Анализ детских работ является очень важной и ответственной частью занятия по изобразительной деятельности. Анализ должен строиться на основе выполнения программного содержания занятия, реализации его основных идей. В ходе занятия воспитатель ставит перед детьми задачу не только точно следовать данному образцу, но главным образом проявлять самостоятельность при выполнении работы. Например, на занятии по декоративному рисованию педагог предлагает изобразить один из узоров данного образца или сделать композицию из 2-х, 3-х узоров или на основе этих же элементов придумать свой новый узор. К концу занятия воспитатель уже примерно знает, на какие работы надо обратить внимание. При анализе он покажет и выполненные точно по образцу, и скомбинированные, и сделанные самостоятельно.
Работы для анализа следует разместить на заранее подготовленном месте. Например, рисунки и аппликации можно разместить на доске – стенде (см. «Методика обучения рисованию, лепке, аппликации в детском саду» под ред. Сакулиной), непросохшие рисунки и объемные работы (из глины, пластилина, природного и бросового материалов) разложить на столах или стендах. На стенде работы вывешиваются на тесьме.
Прежде чем приступить к анализу, воспитатель должен дать возможность рассмотреть все работы, обсудить их. Высказывания ребят помогут в определении детского творчества.
Вопросы, которые воспитатель будет задавать, должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.
В некоторых случаях воспитатель предлагает детям подробно рассказать о содержании работы, об использованных выразительных средствах, предлагает критически оценить работу, подобрать строки из стихотворения.
Не рекомендуется брать для анализа работы одних и тех же людей, т.к. это может привести к захваливанию ребенка; убедить детей в том, что они делают всегда лучше, чем на предыдущем занятии. Педагог должен найти в каждой работе что-то достойное внимания, чтобы каждый ребенок был уверен: и у него может получиться не хуже, чем у других.
При анализе важно отметить не просто правильно или неправильно ребенок выполнил задание, а подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования.
Итак, дав детям возможность рассмотреть свои работы, педагог начинает анализ, используя при этом разнообразные формы его. Выбор их зависит от типа занятия. Если, например, перед детьми стояла задача передать сходство с натурой, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление работы с натурой, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.
При оценке предметных рисунков педагог обращает внимание на правильность изображения (форма, цвет, пропорции, строение – на передачу выразительных средств).
В сюжетных работах педагог обращает внимание на передачу композиции, движения, как цветом ребенок передал свое отношение к рисунку, на относительную величину между предметами.
Анализ работ по замыслу рекомендуется начать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, оформления. При этом обязательно следует подчеркнуть разнообразие замыслов.
В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиций.
Анализ коллективных работ начинается с общей оценки: сказать, как дети справились с коллективной работой, подчеркнуть умение некоторых детей действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределять работу. Затем уже рассматривать отдельные наиболее интересные работы. Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.
В зависимости от типа занятия могут быть использованы следующие формы анализа:
- Дать общую оценку занятия.
- Среди отобранных работ выбрать 2-3 лучшие и объяснить почему они отобраны.
- Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы (например, по сказке «3 медведя». Так можно выяснить, какого эпизода нет в рисунках, какая из 2-3 работ выполнена лучше.
- Предложить рассказать о любой понравившейся работе.
- Рассказать о работе, указанной воспитателем.
- Предложить найти работу, похожую на образец.
- Сравнить работу с образцом.
- Найти 2 разные работы.
- Найти похожие работы.
- Найти работу с ошибкой.
- Найти работу, в которой проявлено творчество.
- Найти незаконченную работу.
- Рассказать о своей работе.
- Предложить рассказать о работе друга.
- Найти натуру по работе.
- Выделить самые аккуратные работы.
- Найти самую интересную работу, обосновать почему.
- Найти работы с удачным цветовым сочетанием.
- Найти работы с самыми выразительными образами (плачущий заяц, хитрая лиса).
- На одном занятии можно придумать 2-3 варианта анализа. Выбор их зависит от темы и программного содержания.
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 115 ; Нарушение авторских прав
источник
Елена Сальникова
Анализ работы с детьми на каждый день
Содержание воспитательно-образовательной работы
1. Прием детей
2. Наблюдение за утренней гимнастикой
3. Дежурство в уголке природы
4. Беседа с детьми «В каше — польза наша»
Цель: Закрепить умения называть и различать названия круп и каш, формировать у детей представление о пользе каши, проинформировать детей из чего варят каши.
5. Подготовка к завтраку, дежурство по столовой
Цель: Учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. Тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол. Убирать посуду после еды. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.
6. Непосредственная Образовательная Деятельность
Игра – викторина «Любимые сказочные герои»
Программное содержание: помочь детям вспомнить названия и содержание сказок.
7. Наблюдение на прогулке
Цели: учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память; воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
8. Подготовка к обеду, обед.
Беседа «Витамины укрепляют организм»
Цель: продолжать закреплять знания детей о пользе витаминов для нашего организма. Познакомить с понятием витамины группы «А, В, С, D, Е» и продукты, в которых они содержаться.
9. Подготовка к дневному сну, дневной сон
Анализ воспитательно-образовательной работы
Прием детей проводился в помещении, во время утреннего приема было создано хорошее настроение как ребенку, так и его родителям (приветливо встретила ребенка). Проследила, чтобы все дети нашли себе интересную деятельность, не ходили без дела, не мешали другим. При затруднении выбора ребенком деятельности помогла ему: предложила игрушку, подключить к играющим детям. Создать условия для разнообразной и интересной деятельности детей.
Утренняя гимнастика проводилась в спортивном зале, длительность составляет 8-10 минут. Все дети в спортивной форме и чешках. Присутствовало музыкальное сопровождение. Комплекс утренней гимнастики № 25, источник картотека утренней гимнастики.
Самочувствие детей после гимнастики бодрое с хорошим эмоциональным настроем.
Подготовила сообщение о пользе каши (указанной в меню, продемонстрировала крупу. Так же, отметила заботу повара, о детях. Создать у детей положительное настроение к еде.
Дети дежурили в уголке природы: Тая В., Софья Б., Кирилл Л. Порядок и последовательность назначение детей на дежурство фиксируется на доске дежурных направленно на формирование и умении по уходу за растениями, на развитие взаимоотношений и воспитание положительного отношения к труду. Помощь воспитателя заключалась в советах, вопросах, напоминаниях. В заключение работы дежурных, имела оценка дежурства. К оценке привлекались все дети.
Непосредственная Образовательная Деятельность была по развитию речи, на тему игра – викторина «Любимые сказочные герои». Я провела нетрадиционную форму занятия с детьми в форме игры- викторины. Это своеобразное закрепление, тех знаний и умений, которыми уже владеет ребенок.
Тема и задачи занятия соответствуют уровню умственно – психического развития детей. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, которые побуждали детей к самостоятельной деятельности, применению накопленного опыта. Смена видов деятельности способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всего НОД. С целью снятия напряжения, повышения работоспособности, а также активизации детей была организована физкультминутка.
По итогам, можно сделать следующие выводы: детям нравятся такие игры. Это вызывает у них азарт и, конечно же, проявляется интерес к деятельности.
Длительность занятия соответствовала гигиеническим нормам. Считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач.
Двигательная активность на воздухе проводилась следующим образом: вначале дети занимались самостоятельной деятельностью, а потом предлагались различные подвижные игры, «Воробушки и автомобиль», «Мы веселые ребята». Одежда детей соответствовала времени года. Выносной материал имеется, хранится в закрытой корзине и соответствует климатическим условиям. При проведении прогулки были соблюдены: структура, чередование видов деятельности. Была проведена работа по экологическому воспитанию.
Перед обедом проводилась беседа «Витамины укрепляют организм».
Анализ коррекционно — воспитательной работы за год Группа была сформирована из учащихся 9, 11 классов школы-интерната в соответствии с приказом директора. С начала учебного года в группу.
Анализ работы по изучению ПДД С каждым годом на улицах городов и посёлков увеличивается количество автомобилей, автобусов, троллейбусов. Мотоциклов и других транспортных.
Анализ работы ПДС Анализ работы постоянно действующего семинара МАДОУ «Детский сад «Колокольчик» на тему «Использование здоровье сберегающих технологий в.
Анализ работы педагога-психолога «Об особенностях работы специалиста» Об особенностях работы специалистаПедагог-психолог (школы №) ФИО (стаж работы) Образование:. Цель работы:[/b] оказание психологической.
Анализ работы пришкольной летней площадки Лето – это прекрасная пора, когда мир становится ярче, красочнее и чуточку счастливее! Именно таким он должен быть для наших детей – добрым,.
Конспект ООД во второй младшей группе «Умывание каждый день» Тема: Умывание каждый день. Цель: Обеспечить развитие умения познавать свойства воды. Развивать у детей наблюдательность. Воспитывать.
План на каждый день в группе раннего возраста «Весна» (апрель) Дата, 24.04.2017. Тема: «Весна» Цель: формировать представления о весенних изменениях в природе. День недели Понедельник Итоговое мероприятие:»В.
Фотоотчёт «Праздник каждый день!» 14 февраля всем известен как праздник всех влюбленных «День святого Валентина». Для взрослых это день влюбленных, а для детей – это праздник.
Родительское собрание во 2 младшей группе. «Мы играем каждый день». Цель: Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Формировать взаимоотношения.
источник
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
Министерство образования и науки Красноярского края
КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж»
по учебной и производственной практике
Специальность 050144 «Дошкольное образование»
Автор-составитель: , преподаватель КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж».
Анализ деятельности детей в ДОУ: методические материалы по учебной и производственной практике / автор-сост. ; КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж». Канск, 2012. – 35 с.
При подготовке к учебной и профессиональной практике возникают вопросы качественного анализа
просмотренной деятельности детей в ДОУ. Данные материалы помогут обратить внимание на важные аспекты деятельности воспитателя и детей.
Представленные материалы позволяют обеспечить методическое сопровождение учебной и производственной практики специальности 050144 «Дошкольное образование», а также будут полезны при организации самостоятельной работы студента.
© КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж»
1. Подготовка помещения к занятию (соблюдение гигиенических условий, правильное размещение столов к свету).
2. Подготовка воспитателя к занятию (оборудование педагогического процесса, наглядного материала, его качество, размер).
3. Сочетание работы дежурных с самообслуживанием.
4. Организация детей на занятие.
5. Создание проблемной ситуации.
v соответствие темы занятия программе, времени года, изобразительным возможностям детей;
v отражение воспитательно-образовательных задач (наличие конспекта, плана).
v четкость постановки основной задачи перед детьми;
v поднесение материала (постепенно или все сразу);
v методика объяснения задания;
v качество дидактического материала, целесообразность его использования.
8. Руководство деятельностью детей в ходе занятия:
v использование указаний, творческих заданий для детей, их содержание и целесообразность;
v своевременность оказания помощи детям;
v скольким детям оказана помощь и какого характера;
v контроль за выполнением указаний, заданий.
9. Какова длительность каждой части занятия, занятия в целом?
10.В какой форме проводился анализ детских работ:
v педагогическое значение анализа;
v соотношение активности детей и воспитателя (с учетом возрастных особенностей детей);
v какими критериями пользовались дети при оценке работ сверстников, критерии оценки воспитателя;
v как оценивались работы, выполненные с натуры, по замыслу, по образцу, по представлению.
11. Организация завершения выполнения задания детьми, связь с другими видами деятельности детей.
АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
2. Программное содержание занятия.
3. Какое место занимает программное содержание данного занятия в системе развития представлений о множестве или в формировании у детей в процессе деятельности счета, понимания о числе?
4. Соответствуют ли программные задачи занятия уровню знаний и развитию детей данной группы?
6. Правильно ли организованы обстановка и оборудование на занятии для осуществления деятельности с множеством или деятельности счета?
7. Количество частей в занятии, правильно ли они распределены с учетом задач?
8. Правильно ли учтено время па каждую часть занятия?
9. Какие методические приемы использовал воспитатель в занятии?
10.Точно ли используется математическая терминология воспитателем и детьми?
11. Каково отношение детей к занятию, их активность, заинтересованность?
12.Проводится ли индивидуальная работа в процессе занятия, ее эффективность, содержание?
13. Характеристика наглядного материала.
14. Как воспитатель подводит итог занятия и дает оценку деятельности детей на занятии?
15. Как воспитатель закончил занятие?
16. Какие выводы вы можете сделать об уровне знаний детей по математике на основе данного занятия?
1. Схема построения занятия. Выдержана ли она с учетом возраста и музыкального развития детей?
2. Приемы работы в каждом виде музыкальной деятельности. Как возраст детей, этап разучивания определяет их выбор?
3. Какие воспитательные задачи решаются в ходе занятия?
4. Развитие творчества детей.
5. Развитие слуха и голоса на музыкальном занятии.
6. Интерес детей к занятию. Качество пения и движения.
7. Роль воспитателя в разных частях занятия.
1. Кабинет музыкального руководителя, оформление, содержание материала (методический материал, пособия).
2. Музыкальный уголок в группе (удаление от мест шумных игр, оформление).
3. Оборудование музыкального уголка:
v детские музыкальные игрушки и инструменты;
v неозвученные музыкальные игрушки;
v пособия к музыкально-дидактическим играм;
v атрибуты для игр с пением.
v методическое обеспечение пособий и игрушек.
Тема: Формирование связной речи детей на занятии в детском саду. Обучение детей рассказыванию по игрушке, предметам.
1. Каково программное содержание занятия (в разных возрастных группах)? Соответствие его «Образовательной программе в детском саду». Доступны ли задачи по развитию мышления, творчества и речи для детей данной возрастной группы?
2. Каковы структурные части занятия, их целесообразность, роль каждой части в решении программных задач? Какие задачи по методике развития речи решались в процессе занятия?
3. Каковы методы обучения, направленные на развитие мышления детей, на умение формировать предложения, на обучение связному высказыванию, отобранные воспитателем?
4. Каковы содержание, логика, направленность вопросов, типы вопросов?
5. Правильно ли подобраны наглядные материалы? Какова роль наглядности в решении поставленных задач?
6. Как оценивались детские высказывания и рассказы? Содержание и методика оценки.
7. Какова форма организации занятий по своей структуре (традиционные, одночастные, комплексные, интегрированные)?
8. Общее впечатление от занятия. Каков уровень навыков детских рассказов?
9. Удачной ли была концовка занятия?
Рассказывание по картинке
1. Содержание картинки и ее педагогическая ценность.
2. Доступность изображения восприятию детей, качество исполнения.
3. Подготовка к рассказыванию (рассматривание картины, беседа по ее содержанию).
4. Приемы обучению детей рассказыванию (вопросы педагога, образец рассказа, игровые приёмы).
5. Анализ рассказа воспитателя как образец для детей: содержательность, логическая последовательность изложения, литературный язык, структура предложения, объем рассказа.
6. Воспитательное значение занятия.
1. Тема беседы, ее соответствие требованиям «Программы воспитания».
2. Введение детей в содержание темы беседы, возбуждение интереса и внимания детей.
3. Содержание и формулировка вопросов воспитателя, их логическая последовательность.
4. Подготовка детей к беседе (наличие запаса представлений).
5. Приемы активизации (постановка вопросов ко всей группе, вызов детей для ответов, обращение к личному опыту, оценка ответов детей).
7. Исправление неправильных ответов.
8. Воспитательное значение занятия.
Показательные занятия по развитию речи.
Содержание и оформление уголка книги
1. Из каких частей состоит просмотренное занятие?
2. Какие программные задачи решались в каждой части занятия? Выполнила ли их воспитатель?
3. Сформулируйте и запишите программное содержание каждой части.
4. Какова подготовка воспитателя и детей к занятию, к каждой его части?
5. В чем состояла предшествующая работа воспитателя с детьми? Как это отразилось на результатах речевой деятельности детей?
6. Структура частей занятия. Длительность всего занятия и его частей.
7. Методические приемы в ходе всего занятия и в каждой его части. Обоснуйте необходимость использования тех или иных методических приемов в разных возрастных группах.
8. Речевые умения и навыки детей в каждой возрастной группе (звукопро-изношение, грамматический строй речи, состояние лексики, вопросно-ответная речь, связная монологическая речь и ее уровень).
9. Оцените речь воспитателя на занятии. Соответствует ли она педагогическим требованиям?
1. Где расположен уголок книги, удобно ли расположен? В чем это проявилось? Каково освещение уголка книги?
2. Оцените оформление уголка книги. В чем разница в его оформлении в разных возрастных группах?
3. Каково содержание уголка книги в разных возрастных группах?
4. Какую работу проводит в уголке книги воспитатель с детьми?
5. Есть ли книги изготовленные с детьмиьто
5. Для чего организуют уголок книги? Каково его воспитательное значение?
Записать показательное занятие в дневнике.
Приемы руководства сюжетно-ролевымн играми,
1. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры:
v расширял представления детей (путем рассказов, чтения книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры);
v интересовался «Во что играете?»;
v предлагал новые игровые действия;
v вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;
v предлагал новые игровые ситуации;
v давал прямые указания к действию («Покорми куклу», «Крути руль»);
v задавал вопросы, которые направляли развитие игры;
v брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру;
v давал оценку (анализ) игры.
2. Какие приемы использовал воспитатель для формирования взаимоотношения детей во время игры:
v вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем прямого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли);
v сам организовывал вокруг себя коллектив для игры;
v побуждал детей самостоятельно договариваться (о распределении ролей, об игрушках);
v предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);
v побуждал детей объединять разные игры между собой;
v использовал какие-то другие приемы.
1. Подготовка воспитателя и игровой деятельности.
2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.
3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.
4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.
5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжетно-ролевой игры.
6. Тематика игр, их содержание, длительность, отношение детей к различным видам игр.
7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.
8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использование игры как средства нравственного воспитания).
9. Приемы руководства разными видами игр.
1. Название игры. К какому виду настольно-печатных игр она относится?
2. Воспитательно-образовательная ценность игры.
3. В какой группе игра может быть использована и почему?
4. Объясните правила игры и придумайте новый вариант игр.
АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
1. Содержание коллективного труда.
v Какие виды были включены в содержание коллективного труда?
v Соответствовало ли содержание программе данной группы?
v Соответствовало ли данное содержание возможностям детей данной конкретной возрастной группы? Или для этих целей оно было легким (грудным)?
2. Оборудование коллективного труда.
v Были ли все необходимые предметы для данного труда в нужном количестве?
v Каковы эстетические качества трудового оборудования?
3. Организация обстановки для коллективного труда.
v Удобно ли были расставлены столы и расположено оборудование?
v Принимали ли дети участие в подготовке обстановки для коллективного труда? Правильно ли поступил воспитатель, взяв на себя (переложив на детей), основную заботу по подготовке обстановки?
v Соблюдались ли гигиенические условия:
o хорошо ли освещены рабочие места детей;
o сохраняли ли дети во время труда правильную позу или она была напряженной;
o поддерживались ли в обстановке порядок и чистота;
o соответствовали ли размеры оборудования силам и возможностям детей;
o посильной ли была трудовая нагрузка детей по объему работы и ее деятельности, длительности по времени?
4. Организация и методика проведения коллективного труда.
v Как была организована работа с детьми (они сидели на стульях или слушали объяснение воспитателя стоя)? Как правильно?
v Четко ли были даны воспитателем все объяснения и указания в работе?
v Имел ли место показ приемов работы? Правильно ли поступил воспитатель, ограничившись только словесными объяснениями и указаниями? Или правильно ли поступил воспитатель, одновременно со словесными объяснениями, использовав наглядный показ приемов работы? Почему?
v Подтверждалось ли в объяснении к работе ее значение? В чем это конкретно выразилось?
v Имело ли место разделение между детьми общей работы на отдельные операции, или все дети выполняли одинаковую работу? Чем вы можете объяснить, что разделения работы на отдельные операции не было (или что оно было)?
5. Достаточно ли активно было руководство воспитателя детьми во время работы? В чем это конкретно выражалось?
6. Как закончился коллективный труд?
v Одновременно ли дети закончили работу или нет, правильно ли это?
v Привлекались или не привлекались дети к уборке оборудования? (В обоих случаях дать оценку
правильно ли это.)
v Оценил ли воспитатель работу детей, насколько методически правильно это было сделано? (Какие оценки преобладали — положительные или отрицательные, что оценивалось — поведение, трудовые умения, трудовые условия, старательность, самостоятельность, результаты труда, взаимопомощь?)
7. Имеются ли эмоциональные моменты в проведении коллективного труда? В чем они выразились?
8. Наблюдалось ли усложнение в содержании и организации коллективного труда младших и старших детей? В чем конкретно это выразилось?
9. Как подводился итог трудовой деятельности детей? Какие методы и приемы использовала воспитатель при проведении анализа? Участие детей в анализе.
1. Организация детей на занятие. Где оно проходило, как сидели дети.
2. Оборудование и материал, используемый в работе с детьми.
3. Тон воспитателя, его речь.
4. Какие формы работы использовались: коллективные или индивидуальные.
5. Каков уровень умений и навыков у детей по ручному труду. Все ли дети умеют правильно работать с предлагаемым материалом? Как развиты у детей мелкие мышцы рук, как проходит самостоятельная работа с мелкими деталями па занятии?
6. Был ли материал, даваемый детям, трудным или, наоборот, недостаточно трудным?
7. Сколько детей обращалось за помощью к воспитателю?
8. Как и в какой форме, воспитатель оказывал детям помощь в работе?
9. Как дети слушали объяснения воспитателя в начале занятия? Все ли усвоили объяснение?
10. Какие методы и приемы использовал воспитатель в работе с детьми?
11. Побеседовать с детьми о том, какой материал в работе по ручному труду они используют, с каким любят работать больше всего и почему.
Посмотреть оформление детского сада. Как оформлены холлы, коридоры, лестничные клетки. Имеются ли в оформлении детского сада произведения искусства, народных промыслов (гжель, хохлома, дымка, резьба по дереву и т. д.). Используются ли при оформлении интерьера живые растения, составляются ли композиции из засушенных растений и т. д. Какой материал имеется в педагогическом кабинете по изобразительной деятельности, по ознакомлению детей с русским народным творчеством. Какой материал имеется по музыкальному воспитанию и развитию детей.
1. Наличие костюмов к различным праздникам.
2. Наличие предметов, используемых в играх и танцах: ленты, султанчики, флажки и т. д.
3. Наличие в детском саду технических средств (магнитофонов, проигры-вателей пластинок, диапроекторов и т. д.).
4. Наличие различных видов театров (настольный, теневой, кукольный).
Беседа с заведующей детским садом, методистом, музыкальным руководителем о проводимой работе по аскетическому воспитанию.
Рассматриваемые вопросы. Осуществление задач эстетического воспитания средствами окружающей обстановки и в процессе воспитательной работы по развитию творческих способностей детей. Эстетика быта и произведения искусства в детском саду. Эффективность занятий в осуществлении задач эстетического воспитания.
Самостоятельная работа. Рассматривание произведений искусства и народного творчества, беседа о них с небольшими группами детей. Рассматривание оформления групповой комнаты, музыкального зала, беседа с детьми. Наблюдения за окружающей природой для привлечения внимания детей к ее красоте. Организация самостоятельной художественной деятельности детей.
ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
1. Подготовка воспитателя к занятию, наличие плана-конспекта, разработка методических указаний, наличие графического изображения, перемещение воспитателя в процессе занятия, подготовка места, обувь и одежда воспитателя и детей.
2. Организация занятия. Своевременное начало, конец занятия, распределение времени на отдельные части занятия, приемы размещения детей на занятии.
3. Проведение занятия. Соответствие приемов обучения возрасту детей и этапу обучения, темп выполнения физических упражнений, плотность, решение задач по воспитанию физических качеств, решение оздоровительных задач, приемы воспитания психических процессов (память, мышление, воображение, внимание) и положительных эмоций.
4. Поведение и самочувствие детей, дисциплинированность, взаимоотноше-ния, внимание, активность, качество выполнения физических упражнений.
5. Удачно ли подобраны основные движения и комплекс упражнений для детей данной группы. Соответствует ли это рекомендациям «Программы». Материал, используемый воспитателем в работе (его доступность, гигиенические требования, размеры). Как воспитатель организовала работу детей на спортивных снарядах, была ли страховка детей, держала ли воспитатель в поле зрения всех детей?
6. Как воспитатель подавала команды, распоряжения, указания? Какие упражнения проводила более успешно, какие нет? Как провела анализ занятия?
1. Какое место занимает утренняя гимнастика в режиме дня?
2. Были ли созданы гигиенические условия: одежда, обувь, проветривание помещения, влажная уборка, форма одежды воспитателя.
3. Сколько времени заняла подготовка к гимнастике?
4. Соответствует ли подбор упражнений данной возрастной группе? Сколько взято упражнений, количество их повторений.
5. В каких случаях воспитатель объяснял, в каких показывал упражнения?
6. В каких случаях воспитатель достаточно ясно и четко давал объяснения, правильно ли он показывал упражнения детям?
7. Каково качество выполнения детьми упражнении? Замечал ли воспитатель неправильность выполнения упражнений, как он реагировал на это?
8. Какими приемами воспитатель добивался правильности выполнения упражнении?
9. Предусмотренно ли пользование пособиями? Какими? Сколько времени заняла раздача пособий?
10. Какое сопровождение использовала воспитатель при проведении гимнастики? Как закончилось занятие? Следила ли воспитатель за дыханием, какие специальные упражнения делала?
1. В процессе подготовки к прогулке отметить, как воспитатель организует сбор на прогулку, какую воспитательную работу проводит во время одевания. Роль няни при подготовке к прогулке.
2. Анализ плана прогулки. Из каких частей состоит прогулка. Все ли части прогулки проводились (наблюдение, упражнения по развитию движений, игра, самостоятельные игры детей, развлечения).
3. Методика наблюдения. Соответствует ли тема, объект наблюдения возрасту детей. Всем ли детям виден объект? Заинтересованы ли они наблюдением? Какие вопросы задавали дети? Какие приемы помогли воспитателю вызвать интерес у детей? Активность детей при наблюдении. Нацелила ли воспитатель внимание детей на дальнейшее наблюдение?
4. Подвижная игра. Соответствует ли игра возрасту детей и сезону? Знакома ли игра детям или дается впервые? Как и когда воспитатель сообщила правила игры (напомнила правила при знакомой игре), знают ли их дети, следила ли воспитатель за четким выполнением правил? Какое основное движение развивал воспитатель в этой игре? Как был выбран ведущий и справился ли он с порученной ролью? Сколько раз повторялась игра? Реакция детей при проведении игры. Какие атрибуты использовались при проведении игры?
5. Труд. Какой вид труда использовала воспитатель? Соответствуют ли трудовые поручения возрасту детей? Какой материал давала воспитатель для успешного выполнения поручений (веники, лопаты, совки, движки и т. д.). Удов-летворены ли дети результатами своего труда?
6. Индивидуальная работа с детьми, работа по развитию движений. Какую работу с детьми проводила воспитатель? Какой материал, оборудование, атрибуты использовала? С какими детьми воспитатель проводила работу и почему? Результаты проведения работы.
7. Игровая деятельность на прогулке. Какие игрушки предложила воспитатель детям для игры на участке? Соответствуют ли они сезону? Как воспитатель помогла детям организовать игру, выбрать игрушки? Как контролировала игры детей, помогала ли им? Какие методы и приемы использовала в работе? Какие навыки игры имеются у детей?
8. Конец прогулки. Как организован сбор игрового материала? Чем воспитатель закончила прогулку? Проведение раздевания и подготовка к обеду.
Перед проведением данного занятия необходимо познакомить студентов с вопросами для наблюдения, обратить внимание на использование в своей работе различных методов, методических приемов, организацию детского коллектива. Занятие проводится в два этапа:
v анализ организации режимных процессов в первой половине дня;
v анализ организации режимных процессов во второй половине дня.
1. Где проводится прием — в помещении, на участке? Как лучше?
2. Какими словами воспитатель встречает детей? На что обращает внимание?
3. Как воспитатель распределяет внимание на всех детей?
4. Чем дети заняты утром? Предлагает ли воспитатель какие-либо виды деятельности детям, или дети предоставлены сами себе?
5. Какими приемами воспитатель организует детей на утреннюю гимнастику?
6. Как организует переход к умыванию?
7. Как воспитатель успевает готовить детей к умыванию, а столы к завтраку?
1. Как происходит умывание детей? Дети заходят умываться все вместе или поочередно?
2. Что нужно, чтобы умывание прошло быстро, организованно и правильно?
3. Каковы навыки детей в умывании, соответствуют ли они требованиям программы?
1. Начало в соответствии с режимом.
3. Воспитание культуры еды. Какие навыки культуры?
4. Сколько длится завтрак, обед, полдник?
1. Продолжительность, соответствие режиму, организация перерыва.
2. Успевают ли дети отдохнуть? (Да, нет, почему?)
1. Создание условий для одевания.
2. Приемы, используемые при одевании.
3. Навыки детей в одевании.
4. Воспитано ли у детей чувство взаимопомощи, бережное отношение к одежде?
1. Какое время отведено, соответствует ли программе?
2. Осуществление контроля за внешним видом детей.
1. Как организован переход от работы ко сну?
2. Как дети учатся аккуратно складывать вещи?
3. Гигиеническая подготовка спальни ко сну.
Организация подъема детей
1. Как организован процесс просыпания детей?
2. Как организован подъем, одевание, умывание детей?
II. В помощь студентам. Примерные диагностические
карты для организации работы по диагностике
oДиагностика КГМ навыков (еды).
oДиагностика знаний детей о явлениях общественной жизни.
oДиагностика трудовой деятельности.
oДиагностика знаний детей по ознакомлению с природой.
oДиагностика игровой деятельности.
ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ЕДЫ
Умение пользоваться столовыми приборами
Примечание. Слева пишется список детей и баллы: 5 — отлично; 4 — хорошо;
3 — удовлетворительно; 2 — плохо сформированные навыки.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЯВЛЕНИЯМИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №20
АНАЛИЗ работы ДОУ за 2013 – 2014 учебный год
1. Информационная справка.
МБДОУ д/с №20 работает с 01.09.1972 года. Детский сад расположен по адресу: МО, Каширский район, п. Большое Руново, ул. Южная, дом 6.
В течение учебного года руководил детским садом – заведующий — Галахова Наталья Олеговна.
Детский сад работает с 7.30 до 17.30 часов по пятидневной неделе. В настоящее время детский сад функционирует на базе типового дошкольного учреждения. В ДОУ работает 2 группы.
Детский сад оснащен соответствующим оборудованием, нормативно-техническими средствами обучения.
В детском саду имеются функциональные помещения:
- Спальные комнаты, групповые комнаты по возрастам;
- Кабинет заведующего, методический кабинет;
- Медицинский кабинет;
- Музыкально-спортивный зал, имеющий эстетический уголок (телевизор) и комнату со спортивным уголком (гимнастические скамейки, мячи, скакалки, обручи), и музыкальным уголком (музыкальные инструменты, театрализанные костюмы и атрибуты).
- Прачечная; Пищеблок.
Детский сад отвечает всем гигиеническим и санитарным требованиям: требования к условиям и режиму воспитания и обучения детей в ДОУ выполняются, санитарно-гигиеническое состояние, температурный и световой режим соответствует требованиям СанПиНа. Здание снабжено системой центрального отопления, вентиляцией, водопроводом. Все эксплуатационное оборудование ДОУ находится в исправном, рабочем состоянии.
Участки прилегающей территории закреплены за группами по возрастам, имеется физкультурное оборудование. В достаточном количестве выносное оборудование для развития двигательной активности детей и проведения спортивных игр на участках. Организация среды на участках обеспечивает экологическое воспитание и образование детей (размещены цветники, клумбы).
Детский сад расположен в лесной зоне способствующая развитию и оздоровлению детей. ДОУ удалено от центра.
2. Аналитическая часть
В 2013-2014 учебном году педагогическая работа дошкольного учреждения была направлена на решение следующих годовых задач:
1.Самореализация детей дошкольного возраста через различные виды трудовой деятельности.
2.Формирование у детей эстетического отношения к художественно – творческой деятельности.
3.Обеспечить снижение количества дней, пропущенных по болезни одним ребенком до среднерайонных значений.
Планирование и реализация всей работы нашего коллектива выстраивалась в соответствии с образовательной программой и в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009г. № 655 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Поставленные задачи решали в разных формах методической работы:
- педагогические советы,
- консультации,
- открытые просмотры,
- смотры-конкурсы,
- самообразование.
Также для решения задач в комплексе использовались все средства физического воспитания, в ДОУ были созданы определенные условия:
— в группах выделено место для подвижных игр;
— имеется физкультурная площадка с зонами для подвижных и спортивных игр.
На педагогических совещаниях рассматривались вопросы, касающиеся поиска путей повышения эффективности работы в физкультурно-оздоровительном направлении. Работа по оздоровлению детей строилась по следующим направлениям:
— создание условий для физического развития детей и снижения заболеваемости,
— комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в содружестве с педагогами, медицинскими работниками и родителями.
Разрабатывался оптимальный дифференцированный двигательный режим детей с учетом уровня развития двигательной сферы.
В режим двигательной активности входили следующие виды и формы физкультурно-оздоровительной работы:
— утренняя гимнастика, гимнастика после сна, оздоровительный бег;
— прогулки-походы, подвижные игры и физические упражнения на прогулке,
— самостоятельная двигательная деятельность на спортивных комплексах;
— физкультурные занятия, релаксационных упражнений и упражнений на дыхание,
— физкультурные ежемесячные праздники, развлечения, спортивные игры,
— физкультминутки, двигательные разминки во время большого перерыва между занятиями (старшая, подготовительная группы).
Эффект благоприятных изменений, происходящих в организме детей, выражался в повышении работоспособности организма детей, расширении функциональных возможностей физиологических систем.
Инструктор по физическому воспитанию использовала разнообразные варианты проведения физкультурных занятий, которые проводились как в зале, так и на спортивной площадке:
— занятия по традиционной схеме;
— занятия, состоящие из набора игр большой, средней и малой интенсивности;
— занятия – тренировки в основных видах движений;
На физкультурных занятиях в течение года дети с ней осваивали новые движения, отрабатывали способы выполнения уже знакомых движений. На практических занятиях педагог побуждала детей выполнять физические упражнения, способствующие развитию координации движений, ловкости, гибкости, уделяя специальное внимание развитию у ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений. Следует отметить, что при этом она использовала воображаемые ситуации, побуждая детей создавать образы (животных, растений, и т.д.).
Наблюдения за проведением физкультурных занятий показали, что физическая нагрузка соответствовала функциональным возможностям детей. Занятия проходили динамично, с положительным эмоциональным настроем детей, предлагались упражнения на различные группы мышц, различные исходные положения, развивающие гибкость и пластичность, осуществлялся индивидуальный подход. Проводимые контрольные упражнения позволяли инструктору выбрать нужные упражнения для индивидуальной работы с детьми. Инструктор по физической культуре использовала разнообразные средства и методы, которые позволяют большинство физически трудных упражнений выполнять легко, дети знакомы с предложенными упражнениями, умеют выполнять инструкцию. Методика построения занятий соответствовала возрасту детей.
В оздоровительных целях в ДОУ были созданы все условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении, что составляло 50-70% от периода бодрствования ребенка в течение суток.
Все педагоги детского сада работают над формированием у детей ценности здорового образа жизни. Для этого:
- развивают у детей навыки личной гигиены, воспитывают привычку к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня;
- развивают представления о здоровом образе жизни, о пользе и целесообразности физической активности, о пользе здорового питания и соблюдении соответствующих правил.
- разыгрывают сказки, спектакли;
- проводят викторины, праздники;
- используют игры по оздоровлению и профилактике заболеваний;
- проводят беседы.
В рамках решения годовых задач с воспитателями проводились педагогические совещания. Все темы педсоветов были посвящены основным задачам годового плана и анализу работы по тем или иным вопросам. Задачи деятельности коллектива определены грамотно, и составлялись с учетом глубокого ежегодного анализа динамики развития ДОУ.
На итоговых педсоветах по результатам работы за год представлялись: мониторинг освоения детьми промежуточных и итоговых результатов образовательной программы, отчеты воспитателей по выполнению работы за год. Представленные протоколы педсоветов и производственных собраний позволяют сделать вывод о систематичности их проведения, о принятии управленческих решений по итогам рассмотрения вопросов.
В течение года велась работа по организации информационно-просветительской деятельности (проведено изучение социального статуса семей, использование различных средств информации для родителей — оформление стендов, изготовление памяток).
В течение учебного года проводилось: четыре производственных собрания, ежемесячно — совещания трудового коллектива.
Постоянно осуществлялся контроль над выполнением учебно-воспитательной работы.
Регулярно проверялись календарные планы воспитателей, посещались занятия и отдельные режимные моменты, проводились проверки знаний детей через беседы, диагностику, просмотры детских работ. В течение года одной из самых эффективных форм методической работы являлось открытый просмотр педагогического процесса: «открытие художественно-эстетических видов деятельности». Демонстрировался уровень профессионализма педагогов, была отмечена воспитатель 1-ой группы.
Результаты выполнения образовательной программы обсуждались на анализах и самоанализах, индивидуально.
Осуществлялся контроль посещаемости детей по группам (выявление причин непосещения, выявление ослабленных и часто болеющих детей).
Вся методическая работа была направлена на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива и эффективности образовательной деятельности.
Всю свою работу педагоги дошкольного учреждения проводят в тесном контакте с родителями воспитанников, которые имеют возможность участвовать в образовательной деятельности: приготовление поделок для выставок и конкурсов.
Выводы: Анализ выполнения годового плана показал правильность выбранных педагогическим коллективом приоритетов и результативность работы по выполнению государственных образовательных стандартов.
На сегодняшний день в ДОУ работает образованный педагогический коллектив, обладающий культурным уровнем. Педагоги уверены в себе, мотивированы на получение качественного результата, обладают адекватной оценкой деятельности.
В детском саду по штатному расписанию 15 сотрудников из них 5 педагогических сотрудников. Дошкольное учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами воспитателей и специалистов.
В детском саду работают с профессиональным уровнем воспитатели и квалифицированные специалисты узкого профиля (музыкальный руководитель).
Образовательный уровень педагогических кадров.
Администрация создает условия для повышения профессионального уровня педагогов.
Количество педагогических работников, прошедших
аттестацию и имеющих квалификационную категорию:
Выводы: Низкие показатели аттестации педагогических работников связаны с тем, что часть коллектива молодые педагоги (менее года в должности), другая часть педагогов долго не повышали свою квалификацию.
2.2.Анализ образовательной деятельности
Оздоровительная направленность образовательного процесса предполагает соответствие выбранной образовательной программы следующим принципам:
— опора на природную детскую любознательность;
— ориентация на зону ближайшего развития каждого ребёнка,
— учёт направленности личности детей,
— организация образовательной среды, стимулирующая познавательную активность детей.
Педагогический коллектив, объективно оценивая уровень развития детей и задачи учреждения, использовал в своей работе программу «Воспитание и обучение в детском саду» под. ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. В связи с переходом на организацию работы по новым федеральным государственным требованиям работа по программе «Воспитание и обучение в детском саду» строилась по направлениям: физическое развитие и здоровье, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие и в соответствии с интеграцией образовательных областей (с использованием дополнительной методической литературы соответствующей ФГТ). Круглые столы, собеседования, обмен опытом, открытые виды совместной деятельности воспитателя с детьми, посещение практических семинаров — это те формы, посредством которых педагоги совершенствовали свои знания по содержанию и технологии работы в соответствии с ФГТ.
Воспитательный процесс в группах детского сада организован в соответствии с требованиями СанПиНА. Содержание и организация образовательного процесса в детском саду регламентировалась перспективно-календарными планами педагогов, сеткой занятий и режимом дня для каждой возрастной группы.
В течение года решалась задача оснащения предметно-развивающей среды. В начале учебного года проведена большая работа по ее созданию с учётом требований реализуемой образовательной программы и с учётом интеграции образовательных областей. Обогащена среда во всех группах: пополнили атрибутами для сюжетно-ролевых игр, наборами кукол, машин и т.д.
Произведен косметический ремонт: покраска стен в группах, холлах.
Выводы: Несмотря на то, что сделано, задача оснащения предметно-развивающей среды детского сада остаётся одной из главных. Необходимо приобрести инвентарь для оснащения физкультурного уголка.В группах продолжать расширять и обновлять игровые и театрализованные уголки; пополнять дидактические и развивающие игры, наглядный и демонстрационный материал.
Задачами руководства образовательного учреждения будут являться:
- Расширение разных организационных форм деятельности, которые позволили бы пополнить детские игровые участки малыми архитектурными формами.
- Пополнение предметно-развивающей среды в соответствии с реализуемой программой, продолжение работ по усовершенствованию материально-технической базы детского сада, и ее пополнению согласно образовательной программе ДОУ.
Анализ познавательно-речевого развития.
В течение года не достаточно уделялось внимания развития речи детей.
Редко совместная деятельность с детьми по развитию речи проходила в форме занимательной увлекательной игры. Воспитатели проводили речевую работу, используя разнообразный материал и приемы (песни, рифмовки, речитативы, мимические игры), помогающие в запоминании новых слов и песен. В речевых и звукоподражательных играх они успешно развивали чувствительность к смысловой стороне языка. Дети среднего дошкольного возраста понимают речь, отражающую игровую, учебную, бытовую сферу деятельности. Воспитатели старшей группы специальное внимание уделяли развитию монологической речи: планированию индивидуальной и совместной деятельности, обмену мнениями и информацией, обсуждению общих дел. Работа по формированию грамматического строя речи у детей также проводилась в повседневной жизни, в общении с взрослыми, друг с другом.
Педагоги использовали приемы, активизирующие речь детей, учили обосновывать свои суждения. Побуждали детей строить самостоятельные умозаключения, задавать вопросы.
В ДОУ созданы условия для речевого развития:
- Развивающая среда.
- Наличие дидактических речевых игр.
- Оборудование для режиссерских игр, игр — драматизаций.
Работа проводилась в полном объеме. Весь необходимый методический материал имеется в группах и в методическом кабинете.
Педагоги ДОУ владеют грамотной литературной речью и считают, что речь взрослого является образцом для детей.
Решая задачи ознакомления с художественной литературой и развития речи, педагоги проводили:
- Непосредственно образовательную деятельность.
- Совместную деятельность детей и взрослых.
- Самостоятельную деятельность детей.
В процессе непосредственно образовательной деятельности и в режиме дня воспитатели организовывали прослушивание художественных произведений, обсуждали их содержание, учили детей умениям выделять основных персонажей художественных произведений.
В старшей группе детей побуждали к пересказу фрагментов сказок, воспроизводя действия путем использования условных заместителей, что способствовало активному слушанию, пониманию текстов. Чтобы способствовать развитию воображения детей, их свободной фантазии воспитатели привлекали детей к освоению театрализованной деятельности. Осваивая её, дети учились принимать не только свою точку зрения, но и зрительскую.
В области развития воображения воспитатели формировали предпосылки собственного творчества. Дети общительны, коммуникабельны, эмоциональны.
В группах много игрового материала, материала изготовленного самими воспитателями для разыгрывания сказок.
Воспитатели старшей группы приобрели персонажей сказок к режиссерским играм.
Администрацией учреждения были приобретены костюмы различных персонажей сказок.
Формирование математических представлений.
Традиционно важную роль в развитии интеллекта ребенка играет формирование математических представлений. Применительно к математическому содержанию формирование умения учиться, помимо рефлексии, лежащей в основе мышления, предполагает развитие:
— элементарных форм интуитивного и логического мышления, и соответствующего им математического языка;
— мыслительных операций (анализа и сравнения и т.д.);
— умение оперировать знако-символическими средствами, выражать содержание (явления, объекты и т.д.);
-начал творческой деятельности (пространственного воображения, представление информации).
В младшей группе воспитатели начинали работу с самого простого: классификации, сериации предметов по разным признакам. Чрезвычайно важный момент в их работе — это эмоциональный фон. Педагоги успешно справлялись с этим за счет продуманной мотивации. Вся работа в течение года проводилась на хорошем методическом уровне, строилась в занимательной игровой форме. А также включали математическое содержание в контекст разнообразной продуктивной деятельности детей, использовали математические игры, повышали мотивацию посредством создания информативных образов.
С начала года, воспитатели старшей группы совершенствовали навыки обработки информации, синтеза в их сознании первичного целого образа мира; умения сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные зависимости, отражать обратимость и необратимости процессов. При такой системе дети проявляли высокую познавательную активность, исследуя предметы, их свойства и качества, дети пользовались разнообразными обследовательскими действиями; научились группировать объекты по цвету, форме величине, назначению, количеству; составлять целое из 4-6 частей; осваивали счет. Дети усваивали представления о числе, как точке числовой прямой, отрицательных числах, измерении, сохранении количества и т.д.
У детей предшкольного возраста в течение года формировали систему элементарных представлений, предпосылки математического мышления и отдельных логических структур, необходимых для овладения математикой в школе и общего умственного развития. Педагоги использовали методы и приемы обучения, стимулирующие познавательную активность детей, наводя на поиск нестандартных решений. Познавательный материал не давался детям в готовом виде, а постигался путем самостоятельного анализа, выявления существенных признаков.
Воспитатели расширяли активный и пассивный словарь детей, вводя в него математические термины, формируя навыки учебной деятельности, используя современные формы организации обучения, такие как, организации сотрудничества с детьми, поиска решений поставленных задач совместно с взрослыми и сверстниками. На занятиях по математике, воспитатели использовали разнообразный дидактический материал, учебные приборы (счеты, мерные кружки, весы, таблицы, схемы). Детей учили работать с моделями, знаками, строить продуманный план действий, подчиняться заданным правилам. В соответствии с возможностями ребенка воспитатели создавали условия для развития графических навыков детей.
Учебный материал подавался в сравнении, сопоставлении и побуждал детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формировалась и развивалась главная ценность, основа всей учебной деятельности — творческое развитие ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний.
Развитие представлений об окружающем мире и о себе
В течение года воспитатели давали эти представления для детей в форме игры, экспериментирований и в увлекательных беседах, рассказывая детям о строении тела человека, знакомя их с природой, сменой времен года, давая первые экологические представления. Развивая познавательную сферу дошкольника, педагоги учитывали специфику мировосприятия ребёнка.
Во время непосредственно образовательной деятельности детей во всех группах использовали разнообразные и увлекательные для детей приёмы и методы: дидактические игры и упражнения, беседы, рассказы педагога (с опорой на наглядность и без неё), рассказы-загадки, викторины, в старших – проблемные рассказы и ситуации.
Для активизации детской поисковой деятельности старших детей воспитатели организовывали самостоятельную познавательную деятельность детей. Для этого создавали условия, провоцирующие их на познавательный процесс; предоставляли свободу выбора, предложенных педагогами средств и источников познания (книги, картинки, наблюдения), организовывали предметно развивающую среду. Свою работу по изучению окружающего мира воспитатели строили на основе характеристик предметов и явлений окружающего мира, условий благополучного их существования, основных экологических факторов с учетом усвоенных понятий. Важно было то, что воспитатели создавали условия для развития бережного ответственного отношения к окружающей природе.
Важным аспектом социального развития в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, вести себя за столом и т.д.). Мир людей и человеческих отношений воспитатели раскрывали перед детьми в правилах поведения с близкими, в детском саду, в общественных местах.
В соответствии с возрастом во всех группах воспитатели включали в режим дня доступный детям сезонный труд в природе, уход за растениями, их выращивание; хозяйственно-бытовой труд, предполагающий формировании устойчивых навыков самообслуживания, приемы ремонта книг.
Знакомство с миром социальных отношений подразумевает осознание безопасности жизнедеятельности, это является условием благополучного существования человека. Детей знакомили с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице. В течение года проводилась работа по ознакомлению и обучению дошкольников правилам дорожного движения.
Дети старших и подготовительных групп к концу года оперировали понятиями «здоровье», «организм», усваивали в течение года правила безопасности и здорового образа жизни, с помощью игр тренировались действовать в неожиданных чрезвычайных ситуациях.
Таким образом, общей целью изучения природных и социальных явлений является осознание понятия «окружающий мир», расширение детского кругозора, формирование общей и экологической культуры дошкольников, определенных умений и навыков, позволяющих им взаимодействовать с природным и социальным окружением.
У воспитанников детского сада уровень представлений об окружающем мире достаточный для ориентировки в нем. Дети активны, они научены сравнивать объекты, отвечать на самые разнообразные вопросы, рассуждать, а также самостоятельно формулировать вопросы, пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении ситуаций.
Дети ориентируются в окружающем мире. Достаточно уверенно выделяют объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира.
Анализ художественно — эстетического направления работы.
Основная цель художественно-эстетического направления – обогащение чувственного, эмоционально-ценностного, эстетического опыта детей, развитие художественно-образного мышления и способностей к художественному творчеству.
В своей работе педагоги предлагали детям использовать четкую цепочку построения творческого процесса от замысла до его воплощения и получения результата. Считают важным формирование у ребенка сенсорно-эмоционального и нравственно-эстетического отклика на прекрасное; накопление запаса образных впечатлений и ассоциирование с собственным опытом; овладение элементарными изобразительными и техническими навыками художественной деятельности. Образовательная деятельность всегда носит творческий характер.
В своей работе педагоги использовали игровые методы и приемы. С помощью игры создавались наиболее благоприятные условия для усвоения определенных знаний, овладения определенными умениями и навыками, которые становятся основой дальнейшего развития ребенка. Через игру делали интересным и осмысленным выполнение любых не интересных и не нужных с точки зрения ребенка, учебных заданий. То есть игра превращала обучение в осознанное и интересное для ребенка дело.
Работы воспитанников ДОУ принимали участие в различных конкурсах рисунков.
Музыкальное воспитание и развитие
Музыкальное воспитание и развитие в детском саду организовано музыкальным руководителем, образование среднее специальное, имеет положительную динамику в развитии эмоционального состояния детей и в освоении ими всех видов музыкальной деятельности.
В течение года в каждой группе проводилась музыкальная образовательная деятельность.
Музыкальное воспитание строилось с учетом следующих принципов:
- Построение музыкальных занятий по «блокам»;
- Сочетание в музыкальном репертуаре высокохудожественной народной, классической и современной музыки;
- Сюжетно-игровое единство музыкального занятия. Дети живут в едином сюжете музыки, которая проходит в нескольких видах музыкальной деятельности. Такое построение помогает преодолеть разорванность традиционных музыкальных занятий, построенных зачастую на механическом сочетании большого количества никак не связанных между собой частей и музыкальных произведений.
- Импровизационности.
В старшем дошкольном возрасте, учитывая появление у большинства детей интонационно-мелодической ориентации музыкального восприятия, обогащения плана индивидуальной интерпретации музыки, становление более адекватного восприятия музыкального образа Татьяна Викторовна обучала детей слышать процесс развития музыкального образа в музыкальном произведении. Формами приобщения дошкольников к музыке выступали хоровое и вокальное исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, прослушивание музыкальных произведений, выражение своих эмоций в слове, художественном движении.
Детей знакомили с музыкальными жанрами и формами, интонационной основой, выразительными возможностями. При отборе музыкального репертуара педагог ориентировался на подлинную художественную ценность произведения.
Анализ социально-личностного развития
В этой сфере происходит развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Социальное развитие представляет совокупность показателей различного действия, которые направлены на последовательный процесс социализации, в ходе которой осуществляется приобщение ребенка к «социальному», утверждение себя в социальной среде. Социальное развитие осуществлялось в ходе целенаправленного, организованного педагогического процесса в ДОУ, эффективность которого предопределяется мониторингом результатов социального развития с учетом особенностей детей.
Главной задачей психолого-педагогической работы является создание условий для обеспечения благоприятного эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении.
Одним из центральных моментов работы педагогического коллектива детского сада являлась выработка личностно-ориентированного стиля общения, стремление учесть индивидуальные особенности и личный опыт детей, их интересы и желания. Главная задача взрослых заключалась в воспитании инициативы, самостоятельности, в уважении выражения собственного мнения. Педагоги проявляли сочувствие, внимание к ребенку (его заявлениям, жалобам); понимая и принимая положение о том, что у детей есть права и они обеспечивают соблюдение прав каждого ребенка другими детьми и взрослыми. Это развивало в детях чувство собственного достоинства, защищенности, равноправия и на этой основе – потенциальной доброжелательности к сверстникам и взрослым. Этому способствовало установление определенных норм жизни в группах, основанных на уважении взрослым ребенка и детьми друг друга. Не допускались никакие формы агрессивного поведения, продукты труда ребенка (рисунки, поделки) не могли быть взяты без его согласия, испорчены. Педагоги постоянно практиковали ситуации равного и справедливого распределения привлекательных для детей предметов. В общении с детьми преобладала улыбка, мягкий тон, ласковые жесты. Воспитатели использовали эффективные технологии создания в группе спокойных, доверительных и доброжелательных взаимоотношений, стремясь не оставить без внимания каждый вопрос своих воспитанников, давая исчерпывающий ответ.
Воспитатели способствовали развитию положительного отношения ребенка к окружающим детям, посредством праздников, тематических бесед на занятиях и в повседневной жизни воспитывали уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, пола и поведенческого своеобразия. Для этого воспитатели в режиме дня вместе с детьми рассматривали картины, привлекая их внимание к чувствам, состояниям, поступкам других людей; организовывали театрализованные спектакли, и игры-драматизации, в ходе которых дети учились различать настроения персонажей, получали образцы нравственного поведения.
Отношение к сверстникам формировалось в ходе целенаправленно организуемой педагогом соответствующей возрасту совместной деятельности детей, направленной на получение нужного и интересного для ее участников результата.
Не все воспитатели способны безоценочно принять каждого ребенка. Некоторым педагогам необходимо учиться замечать даже незначительные успехи ребенка для позитивного подкрепления, используя положительную оценку действий и поступков. Всем воспитателям нужно больше внимания уделять мотивационной сфере детей, опираться на внутренние стимулы. Особенно важно умение педагогов, оценивая поступок ребенка, стремиться к оптимизации его положения среди сверстников. Некоторые педагоги иногда при отрицательной оценке подвергают критике не конкретный поступок, а личность в целом, пользуются стереотипами в оценке личности и поведения.
В то же время у педагогов есть интерес к профессии педагога, потребность в работе с детьми, потребность в достижении воспитательных целей, увлеченность и удовлетворенность собственной педагогической деятельностью. В коллективе улучшается психологический микроклимат, растет творческая активность и их удовлетворенность результатами своего труда. Все наши педагоги стремятся защищать и охранять детство.
Анализ игровой деятельности.
Дошкольный возраст неслучайно называют возрастом игры. Игра, являясь ведущей деятельностью ребенка, заслуживает особого внимания. Мир детства неразрывно связан с игрой и игрушками, они являются теми образами и предметами, которые не только вызывают у ребенка разнообразные чувства, но и придают этим чувствам смысл всей жизни.
Все дети с удовольствием играли в «свободные» игры; при этом они не всегда нуждались в том, чтобы взрослые учили их играть. Дети самостоятельно объединялись в небольшие группы на основании взаимных симпатий. Воспитатели помогали им согласовывать игровые действия, что делало игру наиболее организованной и длительной. С удовольствием дети рассказывали о своих любимых играх и игрушках. Их радовало одобрение старших, оно поощряло их к освоению новых действий.
Педагогический коллектив был ориентирован на то, чтобы детям предоставлялось достаточное количество времени для игры и разумное организованное игровое пространство. Имеются некоторые моменты, которые необходимо учитывать в дальнейшей работе:
— важно формировать игровые умения (умение ребенка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметом, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события), обеспечивающие самостоятельную творческую игру детей,
— педагогам следует участвовать в качестве «играющего партнёра»,
— чутко относиться к детским замыслам,
— использовать роль советчика-консультанта для развития игровых сюжетов,
— рассказывать детям о том, как они играли в детстве,
— активнее обогащать событийную сторону содержания игр.
Анализируя работу в этом направлении, нужно отметить важность содержания и разнообразия сюжетно-ролевых аксессуаров и игрушек:
— в старшей группе была пополнена игровая среда функциональными атрибутами;
— в младшей группе содержание «костюмерной» стало более разнообразной;
— разнообразили младшую группу игрушками для сенсорного развития детей.
В старших группах «конструкторы и другие средства моделирования объёмных объектов» знакомили дошкольников с основными возможностями конструирования, развивали творческие способности. Дети в группах обеспечены местом, временем и материалом для самостоятельной игры, они достаточно времени играли с конструкторами, кроме того, они использовали конструктор в сюжетно-ролевой игре: для конструирования мебели, декораций или персонажей для настольного театра, используя собранные конструкции, как предметы-заместители в режиссёрских играх.
1.3. Мониторинг детского развития проходил в этом году с учётом новых требований:
H Мониторинг итоговых результатов освоения программы H Мониторинг промежуточных результатов освоения программы.
Промежуточные результаты освоения программы
за 2013-2014 учебный год:
Старшей медсестрой и инструктором по физическому воспитанию в сентябре и в мае проводилась диагностика уровня физического развития.
Оценка физической подготовленности детей по показателям: ходьба, бег 30м, прыжки с места, статистическое равновесие, наклон туловища вперед, метание мешочка.
Уровень развития основных движений 2013-2014 гг. (начало года)
Н – Норма, В/Н — Выше нормы, Н/Н – ниже нормы (%)
источник