Меню Рубрики

Анализ развития речи детей в доу

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Исследования, проведенные психологами, педагогами, лингвистами, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин).

Анализ психологической, лингвистической и педагогической литературы показывает, что не все дети одинаково успешно овладевают в раннем детстве фонетической, лексической и грамматической сторонами речи, поэтому далеко не у всех дошкольников развито умение связно выражать свои мысли.

Из сказанного следует, что проблема развития речи интересовала и интересует многих исследователей, методистов, учителей, воспитателей, которые придавали ей огромное значение. Все исследователи единодушно подчеркивают роль специального воспитания в становлении и развитии речи детей дошкольного возраста. Только специальная речевая работа, целенаправленное речевое воспитание могут привести к высокому уровню владения речью. Углубленная, обогащенная по содержанию работа по развитию речи детей, которая начинается с младшего возраста, дает в конце воспитания и обучения в детском саду большой эффект. Таким образом, актуальность выбранной темы значима в дошкольном воспитании.

При работе над проблемой «Развитие речи детей путем формирования лексико-грамматических навыков» установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, что дети вовлекаются в активную речевую работу не только на занятиях по развитию речи, но и в игре, театральной деятельности, ознакомлению с окружающим, чтении художественной литературы. Тем самым мы даем значительное увеличение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка.

В связи с этим для решения проблемы разработали систему мероприятий, которая, на наш взгляд, способствует развитию всех компонентов устной речи, определили основные задачи развития речи: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи.

Помня о том, что нам надо научить детей использовать богатство языка во всей его полноте, мы должны предъявлять высокие требования к своей речи: высокая звуковая культура речи, богатство словаря, грамматическая правильность, интонационная выразительность речи. Для совершенствования речи педагогов в детском саду работает «Школа речевых наук», в рамках которой проводится практический семинар «Профессиональная речь педагога», деловая игра «Знатоки русского языка» и «Как ваше слово отзовется», мастер-классы для педагогов ДОУ «Выразительность речи педагога», «Как скучное сделать интересным».

Таким образом, повышая профессиональную компетентность педагогов в вопросах речевого развития детей, мы способствуем формированию правильной речи у дошкольников.

Работу с детьми начали с проведения мониторинга уровня развития речи детей, используя методы наблюдения по возрастным нормативам речевого развития: уровня их словарного запаса, лексико-грамматических категорий и связной речи, с учетом индивидуальных особенностей. Уровень развития речи детей младшей группы показал: высокий уровень развития речи имеют 15% детей, средний уровень – 50% и низкий уровень – 35% детей. Это позволило определить задачи по решению данной проблемы и выстроить образовательный процесс. Средствами мониторинга мы оценили степень освоения дошкольником образовательной программы.

Для обогащения и совершенствования детской речи создали благоприятную речевую среду, где особая роль принадлежит взрослому, который во время наблюдений, игры, труда и учебных занятий пробуждает ребенка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску, развивает умение спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения. Интересная, богатая впечатлениями жизнь всегда отражается на речи ребенка, она ее обогащает и активизирует: у ребенка есть, что сказать, и ему хочется поделиться тем, что его глубоко затронуло. Известно, что в игровой форме сам процесс протекает быстрее, активнее, потому что игра – вид деятельности, присущий ребенку-дошкольнику.

Чтобы ребенок имел возможность развивать свою речь вне занятий, помогаем организовать самостоятельную детскую деятельность через сюжетно-ролевые игры, театральную деятельность. Все игры сопровождаются речью: дети договариваются между собой об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. В игре идет развитие диалогической и монологической связной речи.

Самостоятельная творческая деятельность детей дает возможность обогатить и активизировать словарь ребенка. В процессе драматизации происходит усвоение детьми всех лексико-грамматических форм, развивается связная речь.

Оформленный уголок «Умной книги» в группе направлен на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг. Приобщая детей к книге, используем в своей работе художественное слово, знакомим детей с новыми словами, привлекаем их внимание к выразительным средствам, развиваем умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткость к поэтическому слову. Речь развивается в лучших образцах родного языка, происходит формирование способности постигать художественные образы, созданные писателями, и применять на практике.

Использование малых форм фольклора (потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички) позволило раскрыть детям метафорическое богатство русского языка. Считалки со сложным словарным составом закрепляют умения строить предложения грамматически правильно. Знакомство с небылицами помогает нам закреплять знания о синонимах и антонимах.

А сказка – это питательный хлеб для обогащения словаря ребенка, именно сказка способствовала познанию ребенком мира добра и зла, глупости и жадности.

Для формирования лексико-грамматических навыков нами был собран материал и составлено практическое пособие для педагогов «Учимся говорить правильно». Использование этого пособия помогает разнообразить занятия по развитию речи, сделать их интересными, занимательными, насыщенными. Его можно использовать во всех возрастных группах, как для коллективной, так и для индивидуальной работы.

Повышая качество речи каждого ребенка через использование физминуток, пальчиковой гимнастики, речевых подвижных игр, способствуем раскрытию творческого потенциала, умению перевоплощаться, самореализовываться, развитию памяти, воображения, выразительности речи, концентрации внимания, речевого и умственного развития.

Многофункциональные дидактические игры «Лучистое солнышко», «Муфточка ощущений», «Сундучок запахов» использовались для закрепления обобщающих понятий и прилагательных в активном словаре детей, помогали работать с глагольной лексикой. При этом у детей задействовано мышление, воображение, память, осязание, выстраивается целый ассоциативный ряд. Также мы задействуем и обоняние для определения качеств. Дети – народ любознательный, им хочется сунуть нос везде, все хочется знать. Эти игры заставляют догадываться, рассуждать, спорить, находить истину.

Образование притяжательных прилагательных мы закрепляли в игре «Кто, кто в домике живет?», предложные конструкции мы закрепляем в дидактических играх «Во саду ли, в огороде…», «Кто где спрятался?».

При использовании в работе по развитию речи дошкольников технологии и методики известных научных исследователей Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой разработано «Тематическое планирование по развитию речи с детьми 4-7 лет». Тематический принцип подбора материала обеспечивает тесную взаимосвязь в учебном процессе. Такая концентрация на определенной теме, своеобразная лексическая «замкнутость» позволяет формировать у детей обобщенные понятия, детально проработать каждую тему, пополнить словарь, развить лексико-грамматические навыки.

Обогащение словаря включает не только расширение его объема, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, уточнение значений слов, обогащение связей слова с другими словами. Вводя новые лексические единицы, учитывали индивидуальные особенности организации словаря ребенка. Используя приемы работы с новой лексикой:

— подбирали слова, обозначающие предметы, их действия и качества;

— обогащали адъективный слой лексики – понимание и употребление синонимов и антонимов;

— знакомили с промежуточным понятием «средний»;

— узнавали, что словообразовательные единицы меняют основное значение слова – медведь, медвежонок, медведюшко;

— знакомили с формами образования глаголов от звукоподражаний;

— знакомили с многозначными словами.

Углубленная словарная работа, в частности над смысловой стороной слова, привела к существенным сдвигам в развитии связной речи. Умение оперировать словами, сопоставлять их, оценивать и отбирать повысило уровень произвольности устной речи. В процессе формирования активного словаря дошкольника добились таких качеств речи, как точность, правильность, выразительность. Используя в своей работе дидактические игры «Контрасты», «Один-много назови», «Собери цветок», «Кто что умеет делать?» и другие.

Словарная работа была направлена на то, чтобы подвести ребенка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием, активному поиску правильной формы речи, т.е. грамматическому строю речи.

Грамматическое значение в слове существует вместе с его лексическим значением, в предложении – вместе с семантической структурой. Мы учим детей согласовывать слова в роде, числе, падеже, учим строить как простые предложения, так и сложные, сложносочиненные и сложноподчиненные. Ребенок слышит грамматически правильную речь воспитателя, воспитатель исправляет ошибки в речи детей, чтобы дети усвоили правильные грамматические формы русского языка.

При обучении детей составлению рассказов мы используем тематические схемы-описания, которые помогают активизировать употребление в речи детей сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, что способствовало развитию связной речи. Нами использовался прием составления «коллективного письма» в ситуации «письменной речи», где рассказ ребенка записывался. Применяя этот прием, достигли значительных результатов в развитии связной устной речи ребенка, поскольку речь строилась на уровне развернутости и произвольности. После проведения таких занятий, оформлялись газеты «По секрету всему свету я о маме расскажу», «Ласковые бабушкины руки», выпускались сборники рассказов «Творческие рассказы детей».

Для формирования у дошкольников интерес к развитию речи применяли разнообразные формы занятий: занятия-тренинги «Что случилось со словами», занятия-интервью «Интервью у Весеннего леса», занятие-путешествие «Страна Вымышляндия», «Сочиняйка», занятие-игра «Удивительное дело», «В гостях у бабушки Забавушки», игры-импровизации «Где это видано, где это слыхано?», «По дороге со словами». Применение в работе разных форм занятий позволило сформировать у детей стойкий интерес к обогащению и развитию связной речи.

Использование в работе разнообразных методов и приемов, средств обучения показало положительную динамику развития речи у выпускников. Уровень речевых умений у дошкольников повысился и показал результат: высокий – 50%, средний – 40% и низкий – 10%.

С целью повышения эффективности вся наша работа проходила в тесном контакте с родителями воспитанников. Формируя у родителей дошкольников компетентное представление о способах и приемах развития речевых навыков, на родительских собраниях специально заострялось внимание на необходимости специальных занятий по развитию речи и на роли этих занятий в умственном развитии ребенка. Многих родителей пришлось в этом убеждать, их волновали только недостатки звукопроизношения и отсутствие коммуникативных навыков. Приглашали родителей на открытые занятия по развитию речи, где родители еще раз убеждались в необходимости занятий с детьми.

Наши беседы, консультации помогли им понять, насколько речевое развитие ребенка зависит от общения с родителями, их интереса к совместной с детьми деятельности. Проведенное анкетирование родителей позволило скорректировать индивидуальную работу с каждым ребенком.

У каждого ребенка в группе была аудиокассета, где мы записывали речь детей, собирали стихи, рассказы, давали прослушать «произведения детей» родителям и они убеждались в том, что речь ребенка необходимо развивать, а на выпускном вечере мы подарили аудиокассеты как результат совместной работы детей, родителей и воспитателей.

Создавая в группе «Познавательно-игровой мини-центр», мы приглашали родителей поиграть в группе в любимые игры своего ребенка, тем самым родители еще больше вовлекались в образовательный процесс.

Мы рекомендовали родителям заучивать с детьми стихи, загадки, пословицы, потешки, считалки, скороговорки, советовали, какую художественную литературу прочитать детям.

Провели практикум «Игры для развития лексико-грамматических категорий», «Формируем активный словарь ребенка», «Игры, способствующие развитию связной речи дошкольников». В процессе практикумов для родителей составили каталог «Упражнения для развития речи», многие родители сделали его своей настольной книгой. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых нами в работе по развитию связной речи, несомненно помогает им в организации речевых занятий дома.

Большинство родителей стали нашими помощниками, постоянно возрастало их желание узнать о речевых достижениях и недостатках ребенка. Активное участие принимают родители в изготовлении дидактических и настольных игр, театров, принимают участие в праздниках: «Новоселье», «Мамин праздник», «В гости пап мы пригласили», «Бабушкины сказки». Совместно с родителями и детьми к праздникам выпускаем газеты с рассказами детей и фотографиями об интересных событиях в жизни детей.

Мы шли за своими малышами: учились они – учились и мы. С их помощью открыли удивительный и волшебный мир слова, научились красиво и правильно говорить, удивляться и радоваться новым словам, речевым оборотам. Ребенку так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным, быть о себе высокого мнения. Успех в учении вдохновляет его на новые успехи, а счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал.

Можно сделать вывод, что в результате целенаправленной и систематической работы по формированию у детей лексико-грамматических навыков, расширился словарный запас детей, обогатилась речь, появилось умение грамматически верно строить предложения, связная речь стала более правильной.

Читайте также:  Справки анализ рассадки детей в детском саду

У детей сформирована высокая культура речи и тенденция ее саморазвития, она стала более точной и выразительной. Дети чувствуют красоту русского языка, могут выражаться образно, используя в своей речи литературные тексты.

Автор: Третьякова Юлия Андреевна
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ «Детский сад №3»
Месторасположение: Кемеровская область, г. Полысаево

источник

Программа развития речи детей определяет круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевые умения и навыки, которые должны быть усвоены детьми на каждом возрастном этапе, а также предусматривает воспитание определенных качеств личности. Программа развития речи, как и вся «Программа воспитания в детском саду», в целом построена на научных основах. Прежде всего, всем своим содержанием она направлена на всестороннее развитие личности ребенка.

Кроме того, в основу программы положены данные психологии в смежных наук об овладении ребенком устной речью и особенностях его познавательной деятельности, что определяет объем и последовательность требований к детям на разных возрастных ступенях.

Программа построена также с учетом важнейшего педагогического положения о ведущей роли деятельности в развитии ребенка; ее материал имеет сложную структуру, так как соотнесен с различными видами детской деятельности (игра, быт, занятия и др.). И, наконец, необходимо сказать, что программа развития речи создана с учетом, главных дидактических принципов — систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности; в ней прослеживается концентричность в формировании у детей речевых умений (т. е. прохождение на каждом возрастном этапе одних и тех же разделов с постепенным расширением и углублением их содержания).

Итак, цель программы по речевому развитию детей раннего возраста [6, c. 25]: обеспечить богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка; формирование понятийной и активной речи.

Задачи развития речи детей от 1 — 1, 6 лет:

  • — Обеспечить положительный эмоциональный фон для игр и занятий по развитию речи.
  • — Развивать понятийную сторону речи. Расширять пассивный словарь детей путем ввода новых слов, обозначающих предметы, их функции и некоторые признаки, местоположение предметов (там).
  • — Формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной инструкции («Принеси игрушку», «Поставь игрушку», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Иди в туалет», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик»).
  • — Формировать представления о том, что можно делать, а чего делать нельзя. Учить действовать по разрешению (можно) и останавливаться по запрету (нельзя).
  • — Учить детей соотносить игрушку с ее изображением («Покажи, где кукла Ляля», «Покажи, где машина: би — би», «Покажи, где барабан: бам — бам» и т.п.).

Учить детей соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием («ав — ав» — собака, «мяу — мяу» — кошка, «ку — ка — ре — ку» — петушок, «га — га» — гусь, «ко — ко» — курочка и т.п.).

  • — Начать развивать фонематический слух. Учить различать на слух сначала два слова с опорой на картинки (бусы — бант; мишка — мышка). Учить дифференцировать звукоподражание (выбор из двух предметов или картинок) посредством игр типа «Кто тебя позвал?» («Кто тебя позвал: петушок или курочка?»).
  • — Учить понимать несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке.
  • — Развивать активную речь. Поддерживать детей в стремлении выражать словами, жестами, звукоподражанием свои стремления, проявления интереса. Побуждать заменять звукоподражание на слова. Ближе к двум годам упражнять ребенка в умении строить короткие фразы, состоящие из 2-3 слов.
  • — Целенаправленно обогащать словарь детей (называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на иллюстрациях; обозначать словами свои и чужие действия); поощрять попытки повторять за взрослыми отдельные слова и фразы. Побуждать использовать в речи прилагательные и наречия (большой, маленький, высоко, низко) наряду с существительными и глаголами.
  • — Способствовать развитию речевого слуха: указывать объекты и предметы по звукоподражанию взрослых (ко-ко-ко; му — му — му; тук — тук — тук и пр.); обозначать средствами звукоподражания знакомые предметы и объекты (тик — так; ту — ту -ту; мяу — мяу; ав — ав — ав).
  • — Развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова). Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении с взрослыми и другими детьми. Учить здороваться, отвечать на приветствия взрослого, благодарить.

Задачи развития речи детей 2 — 3 лет.

  • — Продолжать формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной инструкции («Принеси игрушку», «Поставь игрушку», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Иди в туалет (раздевалку, спальню)», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик», «Отнеси в мойку», «Спрячь в коробку»).
  • — Целенаправленно обогащать словарь детей. Упражнять в умение называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на иллюстрациях. Расширять словарь, обозначающий отдельные части объектов и предметов (у кошки — голова, ушки, носик, усы; спинка, лапки, хвостик; у чайника — ручка, носик; у машины — кузов, колеса и т.п.).
  • — Учить обозначать словами свои и чужие действия. Упражнять в умение соотносить словесное обозначение действия с собственными движениями и действиями с игрушками. Учить понимать действия, изображенные на картинке («Кто что делает?» — девочка прыгает, мальчик сидит, птичка летает и пр.).
  • — Учить обозначать словами некоторые признаки знакомых объектов (мягкий, белый, звонкий);
  • — Начать вводить слова, обозначающие состояния и настроение реальных людей и литературных персонажей (плачет, смеется; грустный, веселый и пр.).
  • — Поощрять попытки повторять за взрослыми отдельные слова и фразы.
  • — Способствовать развитию грамматического строя речи. Упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, под, рядом, сзади).
  • — Следить за правильным изменением слов (по числам, падежам, временам). Помогать согласовывать слова в предложениях. Поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательные наименования (машинка, ключик, уточка и т.п.).
  • — Развивать произносительную сторону речи. Учить говорить внятно, не торопясь.
  • — Начать развивать фонематический слух. Учить различать на слух сначала три слова с опорой на картинки (машина — мишка — мышка). Продолжать учить дифференцировать звукоподражание (выбор из трех — четырех предметов или картинок) посредством игр типа «Кто тебя позвал?» («Кто тебя позвал: петушок, курочка, цыпленок (или гусь)?»). Учить дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания («ку — ку» — «ко — ко», «ту — ту» — «тук — тук», «ку — А — ре — ку» — «ку — ку» и т.п.).
  • — Способствовать развитию речевого слуха. Обозначать средствами звукоподражания и слов знакомые предметы и объекты (часы — тик — так; поезд — ту — ту -ту; машина — би — би; кошка — мяу — мяу; курочка — ко-ко-ко; корова — му — му — му;молоток — тук — тук — тук; собака — ав — ав — ав и пр.).
  • — Начать подготовку артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков родного языка. Развивать речевое дыхание.
  • — Упражнять в правильном произнесении гласных и простых согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных).
  • — Развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова). Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении с взрослыми и другими детьми. Упражнять в умение обращаться с просьбой и предложениями (дать что-либо, поменяться игрушками) к взрослому и другому ребенку.
  • — Создавать условия, позволяющие употреблять развернутые высказывания; отвечать на вопросы, используя фразовую речь. Упражнять в пересказе простых, коротких произведений с помощью воспитателя, с использованием различных театров (плоскостной, настольный, бибабо) (6, c.28).

Основной формой педагогического процесса в детском саду являются занятия (в данном случае занятия по развитию речи). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения. Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

Чтобы обеспечить ознакомление ребенка с окружающим миром и развитие активной речи, необходима совместная деятельность с воспитателем. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.

В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:

  • 1) работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
  • 2) формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
  • 3) все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.

Воспитатель должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность, которую он организует должна быть (6, c.134):

  • — во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
  • — во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
  • — в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

Итак, в своей работе по развитию речи детей раннего возраста мы используем следующие формы совместной деятельности:

  • — наблюдение и элементарный труд в природе;
  • — сценарии активизирующего общения;
  • — игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
  • — слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;
  • — инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;
  • — игры на развитие мелкой моторики рук;
  • — дидактические игры и упражнения;
  • — бытовые и игровые ситуации;
  • — элементарное экспериментирование.

Рассмотрим наиболее интересные формы занятий — это наблюдение и элементарный труд в природе и сценарии активизирующего общения.

1). Наблюдение и элементарный труд в природе.

Знакомству с растительным миром, с комнатными растениями отводится значительное место в воспитании детей раннего возраста. Дети узнают, показывают и называют некоторые комнатные растения, их части. В начале второго года жизни детей начинают знакомить с трудовыми действиями взрослых по уходу за растениями. Для развития словаря целесообразно использовать приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, необходимо (особенно после 1,5 лет) спрашивать: «Что ты принёс? Где взял? Куда положил?» С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающих.

Один из приёмов активизации речи ребёнка — мотивация действий с предметами и объектами, в данном случае — с комнатными растениями. «Будем поливать растение, потому что оно хочет пить!», «Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!».

Не следует торопить ребёнка, порицать за медлительность, стремиться сделать за него то, что он способен осуществить самостоятельно. Важно, чтобы ребёнок преодолел трудности, почувствовал объективные условия выполнения задания. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.

2). Сценарий активизирующего общения [6, c.138].

Воспитатель здесь выступает как неформальный лидер, который заранее разрабатывает определённую программу, сценарий, определённые дидактические задачи. Но строго следовать им он не должен. Реализованный сценарий — результат взаимодействия плана, намеченного воспитателем, и встречной активности детей.

Особенностью сценариев активизирующего общения является то, что участие в играх-сценариях добровольное и каждый ребёнок может «включиться» или «выключиться» в любой момент. Сценарии могут быть рассчитаны на довольно значительное время — от 15 до 35 минут. Но это время работы педагога, а не отдельного ребёнка. Содержанием сценариев являются организованные игры, ситуации общения, доступные возрасту детей.

Чтобы дети не переутомлялись, проводится какая-то одна из форм. Дети находятся в привычной, спокойной обстановке и воспитатель может действовать по ситуации: со всей группой детей, с подгруппой или вообще индивидуально.

Воспитатель должен спокойно относиться к тому, что во время совместной деятельности дети как бы «перетекают» с места на место — они занимают позицию то «внутри» играющих, то рядом, то вдалеке.

Успех проведения совместной деятельности во многом зависит от профессиональных качеств воспитателя, от искреннего интереса к детям.

На основании данной главы можно сделать вывод, что:

  • 1. Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном. Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
  • 2. Цель программы по речевому развитию детей раннего возраста в ДОУ: обеспечить богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка; формирование понятийной и активной речи.
  • 3. Для выявления уровня развития речи детей раннего возраста необходимо провести экспериментальное исследование, направленное на: выявление уровня восприятия речи взрослого, выявление понимания речи взрослого, выявление объема активного и пассивного словаря, выявление состояния звукопроизношения, определение уровня активного словарного запаса детей.
  • 4. Предлагаемая нами программа по развитию активной речи детей раннего дошкольного возраста, имеющих низкий уровень речевого развития направлена на:
    • — совершенствования предметного и глагольного словаря;
    • — совершенствование активного и пассивного словаря, обогащение словаря прилагательных, местоимений, наречий, предлогов;
    • — умение составлять простые, элементарные фразы;
    • — активное развитие диалогической речи.
Читайте также:  Список бесплатных анализов для детей

источник

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

создание развивающей предметно-пространственной среды;

целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

создание платных дополнительных услуг по развитию речи детей;

изучение состояния устной речи детей;

участие родителей в речевом воспитании детей.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ также должны быть оформлены речевые центры. Разработаны определенные требования к их содержанию. Требования к содержанию речевых центров:

  • Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
  • Речевой центр желательно разместить рядом с книжным уголком.
  • Оформление речевого центра должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
  • Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
  • Не следует перегружать центр оборудованием.
  • Неотъемлемым атрибутом речевого центра должна быть игрушка – «одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих факторов:

  • восприятие речи взрослых
  • наблюдение за языком
  • вовлеченность в активную речевую среду
  • диалог между взрослыми

Необходимый дидактический материал, располагаемый в речевом центре:

  • материал по развитию артикуляционной моторики
  • пособия для развития дыхания
  • пособия для развития мелкой моторики
  • материал по звукоподражанию
  • игры и пособия по автоматизации звуков
  • игры по лексике и грамматике
  • игры по развитию связной речи
  • материал по грамоте

На занятиях всех педагогов детского сада большое внимание должно уделяться развитию словаря, должна проводиться систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно должна идти работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводиться работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики регулярно должно отражаться в календарных планах воспитателей.

Овладению речевых форм в образовательной речевой среде способствуют технологии:

Создание «копилок слов», «слова осени и т.д»

Выставки («моя любимая игрушка»)

Организуя предметно-развивающую среду в старшем возрасте, следует учитывать, что в этом возрасте происходит единение речи с мышлением. Именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные театрализованные игры. Необходимо использовать мнемотехнические средства, символы схемы, как основу для запоминания. В группе необходимо иметь достаточное количество справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии, папки с разнообразным иллюстративным материалом, географические карты и атласы. Дидактические игры должны развивать не только речевую активность, но и познавательные интересы.

В каждой группе создан уголок, оснащенный наборами игрушек, картотекой для проведения артикуляционной гимнастики, скороговорок, чистоговорок, подборками картинок, по изучаемым лексическим темам, позволяющий проводить коррекционно-развивающую работу в системе.

Правильно подобранная предметно-развивающая среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом.

Особое место в образовательном процессе в области «Речевое развитие» принадлежит коррекционно-развивающей работе с детьми.

Создание условий для работы над речевыми недостатками детей рассматривается как один из важных компонентов деятельности педагогов. Работа в этом направлении осуществляется, начиная с младшего возраста, через коррекционно-ориентированные формы взаимодействия воспитателя с детьми: специальные дидактические и развивающие игры, упражнения, наблюдения, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.

В ходе режимных моментов, во время самостоятельной деятельности, воспитатель так же осуществляет коррекцию речи, что позволяет существенно повысить уровень коррекционной работы с детьми. Коррекционно-развивающая работа по речевому развитию детей строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

В соответствии с ФГОС родители являются первыми учителями ребенка, поэтому они так же обеспечивают реализацию речевого развития детей. Воспитатель призван создать такие условия в ДОУ, чтобы обеспечить родителям возможность участвовать в образовательном процессе. С этой целью используются активные формы взаимодействия с родителями. Вовлечение родителей в образовательный процесс через подготовку к праздникам, конкурсам чтецов, тематическим выставкам, изготовлению книжек-самоделок, альбомов, поделок стимулируют речевую активность детей. Проведение собраний, индивидуальных бесед, консультаций, тренингов помогают сформировать у родителей знание о необходимости развития и формирования правильной речи детей.

Таким образом, правильно выбранные формы работы способствуют становлению коммуникативной компетентности ребенка в речевой деятельности, а так же обеспечивает становление значимых для возраста личностных качеств.

Одной из самых важных речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так как педагог формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность.

Качества речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность.

Большую роль в речевом развитии оказывают родители. Очень важно соблюдать преемственность в решении задач речевого развития. В этом помогает тесное сотрудничество в вопросах воспитания и образования.

Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития используются разные формы работы.

Предлагаются следующие формы : организация рублики «Мама поиграй со мной» в которой указывается перечень игр по речевому развитию детей дома; организация фотовыставки «Мы играем целый день, целый день играть не лень»; консультации «Познавательно-речевое развитие детей» с рекомендациями по созданию развивающей среды дома, «Роль игрушки в познавательно-речевом развитии ребенка»; создание библиотеки для родителей, совместные праздники, занятия «Веселый этикет»; выполнение домашних заданий; рекомендации для чтения «Прочтите»; совместные мастер- классы «Учимся играя».

Таким образом, правильно организованная речевая среда способствует речевому развитию, как средства общения и факта культуры, обогащению активного словаря, развитию связной речи, речевого творчества.

источник

Анализ современных программ по речевому развитию детей дошкольного возраста

Модернизация системы дошкольного образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов предъявляет большие требования к речевой коммуникации как взрослого , так и ребенка. Поэтому целью практической части нашего исследования является:

— анализ современных программ речевого развития дошкольников;

— проведение мониторингового исследования речевого развития детей подготовительной группы и описание его результатов.

Программа «Радуга » ( Авт.: Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.) охватывает три возрастные ступени физического и психического развития детей: 2-4 года (1-я и 2-я младшие группы); 4-5 лет (средняя группа); 5-7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
Авторы назвали программу по аналогии с семицветной радугой, поскольку она включает семь важнейших видов деятельности и занятий детей: физическую культуру, игру, изобразительную деятельность, ручной труд и конструирование, занятия музыкальным и пластическим искусством, занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром, математику.
Каждому из разделов соответствует определенный цвет радуги, подчеркивающий своеобразие его использования в работе с дошкольником. Например, синий цвет обозначает разделы «Ребенок и окружающий его мир», «Обучение родному и иностранному языкам». Этим определяется важное место в системе учебно-воспитательного процесса развития речи дошкольников, поскольку синий цвет символизирует все то, что необходимо как воздух, что позволяет детям приобщиться к языковой культуре и общечеловеческим ценностям.
Самостоятельная глава «Развитие речи» представлена в разделе «Совершенствование речи детей и приобщение к художественной литературе», а для подготовительной к школе группы – в разделе «Обучение чтению». Для каждого возраста в данной главе приводится описание особенностей речевого развития, определяются его задачи. Представлены примерные конспекты занятий, в приложении указывается список рекомендуемых для прочтения литературных произведений.
В программе формирование речевых умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития личности дошкольника. Такой подход соотносится с положениями Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, согласно которым становление и развитие личности непосредственно связано с овладением ребенком речью, когда внешние события, изменение взаимоотношений с окружающими, осознаваясь, изменяют внутреннее, психическое состояние и тем самым перестраивают сознание, внутреннее отношение к другим людям и к самому себе.
Специфичным в программе является создание у детей мотивации, стимулирующей коммуникативную активность, способствующей овладению связной монологической речью. Авторы приняли во внимание утверждение А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия о том, что мотивация служит не только движущей силой, но и доминирующим фактором, который влияет на выбор языковых средств и определяет характер оформления мысли в речевом высказывании. Поэтому в программе предлагается использовать в организации учебно-воспитательного процесса три типа мотивации: игровую, общения и личной заинтересованности. Содержатся указания относительно выбора мотива общения, использования ролевых диалогов в речевых играх, создания проблемных ситуаций в разговоре, побуждающем детей употреблять развернутые речевые высказывания.
Особенностью программы «Радуга» можно назвать то, что авторами широко освещены вопросы нового направления в учебно-воспитательном процессе – организации речевой среды в группе. Таким образом находит свое практическое воплощение идея Л.С. Выготского об особенностях детского развития. По мнению ученого, «идеальная форма», появляющаяся в конце развития, не только существует в окружающей ребенка общественной среде и взаимодействует с ним, но и реально направляет, регулирует этот процесс и служит его источником. Поэтому авторы акцентируют внимание на важности рассказывания о событиях прошедшей недели; о том, какими дети были раньше и какими станут, когда вырастут; о книге, которую предстоит прочитать; об удивительных приключениях букв. Воспитателям предлагается использовать упражнения, основанные на зачитывании слов из словаря и толковании их значения. Даются описания дидактических материалов, которые побуждают ребенка к самостоятельному исследованию, стимулируют к поиску информации.
Развитие речи в программе связано с ознакомлением с художественной литературой. Авторы обращают внимание педагогов на закономерности между уровнем сформированности речи и местом литературных произведений в обучении. Эти направления тесно взаимодействуют и дополняют друг друга. По мнению Д.Б. Эльконина, связная речь формируется внутри диалога. Поэтому ее основы закладываются в младшей группе, когда дошкольники овладевают активными, инициативными диалогическими высказываниями. Дети учатся отвечать на вопросы и задавать их, приобретают опыт речевого общения со взрослыми в беседах, которые авторы программы предлагают сделать стандартными (интересные факты и события в жизни детей, личные проблемы, рассказы о близких людях, героях телепередач, животных). Для обогащения и активизации словаря ставятся задачи по усвоению названий предметов и явлений, их главных и второстепенных признаков, действий. В работе над грамматически правильным оформлением высказывания внимание уделяется освоению основных грамматических форм, конструированию простых нераспространенных предложений.
Для развития связной речи в средней группе авторами программы предусматривается подведение дошкольников к пересказу знакомых литературных произведений, сочинению своей концовки к сказкам, построению внутри диалогов монологических высказываний. На данном этапе работа над лексическим разнообразием речи направлена на активизацию речи слов, характеризующих действия людей, мир человеческих отношений, которые выражаются в названии объекта разными языковыми средствами. Дошкольники овладевают способами словоизменения, конструирования простых распространенных предложений с однородными определениями, обстоятельствами, дополнениями.
Работа по развитию связной речи в старшей группе состоит в обучении построению разных типов монологических высказываний (описание, повествование, рассуждение), использованию разнообразных предлогов и союзов, повышающих связность структурных частей рассуждения (потому что, ведь), конкретизирующих мысль (например, вот), обобщающих сказанное (иногда, всегда). Дети овладевают сознательным употреблением синонимов, эпитетов, сравнений, образных слов и выражений литературного языка, правильным грамматическим построением сложных предложений c временными, целевыми и причинными отношениями.
В подготовительной к школе группе, считает А.А. Леонтьев, развитию связной монологической речи отводится специальное направление. Дети обучаются составлению творческих рассказов и придумыванию сказок с наглядностью и без нее. В программе предусматривается формирование у дошкольников знаний об общей характеристике диалога и монолога, их значение в жизни людей. Эта работа подтверждает мысль А.А. Леонтьева о том, что осознанность речи служит показателем степени овладения построением речевых высказываний и в значительной мере определяется сформированностью ориентировки на их свойства.
Анализ программы Т.И. Гризик показывает, что наряду с подробным описанием освоения дошкольниками операционных критериев связной монологической речи, в ней недостаточно четко определено усложнение на каждом возрастном этапе задач по овладению смысловым единством изложения, умению отражать различные виды связи между предложениями и частями высказывания (цельности и связности).
Программа «Детство» ( Авт.: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М. Гурович и др.) ориентирована на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к себе и окружающему миру. Ее цель заключаются в обеспечении целостного развития дошкольника: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого и социально-личностного.
В программе выделяются три части в соответствии с тремя ступенями данного возраста: младший (3-4 года), средний (5 лет) и старший (6-7 лет).
Программа состоит из четырех блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Также в ней имеются специальные разделы («Развиваем речь детей» и «Ребенок и книга»), содержащие общепринятые задачи: развитие связной речи, освоение ее грамматической и звуковой культуры. Точное указание направлений работы и конкретность их описания позволяют выделить главное для каждого возрастного периода.
Младший возраст — освоение разговорной речи. К концу 4-го года жизни дети должны уметь понимать обращенную речь с опорой на наглядность и без нее, быть активными участниками разговора, адекватно выражать словами свои мысли, чувства, переживания. Дети должны освоить не только рассказывание о значимых для них событиях, но и пересказ знакомых сказок по вопросам воспитателя. В программе предлагается учить дошкольников строить высказывания из двух-трех предложений, сложные предложения (сначала бессоюзные, затем с союзами и союзными словами), устанавливать совместно со взрослым порядок событий в тексте, словесно оценивать поступки героев произведения.
Средний возраст – развитие инициативности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение монологам. На данном этапе задачи по овладению связными речевыми высказываниями усложняются: детей побуждают к использованию объяснительной речи и речи-доказательства, пересказу литературных произведений, составлению рассказов на наглядной основе и без нее. Авторы программы, выделяя разные виды рассказов, определяют соответствующие им речевые умения. При пересказе впервые услышанных произведений внимание обращается на последовательное изложение текста по иллюстрациям, словесному выражению отношения к героям и событиям. При обучении 5-летних детей рассказыванию по картине важно формировать умение объяснять происходящее, устанавливать связи между предложениями, определять время и место событий, их причины. Для составления творческих рассказов (по аналогии, по игрушкам, придумывание конца) предлагается учить детей отбирать содержание, определять логику частей повествования.
Авторы рекомендуют использовать приемы моделирования, совместного составления плана. На данном этапе дошкольники активно осваивают употребление разнообразных лексических средств(прилагательных, наречий, числительных, существительных, глаголов). На основе ознакомления со свойствами, качествами предметов и явлений, их временными и пространственными характеристиками предлагается подводить детей к употреблению соответствующих союзов. Авторы программы также считают необходимым, наряду с обучением конструированию разных типов простых предложений (полных, распространенных, с однородными членами), употреблению отдельных сложных синтаксических конструкций, обращать внимание детей на подбор речевых форм, адекватных определенному контексту.
Старший возраст – работа над нарастанием контекстности и выразительности речи, развитие творческой речевой деятельности, индивидуальных способностей, воспитание интереса к речи как особому объекту познания.
На данном этапе на первый план выдвигается развитие связной монологической речи. Авторы программы акцентируют внимание педагогов на специфике работы по обучению составлению описательных и сюжетных рассказов, придумыванию сказок, пересказыванию литературных произведений. Отличительным признаком программы «Детство» можно назвать содержательное определение речевых умений в разных видах деятельности. Оно представлено отдельными пунктами: «В игре развиваемся, познаем мир, общаемся», «Старший дошкольник в кругу взрослых и сверстников», «Ребенок в мире людей и предметов», «Ребенок открывает для себя мир природы», «Первые шаги в математику». Описание конкретных языковых средств применительно к разным видам деятельности согласуется с коммуникативно — деятельностным подходом к речи.
По А.А. Леонтьеву, речь является не самоцелью, а орудием и может использоваться по-разному. Авторы включают речь не только в коммуникативную, но и всегда в какую-либо другую деятельность (теоретическую, интеллектуальную, практическую). Поэтому особенно важным становится определение того, с помощью каких речевых умений и навыков возможно совершенствование мыслительной и практической деятельности ребенка, успешное овладение им сложноорганизованной формой речевого высказывания.
Серьезное внимание в программе уделяется контролю динамики речевого развития дошкольников. В конце разделов отмечены уровни овладения речью, которые позволяют строить учебно-воспитательный процесс на диагностической основе и таким образом осуществлять поиск наиболее эффективной образовательной технологии. Подобный подход повышает требования к профессиональной подготовке специалистов, способных к педагогической рефлексии и аналитической деятельности, а также владеющих методами обследования речевого развития дошкольников.
Одним из достоинств программы, на наш взгляд, является то, что, наряду с описанием способов реализации воспитателем приоритетных направлений речевого развития, авторы дают уточнения речевых умений, которыми должны овладеть дети на каждом возрастном этапе.
В программе подробно раскрываются умения построения смысловой структуры, соответствующей каждому из предложенных типов высказывания (придумывание описательных и сюжетных рассказов, сказочных историй), лексико-грамматического оформления изложения, выделяется творческий аспект в освоении связной речи (реконструкция содержания литературного образца, выражение своего отношения к информации при помощи собственных лексических средств, синтаксических конструкций). Вместе с тем неполно освещены задачи формирования представлений о типах связи на каждом возрастном этапе (лучевой, формально-сочинительной, местоименной, синонимической, лексического повтора).
Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду подготовлена на основе научно-исследовательской работы в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. Она вобрала в себя результаты исследований в области психологии и лингвистики, посвященные вопросам: взаимодействия языка и речи, речи и мышления, осознания явлений языка и речи ребенком, характеристики ситуативной и контекстной речи детей дошкольного возраста. С учетом позиций многих ученых в программе реализован принципиально новый подход: комплексное решение на одном занятии различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетика, лексика, грамматика) при его ведущей роли. Особое внимание обращается на формирование представлений о структуре разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение), обучение умению использовать разнообразные средства внутритекстовой связи (лучевая, цепная, параллельная, формально-сочинительная), произвольный отбор необходимых лексических средств, их правильное грамматическое и звуковое оформление. В программе определена последовательность работы по развитию связной речи: обучение называнию предмета (игрушки); выделение признаков, действий; составление совместного описания, затем повествования, рассуждения; придумывание творческих рассказов, сказок.
Решение каждой задачи усложняется на каждом возрастном этапе при сохранении программного ядра. В связной речи – это связывание предложений в высказывания; в словаре – работа над смысловой стороной слова; в грамматике – формирование языковых обобщений; в звуковой культуре речи – интонационное оформление высказывания.
Во второй младшей группе проводится целенаправленное обучение связной монологической речи. Детей побуждают совместно с воспитателем пересказывать знакомые сказки, составлять описательные и повествовательные рассказы на наглядной основе. Прием «незаконченного предложения» знакомит дошкольников со способами связей в синтаксических конструкциях (цепная местоименная, лексический повтор), схемой высказывания.
В словарной работе ставятся задачи по сравнению и противопоставлению качеств и действий предметов, пониманию и употреблению обобщающих слов. Дети осваивают разные способы словообразования существительных и глаголов, составляют простые предложения разных типов (распространенные и нераспространенные). Большое внимание обращается на четкость произнесения слов и предложений, на интонационную завершенность высказывания.
В средней группе дети учатся пересказывать короткие знакомые и впервые услышанные сказки, составлять рассказы по серии сюжетных картин, а также на тему из личного опыта. Дошкольникам дается понять о структурном оформлении высказывания (начало, середина, конец), о разнообразных зачинах сказок и рассказов (однажды, как-то раз, жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве). Дети осваивают употребление цепной местоименной связи, лексического повтора в самостоятельном изложении. В работе по обогащению словаря развивается наблюдательность, определяется предмет за счет уточнения его качеств, используются разнообразные глаголы для однотипных действий, выбираются слова, соответствующие определенному контексту, подбираются синонимические ряды без наглядного материала, выделяется новый смысл в знакомых многозначных словах. Также усложняются умения использования предложений разных типов, происходит овладение структурой сложных синтаксических конструкций.
В старшей группе дети овладевают структурным оформлением разнообразных типов высказываний: повествования (начало события, его развитие и конец), описания (тезис, называющий объект, характеристика существенных и второстепенных признаков, заключительная оценочная фраза), рассуждения (определение объясняемого или доказываемого, само объяснение или доказательство). В повествовательных высказываниях старшие дошкольники учатся выстраивать сюжет в логической последовательности, в рассказах по картине – придумывать предшествующие и последующие события. В процессе изложения дети овладевают синонимической связью, активно используют цепную местоименную, формально-сочинительную связи, лексический повтор. Вводятся разнообразные приемы работы над словом: рисование на тему многозначного слова, составление описательных, сравнительных загадок. Работа с многозначными словами становится центром речевых занятий, во-
круг нее строится вся система формирования у детей представлений о том, что слово имеет значение.
В подготовительной к школе группе продолжается обучение структурному оформлению разных типов высказываний с опорой на наглядность и без нее, использованию разнообразных типов внутритекстовой связи. Предлагаются задания на объяснение смысла многозначных слов, метафор, фразеологизмов через усвоенные языковые средства, раскрытие синонимических и антонимических отношений. При пересказе произведений дети овладевают грамматически правильным построением прямой и косвенной речи, используют разнообразные типы синтаксических.
«Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой), является самой современной, которая направлена на необходимый и достаточный уровень коммуникации, речевого развития ребенка, как стержень личностного и умственного развития. В рамках реализации данной программы нами создана «Модель речевого развития дошкольников», которая будет взята за основу (Приложение 2)
Итак, анализ вариативных программ речевого развития дошкольников показал их специфические особенности.
1. В каждой из программ имеется специальный раздел, посвященный особенностям развития речи детей на всех возрастных этапах.
2. Основополагающим для них является пропедевтический подход к освоению дошкольниками связной монологической речи, определение важного и необходимого условия для ее развития – общения, предполагающего установление педагогом доверительных, партнерских форм сотрудничества, ориентированных на развитие личности ребенка.
3. Формирование речевых умений рассматривается авторами программ не как самоцель, а как одно из средств развития базисных характеристик личности ребенка (компетентности, креативности, инициативности, произвольности, самостоятельности). Особое внимание обращается на создание условий для проявления творческой активности детей: при конструировании литературных образов в пересказах, синтезе вербальной и невербальной выразительности в игре-драматизации, преобразовании текстов в самостоятельно составленных сказках.
4. Для каждого психологического возраста определены речевые умения лексико-грамматического и звукового оформления изложения, конструкций, образную авторскую лексику .
Таким образом, создатели программ большое внимание обращают на то, что овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей является стержнем полноценного формирования личности дошкольника. Подобный подход предоставляет богатые возможности для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Читайте также:  Сравнительный анализ детей дошкольного возраста

2.2. Описание хода и результатов мониторингового исследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста

В данном параграфе опишем ход и результаты мониторингового исследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста. В работе принимали участие дети подготовительной группы МДОУ детский сад «Улыбка» №1 рабочего поселка Озинки в составе 12 человек. Исследование проводилось в октябре 2013 года.
Следует отметить, что детский сад работает по программе «Детство». Для оценки разных сторон речи детей нами была использована диагностическая тетрадь О.Н. Сомковой, 3.В. Бадаковой, И.В. Яблоновской «Путешествие по Стране Правильной Речи, которая носит сценарный характер и построена в форме путешествия по Стране Правильной Речи, в которое ребенок отправляется с игровым персонажем.
Все путешествие разделено на этапы, позволяющие диагностировать разные стороны речевой деятельности: богатство словарного запаса, грамматическую правильность, звуковую культуру, связность речи, художественно-речевые проявления, освоение грамоты.
Последовательность этапов определялась степенью сложности упражнений, от простых к более сложным. На каждом этапе ребенок «двигался на определенном виде транспорта», «проезжая» станции. Количество станций соответствует числу заданий. Выполняя задания, ребенок переходит от одного этапа на другой. Оценивание и анализ результатов выполнения упражнений происходило с использованием критериев оценки (Приложение 1). Каждое выполненное упражнение оценивалось в баллах: от 1 до 3 в зависимости от качества его выполнения. Для оценки общего уровня развития речи баллы суммировались.

Результаты, полученные в ходе исследования, представлены в таблице 1.

источник