Меню Рубрики

Анализ рассказ дети в роще

Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.

— Знаешь ли что? — сказал брат сестре. — В школу мы еще успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?

Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березками. В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.

Прежде всего дети увидели золотого жучка.
— Поиграй-ка с нами, — сказали дети жуку.
— С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.
— Поиграй с нами, — сказали дети желтой мохнатой пчеле.
— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчелка, — мне нужно собирать мед.
— А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья. Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.
Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.
Голубь сказал: — Строю гнездо для своих маленьких деток.

Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.

Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.

— Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!

— Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. — Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням. Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зеленой ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превеселую песенку.

— Эй ты, веселый запевала! — закричал малиновке мальчик. — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.

— Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать. Детям стало стыдно: они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.

Экзаменационные ответы по детской литературе.
Уфимский педагогический колледж №1.
Уфа / россия, 54 ст, 2012.

Детская литература область всеобщей культуры. Специфика д.л. роль д.л. в формировании идейно-эстетического облика подрастающего поколения.
Основные требования к произведению для дошкольников. Роль иллюстрации в книге для маленьких детей. Основные требования к иллюстрациям для детей.
Понятие о фольклоре. Понятие о детском фольклоре. Жанры произведений народного творчества, доступные детям дошкольного возраста.
Сказка. Русские народные сказки, их характерные особенности, воспитательная ценность. Отношение поэтов и писателей к сказкам.
Особенности русских народных сказок кумулятивного типа. Анализ сказки колобок.
Особенности сказок о животных. Анализ сказок заюшкина избушка, волк и козлята.
Особенности волшебных сказок сестрица аленушка и братец иванушка , сивка-бурка , царевна-лягушка , снегурочка .
Особенности бытовых сказок.
Сказки народов нашей страны.
Анализ сказки кукушка.
Сказки ш. Перро и их особенности. Анализ сказки ш.перро кот в сапогах и красная шапочка.
Сказка братьев грим. Анализ сказки горшок каши.
Демократизм и гуманизм сказок г.хандерсона. Анализ гадкий утенок , принцесса на горошине .
ознакомление детей со сказками народов разных стран.
взгляды а. с. пушкина на детскую литературу. лирика а. с. пушкина в чтении детям.
сказки а.с. пушкина. анализ сказки о рыбаке и рыбке.
анализ сказка о царе салтане .использование для детей отрывков из сказки о царе салтане.
творчество п. п. ершова. народность идей и образность сказки. анализ сказки конек – горбунок .
н. а. некрасов. произведения о детях и для детей в творчестве н. а. некрасова. анализ произведения дедушка мазай и зайцы .
Деятельность к. Д. Ушинского как детского писателя. Анализ произведений васька , петушок с семьей , лиса патрикеевна .
Многообразие тематики произведений к. Д. Ушинского. Особенности стиля и манеры описания. Анализ как рубашка в поле выросла , дети в роще .
роль л. н. толстого в развитии детской литературы и детского чтения.
маленькие рассказы л.н. толстого для детей. единство педагогического и литературного воплощения.
картины русской природы в творчестве поэтов половины 19 века.
анализ произведения а.м.горького воробьишко , про иванушку – дурочка , самовар . Умение а.м.горького забавно говорить детям о серьезном.
В.а. жуковский. стихи, сказки жуковского вошедшие в круг детского чтения. Анализ мальчик с пальчик , овсяной кисель .
в.в. маяковский. воспитание любви к труду в стихах кем быть .
В.в.маяковский. Анализ что такое хорошо и что такое плохо .
деятельность к.и.чуковского в области теории и практики детской литературы. Обобщение в книге от двух до пяти .
веселые сказки в стихах как основной жанр творчества к.и.чуковского для детей.
с.я.маршак. тематическое жанровое многообразие поэзии с.я.маршака. произведения о героях труда пожар , почта .
сочетание познавательного мира с поэтическим видением мира в стихотворении с.я. маршака круглый год .
юмор и сатира в произведениях с.я.маршака.
с. в. михалков. анализ тетралогии о дяде степе.
а. л. Барто. Краткость стиха и завершенность сюжета в книгах для самых маленьких игрушки , машенька .
жизнь и творчество а. гайдара. его произведения для детей.Анализ чук и гек , тимур и его команда .
творчество в. ф. одоевского. опыт создания научно — популярной сказки городок в табакерке . анализ мороз иванович .
творчество б. с. житкова. своеобразие рассказов о героизме, труде.
опыт создания энциклопедии для детей что я видел .
м.м.пришвин – тонкий знаток русской природы, большой художник слова. анализ золотой луг , ребята и утята , еж , лисичкин хлеб .
многообразие жанров в творчестве в. в. бианки. анализ рассказа в. в. бианки молодая ворона , синичкин календарь .
е. и. чарушин — писатель и художник. основные темы творчества.
н. н. носов. единство веселого и серьезного в произведениях фантазеры , живая шляпа , карасик .
художники — иллюстраторы детских книг.
своеобразие детской литературы 20-30-х годов. творчество саши черного.
поэты – обэриуты для детей. творчество д. хармса, а. введенского.
гуманистическая направленность литературы конец 19-начало 20 века о детях и для детей. творчество а. п. чехова, а. блока, с. есенин.
возвращенные имена. творчество а. вербицкой, л. чарской для детей.
С. П. Аксаков — мастер реалистической прозы детские годы Багрова внука . Анализ сказки аленький цветочек.
в. м. гаршин. особенности творческой манеры.
жизнь и творчество д.н. мамина-сибиряка.
жизнь и творчество а. погорельского. черная курица, или подземные жители .

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

Учеб. пособие для студентов пед. ВУЗов. — М. Академия, 2005. — 576 с. — ISBN 5-7695-2234-8 Учебник раскрывает понятие детская литература на материале устного народного творчества, русской и переводной литературы. Впервые представлены очерк истории науки о детской литературе, обзоры литературы ранней русской эмиграции, постсоветского периода и начала XXI века, а также.

  • 4,46 МБ
  • скачан 462 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 06.03 19:33
  • будет удален через 14 дней

3-е изд. перераб. и доп. — Москва: Академия, 2005. — 576 с. — ISBN 5-7695-2234-8. Учебник раскрывает понятие «детская литература» на материале устного народного творчества, русской и переводной литературы. Впервые представлены очерк истории науки о детской литературе, обзоры литературы ранней русской эмиграции, постсоветского периода и начала XXI века, а также введение в.

  • 878,22 КБ
  • скачан 440 раз
  • добавлен 07.09 11:21
  • изменен 06.03 22:44
  • будет удален через 14 дней

81 стр. 44 вопроса с ответами. Поэзия Фета в детском чтении. Устное народное творчество в детском чтении. Детский фольклор. Появление первых книг в 16-17 веках. «Лицевой букварь». Обзор современной детской периодической печати. Русские народные сказки о животных, их особенности. Русские народные волшебные сказки, их особенности. Русские народные социально-бытовые.

  • 217,98 КБ
  • скачан 183 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 09.04 17:13
  • будет удален через 14 дней

2010г. — 202 стр. Освещены вопросы по подготовке к сдаче зачета и экзамена по программе Детская литература с практикумом по выразительному чтению для студентов дошкольных педагогических колледжей Детская литература — своеобразная область общей литературы. Принципы. Специфика детской литературы Роль детской литературы. Особенности восприятия детской литературы детьми.

  • 3,29 МБ
  • скачан 200 раз
  • добавлен 30.09 02:02
  • изменен 02.10 02:14
  • будет удален через 14 дней

Еще одна отличная книга от ИД Мещерякова.

Произведения К.Д.Ушинского люблю,да наверное просто обожаю,с детства.Моим детям тоже очень понравились рассказы.Слушали с интересом,и потом долго обсуждали,додумывали,фантазировали на тему .

В книге шесть ПРОСТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ рассказов ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО Ушинского:
Четыре желания -рассказ о том,что у природы нет плохой погоды,все времена года по своему хороши,
-ЧУЖОЕ ЯИЧКО-это более сокращенный вариант гадкого утенка,только утенка никто ни от куда не гнал.а курочка его любила и обожала,
-ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЯБЛОНЬКИ-это история о дикой яблоньке,которую принесли в сад,привили ей черенок от сладкой яблоньки и выросли на ней дивные яблочки.
-ДЕТИ В РОЩЕ-рассказ о двух детях,брате и сестре,которые вместо школы пошли играть в рощу.Но с ними там никто не стал играть,потому что все-муравьи,пчелы,белки,зайцы и т.д.,были заняты работой.Детям стало стыдно и они пошли в школу и учились еще более прилежно.
-ПРОКАЗЫ СТАРУХИ ЗИМЫ-рассказ о том,как лютая зима решила избавиться от всего живого,но птицы улетели в теплые края,до весны,звери залегли в спячку и одели теплые шкурки,а люди затопили печки и одели теплую одежду.А больше всех Зима обиделась на детей,которые зимой веселились и играли.Она заплакала и пришла Весна.
-СЛЕПАЯ ЛОШАДЬ-самый проникновенный рассказ о том,как хозяин отблагодарил своего верного и преданного коня,который спас ему жизнь и в результате ослеп.Хозяин выгнал бедную слепую лошадь на улицу,но люди вступились за нее и хозяину стало стыдно за свое поведение.И на протяжении всей своей жизни он стал заботиться о коне и беречь его.

Дети перечитывают эту книжку каждый день.Настолько им понравились рассказы.Особенно последний,они очень сострадали и сочуствовали бедному коню.

Вообще,на мой взгляд,Ушинский писал душой и сердцем.И с любовью относился к своим произведением.В его рассказах действительно чувствуется ДУША,и становится теплее в сердце.

Качество просто отличное-обложка из плотной мелованной бумаги,белая офсетная плотная бумага страниц,отличные иллюстрации Е.Ермолиной,четкий крупный шрифт,формат чуть уже А4.

Если говорить об иллюстрациях отдельно,то хочется отметить,что издательство удивительным образом смогло подобрать художников к каждой отдельной книге.На мой взгляд,иллюстрации в каждой книге очень сильно сочеаются с произведениями того или иного автора и передают характер произведений.С этой книгой произошло тоже самое.Иллюстрации оказались такими же теплыми инежными,как и сами рассказы К.Д.Ушинского.

ЭТУ книгу можно по праву назвать одним из шедевров полосатой серии.У нас она стала одной из ЛЮБИМЕЙШИХ.

И опять я не могу не поблагодарить всех кто работал над этой книгой.СПАСИБО ВАМ ОГРОМНОЕ. Доставили нам массу положительных эмоций и безграничное удовольствие!

источник

Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.

— Знаешь ли что? — сказал брат сестре. — В школу мы еще успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?

Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березками. В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.

Прежде всего дети увидели золотого жучка .

— Поиграй-ка с нами, — сказали дети жуку.

— С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.

— Поиграй с нами, — сказали дети желтой мохнатой пчеле.

— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчелка, — мне нужно собирать мед.

— А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья.

Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.

Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.

— Строю гнездо для своих маленьких деток.

Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.

Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью . Журча по камням, пробегал ручей через рощу.

— Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!

— Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. — Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням.

Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зеленой ветке крошечную красивую малиновку . Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превеселую песенку.

— Эй ты, веселый запевала! — закричал малиновке мальчик. — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.

— Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать.

Читайте также:  Вопросы для анализа охраны здоровья детей

Детям стало стыдно: они пошли в школу и, хотя пришли поздно, но учились прилежно.

Беседа по рассказу К. Д Ушинского « Дети в роще»

Цель : осмысление понятий «труд», «лень», «ответственность».

— воспитывать уважение к чужому труду, ответственное отношение к своим поступкам, труду

Оборудование: компьютер, проектор, книга К.Д Ушинского «Дети в роще», картинки жучка, пчелы, муравья, белки, цветка земляники, зайчика, ручья, малиновки

Механизмы нравственного воспитания

Знания и представления: все насекомые и птицы добывают себе корм, строят жилища, делают запасы на зиму. Земляника готовит свою сочную, вкусную ягоду только в солнечный жаркий день. Ручей работает днем и ночью …..Птица малиновка не просто так поет песни, а убаюкивает птенцов.

Мотив: прежде чем отдохнуть и поиграть, нужно поработать и сделать все, что обязан был сделать

Чувства и отношения: ответственность, воля, стойкость и чувство долга, теплое отношение к окружающему миру, стремление к полезной деятельности, твердый характер

Поступки и поведение: дети должны стремиться к обучению, у них должно быть желание учиться и понимание того, что знания необходимы.

Нравственные качества: трудолюбие, стремление к полезной деятельности, привитие любви и уважения к природе, к труду и умение работать так, чтобы работа приносила радость и счастье.

1.Вводная часть Психологический настрой

-Ой, где это мы? Поют птицы, журчат ручьи, слышится шепот листьев. Мы с вами оказались в солнечной роще, где веет спокойствием и тишиной. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть воздуха, запах зеленой травы. Кого можно встретить в роще?

загадки про героев рассказа

-Однажды, все эти насекомые, птицы, зверята и даже растения с ручейком повстречали двоих детей: мальчика и девочку. И приключилась с ними вот такая история, хотите послушать? Её написал К.Д Ушинский «Дети в роще»

— показ наглядного материала (книга)

Восприятие и освоение нового

-чтение рассказа по частям

-Кто главные герои рассказа?

-Чем были заняты жители рощи?

-Почему ребята не попали в школу?

-Давайте проанализируем поступок детей. Хорошо ли они поступили?

-Хотелось ли им идти в школу?

-роща была тенистая, там было прохладно и весело, шумно

— птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали, белки прыгали по веткам, насекомые суетились в траве

-дети бросили азбуку в траву

-нет, они не попали в школу, они остались в роще

-ребята заленились идти в школу, им не хотелось учиться, а хотелось бегать, прыгать, резвиться. Они поступили неправильно

источник

Константин Дмитриевич Ушинский писал детям не только воспитывающие сказки (1), (2), не только сказки научно-познавательные, но и рассказы. Представляю вам анализ рассказов Ушинского: «Дети в роще», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Гадюка», «Утренние лучи».

Рассказ «Дети в роще» —

читаем для того, чтобы привить детям привычку сначала выполнять свои обязанности, а потом уже гулять.

В данном произведении рассказывается о том, как двое детей – брат и сестра – решили не идти в школу, а погулять в это время в роще. Но никто с ними не хотел играть: ни пчелка, ни ручеек, ни птичка. И все потому, что каждый был занят своим делом: жучку надо было добыть себе обед, пчелке – собирать мед. Скучно стало детям в роще, но все равно с ними никто не играл. А малиновка их даже пристыдила и сказала, что только тем и будет приятно отдыхать и играть, кто сначала поработал да сделал все, что был обязан сделать. И при этом рассказ заканчивается оптимистично.

Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» —

читаем для того, чтобы научить детей играть вместе и не жалеть друг другу свои игрушки. При этом в данном очень маленьком произведении перед ребятами ставится проблемный вопрос, который провоцирует их на то, чтобы задуматься и самим найти решение проблемы.

Рассказ «Гадюка» —

это учебно-познавательный рассказ, из которого дети узнают о том, какие ужи и какие гадюки. При этом рассказ не сухой и напичканный фактами, а как будто вырванный из жизни. Рассказывается о том, как собака спасла своего хозяина от гадюки. Читатель вместе с рассказчиком будет переживать за судьбу собаки, что, кстати, учит детей сопереживанию, а в конце все будет хорошо. И детки узнают, почему собакам не страшен укус гадюки.

Рассказ «Утренние лучи» —

здесь описывается, как красиво просыпаются все, на кого попадают солнечные лучики, и как ведет себя лентяй, когда такой лучик попадает на него. Понятно, что такой рассказик поможет в борьбе с ленью.

И дорогие мои читатели, на десерт я вам припасла рассказ Ушинского «Четыре желания». Обязательно прочитайте его вашему ребенку!

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

А в следующий раз я охарактеризую вам следующие рассказы Ушинского для детей: «История одной яблоньки», «Как рубашка в поле выросла», «Курица и утята», «Проказы старухи-зимы».

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий ? Я ценю ваше мнение!

источник

Рассказ Ушинского Дети в роще читать с картинками в одно удовольствие. Дети в роще – рассказ для детей Ушинского ребятам школьного возраста учит быть трудолюбивым, ответственно относиться к своим обязанностям. Рассказ Ушинского Дети в роще вы можете читать онлайн.

Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.
— Знаешь ли что? — сказал брат сестре. — В школу мы еще успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?
Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березками. В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.
Прежде всего дети увидели золотого жучка.
— Поиграй-ка с нами, — сказали дети жуку.

— С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.
— Поиграй с нами, — сказали дети желтой мохнатой пчеле.
— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчелка, — мне нужно собирать мед.
— А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья.
Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.
Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.

Голубь сказал:
— Строю гнездо для своих маленьких деток.
Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку.

Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми.

Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду. Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними.

Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.— Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!
— Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей.

— Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням.
Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зеленой ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превеселую песенку. — Эй ты, веселый запевала! — закричал малиновке мальчик.

— Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.
— Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать.
Детям стало стыдно: они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.

Брат и сестра отправились в школу, а по дороге брат предложил пойти в рощу, где было прохладнее, чем в школе, можно было повеселиться. В роще все были заняты своими делами. Сначала ребята обратились к золотому Жучку, но он был занят добычей обеда. Потом они просили муравья поиграть с ним, а он спешил строить жильё. Белка также отказалась играть, она запасались орехами, голубь, серый зайка также отказались играть с детьми. Детям стало скучно, они побежали к ручью, который рассказал им, что он поет для детей и животных, работает днём и ночью, носит лодки и тушит пожары. Ребятам опять стало скучно, они решили пойти в школу, встретив крошечную птичку малиновку, которой мальчик сказал, что птичке нечего делать. А птичка ответила, что она уставшая после ловли мошек, накормив детишек, убаюкивает их. Детям стало стыдно, они отправились в школу, где прилежно учились..

Отдыхать имеет право только тот, кто сделал все свои дела. Брат и сестра должны были учиться в школе, но они не пошли туда, а решили поиграть в роще. Обитатели рощи показали детям, что труд важнее развлечений.

источник

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Дети в роще» в подготовительной группе

Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Дети в роще» в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 г. Данков

совместной деятельности воспитателя с детьми:

«Чтение сказки К. Д. Ушинского «Дети в роще»

в подготовительной группе детей с ЗПР

воспитатель: Кириллова Т. Н

1. Познакомить детей со сказкой К. Д. Ушинского «Дети в роще».

2. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

3. Воспитывать читателя, способного испытывать сочувствие к героям сказки.

4. Расширять и уточнять представления детей о растениях и обитателях рощи.

1. Вступительное слово воспитателя.

Сегодня я читаю вам сказку Константина Дмитриевича Ушинского «Дети в роще». Мы вместе с двумя детьми, братом и сестрой, главными героями сказки, попадаем в тенистую рощу. Роща – это небольшой, близкий к жилью лиственный (нехвойный) лесок. Роща полна обитателей: насекомых, зверей, птиц. Вместе с детьми мы пойдём по роще и увидим, чем занят каждый из живущих здесь жителей.

2. Чтение сказки К. Д. Ушинского «Дети в роще»

Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.

— Знаешь ли что? — сказал брат сестре. — В школу мы еще успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?

Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березками. В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.

Прежде всего дети увидели золотого жучка.

— Поиграй-ка с нами, — сказали дети жуку.

— С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.

— Поиграй с нами, — сказали дети желтой мохнатой пчеле.

— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчелка, — мне нужно собирать мед.

— А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья.

Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.

Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.

Голубь сказал:

— Строю гнездо для своих маленьких деток.

Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.

Детям стало скучно, что все заняты своим делом, и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.

— Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!

— Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. — Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням.

Читайте также:  Впг у детей расшифровка анализа

Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зеленой ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превеселую песенку.

— Эй ты, веселый запевала! — закричал малиновке мальчик. — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.

— Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать.

Детям стало стыдно: они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

И на место снова сели. (Дети садятся.)

4. Беседа по содержанию сказки.

— Куда предложил пойти брат сестре вместо школы? (Ответы детей: в рощу).

— Почему сестра согласилась пойти в рощу? (Ответы детей: брат сказал, что в роще весело).

— Как встретила детей роща? (Ответы детей: пели птички, белки прыгали по веткам, насекомые суетились в траве).

— Что ответил золотой жук детям на предложение поиграть с ними? (Ответы детей: нет времени, я должен добыть себе обед).

— Приняла ли пчела приглашение поиграть? (Ответы детей: не приняла, потому что ей нужно собирать мёд).

— Как отреагировал муравей на слова детей? (Ответы детей: муравью некогда было слушать детей, он тащил соломинку, чтобы строить жильё).

— Что ответила белка на предложение поиграть? (Ответы детей: она должна запастись орехами на зиму).

— Каков был ответ голубя? (Ответы детей: строю гнездо для своих маленьких деток).

— Чем был занят серенький зайчик? (Ответы детей: бежал к ручью умыть свою мордочку).

— Почему белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми? (Ответы детей: спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду).

— Каким было настроение детей к этому времени? (Ответы детей: детям скучно, все заняты делом, никто не хочет с ними играть).

— Почему рассердился на детей ручей? (Ответы детей: они решили, что ручью нечего делать).

— А на самом деле, какие дела у ручья? (Ответы детей: поит людей и животных, моет бельё, вертит мельничные колёса, носит лодки и тушит пожары).

— Как чувствовали себя дети после разговора с ручьём? (Ответы детей: детям стало ещё скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а уж из школы зайти в рощу).

— Чем занималась крошечная малиновка на зелёной ветке? (Ответы детей: насвистывала превесёлую песенку).

— Почему малиновка обиделась на мальчика? (Ответы детей: он сказал, что ей нечего делать и позвал поиграть).

— Чем занималась целый день малиновка, и что она делает сейчас? (Ответы детей: целый день ловила мошек для своих малюток, а сейчас убаюкивает их песенкой).

— Как вы считаете, справедливо ли малиновка назвала детей маленькими ленивцами? (Ответы детей: справедливо).

— Что велела помнить малиновка о том, кому и когда приятно отдыхать и играть? (Ответы детей: тому, кто поработал и сделал всё, что обязан был сделать).

— Почему после разговора с малиновкой дети пошли в школу? (Ответы детей: им стало стыдно).

— Как учились дети в тот день? (Ответы детей: прилежно).

5. Дидактическая игра «Угадай героя сказки».

1). Он тащил соломинку втрое больше себя. (Муравей).

2). Она должна запастись орехами на зиму. (Белка).

3). Он спешил приготовить к сроку свою ягоду. (Цветок земляники).

4). Он работает днём и ночью, журча по камням. (Ручей).

5). Она ловила целый день мошек. (Малиновка).

6). Они другим мешали дело делать. (Дети).

Вы удивились, что в такой красивой роще, где живут и белка, и серенький зайчик, и голубь, и муравей, растёт земляника, журчит ручей, поёт маленькая малиновка, нашим героям стало сначала скучно, а потом стыдно?

Думаю, что вы правильно поняли мудрую сказку К. Д. Ушинского: у каждого есть дела, обязанности, которые просто необходимо выполнять, а игры и отдых – после того, как всё сделано.

Блок совместной деятельности воспитателя с детьми в подготовительной логопедической группе Интеллектуальная игра по произведениям С. Я. Маршака «Умники и умницы» Цель: создать условия для расширения и закрепления знаний детей о.

Конспект организации совместной деятельности воспитателя с детьми «Как дети весну в сказках искали» Конспект организации совместной деятельности воспитателя с детьми «Как дети весну в сказках искали». Подготовила воспитатель: Рудакова.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение литературной сказки В. Бианки «Сова» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Чужое яичко» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа Н. Павловой «Жёлтый, белый, лиловый» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки Л. Т. Тарасенко «Фокус ящерицы» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной НОД воспитателя с детьми «Чтение рассказа Г. Виеру «Хлеб с росою» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Совместная деятельность.

Совместная деятельность воспитателя с детьми «Чтение рассказа Ушинского К. Д. «Гадюка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Совместная деятельность.

источник

2.2 Рассказы о детях: «Дети в роще», «Утренние луга», «Сила не права», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Четыре желания». Педагогическая направленность этих произведений

Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помешенные в учебных книгах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читателям конкретные знания. Например, «Детский мир. » открывается занимательным рассказом «Дети в роще», где говорится о пагубности лени и безответственности. Брат и сестра отправились в школу, но, привлеченные прохладой рощи, устремились в нее, а не в школу. Однако ни муравей, ни белка, ни ручей, ни птичка, к которым обращаются дети, не желают веселиться с ними — все они трудятся. «А вы что сделали, маленькие ленивцы? — говорит им уставшая малиновка. — В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще да еще мешаете другим дело делать. Помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать» 1 .

Произведения Ушинского о детях (например, «Четыре желания», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня») отличаются тонкой психологичностью и на простых примерах преподают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем. Вот Ваня, оставшись дома один, испугался теста в квашне: оно пыхтит на печи и наводит на мысли о домовом. Бросился Ваня бежать, да наступил на кочергу — она его в лоб ударила; а тут еще упал он, запутавшись в оборке от лаптя. Едва привели в чувство взрослые трусливого мальчика.

«Четыре желания» — рассказ о другой черте характера — нерешительности. Герой никак не может согласовать свои чувства с разумом: все времена года кажутся ему одинаково прекрасными, и он не способен решить, какое же из них самое любимое, самое желанное. Писатель не морализирует, оно только показывает факты. Митя ко всем временам года относится одинаково, как бы не желая никого обидеть. Он не может сделать свой выбор. А может быть он и в других делах окажется в затруднительном положении? В жизни бывают моменты, когда надо сделать выбор, порой и трудный.

«Вместе тесно, а врозь скучно». Это маленький рассказик о брате и сестре.

«Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка»” Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!» Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно?» Взрослым все понятно. Понятно и ребенку. Но как это выразить словами, как объяснить душевные состояния брата и сестры.

Рассказец «Сила не право» о Мите, отнявшем у сестры куклу, и их старшем брате, отобравшем у Мити и куклу, и лошадку, – логическое продолжение рассказца «Вместе тесно, а врозь скучно», где тоже не поделили игрушки брат и сестра. Но на всякую силе найдется большая сила. Мораль такова, что не надо обижать боле слабого. И это помогает понять рассказ «Сила не право».

Таким образом, рассказы К.Д. Ушинского о детях отличаются добротой, поучительностью, непринужденностью.

2.3 Рассказы познавательного характера: «Как рубашка в поле выросла», «Гадюка», «Чужое яичко», «История одной яблоньки». Сочетание богатства познавательного материала с простотой и доступностью изложения

К. Ушинский-педагог делал радостным именно познание мира, природы, своими произведениями он заинтересовывал маленьких читателей. Таков рассказ «Как рубашка в поле выросла». В нем рассказывается о том, как рос в поле лен, как он сине-сине цвел, а затем из него изготавливали прялки, из которых делали нитки, а потом ткали из них полотно, из которого шили рубашки. То есть, Константин Дмитриевич Ушинский изображает весь процесс пошива сорочки. Он хочет, чтобы дети знали, каким тяжелым трудом добываются все материальные блага. Писатель учит детей уважать и любить труд, особенно труд крестьянина.

Постепенно К.Д. Ушинский усложняет содержание своих рассказов, он предлагает детям «Историю одной яблоньки». Автор рассказывает о том, как из семечки, которое упало в землю, выросла дикая яблонька. Садовник принес ее в сад и привил ей молодой отрасль от хорошей садовой яблоньки. Через некоторое время яблонька уродила красивыми, румяными яблочками. Писатель не выпускает ни одной детали: как прорастало семечки — «пустило вниз корешками, а доверху выгнало две первые листочки», как «среди листочков выбежала соломинку с почкой, с которой выросли зеленые листочки». Этот рассказ можно назвать поэзией, а еще лучше — искусством постижения окружающего мира, всего живого.

В некоторых своих рассказах К. Ушинский пытается подвести детей к самостоятельному выводу о том, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что не надо. Таков рассказ «Гадюка». Играя в сене, мальчик случайно наткнулся на змею. Константин Дмитриевич Ушинский подробно рассказывает о том, чем отличается змея от ужа. «У ужа во рту небольшие острые зубы, он ловит мышей и птиц, может прокусить кожу; но нет яда в этих зубах. » Другое дело — гадюка, К.Д. Ушинский повествует о различных случаях, когда гадюка кусала животных и людей. «Но водились у нас и не одни ужи: водилась и ядовитая змея, чёрная, большая, без тех жёлтых полосок, что видны у ужа около головы. Такую змею зовут у нас гадюкой. Гадюка нередко кусала скот, и если не успеют, бывало, позвать с села старого деда Охрима, который знал какое-то лекарство против укушения ядовитых змей, то скотина непременно падёт — раздует её, бедную, как гору» 1 .

Он заставляет ребенка задуматься. Ребенок сам должен сделать соответствующие выводы. «Кувыркнулся я в одну копну, повернулся в ней раза два и вдруг вскочил с ужасом. Что-то холодное и скользкое махнуло меня по руке. Мысль о гадюке мелькнула в голове моей — и что же? Огромная гадюка, которую я обеспокоил, вылезла из сена и, подымаясь на хвост, готова была на меня кинуться.

Вместо того чтобы бежать, я стою как окаменелый, будто гадина зачаровала меня своими безвековыми, неморгающими глазами. Ещё бы минута — и я погиб; но Бровко, как стрела, слетел с копны, кинулся на змею, и завязалась между ними смертельная борьба». Бровко спас мальчика, а сам чуть не погиб. Две недели он бродил по лесам, искал лечебную траву и выжил.

Таким образом, в этих рассказах читается доброта, взаимовыручка, предостережение ребенка от возможной опасности. Мальчик знал, что в копне может быть змея, потому что много случаев встречи со змеями в данной местности, но он не поостерегся. Хорошо, что рядом оказался добрый и верный пес.

Литературная деятельность великого русского педагога К.Д. Ушинского — одно из замечательных проявлений многогранности его таланта. В течение почти всей своей творческой жизни он писал стихи и очерки, пробовал свои силы в драматургии, опубликовал ряд литературно-критических статей, рецензий и обзоров, а также художественных переводов произведений зарубежных авторов. Но особенно был известен он, конечно, как детский писатель, автор рассказов и сказок, обработок для детского чтения фольклорных материалов и произведений русской классики.

В предисловии к книге «Детский мир» и «Хрестоматия» (1861) Ушинский писал, что появление этого труда вызвано «современной потребностью». Принципом приобщения детей к основам наук он провозгласил связь между наукой и жизнью. Цель его книг — дать ученикам младших классов по возможности полное представление о мире, которое поможет развитию их мыслительных способностей.

Второй учебной книгой, созданной Ушинским, было «Родное слово» для детей младшего возраста. Она, как и первая, имела большой успех. Так же как «Детский мир. », «Родное слово» сложено на основе фольклора, которому Константин Дмитриевич отводил исключительно важную воспитательную роль, и на лучших литературных образцах. Ушинский стремится и здесь дать детям систему реальных знаний, сохранить энциклопедическую широту.

Большое значение К. Ушинский придавал языку своих рассказов, он считал, что рассказы должны быть написаны на родном языке, просто, без использования малопонятных для маленьких читателей слов. На родном языке можно прикоснуться к миру сокровенных мыслей ребенка, до самых сокровенных уголков ее души, ибо только на родном языке можно воспитать национально сознательную личность, настоящего патриота своей Родины.

Ушинский никогда не упускает возможности от конкретных описаний обратиться к более высоким материям, к выводам, направленным на духовное развитие. Особая ценность его рассказов о природе, о животных состоит в том, что природа в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн.

Произведения Ушинского о детях отличаются тонкой психологичностью и на простых примерах преподают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем. В некоторых своих рассказах К. Ушинский пытается подвести детей к самостоятельному выводу о том, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что не надо.

Читайте также:  Вопросы для психологического анализа поведения детей

Таким образом, детские произведения К.Д. Ушинского – большая энциклопедия знаний, высокой нравственности, народной мудрости.

Долженко, Л.В. Развитие концепции детства в русской литературе и критике XIX века: уч. пособие к спецкурсу по дет. лит. [Текст] / Л.В. Долженко, Л.Н. Савина. — Волгоград: Перемена, 2001. – 298 с.

Долженко, Л.В. Развитие концепции детства в русской литературе и критике XIX века: уч. пособие к спецкурсу по дет. лит. [Текст] / Л.В. Долженко, Л.Н. Савина. — Волгоград: Перемена, 2001. – 354 с.

Егоров, Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века [Текст] / Б.Ф. Егоров. – СПб: Питер, 2002. – 365 с.

Жигулева, А. Народные пословицы в учебных книгах К.Д. Ушинского [Текст] / А. Жигулева // Дошк. воспитание. — 1995. — №7. – С.13-18.

Жук, А.А. Русская проза второй половины XIX века [Текст] / А.А. Жук.- М.: Высш. шк., 2001. – 368 с.

Жук, А.А. Русская проза второй половины XIX века [Текст] / А.А. Жук. — М.: Просвещение, 2001. – 386 с.

История русской литературы XIX века. 40-60-е годы: учеб. пособие [Текст] / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. — М.: Изд-во МГУ, 1998. – 287 с.

История русской литературы XIX века. 40-60-е годы: учебн. пособие [Текст] / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. — М.: Изд-во МГУ, 1998. – 289 с.

Карпова, Т.В. Великий русский педагог-демократ К.Д. Ушинский [Текст]/ Т.В. Карпова, В.В. Карпов. — Ярославль, Верхне-Волжское кН. изд-во, 1995. – 387 с.

Константин Дмитриевич Ушинский [Текст] // Арзамасцева, И.Н. Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учеб. зав. / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Изд. центр Академия, 2005. — С. 280-289.

Лотман, Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века [Текст] / Л.М. Лотман. — Л.: Просвещение, 1984. – 432 с.

Лотман, Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века [Текст] / Л.М. Лотман. — СПб.: Питер, 2004. – 386 с.

Соловейчик, С.Л. Час ученичества. Жизнь замечательных учителей [Текст] / С.Л. Соловейчик. — М.: Высш. шк., 2002. – 365 с.

Тодорова, Л. Структура учебных книг и хрестоматии, составленных К.Д. Ушинским [Текст] / Л. Тодорова // Педагогика. – 2004. — № 2 — С. 98-103.

Ушинский Константин Дмитриевич [Текст] // Писатели нашего детства. 100 имен: биобиблиографический словарь в 3 ч. Ч.3. – М.: Либерея, 2000. – С. 201-205.

Цейтлин, А.Г Становление реализма в русской литературе. (Русский физиологический очерк) [Текст] / А.Г. Цейтлин. — М.: Высш. шк., 1995. – 356 с.

Юрова, Д. Анализ «Родного слова» Ушинского [Текст] / Д. Юрова. – Педагогика. – 1998. — № 3. – С. 14-21.

1 История русской литературы XIX века. 40-60-е годы: учеб. пособие [Текст] / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. — М.: Изд-во МГУ, 1998. – С. 234.

1 Жигулева, А. Народные пословицы в учебных книгах К.Д. Ушинского [Текст] / А. Жигулева // Дошк. воспитание. — 1995. — №7. – С.13.

1 Цейтлин, А.Г Становление реализма в русской литературе. (Русский физиологический очерк) [Текст] / А.Г Цейтлин. — М.: Высш. шк., 1995. – С.153.

2 Юрова, Д. Анализ «Родного слова» Ушинского [Текст] / Д. Юрова. – Педагогика. – 1998. — № 3. – С. 14.

2 Долженко, Л.В. Развитие концепции детства в русской литературе и критике XIX века: уч. пособие к спецкурсу по дет. лит. [Текст] / Л.В. Долженко, Л.Н. Савина. — Волгоград: Перемена, 2001. – С.321.

2 Лотман, Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века [Текст] / Л.М. Лотман. — СПб.: Питер, 2004. – С.134.

1 Жук, А.А. Русская проза второй половины XIX века [Текст] / А.А. Жук. — М.: Просвещение, 2001. – С.289.

1 Ушинский Константин Дмитриевич [Текст] // Писатели нашего детства. 100 имен: биобиблиографический словарь в 3 ч. Ч.3. – М.: Либерея, 2000. – С. 202.

1 Константин Дмитриевич Ушинский [Текст] // Арзамасцева, И.Н. Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учеб. зав. / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Изд. центр Академия, 2005. — С. 280.

1 Соловейчик, С.Л. Час ученичества. Жизнь замечательных учителей [Текст] / С.Л. Соловейчик. — М.: Высш. шк., 2002. – С.137.

1 История русской литературы XIX века. 40-60-е годы: учебн. пособие [Текст] / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. — М.: Изд-во МГУ, 1998. – С.138.

1 Егоров, Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века [Текст] / Б.Ф. Егоров. – СПб: Питер, 2002. – С.169.

источник

План-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему:
Открытый урок в 3 классе по литературному чтению на тему «К. Ушинский «Дети в роще»

Открытый урок в 3 классе по литературному чтению проводился в рамках ГМО завучей по УВР, НМР и информатизации города Кызыла. Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: раскрытие главной идеи рассказа и его осмысление через умение работать с текстом. Урок целенаправлен на развитие у учащихся учения работать с текстом, находить в тексте скрытый смыл. Данный урок построен на технологии развития критического мышления (прием » 6 шляп», цветные карточки). Урок начинается с просмотра мультфильма, который мотивирует детей на активную учебную деятельность. В конце урока проводится рефлексия, оценивание детьми своей работы. Урок интересен тем, что чтение текста разделен на остановки, после которых идет обсуждение. От начальной остановки до финальной дети восстанавливают текст, придя к главной авторской идее.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Кызыла»

Открытый урок в 3 классе по литературному чтению на тему

Учитель начальных классов

Сарыглар Алена Валентиновна

Тема урока: К.Д.Ушинский «Дети в роще»
Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: раскрытие рассказ и его осмысление через умение работать с текстом

  • познакомить учащихся с новым произведением;
  • отрабатывать навык выразительного чтения
  • Развивающие:
  • развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
  • пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
  • развивать связную устную речь учащихся.
  • воспитывать уважение к чужому труду, ответственное отношение к своим поступкам, труду.

Предметные – умение работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст.

Регулятивные – формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в собственной деятельности. Планирование вместе с учителем деятельностипо изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные – умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги;

Коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

Личностные – осмысление понятий «труд», «лень», «ответственность», формирование системы нравственно – этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

Оборудование – презентация , аудиозапись, отрывок из видео, учебник, карточки , разрезные бабочки, шляпы (белая, красная).

I.Организационный момент.Психологический настрой

-Послушайте пение птиц, журчание ручья, шепот листьев. Мы с вами оказались в солнечной роще, где веет спокойствием и тишиной. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть воздуха, запах зеленой травы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу, природе, к окружающей среде. Надеюсь, сегодняшний урок принесет нам массу положительных эмоций и вдохновения.

II. Мотивация детей к уроку

-Ребята, я предлагаю наш урок начать не совсем обычно, а именно с мультфильма. Вы любите мультфильмы? Итак, давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Антошка». Прошу Вас смотреть внимательно.

-Скажите, какой у нас главный герой? Чему нужно Антошке научиться? (Главный герой ленивый, неряшливый, не умеет дружить…Антошке следует научиться уважать товарищей, уметь быть и работать в команде, уважать чужой труд).

-Конечно, Антошке следует завести друзей, любить и уважать чужой труд, принимать точку зрения товарищей, взаимодействовать с товарищами.

-А среди вас есть ребята, которые не умеют дружить?

-Ведь дружба – это не только друзья, но и верность, доверие, уважение и труд

-Мы с вами научим главного героя хорошим манерам, изучая новый рассказ.

. А кто автор произведения, мы узнаем, выполнив следующее задание. Я прошу выйти ко мне тех ребят, у которых есть буквы на спине. А задача остальных товарищей из предложенных букв составить фамилию автора.-Хорошо, молодцы. Скажите, какие качества вам помогли выполнить задание? (Умение слушать друг друга, умение сотрудничать и взаимодействовать).-Итак, сегодня мы познакомимся с произведением Константина Ушинского «Дети в роще»

IV. Работа над новой темой.

-Мы с вами пока не читали рассказ, поэтому мы пока не знаем события, но попробуем спрогнозировать события, которые происходят в рассказе по ключевым словам и восстановить их.

Брат и сестра, в школе душно, скучно, в роще прохладно, бросили азбуки в траву, птички пе-ре-пар-хи-ва-ли, насекомые су-е-ти-лись… (зачитываются ответы детей, сравниваются)

Чтение текста до первой остановки (белые листы)

— Давайте проверим наши предположения вместе со мной, читая текст в голубых листах.

Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.

— Знаешь что? — сказал брат сестре. — В школу мы еще успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?

Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березками. В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.

Задаются вопросы по отрывку:

-Скажите, совпадают ли события, описанные в рассказе с нашими предположениями?

-Кто главные герои рассказа?

-Почему дети не попали в школу?

-Давайте проанализируем поступок детей с помощью метода 6 шляп. В данном случае у нас белая и красная шляпы. Что означает белая шляпа? И мы возьмем белую шляпу. Она означает, что мы должны найти в тексте только факты, извлечь информацию. (В тексте говорится о том, что дети не пошли в школу, а гуляли в роще). А о чем говорит красная шляпа? Красная шляпа – это эмоции, ощущения, переживания, которые возникли при чтении текста.

-А теперь вместе с детьми погуляем по роще.

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками)

На лугу цветы считает. ( Считаем пальчиком)

— Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Ох, считать не сосчитать! (прыжки на месте)

Задень, за два и за месяц. (шагаем на месте)

Шесть, семь, восемь, девять, десять (хлопки в ладоши)

Даже мудрая пчела (машем руками-крылышками)

Сосчитать бы не смогла! (считаем пальчиком)

Чтение текста до второй остановки (желтые листы)

-Продолжим чтение и достанем желтые листы. Прочитайте текст.

Прежде всего, дети увидели золотого жучка.
— Поиграй-ка с нами, — сказали дети жуку.
— С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.
— Поиграй с нами, — сказали дети желтой мохнатой пчеле.
— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчелка, — мне нужно собирать мед.
— А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья. Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.
Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.
Голубь сказал: — Строю гнездо для своих маленьких деток.

-Кого дети встретили в роще?

-Кто из животных с ними поиграл?

-Какого развития событий вы ожидаете дальше?

-Вернемся к нашим шляпам. Возьмите белую шляпу и найдем из текста факты (золотой жук добывал обед, мохнатая пчелка собирала мед, муравей строил жилье, белка запасала орехи на зиму, голубь строил гнездо).А теперь красную шляпу. Какие ощущения и эмоции у вас возникли при чтении текста.

-Почему автор привел детей в рощу? (Чтобы они поняли, что все живые существа трудятся)

Чтение текста до третьей остановки (Белые листы).

-А теперь прочитайте текст на белых листах.

Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.

Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.

— Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!

— Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. — Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням.

-Кого дети встретили у ручья?

-Как он их назвал? Найдите в тексте.

-Какую работу выполняет ручей?

-А теперь скажите, как себя чувствовали дети? А как они себя чувствовали в начале рассказа?

Чтение текста до четвертой остановки (зеленые листы)

-Достаньте зеленые листы и прочитайте текст.

Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зеленой ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превеселую песенку.

— Эй ты, веселый запевала! — закричал малиновке мальчик. — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.

— Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать…

-Что сказала малиновка? Малиновка-это птица, еще одно название зарянка

-Как стали чувствовать себя дети?

-Каким вы видите финал рассказа? Что бы вы сделали на месте героев? (Ответы детей).

-Найдите слова малиновки, которые подходят к пословице «Делай дело-гуляй смело»

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

-Посмотрите на удивительное дерево, которое растет в той роще. Давайте возьмем бабочки и положим их на ладошки, чтобы мы никогда не позволяли себе совершать плохие поступки, ведь говорят все в твоих руках.

-Спасибо всем за урок. Надеюсь, урок дал вам много нового и интересного.

источник