Основные темы творчества
Почти все рассказы Константина Паустовского посвящены родине, впрочем, как и у других многочисленных писателей.
Паустовский был внимательнейшим и благодарным слушателем неиссякаемой музыки, которой одаривала его матушка природа. Потому-то все рассказы его так разнообразны, несмотря на то, что в них чаще всего нет сюжета. Точнее сказать, сюжетом для К. Паустовского могло послужить все — любая мелочь, любое проявление животной или растительной жизни.
Заслуга К. Паустовского состояла в том, что он совершил своеобразное «географическое», психологическое, но главным образом поэтическое открытие буквально «под носом» у Москвы и Рязани. Нужно было обладать могучим воображением и натурой страстного путешественника, чтобы как бы заново открыть целый край и подарить его миллионам читателей как драгоценную жемчужину природы.
При этом писатель неоднократно подчеркивает, что природа эта внешне кажется совершенно простой, неброской, даже будничной.
Своеобразие творческой манеры Паустовского в произведениях, заключается в лиризме повествования и в романтическом описании изображаемой действительности. Лиризм создается особой интонационной настроенностью, идущей часто от автора-повествователя. Творчество К. Паустовского помогает человеку стать добрее, лучше, открывает красоту мира, учит любви к родной земле.
Лиризмом проникнуто описание природы в произведениях Паустовского. Он помогает читателям почувствовать «сказку жизни». «…Если после этого маленького рассказа вам приснится ночная веселая игра музыкального юрка, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчание Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона,- я буду думать, что рассказал вам все это не напрасно»,- говорит писатель в рассказе «Жильцы старого дома». Паустовский стремился показать прекрасное и романтичное в самом обыкновенном. Герои его произведений чутки к красоте природы, они не пассивные ее наблюдатели, а творцы жизни, борцы за прекрасное.
Анализ основных произведений.
«Стальное колечко»
· безымянный — большущая радость
· указательный — увидишь весь мир
Основная идея- автор через это произведение хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему. Паустовский определил это произведение как сказка, и хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.
Главнее герои- Варюша(добрая, заботливая), боец(бородатый, с веселым серым глазом), дед.
Произведение можно разделить на 6 частей:
1- Жизнь девочки и деда; 2- Встреча с бойцами или Дорогой подарок; 3 — Потеря дорогого подарка; 4 — Поиски колечка;5 — Приход весны или Колечко нашлось; 6 — Красота родного края.
«Барсучий нос»
Основная идея – нужно быть внимательным и заботливым. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.
Главные герои — мальчик, барсук
Произведение можно разделить на части:
1. Рыбалка на озере осенью. 2- Ужин у костра. 3 -Барсук решил поужинать у людей. 4- Маленький барсук лечит нос. 5- Встреча через год.
«Заячьи лапы»
Этот рассказ о зайце, который обжег свои лапы. Он спас деда от гибели во время пожара. Дед был очень благодарен зайцу за спасение.
Основная идея — Люди должны помогать животным и друг другу. Животные тоже иногда приходят на помощь человеку. Необходимо бережно и аккуратно обращаться с природой. Божья заповедь “Не убивай” относится не только к людям. Убивать, мучить зверей, птиц, насекомых, плохо ухаживать за домашними животными – это тоже грех. Дед Ларион нарушил эту заповедь. Можно сказать, что сам Бог отвёл его руку, и дед не попал в зайца.
Дед Ларион искупил свою вину, вылечив зайца.
-добрые и сердечные: дед и Ваня , Карл Петрович(вылечил зайца). заяц- спаситель деда;
-черствые: ветеринар, оказавшийся лечить зайца.
Название рассказа «Кот-Ворюга» является персонажным. Можно предположить, что рассказ будет о коте, который что-то воровал. Но Паустовский называет рассказ не просто кот-вор, а кот-Ворюга. Тем самым он уже в названии выражает своё отношение к нему, он будет отличаться от других котов. Важная черта характера героя заявлена уже в самом названии.
В данном рассказе завязкой является момент- кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть его и не поймали. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие действия. Развязка заключается в том, что кот начал совершать благородные поступки. Кота переименовали из Ворюги в Милиционера, чтобы показать необратимость происшедших перемен.
В рассказе поставлена проблема — борьбы добра и зла. Зло можно остановить только добром. Добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро(кот стал совершать благородные поступки, тем самым благодарить хозяев). В рассказе показана действенная сила добра.
Повествование в рассказе ведётся от имени автора. Он участник всех событий и рассказывает, делится с нами тем, что наблюдал.
Кот- хулиган, боец, «у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста». Рыжий цвет — это символ отваги, мужества, показатель бесстрашия. Зелёные нахальные глаза у огненно-рыжего кота с белыми подпалинами на животе- чтобы показать кота как необычного героя.
Это не просто рассказ о приключениях кота, но и история обретения—дружбы и понимания своей значимости и полезности кому-то. Паустовский призывает нас внимательно всматриваться в окружающий нас мир. Животное в нем действует как животное, само по себе, и вместе с человеком; каждый имеет свой характер.
«Растрепанный воробей»
Рассказ сказочный– в нем живут необычные предметы: старые стенные часы, стеклянный букетик, музыкальные инструменты, которые похожи на «живые добрые существа». Дети зачитывают начало рассказа с описанием часов, а затем описание музыкальных инструментов. Все явления окружающего мира – дом, сад за окнами, каменный лев у ворот, снег, зима – также одушевлены.
Тема рассказа — удивительные животные, похожие на людей, а также в этом произведении очень много сказано о необыкновенных человеческих чувствах: о любви, верности и печали, о счастье и боли.
Идея – «От маленькой радости смеются, а от большой плачут». Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку.
Маша — добрая, любознательная, впечатлительная девочка;
Воробей Пашка – решительный, отзывчивый, смелый, настоящий друг, добрый;
Ворона – хитрая, отчаянная, коварная , упрямая, вороватая.
1. Одни дома; 2-Спасение Пашки; 3-Разговор с букетом; 4- Ворона-воровка;
5- Благодарность храброго воробья; 6- Большая радость.
«Похождения жука-носорога»
Пётр Терентьев уходит из деревни на войну. Его маленький сын Стёпа подарил отцу старого жука-носорога, которого поймал на огороде. Посаженный в коробок из-под спичек, жук-носорог попал вместе с солдатом на фронт. Пётр Терентьев воевал, был ранен, снова воевал и всё это время берёг подарок сына. После победы солдат и жук вернулись домой. Казалось бы, что здесь сказочного? А то, что все события описываются с позиции жука-носорога. Уже в зачине сказки чувствуется, что впереди будет много приключений. Вот как жук «по-насекомовски» увидел сражение на фронте: «Он высокомерно представил, что горящие и жужжащие ракеты похожи на него. Будто это большие жуки». Но главное здесь — жук не испугался. Писатель подшучивает над ним: «Он понял, что с такими жуками лучше не связываться. Уж много их свистело вокруг». В другой раз жук проснулся от встряски: это Пётр с бойцами бросился в атаку. Жук полетел рядом с ними и вдруг заметил, что какой-то человек «в грязном зелёном мундире прицелился в Петра из винтовки». И тогда жук с лёта ударил этого человека в глаз. Он выронил винтовку и побежал. Так жук спас Петру жизнь: Петра ранило, только ногу задело. Другими словами, жук-носорог прямо на наших глазах становится героем. Когда читаешь последние страницы этой удивительной сказки, на глаза наворачиваются слёзы. Пётр на вопрос сына, жив ли жук, отвечает: «Живой он, мой товарищ… Не тронула его война… — Пётр вынул жука из сумки и положил на ладонь». И тот, узнав родные места, с громким жужжанием улетает.
Идея. Эта трогательная сказка учит читателя любить людей, по-доброму относиться к ближнему, понимать и уважать друг друга.
источник
О творчестве писателя для детей.
Творчество К.Г. Паустовского для детей
Константин Георгиевич Паустовский — писатель, в произведениях которого высокая поэзия неразрывно и органично сливается с образовательной тенденцией. Паустовский является общепризнанным мастером слов, который считал, что писательство является призванием, которому он должен посвятить себя целиком.
Чтобы иметь право писать, необходимо хорошо знать жизнь, будущий писатель став молодым человеком решил отправиться в путешествие по стране, с нетерпением впитывая впечатления. Исследователь творчества К.Г. Паустовского Л. Кременцов отмечал, что вырасти в крупного мастера писателю позволили, прежде всего, психологический тип его личности – необычайно эмоциональный и в то же время волевой, а кроме того, прекрасная память, живой интерес к людям, к искусству, к природе; с годами – и широкая эрудиция, культура, богатейший жизненный опыт.
С детской литературой Паустовский давно связан. Многие его работы были опубликованы в детских журналах и детских издательствах. Журнал «Детская литература», опубликованный до войны, неизменно отвечал на каждую новую работу Паустовского.
Прошлое, настоящее и будущее объединяются в писательских писаниях, призывают поверить в мечту, стремиться к ее реализации. В своей работе он часто обращался к аудитории детей, создавая для них сказки («Стальное колечко», «Растрепанный воробей», «Дремучий медведь», «Теплый хлеб», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Артельные мужички», «Квакша», «Заботливый цветок» и другие), рассказы («Резиновая лодка», «Сивый мерин», «Барсучий нос», «Жильцы старого дома», «Подарок», «Сказочник», «Золотой линь» и другие), повести («Кара-Бугаз», «Собрание чудес», «Колхида» и другие).
В этих работах всегда есть юмор, добрый и оптимистичный. Рассказы Паустовского артистически совершенны, что также дает нам право сказать, что это рассказы для детей. Рассказы Паустовского стилистически безупречны. Способность проникнуть в тайну русской природы, передать «неуловимую связь» между человеком и природой («бормотание родников, крик журавлиных стай») оставляет большое впечатление в сердце молодого читателя.
Работу «Заботливый цветок» Паустовский относится к сказке, поскольку все, что происходит в природе, — это волшебство, чудо. Этим он хотел показать, что красота вся и кроется в повседневности, просто нужно уметь увидеть.
Простые в сюжете, написанные в лаконичной, «сжатой» прозе, работы Паустовского обогащают человеческую душу, помогают эстетическому и эмоциональному развитию подрастающего читателя. «Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы»,— говорит старику собиратель песен в рассказе «Колотый сахар».
Познавательный разнообразный материал, который содержится почти в каждом произведении писателя, простота и увлекательность изложения, где четко выражено отношение к добру и злу, стилистическое совершенство – все это обеспечивает книгам Паустовского прочный успех и широкую популярность среди юных читателей.
Произведения Паустовского после их появления становились очень популярными среди юных читателей. Известный критик детской литературы А. Роскин заметил, что если бы чеховские герои из рассказа «Мальчики» читали Паустовского, то бежали бы они не в Америку, а на Кара-Бугаз, на Каспийское море, — столь сильно было влияние его произведений на юные души.
Его книги учат вас любить свою природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и быть в состоянии фантазировать, быть добрым, честным, способным распознавать и исправлять свою собственную вину, другие важные человеческие качества, которые так необходимы в жизнь.
О юности и детстве писатель вспоминал в книгах «Далекие годы», «Беспокойная юность», «Романтики». Его первые работы были полны ярких экзотических красок. Объясняется это тем, что вокруг него в детстве постоянно «шумел ветер необычайного» и его преследовало «желание необыкновенного».
Особенностью Паустовского было романтическое восприятие мира. Правда, ему удалось оставаться реалистично конкретным. Тщательный взгляд на все проявления жизни людей и природы не заглушил романтический звук прозы Паустовского. Он сказал, что романтика не противоречит острой заинтересованности в «грубой жизни» и любви к ней; почти во всех областях человеческой деятельности заложены золотые зерна романтики.
С большой щедростью зерна романтики рассыпаны и в маленьких рассказах Паустовского о детях. В «Барсучьем носе» (1935) — мальчик наделен особым зрением и слухом: он слышит шепот рыбы; видит, как муравьи устраивают паром через поток сосновой коры и паутины. Не удивительно, что именно ему дано было увидеть, как барсук лечит обожженный нос, засунув его в мокрую и холодную труху старого соснового пня. В рассказе «Ленька с Малого озера» (1937) – мальчик очень хочет узнать, из чего сделаны звезды, и отважно отправляется по болотам искать «метеор». История полна восхищения ненасытностью мальчика, его пристальным наблюдением: «Ленька первый, из многих сотен людей, которых я встречал в своей жизни, рассказал мне, где и как спит рыба, как годами тлеют под землей сухие болота, как цветет старая сосна и как вместе с птицами совершают осенние перелеты маленькие пауки». У героя обеих историй был настоящий прототип — маленький друг писателя Вася Зотов. Паустовский часто возвращался к этому образу, давая разные имена. Например, в рассказе «Заячьи лапы» (1937) он — Ваня Малявин, осторожно, нежно заботясь о зайце с лапами, опаленными во время лесного пожара.
Атмосфера юмора, доброты, наполняет сказки Паустовского и рассказы о животных. Красный котик-вор («Кот-ворюга», 1936), долгое время преследовал людей с невероятными трюками и, наконец, пойман «в действии», поскольку наказание получает «чудесный обед» и даже способен на «благородные дела». Щенок выгрыз пробку резиновой лодки, и «густая струя воздуха с ревом вырвалась из клапана, как вода из пожарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух». За эту выходку хулигана щенка не взяли на озеро. Но он то же совершает «щенячий подвиг»: ночью один бежит через лес к озеру. И вот уже «мохнатая, мокрая от слез Мурзикина морда» прижимается к лицу рассказчика.
Писатель убежден, что общение между детьми и животными должно основываться на любви и уважении. Если же этого не происходит – как в сказке «Теплый хлеб» (1945), — то происходят самые страшные события. Мальчик Филька оскорбил раненого коня, и затем лютый мороз упал на деревню. Только искреннее раскаяние Фильки, его горячее желание искупить свою вину, наконец, привело к тому, что задул «теплый ветер».
Романтическая узость повествования, характерная для писаний Паустовского, появляется уже в самом начале сказки: «Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло».
Характерной особенностью рассказов Паустовского является искусная смесь настоящего и прекрасного. Петя пасет колхозных телят, наблюдает за бобрами и птицами, рассматривает цветы и травы. Но вот в повествование вплетается история нападения старого медведя на стадо. Все животные и птицы находятся на стороне Пети и яростно сражаются с медведем, на человеческом языке угрожая ему («Дремучий медведь», 1948). Обычная жизнь девчушки Маши в «Растрепанном воробье» (1948) продолжается параллельно с фантастической жизнью птиц — старой вороной и оживленным воробьем Пашкой. Ворона украла у Маши букет из стеклянных цветов, а воробей забрал его и вывел на сцену театра, где танцевала Машина мама. Персонажи Паустовского – «артельные мужички», лягушка-квакша или «заботливый цветок» – помогают людям, как и в народных сказках, в ответ на доброе отношение к ним. Так проявляется традиционно дидактическое направление его работ, предназначенных для детей. Гармония человеческих чувств и красоты в природе является идеалом Константина Паустовского. Слова Константина Георгиевича Паустовского «Люди обычно уходят в природу, как на отдых. Я же думал, что жизнь в природе должна быть постоянным состоянием» могут быть своего рода лейтмотивом работы писателя. В русской прозе он оставался в основном певцом природы среднерусской полосы.
Например, его сказки «Стальное колечко» (1946), «Дремучий медведь» (1948), «Растрепанный воробей» (1948) или «Теплый хлеб» (1954).
По его манере, Паустовский оказался близким к Андерсену: он также знал, как видеть в обычном необычном, его работы всегда насыщены событиями, и любое событие кажется необычным, выходящим из обычной серии вещей. Животные и птицы способны вести очень интересный диалог с человеком, в то время как основная идея автора всегда выражается ненавязчиво и тонко. Сказки Паустовского отличаются особой грацией, они написаны простым и емким языком: «Музыка громко и весело запела о счастье», «Ночью в лесу выли продрогшие волки», «Вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки».
источник
Своим по истине трогательным произведением «Заячьи лапы» Паустовский поднимает важные и актуальные проблемы для современного нам, лишенного чувства сострадания, общества. Отношение человека к живой природе, полная отстраненность и некомпетентность врачей и полное равнодушие к несчастью других.
В рассказе описывается история из жизни деда Лариона, который находясь на любимой охоте и пытаясь застрелить зайца, начинает нести наказание. Он попадает на путь движущегося огня, который чуть не лишил его жизни. Только с помощью, своей жертвы — бедного зайца, деду удалось найти обратный путь и выбраться из леса. В рассказе можно наблюдать, какое же чувство досады и стыда за свой поступок испытывает дед по отношению к своему спасителю — зайцу, которого он, только недавно, намеревался лишить жизни.
Композиция повествования содержит всю структуру элементов. В начале идёт рассказ о том, как Ваня принес обожженного зайца к врачу, тот безжалостно их выгоняет. Дальше действие развивается и Ваня с дедом направляются разыскивать другого, городского врача, который тоже не желая лечить ищет оправдания для отказа. В итоге все закончилось хорошо и зайцу была оказана своевременная помощь. В заключении рассказа Ларион повествует о зайце, как о своем спасителе. И читатель понимает, насколько сильно виновен дед перед нисколько не повинным животным.
Пейзажные зарисовки имеют в этом рассказе определённое значение. Их можно разделить на два вида: это неимоверная жара с сильным ветром, поднимающим пыль, как туман и осенний вечер с присущей ему прохладой и непроглядной тьмой, когда лучше сидеть дома за столом и попивая чай обсуждать прошедший день. Эти зарисовки помогают более реальному восприятию событий.
Так же можно заметить, что автором был умышленно нарушен порядок действий в рассказе. Паустовский даёт возможность читателю встать на место рассказчика, которому до последнего не были известны мотивы такой безмерной заботы деда по отношению к зайцу.
Природа во многом оказывается добрее человека, она способна на любую безвозмездную помощь несмотря на причиненную ей боль. Автор пытается донести до читателя, что человек должен быть благодарен природе и ни при каких обстоятельствах не нарушать течение её жизни.
После такой истории возникает чувство, что дед больше никогда не пойдёт на охоту и навсегда останется защитником природы.
В рассказе Заячьи лапы Паустовский рассказывает трогательную историю о том как Ларион Малявин спасает зайчика и выхаживает зверька, который до этого помог ему спастись из лесного пожара.
Ситуация довольно банальная, охотник преследует зайца, хочет получить пропитание и ценный мех, но вот начинается лесной пожар и человеку нужно выбираться из леса. Только вот так ориентироваться как лесные обитатели он не умеет и теперь приходится действовать по-другому.
Ушастый умеет ориентироваться при лесном пожаре и знает куда бежать. Поэтому пожилому охотнику теперь приходится преследовать его по совсем другой причине – чтобы не стать пеплом лесного пожара. В итоге ситуация завершается положительным образом, только вот зайчик обжигает лапки.
Сердобольный дедушка берет его выхаживать и отправляется к ветеринару, но тот ничем не может помочь и предлагает отступиться. Действительно, ведь в лесу зайцев не убудет и ничего тут такого ужасного. Тем более сам охотник Ларион Малявин регулярно подстреливает таких же зайцев и не испытывает существенных угрызений совести.
Однако Малявин не хочет сдаваться и отступать он с внуком едет в город, где оказывается у детского доктора. Услышав историю, доктор соглашается помочь. Теперь и для зайца ситуация завершается положительным образом и он остается у своего спасителя с вылеченными лапками.
Рассказ учит нас относиться положительно к природе и чувствовать ответственность перед другими живыми существами. Мне понравилось описание Паустовского и то как он рассказывает о природе, отношениях дедушки и внука и других людей.
Тем не менее, поведение этого человека мне кажется совершенно непонятным и даже немного лицемерным. Он использует охоту для собственного пропитания и развлечения, то есть использует тела зайцев для своих потребностей и в принципе может обойтись без этого. При этом, когда Ларион также использует природную особенность зайца для собственного спасения, то почему-то считает себя должным чем-то этому зайцу.
Почему бы тогда ему не ставить памятник каждому зайцу, которого он уничтожил ранее или не брать себе домой выхаживать маленьких зайчат, которые остались в норке? Понятное дело рассказ для детей, но мы, современные дети, умеет размышлять глубоко.
«Куст сирени» — рассказ Александра Ивановича Куприна, раскрывающий тему любви между мужем и женой. Произведение стало одной из самых известных работ писателя: его восторженно встретила критика и читатели
Сейчас я живу в одной комнате со своей сестрой, и порой мне очень не хватает своего маленького гнездышка. Каждый человек мечтает о таком месте, где он может побыть в полном уюте и комфорте
Николай Семенович Лесков — известный русский писатель, драматург и публицист 19-го века. Рассматривая его творчество хочется отметить, что произведения Николая Семеновича вышли в свет довольно поздно, лишь когда ему исполнилось 26 лет
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — первая проба пера Александра Сергеевича в области прозы, которая была напечатана еще при жизни автора. Для него это не оказалось легким: ему пришлось перейти с возвышенной
Петр Гринев это один из главных героев произведения, Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Он офицер, ему шестнадцать лет и он служит в Белгородской крепости
источник
Название: Жизненный и творческий путь К.Г. Паустовского Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: реферат Добавлен 05:35:39 28 июня 2011 Похожие работы Просмотров: 1447 Комментариев: 8 Оценило: 6 человек Средний балл: 4.8 Оценка: 5 Скачать |