Меню Рубрики

Анализ программы радуга по возрастам детей

Презентация на тему:
Анализ программы «Радуга» (авторы Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова) по разделу ФЭМП в сравнении ФГОС и ФГТ.

Авторы программы назвали ее «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, так как она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий. в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка.

«Радуга» (программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада). Авторы:Т.Н . Доронова , С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик , В.В. Гербова . Подготовила: Я нчурина Ю.Р.

Авторы программы назвали её «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т. к. она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребёнка: физическая культура, игра, изобразительная деятельность и ручной труд, конструирование, занятия музыкальным и пластическим искусствами, занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, математика. Каждому из разделов соответствует определенный цвет радуги, подчеркивающий своеобразие его использования в работе с дошкольниками. Фиолетовый цвет, спокойный, рассудительный, символизирует обучение детей математике , которое происходит в атмосфере доброжелательности, поддержки ребенка, даже если он совершил ошибку, поощряется стремление высказать свое мнение; дети не только познают математику, но осваивают навыки учебной деятельности. Программа рекомендует педагогам создавать на занятиях по математике атмосферу поддержки и доброжелательности, в которой ребенок не боялся бы сделать ошибку, высказать свое мнение, не боялся бы отстаивать свою точку зрения.

Радуга » — основная общеобразовательная программа дошкольного образования, предназначенная для работы с детьми от 2 до 7 лет. Содержание программы соответствует ФГТ к структуре основной общеобра­зовательной программы дошкольного образования. Процесс работы не сведен к занятиям и осуществляется в разных формах в зависимости от возраста детей. Методики проведения занятий по разным видам деятельности построены таким образом, что программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемом педагогом в зависимости от желаний и интересов конкретных детей.

Анализ программы по разделу ФЭМП согласно ФГТ Задачи по ФЭМП изложены во втором подразделе второго раздела — «Способствование ста­новлению сознания» и связаны авторами с задачей «способствовать» вневременному интеллектуальному развитию ребенка». К задачам ФЭМП прилагаются основные пути их решения Задачи по ФЭМП представлены в обоб­щенном виде, что затрудняет их восприятие и требует дополнительного изучения соответствующей методической литературы. В качестве методической литературы рекомендуются разработки Е.В. Соловьевой: «Математика и логика для дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей», а также несколько посо­бий по формированию представлений о числе в разных возрастных группах. Данное направления реализуется с первой младшей группы (2-3 года) Результаты освоения программы делятся на итоговые и промежуточные Математический блок программы «Радуга» разработан Е.В. Соловьевой. К программе разработан комплект методических пособий , позволяющих эффективно развивать и воспитывать детей в детском саду. Результатом освоения программы служат данные итогового мониторинга

Программа является современной интегративной про­граммой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержа­ния образования. Программа: соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка ; сочетает принципы научной обоснованности и практи­ческой применимости, основывается на базовых положени­ях возрастной психологии и дошкольной педагогики ; соответствует критерию полноты, позволяя решать по­ставленные цели и задачи на разумном минимально необ­ходимом и достаточном материале, не допуская перегру­женности детей ; — обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников и строится с учетом принципа интеграции образователь­ных областей в соответствии с возрастными возможностя­ми и особенностями детей, а также спецификой этих облас­тей.

В 2014 году примерная основная образовательная программа «Радуга» была переработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Программа задумана и реализована как охватывающая все основные стороны образования детей от 2 месяцев до 8 лет в условиях детского сада и предусматривает возможность широкой вариативности условий функционирования

Развитие элементарных математических представлений Цель интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира Традиционные направления РЭМП в ДОУ Коли-чество и счет Величина Форма Число и цифра Ориенти-ровка во времени Ориенти-ровка в пространстве

Развивающие задачи ФЭМП в программе «Радуга» Формировать представление о числе Формировать геометрические представления Формировать навыки выражения количества через число (формирование навыков счета и измерения различных величин) Формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях) Развивать сенсорные возможности Развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии – предпосылки творческого продуктивного мышления Развивать логическое мышление (формирование представлений о порядке и закономерности, об операциях классификации и сериации, знакомство с элементами логики высказываний), навыков счета и измерения различных величин

Формы работы по развитию элементарных математических представлений Занятие с четкими правилами, обязательное для всех, фиксированной продолжительности (подготовительная группа, на основе соглашения с детьми) Свободные беседы гуманитарной направленности по истории математики, о прикладных аспектах математики ( МлДВ ) Самостоятельная деятельность в развивающей среде (все возрастные группы) Обучение в повседнев-ных бытовых ситуациях ( МлДВ ) Коллективное занятие при условии свободы участия в нем (средняя и старшая группы) Демонстра-ционные опыты ( МлДВ ) Сенсорные праздники на основе народного календаря ( МлДВ ) Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или повторения и закрепления (средняя и старшая группы)

Анализ программы по разделу ФЭМП согласно ФГОС Программа полностью методически укомплектована Имеется раздел по организации коррекционной/инклюзивной работы Программные задачи по ФЭМП описаны в самостоятельном разделе «Познавательное развитие: математические представления» Задачи по ФЭМП изложены в по втором подразделе второго раздела — «Способствование ста­новлению сознания» и связаны авторами с задачей «способствовать» вневременному интеллектуальному развитию ребенка». К задачам ФЭМП прилагаются основные пути их решения Данное направления реализуется с первой младшей группы (2-3 года) В качестве методической литературы рекомендуются разработки Е.В. Соловьевой: «Математика и логика для дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей», а также несколько посо­бий по формированию представлений о числе в разных возрастных группах. Математический блок программы «Радуга» разработан Е.В. Соловьевой. Планируемые результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров образования в раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования (социально нормативные возрастные хар-ки возможных достижений ребенка) Структура программы: целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел

источник

Анализ комплексной программы воспитания, образования, всестороннего развития дошкольников «Радуга», её основных компонентов (игра, физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребёнка).

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ«

КЫЗЫЛСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

по предмету «Теоретические основы содержания и организация

«Радуга» — комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работают детские сады России. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.

Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей.

Для занятий по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.

Цель программы — сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремлённость, умение поставить перед собой задачу и добиться её решения. Формирование знаний, умений, навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств воспитания и психологического развития ребёнка.

Перед воспитателями выдвигаются общие задачи:

Ш создать ребёнку возможность радостно и содержательно прожить эти годы;

Ш обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и психического);

Ш способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;

Ш формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру;

Ш приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).

В основу программы положена идея, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентирована на формирование этих новообразований: целеполагание, целенаправленность детской деятельности (в младшем дошкольном возрасте); выходы за пределы действительности и интерес к знаковой системе (в среднем дошкольном возрасте); произвольность психических процессов (в старшем дошкольном возрасте).

Педагогическая работа, предусмотренная в программе, строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребёнка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения.

Те изменения в деятельности детей, которых можно достигнуть в возрасте 4-5 лет, являются естественным следствием и продолжением прин-ципиальных изменений в деятельности ребёнка, которые формируются в возрасте между двумя и тремя годами. Именно тогда у детей появляется способность к целеполаганию. Это значит, что до начала действий ребёнок уже знает, что он хочет получить по их окончании — иными словами, у него есть какое-то представление, какой-то образ будущего результата.

Дальнейшее развитие целеполагания идёт по линии появления цепочек связанных между собой целей: построить гараж для машины соответствующего размера, построить поезд из стульев, домик из песка и т. д.

Ещё одна важная линия развития деятельности — отношение ребёнка к продукту таких целенаправленных действий. Если вначале ребёнок удовлетворён любым результатом, то позднее, на четвёртом году жизни, у него появляются определённые требования к качеству ожидаемого результата.

Следующий шаг в становлении целеполагания — способность на основе достигнутого ставить вытекающие из полученного результата новые цели. Система целей может разворачиваться на протяжении длительного времени, неделями. Это значит, что более общие планы фиксируются ребёнком и находят свою реализацию. Способность самостоятельно развёртывать систему вытекающих друг из друга целей является важным условием самостоятельной и творческой деятельности.

Существенным моментом в педагогической работе является также создание мотивации, побуждающей детей овладеть тем, что взрослый хотел бы в них сформировать. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечивали бы возникновение нужной мотивации у большинства детей. Авторы программы выделяют три типа мотивации, с помощью которых можно побуждать детей охотно усваивать то новое, что им будут передавать взрослые: игровая мотивация, мотивация общения и мотивация личной заинтересованности. В «Руководстве» даётся их конкретное описание применительно к разным разделам работы.

Авторы программы назвали её «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т. к. она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребёнка:

— физическая культура (самый важный предмет — красный цвет);

— игра (положенная в основу программы — оранжевый цвет);

— изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с декоративным народным искусством — жёлтый цвет);

— конструирование (развитие воображения — зелёный цвет);

— занятия музыкальным и пластическим искусствами (формирование эстетических переживаний — голубой цвет);

— занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром (синий цвет);

— математика (фиолетовый цвет).

Тех педагогов, кто захочет работать по программе «Радуга», авторы призывают прежде всего понять, что представляет собой ребёнок данного возраста, любить его за индивидуальность. Разработанная научно-методическая система педагогического творчества программы «Радуга» достаточно трудоёмкая, требует высокой культуры организации труда. Поэтому в методических рекомендациях для каждой возрастной группы приводится примерное планирование педагогической работы на год, раскрывается содержание работы в течение дня: перечень и продолжительность отдельных элементов режима дня, а также их методическое содержание, цель и средства.

К программе разработан учебно-методический комплекс, помогающий педагогам реализовать данную программу.

комплексная программа радуга дошкольники

1. Некоторые дидактические игры программы «Радуга»

Одной из основных задач программы является формирование активного и бережного отношения к окружающему миру.

Цель: формирования экологической культуры детей

При использовании дидактических игр решаются следующие задачи:

1. Формирование экологических представлений о мире животных

2. Формирование экологических представлений о растениях

3. Формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы

4. Формирование экологически бережного отношения к объектам природы

Примеры дидактических игр на каждую образовательную задачу:

1. Формирование экологических представлений о мире животных

Цель. Закреплять представления детей о пище животных.

Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и определяют какое животное питается этой едой.

Игра. Что сначала — что потом?

Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.

Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.

Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.

Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.

Цель. Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.

Ход игры. Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му-му-му!», «Бе-е-е», «Мяу-мяу!» и т.д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике.

Цель. Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.

Ход игры. Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания…) дети должны отгадать про кого идет речь.

2. Формирование экологических представлений о растениях

Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» — ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.

Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.

Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.

Читайте также:  Анализ на иммунограмму у детей

Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.

Материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.

Ход игры: На столе перед детьми лежит «поезд» и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом — кустарники, во втором — цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).

Игра «Найди, о чем расскажу»

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.

Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

3. Формирование экологических представлений об объектах и явлениях природы

Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.

Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.

Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.

Материал: природный — песок, камни, земля, вода, снег.

Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое.).Что с ним можно делать?

Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.

Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.

Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.

1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.

II вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами. Методика обучения игре. Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер.

В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, при повторных проигрываниях сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре — он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает за действиями детей.

Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Воспитатель рассказывает содержание игры, предварительно вычленяя 1-2 важных правила. По ходу игры он еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. Таким образом, обучение игре на первом этапе — рассказ о содержании, ознакомление с правилами в ходе игры.

На следующем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты. Когда интерес к игре пропадает, педагог дает новый ее вариант.

Формирование экологически бережного отношения к природе

Игра «Ухаживаем за растениями»

Цель. Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями.

Материал. Карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатных растений.

Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют — дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.

Хотелось бы заметить, что представленные в работе дидактические игры — это лишь небольшая часть системы использования дидактических игр как одного из средств экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы

1. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003

2. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002

3. http://www.maaam.ru/ Программа «Радуга» / Доронова Т.Н. М., 2003.

Психолого-педагогические основы воспитания у дошкольников навыков здорового образа жизни. Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания. Программа формирования здорового образа жизни.

курсовая работа [122,1 K], добавлен 21.02.2014

Роль физкультуры для здоровья, физического и психического развития ребёнка. Создание условий для формирования двигательной активности и оздоровления ребёнка. Формирование привычки к здоровому образу жизни, суть модели двигательного режима дошкольника.

реферат [20,0 K], добавлен 17.09.2010

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка как основа формирования личности. Задачи детского сада по физическому воспитанию дошкольников. Формирование необходимых двигательных умений и навыков, обеспечение физического и психического благополучия.

контрольная работа [14,5 K], добавлен 11.12.2009

Обзор особенностей речевого аппарата ребёнка второго года жизни, основных проблем воспитания в данном возрасте. Анализ игровой деятельности, эстетического развития и обучения малышей. Описания сбалансированного питания, закаливающих процедур, режима дня.

реферат [30,5 K], добавлен 05.01.2012

Наука о здоровом образе жизни. Привычка к здоровому образу жизни. Анализ организации познавательных занятий в детском саду и их влияние на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью. Единство валеологической и физкультурной деятельности.

аттестационная работа [1,1 M], добавлен 17.01.2011

Изучение оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся младших классов. Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха.

реферат [354,1 K], добавлен 13.06.2010

Характеристика игры как одного из средств социализации дошкольников с задержкой психического развития. Характерные черты игры, ее социальная природа. Уровень сформированности игровой компетентности у дошкольников с задержкой психического развития 5-6 лет.

курсовая работа [109,0 K], добавлен 19.02.2011

Важность приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. Особенности и влияние массажа на детский организм. Определение уровня физической подготовленности детей средней группы. Разработка и апробация методики проведения игрового массажа для детей.

дипломная работа [142,2 K], добавлен 16.11.2009

Понятие и виды ценностей, «ценностное отношение». Понятие, сущность и условия формирования здорового образа жизни. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе обучения.

дипломная работа [148,9 K], добавлен 04.07.2010

Развитие этнокультуры дошкольника как психолого-педагогическая проблема. Дидактическая игра как средство воспитания и развития. Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка. Опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультуры дошкольников.

дипломная работа [595,9 K], добавлен 01.05.2011

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Контрольная работа в 2 вариантах

Авторы – профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. и др.

Авторы программы отмечают, что успех обучения на занятиях по математике во многом зависит от наличия интереса к ним. Познавательный интерес к математике — это избирательное, положительное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к математике, проявляющееся в предпочтении данного вид деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности.

Программа «Радуга» по содержанию обучения детей математике отличается от традиционных большим объемом знаний, особенно в старшем дошкольном возрасте, где предлагается для изучения с детьми некоторая часть материала, входящего в программу начальной и даже средней ступени школьного обучения математике.

Характерной особенностью программы «Радуга» является ее методическое обеспечение (Руководство для воспитателей), что выгодно отличает ее от «Программы воспитания и обучения в детском саду», императивный характер которой прослеживается на каждой ее странице. В программе «Радуга» не только определяются задачи работы с детьми, но и основные пути их реализации.

Заслугой авторов программы «Радуга» мы считаем; а) создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка; б) предоставление ему права на выбор формы самостоятельной деятельности: в) организацию обучения в ДОУ в контексте формирования личности ребенка; г) акцентирование внимания педагога на формирование доверительных отношений с детьми в процессе совместной деятельности с ними.

Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.

В программе «Детство» центральное место в развитии элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной групп занимает начальное математическое развитие, включающее в себя умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, выполнять простейшие арифметические действия.

Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение — дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности. В связи с этим решаются следующие задачи математического развития детей:

· Развивать эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием.

· Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.

· Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).

· Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.

· Развивать мелкую моторику и зрительно — двигательную координацию.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все виды занятий проводятся в форме игры или с содержанием игровой ситуации, используя персонаж (игрушку). Игровые методы и приемы помогают успешно реализовать первую задачу, так как игра положительно влияет на формирование эмоциональной сферы дошкольника. Например, для младших дошкольников интересны следующие игровые сюжеты: «Поездка в лес к белочке», «Волшебный сундучок», «В гостях у Старичка-лесовичка», «Три медведя», «Теремок». Для детей старшего дошкольного возраста сюжеты становятся более сложными: «Космическое путешествие», «На фабрике игрушек», «Царство Математики». В гости к ребятам приходят уже другие персонажи: Буратино, Незнайка, Оле-Лукойе, Снежная королева и др.

Создавая игровую ситуацию, необходимо привлечь внимание детей, удерживать его; побуждать интерес к занятию, к изучаемому материалу. Для решения второй и третьей задач особую роль имеют дидактические игры, использование которых в качестве учебного материала позволяет учить детей сравнивать предметы, сопоставлять их, выделять общее, производить простейшую классификацию, а также решать другие учебные задачи в игровой форме. Особенно детям нравятся занятия с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, развивающих игр: «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех», «Танграм», «Дроби», «Волшебный круг», различных головоломок, лабиринтов. При выборе дидактического материала, игр, пособий для занятий неоходимо учитывать особенности разноуровнего развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребенка. Занятия проводятся по подгруппам, в количестве 10 — 12 человек.

Каждое занятие я строю по следующему принципу: каждое предыдущее и последующее имеют общие элементы — материал, способы действия, результаты. Сближаются во времени или даются одновременно упражнения на усвоение взаимосвязанных и взаимообратных способов действия (наложения — приложения, отношения больше — меньше, выше — ниже, шире — уже). Используются сформированные представления и освоенные действия в разнообразных видах деятельности, например: предложить детям взять определенное количество орешков и угостить белочек, или определить количество кругов на карточке, найти в групповой комнате такое же количество предметов.

Одним из основных приемов формирования элементарных математических представлений являются вопросы к детям. В младшем и среднем дошкольном возрасте — это репродуктивно — мнемические (Сколько? Как называется эта фигура? Чем отличается квадрат от треугольника?). В старшем возрасте задаются вопросы репродуктивно-познавательные (Что надо сделать, чтобы кружков стало по пять?). Проблемно-поисковые вопросы (Как вы думаете?) применяются для детей любого возраста. При этом учитывается объем материала, которым владеет ребенок, тем самым, реализуя индивидуальный подход к каждому дошкольнику. Все эти вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала.

Особое внимание уделяется развитию у детей самостоятельности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют развивающие игры и задания на формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать логические умозаключения. В играх и заданиях на развитие логического мышления детей привлекают необычность постановки задачи, способ ее подачи.

В соответствии с программой необходимо формировать у детей умение ориентироваться в пространстве, элементарно представлять пространственную размещенность предметов по отношению к себе, например: «Определи, где расположен домик — в самом конце дорожки, идущей от ребенка, впереди или позади, справа или слева» и т.д.

С детьми, которые слабо усваивают материал, проводится индивидуальную работу во второй половине дня.

Для развития элементарных математических представлений в группе имеется большой выбор дидактических и развивающих игр: «Часть и целое», «Дроби», «Волшебные квадраты», «Лото — Сосчитай», «Геометрическая мозаика», «Модели временных интервалов» и др.

Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.

Большинство взрослых, интересующихся развитием своего ребенка, стараются помочь ему сделать первые шаги в математике.

Не являясь специалистами в области дошкольного воспитания, они стремятся сразу научить ребенка считать и решать задачи.

Но с этого ли надо начинать?

В математике главное – научить мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости и т.д.

Именно поэтому, по мнению авторов программы, начинать надо не со счета, а с понимания математических отношений: больше, меньше, поровну. Это так называемый дочисловой период обучения, когда младший дошкольник, не знакомый еще с числами, постигает уже количественные отношения, сравнивая предметы по величине (длина, ширина, высота), сопоставляя две группы предметов сначала непосредственно, а потом опосредованно, с помощью наглядных моделей, позволяющих дать ребенку не только конкретные, но и обобщенные знания.

Использование наглядных моделей различных типов (модель из двух групп фишек, расположенных по принципу взаимно-однозначного соответствия, детские счеты из двух линий косточек, модель в виде пересекающихся кругов или овалов, модель «логического дерева» и др.) поможет ребенку впоследствии получить полноценное представление о числе, о соседних числах, о переходе от одного числа к другому, о числовом ряде, о составе чисел от 3 до 10, облегчит осмысление и решение арифметических задач.

Читайте также:  Анализ на грибок у детей

Такой путь математического развития ребенка, с одной стороны, даст возможность сделать представления детей обобщенными (использовать их для решения широкого круга задач), с другой, научит выделять существенные для каждой познавательной задачи признаки, выполнять необходимые умственные действия, т.е. разовьет их умственные способности.

Это программа направлена на развитие логико-математических представлений и умений в игровой форме. Знакомство детей с новыми материалами осуществляется на основе деятельного подхода, постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Особую роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Однако если для воспитанника цель — в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель — развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны — отсутствие цели в игре, а с другой — игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх.

Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

1. Это счетные палочки — с их помощью знакомят ребенка с формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Головоломки предлагаются детям в определенной последовательности: составить два равных треугольника из 5 палочек. Составить два равных квадрата из 7 палочек. Составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек. Далее усложняется характер задач на формирование фигур. Например: в фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов.

2. Кодирование, схематизация и моделирование простейших математических простейших математических объектов, свойств. Это игры «Логические таблицы», «Что лишнее», «Найти фигуру», «Символы», «Таблицы». Эти игры учат пользоваться таблицами, обозначать свойства предметов с помощью символов.

3. Используются загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, уменийдоказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение.)

Отгадывая задачи математического содержания — дети радуются, если правильно ответили. Ведь отгадывание загадок — это мыслительный процесс.

Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка — это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.

4. Предлагается детям поиграть в игры-головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. «Танграм» — дети выкладывают силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода. «Колумбово яйцо» — силуэты птиц, самостоятельно придумывают фигуры воинов, балерин. «Пифагор» — силуэты животных. Эти игры широко представлены в книге «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А.Михайлова, «Математика до школы» — библиотека программы «Детство».

5. Загадываются задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т.е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями. Например: 1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).3)Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)

6 .Развивающие игры по математике активизируют внимание детей, закрепляют полученные навыки и умения. Так, например, в игре, «Прятки» называется цепочка чисел, пропуская несколько из них. Задача детей, назвать пропущенные числа. В этой игре ребенок легко усваивает числовой ряд, развивает внимание.

источник

Программа «Радуга» (Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и

В 1989 г. по заказу Министерства просвещения РСФСР начинает разрабатываться программа «Радуга». Авторский коллектив возглавила кандидат педагогических наук Т. Н. Доронова. В настоящее время программа состоит из пяти разделов и предназначена для воспитания и обучения детей от двух до семи лет.

Цель программы — сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения. Формирование знаний, умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств воспитания и психологического развития ребенка. Перед воспитателями выдвигаются общие задачи: создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить эти годы; обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и психического); способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию; формировать активное и бережно- уважительное отношение к окружающему миру; приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.). В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентирована на формирование этих новообразований: целеполагание, целенаправленность детской деятельности (в младшем дошкольном возрасте); выходы за пределы действительности и интерес к знаковой системе (в среднем дошкольном возрасте); произвольность психических процессов (в старшем дошкольном возрасте). Педагогическая работа строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения. Те изменения в деятельности детей, которых можно достигнуть в возрасте 4-5 лет, являются естественным следствием и продолжением принципиальных изменений в деятельности ребенка, которые формируются в возрасте между двумя и тремя годами. Именно тогда у детей появляется способность к целеполаганию. Это значит, что до начала действий ребенок уже знает, что он хочет получить по их окончании — иными словами, у него есть какое-то представление, какой-то образ будущего результата. Следующий шаг в становлении целеполагания — способность на основе достигнутого ставить вытекающие из полученного результата новые цели. Система целей может разворачиваться на протяжении длительного времени. Это значит, что более общие планы фиксируются ребенком неделями и находят свою реализацию. Способность самостоятельно развертывать систему вытекающих друг из друга целей является важным условием самостоятельной и творческой деятельности. Существенным моментом в педагогической работе является создание мотивации, побуждающей детей овладеть тем, что взрослый хотел бы в них сформировать.

Авторы программы назвали ее «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т. к. она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: физич культ (самый важный предмет — красный цвет); игра (положенная в основу программы — оранжевый цвет); изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с народным декоративным искусством — желтый цвет); конструирование (развитие воображения — зеленый цвет); занятия музыкальным и пластическим искусством (формирование эстетических переживаний — голубой цвет); занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром (синий цвет); математика (фиолетовый цвет).Программа включает следующие разделы: «Физическая культура», «Игра», «Изобразительная деятельность и труд», «Конструирование», «Занятия по развитию речи», «Занятия музыкой и пластическим искусством», «Математика». В основу программы положены принципы, отражающие гуманистические установки: уважение к свободе и достоинству каждого ребенка; создание условий для развития его индивидуальности; обеспечение психологического комфорта; наличие «свободного педагогического пространства» для проявления индивидуальной активности как воспитателя, так и ребенка; взаимодействие воспитателя с ребенком по типу субъект-субъектного общения.

В методических рекомендациях для каждой возрастной группы приводится примерное планирование педагогической работы на год, раскрывается содержание работы в течение дня: перечень и продолжительность отдельных элементов режима дня, а также их содержание, цель и средства. К программе разработан учебно-методический комплекс.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 2134 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Нина Козлова
Анализ программы «Радуга»

Программа «Радуга»

Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон

сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к ЗОЖ; -способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка; -обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

В программе цели и задачи определены в терминах отечественной психологической тео-рии становления деятельности, сознания и личности, что позволяет ориентировать педаго-гов именно на содействие развитию, а не на организацию «предметного» обучения детей.

Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни

Способствовать физическому развитию

Формировать основы здорового образа жизни

Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию

Способствовать становлению деятельности

Способствовать становлению сознания

Закладывать основы личности

Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства

Создавать атмосферу эмоционального комфорта

Создавать условия для творческого самовыражения

Создавать условия для участия родителей в жизни группы

Организовывать яркие радостные общие события жизни группы

Данная структура обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих це-лей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

Вариативную часть составляют:

• региональный компонент (его место обозначено в программе) по вопросам укре-пления здоровья и физического развития детей, учитывающий особенности климата и эко-логии региона; программы приобщения детей к национальным культурам; вопросы воспи-тания любви и уважения к малой родине;

• компоненты программы, которые отражают особенности видового разнообра-зия дошкольных учреждений.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошколь-ного образования в содержательном разделе примерной основной образовательной про-граммы «Радуга» представлены:

описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребён-ка, представленными в пяти образовательных областях (социально-комму-никативное раз-витие, познавательное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие, физическое развитие);способы и направления поддержки детской инициативы;

взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников; коррекционная работа;

такие существенные характеристики содержания программы, как обеспечение детям воз-можности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, а также под-ходы к организации педагогической диагностики

Анализ программы А. И. Бурениной «Ритмическая пластика» Что же такое ритмическая пластика? Чем она отличается от хореографии, аэробики, ритмической гимнастики? Понятие «пластика» в программе А. И.

Анализ парциальной программы по социально-коммуникативному развитию дошкольников «Мы вместе» Доклад на тему: Анализ парциальной программы по социально – коммуникативному развитию дошкольников «МЫ ВМЕСТЕ» автор Маханева М. Д. Предлагаемая.

Лэпбук «Радуга цвета» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию лэпбук «Радуга цвета». Лэпбук – (lapbook, или как его еще называют «тематическая.

Справка-анализ уровня усвоения рабочей программы детьми от 2 до 3 лет 2016–2017 гг «Мониторинг»Справка – анализ уровня усвоения рабочей программы детьми группы для детей раннего дошкольного возраста от 2 до 3 лет 2016-2017.

Проект «Радуга» Тема: «Веселая радуга. » Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.

Проект «Радуга поведения» Тема проекта: «Радуга поведения» Тип проекта: познавательный, творческий, среднесрочный. Срок реализации проекта: 3 месяца Участники проекта:.

Рисование «Радуга-дуга» Цель: развивать творческие способности через обучение нетрадиционным видам рисования. Задачи: — продолжать знакомить детей с новыми видами.

Стихотворение «Радуга логопеда» Это стихотворение я посвятила своей подруге и прекрасному специалисту Титовец Ольге Васильевне, работающей логопедом в нашем детском саду.

«Собирайся, народ! Весёлая радуга в гости идёт!» Творческий арт-проект «Весёлая радуга» Идея проекта: Совместная деятельность детей, родителей, воспитателей по сохранению и укреплению физического и психического здоровья. Тип.

источник

«Истоки»:Примерная образовательная программа дошкольного образования.

Лаборатория общего и дошкольного образования ГБНУ «Московский институт развития образования»

Авторский коллектив программы является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования за научно-практическую разработку «Системы инновационного программно-методического обеспечения дошкольного уровня образования», стержнем которого является программа «Истоки».

Возраст воспитанников—от рождения до 7 лет.

В Программе выделены следующие психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий-младенчество (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трех лет); и дошкольное детство, состоящее из двух фаз—младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация позволяет видеть индивидуальную перспективу развития каждого ребенка.

Цели и задачи реализации Программы:

обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон.

Реализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

Программа состоит из двух частей и трех приложений. Первая часть содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

В целевом разделе описываются цели и задачи Программы, принципы, на которых она строится и планируемые результаты освоения Программы.

В содержательном разделе Программы представлены образовательные задачи и содержание образовательной работы по пяти образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,«Речевое развитие»,«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», а также раскрываются особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

Название программы—«Истоки»—отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

Изображенный символ—«источник»: ребенок и взрослый черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.

Содержание программы представлено по пяти образовательным областям, заданным ФГОС ДО: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. В каждой образовательной области сформулированы общая целевая направленность,которая относится ко всем возрастам, и по сути дела задает конечную результативность (к 6—7 годам), а образовательные задачи и содержание образовательной работы по реализации этой общей направленности отнесены к календарным возрастам детей.

Целевая направленность соответствует характеристикам образовательных областей, заданных ФГОС ДО.

Согласно требованиям ФГОС ДО результаты освоения Программы сформулированы в виде целевых ориентиров, которые представляют собой возрастной портрет ребенка на конец раннего и конец дошкольного детства. Целевые ориентиры формируются как результат полноценно прожитого ребенком детства, как результат правильно организованных условий реализации Программы дошкольного образования в соответствии с требованиями Стандарта.

Читайте также:  Анализ на грипп у детей

При соблюдении требований к реализации основной образовательной Программы и создании необходимой образовательной среды у ребенка формируются фундаментальные качества(личностного и общего психологического развития),создающие основу преемственности дошкольного и начального общего образования за счет того, что они способствуют развитию у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Программа носит открытый характер. Она задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. Во всех ситуациях взаимодействия с ребенком воспитатель выступает как проводник общечеловеческого и собственного, личного опыта гуманистического отношения к людям. Ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, создания конкретных условий воспитания и развития детей. Такой подход позволяет педагогу творчески и грамотно организовывать образовательный процесс.

Программа «Истоки» — одна из самых популярных программ в современных садах. Авторский коллектив — научные сотрудники Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Разрабатывалась она по заказу Московского департамента образования как базисная программа развития дошкольника. Она основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях, проводимых под руководством академика А.В. Запорожца. И учитывает современные тенденции развития отечественного дошкольного воспитания. Программа позволяет педагогу найти к каждому ребенку индивидуальный подход. Цель — разностороннее развитие малыша, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей. А также сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

38. Характеристика и анализ программы «Радуга» с позиции ФГОС ДО.
Программа «Радуга» разработана по заказу Министерства образования РФ и используется в дошкольных образовательных учреждениях более 20 лет, прошла апробацию в разных регионах России и подвергалась независимой экспертизе. «Радуга» – отечественная программа, отражающая реалии российской культуры. Разработана на основе психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, реализует культурно-исторический подход Л.С. Выготского. Программа адресована массовому детскому саду и одновременно позволяет реализовать индивидуальный потенциал каждого ребёнка. В 2014 году примерная основная образовательная программа «Радуга» была переработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Комплексная программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста “Радуга”, созданна авторским коллективом лаборатории Института общего образования под руководством профессора Т.Н. Дороновой. Авторами-разработчиками являются Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик, С.Г.Якобсон,В.В.Гербова, А.А. Грибовская, С.И. Мусиенко.

«Радуга» — примерная основная образовательная программа, соответствующая ФГОС дошкольного образования и направленная на развитие ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условиях детского сада.

Программа «Радуга» ориентирует образовательную организацию на достижение следующих общих ключевых целей: -сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни; -содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка; -обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Интеграция образовательных областей в программе «РАДУГА» по содержанию дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО

1.социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,физическое развитие;

2.описание взаимодействия педагогов с детьми в основных формах детской деятельности — игровой, творческой изобразительной, речевой, музыкальной, театральной, исследовательской; общении; познании; 3.начальные формы трудовой и учебной деятельности; формы организации жизни детей в детском саду и систему планирования образовательной деятельности по всем возрастным группам

4.пояснительная записка, комплект пособий для детей по всем возрастным группам;

5.описание системы управления образовательной организацией, которая позволяет обеспечить создание в образовательной организации требуемых стандартом психолого-педагогических условий.

Программа «Радуга» видит миссию дошкольной образовательной организации как:

-в формировании общей культуры, развитии физических, интеллектуальных и личностных качеств растущего ребёнка;

-в формировании предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;

-в сохранении и укреплении его физического и психического здоровья;

-в развитии содержательного партнёрства для создания единого образовательного пространства ребёнка;

-в повышении родительской компетенции

В Программе «Радуга» показано, как её можно использовать, если детский сад:

— находится в любом регионе Российской Федерации (учитывая специфику климатических, национальных, этнокультурных условий);

— расположен как в городском, так и в сельском поселении;

— имеет любое количество групп;

— расположен в здании, построенном как по типовому, так и по индивидуальному проекту, а также во встроенных детских садах в жилых комплексах;

— располагает как богатой, так и скромной материальной базой;

— имеет дополнительные источники финансирования или не обладает ими;

— реализует программу дошкольного образования как в группах полного дня, так и в группах кратковременного пребывания, группах круглосуточного пребывания, а также в семейных детских садах и центрах игровой поддержки ребёнка; в группах детей разного возраста от 2 месяцев до 8 лет, в том числе разновозрастных группах; в инклюзивных группах;

— реализует как основные, так и дополнительные образовательные программы, в том числе дополнительные программы — как на бесплатной, так и на платной основе;

— осуществляет образовательный процесс как при наличии специалистов разного профиля, так и при их отсутствии; как с молодыми специалистами, так и с опытными кадрами с большим педагогическим стажем, разделяющими цели и ценности программы и готовыми к профессиональному росту и развитию;

— реализует программу дошкольного образования при поддержке родителей, разделяющих ценности и цели Программы «Радуга», или без такой поддержки.

Личность воспитывается Личностью. Поэтому мы знаем, что: детям важно, что воспитателя действительно интересует то, о чём он рассказывает; дети хотят знать о жизни и переживаниях взрослых; ребёнка хорошо можно научить только тому, что любишь делать; ребёнка хорошо может научить только тот взрослый, которого он любит; в «радужных» группах у детей не бывает одинаковых работ; в «радужных» детских садах не бывает одинаковых групп; каждый воспитатель создаёт свой день, месяц, год жизни и работы с детьми как авторское произведение.

39.Характеристика и анализ программы «От рождения до школы» с позиции ФГОС ДО.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленная с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования, и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.

К преимуществам программы «От рождения до школы», безусловно, следует отнести то, что она охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей: младенческий возраст (от 2 месяцев до 1 года: младенческая группа); ранний возраст (от 1 года до 3 лет: первая и вторая группы раннего возраста); дошкольный возраст (от 3 лет до школы: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы).

При этом, в силу возрастной специфики и особенностей развития малышей от рождения до 2 лет, разделы для младенческой группы и первой группы раннего возраста структурно отличаются от остальных разделов (для детей от 2 до 7 лет). Это различие обусловлено трудностью разделения процессов ухода, воспитания и обучения для детей этой возрастной категории.

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических

и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

Наиболее существенной структурной характеристикой программы «От рождения до школы» является принцип подачи материала — содержание психолого-педагогической работы излагается в Программе по образовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели и задачи и содержание психолого-педагогической работы. Содержание психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. Такая структура программы позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть.

Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие детского

сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования.

Важным преимуществом Программы является то, что она обеспечена пособиями для занятий с ребенком дома — книгами серии «Школа Семи Гномов».

Направленность на развитие личности ребенка. Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себечеловека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

Патриотическая направленность Программы. В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенностив том, что Россия — великая многонациональная страна с героическимпрошлым и счастливым будущим.

Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей

Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

Нацеленность на дальнейшее образование. Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса,стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.

Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей. Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка.Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.)

Программа «От рождения до школы»:

• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности(позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра:

• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка»

Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

— Создание благоприятных условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,

— Формирование основ базовой культуры личности,

— Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

— Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе,

Обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в до­школьном детстве.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

источник