1 Анализ работы с одарёнными детьми за учебный год. В учебный год педагогический коллектив нашей школы продолжает работать по реализации программы «Одарённые дети», призванную обеспечить планомерность и системность процесса создания интеллектуальной элиты школы и района. Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности: Общая интеллектуальная (академическая) одаренность — 6,5% Информационно- коммуникативная одаренность — 11% Творческая одаренность 26% Спортивная одаренность 12% Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач. Учитывая, что в городе и районе за последние годы сложилась система работы с одаренными детьми (конкурсы, предметные олимпиады, проекты, научные общества учащихся, выставки), а также созданы определенные условия для личностно ориентированного образования, администрация и учителя школы предприняли усилия для создания собственной системы работы с одаренными детьми. В учебном году была продолжена работа по выявлению и поддержке одарённых детей путём проведения: o олимпиад (в рамках школы были проведены олимпиады по предметам в начальных классах, в среднем и старшем звене, победители олимпиад представляли школу на муниципальном этапе); o конкурсов и других мероприятий на уровне школы, участия в городских, районных и краевых мероприятиях; а также организации
2 o На базе МАОУСОШ 11 учителя предметники Водеников С.П., Горева Е.А., Калянова Н.А. занимаются с одарёнными учащимися района в дистанционном режиме, используя интернет-ресурсы. Активно принимают участие наши ребята в международных играх конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Британский бульдог» ( = 471 человек). Кроме этого, в этом учебном году в дистанционных конкурсах «Молодежные предметные чемпионаты» (Центр развития одаренности, г. Пермь) приняло участие 93 человек. Ученица 11 «Б» класса Айрапетян Елена является призёром региональной олимпиады «Шаг в будущее» по английскому языку; Швалова София 2 «А», Солдатенкова Дарья 2 «А» учитель Кудря Н.В. победители регионального этапа международного игры конкурса «Русский медвежонок ». Вообще, в конкурсном движении в текущем учебном году школа традиционно заявила о себе с хорошей стороны. Результативность участия школьников в конкурсах, проектах, олимпиадах (за три года): 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 2012/2013 уч.год 2013/2014 уч. год 2014/2015 уч. год 20% 10% 0% Свидетельства Дипломы Грамоты Победители олимпиад
3 Творчество детей невозможно без творчества учителей. Учителя нашей школы работают над формированием таких ключевых компетенций обучающихся, без которых современный человек не сумеет сориентироваться ни в общественной жизни, ни в постоянно растущем информационном пространстве. Проще говоря, учителя школы ставят перед собой задачу научить выпускника необходимым ему умениям самому выстраивать свою жизненную модель, добывать новые знания, использовать их, беречь свою жизнь и здоровье, владеть современными информационно-коммуникационными технологиями. Учителя школы выбирают такие формы обучения, при которых гибко и вариативно используются разнообразные приемы, методы обучения, не характерные для традиционного урока. Широко используются аудио, видео и компьютерная техника. В нашей школе становится нормой урок, во время которого учитель использует специальные компьютерные устройства, интерактивную доску, проводит интерактивные экскурсии, показывает отобранные видеоматериалы. Сегодня учителя переходят от использования готовых медиапродуктов к созданию своих различных учебных пособий, творческих презентаций, информационных материалов для уроков и внеклассной работы. Показательной является оценка учащимися результативности инновационных процессов, разворачивающихся в школе, оценка изменений в образовании, по мнению школьников. В качестве наиболее выраженных изменений можно выделить расширение участия старшеклассников в олимпиадах, конкурсах и проектах разного уровня и проектную деятельность как форму самообразования (80% и 38%), новые формы оценивания учебных достижений учащихся (37%), участие в исследовательской деятельности (35%). Вывод: В учебном году, работая над решением задачи развития творческих и познавательных интересов учащихся, развития у учащихся интереса к
4 исследовательской деятельности, педагогический коллектив вел целенаправленную работу с одаренными и высокомотивированными учащимися. Для нашей школы решена одна из главных проблем — создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских и конструкторских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных и талантливых детей (независимо от дохода семьи). Для достижения этой цели решались следующие задачи: создание социокультурной среды, благоприятной для обучения, воспитания и развития потенциально одаренных детей; развитие системы поддержки одаренных детей; расширение возможностей участия способных и одаренных детей школы в городских, краевых, международных творческих конкурсах, выставках, олимпиадах; создание экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми.
источник
Анализ куратора по работе с одаренными детьми
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«В-Амонашенская средняя общеобразовательная школа»
Анализ работы с одаренными детьми за 2016-2017 учебный год
Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе и осуществляется через содержание образования, кружковую, внеклассную и внешкольную работу.
В 2016-2017 учебном году работа осуществляется в соответствии с целями и задачами программы «Одаренные дети». На протяжении всего учебного года школа использовала в своей работе нормативно-правовые документы и инструктивно-методические письма по работе с одарёнными детьми различного уровня.
Цель: реализация стратегии педагогического, социально – психологического, методического обеспечения работы с одаренными и способными детьми, поддержки и развития детской одаренности.
— развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;
— учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать исследовательские проблемы, грамотно оформлять научную работу;
— обновить нормативно-правовую базу работы с одаренными детьми;
— повысить доступность образовательных услуг в сфере образования, спорта, культуры и искусства, направленных на развитие способностей одаренных детей;
— обеспечить возможность участия одаренных детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня;
— содействовать профессиональному самоопределению учащихся;
— стимулировать одаренных и способных детей, учителей результативно работающих с мотивированными и одаренными учениками;
— создание благоприятных условий для выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей.
Для реализации цели и задач работы с одаренными детьми составлен и реализуется план работы на основе программы «Одаренные дети», сформирована рабочая группа по работе с одаренными детьми. Обеспечиваются все направления работы: спортивное, творческое, интеллектуальное.
Вопрос о работе с одаренными детьми находится на постоянном контроле. Проведено совещание при директоре по анализу работы с одаренными детьми. Учителя, результативно работающие с одаренными детьми, получают стимулирующие выплаты в соответствии с Положением.
Если обращаться к «предметной одаренности», то каждым учителем составлен на каждого ребенка индивидуальный план работы.
Способности по направлениям
Крючкова Регина Сергеевна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Новая 2/1
Гуманитарное, физико-математическое, спортивное
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш , ул. Лесная 24
Гуманитарное, физико-математическое, спортивное
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Центральная 1-8
Науменко Екатерина Андреевна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ,ул.Большая д.1/2
Овченков Вадим Витальевич
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш , ул. Большая 9
Гавриленко Наталья Петровна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш , ул. Лесная 18/1
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш , Центральная15-1
Гуманитарное, физико-математическое, спортивное
Кравченко Кирилл Константинович
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 18
Переводчиков Данил Романович
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Большая д.38
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Новая 8/1
Журавлева Любовь Павловна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Большая 72/2
Гуманитарное, физико-математическое, спортивное
Лефлер Максим Александрович
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул.Центральная 1/12
Науменко Елена Евгеньевна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул.Кузнечная 17
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Кузнечная 19
Носкова Ангелина Максимовна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 54
Гуманитарное, физико-математическое, спортивное
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш ул.Центральная 3/6
Гуманитарное, физико-математическое, спортивное
Кравченко Юлия Константиновна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 18
Гуманитарное, физико-математическое, социально-эстетическое
Крючкова Вероника Сергеевна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул.Новая 2-1
Рыбников Никита Андреевич
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 1-1
Науменко Василиса Андреевна
663633, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Верх-Амонаш, ул. Большая 1-2
В течение учебного года систематизирована нормативная база по работе с одаренными детьми. Ведется работа по обновлению банка данных одаренных детей и педагогов, работающих с одаренными детьми в краевой базе «Красталант». В школе лучший рейтинг среди педагогов имеют: Овченков Виталий Михайлович – учитель физической культуры, Билыч Дмитрий Васильевич – учитель истории и обществознания, Муравьева Анжелика Игоревна – учитель русского языка и литературы; среди учащихся: Крючкова Регина– 11 класс, Власов Иван – 10 класс, Овченков Вадим – 10 класс, Гавриленко Наталья– 9 класс, Журавлева Любовь – 8 класс.
Для работы с одаренными детьми на базе школы работают 13 кружков по направлениям: художественно-эстетическое, туристическо-краеведческое, гражданско-патриотическое, физкультурно-спортивное.
Цель дополнительного образования: обучение, воспитание, развитие учащихся в соответствии с их познавательными интересами и природными способностями.
Учащиеся показали низкий результат почти по всем предметам во Всероссийских олимпиадах. Это ставит новую задачу перед педагогами — более глубокую подготовку к участию в олимпиадах разного уровня.
Необходимо возобновить занятия в интенсивных школах по предметам в ОУ и за его пределами, улучшить качество проведения предметных недель.
Для повышения качества математического образования открыты на базе школы 2 школы «Школа Пифагора», «Любознайки».
На муниципальном этапе научно-практической конференции «Молодежь и наука» были отмечены 2 работы: «Жизнь в банке», «Влияние шума на учащихся», вторая работа отправлена на краевой этап форума. В этом году впервые были представлены на защиту исследовательские работы детей ОВЗ.
В следующем учебном нужно проводить практические занятия и семинары по исследовательской деятельности с педагогами и учащимися. Проблемным остается выполнение работ практической направленности.
Развитие способностей учащихся, работа с одаренными детьми строится через систему факультативов, элективных курсов, индивидуальные занятия, совместное продуктивное взаимодействие учителя и ученика на уроках. Для результативной работы с одаренными детьми нужно разработать индивидуальные программы педагогам по предметам.
При подготовке обучающихся МБОУ «В-Амонашенская СОШ» к муниципальному этапу всероссийской олимпиады школьников:
1. Была сформирована нормативно-правовой базы:
А) приказ об утверждении рабочей группы по работе с одаренными детьми, куда вошли куратор по работе с одаренными детьми, педагог-организатор, руководитель РМО учителей истории и обществознания;
Б) утвержден план по подготовке обучающихся к олимпиадам;
В) прорабатывались положения по проведению школьных олимпиад.
2. Так как в школе нет педагога-психолога, то первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности не проводилось. В следующем учебном году в школе будут работать 2 педагога-психолога, которые проведут анкетирование. На основании анкетирования будут составлены новые и дополнены имеющиеся карты одаренности на детей.
3. Учителями-предметниками были разработаны индивидуальные планы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам.
4. В 2016-2017 учебном году учителя-предметники повышение квалификации через курсовую подготовку «Подготовка школьников к олимпиадам» не проходили. На следующий учебный год данное повышение квалификации планируют пройти учителя математики и русского языка.
5. Учителя-предметники не принимали участие в семинарах, вебинарах, видеоконференциях «Олимпиадное движение. Работа с одаренными детьми».
6. Обучающиеся не принимали участия в интенсивных школах по направлениям. Это остается одной из серьезных проблем, решение которой планируется в следующем учебном году.
7. Школьный этап олимпиады проводился с 19.09.2016 г. по 24.10.2016 г. в МБОУ «В-Амонашенская СОШ» с 4 по 11 классы. Все рекомендации центральной предметно-методической комиссии к составлению заданий школьного этапа соблюдены в полной мере. В школьном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников приняли участие 51 обучающийся, что составило 92,2 % от общего количества учеников этой группы классов. По сравнению с 2015 – 2016 учебным годом количество участников стало ниже на 7,8 % (в прошлом году участие приняли 100 % учащихся). Из 51 участника 10 стали победителями, 43 призерами школьного этапа. Есть проблемы с информатикой, так как в школе нет учителя, а по внешнему совмещению приезжает на работу только один раз в неделю учитель с другой школы, именно поэтому ребята не могут принять участие в олимпиаде по этому предмету.
На муниципальном этапе ребята представляли школу на 4 учебных предметах. По результатам проведения олимпиад в школе есть 1 призер по географии. В прошлом учебном году был 1 призер по физике.
8. На протяжении всего учебного года в школе проводились предметные недели по химии, биологии, географии, русскому языку, литературе, математики и физики, истории и обществознанию, читательская грамотность — в начальной школе, «Юный исследователь». Участие детей в данных мероприятиях составило 100%, формы работы в рамках предметных недель реализовывались и на уроках и во внеурочное время.
В соответствии с программой работы школы с одаренными детьми и, исходя их анализа работы за 2016-2017 учебного года, на следующий год поставлены следующие задачи:
— провести диагностики склонностей учащихся для выявления одаренности и дальнейшей работы с ними;
— проводить практические занятия и семинары по исследовательской деятельности с педагогами и учащимися
— разработать систему подготовки учащихся к олимпиадам
— разработать индивидуальные планы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам (по каждому предмету)
— разработать индивидуальные программы педагогам для сопровождения одаренных детей
— привести в соответствие карты одаренности на каждого ребенка
— организовать участие одаренных детей в школьном и районном этапах Всероссийской олимпиады школьников и интенсивных школах разного уровня
— повысить квалификацию педагогических работников через курсы повышения квалификации, семинары, работу творческих групп
— повысить результативность участия в спортивных соревнованиях
Основные мероприятия программы
-разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;
-организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
-приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников;
-приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
-подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;
-проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.
Ожидаемые результаты реализации программы
Программа призвана способствовать:
— созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
— повышению качества образования и воспитания школьников;
— апробация новых образовательных технологий для работы с одаренными детьми;
— участие в олимпиадах, конкурсах, научно- практических конференциях различных уровней, позволяющих учащимся проявить свои способности;
— организация работы кружков художественно-эстетического направления;
— выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.
источник
Данная публикация представляет собой анализ работы с одаренными детьми за 2014-2015 учебный год.
Анализ работы с одаренными детьми за 2014-2015 учебный год.
В 2014-2015 учебном году была продолжена работа по реализации школьной программы «Одаренные дети».
Цели и задачи на этот год были поставлены, исходя из проблем прошлого года.
Цель – поиск и поддержка талантливых детей в школе, создание образовательной среды, способствующей успешности ученика.
— вывести на новый уровень работу учителей, которая связана с учебно- исследовательский деятельностью;
— отследить участие детей в муниципальном туре ВОШ;
— проводить занятия с одаренными детьми в системе;
— организовать индивидуальную работу с одаренными детьми;
— учителям – предметникам – выявлять и поддерживать способных учащихся по своим предметам;
— педагогу – психологу –провести диагностику с целью выявления одаренности учащихся.
Исходя из поставленных задач и в соответствии с программой «Одаренные дети», были обозначены основные направления аботы с одаренными детьми:
- Диагностическое направление
- Информационное направление
- Развивающее направление
- Здоровьесберегающее направление.
Формы работы с одаренными детьми в школе в данном году: разноуровневые задания, марафоны, игры, конкурсы, олимпиады, викторины.
В школе в системе ведётся кружковая работа.
Мониторинг внеурочной деятельности учащихся в 2014-2015.
Посещают кружки, творческие объединения, секции
Сравнивая показатели 2014 и 2015 учебных годов, можно сделать вывод, что посещение учащимися осталось на том же уровне.
Выявление одаренных детей проходит в ходе учебно-воспитательного процесса на основе оценок школьной успеваемости, результатов, полученных на различных конкурсах, на основе характеристик, составленных по наблюдениям учителей-предметников. В этом учебном году к работе по выявлению одарённых детей была привлечена психолог школы Годовяхина К. А. Ксения Александровна работала с учащимися среднего звена, проводила с ними беседы, тесты. Побеседовала с классными руководителями и учителями- предметниками. По словам психолога, одаренные дети – это дети группы риска. Они не такие, как все, а, следовательно, более уязвимы. В результате на каждого ребенка была составлена карта. Все результаты были доведены до сведений классных руководителей. К сожалению, учащиеся младшего и старшего звена не были охвачены. Эта работы обязательно будет проделана в следующем году.
В 2014-2015 учебном году кураторами, психологом, учителями –предметниками и классными руководителями был проведен анализ творческой, интеллектуальной и спортивной деятельности учащихся.
Количественные показатели одаренности по школе следующие:
На данной диаграмме видно, что количество одаренных детей немного выросло. Это связано с приростом детей в школе.
В школе сформировано Научное общество учащихся. В нем состоят 23 ученика. В течении года было проведено 3 заседания НОУ. На заседаниях рассматривались задачи на 1 и 2 полугодия, подводились итоги прошедших мероприятий.
Работа по созданию условий для развития способностей учащихся проводилась по следующим направлениям:
В начале учебного года был проведен школьный тур ВОШ.
Процент от общего количества учащихся, принявших участие в школьном туре ВОШ:
В этом году учителя-предметники приняли решение, что на школьном туре предложенные задания олимпиады будут решать только те учащиеся, которое имеют склонность к тому или иному предмету, а не весь класс. Поэтому процент участия в этом году ниже, чем в остальных.
Учителя занимались подготовкой учеников к олимпиаде по индивидуальным программам. Так, например, Ильющенко Г.Н. для подготовки ученицы 8 «Б» Викторовой Юлии разработала индивидуальную программу по русскому языку.
К сожалению, не все учащиеся смогли принять участие в муниципальном туре ВОШ.
— мороз, по этой причине весь южный куст не смог выехать на олимпиаду по русскому языку и другим предметам, проходящим в данный день.
Ученица нашей школы Абрашина Анастасия заняла призовое место в муниципальном туре олимпиады по биологии. Для школы это хороший результат, так как призовых мест у нас не было уже два года.
В январе-феврале проходил школьный, кустовой и районный этап УИК.
Количество работ среднего и старшего звена, выставленных на школьный этап УИК за последние 4 года:
Количество работ начальной школы, выставленных на школьный этап УИК за последние 4 года:
Общее количество работ старшей и начальной школы, выставленных на районный этап УИК за последние 4 года:
На районный тур из пяти заявленных работ прошло три. Все три работы, принявшие участие в муниципальном этапе заняли призовые места. В этом году наша школа принимала кустовой этап УИК. Для куратора это был большой опыт проведения подобных мероприятий.
В школьном туре активно участвовали молодые педагоги. Маслова Л.С., Закондаева М.Г., Сорокина Ю.Ю., Старостина В.В.
Нужно отметить, что работа Пахомовой Нины «Влияние фитонцидов хвойных деревьев на профилактику простудных заболеваний» приняла участие и победила в конкурсе «Ресурсы родного края». Это позволило учащейся принять участие в краевом форуме «Молодёжь и наука».
— в этом году увеличилось количество работ в старшем и среднем звене;
— работы были сделаны на должном уровне, что позволило выставить их на районный этап УИК;
— впервые за два года школа заняла призовые места, также приняла участие в краевом форуме «Молодежь и наука».
— увеличилось количество педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью.
Говоря о федеральных конкурсах, можно сказать, что у школьников среднего и старшего звена заметно ослаб интерес к конкурсам: «КИТу», «Русскому медвежонку», «Британскому бульдогу» и другим, что наглядно подтверждает следующая таблица.
Процент участия в федеральных конкурсах начальной и старшей школы:
В данном учебном году в школе проводились различные дистанционные конкурсы и олимпиады.
Количество учащихся, принявших участие в следующих конкурсах и олимпиадах:
— 22 дипломанта международной олимпиады «Я-энциклопедия»;
— диплом лауреата (Яншаева Т.3а) и 3 диплома победителя (Безуглый К. 4а, Мошева В. 4а, Петровская И. 4а) во Всероссийском конкурсе «British flayer»;
— Пахомова Н. 10 кл. диплом победителя 3 степени в Международной дистанционной олимпиаде по химии, Сафронова Ю. 7б диплом 3 степени по обществознанию, Пыльчикова К. 7а диплом 2 степени по математике, Кабанова Г. 8а, диплом 1 степени по математике — проект «Инфоурок».
— 5 лауреатов (Викторова Ю., литература, русский язык Вологжина С., Новикова А. литература, Пиндюр Н. – русский язык, Мусатова Л. – русский язык,) и 2 ученика (Семеняк С. и Артемьевских А.) заняли 1 место и получили книгу в подарок – общероссийская олимпиада «Олимпус».
Стоит отметить, что данном учебном году учителя- предметники активно участвуют в подготовке детей к различным конкурсам. Благодарности, свидетельства о качественной подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам получили следующие учителя: Сижук А.П., Старостина В.В., Чеснокова С.А., Ильющенко Г.Н., Маслова Л.С., Килина А.А.
По интеллектуальному направлению в школе работает 8 кружков.
Английский через традицию и культуру.
Который год наши учащиеся выезжают в город Канск и Красноярск для участия в интенсивных школах: «Школа безопасности», «Юный спасатель».
В конце сентября куратором НОУ был организован школьный IQ – марафон, в котором приняли участие более 20 учащихся средней и старшей школы. Было организовано 5 станций: Языкознайка ( Килина А.А.), С миру по нитке(Зырянова Е.А.), Математическая (Закондаева М.Г.), Знатоки истории (СтаростинаВ.В.), Необычное в обычном (Митюнин Ю.А.). Участники были распределены на 5 команд. Победителем стала команда «Звезды», набравшая наибольшее количество баллов — 24.
Ребятам очень понравилось данное мероприятие, они с удовольствием бегали со станции на станцию, творили, решали, сочиняли. Было решено проводить марафон ежегодно.
В декабре учащиеся нашей школы традиционно приняли участие в районном IQ-марафоне.
Традиционным видом работы с одаренными детьми является проведение предметных недель. Применяются самые разнообразные методы и формы их проведения: конкурсы, олимпиады, КВН, интеллектуальные игры и марафоны.
Ильющенко Г.Н. в феврале провела «Лингвистический марафон по русскому языку» среди, 5-6 классов, 7-8 классов, 9-11классов. От каждого класса, совместно с учителями-филологами, была собрана команда из 5 человек, имеющих склонность к данному предмету. Учащимся были предложены разнообразные загадки, ребусы, головоломки, творческие задания по русскому языку. Победители — 5Б, 8Б, 11 классы — получили дипломы.
В рамках предметных недель в начальной школе проводились олимпиады во 2-4 классах.
Количество участников по предметам:
Таким образом, охват учащихся начальной школы составил 44%.
По итогам олимпиад победители получили грамоты.
В апреле к районной олимпиаде был проведен отборочный тур, в котором приняли участие более 90 человек (Охват 39%). 6 лучших были направлены в район. 2 призера – Петровская Ирина 4кл, Безуглый Кирилл 4 кл. награждены почетными грамотами. Стоит отметить, что с данными ребятами индивидуально занимались Стулинская О.Н, Хрипушина Т.Н., Хмельницкая М.Ф.
Школа активно принимает участие в районных и краевых акциях и конкурсах:
— «Я с книгой открываю мир» — акция, участие;
— «Живая классика» — конкурс, участие Фролова М, Агеенко М, Свердленко Е.
— «Сочинения «Единая Россия» — Кисилева В., Школьникова Е. – призеры
— «Знай свои права – управляй своим будущим» — акция, участие
— «Здоровье молодых – богатство края» — акция, участие.
Данное направление в школе реализуется через мероприятия и программы ДО, уроки технологии и ИЗО.
Цель данной работы — создать ситуацию успеха, способствовать развитию творческих способностей.
По данному направлению работает 5 кружков.
В 2014-2015 году в школе стал работать кружок вокала «МИКС». Он представляет собой эстрадное объединение, состоящее из 4 групп с общим количеством 60 человек.
Участник кружка (Губина Л. 5а) приняла участие в краевом конкурсе «Волшебный микрофон» и стала финалисткой.
Также в творческом конкурсе «Звездопад» участники кружка в номинации «вокал» заняли 2 место. Индивидуальные призы получили: Осауленко Р. – 2 место, Хмельницкая А. -3 место.
И все же в школе наблюдается недостаточное количество объединений дополнительного образования. Это связано с отсутствием квалифицированных специалистов.
Ученица 10 класса победила в районом конкурсе «Я-лидер» и от района была направлена ВДЦ «Смена» в Краснодарском крае.
Школа участвует в различных краевых творческих конкурсах.
Так, начальная школа приняла участие в конкурсе рисунков, объявленных телекомпанией «Енисей».
Для развития спортивной одаренности детей проводятся спортивные соревнования, спартакиады. В спортивном клубе ФСК занимаются 289 человек. Молодые педагоги Митюнин Ю.А. и Петрова В.В. проводят секции по волейболу, баскетболу, футболу, лёгкой атлетике, гимнастике.
— в феврале этого года наша хоккейная команда, заняв 1 место по району, выезжала на краевые соревнования и заняла там 3 место. Уже 2 год тренеры отмечают талантливых детей: Кищука Захара, Фокина Валеру, Лапа Валентина, Михалочкина Дениса, Боговарова Максима, Фокина Анатолия, Дяченко Дмитрия
— 2 командное место в районной спартакиаде;
— 3 место в районных соревнованиях по футболу;
Также учителя физкультуры отмечают Лашманову Лилию, она второй год занимает призовые места по лыжным гонкам.
В школе ежемесячно проводятся соревнования между классами по баскетболу, волейболу и футболу.
Учащиеся школы имеют портфолио, в котором накапливают свои результаты в течения обучения в школе.
Для поощрения одаренных детей в школе действует стимулирующая система:
— предоставление ученику дополнительных дней каникул;
— публичное поощрение на торжественных линейках.
В конце года в школе проводится слет ударников и отличников. Слет стал уже традиционным мероприятием, где в торжественной обстановке талантливым детям вручаются, грамоты, благодарности, дипломы. В этом году слет проходил под названием «Веселые уроки».
к положительным результатам можно отнести:
- В школе организована и ведется в системе работа с одаренными детьми.
- Выросло число учащихся и учителей, вовлеченных в исследовательскую деятельность.
- Организованна индивидуальная работа с детьми.
- Используются активные формы организации работы.
- Увеличилось количество участников мероприятий, конкурсов, олимпиад.
- Расширена предметная область исследований (технология).
- Все материалы НОУ (документы, новости) размещаются на школьном сайте.
- Расширен диапазон мероприятий, конкурсов, олимпиад.
- Недостаточно ведется исследовательская работа с одаренными детьми по отдельным предметам (математика, физика, МХК, ОБЖ, литература).
- Педагог- психолог не отработал с младшим и старшим звеном. Причина – загруженность педагога).
- По различным причинам не все дети смогли принять участие в муниципальном этапе ВОШ.
Цели и задачи на следующий год:
Цель на 2015 – 2016 учебный год: продолжить работу по созданию условий для оптимального развития одаренных и способных детей.
— продолжить создавая условия для их самоопределения, самореализации одаренных детей;
— усиление работы по научно- исследовательской деятельности обучающихся.
— изучение приемов целенаправленного наблюдения и диагностики учащихся.
— создание условий для совершенствования способностей учащихся через включение в самостоятельную деятельность.
— совершенствование форм работы с одаренными детьми.
— повышение квалификации педагогов в работе с одаренными детьми.
— использовать в образовательной практике школы продуктивные педагогические технологии, повышающие эффективность работы с одаренными детьми и индивидуализацию образования;
— продолжить систему мониторинга личностного развития одаренных детей и результатов деятельности педагогов.
Директор МКОУ Октябрьской СОШ № 9 Белов О.С.
источник
Анализ работы с одарёнными детьми и детьми,
имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности за 2016-2017 учебный год
В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого потенциала возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Работа с одаренными детьми в школе продолжает оставаться одним из приоритетных направлений.
Выявление способных детей в нашей школе начинается с момента поступления ребенка в школу. Диагностическая работа, психологическое сопровождение детей, вовлечение ребят в различные интеллектуальные творческие, спортивные мероприятия позволяют вовремя выявить мотивированных детей и спланировать дальнейшую работу по развитию этих способностей.
Учитывая, что за последние годы сложилась система работы с одаренными детьми (конкурсы, предметные олимпиады, проекты, научные общества учащихся, выставки), а также созданы определенные условия для личностно ориентированного образования, администрация и учителя школы предприняли усилия для создания собственной системы работы с одаренными детьми.
В соответствие с Программой «Одаренные дети, дети с повышенной мотивацией к учебе» и планом работы на 2016-2017 учебный год в сентябре — октябре 2016 года был скорректирован банк данных способностей учащихся, их одаренности на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности учащихся.
И в 2016-2017 учебном году была продолжена работа по реализации школьной программы «Одаренные дети».
Цели и задачи на этот год были поставлены, исходя из проблем прошлого года.
Цель – поиск и поддержка талантливых детей в школе, создание образовательной среды, способствующей успешности ученика.
— вывести на новый уровень работу учителей, которая связана с учебно- исследовательский деятельностью;
— отследить участие детей в муниципальном туре ВОШ;
— проводить занятия с одаренными детьми в системе;
— организовать индивидуальную работу с одаренными детьми;
— учителям – предметникам – выявлять и поддерживать способных учащихся по своим предметам;
-классным руководителям –провести диагностику с целью выявления одаренности учащихся.
Исходя из поставленных задач и в соответствии с программой «Одаренные дети», были обозначены основные направления работы с одаренными детьми:
Формы работы с одаренными детьми в школе в данном году: разноуровневые задания, марафоны, игры, конкурсы, олимпиады, викторины.
В школе в системе ведётся кружковая работа.
Мониторинг внеурочной деятельности учащихся в 2016-2017.
Сравнивая показатели 2016 и 2017 учебных годов, можно сделать вывод, что посещение учащимися кружков стало больше.
Выявление одаренных детей проходит в ходе учебно-воспитательного процесса на основе оценок школьной успеваемости, результатов, полученных на различных конкурсах, на основе характеристик, составленных по наблюдениям учителей-предметников. В начале года на каждого ребенка была составлена психологическая карта. Все результаты были доведены до сведений классных руководителей. К сожалению, не все учащиеся младшего и старшего звена были охвачены. Эта работы обязательно будет проделана в следующем году.
В 2016-2017 учебном году учителями –предметниками и классными руководителями был проведен анализ творческой, интеллектуальной и спортивной деятельности учащихся.
Количественные показатели одаренности по школе следующие:
В начале учебного года был проведен школьный тур ВОШ.
Процент от общего количества учащихся, принявших участие в школьном туре ВОШ:
В этом году учителя-предметники приняли решение, что на школьном туре предложенные задания олимпиады будут решать только те учащиеся, которое имеют склонность к тому или иному предмету, а не весь класс. Поэтому процент участия в этом году ниже, чем в остальных.
Учителя занимались подготовкой учеников к олимпиаде по индивидуальным программам. К сожалению, не все учащиеся смогли принять участие в муниципальном туре ВОШ.
В школьном туре активно участвовали все педагоги.
Говоря о федеральных конкурсах, можно сказать, что у школьников среднего и старшего звена заметно ослаб интерес к конкурсам: «КИТу», «Русскому медвежонку», «Британскому бульдогу» и другим, что наглядно подтверждает следующая таблица.
Процент участия в федеральных конкурсах начальной и старшей школы:
Данное направление в школе реализуется через мероприятия и программы ДО, уроки технологии и ИЗО.
Цель данной работы — создать ситуацию успеха, способствовать развитию творческих способностей.
По данному направлению работает 5 кружков.
И все же в школе наблюдается недостаточное количество объединений дополнительного образования. Это связано с отсутствием квалифицированных специалистов.
Ученица 10 класса участвовала в районом конкурсе «Я-лидер». Школа участвует в различных творческих конкурсах.
Так, начальная школа приняла участие в конкурсе рисунков.
Для развития спортивной одаренности детей проводятся спортивные соревнования, спартакиады. В спортивном клубе «Спортивные игры» занимаются 35 человек. Учитель физической культуры Хоконов Р.А. проводят секции по волейболу, баскетболу, футболу, лёгкой атлетике, гимнастике.
В школе ежемесячно проводятся соревнования между классами по баскетболу, волейболу и футболу.
Учащиеся школы имеют портфолио, в котором накапливают свои результаты в течения обучения в школе.
Для поощрения одаренных детей в школе действует стимулирующая система:
— публичное поощрение на торжественных линейках.
В данном учебном году в школе проводились различные дистанционные конкурсы и олимпиады.
Количество учащихся, принявших участие в следующих конкурсах и олимпиадах, возросло.
Результаты участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах, конференциях за 2016-2017 учебный год.
источник
работы с одаренными детьми в МОУ «Октябрьская школа» 3 класс
«Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь»
Одарённым считается ребёнок, значительно опережающий своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других специальными способностями (музыкальными, художественными, спортивными).
Одарённость детей является одной из важных проблем общества. Дело не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.
Я старается помочь детям раскрыть свои способности в полной мере, достигнуть высоких успехов в выбранном ими виде деятельности, «растормошить» их таланты и умения.
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений работы в нашем классе. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.
В 2015/2016 учебном году была продолжена работа по реализации подпрограммы «Одарённые дети», целью которой является формирование системного подхода к решению проблем поиска, сохранения, развития и поддержки талантов. Согласно данной программе особое внимание уделяется личности ребенка, его индивидуальности, раскрытию и развитию его способностей. В классе созданы благоприятные условия для развития талантливых учащихся:
сформирована система диагностики и педагогической поддержки одаренных и способных детей;
координируется деятельность всех участников образовательного процесса по обеспечению поддержки одаренных детей;
Выявление одаренных детей в классе начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Ежегодно проводится исследование уровня потенциального интеллектуального развития учащихся и уровня их обученности.
Важная задача классного руководителя заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявлять свои способности и весь творческий потенциал, обеспечить благоприятные условия для развития и поддержки одаренных детей. Работа со способными детьми, их поиски, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов моей педагогической деятельности. Я стараюсь активно работать в этом направлении. Работу над выявлением одаренных детей начала с первого класса на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Формы работы с одаренными учащимися:
Групповые занятия с одаренными учащимися;
Интеллектуальные марафоны и др.
Участие в различных концертах, мероприятиях.
Так, в 2015/2016 учебном году, по результатам диагностики интеллектуальной одаренности среди обучающихся выявлены следующие учащиеся, обладающие незаурядными интеллектуальными способностями:
Хурастеева Карина (3 класс) — творческие способности — хорошо рисует (Принимает активное участие во всех конкурсах рисунков в школе: «Осень золотая», «Зимушка-зима», «Портрет мамы», «Огонь разрушитель», «Доброта», «Милосердное сердце», «Я и дорога», «Ребёнок и ЗАКОН», «Конституция глазами детей», «Встреча с подвигом», «День народного единства», «Наш Крым», «Земля наш общий дом», «Дружбой мы сильны», «Мирное небо», «Николайчики», «Дорожные знаки», «Моя семья», «Мой выходной день», «Эти забавные животные». Приняла участие в районном конкурсе рисунков «Выборы глазами детей».
Волошинец Дарья (3 класс) – творческие способности – хорошо танцует, поет, читает стихи, участвует в сценках: ( Выступает на школьных концертах, принимает участие в школьных конкурсах чтецов «Осень- 1 место, «Я горжусь тобой Россия» — 2 место, «Зимушка – зима» -1 место )
Буджуров Эльдар (3 класс) – творческие способности – хорошо танцует, участвует в сценках, читает стихи: ( Выступает на школьных концертах, принимает участие в школьных конкурсах чтецов «Осень- 3 место, «Я горжусь тобой Россия» — 3 место, «Зимушка – зима» -2 место )
Халилов Хайсер (3 класс) – творческие способности — хорошо рисует, также проявляет интеллектуальные способности: (Принимает активное участие во всех конкурсах рисунков в школе: «Осень золотая», «Зимушка-зима», «Портрет мамы», «Огонь разрушитель», «Доброта», «Милосердное сердце», «Я и дорога», «Ребёнок и ЗАКОН», «Конституция глазами детей», «Встреча с подвигом», «День народного единства», «Наш Крым», «Земля наш общий дом», «Дружбой мы сильны», «Мирное небо», «Николайчики», «Дорожные знаки», «Моя семья», «Мой выходной день», «Эти забавные животные». Приняла участие в районном конкурсе рисунков «Выборы глазами детей».)
Асанов Эдем (3 класс) – спортивные способности – в танцевальных композициях, участвует в спортивных соревнованиях
6.Тен Ульяна ( 3 класс) – интеллектуальные способности: приняла участие в районных олимпиадах: по русскому языку (Тен Ульяна – 24 место), по математике (Тен Ульяна – 29 место), по окружающему миру (Тен Ульяна – 14 место).
Учащиеся нашего класса принимали участие в школьном этапе всероссийских олимпиад школьников по предметам: русский язык ( Тен Ульяна -призёр, Хурастеева Карина – призёр); математика, (Хурастеева Карина – участник, Чайка Елена – участник); окружающий мир (Тен Ульяна – призёр, Чайка Елена – призёр, Хурастеева Карина – призёр, Волошинец Дарья – призёр).
В классе проводится большая работа с одарёнными детьми. В октябре ребята (Асанов Эдем, Буджуров Эльдар, Волошинец Дарья, Ибрагимов Мустафа, Панасюга Дарья, Музафарова Севиля, Тен Ульяна, Хурастеева Карина, Халилов Хайсер, Чайка Елена Шокирова Диана) риняли активное участие в международном конкурсе «Колосок. Осень 2015», в декабре — (Тен Ульяна, Халилов Хайсер, Чайка Елена, Ибрагимов Мустафа, Асанов Эдем приняли участие в международном конкурс «Кенгуру».
Все дети учатся в меру своих возможностей: 1 отличница в1 четверти, 4 хорошиста. Во 2 четверти: отличников нет, хорошистов 5; с одной четвёркой 1 уч-ся (Тен Ульяна по английскому языку); с одной тройкой 3 уч-ся ( Асанов Эдем по англ.яз., Буджуров Эльдар по англ.яз., Волошинец Дарья по русскому языку); средний балл по классу-4,0, успешность 100%.
По результатам диагностики интеллектуального уровня развития я систематически обновляю и дополняю банк данных по одаренным учащимся, провожу с ними, а также с учителями-предметниками и родителями анкетирование, индивидуальные беседы и консультации.
С целью совершенствования качества обучения и воспитания, для знакомства с новыми тенденциями в образовательном процессе я повышаю свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, посещаю семинарские занятия и методические объединения учителей в других ОУ, принимаю участие в дистанционных вибинарах.
В стенах нашей школы также проходят заседания МО, на которых учителя изучают нормативные документы, совершенствуют свое методического мастерство, обмениваются опытом работы с детьми разного уровня воспитанности и обученности, в том числе, и с детьми, проявляющими способности в той или иной области деятельности.
Наше учреждение образования предоставляет учащимся широкие возможности для успешной реализации различных типов одаренности:
целенаправленная работа по совершенствованию здоровьеформирующей среды школы позволяет поддерживать на высоком уровне психомоторную одаренность;
эффективная система гражданско-патриотического воспитания создает предпосылки для успешной реализации социальной и лидерской одаренности.
В этом учебном году было решено начатую работу продолжать, расширять формы и методы работы с детьми с повышенной мотивацией к учебе, обладающими талантами и определенными способностями, как в урочное, так и во внеурочное время.
Вывод: в целом, на основании достигнутых результатов можно сделать вывод о том, что работа с одаренными детьми в нашем классе ведется целенаправленно и достаточно эффективно. Рациональный подход к обучению, педагогическое сопровождение, система внеклассной и воспитательной работы дают возможность индивидуального и всестороннего развития личности.
источник
1 Анализ работы с одарёнными детьми за учебный год. В учебный год педагогический коллектив нашей школы продолжает работать по реализации программы «Одарённые дети», призванную обеспечить планомерность и системность процесса создания интеллектуальной элиты школы и района. Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности: Общая интеллектуальная (академическая) одаренность — 6,5% Информационно- коммуникативная одаренность — 11% Творческая одаренность 26% Спортивная одаренность 12% Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач. Учитывая, что в городе и районе за последние годы сложилась система работы с одаренными детьми (конкурсы, предметные олимпиады, проекты, научные общества учащихся, выставки), а также созданы определенные условия для личностно ориентированного образования, администрация и учителя школы предприняли усилия для создания собственной системы работы с одаренными детьми. В учебном году была продолжена работа по выявлению и поддержке одарённых детей путём проведения: o олимпиад (в рамках школы были проведены олимпиады по предметам в начальных классах, в среднем и старшем звене, победители олимпиад представляли школу на муниципальном этапе); o конкурсов и других мероприятий на уровне школы, участия в городских, районных и краевых мероприятиях; а также организации
2 o На базе МАОУСОШ 11 учителя предметники Водеников С.П., Горева Е.А., Калянова Н.А. занимаются с одарёнными учащимися района в дистанционном режиме, используя интернет-ресурсы. Активно принимают участие наши ребята в международных играх конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Британский бульдог» ( = 471 человек). Кроме этого, в этом учебном году в дистанционных конкурсах «Молодежные предметные чемпионаты» (Центр развития одаренности, г. Пермь) приняло участие 93 человек. Ученица 11 «Б» класса Айрапетян Елена является призёром региональной олимпиады «Шаг в будущее» по английскому языку; Швалова София 2 «А», Солдатенкова Дарья 2 «А» учитель Кудря Н.В. победители регионального этапа международного игры конкурса «Русский медвежонок ». Вообще, в конкурсном движении в текущем учебном году школа традиционно заявила о себе с хорошей стороны. Результативность участия школьников в конкурсах, проектах, олимпиадах (за три года): 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 2012/2013 уч.год 2013/2014 уч. год 2014/2015 уч. год 20% 10% 0% Свидетельства Дипломы Грамоты Победители олимпиад
3 Творчество детей невозможно без творчества учителей. Учителя нашей школы работают над формированием таких ключевых компетенций обучающихся, без которых современный человек не сумеет сориентироваться ни в общественной жизни, ни в постоянно растущем информационном пространстве. Проще говоря, учителя школы ставят перед собой задачу научить выпускника необходимым ему умениям самому выстраивать свою жизненную модель, добывать новые знания, использовать их, беречь свою жизнь и здоровье, владеть современными информационно-коммуникационными технологиями. Учителя школы выбирают такие формы обучения, при которых гибко и вариативно используются разнообразные приемы, методы обучения, не характерные для традиционного урока. Широко используются аудио, видео и компьютерная техника. В нашей школе становится нормой урок, во время которого учитель использует специальные компьютерные устройства, интерактивную доску, проводит интерактивные экскурсии, показывает отобранные видеоматериалы. Сегодня учителя переходят от использования готовых медиапродуктов к созданию своих различных учебных пособий, творческих презентаций, информационных материалов для уроков и внеклассной работы. Показательной является оценка учащимися результативности инновационных процессов, разворачивающихся в школе, оценка изменений в образовании, по мнению школьников. В качестве наиболее выраженных изменений можно выделить расширение участия старшеклассников в олимпиадах, конкурсах и проектах разного уровня и проектную деятельность как форму самообразования (80% и 38%), новые формы оценивания учебных достижений учащихся (37%), участие в исследовательской деятельности (35%). Вывод: В учебном году, работая над решением задачи развития творческих и познавательных интересов учащихся, развития у учащихся интереса к
4 исследовательской деятельности, педагогический коллектив вел целенаправленную работу с одаренными и высокомотивированными учащимися. Для нашей школы решена одна из главных проблем — создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских и конструкторских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных и талантливых детей (независимо от дохода семьи). Для достижения этой цели решались следующие задачи: создание социокультурной среды, благоприятной для обучения, воспитания и развития потенциально одаренных детей; развитие системы поддержки одаренных детей; расширение возможностей участия способных и одаренных детей школы в городских, краевых, международных творческих конкурсах, выставках, олимпиадах; создание экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми.
источник
С середины 80-х годов XX века до настоящего времени в Красноярском крае осуществляется деятельность по систематизации и развитию отдельных направлений и аспектов работы с одарёнными детьми в соответствии с такими документами федерального уровня, как: Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы (постановление Правительства РФ от 21.03.2007 № 172), Российская научно-социальная программа «Шаг в будущее», Положение о всероссийской олимпиаде школьников (приказ Минобрнауки РФ от 22.07.2007 № 286), «Рабочая концепция одаренности»; документ «Образование для инновационных обществ в ХХI веке», принятый на саммите Группы восьми в г.Санкт-Петербурге 16.07.206, а также в соответствии с краевыми документами: авторской разработкой «Система работы с одарёнными детьми в Красноярском крае», Законом Красноярского края «О краевых именных стипендиях для одаренных учащихся общеобразовательных учреждений Красноярского края» (от 10.12.2002 № 4-714), краевой целевой программой «Дети», программой развития системы дополнительного образования Красноярского края «Поколение XXI: развитие человеческого потенциала», концепцией развития кадетского и женского гимназического образования Красноярского края.
Сегодня в крае реализуются различные образовательные программы, проекты и модели работы с одаренными школьниками, как в рамках обозначенных выше документов, так и краевых положений о традиционно проводимых мероприятиях, а также положения о предлагаемых другими регионами услугах по проведению различного рода конкурсов и состязаний для такой категории детей. При этом указанные регулирующие документы используют различные теоретические взгляды на одаренность, различные подходы содержательного и организационного плана.
Работа с одаренными детьми осуществляется, как правило, на трех уровнях проявления способностей, включающих: поиск одаренных учащихся посредством предоставления детям возможности участвовать в школьном и муниципальном этапах краевых конкурсных мероприятий (олимпиады, научно-практические конференции учащихся, турниры, конкурсы, состязания, смотры и др.); сопровождение одаренных школьников (интенсивные школы, дистанционные образовательные программы и проекты, обучение в школах-интернатах для способных и одаренных детей, в гимназиях, лицеях, школах и классах с углубленным изучением отдельных предметов); предъявление результатов учащимися на школьном, муниципальном, краевом, федеральном и международном уровнях (губернаторские стипендии, предметные олимпиады, грантовые программы, научно-практические конференции, конкурсы и турниры школьников). В организации этой работы определяющим бывает чаще не подбор видов и форм деятельности, обеспечивающей развитие способностей конкретных детей, а предлагаемые организаторами (в зависимости от их профессионализма и представлений) виды и формы деятельности, в которых дети в принципе могут проявить и развивать способности: не мероприятия под детей, а дети под мероприятия.
Отдельным направлением в работе с интеллектуально одаренными детьми является всероссийская олимпиада школьников, включающая школьный, муниципальный, региональный и заключительный этапы. Количество предметов, по которым проводится олимпиада в крае увеличилось с 10 до 15 предметов за последние 5 лет, при этом заключительный этап проводится уже по 21 предмету. Количество участников школьного и муниципального этапов возросло за этот период на 30%; регионального – с 360 до 739 участников. Победителями и призерами заключительного этапа олимпиады в 2009 году стало 8 человек из 30 участников, в 2008 было 8 из 22, в 2007 — 8 из 28. Все указанные выше цифры хоть и показывают незначительную положительную динамику, но в целом говорят об отсутствии целенаправленной системной работы по развитию олимпиадного движения.
Центрами работы других направлений с интеллектуально одаренными детьми стали краевые образовательные учреждения: КГОАУ «Школа космонавтики» и КГБОУ ДОД «Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников». Дистанционными образовательными курсами, программами интенсивных предметных школ и курсов, интеллектуальными конкурсами, олимпиадами, турнирами и конференциями, которые проводит КГОАУ «Школа космонавтики», ежегодно охвачено около 3,5 тысяч учащихся из различных районов Красноярского края. До 2008 – 2009 учебного года в этом учреждении обучались и проживали школьники только старшей ступени, в текущем году открыты 9-ые классы и количество обучающихся возросло до 323 учащихся. В образовательной программе учреждения выделено 7 профилей, доминирующими в последнее время становятся физико-математический и естественно-научный. База данных «Талант», созданная и используемая в рамках этого учреждения, содержит данные о 18,5 тысячах детей края, проявивших себя в интеллектуальной сфере.
Основным институтом, определяющим задачи и подходы к работе по развитию одаренных школьников в сфере дополнительного образования, является КГБОУ ДОД «Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников». Это учреждение координирует деятельность научных обществ учащихся, детских общественных объединений (некоммерческих организаций, советов старшеклассников, школьных музеев, добровольческих отрядов социальной помощи, городских и районных отделений краевого Школьного парламента), реализацию образовательных программ и проектов различных направлений, организацию краевых массовых мероприятий, концертных и игровых программ с участием более 20-ти тысяч детей ежегодно. В территориях края эта работа организуется краевыми и муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, их количество 195. Ведущим направлением в работе этих учреждений является художественное творчество. Такое направление как научно-техническое и техническое творчество претерпевало определенный спад, поэтому в последние годы разработаны и принимаются дополнительные меры по развитию этого направления. Этому способствует успешная реализация на региональном этапе Российской научно-социальной программы «Шаг в будущее».
В крае создана сеть муниципальных общеобразовательных учреждений, предусматривающих работу с интеллектуально одаренными детьми: 35 гимназий (25 702 школьника), 19 лицеев (16 816 школьников), 26 общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов (5695 школьников), 14 общеобразовательных учреждений с классами углубленного изучения отдельных предметов (около 4 тысяч школьников). Однако общих региональных подходов к реализации гимназического и лицейского образования, а также к определению специфики работы с одаренностью в условиях таких учреждений не определено, имеется только статистика.
Система кадетского и женского гимназического образования в Красноярском крае, ориентированная на способных и мотивированных к получению качественного образования детей, включает 8 кадетских корпусов, 2 Мариинские женские гимназии, в которых обучается 2 750 кадет и гимназисток. В систему входит два учреждения дополнительного образования, осуществляющих сопровождение одаренных детей в художественно-эстетической и спортивной сфере.
Поиск, сопровождение и развитие спортивно одаренных школьников осуществляется учреждениями следующих типов: учреждениями дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности (детско-юношескими спортивными школами), их в крае 61; физкультурно-спортивными клубами общеобразовательных школ. С 2008 года в крае реализуется Губернаторский проект «Школьная спортивная лига». На сегодняшний день около 40% школьников края охвачены физкультурно-спортивной деятельностью, из них: в спортивных школах – 13% обучающихся, в физкультурно-спортивных клубах занимается более 26%. Координатором этой деятельности является КГБОУ ДОД «Краевая специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва».
Главным организационным элементом работы с одаренными детьми в крае является краевой комплексный календарь массовых мероприятий со школьниками. В него включены традиционные и вновь организуемые мероприятия интеллектуальной, художественно-творческой, научно-технической, физкультурно-спортивной направленности, которые представляют собой многоступенчатую систему, включающую школьный, муниципальный и краевой этапы. Именно календарь задает определенные параметры обогащения образовательной среды для выявления и развития одаренных детей на всех трех уровнях.
Профессиональную деятельность по отношению к одаренным школьникам осуществляют педагоги и психологи, не получившие специальную подготовку для этого в период обучения в вузе, а также в рамках повышения квалификации. Сегодня эта подготовка не обеспечена в полной мере ни содержательно, ни организационно.
Вся деятельность с одаренными детьми в крае разрознена, не четко структурирована, она осуществляется различными индивидуальными и коллективными субъектами, иногда параллельно, дублируя друг друга. В процессе управления работой с одаренными детьми можно выделить следующие тенденции: отдельные аспекты работы осуществляются в рамках программы, проекта, положения; ряд направлений координируется опосредованно через другой образовательный контекст; в управлении доминирует организационная функция, а аналитическая и координационная представлены фрагментарно.
источник