Меню Рубрики

Анализ программы для детей 7 лет

1.2 Анализ программ по дошкольному образованию по развитию связной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона Российской Федерации «Об образовании» и Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с временными государственными стандартами в области дошкольного воспитания и образования и является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, согласно п. 5, ст. 14 Закона РФ «Об образовании», «каждым образовательным учреждением самостоятельно».

По мнению М.Ю. Авдеева образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей) [1].

И.И. Каменина утверждает, что современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы. Вариативные программы могут быть основными и дополнительными [16].

По мнению Т.И. Антонова: «Программа должна обладать двумя трудносоединимыми качествами. Во-первых, она должна быть построена на какой-то системе, которая ведет ребенка к определенной цели, каждый год делая определенные шаги по пути движения к этой цели. Эта программа должна быть сходной со школьной программой в том смысле, что она должна быть и программой единого систематического цикла общеобразовательной работы. Вместе с тем эта программа должна быть и программой самого ребенка, т.е. она должна быть преподнесена ребенку в той последовательности, которая отвечает и эмоциональным интересам ребенка и особенности его мышления, связанного с общими представлениями [15].

Т.Н. Доронова указывает на то, что в содержание основной программы включены все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно–речевое, социально–личностное, художественно–эстетическое. Такая программа содействует формированию разносторонних способностей ребенка: умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих. Помогает становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования) [7].

По мнению Т.Ф. Ефремовой основная программа отвечает требованиям комплексности и определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задач, содержательных аспектов образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг [9].

Таким образом, вариативность программного обеспечениядошкольного образованияпомогает обеспечить развитие индивидуальности ребенка, учесть образовательные запросы каждой семьи, уровень и направленность работы ДОУ, способствовать развитию инициативы и творчества педагогов.

В дошкольных образовательных учреждениях реализуются вариативные программы «Истоки», «Детство», «Программа развития речи детей дошкольного возраста», «Программа воспитания, обучения и развития в детском саду».

Программа «Детство» – результат деятельности научного коллектива РГПУ им. А.И. Герцена. Как отмечают авторы программы Н.А. Ноткина, Т.И. Бабаева [2], это программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних трудностей. Авторы программы исходят из того, что характер детской деятельности и особенности взаимоотношений детей с окружающими обусловливают естественное возникновение и вызревание перспективных психологических новообразований в познавательной мотивационно-эмоциональной сферах. Накопление ребенком ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей, самопознание способствуют раскрытию богатейшего возрастного потенциала дошкольников.

Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:

Содержательность и связность речи (диалога и монолога);

Развитие речевого творчества, выразительности речи;

Развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;

Подготовка к обучению чтению.

Основные направления программы по развитию связной речи: обсуждать проблемы взаимоотношений, нравственные стороны поступков людей, давать аргументированные оценки. Участвовать в коллективных разговорах, использовать принятые нормы вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопрос, строить свое высказывание кратко или распространенно, ориентируясь на задачу общения). Разрешать споры и конфликты в соответствии с правилами общения (аргументированно исправлять ошибочные суждения сверстников, не ущемляя их достоинства). Знать способы установления речевых контактов со взрослыми и детьми (обращаться по имени, имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным, дружелюбным тоном).

Главной задачей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста является совершенствование монологической речи.

пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;

понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе, замечать в рассказах сверстников;

пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя;

в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов; с помощью взрослого находить существенныепризнакипредметов, устанавливать иерархию признаков, определять и воспроизводить логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности, в том числе и языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения);

сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования: экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени и места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (окончание);

различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;

в составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета (зачин и окончание сказки, присказка, троекратные повторы, победа добра над злом, волшебные предметы, герои, превращения);

проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов (в старшей группе – придумывание продолжения и конца к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели; в подготовительной группе – рассказы, сказки на тему, предложенную воспитателем, моделирование рассказа, придумывание диафильмов, рассказы по «кляксографии», по пословицам);

в творческих рассказах проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;

уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно, конструктивно исправлять их.

Программа «Истоки» разработана авторским коллективом – научных сотрудников центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца: Л. А. Парамоновой, А.Н. Давидчук, С.Л. Новоселовой, К.В. Тарасовой, Л.Ф. Обуховой, Т.И. Алиевой [15]. 3адачи развития ребенка в деятельности представлены по четырем основным линиям: социального, познавательного, эстетического и физического развития.

В программе ребенок является центральной фигурой воспитательного процесса, а целью программы является разностороннее развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества, обеспечение для всех детей равного старта развития, сохранение и укрепление их здоровья.

В содержании направления «Познавательно-речевое развитие» главными задачами являются расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности.

В содержании направления «Познавательно-речевое развитие» главными задачами являются расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, в детском возрасте познавательных интересов, способность видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем. В рамках образовательной области «Познание» раскрывается содержание работы по формированию у детей целостной картины мира (природного, рукотворного, социального), элементарных математических представлений, расширению кругозора, развитию познавательно- исследовательской деятельности, конструирования. Особое внимание на протяжении всего дошкольного возраста уделяется сенсорному воспитанию детей, связанному с решением двух основных задач: усвоения сенсорных эталонов (формы, цвета, величины) и овладения способами обследования предметов в содержательной деятельности. Первая задача решается в раннем детстве в процессе предметной деятельности, вторая–в дошкольном возрасте, в продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании).

Речевое воспитание представлено в образовательной области «Коммуникация», поскольку основная функция речи–общение. Задачи речевого развития имеют специфику, связанную с освоением языка, его словаря, грамматического строя, произносительной стороны речи, форм диалога и монолога. Специально обозначены задачи развития диалогического общения детей со взрослыми и сверстниками, составляющие также основную часть показателей развития речи. Особо выделены задачи элементарного осознания языковой действительности, которые важны для освоения как устной, гак и предпосылок письменной речи.

Программа воспитания, обучения и развития в детском саду.

Авторский коллектив: М.А. Васильева., Т.С. Комарова доктор пед. наук, В.В. Гербова кандидат пед. наук и другие[27].

Авторский коллектив базовое дошкольное воспитание и образование рассматривает как приобщение детей к основным компонентам человеческой культуры (знания, искусство, мораль, труд). За основу содержания дошкольного образования целесообразно принять отобранный и адаптированный учеными (педагогами, психологами) – с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей – общественно – исторический опыт человечества, включающий, по мнению отечественных ученых И.Я.Лернера, М.Н. Краевского, четыре компонента: знания, навыки и умения, опыт творческой деятельности (базирующийся на знаниях, навыках и умениях, но не идентичный им) и опыт эмоционального отношения к миру.

Формирование знаний, навыков и умений предусмотрено в объеме, который позволит обеспечить ребенку всестороннее развитие. Программа, прежде всего нацелена на создание условий для усвоения творческого способа получения любых знаний, развития индивидуальности, укрепления физического и психического здоровья, эмоционального благополучия детей (с учетом их возрастных возможностей при оптимальном сочетании индивидуальной и совместной деятельности детей).

Основные задачи программы по развитию связной речи:

Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринужденную беседу.

Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), придумывать концовки к незнакомым сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Программа развития речи детей дошкольного возраста.

Цель программы: развитие речи, культуры общения, овладение навыками практического общения в разных жизненных ситуациях, подготовка к обучению, чтению и письму детей дошкольного возраста.

Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровойи художественной деятельности , в повседневной жизни.

Однако только обучение родному языку на специальных занятиях по развитию речи может дать устойчивый эффект.

В основу программы положены результаты исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой [28].

Система занятий по развитию речи создана на базе комплексного подхода. Для методического обеспечения разработана особаяразвивающая технология, направленная на решение в пределах одного занятия разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития : фонетическую, лексическую, грамматическую. В итоге происходит развитие связной монологической речи в целом.

Ведущий принцип – взаимосвязь разных речевых задач, которые на каждом возрастном этапе выступают в специфических сочетаниях. Можно выделить две формы преемственности: линейная и концентрическая. Решение каждой речевой задачи(воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи)осуществляется, прежде всего, линейно. От группы к группе идет постепенное усложнение материала внутри каждой задачи, варьируется сочетаемость упражнений, их смена и связь. Однако на каждом этапе обучения, сохраняется программное ядро. В развитии связной речи – связывание предложений в высказывания, в словарной работе- работа над смысловой стороной слова, в грамматике – формирование языковых обобщений.

Задачи развития связной речи состоят в следующем:

Формирование элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец);

Обучение соединению предложений разными способами связи;

Развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ;

Обучение построению высказываний разных типов – описаний, повествований, рассуждений; подведение к осознанию содержательных и структурных особенностей описательного, в том числе и художественного текста; составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с соблюдением логики изложения и использованием средств художественной выразительности; обучение составлению рассуждений с подбором для доказательствавеских аргументов и точных определений;

Использование для высказываний разных типов соответствующих моделей (схем), отражающих последовательность изложения текста.

Таким образом, изучив основные программы по дошкольному образованию по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, на мой взгляд, в программе «Детство» наиболее ярко выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития связной речи детей дошкольного возраста. Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи. Программу отличает то, что в конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Особенно важно, что в ней четко выделены и содержательно определены речевые умения в разных видах речевой деятельности.

источник

Анализ программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ

(Из детства – в отрочество:Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4 — 7 лет/ , и др.)

Краткая аннотация программы:

Книга представляет собой первую попытку в современной медицинской и психолого-педагогической науке создать комплексную программу для родителей и педагогов, направленную на укрепление здоровья, развитие детей от 4 до 7 лет и подготовку их к школе.

Целостная характеристика программы:

Характеристика с точки зрения проявления индивидуального подхода, тактики, стратегии

§ Детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности.

§ Чувство доверия к миру и окружающим людям у ребенка возникает благодаря любви, заботе, эмоциональной близости главных людей в его жизни – родителей.

§ Родители оказывают большое влияние на личностное развитие ребенка.

§ Родители и воспитатели общими усилиямидолжны обеспечивать малышу двойную защиту, комфорт, содержательную жизнь дома и в ДОУ,отстаиватьинтересы ребенка,оказывать личную поддержку и прийти на помощь, с уважением и пониманием относиться друг к другу.

§ Последовательность планирования педагогом материала определяется в зависимости от индивидуальных особенностей детей, независимо от уровня исходной подготовленности;

§ Ребенок – уникальная личность: недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого как он нет больше в мире, мы должны ценить его индивидуальность.

Читайте также:  Анализ на иммунитет у детей

§ Взрослые должныовладеть искусством диалога с конкретным ребенком;

§ Важно проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком, восхищаться его инициативой и самостоятельностью,

§ Учитывать точку зрения самого ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции.

Основной акцент авторы делают на то, что, взрослые, воспитывающие ребенка и в детстве и в отрочестве (педагоги иродители), должны правильно построить взаимоотношения с малышом, сделать так, чтобы каждый ребенок смог довериться воспитателю, проникнуть в мир новых людей. Родители, в первую очередь, должны сопереживать малышу, помогать ему добиться нужного результата; должны участвовать в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду.

«Здоровье» – первое направление

I. Обоснование критериев здоровьяребенка 4-7 лет:

1. Наличие и отсутствие отклонений.

Родители и педагоги совместно оценивают здоровье каждого ребенка, выбирают тактику для его формирования. Учет семейного анамнеза для определения и предупреждения риска развития каких-либо отклонений конкретного ребенка – как протекала беременность и роды и др.;

2. Физическое развитие и степень его гармоничности

Упражнения подбираются как для девочек (движения танцевального характера), так и для мальчиков;

Возможность индивидуально судить о состоянии здоровья ребенка по ориентировочным показателям его нервно-психического развития;Проведение индивидуальных бесед с медработниками ДОУ с целью получения информации о своем ребенке, оказания ему своевременной помощи;

4. Степень инфекционной устойчивости организма

Подбор индивидуального темпа обучения, создание специальной индивидуальной программы оздоровления для конкретного ребенка;

5. Уровень функций (постоянство внутренней среды организма

Учет внутренней среды организма каждого ребенка (самочувствие и поведение) по результатам утреннего приема и анкетирования родителей и воспитателей.

1. Режим организуетсяв соответствии с особенностями биоритма («жаворонки», «совы»);

2. Стремление к полной реализации возможности в жизни каждого ребенка (достаточная индивидуальная умственная нагрузка и др.);

3. Длительность сна определяется индивидуальными проявлениямидеятельности мозга ребенка;

1) Следует придерживаться определенного алгоритма приема пищи, которому следуетребенок дома;

2) Учет вкусовых пристрастий, аппетита;

a) Специальное закаливание в условиях семьи для каждого индивидуально;

b) Необходимо тренировать терморегуляции.

Развитие природных потребностей ребенка в разных играх и упражнениях, не подавляя инициативы;

IV. Здоровье и готовность ребенка к обучению в школе.

Оформление карты медико-педагогической готовности на каждого ребенка.

Предлагаемые в данном разделекритерии, предоставляют полноту информации о здоровье ребенка, позволяют родителям разобраться в своем ребенке, помогают выделить неблагоприятныефакторы развития, связанные с проф. деятельностью конкретного родителя (наличие пыли и шума на работе), а также подобрать оптимальные способы оздоровления. Программы составляются в соответствии с состоянием здоровья ребенка.

Особое внимание уделяется вопросам питания и закаливания, где педагог должен учесть индивидуальные особенности конкретной семьи (распорядок дня, пристрастия, ограничения в продуктах питания традиции, и т. д.)

«Развитие» – второе направление

Нацелено на развитие личности ребенка (компетентности, инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению).

· Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка (сострадать, ощущать единство и др.);

· Малейшие положительные сдвиги в игре (поведении, действиях) необходимо поощрять;

· Результат учебной деятельности незаметен – это, прежде всего, изменения в личности самого ученика;

· Умение занять игровую, а не «трагико-драматическую» позицию;

· Необходимо проявлять уважение к личности ребенка, играм, считаться с постепенностью становления игровой деятельности, не ускорять ее;

· В группе создавать условия для свободной самостоятельной игровой деятельности;

· Развивать самостоятельную поисковую деятельность;

· Способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (иметь свое мнение, выбирать друзей, иметь личные вещи, использовать личное время по своему усмотрению и т. д.).

Взрослый стремится создать такие условия для усвоения определенных знаний, которые бы подходили для конкретного ребенка (учавствовать в обсуждении, либо только кратко отвечать на вопросы и т. д.).

В игре давать роли по инициативе ребенка, не заставляя его выполнять не желаемые действия.

Таким образом, проанализировав программу «Из детства в отрочество», можно сделать следующие выводы:

В данной программе прослеживается принцип индивидуального подхода. В данном случае он раскрыт полно, содержательно. В каждом разделе программы мы можем проследить наличие данного принципа.

Понятие «индивидуальности» автор в своей программе не раскрывает подробно, не дает конкретного определения, но указывает на то, что малыш в конкретной семье является личностью, индивидуальностью. Каждый ребенок требует определенного подхода к себе. Поступая в ДОУ, педагог должен создать наиболее благоприятные условия, чтобы адаптационный период прошел без особых трудностей, а в дальнейшем и условия для полноценного развития. Важную роль в данном вопросе занимают родители, так как именно они наиболее близки своему ребенку, знают особенности поведения, предпочтения. Сотрудничество родителя с педагогами позволит лучше понять сущность каждого ребенку, наметить план мероприятий, построить добрые отношения.

Для учета особенностей развития ребенка педагог заполняет бланки учета, и др.

На мой взгляд, программа разработана в полном объёме, вносить дополнения, касающихся индивидуального подхода, не надо.

Преимущества и недостатки.

1. Согласованная работа педагогов ДОУ и родителей воспитанников, возможность обмена информацией о конкретном ребенке;

2. Наличие необходимых материалов, которве обеспечивают целостность пед. процесса;

3. Возможность глубже понять психологические особенности ребенка в данный возрастной период.

1. Большие затраты материальных средств на необходимый материал.

2. Большое количество времени родители должны затратить на сотрудничество с ДОУ;

3. Трудности в реализации индивидуального подхода при большой наполняемости группы.

4. Возможность глубже понять родителями психологические особенности ребенка в данный возрастной период.

источник

Галина Коновалова
Анализ программ: «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Истоки», «Развитие».

Программа «От рождения до школы»

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Создание благоприятных условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,

Формирование основ базовой культуры личности,

Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе, Обеспечению безо-пасности жизнедеятельности дошкольника.

Организация жизни и воспитания детей.

Содержательная часть по возрастным группам.

Итоговые результаты освоения Программы.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Рекомендации по составлению перечня пособий.

Содержательная часть Программы изложена по возрастным группам: Пер-вая группа детей раннего возраста (от рождения до года); Вто-рая группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет); Первая младшая группа (от 2 до 3 лет);

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет);

Средняя группа (от 4 до 5 лет);

Старшая группа (от 5 до 6 лет);

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

В данный момент разрабатывается полный методический комплект пособий к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Программа «Детство»

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова

Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных ви-дах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие само-стоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

В обновленной Программе в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

выделено три раздела: целевой, содержательный организационный;

представлено содержание и особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста (Раннее Детство) и в дошкольных группах (Дошкольное Детство);

дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в каждой возрастной группе;

определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие;

раскрыты особенности игры как особого пространства развития ребенка;

описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; осо-бенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; спосо-бы и направления поддержки детских инициатив; особенности организации педагогиче-ской диагностики и мониторинга;

охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

даны методические рекомендации по проектированию основной образовательной про-граммы

определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; представлен режим дня во всех возрастных группах, включая период адаптации ребенка к условиям детского сада; традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;

в приложении даны примеры парциальных образовательных программ для части про-граммы, формируемой участниками образовательных отношений.

При реализации образовательной программы «Детство» педагог:

продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмо-ционального благополучия и развития каждого ребенка;

определяет единые для всех детей правила сосуществования детского общества, вклю-чающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готов-ность прийти на помощь, поддержать;

соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и уста-новка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;

осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педаго-гических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»; «Научи меня, помоги мне сделать это»;

сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и пр.) и самостоя-тельную деятельность детей;

ежедневно планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и познава-тельный опыт детей, эмоции и представления о мире;

создает развивающую предметно-пространственную среду;

наблюдает, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения де-тей;

сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития малы-шей.

На современном этапе программа «Детство» будет представлять собой еди-ный программно-методический комплекс, включающий:

программу «Детство» для детей от рождения и до 7 лет;

методическое обеспечение реализации содержания программы в дошкольных образова-тельных организациях и в семье;

методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации про-граммы «Детство».

мониторинг развития ребенка и образовательного процесса в условиях реализации про-граммы «Детство».

Программа «Радуга»

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон

сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к ЗОЖ; -способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка; -обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

В программе цели и задачи определены в терминах отечественной психологической тео-рии становления деятельности, сознания и личности, что позволяет ориентировать педаго-гов именно на содействие развитию, а не на организацию «предметного» обучения детей.

Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни

Способствовать физическому развитию

Формировать основы здорового образа жизни

Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию

Способствовать становлению деятельности

Способствовать становлению сознания

Закладывать основы личности

Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства

Создавать атмосферу эмоционального комфорта

Создавать условия для творческого самовыражения

Создавать условия для участия родителей в жизни группы

Организовывать яркие радостные общие события жизни группы

Данная структура обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих це-лей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

Вариативную часть составляют:

• региональный компонент (его место обозначено в программе) по вопросам укре-пления здоровья и физического развития детей, учитывающий особенности климата и эко-логии региона; программы приобщения детей к национальным культурам; вопросы воспи-тания любви и уважения к малой родине;

• компоненты программы, которые отражают особенности видового разнообра-зия дошкольных учреждений.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошколь-ного образования в содержательном разделе примерной основной образовательной про-граммы «Радуга» представлены:

описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребён-ка, представленными в пяти образовательных областях (социально-комму-никативное раз-витие, познавательное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие, физическое развитие);способы и направления поддержки детской инициативы;

взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников; коррекционная работа;

такие существенные характеристики содержания программы, как обеспечение детям воз-можности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, а также под-ходы к организации педагогической диагностики

Программа «Истоки»

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова, А. Г. Арушанова, Т. Л. Богина, Е. М. Волкова, Е. Б. Волосова, А. Н. Давидчук, Р. А Иванкова, В. М. Иванова, Т. Г. Казакова, В. В. Кругов, Э. И. Леон-гард, СЛ. Новоселова.

Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного, разностороннего раз-вития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности.

В Программе выделены следующие психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий – младенчество (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трех лет); и дошкольное детство, состоящее из двух фаз – младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). На границе этих возрастов и происходят качественные изменения в развитии.

Образовательные задачи и содержание образовательной работы разнесены по 5 областям, заданным ФГОС ДО (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художествен-но- эстетическое и физическое развитие) прописаны по семи календарным возрастам и отражены в динамике по задачам и содержанию, в которых эти задачи реализуются.

Программа обеспечена методическими и учебными пособиями: по воспитанию детей ран-него возраста (Л. Н. Павлова, развитию речи и речевого общения (А. Г. Арушанова, обуче-нию русскому языку нерусскоязычных детей (Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина, творческому конструированию (Л. А. Парамонова, физическому развитию (М. А. Рунова, эстетическому развитию (К. В. Тарасова, В. А. Петрова, Л. В. Пантелеева, экологическому развитию (Н. А. Рыжова, взаимодействию с семьей (Е. П. Арнаутова) и др.

Программа «Развитие»

Читайте также:  Анализ на ige у детей

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.

Цель программы: развивать интеллектуальные и художественные способности дошколь-ников, которые авторы понимают как ориентировочные действия с образными средствами решения задач.

Программа «Развитие» состоит из 13 разделов:

Сенсорное воспитание (направлено на развитие восприятия ребенка на основе культурных средств).

Ознакомление с пространственными отношениями (направлено на использование нагляд-ных моделей для ориентировки и составление таких моделей).

Развитие элементов логического мышления (посвящен оперированию простейшими клас-сами).

Развитие элементарных математических представлений (знакомит с основными количест-венными отношениями).

Овладение основами первоначальной грамоты (посвящен изучению звукового анализа слова, дифференциации звуков, умению правильно ставить ударение и т. д.)

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи (направлен на ознакомле-ние с литературой, составлению рассказов).

Конструирование (посвящен конструированию по схеме).

Развитие экологических представлений (знакомит с представлениями о живой и неживой природе, особенностях растений и животных).

Изобразительное искусство (знакомит с композицией рисунка, графическими образами).

Игра (раздел посвящен свободной творческой игре и межличностным отношениям в ней)

Режиссерская игра (посвящены игре по сценарию, разыгрыванию сюжетов; учит сопрово-ждению действия словом и выражению голосом действия персонажа).

Художественное конструирование (учит строить композиции на разные темы, при исполь-зовании сенсорных эталонов; при этом необходимое преобразование объектов развивает мышление)

Выразительное движение (учит передавать язык жестов и мимику).

Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.

Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М., 1983.

Михайленко Н. Я. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. М., 2001.

Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М., 2004.

Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. М., 2005.

День за днем: Хрестоматия для детей. М., 1995.

Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 1991.

Хрестоматия для дошкольников. М., 1998.

Хрестоматия по детской литературе. М., 1992.

Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Учимся читать и писать. М., 1994.

Планы занятий по программе «Развитие» (Детский центр Венгера). М., 2002.

Планы занятий по программе «Развитие» (Детский центр Венгера). М., 2002.

Светлова И. Развиваем логику. М., 2002.

Фидлер М. Математика уже в детском саду. М., 1981.

Гоголева В. Г. Логическая азбука. СПб., 1998.

Планы занятий по программе «Развитие» (Детский центр Венгера). М., 2002.

Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников. М., 1997.

Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.

Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М., 1987.

Девятова Т. Н. Звук – волшебник. М., 2006.

Радынова О. П. Музыкальные шедевры. М. 2000.

Каплунова И. Этот удивительный ритм (развитие чувства ритма у детей). СПб., 2005.

Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2003.

Планы занятий по программе «Развитие» (Детский центр Венгера). М., 2002.

Белавина И. Г. Планета – наш дом (мир вокруг нас). М., 1995.

Калегина Н. Г. Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников. Киев, 1994.

Сценарий дня рождения для учащихся начальной школы «Гавайская вечеринка» Ход мероприятия Дорогие друзья! Я очень рада приветствовать Вас на дне рождении наших замечательных именинников:.

Анализ мониторинга качества освоения детьми старшей группы образовательных областей программы «Детство» В начале 2013-2014 учебного года был проведен мониторинг успеваемости детей в соответствии с «Федеральными государственными требованиями.

Анализ практики внедрения инклюзивного образования и апробации адаптированных образовательных программ Анализ практики внедрения инклюзивного образования и апробации адаптированных образовательных программ в МБДОУ №104 комбинированного вида.

Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника. Развитию эмоциональной сферы ребенка, в отличие от его интеллектуального развития,.

Анализ работы МО воспитателей Землянской школы-интерната VIII вида за 2015–2016 учебный год. Анализ работы МО воспитателей Землянской школы-интерната VIII вида за 2015-2016 учебный год. В методическое объединение воспитателей школы.

Анализ работы в средней группе по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Средняя группа работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Наша группа первая.

Модель рабочей программы по ОО «Познавательное развитие» для детей 6–7 лет по программе Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной основной образовательной программой дошкольного.

Пальчиковая гимнастика по тематике по программе «от рождения до школы». Дата Тема Пальчиковые игры. Упражнения для кистей рук. — учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность.

Праздник школы «День рождения школы» 1 вед: Добрый день, уважаемые гости, учителя, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный праздник, праздник детства и юности, день рождения.

Учебный план по программе «От рождения до школы» Учебный план муниципального образовательного учреждения «Солодушинская СОШ» дошкольная группа Николаевского муниципального района Волгоградской.

источник

Материал (подготовительная группа) на тему:
Справка – анализ уровня усвоения рабочей программы детьми группы для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет №5 2017-2018 учебного года.

Усвоение программного материала детьми старшего возраста по основным образовательным областям.

уровня усвоения рабочей программы детьми группы для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет №5 2017-2018 учебного года.

Тема: усвоение программного материала детьми старшего возраста по основным образовательным областям, соответствующим ФГОС : физическое развитие, социально — коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие.

Цель: определить уровень сформированности знаний и умений на конец учебного года.

Обследовали : воспитатели Федотова Л.Р., Жукович С.А.

Количество обследованных детей: 30

Дата: 24-28 апреля 2017 года.

Методика: диагностический инструментарий согласно рекомендациям программы «От рождения до школы».

Увеличение, уменьшение показателя

Социально — коммуникативное развитие

Основы пожарной безопасности

Безопасность дорожного движения

Формирование элементарных математических представлений

Ознакомление с окружающим миром

Приобщение к художественной литературе

Качественный анализ выполнения программы по областям.

Образовательная область «Физическое развитие»

В процессе мониторинга детей среднего в области «Здоровый образ жизни» выявилось, научились быстро одеваться и раздеваться, имеют навыки опрятности, следят за чистотой тела, опрятностью одежды, имеют элементарные представления о своем организме, о роли витаминов для здоровья человека.

Однако детям еще тяжело даются такие понятия как профилактические меры заболеваний.

  1. Продолжать формировать у детей навыки ЗОЖ, знакомить их со строением организма, профилактикой различных заболеваний.
  2. В совместной деятельность включать дидактические игры, беседы, развлечения, направленных на формирование ценности здорового образа жизни.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

В результате обследования было выявлено, что дети овладели навыками сюжетно-ролевой игры. Дети развивают, и обогащают тематику и содержание игр, используя эпизоды из сказок, общественные сюжеты, знания из наблюдений, книг, рассказов, в игре активные, при создании реализации игровых замыслов.

Дети подбирают, меняют игрушки, предметы-заместители, конструировать обстановку для игр с помощью разнообразного подсобного материала в соответствии с выбранной темой, сюжетом игры. Выполняют усвоенные нормы и правила (культуры поведения, дружеских, коллективных взаимоотношений).

1. Ежедневно организовывать сюжетно-ролевые игры.

2. Совершенствовать развивающую предметно-игровую среду для организации всех видов игр.

3. Проводить индивидуальную работу с детьми по выполнению правил во время игр.

4. Использовать в работе с детьми по развитию игровой деятельности игровых проблемных ситуаций.

В результате обследования было выявлено, что дети имеют представления о родном крае; о Родине — России; о флаге, гербе и гимне России; о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна.

Дети имеют представления о Москве — главном городе, столице России. Хорошие у детей знания о Российской армии.

  1. Расширять представления о родном крае .
  2. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.
  3. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

В результате обследования было выявлено, что дети имеют привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, правильно чистить зубы, полоскать рот после еды, пользоваться носовым платком и расческой.

Умеют самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью.

Самостоятельно наводят порядок на участке детского сада: подметают и очищают дорожки от мусора, зимой — от снега; поливают песок в песочнице; украшают участок к праздникам.

Дети имеют представления о труде взрослых, о значении их труда для общества.

  1. Закреплять умение следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе.
  2. Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать за собой постель после сна.
  3. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.
  4. Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь.
  5. Закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм для рыб, птиц, морских свинок и т. п.
  6. Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

В процессе мониторинга выявилось, что дети имеют представления о правилах поведения дома и на улице; номера экстренного вызова, у них сформированы представления о профессии пожарного; различают и называют дорожные знаки, проезжую часть, тротуар, имеют представления о правилах поведения в транспорте.

  1. Продолжать формировать навыки безопасности собственной жизнедеятельности, используя метод проектов.
  2. Совершенствовать предметно-развивающую среду в группе по образовательной области «Безопасность».

Образовательная область «Познавательное развитие»

«Развитие элементарных математических представлений»

В результате обследования было выявлено, что дети овладели представлениями о составе числа до 10. Умеют решать и составлять арифметические задачи. Овладели действиями построения и использования графической модели типа оси для установления различных количественных отношений.

Все дети справляются с заданием.

1. Продолжать развивать представления о закономерностях образования чисел числового ряда.

2. Пополнять предметно-развивающую среду по ФЭМП.

«Представление об окружающем мире»

Дети овладели действием построения и использования моделей, отображающие связь растений и животных с условиями жизни в различных природных зонах.

Однако затрудняются при составлении модели эволюционного развития животных на Земле.

  1. Продолжать проводить беседы, познавательные минутки по ознакомлению об особенностях жизни и строения древних животных
  2. На прогулке наблюдать за обитателями животного и растительного мира.
  3. Помочь детям овладеть действием построения модели эволюционного развития животных на Земле.

Образовательная деятельность «Речевое развитие»

В результате обследования было выявлено, что дети умеют различать на слух и в произношении все звуки родного языка; образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени; вести диалог, составлять рассказы из личного опыта.

  1. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
  2. Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
  3. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

«Приобщение к художественной литературе»

У детей имеются представления о действиях моделирования игрового пространства; о передаче отношения к персонажам сказок и историй; они умеют использовать пространственно-временную модель при пересказе одного из эпизодов сказки; составлять план проведения игры-драматизации; сочинять истории об одном объекте на основе его схематического изображения.

  1. Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе.
  2. Ежедневно читать детям литературные произведения с обсуждением поведения персонажей.
  3. Учить составлять пространственно-временную модель и использовать ее при пересказе рассказов и сказок.

Образовательная деятельность «Художественно-эстетическое развитие»

Дети узнают детали на схемах, могут изображать отдельные детали в трёх проекциях; на глаз это делают менее точно; правильно изображают детали при помощи трафаретов; правильно воспроизводят простые конструкции графической модели; выделяют на схемах основные структурные части предмета, определяя их назначение. при создании постройки редко используют схематический рисунок задуманного предмета, в качестве вспомогательного средства.

1. Продолжать развивать умение расчленять контурную схему предмета или композиции из нескольких предметов на части, обозначающие особенности их строения.

2. Учить детей планировать конструктивные действия на основе применения готовых графических моделей построек, строить графические модели на основе анализа конкретных образцов предмета или постройки.

3. Активизировать продуктивное воображение в процессе достраивания незавершённых построек.

4. Продолжать пополнять предметно-развивающую среду для всех видов конструирования.

У детей имеются прочные знания и различают основные цвета, как пользоваться карандашом, кистью. Имеют представления о свойствах пластилина, как смешивать цвета.

Имеют представления о том, как смешивать цвета. Умеют изображать человека, создавать образ, делая его узнаваемым.

  1. Для укрепления кисти пальцев рук ежедневно проводить пальчиковые игры, игры на развитие мелкой моторики.
  2. Учить передавать в графическом изображении особенностей пространственного взаимоотношения объектов.
  3. Учить создавать живописные композиции, используя навыки работы с цветовым пятном.

Таким образом , уровень усвоения программы за второе учебное полугодие – 100%.

Считаем свою работу по выполнению программы хорошей. Низкого уровня нет.

Цели и задачи на 2018-2019 учебный год.

1. Продолжать работу по всем направлениям программы, особое внимание уделить разделам с наименьшими показателями.

2. Продолжать оснащать педагогический процесс учебно-дидактическими и методическими пособиями по всем разделам программы.

3. Продолжать развивать у детей эмоционально-чувственную сферу, используя игры на эмоциональное сближение детей «Помоги другу», «Какое настроение?» и другие.

Воспитатели: Федотова Л.Р., Жукович С.А.

Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др./ 2014-2015 учебный год.

Представлен конспект НОД по области «Физическая культура» для детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) «Выставка собак».

Читайте также:  Анализ на иммунитет для детей

Итоговое занятие по математике, где в различных играх и заданиях дети показывают свои умения и навыки,полученные на занятиях.

Рабочая программа составленная воспитателями старшей группы. Структура и содержание рабочей программы разрабатывалось с учетом требований и стандартов, утвержденных ФГОС ДО.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с элементами рисования.

Программа направлена на:· развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с уч.

Усвоение программного материала детьми старшего возраста по основным образовательным областям.

источник

Задачи развития речи реализуются в программах, которые определяют объем речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах, а главное уровень речевого развития по окончанию датского сада.

Происходящие в последние годы социально — экономические изменения повлияли на развитие и совершенствование системы образования. В дошкольном образовании четко прослеживается тенденция внедрения вариативных программ в практическую деятельность дошкольных учреждений. И хотя большинство наиболее известных и распространенных программ являются комплексными, тем не менее, можно утверждать, что задачи и условия речевого развития в них представлены не равноценно.

Рассмотрим, в какой мере в современных программах для дошкольных образовательных учреждений отражены основные требования и критерии к уровню речевого развития детей старшего дошкольного возраста. С этой целью было проанализировано содержание наиболее распространенных программ, и особенно задачи речевого развития детей в подготовительной к школе группе, основные требования речи детей к окончанию обучения в детском саду.

Базисная программа развития ребенка — дошкольника «Истоки». Цель данной программы — разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных качеств, в том числе творческих способностей, до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.

Программа ориентирована на достижение стандарта образования. В основу положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующейся своей структурой и динамикой.

Новый подход к обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте основывается на единстве чтения, письма и счета как «общекультурных навыков»; использовании всех доступных детям видов деятельности, для формирования их предпосылок; организации новой общности детей -группы ровесников. Раздел Социальное развитие включает в себя подраздел «Речь и речевое общение», где выделена характеристика возрастных возможностей, задачи развития, содержание и условия педагогической работы, где определены показатели развития: к 7 годам ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка, овладеть разговорной речью, проявлять интерес к рассказам, в высказываниях употреблять разные части речи, проявлять критическое отношение к речи. В разделе «Познавательное развитие» выделяют подраздел «Грамота», который состоит из характеристики возрастных возможностей, задач развития. Определено, что к 7 годам ребенок должен читать плавно и четко, по слогам и целыми словами, писать слова в тетрадке, знать правила «жи-ши», «ча-ща», «чу-шу», знать все буквы алфавита.

В вариативной программе развития и воспитания в детском саду «Детство» выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей и ознакомлению с художественной литературой: «Развиваем речь детей», «Ребенок и книга». Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи. Программу отличает то, что в конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Особенно это важно в старшем дошкольном возрасте, когда необходимо определить уровень сформированности знаний и навыков перед школой. Особенно важно, что в программе четко выделены (в виде отдельных главок) и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.

В конце старшего дошкольного возраста выделен раздел «Скоро в школу», где доступно изложены основные показатели развития ребенка перед поступлением в школу. Основные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:

содержательность и связность речи (диалога и монолога);

развитие речевого творчества, выразительности речи;

развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;

подготовка к чтению, чтение.

Высоким уровнем речевого развития по окончании детского сада считается слитное чтение коротких текстов, овладение всеми средствами звукового анализа слов, определение основных качественных характеристик звуков в слове.

Вариативная программа «Радуга» учитывает современные требования к речевому развитию детей, выделяются общепринятые разделы работы по развитию речи: звуковая культура речи, словарная работа, грамматический строй речи, связная речь, художественная литература. Одним из важнейших средств развития дошкольников является содержание развивающей речевой среды. Большое место отводится развитию диалогической речи посредствам общения воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и специальных занятиях. Тщательно подбирается литературный репертуар для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть.

Подготовка детей к школе начинается задолго до того, как они приходят в подготовительную группу. Эта подготовка включает много направлении: забота о сохранении здоровья детей, о их своевременном и полноценном психическом развитии и эмоциональном благополучии. На занятиях рисованием и лепкой руку готовят к письму, дети овладевают словом, постигают причинно — следственные связи явлений.

Седьмой год жизни рассматривается авторами как этап подготовки к жизни и, в том числе, к обучению в школе.

В программе и в методических рекомендациях к ней подготовку детей к школе осуществляют не для того, чтобы облегчить работу начальной школе и частично перенести ее функции в детский сад. В программе речь идет о развитии детей, благодаря которому и обеспечивается их подготовка к школе.

Раздел по развитию речи — «Обучение детей чтению». В работу с детьми 6-7 лет необходимо включить целенаправленное, систематическое, методически грамотное обучение чтению.

В программе первостепенное внимание уделяется только двум составляющим: обучению чтению и развитию речи. Оба направления выносятся на фронтальные занятия.

Вариативная программа «Развитие» ориентирована на развитие умственных способностей и творчество детей. Занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой включают в себя три основных направления:

  • 1) ознакомление с художественной литературой (чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, игровые импровизации по сюжетам прочитанных произведений);
  • 2) освоение специальных средств литературно-речевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи);
  • 3) развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой. Овладение разными сторонами речи происходит в контексте ознакомления с художественными произведениями. Ярко выражена и реализована идея о единстве сенсорного, умственного и речевого развития.

В средней группе поставлена как самостоятельная задача подготовки к обучению грамоте, а в старшей и подготовительной группах — обучение чтению.

Программа «Одаренный ребенок» представляет собой вариант программы «Развитие» предназначена для образовательной работы с детьми шестого и седьмого годов жизни, обладающими высоким уровнем умственного развития. В ней существенно углублено содержание ознакомления с художественной литературой в разделе «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой».

В подготовительной к школе группе работа ведется по трем направлениям:

  • 1) ознакомление детей с художественной литературой, знакомство с разными сторонами действительности. Предлагаемая литература расположена по усложнению содержания. Одна из основных линий работы — развитие эмоциональной отзывчивости на произведения детской литературы;
  • 2) освоение средств литературно — речевой деятельности: ознакомление детей со средствами речевой выразительности; овладение лексической и грамматической культурой, развитие связной и выразительной речи. Особое внимание уделяется рассказыванию по представлению без опоры на предмет;
  • 3) развитие умственных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой — задания на развитие мышления и воображения детей.

«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду». Подготовлена на основе многолетних исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. В ней раскрываются теоретические основы и направления работы по развитию речевых умений и навыков детей. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях, взаимосвязи разных речевых задач при ведущей роли развития связной речи. Особый акцент делается на формирование у детей представлений о структуре связного высказывания, о способах связи между отдельными фразами и его частями. Содержание задач представлено по возрастным группам. Этому материалу предшествует характеристика речевого развития детей.

В подготовительной к школе группе речевые задачи включают те же разделы, что и в предыдущих возрастах (воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие образной речи старших дошкольников), однако, усложняется каждая задача, как в смысле содержания, так методики обучения.

Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к восприятию поэтической речи и, формируем интонационную выразительность речи самого ребенка; углубленная работа над смысловой стороной слова подводит к точной передаче творческого замысла в самостоятельных сочинениях.

Работа над синтаксисом включает формирование разнообразных сложных предложений при составлении коллективного письма, развивает самоконтроль, использование синонимических, синтаксических конструкций, что очень важно для дальнейшего овладения письменной речью.

На первый план выступает формирование умений дошкольников строить разные виды высказываний, соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между частями высказывания.

Программой воспитания и обучения в детском саду определено, что к семи годам каждый ребенок должен овладеть диалогической и монологической речью (уметь отвечать на вопросы и задавать их уметь составлять небольшие рассказы по картине, на сюжет, предложенный воспитателем, последовательно рассказывать об увиденном).

У детей должно быть сформировано умение говорить, не торопясь, грамотно, но без напряжения, выразительно.

Задачей воспитателя в подготовительной к школе группе является формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание. Наблюдать, формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

К окончанию детского сада (7 лет) дети должны уметь: строить сложные предложения разных видов; составлять рассказы по картине, по серии картин, из опыта, небольшие сказки; находить слова с определенными звуками, определять место звука в слове; составлять предложения из трех — четырех слов, членить слова на слоги; самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов; драматизировать небольшие произведения

Ознакомившись с программами дошкольных учреждений по разделу «Развитие речи», мы видим, что объем знаний и умении не одинаков в разных программах. Но почти в каждой ребенок к окончанию детского сада должен уметь читать и быть подготовленным к письму. Какие же требования предъявляет школа?

В «Диагностической карте для записи ребенка в школу» в разделе «Развитие речи» определены следующие пункты:

составление рассказа по сюжетной картине;

Речевая карта используется при прослушивании ребенка. Отмечается:

общее заключение по артикуляционному аппарату (патологии, подвижность губ, зыка; состояние общей моторики);

обследование понимания речи;

обследование связной речи: составление рассказа по картинке, по серии картин, пересказ, рассказ-описание;

обследование грамматического строя: образование множественного

числа имен существительных, образование уменьшительно-ласкательных форм, префиксальное словообразование, согласование прилагательных с существительными, согласование существительных с числительными, предложно-падежные формы;

состояние словаря: предметный словарь, словарь признаков, глагольный словарь;

анализ звукового состава слова;

произношение слов сложного слогового состава;

Таким образом, во всех проанализированных программах, предназначенных для обучения детей в дошкольных учреждениях, отдельно выделяется задача подготовки к школе. Что же касается речевой готовности к школьному обучению, то в разных программах есть свои особенности.

«Развитие» овладение разными сторонами речи происходит в контексте ознакомления с художественными произведениями; в вариативной программе «Радуга» основным, на что авторы обращают внимание — развитие речи детей на занятиях и в повседневной жизни на протяжении всего дошкольного детства, благодаря которому и обеспечивается их подготовка к школе; в вариативной программе «Детство» наиболее интересным и полезным являются определенные и доступно изложенные основные показатели развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, на основании которых и родители, и воспитатели могут корректировать развитие ребенка до поступления в школу. Новый подход к обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте изложен в базисной программе «Истоки». Он основан на единстве чтения, письма и счёта, как общекультурных навыков.

«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой) базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях при ведущей роли развития связной речи. В программе воспитания и обучения в детском саду основным требованием к речи семилетнего ребёнка является овладение монологической и диалогической речью, и также определён необходимый объём знаний, который должен быть у ребёнка к концу года.

В первой главе удалось провести анализ научной и методической литературы в ходе которого были определены базовые характеристики речевого развития дошкольников и благоприятные условия становления связной монологической речи у старших дошкольников.

Монологическая речь в психологии речи и психолингвистике определяется как «связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности».

Особенности формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием рассматриваются в работах Л.П. Федоренко, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой и др. Исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет. Однако именно старший дошкольный возраст является сенситивным к становлению полноценной связной монологической речи.

Овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относится формирование специальных мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний; сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения. Овладение монологической речью, построением развернутых связных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей, планирующей функций речи.

Происходящие в последние годы социально — экономические изменения повлияли на развитие и совершенствование системы образования. В дошкольном образовании четко прослеживается тенденция внедрения вариативных программ в практическую деятельность дошкольных учреждений. И хотя большинство наиболее известных и распространенных программ являются комплексными, тем не менее, можно утверждать, что задачи и условия речевого развития в них представлены не равноценно.

источник