Меню Рубрики

Анализ проблемы подготовки детей к школе

Проблема подготовки детей к школе — это одна из главных проблем в дошкольной педагогике и психологии. Интерес к данной проблеме не иссякает, как со стороны исследователей российских ученых, так и среди ученых зарубежных стран.

Проблема подготовки детей к обучению в школе в современной педагогике и психологии

Проблема подготовки детей к школе — это одна из главных проблем в дошкольной педагогике и психологии. Интерес к данной проблеме не иссякает, как со стороны исследователей российских ученых, так и среди ученых зарубежных стран. Нынешние исследования современных ученых показывают, что 50-60 % детей поступают в первый класс практически неготовыми к обучению, так как у них слабо развита психологическая, социальная и эмоционально-волевая сторона личности.

Успешное решение задачи развития личности у ребенка, благополучная атмосфера со стороны окружающих, а также повышение качества обучения, во многом может определится тем, насколько же верно учитывают уровень подготовки детей к обучению школе.

В нынешней психологии не существует конкретного определения такого понятия, как готовность к школе. Именно поэтому, я считаю, что в данный момент эта проблема является весьма актуальна.

Для начала, необходимо рассмотреть проблему подготовки детей к школе, а именно с точки зрения педагогики и психологии. На сегодняшний день, в большинстве школ, ребенок обучается в течение 11 лет. Очень важно, чтобы в течение этого времени, ребенок развивался бы благополучно. Одна из причин благополучности является именно подготовка к школе, а это умение правильно общаться как со взрослыми, так и со сверстниками, желание учиться, способность решить какую – либо сложную задачу самостоятельно, стремиться к достижениям, иметь чувство ответственности. На сегодняшний день в педагогике и психологии, а также в образовательной деятельности, такое понятие как «психологическая готовность к школе» распространено довольно – таки широко, кроме того это понятие используется в педагогической деятельности (в том числе и дошкольной педагогике), такими специалистами как воспитатель детского сада, школьный учитель, социальный педагог, дошкольный психолог. С этим понятием знакомы не только родители, но и дети.

С точки зрения теории, проблема готовности к школе в последние несколько лет привлекает особое внимание педагогов, психологов, педиатров, гигиенистов, и не только в России, но и за рубежом. Конкретного и ясного определения такого понятия как «психологическая готовность к школе» пока не существует, различные ученые трактуют это понятие по- разному, и среди них нет единого мнения. Отечественные психологи утверждают, что готовность к школьному обучению – это тот уровень, необходимый для психического развития ребенка, с целью освоения школьной программы в условиях обучения в окружении сверстников.

В.С.Мухина считает, что готовность к школьному обучению – это осознание и желание учиться, которое возникает в результате созревания социального статуса ребенка, появления у ребенка внутренних противоречий, который задает мотивацию к обучению.

Д.Б.Эльконин утверждает, что готовность ребенка к обучению в школе, предполагает внедрение некого социального правила, то есть определенной системы социальных отношений между взрослым и ребенком.

Л.А.Венгер считает, что психологическая готовность к обучению в школе состоит не в том, что у ребенка сформированы школьные качества, а в том, что он владеет определенными предпосылками к дальнейшему усвоению.

Новое отношение ребенка ко всему происходящему вокруг, которое возникает при поступлении ребенка в школу, Л.И. Божович называла внутренней позицией школьника, и считала этот момент критерием готовности к обучению ребенка к школе.

В психологическом словаре такое понятие как «готовность к школьному обучению» трактуется следующим образом: совокупность морфофизиологических особенностей у ребенка старшего дошкольного возраста, которая обеспечивает успешный переход к организованному и систематическому школьному обучению.

Проблема подготовки детей к школе — это не столько научная, сколько реально-практическая, острая и жизненная задача, которая не получила обоснованного и окончательного решения. А от решения данной задачи зависит очень многое, так как в итоге на кону стоит судьба детей — их настоящее и их будущее. Подготовка к школьному обучению, в первую очередь, включает в себя рост уровня общего развития детей, а именно стимулирование работоспособности, познавательных интересов, воспитание определенных качеств личности, укрепление их здоровья, совершенствование мышления, принятие учебных задач, осознание способов решения, умение контролировать и верно планировать свои действия и тому подобное. Необходимо обратить внимание на ценность занятий, направленных на развитие ребенка для подготовки детей к обучению в школе. Подготовка детей к обучению в школе можно рассматривать как комплексную характеристику ребенка, раскрывающую уровни развития определенных психологических качеств ребенка, которые являются основными предпосылками для формирования учебной деятельности и для нормального приспособления к новой социальной среде.

Основными психологическими особенностями детей, которые вот-вот поступят в школу, являются следующие:

Во – первых, это умение слушать говорящего и верно выполнять те задания, которые предлагается в устной форме.

Во – вторых, это умение самому выполнить конкретное задание по определенному образцу.

В – третьих, это умение ориентироваться в заданной системе действий.

Как определить, что ребенок готов к школе? Ведь это не только умение считать, читать, писать, а именно развитая познавательная активность дошкольника, ученика в будущем. Общечеловеческие ценности, любовь к Родине, национальные традиции можно присвоить ребенку только посредством игры. В играх развивается мышление, память, речь, внимание, а также формируются настоящие отношения детей в обществе и коллективе, умение где-то руководить, а где-то подчиняться, организовывать общие действия, разрешать конфликтные ситуации, помогать другим детям и т. п. Несомненно, готовность к обучению зависит и от интеллектуальной составляющей ребенка. Если у ребенка слабо развитые основные психические процессы, то и обучение в школе будет проходить с трудом. С целью развития интеллектуальных способностей ребенка взрослые должны развивать в ребенке определенные познавательные потребности, которые обеспечивают должный уровень мыслительной деятельности, которая, в свою очередь, предлагает соответственные задачи, и обеспечивает необходимой системой знаний об окружающем.

Необходимо отметить, что под пристальным вниманием должны быть и персональные особенности детей. Каждому ребенку необходимо, с учетом его особенностей, показать и направить его на вид какой – либо деятельности. Например, один из детей, любит писать, другой читать, третий – считать, а четвертый – любит спорт. Необходимо поощрять успехи ребенка в той или иной области, но не стоит забывать, что слабые стороны ребенка необходимо также развивать. Например, один ребенок любит читать, но не умеет считать, и эту «слабую» сторону необходимо развивать, так как это очень может пригодиться в обучении в школе. И будет неправильным, если у ребенка по математике будут «твердые» пятерки, а по чтению – слабые тройки, и даже двойки. Поэтому и важно развивать эти «слабые» стороны именно в старшем дошкольном и подготовительном возрасте (5-6 лет).

Главная цель подготовки ребенка к школе – это формирование личностных качеств, которые необходимы для овладения учебной деятельностью, а именно любознательности, инициативности, творческого воображения.

Специалисты определяют уровень готовности ребенка к школе по некой формуле. Они рассматривают несколько особенностей ребенка и складывают их в одно для представления общей картины дошкольника. Это такие показатели, как состояние здоровья, физическое состояние и развитие ребенка, биологический возраст. Кроме того, учитывается его стрессоустойчивость, мотивация ребенка, а также, что очень важно — социальная готовность.

Таким образом, готовыми к школьному обучению можно считать только тех детей, с которыми была проведена подготовительная работа. Детям, которые не посещали детский сад и с которыми не была проведена специальная работа, сложнее приспособиться к школе. По наблюдениям учителей первых классов эти дети, которые не ходили в детский сад и с ними не была проведена подготовительная работа, не обладают всесторонними качествами, которые нужны будущему школьнику, т. е. не готовы к школе. Чаще всего это связано с тем, что в дошкольном возрасте слабо реализуются все способности и таланты ребенка, и в результате неправильного понимания взрослыми вопроса развития и воспитания дошкольников с целью подготовки их к обучению в школе. Именно поэтому главная проблема подготовки ребенка к школе состоит в том, чтобы вовремя и правильно подготовить ребенка к школе. А снабдить правильную подготовку и всестороннее развитие ребенка для подготовки к школе могут только усилия учителей, воспитателей и родителей, причем действовать они должны совместно. Семья – это главная и первая среда развития ребенка, правда, и в дошкольном учреждении развивается и формируется личность ребенка, поэтому выделить, что важнее — семья или детский сад мы не сможем, так же как и ответить на вопрос, что лучше – воспитание в семье или в детском саду. Задача родителей и детского сада (подготовительной школы) помочь ребенку в этом и направить его в правильное русло.

источник

Наталья Павлова
Проект-презентация «Актуальные проблемы подготовки детей к школе»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)

Факультет дошкольной педагогики и психологии

Проект на тему:«Актуальные проблемы подготовки детей к школе»

Выполнила: Павлова Наталья Сергеевна

Профиль: «Дополнительное образование (раннее творческое развитие)»

Форма обучения: очно-заочная

Учебный год: 2015-2016, семестр 2

Цель: изучение проблематики подготовки детей к школе.

1. изучение и анализ литературы по теме исследования;

2. выделение психолого-педагогических аспектов подготовки детей к школе;

Методы исследования: анализ научной психолого-педагогической литературы по теме исследования.

Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования, так как от ее решения зависит успешность обучения детей в школе. Это многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребёнка. Одним из самых главных аспектов её является психологическая готовность к школе.

В настоящее время в психолого-педагогической науке и образовательной практике понятия «психологическая готовность к школе» и «школьная зрелость» являются широко распространенными и активно используются самыми различными специалистами: воспитателями детских садов, школьных учителей, практическими психологами, социальными педагогами. С этим понятием знакомы и родители, и даже сами дети.

Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (включающее выделение фигуры из фона); концентрацию внимания; аналитическое мышление (выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями); возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие мелкой моторики и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Об интеллектуальной зрелости судят по следующим факторам:

Речевое развитие – ведущий компонент подготовки ребенка. Без определенного уровня развития речи обучение не просто затруднено, но практически невозможно.

Развитие мелкой моторики и графических умений – важный показатель развития ребенка. Несформированность (неловкость) моторных действий может быть основой трудностей обучения письму. Поэтому при определении готовности к школе важно иметь в виду не только развитие «больших» движений – бег, прыжки, спортивные движения, но и способность ребенка манипулировать мелкими предметами, умение держать ручку и выполнять простые графические движения.

Развитие внимания и памяти – необходимый компонент успешного обучения. Неустойчивое внимание, трудности переключения или, наоборот, постоянное отвлечение, низкие объем и устойчивость памяти, трудности произвольного запоминания также могут осложнить процесс обучения. Мышление (общее развитие) – аспект подготовки, которому уделяется много внимания. Современные дети много видят, слышат, им читают, с ними активно занимаются. Важно, чтобы ребенок не только имел определенный запас знаний, но и умел им воспользоваться – умел рассуждать, делать элементарные выводы, выделять общие и отличительные признаки предметов, явлений, событий.

Самоорганизация (организация произвольной деятельности) – ее особенности определяют эффективность работы ребенка в процессе учебных занятий, его способность выполнить все необходимые задания, возможность внимательно слушать учителя, усваивать новые знания и т. п. Несформированность организации деятельности способна серьезно осложнить процесс обучен6ия. При несформированности организации деятельности возможны комплексные трудности при обучении письму, чтению, математике.

В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К началу систематического обучения дети должны уметь сознательно подчинять свои действия правилам, ориентироваться на школьные требования (т. е. «надо» уже может перевесить «хочу»). Зрелость эмоционально-волевой сферы также подразумевает способность ребенка справляться со своими отрицательными эмоциями.

Об эмоциональной зрелости говорят особенности личностного развития, которые могут стать основой неготовности к школе, а значит, и причиной комплекса школьных трудностей.

Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп. Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).

В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.

Вывод: Всё перечисленное является психологической готовностью к обучению в условиях школы.

Это — тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик.

Ребенок, который не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. Очень часто у таких детей слабо развита связная речь — они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное. У ребенка, который плохо подготовлен к школе, нет интереса к познанию, он не стремится к творчеству, а склонен к шаблонным решениям, он не проявляет инициативы.

Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть всестороннее развитие ребенка, которое позволит обеспечить формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка, а также социальных умений и навыков, необходимых для благополучной адаптации первоклассника, положительного отношения к школе и достижений в учебе.

1. Дошкольная педагогика«. Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина «Просвещение», Москва, 1978 г.

2. «Психологическая готовность к школе» Гуткина Н. И. «Академический Проект», Москва, 2000 г.

3. Гейци Э. Д. ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2005. – № 2.; http://www.science-education.ru/ru/article/view? >

4. «Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе» Кравцова Е. Е., Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР, 1991г.

5. Преемственность дошкольного и начального образования в рамках введения ФГОС. Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/04/03/preemstvennost-doshkolnogo-i-nachalnogo-obrazovaniya

Актуальные проблемы художественно-эстетического развития детей Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие.

Актуальные вопросы формирования психологической готовности ребенка к обучению в школе Актуальные вопросы формирования психологической готовности ребенка к обучению в школе в соответствии с требованиями ФГОС ДО Наталья Юрьевна.

Использование игр с правилами для подготовки детей к школе Актуальность. Игра с правилами – ведущий вид игры в старшем дошкольном возрасте. В игре происходят важнейшие изменения психики детей, осуществляется.

Консультация для педагогов «Проблемы предшкольной подготовки детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов «Проблемы предшкольной подготовки детей дошкольного возраста» В настоящее время одной из проблем, стоящих перед.

Консультация для родителей «Проблема подготовки детей к обучению в школе» «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Дошкольное воспитание в современных условиях. Актуальные проблемы ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Исследование данной темы вызвано рядом обстоятельств. В настоящее время.

Проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. Готовность детей к школе- одна из самых актуальных задач воспитания.

Занятия рисованием как средство подготовки детей к обучению в школе Муниципальное бюджетное учреждение «Детский сад №9 «Катерок» Статья на тему: Занятия рисованием как средство подготовки детей к.

Эссе «Актуальные проблемы современного образования» Эссе «Актуальные проблемы современного образования» В настоящее время в мире изменились не только условия жизни, социальное пространство.

Читайте также:  Генетический анализ у детей 1 года

источник

Глава 1. Теоретический анализ проблемы интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. В словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо — физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению. [Б.М. Бим-бад Педагогический энциклопедический словарь. М.,2002. С. 56-57]

В последние годы все больше внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. А.Анастези трактовал понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками [А.Анастези, 2002].

И.Шванцара определял школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве компонентов готовности к обучению к школе И. Шванцара выделял умственный, социальный и эмоциональный компоненты [27].

По мнению С. Штребела, А. Керна, Я. Йирасека, поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. К умственной области авторы относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и так далее [15]. При решении этого вопроса, как отмечает Я. Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости.

Если зарубежные исследования школьной зрелости в основном направлены на создание тестов и в гораздо меньшей степени ориентированы на теорию вопроса, то в работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе. Понимание школьной готовности рассматривается как многокомпонентное образование. У истоков этого подхода стоит Л.И. Божович, которая еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника [3]. Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л.И. Божович назвала «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием готовности к обучению.

Аналогичные взгляды развивал и А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.» [15].

В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению — это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.

Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А. Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный [6].

В своих исследованиях Т.А. Нежнова указывает, что новая социальная позиция и соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку они принимаются субъектом, то есть становятся предметом его собственных потребностей и стремлений, содержанием его «внутренней позиции» [3].

Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым, произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку т.к. коллектив в этом случае корректирует нарушение в подражании предполагаемому образу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно [28].

В работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяется три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности [16].

Н.Г. Салмина в качестве показателей психологической готовности также выделила интеллектуальное развитие ребенка [21].

Таким образом, психологическая готовность — сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Это комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального, включения в школьную жизнь и для формирования учебной деятельности на этапе школьного детства. Эти психологические качества определенным образом сгруппированы, а их группы рассматриваются как компоненты психологической готовности к школе.

В современной психологии выделение компонентов школьной готовности производится по различным критериям и на разных основаниях. Некоторые авторы (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько и др.) идут по пути дифференциации общего психического развития ребенка на эмоциональную, интеллектуальную и другие сферы. Другие же авторы (Г.Г Кравцов, Е.Е. Кравцова) рассматривают систему взаимоотношений ребенка с окружающим миром и выделяют показатели психологической готовности к школе, связанные с развитием различных видов отношений ребенка с окружающим миром.

По мнению Л. И. Божович основными параметрами психического развития ребенка являются: познавательные и социальные мотивы, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы.

Н. Г Салмина выделяет произвольность, как одну из предпосылок учебной деятельности. Кроме того, она обращает внимание на уровень сформированности семиотической (знаковой) функции как характеристику интеллектуального развития ребенка и личностные характеристики, включающие особенности общения, развитие эмоциональной сферы и др. [27]. В таком случае основными сторонами психологической готовности детей к школе являются: произвольность в общении со взрослыми; произвольность в общении со сверстниками; адекватно сформированное отношение к самому себе. Поскольку в психологии пока нет единого понимания психологической готовности к обучению в школе, разные авторы (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина, Г. Витцлак, И. Шванцара и др.) предлагают различные ее структуры.

Готовность к школе включает ряд взаимодействующих компонентов и основными параметрами психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Рассмотрев структуры психологической готовности к школе разных авторов (С. Штребела, А. Керна, Я. Йирасека, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина, и др.), мы выделили основные компоненты психологической готовности к школьному обучению: личностную готовность, эмоционально-волевую, интеллектуальную, физическую, социально-психологическую (рис.1.

Рис. 1.1. Структура готовности к школьному обучению

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе мы выделяем дополнительно еще одну – развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух. Мышление и речь неразделимы. Развивая мышление, мы развиваем речь, а развивая речь, развиваем и мышление. Уровень информатизации современного общества достаточно высок, однако в силу своих возрастных и индивидуальных особенностей каждый ребенок дошкольного и младшего школьного возраста из доступного ему потока информации выбирает что-то свое и не всегда понимает это адекватно. Лексикон ребенка формируется по мере усвоения им новых понятий, по мере формирования умения классификации усваиваемых понятий и их обобщения. Язык – своеобразная система понятий. Связь слов в предложении позволяет понимать речь. Как правило, трудностей с пониманием речи на бытовом уровне в условиях общения с родителями, с друзьями и др. не вызывает у ребенка затруднений.

Ситуация меняется с началом обучения. Для детей младшего школьного возраста наиболее сложным является понимание и усвоение научных понятий, связанных с тем или иным предметом, так как каждый из них содержит свою особую терминологию.

Таким образом, интеллектуальная готовность школьному обучению рассматривается нами как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, обеспечивающий переход к учебной деятельности. Это предполагает развитую способность ребенка проникать в сущность предметов и явлений, овладевать мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением и обобщением, классификационными навыками и др. Кроме того, в процессе учебной деятельности ребенку предстоит устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать найденные противоречия, что играет важную роль в овладении системой научных понятий и обобщенных способов решения практических задач в школе.

источник

Глава 1. Теоретическое исследование педагогических проблем подготовки детей к школе в дошкольном учреждении

1.1 Психологическая и физиологическая готовность ребёнка к школьному обучению

1.2 Подготовка дошкольника к учёбе в семье

1.3 Педагогическая помощь детского сада в подготовке ребёнка к школьному обучению

1.4 Психодиагностика дошкольников как средство педагогической помощи родителям

Глава 2. Практическое исследование педагогических проблем подготовки детей к школе в дошкольном учреждении

2.1 Исследование готовности детей к обучению в школе

.2 Рекомендации для воспитателей

Список использованных источников

Современные исследования показывают, что 60-70% детей приходят в первый класс неготовыми к обучению, так как у них недостаточно развита социальная, психологическая и эмоционально-волевая сфера личности.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятная окружающая атмосфера во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода.

Л.М. Безруких считает, что готовность ребенка к интеллектуальному обучению в школе — это уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.

Л.А. Венгер трактует понятие готовность к школе как определенный уровень: социальных умений, включающих умения общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение, развитие тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (это организация деятельности, развитие речи, моторики, координации, а также личностного развития характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию).

Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Л.М. Фридман, М.М. Безруких Е.Е. Кравцова и многие другие.

На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению многокомпонентное образование, которое требует комплексных психолого-педагогических исследований.

Авторами дается не только анализ необходимых знаний, умений, навыков ребенка при переходе из детского сада в школу, но и предлагается комплекс диагностических методик, позволяющих выявить готовность дошкольника к школе.

Актуальность данной проблемы определила тему исследования — «Педагогические проблемы подготовки детей к школе в дошкольном учреждении».

Объектом исследования выступает процесс подготовки детей к школьному обучению.

Предметом данного исследования являются педагогические условия организации подготовки дошкольников к школе.

Цель исследования заключается в изучении педагогических аспектов подготовки детей к школе.

. изучение и анализ литературы по теме исследования;

. выделение педагогических аспектов подготовки детей к школе;

. исследование уровня подготовленности детей к школе;

. разработка рекомендаций по подготовке детей к обучению в школе.

Гипотеза данного исследования состоит в предположении о том, что процесс подготовки к школьному обучению будет более эффективным, если:

. определены критерии и уровни готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе;

. разработана методика и программа развивающих игр, направленных на эффективность процесса подготовки дошкольников к школе.

Методы данного исследования:

. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме данного исследования;

. Диагностическое исследование на тему «Педагогические проблемы подготовки детей к школе» у дошкольников Детского Клуба «Мультик».

Практическая значимость заключается в исследовании процесса подготовки детей в условиях подготовительной группы в детском саду, разработка развивающих игр, которые в дальнейшем помогут детям избежать негативных последствий в процессе адаптации.

Выборку составляют 15 детей-дошкольников Детского Клуба «Мультик».

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

.1Психологическая и физиологическая готовность ребёнка к школьному обучению

Подготовка детей к школе — многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребёнка. Одним из самых главных аспектов её является психологическая готовность к школе. Внутри этого аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме.

К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Установлено, что дети 5-6 лет имеют большие интеллектуальные, физические и психические возможности, что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную группу детского сада. Детей в этом возрасте можно успешно обучать началам математики и грамоты, чем значительно улучшить подготовку к школьному обучению.

Второй подход заключается в том, что у ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность этих свойств и составляет психологическую готовность к школьному обучению.

Суть третьего подхода состоит в том, чтобы исследовать происхождение отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования на специально организованных учебных занятиях. Исследования показали, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.), сформировались различные элементы учебной деятельности, т.е. психологическая готовность к школьному обучению.

Про поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его готовности или неготовности к новой жизни в школе.

В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?

. Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса;

. Слабое развитие связной речи и умственных способностей, неумение задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;

. Мало инициативы, тяготение к шаблонным действиям и решениям, затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.

Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте.

1.2Подготовка дошкольника к учёбе в семье

Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно необходима. Выделяются следующие условия полноценного психического развития ребёнка и его подготовку к учебному труду:

это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи;

выработка у ребёнка умения преодолевать трудности;

важно приучить детей начатое дело доводить до конца.

Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка.

Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного) — переживание успеха. Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала — заслуженной.

Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребёнок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально-волевой сферы — предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребёнок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий.

Читайте также:  Гемотест анализы для грудных детей

При подготовке к школе родители учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.

Родители должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребёнок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребенок, играя учится планировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.

Нужно учить также рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Делая это, ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами научить ребёнка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение. Одновременно это дает возможность научить ребёнка действовать последовательно, планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.

Воспитывая и обучая ребёнка, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребёнку удовольствие и радость.

1.3Педагогическая помощь детского сада в подготовке ребёнка к школьному обучению

) Подготовка детей к школе в детском саду

Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы.

Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т.к. родители «домашних детей не всегда имеют возможности посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по своему усмотрению, в отличие от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду.

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного образования, помимо всестороннего развития ребёнка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов. Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя:

. Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);

. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

. Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);

. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребёнок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель учитывает, как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение.

Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно-волевых качеств, и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребёнка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.

Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.

Большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них «качеств общественности , умения жить и трудится в коллективе. Поэтому одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение детей — необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад.

Решение проблемы подготовки к школе на занятиях в детском саду предполагает систематическую рабу с детьми по четырем направлениям:

подготовка к обучению грамоте;

Содержание работы воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе, таким образом, включает в себя следующее:

. формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этих представлений у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);

. формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности). Их сформированность проявляется в настойчивом стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

. формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки). Для этого дети должны знать о моральных нормах поведения в коллективе;

. формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Основной целью занятий является формирование у детей знаний и умений, однако, не менее важно воспитать в ребенке любознательность, операционные стороны мышления, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Трудно предположить, что ребенок, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет активно работать на уроке, мобилизовывать усилие и волю для выполнения заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении. Таким образом, очевидно, что задачи умственного развития ребенка должны решаться в тесной взаимосвязи с задачами воспитания нравственно-волевых качеств личности: настойчивости, прилежания, старательности, ответственности, стремления достигать качественного результата, а также доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам.

Дети, у которых сформированы навыки положительного взаимоотношения, легко входят в новый коллектив, находят правильный тон в отношениях с окружающими, умеют считаться с общественным мнением, доброжелательно относятся к товарищам, стремятся прийти на помощь. Вхождение в новый коллектив иногда является одним из решающих факторов успешного учения ребенка в первом классе. Поэтому большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них качеств общественности , умения жить и трудится в коллективе.

Одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, работал, играл, делил радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче. Принято считать, что труднее всего адаптируются к школе дети домашние , не посещавшие ранее детский сад, мало общавшиеся со сверстниками. Практика, однако, показывает, что это не всегда соответствует действительности.

Дошкольник проявляет живой интерес лишь к тому, что его в какой-то мере занимает, доставляет удовольствие, действует на воображение и чувства. Желание ребенка узнавать новое, приобретать различные умения, является главным условием формирования нравственно-волевых качеств. Таким образом, перед дошкольником выдвигается задача приложения волевых усилий. Педагог конкретизирует способы ее реализации при планировании содержания занятий, делает предметом совместного с детьми обсуждения. Индивидуальный подход в формировании нравственно-волевых качеств осуществляется в процессе всего воспитательного процесса и методика его в различных видах деятельности имеет много общего. Однако, определяется некоторая специфика путей индивидуального подхода к детям в быту, игре, труде, учебной деятельности.

Ведущий вид деятельности школьника — учебная деятельность. Систематическое усвоение детьми знаний на занятиях в детском саду составляет основу овладения некоторыми элементами учебной деятельности. В подготовительной группе детей учат центральную линию при изображении симметричных форм. Идет подготовка к тому, чтобы в 1-м классе дети легко овладели на уроке изобразительного искусства при построении рисунка применять вспомогательные линии: вертикаль, горизонталь, наклонную касательную, оси симметрии, прорисовывать невидимую часть предметов. Занятия по рисованию, лепке, аппликации способствуют подготовке к урокам ИЗО, математики, труда.

При письме и рисовании вырабатывается навык правильного положения корпуса, рук, умения держать ручку, карандаш. Задачи эстетического воспитания в детском саду разнообразны. Они включают формирование у ребенка представлений о мире искусства, воспитание эстетических чувств и отношений, а также разнообразных навыков художественной деятельности.

На занятиях ИЗО осуществляется задача всестороннего развития личности, формируются и закрепляются умения, навыки, необходимые в учебной деятельности:

дошкольники овладевают умениями слушать, запоминать и последовательно выполнять задания;

подчинять свои действия правилам, определяющим способ их выполнения; укладываться во времени;

оценивать свою работу; находить и исправлять ошибки, доводить работу до конца;

держать в порядке рабочее место, инструменты, материалы.

Психологические предпосылки включения ребёнка в коллектив класса и школы складываются у старших дошкольников, в результате их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе детского сада. Помимо психологической готовности, дошкольнику необходим известный запас сведений об окружающем мире — о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде, о началах моральных норм поведения.

Особое место при работе с детьми в детском саду занимает сообщение им знаний и формирование навыков, традиционно относящимся собственно к школьным — грамоте и математике. Овладение детьми грамоте и математике происходит в процессе специальных занятий, основной целью которых и является формирование у детей предпосылок к обучению письму и счету.

Овладение грамотой — это сложная умственная деятельность, которая требует определенной зрелости многих психических функций ребёнка. Поэтому к письму дошкольников надо готовить задолго до того, как они начнут осуществлять все функции письма.

К моменту поступления в школу ребенок должен уметь самостоятельно организовывать не только свои действия, но и выбрать совместную с товарищами игру или работу, спланировать ее ход, уметь разрешить конфликт, распределить роли, довести начатое дело до конца.

Формирование организационных умений во многом зависит от указаний, которые дает детям воспитатель. Они должны быть четкими, правильными, понятными, постоянными. В освоенных действиях используют направляющие указания. Они побуждают ребенка к самостоятельному решению вопросов в разнообразных ситуациях, возникающих в процессе деятельности.

Эффективность обучения в школе во многом определяется уровнем подготовки. Готовность же определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку.

Таким образом, изучив требования предъявляемые детям, идущим в школу и условия подготовки детей к школе, мы пришли к выводу, что наиболее оптимальным вариантом формирования у ребенка школьной зрелости является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению.

Выявленные особенности готовности позволяют нам предположить, что большое влияние в формировании готовности оказывает семья и эта роль определяется тем, как родители относятся к вопросу подготовки своего ребенка к школе, насколько серьезно и ответственно они подходят к решению этой проблемы.

В семье дополняются знания детей, полученные в детском саду; в процессе повседневного общения расширяется кругозор детей, формируются нравственные, физические, психологические качества будущего школьника.

) Взаимоотношения воспитателя и дошкольников

Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе особое место занимает проблема взаимоотношений воспитателя и дошкольников.

Прежде всего, воспитателю в своей работе необходимо учитывать индивидуальные особенности психики каждого ребёнка. Возьмём для примера медлительного ребёнка, который не сразу включаются в занятия, игру. Воспитатель может избрать для них такую тактику поведения: чаще давать поручения, требующие проявления активности, включающие их в коллективный труд; общаться как можно жизнерадостнее. Таким образом, воспитание — двусторонний процесс, диалог, который ведут между собой взрослый и ребёнок. Цель его — объединить общие усилия, вызвать у дошкольников встречное желание учиться, добиваться новых успехов.

Личностный подход педагога к дошкольнику в формировании нравственно-волевых качеств осуществляется в процессе всего воспитательного процесса и методика его в различных видах деятельности имеет много общего. Однако, определяется некоторая специфика путей индивидуального подхода к детям в быту, игре, труде, учебной деятельности.

Например, на занятиях по конструированию дети должны осознать, что для того чтобы игрушка была красивой, аккуратной, нужно постараться очень точно складывать бумагу, ровно смазывать сгибы клеем. Иными словами, воспитатель должен находить убедительные доводы, побуждающие детей к напряжению мысли, активной деятельности, преодолению трудностей.

Плохо, когда педагог проводит занятия без эмоций, по одной и той же схеме. Активность детей носит в основном репродуктивный, воспроизводящий характер. Воспитатель показал, объяснил — ребёнок повторил. В результате такого подхода познавательные интересы и активность детей постепенно снижаются. После занятий дошкольники не пытаются использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Развитие активного мышления дошкольников на занятии достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебной деятельности. Задача воспитателя — вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков. А нужно это для того, что бы интерес к занятию был связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить.

) Взаимоотношения воспитателя с семьёй дошкольника

Воспитатель, работая с детьми на занятиях, должен учитывать своеобразие каждой семьи и давать родителям тактичные советы, педагогически просвещая их; привлекать их к участию в детсадовских мероприятиях; добиться взаимопонимания, единого требования педагогических воздействий, направленных на подготовку ребёнка к школе. Важна также связь со школой, ориентировка на ее программу и требования, которые она предъявляет к ученикам.

В последний год пребывания ребёнка в детском саду, когда интенсивно ведется его подготовка к школе, работа с семьей приобретает особое значение, она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех сторон развития и воспитания детей. В разнообразных формах общения с родителями своих воспитанников педагог-воспитатель выявляет, какую помощь нужно оказать семьям, в рекомендациях и советах каких специалистов они нуждаются.

Таким образом, наиболее оптимальным вариантом формирования у ребёнка школьной зрелости является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению.

Воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата — правильной и полной подготовки ребёнка к школе, которая возможна только в единстве и сотрудничестве.

Читайте также:  Гематологический анализ расшифровка у детей

) Дидактические занятия и игры

Значение сюжетно-ролевых и дидактических игр в подготовке к школе трудно переоценить. Сюжетно-ролевые игры оказывают общее развивающее влияние на личность будущего школьника, а дидактические игры с правилами связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх происходит проигрывание дошкольником ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. Т.е. в игре происходит непосредственная подготовка ребёнка к переходу на новую ступень обучения — поступлению в школу.

Уже младших дошкольников нужно учить производить выбор по образцу: перед ребенком ставится проблема из ряда однородных предметов выбрать аналог по образцу. Подобная игра несет в себе элемент классификации.

Таким образом, родители и воспитатель подводят ребёнка к самостоятельным обобщениям: опираясь на непосредственный чувственный опыт, развивают у него на доступном материале элементы логического мышления. Группировка по образцу становится предпосылкой возникновения у детей понятийного мышления, которое лежит в основе всего школьного обучения.

Систематическое усвоение детьми знаний на занятиях в детском саду составляет основу овладения некоторыми элементами учебной деятельности.

1.4Психодиагностика дошкольников как средство педагогической помощи родителям

Дошкольное развитие детей протекает исключительно разнообразно, но школа предъявляет ко всем одинаковые требования. Несоответствие этим требованиям, отклонения от них в любую сторону оказываются не желательными, могут значительно осложнять жизнь школьника.

Индивидуальный подход в обучении на деле оказывается практически нереализуемым, и не только из-за того, что в классе более 30 учащихся. Стандартность требований заложена в том, что существует единая для всего класса программа обучения, в рамках которой предполагается усвоение точно определенного объема знаний и выполнение одних и тех же заданий всеми учащимися. Требования к уровню усвоения и выполнения, критерии оценки, организация учебной деятельности, режим и форма проведения занятий — также едины для всех.

Важное значение, с точки зрения возрастной педагогики, имеет тот факт, что очень разные дошкольники, поступая в первый класс, попадают в одинаковые условия, к ним предъявляются единые требования вне зависимости от их индивидуальных психологических возможностей, исходного уровня развития интеллектуальных способностей и сформированности начальных школьных навыков.

Таким образом, встаёт вопрос о проведении комплексного психологического обследования детей при поступлении в первый класс. Такого рода психодиагностика позволяет понять индивидуальные возможности ребёнка, составить прогноз относительно будущих проблем, разработать рекомендации для педагогов и родителей, выполняя которые удается избегать осложнений в обучении и развитии.

Существуют индивидуально-психологические особенности детей, которые далеко не всегда очевидны, часто выясняются только при специальной диагностике, но порождают проблемы в обучении с первого дня прихода в школу, если не проводить профилактической коррекционной работы. К ним относятся: сниженный уровень интеллекта ребёнка; резкая дисгармоничность интеллекта ребёнка с недостаточным развитием его вербальных подструктур (крайние «визуалы» и «кинестетики»); наличие отклонений в эмоциональном и личностном развитии ребёнка (элементы невротизма, аутичность, психопатии и пр.); недостатки зрительно-моторной координации и т.п.

Выделяется несколько основных аспектов, в ракурсе которых следует проводить психологическую диагностику детей, поступающих в первые классы:

. Соответствие нервно-психического и физического состояния здоровья общему режиму обучения.

Соответствие интеллекта первоклассника типу учебной программы.

3 Соответствие дошкольной подготовки ребёнка требованиям к школьным навыкам, неявно содержащимся в ряде учебных программ.

4. Соответствие эмоционально-волевых, личностных особенностей ребёнка стилю общения и методу преподавания конкретного учителя.

. Соответствие коммуникативного опыта ребёнка требованиями группового взаимодействия в классном коллективе.

Одним из особо важных моментов диагностики является анализ семейной ситуации, так как от отношения родителей к ребёнку зависит, какие рекомендации и в какой степени будут использованы ими для предупреждения и коррекции проблем в обучении.

Психодиагностика является не самоцелью, а только средством, с помощью которого обеспечивается необходимая информационная база для планирования дальнейшей психологической помощи учащимся.

Отсутствие комплексного психолого-педагогического обследования детей при поступлении в школу приводит к тому, что вовремя не обнаруженные дисгармоничность или легкие отклонения в развитии порождают неисправимые дефекты воспитания и образования.

психологический физиологический ребенок школа

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

.1 Исследование готовности детей к обучению в школе

В соответствии с программой эксперимента нами, совместно с психологом Детского Клуба «Мультик» была проведена диагностика уровня готовности детей к школьному обучению по методике Л.А. Ясюковой в апреле 2013 года.

В соответствии с темой курсовой работы мы приводим результаты по готовности данных детей, где буквами обозначены уровни:

(Подробно данные представлены в таблице 1)

Результаты диагностики психологической готовности дошкольников к школьному обучению

ФИ ребенкаМотивационная готовностьИнтеллектуальная готовностьПознавательная готовностьЛичностная готовностьОбщий уровень готовностиИванова ВВВВВВСеребряков ДСВВВВСеребряков ВВСВВВЕмельянова ВВВВСВПетрова СВСВВВГулевских АССВВВСКузнецов АВВСВВСоколов АНССССЗыкова ДССВВСВРагулин ДННСССНБуркова ДВВВВВСедова КНННННСергиенко ССВСССДанилова ДСССССКоробов АСССВС

Анализ полученных данных позволяет разделить детей на 5 групп: дошкольники с высоким уровнем психологической готовности (6,6%), дошкольники с уровнем выше среднего (13,2%), дошкольники со средним уровнем подготовленности (40%), с уровнем ниже среднего (6,6%), и с низким уровнем психологической готовности (33,3%).

Полученные данные говорят о недостаточном уровне сформированности готовности детей дошкольного возраста, т.к. до момента поступления в школу остается не так много времени, а степень сформированности значимых и необходимых признаков низкая.

В соответствии с темой работы, целями и задачами, нами были предложены рекомендации по организации деятельности педагога, направленной на формирование готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению.

.2 Рекомендации для воспитателей

При несформированности положительного отношения к школе необходимо уделить ребенку как можно больше внимания. Общение с ним должно строиться не в школьной, а в дошкольной форме. Оно должно быть непосредственным, эмоциональным. От такого ребенка нельзя строго требовать соблюдения правил школьной жизни, нельзя ругать и наказывать его за их нарушения. Это может привести к проявлению стойкого отрицательного отношения к школе, учителю, учению. Необходимо дождаться пока ребенок сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своего положения и вытекающих из него требований к поведению. Для повышения уровня развития мышления и речи очень большое значение имеет участие ребенка в коллективных играх во внеурочное время. Нужно чаще поручать ему выполнение ролей, требующих принятие каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми.

Не надо стараться «натренировать» ребенка на выполнение в понимание заданий типа тех, которые приведены в методиках. Это даст лишь видимость успеха, а при столкновении с любым новым для него заданием он окажется также бесполноценным, как раньше. При «низком» уровне развития мышления и речи необходимо с самого начала обучения дополнительные индивидуальные задания, направленные на более полное усвоение учебной программы. В дальнейшем ликвидировать образовавшиеся пробелы будет труднее. Полезно увеличить объем пропедевтических знаний (особенно по математике). При этом не нужно торопиться с выработкой навыков: работать над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.

Недостаточный уровень развития образных представлений — одна из частых причин трудностей в учебе не только 6-7 летних детей, но и значительно позже (вплоть до старших классов). Вместе с тем период их наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста. Поэтому, если у ребенка, поступающего в школу, имеются недостатки в этой области, то их надо постараться как можно скорее компенсировать.

Для развития образных представлений чрезвычайно большое значение имеет изобразительная и конструктивная деятельность. Нужно во внеурочное время стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из строительного материала и различных конструкций. Полезно давать аналогичные домашние задания: нарисовать картинку, собрать простую модель для конструктора и т.п. В подборе заданий можно опираться на «Программу воспитания в детском саду». Очень важно привить ребенку веру в свои силы, не допустить возникновения заниженной самооценки. Для этого надо почаще хвалить его, не в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.

Упражнения, предложенные в рекомендательной форме, могут быть использованы как воспитателями (на занятиях), так и родителями в домашних условиях.

Задачи внедрения рекомендаций:

вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач, воспитать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей;

целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов), понятий по заданному принципу;

развивать способности к проведению простейших обобщений, умений использовать полученные знания в новых условиях;

научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности;

развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию (продолжить последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и т.д.);

развивать речь: уметь описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, уметь четко излагать свои мысли;

развивать творческие способности: уметь самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;

развивать наглядно-образную, словесно-логическую и эмоциональную память;

развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;

развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов);

интенсивное развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;

развитие художественно-образного и логического мышления, воспитание речевой культуры общения как неотъемлемой части общения культуры человека;

по возможности, обогатить речь, развивать их внимание и интерес к языковым явлениям;

развитие фонематического слуха;

обогащение словаря, развитие их речи.

Ребенок, поступающий в школу должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы явления окружающего мира, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны навыки речевого общения.

Поэтому готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Характерными психологическими особенностями детей поступающих в школу, является:

умение ориентироваться на заданную систему действий;

умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно-воспринимаемому образцу.

В работе мы рассмотрели только роль дошкольного образовательного учреждения в формировании готовности ребенка к школе, необходимо также отметить, что успешность адаптации ребенка в первом классе зависит и от других факторов: влияние семьи, наследственность, медицинских особенностей, взаимоотношениях с воспитателями, учителями и сверстниками.

Психологическая подготовка ребёнка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Качества, требующиеся школьнику, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Исходя из этого, психологическая готовность к школе заключается в том, что дошкольник овладевает предпосылками к следующему их усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе — это и есть задача установления предпосылок собственно «школьных психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребёнка к моменту поступления в школу.

Формированию качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом.

Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка, однако и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребёнка. Лучше всего на практике сказывается на развитии ребёнка единство воздействий семьи и детского сада.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бениаминова, М.В. Воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада / М.В. Бениаминова. — М.: Медицина, 1991.

2. Будницкая, И.Г. Ребёнок идет в школу / Библиотека для родителей / И.Г. Будницкая. — Волгоград, 1998.

. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе / Н.И. Вьюнова — М.: 2003.- 121 с.

. Дубровина, И.В. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / И.В. Дубровина — М.: ООО ТЦ «Сфера», 1997. — 528 с.,123 — 125 с.

. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп. и перераб. / И.А. Зимняя. — М.: Логос, 2003. -384 с.

. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду./Р.Р.Калинина. — СПб.: Речь, 2003. — 144с.

. Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.: 3-е изд., стер. / В.Н. Карандашев — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. — 382 с.

. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — 5-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.

. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. / И.Ю. Кулагина. — М.: Издательство УРАО, 1999. — 176 с.

. Луньков А.И. Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома / А.И. Луньков.- М.: Социс, 1995.

. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.2. Возрастная психология / Р.С. Немов. — М.: Просвещение — Владос, 1994.

. Парамонова Л.А. Качество современного дошкольного образования./Л.А. Парамонова. — М.: наука, 2008, с. 4-19.

. Свиридов Б.Г. Ваш ребенок готовится к школе / Б.Г. Свиридов. — Ростов на Дону: Феникс, 2000.

. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у 6 — летних детей. / У. Уленкова- Дошкольное воспитание.1989. — №3. (53-57 стр.).

. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. Учеб. Заведений / Г.А. Урунтаева. — 6-е изд., перераб. И доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.

. Усова А.Л. Обучение в детском саду / А.Л. Усова. — М.: Просвещение. 1998.

. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология / А.В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп.- М.: 1979.

. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с.

. Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах./ В.В. Котелевская, Т.Б. Анисимова — Ростов на Дону: Феникс, 2002.

. Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов / Т.П. Скрипкина, Э.К. Гульянц — Ростов на Дону: Изд-во РГПУ, 1993.

. Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. — Ростов н/Дону: Изд-во РГПУ, 1993.

. Болотина, Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. — М.: Академический Проект: Культура, 2005. — 240 с.

. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) / Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова, — М.:«ДЕТСТВО — ПРЕСС», 1998. — 384 с.

. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. — 244 с. — СПб.: Детство-Пресс, 2005.

26. Дошкольное воспитание. Ежемесячный научно-методический журнал.-№10.- 2005. С.26.

27. Мир детства. Дошкольник. — М.: Развитие, 1987.

. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -№6, июнь/2008. Подготовка ребенка к школе. — Томск, Пеленг, 1994.

. Подготовка ребенка к школе: работа воспитателя. — Минск: Школа, 1999.

. Подготовка ребенка к школе: психологический аспект. — Томск, Пеленг, 1996.

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

источник