Меню Рубрики

Анализ работы детей группы риска

Анализ работы с детьми «группы риска»

2011-2012 учебный год

Классный руководитель: Томитова Г.Г.

В 3 «б» классе к «группе риска», испытывающими трудности в обучении относятся: Сергей, Никита, Кирилл. Я, как классный руководитель, изучила индивидуальные особенности учащихся и выявила причины неуспеваемости детей:

Тип успеваемости: относительная (частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по русскому языку и чтению).

Педагогические причины: отсутствуют.

Социально-бытовые причины: недостойное поведение родителей (развод с отцом, в семье четверо детей, Сережа — старший).

Физиологические причины: требуют изучения.

Психологические причины:

· Низкий уровень развития речи

· Особенности развития памяти, внимания

Тип неуспеваемости: относительная (частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по русскому языку и математике).

Педагогические причины: отсутствуют.

Социально-бытовые причины: развод родителей, проживание с отцом, без матери.

Физиологические причины: требуют изучения.

Психологические причины:

· Травма после развода родителей

· Особенности развития памяти, внимания

Тип неуспеваемости: относительная (частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по русскому языку и математике).

Педагогические причины: отсутствуют.

Социально-бытовые причины: очень строгий отец, у мальчика наблюдается сильный испуг.

Физиологические причины: требуют изучения.

Психологические причины:

· Комплексы по поводу лишнего веса

· Особенности развития памяти, внимания

Анализ причин неуспеваемости этих учащихся показал, что у всех снижена школьная мотивация, уровень познавательных притязаний низкий. У учащихся наблюдается снижение контроля со стороны взрослых, наличие пропусков занятий, отсутствие систематической подготовки к занятиям. С данной группой учащихся и с их семьями спланирована профилактическая и коррекционная работа. Работа с данной категорией родителей чаще всего является мало эффективной.

Формы работы с детьми «группы риска»

· Дифференцированная работа на уроках

· Методическая помощь родителям

Целенаправленная и систематическая работа позволила улучшить показатели в обучении: Сергей по математике, но по русскому языку по-прежнему испытывает трудности; Кирилл по математике и русскому языку; у Никиты сдвиги минимальные, но наблюдается некоторое улучшение по математике (стал лучше решать примеры).

Анализ данной работы позволил сделать выводы о том, что необходимо продолжить работу по устранению пробелов в обучении и оказывать своевременную помощь в усвоении учебного материала. Тесно работать с родителями учащихся. Необходимо в этом направлении изыскивать новые формы и технологии.

Данные выводы необходимо будет учесть при планировании все дальнейшее учебно-воспитательной работы.

Анализ работы с детьми «группы риска»

Классный руководитель: Томитова Г.Г.

В 3 «б» классе к «группе риска», испытывающими трудности в обучении относятся: Сергей, Никита, Кирилл. Я, как классный руководитель, изучила индивидуальные особенности учащихся и выявила причины неуспеваемости детей:

Тип успеваемости: относительная (частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по русскому языку и чтению).

Педагогические причины: отсутствуют.

Социально-бытовые причины: недостойное поведение родителей (развод с отцом, в семье четверо детей, Сережа — старший).

Физиологические причины: требуют изучения.

  • Узость кругозора
  • Низкий уровень развития речи
  • Особенности развития памяти, внимания

Тип неуспеваемости: относительная (частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по русскому языку и математике).

Педагогические причины: отсутствуют.

Социально-бытовые причины: развод родителей, проживание с отцом, без матери.

Физиологические причины: требуют изучения.

  • Узость кругозора
  • Травма после развода родителей
  • Особенности развития памяти, внимания
  • Медленность понимания

Тип неуспеваемости: относительная (частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по русскому языку и математике).

Педагогические причины: отсутствуют.

Социально-бытовые причины: очень строгий отец, у мальчика наблюдается сильный испуг.

Физиологические причины: требуют изучения.

  • Узость кругозора
  • Комплексы по поводу лишнего веса
  • Особенности развития памяти, внимания

Анализ причин неуспеваемости этих учащихся показал, что у всех снижена школьная мотивация, уровень познавательных притязаний низкий. У учащихся наблюдается снижение контроля со стороны взрослых, наличие пропусков занятий, отсутствие систематической подготовки к занятиям. С данной группой учащихся и с их семьями спланирована профилактическая и коррекционная работа. Работа с данной категорией родителей чаще всего является мало эффективной.

источник

В материале предоставлены результаты диагностики личности воспитанника, относящегося к «группе риска». Выявлены области дезадаптации и представлена индивидуальная стратегия педагогического сопровождения ребенка.

Катаева Галина Владимировна,

воспитатель высшей категории

ГКОУ РО для детей сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

детского дома №3, г. Таганрога

Анализ работы с ребенком «группы риска»

Дети, склонные при определенных обстоятельствах, к неадекватному способу поведения относятся к детям «группы риска». Наша цель — проанализировать работу с таким воспитанником.

К.В. – мальчик, 12 лет, поступил в детский дом № 3 в апреле 2012 года.

До этого момента В. жил у бабушки, которая не могла справиться с его воспитанием. Мальчик систематически пропускал занятия в школе, убегал из дома, попал в асоциально ориентированную дворовую компанию.

За время пребывания в детском доме В. проявил себя как неконфликтный, общительный (легко и охотно вступает в вербальный контакт), добрый, активный ребенок.

Социальный статус в группе «принятый».

Для разработки индивидуальной стратегии педагогического сопровождения ребенка была проведена диагностика дезадаптированности по методике Молодцовой Т.Д., которая выявила 2-ой уровень социально-психологической дезадаптации, степень — поверхностная, расширенная, временная. Область наиболее выраженной дезадаптации — отношения в семье. Достаточно высок уровень дезадаптации в учебной деятельности, отношениях с товарищами, участии в общественно-полезной деятельности, отношении к самому себе, в связи с миром.

Исходя из выявленных областей дезадаптации были определены основные направления коррекционной работы с ребенком:

  1. Формирование положительной школьной мотивации:

С целью изменения отношения к учебе была проведена работа по выявлению пробелов в знаниях, диагностика совместно с психологом типа памяти, темперамента, особенностей характера, интеллекта, познавательных интересов, мотивов учения.

Исходя из результатов диагностики были определены методы педагогической поддержки ребенка в обучении:

  1. Ориентация учебно-познавательной деятельности так чтобы:

-выработать умение правильно организовать свой труд (планировать работу);

-распределять время (индивидуальные режимы, устное планирование распорядка дня вместе с воспитателем);

— создавать ситуацию успеха.

  1. Консультативная помощь при выполнении домашних заданий;
  2. Контроль за выполнением домашних заданий. На данном этапе необходимо постепенно переходить от сплошного контроля по всем предметам к выборочному контролю по результатам успеваемости по предметам;
  3. Дополнительные занятия для ликвидации пробелов в знаниях;
  4. Анализ результатов учебы на групповых собраниях и в индивидуальных беседах: «Что было в школе?», «Что мне мешает учиться?» В ходе этих бесед происходит самоанализ ребенком своих достижений и неудач. Задача воспитателя в ходе беседы отмечать все удачи ребенка, его положительные оценки, помогая ему разобраться в том, что послужило причиной успеха.

Результаты проводимой работы можно оценить как положительные, а именно отношение к учебе у В. стало более позитивным, значительно уменьшилось количество « двоек», если он их получает, то сразу же старается исправить сам или просит помощи у воспитателя или детей.

  1. Формирование волевых качеств личности

Согласно проведенной диагностики волевые качества у мальчика развиты слабо, он легко поддается чужому влиянию, идет «наповоду», не умеет и не хочет прилагать усилия для достижения желаемого.

Для коррекции волевой сферы были определены следующие методы и мероприятия:

  1. Создание ситуации, когда необходимо принимать самостоятельное решение;
  2. Создание ситуации, когда надо выполнить задание без четких указаний и инструкций;
  3. Беседа «Сила воли-это важно»;
  4. Упражнение «Мои качества»;
  5. Упражнение «Ассоциации»
  6. Групповой тренинг «Одни в лесу»

Работа по формированию волевых качеств продолжается.

  1. Коррекция и контроль эмоционального состояния

Согласно диагностики по Люшеру для В. характерны тревога, беспокойная неудовлетворенность окружающим, несбывшиеся эмоциональные надежды.. Причиной этого он считает полное отсутствие понимания со стороны окружающих.

С целью коррекции эмоционального состояния целесообразно использовать метод реконструкции характера подростка, который включает в себя:

  1. Выявление положительных качеств личности;
  2. Восстановление качеств, здоровых привычек и потребностей, которые были заглушены неблагоприятными обстоятельствами жизни;
  3. Использование созидающих приемов, способствующих улучшению взаимоотношений между воспитателей и воспитанником, между детьми в группе, устанавливающих душевный контакт между ними (проявление доброты, внимания, заботы: просьба, поощрение, прощение, проявление огорчения);
  4. Использование упражнений, тренингов:

-аутогенная тренировка С.М.Любинской;

-упражнение «Я интересен тем, что…»;

-упражнение «Подарочек самому себе»;

-упражнение «Послушаем тишину».

  1. Вовлечение в коллективные дела и досуговую деятельность.
  2. Создание благоприятной психологической атмосферы в группе, которая необходима для коррекции эмоционального состояния детей.

В настоящее время в эмоциональном состоянии В. наблюдается положительная динамика. Его настроение ровное, редко бывает подавленным.

  1. Повышение социального статуса, формирование активной жизненной позиции, жизненных ценностей.

Для повышения социального статуса в группе важна активная позиция, участие в делах группы, успешность в учебе, желание и умение помочь другим.

Для достижения этих целей В. включается в коллективные творческие дела, такие как оформление группы и спален, уборку территории, подготовка к праздникам, изготовление подарков шефам.

Кроме того в работе с ребенком используются:

  1. Упражнение « Какой я бываю?»
  2. Упражнение «Комплимент»
  3. Беседа « Каким нужно быть чтобы тебя уважали».

Следствием проводимой работы является то, что у В. нет случаев нарушения дисциплины в школе и детском доме. Его эмоциональное состояние стабильно. Положительная динамика наблюдается в формировании волевых качеств личности и положительной школьной мотивации.

источник

Каюмова Анна Михайловна
Примерный анализ работы МБДОУ по психолого-педагогическому сопровождению семей «группы риска»

Работа по психолого-педагогическому сопровождению семей «группы риска» осуществляется в рамках профилактической работы в ДОУ по защите прав детей и ранней профилактике правонарушений согласно планам.

Основная цель работы с семьями группы риска — это обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшению микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование ЗОЖ.

-Привлечение родителей для совместной организации образовательной деятельности детей;

Психолого-педагогическое просвещение родителей;

-Способствование созданию комфортных условий в семье для развития личности ребёнка.

Основными направлениями работы являются:

работа с педагогическим коллективом;

Работа с педагогическим коллективом:

В сентябре 2016 г. были составлены социальные паспорта групп детского сада с целью: выявить семьи, относящиеся к семьям «группы риска». В рамках этого мероприятия проводился опрос родителей (заполнение таблицы, обработка и анализ полученных данных.

К «группе риска» отнесены следующие категории семей:

• Неблагополучные (или находящиеся на контроле);

• Семьи с детьми инвалидами;

Составленный на 30 сентября 20. года социальный паспорт ДОУ показал следующее наличие семей данных категорий: преобладающее большинство семей «группы риска» — это неполные семьи 54 семьи (17,2 %); многодетные – 26 семей (8,3 %); опекуны – 2 семьи (0, 6 %); семья находящаяся на контроле – 1 семья (0,3 %); инвалиды – 1 семья (0,3 %).

Исходя из выше сказанного, на начало учебного года, к «группе риска» относятся 84 семьи.

По результатам данных социальных паспортов групп также была составлена «Картотека семей «группы риска» в ДОУ»; составлены графики и акты посещений детей на дому согласно, которым были изучены бытовые условия и приёмы воспитания детей в семьях; разработаны планы индивидуально — профилактической работы с опекаемыми семьями, с семьей находящейся на контроле в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, семьей с ребёнком инвалидом.

Для педагогов была проведена консультация «Словесные способы поощрения и поддержки детей» с целью повысить обогатить и систематизировать знания педагогов о способах общения с детьми, а также составлены «Методические рекомендации по организации деятельности по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и профилактике семейного неблагополучия».

Работа с родителями ДОУ:

В рамках просветительской работы составлены и размещены на информационных стендах консультации, памятки, буклеты и рекомендации для родителей: «Правила поведения родителей в семье», «Кодекс истинного родителя», «Рекомендации по организации общения с детьми дошкольного возраста», «Консультации-шпаргалки для родителей», «Способы разрешения конфликтов между родителями и детьми», «Права детей по возрастным категориям» цель которых, повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Чтобы помочь родителям найти общий язык со своими детьми, обучить их способам конструктивного общения в группах проводятся родительские собрания, спортивные праздники «День здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья»; выставки: «Осенние фантазии», «Мамины глаза», «Безопасность глазами детей»; конкурсы: «Елочные игрушки», «Мы кормушку смастерили», «Семейные таланты»; музыкальные праздники: «День знаний», «Здравствуй, осень», «День матери», «Новогодняя сказка» и др. ; проекты: «Неделя психологии», «Абакан — город мой».

Также в течение года педагогом-психологом были проведены индивидуальные консультации для родителей по итогам психодиагностических обследований детей (только с согласия и по запросам родителей).

Читайте также:  Дом странных детей анализ книги

Работа с воспитанниками ДОУ:

С детьми воспитатели групп регулярно в течении года проводят профилактические беседы и игровые ситуации на темы: «Право на имя»; «Что такое здоровье и как его сохранить»; «О правилах поведения среди людей»; «Право на дом, семью, на любовь и понимание»; «Право на игру и образование»; «Способы защиты от инфекций» и др.

Также организуются выставки детского творчества: «Моя семья», «Здорово быть здоровым», «Золотая осень», «Зимушка — зима» и др; кружки: «Детские фантазии» (художественно-творческая деятельность); «Светофорик» (безопасность детей на дороге); «Хрустальный колокольчик» (вокальный кружок); «Здравик» (физическое развитие) и др.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что работа по психолого-педагогическому сопровождению семей «группы риска» в МБДОУ ведется согласно планам профилактической работы по защите прав детей и ранней профилактике правонарушений.

Также необходимо отметить, что в течение всего года осуществляется взаимообмен информацией с органами опеки и попечительства (по мере необходимости).

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений Современная семья и её проблемы служат объектом.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Примерный проблемно-ориентированный анализ деятельности педагога-психолога за учебный год Годовой план работы психологической службы на … учебный год составлялся с учетом основных проблем и потребностей ДОУ: 1. Исходя из наблюдений,.

Примерный тематический план взаимодействия специалистов МБДОУ в старшей группе Примерный тематический план взаимодействия специалистов МБДОУ на логопункте. Старшая группа № п/п Период Тема Логопед. Игровой самомассаж,.

Психолого-педагогическая поддержка семей в условиях консультационного центра 2 слайд Целью моего консультирования в условиях консультационного центра является информирование родителей о возрастных особенностях ребенка,.

Психолого-педагогическая поддержка семей в условиях консультационного центра 2 слайд Целью моего консультирования в условиях консультационного центра является информирование родителей о возрастных особенностях ребенка,.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, развивается.

Спортивный праздник «Мама, папа, я любим спорт не зря» для семей группы риска, СОП Цель: организация активного отдыха. Задачи: Повышать интерес к физической культуре. Развивать выдержку, внимание, память. Воспитывать.

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение семей в трудной жизненной ситуации» Неблагополучных семей нет – есть семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Семья — один из важнейших воспитательных институтов, роль.

источник

Новосибирской области Рагулина Любовь Давыдовна

В 2010-2011 учебном году «группу риска» составило 7 учащихся,

Пропуски уроков без уважительной причины.

Пропуски уроков без уважительной причины.

Слабая подготовка к урокам.

Пропуски без уважительных причин.

Пропуски без уважительных причин.

Слабая подготовка к урокам.

Слабый контроль со стороны родителей.

Пропуски без уважительных причин.

Пропуски без уважительных причин.

которых можно распределить по следующим категориям:

Критерии, по которым определяются учащиеся «группы риска»

Имеют хронические заболевания внутренних органов.

Живут в малообеспеченной или неполной семье

Имеют стойкую неуспеваемость. Обучаются по специальной программе.

Прогуливают, пропускают занятия без уважительной причины.

Имеют стойкие нарушения поведения.

Испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями.

Имеют повышенную тревожность.

Для работы с детьми данной категории определена основная цель:

создание психологического сопровождения детей «группы риска».

Проведение диагностического минимума для

— выявления причин трудностей в обучении, поведении, самочувствии в школьных ситуациях,

— степени школьной мотивации, адаптации.

Организация мер и проведение мероприятий, направленных на психологическую поддержку ребенка по устранению, выявленных причин.

Согласно плану сопровождения в октябре 2010 году изучены трудности детей «группы риска».

1). Ученик 10 класса Ф.О. характеризуется

слабыми способностями управлять своей целенаправленной активностью, достигать намеченной цели;

неумением следить за ходом своей деятельности, изменениями ситуации, замечать свои ошибки, быть критичным к своим действиям.

Это выражается в том, что он, то завышает, то занижает свои способности по достижению конкретно поставленных целей.

Требования, предъявляемые педагогом, им не учитываются, что ведет к низкому уровню выполнения различных учебных заданий и возникновению тревожности при включении в любую деятельность.

Избегает препятствий, трудностей. Ему не хватает упорства, терпения, уверенности, произвольной активности.

При принятии решений он нуждаются в опоре, поддержке окружающих, в совете, одобрении.

Трудно адаптируется к новым ситуациям, новой системе обучения, к новым друзьям.

Ему свойственна крайне низкая социальная адаптивность, что является препятствием к самореализации, к самоорганизации в трудных жизненных обстоятельствах. Виталию сложно строить планы на будущее.

У него выражен повышенный уровень различных форм агрессивного поведения.

Ф.О. на 28% (анг. яз, технология, ОБЖ, география) уроках испытывает эмоциональный дискомфорт. Считает, что 59% учителей – предметников (алгебра, анг яз, физкультура, технология, информатика, ОБЖ, МХК, геометрия, ТПК) относятся к нему безразлично, негативно.

Понимает , что учеба ему необходима для того, чтобы стать образованным,

подготовиться к будущей профессии. Ему нравиться узнавать новое, любит мыслить, думать, соображать. На уроках ему интересно. Считает, что школа по-настоящему готовит его к самостоятельной жизни.

2). Ученик 9 класса Ф.О. характеризуется

недостаточным уровнем развития личностной саморегуляции,

слабостью процесса планирования деятельности,

низким уровнем волевых качеств, самоконтроля,

неумением соотносить самооценку с реальными возможностями.

Он с трудом включается в учебную ситуацию, не оперативен при изменении требований, предъявляемых педагогом, не замечает своих ошибок, некритичен к своим действиям, что ведет к низкому уровню выполнения различных учебных заданий, снижению успешности.

На 25% (история, общество, черчение, анг яз.) чувствует себя не комфортно. Думает, что 38% (рус. яз, история, обществознание, история Сибири, анг. яз, информатика) учителей относятся к нему равнодушно, безразлично.

Мотивы учебной деятельности разнообразны. Учиться и потому что, заставляют родители, и потому что, видит необходимость стать образованным, подготовиться к будущей профессии. На уроках интересно, стремиться узнавать новое.

Ему присуща косвенная агрессия и раздражение, бесконфликтность, что не позволяет быть упорным в достижении своих целей и отстаивании жизненной позиции.

3). У ученика 7 класса Ф.О. , выявлены следущие проблемы:

низкий уровень автономности, развития социальных качеств,

страх самовыражения, негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей,

повышенный уровень тревожности в ситуациях общения.

Мальчик испытывает эмоциональный дискомфорт, нейтрально — негативное отношение к 40% предметов, внеурочным делам (рус. яз, алгебра, география, анг. яз, информатика, классные часы). Думает, что 13% учителей (технология, анг. язык) относятся к нему негативно.

4). Ф.О. , ученика 7 класса, характеризует

слабое развитие мотивации обучения,

низкий уровень автономности, социальной активности, нравственной воспитанности,

недостаточность поведенческой саморегуляции,

повышенный уровень тревожности в ситуациях межличностного общения.

К 13% (2) изучаемых предметов (география, анг. яз) ребенок не проявляет интереса, испытывает дискомфортное состояние. Не чувствует эмоционального принятия себя 20% учителей (литература, трудовое обучение, анг. язык).

5). Ученик 7 класса Ф.О. имеет проблемы, связанные

социальной адаптированности, автономности, самостоятельностью,

Он не проявляет интереса к 29% учебным предметам и школьным мероприятиям (рус. яз, алгебра, история, классные часы), чувствует себя дискомфортно в данных ситуациях. Считает, что 50% учителей безразличны к нему (литература, география, биология, история, музыка, трудовое обучение, классный час).

6). Ученик 3 класса Ф.О. характеризуется

слабой концентрацией и устойчивостью внимания, произвольной деятельности, слухового восприятия,

неустойчивостью интереса к учебной деятельности.

7). Ф.О. , ученик 2 класса, испытывает проблемы в обучении, которые объясняются недостаточным уровнем развития

произвольности психических процессов, познавательной деятельности, умственной работоспособности, сенсорных эталонов, общего интеллекта, слухового восприятия,

недостаточностью формирования приемов самоконтроля, волевых качеств, школьной мотивации,

что влияет на успешность учебной деятельности.

Возможные причины, выявленных трудностей (низкая мотивация учебной деятельности, слабый самоконтроль действий, недостаточность волевых качеств):

социально-педагогические условия развития (характер и стиль общения в семье, особенности речевого развития семьи, особенности стиля семейного воспитания ),

особенности нервной системы (инертный и слабый типы нервной системы),

несформированность приемов учебной деятельности,

недостаточная степень нравственной воспитанности, волевых качеств, произвольности функций,

повышенный уровень тревожности в учебных ситуациях.

Основным направлением работы с данной группой детей выбрано консультирование, которое позволяет не только выявить проблему, но и проанализировать выявленные трудности, а также решить конкретную проблему, провести коррекцию.

Формы психологического сопровождения:

I : младшее звено — коррекционные и развивающие занятия, индивидуальные консультации;

II : среднее и старшее — обучающие встречи, индивидуальные беседы.

I : В рамках работы с детьми «группы коррекции» начальной школы с частотой 1 раз в неделю проводятся развивающие занятия по программе «Развитие когнитивных способностей ребенка», которые посещают и дети 2, 3 класса «группы риска» Ф.О. и Ф.О. .

создание действенных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся,

формирование у ребенка умение контролировать свою деятельность , позитивного настроя к познавательной деятельности,

развитие когнитивно – личностных параметров, способствующие самостоятельному осмыслению и систематизации приобретаемых школьниками учебных знаний , собственного поведения ,

повышение мотивации к обучению, рефлексии учащихся.

На занятиях специально для этих детей предложены темы для обсуждения:

«Как развивать свои способности»,

формированию своего личностного «Я»;

организации времени, созданию плана нужных дел,

развитию навыков по преодолению трудностей,

повышению уверенности в себе;

ориентации на позитивные отношения между окружающими людьми.

II : В рамках предпрофильной подготовки и индивидуальных бесед (17 часов) ( Ф.О. ), специально организованных занятий (работа с детьми ОВЗ, 34 часа) ( Ф.О. ), групповых и индивидуальных встречах для остальных учащихся ( Ф.О. ) (1 раз в четверть) рассмотрены следующие темы:

«Самооценка и перспектива жизни»,

«Искусство каждодневного общения»,

«Что значит учиться мыслить»,

«Возможности человеческой памяти»,

«Как развивать свои способности»,

«Опасность употребления ПАВ»,

«Что значит быть личностью»

Ребятам предложены памятки:

«Способы развития адекватной самооценки»,

«Пути преодоления агрессивности»,

«Развитие навыков принятия и исполнения решения»,

«15 шагов развития уверенности в себе»,

«Приемы развития саморегуляции»,

«Как добиться жизненного успеха»

При индивидуальном консультировании даны рекомендации по умению

извлекать уроки из конфликтных ситуаций,

контролировать свои эмоции,

осознавать важность обучения для определения будущей профессии,

развивать навыки конструктивного взаимодействия,

Завершающий этап работы с данной группы детей при повторной диагностике , проведенный в апреле 2011 учебном году, позволил выявить некоторую положительную динамику по вопросам разрешения проблем.

снизился уровень агрессивности,

повысился показатель самоконтроля, ответственного отношения к посещению занятий.

повысился уровень волевых качеств, самоконтроля,

самокритичности, адекватность самооценки.

возрос уровень социальной активности,

повысился уровень познавательных мотивов.

возрос показатель поведенческой регуляции,

социальной и познавательной активности,

повысился показатель интереса к предметам.

возрос уровень произвольности деятельности, внимания,

школьной мотивации (целенаправленность и осознанность учения, учебно-познавательная активность).

незначительно увеличился уровень познавательных функций,

мотивации к школьной жизни.

Таким образом, положительная динамика в изменении отношения к учению выразилась через принятие ответственности за будущие перспективы, развитие рефлексии, уверенности, самоконтроля.

В дальнейшем необходимо активизировать в течение учебного года тесное сотрудничество с классными руководителями по

совместному взаимодействию работы с детьми по их проблемам,

сотрудничеству с родителями по вопросам адаптации детей, нравственной воспитанности, важности приобретения школьных знаний, контроля школьной дисциплины,

консультированию с администрацией по возникшим трудностям.

25.04.2011.г. Психолог ________________/ Л.Д. Рагулина/

источник

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Алексеевка

муниципального района Алексеевский Самарской области

Окружной конкурс профилактических программ, проектов и методических материалов образовательных учреждений

Номинация: Программы коррекционной работы с детьми группы риска (психолого – педагогической поддержки)

Срок реализации программы: 4 года

Автор программы: Головачева Галина Викторовна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ с. Алексеевка «Образовательный центр»

Направленность программы: Программа рассчитана на детей 7 – 10 лет (начальная школа).

Программа «Дети «группы риска» направлена на создание условий для развития личности, профилактики правонарушений среди детей, оказание индивидуальной помощи ребенку, семье которые попали в трудную жизненную ситуацию.

Те проблемы, которые волнуют нашу страну, коснулись и системы образования России. Следствием этого явилось обесценивание духовных и нравственных идеалов, рост детской беспризорности, увеличение числа неблагополучных семей, отдаление родителей от процесса воспитания своих детей. Взрослым катастрофически не хватает милосердия и гуманности, что приводит к их дефициту в общении с детьми, им меньше уделяют внимания и в семье, зачастую и образовательных учреждениях.

Читайте также:  Для расшифровки анализов детей 14 лет

В этих условиях возрастает потребность работы с детьми «группы риска», это, как правило, дети из неблагополучных семей, дети с плохой успеваемостью по учебным предметам, дети с девиантным поведением. В настоящее время внимание к таким детям возросло: психологическая и социальная служба в школе, дополнительная работа классного руководителя. Все подобные мероприятия направлены на восполнение недостатков воспитания, преодоление педагогической и социальной запущенности.

В последние несколько лет в школе возросло число детей из неполных и неблагополучных семей. Кроме того, произошло ослабление института семьи, ее воздействия на детей.

Особенности работы с обучающимися и семьями «группы риска»

Издавна главным институтом воспитания человека (ребенка) является семья. Приобретенное маленьким ребенком в семье, сохраняется им в течение всей его жизни. Важность семьи как института воспитания обусловливается тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. По длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не сравнится с семьей. Именно в семье происходит закладывание основ личности ребенка.

Но, семья может выступать как в роли положительного двигателя, так и в роли отрицательного. Положительное влияние: близкие ему люди любят его, окружают заботой, нежностью, вниманием, лаской. Отрицательного же такого урона, как семья, тоже никакой из ныне существующих институтов нанести не может.

Семья — это особого склада коллектив, он играет в воспитании существенную, долговременную и очень важную роль. Именно здесь, в своей семье ребенок получает свой первый жизненный опыт, он делает и первые открытия, и самые первые наблюдения в отношении того, как себя вести в различных ситуациях. Важную роль играет то, чтобы все, чему мы учим ребенка, постоянно подкреплялось нашими конкретными примерами, чтобы он воочию видел, что у всех взрослых слова никогда не расходятся с делом.

В настоящее время ситуация в семье осложнилась резким снижением качества жизни, деформацией ее социально-экономической и психологической функции. Существует тенденция снижения роли семьи в воспитании и образовании детей, в обеспечении их физического и нравственного здоровья. Положение семьи усложняется распространением алкоголизма, преступности, наркомании, бродяжничества, сиротства при наличии одного из родителей (или даже полной семьи). Социальная безграмотность многих семей объясняется причинами объективного характера, именно по этой причине они, эти семьи, нуждаются в особой поддержке. Работа классного руководителя в первую очередь направлена на оказание помощи семьям «группы риска».

Дети – это зеркало образа жизни своих родителей.

Причины, по которым появляются дети «группы риска»:

Нет целенаправленной воспитательной работы с детьми с раннего детского возраста.

Окружающие не знают их потребностей детей, их круга интересов.

Неблагополучные отношения в семье.

Нет надлежащего контроля за поведением детей.

Попустительство, или в противовес – жестокость наказания внутри семьи.

Занятость родителей и, как следствие, потеря эмоционального контакта с детьми.

Увеличение количества разводов.

Работа с детьми «группы риска» должна начинаться с коррекции отношений внутри семьи. Кто, как ни классный руководитель, может найти индивидуальный подход для каждой семьи? Цель его работы: увеличение положительного потенциала роли семьи.

Актуальность проблемы: В настоящее время существует серьезная проблема педагогического персонала образовательного учреждения в работе с детьми, которые относятся к «группе риска». Огромное количество причин, приводящих обучающихся порою к самым крайним мерам. В связи с этим, актуальность лежит на поверхности данной ситуации: с одной стороны – возрастание количества детей, относящихся к «группе риска», с которыми необходимо проводить воспитательную работу; с другой – недостаточная грамотность педагога в этом вопросе, которая происходит от того, что проблема сложная и многогранная, учитель в одиночку, самостоятельно не всегда может решить вопрос, оказать моральную помощь и психологическую защиту ребенку, ведь именно дети этой категории больше, чем все остальные нуждаются в нашем внимании и заботе, именно они, эти дети, больше всего подвержены негативным воздействиям извне.

Формировать культуру здорового образа жизни и общую культуру детей начальной школы.

Воспитать гражданственность, толерантность, уважения к правам и свободам человека.

Создать и развивать правовые и социальные условия для реализации личности, духовного и нравственного воспитания детей.

Формировать мотивы положительной адаптации и социализации личности, повышение самооценки обучающегося младшего школьного возраста, адаптации в окружающем социуме.

совершенствовать образовательной и воспитательную систему класса в интересах развития каждого ребенка;

организовать социальную, педагогическую и психологическую помощь и поддержку детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

обеспечить реальные меры по защите прав и законных интересов детей.

Возраст детей, на которых рассчитана данная программа 7 – 10 лет. В настоящее время данная программа в процессе разработки. Для ее апробации будут выбраны обучающиеся начальной школы.

Сроки реализации Программы: Программа будет выполняться в течение четырех лет (2013-2017 г.) поэтапно:

I этап (2013-2014 учебный год) – организационно – диагностический.

Создание банка данных класса о различных категориях учащихся школы.

Организация работы родительского лектория.

Развитие форм ученического самоуправления.

Организация занятости и досуга детей.

II этап (2017-2017 учебный год) – деятельностный.

С оздание в классе условий и системы квалифицированной и грамотной дифференцированной помощи семьям и детям, которые нуждаются в социальной поддержке.

П одключение родительской общественности для своевременного устранения проблем детей.

Регулярная диагностика детей «группы риска». Анализ и оценка работы с точки зрения эффективности, внесение возможных нужных корректировок.

С оздание в классном коллективе эффективной системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей младшего школьного возраста.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

родительский всеобуч («Школа позитивного родительства»);

работа узких специалистов с детьми и родителями.

отслеживание основных причин появления детей данной группы;

снижение количества обращений в КДН, ПДН;

развитие патриотического воспитания;

улучшение физического, психологического и духовного здоровья обучающихся начальной школы;

повышение социальной активности детей «группы риска» и их родителей;

повышение уровня воспитанности и культуры поведения детей «группы риска»;

формирование у обучающихся культуры поведения и сосуществования в социуме;

увеличение количества родителей, заинтересованных в положительных изменениях своего ребенка.

Способы проверки ожидаемых результатов:

Формы проведения итогов реализации программы:

круглые столы «У меня получилось, подскажу тебе».

1. Работа с детьми «группы риска» (классный руководитель).

Работа в этом разделе мною строится по нескольким основным направлениям:

индивидуальные беседы с детьми «группы риска», цель которых заключается в помощи детям совершать осмысленные поступки, преодолении страха и неуверенности перед другими людьми (одноклассниками, сверстниками, взрослыми, знакомыми и чужими).

Проведение коррекции положительного воздействия различных методов воспитания.

Организация свободного и досугового времени обучающихся.

Изучение интересов детей «группы риска» с целью обучения рациональному использованию свободного времени детей.

Привлечение детей «группы риска» в кружки и секции, общественную деятельность.

Поощрение творчества обучающихся и участие их в общешкольных и классных внеучебных мероприятиях.

2. Работа с родителями (классный руководитель).

В работе с семьей я максимально стараюсь увеличить хорошее и свести к минимуму плохое влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные и псих o -физические конфликты, имеющие огромное воспитательное значение:

принимать самое активное участие в жизни семьи;

находить достаточное количество время, для беседы со своим ребенком;

постоянно интересоваться проблемами детей;

ни в коем случае никогда не оказывать на ребенка никакого нажима, тем самым давая ему возможность самостоятельно принимать те или иные решения;

беспрекословно уважать право ребенка на собственное мнение;

с уважением относится к интересам всех членов семьи.

Диагностика проблем семьи.

Содействие в получении социальной помощи.

Диагностика результатов работы.

Основные направления работы с семьей:

возрождение внутрисемейных традиций, изучение обычаев и быта своей семьи;

формирование семейных ценностей у детей «группы риска»;

организация выставок семейного творчества;

организация работы родительского лектория — всеобуча, «Школы родительского позитива» на интересующие темы.

3. Психологическая консультация и помощь (психолог).

Существуют проблемы, решение которых назрело давно, среди них приоритетной является насилие в семье. Кроме этого, к ним присоединились проблемы детей – жертв вооруженных конфликтов.

Теперь на школу возложена еще большая миссия психолого – педагогической службы, призванной помочь детям и их родителям укрепить психологическое здоровье и развития обучающихся.

В состав психологического раздела входят следующие компоненты:

скрининг – непрерывное наблюдение за психологическим развитием учащихся при помощи экспресс — диагностических методов;

диагностика – углубленный анализ детей «группы риска» при помощи специальных расширенных психодиагностических методов;

коррекция – применение психологических, терапевтических и тренинговых процедур, предназначенных для коррекции нарушения психологического здоровья, а также нежелательных отклонений от оптимального психического развития учащихся.

4. Помощь в социальной адаптации детей «группы риска» и их родителей (социальный педагог).

банк «Сир o ты и опекаемые»

банк «Дети – прав o нарушители»

дети с проблемами в развитии;

дети, оставшиеся без п o печения родителей;

дети из неблагополучных, асоциальных семей;

дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической п o м o щи и поддержке;

дети с проявлениями социальной и психологической дезадаптации.

5. Информационная и просветительская работа с «детьми группы риска» и их родителями.

Тематика родительского правового всеобуча.

Индивидуально — тематические консультации для родителей и беседы с ними:

профилактика вредных привычек у детей «группы риска».

Как возникает интерес к пагубным привычкам.

Необходимость внимания к индивидуальной личности ребенка, его психическому, физическому, психологическому и духовному развитию.

Главная роль семьи в физическом, психическом, психологическом здоровья детей.

Влияние на психическое и физическое здоровье ребенка негативных СМИ.

Адекватность самооценки у детей «группы риска», ее последствия и способы повышения/понижения (как правило, повышения).

создание благоприятных условий для развития личности детей «группы риска».

Осуществление системы внеурочных дополнительных занятий, помощи, консультирования обучающихся «группы риска».

Снятие «синдрома неудачного ребенка».

Забота об укреплении позиции детей «группы риска» в классном коллективе, оказание помощи в выполнении общественно значимых поручений.

Формирование положительной Я — концепции.

Постоянное поощрение положительных изменений у детей «группы риска».

Оказание педагогической и психологической помощи родителям ребенка «группы риска».

Предупреждение вредных, пагубных привычек к курению.

Организация психологической помощи детям «группы риска» направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

I ЭТАП (2013-2014 учебный год) – организационно – диагностический.

Количество часов (частота занятий)

Выявить педагогически запущенных детей из неблагополучных семей.

Провести обследование жилищных условий обучающися, из семей «группы риска»

Классный руководитель, родительский комитет

Определить категории детей, прибывших в класс на основе:

— индивидуальной анкеты обучающихся .

Изучить причины социально-педагогической запущенности ребенка

Классный руководитель, психолог, социальный педагог

Провести ряд консультативных занятий «Начало нашего пути ». Познакомиться с обучающимися, установить с ними контакт и их родителями.

Исследовать уровень адаптации детей «группы риска» к школе

Классный руководитель, психолог

Творческая мастерская «Вот теперь я ученик».

Провести мониторинг здоровья детей «группы риска» при помощи анкеты.

Классный руководитель, учитель физической культуры

Провести учебный семинар – практикум «Учимся общаться и дружить»

Организовать и провести диагностики «Социометрия», анализ ее результатов.

Классный руководитель, психолог

Организовать и проведения классные часы на тему толерантности, доброты, вежливого и уважительного отношения друг к другу.

Провести тренировочные занятия: «Навыки общения в социуме».

Разработать и раздать памятки поведения в семье среди детей «группы риска» и их родителей

Организовать и провести рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей

Классный руководитель, социальный педагог, родительский комитет

Изучать положение ребенка в классном коллективе

Организовать и провести консультации для детей «группы риска» и их родителей

Классный руководитель, психолог

Организовать и провести беседы с педагогически запущенными детьми и их родителями по профилактике правонарушений

Классный руководитель, представитель полиции

Организовать и провести лекции — семинары для родителей и педагогически запущенных детей

Классный руководитель, психолог

День профилактики правонарушений

Классный руководитель, учитель физической культуры, родительский комитет, представитель службы «Семьи, материнства и детства»

Классный руководитель, учитель физической культуры, родительский комитет

Организовать раб o ту, направленную на вовлечение детей «группы риска» в кружковую, внеурочную, внеклассную работу, в секции по разным интересам.

Организовать и проводить индивидуальную работу с детьми «группы риска», направленную на коррекцию проблем.

Читайте также:  Должны ли дети сдавать платные анализы

Классный руководитель, психолог

Организовать и проводить с детьми обучающие игры «Социум, общение и мы»

Формировать положительную мотивацию к посещению и обучению в школе.

Организовать и проводить занятия — практикумы «Играя, учимся общаться»

Организация, проведение и анализ диагностики «Социометрия»

Классный руководитель, психолог

Организовать и провести классные часы на темы поведения человека (ребенка) в социуме.

Тренинг: «Сформированы ли навыки моего общения?».

Организовать занятость и досуг детей «группы риска»

II ЭТАП (2014-2017 учебный год) – деятельностный

Количество часов (частота занятий)

Диагностировать учащихся для того, чтобы проследить динамику в отношении учебы и жизни, выявление проблем внутри классных коллективов. На основе полученных результатов своевременная разработка стратегии работы (психолого-социальные, педагогические, воспитательные мероприятия)

Составить и систематически пополнять, обновлять полные педагогические и психологические рекомендации и характеристики на каждого обучающегося класса из «группы риска»

Классный руководитель, психолог, социальный педагог

Организовать коррекционные группы по результатам проведенных диагностических мероприятий

Классный руководитель, психолог

Организовать и проводить практические семинары-тренинги для родителей с целью формирования и развития практических навыков, необходимых для работы с детьми категории «группы риска»

Классный руководитель, социальный педагог

Организовать и проводить консультации и методическую помощь нуждающимся родителям детей «группы риска»

Классный руководитель, психолог

Активно привлекать всех детей «группы риска» к постоянному участию в общественной жизни класса и школы

Активно сотрудничать с родителями и по максимуму привлекать их к процессу обучения и воспитания собственного ребенка.

Осуществлять своевременный и постоянный мониторинг особенностей личностной динамики детей «группы риска» и особенностей протекания групповых процессов в классном коллективе начальной школы

Родительский университет (лекторий + консультации специалистов).

Классный руководитель, психолог

Проведение классных родительских собраний (по запросам родителей, или по разработанным темам).

Своевременное и постоянное осуществление социального патронажа семей, в которых воспитываются дети «группы риска»

Классный руководитель, социальный педагог.

Организовать и проводить интеллектуально-познавательные игры «Мир вокруг меня и я в нем»

Организовать и провести заседания круглого стола на темы «До преступления всего один шаг», «Я и мои права»

Организовать и систематически проводить «Дни здоровья». Привлекать детей «группы риска»

Классный руководитель, учитель физической культуры

Организовать и проводить профилактические беседы о вреде наркотиков, алкоголя, никотина

Классный руководитель, медики

Организовать и провести классные часы и беседы с родителями на тему «Проблемы и вопросы сохранения здоровья»

Организовать и провести учебные занятия — тренинги «Маленькое приведение» (обучение выплескивания своего гнева в приемлемой для этого форме) выплёскивать свой гнев в приемлемой форме

Классный руководитель, психолог

Организовать и систематически проводить игровые занятия на тему «Мой мир: он для меня, он мне, он ради меня. Умей его понять» (познаем себя, учимся контролировать свои эмоции)

Систематически проводить семейные праздники, сделав их традиционными мероприятиями классного коллектива: «Вот они: наши семейные традиции. Смотрите!»

Классный руководитель, родители

Организовать систематические доверительные беседы для детей «группы риска» и их родителей «Я вижу в этом мире. » (установить отношения доверия и взаимопонимания между взрослым и ребёнком)

Классный руководитель, психолог

Организовать и систематически проводить Акции Здоровья

Классный руководитель, учитель физической культуры

Организовать и проводить систематические тренинги для родителей и детей «группы риска» «Убудем учиться понимать друг друга»

Организовать и систематически проводить родительские университеты на темы: «Уют и комфорт в вашем доме и семье», «Учим ли мы наших детей любить? Умеем ли любить мы сами?», «Нравственные законы современной жизни», «Взаимодействие людей друг с другом: модели поведения: взрослый – ребенок, ребенок — ребенок», «Мальчики и девочки. Почему же они разные?»

Классный руководитель, психолог, социальный педагог, специалисты центра «Семья, материнство и детство»

Организовать и проводить игры «Добрым буду я»

Организовать и систематически проводить социально значимые акции с привлечением детей «группы риска»

Организовать и проводить информационно-просветительскую работу с детьми «группы риска» цель которой: профилактика

Осуществлять комплексную коррекционную работу с детьми «группы риска»

Классный руководитель, психолог

Проведение бесед по факту

Организовать и проводить систематические лкции со специалистами необходимых структур и ведомств, классные часы

Организовать ндивидуальную работу с детьми из неблагополучных семей

Организовать летний отдых детей

Организовать и осуществлять постоянный контроль и проверку занятости детей «группы риска» во внеурочное и вечернее время

Организовать и проводить коррекционные и индивидуальные занятия, консультации

Разработать программу коррекционно-воспитательной работы с детьми «группы риска»

В настоящее время можно подвести итоги первого этапы работы по данной Программе с детьми группы риска.

Первый этап был организационно – диагностический, он проходил когда дети пришли ко мне в 1 класс (2013 – 2014 учебный год).

На данном этапе было поставлено несколько целей:

1. Создание банка данных класса о различных категориях учащихся школы.

2. Организация работы родительского лектория.

3. Развитие форм ученического самоуправления.

4. Организация занятости и досуга детей.

1. Создание банка данных класса о различных категориях учащихся школы.

На первом этапе реализации Программы был создан Банк данных детей моего класса. В него вошли не только дети «группы риска», но и все категории обучающихся.

Вывод: Созданный мною банк данных помог грамотно выстроить работу с детьми из семей «группы риска».

источник

В общей системе педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем у подростков, важное место занимает своевременное выявление детей и подростков «группы риска». Актуальной остается проблема эффективной диагностики, направленной на решение, а не на констатацию наличия социально-эмоциональных проблем.

М. С. Полянский выделяет ряд требований, которым должен отвечать диагностический инструментарий сопровождения:

1. Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы.

2. Простота, доступность, скорость переработки. Для педагогов первого уровня сопровождения особенно ценными являются те методики, которые позволяют быстро и эффективно выявлять пути решения проблемы.

3. Диагностический инструментарий должен обеспечивать безопасную с точки зрения возможности разглашения информации процедуру исследования, соблюдение принципа приоритета интересов ребенка (подростка).

Взаимодействие классного руководителя, учителей, сотрудников службы (центра сопровождения) обеспечивает эффективность работы по выявлению и сопровождению учащихся группы социального риска, то есть учащихся, которые находятся в неблагоприятных социальных условиях (проблемы в семье, неуспех в учебе, миграции и др.), испытывающие на себе воздействие негативных социальных факторов развития. У таких детей и подростков могут возникнуть социально-эмоциональные проблемы, если на 1 и 2 уровнях помощи не будет обеспечена необходимая помощь и поддержка. Одним из наиболее часто используемых в настоящее время инструментов для выявления таких подростков является социальный портрет класса, который составляется социальным педагогом совместно с классным руководителем. О проблемах учащихся классный руководитель может сообщить сотруднику службы сопровождения (социальному педагогу или педагогу-психологу) лично или в процессе заполнения анкеты, которая предлагается ему не реже 1 раза в четверть.

После выявления «группы риска» классный руководитель и сотрудники службы сопровождения приступают к сбору дополнительной информации об особенностях социальных условий тех учащихся, которые требуют особого внимания со стороны педагогов и сотрудников службы сопровождения.

Сбор, анализ информации с целью выявления у учащихся социально-эмоциональных, а также других проблем заканчивается разработкой программы индивидуального сопровождения. Примерная схема сбора информации:

  • беседа учителями и с классным руководителем;
  • беседа с родителями;
  • изучение особенностей развития;
  • сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником медицинской службы;
  • изучение данных об успеваемости подростка, анализ учебных проблем;
  • изучение особенностей классного коллектива (социометрическое исследование, наблюдение, беседы с учителями и классным руководителем, анализ карты сопровождения класса);
  • анализ социального портрета класса;
  • анкетирование родителей (анкета «Особенности семейного воспитания»).

Важным условием эффективной работы по выявлению подростков «группы риска» является своевременное обращение классного руководителя или учителя к специалистам сопровождения в случаях:

  • наличия у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение…);
  • появления у подростков проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.);
  • пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
  • употребления или предполагаемого употребления ими спиртных напитков и других наркотических веществ;
  • кризисной ситуации в семье;
  • резкого ухудшения состояния здоровья;
  • в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка.

На основе анализа полученной информации социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения подростка «группы риска».

Выявление подростков с социально-эмоциональными проблемами осуществляется в процессе систематически проводимой массовой диагностики или в результате получения сигнала о проблеме от самого подростка, учителя, родителей; других представителей ближайшего окружения.

Как отмечалось выше, помощь подростку в решении социально-эмоциональных проблем оказывается на разных уровнях, первый из которых – его ближайшее окружение: родители, классный руководитель, одноклассники и учителя. Следующим уровнем помощи будет специально организованное в образовательном учреждении сопровождение (ППМС-центр, служба сопровождения в сотрудничестве с учителями и классным руководителем). Но в отдельных случаях возникает необходимость предоставить подростку специализированную помощь вне школы. Педагог, осуществляющий сопровождение, поддерживающий постоянный контакт с различными учреждениями, оказывающими помощь детям и их родителям, является в таких случаях посредником. Педагогу сопровождения необходимо поддерживать связь с ближайшим окружением ребенка. В своей работе по оказанию помощи учащимся он взаимодействует со всеми специалистами центра или службы комплексного сопровождения, прежде всего, социальным педагогом и педагогом-психологом, учителями, медицинской службой и представителями администрации.

Программа индивидуального сопровождения подростка группы социального риска может включать в себя:

  • взаимодействие педагога и подростка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других;
  • организацию досуга подростка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.);
  • помощь в преодолении учебных затруднений;
  • помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении;
  • сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование);
  • организацию и предоставление бесплатного питания в школе;
  • обращение в районные городские социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи;
  • защиту прав подростка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения.

Заметим, что развитие социально-эмоциональной компетентности – важное условие профилактики социально-эмоциональных проблем, одна из важнейших задач педагогического взаимодействия. Развитие социально-эмоциональной компетентности осуществляется на трех уровнях:

  1. на когнитивном уровне формируется понимание, представление о себе, о других, о взаимоотношениях людей;
  2. на эмоциональном уровне развивается способность к саморегуляции и осознанию собственных чувств и чувств других людей;
  3. на поведенческом уровне формируются и развиваются навыки социального взаимодействия.

Индивидуальное сопровождение подростка «группы риска» может осуществляться специалистом по сопровождению во взаимодействии с учителем (классным руководителем) или непосредственно учителем, классным руководителем при консультативной поддержке специалистов сопровождения.

Взаимодействие со всеми специалистами ППМС-центра, медицинской службой, с классными руководителями, учителями, заместителями директора по организационно-педагогической работе и другими сотрудниками школы обеспечивает эффективность работы социального педагога по выявлению и сопровождению учащихся «потенциальной» и «реальной» группы социального риска

Что мы понимаем под «потенциальной группой риска»?

В «группу риска» могут попасть учащиеся, которые находятся в социальных условиях, неблагоприятных или не достаточно благоприятных для их развития. У таких детей могут возникнуть серьезные социально-эмоциональные проблемы, если на 1 уровне помощи не будет обеспечена необходимая поддержка.

Что мы понимаем под «группой риска»?

Учащиеся с достаточно серьезными социально-эмоциональными и поведенческими проблемами, требующие особого внимания со стороны педагогов, родителей, сотрудников ППМС-центра и других учреждений помощи детям, входят в состав «группы риска».

Взаимодействие с классными руководителями, учителями и заместителями директора по организационно-педагогической работе обеспечивает эффективность работы социального педагога по выявлению и сопровождению учащихся «потенциальной» и «реальной» группы социального риска

Что мы понимаем под «потенциальной группой риска»?

Это те учащиеся, которые находятся в социальных условиях, неблагоприятных или не достаточно благоприятных для их развития. У этих детей могут возникнуть социально-эмоциональные проблемы, если на 1 и 2 уровнях помощи не будет обеспечена необходимая поддержка.

После выявления «потенциальной группы риска» педагог может заполнить анкету «ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ» для того, чтобы получить более полную информацию о тех учащихся, которые требуют особого внимания со стороны педагогов, осуществляющих сопровождение.

АНКЕТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

источник