психолого-педагогическая характеристика ребенка. Перечень рекомендаций родителям детей с ОНР. Анализ фронтального занятия логопеда. Конспект фронтального занятия по подгруппам в группе детей с общим недоразвитием речи (3 уровень) 1 год обучения.

отчет по практике [33,4 K], добавлен 02.01.2011

Развитие пассивного и активного словаря в норме, их значение. Особенности развития речи детей с моторной алалией. Характеристика активного и пассивного словаря у детей с моторной алалией. Общие сведения по развитию речи у детей с моторной алалией.

курсовая работа [49,5 K], добавлен 03.02.2011

Режим работы школьного логопедического пункта и расписание логопедических занятий. Основные виды планирования работы учителя-логопеда. Темы, методы, приемы коррекционно-логопедической работы, используемые логопедом при индивидуальной и групповой работе.

отчет по практике [328,1 K], добавлен 23.07.2015

Лабораторное занятие как форма организации обучения. Педагогические основы проведения семинарского занятия. Методика проведения лабораторного занятия. Анализ ГОС и учебного плана по специальности Менеджмент и учебной программы по дисциплине «Статистика».

курсовая работа [39,5 K], добавлен 23.01.2008

Понятие моторной алалии, ее причины. Значение изобразительной деятельности в развитии дошкольника с общим недоразвитием речи. Коррекционная работа по развитию словаря качественных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.

дипломная работа [1,7 M], добавлен 11.08.2016

Анализ проблем взаимоотношений «учитель-ученик» в образовательном процессе. Критерии результативности взаимодействия преподавателя и учеников-подростков. Оценка взаимосвязи между качествами личности учителя и эффективностью их общения с учеником.

курсовая работа [160,5 K], добавлен 06.06.2014

Содержание, основные принципы логопедической практики. Логопедические занятия в начальной школе. Основные направления деятельности студента-практиканта. Календарный план прохождения учебной педагогической практики, посещение занятий педагога-логопеда.

отчет по практике [120,6 K], добавлен 27.07.2010

Предмет, цели и задачи логопедии. Рассмотрение специальных принципов логопедического воздействия. Изучение практических, наглядных и словесных методов обучения. Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий для детей с нарушением речи.

реферат [34,3 K], добавлен 13.03.2012

источник

2. Психолого-педагогическая характеристика ребенка

3. Программа коррекционно-логопедической работы на ребенка с ОНР

4. Рекомендации родителям детей с ОНР

5. Анализ фронтального занятия логопеда

6. Конспект фронтального занятия по подгруппам в группе детей с общим недоразвитием речи (3 уровень) 1 год обучения

7. Отчет о прохождении практики

7.1 Общая информация о практике

7.2 Объем и содержание работы

7.3 Выводы и предложения по совершенствованию организации и проведении практики

I. 1. Фамилия, имя ребенка Катя Петрова

2. Возраст 5 лет 7 месяцев

3. Домашний адрес у. Восход, д. 83, к. 2, кв. 54

4. Анамнез: Ребенок от третьей беременности (роды – вторые). Мать стоит на учете у уролога. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни – коревая краснуха (в 3 месяца), отит (в 10 мес), ОРЗ (в 1г 7м), ОРВИ (в 10 мес).

Ходить начала с 1 года 1 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнесла в 10 месяцев, фразы в 1 год 7 мес.

5. Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Подвижна, координация удовлетворительна, но некоторыми основными движениями по программе возрастной группы владеет недостаточно, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в штриховке, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.

8. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности в пределах возрастной нормы.

Память: зрительная – из 6 картинок запоминает 4.

— слуховая – из 6 слов запоминает 4.

— ассоциативная – из 6 картинок — 5.

— словесно-логическая память – прослушанный текст запоминает и пересказывает достаточно полно и точно.

Внимание, работоспособность. Концентрация внимания неплохая, но объемная устойчивость недостаточна (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчива, быстро устает.

Конструктивная деятельность — + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)

— прямой и обратный счет — + (в пределах10)

— счетные операции и простейшие задачи — + (в пределах10)

— классификация, обобщение — + (иногда с объяснениями)

— причинно-следственные связи — + (серию сюжетных картинок раскладывает в логической последовательности).

9. Общее звучание речи: голос негромкий, темп речи несколько замедленный, произношение смазанное (шепелявое), речевое дыхание без особенностей.

10. Состояние артикуляционного аппарата.

— Строение – нормальное (незначительная прогнатия).

— Артикуляционная моторика – движения губ нормальные; наблюдается вялость языка, отсутствует «желобок».

11. Особенности звукопроизношения.

— Свистящие С, С’, З’, Ц – межзубные

— Шипящие Ш Ж, Ч, Щ – межзубные.

12. Фонематический слух – в норме. Выделяет на слух заданный звук из звукового ряда (п — т – к – х)

— слогового ряда (па – та – ка – ха)

— ряда слов (порт- торт – корт – хор)

Различает на слух сходные звуки в:

— парах звуков (п – б), (с – з), (ш – ж)

— парах слогов (па – ба), (са – за), (ша – жа)

— парах слов (почка – точка), (сок – цок), (шар – жар).

— звуковой ряд (б – п – б); слоговой ряд (ба – ба – па)

— ряда слов (почка – точка – бочка), (сом – ком – дом).

— выделение первого ударного гласного (у тка, о вощ, а ист)-+

— выделение последнего глухого согласного (суп , кот , ток )-+

— выделение первого согласного (д ом, р от, п от)-+

14. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры – нарушено незначительно (сохраняются ритмичный контур, ударение, число слогов)

— клубника -+ коман дировка – «комадировка»

— сковорода -+ стихот ворение – «стиховорение»

— лекарство -+ вело си педист – «велесепедист»

15. Лексика. Допускает ошибки в толковании лексических значений слов: чашка – кружка, ключ – замок, шапка – шляпа, кофта – свитер;

— многозначительностью слов, абстрактными понятиями — не владеет.

Понимает антонимы и синонимы.

Знает и называет детенышей животных, распространенные профессии.

Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) – владеет.

16. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных – «пять яблоков». Понимает значение простых предлогов и правильно употребляет их в речи. Может образовать: прилагательные слова от существительных камень (каменный), существительные от прилагательных – деревянный (дом), существительные от глаголов – клеить (клей), существительные с уменьшительно-ласкательным значением – рука (ручка).

17. Связная речь. Логична, последовательна, но не выразительна, схематична. Свободное общение затруднено

18. Заключение о состоянии речевого развития: ОНР III уровня.

II. 1. Фамилия, имя ребенка Дмитрий Шелохов

2. Возраст 5 лет 9 месяцев

3.Домашний адрес у. Пирогова , д. 19, кв. 70_

4. Анамнез: Ребенок от первой беременности. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни – ОРВИ (в 9 мес.).

Ходить начал с 1 года 3 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнес в 11 месяцев, фразы в 3 год 1 мес.

5. Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Координация удовлетворительна, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в обведении мелких предметов, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.

8. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности не достаточен.

Память: зрительная – из 6 картинок запоминает 3

— слуховая – из 6 слов запоминает 4

— ассоциативная – из 6 картинок -4

— словесно-логическая память – прослушанный текст запоминает и пересказывает неуверенно, путая события и последовательность.

Внимание, работоспособность. Концентрация внимания не сформирована, объем недостаточен (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчив, быстро устает.

Конструктивная деятельность + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)

— прямой и обратный счет — (в пределах10)

— счетные операции и простейшие задачи — (в пределах10)

— причинно-следственные связи — (серию сюжетных картинок раскладывает не в логической последовательности).

9. Общее звучание речи: голос громкий, темп речи несколько ускоренный, произношение смазанное (шепелявое), речевое дыхание без особенностей сбивчиво.

10. Состояние артикуляционного аппарата.

— Артикуляционная моторика – движения губ нормальные, отсутствует «грибок», «ложечка».

11. Особенности звукопроизношения.

— Свистящие С, С’, З’, Ц – межзубные

— Шипящие Ш Ж, Ч, Щ – межзубные.

12. Фонематический слух – в норме. Выделяет на слух заданный звук из звукового ряда (п — т – к – х)

— слогового ряда (па – та – ка – ха)

— ряда слов (порт- торт – корт – хор)

Различает на слух сходные звуки в:

— парах звуков (п – б), (с – з), (ш – ж)

— парах слогов (па – ба), (са – за), (ша – жа)

— парах слов (почка – точка), (сок – цок), (шар – жар).

— звуковой ряд (б – п – б); слоговой ряд (ба – ба – па)

— ряда слов (почка – точка – бочка), (сом – ком – дом).

— выделение первого ударного гласного (у тка, о вощ, а ист)-

— выделение последнего глухого согласного (суп , кот , ток )+

— выделение первого согласного (д ом, р от, п от)-

14. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры – нарушено значительно (сохраняются ритмичный контур, ударение, число слогов)

— клубника -+ команд ировка – «комарировка»

— сковорода -+ стихот ворение – «стиховорение»

— лекарство -+ вело си пе дист – «велесоподист»

15. Лексика. Допускает ошибки в толковании лексических значений слов: чашка – кружка, ключ – замок, шапка – шляпа, кофта – свитер;

— многозначительностью слов, абстрактными понятиями — не владеет.

Понимает антонимы и синонимы.

Знает и называет детенышей животных, меньше называет профессии.

Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) – владеет слабо.

16. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных – «пять яблоков». Может образовать: прилагательные слова от существительных камень (каменный), существительные от прилагательных – деревянный (дом), существительные от глаголов – клеить (клей), существительные с уменьшительно-ласкательным значением образовать не может – рука (ручка).

17. Связная речь. Непоследовательна, не выразительна, схематична. Свободное общение затруднено

18. Заключение о состоянии речевого развития: ОНР III уровня.

1. Общие сведения о ребенке: Егоров Д. В., 10.09.2002 г. рождения, 5 лет. Дмитрий поступил в дошкольное учреждение в 2001 г., при этом ему диагностировали ОНР II уровня. Дмитрий от первой беременности. Во второй половине беременности у матери ребенка наблюдался токсикоз, роды прошли без осложнений. В первый год жизни ребенок болел ОРВИ (10 мес.).

2. Родителям ребенка за 30 лет, кроме Дмитрия в семье воспитывается младшая сестра (1,2 г.). Условия воспитания в семье нормальные.

3. Нарушения в речи стали заметны родителям лишь после того, как после 1,5 лет их сын до сих пор не говорил. Но предпринимать какие-либо действия родители стали лишь после того, как мальчику исполнилось 3 года. Самостоятельные действия родителей не приводили к желаемым результатом, поэтому было решено обратиться к специалистам.

4. Мальчик очень подвижный, всегда пытается участвовать в нескольких мероприятиях сразу, но не доводит не одно из них до конца. Несмотря на это, отношения со сверстниками у Димы хорошие, дети часто идут ему на встречу. Преобладает повышенный, веселый настрой.

5. По заключению педиатра, физических отклонений у ребенка нет. Ребенок физически развит хорошо, выполняет все нормативы для этого возраста. Существуют трудности в развитии мелкой моторики рук, что заметно при осуществлении им движений, манипуляций с мелкими предметами.

6. Дмитрий не может долго сосредоточится на одной работе, что мешает ему адекватно воспринимать предметы и ориентироваться в них. Из-за этого страдает его сенсорное восприятие предметов, что в свою очень влечет к скудному целостному восприятию окружающего мира. Все это влечет к отставанию в развитии элементов наглядно-образного и логического мышления. Уровень сформированности количественных представлений очень низок. В счете до 10 ребенок указывает лишь первые 4 цифры.

Основные сведения о семье Дмитрий знает хорошо: он называет имена родителей, сестры, адрес проживания, ассоциирует себя с семьей (то есть указывая на себя, ребенок говорит о своих семейных делах, об игрушках дома, об отдыхе на даче с родными). Элементарные представления о предметах и явлениях у ребенка сформированы, но подчас причинно-следственные связи в этих явлениях ему увидеть трудно.

7. Речевая инструкция более 5 слов ребенком понимается с трудом, требуется повторения или объяснение. Артикуляционный аппарат у ребенка в норме. Речь быстрая, невнятная. Многие звуки просто «глотаются». Фразы односложные. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных. Понимает значение простых предлогов и правильно употребляет их в речи.

8. Интерес к игрушкам развит хорошо. Действия с ними представляют построенные по смыслу и сюжету манипуляции. Он с удовольствием вступает в игровую деятельность, но не всегда может довести игровой сюжет до конца.

9. При разработке программы коррекционно–педагогической работы с этим ребенком необходимо учитывать совместную работу сразу все специалистов детского сада и родителей. Работа должна состоять не только из занятий с ребенком индивидуально, но и в коллективе детей, что позволит ему слышать речь других, более успевающих дошкольников.

— формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов, использовать для их определения адекватные фразы-высказывания;

— овладение ребенком языковыми средствами, необходимыми для составления связных высказываний в форме описания;

Следовательно, самостоятельному рассказыванию ребёнка должны предшествовать различные подготовительные упражнения трёх уровней сложности. Цель упражнений первого уровня сложности – помочь ребёнку уточнить и закрепить представления о восьми основных признаках предметов. Это: цвет, форма, размер, пространственное расположение и 4 основные категории величины: длина, ширина, высота и толщина. Цель упражнений второго уровня сложности – научить ребёнка самостоятельно находить и называть отличия в предложенных на отдельных карточках изображениях пар предметов. Цель упражнений третьего уровня сложности – научить ребёнка составлять простейшие рассказы-сравнения и рассказы-описания.

По каждой серии карточек ребёнок должен:

· Назвать изображённые предметы. Например: «На картинках нарисованы грибы».

· Сравнить эти картинки между собой и назвать основные отличия: «Этот гриб высокий, этот – пониже, а этот – самый низкий» и т.д.

· Разложить эти картинки в ряд (по степени выраженности выбранного взрослым признака). Например, ребёнку предлагается разложить грибы в ряд по толщине ножки; по высоте гриба и т.д. После этого – составить словосочетания и предложения по вопросам взрослого; самостоятельно: «У первого гриба самая толстая ножка. Он низкий. У него красная шляпка, а травка растёт слева от ножки» и т.д.

· Отгадать, какую картинку загадал взрослый. Называется ряд признаков, например: У этого гриба тонкая ножка, он – высокий; у него жёлтая шляпка…». Ребёнок смотрит на картинки и выбирает картинку серии, соответствующую описанию.

· Загадать картинку (то же, но признаки называет ребёнок, а взрослый выбирает загаданную ребёнком картинку).

· Сравнить любые две картинки из данной серии. Сначала используется приём параллельного описания однотипных предметов логопедом и ребёнком. Логопед: «У меня на картинке нарисован гриб». Ребёнок: «У меня тоже гриб». Логопед: «Мой гриб низкий». Ребёнок: «А мой гриб высокий». И т.д.

· А затем ребёнок составляет сравнительный рассказ самостоятельно: «У этого гриба красная шляпка, а у этого – жёлтая; у этого гриба толстая ножка, а у этого – тонкая…».

· Составить рассказ-описание любой картинки серии: «Мне понравился этот гриб. Он самый высокий. У него жёлтая шляпка и тонкая ножка. Травка растёт перед грибом».

В результате такой подготовки в большинстве случаев удаётся добиться от детей составления связных рассказов-сравнений и рассказов-описаний. Дети начинают сознательно использовать в активной речи точные определения основных признаков и свойств предметов. Правильно употребляют различные модели словосочетаний, что является основой правильного построения предложений.

Для развития навыков правильного построения предложений предлагаются ещё логопедические тренинги, которые помогают на практическом материале в динамической игровой форме:

· активизировать предметный и глагольный словарь ребёнка с ОНР;

· сформировать у него понятия «слово» и « предложение»;

· научить составлять простое двусоставное предложение с опорой на предложенные карточки и предметные картинки;

· распространять простое предложение без предлогов до четырёх слов;

· привлечь внимание к правильному согласованию слов и предложений;

· составлять предложения из четырёх слов с различными предлогами по предложенной схеме модели предложения, карточкам с графическим изображением предлогов и предметным картинкам.

В данной работе по развитию связной речи по уровню сложности можно выделить четыре этапа. На каждом этапе работы проводится ряд занятий. Количество занятий определяется логопедом индивидуально для каждого ребёнка.

Цель первого этапа – научить ребёнка составлять по предложенной схеме-модели предложения и предметным картинкам простое двусоставное предложение (существительное- подлежащее в форме именительного падежа единственного числа+глагол-сказуемое в 3-м лице единственного числа настоящего времени; существительное-подлежащее в форме именительного числа множественного числа+глагол-сказуемое в 3-м лице множественного числа настоящего времени). Например, утка летит; утки летят.

Цель второго этапа работы – научить ребёнка составлять предложения из трёх слов без предлогов по предложенной схеме–модели предложения и предметным картинкам. На занятиях второго этапа последовательно составляются и отрабатываются предложения двух предложенных ниже конструкций. На любом занятии в работе – одна конструкция.

1.Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол+прямое дополнение (форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа). Например, девочка кушает суп.

2.Именительный падеж имени существительного+согласованный глагол+прямое дополнение (форма винительного падежа имеет окончание – у; — ю). Например, мама шьёт майку.

Цель третьего этапа работы – научить ребёнка составлять предложения из четырёх слов без предлогов по графической схеме-модели и предметным картинкам. На занятиях последовательно составляются и отрабатываются предложения трёх предложенных ниже конструкций. На любом занятии в работе – одна конструкция.

1.Именительный падеж имени существитедьного+согласованный глагол+два зависимых от глагола слова (винительный падеж+родительный падеж в значении целого, из которого выделяется часть или мера которого указывается). Например, дедушка привёз мешок картошки.

2.Именительный падеж имени существительного+ согласованный глагол+два зависимых от глагола слова (винительный падеж единственного числа+дательный падеж единственного числа). Например, бабушка читает книгу внуку.

3.Именительный падеж существительного+согласованный глагол+два зависимых от глагола слова (винительный падеж единственного числа+творительный падеж единственного числа). Например, папа режет хлеб ножом.

Цель четвёртого этапа – научить ребёнка составлять по предложенной схеме- модели предложения, карточкам с графическим изображением предлогов и предметным картинкам простое предложение из четырёх слов с различными простыми предлогами. Например, мяч лежит под стулом.

Использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры предполагает работу по 10 видам творческого рассказывания (перечислены в порядке возрастания сложности):

1. Составление рассказа с добавлением последующих событий.

2. Составление рассказа с заменой объекта.

3. Составление рассказа с заменой действующего лица.

4. Cоставление рассказа с добавлением предшествующих событий.

5. Cоставление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.

6. Составление рассказа с добавлением объекта.

7. Составление рассказа с добавлением предшествующего лица.

8. Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.

9. Составление рассказа с изменением результата действия.

10. Составление рассказа со сменой времени действия.

В результате такой поэтапной работы ребенок с ОНР сознательно используют в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений, высказываний с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста, что обеспечивает успешность ребенка в школе. Программа реализовывается совместно логопедом и воспитателем.

Тяжесть речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи предполагает довольно длительный срок обучения в дошкольном учреждении. Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем — логопедом и воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни.

Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно – логопедического воздействия не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений.

Родителям ребенка, имеющего речевую патологию, необходимо контролировать собственную речевую продукцию, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. При этом, указывая ребенку, на какие либо конкретные ошибки, необходимо следить за отсутствием их в собственной речи.

Родителям необходимо учитывать тяжесть речевого дефекта ребенка, уровень развития его речи и обращаться к нему с адекватными просьбами: что-либо повторить или сказать. К примеру, если ребенок только начал овладевать словарем и простыми грамматическими категориями, родители, обращаясь к нему с вопросом, не должны требовать от него развернутого ответа с хорошим грамматическим оформлением.

Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ребенком новые задачи. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте, при этом, его эмоциональный фон. Для этого, в домашних условиях существует масса возможностей, например настольный кукольный театр, или пальчиковые персонажи («би-ба-бо»). вашего ребенка.

В то же время нужно учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у вашего малыша желания говорить, если он дает протест в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Работа родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности ребенка, но и в том, чтобы научить ребенка слушать маму, активизируя и развивая произвольное внимание ребенка.

Родители могут участвовать в процессе автоматизации, то есть закрепления поставленного или исправленного звука ( или нескольких звуков), осуществляя контроль.

Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью.

Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности.

Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже вы можете просить ребенка комментировать ваши и свои действия. При этом развивается планирующая и регулирующая функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, в умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно, в умении строить рассказы, излагать свои мысли логично и последовательно, осмышлять причинно-следственные зависимости.

Одним из видов обучения на начальном этапе становления речи являются речевые игры с подражанием голосам животных, совместное проговаривание потешек, прибауток, рифмовок, пропевание песен, колыбельных. Это поможет ребенку усвоить ритмико-мелодическую сторону родного языка. Многократное повторение различных звукокомплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает работе над слоговой структурой. Если в семье нет этого речевого взаимодействия с малышом, то развитие речи ребенка может задержаться, в большей степени это касается детей с индивидуальными особенностями.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям совсем не сложно. Достаточно просто ввести это в ежедневную привычку. Только мама обладает уникальной природной интуицией. Даже не овладев специальными методиками, мама несомненно может быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.

1. Тема занятия «Одежда и обувь». Для проведения занятия логопед использовал следующее оборудование: игра «Чего нет?» с предметами одежды; предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов; конверты с письмами от сказочных героев; мнемодорожки для составления предложений; сюжетные картинки «Помоги Незнайке найти его шляпы», «Помоги Незнайке найти его вещи»; мнемозагадки об одежде, обуви, головных уборах; сундучок; игра «Магазин» мнемотаблица к отрывку из стихотворения З.Александровой «Мой мишка»; шаблоны «штанишки», карандаши, листы бумаги по количеству детей; серия сюжетных картинок «Таня шьет штанишки». Все это говорит о хорошей и основательной подготовке к занятию.

2. Цель занятия: формирование лексико-грамматических представлений и развитие связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

— упражнять детей в образовании относительных прилагательных;

— упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;

— упражнять в правильном употреблении предложно-падежных форм;

— обучать пересказу небольшого текста с опорой на серию сюжетных картин;

— развивать память, мышления, внимания, общую и мелкую моторику.

3. Структура занятия: орг. момент (игра «Чего нет?»), сообщение темы и задач занятия, выполнение лексико-грамматических упражнений (упражнение в составлении предложений по мнемодорожкам, упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций, игра «Письмо от портного Ежика» ), составление рассказов-описаний одежды по плану-мнемотаблице (игра «Письмо от Василисы Премудрой»), игра «Магазин», динамическая пауза (игра «Письмо от неряхи»), игра «Письмо от Тани» (рассказывание стихотворения по мнемотаблице, пересказ текста по серии сюжетных картинок, послушайте, как Таня сшила обновку, рассказы детей), подведение итогов занятия.

4. Для реализации логопед подобрал практически все методы подачи информации детям: наглядные методы, игровые методы, в том числе и подвижные игры, использование театрализованных постановок.

5. Во время всего занятия логопед особое внимание уделял индивидуальным особенностям детей, по этому принципу и было разработано занятие. При возникновении затруднений он всегда приходил на помощь, при этом, не просто подсказывая правильные ответа, а побуждая ребенка вспоминать, анализировать, видеть.

6. Занятие проходило в очень интересной для детей форме, игровой, поэтому были созданы все условия для успешного взаимодействия детей в классе. Были случаи взаимопомощи между детьми, что говорит о хорошей психологической обстановке на занятии.

7. Не смотря на то, что возникали случаи затруднения в ответах детей или в восприятии нового материала, логопед старался помочь всем детям.

8. Подведение итогов занятия проходило в игровой форме. Дети отвечали на вопросы касаемые темы занятия, рассуждали о его теме. Это позволило лучше закрепить усвоенный материал.

9. К трудностям можно отнести: одно из заданий, на мой взгляд, было сложным для восприятия его детьми. При выборе упражнений, необходимо учитывать некоторые трудности в восприятии речевого материала детей с ОНР.

6. Конспект фронтального занятия по подгруппам в группе детей с общим недоразвитием речи (3 уровень) 1 год обучения

Тема: «Путешествие в страну загадок. Транспорт».

Цель занятия: Формирование навыков использования в речи слов-обобщений по теме «Транспорт» — воздушный транспорт, водный транспорт, наземный транспорт, железнодорожный транспорт.

1. Закрепить знания детей о разных видах транспорта, о профессиях на транспорте (летчик, моряк, водитель).

2. Обогащать глагольный словарь словами плыли, ехали, летели.

3. Упражнять в ориентировке на плоскости, теле, пространстве с точкой отсчета от себя, формировать навыки употребления понятий: слева, справа.

4. Развивать графические навыки, мелкую моторику пальцев рук.

5. Развивать мышление, внимание, память, воображение.

6. Воспитывать у детей умение работать в коллективе, развивать коммуникативные навыки, формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: игрушки — парусник, поезд, легковой автомобиль, самолет, трактор, катер, автобус, грузовик; мягкие пазлы крупного размера по теме «Транспорт» и «Животные»; контурные изображения предметов, наложенные друг на друга; ручки; карточки с изображением движений; конструкторы «Лего»; карточки- путевки.

Орг. момент: Дети входят в группу и становятся в шеренгу у доски.

Логопед: Сейчас мы с вами отправимся в страну загадок. Послушайте загадку:

Логопед: Налево пойдем и отгадку найдем. Проверим, правильно ли мы отгадали загадку.

Дети с логопедом идут налево и находят игрушку поезда.

Логопед: О каком виде транспорта была эта загадка? — Эта загадка о железнодорожном виде транспорта.

Логопед: Что еще может ездить по рельсам? – По рельсам едет трамвай, электричка.

Логопед: Послушайте еще загадку:

Что это за птица — песен не поет,

Гнезда не вьет, людей и груз везет?

Логопед: Назад пойдем и отгадку найдем.

Дети с логопедом идут назад и находят игрушку самолета.

Логопед: О каком виде транспорта эта загадка? — Эта загадка о воздушном виде транспорта.

Логопед: На чем еще можно передвигаться по воздуху? — По воздуху летит вертолет, дирижабль, воздушный шар.

Логопед: Я еще приготовила загадку:

Логопед: Налево пойдем и отгадку найдем. Проверим, правильно ли мы отгадали.

Дети с логопедом идут налево и находят игрушку автомобиля.

Логопед: О каком виде транспорта эта загадка? — Эта загадка о наземном виде транспорта.

Логопед: На чем еще можно передвигаться по земле? – На земле передвигаются на мотоцикле, автобусе.

Логопед: Послушайте еще загадку:

я плаваю, Проворный, скорый.

Логопед: Налево пойдем и отгадку найдем, проверим себя.

Дети идут налево и находят игрушку парусника.

Логопед: К какому виду транспорта относится парусник? — Парусник относится к водному виду транспорта.

Логопед: Что еще передвигается по воде? – По воде плывет катер, пароход, корабль.

Логопед: Что мы нашли сначала? — Сначала мы нашли поезд.

Логопед: Какой предмет нашли последним? — Последним мы нашли парусник.

Логопед: Повтори, Оля, все предметы по порядку их нахождения. -Поезд, самолет, машина, парусник. — Молодец!

Логопед: Как все это назвать одним словом? — Это транспорт.

Логопед: Да, сегодня мы будем разговаривать о транспорте.

Логопед: Садитесь на свои места, вас ждет новая загадка. У вас на столах разобранные мягкие пазлы. Соберите пазлы и посмотрите, что у вас получилось.

По мере выполнения логопед подзывает ребенка к отдельному столу.

Логопед: Максим, положи на середину стола картинку с изображением воздушного вида транспорта.

Логопед: Яна, положи картинку с изображением железнодорожного вида транспорта слева от воздушного.

Логопед: Сережа, положи картинку с изображением наземного вида транспорта справа от воздушного вида транспорта.

Логопед: Свою картинку, Аня, положи справа от картинки наземного вида транспорта. Назови, что лежит на столе. — Вертолет, грузовик, поезд, черепаха.

Логопед: Как ты думаешь, Аня, какая картинка лишняя? — Лишняя картинка черепаха. Почему, Анечка? — Потому что эти картинки транспорт, а эта черепаха — животное. — Молодец!

Логопед: На ваших листочках я приготовила еще загадку. Посмотрите внимательно на контуры предметов, найдите транспорт и заштрихуйте его.

Логопед: Что ты заштриховал, Рома? — Я заштриховал самолет.

Логопед: Сколько, Женя, у тебя всего изображено предметов? Назови их. – Всего изображено 4 предмета.

Логопед: У меня новая загадка. На столах у вас стоят конструкторы. Нужно добавить недостающие детали моделям и определить, какое транспортное средство у вас получилось. — Дети собирают из конструктора транспортное средство.

Логопед: Расскажи, что получилось у тебя, Ира? — У меня получился разноцветный самолет. У него есть крылья, хвост, винт, шасси. – Молодец, Ирочка.

Логопед: А кто управляет самолетом? — Управляет самолетом летчик.

Логопед: Что получилось у тебя, Алина? — У меня получился маленький катер. У него есть мотор, флаги, руль. За рулем моряк. — Молодец.

Логопед: Что получилось у тебя, Максим? — У меня получилась гоночная машинка. У нее есть колеса, кабина, руль. Управляет машиной водитель.

Логопед: А сейчас мы немного отдохнем. Выходите дети на ковер в полукруг. У меня приготовлена игра — загадка «Посмотри и замри». Я вам покажу карточки с изображением движений, а вы примите такую же позу.

Логопед показывает картонные карточки с контурным изображением движений человека, а дети выполняют эти движения. – А теперь физкультминутка!

Сели на машину. Налили бензина.

На машине ехали, до реки доехали.

Стоп. Разворот. На реке пароход.

Пароходом плыли, до горы доплыли,

Пароход не везет. Надо сесть в самолет.

Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у.

Во время физкультминутки дети имитируют движения транспортных средств.

Логопед: Отдохнули? Я вам приготовила путевки для путешествия. Рассмотрите каждый свою путевку и расскажите, на каком виде транспорта вы будете путешествовать и куда отправитесь. – Дети рассказывают.

В конце занятия логопед подводит итог: Дети, о чем мы сегодня говорили? Какие виды транспорта вы запомнили?

Практика проходила в детском образовательном учреждении № 277 комбинированного вида «Березка», в состав которого входят две общеразвивающие группы и три коррекционные группы: две – для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, и одна – для детей, имеющих нарушения речи (логопедическая группа). Подготовка детей к школе осуществляется в группах полного дня пребывания.

В основу анализа состояния здоровья детей положены следующие критерии:

· развитие функциональных систем,

· способность организма к сопротивлению неблагоприятным воздействиям окружающей среды,

· уровень физического развития, его гармоничность.

Для оценки состояния здоровья детей в ДОУ на каждого ребенка составляется индивидуальная карта – паспорт здоровья, куда заносятся данные всех обследований, а также рекомендации специалистов. На основе паспорта составляется сводный “Журнал здоровья”. Это схемы, которые позволяют педагогам иметь четкую картину состояния здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности, своевременно выявлять причину заболевания и устранять ее, планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья, дифференцировать степень нагрузок.

Плановое систематическое обучение двигательным навыкам на занятиях физкультурой, на занятиях ЛФК и совершенствование их через систему индивидуальной работы, через коррекционные подвижные игры помогли поднять уровень двигательных навыков, повысить интерес к физическим упражнениям.

Практика проходила в период с 01.08.2008 г. по 29.08.2008 г.

Перечень проведенных занятий

Название: Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОНР
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: отчет по практике Добавлен 18:39:27 04 января 2011 Похожие работы
Просмотров: 20629 Комментариев: 10 Оценило: 7 человек Средний балл: 5 Оценка: 5 Скачать

— уточнить и расширить представления о фруктах и овощах: названиях, внешних и вкусовых качествах, местах произрастания;

— упражнять: в правильном употреблении предлогов, в образовании существительных родительного падежа множественного числа и относительных прилагательных, в подборе слов в уменьшительно — ласкательной форме;

— совершенствовать умение составлять описательный рассказ по опорной схеме;

— развивать умение анализировать и обобщать, зрительное и слуховое внимание, память, мелкую моторику пальцев рук, связную речь;

Тема занятия Краткий анализ
Подгрупповые занятия
Фрукты и овощи
Домашние животные Цель: актуализация словаря детей подготовительной к школе группы по теме «Домашние животные» на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры.
Фронтальные занятия
Путешествие в страну загадок. Транспорт Цель занятия: Формирование навыков использования в речи слов-обобщений по теме «Транспорт» — воздушный транспорт, водный транспорт, наземный транспорт, железнодорожный транспорт.
Учимся говорить правильно Цель: формирование навыков использования в речи правильных слов.
Индивидуальные занятия
Дифференциация звуков Ш и Щ Цель: Развитие дифференцировки звуков Ш и Щ изолированно на слух, затем в слогах, словах и предложениях.

Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях

— закреплять правильную артикуляцию звука [ р ] в словах и предложения;.

— расширять и уточнять словарный запас учащегося;

— формировать активность в обучении;

— воспитывать стремление овладеть правильной речью;

— расширять объём механической памяти.

Автоматизация звука [а] на материале слов, развитие артикуляционной моторики, диафрагмально-реберного типа дыхания, фонематического слуха.

Занятие по автоматизации звука идентично занятию по его постановке. В конце занятия (вместо раздела «Постановка звука») вводятся новые разделы.

Участие в разборе открытых занятий. 17 августа 2008 г. проходило открытое занятие логопеда ДОУ. На нем присутствовали представители Комитета по образованию Советского района, администрация ДОУ №277, логопеды других детских садов города, педагоги и воспитатели.

Открытые занятия проводятся, с целью обмена опытом по методике проведения занятий, решения определенных методических проблем обучения и воспитания, проверки правильности организации и проведения занятий с детьми. При разборе занятия были выслушаны все мнения, в том числе и мое. Подготовка дидактического материала . За время прохождения практики необходимо было подготовить планы занятий, которые будут проводиться во время практики и подобрать необходимые материалы. Для этого была проанализирована научная литература по психологии, педагогике, и логопедии. Перед тем, как приступить к реализации плана практики необходимо было вспомнить основные закономерности психического развития детей дошкольного возраста в норме и с нарушением речи, проанализировать подходы различных авторов к обучению таких детей. В первый же день практики была проанализирована и изучена документация ДОУ №277 комбинированного вида «Березка», портфолио логопеда учреждения. И только после этого можно было приступать к прохождению практики.Краткая характеристика детей, с которыми проводились индивидуальные занятия.

Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Концентрация внимания неплохая, но объемная устойчивость недостаточна (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчива, быстро устает.

Движения губ нормальные; наблюдается вялость языка, отсутствует «желобок». голос негромкий, темп речи несколько замедленный, произношение смазанное (шепелявое), речевое дыхание без особенностей.

Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Координация удовлетворительна, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в обведении мелких предметов, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.

Концентрация внимания не сформирована, объем недостаточен (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчив, быстро устает.

Движения губ нормальные, отсутствует «грибок», «ложечка».

Ребенок физически развит хорошо, выполняет все нормативы для этого возраста. Существуют трудности в развитии мелкой моторики рук.

Речевая инструкция более 5 слов ребенком понимается с трудом, требуется повторения или объяснение. Артикуляционный аппарат у ребенка в норме. Речь быстрая, невнятная. Многие звуки просто «глотаются». Фразы односложные. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам).

Оценка умения составлять психолого-педагогическое обоснование. По окончанию практики студент должен уметь грамотно составлять конспекты занятий и проводить их, характеристики на детей, программу коррекционно-педагогической работы с детьми и т.д. Все эти документы необходимо правильно обосновать.

Работа с воспитателями и родителями .

Ф.И.О. Тема занятия Краткая характеристика ребенка
1. Петрова Е. Ю Дифференциация звуков Ш и Щ
Дата Категории лиц Мероприятие
19.08.2008 г. воспитатели Лекция о новых подходах к обучению детей с ОНР
25.09.2008 г. родители Проведение совместно с логопедом родительского собрания, где приводились рекомендации

В ходе практики произведено ознакомление с работой ДОУ №277 комбинированного вида «Березка», работой логопеда дошкольного учреждения. Была достигнута основная цель работы: развитие профессиональных качеств личности, профессиональных умений и навыков в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.

В связи с возрастающими требованиями к воспитанию и обучению подрастающего поколения улучшается работа педагогов дошкольных учреждений. Они должны не только формировать у детей определенный объем знаний и умений, но всемерно развивать их познавательную деятельность, интерес к окружающей действительности, самостоятельность и творческую активность в художественно-речевой, изобразительной, музыкальной, театрально-игровой деятельности.

В настоящее время необходимо значительное улучшение эстетического и художественного воспитания студентов. У них необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умения, понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Это во многом зависит от педагогов, от их квалификации, умелого руководства студентами.

источник

Читайте также:  Анализы менингит симптомы у детей

Популярные записи

Цмв анализы расшифровка у детей
Цмв результаты анализов у детей
Цвет глаз у детей анализы
День защиты детей праздник анализ
Дет сад анализ группы подготов группа
Дети анализ на яйце глист
Дети до 3 лет анализ аллергия
Дети гов ру схема анализа региона