Меню Рубрики

Анализ программы одаренные дети в школе

Исследование проводилось нами в школе №9 г. Бузулук в исследовании участвовали несколько классов среднего звена 156 детей. Общеобразовательная школа №9 всегда занимает призовые места на всевозможных олимпиадах областного и регионального уровня, также ученики школы практически все это 80% поступают в высшие учебные заведения г. Оренбурга Высокие результаты в работе стали возможны благодаря разработке и внедрению комплексной целевой программы «Одаренные дети», созданной по распоряжению Правительства Российской Федерации также нами дополнительно была разработана программа «Бездарных детей не бывает». Целью этих программ являлись создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей.

Принципы реализации программы «Одаренные дети»

научность и интегративность;

индивидуализация и дифференциация;

интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;

максимальное разнообразие предоставляемых возможностей;

особое внимание к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

I. Организация и содержание воспитательной работы в рамках реализации программы «Бездарных детей не бывает».

Основные задачи воспитания одаренных детей:

воспитание на принципах общечеловеческой гуманистической морали;

формирование национального самосознания;

формирование духовной культуры, обусловленной традициями семейного воспитания;

формирование высокой речевой культуры;

развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей, реализация идеи, «диалога культур»;

обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей;

опора на принцип гуманизма как основу воспитания одаренных;

освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса на идеях личностно-ориентированной педагогики;

философско-мировоззренческая подготовка одаренных детей как основа определения личной программы жизни;

ориентирование на индивидуальные программы развития творческой личности одаренного ребенка.

Работа осуществляется по двум направлениям: внеучебной по профильным дисциплинам и культурологической.

Программы внеучебной деятельности по профильным дисциплинам включают:

А) предметные семинары, интеллектуальные марафоны, научно-практические конференции, дни науки;

Б) программу подготовки учащихся к олимпиадам различного уровня;

В) программы исследовательской и творческой деятельности по профильным дисциплинам, предусматривающие групповые и индивидуальные занятия в творческих лабораториях под руководством преподавателей.

Внеучебные программы культурологической ориентации включают музыкальную филармонию, оперу, спортивные секции и т.д..

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, марафоны, привлечение учащихся к участию в самых различных олимпиадах, конференциях и конкурсах вне школы.

Принципы общения во внеучебных познавательных секциях и клубах.

II.Учитель в системе рекомендации программы

Одаренные дети нуждаются во внимательном, доброжелательном отношении, во вдумчивом педагогическом руководстве.

Готов ли учитель массовой школы работать на соответствующем уровне с одаренными детьми. Сказать, что у нас нет талантливых, знающих, профессионально грамотных, эрудированных педагогов, нельзя. Кроме того, современный учитель должен быть еще и психологом, и воспитателем, и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.

Специалисту такого рода нужно владеть суммой разнообразных знаний: высоким уровнем профессиональной подготовки, знаниями в области общей, возрастной психологии, методики диагностики личность ребенка.

Одаренные дети нуждаются в психолого-педагогической поддержке, в развитии своих способностей. Следовательно администрация школы должна направлять для работы в профильные классы, микрогруппы высококвалифицированных учителей, т.е. проявлять особый подход к решению кадровых вопросов.

Критерии отбора учителей для работы с одаренными детьми:

наличие собственной педагогической концепции;

высокая теоретическая подготовка;

активная научно-методическая деятельность (разработка, корректировка программ, методических указаний, публикаций и т.д.);

высокая коммуникативная культура и наличие творческих способностей;

эмоциональная стабильность, целеустремленность, адекватная самооценка, умение объективно оценивать успехи одаренных детей;

значение возрастной психологии;

стремление к самообразованию и самосовершенствованию;

высокий уровень знания предмета;

требовательность и умение найти подход к нестандартным детям;

высокий уровень интеллектуально-духовного развития, эрудированность;

доброжелательность, чуткость, педагогический такт;

наличие организаторских способностей.

III. Семейные аспекты развития одаренного ребенка и реализация программы.

Одаренным детям нередко бывает трудно адаптироваться к условиям обучения в массовой школе.

Причина этого пути устранения психологического дискомфорта следует искать учителю совместно с родителями ученика т.к. такой ребенок и в семье не всегда имеет психологическую поддержку и возможность реализовать свои потенциальные возможности. Знают ли родители об индивидуальных особенностях, склонностях своих детей? Готовы ли поддержать искру любознательности, развивать высокую познавательную активность в своем ребенке? К сожалению, не всегда. Следовательно, ребенка с одаренными детьми в школе без тесного контакта учителя с родителями, без хорошо налаженной связи «ученик-родители-учитель» невозможна и малоэффективна.При организации работы с одаренными детьми следует:

учитывать одаренность как сложное явление психофизиологическом, интеллектуальном и социальном развитии личности учащегося;

учитывать личностные и возрастные особенности одаренных детей;

учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально-волевых качеств;

создать условия для освоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я- концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одаренного ребенка;

оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.

IV. Социально- педагогическое обеспечение реализации программы «Одаренный ребенок» и программы «Бездарных детей не бывает»

разработка пакета документов с целью определения способностей, склонностей одаренных детей и создания условий поддержки учащихся;

создание банка данных с содержательными характеристиками одаренных детей;

разработка и внедрение индивидуальных образовательных и воспитательных программ;

создание психолого-развивающего пространства как наиболее благоприятствующего для реализации программы «Одаренный ребенок»;

обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции;

формирование умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов);

организация индивидуальной и дифференцированной работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.

V. Эта программа включает в себя:

-Систему осуществления педагогической поддержки одаренным и способным детей также обеспечить им фундаментальную подготовку не посредственно по интересующему их предмету;

-Систему реализации новой стратегии обучения, направленную на

«ускорение» и «обогащение» содержания образования;

-Систему стимулирования творческой деятельности способных и одаренных детей через организацию массовых форм работы с учащимися;

-Систему реализации личных творческих способностей учащихся через организацию индивидуальных форм деятельности;

-Систему развития общеинтеллектуальных, научно-исследовательских, организационных умений и навыков учащихся, позволяющих интенсифицировать самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся;

-Систему развития качественно высокого уровня мировоззренческих

убеждений через углубленное изучение обществоведческих дисциплин, позволяющих учащимся ориентироваться в сложном мире социальных отношений, адаптироваться к требованиям современного общества;

-Систему методической работы с педагогическими кадрами, направленную на организацию, координацию, контроль и обобщение деятельности учителей, работающих с одаренными детьми;

-Систему взаимодействия с родителями с целью формирования у ребенка положительной Я- концепции и создания благоприятного семейного

климата, способствующего развитию способностей ребенка.

Программа «Одаренные дети», созданы студии, секции, гостиные были формированы по запросам учеников совместно с родителями и педагогами темы и планы объединений также определялись совместно.

источник

Анализ работы с одарёнными детьми и детьми,

имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности за 2016-2017 учебный год

В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого потенциала возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Работа с одаренными детьми в школе продолжает оставаться одним из приоритетных направлений.

Выявление способных детей в нашей школе начинается с момента поступления ребенка в школу. Диагностическая работа, психологическое сопровождение детей, вовлечение ребят в различные интеллектуальные творческие, спортивные мероприятия позволяют вовремя выявить мотивированных детей и спланировать дальнейшую работу по развитию этих способностей.

Учитывая, что за последние годы сложилась система работы с одаренными детьми (конкурсы, предметные олимпиады, проекты, научные общества учащихся, выставки), а также созданы определенные условия для личностно ориентированного образования, администрация и учителя школы предприняли усилия для создания собственной системы работы с одаренными детьми.

В соответствие с Программой «Одаренные дети, дети с повышенной мотивацией к учебе» и планом работы на 2016-2017 учебный год в сентябре — октябре 2016 года был скорректирован банк данных способностей учащихся, их одаренности на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности учащихся.

И в 2016-2017 учебном году была продолжена работа по реализации школьной программы «Одаренные дети».

Цели и задачи на этот год были поставлены, исходя из проблем прошлого года.

Цель – поиск и поддержка талантливых детей в школе, создание образовательной среды, способствующей успешности ученика.

— вывести на новый уровень работу учителей, которая связана с учебно- исследовательский деятельностью;

— отследить участие детей в муниципальном туре ВОШ;

— проводить занятия с одаренными детьми в системе;

— организовать индивидуальную работу с одаренными детьми;

— учителям – предметникам – выявлять и поддерживать способных учащихся по своим предметам;

-классным руководителям –провести диагностику с целью выявления одаренности учащихся.

Исходя из поставленных задач и в соответствии с программой «Одаренные дети», были обозначены основные направления работы с одаренными детьми:

Формы работы с одаренными детьми в школе в данном году: разноуровневые задания, марафоны, игры, конкурсы, олимпиады, викторины.

В школе в системе ведётся кружковая работа.

Мониторинг внеурочной деятельности учащихся в 2016-2017.

Сравнивая показатели 2016 и 2017 учебных годов, можно сделать вывод, что посещение учащимися кружков стало больше.

Выявление одаренных детей проходит в ходе учебно-воспитательного процесса на основе оценок школьной успеваемости, результатов, полученных на различных конкурсах, на основе характеристик, составленных по наблюдениям учителей-предметников. В начале года на каждого ребенка была составлена психологическая карта. Все результаты были доведены до сведений классных руководителей. К сожалению, не все учащиеся младшего и старшего звена были охвачены. Эта работы обязательно будет проделана в следующем году.

В 2016-2017 учебном году учителями –предметниками и классными руководителями был проведен анализ творческой, интеллектуальной и спортивной деятельности учащихся.

Количественные показатели одаренности по школе следующие:

В начале учебного года был проведен школьный тур ВОШ.

Процент от общего количества учащихся, принявших участие в школьном туре ВОШ:

В этом году учителя-предметники приняли решение, что на школьном туре предложенные задания олимпиады будут решать только те учащиеся, которое имеют склонность к тому или иному предмету, а не весь класс. Поэтому процент участия в этом году ниже, чем в остальных.

Учителя занимались подготовкой учеников к олимпиаде по индивидуальным программам. К сожалению, не все учащиеся смогли принять участие в муниципальном туре ВОШ.

В школьном туре активно участвовали все педагоги.

Говоря о федеральных конкурсах, можно сказать, что у школьников среднего и старшего звена заметно ослаб интерес к конкурсам: «КИТу», «Русскому медвежонку», «Британскому бульдогу» и другим, что наглядно подтверждает следующая таблица.

Процент участия в федеральных конкурсах начальной и старшей школы:

Данное направление в школе реализуется через мероприятия и программы ДО, уроки технологии и ИЗО.

Цель данной работы — создать ситуацию успеха, способствовать развитию творческих способностей.

По данному направлению работает 5 кружков.

И все же в школе наблюдается недостаточное количество объединений дополнительного образования. Это связано с отсутствием квалифицированных специалистов.

Ученица 10 класса участвовала в районом конкурсе «Я-лидер». Школа участвует в различных творческих конкурсах.

Так, начальная школа приняла участие в конкурсе рисунков.

Для развития спортивной одаренности детей проводятся спортивные соревнования, спартакиады. В спортивном клубе «Спортивные игры» занимаются 35 человек. Учитель физической культуры Хоконов Р.А. проводят секции по волейболу, баскетболу, футболу, лёгкой атлетике, гимнастике.

В школе ежемесячно проводятся соревнования между классами по баскетболу, волейболу и футболу.

Учащиеся школы имеют портфолио, в котором накапливают свои результаты в течения обучения в школе.

Для поощрения одаренных детей в школе действует стимулирующая система:

— публичное поощрение на торжественных линейках.

В данном учебном году в школе проводились различные дистанционные конкурсы и олимпиады.

Количество учащихся, принявших участие в следующих конкурсах и олимпиадах, возросло.

Результаты участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах, конференциях за 2016-2017 учебный год.

источник

Реализация программы в школе

Анализ ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

Частного общеобразовательного учреждения –

средней общеобразовательной школы «Новый путь»

города Армавира Краснодарского края.

Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи.

Сегодня проблема обучения одаренных напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.

Реализация основной концепции программы «Одаренные дети» в ЧОУ-СОШ «Новый путь» прошла несколько важных этапов.

В ходе данного этапа были проведены педагогический совет «Работа с одаренными детьми», МО классных руководителей и предметные МО, посвященные данной теме. Таким образом, решались задачи программы: знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми; обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование; накопление библиотечного фонда по данному вопросу.

Педагогами-психологами были проведены ряд тестирований и анкетирований различного рода, направленных на выявление у учащихся тех или иных способностей. В ходе педагогического наблюдения и анализа результатов учебной и внеурочной деятельности учащихся усилиями учителей-предметников и классных руководителей был создан банк данных «Одаренные дети ЧОУ-СОШ «Новый путь». Данный этап был направлен на решение таких задач программы, как: знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

Определение круга проблем, мешающих педагогическому коллективу в работе с одаренными детьми.

Педагогическому коллективу получилось решить данные проблемы через следующие «шаги» — решения:

Читайте также:  Анализ воспитанности детей дошкольного возраста

Отсутствие финансовой поддержки педагогов, занятость учителей-предметников:

– увеличение заработной платы за результативность работы с одаренными детьми;

– ведение профессионального портфолио каждым предметником;

– введение отчетности о проделанной работе по полугодиям (анкета «Зима-лето»);

– включение в расписание занятий, направленных на работу с одаренными детьми.

Методические материалы для работы с одаренными, методика работы, новые технологии:

— проведение тематических семинаров с педагогическим коллективом («Технологии развития критического мышления»);

— знакомство со специальной литературой;

— повышение квалификации учителей — предметников;

— обмен опытом (проведение мастер- классов и посещение уроков творчески работающих учителей и имеющих опыт в данной области, семинаров, посещение образовательных Интернет-сайтов, участие в конференциях);

— создание индивидуальных образовательных программ для учеников по предмету;

— разнообразие форм работы с одаренными детьми: творческие мастерские;

групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

факультативы; кружки по интересам; конкурсы; спецкурсы; консультирование обучающихся в заочных школах при вузах; участие в предметных олимпиадах; работа по индивидуальным планам; занятия в профильных классах;

— усиление кружковой работы с учащимися (проведение мониторинга среди учащихся, направленного на выяснение наиболее востребованных кружков и секций, введение в расписание данных кружков и секций.

Кружки в школе «Новый путь» предусмотрены с учетом разных видов одаренности:

-академическая (предметная, интеллектуальная) – «За страницами учебника биологии», «Сайтостроение», «Занимательная грамматика», «Теоретические основы информатики», «Английский клуб»;

-художественная и творческая — «Танцы», «Вокал», «Бисероплетение», «Саквояж», «Изостудия», «Брейк-данс»;

-спортивная — «Шахматы», «Спортивное ориентирование», «Футбол», «Баскетбол», «ОФП», «Теннис».

Развитие кружковой системы:

2010-2011г. – 15 кружков и секций.

В конце года был проводится традиционно мониторинг кружковой деятельности через анкетирование среди родителей и учеников, результаты данного мониторинга берутся за основу в следующем учебном году при планировании работы кружков и секций.

Отсутствие мотивации и проблема выбора у учащихся:

— ведение портфолио каждым учащимся;

— подбор конкурсов в зависимости от интересов каждого ученика;

— проведение нестандартных уроков;

— проведение тематических предметных недель, проведение мероприятий в рамках предметной недели, направленных на привитие интереса к той или иной науке.

— личный пример (тематические открытия и классные часы о людях, чьи достижения напрямую связаны со школьными достижениями, с участием в конкурсах, проектах и т.д.);

— творческие домашние задания, освобождение от заданий тех учащихся, которые работают над каким-либо проектом;

— награды и поощрения учеников и родителей одаренных детей (сертификаты, грамоты и дипломы, отметки по предметам, освобождение от домашних заданий, ценные подарки и призы);

— мотивация родителей (проведение тематических собраний, приглашение родителей на внеурочные предметные и общешкольные мероприятия воспитательного плана);

— оповещение школьной общественности о достижениях тех или иных учащихся (общешкольное награждение, отражение успехов учеников в школьной газете «Саквояж» и на сайте школы);

— школьная ежегодная премия «Ступенька к успеху».

Итоги реализации программы «Одаренные дети»

Благодаря вышеперечисленным решениям, рейтинг школы в городе повысился.

Результативность достижений учащихся во Всероссийской олимпиады школьников за последние три учебных года:

2009-2010 учебный год – английский язык, русский язык, обществознание, кубановедение, математика (начальные классы).

2010-2011 год – английский язык, русский язык, литература, биология, химия, информатика, психология, математика(начальные классы).

2011-2012 год – английский язык, русский язык, литература, биология, химия, информатика, психология, география, физика, кубановедение, обществознание, физическая культура.

Количество призеров и победителей муниципального этапа

Количество конкурсов за первое полугодие

Постоянно осваиваются новые виды и формы конкурсов:

В учащиеся школы приняли участие в разных типах конкурсах:

-конкурс сочинений (на русском языке и на английском языке);

-конкурсы рисунков и плакатов;

-конкурсы проектов по физике, информатике, английскому языку;

— заочные курсы по предметам (биология, математика, русский язык).

Благодаря работе совместной работе администрации, учителей-предметников и классных руководителей многие учащиеся нашей школы стали призерами и победителями различных конкурсов. Учащиеся активно принимали участие в школьных праздниках, выставках, предметных неделях. Целесообразно продолжить создание условий для развития творческих способностей учащихся.

Семинар — практикум для воспитателей по формированию правильного произношения и навыка звукового анализа и синтеза у детей.

Слайд №1Мастер-классдля воспитателей «Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста»Вводная часть:Звуковая сторона речи рано становится предметом внимания ребёнка. Он .

В данной статье раскрываются особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, что способствует формированию готовности ребенка к обучени.

План- конспект урока «Нанесение размеров на основе анализа формы детали» для 8 класса.

Настоящая система работы по подготовке и реализации и анализу индивидуальных планов развития и семейного жизнеустройства воспитанников, относящихся к категории детей сирот и детей, оставшихся бе.

источник

2.2 Анализ результатов реализации программы по развитию одаренности детей

Исследование проводилось нами в школе №9 г. Бузулук в исследовании участвовали несколько классов среднего звена 156 детей. Общеобразовательная школа №9 всегда занимает призовые места на всевозможных олимпиадах областного и регионального уровня, также ученики школы практически все это 80% поступают в высшие учебные заведения г. Оренбурга Высокие результаты в работе стали возможны благодаря разработке и внедрению комплексной целевой программы «Одаренные дети», созданной по распоряжению Правительства Российской Федерации также нами дополнительно была разработана программа «Бездарных детей не бывает». Целью этих программ являлись создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей.

Принципы реализации программы «Одаренные дети»

научность и интегративность;

индивидуализация и дифференциация;

интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;

максимальное разнообразие предоставляемых возможностей;

особое внимание к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

I. Организация и содержание воспитательной работы в рамках реализации программы «Бездарных детей не бывает».

Основные задачи воспитания одаренных детей:

воспитание на принципах общечеловеческой гуманистической морали;

формирование национального самосознания;

формирование духовной культуры, обусловленной традициями семейного воспитания;

формирование высокой речевой культуры;

развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей, реализация идеи, «диалога культур»;

обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей;

опора на принцип гуманизма как основу воспитания одаренных;

освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса на идеях личностно-ориентированной педагогики;

философско-мировоззренческая подготовка одаренных детей как основа определения личной программы жизни;

ориентирование на индивидуальные программы развития творческой личности одаренного ребенка.

Работа осуществляется по двум направлениям: внеучебной по профильным дисциплинам и культурологической.

Программы внеучебной деятельности по профильным дисциплинам включают:

А) предметные семинары, интеллектуальные марафоны, научно-практические конференции, дни науки;

Б) программу подготовки учащихся к олимпиадам различного уровня;

В) программы исследовательской и творческой деятельности по профильным дисциплинам, предусматривающие групповые и индивидуальные занятия в творческих лабораториях под руководством преподавателей.

Внеучебные программы культурологической ориентации включают музыкальную филармонию, оперу, спортивные секции и т.д..

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, марафоны, привлечение учащихся к участию в самых различных олимпиадах, конференциях и конкурсах вне школы.

Принципы общения во внеучебных познавательных секциях и клубах.

II.Учитель в системе рекомендации программы

Одаренные дети нуждаются во внимательном, доброжелательном отношении, во вдумчивом педагогическом руководстве.

Готов ли учитель массовой школы работать на соответствующем уровне с одаренными детьми. Сказать, что у нас нет талантливых, знающих, профессионально грамотных, эрудированных педагогов, нельзя. Кроме того, современный учитель должен быть еще и психологом, и воспитателем, и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.

Специалисту такого рода нужно владеть суммой разнообразных знаний: высоким уровнем профессиональной подготовки, знаниями в области общей, возрастной психологии, методики диагностики личность ребенка.

Одаренные дети нуждаются в психолого-педагогической поддержке, в развитии своих способностей. Следовательно администрация школы должна направлять для работы в профильные классы, микрогруппы высококвалифицированных учителей, т.е. проявлять особый подход к решению кадровых вопросов.

Критерии отбора учителей для работы с одаренными детьми:

наличие собственной педагогической концепции;

высокая теоретическая подготовка;

активная научно-методическая деятельность (разработка, корректировка программ, методических указаний, публикаций и т.д.);

высокая коммуникативная культура и наличие творческих способностей;

эмоциональная стабильность, целеустремленность, адекватная самооценка, умение объективно оценивать успехи одаренных детей;

значение возрастной психологии;

стремление к самообразованию и самосовершенствованию;

высокий уровень знания предмета;

требовательность и умение найти подход к нестандартным детям;

высокий уровень интеллектуально-духовного развития, эрудированность;

доброжелательность, чуткость, педагогический такт;

наличие организаторских способностей.

III. Семейные аспекты развития одаренного ребенка и реализация программы.

Одаренным детям нередко бывает трудно адаптироваться к условиям обучения в массовой школе.

Причина этого пути устранения психологического дискомфорта следует искать учителю совместно с родителями ученика т.к. такой ребенок и в семье не всегда имеет психологическую поддержку и возможность реализовать свои потенциальные возможности. Знают ли родители об индивидуальных особенностях, склонностях своих детей? Готовы ли поддержать искру любознательности, развивать высокую познавательную активность в своем ребенке? К сожалению, не всегда. Следовательно, ребенка с одаренными детьми в школе без тесного контакта учителя с родителями, без хорошо налаженной связи «ученик-родители-учитель» невозможна и малоэффективна.При организации работы с одаренными детьми следует:

учитывать одаренность как сложное явление психофизиологическом, интеллектуальном и социальном развитии личности учащегося;

учитывать личностные и возрастные особенности одаренных детей;

учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально-волевых качеств;

создать условия для освоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я- концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одаренного ребенка;

оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.

IV. Социально- педагогическое обеспечение реализации программы «Одаренный ребенок» и программы «Бездарных детей не бывает»

разработка пакета документов с целью определения способностей, склонностей одаренных детей и создания условий поддержки учащихся;

создание банка данных с содержательными характеристиками одаренных детей;

разработка и внедрение индивидуальных образовательных и воспитательных программ;

создание психолого-развивающего пространства как наиболее благоприятствующего для реализации программы «Одаренный ребенок»;

обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции;

формирование умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов);

организация индивидуальной и дифференцированной работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.

V. Эта программа включает в себя:

-Систему осуществления педагогической поддержки одаренным и способным детей также обеспечить им фундаментальную подготовку не посредственно по интересующему их предмету;

-Систему реализации новой стратегии обучения, направленную на

«ускорение» и «обогащение» содержания образования;

-Систему стимулирования творческой деятельности способных и одаренных детей через организацию массовых форм работы с учащимися;

-Систему реализации личных творческих способностей учащихся через организацию индивидуальных форм деятельности;

-Систему развития общеинтеллектуальных, научно-исследовательских, организационных умений и навыков учащихся, позволяющих интенсифицировать самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся;

-Систему развития качественно высокого уровня мировоззренческих

убеждений через углубленное изучение обществоведческих дисциплин, позволяющих учащимся ориентироваться в сложном мире социальных отношений, адаптироваться к требованиям современного общества;

-Систему методической работы с педагогическими кадрами, направленную на организацию, координацию, контроль и обобщение деятельности учителей, работающих с одаренными детьми;

-Систему взаимодействия с родителями с целью формирования у ребенка положительной Я- концепции и создания благоприятного семейного

климата, способствующего развитию способностей ребенка.

Программа «Одаренные дети», созданы студии, секции, гостиные были формированы по запросам учеников совместно с родителями и педагогами темы и планы объединений также определялись совместно.

Детское объединение Руководитель Сроки проведения отчета
2 Театральная студия Социальный педагог Январь, Май.
3 Вечера поэзии Учитель литературы Октябрь, Март.
4 Мир холста Учитель изобразительного искусства Один раз в четверть
5 Школьная газета Завуч по воспитательной работе Один раз месяц
6 Познай планету Учитель биологии, химии, географии Конференции проводятся в Декабре и Мае
7 Саморазвитие Психолог
8 Спортивные секции Учитель физкультуры Один раз в год секция должна провести соревнования.

В ходе исследования мы исходили из целевого аспекта исследования, направленного на развитие одаренности у учеников.

В ходе нашего исследования нами была разработана и апробирована структура развития одаренности детей в условиях школы, отражающая целенаправленность (Развитие одаренности у детей в условиях школы), содержание (развитие ряда способностей), логику (диагностический, содержательный и аналитический этапы), совокупность социально-педагогических средств (обеспечение педагогов современными педагогическими представлениями о проблеме развития одаренности в школе, создание программы «Бездарных детей не бывает» взаимодействие родителей детей и педагогов в создании программы направленной на развитие одаренности у учеников), проектируемые результаты (Гностический компонент, индивидуально-творческий потенциал Социальная активность).

Детские объединения пользовались большим спросом у учащихся особенно театральная студия, спортивные секции особенно такие как баскетбол, футбол, вело триал. Благодаря этим объединениям мы смогли вывести следующие показатели (Рис.4)

Таким образом после проведения программы «Одаренные дети», и программы «Бездарных детей не бывает». Мы смогли получить позитивные результаты и сделать выводы о том, что социальная активность возросла особенно в театральной студии. Гностический компонент вырос в объединении самопознания и на факультативах «познай планету». Творческая деятельность и мотивация к творчеству выросли во объединения почти одинаково.

В первой главе были рассмотрены сущность и содержание развития одаренности у учащихся.

Как свидетельствует история наблюдения, ученых свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны уходит еще в глубь веков. Для них не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся философы древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым человеком. Также давно было замечено, что различия эти часто проявляются уже в детстве.

Читайте также:  Анализ воспитания детей в детских домах

Одним из видных представителей этой эпохи был английский философ и педагог Джон Локк. Он выдвинул ряд теоретических положений, которые легли в фундамент идеологии Просвещения. Основные из них:

не существует врожденных идей, процесс познания возникает в опыте и на основе опыта;

разум человека с самого начала представляет собой «чистую доску» («tabula rasa»); нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах.

Используемый Локком термин «чистая доска» был предложен еще Аристотелем, но в сознании педагогов и психологов нашего времени он прочно связан с философией эпохи Просвещения. Именно в это время он приобрел современное звучание. Дж. Локк, а вслед за ним многие его современники и последователи считали, что до соприкосновения с материальным миром человеческая душа — «белая бумага, без всяких знаков и идей». Тезисы Джона Локка стали основой нашего исследования

Проведенное исследование убедительно свидетельствует, что познавательное развитие опирается на развитие как интеллектуального, так и творческого потенциала учащихся. Оно показывает, что учащиеся, выделяющиеся высокими возможностями в решении задач на абстрактном, наглядном материале, нуждаются в поддержке и развитии их познавательных интересов. В младшем школьном возрасте у таких учащихся есть все предпосылки для реализации их интеллектуального потенциала в творческом познании окружающего мира, если помочь им преодолеть ограниченность их кругозора. К подростковому возрасту ограниченность познаний приводит к сужению интересов в резкой диспропорции в возможностях реализации учащимися своего интеллектуального потенциала.

Творческое развитие стимулирует поисково-исследовательскую активность, независимое и свободное от стереотипов мышление, легкость и гибкость в оперировании как новой информацией, так и имеющимися знаниями. Открытость новому усиливает возможности к усвоению знаний, приводит к формированию более широких понятий. Недостаточное развитие творческого потенциала учащихся, и в особенности недостаточный опыт творческой деятельности, ведут к ограниченному проявлению самостоятельной активности учащихся, более жесткой их привязанности к рамкам, накладываемым ранее усвоенными знаниями, и соответственно, к более медленному и узкому развитию познавательных структур, формирующихся в их опыте. Творческое развитие в сопоставлении с развитием интеллекта и специальных способностей учащихся школ не было до сих пор предметом многостороннего исследования, хотя необходимость углубленного изучения этой проблемы не вызывает сомнений. Разработка данной проблемы поможет лучше понять природу одаренности, полнее раскрыть механизмы его развития в условиях специального обучения, разработать методы и приемы обучения, учитывающие индивидуальные особенности развития каждого одаренного ребенка.

Все вышесказанное обусловливает актуальность изучения интеллектуального и творческого развития учащихся школ.

1. Творчество составляет центральное звено и психолого-педагогический механизм развития одаренных детей и учащихся, проявляющийся в креативности, успешности учения, типах и уровнях интеллекта (Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин).

2. Принципиальное значение для развития одаренности имеет обучающая среда, которая предлагается в системе школьного обучения. Динамика развития одаренности зависит от программ и методов обучения, от особенностей личности учителя.

3. Общая одаренность и специальные способности развиваются в определенном единстве. Общая одаренность является основой для развития специальных способностей и в процессе обучения реализуется в них (С.Л. Рубинштейн, Б.И. Теплов).

4. Творческие способности рассматриваются как сложное образование, включающее не только тип и уровень интеллекта, но и личностные особенности. При этом особое значение имеют эмоциональные и мотивационные характеристики индивида, система его ценностей, Я-концепция в целом.

Список используемой литературы

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: книга для учителя. -2е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985 г. – 448.

Арнольдов А.И., Бочарова В.Г., Вульфов Б.З. Социальная педагогика: вопросы теории и практики. — М. 1994. -358 с.

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студ. Высш учеб. Заведений.- М.: Издательский центр « Академия», 2002.- 320 с.

Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. – М.: Академия, 2006. — 288с.

Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Изд. центр « Академия», 2001.- 208 с.

Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика.: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. — М.:Изд. центр « Академия», 1999.- 440 с.

Воловик А.Ф. Концепция досуговой деятельности в педагогической теории коллектива. — Харьков: ХГУ, 1988. 135 с.

Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. — М.: Флинта, 1988. 397 с.

Воспитательная деятельность педагога / В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2007. — 336с.

Губаненков С.М. Возможность выбора – в клубе! — СПб. 2004. 17 с.

Десяева Н.Д., Лебедева Т.А. Культура речи педагога. – М.: Академия, 2006. — 192с.

Дополнительное образование детей: Учебн. Пособие для студ. высш.учеб. заведений./Под ред. О.Е. Лебедева. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 256 с.

Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003.- 192 с.

Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. – М.: Академия, 2007. -176с.

Иванова Е.А., Деревянко О.П., Басок Е.Л. Программа семейного клуба «Теремок» // Рост. – 2003. — № 19. — с.

Илюшин Л.С. Возможности дополнительного образования в процессе социализации школьников // Рост. — 2003. — № 20. — С. 39 – 42.

Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. — Оренбург. 1993.- 128 с.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. — М.: Академия, 2000.- 214 с.

Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.:Изд. ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002.- 448 с.

Липский И.А. Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс. // Педагогика, -2001. -№1. –С.24-32.

Мардахаев Л.В. Социальная педагогика.:Учебник. — М.: Гардарики, 2003. -269 с.

Матюшкин А.М Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей.: Учебное пособие.- Москва-Воронеж, 2004.-191с.

Методика работы социального педагога / Под ред. Л.В. Кузнецовой., сост. Г.С. Семенов — М.: Школьная пресса, 2003.- 96 с.

Мудрик А.В. Социальная педагогика.:Учеб. для студ. пед. вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. — М.:Изд.центр « Академия», 1999. -184 с.

Напорт П. Социальная психология. — СПб: 1991.- 378 с.

Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: практикум. – М.: Академия, 2004. — 251с.

Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М.: Академия, 2007. — 368с.

Педагогика: теории, системы, технологии. /С.А. Смирнов. – М: Академия, 2007. — 512с.

Принципы обновления программного обеспечения в школе. — Материалы Всероссийской научно – практической конференции, СПб. 1995.- 38 с.

Психология развития / Т.Д. Марцинковская — М.: Академия, 2001. — 350с.

Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. завед.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-232с.

Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. – М.: Академия, 2007. — 336с.

Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: теория и практика психологической диагностики. — СПб.: Речь, 2003.- 622с.

Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология.: Учебник. — М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2004. -336 с.-(Серия « Профессиональное образование)

Социальная педагогика, Курс лекций: Учебн. Пособие для студ. высш. учебн.заведений/ Под ред. М.А. Галагузовой. — М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.- 416 с.

Социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. — М.: Академия, 2001. -600 с.

Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. -160 с.

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Изд.центр «Академия», 2002. -272 с.

Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластена. – М.: Изд. центр « Академия», 2001. -208 с.

Шмаков С.А. Уроки детского досуга. — М.: 1993.- 197 с.

Щетинская А.И. Педагогические основы управления деятельностью учреждения дополнительного образования детей. — Оренбург: ОГПУ, 1997. -125 с.

Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: теория и методика.: Учед. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. /Под ред. А.В. Мудрика.- М.: Изд. центр «Академия», 2004. -352 с.

источник

В рамках программы «Одаренные дети» школа стремится к полноценной реализации возможностей одаренных детей и активизации их творческой деятельности. В школе создана система диагностики одаренности обучающихся. Причем диагностика не используется как самоцель, а предшествует психокоррекционной, развивающей и консультационной деятельности психолога. Начиная с общего обследования класса, постепенно психолог переходит к глубокому изучению личности ребенка. При этом используются следующие формы:

· Изучение истории развития ребенка (по тестовой беседе с родителями)

· Анкетирование родителей для изучения состояния психологического климата на уроке. Взаимодействие учитель – ученик.

· Анкеты для учащихся по интересам и учебным предметам.

· Индивидуальное обследование умственного и эмоционально – личностного развития учащихся.

· Сравнение успеваемости учащегося на сегодня с итогами прошлого года.

· Определение типа восприятия

· Итоговая диагностика учащегося в конце учебного года.

С 1998 года в школе организована научно – исследовательская деятельность в рамках научного общества учащихся «Эврика», объединяющее всех желающих 1-11 классов, имеющих интерес к научной деятельности. Деятельность НОУ осуществляется на основании Положения о НОУ под руководством учителей – предметников. Научное общество – добровольное объединение обучающихся школы, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, аналитического подхода к собственной деятельности, совершенствованию умений и навыков учебно — исследовательской, изобретательской, опытно – экспериментальной работы.

  • проведение семинаров для учителей по работе с обучающимися, имеющими высокий уровень интеллектуального развития;
  • обучение поэтапным подходам к научному исследованию;
  • организация лектория по темам проблемных заданий, по вопросам культуры умственного труда;
  • проведение регулярных обзоров научной и научно-популярной литературы;
  • представление индивидуального пути приобретения знаний по некоторым проблемам или дисциплинам для обучающихся;
  • выступление членов НОУ в других учебных заведениях;
  • проведение научно-практической конференции.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОУ

Школьное научное общество занимается:

  • развитием творческих способностей обучающихся;
  • формированием навыков исследовательской и научной работы;
  • созданием интеллектуальной среды в школе;
  • информированием о достижениях науки и техники, о рынке образовательных услуг;
  • подготовкой обучающихся к участию в олимпиадах, научно-практических конференциях.
  • руководством по оформлению исследовательских работ.

Работа НОУ организуется на основе программы развития детей с высоким уровнем интеллекта и реализации проектов В. Д. Шадрикова «Индивидуализация

обучения на основе лично-ориентированного учебного плана школы» и развивающего обучения по Л. В. Занкову.

Руководитель НОУ выбирается из числа наиболее квалифицированных специалистов, имеющих высокий творческий потенциал и организаторские способности.

Научное общество подотчетно методическому Совету школы.

Учителя, работающие в НОУ ответственны:

  • за систематичность в работы с обучающимися;
  • за подготовку и оформление творческих, научно — исследовательских работ учащихся;
  • за представление результатов работы на научно-практической конференции.

Обучающиеся, являющиеся действительными членами НОУ, ответственны:

  • за своевременное выполнение творческих, исследовательских заданий;
  • за оформление полученных результатов;
  • за участие в работе секции, кружков, лабораторий.

Структура и организация работы НОУ

НОУ включает в себя творческие группы обучающихся, объединенных в секции по различным областям знаний. Состоит из трех секций: точных наук, естественно-научного и гуманитарного.

Высшим органом НОУ является собрание всех членов общества, которые проводится два раза в год. Занятия членов НОУ проводятся коллективно или

индивидуально под руководством руководителя на основе утвержденного плана не реже одного раза в месяц.

Результаты научно – исследовательской деятельности НОУ:

  • Разработано и принято «Положение о научном обществе учащихся», «Положение о научно-практической конференции», «Положение об учебно-исследовательской деятельности обучающихся МОСШ №5», «Положение о портфолио обучающихся», «Положение о конкурсе «Одаренный ребенок»;
  • Повышается уровень творческих работ обучающихся, уменьшается доля реферативных, увеличивается доля исследовательских работ.

Аспектный анализ деятельности педагогического коллектива показывает, что число учителей, целенаправленно занимающихся работой с одаренными детьми и детьми, имеющими признаки одаренности, имеет положительную динамику роста:

Результативность работы секций подтверждается не только прекрасной защитой творческих работ на внутришкольных конференциях, но и постоянное участие их в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах и фестивалях.

Ежегодно совершается не менее 15 учебно – познавательных экскурсий и экскурсий экологического характера.

По литературе, русскому языку, физике, математике, истории, обществознанию проводятся факультативы, которые посещают около 120 обучающихся.

Ежегодно проводятся школьные олимпиады по русскому языку, литературе, английскому языку, математике, физике, химии, истории, обществознанию, физической культуре, биологии, экологии, технологии, информатике, мировой художественной культуре, основам безопасности жизнедеятельности. Обучающиеся школы принимают участие в олимпиадах муниципального, регионального, всероссийского уровней, занимают призовые места.

Учебный год
2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014
Подготовка олимпиадников 29% 32% 34% 36% 38%
Руководство исследовательской деятельностью школьников 14% 24% 25% 26% 27%
Учебный год
2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014
Фестиваль ученических проектов

«Грани познания»

Победители-1

Призеры -2

Межрегиональный фестиваль исследовательских работ

«Открытие мира»

Победители-1

Призеры -7

Слет научных обществ обучающихся образовательных

учреждений города Нижневартовска

Победители-0

Призеры –2

Общее число победителей и призёров: Победители-3

Призеры -11

Читайте также:  Анализ воспитателем о адаптации детей
Учебный год
2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014
I место Муниципальный-1

Всероссийский-0

Муниципальный- 1

Всероссийский — 1

Муниципальный -0

Всероссийский-2

II место Муниципальный-1

Всероссийский-0

Муниципальный-0

Всероссийский -1

Муниципальный -2

Всероссийский-0

III место Муниципальный-1

Всероссийский-1

Муниципальный-3

Всероссийский-0

Муниципальный-2

Всероссийский-1

Общее число победителей и призёров: Муниципальный -3

Всероссийский-1

Муниципальный -4

Всероссийский — 2

Муниципальный-4

Обучающиеся школы демонстрируют не только свои интеллектуальные способности, но и достигают успехов в творческой и спортивной деятельности, занимаясь в кружках и спортивных секциях.

Учебный год 2009-2010 2010-2011 2011-2012

(на 1 апреля 2011 г.)

2012-2012 2013-2014
Творческие конкурсы

(конкурс сочинений: «Если бы я был депутатом городской Думы», «Конкурс письма», «Выборы для молодежи или молодежь для выборов»; городской литературный конкурс среди детей и юношества памяти Н.П. Смирнова; «Маленькая Муза» и т.д.)

Количество участников

Призеры — 8

Количество участников

Призеры — 9

Количество участников

Призеры — 12

Конкурсы рисунков

(«Нижневартовск – город будущего», конкурс рисунков по ПДД, ППБ, «Нарисуй своего врача», «Сегодня рисуем – завтра выбираем будущее», «Мое любимое яблоко», «Моя Югра» и т.д.)

Количество участников

Призеры -7

Количество участников

Призеры -4

Количество участников

Призеры -11

Самотлорские роднички Количество участников

Призеры -1

Количество участников

Призеры -4

Количество участников

Призеры -7

Экологические конкурсы, фестивали

( «Юный эколог», экологическая олимпиада для младших школьников, «По страницам Красной книги»)

Количество участников

Призеры -3

Количество участников

Призеры — 3

Количество участников

Призеры -7

Спортивные конкурсы и соревнования

(городские соревнования по стрельбе, городские соревнования по военно-прикладным видам спорта, кубок главы города по лыжным гонкам, осенний кросс, первенство города по баскетболу, турнир по волейболу и т.д.)

Количество участников

Призеры — 7

Количество участников

Призеры -9

Количество участников

Призеры -3

Общее число участников, победителей и призеров Количество участников

Призеры — 26

Количество участников

Призеры — 29

Количество участников

Кульминацией всей работы в течение учебного года с точки зрения повышения социального статуса одаренных детей является праздник «Ученик года», где получают поздравления победители олимпиад, конкурсов, соревнований, а наставники – педагоги и родители получают благодарственные письма.

Но наряду с положительными результатами реализации программы «Одаренные дети» есть проблемы. Это недостаточное количество призеров

предметной олимпиады, недостаточное вовлечение обучающихся в объединения дополнительного образования, слабость в привлечение общественности

в оказании помощи в дополнительном образовании обучающихся. Это те проблемы, над которыми школе предстоит работать в дальнейшем.

1. Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;

2. Продолжать внедрять в образовательное пространство школы альтернативный вариант оценивания обучающихся в форме “портфолио”;

3. Продолжить информационно-аналитическую деятельность.

4. Продолжить работу над организацией научно-исследовательской деятельности обучающихся.

Таким образом, основные задачи подпрограммы «Одаренные дети» решаются. Это подтверждают количественные показатели успешности обучающихся (олимпиады, поступление в вузы, качество знаний).

источник

Анализ куратора по работе с одаренными детьми

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«В-Амонашенская средняя общеобразовательная школа»

Анализ работы с одаренными детьми за 2016-2017 учебный год

Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе и осуществляется через содержание образования, кружковую, внеклассную и внешкольную работу.

В 2016-2017 учебном году работа осуществляется в соответствии с целями и задачами программы «Одаренные дети». На протяжении всего учебного года школа использовала в своей работе нормативно-правовые документы и инструктивно-методические письма по работе с одарёнными детьми различного уровня.

Цель: реализация стратегии педагогического, социально – психологического, методического обеспечения работы с одаренными и способными детьми, поддержки и развития детской одаренности.

— развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;

— учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать исследовательские проблемы, грамотно оформлять научную работу;

— обновить нормативно-правовую базу работы с одаренными детьми;

— повысить доступность образовательных услуг в сфере образования, спорта, культуры и искусства, направленных на развитие способностей одаренных детей;

— обеспечить возможность участия одаренных детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня;

— содействовать профессиональному самоопределению учащихся;

— стимулировать одаренных и способных детей, учителей результативно работающих с мотивированными и одаренными учениками;

— создание благоприятных условий для выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей.

Для реализации цели и задач работы с одаренными детьми составлен и реализуется план работы на основе программы «Одаренные дети», сформирована рабочая группа по работе с одаренными детьми. Обеспечиваются все направления работы: спортивное, творческое, интеллектуальное.

Вопрос о работе с одаренными детьми находится на постоянном контроле. Проведено совещание при директоре по анализу работы с одаренными детьми. Учителя, результативно работающие с одаренными детьми, получают стимулирующие выплаты в соответствии с Положением.

Если обращаться к «предметной одаренности», то каждым учителем составлен на каждого ребенка индивидуальный план работы.

Способности по направлениям

Крючкова Регина Сергеевна

663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Новая 2/1

Гуманитарное, физико-математическое, спортивное

663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш , ул. Лесная 24

Гуманитарное, физико-математическое, спортивное

663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Центральная 1-8

Науменко Екатерина Андреевна

663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ,ул.Большая д.1/2

Овченков Вадим Витальевич

663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш , ул. Большая 9

Гавриленко Наталья Петровна

663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш , ул. Лесная 18/1

663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш , Центральная15-1

Гуманитарное, физико-математическое, спортивное

Кравченко Кирилл Константинович

663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 18

Переводчиков Данил Романович

663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Большая д.38

663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Новая 8/1

Журавлева Любовь Павловна

663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Большая 72/2

Гуманитарное, физико-математическое, спортивное

Лефлер Максим Александрович

663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул.Центральная 1/12

Науменко Елена Евгеньевна

663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул.Кузнечная 17

663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Кузнечная 19

Носкова Ангелина Максимовна

663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 54

Гуманитарное, физико-математическое, спортивное

663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Центральная 3/6

Гуманитарное, физико-математическое, спортивное

Кравченко Юлия Константиновна

663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 18

Гуманитарное, физико-математическое, социально-эстетическое

Крючкова Вероника Сергеевна

663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул.Новая 2-1

Рыбников Никита Андреевич

663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 1-1

Науменко Василиса Андреевна

663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 1-2

В течение учебного года систематизирована нормативная база по работе с одаренными детьми. Ведется работа по обновлению банка данных одаренных детей и педагогов, работающих с одаренными детьми в краевой базе «Красталант». В школе лучший рейтинг среди педагогов имеют: Овченков Виталий Михайлович – учитель физической культуры, Билыч Дмитрий Васильевич – учитель истории и обществознания, Муравьева Анжелика Игоревна – учитель русского языка и литературы; среди учащихся: Крючкова Регина– 11 класс, Власов Иван – 10 класс, Овченков Вадим – 10 класс, Гавриленко Наталья– 9 класс, Журавлева Любовь – 8 класс.

Для работы с одаренными детьми на базе школы работают 13 кружков по направлениям: художественно-эстетическое, туристическо-краеведческое, гражданско-патриотическое, физкультурно-спортивное.

Цель дополнительного образования: обучение, воспитание, развитие учащихся в соответствии с их познавательными интересами и природными способностями.

Учащиеся показали низкий результат почти по всем предметам во Всероссийских олимпиадах. Это ставит новую задачу перед педагогами — более глубокую подготовку к участию в олимпиадах разного уровня.

Необходимо возобновить занятия в интенсивных школах по предметам в ОУ и за его пределами, улучшить качество проведения предметных недель.

Для повышения качества математического образования открыты на базе школы 2 школы «Школа Пифагора», «Любознайки».

На муниципальном этапе научно-практической конференции «Молодежь и наука» были отмечены 2 работы: «Жизнь в банке», «Влияние шума на учащихся», вторая работа отправлена на краевой этап форума. В этом году впервые были представлены на защиту исследовательские работы детей ОВЗ.

В следующем учебном нужно проводить практические занятия и семинары по исследовательской деятельности с педагогами и учащимися. Проблемным остается выполнение работ практической направленности.

Развитие способностей учащихся, работа с одаренными детьми строится через систему факультативов, элективных курсов, индивидуальные занятия, совместное продуктивное взаимодействие учителя и ученика на уроках. Для результативной работы с одаренными детьми нужно разработать индивидуальные программы педагогам по предметам.

При подготовке обучающихся МБОУ «В-Амонашенская СОШ» к муниципальному этапу всероссийской олимпиады школьников:

1. Была сформирована нормативно-правовой базы:

А) приказ об утверждении рабочей группы по работе с одаренными детьми, куда вошли куратор по работе с одаренными детьми, педагог-организатор, руководитель РМО учителей истории и обществознания;

Б) утвержден план по подготовке обучающихся к олимпиадам;

В) прорабатывались положения по проведению школьных олимпиад.

2. Так как в школе нет педагога-психолога, то первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности не проводилось. В следующем учебном году в школе будут работать 2 педагога-психолога, которые проведут анкетирование. На основании анкетирования будут составлены новые и дополнены имеющиеся карты одаренности на детей.

3. Учителями-предметниками были разработаны индивидуальные планы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам.

4. В 2016-2017 учебном году учителя-предметники повышение квалификации через курсовую подготовку «Подготовка школьников к олимпиадам» не проходили. На следующий учебный год данное повышение квалификации планируют пройти учителя математики и русского языка.

5. Учителя-предметники не принимали участие в семинарах, вебинарах, видеоконференциях «Олимпиадное движение. Работа с одаренными детьми».

6. Обучающиеся не принимали участия в интенсивных школах по направлениям. Это остается одной из серьезных проблем, решение которой планируется в следующем учебном году.

7. Школьный этап олимпиады проводился с 19.09.2016 г. по 24.10.2016 г. в МБОУ «В-Амонашенская СОШ» с 4 по 11 классы. Все рекомендации центральной предметно-методической комиссии к составлению заданий школьного этапа соблюдены в полной мере. В школьном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников приняли участие 51 обучающийся, что составило 92,2 % от общего количества учеников этой группы классов. По сравнению с 2015 – 2016 учебным годом количество участников стало ниже на 7,8 % (в прошлом году участие приняли 100 % учащихся). Из 51 участника 10 стали победителями, 43 призерами школьного этапа. Есть проблемы с информатикой, так как в школе нет учителя, а по внешнему совмещению приезжает на работу только один раз в неделю учитель с другой школы, именно поэтому ребята не могут принять участие в олимпиаде по этому предмету.

На муниципальном этапе ребята представляли школу на 4 учебных предметах. По результатам проведения олимпиад в школе есть 1 призер по географии. В прошлом учебном году был 1 призер по физике.

8. На протяжении всего учебного года в школе проводились предметные недели по химии, биологии, географии, русскому языку, литературе, математики и физики, истории и обществознанию, читательская грамотность — в начальной школе, «Юный исследователь». Участие детей в данных мероприятиях составило 100%, формы работы в рамках предметных недель реализовывались и на уроках и во внеурочное время.

В соответствии с программой работы школы с одаренными детьми и, исходя их анализа работы за 2016-2017 учебного года, на следующий год поставлены следующие задачи:

— провести диагностики склонностей учащихся для выявления одаренности и дальнейшей работы с ними;

— проводить практические занятия и семинары по исследовательской деятельности с педагогами и учащимися

— разработать систему подготовки учащихся к олимпиадам

— разработать индивидуальные планы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам (по каждому предмету)

— разработать индивидуальные программы педагогам для сопровождения одаренных детей

— привести в соответствие карты одаренности на каждого ребенка

— организовать участие одаренных детей в школьном и районном этапах Всероссийской олимпиады школьников и интенсивных школах разного уровня

— повысить квалификацию педагогических работников через курсы повышения квалификации, семинары, работу творческих групп

— повысить результативность участия в спортивных соревнованиях

Основные мероприятия программы

-разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;

-организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;

-приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников;

-приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

-подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;

-проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

Ожидаемые результаты реализации программы

Программа призвана способствовать:

— созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

— повышению качества образования и воспитания школьников;

— апробация новых образовательных технологий для работы с одаренными детьми;

— участие в олимпиадах, конкурсах, научно- практических конференциях различных уровней, позволяющих учащимся проявить свои способности;

— организация работы кружков художественно-эстетического направления;

— выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.

источник