Меню Рубрики

Анализ предложения для детей старшей группы

Основные направления работы над предложением:

Последовательность работы над предложением:

Нераспространенные предложения: субъект — предикат (Девочка рисует).
Распространенные предложения из 3-4 слов:

а) субъект — предикат — объект (Девочка рисует дом);
б) субъект — предикат — объект — объект (Девочка рисует дом карандашом);
в) субъект — предикат — объект — локатив (Дети играют в саду);
г) субъект — предикат — объект — локатив (Девочка рвет цветы в саду);
д) субъект — предикат — объект — атрибутив (Бабушка подарила внучке красивую куклу)

Предложения с однородными членами.

Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения.

Зная, какие трудности испытывает ребенок с речевыми нарушениями при составлении разных типов предложений, для повышения результативности работы над предложением я систематизировала материал по данному разделу и составила план-схему по работе над предложением.

При составлении плана необходимо :

Подобрать игры и упражнения по работе над предложением.
Из заданий выбрать именно те, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка.
Расположить игры и упражнения в порядке возрастания сложности.
Подобрать игры и упражнения для развития мыслительных процессов.
Речевой материал использовать как средство предупреждения дисграфии.
Усвоить лексико-синтаксические отношения между членами предложения.
По анализу и синтезу словесного состава предложения использовать карточки- символы:

Наличие индивидуального наглядного материала (карточек — символов), условных обозначений слов позволили обеспечить:

Полный контроль за усвоением знаний и навыков построения разных типов предложений детьми.
Высокую речевую активность и умственную нагрузку.
Повышение эмоционального тонуса, познавательного порога, рост эффективности обучения.
Экономное использование учебного времени.
Реализацию познавательных возможностей детей-логопатов.

В предложенном плане представление поэтапнго обучения детей составлению разных типов предложений, и каждый этап представляет собой самостоятельный методический пласт работы и может быть при желании логопеда дополнен.

ПЛАН — СХЕМА работы над предложением в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи

1 этап

Предмет и слово Формировать умение быстро и точно находить слова для обозначения предметов окружающего мира. Учить классифицировать слова, обозначающие названия живых существ и неживых предметов. Различать понятия «предмет», «слово». Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать наблюдательность. Игра «Мы узнаем мир по именам».

Игра «Кто больше назовет окружающих предметов».

«Разделить слова на 2 группы по вопросам Кто? Что?

Игра «Задай вопрос (картинки) Кто это? Что это?»

Вывод: Все что нас окружает — это предметы неживые.

Все, кто нас окружает — это живые существа.

Любой предмет можно обозначить символом.

Слово — это набор звуков, имеющих значение.

Слово-предмет Закрепить у детей понятие о словах, обозначающих предметы, отвечающие на вопросы: Кто? Что? Учить графически изображать слова- предметы. Познакомить с карточкой — схемой, обозначающее слово-предмет (карточка 1). Развивать зрительное и слуховое внимание и память. Рассмотреть картинки, отобрать те, которые обозначают: а)живые предметы, б)неживые предметы. Поставить вопрос

в)запомнить их, назвать только те, которые отвечают на вопрос Кто? Что?

Игра «Запомни, повтори» (7 слов)

ЗАПОМНИ: Слово-предмет мы будем обозначать(карточка 1)

Игра «Прогулка в лес». Кого можно встретить в лесу? Что можно увидеть в лесу?

Слово-действие Учить детей различать слова, обозначающее действие предмета. Помочь понять роль слова- действия. Познакомить с карточкой- схемой, обозначающее слово-действие (карточка 2).

Учить графически изображать слово-предмет и слово -действие.

Развивать логическое мышление, слуховое внимание и память. Учить детей подбирать к действию объекты и к объекту действия.

Уточнить вопросы: Кто? Что делает?

Игра «Что может делать человек?»

Слова, которые вы назвали, обозначают действия и отвечают на вопрос «Что делает?»

ЗАПОМНИ: Слово-действие мы будем обозначать(карточка2)

Игра «Назови что я делаю? (действия логопеда с разными предметами.

Работа с двумя карточками «Слово-предмет» (карточка 1) и «Слово-действие» (карточка 2).

Игра «Будь внимательным» (логопед называет вперемешку слова-предметы и слова-действия и предлагает поднять соответствующую карточку).

Слуховой диктант (7-8 слов -действий)

Прочитать предложение с помощью рисунков- схем (карточка 2 — карточка 1).

Игра «Поработай слово-действие» В игре два участника: один из них представляет слово- предмет, второй выступает в роли слова-действия. Слово-предмет совершает всевозможные действия, а слово-действие называет эти действия.

Игра «Кто как передвигается? (по теме «Живая природа»)

«Кто как ест?» «Кто как голос подает?» «Кто это может делать?»

Вопрос — ответ (по лексической теме «профессии»). «Что делает врач, учитель, повар?»

«Кто какие звуки издает?» (Дверь скрипит, ветер — воет, машина — гудит)

Слово-признак Познакомить детей со словами, обозначающими признак предмета. Учить правильно изменять слова, обозначающие признаки по родам.

Познакомить со схемой (карточка 3).

Развивать слуховое внимание, память. Подвести детей к выводу о том, что слово-признак и слово-действие зависят от слова-предмета.

Рассмотреть предметы, дать описание по плану: форма, цвет, на вкус, на ощупь,, материал из которого сделан предмет.

Задание: Поставить вопрос к словам: зеленый, свежий, желтая, красивое. Графическое изображение слова-признака.

ЗАПОМНИ: Слово-признак мы будем обозначать (карточка3)

Упражнение на развитие слухового внимания и памяти.

Из услышанного ряда слов назвать только те, которые обозначают признак предмета.

Нарисовать слова: кудрявые облака, голубой ручей, лучистое солнце.

Подобрать слова-синонимы: аккуратный (чистый, опрятный)

Грустный (печальный, скучный, невеселый),

Смелый (храбрый, отважный, бесстрашный.

Подобрать слова-антонимы к словам признакам: умный -глупый; смелый — трусливый; злой — добрый.

Придумать слово к слову: осень какая? День какой? Настроение какое?.

Игра-соревнование, кто больше назовет слов-признаков к предмету»

Назвать предмет по его признакам. Ответить на вопросы:

Прыгучая, пушистая, рыженькая . (белка)

Маленький, круглый, колючий. (еж). Чистое, свежее, душистое. (полотенце)

Отгадать загадки. Поставить вопрос к словам: вафельное, полосатое, гладкое, мохнатое. Что обозначают эти слова? (Слова-признаки).

Графический диктант (слова-признаки)

Предлог Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами «в, на, над, под, за, от, со, с, из-под, из-за, через,н.

Познакомить с графическим изображением предлога (карточка 4).

Учить выкладывать схемы предложений с предлогами, включать в предложение пропущенный предлог.

Знакомство со схемами предлогов, уточнить, когда мы говорим эти маленькие слова:

В — когда предмет находится внутри,

На — когда предмет находится сверху,

Под — когда предмет находится внизу и т.д.

Выставить парами предметные картинки. Придумать предложение с предлогами: гриб — елка, гриб — сковородка, шишка — елка; еж — елка, заяц — куст, лиса — нора; птица — ветка, белка — дупло, бабочка — цветок.

«Прочти предложение без предлога».

Что такое предлог? (Маленькое слово перед словом)

Для чего нужны предлоги? Как пишутся предлоги?

2 этап

Предложение Дать детям понятие о предложении. Учить детей различать понятия «Слово» и «Предложение»; правильно согласовывать в числе глагол с существительным, прилагательное с существительным. Формировать навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие.

Закрепить понятие об интонационной законченности предложения.

Сформировать у детей абстрактно-зрительное представление о слове, как единице предложения.

Учить составлять простое нераспространенное предложение с использованием графического изображения слов.

Учить определять главное слово в предложении.

Определять количество слов, последовательность слов.

Учить составлять предложение о действиях, называть 1-ое, 2-е слово.

Предложение- единица человеческой речи, которая выражает законченную речь.

Предложение состоит из слов. Предложение мы читаем, будто что-то сообщаем. Все на свете из чего-то состоит: облака из множества водяных капель, лес из деревьев, а наша речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова живут в предложении в согласии. Разбираются предложения (2 — 3) из 2 слов.

Графическое изображение предложения. Корова мычит.(карточка 1 и карточка 2).

Начертить схему предложения в тетрадях.

Назови 1-ое, 2-е слово. Сколько слов в предложении?

Графический диктант (работа со схемой слов)

Идет дождь.

Учить составлять предложение из 3-х слов: делить на слух простое предложение на слова, называть их по порядку. Учить выкладывать предложение с применением известных грамматических и синтаксических правил.

Учить составлять предложение по «живой модели».

Игра с движениями «Ехали, поехали». Дети изображают поезд, логопед называет слова. Слово-предмет (дети хлопают в ладоши — остановка.

Слово -действие (дети произносят звук Ч,Ч,Ч. -движение поезда)

Слово — признак (дети машут рукой).

Предлог (топают ногой — тормоз).

Игра «Живое предложение». Продолжить предложение, которое начинаются одинаково «На столе лежат красные яблоки». На столе (карточка 2, карточка 3, карточка 1).

Игра «Сплетем венок из предложений»:

— Строители строят многоэтажные дома.

Игра «Поймай слово в предложении» (1-е, 2-е,3-е, 4-е).

Игра «Оживи слово», «Оживи предложение» (по предметной картинке)

Упражнение «Собрать предложение из слов» (девочка, петь, песня, красивая)

Напечатать последнее (первое) слово в предложении «На окне сидит муха».

Задание: Нарисовать картинку и придумать по ней предложение. Выложить предложение, используя карточки-символы. Провести анализ словесного состава предложения.

Учить придумывать предложение, придерживаясь единого сюжета.

Учить распространять основу предложения до 5 — 6 слов, используя карточки- символы, грамотно его оформлять.

Учить детей сокращать предложение до основы, используя карточки — символы слов.

У детей предметные картинки (девочка, мяч, дом, парк, качели). Логопед начинает: «Это Маша, она пообедала и решила поиграть» Продолжает ребенок, у которого на картинке мяч.

Ребенок: «Маша взяла мяч и стала подбрасывать его вверх.

Задание: найти предложение по соответствующей схеме.

Составить предложение соответствующее схеме.

Составить предложение с парой слов «Кисточка — краски».

Предложения: «Мальчик скачет». (карточки- символы)

«Мальчик скачет на быстром коне».

«Мальчик скачет на быстром вороном коне».

Логопед придумывает предложение, дети осмысляют его. Затем логопед просит детей сократить предложение:

«Оля читает бабушке интересную книгу.

Оля читает. ВЫВОД: остались главные слова в предложении.

Упражнение «Измени одно слово.»

Логопед предлагает послушать предложение, повторить его, заменив в нем одно слово. Например: «Ребята пришли из школы. Дети пришли из школы. Девочки пришли из школы».

3 этап

Обучение связной речи. Учить повторять рассказ из 3-4 предложений с использованием карточек-символов.

Учить составлять рассказ из 3-4 предложений о предмете и по картинке. (сюжетной), грамматически правильно оформлять предложения (в рассказе).

Учить считать количество предложений в рассказе и контролировать количество слов в предложениях с помощью картинок-символов.

Развивать у детей навыки связной речи при составлении рассказов — описаний, загадок — описаний в творческих рассказах.

Логопед читает рассказ, выкладывает карточки-символы, дети считают количество предложений.

«Наступила золотая осень. В лесу листопад. Кружатся, летят, падают на землю осенние листья. Птицы улетели в теплые края.»

источник

Рассмотрение особенностей обучения членению предложений на слова и составлению предложений из слов в старшем дошкольном возрасте. Анализ словесного состава предложения. Описание игр для налаживания процесса становления речи детей, развитии их мышления.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В старшем дошкольном возрасте, когда дети достигают достаточно высокого уровня в практическом владении родным языком, предусматривается обучение членению предложений на слова и составлению предложений из слов, то есть приобретение умений проводить анализ и синтез предложения. Для этого дети должны осознавать, что наша речь состоит из отдельных слов, которые следуют одно за другим. Эта работа важна, не только для обучения грамоте. При правильной организации и методике проведения занятий работа над лексическим составом предложения способствует общеречевому и умственному развитию детей. Овладевая языком как средством общения и обмена мыслями, дети сначала пользуются в речи простыми по структуре предложениями, впоследствии наряду с более простыми усваиваются и более сложные структуры.

Постепенное грамматическое оформление предложений в процессе становления речи детей свидетельствует о развитии их мышления.

В старшей группе детского сада дети успешно могут выполнять различные задания, связанные с анализом и синтезом предложения. Воспитатель должен иметь в виду эту особенность детей, приступая к работе по обучению их умению членить предложения на слова и составлять из слов предложения. Обучение должно строиться таким образом, чтобы сделать речь предметом изучения для детей, развивать у них отношение к устной речи как языковой действительности.

Итак, в результате обучения дети должны приобрести практические умения анализа и синтеза предложения и теоретические знания о языке. Теоретические знания — формирование более отчётливого представления о слове, о тех основных свойствах речи, которые способны обнаружить и понять дети в старшей группе детского сада.

1. Анализ словесного состава предложения

У старших дошкольников до обучения, в стихийном опыте формируются некоторые представления о слове, о строении речи. Однако без специального обучения представления о слове носят неопределённый характер, а умение проводить анализ словесного состава предложения развивается очень медленно. Если, например, предложить детям сказать какое-нибудь слово, то ответы можно получить самые разнообразные. Они будут называть в основном предметы существительные-стол, машина, дерево, велосипед; словосочетания-красивая ваза, весёлый танец; предложения-мама пошла на работу; и даже звуки и буквы. Будут и такие дети, которые не смогут ответить на вопрос и скажут: «Я слова не говорю», «Я могу только стихи и песни» — или спросят: «А как их надо говорить?».

Ещё более пёструю картину можно обнаружить при выполнении заданий на анализ предложения. По просьбе воспитателя повторить предложение из 3-4 слов, например «Солнце светит ярко», а затем ответить на вопросы-какое слово первое? Второе? Третье? — дети назовут слоги, звуки, буквы, повторят полностью предложение и так далее.

Приведённые примеры показывают, что для детей термин «слово» выступает нерасчленённо, как синоним речи, то есть, у них нет отчётливого представления не только о слове, но и о речевой действительности вообще.

Воспитатель вызывает детей по количеству слов предложения и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагают встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу задуманного предложения. При назывании слов по порядку дети смогут «прочесть» задуманное предложение, так как легко запоминают набор «живых слов».

Главным в обучении является ознакомление детей с двумя свойствами речи, которые наглядно предстают в игре. Это последовательность слов в предложении и отдельность каждого входящего слова в предложение. В разных вариантах игры предусмотрены задания на распространение предложения, изменения порядка слов, замену одного или поочерёдно всех слов предложения, составление предложений из набора слов. Как составная часть в них включаются упражнения на анализ предложения, последовательное называние слов предложения, при этом можно сформулировать вопросы, соотносящиеся к отдельным словам. Например, анализирую предложение «Машина едет быстро», воспитатель спрашивает: «Кто у нас машина?» Отвечая, дети указывают на ребёнка, обозначающего это слово. Затем воспитатель предлагает: «Покажи слово «едет». Указывая на последнего в ряду, спрашивает: «Какое это слово?» Последовательность слов в предложении устанавливается также путём такой постановки вопросов: «Какое первое слово? Потом какое? А третье слово, какое?» В каждый вариант включаются вопросы и о названии слов вразбивку.

Читайте также:  Анализы на хромосомы у детей

Обучение начинается с игры «Живые слова» следующим образом. Обращаясь к детям, воспитатель говорит:

— Дети, вы умеете играть с куклами, машинами. А вы знаете, что со словами можно тоже играть? Хотите я вас научу? Эта игра называется «Живые слова», потому что в ней словами становятся дети. Кто хочет быть словом? (Выходят трое детей.) Теперь они не обычные дети, а дети-слова. Ты, Маша, — слово «деревья». Какое ты слово, Маша? Скажи громко. Каким словом стала Маша? (Дети отвечают.) Таня-слово «покрыты», а Света-словом «снег». (Аналогично задаются вопросы этим детям-словам и всей группе).

Наши слова стоят по порядку. Маша скажет своё слово и даст руку Тане, потом Таня скажет своё слово и даст руку Свете, последней своё слово скажет Света. А вы все слушайте.

Про что сказали эти слова? Что они сказали про деревья?

Затем воспитатель спрашивает детей с мест о последовательности слов и предлагает назвать слова вразбивку.

— Теперь я хлопну в ладоши, и слова пойдут и встанут в любом месте группы, где захотят, а когда их позовут, они должны встать снова по порядку. А вы должны проследить, правильно ли они встанут.

В конце игры воспитатель спрашивает у детей, почему игра называется «Живые слова»? — и подытоживает ответы детей: «Игра называется так потому, что слова в ней были дети: они по очереди произносили свои слова, брали друг друга за руки, расходились по группе и снова вставали по рядку».

Для успешного проведения игры следует соблюдать правила: громко и правильно по сигналу воспитателя произносить своё слово; запоминать и находить своё место среди других; при последовательном назывании всех слов каждый предыдущий ребёнок, назвав себя, берёт за руку следующего за ним. В дальнейшем на занятиях воспитатель следит за выполнением этих правил.

Приём, использованный в этой игре, является центральным в обучении, а проведение этой игры требует предварительной подготовки. Воспитатель заранее учит несколько детей до занятия произносить слова предложения не последовательно, а одновременно. При этом все слова предложения должны иметь одинаковую структуру, то есть состоять из одинакового количества слогов и меть ударение на определённом слоге. Это облегчает детям одновременное произнесение слов, но делает высказывание нерасчленённым, а именно этим создаётся проблемная ситуация.

Занятие начинается с обращения к детям: «Внимательно послушайте то, что сейчас вам скажут дети-слова». По сигналу воспитателя дети одновременно произносят каждый своё слово. Воспитатель интересуется, поняли ли дети то, что сказали дети-слова. Скорее всего, дети ответят, что не поняли, или будут пытаться угадать, что же они сказали. Разумеется, воспроизвести предложение они не смогут. Можно предложить им прослушать ещё раз и снова спросить: «Почему непонятно?» Ответы могут быть самые разные-очень быстро говорят дети-слова, надо лучше выговаривать слова и так далее. Тогда следует задать другой вопрос: «Как нужно сказать, чтобы стало понятно?» Дети чаще всего догадываются сами и говорят, что нужно слова произносить по очереди.

Подытожив ответы детей: «Было непонятно, потому что они сказали все вместе сразу все слова», воспитатель обращается к детям с другим вопросом: «Кто-нибудь из вас сможет так же, как эти дети, сказать все слова вместе и сразу?» Желающим предлагает попробовать так сказать. После неудачной попытки дети заметят, что нельзя так сразу вместе, можно только отдельно произнести слова, и тем самым выделят другое свойство речи-отдельность каждого слова, входящего в предложение. А воспитатель подведёт итог: «Только в игре несколько человек могут сразу сказать все слова, а один человек не может. Он говорит сначала одно слово, потом другое».

На этом же занятии, когда дети повторят слова предложения последовательно, вводится термин «предложение». Дети говорят» «мы идём гулять», а воспитатель уточняет, что они сказали предложение. Таким образом, этот термин вводится без определения и используется на других занятиях так же, как термин «слово». В результате дети усваивают оба термина.

4. Иры «Добавь слово», «Узнай слово»

Игры «Добавь слово» и «Узнай слово» на распространение предложения. Сначала проводится игра «Добавь слово». Воспитатель вызывает троих детей. «Я назову только два слова: Саша будет словом «папа», Толя-словом «купил». А каким словом будет Серёжа, вы должны придумать сами». Дети придумывают, каким словом будет Серёжа, и говорят, что получилось, какое предложение. Воспитатель спрашивает нескольких из них и последнее, третье слово заменяет несколько раз. Каждый раз ребёнок, придумавший последнее слово, становится этим словом.

В игре «Узнай слово» дети должны угадать третье слово, так как воспитатель говорит его шёпотом только тому ребёнку, который это слово обозначает. Дети называют различные слова до тех пор, пока не угадают слово.

В зависимости от того, из каких слов составлено предложение, ребята выполнят задание быстрее или медленнее. Например, в предложении «Зайчик любит…(капусту)» не надо перебирать много слов для правильного ответа, а в предложении «Мама купила…»нужно вспомнить много разных слов. Ещё труднее найти слово в конструкции «Дети любят…», так как дети чаще всего дополняют предложение существительным (конфеты, маму). Поэтому воспитатель после нескольких неудачных попыток использует следующую подсказку: «Я вам подскажу, но называть это слово я не буду, я вам его покажу, а вы сами догадайтесь». При отгадывании других слов в предложении подобной конструкции в случае необходимости сами дети так же подсказывают, какое слово они обозначают.

При проведении этой игры следует обратить внимание на один момент-угадывая задуманное слово дети могут допустить ошибку. Например, в предложении «Зайчик любит (капусту)» они скажут «капуста», а не «капусту». В этом случае воспитатель предлагает ребёнку стать этим словом , произнести его в составе предложения, и тот ребёнок обнаруживает ошибку либо сам, либо с помощью других детей. Такой приём исправления ошибок очень важен, так как дети начинают задумываться над правильным употреблением формы слова, учатся самостоятельно находить слова в соответствующей форме.

5. Игра «Угадай, какое слово заблудилось»

В игре «Угадай, какое слово заблудилось» дошкольники учатся ставить слова по порядку так, чтобы предложение было понятно по смыслу. В этой игре в набор слов должен входить и предлог, иначе при любом порядке слов смысл предложения, в общем, ясен, хотя необычен.

Вызвав четверых человек, воспитатель говорит каждому, каким словом он будет, а других детей спрашивает, догадались ли они, почему игра называется именно так. После ответов поясняет, что игра называется так потому, что слова заблудились, стоят не по порядку. Призывает детей догадаться, что необходимо сделать, чтобы получилось понятное предложение из этих слов. Выслушав ответы детей, воспитатель уточняет: «Надо переставить слова, помочь им найти своё место, и тогда предложение станет понятным». Таким образом, воспитатель подсказывает, про кого говориться в предложении, облегчает нахождение первого слова предложения. Использовать такую подсказку или нет решает сам воспитатель, зная возможности своих детей. Успех и быстрота выполнения этого задания зависят от того, насколько быстро дети найдут место подлежащего. предложение игра речь дошкольный

Каждый ребёнок, предлагающий вариант перестановки, берёт названное слово и ставит его на то место, которое он назвал, а другие дети говорят что получилось. Перестановка слов повторяется до тех пор, пока не получится правильное, осмысленное предложение. После этого можно провести ещё несколько перестановок слов, получая каждый раз новое предложение.

6. Игра «Угадай, что изменилось»

При проведении игры «Угадай, что изменилось» воспитатель вызывает троих и каждому говорит, каким словом он будет соответственно порядку слов задуманного им предложения (например, первый ребёнок-цыплёнок, второй-встретил, третий-корову). Сразу после последовательного называния слов детьми, воспитатель интересуется, что получилось и какое предложение. Затем воспитатель может задать вопрос: «Как вы думаете, что получится, если вместо слова » цыплёнок» поставить слово » котёнок». Получится ли новое предложение или нет?» Дети отвечают на вопрос воспитателя, а он тем временем делает вывод для детей: «Значит, в предложении можно заменять слова и тогда получается новое предложение».

Затем воспитатель просит детей заменить два других слова-встретил корову на увидел мышку. В результате замены всех слов получилось новое предложение. На это следует обратить внимание детей, что сначала было предложение «Цыплёнок встретил корову», а затем получилось «Котёнок увидел мышку».

Учитывая возможности своих детей, воспитатель может упрощать или усложнять эту игру. В первом случае можно взять предложение из двух слов, во втором-начинать замену слов в предложении с глагола.

В игре «Путаница» решается та же задача-замена слов в предложении. Однако она приводится без опоры на живые слова. Перед началом игры воспитатель читает отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Путаница» (первую часть) и спрашивает у детей, почему это стихотворение так называется. После ответов продолжает: «правильно. Стихотворение называется так потому, что зверюшки всё перепутали. А на самом деле в жизни так не бывает.

Здесь очень важно очень умелое руководство со стороны педагога, который следит, чтобы дети отвечали правильно и в определённом порядке, помогает им вопросами:

1) Какие слова надо заменить, чтобы получилось правильное предложение?

2) Какое слово ты хочешь заменить?

3) Каким словом ты заменишь его?

Эти вопросы повторяются до тех пор, пока не будет составлено предложение.

Дети обычно активно включаются в эту игру, но здесь неизбежна одна трудность. Подыскивая подходящее слово для замены, они в то же время должны не упускать из виду ответы своих товарищей и учитывать их. Например, дети распутывают предложение «Летит зелёная собака». Один ребёнок заменяет слово «летит» словом «рычит». Получается «Рычит зелёная собака». Остаётся заменить слово «зелёная», чтобы получилось правильное предложение. Но другой ребёнок, увлечённый придумыванием своего варианта замены слова, упускает из виду новое полученное предложение и говорит слово «лягушка». Это не распутывает, а снова запутывает фразу, так как получается предложение «Рычит зелёная лягушка». Желание непременно принять участие в выполнении задания, таким образом, не должно мешать сосредоточенности. Каждый быстро подбирает слово и в то же время следит за ответами своих друзей.

Воспитатель может предлагать разнообразные путаницы, но количество слов не должно трёх. На первых порах можно предлагать путаницы, состоящие из двух слов или из трёх, но таких, в которых достаточно заменить одно слово, чтобы получилось правильное предложение.

В повседневной жизни, дошкольников следует привлекать к составлению предложений и составлению путаниц, в которых они будут заменять слова.

8. Игра «Составь предложение»

Дети упражняются в составлении предложений из ряда слов. Для того чтобы они запомнили словесный ряд из шести слов, необходим специальный подбор слов и порядок их предъявления. Воспитатель вызывает к себе шесть детей, каждому говорит, каким словом он будет.

1) кот, лиса, рыжий, рыжая, бежит, лежит.

2) Серёжа, Люба, гуляет, играет, много, мало.

3) котёнок, девочка, весело, быстро, бежит, прыгает.

Дети лучше запоминают слова в таком порядке-два существительных, два прилагательных, два глагола. Прежде чем составлять предложения необходимо убедиться в том, как запомнили дети слова.

Из этих слов можно составить разные предложения. Кто придумает предложение, поднимает руку, только произносить вслух его не надо. Необходимо слова поставить по порядку, чтобы получилось придуманное предложение. Вызванный ребёнок, не произнося вслух предложение, подходит к живым словам и ставит их в задуманном порядке. Затем говорит, какое предложение придумал. Если придуманное ребёнком предложение не соответствует составленному из «живых» слов, воспитатель предлагает детям-словам назвать свои слова. Остальные помогают вызванному дошкольнику найти и исправить ошибку.

Таким образом, в этой игре проверяет себя и тот, кто придумал предложение, и те дети, которые помогли исправить ошибку. Далее можно предложить составить другие предложения. Последующие задания выполняются так же.

Подводя итог игры, воспитатель обращает внимание детей на то, как можно много предложений придумать из этих слов.

После составления и чтения предложений дети должны указывать последовательность слов, называя их вразбивку. После каждого проанализированного предложения дети-слова встают на своё место в ряду. Возможно, что в этой игре помимо составления предложения ребятам придётся выполнять и другие задания, если предложение будет составлено неверно.

Продолжая развивать умения проводить анализ и синтез предложения, в старшей группе можно использовать задания и упражнения. Приведём примеры:

1. Составить предложение из двух-трёх слов про зоопарк.

2. Составить предложение из трёх слов про предмет, сделанный из бумаги.

3. Прослушать предложение и повторить не всё, а только два слова из него.

4. Прослушать предложение, повторить его, но вместо последнего придумать своё.

5. Прослушать предложение, повторить его и сказать, какое слово первое (второе, последнее).

6. Придумать слова-названия улицы, на которой живут люди, которые любят…(петь-Песенная, смеяться-Смеховая, играть-Игристая).

Такие упражнения очень хорошо способствуют активизации словаря детей.

При проведении работы воспитатель должен обеспечить усвоение программного содержания детьми всей группы. Для этого все они поочерёдно должны быть «живыми словами», отвечать на разные по сложности вопросы. Малоактивным детям сначала следует давать простые задания. Во время проведения игры надо спрашивать всех по нескольку раз, чаще менять детей, обозначающих слова.

Различные варианты описанных игр включаются как часть занятия по развитию речи, на них отводится 5-7 минут. Этого времени достаточно для выполнения одного задания какой-либо игры. Но его может быть не достаточно для усвоения предусмотренного материала. Поэтому воспитателю необходимо планировать повторение игр на другом материале.

Важно предусматривать связь с предыдущей частью занятия, а именно отбирать материал, который будет связан тематически с основной частью занятия. Закрепление полученных знаний происходит на всём протяжении занятия по развитию речи. Задания и упражнения позволяют ставить детей в условия произвольного построения предложения, в котором надо использовать менее употребительные в их речи слова.

Читайте также:  Анализы на яйцеглист у детей

Таким образом, проводимая работа не только подготавливает детей к усвоению грамоты, но и оказывает существенное влияние на их общеречевое развитие. Она оказывает влияние и на умственную деятельность, умственное развитие дошкольников, развитие умственной активности, на формирование осознанного отношения к своей речи. Поэтому формирование активного познавательного отношения к речи как языковой действительности-это не просто условие обогащения знаний и представлений детей о новой для них области объективных явлений, способствующее усвоению грамоты. Вместе с этим ребёнок учится сознательно и произвольно строить свою речь, выбирать средства языка для более точного выражения мысли.

Современные исследования и опыт работы по развитию связной речи дошкольников c отклонениями в личностном развитии в процессе словесного творчества. Наиболее типичные нарушения поведения детей. Рекомендации для педагогов и родителей по развитию речи.

дипломная работа [181,1 K], добавлен 25.05.2015

Подбор методик для изучения логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, описание этапов эксперимента. Методические рекомендации для родителей и педагогов по развитию логического мышления у дошкольников; использование игр на его развитие.

дипломная работа [2,5 M], добавлен 24.12.2017

Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Изучение специфики употребления сложных предложений младшими школьниками. Исследование основных особенностей коррекционной работы по развитию умения употреблять сложные предложения.

курсовая работа [64,5 K], добавлен 19.02.2014

Развитие грамматического строя речи в норме у дошкольников. Характеристика структурных компонентов речи в норме. Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР в дошкольном возрасте. Сравнение нормы с ОНР у детей в дошкольном возрасте.

курсовая работа [70,0 K], добавлен 11.01.2005

Проблема развития связной речи. Особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте. Влияние мелкой моторики на развитие связной речи. Диагностика и сравнительный анализ развития мелкой моторики и развития связной речи у старших дошкольников.

курсовая работа [62,6 K], добавлен 27.10.2011

Значение игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте и средства развития речи. Изучение уровня сформированности речевой готовности к обучению в школе. Разработка занятий по речевому развитию детей в процессе организации пальчикового театра.

курсовая работа [47,4 K], добавлен 08.12.2014

Характеристика процесса овладения речью и формирования произносительной речи у дошкольников. Анализ развития речи ребенка на четвертом году жизни. Основные цели создания и разработки дидактических игр для развития словесного творчества дошкольников.

контрольная работа [22,6 K], добавлен 28.01.2011

Развитие речи дошкольников как процесс овладения родного языка. Закономерности естественного процесса усвоения речи в дошкольном возрасте. Три функции речи ребенка: коммуникативная, познавательная, регулирующая. Программа воспитания в детском саду.

курсовая работа [76,7 K], добавлен 19.06.2015

Исследование психологических особенностей развития речи детей дошкольного возраста. Диагностика уровня речевого развития и использование развивающих игр для формирования речи детей в условиях ДОУ. Методические рекомендаций по развитию речи дошкольников.

дипломная работа [734,0 K], добавлен 06.12.2013

Определение особенностей описательной речи дошкольников среднего возраста с общим недоразвитием речи. Разработка и оценка эффективности комплекса логопедических занятий по развитию описательной речи у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.

дипломная работа [148,9 K], добавлен 19.08.2014

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему:
Комплекс коррекционных игр и упражнений на формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи навыка составлять различные синтаксические конструкции.

Этапы коррекционной работы способствуют отработке навыка правильного использования грамматических конструкций, что способствует более успешному развитию грамматического строя речи детей с ОНР. Для закрепления преобретенных навыков, необходимо включать обучающие упражнения во все виды деятельности ребенка.

Комплекс коррекционных игр и упражнений на формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи навыка составлять различные синтаксические конструкции.

В большом количестве современной методической литературе представлены разнообразные игры на развитие грамматической стороны речи. Но они не являются системой работы, и не учитывается постепенное усложнение игр, дифференцированного подхода в обучении, поэтому их использование на практике требует систематизации. Использование этой литературы в дошкольных образовательных учреждениях без учета особенностей формирования грамматических категорий не приводят к устойчивой положительной динамике, следовательно, полученные результаты, носят неустойчивый характер, и количество синтаксических ошибок в речи детей не уменьшается. Основное количество детей допускают грубые ошибки при попытке выразить в своей речи причинно- следственные, временные и пространственные зависимости в виде сложных предложений.

Коррекционную работу необходимо проводить поэтапно. Каждый этап

решает свои основные задачи. Основываясь на разработках Бондаренко А.К. , Ладутько Л.К, Шкляр С.В., Алексеевой М.М., Яшиной Б.И. , Букиневич Е.С., Лагунович А.Л. и Швайко Г.С. и на этапы коррекционной работы для каждого этапа подобрали серию упражнений так, чтобы одни и те же синтаксические формы в разных играх были представлены в разных вариантах. Такой подбор материала должен способствовать более успешному формированию и закреплению знаний детей и применению детьми этих знаний в различных видах деятельности.

Каждый этап в разработанном нами плане при необходимости может быть дополнен или изменен.

Основные задачи, которые необходимо решить в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР при коррекции синтаксических нарушений:

-) сформировать умение правильно согласовывать существительные с прилагательными, числительными, местоимениями;

— )научить правильно пользоваться предлогами при согласования слов в предложениях, научить видеть роль предлога в предложении;

-) научить детей правильно строить грамматические конструкции различного типа (простые, сложносочиненные и сложноподчиненные), научить количественному и качественному анализу предложений.

Для того, чтобы коррекционная работа была наиболее успешной, ее нужно начинать с уточнения, расширения и совершенствования лексики. При этом слово рассматривается не как лексическая единица языка, а как грамматическая и синтаксическая единица предложения. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы, тем самым, накапливаем материал для последующей работы над предложением, а знакомя детей с понятием «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения.

С учетом особенностей мышления дошкольников в коррекционных упражнениях можно использовать графические схемы, которые помогают детям более конкретно ощутить границы слов. Кроме того, дети учатся практически понимать грамматическое значение слова, правильно ставить вопросы к словам, тем самым закладывается основа для успешного освоения в дальнейшем синтаксической роли слов в предложении.

Практика работы с детьми дошкольного возраста показывает, что дети быстро понимают и усваивают условные изображения слов:

— обозначение предмета ( ______ );

— обозначение действие предмета ( ====== );

— обозначение признака предмета (

Работа над словом, как синтаксической единицей предложения .

Цель этапа: научить детей выделять и называть свойства, признаки предмета, называть действия, которые может совершать тот или иной предмет, стимулировать употребление слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов. Главная задача на этом этапе обучения научить детей старшего дошкольного возраста с ОНР правильному согласованию прилагательных с существительными и местоимениями в роде, числе и падеже.

Работа над предложениями с однородными членами.

Основная цель этого этапа: учить детей составлять простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемыми. Работу над однородными членами предложения целесообразно связать с работой над обобщающими понятиями. Если согласование прилагательных с существительными в именительном падеже усваивается детьми без особых трудностей, можно предложить им согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах единственного числа, а также согласованию существительных с глаголами.

Работа над схемой предложения.

Основные задачи на этом этапе научить детей определять количество слов в предложении (количественный анализ) и формировать умение составлять простые предложения (синтез). Предложение составляется с опорой на картинку и детей знакомят с его схемой.

Работа над формированием навыка распространять простое предложение.

Основные задачи этого этапа: научить детей распространять предложение путем введения в него определения, выраженного именем прилагательным, и дополнительного слова, выраженного именем существительным в В.п., Р.п., Д.п., Т.п. без предлога. В графическую схему предложения вводятся дополнительные условные обозначения. Работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением проводится параллельно .

Работая над формированием умения пользоваться предлогами при составлении предложения .

Главная задача: научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение и пользоваться ими в собственной речи. Предлоги, как известно, помогают выразить оптико – пространственные и временные отношения между предметами окружающей действительности и помогают при сочетании слов в предложении. Необходимо сформировать понятие о том, что предлог – хоть и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и если заменить один предлог другим, при этом меняется смысл предложения.

Работа над формированием умения составлять сложные грамматические конструкции (сложносочиненные и сложноподчиненные).

Главная задача этапа: формирование у детей умения строить распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы.

Коррекционная работа над сложным предложением начинается со сложносочиненного предложения, а затем переходит к сложноподчиненному, с опорой на наглядный материал. Овладение навыками построения сложных предложений требует осмысления значений союзов сочинения и подчинения. Необходимо активизировать в речи дошкольников употребление сочинительных союзов (а, но, и, то-то), служащих для связи слов и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как) для связи предложений.

Для обучения детей правильному синтаксическому и грамматическому построению предложения целесообразно использовать на начальных этапах работы такие упражнения, где дети только проговаривают вторую часть сложного предложения, которая является ответом на поставленный вопрос. Постепенно сложное предложение строится ребенком все целиком.

Вышеперечисленные этапы коррекционной работы способствуют отработке навыка правильного использования грамматических конструкций, что способствует более успешному развитию грамматического строя речи детей с ОНР. Для закрепления преобретенных навыков, необходимо включать обучающие упражнения во все виды деятельности ребенка.

При использовании упражнений в коррекционной работе необходимо опираться на общедидактические принципы, такие как:

системности, взаимосвязи речи с другими сторонами психической деятельности ребенка, онтогенетического принципа, принципа доступности, поэтапности, учета ведущей деятельности возраста.

Э ффективность работы по формированию грамматической стороны речи детей через дидактические игры и упражнения будет обеспечиваться при выполнении некоторых условий:

-) многократного проведения одних и тех же игр (для закрепления навыка):

-) многообразие дидактических игр (разнообразие форм, различное лексическое содержание);

-)гибкое использование предлагаемых игр для дифференцированного подхода в обучении, в зависимости от имеющихся у детей грамматических проблем;

Комплекс коррекционных упражнений.

Работа над словом, как синтаксической единицей предложения .

Цель: учить различать «живой» — «неживой» предмет.

Оборудование: предметные картинки, изображающие живые и неживые предметы.

Ход игры: Педагог выставляет картинки и предлагает детям их рассмотреть:

— Назовите картинки и поставьте вопросы к словам (стол – что?, мальчик – кто?, тарелка – что?, шапка – что?).

Цель: учить различать слова-предметы, слова-действия и правильно ставить к ним вопросы.

Оборудование: панно «Цветок» (без лепестков) в центре схема (слово- предмет, слово – действие, слово – признак); у детей лепестки с изображением предметов.

Ход игры: Педагог предлагает детям назвать предмет на лепестке и поставить к нему вопрос (Самолет – что?, рыба – кто?, и т.д.): придумайте к вашему предмету действие и поставьте вопрос. (Дети составляют цветок из лепестков, называют действие и ставят вопрос: плавает – что делает? летит – что делает? и т.д.)

Цель: обогащать речь детей прилагательными, правильно ставить вопрос к словам-признакам.

Оборудование: опорные схемы для описания предметов (цвет, форма, размер, вкус, материал).

Ход игры: Детям предлагается назвать предмет охарактеризовать его по возможно большему числу признаков, поставить вопрос к словам-признакам.

(Мяч – разноцветный (какой?), маленький (какой?), круглый (какой?), резиновый (какой?)).

Цель: закреплять практическое усвоение детьми понятий: слово-предмет, слово-действие, слово-признак, предложение.

Оборудование: графическое изображение слов и предложений.

Ход игры: Детям предлагается схема слова-предмета (действия, признака) или предложения различной структуры.

— Придумайте слова (предложения) по заданной схеме и поставьте вопросы к словам.

Цель: продолжать учить детей анализировать и угадывать предметы по их признакам; развивать понимание категорий рода у прилагательных.

Оборудование: предметные картинки (разные лексические темы).

Ход игры: Детям предлагается назвать картинки и догадаться по описанию, о ком загадка (волк, заяц, мышь, лебедь, гусь, лиса, белка).

— Дикий, серый, голодный, злой … (волк).

— Дикий, серый, трусливый … (заяц).

— Маленькая, серенькая, пугливая … (мышь).

— Дикий, водоплавающий, белый … (лебедь).

— Домашний, водоплавающий, белый … (гусь).

— Дикая, рыжая, пугливая … (белка).

— Дикая, рыжая, умная, хитрая … (лиса).

Цель: учить детей дифференцировать слова-предметы, действия, признаки.

Оборудование: у каждого ребенка карточки с графическим изображением слов: ____ ====

Ход игры: Педагог называет слова, а дети поднимают соответствующее графическое изображение. Ставят вопрос к слову.

Работа над предложениями с однородными членами.

Цель: учить распространять простое предложение однородными определениями, дополнениями.

Оборудование: иллюстрации с изображением домашних птиц, их птенцов; вывеска «Справочное бюро».

— Ребята, бывает, что дети могут потеряться. Что надо делать в таких случаях?

(Ждать маму на одном месте, обратиться к продавцу, милиционеру и т.п.)

— В нашей игре маленькие птенцы потеряли своих родителей. Они обратились в «Справочное бюро», но не знают имена родителей, зато знают, чем те занимаются. Выбирайте себе картинку с птенцом, роль которого вы хотите исполнять. У «сотрудников бюро» имеются все картинки с изображением взрослых домашних птиц. Он по вашему описанию узнает, кто ваши «родители».

Например: «Мой папа большой, драчливый, задиристый, важный, разноцветный, хвост, гребешок и бородка. На его лапках есть острые шпоры. Он очень рано встает, кричит свою песню: «Ку-ка-ре-ку!». Если «сотрудник бюро» угадывает ответ, то отдает вам соответствующую картинку. В данном случае – картинку с изображением петуха. — «Моя мама большая, белая, с длинной шеей, с оранжевым плоским клювом. У нее широкие красные лапы, как ласты. Она любит щипать траву и плавать на пруду. Она громко зовет меня: «Га-га-га!»». — «Моя мама толстенькая, пестренькая, с тонкой длинной красной шеей, с коротким, но пышным разноцветным хвостом. Она зовет меня вот так: «У-лу-лу, у-лу-лу!»». — «Мой папа – красивый и гордый. Его хвост похож на павлиний. А таких красивых перьев не найти во всем птичнике. У него тонкая красная шея, клюв украшен длинной красной бородой. Когда он меня зовет, то кричит» «У-лу-лу, у-лу-лу!»». И т.д. Игра продолжается со сменой ролей.

Читайте также:  Анализы на холецистит у детей

Цель: активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложений с однородными членами.

Ход игры: Педагог предлагает детям представить, что они собрались пойти на каток. Кто-то из детей вызывается к столу, на котором разложены картинки с изображением одежды. Ребенок должен подобрать одежду, необходимую ему для прогулки.

Образец речи детей: «Я надену колготки, рейтузы, свитер, теплые носки, ботинки с коньками». Далее могут обсуждаться следующие ситуации: занятия спортом, поход за грибами, поход на пляж, утренники в детском саду и т.д. Можно предложить детям самим придумать ситуации, в которых нужна специальная одежда.

Цель: активизация словаря по теме, формирование навыка построения повествовательных предложений с однородными членами.

Ход игры: Дети делятся на две команды. Каждая команда получает набор предметных картинок с изображением различной посуды.

Педагог обращается к детям:

— Ребята, представьте себе ситуацию, что в доме отключили воду. В раковине осталась немытая посуда. У вас есть только два тазика воды – один с горячей, другой с холодной водой. Вы должны подумать, в каком порядке лучше всего мыть грязную посуду и почему? Разложите картинки в том порядке, в каком вы бы стали мыть посуду. А теперь опишите свои действия». Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание логопеда.

Предметные картинки: 1) стеклянный стакан, чашка, вилка, тарелка, сковорода; 2) чашка, ложка, тарелка, половник, кастрюля. (Сначала моется посуда, наименее испачканная жиром.)

Цель: закрепление представлений о различных видах мебели по ее назначению, формирование навыка составления предложений с однородными членами.

Ход игры: Из числа детей выбирается ведущий, который будет называть различные помещения в квартире. Остальные дети называют мебель, которую туда можно поставить.

Например: коридор – вешалка, трюмо, тумбочка и т.д. Педагог в это время может выставлять на фланелеграф предметные картинки или ставить на стол игрушечную мебель. Затем детям предлагается рассказать о той мебели, которая с их помощью поставлена в разных комнатах. Далее, в зависимости от цели занятия, можно попросить детей составить либо рассказы – описания, либо предложения с однородными членами типа: «В коридоре стоят вешалка, трюмо и тумбочка».

Цель: закрепить представления о частях предметов, о их качествах, формирование навыка составления описательных предложений с однородными членами.

Ход игры: — Представьте себе, что вы художники и будете рисовать картину. Далее педагог предлагает нарисовать, например, дом. Какой дом будет у нас? (деревянный, кирпичный) Какого цвета у него стены? После того как дом будет нарисован, повторяем все то что нарисовали. «Дом кирпичный, коричневый, с крышей красного цвета, с окнами, дверями зеленого цвета. С балконами и лифтом и т.д.

Работа над схемой предложения.

В каждой из представленных игр на этом этапе дается схема по которой дети составляют предложения по заданному условию.

Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления, учить составлять предложение по заданному слову.

Правило: Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

Ход игры: Дети и педагог садятся в круг. Педагог объясняет правила игры:

— Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовѐт свое слово и передает камешек рядом сидящему.

Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

Цель: учить детей составлять предложения по заданному глаголу.

Оборудование: Флажки, значки.

Ход игры: Педагог произносит одно слово (глагол), например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.

Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т.д.) в зависимости от цели занятия.

Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.

— Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?

4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Цель: учить строить простое полное предложение.

Оборудование: полоски бумаги разной длины, эмблемы солнышка, бумажные солнечные лучи.

— Дети разделитесь на две команды. Каждая команда по очереди будет составлять фразы о весне. За каждое правильное предложение получите «солнечный лучик» для эмблемы солнышка. Победит та команда, которая соберет больше «лучиков», у которой весеннее солнышко окажется «ярче».

Вариант 1. Правило: выбрать полоски бумаги разной длины в зависимости от длины слова, запомнить слова, изменять порядок слов, правильно изменять форму слов, правильно строить предложения.

— Деревья, на, почки, появляются.

— Лес, подснежник, в, расцвели.

— Дерево, скворечник, повесили, на.

Правило: самостоятельно придумывать полные предложения с заданным словом, выкладывать их с помощью полосок бумаги разной длины, озвучивать составленное командой предложение.

Работа над формированием навыка распространять простое предложение.

Цель: продолжать учить детей составлять распространенное предложение (из 2, 3, 4, 5 слов) по данным словам, правильно их согласовывать; закреплять умение графически изображать предложения.

Оборудование: сюжетные картинки, тетрадь, карандаш.

Ход игры: Составьте предложение по картинке и изобразите его графически.

(Дети составляют предложение, комментируют каждое слово и изображают схему предложения в тетрадях.)

Ход игры: Логопед перечисляет слова: лепить, мальчик, заяц.

— Правильно я сказала? Кто лучше скажет? (Мальчик лепит зайца.)

(Дети комментируют слова и изображают схему предложения в тетрадях.)

Цель: Учить детей умению анализировать предложение.

Ход игры: Дети придумывают предложения:

1) на заданную тему из 3-4 слов;

2) на любую тему, с любым количеством слов.

Правило: назвать количество слов в предложении.

Цель: развивать понимание логико-грамматических конструкций; практическое усвоение структуры простого предложения с прямым дополнением.

Оборудование: предметные картинки; схема предложения: |____ ==== |____|.

Ход игры: Педагог последовательно предлагает детям прослушать предложения, иллюстрируя их с помощью двух предметных картинок (н-р: мальчик, рыба) и к/схемой (====).

— Смотрите и слушайте внимательно: Рыба поймала мальчика.

Исправьте схему и скажите правильно, если я ошиблась.

Ребенок должен справить ошибку в предложении, правильно его произнести, предварительно переставив п/картинки. (Это неправильно. Надо сказать: Мальчик поймал рыбу.)

Далее ребенок ставит вопросы к словам и выставляет схему предложения.

Кто какую пользу приносит.

Цель: продолжать учить составлять простое распространенное предложение с прямым дополнением по заданной схеме.

Оборудование: наборное полотно с тремя карманами; предметные картинки; схема предложения, в которой подлежащее и дополнительное слово заменены предметными картинками.

Ход игры: Педагог показывает предметные картинки. Демонстрируется наглядная схема, иллюстрирующая тип будущий высказываний детей (курица ==== яйца; кошка ==== мышка; лошадь ==== груз и т.д.)

Дети составляют предложения, ставят вопросы к словам и выкладывают схему предложения.

Работая над формированием умения пользоваться предлогами при составлении предложения .

Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).

Оборудование: Грузовик, мишка, мышка.

Ход игры:В гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.

Цель: сформировать понимание некоторых предлогов.

Оборудование: две ложки и два пластиковых стакана.

Перед педагогом и перед ребенком стоит стакан с ложкой. Педагог демонстрирует ребенку действия с этими предметами и комментирует их: «Я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку за стакан» и т. д. Затем ребенок выполняет инструкции педагога. После этого, ребенок самостоятельно демонстрирует какое-либо действие и комментирует его. Педагог же в это время следит за правильностью речи ребенка.

Цель: учить строить предложения с предлогами, закреплять умение различать одушевленные и неодушевленные объекты.

Оборудование: иллюстрации с изображением растений и обитателей леса.

Правило: подбирать как можно больше вариантов окончания предложения, передавать предмет (шишку) как эстафетную палочку, разыгрывать «фанты».

— Ребята, сядем с вами в круг, как у костра на лесной опушке. У меня в руках шишка. Я задам вопрос, передам шишку соседу справа. Сосед справа ответит на вопрос и передаст шишку следующему. Так шишка по кругу вернется ко мне. Повторять предложения нельзя: каждый придумает свое. Если ответа не знаешь, отдай «фант», который потом разыграем. «Что и где я найду в лесу?» Примеры ответов: — В лесу под ѐлкой я найду шишку. — В лесу под дубом я найду желудь. — В лесу под осинкой я найду подосиновик. — В лесу на сосне я найду дупло. — В лесу за пеньком я найду ѐжика. — В лесу в кустах я найду гнездо. И т.д. Розыгрыш «фантов» проводится в конце игры.

Примерные задания для хозяев фантов: — жонглировать 2 – 3 шишками; — имитировать движения какого-либо лесного обитателя; — рассказать четверостишие о любом растении или животном леса; — метать 5 шишек в корзину. И т.д.

Цель: формирование навыка практического использования в речи предложных конструкций.

Оборудование: предметные картинки.

1.Педагог демонстрирует детям действия с предметами и комментирует их: «Лампа стоит на столе, лампа висит над столом, лампа лежит в столе, лампа упала со стола, лампу поставили под стол, лампу вытащили из-под стола». Далее логопед просит детей назвать маленькие слова (предлоги), которые они услышали в предложениях.

2.Педагог просит детей придумать предложения по двум опорным картинкам с использованием маленьких слов «на», «над», «под», «в». Например: полка – кровать, платье – шкаф, портфель – стул, книга – стол, тапочки – кровать.

Работа над формированием умения составлять сложные грамматические конструкции (сложносочиненные и сложноподчиненные).

Цель: активизировать в речи детей наречия, учить строить полное предложение с противительным союзом «а» по образцу.

Оборудование: картинки с изображением растений, обитателей леса.

Правило: подбрасывать и ловить шишку, называть определения в сравнительной степени, образовывать слова-наречия, заканчивать правильно предложение с союзом «а».

— Ребята, Лесовик подарил мне волшебную шишку, которая поможет нам рассказать о деревьях, лесе и его обитателях.

-Послушайте внимательно: «Куст сирени высокий, а сосна ещѐ…..(выше)».

— Куст черники низкий, а трава ещѐ…..(ниже).

— Роща большая, а лес ещѐ…….(больше).

— Ручей широкий, а река ещѐ…… (шире).

— Ручей мелкий, а лужаещѐ……. (мельче).

— Волчонок ловкий, а волк ещѐ….(ловчее).

— Белка рыжая, а лиса ещѐ ………(рыжее).

— Береза старая, а дуб ещѐ………(старше).

— Парк густой, а лес ещѐ……….(гуще).

— Трава зеленая, а ель ещѐ…….(зеленее).

— У белки хвост пушистый, а у лисы ещѐ…..(пушистее).

— У лося ноги тонкие, а у оленя ещѐ……(тоньше).

Цель: учить сложное предложение с союзом «а», закреплять умения изменять слова во множественном числе, подбирать слова с противоположным значением (антонимы).

Оборудование: иллюстрации с изображением грибов, ягод; шляпа Лесовичка.

Правило: придумать предложение с опорой на картинку.

— Старичок-Лесовичок любит спорить, делать все наоборот. А вы умеете играть в игру «Скажи все наоборот»? Лесовичок будет показывать вам картинки грибов, ягод, а вы называйте ему не один предмет, а много: «Боровик – боровики, лисичка – лисички, поганка – поганки и т.д.».Лесовичок гордится лесными богатствами и дарами. Как он об этом говорит? Например: Лесовичок показывает картинку «мухомор». — У тебя один мухомор, а в лесу много мухоморов. — У тебя один куст черники, а в лесу много кустов черники. — У тебя один опенок, а мы собрали много опят.

Цель: учить детей употреблять сложноподчинѐнные предложения.

— Марина не пошла сегодня в школу, потому что. ( заболела)

— Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно)

— Я не хочу спать, потому что. ( ещѐ рано)

— Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода)

— Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты)

— Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись от собаки)

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры: Педагог объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить, используя слово «потому что». За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберѐт больше фишек.

Незаконченные предложения для игры: Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идѐт дождь) Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко) Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер) Стало очень холодно… (пошѐл снег)

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родн.

Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деят.

Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Воспитание и обучение детей с ОНР сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых определенного круга знаний об особенностях общего и речевого развития детей, душевной доброты и наблюдатель.

Многие исследователи занимались вопросом развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является главной целью всего коррекционно-развивающего процесса.

Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии — изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имее.

источник