Меню Рубрики

Анализ речевого развития детей подготовительной группы

Айлана Будегечи
Анализ занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки, буквы и слова»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа- подгруппа детей (8 человек)

Цель: Совершенствовать умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

Образовательные: Формировать фонематический слух, умение определять звук в слове

и соотносить его с буквой; упражнять в нахождении по образцу существительных с суффиксами.

Общеразвивающие: Развивать речь и воображение; развитие речевого слуха.

Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, воспитание культуры речевого общения

Материал и оборудование: Сухой бассейн с красными, синими шариками, кубики с буквами, предметные картинки, мяч среднего размера, грузовая машина, фломастеры, листы белой бумаги на каждого ребенка, ТСО- проектор, музыкальный центр.

Предварительная работа: Игра «Раздели правильно», игра «Придумай слово на «ик».

Я провела занятие в виде занятия-путешествия в страну игр, Занятие построено по звуковой культуре речи в интеграции образовательных областей «Коммуникация»,»Социализация».- в правильном произношении и разделение гласных и согласных звуков,где дети играли в игры со звуками и буквами, составляли слова и разделяли на слоги, подбирали слова на «ок»,применила на занятии психогимнастические, релаксационные упражнения.

Занятие соответствует данному возрасту, перед занятием были выполнены гигиенические требования. Форма проведения занятия- игровое. Перед началом занятия я настроила детей в путешествие в страну игр, и поддерживала его до конца занятия. Во время занятия концентрировала внимание детей на разные игры и упражнения. При проведении занятия

применила следующие методы и приемы.

Наглядные- показ предметных картин на слайдах, кубики с буквами.

Словесные – беседа, вопросы, ответы.

Игровые- игровые упражнения «Угадай и покажи»,»Утро», «Цепочка слов»,

Практические — релаксация»Хорошо»,физминутка.»Сержусь или радуюсь».

Применила прием подачи нового, с опорой на имеющийся у детей знания -это игра «Кузовок»-дети находили слова на «ок»-справились с заданием дети ___

(хорошо, затруднялись, справились, не справились)

На занятии решались задачи: образовательные, общеразвивающие, воспитательные.

На занятии также применила ТСО- проектор- показ слайдов -картинок, муз- центр, Активность и поведение детей на занятии___

(хорошее, активные, дисциплина хорошая, плохая, внимание у детей было сосредоточено на игры).Во время занятия дети были подвижны: стоя полукругом делали упражнения, сидя в сухом бассейне делали задания, сидя за столы рисовали буквы.

Программный материал детьми усвоен, т к дети справились заданием, с удовольствием играли в игры и упражнения. Старалась найти с детьми доброжелательный тон общения. Проведена мной физминутка «Сержусь или радуюсь».

Поставленная мной цель и задачи занятия достигнута. Считаю, занятие провела на ___

(высоком, среднем, низком).Длительность занятия составило ___минут.

Собственная разработка занятия. (использованы занятия из журнала «ДВ», «Ребенок в д\с».)

Анализ составила: Воспитатель МБДОУ

Годовой план работы. Образовательная область «Речевое развитие» (обучение грамоте) Сентябрь 1. Путешествие в мир звуков. Пр. сод. Познакомить с понятием «звук», учить различать звуки (речевые, музыкальные, бытовые); развивать.

НОД «Закрепление знаний о звуках [Р], [Р’], [Л], [Л’] и соответствующих буквах. Дифференциация звуков Р-Л.» Цель:Закрепить знания детей о звуках [Р],[Рь][Л],[Ль] и соответствующих буквах. Дифференциация звуков Р-Л. Закрепить умение правильно произносить.

источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Дюймовочка» Курского муниципального района Ставропольского края

«Итоги работы по речевому развитию детей в старшей, подготовительной группе.»

Сильченко Антонины Викторовны.

Итог работы по развитию речи детей подготовительной группы.

Воспитательно — образовательная работа в группе строилась на основе годового плана в соответствии с требованиями ФГОС.

Работая над развитием речи, я поставила перед собой цель: способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.
Для этого мне необходимо было решить следующие задачи:
создать в группе развивающую речевую среду; 
развивать произносительную и связную стороны речи; 
активизировать словарь детей; 
формировать грамматический строй речи; 
— развивать мелкую моторику руки.
Работу в группе я проводила по следующим направлениям:
анализ уровня речевого развития; 
создание предметно-развивающей среды в группе; 
использование различных методов и технологий; 
интеграция занятий по развитию речи с занятиями познавательной, художественно-эстетической направленности; 
взаимодействие с родителями. 
Работа по развитию речи проводилась в системе, в процессе интеграции с другими видами деятельности.
Так как большое влияние на речевое развитие ребёнка оказывает социальное окружение, стараемся своим примером показывать образец правильной речи. В своей речи я старалась придерживатся определенных требований:
— речь, обращенная к детям, должна быть близкой и понятной;
— при речевом общении с детьми использывала средства выразительности языка
— речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться, при осуществлении всех задач: расширения словаря, воспитания грамматической и звуковой правильности речи.
Много внимания в своей работе старалась уделять звуковой культуре речи. Работая над уровнем развития речевого слуха, учила произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, формировать правильное дыхание, работая над звукопроизношением и словопроизношением.
В течении всего года продолжала развивать связную речь детей, совершенствовать диалогическую речь. Для этого особое внимание уделяла диалогическому взаимодействию детей друг с другом во всех видах деятельности. Большую роль отводила таким средствам как мимика, жесты, движения. Много внимания уделялось артикуляции звуков (артикуляционная гимнастика), знанию зрительных образов звуков (букв) и умению соотносить звук с буквой, выработке гибкости и точности движения руки (пальчиковые игры и упражнения), глазомера, чувства ритма.
Последовательная и систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляции и мелкой моторики детей, уточнению артикуляции и произношения звука, создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей..
Я считаю, что качество и результативность проводимой работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. В нашей группе есть речевой уголок, где хранится все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры, материалы для развития мелкой моторики рук и подготовки обучению к письму.
В своей работе я использую различные формы: занятия, ежедневная артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие речевого дыхания, мероприятия по развитию связной речи (праздники, развлечения), систематические беседы, упражнения на развитие чувства ритма, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную речевую деятельность, пальчиковые и речевые игры.
Речевое развитие осуществляется во всех видах деятельности.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой знакомлю детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами. Значительно чаще рассказываю им о писателях, знакомимся с историей произведения, расширяем и усложняем круг чтения детей. Стараюсь как можно больше уделить внимания пересказу, составлению детьми собственных рассказов, чтению с продолжением. В течение года с детьми разучиваем стихи, инсценируем произведения.
В своей работе стараюсь прививать детям любовь к книге: правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке. Для этого в группе есть уголок чтения. Знакомство с детской литературой в нашей группе происходит ежедневно в свободной форме. Дети берут в уголке книг понравившееся произведение, листают ее, рассматривают иллюстрации, просят почитать или пытаются рассказать уже знакомую им сказку.
В группе с детьми мы читаем не только произведения, предлагаемые программой, но и книги, которые живут в книжном уголке, книги, которые дети приносят из дома. При выборе книг стараемся учитывать особенности возраста детей. Проводим с детьми конкурсы рисунков по произведениям известных детских писателей. Например детям предлагала нарисовать любимого героя из какой либо сказки.
Работая с родителями, рекомендую только свободную форму домашнего чтения, советую, чтобы чтение было ежедневным, тогда у детей появится потребность в чтении, интересе к книгам.
В течение года использовались такие формы взаимодействия с родителями как: групповые родительские собрания; анкетирование; консультации и беседы; совместное проведение досугов.

Театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников. Здесь решается ряд речевых задач: расширяется словарь признаков, согласование слов с движениями и действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная выразительность речи. Дети во время инсценирования активно упражняются в диалогическом взаимодействии.
Игра – одно из важнейших средств развития речи ребенка. В игре у детей развивается диалогическое общение.
В начале и в конце учебного года мы проводим обследование состояния речи детей с целью определения уровня речевого развития каждого ребенка и группы.
Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность и сбалансированность форм и методов работы позволяет мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы, реализуемой в ДОУ.

Но в работе встречаются и некоторые трудности:
1. то, что группа у нас разновозрастная,
2. т.к. в группе из 26 детей 18 из них дети других национальностей, дети понимают, но затрудняются отвечать полными предложениями, общаются между собой на своем родном языке, что усложняет работу по развитию речи.

Поэтому планирую на летний период времени продолжать работу с родителями по развитию речи детей, продолжать пополнять развивающую среду в группе, проводить с участием детей как можно больше театрализованных представлений, разучивания скороговорок, потешек, стихов. А так же продолжать пополнять словарный запас.

источник

При диагностике речевого развития у детей старшего дошкольного возраста мы опирались на следующие положения:

Коммуникативно-риторические умения в подготовительной группе связаны с умением анализировать и оценивать общение

А также с умением общаться, когда оценивается умение ориентироваться в ситуации.

При диагностике речевого развития речи детей подготовительной группы были использованы следующие показатели оценки:

— умение ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая кто говорит, к кому обращается говорящий, с какой целью, что — о чем, как и др.;

— умение анализировать и оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, что сказал говорящий, что хотел сказать, что сказал ненамеренно и т.д.;

— владение своим голосом, использование средств выразительности речи (умение пользоваться интонацией, выбрать оптимальный темп, громкость произношения, плавность речи);

— овладение культурой слушания, внимательно слушать собеседника, адекватно реагировать на речь говорящего;

— уместно использовать правила речевого этикета, вести этикетный диалог; — соотносить вербальные и невербальные средства общения, владение невербальными средствами (мимикой, жестами, телодвижениями).

Для выявления уровня речевого развития у старших дошкольников применялась диагностика «Развитие речи по программе «Радуга».

Диагностика детей подготовительной группы по развитию речи проводилась по следующим направлениям.

1. Для диагностики звуковой культуры речи выяснялось, имеются ли у ребёнка дефекты речи. Какие?

Были предложены следующие задания:

а) Ребенка попросили назвать любые слова со звуком с.

«Я например, вспомнила сейчас, — говорит воспитатель, вот какие слова: сосна… осина … посеял … . Теперь твоя очередь. Продолжай!»

б) Предлагалась игра. Даётся лист бумаги с решёткой для определения позиции звука в слове и фишка. Объясняются правила игры: «Повтори за мной слово река. Слышишь звук р в этом слове? Он слышится в начале слова или в середине его? Поставь фишку в первое оконце, так как в слове река звук р стоит в начале слова. Послушайте другое слово — носороги. Где слышится звук р? Поставь фишку во второе оконце. Давай вместе произнесём слово пожар. И я ставлю фишку в третье оконце. Я права или не права? Теперь работай самостоятельно. Я буду называть слово, ты проговори его вслед за мной и поставь фишку в нужное оконце: рак … сирень … сыр».

2. Для обследования понимания речи и уровня активного словаря предлагалось следующее.

а) Педагог рассказывает: «У маленького щеночка сильно болит ушко. Он скулит. Нуждается в твоём сочувствии. Что скажешь ему? Начни так: «Ты мой…»

б) Детям предлагалось рассмотреть картинку. Задавался вопрос, что произошло с цыплятами. Предлагалось придумать название к рассказу.

Воспитатель обращается с просьбой повнимательнее рассмотреть курицу, увидевшую не жёлтеньких, а чёрных и чумазых цыплят; описать её состояние. Она… . 3. Художественная литература.

а) Ребенка просят прочесть любимое стихотворение

б) Предлагают назвать сказки, которые ребёнок готов слушать не один раз. Если он не сможет вспомнить название сказки, пусть начнёт рассказывать её, можно подсказать название.

в) Ребенка просят вспомнить писателей, книги которых читали в детском саду и дома; художников, сделавших прекрасные рисунки к детским книжкам.

Оценка выполнения заданий проводилась следующим образом:

9-10 баллов (высокий уровень) — отвечает на все задания правильно, без подсказки со стороны взрослых, отвечает быстро и охотно.

5-8 баллов (средний уровень) — на большую часть вопросов отвечает правильно, но пользуется подсказкой взрослого, отвечает медленно, но охотно.

1-4 баллов (низкий уровень) — на большую часть вопросов отвечает неправильно, даже с подсказкой взрослого, отвечает мало и неохотно.

Анализ полученных данных заносили в индивидуальную карту ребенка, где указывались данные о ребенке. Ниже приводится сводная таблица данных испытуемых по всем трем видам заданий (см. таблицу 2).

источник

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок»

Новосибирская область Убинский район с. Круглоозерное

Воспитатель 1 квалификационной категории Михалькова Анна Николаевна

В группе создана достаточно богатая предметно — развивающая среда для речевого развития детей. Имеются наборы сюжетных картин по развитию речи, разнообразный дидактический материал, библиотека для детей.

В группе оформлен книжный уголок, где расположены книги по возрасту детей. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги.

С целью создания эффективно предметно — развивающей речевой среды в группе оформлен речевой уголок «Речевичок».

Разработаны определенные требования к его содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, мелкой моторики, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

В центре сюжетно — ролевых игр созданы соответствующие условия для возникновения и развёртывания сюжета игр. Все игры педагогические целесообразны и соответствуют возрасту детей. Имеется достаточное количество игрового оборудования, атрибутов.

Следует отметить, что для организации различных форм речевой деятельности в группе выделяется театральная деятельность: имеется кукольный театр, организуются игры-драматизации по литературным произведениям, есть материалы для чтения и заучивания стихотворений.

Для формирования коммуникативной речи и развития эмоциональной окраски речи проводятся занятия по обучению детей составлению рассказов.

Выделен специальный сектор с применением театра, где разыгрываются с детьми небольшие сюжеты речевого общения: вопросы — ответы, краткие монологи, диалоги на разные темы, выступления и заучивание речевок, пословиц и поговорок.

Имеются в наличии разнообразные дидактические и настольно-печатные игры: «Запоминалки», «Назови одним словом», «Ребусы – найди отличия», «Читаем и составляем слова», «Развиваем речь», «Составь описательный рассказ по схеме», «Составь рассказ по разрезанным картинкам».

В данной группе в достаточном количестве имеется методическая литература и пособия по речевому развитию воспитанников.

Однако предметно-развивающая речевая среда в группе недостаточно обогащена художественной литературой и иллюстрациями по темам занятий, а также не организуются тематические выставки и редко сменяется весь литературный материал (нечем заменить).

источник

[dropcap]М[/dropcap]алыш запоминает то, что услышал, поэтому неправильное произношение, сюсюканье, диалекты, слова-паразиты очень быстро запоминаются. А как известно переучивать сложнее, чем научить. Ребёнок дошкольного возраста заговорит правильно тогда, когда будет слышать правильную литературную речь. Каковы компоненты речи? В таблице это выражено так:
Развитие речи это
Формирование словаря Грамматический строй Звуковая культура Связная речь

Выявление уровня речевого развития происходит посредством диагностического обследования дошкольников.

Для проведения диагностического обследования младших дошкольников и выявления их уровня речевого развития необходим иллюстративный материал: тематические предметные и сюжетные картинки. Детей необходимо заинтересовать, а потому все задания предлагаются в игровой форме.

Дошкольники должны ориентироваться в следующих лексических темах: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «Предметы личной гигиены», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела».

Для закрепления имён существительных можно предложить варианты заданий.

  • Вариант. 1. В таблице разные предметные картинки взрослый показывает любое изображение, а ребёнок должен сказать, что это.
  • Вариант 2. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен найти его изображение.
  • Вариант 3. Взрослый предлагает выбрать все картинке по заданной тематике. Например, «Покажи игрушки». «Собери овощи». «Где домашние животные?».
Читайте также:  Результаты анализов при аппендиците у детей

Использование глаголов в речи можно проверить, предложив дошкольнику этого возраста сюжетные картинки, с изображением трудовых действий, способов передвижения, эмоциональных состояний людей. Ребёнок рассматривая картинку, должен отвечать на предложенные вопросы. Например, «Как передвигается червяк? Бабочка?» и т.д.

Можно предложить игру «Кто как голос подаёт?» — взрослый спрашивает «Как поёт петух? Утка? Воробей? Кошка? и т.д.

Прилагательные. Взрослый показывает или изображение, или какой-то предмет и просит определить его цвет, размер, какой на вкус. Например, лимон (жёлтый, кислый).

Для дошкольников 3-4 лет предложить игру «Скажи наоборот». Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает:

  • Слон большой, а мышь …. (маленькая).
  • У мамы волосы длинные, а у папы …. (короткие).
  • Волк смелый, а заяц … (трусливый).

Для проверки наречий (высоко-низко, далеко-близко, тепло-холодно) также понадобятся сюжетные картинки.

Чтобы проверить умения детей ставить существительные в форму множественного числа, ему предлагается рассмотреть парные предметные картинки (стул-стулья, тарелка – тарелки и т.д.) и ответить «Что изображено на одной картинке? (один предмет) на другой? (несколько предметов).

Проверка сформированности умений образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных происходит при помощи предметных картинок. Ребёнку можно предложить назвать изображённые предметы ласково, например, кукла – куколка, стол — столик, яблоко – яблочко и т.д.

Умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами лучше при помощи сюжетных картинок или игрушек и наводящих вопросов. Например, кукла спит, а куклы? Мяч лежит, а мячи?

Употребление глаголов в разном времени можно закрепить с помощью вопросов типа, «Что делаешь сейчас? Чем занималась вчера мама? Что ты будешь делать завтра?»

Правильное использование предлогов также проверяется с помощью вопросов по сюжетным картинкам или расположению предметов в пространстве. Например, перед малышом стоит коробка, в ней лежит красный кубик, а на нём зелёный, перед коробкой сидит кукла, за ней – матрёшка. Ребёнку можно задать вопросы: «Где находится кукла? Кубики? Зелёный кубик? Красный? и т.д.

Это чёткое произношение всех звуков. Ошибки взрослый может услышать в повседневной речи дошкольников. Также можно попросить ребёнка повторить за родителем слова для проверки какого-то конкретного звука, например, твёрдый и мягкий звук «м» — мышь, мяч, Маша, мишка.

  • внятно выражать свою мысль;
  • рассказывать знакомую сказку, событие из своей жизни (Как провёл выходные? Что понравилось в цирке? и т.п.;
  • составлять небольшой описательный рассказ об игрушке с помощью наводящих вопросов и по сюжетной картинке «Кукла обедает», «Мальчик играет в игрушки».

В таблице приведены примерные требования к рассказыванию знакомой сказки (для высокого уровня речевого развития младших дошкольников).

  • Рассказывает самостоятельно
  • Называет всех героев сказки
  • Знает последовательность действий
  • Рассказывает самостоятельно
  • Знает героев и их характерные признаки, например, волчок-серый бочок, мишка косолапый.
  • Знает последовательность событий
  • Начинает и заканчивает сказку теми же словами, что и в книге.

Дошкольники этого возраста должны иметь элементарные знания по лексическим темам: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «инструменты, бытовая техника», «Предметы личной гигиены», «Деревья и кустарники», «Ягоды», «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Зимующие и перелётные птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела», «Профессии». Для их закрепления используются игры:

  • «Узнай по описанию»: взрослый загадывает какой-то предмет и называет его характеристики, ребёнок должен отгадать задуманное, например, жёлтый, овальный, кислый (лимон), зелёный, круглый, сладкий, большой (арбуз);
  • «Кто у кого?» — в таблице два окошка, в одном изображение взрослого животного, во второе – ребёнок должен положить изображение детёныша, у зайчихи кто? (зайчата), У волчицы? У курицы и т.д.
  • «Назови ласково» — лиса – лисичка, утка – уточка, воробей – воробышек и т.д.
  • «Один-много» — один лимон – много лимонов; один мяч – много мячей, одна берёза – много берёз и т.д.
  • «Мяч давай, части тела называй» или «Мяч бросай, мебель быстро называй». Взрослый говорит обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Тот, возвращая мяч, должен перечислить соответствующие слова. Игра будет интересней, если участие будут принимать несколько детей.

Для выявления понимания дошкольником назначения предметов используется игра «Что для чего?»:

  • Чем рисует художник?
  • С помощью чего пришивают пуговицу?
  • Какой предмет понадобиться для игры в футбол?
  • В какой посуде готовят первые блюда? И т.д.

Диагностика грамматического строя речи проводится с помощью аналогичных заданий, что и при обследовании дошкольников 3 лет.

Для проверки употребления предлогов можно предложить такое задание. В карточке-таблице разложить геометрические фигуры по заданию, например, квадрат над треугольником, круг под треугольником, овал на квадрат.

В этом возрасте дошкольники должны произносить чётко все звуки. В звуковой таблице отмечаются красным цветом гласные звуки, синим – твёрдые согласные, зелёным – мягкие согласные.

Для выявления развития умений детей этого возраста дифференцировать слова, близкие по звучанию предлагается назвать изображения на картинках или повторить за взрослым: точка – дочка, коза – коса, жар – шар, уточка – удочка и т.д.

Проверить умение слышать определённый звук из звукового ряда можно следующим образом. Родитель произносит несколько звуков «т, п, а, л, и, д, и», ребёнку нужно хлопнуть тогда, когда услышит, например, звук «и».

С помощью игры «Эхо» проверяется слуховое внимание. Взрослый произносит слоги и просит их повторить: пи-би; да-та; зо-со; жа-ша.

Для этого возраста важно уметь:

  • придумывать простые предложения из 3-4 слов;
  • составлять рассказы по картине, серии картин, из личного опыта объёмом до 5 предложений;
  • пересказывать тексты объёмом 3-5 предложений;
  • выразительно читать стихи.

Для продуктивного речевого развития полезно использовать наглядные пособия, разработанные самостоятельно. Так, чтобы ребёнок быстрее запоминал стихи, их можно представить в таблице, например:

Лексические темы дополняются «Праздники», «Музыкальные инструменты», «Животные севера и юга». Используются игры, что и при обследовании дошкольников 4-5 лет.

Понимание ребёнком смысловой стороны слова можно проверить, предложив ребёнку придумать окончание предложений:

  • Осенью часто идёт моросящий…
  • Весной с юга возвращаются перелётные…
  • Символ России – белоствольная…

Развитие слухового внимания проверяется при помощи следующего задания. Взрослый называет слова, а ребёнку нужно хлопнуть, когда услышит звук «ш», в словах домик, волчок, шапка, кора, лиса, шишка, ручка, машина.

Взрослый называет слова, ребёнок определяет, на какой слог падает ударение и сколько слогов: удочка, машина, клубок, коробка, лошадь.

Игра «Найди звук» — ребёнок должен определить положение заданного звука в слове, например, звука «с» — сова, роса, сор, рысь, коса.

Игра «Твёрдый-мягкий» — ребёнку нужно определить, в какой позиции находится заданный звук. Новый звук отмечается в звуковой таблице цветовым сигналом.

Определять количество звуков и букв в слове.

Дошкольники этого возраста должны уметь:

  • составлять простые и сложные предложения. Например, из заданных слов: с гор, весна, ручьи, наступила, побежали.
  • из предложенных словосочетаний образовывать новые: платье из шерсти – шерстяное платье, деревянные ящик – ящик из дерева, яблоко покраснело – покрасневшее яблоко и т.д.
  • составлять рассказы по картинке, серии картинок, из личного опыта (5-6 предложений);
  • пересказывать текст в объёме до 5 предложений;
  • знать и объяснять значение пословиц и поговорок;
  • выразительно читать стихи, загадки.

Лексические темы те же. Дидактически игры также используются аналогичные, что и при обследовании детей шестилетнего возраста. Можно использовать дополнительные задания:

«Часть – целое» — ребёнку нужно назвать части или детали целого. Например, лицо (глаза, рот, нос, лоб, щёки, подбородок, брови), чайник (носик, ручка, дно, крышка) и т.д.

«Назови одним словом»: грач, журавль, аист – это, пальто, куртка, плащ – это, кресло, кровать, диван – это и т.д.

  • Кто водит автомобиль?
  • Кто разносит почту?
  • Кто тушит пожар?
  • Кто лечит людей? И т.д.

Для выявления у детей уровня использования в речи прилагательных предлагаются такие варианты заданий:

Ребёнку предлагаются предметы или предметные картинки, ему нужно назвать их признаки: Мяч какой? Груша какая? Кресло какое? Цветы какие?

Дошкольник этого возраста должен образовать прилагательные от существительных: стол из дерева какой? (деревянный), Стакан из стекла какой? (стеклянный), Котлеты из курицы какие? (куриные), Платье из шёлка какое? (шёлковое) и т.д.

Употребление антонимов: чистый – (грязный), добрый – (злой), толстый – (тонкий), весёлый – (грустный), тепло – (холодно), далеко – (близко), друг – (враг) и т.д.

Глаголы. «Кто как передвигается?» птица – (летает), змея – (ползает), человек – (ходит, бегает);

«Кто что делает?» повар – (готовит), врач – (лечит), художник – (рисует).

Образование существительных во множественном числе в именительном и родительном падежах: кукла – куклы – кукол, яблоко – яблоки – яблок и т.д.

«Назови ласково»: воробей – (воробышек), стол – (столик), диван – (диванчик), цветок – (цветочек) и т.д.

Сочетание существительных с числительными: карандаш – (2 карандаша, 7 карандашей), яблоко – (2 яблока, 5 яблок), матрёшка – (2 матрёшки, 6 матрёшек) и т.д.

Образование глаголов с помощью приставок: лететь – (улететь, долететь, слететь, подлететь, влететь, полететь) и т.д.

Существительные мн. числа родительного падежа

Согласование существительных и прилагательных

Согласование существительных с числительными

Диагностика предполагает конечный результат, я именно, выявление уровня развития: + высокий – все задания выполняются самостоятельно, правильно; — + средний — большая часть выполнена правильно или все с подсказками; — низкий — большая часть не выполнена. В таблице можно отражать все компоненты речи по всем ступеням возраста дошкольников.

Дошкольник должен чётко произносить все звуки. Ребёнок либо произносит слова на заданный звук, либо повторяет предложения, например, Шла Саша по шоссе и сосала сушку; Зина закрыла замок; Рома рад Рите.

Ребёнку предлагаются задания на звуковой анализ слова:

  • выделить ударный гласный: удочка, пачка, игра.
  • назвать первый и последний согласный: дочка, сом, ком, лимон, стол.
  • выбрать картинки с изображением предметов, в которых встречается звук «Н»: рыба, нож, лопата, носки, стакан, шарф.
  • определить количество слогов в слове: комар, улитка, совок, армия, рубашка.
  • назвать звук, с которого начинается слово на картинке, в таблице, приведённой ниже. В пустую ячейку ребёнок должен положить соответствующую цветную карточку. (красная – гласный, синяя – твёрдый согласный, зелёная – мягкий согласный)

Ребёнок должен произнести слоги, которые можно представить в таблице:

Задания аналогичны, что и при обследовании дошкольников шестилетнего возраста, только составляемые рассказы должны объёмом до 8 предложений. В таблице опорные картинки, с помощью которых ребёнок составляет рассказ «Зима».

источник

В диагностике представлены задания и количественная оценка ответов ребенка, которые помогут определить уровень речевого развития детей, поступающих в школу.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика речевой готовности к школьному обучению детей подготовительной группы»

Диагностика речевой готовности

детей подготовительной группы

Целью диагностики речевой готовности к школе является определение уровня речевого развития детей, поступающих в школу, направленное на предупреждение возникновения вторичных речевых нарушений.

Описание методики диагностики

Для определения речевой готовности к школе используется «Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5-7 лет» под редакцией академика РАО М. М. Безруких.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с придумыванием последующих событий

Оборудование: серия сюжетных картинок «Бабушка и котенок».

В данном задании оценивается умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок, словарный запас ребенка, грамматический строй речи

1. Разложи картинки так, чтобы получилась история.

3 балла — ребенок способен составить развернутый рассказ по картинкам, предложения грамматически правильные, словарный запас богатый, задания выполняются самостоятельно;

2 балла — рассказ составлен с помощью наводящих вопросов и (или) имеются аграмматизмы (нарушения согласования слов по роду, числу, падежу, неточное употребление предлогов); затрудняется в ответах на вопросы;

1 балла — ребенок не может составить рассказ даже по наводящим вопросам, называет отдельные слова или действия героев на каждой картинке.

Выделение звука в начале, середине, конце слова. Определение количества звуков в слове

Педагог просит ребенка определить место звука в слове, определить количество звуков в слове. Все слова педагог произносит медленно и четко.

«Какой звук первый в слове «Удочка», «Лист», «Стол»?

«Какой звук последний в слове «Зонт», «Кенгуру», «Грибы»?

«Какой звук в середине в слове «Сок», «Оса»?

«Сколько звуков в слове «Мак», «Стул», «Лимоны»?

3 балла — нет нарушения звукопроизношения, ребенок хорошо дифференцирует все звуки;

2 балла — задание выполняется после стимулирующей помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки; задание выполняется не полностью;

1 балла — задание не выполняется даже с помощью.

Составление предложений по данным словам

Педагог читает ребенку слова и просит составить из них предложения. Добавлять, убирать или заменять слова нельзя. Ребенку предлагается составить три предложения.

Инструкция ребенку: «Я назову тебе слова, составь из них предложение».

1. ЯМКИ, И, Я, МОЯ, МАМА, КОПАЛИ.

2. БАБУШКА, ТАНЯ, ЛЕТОМ, У, В, ЖИЛА, ДЕРЕВНЯ.

3. Угол, из-за, девочка, выглядовала, дом.

3 балла — задание не вызывает трудностей, выполняется самостоятельно;

2 балла — задание выполняется после стимулирующей помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки; задание выполняется не полностью;

1 балла — задание не выполняется даже с помощью.

Понимание пространственных отношений с помощью предлогов

Оборудование: детская игровая мебель: стол, стул, шкаф, холодильник, зеркало, кукла.

Педагог прячет девочку за зеркалом, под столом, слева от холодильника и т.д.

Инструкция ребенку: «Скажи, куда спряталась девочка?», «Скажи, откуда выглядывает девочка» и т.д.

Предлоги: в, на, под, за, над, перед, через, около, между, из-за, из-под.

3 балла — задание не вызывает трудностей, выполняется самостоятельно;

2 балла — задание выполняется после стимулирующей помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки; задание выполняется не полностью;

1 балла — задание не выполняется даже с помощью.

Обследование состояния звукопроизношения

Правильность и четкость звукопроизношения оценивается в ходе всего обследования.

Дополнительное задание проводится логопедом. Используется только если у ребенка в ходе обследования обнаруживается нарушение звукопроизношения. Для углубленного анализа нарушения звукопроизношения ребенку предлагаются предметные картинки.

3 балла — звукопроизношение не нарушено;

2 балла — нарушено произношение 1-2-х звуков;

1 балла — нарушено произношение 3-х и более звуков.

Неумение грамматически правильно строить предложение;

Трудность звукобуквенного анализа;

Трудности при составлении рассказа.

Педагог предлагает запомнить серию слов: слон, дочь, мыло, шум, весна, стул, рука.

Педагог просит запомнить предложение: Под старой елью дети нашли большой белый гриб.

Педагог просит запомнить предметы: шапка, самолет, лампа, аист.

3 балла — задание не вызывает трудностей, выполняется самостоятельно;

2 балла — задание выполняется после стимулирующей помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки; задание выполняется не полностью;

1 балла — задание не выполняется даже с помощью.

источник

Учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему:
Анализ деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155) содержание образовательной программы дошкольной организации обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. В числе этих направлений (образовательные области), обозначено речевое развитие.

Анализ деятельности по речевому развитию

в подготовительной к школе группе.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155) содержание образовательной программы дошкольной организации обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. В числе этих направлений (образовательные области), обозначено речевое развитие. Речевое развитие предполагает решение следующих задач дошкольного образования: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; ознакомление с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Задачи развития речи включены и в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Целевые ориентиры ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, выражает свои мысли и желания, строит речевые высказывания в ситуации общения, выделяет звуки в словах.

Читайте также:  Результаты анализов при цистите у детей

Дошкольный возраст – период, в который дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации, выстраивается специальная организация общения, которая помогает приобрести коммуникативные и речевые умения и навыки.

На каждом возрастном этапе необходима преемственность в решении речевых задач (идёт постепенное усложнение материала).

Главная задача развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности.

В подготовительной к школе группе для детей характерен высокий уровень развития речи. Многие дети правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, использовать интонацию вопроса, имеют значительный запас слов, активно пользуются различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания.

Вместе, с тем некоторые дети произносят правильно не все звуки, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи, встречаются ошибки и в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множ. числа существительных, согласование существительных с прилагательными, разные способы словообразования).

У детей развиваются важные умения – слушать и понимать речь взрослых и сверстников, грамматически правильно отвечать на вопросы, проявлять доброжелательность в общении, участвовать в разговоре по своей инициативе, ясно выражать свои мысли, использовать разнообразные жесты, мимику, интонации – это яркая характеристика сформированности речевых и коммуникативных умений.

  • Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Подготовительная к школе группа / В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, О.В. Дыбина и др. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 176с.
  • Развитие речи детей 5-7 лет. 3-еизд., дополн. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 272с. – (Развиваем речь).

Развитие всех компонентов устной речи,

практическое овладение нормами речи

Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря.
Побуждать детей интересоваться смыслом слов.
Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда,, потому что, если, если бы и т.д.).

Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать культуру речевого общения.
Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему. Подготовка к обучению грамоте
Дать представления о предложении (без грамматического определения).
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
Учить составлять слова из слогов (устно).
Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно.

В конспекте представлены различные методы и приемы, игры и упражнения по развитию речи детей по теме «Одежда».

Задачи:-Повторение названий осенних месяцев, дней недели;-Закреплять умение делить слова на слоги;- Закреплять понятие «гласный» и «согласный» звук.- Закреплять умение выделять первый звук в слове;- У.

quot;В поисках сокровища&quot.

Цель:формировать умения работать в коллективе, развивать самостоятельность, и находить решения на поставленные задания и развивать речь.

Составление опсательных рассказов пр помощ мнемосхем. спользование ТРИЗ — технологи пр обучении рассказыванию.

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: «Скоро Новый год» (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа).

источник

Аналитическая справка о результатах тематической проверки

«Выполнение программных требований по разделу «Речевое развитие»»

Ответственные:

Заведующий МБДУ» Солнышко»- Н.А.Вареник

старший воспитатель – А.Н.Лешукова

  1. Оценить знания педагогов по методике развития речи детей дошкольного возраста.
  2. Проанализировать уровень планирования работы.
  3. Оценить условия для речевого развития детей.
  4. Оценка эффективности занятий по развитию речи.
  5. Анализ обследования речевого развития детей.
  6. Приложение . Анкета для родителей.

Основные формы и методы контроля

  1. Экспресс-опрос педагогов.
  2. Анализ календарного планирования воспитателей.
  3. Просмотр занятий.
  4. Обзорное изучение развивающей среды в группах
  1. Уровень овладения педагогами теоретическими и практическими вопросами по речевому развитию детей.
  2. Грамотность написания планов работы.
  3. Соответствие темы занятия тематике контроля.
  4. Грамотность оформления и наполняемости развивающей среды.
  5. Творческое построение работы с родителями.

В тематической проверке приняло участие 6 групп:

  • 2 группа раннего возраста «Капелька»
  • 2 младшая группа «Звёздочки»
  • 2 младшая группа «Светлячки»
  • Средняя группа «Солнечные зайчики»
  • Старшая группа «Смешарики»
  • Подготовительная группа «Пчёлки»

Тематический контроль, направленный на изучение работы педагогов с детьми дошкольного возраста по развитию речи показал:

  1. Компетентность педагогов по речевому развитию детей (экспресс-опрос)

Невозможно сформировать личность ребёнка без овладения им хорошей, грамотной речью. Без специально организованного обучения развитие речи будет стихийным, бедным. Целенаправленное обучение предусматривает занятия, игры, индивидуальное общение. Важно помнить, что главным является слово взрослого: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, педагога, настолько ребёнок будет подражать речи взрослого.

  1. Проверка документации педагогических работников

Анализ календарного планирования работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят. В утренний промежуток времени педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, фонетическую ритмику, лексические упражнения, логоритмические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей, планируется индивидуальная работа. Для проявления детьми творчества планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, организуются вечера загадок.

Анализ планирования во 2 младшей группе « Звёздочки»(воспитатели Танцева Е.М.,Воронина С.А.) показал, что воспитателями выстроена система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой, но работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи ведётся не всегда эффективно. Словарную работу тесно проводить с работой по совершенствованию грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и т. д.)

Необходимо постоянно следить за правильным формированием звукопроизношения при подготовке:

-уточнении произношения звука;

-закреплении звука в словах, фразовой речи.

Весь уклад жизни в группе должен способствовать постоянному развитию речи детей.

Читать детям художественные произведения следует ежедневно. С рядом произведений дети знакомятся на занятиях, с другими – в процессе игр, в бытовых ситуациях.

Во второй младшей группе «Светлячки»(воспитатели Турбовская И.С,Гупалик А.А. ) прослеживается организованная и систематическая деятельность воспитателей по развитию речи детей. Работа по развитию речи осуществляется на занятиях разных видов и вне занятий – в утреннее время, на прогулках, в процессе индивидуальных занятий. Активно используются игровые, здоровьесберегающие технологии (театрализация, дидактические речевые игры). Дети достаточно успешно осваивают бытовой словарь, что помогает им общаться. Необходимо обратить особое внимание на игры по формированию фонетического слуха и звуковой культуре речи .Детям необходимо помочь в формировании правильного и чёткого звукопроизношения.

Анализ планов в средней группе « Солнечные зайчики»(воспитатели Рухлядко А.А., Воронина С.А.) показал, что воспитатели планируют работу по развитию речи детей данного возраста .

Воспитатели должны учить детей понятно и содержательно отвечать на вопросы, поэтому развитие связной речи должно осуществляться в комплексе с формированием словаря и грамматически правильной речи путём разнообразия речевых игр .

Особое место в работе с детьми среднего дошкольного возраста занимает обучение рассказыванию. Недостаточно раскрыта в планах работа по обучению ребят составлять рассказы о предмете, по картине; придумывать свою картину, используя раздаточные картинки, конкретизирующие заданную педагогом тему (встречи на лесной полянке, на морском дне и т.д.).

В данной группе воспитателями осуществляется подготовка детей к пересказу, проводятся игры-драматизации, игры-импровизации, чтение стихотворений по ролям.

Ведётся систематическая работа по воспитанию звуковой культуры речи у детей этого возраста , проводятся игры на формирование фонематического слуха и правильного произношения всех звуков родного языка, особенно свистящих, шипящих и сонорных, но следует постоянно исправлять произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью .Воспитателям необходимо также воспитывать у детей звуковую и интонационную выразительность речи, умение соизмерять громкость голоса, говорить в размеренном темпе, правильно и четко произносить слова, ставить в них ударение, совершенствовать речевое дыхание.

Для того чтобы порадовать детей и проверить, не забыли ли они знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки воспитатели проводят литературные викторины .

Анализ планирования в старшей группе « Смешарики»( воспитатели : Тихонюк А.М.,Кайзер А.В.) показал, что в основном прослеживается конкретное планирование контролируемой темы в НОД, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной и подгрупповой форме работы, дидактических и подвижных играх. Недостаточно уделено внимание сюжетно-ролевым играм, досугам и развлечениям, в планах не всегда прослеживается работа с родителями по развитию речевых способностей детей, на что следует уделить особое внимание. Воспитателям при планировании необходимо отражать и проводить работу по пересказыванию худ.произведений, составлению рассказов по картине, по серии сюжетных картинок, из опыта, об увиденном. Необходимо разнообразить речевые игры по ЗКР и подготовке к обучению грамоты.

В планах воспитательно-образовательной работы запланированы различные игры, работа в уголке природы, беседы о приметах осени, использование художественного слова; индивидуальная работа по развитию речи –заучивание стихов, песен , беседы в утренний и вечерний отрезок времени.

В подготовительной группе «Пчёлки» (воспитатели: Богдан.И.Ю, Кайзер А.В.) при проверке выявлено, что планируются словесные игры, игры-упражнения для детей на формирование навыка использования правильной интонации в собственной речи, на развитие восприятия тембровой окраски голоса ,воспитания силы, высоты и тембра голоса «Кто как кричит?», «Кто громче, кто тише?» на умение координировать темп движений и речи при проведении фонетической ритмики, на развитие связной речи использовать познавательные и речевые игры. Необходимо рекомендовать данные игры и упражнения родителям. Но не прослеживается в планах работа по пересказыванию .

Мало планируется сюжетно-ролевые игры, игры нового поколения (МЧС, Банк, Поликлиника для зверей, Семейный бюджет и др., режиссерских игр, игры-фантазии.)

Рекомендации: Ежедневно в календарном плане отображать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи, уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков. Постоянно планировать речевые игры в разделе «Фонетическая зарядка+речевая игра»,дид.игры по речевому развитию; указывать в разделе « Худ.лит-ра» автора изучаемого произведения, согласно программы « От рождения до школы».При планировании занятий по речевому развитию всем воспитателям следить за правильность формирования и написанию целей и задач в зависимости от вида занятия по речевому развитию.

Во всех возрастных группах следует периодически проверять, насколько хорошо дети знают программные произведения. При проведении срезовой работы нужно избегать таких вопросов, как: «Какие сказки (рассказы) ты знаешь? Назови их», «Какие стихи ты помнишь?» Целесообразно, ориентируясь на перечень произведений для той или иной возрастной группы, взять выборочно 5–6 произведений разных жанров и напомнить детям начало произведения или отрывок из него. Если ребенок знает сказку (рассказ), то вспомнит ее название (в своей редакции) и содержание. Если речь идет о стихотворении, то взрослый должен начать читать его сам, а затем предложить ребенку продолжить декламацию.

При планировании сюжетно-ролевых игр планировать предшествующую и последующую работу (беседы, рассматривание картин и картинок и т. д.) . Продумывать планирование игр нового поколения, связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны. Активно осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой: обучать ролевым действиям, помогать осуществлять диалоги в процессе развития игр и т. д.

Необходимо беседовать с родителями, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи. Организовывать тематические выставки для воспитанников и родителей, направленных на совершенствование речи детей. Проявлять большую творческую инициативу в работе с родителями по речевому развитию воспитанников.

Срок – постоянно, ответственные – воспитатели групп.

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах

В группах создана предметно — пространственная среда для речевого развития детей. Имеются наборы сюжетных картин по развитию речи, разнообразный дидактический материал, библиотека для детей.

Наличие оборудования речевого уголка

· наличие художественной литературы, её грамотный подбор (несколько книг одного наименования и автора разных издательств,

в иллюстрациях разных художников);

· иллюстрации по темам НОД по ознакомлению с окружающим миром и

ознакомлению с художественной литературой;

· книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры.

альбомы или подборка иллюстраций по темам (домашние животные, птицы). .

· пособия по краеведению: символика родного края, страны, карта, открытки.

· портреты поэтов, писателей.

· поделки (книжки – малышки, книжки – игрушки, книжки – самоделки), рисунки

· мнемотаблицы для составления рассказов .

· репродукция картин, иллюстрации.

Художественная литература подбирается грамотно, имеется несколько книг одного писателя и одного художника-иллюстратора, имеются книжки-самоделки.

Для данного возраста наличие художественной литературы в недостаточном количестве. Иллюстрации по темам НОД по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой имеются. Тематические выставки не прослеживаются (из-за недостаточного количества книг). Нет книг ,знакомящих с культурой русского народа..Нет портретов поэтов и писателей. В группе отсутствуют пособия по патриотическому воспитанию. . Оформить папку « Мнемотаблицы»

Худ.лит-ра в достаточном кол-ве для данного возраста. Книги имеют эстетический вид. Тематические выставки в книжном уголке прослеживаются. Дополнить уголок книгами ,альбомами для ознакомления детей с культурой русского народа, книжками-самоделками. Оформить папку « Мнемотаблицы»

Художественная литература подбирается грамотно, имеется несколько книг одного писателя и одного художника-иллюстратора, имеются каталог детских книг. Нет материалов ,знакомящих с культурой русского народа(загадки, потешки, пословицы в картинках) Оформить папку « Мнемотаблицы»

Худ.лит-ра имеется ,но не систематизирована, книги требуют « лечения» в « Книжкиной больнице» .Книжный уголок расположен не в очень удобном месте для спокойного ознакомления и рассматривания. Портреты писателей оформить для выставки.

Мнемотаблицы не соответствуют зрительному восприятию.не оформлены. Уголок по патриотическому воспитанию имеется в отдельной зоне.

· Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

· Цветовые сигналы для звукового анализа слов (подготовительная группа)

· Материалы для звукового, слогового анализа слов, анализа предложений.

· Светофоры для определения места звука в слове.

· Дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков, звукового анализа

Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков имеются в недостаточном кол-ве. Необходимо

Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков имеются в недостаточном кол-ве. Необходимо обновить и пополнить указанные пособия.

дидактическими играми для автоматизации и дифференциации звуков

Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков имеются в недостаточном кол-ве. Необходимо обновить и пополнить.

  • Картотека упражнений на дыхание
  • Пособия ( мыльные пузыри, свистки, воздушные шары, легкие шарфики, пушинки, снежинки; для игры «Шторм в стакане» соломинки и стаканчики).

Картотека упражнений на дыхание и игровой материал имеется в достаточном кол-ве

Картотека упражнений на дыхание и игровой материал имеется ,но необходимо разнообразить.

Картотек упражнений на дыхание нет.

Оборудование для упр.на дыхание имеется в достаточном кол-ве

Картотека упражнений на дыхание и игровой материал имеется ,но необходимо разнообразить.

Картотека упражнений на дыхание и игровой материал имеется ,но необходимо разнообразить.

  • Картотека игр на обогащение словаря
  • Тематические альбомы
  • Предметные картинки
  • Игра «Назови одним словом»
  • Дидактические игры

Имеются в достаточном кол-ве для данного возраста.

Имеются , но требуют пополнения и разнообразия.

Дид.игры необходимо пополнять,

Читайте также:  Результаты анализов при бронхите у детей

имеются в недостаточном кол-ве.

Имеются в достаточном кол-ве для данного возраста.

Имеются в достаточном кол-ве для данного возраста.

Артикуляционная гимнастика:

  • Картотека артикуляционных упражнений в виде картинок
  • Наглядный материал для артикуляционных упражнений.

Пополнять наглядный материал для артикул.упр.

Имеются в достаточном кол-ве для данного возраста.

Для арт.гимн.,картотека и нагля.материал отсутствует.

Имеются в достаточном кол-ве для данного возраста.

Пополнить наглядный материал для проведения артикуляционной

Оборудование для театрализованной деятельности:

· элементы костюмов, маски, атрибуты для постановки сказок;

· картотека театрализованных игр.

Имеются в достаточном кол-ве для данного возраста.

Ширма в процессе изготовления,

Пополнить различными видами театра,элементами костюмов,атрибутов.

Оборудование для театрализованной деятельности имеется согласно возрасту и требованиям.

Пополнить различными видами театра, элементами костюмов, атрибутов

Оборудование для театрализованной деятельности имеется

Оборудование для развития мелкой моторики пальцев рук:

· маленькие зеркала для работы с детьми, массажёры для мелкой моторики.

· картотека речевых пятиминуток по теме

Имеются в достаточном кол-ве для данного возраста.

Зеркал нет, массажёры имеются.

Оборудование для развития мелкой моторики

Необходимо пополнить зеркалами,

массажёрами для мелкой моторики.

Оборудование для развития мелкой моторики

необходимо пополнить зеркалами,

массажёрами для мелкой моторики.

Оборудование для развития мелкой моторики

Необходимо пополнить и разнообразить

массажёрами для мелкой моторики.

Дидактические игры (наличие, разнообразие, соответствие возрасту, оформление: название, цель и правила дидактической игры по развитию речи.

Пополнять речевую среду дид.играми

« На игрушку посмотри и картину подбери»

Имеются в достаточном кол-ве для данного возраста.

Речевые и дид.игры игры(обязательные):

которую я назову и сделай, что я попрошу»; « Покажи картинку»; « Спрячь игрушку» (-в;-на;-под;-за;);

« Найди картинку» (где яблоко,где яблоки-покажи);

« Назови ,что покажу?» из серии

« Скажи какой предмет» (цвет, форма); « Найди такой же»; « Скажи, что делает?»;

Имеются в достаточном кол-ве для данного возраста, но требуют обновления и разнообразия.

Речевые и дид.игры игры(обязательные):

которую я назову и сделай, что я попрошу»; « Покажи картинку»; « Спрячь игрушку» (-в;-на;-под;-за;);

« Найди картинку» (где яблоко,где яблоки-покажи);

« Назови ,что покажу?» из серии

« Скажи какой предмет» (цвет, форма); « Найди такой же»; « Скажи, что делает?»;

Имеются , но требуют пополнения обновления и разнообразия.

Речевые и дид.игры игры(обязательные):

« Покажи, о каком предмете я говорю»

« Что это и что это умеет делать?»;

« Назови слово, изображённое на картинке»(сложные слова);

« Спрячь игрушку»(-в;-на;-под;-за;); « Назови много»;

«Угадай , чего нет» (предмет.картинки ведро-ведра;нет ведра,нет вёдер);

Имеются ,но требуют обновления,

усложнения и разнообразия.

Речевые и дид.игры игры(обязательные):

« Что означает это слово?»; «Придумай окончание предложений»;

«Эхо»; « Повтори ряд слов»(кот-год-код); «Назови одним словом»; «Кто как двигается»;

«Повтори за мной предложение»;

« Расскажи, какой предмет»; « Подумай и скажи , почему…?»(Тает снег,потому что…);

(предмет.картинки ведро-ведра;нет ведра,нет вёдер);

« Рассказ по серии картинок»; « Перескажи произведение»;

« Поймай звук в слове»; « Звуковые бусы»; « Доскажи словечко»;

-Всем воспитателям оформить дид.игры в соответствии с требованиями: (название, цель, правила игры).

-В книжном уголке поселите сказочного персонажа или героя дет .мультфильма ,или весёлого Петрушку .

-ПОМНИТЬ ,что ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция.

-Пополнить речевую зону открытками, детскими журналами, самодельными книжками , худ.произведениями различного жанра.

Провести АКЦИЮ « Помогите оформить детскую библиотеку в нашей группе!»(воспитатели заранее знакомят родителей с перечнем худ.литературы и материалами для пополнения зоны речевого развития)

Воспитателям всех групп изготовить «Каталог худ. произведений» своей дет.библиотечки.

Созданная предметно –развивающая среда грамотно используется педагогами для коллективной и индивидуальной работы с детьми по развитию связной речи.

В каждой возрастной группе оформлен книжный уголок, где на полочках расположены книги по возрасту детей. Художественная литература подбирается воспитателями грамотно, имеется несколько книг одного писателя и одного художника-иллюстратора. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги. Воспитатели групп периодически организуют выставки книг одного писателя.

Но не во всех группах в достаточном количестве дидактических, развивающих, настольно-печатных и творческих игр фабричных больше изготовленных своими руками.

В зоне сюжетно – ролевых игр созданы соответствующие условия для возникновения и развёртывания сюжета игр. Все игры педагогические целесообразны и соответствуют возрасту детей. Воспитателями проведена большая работа по созданию в группах игровой и театрализованной зоны, в которой находятся атрибуты по разным видам театра.

В зонах сюжетно – ролевых игр практически всех групп имеется достаточное количество игрового оборудования, атрибутов. Не в каждой группе имеется фланелегрф и ширмы для обыгрывания и показа сказок.

Во всех группах имеется методическая литература и пособия по речевому развитию воспитанников.

Рекомендации: Подробные рекомендации для каждой группы даны в таблице по обследованию речевого центра в группе в ходе смотра-конкурса « На лучший речевой центр группы»

  1. Оценка эффективности занятий по развитию речи

Главная цель посещения занятий по развитию речи заключалась в изучении уровня развития связной монологической речи, формировании звуковой культуры речи, выявлении методов и приёмов работы с детьми.

В подготовительной группе прошло занятие по грамоте по теме: « Слоговое строение слова» Воспитатель Богдан И.Ю. занятие построила методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на развитие умений делить двусложные и трёхсложные слова на слоги, отчётливо произносит каждую часть слова; учить устанавливать последовательность слогов в словах, обогащение словаря детей, активизацию связной речи при ответах на поставленные вопросы. На занятии были использованы элементы здоровьесбережения (упр.на развитие дыхания, релаксация)..

Воспитатель напомнил детям о правилах поведения в группе во время проведения занятия. На каждом этапе занятия педагог эффективно использовал игровые приёмы. Дети справились с заданиями и игровыми упражнениями по развитию речи, но иногда путались с ответами, из-за нечёткого разъяснения правил игры и допускали речевые ошибки. При допущении речевых ошибок необходима коррекция со стороны взрослого. В подготовительной группе необходимо чаще использовать методы и приёмы, повышающие познавательную активность детей, побуждать их к умозаключениям .На занятии можно и нужно было использовать раздаточный материал (схемы, сигнальные карточки и т.д) При подведении итога занятия продумывать вопросы

— А сами чему научились новому?

-Что было непонятно про слоги?

Оценка активности детей с помощью персонажа –Котёнка, который приходил на занятие.

Рекомендации: Обращать внимание на осанку детей на протяжении всего занятия, привлекать к общению пассивных детей. Воспитателю использовать более эффективные приёмы мотивации, заинтересованности малоактивных детей.

В старшей группе прошло занятие по развитию речи на тему: «Доброта». (вос-ль Тихонюк А.М) Занятие построено методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Воспитатель заранее продумал организацию детей на занятии(чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя на ковре),а также использовал педагогические технологию проблемного обучения, что формирует способность к аналитическо-синтетической деятельности . Занятие было направлено на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. На занятии были использованы различные методы и приёмы: рассматривание картины, работа с худ.словом, работа над звуковой культурой речи, грамматическим строем речи, активизации словаря. Организованная деятельность началась в раздевалке с использованием элементов здоровьебережения и фонетической ритмики с проговариванием гласных звуков. В организационном моменте присутствовала мотивация и побуждение интереса детей – творить вокруг добро! Быть приветливыми и доброжелательными по отношению к окружающему миру. Желательно использовать сказочного персонажа при проведении занятия. Дети свободно пользуются грамматикой и лексикой при выражении своих мыслей. В основном, дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности, но зачастую воспитателю не хватает терпения выслушать ответы детей, он сам даёт готовые ответы и требуют точного повторения от ребят. На протяжении всего занятия педагог следил, чтобы дети отвечали полными предложениями. Дети много знают стихотворений, пословиц (эта работа ведётся систематически ,у детей хорошо развита память и слуховое восприятие).

У многих детей достаточно развит активный словарь, но в то же время многие испытывают трудности в построении сложных предложений. Дети выполнили много речевых заданий, воспитатель постоянно активизировал речевую деятельность наводящими вопросами, которые носили поисковый характер.

Рекомендации: Правильно подбирать и продумывать вопросы при проведении итога образовательной деятельности .Должна быть полная рефлексия по окончанию занятия. одним из основных требований к проведению занятий – это проведения анализа деятельности детей после каждого вида детской деятельности.( можно провести в виде игры: « Продолжи предложение»)

  • сегодня я узнал…
  • было интересно узнать…
  • было трудно выполнять…
  • теперь я могу решать..
  • я научился…
  • у меня получилось…
  • я смог…
  • я попробую сам…

Всем воспитателям познакомиться с консультацией : « Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста»

Педагогу необходимо добиваться чёткого произношения отрабатываемого звука используя чередование хоровых и индивидуальных ответов, сочетание речевых ответов с практическими действиями, развивать умения точно выражать свои мысли, чувства. На вопросы отвечали не все дети. Необходимо обращать внимание на всех детей, добиваться правильных и полных ответов. Дети отвечают одним словом, отвлекаются, не слышат педагога.

Рекомендации: Своевременно и тщательно готовиться к занятиям, продумывать ход занятия, и необходимое оборудование и материалы, продумывать задаваемые детям вопросы. При ознакомлении со звуками их отработкой требуется предварительная подготовка .

В 1 младшей группе( воспитатель Мякаева А.А.) прошло занятие по развитию речи «Коза и козлятки». Воспитатель Мякаева А.А.. Воспитатель заранее подготовился к проведению занятия.(чередование различных видов деятельности, качественная подготовка наглядных материалов, использование аудио воспроизведения «песенки» козы) Занятие построено методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на развитие умения понимать речь взрослого, отвечать на поставленные вопросы, обогащение словаря детей, активизацию связной речи. На занятии были использованы следующие методы и приёмы: создание мотивации, использование худ.слова, , обыгрывание сказки, закреплял навык определенного темпа и ритма, подражая взрослому. Дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя; проявляли интерес к событиям, происходящим вокруг и от совместной деятельности, выражали речевые и неречевые средства: радость, восторг, грусть.

Рекомендации: Воспитателю на протяжении всего занятия привлекать к общению пассивных детей, и называть себя по имени отчеству. На каждом занятии использовать элементы артикуляционной гимнастики, упр.для развития мимических мышц ,речевого дыхания, пения гласных звуков.

Общие рекомендации

С целью улучшения уровня работы воспитателей рекомендуем:

  1. Воспитателям избегать собственного монолога на занятиях, активно развивать диалогическую речь детей , предоставляя им возможность вступать в непринужденный разговор с взрослыми. Постоянно
  2. Не ограничивать активность детей на занятии, давая возможность ребенку обдумать свой ответ, довести его до логического завершения, предусматривая вариативность. Избегать трафаретных ответов. Постоянно
  3. Систематически проводить работу по обогащению монологической речи дошкольников, составлению описательных рассказов по образцу воспитателя, рассказов на запланированную тему, пересказов произведений, используя инновационные технологии. Постоянно
  4. Избегать преобладания прямых способов влияния на ребенка, широко использовать активные и интерактивные формы, методы работы с детьми, раздаточные пособия с учетом возможностей детей.
  5. Воспитателям всех групп обновить , изготовить дидактические игры, раздаточные и демонстрационные пособия для формирования у детей речевой творческой компетентности. до 01.09.2017 г.
  6. Планировать и проводить мероприятия (праздники, литературные вечера, пьесы-сказки в старшем дошкольном возрасте для показа малышам), посвящённые творчеству писателей, поэтов, иллюстраторов книг;

активизировать формы работы по приобщению детей к чтению: организация НОД по ознакомлению с биографией писателей, создание Книжкиной больницы, книг-самоделок, оформление макетов по мотивам любимых сказок, празднование именин произведения, создание семейных библиотек, конкурс книжек-малюток, конкурс чтецов, проведение речедвигательной гимнастики, фонетической ритмики, логоритмики.

ответственные: воспитатели групп; срок: постоянно

  1. Активизировать в части режимных моментов, в свободном общении взрослых с детьми работу по формированию мотивации к речевым действиям, планируя словесные игры, игры-упражнения для детей на формирование навыка использования правильной интонации в собственной речи «Что кому нужно для работы», на развитие восприятия тембровой окраски голоса «Угадай-ка», воспитания силы, высоты и тембра голоса «Кто как кричит?», «Кто громче, кто тише?» на умение координировать темп движений и речи «Хоровод», «Кто твой сосед?», для работы над речевым дыханием использовать упражнения «Ветряная мельница», «»Мыльные пузыри», «Буря в стакане», на развитие связной речи использовать познавательные и речевые игры. Рекомендовать данные игры и упражнения родителям.

ответственные: воспитатели групп; срок: постоянно

  1. Разнообразить формы и методы работы с родителями по развитию речевой активности детей. Систематически и конкретно планировать работу с родителями.

ответственные: воспитатели групп; срок: постоянно

9.Обязательно всем воспитателям МБДУ « Солнышко» просмотреть и изучить Программу и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет « Развитие речи в детском саду» автор В.В.Гербова.

  1. Анализ обследования речевого развития детей

Дети младшего возраста

Анализ обследования речевого развития детей показал, что необходимо систематически и углублённо проводить работу по речевому развитию детей младшего возраста.

Дети групп старшего возраста:

  • развивать интенсивность, глубину, длительность речевого дыхания;
  • умение: различать твердые и мягкие звуки в парах слов, слушать и понимать воспринятое на слух, наблюдать за артикуляционным аппаратом и выделять положение губ, языка при произношении отдельных звуков, улавливать рифмованные окончания и самим подбирать рифмы к заданным словам, различать и передавать интонационную окраску фразы в зависимости от характера или поведения партнера, сказочных персонажей, говорить в разном темпе и с разной силой голоса, различать на слух скороговорку, считалку, загадку, пословицу.

-продолжать формировать и активизировать словарный запас с помощью развития умений понимать и употреблять слова для обозначения названий, особенностей и действий, связанных во всех сферах жизнедеятельности

  • умение грамматически правильно сочетать слова в своей речи; использование формы обращения к сверстникам и взрослым, в частности используя местоимения уважительной формы Вы, Вас, Вам; согласовывают числительные, прилагательные; изменяют глаголы, названия действий;
  • Умение выражать просьбу, извинение, благодарность, сочувствие, уговаривание, доказательство, отстаивание, предположение и т. п.;
  • Упражнять в умении называть свое имя, улицу, где живёт семья, имена и фамилии своих родителей, братика (сестрички), бабушки, дедушки, их профессии, место работы, рассказывают о себе, о друге (подруге), своих любимцах (животных);
  • Учить подробно работать с детской книжкой: находить место расположения фамилии автора, названия, рассматривают рисунок на обложке и делать попытки догадаться о содержании произведения, внимательно слушать стихотворения, небольшие рассказы, легенды, сказки и отвечать на вопросы: о чём рассказывалось? о ком? кто какой? и т.п.; пользуются библиотечкой в групповой комнате.

В работе с родителями воспитателям необходимо также планировать мероприятия (родительские собрания, консультации, предлагают информацию в родительских уголках) по вопросам сензитивности развития речи в дошкольном возрасте.

Анализ обследования речевого развития детей показал, что необходимо систематически и углублённо проводить работу по речевому развитию детей МБДУ.

Таким образом, тематический контроль показал, что речевое развитие детей в МБДУ «Солнышко» соответствует достаточному уровню программных требований. У многих детей не сформирована связная речь, признаками которой являются содержательность, логичность, последовательность. У большинства детей существует проблема развития звуковой стороны речи, которая является не только предпосылкой формирования грамматического строя речи, обучения грамоте, но и показателем речевого развития ребёнка в целом. Поэтому некоторые дети испытывали трудности в изложении материала.

Необходимо все занятия строить на игровой основе, стремиться к развивающему обучению. Воздействие той или иной игры на ребят во многом зависит от личности воспитателя, от его интересов и склонностей.

Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.

В заключение вспомним замечательные слова А. С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу».

источник