Меню Рубрики

Анализ работы одаренных детей по физике

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития

Анализ работы с одаренными детьми

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития.

Так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях, Немало важную роль играет изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности.

Физическое воспитание во внеурочное время тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием школьника и активно содействует всестороннему развитию ребенка, учит его четкому подчинению дисциплине, выполнению правил, норм спортивной этике, уважению соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные соревнования различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта.

Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного обучающегося.
В своей работе я использую следующие признаки одаренности

— быстрое освоение деятельности и ее выполнения,

— использование новых типов деятельности,

— проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.
При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми мной учитывается, то что каждом возрастном этапе детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.
Так к примеру у детей 5х классов – преобладает игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств, посредством игры.

Учитель старается выявлять одаренных детей преимущественно на начальных стадиях и привлекать их к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции с привлечением тренеров — преподавателей.
В нашей школе действует несколько секций: баскетбол, волейбол, настольный теннис, легкая атлетика.
Огромную роль здесь играет привлечение самих родителей, и стараемся привлекать родителей к совместной с детьми деятельности: выступать на родительских собраниях, привлекать к судейству соревнований и к непосредственному участию в спортивных мероприятиях школы, района, города. Так как особое значение в развитие и формирование одаренности ребенка огромное значение имеет конечно же родитель.

Не остается в стороне и исследовательская деятельность. Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий формирует и некоторый уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания.

Проблема или тема проекта должна быть сформирована так, чтобы направить обучающегося на привлечение фактов из разных областей знаний и разнообразных источников информации;

Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроке двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений.

Учащиеся принимают участие в межрегиональных, районных научно-практических конференциях, проводятся ежегодно в школе предметные олимпиады по физической культуре.

Одним из видов работ с одаренными детьми является проектная методика на уроках и во внеурочное время.

Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки.
Мы стараемся включать одаренных детей в соревнования с такими же одаренными детьми или более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому мы привлекаем таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья.

Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни. Физическое развитие школьника необходимо осуществлять с опорой на глубокие теоретические знания.

Наболевший вопрос — подача на уроке физической культуры теоретических знаний. Для решения этой проблемы можно предложить проектную технологию. Например, для учащихся 9 классов можно предложить такую тему проекта: “О спорт ты прекрасен!”. К данной теме можно выделить следующие под темы: те виды спорта, которые в ходят в школьную программу по физической культуре. Для раскрытия под тем проекта предлагается план:

Класс делится на группы по 6-7 человек. Каждая группа по жеребьевке получает вид спорта, карточку с планом работы. Устанавливаются сроки предварительной проверки проекта. После окончания работы над проектами проводится спортивный праздник, на котором ребята представляют свои работы, а чтобы праздник был праздником, демонстрируют практические навыки по своему виду спорта, например:

гимнастика, выполнение комбинации из акробатических упражнений;

баскетбол, жонглирование мячами, фигурная обводка стоек;

волейбол, передачи и подачи мяча в заданную зону;

л/атлетика, юмористические эстафеты.

Оценивается вся группа в целом, но учитывается участие каждого ученика в работе над проектом.

Педагогическое наблюдение показало: использование метода проектов на предмете «физическая культура» в школе позволяет через направленные на решение проблем в области физической культуры и спорта учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность повысить творческую активность школьников, культуру их поведения и общения, взаимодействия с людьми.

Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами.
По мимо проектной деятельности в этом возрасте мы стараемся привлекать ребят к участию в соревнованиях и конкурсах, участвовать в подготовке и разработке работ для научной деятельности учащихся и для учителей, привлекаем к участию в предметных олимпиадах различного уровня, к выступлениям с пропагандой ЗОЖ, занятиям спортивной деятельностью перед младшими школьниками.
Обучающиеся, относящиеся к специальной медицинской группе готовят доклады, рефераты, выступления, презентации, которые в последствии учителя как начальной школы, так и среднего и старшего звена могут использовать в подготовке мероприятий, классных часов.
Проводится мониторинг физической подготовленности учащихся. Цель которого, определение уровня физической подготовленности учащихся и рейтинга по классам 2 раза в год (осенью и весной) проводится тестирование учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости. Результаты оформляются в электронном виде, доводятся до сведения учащихся и родителей, вывешиваются на информационный стенд.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе.
Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.
Методическим объединением учителей физической культуры г. Александровск — Сахалинского разработана система работы с одаренными детьми.
Цель системы:
1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.

Задачи системы:
— совершенствование системы выявления, развития и сопровождения одарённых учащихся;
— выбор оптимальных форм и методов работы;
— создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
— расширение возможностей для участия способных и одарённых
учащихся в олимпиадах, соревнованиях и конкурсах.

Ожидаемые результаты реализации системы:
Реализация системы призвана способствовать:
— созданию условий для выявления, развития, сопровождения одарённых обучающихся;
— созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации
педагога для работы с одарёнными детьми;
— созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
— повышению качества образования и воспитания школьников;
— формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики
способных и одаренных детей.

Основные мероприятия:
— разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для
одарённых детей;
— организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов и др. мероприятий;
— приобретение инвентаря и оборудования для оптимизации работы
с одарёнными детьми;
— приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой
для работы с одарёнными детьми;
— организация тесного взаимодействия со спортивной школой, медработниками и психологической службой.

На базе школы МБОУ СОШ № 1 действуют спортивные объединения.

Подвижные игры: 4 группы
Футбол: 2 групп
Волейбол: 2 группы
Легкая атлетика:2 группы
Настольный теннис: 2 группы
Практика показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:
— секционные занятия по видам спорта;
— спортивные соревнования;
— конкурсы;
— участие в олимпиадах;
— работа по индивидуально-групповым планам;
— сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами – преподавателями спорт. школ и не посредственное сотрудничество с другими школами.

Как результат работы с одарёнными детьми с начала 2017- учебного года, можно отметить участие детей в соревнованиях различного уровня, где были показаны следующие результаты:

Баскетбол девушки 2 место

Легкая атлетика: 1,2,3, места (В личном и командном первенстве) Футбол-1 и 2 место
Японский мини волейбол -3 место
Веселые старты – 1, 2 место

Настольный теннис – личное первенство 1,2 , 3 место.

источник

Для работы с перечисленными учащимися был составлен план работы с одаренными детьми

Цель плана: создание психологических и социально-педагогических условий для всестороннего развития творческой личности учащихся, ее самоопределения и самореализации

В учебной деятельности работа с одаренными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого я использую следующие формы работы:

урочная деятельность (уроки по предметам)

в урочной деятельности я использую следующие виды деятельности: проблемно-развивающее обучение, работа в малых группах, проектно- исследовательская деятельность, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии (разноуровневые тесты, презентации, тренажеры), творческие и нестандартные задания.

школьные декады (одна из форм внеклавссной работы по предмету: КВНы, викторины, решение кроссвордов, ребусов и т.д.)

театрализованные праздники ( разрабатывают сценарии постановок и т.д.)

олимпиады по физике и математике (выявляют наиболее способных и одаренных детей при решение познавательных, нестандартных задач и задач повышенной сложности)

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Выполнение одаренными детьми исследовательских работ углубленного уровня по физике без использования дорогостоящего оборудования

Новый ФГОС требует от педагогов не сколько вместить в детей определенный объем информации, столько научить их самостоятельно эту информацию получать. Важнейшую роль в формировании исследовательских способностей школьников играют самостоятельные исследовательские (творческие) работы.

Возникает вопрос, что понимать под исследовательскими работами школьников? Анализ литературы и собственный опыт работы в жюри конкурсов проектно-исследовательских работ школьников показывает, что к этому вопросу существует диаметрально противоположенные подходы.

С одной стороны, под исследованием можно понимать получение любой субъективно новой информации, в том числе «исследование» процесса закипания воды. С другой стороны, под исследованием можно понимать получение объективно новой (научной) информации, т.е. выполнение полноценной научно–исследовательской работы, которые школьники делают в лабораториях НИИ или вузов под руководством научных сотрудников. Однако, опыт показывает, что часто школьник, работая на дорогостоящем современном физическом приборе, не всегда представляет физические принципы его работы. Кроме того, возможность выполнять научно-исследовательские работы существует далеко не у всех одаренных школьников.

Читайте также:  Сологуб живы дети только дети анализ

Представляется важным, чтобы результат исследовательской работы, не был очевиден для школьника (т.е. существенно выходил за рамки школьного учебника), кроме того, необходимо, чтобы учебное исследование повторяло основные этапы научного исследования: видение проблемы, выдвижение гипотез, планирование и проведение эксперимента, анализ полученных данных, публикация результатов в виде доклада на конференции. Будем называть такие работы исследовательскими работами углубленного уровня. Возможно ли проведение исследовательских работ углубленного уровня по физике с одаренными детьми без специального дорогостоящего оборудования?

Под руководством автора было выполнено большое число экспериментальных исследовательских работ, получивших призы на Всероссийских конкурсах проектно-исследовательских работ школьников, где в качестве основного измерительного инструмента использовался обычный цифровой фотоаппарат .

Слабость математического аппарата школьника, особенно в 7-м классе можно компенсировать использованием компьютерного моделирования на основе численных методов. Важно отметить, что демонстрационных программ сейчас много, нужно, чтобы школьники понимали алгоритмы расчета. К сожалению, школьники редко владеют языками программирования, поэтому можно пользоваться электронными таблицами (MSExcel. OpenOffice.orgCalc или их аналоги). Важно заметить, что речь идет об использовании компьютеров не только для расчета погрешностей и построения графиков. Одаренные школьники прекрасно осваивают численные методы, применяя их для численного интегрирования; решения уравнений, в том числе трансцендентных; расчета статистических закономерностей. Использование численных методов позволяет проводить исследовательские работы углубленного уровня по всем разделам школьной физики в соответствии с возрастом учеников, от кинематики до волновой оптики [1-7].

Многолетний опыт выполнения школьниками исследовательских работ в Вечерней физической школе при физическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, в лицее «Вторая школа», а также учениками из всех концов России в летних школах, показывает, что использование общедоступных цифровых фотоаппаратов для проведения физических экспериментов и численных методов для их планирования и анализа, позволяет проводить исследовательские работы по физике углубленного уровня с одаренными детьми начиная с 7-го класса практически в любой школе.

1. Рыжиков С. Исследовательские работы по физике учеников 7-11 классов. Saarbrucken (Германия): LAP Lambert Academic Publishing, 2013, 280 с.

2. Рыжиков С.Б. Развитие исследовательских способностей одаренных школьников при выполнении исследовательских работ по физике с проведением экспериментов на базе фото– и видео техники. Монография. – М. Школа будущего. 2012. – 160 с.

3. Рыжиков С.Б. Исследовательские работы одаренных школьников по волновой оптике – первый шаг к знакомству с нанотехнологиями. // Наука и школа. 2013, №2, с. 104–108.

4. Рыжиков С.Б. Экспериментальные исследовательские работы с одаренными школьниками VII-го класса. // Физика в школе. 2012. № 6. с. 49-54.

5. Рыжиков С.Б. Развитие исследовательских способностей школьников при изучении теоремы о равномерном распределении энергии по степеням свободы. // Научная конференция «Ломоносовские чтения». . М. Физический факультет МГУ. 2013. с. 168-169.

6. Рыжиков С.Б. Развитие исследовательских способностей школьников 8–9 классов при изучении волновой оптики. // Физика, изд. «Первое сентября». 2013. №5. с. 40-45.

7. Рыжиков С.Б. Использование электронных таблиц для проведения исследовательских работ на примере нахождения центра тяжести. // Информатика в школе. 2013. №8. с. 51 – 53.

источник

учителя физической культуры Варфоломеевой Л.П . о работе с одарёнными детьми.

Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности ,так как спортивная деятельность –одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том. что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования Л.Термена и других ученых показали, что чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережают сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности :умственная ,социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей Моторной организации человека и его психических способностей ,которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических ,морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека ,однонаправлено влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.

В своей работе я использую следующие признаки одаренности -быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности ,проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.

При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми я учитываю,что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.

Так например, у начальной школы (дети 7-10 лет)-это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств , посредством игры. Я стараюсь выявлять одаренных детей на начальных стадиях и привлекать их к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции школы и города.

Здесь и немаловажно привлечение родителей . Так как в развитие и формировании одаренности большое значение имеет и участие родителей . я в свою очередь стараюсь привлекать родителей к совместной деятельности: выступаю на родительских собраниях, привлекаю к судейству соревнований и к их непосредственному участию. Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность –совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки.

Я стараюсь включать одаренных детей в соревнования с такими же одаренными детьми или более старшими поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому я привлекаю таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья. Для старшего возраста (16-17 лет)ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.

В этом возрасте ястарась привлекать ребят к участию в соревнованиях и конкурсах, участвовать в подготовке и разработке работ для научной деятельности учащихся и для учителей, привлекаем к участию в предметных олимпиадах различного уровня, к выступлениям с пропагандой ЗОЖ, занятиям спортивной деятельностью перед младшими школьниками .

Так например, учащиеся , относящиеся к спец.медицинской группе готовят доклады, рефераты, выступления, презентации, которые в последствии учителя как начальной школы, так и среднего и старшего звена могут использовать в подготовке мероприятий, классных часов.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:

-секционные занятия по видам спорта;

— занятия исследовательской деятельностью;

— работа по индивидуальным планам;

— летние оздоровительные площадки для детей;

-сотрудничество с другими школами;

Я в своей работе стараюсь делать все, для выявления одаренных и способных детей. Стараюсь, чтобы им в школе было интересно учиться, показывать пример другим учащимся, приобщать их к спортивной деятельности и саморазвитию.

—> 05.10.2018 0 1089 96

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

источник

Данная публикация представляет собой анализ работы с одаренными детьми за 2014-2015 учебный год.

Анализ работы с одаренными детьми за 2014-2015 учебный год.

В 2014-2015 учебном году была продолжена работа по реализации школьной программы «Одаренные дети».

Цели и задачи на этот год были поставлены, исходя из проблем прошлого года.

Цель – поиск и поддержка талантливых детей в школе, создание образовательной среды, способствующей успешности ученика.

— вывести на новый уровень работу учителей, которая связана с учебно- исследовательский деятельностью;

— отследить участие детей в муниципальном туре ВОШ;

— проводить занятия с одаренными детьми в системе;

— организовать индивидуальную работу с одаренными детьми;

— учителям – предметникам – выявлять и поддерживать способных учащихся по своим предметам;

— педагогу – психологу –провести диагностику с целью выявления одаренности учащихся.

Исходя из поставленных задач и в соответствии с программой «Одаренные дети», были обозначены основные направления аботы с одаренными детьми:

  1. Диагностическое направление
  2. Информационное направление
  3. Развивающее направление
  4. Здоровьесберегающее направление.

Формы работы с одаренными детьми в школе в данном году: разноуровневые задания, марафоны, игры, конкурсы, олимпиады, викторины.

В школе в системе ведётся кружковая работа.

Мониторинг внеурочной деятельности учащихся в 2014-2015.

Посещают кружки, творческие объединения, секции

Сравнивая показатели 2014 и 2015 учебных годов, можно сделать вывод, что посещение учащимися осталось на том же уровне.

Выявление одаренных детей проходит в ходе учебно-воспитательного процесса на основе оценок школьной успеваемости, результатов, полученных на различных конкурсах, на основе характеристик, составленных по наблюдениям учителей-предметников. В этом учебном году к работе по выявлению одарённых детей была привлечена психолог школы Годовяхина К. А. Ксения Александровна работала с учащимися среднего звена, проводила с ними беседы, тесты. Побеседовала с классными руководителями и учителями- предметниками. По словам психолога, одаренные дети – это дети группы риска. Они не такие, как все, а, следовательно, более уязвимы. В результате на каждого ребенка была составлена карта. Все результаты были доведены до сведений классных руководителей. К сожалению, учащиеся младшего и старшего звена не были охвачены. Эта работы обязательно будет проделана в следующем году.

В 2014-2015 учебном году кураторами, психологом, учителями –предметниками и классными руководителями был проведен анализ творческой, интеллектуальной и спортивной деятельности учащихся.

Количественные показатели одаренности по школе следующие:

На данной диаграмме видно, что количество одаренных детей немного выросло. Это связано с приростом детей в школе.

В школе сформировано Научное общество учащихся. В нем состоят 23 ученика. В течении года было проведено 3 заседания НОУ. На заседаниях рассматривались задачи на 1 и 2 полугодия, подводились итоги прошедших мероприятий.

Работа по созданию условий для развития способностей учащихся проводилась по следующим направлениям:

В начале учебного года был проведен школьный тур ВОШ.

Процент от общего количества учащихся, принявших участие в школьном туре ВОШ:

В этом году учителя-предметники приняли решение, что на школьном туре предложенные задания олимпиады будут решать только те учащиеся, которое имеют склонность к тому или иному предмету, а не весь класс. Поэтому процент участия в этом году ниже, чем в остальных.

Учителя занимались подготовкой учеников к олимпиаде по индивидуальным программам. Так, например, Ильющенко Г.Н. для подготовки ученицы 8 «Б» Викторовой Юлии разработала индивидуальную программу по русскому языку.

К сожалению, не все учащиеся смогли принять участие в муниципальном туре ВОШ.

— мороз, по этой причине весь южный куст не смог выехать на олимпиаду по русскому языку и другим предметам, проходящим в данный день.

Ученица нашей школы Абрашина Анастасия заняла призовое место в муниципальном туре олимпиады по биологии. Для школы это хороший результат, так как призовых мест у нас не было уже два года.

В январе-феврале проходил школьный, кустовой и районный этап УИК.

Количество работ среднего и старшего звена, выставленных на школьный этап УИК за последние 4 года:

Количество работ начальной школы, выставленных на школьный этап УИК за последние 4 года:

Общее количество работ старшей и начальной школы, выставленных на районный этап УИК за последние 4 года:

На районный тур из пяти заявленных работ прошло три. Все три работы, принявшие участие в муниципальном этапе заняли призовые места. В этом году наша школа принимала кустовой этап УИК. Для куратора это был большой опыт проведения подобных мероприятий.

Читайте также:  Соя анализ у детей повышен

В школьном туре активно участвовали молодые педагоги. Маслова Л.С., Закондаева М.Г., Сорокина Ю.Ю., Старостина В.В.

Нужно отметить, что работа Пахомовой Нины «Влияние фитонцидов хвойных деревьев на профилактику простудных заболеваний» приняла участие и победила в конкурсе «Ресурсы родного края». Это позволило учащейся принять участие в краевом форуме «Молодёжь и наука».

— в этом году увеличилось количество работ в старшем и среднем звене;

— работы были сделаны на должном уровне, что позволило выставить их на районный этап УИК;

— впервые за два года школа заняла призовые места, также приняла участие в краевом форуме «Молодежь и наука».

— увеличилось количество педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью.

Говоря о федеральных конкурсах, можно сказать, что у школьников среднего и старшего звена заметно ослаб интерес к конкурсам: «КИТу», «Русскому медвежонку», «Британскому бульдогу» и другим, что наглядно подтверждает следующая таблица.

Процент участия в федеральных конкурсах начальной и старшей школы:

В данном учебном году в школе проводились различные дистанционные конкурсы и олимпиады.

Количество учащихся, принявших участие в следующих конкурсах и олимпиадах:

— 22 дипломанта международной олимпиады «Я-энциклопедия»;

— диплом лауреата (Яншаева Т.3а) и 3 диплома победителя (Безуглый К. 4а, Мошева В. 4а, Петровская И. 4а) во Всероссийском конкурсе «British flayer»;

— Пахомова Н. 10 кл. диплом победителя 3 степени в Международной дистанционной олимпиаде по химии, Сафронова Ю. 7б диплом 3 степени по обществознанию, Пыльчикова К. 7а диплом 2 степени по математике, Кабанова Г. 8а, диплом 1 степени по математике — проект «Инфоурок».

— 5 лауреатов (Викторова Ю., литература, русский язык Вологжина С., Новикова А. литература, Пиндюр Н. – русский язык, Мусатова Л. – русский язык,) и 2 ученика (Семеняк С. и Артемьевских А.) заняли 1 место и получили книгу в подарок – общероссийская олимпиада «Олимпус».

Стоит отметить, что данном учебном году учителя- предметники активно участвуют в подготовке детей к различным конкурсам. Благодарности, свидетельства о качественной подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам получили следующие учителя: Сижук А.П., Старостина В.В., Чеснокова С.А., Ильющенко Г.Н., Маслова Л.С., Килина А.А.

По интеллектуальному направлению в школе работает 8 кружков.

Английский через традицию и культуру.

Который год наши учащиеся выезжают в город Канск и Красноярск для участия в интенсивных школах: «Школа безопасности», «Юный спасатель».

В конце сентября куратором НОУ был организован школьный IQ – марафон, в котором приняли участие более 20 учащихся средней и старшей школы. Было организовано 5 станций: Языкознайка ( Килина А.А.), С миру по нитке(Зырянова Е.А.), Математическая (Закондаева М.Г.), Знатоки истории (СтаростинаВ.В.), Необычное в обычном (Митюнин Ю.А.). Участники были распределены на 5 команд. Победителем стала команда «Звезды», набравшая наибольшее количество баллов — 24.

Ребятам очень понравилось данное мероприятие, они с удовольствием бегали со станции на станцию, творили, решали, сочиняли. Было решено проводить марафон ежегодно.

В декабре учащиеся нашей школы традиционно приняли участие в районном IQ-марафоне.

Традиционным видом работы с одаренными детьми является проведение предметных недель. Применяются самые разнообразные методы и формы их проведения: конкурсы, олимпиады, КВН, интеллектуальные игры и марафоны.

Ильющенко Г.Н. в феврале провела «Лингвистический марафон по русскому языку» среди, 5-6 классов, 7-8 классов, 9-11классов. От каждого класса, совместно с учителями-филологами, была собрана команда из 5 человек, имеющих склонность к данному предмету. Учащимся были предложены разнообразные загадки, ребусы, головоломки, творческие задания по русскому языку. Победители — 5Б, 8Б, 11 классы — получили дипломы.

В рамках предметных недель в начальной школе проводились олимпиады во 2-4 классах.

Количество участников по предметам:

Таким образом, охват учащихся начальной школы составил 44%.

По итогам олимпиад победители получили грамоты.

В апреле к районной олимпиаде был проведен отборочный тур, в котором приняли участие более 90 человек (Охват 39%). 6 лучших были направлены в район. 2 призера – Петровская Ирина 4кл, Безуглый Кирилл 4 кл. награждены почетными грамотами. Стоит отметить, что с данными ребятами индивидуально занимались Стулинская О.Н, Хрипушина Т.Н., Хмельницкая М.Ф.

Школа активно принимает участие в районных и краевых акциях и конкурсах:

— «Я с книгой открываю мир» — акция, участие;

— «Живая классика» — конкурс, участие Фролова М, Агеенко М, Свердленко Е.

— «Сочинения «Единая Россия» — Кисилева В., Школьникова Е. – призеры

— «Знай свои права – управляй своим будущим» — акция, участие

— «Здоровье молодых – богатство края» — акция, участие.

Данное направление в школе реализуется через мероприятия и программы ДО, уроки технологии и ИЗО.

Цель данной работы — создать ситуацию успеха, способствовать развитию творческих способностей.

По данному направлению работает 5 кружков.

В 2014-2015 году в школе стал работать кружок вокала «МИКС». Он представляет собой эстрадное объединение, состоящее из 4 групп с общим количеством 60 человек.

Участник кружка (Губина Л. 5а) приняла участие в краевом конкурсе «Волшебный микрофон» и стала финалисткой.

Также в творческом конкурсе «Звездопад» участники кружка в номинации «вокал» заняли 2 место. Индивидуальные призы получили: Осауленко Р. – 2 место, Хмельницкая А. -3 место.

И все же в школе наблюдается недостаточное количество объединений дополнительного образования. Это связано с отсутствием квалифицированных специалистов.

Ученица 10 класса победила в районом конкурсе «Я-лидер» и от района была направлена ВДЦ «Смена» в Краснодарском крае.

Школа участвует в различных краевых творческих конкурсах.

Так, начальная школа приняла участие в конкурсе рисунков, объявленных телекомпанией «Енисей».

Для развития спортивной одаренности детей проводятся спортивные соревнования, спартакиады. В спортивном клубе ФСК занимаются 289 человек. Молодые педагоги Митюнин Ю.А. и Петрова В.В. проводят секции по волейболу, баскетболу, футболу, лёгкой атлетике, гимнастике.

— в феврале этого года наша хоккейная команда, заняв 1 место по району, выезжала на краевые соревнования и заняла там 3 место. Уже 2 год тренеры отмечают талантливых детей: Кищука Захара, Фокина Валеру, Лапа Валентина, Михалочкина Дениса, Боговарова Максима, Фокина Анатолия, Дяченко Дмитрия

— 2 командное место в районной спартакиаде;

— 3 место в районных соревнованиях по футболу;

Также учителя физкультуры отмечают Лашманову Лилию, она второй год занимает призовые места по лыжным гонкам.

В школе ежемесячно проводятся соревнования между классами по баскетболу, волейболу и футболу.

Учащиеся школы имеют портфолио, в котором накапливают свои результаты в течения обучения в школе.

Для поощрения одаренных детей в школе действует стимулирующая система:

— предоставление ученику дополнительных дней каникул;

— публичное поощрение на торжественных линейках.

В конце года в школе проводится слет ударников и отличников. Слет стал уже традиционным мероприятием, где в торжественной обстановке талантливым детям вручаются, грамоты, благодарности, дипломы. В этом году слет проходил под названием «Веселые уроки».

к положительным результатам можно отнести:

  1. В школе организована и ведется в системе работа с одаренными детьми.
  2. Выросло число учащихся и учителей, вовлеченных в исследовательскую деятельность.
  3. Организованна индивидуальная работа с детьми.
  4. Используются активные формы организации работы.
  5. Увеличилось количество участников мероприятий, конкурсов, олимпиад.
  1. Расширена предметная область исследований (технология).
  2. Все материалы НОУ (документы, новости) размещаются на школьном сайте.
  3. Расширен диапазон мероприятий, конкурсов, олимпиад.
  1. Недостаточно ведется исследовательская работа с одаренными детьми по отдельным предметам (математика, физика, МХК, ОБЖ, литература).
  2. Педагог- психолог не отработал с младшим и старшим звеном. Причина – загруженность педагога).
  3. По различным причинам не все дети смогли принять участие в муниципальном этапе ВОШ.

Цели и задачи на следующий год:

Цель на 2015 – 2016 учебный год: продолжить работу по созданию условий для оптимального развития одаренных и способных детей.

— продолжить создавая условия для их самоопределения, самореализации одаренных детей;

— усиление работы по научно- исследовательской деятельности обучающихся.

— изучение приемов целенаправленного наблюдения и диагностики учащихся.

— создание условий для совершенствования способностей учащихся через включение в самостоятельную деятельность.

— совершенствование форм работы с одаренными детьми.

— повышение квалификации педагогов в работе с одаренными детьми.

— использовать в образовательной практике школы продуктивные педагогические технологии, повышающие эффективность работы с одаренными детьми и индивидуализацию образования;

— продолжить систему мониторинга личностного развития одаренных детей и результатов деятельности педагогов.

Директор МКОУ Октябрьской СОШ № 9 Белов О.С.

источник

работы с одаренными детьми среди учащихся 5-11 классов по физической культуре и ОБЖ

В начале учебного года была организована работа по выявлению одаренных детей при прохождении курса обучения по физической культуре и ОБЖ.

— Анализом достижений отдельных учащихся по вышеуказанным предметам за прошлый ( учебный год) с учетом тех, кто уже активно участвовал в реализации школьной программы «Одаренные дети».

— За учебный год отлично реализовали себя следующие учащиеся по следующим направлениям:

Весьма неординарно в данном направлении выглядели:

Свои определенные качества и навыки вышеуказанные учащиеся в полной мере реализовали себя при проведении общешкольных спортивных мероприятий, мероприятий городского и областного масштаба так например Щербоносов стал чемпионом школы в своей подгруппе по преодолению полосы препятствий.

Бастицкий Сергей-успешно выступает на концертах школы циркового искусства

Антонова Юля и Гончаренко Роман имели отличные показатели по спортивному ориентированию и технике пешеходного туризма в соревнованиях областного масштаба

Медведев Алексей-кандидат в мастера спорта по гребле на байдарках.

Алексович Максим-один из лучших представителей школы эстрадно-циркового искусства.

Швиндт Марина-победительница первенства области по военно-спортивному единоборству среди девушек в 2008 году.

Селицкий Артем, Урженко Мария также чемпионы области по военно-спортивному единоборству.

Квасов Евгений-ативно занимается единоборствами, имеет отличный уровень акробатики, скоростных качеств и выносливости.

Данные учащиеся постоянно находятся в поле зрения преподавателей и постоянно могут реализовать свои возможности.

Естественно с ними организуются дополнительные занятия и тренировки, направленные на более полную реализацию способностей данной категории учащихся.

2. Основы безопасности жизнедеятельности. Ввиду того, что дисциплина ОБЖ изучалась только в 10-11 класса, то и количество учащихся, склонных к проявлению особенных способностей значительно меньше, чем по физкультуре.

Обнаружили отличные способности к изучению данной дисциплины:

Благодаря дополнительной целенаправленной работе с данными учащимися они смогли в полной мере развивать свои спососбности и добились отличных результатов:

Селицкий Артем — занял 7 место на городской олимпиаде по ОБЖ

Чемпион области по военно спортивному единоборству и третий призер первенства г. Калининграда по военному триатлону в 2008 году.

Нестерова Юлия-победительница в личном и командном зачете на областном военно-спортивном фестивале 2008 г.

Урженко Мария-чемпион области в командном зачете на военно-спортивном фестивале в 2008 году.

В целом работа в учебном году позволила выявить достаточное количество одаренных учащихся по физкультуре и обж.

2. Организация работы с одаренными детьми в текущем учебном году.

Работа с одаренными детьми в вышеуказанном направлении носит активный, непрерывный и целеустремленный характер.

Используя накопленный потенциал прошлого учебного года в I полугодии года была продолжена кропотливая работа по выявлению новых одаренных детей.

Нижегородова Мария-7Б класс

Группа учащихся 11Б класса прибыла из МОУ СОШ № 20 и активно проявила себя в различных спортивных мероприятиях и соревнованиях.

Работа, проведенная в I полугодии учебного года, дает все основания надеяться, что в данном учебном году одаренные учащиеся данного направления в полной мере реализуют свои возможности.

источник

работы с одарёнными детьми по математике и физике

в 2016 – 2017 учебном году.

Одаренность человека – это маленький росточек, едва

проклюнувшейся из земли и требующий к себе особого

внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

Одарённый ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Работа с одарёнными учащимися в нашей школе осуществляется согласно программе «Одарённые дети», которая предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися. Поэтому так важно определить основные цели и задачи своей работы в этом направлении.

Цели работы: – создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития способных и одарённых детей, для их самоопределения, самореализации;

— развитие их творческих способностей;

— ориентация учащихся на познание как ценность.

Задачи: реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости;

— отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления,

инициативности, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

-организация разнообразной внеурочной деятельности;

— пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний.

При работе с одаренными детьми учитываю следующие принципы:

— с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, провожу специальную работу;

Читайте также:  Состояние здоровья детей доу анализ

— принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

— принцип развивающего обучения, принцип добровольности.

— работа по развитию одаренности детей ведется не только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей, но и над развитием всех личностных качеств в целом; у всех детей, независимо от уровня одаренности и уровня интеллектуальных возможностей развиваю их креативные качества; Приоритетные направления образовательного процесса в работе с одарёнными детьми:- формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

— утверждение здорового образа жизни школьника;

— развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.

План мероприятий по реализации цели и задач:

Способных и одарённых по математике и физике учащихся в нашей школе (5 – 9 классы) 12 человек из 43 учащихся, что составляет 28%. Из этих учащихся создан школьный банк данных.

Школьный банк данных «Одарённые дети»

(естественно – математическое направление)

Уважая личность ребенка, я, как учитель-предметник, на уроках, индивидуально-групповых и кружковых занятиях стараюсь развивать творческие и познавательные способности учащихся, мышление детей, побуждаю к самостоятельной работе, используя такие формы работы как: групповые занятия, проведение внеклассных мероприятий по предметам, проведение школьных предметных олимпиад, конкурсы, защита мини – проектов, работа индивидуально с каждым учащимся по его интересам. На дом даются задания творческого характера, которые требуют нестандартного подхода к его выполнению.

Формы работы с одарёнными детьми

Тематическая выставка творческих работ по физике

Участие обучающихся в 4-ой Всероссийской дистанционной олимпиады с международным участием по учебным предметам «РОСТКОНКУРС»

по математике, «Школьные дни», осенняя сессия

в общероссийской предметной олимпиаде по математике «Олимпус Осенняя Сессия»

Участие в олимпиаде по математике электронной школы «Знаника», «Золотой ключик»

Участие в Международной предметной олимпиады по математике «Эверест», весенняя сессия,

Создание в учебном кабинете дидактических материалов повышенного уровня сложности; контрольно – измерительных материалов в виде разно-

уровневых контрольных работ.

Поощрение одаренных детей

Работа педагога с одарёнными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одарённых и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных детей. Ниже в таблицах представлены итоги мониторинга развития одарённых детей в 2016 — 2017 учебном году.

Олимпиадная работа по математике

1 (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников по математике для обучающихся 5 — 9 классов

Максимальное количество баллов – 35 баллов (8 класс)

Максимальное количество баллов – 42 балла (9 класс)

Итоговая таблица результатов:

РЕЙТИНГОВАЯ таблица результатов школьного этапа по предметам

2016/2017 учебный год 8 класс Математика

Номер задания и кол-во баллов

Музафарова Маржан Бахтиеровна

Рашидова Зиннат Шамссаддиновна

Назминов Барыш Ибрагимович

Кубай Константин Геннадиевич

РЕЙТИНГОВАЯ таблица результат школьного этапа по предметам

2016/2017 учебный год 9 класс Математика

Номер задания и кол-во баллов

Музафаров Кахриман Бахтиерович

Павленко Кирилл Вячеславович

Маджидова Разия Муратовна

Олимпиадная работа по физике

1 (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников по физике для обучающихся 8 класса

Итоговая таблица результатов:

Максимальное кол-во баллов-15 баллов.

РЕЙТИНГОВАЯ таблица результатов школьного этапа по предметам

2016/2017 учебный год 8 класс Физика

Номер задания и кол-во баллов

Кубай Константин Геннадиевич

Музафарова Маржан Бахтиеровна

Назминов Барыш Ибрагимович

Рашидова Зиннат Шамссаддиновна

РЕЙТИНГОВАЯ таблица результатов школьного этапа по предметам

2016/2017 учебный год 9 класс Физика

Номер задания и кол-во баллов

Музафаров Кахриман Бахтиерович

Павленко Кирилл Вячеславович

Участие в районных предметных олимпиадах 2016 – 2017 учебный год

Результаты участия обучающихся

в 4-ой Всероссийской дистанционной олимпиаде с международным участием по математике «РОСТКОНКУРС»

— развитие интереса у участников к математике;

— содействие активизации внеклассной и внешкольной работы по математике;

— предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки региона, не выезжая из него.

В 4 — ой Всероссийской дистанционной олимпиады с международным участием по математике «РОСТКОНКУРС» приняли участие учащиеся 8 — 9 классов школы, без предварительного отбора.

Результаты участия обучающихся

в общероссийской предметной олимпиаде по математике «Олимпус Осенняя Сессия»; декабрь 2016 г.

Список обучающихся, участников олимпиады

по математике , «Школьные дни», осенняя сессия 2016 – 2017 учебный год

Список обучающихся, участников олимпиады по математике электронной школы «Знаника», «Золотой ключик», 2016 – 2017 учебный год

Список обучающихся, участников Международной предметной олимпиады по математике «Эверест», весенняя сессия, 2016 – 2017 учебный год

Список обучающихся, участников Международной предметной олимпиады по физике «Эверест», весенняя сессия, 2016 – 2017 учебный год

В 2016 — 2017 учебном году, работая над решением задачи развития творческих и познавательных интересов учащихся, развития у учащихся интереса к проектной и исследовательской деятельности, я, как учитель математики и физики, вела целенаправленную работу с одарёнными и способными учащимися. При этом я решала одну из главных проблем — создание благоприятных условий для развития навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных и талантливых детей.

Организация проектной деятельности по математике и по физике

с детьми, имеющими повышенную мотивацию к учению.

Наличие способных учащихся в нашей школе подчёркивают актуальность и необходимость программы «Одарённые дети». Мною ведётся определённая работа по развитию творческих способностей и интеллекта учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях по математике и физике, организована проектная деятельность учащихся. Такая деятельность даёт положительный результат. С учениками 6 класса был начат проект по математике «Моделирование рисунка из точек, построенных в системе координат». Выполняя самостоятельную творческую работу по моделированию собственного рисунка из точек, отмеченных в системе координат, ученики отрабатывают ещё и навыки в применении метода координат и в построении точек с координатами.

Учащиеся 5 класса в этом учебном году продолжают участвовать в создании коллективного проекта по математике «История развития чисел», а учащиеся 6 класса в создании коллективного проекта – «История возникновения и развития математики». Не зная прошлого науки, трудно понять её настоящее . Создавая свои мини – проекты, ученики 5, 6 классов учатся работать с энциклопедиями, справочниками, периодическими изданиями. Учатся работать с компьютером. Учатся выступать перед аудиторией, защищая свои мини – проекты. Работая с библиотечным фондом, энциклопедиями, ресурсами Интернет ученики готовят мини – проекты по вопросам, которые не полно рассматриваются в учебнике. При этом они узнают много интересного, отрабатывают навыки необходимые им для дальнейшего обучения в старших классах, техникумах, вузах.

Мои педагогические выводы: 1.Совместно с учителями, родителями осуществлять проектирование учебной деятельности каждого способного, одарённого ученика.

2.Обеспечивать самоанализ успешности школьника и дальнейшее личностное развитие.

3.Дать шанс каждому ученику занять более высокую рейтинговую позицию.

4.Продолжить работу по подготовке учащихся к участию в школьных и районных олимпиадах.

источник

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том, что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования Л.Термена и других ученых показали, что чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережают сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности : умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправлено влияющих на успешность какого-либо вида двигатель-ной деятельности.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.
В своей работе мы используем следующие признаки одаренности — быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности, про-явление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.
При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми мы учитываем ,что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.
Так например у детей 5 классов-это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств, посредством игры. Учителя стараются выявлять одаренных детей на начальных стадиях и привлекать их к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции.
В нашей школе действует несколько секций: баскетбол, волейбол, настольный теннис ,мини-футбол, национальные виды спорта.
Здесь и немаловажно привлечение родителей. Так как в развитие и формировании одаренности большое значение имеет и участие родителей. Мы в свою очередь будем стараться привлекать родителей к совместной деятельности: выступать на родительских собраниях, привлекать к судейству соревнований и к их непосредствен-ному участию. Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки.
Мы стараемся включать одаренных детей в соревнования с такими же одаренными детьми или более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому мы привлекаем таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья. Для старшего возраста (16-17 лет)ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.
В этом возрасте мы стараемся привлекать ребят к участию в соревнованиях и кон-курсах, участвовать в подготовке и разработке работ для научной деятельности учащихся и для учителей, привлекаем к участию в предметных олимпиадах раз-личного уровня, к выступлениям с пропагандой ЗОЖ, занятиям спортивной деятельностью перед младшими школьниками.
Учащиеся, относящиеся к специальной медицинской группе готовят доклады, рефераты, выступления, презентации, которые в последствии учителя как начальной школы, так и среднего и старшего звена могут использовать в подготовке мероприятий, классных часов.
Проводится мониторинг физической подготовленности учащихся. Цель которого, определение уровня физической подготовленности учащихся и рейтинга по классам 2 раза в год (осенью и весной) проводится тестирование учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости. Результаты оформляются в электронном виде, доводятся до сведения учащихся и родителей, вывешиваются на информационный стенд
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе.
Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.
Учителями физической культуры разработана система работы с одаренными деть-ми.
Цель системы:
1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.

Задачи системы:
— совершенствование системы выявления, развития и сопровождения одарённых учащихся;
— выбор оптимальных форм и методов работы;

— создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
— расширение возможностей для участия способных и одарённых
учащихся в олимпиадах, соревнованиях и конкурсах.

Ожидаемые результаты реализации системы:
Реализация системы призвана способствовать:
— созданию условий для выявления, развития, сопровождения одарённых учащих-ся;
— созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации
педагога для работы с одарёнными детьми;
— созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
— повышению качества образования и воспитания школьников;
— формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики
способных и одаренных детей.

Основные мероприятия:
— разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для
одарённых детей;
— организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов и др. мероприятий;
— приобретение инвентаря и оборудования для оптимизации работы
с одарёнными детьми;
— приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой
для работы с одарёнными детьми;
— организация тесного взаимодействия со спортивной школой, медработниками и психологической службой.

источник