Меню Рубрики

Анализ работы проекта самостоятельные дети

  1. Пояснительная записка.
  2. Методическая помощь в подготовке и проведении проектов.
  3. Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ.
  4. Этапы проведения проекта
  5. Материалы для диагностики учащихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности).
  6. Анкета.
  7. Общие правила для руководителя проекта.
  8. Памятка руководителю (организатору) проекта.
  9. В помощь учащимся.
  10. Методическое планирование проектной деятельности.
  11. Литература.

Пояснительная записка

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Технология, классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем_ профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. Тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Школе в современных условиях потребовались такие методы обучения, которые:

  • формировал бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся

Одной из форм в образовательной деятельности является «метод проектов». В краткой форме в своей работе я изложила разные подходы к некоторым вопросам организации проектной деятельности учащихся и учителей в школе

Методическая помощь в подготовке и проведении проектов

В помощь учителю.

Самое главное в проекте посте определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов.

Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.

1 этап формирования культуры умственного труда учащихся в ходе подготовки и презентации проекта – урок-исследование.

Подготовка этого типа урока предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогическую деятельность учителя.

Модель исследовательской деятельности учащихся:

  • постановка проблемы
  • прояснение неясных вопросов
  • формирование Гипотезы исследования
  • планирование учебных действий
  • сбор данных
  • анализ и синтез данных
  • подготовка сообщений
  • выступление с сообщениями
  • ответы на вопросы, корректировка
  • обобщение, выводы
  • самооценка

Педагогическая деятельность учителя

  1. Целеполагание.
  2. Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).
    • Осмысление способов, приемов, средств мотивации;
    • Планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений;
    • Организация процесса рефлексии.
  3. Анализ процесса учителем.

2 этап – урок-проект.

Педагогическая деятельность учителя такая же, как и на уроке-исследовании.

Учебный проект как технология

Основная ценность проекта – общий конечный результат

Цель: формирование и развитие умений и навыков решения практических задач.

  • Определение цели проекта и этапов достижения цели;
  • Распределение ролей и планирование работы

Этапы работы:

  1. Сбор информации
  2. Обсуждение данных, систематизация
  3. Выдвижение гипотезы
  4. Изготовление моделей (макеты, сценарии)
  5. Выбор способа представления результатов
  6. Распределение ролей для защиты
  7. Защита (презентация)
  8. Коллективное обсуждение защиты, оценка

Таким образом, проводя эти два вида уроков, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской дельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.

Типология проектов

  • Исследовательские

Требую хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм)

Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.

  • Информационные

Направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.

  • Практико-ориентированые

Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.

Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ

Методические рекомендации ученику.

  1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
  2. Выполняй проект в следующем порядке:
    • Выбери с помощью родителей и учителя тему;
    • Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)
    • Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью учителя;
    • Выполни теоретическую и практическую части проекта;
    • Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
    • Напечатай графическую часть проекта;
    • Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;
    • Защити проект;
  3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.
  4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.
  5. Думай о том, как твоя работа пригодиться тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией.
  6. Учитывай традиции и обычаи округ и города, в котором ты живешь.
  7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
  8. Используй знания по любым предмеам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
  9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.

…Итак, понятие «Проект» снова вброшено в российскую педагогику. Проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем!

Школа настоящего – школа проектов.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публичную достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

«Почему?»
(это важно для меня лично)

Актуальность проблемы – мотивация

Выбор способов и методов планирования

«Что получится?»
(как решение проблемы)

Учебный проект

1-й этап – погружение в проект

1) личностное присвоение проблемы

3) принятие, уточнение и конкретизация цели задач

2-й этап – организация деятельности

Организует деятельность – предполагает:

Осуществляют:

5) Распределить амплуа в группах

5) распределение ролей в группе

6) Спланировать деятельность по решению задач проекта

7) Возможные формы презентации результатов

7) выбор формы и способа презентации предполагаемый результатов

3-й этап – осуществление деятельности

Не учувствует, но:

Работают активно и самостоятельно:

8) Консультирует учащихся по необходимости

8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща

9) Ненавязчиво контролирует

9) консультируются по необходимости

10) Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость

10) «добывают» недостающие знания

11) Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов

11) подготавливают презентацию результатов

4-й этап — презентация

Принимает отчет:

Демонстрируют:

12) Обобщает и резюмирует полученные результаты

12) понимание проблемы, цели задачи

13) Подводит итог обучения

13) умение планировать и осуществлять работу

14) Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др. (по тесту и карте наблюдений)

14) найденный способ решения проблемы

15) рефлексию деятельности и результата

16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности

Этапы проведения проекта

  1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)
    • Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
    • Определение цели, формулирование задач.
    • Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
    • Выдача письменных рекомендаций участникам проектный групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.)
    • Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
    • Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления
  2. Поискво-исслеовательский этап
    • Определение источников информации
    • Планирование способов сора и анализа информации.
    • Подготовка к исследованию и его планирование.
    • Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстрации.
    • Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
  3. Трансляционно-оформительский этап
    • Предзащита проекта
    • Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
    • Подготовка к публичной защите проекта:
      • определение даты и места защиты
      • определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.)
      • стендовая информации о проекте
  4. Заключительный этап
    • Публичная защита проекта.
    • Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

Материалы для диагностики учащихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности)

  1. Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна?
  2. Какой школьный предмет вам наиболее интересен?
  3. По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?
  4. Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите ее.
  5. Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?
  6. Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)?
  7. Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?
  8. Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, округа, города?
  9. Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи? Назовите их.
  10. Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантов, советчиком при организации и проведении проекта?
  11. Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (да/нет)

Общие правила для руководителя проекта

  1. Подходите к проведению этой работы творчески.
  2. Не сдерживайте инициативу учащихся.
  3. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.
  4. Помните о главном педагогическом результате – не делайте за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.
  5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  6. Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.
  7. Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:
    • учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
    • старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
    • старайтесь обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию
  8. В процессе работы не забывайте о воспитании.

Памятка руководителю (организатору) проекта

  1. Предложите темы проектов с различными доминирующими методами (научно-исследовательский, социальный, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и т.п.)
  2. Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов, продолжительность, число участников). Выберите один наиболее актуальный (по результатам обсуждения в группе слушателей курсов).
  3. Укажите проблему, сформулируйте цели т задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи (в форме дидактических единиц), которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.
  4. Продумайте практическую или теоретическую значимость проекта.
  5. Укажите, какие развивающие цели вы ставите (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).
  6. Перечислите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта.
  7. Укажите, как данный проект вписывается в классно-урочную и внеурочную деятельность.
  8. Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта.
  9. Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.
  10. Предложите критерии оценки успешности проекта.
  11. Продумайте, как данный проект может влиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение подростка, на мотивацию к труду в избранной сфере (только для старшеклассников)
  12. Подумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта.

В помощь учащимся

  1. Точно сформулировать вопрос, ответ на который мы ищем. Необходимо строго ограничить область исследования.
  2. Оценить с точки зрения имеющихся знаний, возможно ли получить истинный ответ на поставленный вопрос.
  3. Разбить задачу на подзадачи и подвопросов, искать ответы на них сначала выведением решения из известных истин или сведением к решению подобных задач.
  4. Прямо вывести решение из ума имеющихся знаний, если это возможно.
  5. Выдвинуть гипотезы методом полной или неполной индукции или аналогии.
  6. Использовать четвертый и пятый приемы в совокупности.
  7. Сопоставить полученный результат с известными знаниями.
  8. Проверить точность применяемых логических приемов.
  9. Проверить правильность всех определений и суждений, используемых в решении.
  10. Выразить все понятия решаемой задачи в «целсообразных» знаках (воспользовавшись символическим языком).
  11. Стремиться к выработке наглядных образов объектов задачи.
  12. Результат решения сформулировать логически строго.
  13. Оценить все «за» и «против» в полученном результате.
  14. Решать задачу по возможности сосредоточено.
Читайте также:  Где сдать анализы на возможность иметь детей

Методическое планирование проектной деятельности

  1. Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.
  2. Подготовка информации о проектной работе.
  3. Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и проч.)
  4. Консультация по выбору тематики учебных проектов, формулирование идеи и замыслов.
  5. Формирование проектных групп.
  6. Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.
  7. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над проектами.
  8. Поисковый этап
  9. Промежуточные отчеты учащихся
  10. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
  11. Обобщающий этап: оформление результатов.
  12. Предзащита проектов.
  13. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
  14. Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.
  15. Подготовка к публичной защите проектов.
  16. Генеральная репетиция публичной защиты проектов.
  17. Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятия.
  18. Заключительный этап: публичная защита проектов.
  19. Подведение итогов, анализ выполненной работы.
  20. Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.
  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  2. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. – М., 1995. – №6.
  3. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л., 1925.
  4. Килпатрик В.Х. Основы метода – М. – Л., 1928.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
  6. Петрова В. Метод проектов. – М., 1995.

источник

Справка-анализ по результатам тематического контроля «Исследовательская проектная деятельность с детьми и родителями в ДОУ»

Светлана Сидорова
Справка-анализ по результатам тематического контроля «Исследовательская проектная деятельность с детьми и родителями в ДОУ»

Справка-анализ по результатам тематического контроля «Исследовательская проектная деятельность с детьми и родителями в ДОУ»

В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Не спорю — главными воспитателями своих детей являетесь вы, родители, но воспитывать детей невозможно без определённых знаний по педагогике и психологии. Поэтому рядом с вами становимся мы — педагоги дошкольного образования.

Целых 2 недели кипела работа всего нашего сообщества, которое собралось на педагогическом совете. А сообщество – это «Педагоги – дошкольники – родители».

Проанализировав всю работу над всеми проектами, я определила проблему: на сегодняшний день не все педагоги и родители готовы самостоятельно использовать проектный метод в содружестве с ИКТ (информационно-коммуникационными технологиями). Незаметно для всех я решала проблему через непосредственную помощь педагогам, которые в свою очередь доносили весь необходимый материал до детей и родителей. Что подтолкнуло всех участников к необходимости учиться или самообразовываться.

Поиск новых форм методической работы с педагогическим коллективом и коллективом родителей, привел к тому, что в практике нашего дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности. Ещё подчеркну, что широко.

Как же повлиял проектный метод на ДОУ?

1. Он реально изменил, обогатил, развил, оптимизировал функционирование образовательного учреждения, оказал направляющее влияние на педагогический процесс.

2. Значительно возросла методическая активность педагогов, активизировалось их взаимодействие внутри учреждения в рамках реализации проектов. Собирались даже в субботу, что ранее не наблюдалось.

3. Все дошкольники и родители получили возможность реализовать право на участие в жизни группы и ДОУ в целом посредством проектов, и право в выработке проблемы исследования и реализации проекта.

4. Через взаимодействие детей развился творческий характер деятельности. Этим обеспечивается дальнейшее развитие у детей кругозора: разностороннее представление о действительности, самостоятельности, поддерживались при этом нравственно-ценные дружеские взаимоотношения.

5. Взаимодействие дошкольников и родителей способствовало развитию взросло-детского коллектива, социализации дошкольников. Для этого мы и проделали всю работу.

6. В результате образовалась новая общность детей, у которых сформирована социальная компетентность к пониманию разного характера отношения к нему окружающих взрослых, детей разного возраста и навык выбора линии поведения, соответствующей ситуации. То есть, если проще сказать, то произошел переход из позиции «Я» в позицию «Мы», окружение из «Других» превратилось в «Своих».

Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой, а теперь обстановка иная. И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

В рамках диагностического этапа работы над проектами был выявлен уровень познавательной активности дошкольников в ДОУ. По сравнению с итогами диагностики за 2010 – 2011 учебный год итоги промежуточного мониторинга заметно выросли: высокий уровень поднялся на 12 %, средний увеличился на 8%. И низкий уровень снизился на 8%

32 (44, 44 (52, 12 (4) Результаты хорошие и виден потенциал.

Проанализировав всю работу, сделала такой вывод, что вся работа в проекте подчинялась следующим правилам:

• Какой бы глубокой ни была тема проекта, она даст больший объём знаний дошкольников во взаимодействии педагогов и родителей, чем проведённое педагогом занимательное дело без участия родителей.

• Не обязательно знать все ответы, чтобы найти решение. Решения находятся в процессе работы над проектом.

• Вклад и участие каждого члена группы повышает производительность в целом.

• Совместная работа в небольших группах – ключ к успеху всего учреждения.

На столах организован показ продуктов проекта и сами проекты находятся там же. По окончании педагогического совета пройдите и посмотрите.

У меня имеется 2 вопроса ко всей аудитории, на которые вы будете отвечать следующим образом: «да» — хлопаете в ладоши, «нет» — молчание. Итак, первый вопрос: Узнали вы что-то новое для себя о познавательном развитии ребёнка в рамках проектного метода? Было ли такое, что вы хотели отказаться от участия в проекте? Получили вы удовлетворение от работы в проекте?

Молодцы! Вы аплодисментами оценили свою работу на «отлично»!

Для родителей подготовлены рекомендации

«Чтобы ребенок дорожил вашим мнением и обращался по любому волнующему его вопросу, запомните несколько правил»

• Не отвечайте на бегу, надевая пальто или отмывая кастрюлю. Если у вас нет времени, чтобы сесть рядышком и поговорить, отложите беседу: «Солнышко, мне приятно, что ты обратился ко мне с этим вопросом. Дай мне, пожалуйста, минутку (15 минут, полчаса, время., я закончу свои дела, и мы обязательно с тобой поговорим».

• Не давите на ребенка в порыве беспокойства: «Кто тебе об этом сказал? Где ты это услышал?» Он может решить, что спрашивать о таких вещах нельзя, что это стыдно или плохо. Доверие пошатнется, и ребенок не будет с вами откровенничать.

• Наводите малыша на размышление: «А как ты считаешь? Что ты сам думаешь?» Вопросы с акцентом на слова «считаешь», «думаешь» помогут ребенку понять, что вам тоже ценно его мнение.

Структура годового плана работы ГДОУ Структура годового плана работы ГДОУ1. Титульный лист. 2. Анализ работы ДОУ за прошедший учебный год. 3. Основные задачи работы ДОУ на будущий.

источник

Педагогическая оценка по своему содержанию тесно связана с той воспитательно-образовательной задачей, которая решалась на конкретном занятии.

Детские рисунки, поделки обязательно оцениваются с точки зрения ре­шения изобразительных задач — должны быть отмечены их выра­зительность, оригинальность. Педагог ставит вопросы, которые помогают детям увидеть это в поделке.

Когда работа ведется в системе, дети по предложению педагога или самостоятельно находят отличия в своих поделках и охотно о них рассказывают. Педагогу важно своим поведением, эмоцио­нальной речью показать, что он заинтересован работами детей. Тогда дети начинают стремиться к оригинальности, выразитель­ности в работе.

Важно продумать вопросы, помогающие детям осознать, чему они научились, какие ошибки допустили («не очень научились»), что нужно учесть, чтобы этих ошибок не допускать в дальнейшем. И сразу предлагается сделать возможные исправления.

Важно побудить детей к действиям, помогающим им самим обнаружить ошибку, неточность в работе. Даже младший дошко­льник может это сделать. Например, педагог предлагает закрыть сделанную открытку, сложив ее странички, и посмотреть, совпа­дают ли стороны. Дети сами увидят результат, если педагог дал им бумагу с одной цветной стороной. «Беленькую видно», — гово­рят они, если стороны не совпадают.

Воспитатель имеет возможность еще раз установить связь меж­ду способом действия и получаемым результатом. Если таким образом анализировать результаты, то дети рано начинают само­стоятельно использовать контролирующие и корректирующие действия для совершенствования своей работы.

В старшем возрасте воспитатель нацеливает детей на анализ примененных способов действий и задает вопросы: «Все ли сто­роны кубика плотно прилегают к столу? Почему?» Дети ставят кубик (каждый свой) сначала на полую сторону. Если разрезы сделаны точно по линии и до точки пересечения линий, то все четыре стороны касаются стола. Затем дети ставят кубик на закрытые стороны. Если стороны (сгибы) проглажены четко, То углы и стороны плотно прилегают к столу. Проделывая такие контролирующие действия, дети обнаруживают недочеты где возможно, исправляют.

Каждый ребенок может т.о. установить, какие ошибки он допустил, и сделать вывод к последующей работе, а именно: перед ребенком раскрываются пути дальней­шего совершенствования своей деятельности, формируются само­оценка и самоконтроль, что очень важно для самостоятельной деятельности.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:

— оценивается только тот результат, который достигается уси­лиями самого ребенка;

— по мере развития ребенка оценка становится все более диф­ференцированной;

— нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успе­хами других детей, нужно оценивать его достижения;

— оценку необходимо построить так, чтобы дети были макси­мально активны в ней, начиная с младшего возраста.

Словесные методы и приемы обучения в процессе руководства изобразительной деятельностью неотделимы от наглядных и иг­ровых.

Втех случаях, когда у детей имеются представления об изо­бражаемом предмете, явлении, сформированные заранее, дошко­льники владеют соответствующими умениями, словесные методы на занятии занимают большее место. Например, педагоги чаще использует вопросы, пояснения с целью формирования изобрази­тельного представления.

15. Перечислите требования, предъявляемые к оценке результатов деятельности детей на занятиях по изобразительной деятельности. Раскройте необходимость просмотра и анализа детских работ. Охарактеризуйте методику анализа результатов деятельности детей на занятии в разных возрастных группах.

Решите педагогическую задачу:

На педагогической практике учащимся довелось увидеть несколько вариантов одного и того же занятия по аппликации на тему «Зимний пейзаж».

В одном случае результаты детских работ оценивались так: воспитатель вывесил все работы на общий стенд, и дети сравнивали, у кого работа лучше.

В другой группе работы детей также были вывешены на общее обозрение, а педагог оценивал результат каждого ребенка примерно так: «Ты сегодня, Алеша, очень постарался, уже лучше вырезал разные формы и красиво расположил на листе». А Свете воспитатель сказала: «Что-то я сегодня не заметила такой же старательности, как в прошлый раз, когда ты выполняла наклеивание форм на лист».

Еще один вариант подведения итогов был таким: дети развесили работы в виде выстовки, полюбовались пейзажами, а в сводное время педагог беседовал с отдельными детьми, обсуждая, довольны ли они сами полученными результатами.

Проанализируйте предложенную ситуацию. Спроектируйте свои действия по оценке результатов деятельности детей на занятии по аппликации на тему «Зимний пейзаж».

Педагогическая оценка и анализ детских работ –словесное описание результатов деятельности, развивающее аналитическое мышление, в ре­зультате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому результату. Позволяет научить детей объективно оценивать свою работу, и работу выполненную другими людьми (у дошкольника к 5 годам).

В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контро­лировать и оценивать свои действия и их результаты. Если про­цесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения. В «Малышах» воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положи­тельная оценка их способствует сохранению интереса к изобра­зительной деятельности.

Читайте также:  Гемотест анализ на энтеробиоз детей

В средней и старшей группах воспитатель использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, на­сколько правильно изображен предмет, помогает развитию созна­тельного отношения к выбору средств и приемов работы активиза­ции всей творческой деятельности.

После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, ак­куратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре — темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вы­леплен лыжник» и т. д.

Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить: Как можно их исправить?

Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми деть­ми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше про­анализировать в индивидуальной беседе.

В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.

Анализ детских работ можно вести в различных планах, но обязательно надо отметить как решены задачи, поставленные в начале занятия – что удалось выполнить правильно. Чаще всего для экономии-времени педагог выборочно берет для анализа несколько работ. Следует избегать показа на каждом занятии ра­бот одного и того же ребенка, даже если они действительно выде­ляются среди других. В результате постоянных похвал у него мо­жет развиться неоправданная самоуверенность, чувство превос­ходства над другими детьми. С одаренными детьми следует вести индивидуальную работу с учетом их способностей и изобразитель­ных навыков.

Иногда выбор работы для анализа воспитатель поручает де­тям. В этих случаях все работы раскладываются на одном столе (или прикрепляются к стенду) и ребятам предлагается выбрать наиболее понравившиеся. Затем воспитатель подробно анализи­рует с детьми отобранные работы.

Обсуждение работы каждого ребенка возможно в подготови­тельной группе, дети уже интересуются результатами труда това­рищей. Но такой анализ следует проводить в свободное от занятий время, так как 2—3 мин в конце занятия недостаточно.

Детям 6 лет можно предложить проанализировать свои работы, сравнивая их с натурой, образцом. Это воспитывает у детей критическое отношение не только к работам товарищей, но и к своим собственным.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:

— оценивается только тот результат, который достигается уси­лиями самого ребенка;

— по мере развития ребенка оценка становится все более диф­ференцированной;

— нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успе­хами других детей, нужно оценивать его достижения;

— оценку необходимо построить так, чтобы дети были макси­мально активны в ней, начиная с младшего возраста

Третья часть занятия.Анализ результатов деятельности детей илипедагогическая оценка детских работ. Анализ детских работ входит в методику проведения занятия как один из важнейших её компонентов и в разных формах необходим на каждом занятии. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Для правильного анализа необходимо, выставлять все работы на стенде для рисования и аппликации или на стенде для лепки. Вылепленные фигурки устанавливают на специальной доске-стенде, разделенной на ячейки для каждого изделия. В этом случае дети рассматривают стенд, собравшись вокруг него. Если в группе имеются полочки с ячейками у доски для просмотра работ, то дети могут оставаться на своих местах за столом.

Организация обсуждения может быть различной, но основная форма такова: оставаясь на своих местах, дети рассматривают работы, размещенные на стенде. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает за­дачи, которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ. В результате анализа дети должны понять, как правильно выполнять работу и какие ошибки они допустили. Критиче­скиезамечания доброжелательны, в рекомендательной форме. Очень бе­режно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался.

С самого младшего возрас­та нужно привлекать к анализу самих детей. Педагог спрашивает, дети должны сами делать выводы — закрепляются полученные знания. При анализе можно использовать игровую ситуацию: например, приезжает «скорая помощь» и увозит Сережиного медвежонка в больницу к Айболиту лечить лапу. За столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках и лечит медвежонка на глазах у всех детей. Это тоже закрепление знаний, но в игровой форме.

Если занятие длилось дольше обычного, дети утомлены, на­стало время прогулки, воспитатель ограничивается общей одобри­тельной оценкой: «Сегодня все поработали хорошо, у многих получились очень интересные рисунки, позднее (перед обедам, после сна) мы их подробно рассмотрим».

Перед обедом или после дневного сна работы детей вывеши­вают на стенд и обсуждают всей группой. В младших группах не рекомендуется откладывать оценку надолго, т.к. у детей пропадет интерес к результатам своего труда, а цель анализа — научить детей объективно оценивать результаты своего труда, творчески рабо­тать над решением темы.

Формы проведения анализа могут быть различными:

· воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного приду­мал ребенок;

· одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;

· ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образ­цом, оценивает его;

· дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.

· иногда с целью воспитания умения объективно оценивать свои работы он предлагает детям разместить в первом ряду стенда наиболее удачные, во втором — те, где допущены небольшие ошибки, и в третьем ряду — менее удачные.

После занятия воспитанникам предоставляют возможность ещё раз посмотреть работы, поговорить о них. Воспитатель же обращает­ся к тем, кто не очень активен во время анализа, кто, по его мнению, нуждается в индивидуальном обсуждении рисунка, аппликации и др.

После занятия все выполненные рисунки, поделки и игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям в раздевальной комнате. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей выполнить свою работу красиво. Выставка детских работ действует до следующего занятия, а затем рисунки заменяются новыми.

Оформление работ мо­жет быть различным, но эстетически продуманным. На небольшом стенде для 6—8 ра­бот выставляют наиболее интересные рисунки, аппликации. Остальные работы (1-2 последних занятий) хранят в папке в файлах или др. Работы на выставке можно оформить в паспарту серого цвета с большими полями, чтобы работа выглядела привлекательнее. На отдельной этикетке справа указать название работы и имя автора.

На обратной стороне работы обязательно указать дату занятия, тему, автора работы.

Где нет возможности организовывать выстав­ки, детские рисунки, аппликации оформляют в альбоме. На каждого ребенка отводят файл, в который вкладывают рисунок. Указывается имя автора. После занятия воспитатель вынимает предыдущую работу и вкладывает новую.

Самые лучшие работы каждого ребенка выставляют на постоянно действующей выставке работ. Эти работы сохраняют длительное время, их постоянно пополняют, заменяют, стремясь, чтобы все дети были участниками этой выставки.

Персональная выставка — одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдель­ную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.

Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.

Анализ детских работ

Развитие аналитического мышления, в ре­зультате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому, позволяет детям объективно оценивать работы, выполненные товарищами, и свои работы. Но такой уровень развития ребенок достигает к пяти годам.

В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контро­лировать и оценивать свои действия и их результаты. Если про­цесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения.

В младшей группе воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положи­тельная оценка их способствует сохранению интереса к изобра­зительной деятельности.

В средней и старшей группах воспитатель .использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, на­сколько правильно изображен предмет, помогает развитию созна­тельного отношения к выбору средств и приемов работы активиза­ции всей творческой деятельности.

После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, ак­куратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре — темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вы­леплен лыжник» и т. д.

Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить: Как можно их исправить?

Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми деть­ми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше про­анализировать в индивидуальной беседе.

В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.

16. Назовите цель применения игровых приёмов в обучении дошкольников изобразительной деятельности. Раскройте особенности применения игровых приёмов в зависимости от возраста детей. Охарактеризуйте группы игровых приёмов, используемые при руководстве изобразительной деятельностью дошкольников.

Решите педагогическую задачу:

С детьми средней группы воспитатель проводит занятие по конструированию из строительного материала. Мишутка привел с собой из леса медвежат, но они не могут перебраться к детям, потому что на пути разлились реки разной ширины. Предлагая малышам подумать, как медвежатам перебраться через реки, воспитатель подводит их к необходимости построить мостики разной длины. Дети выбирают нужной длины дощечки, кубики, строят мосты со ступеньками, по которым медвежатам будет удобно пройти. После этого каждый ребенок переводит своего медвежонка на другой берег, играет с ним, а когда Мишутка зовет своих сыновей домой, дети снова осторожно проводят игрушку по мосту. Затем по указанию воспитателя дети складывают дощечки по размеру — длинные с длинными, короткие с короткими, складывают кубики в коробку и, попрощавшись с Мишкой, идут гулять.

Спрогнозируйте эффективность использования игровых приёмов воспитателем в предложенной ситуации. Предложите свой вариант игровой ситуации на предложенную тему занятия.

Игровые приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельностьюэффективный и

не­заметный для ребенка путь обучения изодеятельности, способствующий бережному сохранению детских чувств, настроения.

Игровые приемы выбираются педагогом с учетом

особенно­стей игры детей, логики ее развития,

особен­ностей изобразительной деятельности.

Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы:

· сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр

· сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

источник

Анализ воспитательной работы

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Республики Мордовия «Ялгинский детский дом – школа»

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Воспитателя Енгуразовой Л.И.

ВЫПОЛНЕНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМ, ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ В ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКОВ.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата в условиях детского дома является необходимым условием для эффективного развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников. Особенно это необходимо для детей, поступивших в учреждение государственного воспитания из неблагополучных семей, где взрослые не придавали значения чистоте, гигиене и самостоятельному уходу.
Развитие навыков и привычек у детей должно осуществляться под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий своевременности начала этой работы, эмоционального отношения воспитанника к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Одной из приоритетных задач для того, чтобы вырастить здоровое поколение, является формирование навыков здорового образа жизни и физическое воспитание. Большинство детей воспитываются в семье уже несколько лет. Такие как: Полковникова Галя, Илларионова Юля, Лебедев Андрей. А остальные – воспитываются по два года и т.д. Все дети соблюдают культурно – гигиенические навыки, кроме Саши Палаткина. Ему приходится напоминать по – несколько раз, что бы он вымыл ноги, выстирал носки и д.т. В течение года велась упорная работа по привитию детям культурно – гигиенических норм. Дети выполняют все правила личной гигиены: регулярно и правильно чистят зубы, чисто и тщательно умываются по утрам и вечерам. Пользуются только личным полотенцем для лица и ног. Каждый вечер моют с мылом ноги, два раза в неделю моют голову, по субботам ходят в баню, стирают личные мелкие вещи. Самостоятельно следят за состоянием чистоты тела, не требуя помощи взрослых. Большое внимание уделяется проведению утренней зарядки, прогулки на свежем воздухе, и не только как способу закаливания детского организма, но и методу воспитания воли и организованности.
Развитие культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Мы добиваемся от воспитанников точного и чёткого выполнения действий из правильной последовательности:

Читайте также:  Где сдать анализы на коклюш у детей

— ухаживать за телом (гигиена юноши, гигиена девушки)
создавать индивидуальный стиль в одежде, учатся быть опрятными
пользоваться различными косметическими средствами.
Необходимо добиваться того, чтобы воспитанники детского дома соблюдали все гигиенические нормы и правила, с чувством удовлетворения от самого процесса или от его результатов. Поэтому значение этих навыков и привычек для укрепления здоровья разъясняем детям в доступной форме.
Для достижения высоких результатов работы, в ходе реализации данных мероприятий в семье №5 использовались различные формы работы: беседы, викторины, час общения, игры, конкурсы, чтение художественной литературы и фольклора, упражнения в действиях. С воспитанниками были проведены мероприятия по программе «Тайны пирамиды здоровья», по которой я работаю:

— Беседа: «Для чего моем руки?

— Час общения «Здоровье погубишь – новое не купишь!»

— Викторина «Лекарственные растения»

— Практическое занятие «Оказание первой медицинской помощи при ожогах».

— Беседа «Чистота-залог здоровья»

— Час общения «Если хочешь быть здоров»

— Час общения «Глаза – главные помощники человека»

— Беседа «Как уберечься от простуды?»

— Беседа «Чудодейственная сила воды»

— Час общения «Просто скажи – нет!» (о вреде наркомании)

— Игра — упражнение «Кто долго жуёт, тот долго живёт»

— Советы и рекомендации «Здоровые зубы – красивая улыбка» (уход за зубами)

— Беседа «Красота и грация!» (о пользе танцев на человека)

— Практикум «Первая помощь при укусах насекомых»

— Беседа «Соблюдение режима дня »

— Час общения «Пусть всегда будет завтра!» (о вреде курения)

— Конкурс рисунков «Спорт – залог здоровья»

— Час общения «Как уберечься от ушибов и порезов во время игр на спортплощадке» и т.д.

— Практикум «Если солнечно и жарко» (первая помощь при солнечном ударе)

— Беседа «Если хочешь быть здоров» (о закаливании организма)

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Детей приучаем правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Использование в профессионально-педагогической деятельности различных форм, приемов и методов работы, применение средств поощрения и наглядных средств оказало существенное влияние на повышение заинтересованности воспитанников к формированию культурно-гигиенических навыков и побудило к активному участию детей на занятиях. В результате реализации занятий, наметилась положительная динамика в развитии культурно-гигиенических навыков у детей.

В семье №5 организовано дежурство среди воспитанников по уборке в комнатах и в общественных местах.

Развитие социально-бытовых умений.
Дети учатся:
ухаживать за жилищем, создавать интерьер комнаты
ухаживать за одеждой и обувью (правила чистки, хранения, ремонта)
сервировать стол, пользоваться столовыми приборами (техникой)
умение вести домашнее хозяйство
готовить ежедневный и праздничный обед

убираться в своих комнатах и в общественных местах.

раз в неделю производить генеральную уборку в комнатах.
Целенаправленная работа по развитию навыков личной гигиены позволяет воспитанникам детского дома быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде и самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Очень важно, чтобы дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, знали элементарные правила общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной, например: соблюдать чистоту в общественных местах, мыть грязные руки надо для того, чтобы не заболеть самим и не заразить других людей.

Ежедневно с детьми проводится зарядка, которая является средством закаливания. Прогулки, также, являются ежедневным атрибутом здоровья.

Зимой с детьми ходим на большую горку кататься на ледянках. При выходе на улицу, во время гололеда все дети предупреждены об осторожном поведении на улице. Дети знают правила дорожного движения. При выезде в город на маршрутном такси, они применяют эти правила на практике.

Мероприятия по духовно — нравственному воспитанию

В целях патриотического, духовно-нравственного воспитания, с детьми младшей группы были проведены такие мероприятия:

— Беседа «Национальные традиции модвы – эрзи»

— Урок культуры «Мордовский народный костюм»

— 4 ноября Праздник Иконы Казанской Божией Матери

— Беседа «Символика Республики Мордовия»

-Круглый стол «Моя малая Родина» (знать свои корни)

— Беседа «Я – гражданин России»

— Конкурс рисунков «Будем братьями друг другу»

— Беседа «Есть такая профессия – Родину защищать!»

— Урок – рассуждение «Можно ли словом помочь человеку?»

— Беседа «Масленница для детей» (обычаи и традиции)

— Час общения «Мы помним, мы гордимся!»

— Конкурс рисунков «С днем Победы!»

— Экскурсия к вечному огню. Возложение цветов к памятнику «Погибшим воинам»

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.

Существенный элемент воспитательной системы в семье является формирование у детей позитивного отношения к ценностям семейной жизни. В этом мы видим залог будущего семейного благополучия своих подопечных. В семье часто проводились практические занятия, в которых дети с большим удовольствием принимают участие. Всем детям нравится сидеть за общим, красиво сервированным столом. Здесь съедается всё, даже нелюбимые блюда. В течение года были проведены такие практические занятия:

-«Ворот, ворот, воротничок» — учимся пришивать воротнички.

— Практическое занятие ««Учимся правильно гладить свои вещи»

— «Рыба под маринадом» — ужин в семье.

— «Борщ – мое любимое блюдо» — ужин в семье.

— «Блюда из картофеля»-ужин в семье.

— «Выпечка к чаю» — ужин в семье.

— «Блюдо из курицы» — ужин в семье.

— «Праздничные салаты» — новогодний стол.

— «Оладьи, оладушки» — ужин в семье.

— «Любимое блюдо из рыбы» — ужин в семье.

— «Блюдо из творога» — ужин в семье.

— «Пасхальное угощение» — ужин в семье.

— Практическое занятие «Учимся клеить обои»»

— «Самая чистая тумбочка»-генеральная уборка в комнате.

— «Озеленение семьи» — посадка цветов.

— «Уход за комнатными растениями» — как правильно поливать цветы.

— «Как правильно ухаживать за обувью» — практикум .

— «Учимся правильно пришивать пуговицы» и т. д.

При подготовке школьной формы к занятиям, детей постоянно учим как правильно пользоваться иголкой и ножницами. Дети знают, как пользоваться утюгом. Под руководством воспитателя дети пользуются стиральной машинкой. Под присмотром воспитателей, взрослые дети пользуются электрической плитой, готовят по субботам ужин в семье, кипятят чай.

Воспитатели учат детей правильно распределять семейный бюджет, ухаживать за малышами, заботиться о стариках, лечить близких.

Важнейшим элементом воспитательной системы является целенаправленное экономическое воспитание детей. Основная цель этой работы – вовлечь их в реальные экономические взаимоотношения, воспитать в них бережливость, подготовить к самостоятельной жизни. Это особенно важно для детских домов, где дети живут на всём готовом и часто не имеют представления о реальной ценности вещей, которыми они пользуются и которые их окружают. Неоднократно вместе с детьми мы посещали точки торговли в Ялге. Дети самостоятельно покупали сладости, канцтовары. Также, мы вместе с детьми посещали сбербанк, почту, аптеку. Такие формы работы должны стать нормой повседневной жизни детей.

В условиях детского дома трудовое воспитание тесно связано с понятием социально — трудовой готовностью воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности. Формирование необходимых умений и навыков происходит через:

— практические занятия по приготовлению пищи, ремонт одежды, ремонт помещений;

— привитие навыков самообслуживания и личной гигиены;

— коллективные трудовые дела;

Всё это позволит воспитанникам безболезненно адаптироваться к самостоятельной жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях.

Мероприятия по подготовке воспитанников к проживанию в приемных семьях.

Упражнение « Строим дом. Зачем человеку дом?»

Конкурс рисунков «Дом моей мечты»

Беседа «Семья. Как вы это понимаете?»

Беседа «Мое представление о приемной семье»

Ролевая игра «Роль мамы и отца в семье»

Игра – упражнение «Сценки из семейной жизни»

Беседа «Здоровое питание в семье»

Коррекционное занятие «Все вместе»

Упражнение «Рассказы по фотографиям»

Занятие «Я пришел к тебе в гости»

Конкурс рисунков «Мое настроение»

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ САМОПОДГОТОВКИ.

Особенностью организации учебно – воспитательного процесса в детских домах является самоподготовка. Основная функция воспитателя – оказание помощи в выполнении домашних заданий. Вошло в практику перед самоподготовкой проводить « гимнастику ума» — несколько упражнений на развитие памяти, внимания, мышления, воображения.

Перед самоподготовкой класс проветривается, черновики, дневники, учебники, тетради, ручки и карандаши.

Начинаю самоподготовку с того, что опрашиваю детей, какие оценки получили в классе. После этого дети переходят к выполнению домашнего задания.

После выполнения задания по одному предмету проводится физкультпауза.

ИлларионоваЮля, Юфкина Регина, Прошина Вика, Полковникова Галя, Ионина Настя – домашнее задание выполняют самостоятельно. Лебедеву Андрею, Пакшину Диме, Палаткину Саше — нужна помощь . Очень уж трудно им дается учение. На самоподготовке организую – самоконтроль, взаимопроверку, работу консультантов. Илларионова Юля и Юфкина Регина раньше всех готовят уроки, поэтому они являются консультантами. Со слабыми детьми воспитателем проводится индивидуальная работа.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

В воскресенье и каникулярные дни с младшей группой провожу «Час тихого чтения». Затем, дети пересказывают содержание книги. Активно с детьми используем компьютер, ДВД. Дети печатают доклады и сообщения для уроков. Учу детей правильно пользоваться компьютером.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ГРУППЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

В любой семье дети занимаются творчеством. Это вышивание, вязание, шитье, рисование, танцы и др. Несколькими видами творчества занимаются Лебедев Андрей, Юфкина Регина, Прошина Вика и т.д. Все девочки и Мазов Никита занимаются в танцевальном кружке. Пакшин Дима,Палаткин Саша посещают спортивные секции по футболу , волейболу и кружок рисования. С большим увлечением дети делают разные поделки, участвуют как общешкольных, так и в городских конкурсах. Вместе с воспитанниками были проведены конкурсы рисунков: «О вреде курения», «Осеннее настроение», «Зимние зарисовки» , «Война глазами детей»,Пасхальный перезвон», «С праздником 8 марта!», «С Днем космонавтики», «Я не один» — телефон доверия, «Ура! Каникулы!». Вместе с детьми изготавливали поделки «Мордовия, ты России частица», «Фабрика Деда Мороза», «Осенние цветы», «Букет к 8 марта», «С Пасхой Христовой!».

Каждую неделю в семье проводились собрания, где дети открыто общаются, критикуют друг друга, болеют за честь семьи.

Мне хотелось, чтобы они вышли из детского дома начитанными, грамотными, умели вести себя в обществе, приспособленными к жизни, готовыми к любым трудностям, создали правильную семейную жизнь и не забывали своих воспитателей.

источник