Меню Рубрики

Анализ работ детей по изо

Хочу поделиться, как правильно сделать анализ детских работ по изобразительной деятельности. Часто дети рисуют, но не могут обьективно оценить свою работу. Тогда воспитатель приходит на помощь. Анализ должен строиться на основе выполнения програмного содержания занятия, реализации его основных целей. В электронном портфолио я привожу самые распостраненные формы анализа детских работ по ИЗО.

Анализ детских работ по ИЗО

Анализ должен строится на основе выполнения программного содержания занятия, реализации основных его целей.

Работы для анализа лучше разместить на заранее подготовленном месте. Вопросы которые будет задавать воспитатель, должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.

Не следует брать для анализа работы одних и тех же детей, так как это может привести к захваливанию.

При анализе важно подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования, а не только правильно или не правильно выполнено задание.

Итак, дав детям возможность рассмотреть свои работы, воспитатель начинает анализ, используя при этом разнообразные формы его. Выбор их зависит от типа занятий.

Если, например, перед детьми стояла цель передать сходство с натурой, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление с натурой, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.

При оценке предметных рисунков воспитатель обращает внимание на правильность изображения / форма, величина частей, строение, цвет /, образность, умение передавать разнообразные позы, движения и др.

В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образов, отмечает проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умение действовать самостоятельно.

Анализ работ по замыслу рекомендуется начинать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление и т. д. При этом обязательно подчеркнуть разнообразие замыслов. В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиций.

Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределить работу. Затем уже рассматривать отдельные интересные работы.

Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.

В зависимости от типа занятия могут быть использованы следующие формы анализа:

  1. Дать общую оценку занятия.
  2. Среди отобранных работ выделить две — три лучшие и объяснить, почему они отобраны.
  3. Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы. Например, в рисовании по

сказке « Колобок » первая работа — дед просит бабу испечь колобок, вторая — баба замешивает колобок и т. д. Также можно выяснить какого эпизода нет в рисунках, какая из 2 — 3 работ выполнена лучше.

4Предложить рассказать о любой понравившейся работе.

5Предложить найти работу, похожую на образец.

6Рассказать о работе, указанной воспитателем.

7Сравнить работу с образцом.

9Найти похожие работы. Ю.Найти работу с ошибкой.

10.Найти работу с определенной ошибкой.

11.Найти работу, в которой проявлено творчество.

12.Найти работу, в которой проявлено творчество.

13.Найти незаконченную работу.

14.Предложить двум детям рассказать о работе друг друга.

15.Предложить одному из детей взять в руки натуру, рассмотреть и найти по натуре работу.

16.Предложить найти натуру по работе / рисунок, лепка, апплик./

17.Выделить две три самые аккуратные работы.

18.Найти самый интересный рисунок.

19.0тобрать работы с красивым цветосочетанием.

20. Найти работу с самыми выразительными образцами / хитрая лиса, плачущий зайчик и др./

То далеко не весь перечепбь возможных форм анализа. Выбор их зависит от темы и программного содержания занятия. В календарном плане при раскрытии методических приемов следует указывать, сколько и каких работ будет взято для анализа и какие формы его можно рименить.

Необходимо побуждать детей радоваться не только выразительному рисунку, но и успехам его автора, вызывать стремление утешить при огорчении и оказать по возможности действенную помощь. В ПРЕДЛАГА.

Необходимо побуждать детей радоваться не только выразительному рисунку, но и успехам его автора, вызывать стремление утешить при огорчении и оказать по возможности действенную помощь. В ПРЕДЛАГА.

информационная газета для родителей » ИЗО студия в детском саду».

Музыкальный руководитель Морякова Е. А., имеющая высшую квалификационную категорию, осуществляла музыкальное развитие в че.

Развитие у детей навыков творчески работать в коллективе — одна из важнейших задач современного образования. Коллективное творческое дело — это уникальное и в то же время естественное социальное и пед.

Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, к.

Анализ методической работы по диссеминации инновационного опыта в «Детский сад комбинированного вида» за 2015-2016 учебном году.

источник

Анализ детских работ является очень важной и ответственной частью занятия по изобразительной деятельности. Анализ должен строиться на основе выполнения программного содержания занятия, реализации его основных идей. В ходе занятия воспитатель ставит перед детьми задачу не только точно следовать данному образцу, но главным образом проявлять самостоятельность при выполнении работы. Например, на занятии по декоративному рисованию педагог предлагает изобразить один из узоров данного образца или сделать композицию из 2-х, 3-х узоров или на основе этих же элементов придумать свой новый узор. К концу занятия воспитатель уже примерно знает, на какие работы надо обратить внимание. При анализе он покажет и выполненные точно по образцу, и скомбинированные, и сделанные самостоятельно.

Работы для анализа следует разместить на заранее подготовленном месте. Например, рисунки и аппликации можно разместить на доске – стенде (см. «Методика обучения рисованию, лепке, аппликации в детском саду» под ред. Сакулиной), непросохшие рисунки и объемные работы (из глины, пластилина, природного и бросового материалов) разложить на столах или стендах. На стенде работы вывешиваются на тесьме.

Прежде чем приступить к анализу, воспитатель должен дать возможность рассмотреть все работы, обсудить их. Высказывания ребят помогут в определении детского творчества.

Вопросы, которые воспитатель будет задавать, должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.

В некоторых случаях воспитатель предлагает детям подробно рассказать о содержании работы, об использованных выразительных средствах, предлагает критически оценить работу, подобрать строки из стихотворения.

Не рекомендуется брать для анализа работы одних и тех же людей, т.к. это может привести к захваливанию ребенка; убедить детей в том, что они делают всегда лучше, чем на предыдущем занятии. Педагог должен найти в каждой работе что-то достойное внимания, чтобы каждый ребенок был уверен: и у него может получиться не хуже, чем у других.

При анализе важно отметить не просто правильно или неправильно ребенок выполнил задание, а подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования.

Итак, дав детям возможность рассмотреть свои работы, педагог начинает анализ, используя при этом разнообразные формы его. Выбор их зависит от типа занятия. Если, например, перед детьми стояла задача передать сходство с натурой, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление работы с натурой, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.

При оценке предметных рисунков педагог обращает внимание на правильность изображения (форма, цвет, пропорции, строение – на передачу выразительных средств).

В сюжетных работах педагог обращает внимание на передачу композиции, движения, как цветом ребенок передал свое отношение к рисунку, на относительную величину между предметами.

Анализ работ по замыслу рекомендуется начать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, оформления. При этом обязательно следует подчеркнуть разнообразие замыслов.

В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиций.

Анализ коллективных работ начинается с общей оценки: сказать, как дети справились с коллективной работой, подчеркнуть умение некоторых детей действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределять работу. Затем уже рассматривать отдельные наиболее интересные работы. Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.

В зависимости от типа занятия могут быть использованы следующие формы анализа:

  1. Дать общую оценку занятия.
  2. Среди отобранных работ выбрать 2-3 лучшие и объяснить почему они отобраны.
  3. Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы (например, по сказке «3 медведя». Так можно выяснить, какого эпизода нет в рисунках, какая из 2-3 работ выполнена лучше.
  4. Предложить рассказать о любой понравившейся работе.
  5. Рассказать о работе, указанной воспитателем.
  6. Предложить найти работу, похожую на образец.
  7. Сравнить работу с образцом.
  8. Найти 2 разные работы.
  9. Найти похожие работы.
  10. Найти работу с ошибкой.
  11. Найти работу, в которой проявлено творчество.
  12. Найти незаконченную работу.
  13. Рассказать о своей работе.
  14. Предложить рассказать о работе друга.
  15. Найти натуру по работе.
  16. Выделить самые аккуратные работы.
  17. Найти самую интересную работу, обосновать почему.
  18. Найти работы с удачным цветовым сочетанием.
  19. Найти работы с самыми выразительными образами (плачущий заяц, хитрая лиса).
  20. На одном занятии можно придумать 2-3 варианта анализа. Выбор их зависит от темы и программного содержания.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 115 ; Нарушение авторских прав

источник

«Способы проведения анализа и оценки детских работ на непосредственно образовательной деятельности по рисованию»

Татьяна Савинова
«Способы проведения анализа и оценки детских работ на непосредственно образовательной деятельности по рисованию»

Актуальность данной проблемы заключается в том, что для развития детей старшего дошкольного возраста оценка и анализ способствуют:

• развитию восприятия цвета, формы, пропорций; грамотности изображения;

обогащению сюжета детских работ;

• развитию рефлексии, самооценки, самосознания.

Но особенно обучение детей анализу и самооценки имеет значение для одготовки к школе. Оценка и анализ способствуют:

• развитию образного мышления и творческого воображения;

• развитию умственных способностей (ребенок сравнивает результаты, анализирует, делает выводы).

В своей работе использую следующий методический комплект: примерную общеобразовательную программу «Детство», с использованием методических пособий к ней и педагогической технологии Д. И. Воробьёвой «Гармония развития». Также в своей работе используем пособие Г. Г. Григорьевой «Изобразительная деятельность дошкольника».

Планируя и выстраивая занятия по изобразительной деятельности на основе этих программ, а также на основе накопленного опыта, я пришла к выводу, что отображая в своих рисунках мир, ребёнок воплощает в них свои чувства, эмоции, мысли. Он не только воспроизводит явления жизни на листе бумаги доступными ему способами и средствами, но и одновременно даёт им оценку, как бы объясняет их сущность и смысл. Таким образом он выражает своё понимание мира. Выражает, но часто не осознаёт, ведь сознание ребёнка только формируется. И я, как воспитатель студии, должна не только научить детей отображать мир, но и помочь осознать своё собственное творчество.

Именно поэтому на занятиях по изобразительной деятельности наряду с двумя основными частями занятия, вводной и исполнительской, такой же важной является 3 часть занятия, посвящённая анализу и оценке детских работ.

Рассмотрим структуру занятия по изобразительной деятельности. Она включает в себя следующие части:

• Вводная. Мотивация и замысливание.

• Исполнительская. Работа с художественными материалами. Создание образа.

Оценка и анализ. Осознание результата деятельности.

Г. Г. Григорьева выделяет следующие виды анализа:

В исполнительской части – промежуточный анализ;

В 3 части занятия – итоговый анализ.

О важности проведения аналитической части занятия пишет Г. Г. Григорьева:

«Педагогу важно своим поведением, эмоциональной речью показать свою заинтересованность работами детей. Тогда ребята начинают стремиться к оригинальности, выразительности работы. Важно продумать вопросы к дошкольникам, помогающие им осознать, чему они научились, какие ошибки допускали («не очень получилось», что нужно учесть, чтобы этих ошибок не допускать в дальнейшем».

При проведении занятий мы придерживаемся требований Г. Г. Григорьевой к оценке детских работ:

1. Оценивать только тот результат, который достигается усилиями самого ребёнка.

2. Нельзя сопоставлять результат деятельности с успехами других детей, нужно оценивать его достижения.

3. Оценку нужно построить так, чтобы дети были максимально активны.

4. по мере развития ребёнка оценка ставится более дифференцированной.

Стараемся не затягивать 1 и 2 часть занятия, применять индивидуальный подход, чтобы успеть проанализировать результаты работы с детьми. Мы должны помнить, что самосознание развивается в деятельности и не само по себе, а под целенаправленным руководством педагога.

Важное значение имеет промежуточный анализ работ направленный на предупреждение ошибок.

Иногда использую для промежуточного анализа игровой персонаж. Он по ходу работы задает детям поисковые или проблемные вопросы, помогающие им вовремя корректировать работу. Замечания персонажа принимаются детьми легче, чем от педагога.

Например, персонаж спрашивает:

— А почему в твоём лесу никто не живёт?»

И ребёнок без прямых указаний оценивал сюжет своего рисунка и дополнит его. Если по ходу работы дети исправляли свои ошибки, то и конечный результат получался значительно выше по качеству.

У меня бывали случаи, когда дети расстраивались из-за неудач в работе, в этих случаях я использовала такие фразы

«Художник умеет прятать свои ошибки»;

«Художник умеет превращать ошибки во что-нибудь интересное».

Таким образом я осуществляю индивидуальный подход к детям.

Дифференцированный подход осуществляется через:

-предоставление возможности выбора содержания работы и материалов;

-использование нетрадиционной техники (для детей с высоким уровнем);

-использование декоративных материалов (для детей среднего и низкого уровня).

Представляем последовательность проведения анализа работ по изобразительной деятельности, которая включает в себя:

• Целостное эмоциональное восприятие всех работ.

Анализ решения изобразительных задач.

• Итоговая оценка. Перспектива последующего использования работ.

Поскольку на занятиях по изобразительной деятельности ведущими являются задачи, направленные на формирование творческих художественных способностей и изобразительных навыков, то и педагогическая оценка и анализ должны быть тесно связны с изобразительными задачами конкретного занятия.

Я в своей работе стараюсь придерживаться этих принципов, а также подбирать методы и приёмы проведения анализа в соответствии со структурой этой части занятия.

Начинаю анализ тогда, когда готовы все детские работы. Это – проявление гуманистической позиции: каждый рисунок ценен, хорош по своему.

Заранее продумываю условия проведения анализа, готовлю место.

Варианты размещения детских работ для анализа:

• На специально оформленной выставке

• в приёмной группы на стендах

• на макете (работы по лепке)

Стараюсь, чтобы место размещения детских работ было красиво оформлено и хорошо освещено.

В структуре анализа работ можно выделить свои методы и приёмы. Остановимся на каждой структурной части в отдельности и рассмотрим их.

В начале анализа я провожу целостное эмоциональное восприятие всех работ. Внимание уделяю в первую очередь эмоционально-эстетической оценке, чтобы дети получили удовлетворение, радость от достигнутого результата.

В этом мне хорошо помогают игровые приёмы. В игровой ситуации дети учатся анализировать свои рисунки или поделки. Учитывая рекомендации Г. Г. Григорьевой, я использую постоянный игровой персонаж. В нашей изостудии – это домовёнок Кузя, который с удовольствием «прогуляется» и по улицам города и полюбуется красотой осеннего леса и «попробует» чай из ярко раскрашенной чашки.

Кроме игровых приёмов использую и проблемные ситуации, разрешение которых тоже отражается в анализе.

Если используется социальная мотивация, то она тоже отражается в этой части анализа: «Вот какая выставка портретов мам у нас получилась», «Как обрадуются малыши новым маскам» и т. д.

Во второй части после общей эмоционально-эстетической оценки я провожу анализ решения изобразительных задач, способов, методов и приёмов изображения, выразительности и оригинальности исполнения.

Оценка даётся опираясь на 3 кита изодеятельности:

В этой части анализа использую словесные методы и приёмы, активизирующие образное мышление и речь детей.

Это могут быть вопросы, продуманные заранее в соответствии с задачами занятия: вопросы об использовании выразительных средств, техники, материалов, вопросы о содержании и сюжете рисунка, вопросы на художественное восприятие:

— В каком рисунке выразительно изображена форма?

— В каком рисунке яркий или приглушённый колорит? и т. д.

В старшем дошкольном возрасте предлагаю детям рассказать о каком-то из понравившихся рисунков.

Читайте также:  Где хорошо берут анализы у детей

При составлении рассказов по рисункам хорошо решаются и воспитательные задачи. Стараюсь побуждать детей порадоваться успеху какого-то ребёнка или сопереживанию к неудачам товарищей:

-Посмотрите, какие тоненькие веточки сегодня получились у Милы!

-Как потрудился Вася: он нарисовал столько жителей подводного царства!

-А Алёна сегодня помогала Саше правильно смешать краски!

Итоговую часть анализа заканчиваю перспективой возвращения к этим работам или поделкам.

Иногда предлагаю детям вечером оформить рисунками макет для о лепки, украсить группу к празднику, можно пригласить детей из младшей группы на свою выставку, на занятиях по развитию речи сочинить сказки, загадки к рисункам, декоративные поделки использовать для кукольного спектакля.

Стремление ребёнка по собственной инициативе продолжить, изменить, дополнить или просто повторить свою работу — яркий показатель его личностного развития.

И побудить его к этому мне помогает бережное, внимательное отношение к результатам творчества. Красивая аккуратная выставка, кропотливая композиция из детских работ прививает детям чувство вкуса и гармонии.

Анкета для воспитателей ДОУ Анкета для воспитателей ДОУ по изучению проблемы развития эмоциональной отзывчивости средствами природы у детей старшего дошкольного возраста.

Набор «Сенсорные емкости» П ть емкостей с разными наполнителями: — способствуют развитию зрительного, аудиального, тактильного восприятия, обоняния; — способствуют.

источник

Консультация для педагогов: «Анализ детских работ по изобразительной деятельности».

Подготовила и провела старший воспитатель

Анализ детских работ является очень важной частью непосредственной образовательной деятельности детей по изобразительной деятельности. Анализ должен строиться на основе выполнения программного содержания, реализации основных его целей.

В ходе непосредственной образовательной деятельности воспитатель ставит перед детьми задачу не только точно следовать данному образцу, но главным образом проявлять самостоятельность при выполнении работы. Например, на занятии по декоративному рисованию педагог предлагает изобразить один из узоров данного образца, или сделать комбинацию из двух — трех узоров, или на основе этих же элементов придумать свой, новый узор.

К концу работы педагог уже примерно знает, на какие работы надо будет обратить внимание. При анализе он покажет и выполнение точно по образцу, и скомбинированные, и сделанные самостоятельно.

Работы педагог должен размещать на заранее выбранном месте. Прежде чем приступать к анализу, воспитатель должен дать детям возможность рассмотреть работ, обсудить их. Высказывания ребят помогут педагогу в оценке детского творчества. Вопросы, которые будет задавать педагог должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.

В некоторых случаях педагог предлагает детям подробно рассказать о содержании работы, о ее композиции, об использовании определенных приемов, предлагает критически оценить работу, подобрать соответствующие эпитеты, стоки из стихотворений.

Не рекомендуется, конечно, брать для анализа работы одних и тех же детей, так как это может привести к захваливанию, убедить детей, что они всегда делают лучше всех. Воспитатель должен найти в каждой работе что – то достойное внимания, чтобы каждый ребенок был уверен: и у него может получиться не хуже, чем у других.

При анализе важно не просто отметить, правильно или не правильно ребенок выполнил задание, а подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования.

Если, например, перед детьми стоит цель передать сходство с натуры, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление работы с натуры, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.

При оценке предметных рисунков воспитатель обращает внимание на правильность изображения (форма, величина частей, строение, цвет), образность, умение передавать разнообразные позы, движения.

В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образов, отмечает проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умение действовать самостоятельно.

Анализ работ по замыслу следует начинать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление. При этом обязательно следует подчеркнуть разнообразие замыслов.

В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиции.

Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать, как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределять работу между собой. Затем уже следует рассматривать отдельные, наиболее интересные работы.

Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.

В зависимости от типа изобразительной деятельности могут быть использованы следующие формы анализа:

1. Дать общую оценку деятельности детей.

2. Среди отобранных работ выделить две — тори лучшие и объяснить, почему они отобраны.

3. Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы. Например, рисование по сказке «Колобок».

4. Предложить рассказать о любой понравившейся работе.

5. Рассказать о работе указанной воспитателем.

6. Предложить найти работу, похожую на образец.

7. Сравнить работу с образцом.

8. Найти две разные работы.

10. Найти работу с ошибкой.

11. Найти работу, в которой проявлено творчество.

12. Найти незаконченную работу.

13. Рассказать о своей работе (самоанализ).

14. Предложить двум детям рассказать о работе друг друга.

15. Предложить одному из детей взять в руки натуру, рассмотреть и найти по натуре работу.

16. Предложить найти натуру по работе.

17 Выделить две – три самые аккуратные работы.

18. Найти самый интересный рисунок.

19. Отобрать работы с красивым цветосочетанием.

20. Найти работы с самыми выразительными образами.

Это еще не весь перечень возможных форм анализа. К каждой конкретной деятельности, исходя из программного содержания, можно придумать новые варианты анализа, разнообразить уже испытанные.

источник

Анализ рисунка по изо. «Способы проведения анализа и оценки детских работ на непосредственно образовательной деятельности по рисованию

Педагогическая оценка по своему содержанию тесно связана с той воспитательно-образовательной задачей, которая решалась на конкретном занятии.

Детские рисунки, поделки обязательно оцениваются с точки зрения ре­шения изобразительных задач — должны быть отмечены их выра­зительность, оригинальность. Педагог ставит вопросы, которые помогают детям увидеть это в поделке.

Когда работа ведется в системе, дети по предложению педагога или самостоятельно находят отличия в своих поделках и охотно о них рассказывают. Педагогу важно своим поведением, эмоцио­нальной речью показать, что он заинтересован работами детей. Тогда дети начинают стремиться к оригинальности, выразитель­ности в работе.

Важно продумать вопросы, помогающие детям осознать, чему они научились, какие ошибки допустили («не очень научились»), что нужно учесть, чтобы этих ошибок не допускать в дальнейшем. И сразу предлагается сделать возможные исправления.

Важно побудить детей к действиям, помогающим им самим обнаружить ошибку, неточность в работе. Даже младший дошко­льник может это сделать. Например, педагог предлагает закрыть сделанную открытку, сложив ее странички, и посмотреть, совпа­дают ли стороны. Дети сами увидят результат, если педагог дал им бумагу с одной цветной стороной. «Беленькую видно», — гово­рят они, если стороны не совпадают.

Воспитатель имеет возможность еще раз установить связь меж­ду способом действия и получаемым результатом. Если таким образом анализировать результаты, то дети рано начинают само­стоятельно использовать контролирующие и корректирующие действия для совершенствования своей работы.

В старшем возрасте воспитатель нацеливает детей на анализ примененных способов действий и задает вопросы: «Все ли сто­роны кубика плотно прилегают к столу? Почему?» Дети ставят кубик (каждый свой) сначала на полую сторону. Если разрезы сделаны точно по линии и до точки пересечения линий, то все четыре стороны касаются стола. Затем дети ставят кубик на закрытые стороны. Если стороны (сгибы) проглажены четко, То углы и стороны плотно прилегают к столу. Проделывая такие контролирующие действия, дети обнаруживают недочеты где возможно, исправляют.

Каждый ребенок может т.о. установить, какие ошибки он допустил, и сделать вывод к последующей работе, а именно: перед ребенком раскрываются пути дальней­шего совершенствования своей деятельности, формируются само­оценка и самоконтроль, что очень важно для самостоятельной деятельности.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке :

Оценку необходимо построить так, чтобы дети были макси­мально активны в ней, начиная с младшего возраста.

Словесные методы и приемы обучения в процессе руководства изобразительной деятельностью неотделимы от наглядных и иг­ровых.

Втех случаях, когда у детей имеются представления об изо­бражаемом предмете, явлении, сформированные заранее, дошко­льники владеют соответствующими умениями, словесные методы на занятии занимают большее место. Например, педагоги чаще использует вопросы, пояснения с целью формирования изобрази­тельного представления.

15. Перечислите требования, предъявляемые к оценке результатов деятельности детей на занятиях по изобразительной деятельности. Раскройте необходимость просмотра и анализа детских работ. Охарактеризуйте методику анализа результатов деятельности детей на занятии в разных возрастных группах.

На педагогической практике учащимся довелось увидеть несколько вариантов одного и того же занятия по аппликации на тему «Зимний пейзаж».

В одном случае результаты детских работ оценивались так: воспитатель вывесил все работы на общий стенд, и дети сравнивали, у кого работа лучше.

В другой группе работы детей также были вывешены на общее обозрение, а педагог оценивал результат каждого ребенка примерно так: «Ты сегодня, Алеша, очень постарался, уже лучше вырезал разные формы и красиво расположил на листе». А Свете воспитатель сказала: «Что-то я сегодня не заметила такой же старательности, как в прошлый раз, когда ты выполняла наклеивание форм на лист».

Еще один вариант подведения итогов был таким: дети развесили работы в виде выстовки, полюбовались пейзажами, а в сводное время педагог беседовал с отдельными детьми, обсуждая, довольны ли они сами полученными результатами.

Проанализируйте предложенную ситуацию. Спроектируйте свои действия по оценке результатов деятельности детей на занятии по аппликации на тему «Зимний пейзаж».

Педагогическая оценка и анализ детских работ – словесное описание результатов деятельности, развивающее аналитическое мышление, в ре­зультате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому результату. Позволяет научить детей объективно оценивать свою работу, и работу выполненную другими людьми (у дошкольника к 5 годам).

В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контро­лировать и оценивать свои действия и их результаты. Если про­цесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения. В «Малышах» воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положи­тельная оценка их способствует сохранению интереса к изобра­зительной деятельности.

В средней и старшей группах воспитатель использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, на­сколько правильно изображен предмет, помогает развитию созна­тельного отношения к выбору средств и приемов работы активиза­ции всей творческой деятельности.

Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми деть­ми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше про­анализировать в индивидуальной беседе.

В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.

Анализ детских работ можно вести в различных планах, но обязательно надо отметить как решены задачи, поставленные в начале занятия – что удалось выполнить правильно. Чаще всего для экономии-времени педагог выборочно берет для анализа несколько работ. Следует избегать показа на каждом занятии ра­бот одного и того же ребенка, даже если они действительно выде­ляются среди других. В результате постоянных похвал у него мо­жет развиться неоправданная самоуверенность, чувство превос­ходства над другими детьми. С одаренными детьми следует вести индивидуальную работу с учетом их способностей и изобразитель­ных навыков.

Иногда выбор работы для анализа воспитатель поручает де­тям . В этих случаях все работы раскладываются на одном столе (или прикрепляются к стенду) и ребятам предлагается выбрать наиболее понравившиеся. Затем воспитатель подробно анализи­рует с детьми отобранные работы.

Обсуждение работы каждого ребенка возможно в подготови­тельной группе, дети уже интересуются результатами труда това­рищей. Но такой анализ следует проводить в свободное от занятий время, так как 2-3 мин в конце занятия недостаточно.

Детям 6 лет можно предложить проанализировать свои работы, сравнивая их с натурой, образцом. Это воспитывает у детей критическое отношение не только к работам товарищей, но и к своим собственным.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке :

Оценивается только тот результат, который достигается уси­лиями самого ребенка;

По мере развития ребенка оценка становится все более диф­ференцированной;

Нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успе­хами других детей, нужно оценивать его достижения;

Оценку необходимо построить так, чтобы дети были макси­мально активны в ней, начиная с младшего возраста

Третья часть занятия. Анализ результатов деятельности детей илипедагогическая оценка детских работ . Анализ детских работ входит в методику проведения занятия как один из важнейших её компонентов и в разных формах необходим на каждом занятии. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Для правильного анализа необходимо, выставлять все работы на стенде для рисования и аппликации или на стенде для лепки. Вылепленные фигурки устанавливают на специальной доске-стенде, разделенной на ячейки для каждого изделия. В этом случае дети рассматривают стенд, собравшись вокруг него. Если в группе имеются полочки с ячейками у доски для просмотра работ, то дети могут оставаться на своих местах за столом.

Организация обсуждения может быть различной, но основная форма такова: оставаясь на своих местах, дети рассматривают работы, размещенные на стенде. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает за­дачи , которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ. В результате анализа дети должны понять, как правильно выполнять работу и какие ошибки они допустили . Критиче­скиезамечания доброжелательны , в рекомендательной форме. Очень бе­режно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался.

С самого младшего возрас­та нужно привлекать к анализу самих детей . Педагог спрашивает, дети должны сами делать выводы — закрепляются полученные знания. При анализе можно использовать игровую ситуацию : например, приезжает «скорая помощь» и увозит Сережиного медвежонка в больницу к Айболиту лечить лапу. За столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках и лечит медвежонка на глазах у всех детей. Это тоже закрепление знаний, но в игровой форме.

Если занятие длилось дольше обычного , дети утомлены, на­стало время прогулки, воспитатель ограничивается общей одобри­тельной оценкой: «Сегодня все поработали хорошо, у многих получились очень интересные рисунки, позднее (перед обедам, после сна) мы их подробно рассмотрим».

Перед обедом или после дневного сна работы детей вывеши­вают на стенд и обсуждают всей группой. В младших группах не рекомендуется откладывать оценку надолго, т.к. у детей пропадет интерес к результатам своего труда, а цель анализа — научить детей объективно оценивать результаты своего труда, творчески рабо­тать над решением темы.

Формы проведения анализа могут быть различными:

· воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного приду­мал ребенок;

· одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;

· ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образ­цом, оценивает его;

· дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.

· иногда с целью воспитания умения объективно оценивать свои работы он предлагает детям разместить в первом ряду стенда наиболее удачные, во втором — те, где допущены небольшие ошибки, и в третьем ряду — менее удачные.

После занятия воспитанникам предоставляют возможность ещё раз посмотреть работы, поговорить о них. Воспитатель же обращает­ся к тем, кто не очень активен во время анализа, кто, по его мнению, нуждается в индивидуальном обсуждении рисунка, аппликации и др.

После занятия все выполненные рисунки, поделки и игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям в раздевальной комнате. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей выполнить свою работу красиво. Выставка детских работ действует до следующего занятия, а затем рисунки заменяются новыми.

Читайте также:  Где можно сдать общие анализы детей

Оформление работ мо­жет быть различным, но эстетически продуманным. На небольшом стенде для 6-8 ра­бот выставляют наиболее интересные рисунки, аппликации. Остальные работы (1-2 последних занятий) хранят в папке в файлах или др. Работы на выставке можно оформить в паспарту серого цвета с большими полями, чтобы работа выглядела привлекательнее. На отдельной этикетке справа указать название работы и имя автора.

На обратной стороне работы обязательно указать дату занятия, тему, автора работы.

Где нет возможности организовывать выстав­ки, детские рисунки, аппликации оформляют в альбоме. На каждого ребенка отводят файл, в который вкладывают рисунок. Указывается имя автора. После занятия воспитатель вынимает предыдущую работу и вкладывает новую.

Самые лучшие работы каждого ребенка выставляют на постоянно действующей выставке работ . Эти работы сохраняют длительное время, их постоянно пополняют, заменяют, стремясь, чтобы все дети были участниками этой выставки.

Персональная выставка — одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдель­ную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.

Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.

Развитие аналитического мышления, в ре­зультате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому, позволяет детям объективно оценивать работы, выполненные товарищами, и свои работы. Но такой уровень развития ребенок достигает к пяти годам.

В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контро­лировать и оценивать свои действия и их результаты. Если про­цесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения.

В младшей группе воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положи­тельная оценка их способствует сохранению интереса к изобра­зительной деятельности.

В средней и старшей группах воспитатель.использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, на­сколько правильно изображен предмет, помогает развитию созна­тельного отношения к выбору средств и приемов работы активиза­ции всей творческой деятельности.

После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, ак­куратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре — темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вы­леплен лыжник» и т. д.

Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить: Как можно их исправить?

Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми деть­ми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше про­анализировать в индивидуальной беседе.

В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.

16. Назовите цель применения игровых приёмов в обучении дошкольников изобразительной деятельности. Раскройте особенности применения игровых приёмов в зависимости от возраста детей. Охарактеризуйте группы игровых приёмов, используемые при руководстве изобразительной деятельностью дошкольников.

Решите педагогическую задачу:

С детьми средней группы воспитатель проводит занятие по конструированию из строительного материала. Мишутка привел с собой из леса медвежат, но они не могут перебраться к детям, потому что на пути разлились реки разной ширины. Предлагая малышам подумать, как медвежатам перебраться через реки, воспитатель подводит их к необходимости построить мостики разной длины. Дети выбирают нужной длины дощечки, кубики, строят мосты со ступеньками, по которым медвежатам будет удобно пройти. После этого каждый ребенок переводит своего медвежонка на другой берег, играет с ним, а когда Мишутка зовет своих сыновей домой, дети снова осторожно проводят игрушку по мосту. Затем по указанию воспитателя дети складывают дощечки по размеру — длинные с длинными, короткие с короткими, складывают кубики в коробку и, попрощавшись с Мишкой, идут гулять.

Спрогнозируйте эффективность использования игровых приёмов воспитателем в предложенной ситуации. Предложите свой вариант игровой ситуации на предложенную тему занятия.

Игровые приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельностью эффективный и

не­заметный для ребенка путь обучения изодеятельности, способствующий бережному сохранению детских чувств, настроения.

Игровые приемы выбираются педагогом с учетом

особенно­стей игры детей, логики ее развития,

особен­ностей изобразительной деятельности.

Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы:

· сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр

· сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

Задание: Изучение рисунков детей одной возрастной группы, учащихся одного класса, выполненных по одной теме.

Возможно использование следующей формы работы при анализе детских рисунков:

По форме изложения – устный анализ, письменный анализ.

По участию – индивидуальный, групповой анализ.

1. Опишите рисунок и изобразите его схематично.

2. Какие достоинства и недостатки вы заметили в рисунке? Укажите их возможные причины.

3. Какую объективную оценку можно поставить за эту работу? Какую отметку вы ставите?

4. Дайте аргументированное объяснение оценки в соответствии с требованиями программы по изобразительному искусству?

Данный анализ детской изобразительной деятельности оформляется с использованием таблицы, разработанной ранее.

Студенты должны знать следующие методы формирования учителем оценочных действий у детей:

Оценка детских рисунков учителем (монолог);

Оценка детских рисунков учителем с включением детей в оценочные действия (беседы, диалог);

Самостоятельная оценка детьми своих рисунков.

При оценке результатов детского изобразительного творчества должен учитываться психологический момент воздействия на ребенка отрицательной оценки.

1. Назвать формы работы учителя по оценке детского рисунка.

2. Определить методы оценки детского рисунка.

3. Определить параметры по которым оцениваются детские рисунки.

4. Придумать свой прием оценки детского рисунка.

5. Методика обучения рисованию фигуры человека. Анализ детских рисунков Задание: изучение психологических особенности рисунков детей младшего и среднего школьного возраста. Методика педагогического рисунка на классной доске.

1. Методика рисования фигуры человека в начальной школе.

Объяснение основных пропорций фигуры взрослого человека, подростка и ребенка (примерные соотношения размера головы к высоте фигуры как 1: 8. 1: 5, 1: 3). Раскрытие последовательности изображения фигуры человека в разных движениях различными материалами и техникой. Композиционное размещение фигуры человека в рисунке. Портрет. Мимика лица.

2. Методика обучения изображению фигуры человека (в V-VII классах).

Анализ в рисунке различных типичных движений фигуры человека, пластики. Наброски с натуры человека в различных движениях (работа кистью, мягким карандашом, пером). Наброски по наблюдению и по памяти фигур людей на улице.

Необходимо проследить развитие темы на протяжении нескольких лет, соблюдая логическую последовательность и систематичность, учитывая постоянное усложнение и повторение пройденного материала, включая различные виды уроков (рисование с натуры, декоративное рисование, тематическое рисование и беседы об изобразительном искусстве).

В методических разработках должны быть представлены:

1. Упражнения и наглядные пособия.

2. Иллюстрации к практической работе учащихся по данной теме.

Методические разработки выполняются на формате А-3.

Во время прохождения педагогической практики студенты имеют возможность провести опытную работу с детьми.

1. Влияние возрастных изменений на характеристику формы фигуры человека.

2. Стадии последовательности изображения фигуры человека в набросках и рисунках.

1. Педагогическое рисование на классной доске. Альбом педагогических рисунков “Городской пейзаж”

Задание: приобретение опыта в педагогическом рисовании объектов, предусмотренных школьной программой. Выполнение зарисовок городских построек, фрагментов зданий, транспорта и человека. Выполнения упражнений на отработку определенных навыков работы различными художественными материалами и техническими приемами.

Рисунки выполняются на классной доске и бумаге, используются различные изобразительные материалы и художественные техники: акварель, гуашь, уголь, сангина, тушь, пастель, фломастер и др.

Составление иллюстрированного календарно-тематического плана на учебный год

Задание: Планирование уроков изобразительного искусства в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями учащихся. Календарные планы уроков: текстовые, иллюстрированные, тематические, смешанные и др. Цели и задачи художественного воспитания и развития детей в системе конкретного урока, четверти и года обучения.

Анализ школьных программ по курсу “Изобразительное искусство” и составление иллюстрированного календарно-тематического плана на учебный год в форме таблицы.

Иллюстрированный годовой план позволяет наглядно видеть весь комплекс работ, предусмотренных программой для каждого класса. При разработке годового плана работы необходимо предусмотреть взаимосвязь между отдельными видами учебных занятий, их методическую направленность.

Весь учебный материал необходимо распределить по четвертям и по отдельным урокам, указать вид учебной работы (рисунок с натуры, декоративное рисование и т.д. – выделить символом), тему урока и наглядно показать содержание работы (техника исполнения, вариант изобразительного решения).

На отдельном листе приводится описание уроков: цели и задачи, материалы и оборудование, упражнения, наглядные пособия.

1. На рисунке изображена русская матрёшка. На ней имеется платок, сарафан; на лице прорисованы глаза, нос, щечки, брови, губы, ресницы, волосы видны. Содержание работы богатое и разнообразное.

2. Имеются все части матрешки, отмечен рисунок.

3. Строение предмета: все части расположены верно, каждая часть находиться на своём месте.

4. Передача пропорций предмета в изображении точная.

5. Композиция имеет верное изображение, построение на листе точное (не вытянутое и не скученное), имеется пропорциональность всех частей построения, а также симметричность частей. Изображение увеличенное: такое как отмечено на образце, расположено по всему листу.

6. Передача движений не имеется – этого не требовалось.

7. Цвет композиции передан не совсем точный, но преобладают реальные краски предметов, в изображении преобладают насыщенные яркие цвета, имеется многоцветная раскраска частей и предметов изображения; преобладание 3 основных цвета и имеются дополнительные.

8. Характер линий сильный, энергичный; линия слитная, ясная, хорошо видна. Раскраска крупными штрихами, однако, закрашивает в пределах контура, регулирует силу нажима. Небольшое не соответствие колориту образца народной декоративной росписи допущено.

9. Использованные следующие материалы для создания изображения: простой карандаш, цветные карандаши, шаблон матрешки и образец.

10. Уровень самостоятельности выполнения работы оценен на 4 +! Моя помощь заключалось в объяснении, советах, похвале! Алёна обращалась ко мне с просьбой помочь ей нарисовать контур лица, глаза и руку. Самостоятельно дополнила к изображению ресницы, а также сделала фон на листе.

11. Алёна выполняла работу с удовольствием, желанием, интересом. Аккуратно прорисовывала части лица. Очень любит рисовать, с интересом воспринимает любой тип задания. В конце работы оценивает свой результат и результаты других ребят. Радуется своему творению и возникает желание показать свою композицию маме. Бурно обсуждает работы других ребят и старается найти минусы у них в работе.

12. Специфических средств выразительности для создания образца не использовала, так как не требовалось.

13. Девочка работу выполнила творчески, внесла в изображение ресницы, фон. Стремиться выполнить работу красиво, является лидером среди сверстников. Я была довольна выполненной работой.

1. На рисунке изображена русская матрёшка. На ней имеется платок, сарафан; на лице прорисованы глаза, нос, щечки, брови, губы, волосы видны. Содержание работы богатое и разнообразное.

2. Передача формы сложная, передана точно.

3. Строение предмета: части все расположены верно, каждая часть на своем месте отведенном.

4. Передача пропорций в изображении соблюдена: верно, точно, правильно.

5. Композиция имеет правильное соотношение на листе (не вытянутое и не скученное), соблюдено единство композиции, имеется пропорциональность построения, однако не значительно есть несимметричность построения (уровень глаз и брови), изображение увеличенное, правильное, как по образцу. Изображение находится на всём почти листе, рисунок на сарафане изображен достаточно крупный.

7. В изображении преобладают насыщенные яркие цвета, присутствует многоцветная раскраска; преобладают 4 основные цвета и дополнительные. Передача реальной краски предмета не совсем точна, захотела свои цвета применить для рисования одежды матрешки, а всё другое верно передано.

8. Характер линий: нажим видный, линия слитная. Раскраска крупными штрихами, регулирует силу нажима, однако выходит за линии контура. Небольшое не соответствие колориту образца народной декоративной росписи допущено.

10. Уровень самостоятельности оценен на 4. Моя помощь требовалась в советах, похвале, объяснении. Варя обратилась с просьбой помочь ей нарисовать контур лица, платок, губы.

11. Свою работу Варя выполняла с желанием и интересом. С радостью рисовала цветы на сарафане. К изобразительной деятельности проявляет глубокий интерес, потому что была увлечена работой и внимательно слушала моё объяснение, любит рисовать, лепить. Особенно предпочитает предметное и сюжетное рисование, говорит нравиться фантазировать и легче изобразить. Даёт оценку своей работы и сравнивает с другими, обсуждает с ребятами результаты деятельности.

13. Девочка творческая, инициативная, внимательная, но ничего нового не внесла в изображение, стремиться выполнить красиво.

1. На рисунке изображена русская матрёшка. На ней имеется платок, сарафан; на лице прорисованы глаза, нос, щечки, брови, губы, волосы видны. Содержание работы богатое, но не достаточно разнообразное, так как верх сарафана и рубашка не имеют узор.

2. Передача формы сложная, передана точно.

3. Строение предмета: части все расположены верно, допущена неточность (щеки ниже уровня).

4. Передача пропорций в изображении соблюдена практически верно, только щеки опущены к губам.

5. Композиция имеет правильное соотношение на листе (не вытянутое и не скученное), соблюдено единство композиции, имеется пропорциональность построения, однако не значительно есть несимметричность построения (уровень щёк), изображение увеличенное, правильное, как по образцу. Изображение находится на всём почти листе, рисунок на сарафане изображен достаточно крупный.

6. Передача движений не имеется – не требовалось этого.

7. В изображении преобладают яркие, но не достаточно насыщенные цвета, преобладают 2 основных цвета и дополнительные, платок и рубашка сливаются, нарисованы одним цветом – допущена ошибка. Передача в основном реального цвета. Небольшое не соответствие колориту образца народной декоративной росписи допущено.

8. Характер линий: нажим средний, линия слитная. Раскрашивает в пределах контура, аккуратно, в одном направлении, штрихи крупные.

9. Материалы, использованные для создания изображения: карандаш простой, цветные карандаши, шаблон матрешки и образец.

10. Уровень самостоятельности выполнения работы оценен на 5! Альбина всю работу выполнила самостоятельно, только нуждалась в похвале, не значительные советы.

11. Альбина выполняла свою работу с интересом и желанием, только была тороплива. Любит рисовать, свою работу и других ребят всегда оценивает, предпочитает сюжетное рисование, очень радуется, когда всё у неё получается, любит похвалу.

12. Специфических средств выразительности не использовала, не требовалось.

13. Девочка творческая, однако, любит рисовать только то, что нравится ей и, тогда проникается работой, что успешно получается. Не было стремление более полно выразить задуманное.

Вывод: исходя,из данных работ можно подвести итог, что продуктивные умения детей соответствуют возрасту. Дети справились с данной работой хорошо, выполнили работу до конца, отметили все части изображения, соблюдали пропорциональность частей и неплохо справились с симметричностью.

Рекомендации для родителей: нужно как можно чаще заниматься с детьми продуктивными видами деятельности, потому что дети становятся инициативными, раскрепощенными, усидчивыми, любознательными. Как можно чаще хвалить ребят и находить плюсы в работе, но тактично указывать на минусы, каждую работу превращать в игру и не боятся допущенных ими ошибок, давать больше самостоятельности.

Рекомендации для воспитателя: мне как показалось, что немногие дети любят рисовать декоративно – прикладное искусство, нужно находить новые подходы для рисования декоративного искусства, использовать новые приемы, методы, находить «изюминку» в этой деятельности, чтобы вызвать огромный и глубокий интерес к данному виду деятельности.

Анализ занятия по художественной обработке материалов (ручной труд) в средней группе: « Кровать для куклы Кати».

1. Ребята будут изготавливать кровать для куклы из спичечных коробков, картона, кусочков ткани.

2. Правильно составлена организация места для трудовой деятельности детей и воспитателя. Детям заранее был разложен раздаточный материал и оборудование, проведен инструктаж о правилах пользования остро – колющих предметов, беседа о правилах поведения на занятиях ручного труда, помещение проветрено.

Читайте также:  Где сдать анализы на аллергию детей

3. У детей наблюдался положительный настрой на художественный ручной труд, был заметен интерес к предстоящей деятельности. Были созданы такие приемы для благоприятного настроя, как сюрпризный момент (появление гости – куклы Кати), предварительная работа (отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций), беседа на тему «Мебель», игра «Что из мебели есть в нашей группе» и сюжетно – ролевая игра: «Дочки – матери».

4. Отношение к ручному труду было вызвано: интересом сделать самую красивую кровать для куклы и, чтобы она выбрала её.

5. Желание детей трудиться было вызвано проблемной ситуацией: как можно быстрее построить кукле кровать.

6. Приемы обучения способам действий и методика решения задач воспитания и развития:

а) в первой части были определены задачи в соответствии с возрастом, подобрано оборудование, проведена предварительная работа, создана мотивация на предстоящую деятельность.

б) в ходе руководства деятельностью детей для выполнения программных задач был представлен образец, давались в ходе работы объяснения, советы, оказывалась помощь ребятам, которые испытывали трудности, осуществлялся показ действий и был создан алгоритм последовательности действий.

в) в конце занятия давался анализ каждой работы, похвала и введены критерии оценки для каждой работы: самая красивая кровать, самая оригинальная, яркая, высокая, замечательная, удобная и. т. д.

7. Форма организации труда: фронтальная. В процессе трудовой деятельности преобладала благоприятная, позитивная, коллективная, дружеская атмосфера. Дети оказывали друг другу помощь, подбадривали, конфликтов не возникло, были внимательны.

8. Кроватки получились разнообразные, замечательные, яркие. Для каждой работы был присвоен свой титул: самая красивая кровать, яркая и тому подобное. Присутствовали все детали мебели, атрибуты: спинки, ножки, матрац, подушка, одеяло.

Тема: Подарок для мамы: « Игольница – подснежник».

Возрастная группа: подготовительная.

Место в режиме дня: вторая половина.

Форма организации: подгрупповая (3 человека).

Цель: -учить изготавливать подарок маме, используя подручный материал. — закреплять умения детей вырезать лепестки из геометрических фигур (прямоугольник, квадрат); — учить, правильно располагать детали на поделке; — закреплять умение подбирать бумагу по цвету, добиваясь красивого сочетания, развивая художественный вкус детей; — продолжать учить детей выполнять инструкцию, проговаривая её последовательность; — воспитывать у детей желание доставлять родным радость, изготовляя подарок своими руками; — прививать навыки культуры поведения и культуры общения между людьми.

Оборудование: образец игольницы, диск, бумага разной геометрической формы, размера и разного цвета, поролон (губка, тесьма, лента для петельки, ножницы, карандаш, кисти, клей, салфетки, клеёнка, шаблон круга, конверт с письмом.

Приемы мотивации детей: художественное слово, сюрпризный момент (сундучок и письмо).

Приемы обучения умениям: показ воспитателя, показ действий ребёнком, индивидуальная работа с детьми во время изготовления поделок, объяснения.

Приемы оценки деятельности детей: похвала, вручение мамам подарков.

Ход работы:Я: Сегодня, когда я пришла в сад, у самых дверей нашла сундучок. Хотите посмотреть что здесь? (открываю сундучок). — О здесь интересные вещи, а сверху письмо. Посмотрим, что за письмо (рассматриваем конверт). — На конверте адрес: п. Нагорск, детский сад №4, группа «Светлячок». Обратный адрес: Волшебная страна, Фея Добрых дел. — Прочитаем, что нам Фея написала: дорогие ребята, к сожалению, не застала вас в саду. Моя карета прибыла в Нагорск только в полночь, когда вы уже спали. Я не могу вас увидеть, но оставляю вам волшебный сундучок с подарками и заданиями. Постарайтесь выполнить все задания. Если вы выполните всё, то сами будете добрее и красивее, и мир вокруг вас тоже будет добрее. Не спешите смотреть все сразу, выполняйте всё последовательно. Основное задание на самом дне сундучка. А я постараюсь к вам заехать в следующий раз… С наилучшими пожеланиями, Фея добрых дел… Я: Вернемся к нашему сундучку. Так, здесь карточка с загадками. (достаю карточку с заданиями). Надо отгадать загадки: 1. Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса, значит, к нам пришла. (Весна ) 2. Ручейки бегут быстрее, светит солнышко теплее. Воробей погоде рад – заглянул к нам месяц. (Март ) 3. Пробивается росток, удивительный цветок. Из-под снега вырастает, раньше всех весну встречает. (Подснежник ) 4. В этот светлый день весны дарят женщинам цветы. А в садах и школах детки мамам мастерят поделки! (8 марта ). (Дети отгадывают)Я: — Вот и добрались до последней вещи в сундучке. Это поделка в виде подснежника. Я: — Ребята, сможем мы порадовать наших мам подарками? Давайте сделаем такую же игольницу (дети отвечают). А для чего нужна игольница? Дети отвечают.Я: — Правильно, иголки не должны валяться, где попало. Иголка – очень опасный инструмент, она должна всегда находиться в безопасном месте. Игольница – это домик для иголки. — Работа по изготовлению игольницы большая, кропотливая… Нам повезло, что на прошлых занятиях мы учились вырезать лепестки цветов, из губки вырезали круги, сейчас они нам очень пригодятся. Нам осталось наклеить лепестки и серединку, завязать ленточку. — Для работы нам нужны диск, лепестки, серединка поролоновая, ленточка, клей. Для начала вспомним правила работы с клеем. Дети отвечают. Правила работы с клеевым карандашом: 1. Работать на салфетке. 2. Быть очень аккуратным, чтобы не испачкать стол 3. Не тереть во время работы глазки и не облизывать пальчики. Я: теперь я вам покажу, как надо делать игольницу, в какой последовательности работать:1. Возьмем диск и наклеим на него зеленые листочки. 2. Возьмем кружок из поролоновой губки и тоже наклеим на середину диска.3. Далее возьмем лепестки и приклеим их под поролоновую губку.4. Потом возьмем тесьму, обрежем кончик и два конца приклеим вверху к краю диска.Дети выполняют работу. Я наблюдаю, даю советы, помогаю, тем, кто испытывает трудности, подбадриваю их, объясняю. В конце хвалю детей за проделанную работу.

1. Подготовка к проведению НОД заключалась в определение цели, поиска материала (текст), изготовление образца (игольница), письма, подготовке оборудования и материала, предварительной работе (изготовление листочков и лепесточков).

2. Всё запланированное удалось успешно провести.

3. Получилось всё. Дети были увлечены работой, присутствовал интерес к работе, удалось заинтересовать, ребятам очень понравилось делать подарки своими руками, было стремление сделать игольницу аккуратно и красиво. Были рады тому, что подарят мамам подарки.

4. Моя помощь требовалось в подсказке последовательности действий.

5. На будущее взяла на заметку, что нужно чаще заниматься художественной обработкой материалов, так как детям это приносит массу удовольствия и положительных эмоций, а главное у них сверкают глаза от радости то, что они сами изготовили подарок для самой любимой мамы.

Докучаева Е. В. выбрала интересное занятие для подготовительной группы. Содержание занятия определено с учетом возраста и сезона, есть соответствие сделанного подарка с праздником весенним и темой работы. Цели и задачи сформулированы четко и последовательно на основе требований ФГОС ДО и программы. Оборудование подобрано в соответствии с имеющими реальными условиями группы. Приемы мотивации детей, методы и приемы обучения умениям использованы грамотно и с учетом поставленных задач, возраста детей и формы организации.

Воспитательно-образовательное значение каждого занятия определяется правильным отбором программного содержания, хорошей организацией, подготовкой воспитателя, наличием соответствующего оборудования и изобразительных материалов, четким руководством деятельностью детей. Полноценная учебная или творческая деятельность детей на занятии зависит от качества всей предшествующей работы, а также от подготовки их к данному конкретному занятию. Подготовительная работа должна соответствовать содержанию предстоящего занятия: перед сюжетно-тематическим рисованием можно провести экскурсии для ознакомления с окружающим, прочитать художественное произведение, показать детям иллюстрации, репродукции, связанные с темой занятия, провести беседу, показать диафильм, удачные детские рисунки и т.д.; перед декоративным рисованием в старших группах целесообразно показать образцы народного прикладного искусства, иллюстрации, детские рисунки, провести беседу, дидактическую игру «Узнай по описанию», игры с декоративной мозаикой и т. д.; перед занятиями лепкой познакомить со скульптурой малых форм, предложить детям подобрать картинку с изображением животных, которых они будут лепить, выполнить эскиз декоративной пластины и т. д. В подготовку к занятию входит также самостоятельное тонирование бумаги, выполнение заготовок для аппликации, конструирования.
О содержании предварительной работы заведующий узнает из краткой беседы с воспитателем. Заведующий выясняет, правильно ли воспитатель понимает программные задачи, знакомится с планом занятия, просматривает конспект, отмечает наличие изобразительного материала и правильность его размещения на столах.
Во время просмотра занятия заведующий отмечает следующие моменты. Начало занятия (3-5 мин). Приемы, с помощью которых воспитатель переключил детей с игры на занятие. Далее оценивается содержание и методика первой части занятия — постановка перед детьми изобразительных задач и объяснение способов работы.
Следует отметить, какими приемами была вызвана умственная и речевая активность детей, их интерес к занятию (в младших группах — использование игровых приемов, потешек, в старших- опора на имеющийся у детей опыт, чтение отрывков из песен, стихов, сказок и т. д.). Целенаправленность объяснения, четкость и конкретность пояснений, вопросов к детям. Выделение этапов выполнения работы. Проверка усвоения детьми объяснений с помощью контрольных вопросов (например, в какой последовательности дети будут изображать предмет, какие выполнят действия). Опора при объяснении на наглядный материал — натуру, образец. Качество показа воспитателем приемов изображения предмета (если таковой имел место на занятии). Длительность объяснений или указаний к предстоящей работе. (Следует помнить, что всю подготовительную работу воспитатель должен проводить до занятия.)
Как дети приступили к выполнению работы: сколько начали рисовать (лепить) сразу после объяснения воспитателя, сколько обдумывали, затруднялись. Задавали ли дети вопросы воспитателю, о чем они спрашивали.
Добивался ли воспитатель в ходе занятий выполнения поставленных задач, использовал ли индивидуальный подход. Какие указания, советы давал воспитатель отдельным детям. Предупреждались ли ошибки путем своевременного напоминания о наиболее трудных элементах задания. Какими приемами воспитатель побуждал занимающихся к самооценке и самоконтролю. Целесообразность даваемых указаний и проверка качества их исполнения. Были ли дети, оказавшиеся вне поля зрения воспитателя.
Побуждал ли воспитатель детей самостоятельно использовать приобретенные знания, умения и навыки, работать творчески. Замечал ли воспитатель неправильную посадку и неправильную позу и исправлял ли их.
Как дети держат карандаш (кисть, ножницы и т. д.) и правильно ли ими пользуются. Какими техническими навыками и умениями владеют (см. соответствующие требования программы). Что делал воспитатель, чтобы усовершенствовать умения и навыки отдельных детей.
Сколько занимающихся своевременно закончили работу, сколько раньше, сколько не закончили. Сколько времени дети потратили на выполнение работы.
Предусмотрел ли воспитатель в конце занятия просмотр детских работ и как он был организован (коллективный анализ, взаимный анализ, самооценка). Привлекались ли дети к анализу выполненных работ, какими критериями пользовались они при оценке работ, выполненных с натуры, по образцу, по воображению. Отражает ли эта оценка требования программы вообще и задачи данного занятия.
Правильно ли пользуются дети словами, определяющими свойства предметов, цветовые оттенки, изобразительные и технические приемы. Сколько времени занял просмотр детских работ.

«Детский сад. Книга для заведующих», под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.

Хотелось сегодня сделать анализ детских рисунков. Все мы в детстве рисовали, карандашами, красками. Теперь рисуют наши дети. А ведь по рисунку можно увидеть все, что творится в душе ребенка.
Ведь в рисунке скрыто очень много важного как для ребенка, так и для родителей. Рисунок малыша является речью, то, что он не может сказать словами, выражает с помощью листа бумаги и карандаша. Анализировать рисунок малыша можно лишь с 4 лет. До 4 лет это просто черточки и линии. Лишь картинки четырех летнего ребенка имеют смысл.

А еще имеет смысл обращать внимание на такие детали. Малыш рисует себя отдельно от других членов семьи, это является сигнал о изолированности в семье. Если родственники отделены на рисунке перегородками это говорит о проблемах в семье. Если малыш рисует своего братика или сестричку крупнее, чем себя это говорит о том, что родители занимаются только братиком или сестричкой.

Если на картинке нет самого малыша, это говорит о том, что в отношениях между родными мне места нет. Подобная ситуация заставляет задуматься. А если все члены семьи и ребенок заняты каким то общим делом, это говорит о хорошей обстановке в семье. Если малыш на рисунке не нарисовал кого то из членов семьи, значит малыш не хочет видеть и игнорирует этого члена семьи.

Как правило, малыши для рисования используют всего 5 цветов, если ребенок использует более широкую палитру цветов для рисования, это говорит о том, что ваш малыш чувственная натура. Поговорим о палитре цветов которую ваш малыш использует для рисунков. Черный цвет это подавленность и потребность в изменениях. Зеленый цвет это упрямство, а также стремление к независимости.
Желтый цвет любознательность, положительные, хорошие эмоции. Фиолетовый цвет говорит о фантазии. Красный цвет это возбудимость, агрессия. Коричневый цвет это негативные эмоции, медлительность. Синий цвет сосредоточенность на проблемах, самоанализ. Серый цвет это безразличие, отстраненность. По рисункам малыша можно определить желания и мечты малыша. И чем старше становиться ваш ребенок, тем чаще на рисунках присутствуют его мечты и желания. Очень здорово , когда ваш малыш рисует не только кисточкой и карандашами, а еще и своими пальчиками, ладошкой, на бумаге или ватмане, или если у вас есть старые обои, можно рисовать с обратной стороны обоев.

Если ваш малыш тщательно выбирает краски и прорисовывает все детали рисунка, это говорит о том, что у малыша положительные эмоции, и к людям у малыша положительное отношение. Если малыш рисует темной палитрой цветов, и рисует очень не аккуратно, это говорит, о том, что вашего малыша переполняют отрицательные эмоции.

Давайте сделаем анализ детских рисунков:

Если ваш малыш на листке рисует солнце, облака, голубое небо этот малыш мечтатель, радостный и чувствительный ребенок.

Если ребенок рисует домики, это говорит о том, что ребенок любит во всем порядок, малыш привык отстаивать свое мнение. И это очень хорошо.

Если малыш рисует заборы, то это говорит о том, что малыш хочет спрятаться от чужих глаз, убежать, это значит, что у малыша сильная потребность в покое, либо к малышу в семье предъявляют чрезмерные требования.

Если ребенок рисует цветы — это означат, что главное в жизни ребенка гармония во всем, гармония в отношении, гармония в одежде.

Если ребенок рисует деревья, лес, это говорит о том, что он ищет заботу, опеку в семье. Значит малышу в семье не хватает заботы. Такой малыш за частую не любит и не умеет отстаивать свое мнение.

Если ребенок изображает звезды, луну, этот малыш мечтает взобраться на самые вершины успеха, у малыша сильная воля.

Если на рисунке изображены цепи, таким детям в жизни нужен порядок, последовательность, предсказуемость.

Если ребенок рисует туловище, ручки и ножки это широкая натура, ребенок способен всех понять, однако такая доброта и широта души малыша может повредить собственным планам ребенка.

Если малыш рисует каракули, это говорит, о внутреннем хаосе, малыш стоит на пороге важного для него решения, которое находится в его душе.

Если малыш рисует лица, головы, это говорит о том, что малыш охотно поддерживает старые знакомства, а также охотно заводит новые знакомства. Оптимизм вот жизненное кредо вашего малыша.

Теперь и вы сможете сделать анализ детских рисунков и будете знать, что чувствует, что думает ваш ребенок и что твориться в душе вашего малыша.

Для того чтобы не проводить ни какие тесты и анализы рисунков малыша, уделяйте больше времени ребенку, воспитывайте своего ребенка, разговаривайте с ним, рассказывайте, что хорошо, а что плохо. Дети нуждаются в вашей любви, в ласке, будьте внимательны к своим детям. Пусть в вашей семье царит покой, уют, порядок, любовь, благополучие.

источник