Меню Рубрики

Анализ речевой карты детей с онр

(ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ НА РЕБЕНКА С ФФН)

  1. Фамилия, имя, возраст
  2. Школа класс 1
  3. Домашний адрес
  4. Дата зачисления на логопедический пункт18.09
  5. Успеваемость (к моменту обследования) Начало учебного года,
  6. Жалобы учителей и родителей: Со слов учителя: непра­вильно произносит несколько звуков. Со слов матери (ва­рианты): 1) неправильно произносит звуки, стесняется разговаривать с незнакомыми людьми: 2) мать не отме­чает неправильно произносимых звуков.
  7. Заключение психиатра: на ребенка с ФФН не требуется.
  8. Состояние слуха: воспроизводятся данные из медицинской карты; проверяется при необходимости.
  9. Данные о ходе развития речи:Со слов матери: словас1 года (1,5 лет): фразовая речьс 1,5—2 лет.
  10. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвиж­ность): Строение и подвижность артикуляционного аппа­рата без патологии.
  11. ^ Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятель­ных связных высказываний): Моя мама Надежда Иванов­на. Работает медсестрой в поликлинике. Моего папу зо­вут Иван Петрович, он работает инженером. Я расскажу про лето. Я летом была на даче. Летом помогала дедушке строить колодец. Я помогала бабушке на даче вогороде. А потом дома убиралась, собаку кормила. С сест­рой качалась на качелях. Дорожка ведет к качелям.. Там растут розы. Потом мы с мамой в город ездили(смеши­вает и заменяет звуки;р-л, ж—з, с—т).

а) Словарный запас (количественная и качественная харак­теристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. Качественная характеристика: ошибки в употреб­лении слов (замена по смыслу и акустическому сходству). Привести примеры. Словарь в пределах возрастной нормы(см. запись беседы).

б) Грамматический строй: типы употребляемых предложений,
наличие аграмматизма. Привести примеры. В пределах воз­растной нормы.

в) ^ Произношение и различение звуков:

  1. произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков, р — горл., р—л, с—т, з-т (жа-ножа — жаноза, шаша—шаса, лалек—ралек);
  2. различение оппозиционных звуков: ра-ла-ла (лаЗ) та—да-та + ка—ка—га + са—са—ша (шаЗ) ла—ра-ла (лаЗ) да-да-та + га — га — ка + ша — ша—са (шаЗ) са—са—за (са—ся—ся) па—па—б а + за-жа—за (за—за—жа)за—за—са (зя—ся—ся) ба—па—ба + жа—жа—за (жаЗ);
  3. воспроизведение слов с различным звуко-слоговым соста­вом; привести примеры: мотоциклист, милиционер, космо­навт; железнодорожный, транспорт, мотоциклист на мо­тоцикле; апельсиновый морс.

С Правильно произносит слова с различным звукослоговым составом.)

12. ^ Уровень сформированности навыков анализа и синтеза
звукового состава слова:

13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (сме­шение и замена согласных букв, аграмматизм и т.д.) в пись­менных работах учащихся — диктантах, изложениях, со­чинениях, выполняемых при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения (письменные работы прилагаются к речевой карте). Варианты:

  1. воспроизводит отдельные печатные буквы (А, Н, П, И. ), слоги (ПА, НА. ), слова (МАМА, ПАПА, КОТ. );
  2. воспроизводит только отдельные печатные буквы.

14. Чтение:

а) уровень овладения техникой чтения (побуквенное, послоговое, словами). Варианты:

  1. называет и показывает отдельные буквы (А, О, Н, П, Т, М. );
  2. называет буквы А, О, Н, У, И, П, К, Т И, Г, Л, Р,но не читает;
  3. читает слоги (АП, ТА. ), односложные слова типа «кот» и двусложные типа «вата»;

б) ошибки при чтении:

в) понимание прочитанного: понимает прочитанный логопе­дом текст.

а) причина; выраженность заикания; ситуации, обусловлива­ющие его проявление (ответы у доски и т.д.):

б) сформированность языковых средств:

в) особенности общего речевого развития (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность):

г) адаптация к условиям общения:

  1. ^ Краткая характеристика ребенка по педагогическим на­блюдениям (организованность, самостоятельность, устойчи­вость внимания, работоспособность, наблюдательность, от­ношение к своему дефекту, познавательная активность в области языковых явлений): неустойчивое внимание, кри­тичен к своему дефекта.
  2. Заключение логопеда:ФФН (это заключение отражает уровень сформированности устной формы речи).

при общеобразовательной школе №

(ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ НА РЕБЕНКА С ОНР)

  1. Фамилия, имя, возраст:Петров Ваня, 7 лет
  2. Школа№ 1класс1
  3. Дом. адрес
  4. Дата зачисления на логопедический пункт18.09
  5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования) Начало уч. года.
  6. Жалобы учителей или родителей: Со слов учителя: науроках малоактивный, стесняется говорить. Со слов ма­тери: говорит невнятно, искажает слова, не запоминает стихи.
  7. Заключение психиатра (заполняется по мере надобности): из медицинской карты с указанием даты обследования и фамилии врача.
  1. Состояние слуха проверяется при необходимости.
  2. Данные о ходе развития речи: Со словматери: слова появились к 2—2,5 годам, фразык 4—5 годам. Речь непо­нятна окружающим.
  1. ^ Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвиж­ность): СтроениеN. Подвижностьс трудом удержи­вает заданную позу и испытывает трудности в переклю­чении с одной артикуляционной позиции на другую.
  2. ^ Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятель­ность связных высказываний): В беседе о семье ответы ре­бенка могут быть следующие: «Ваня», «Мам.у зовут Зой­кой», «Не знаю» (отчества), «Папу зовут Петя», «Не знаю» (отчества), «Сестра зовут Люда», «На работе» (про маму), «Касса» (на вопроскем работает?), «Не знаю» (про папу).

^ Словарный запас (количественная и качественная харак­теристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. Качественная характеристика: ошибки в употреб­лении слов (замена по смыслу и акустическому сходству). Привести примеры.

Словарь ограничен реалиями обиходно-бытовой тематики: недостаточное количество обобщенных слов и слов, отно­сящихся к прилагательным, глаголам и т.д. Качественная характеристика (ответы на предъявленные задания): абажур (лампа), шланг (вода), графин (бутылка), шофер (вместо машиниста), часовщик, крановщик (не знает), почтавиха (вместо почтальон), стеклещик (стекольщик), машина (вместо слова транспорт), ботинки (вместо обувь) и т.д.; смелыйслабый, лежитне лежит, воро­на — ворота и т.д.

Грамматический строй: типы употребляемых предложений,

наличие аграмматизма. Привести примеры (смотри запись

беседы и связного высказывания):

^ Карандаш вытащил из-за книга. Мальчик прыгнул лужу.

На деревьев появились первые листочки.

Мн. ч., Им. п.деревы, глазы, крыли.

Мн. ч., Род. п.тетрадов, вороткнов, осёл. варенье яб-

лонычный; вода апельсилиновый; медведь плюшеный.

^ Произношение и различение звуков:

  1. произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков Рувулярное; в потоке речи Л=Р (ралек — ларек); Ш = Ж (нижние); Ш = С; Ж3;
  2. различение оппозиционных звуков тисовчик (часовщик), голошина (горошина), яселса (ящерица), па-ба-ба (N), та-да-да (N), га-ка-ка (N), за-за-за (жа-жа-за), ча-ча-ча (тя-ча-тя), ча-ча-ча (ча-ща-ча), ра-ра-ра (ра-ла-ра), за-за-за (за-жа-за), тя-тя-тя (тя-ча-тя), ща-ща-ча (ща-ча-ча), ла-ла-ла (ла-ра-ра);
  3. воспроизведение слов с различным звуко-слоговым соста­вом (привести примеры): лигуливат (регулирует); тлансп, штампам (транспорт); зеле-зелено. (железнодорожный), мещанел (милиционер), писиный (апельсиновый).

Темп и внятность речи:речь невнятная, замедленного темпа.

^ 12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза

звукового состава слова плащ: Сколько всего звуков?«2». 1-й звук?«П». 2-й звук? — «А». 3-й звук?«А». Назови последний звук.«А». Назови 1-й звук.«Т». Назови 3-й звук.«А».

  1. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (сме­шение и замена согласных букв, аграмматизм и т.д.) в пись­менных работах учащихся — диктантах, изложениях, со­чинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения. (Письменные рабо­ты прилагаются к речевой карте.) Варианты; 1) воспроизво­дит отдельные печатные буквы: А, П, М; 2) печатает отдельные слова типа МАК, МАМА.
  2. Чтение:

а) уровень овладения техникой чтения (побуквенное, послоговое, словами). Варианты:

  1. знает отдельные буквы: А, П, М, Т;
  2. знает все буквы, но не читает;
  3. читает слоги и односложные слова;
  4. читает по слогам, медленно, монотонно; пропускает глас­ные, не дочитывает слова; искажает слоговую структуру сло­ва; путает некоторые буквы;

б) ошибки при чтении:лист (листья) на деревьев (деревьях)
пожелтели и пурели (побурели). Сердитый ветер кужил
(кружил) их. (по) воздуху.

в) понимание прочитанного. Варианты:

  1. с трудом понимает прочитанное логопедом, пересказыва­ет только с помощью вопросов;
  2. основное содержание рассказа понимает, скрытый смысл понимает с трудом;
  3. испытывает некоторые затруднения.

^ 15. Проявление заикания:не заикается.

а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуа­ции, в которых оно проявляется (ответы у доски и т.п.);

б) сформированность языковых средств;

в) особенности общего и речевого развития (организованность,
общительность, замкнутость, импульсивность);

г) адаптация к условиям общения.

Краткая характеристика ребенка по педагогическим на­блюдениям (организованность, самостоятельность, устойчи­вость внимания, работоспособность, наблюдательность, от­ношение к своему дефекту): внимание неустойчивое, пони­женная работоспособность, трудности переключения с одного вида деятельности на другой; низкий уровень само­контроля и самостоятельности.

Заключение логопеда. ^ Варианты: 1) НВОНР; 2) ОНР IIIII ур. (эти заключения отражают уровень сформированности устной формы речи).

Результаты исправления речи (отмечаются в карте к мо­менту выпуска учащихся из логопедического пункта).

источник

I. 1. Фамилия, имя ребенка Катя Петрова

2. Возраст 5 лет 7 месяцев

3. Домашний адрес у. Восход, д. 83, к. 2, кв. 54

4. Анамнез: Ребенок от третьей беременности (роды — вторые). Мать стоит на учете у уролога. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни — коревая краснуха (в 3 месяца), отит (в 10 мес), ОРЗ (в 1г 7м), ОРВИ (в 10 мес).

Ходить начала с 1 года 1 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнесла в 10 месяцев, фразы в 1 год 7 мес.

5. Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Подвижна, координация удовлетворительна, но некоторыми основными движениями по программе возрастной группы владеет недостаточно, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в штриховке, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.

8. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности в пределах возрастной нормы.

Память: зрительная — из 6 картинок запоминает 4.

— слуховая — из 6 слов запоминает 4.

— ассоциативная — из 6 картинок — 5.

— словесно-логическая память — прослушанный текст запоминает и пересказывает достаточно полно и точно.

Внимание, работоспособность. Концентрация внимания неплохая, но объемная устойчивость недостаточна (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчива, быстро устает.

Конструктивная деятельность — + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)

— прямой и обратный счет — + (в пределах10)

— счетные операции и простейшие задачи — + (в пределах10)

— классификация, обобщение — + (иногда с объяснениями)

— причинно-следственные связи — + (серию сюжетных картинок раскладывает в логической последовательности).

9. Общее звучание речи: голос негромкий, темп речи несколько замедленный, произношение смазанное (шепелявое), речевое дыхание без особенностей.

10. Состояние артикуляционного аппарата.

— Строение — нормальное (незначительная прогнатия).

— Артикуляционная моторика — движения губ нормальные; наблюдается вялость языка, отсутствует «желобок».

11. Особенности звукопроизношения.

— Свистящие С, С’, З’, Ц — межзубные

— Шипящие Ш Ж, Ч, Щ — межзубные.

12. Фонематический слух — в норме. Выделяет на слух заданный звук из звукового ряда (п — т — к — х)

— слогового ряда (па — та — ка — ха)

— ряда слов (порт- торт — корт — хор)

Различает на слух сходные звуки в:

— парах звуков (п — б), (с — з), (ш — ж)

— парах слогов (па — ба), (са — за), (ша — жа)

— парах слов (почка — точка), (сок — цок), (шар — жар).

— звуковой ряд (б — п — б); слоговой ряд (ба — ба — па)

— ряда слов (почка — точка — бочка), (сом — ком — дом).

— выделение первого ударного гласного (утка, овощ, аист)-+

— выделение последнего глухого согласного (суп, кот, ток)-+

— выделение первого согласного (дом, рот, пот)-+

14. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры — нарушено незначительно (сохраняются ритмичный контур, ударение, число слогов)

— клубника -+ командировка — «комадировка»

— сковорода -+ стихотворение — «стиховорение»

— лекарство -+ велосипедист — «велесепедист»

15. Лексика. Допускает ошибки в толковании лексических значений слов: чашка — кружка, ключ — замок, шапка — шляпа, кофта — свитер;

— многозначительностью слов, абстрактными понятиями — не владеет.

Понимает антонимы и синонимы.

Знает и называет детенышей животных, распространенные профессии.

Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) — владеет.

16. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных — «пять яблоков». Понимает значение простых предлогов и правильно употребляет их в речи. Может образовать: прилагательные слова от существительных камень (каменный), существительные от прилагательных — деревянный (дом), существительные от глаголов — клеить (клей), существительные с уменьшительно-ласкательным значением — рука (ручка).

17. Связная речь. Логична, последовательна, но не выразительна, схематична. Свободное общение затруднено

18. Заключение о состоянии речевого развития: ОНР III уровня.

II. 1. Фамилия, имя ребенка Дмитрий Шелохов

2. Возраст 5 лет 9 месяцев

3. Домашний адрес у. Пирогова , д. 19, кв. 70_

4. Анамнез: Ребенок от первой беременности. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни — ОРВИ (в 9 мес.).

Ходить начал с 1 года 3 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнес в 11 месяцев, фразы в 3 год 1 мес.

Читайте также:  График сдачи анализов детей до года

5. Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Координация удовлетворительна, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в обведении мелких предметов, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.

8. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности не достаточен.

Память: зрительная — из 6 картинок запоминает 3

— слуховая — из 6 слов запоминает 4

— ассоциативная — из 6 картинок -4

— словесно-логическая память — прослушанный текст запоминает и пересказывает неуверенно, путая события и последовательность.

Внимание, работоспособность. Концентрация внимания не сформирована, объем недостаточен (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчив, быстро устает.

Конструктивная деятельность + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)

— прямой и обратный счет — (в пределах10)

— счетные операции и простейшие задачи — (в пределах10)

— причинно-следственные связи — (серию сюжетных картинок раскладывает не в логической последовательности).

9. Общее звучание речи: голос громкий, темп речи несколько ускоренный, произношение смазанное (шепелявое), речевое дыхание без особенностей сбивчиво.

10. Состояние артикуляционного аппарата.

— Артикуляционная моторика — движения губ нормальные, отсутствует «грибок», «ложечка».

11. Особенности звукопроизношения.

— Свистящие С, С’, З’, Ц — межзубные

— Шипящие Ш Ж, Ч, Щ — межзубные.

12. Фонематический слух — в норме. Выделяет на слух заданный звук из звукового ряда (п — т — к — х)

— слогового ряда (па — та — ка — ха)

— ряда слов (порт- торт — корт — хор)

Различает на слух сходные звуки в:

— парах звуков (п — б), (с — з), (ш — ж)

— парах слогов (па — ба), (са — за), (ша — жа)

— парах слов (почка — точка), (сок — цок), (шар — жар).

— звуковой ряд (б — п — б); слоговой ряд (ба — ба — па)

— ряда слов (почка — точка — бочка), (сом — ком — дом).

— выделение первого ударного гласного (утка, овощ, аист)-

— выделение последнего глухого согласного (суп, кот, ток)+

— выделение первого согласного (дом, рот, пот)-

14. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры — нарушено значительно (сохраняются ритмичный контур, ударение, число слогов)

— клубника -+ командировка — «комарировка»

— сковорода -+ стихотворение — «стиховорение»

— лекарство -+ велосипедист — «велесоподист»

15. Лексика. Допускает ошибки в толковании лексических значений слов: чашка — кружка, ключ — замок, шапка — шляпа, кофта — свитер;

— многозначительностью слов, абстрактными понятиями — не владеет.

Понимает антонимы и синонимы.

Знает и называет детенышей животных, меньше называет профессии.

Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) — владеет слабо.

16. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных — «пять яблоков». Может образовать: прилагательные слова от существительных камень (каменный), существительные от прилагательных — деревянный (дом), существительные от глаголов — клеить (клей), существительные с уменьшительно-ласкательным значением образовать не может — рука (ручка).

17. Связная речь. Непоследовательна, не выразительна, схематична. Свободное общение затруднено

18. Заключение о состоянии речевого развития: ОНР III уровня.

источник

Образец бланка речевой карты ребенка с общим недоразвитием речи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Крепыш» общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области

2. Дата рождения___________________3. Домашний адрес_________________________________________________________

4 .Родители мать:__________________________________________ отец______________________________________________

протекание беременности и родов______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________конфликт по резус-фактору____________

6.Данные о ходе речевого развития : гуление______________лепет________________1-е слова_____________фразовая речь___________другие особенности развития речи_______________________________________________________________

8.Общее звучание речи: темп_______________голос___________________интонация___________________________________

9.Строение и подвижность артикуляционного аппарата: губы__________________________зубы________________________________небо_____________________________________язык______________________________________________________прикус___________________________________________

Другие особенности строения арт. аппарата______________________________________________________________

10.Состояние общей моторики_______________________________________________________________________

11.Состояние мелкой моторики __________________________________________________________

13. Фонематический слух: а)дифференциация звуков С-З____С-Ш____С-Т_____С-Ц____Ц-ТЬ____Ч-Ц____Ч-С_____

Ч-Ш____Щ-Ш_____Щ-СЬ_____ Щ –Ч_____Л-Р_______Л-В_____П-Б____Д-Т______Ш-Ж____________Б-БЬ______

б) повторение слоговых рядов: та-да-та_____________да-та-та____________ка-га-ка_____________ка-га-га________________

в) повторение слов: кот-год-кот__________________том-дом-том_______________том-дом-ком__________________________

Анализ звукового состава слова.

а) выделение первого звука в слове: Алик________утка________город________Оля_______эхо_________волк________

б) выделение последнего звука в слове: пух_____луна____кот_____шары________сок______мука____руки_____нос_____

14. Произношение слов сложного слогового состав а: строительство_____________________велосипед__________________

Экскурсовод проводит экскурсию.___________________________________________________________Милиционер стоит на перекрестке. ________________________________________________________________________________________________

Из предложенных картинок назвал______________________________________________________________________________

16.Объяснить значение слов: пылесос________________________________________________ холодильник________________

17.Показ и назначение частей предметов:

18.Назвать предмет по описанию действия:

19.Назвать действия предмета:

Лошадь( что делает?)___________________собака_________________рыба___________________змея__________________

Свитер, платье, шорты, юбка, колготки_________________

Сапоги, туфли, тапки, валенки__________________________

Блюдце, сковорода, ложка, тарелка_____________________

Помидор, репа, морковь ,капуста________________________

Яблоко, персик, груша, лимон_________________________

Корова, овца, кошка, собака____________________________

Автобус, пароход, трамвай, самолет_____________________

Волк, лиса, заяц, медведь_______________________________

21. Подобрать прилагательные к существительным:

22.Подбор антонимов: теплый_______________,веселый______________,широкий______________,длинный_____________,

прямой_______________, больной__________________, светлый__________________.

24. Описание картины:______________________________________________________________________________________

25. Составление рассказа по серии картинок___________________________________________________________________

26. Форма предмета: круг_________квадрат___________прямоугольник______овал____________трапеция_______________

другие формы______ _________________________________________________________________________________________

27. Знание цветов: красный___, оранжевый___,желтый___,зеленый____,голубой___,синий___,фиолетовый___, черный____

Грамматический строй речи.

28.Составить предложения по опорным сло вам: Лампа над стол висеть_____________________________________________

Книга на стол лежать_____________________________Растут под грибы дерево_______________________________________

29.Употребление существительных в различных падежах: Чем кормят лошадь? ____________________ Чем играют?_____

____________Где купаются дети?__________________Чего много в лесу?___________________,О чем ты бы хотел рассказать?_________________________К кому пойдем в гости?____________________________________________________

30.Согласование существительных с числительными: 1шар, 5_________,1 елка, 5___________, 1 яблоко, 5 _____________, 1 картина,5 ____________, 1 ружье, 5 ____________, 1 заяц, 5____________, 1 дерево,5_______________.

31. Образование родительного падежа множ. числа существительных.1 колесо, много________, 1 охотник, много__________,

1 кукла, много_________,1 машина, много _________, 1 якорь, много__________, 1 карандаш, много______________.

32.Образование существительных множественного числа: стол-____________, стул______________, кровать_____________,

33.Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: дом______________, стол____________, ложка________________, платье_____________,шапка___________,кровать_________________________

34.Образование прилагательных от существительных: дом из дерева __________________, сумка из кожи_____________,

гвоздь из железа_____________________, мяч из резины__________________, сок из клюквы_______________________, шуба из меха__________________, дом из кирпича_____________________, сок из моркови________________________

35.Образование притяжательных прилагательных от существительных.(лиса, лошадь) чье ухо?__________________________

______________________, чей хвост?_______________________________________________, чья голова?__________________

36. Понимание женского, среднего и мужского рода существительных. Покажи, про что мы можем сказать белый ?_____, Покажи, про что мы можем сказать белое ?____, Покажи, про что мы можем сказать белая ?___(желтый____,желтая____ , желтое___)

37.Выполнить словесные 1, 2,3-х ступенчатые инструкции. Встань со стула_____, возьми линейку, положи ее на тетрадь_______, подойди к полке с игрушками, возьми машинку, принеси ее мне___________

38.Понимание единственного и множественного числа имен существительных . Покажи где? Синий шар.___ Синие шары.___Белое облако.____ Белые облака.____ Красное яблоко.___ Красные яблоки.____

39. Понимание ед. и мн. числа глаголов. Покажи где? Мальчик покупает. Мальчики покупают. Девочка играет. Девочки играют.

40. Понимание предлогов. Положи руки на стол.(под стол, на колени, за спину). Положи карандаш в коробку, за коробку, под коробку, на коробку, около коробки.

41. Падежные окончания имен существительных при демонстрации действий. Покажи ручкой линейку.__ Покажи линейкой ручку.___ Покажи карандашом фломастер.___ Покажи фломастером карандаш.____

Перспективный план работы:__________________________________________________________________________________

источник

ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

I. Анкетные данные ребенка.

Фамилия, имя __________________________________________________________________________________

Дата рождения _________________________________________________________________________________

Дата поступления в группу _______________________________________________________________________

Домашний адрес ________________________________________________________________________________

Какие по счету роды_____________________________________________________________________________

Как протекала беременность (нормально, токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания и т.п.) __________________________________________________________________________________________

Роды (в срок, нормальные, досрочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений) ______________________________________________________

III. Раннее физическое и психическое развитие.

Начал сидеть _________ (N к 6 мес.), ходить _______ (N к 1 году).

Гуление _____(N в 2-3 мес.), лепет _____ (N в 5-6 мес.), первые слова _____(N к1 году), первые фразы ________(N к 1.5- 2 годам ), фразовая речь _________ (N к 3 годам).

Перенесенные заболевания ______________________________________________________________________

IV. Объективные данные (заполняется при наличии заключений специалистов).

Неврологический статус (невропатолог) ____________________________________________________________

Состояние слуха (отоларинголог) __________________________________________________________________

Состояние зрения (окулист) ______________________________________________________________________

Состояние интеллекта (психоневролог) _____________________________________________________________

Общее состояние здоровья (педиатр) ______________________________________________________________

Постоять на одной ноге (попеременно) _____________________________________________________________

Попрыгать на двух ногах _________________________________________________________________________

Попрыгать на одной ноге (попеременно) ___________________________________________________________

Состояние мелкой моторики.

Пальчиковые упражнения: «Коза» ________, «Зайчик» __________, «Колечко» __________________________

(правая, левая рука, синхронно)

«Кулак – ребро — ладонь» ________________________________________________________________________

Соединить пальца рук «Пальчики здороваются» ____________________________________________________

Ведущая рука __________________________________________________________________________________

(левша, амбидекстр – хорошо владеет обеими руками)

Нахмурить брови ________________________________________________________________________________

Наморщить лоб _________________________________________________________________________________

Прищурить глаз _________________________________________________________________________________

Надуть щеку (щеки) _____________________________________________________________________________

(моторно неловок при ходьбе, беге, движения плохо координированы, испытывает затруднения при выполнении движений по словесной инструкции и т.д.)

VI. Анатомическое строение и подвижность органов артикуляционного аппарата.

(толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма; достаточно подвижные, малоподвижные, парез, не удерживает «улыбку», «трубочку» …)

(редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма)

(норма, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус, ассиметрия прикуса, прогения, прогнатия)

Твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________________

(норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

(норма, укороченное, отсутствует маленький язычок)

(обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий; подвижность достаточная, вялый, с трудом удерживает позу, недостаточный объём движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, наблюдаются отклонения в сторону (вправо, влево), не удерживает язык «лопаткой», тремор (подергивание, изменение цвета – кончик языка синеет … )

Подъязычная связка _____________________________________________________________________________

(обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области …)

Тонус языка ____________________________________________________________________________________

Состояние дыхательной и голосовой функции:

тип физиологического и речевого дыхания _________________________________________________________

( верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное)

характер голоса ________________________________________________________________________________

(обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный …)

VII. Состояние звукопроизношения.

фонематические (замены, смешения); фонетические (искажения)

VIII. Обследование фонематического слуха, восприятия.

Повтори (рот у логопеда закрыт экраном):

да – та – та __________________ вы – ви – вы __________________

ко – го – го ____________________ ма – мя – мя __________________

бу – бу – пу ____________________ нё – но – нё ____________________

Различение слов со сходным звуковым составом:

уточка — удочка ____________________ бочка – почка ____________________

коза – коса ______________________ мышка – мишка ___________________

рак – лак ________________________ корка – горка _____________________

Определение звука в ряду других звуков _________________________________________

(хлопни в ладоши, если услышишь звук …; отбор картинок с заданным звуком )

Повтор предложений с оппозиционными звуками (способность дифференцировать звуки по противопоставлениям):

Я нарвал овце овса. Ешь скорей овёс овца!____________________________________________________ _____

Вымыли мышки миски для мишки._________________________________________________________________

Заржавел железный замок._______________________________________________________________________

Лара у Вали играет на рояле.______________________________________________________________________

Назови первый и последний звук в словах:

Кот ________ , дом ____________ , утка _______________.

IX. Слоговая структура слова.

Произнесение слов различной слоговой сложности (в соответствии с классификацией Марковой)

Проговаривание за логопедом и самостоятельно (по картинкам)_______________________________________

Милиционер стоит на перекрестке _________________________________________________________________

Экскурсовод проводит экскурсию по городу _________________________________________________________

Ребята слепили снеговика________________________________________________________________________

(слоговая структура слов нарушена незначительно, имеют место грубые нарушения слоговой структуры слов: парафазии (замены звуков и слогов), элизии (пропуски звуков и слогов), итерации и т.д.)

X. Состояние лексической стороны речи.

Название предмета и его частей:

Стул ( ножки, сиденье, спинка ) ____________________________________________________________________

Чайник ( крышка, ручка, носик, донышко ) ___________________________________________________________

Машина ( кабина, кузов, колеса … ) ________________________________________________________________

Употребление обобщающих слов:

овощи _________ мебель _________________ домашние животные _______________

фрукты _______ посуда _________________ дикие животные _______________

одежда _______ обувь __________________

транспорт ______ профессии ____________ бытовые приборы _______________

ягоды________ насекомые _______ Продукты питания ______________

Называние детенышей животных и птиц:

кошка ______________ овца _________________ белка__________________

корова ____________ свинья _________________ гусь __________________

собака ____________ медведь ______________ утка __________________

коза ______________ лиса __________________ курица___________________

лошадь ___________ заяц _________________

Медведь _____________ лиса ______________ белка __________________

птица ______________ собака __________________

корова ______________ лягушка ______________

утка __________________ кошка_________________

собака ______________ воробей ______________

змея ______________ заяц _____________________

бабочка ____________ собака____________________

рыба ______________ птица __________________

Подобрать прилагательные к им. существительному (2-3 слова)

Подобрать антонимы к существительным, прилагательным, глаголам.

( с 5 лет ) ( с 6 лет ) ( с 6 лет )

веселый ___________ друг ________________ говорить _______________

широкий __________ шум ________________ ссориться ______________

большой __________ больной ____________ радоваться _____________

злой _____________ свет _______________ спать __________________

сладкий __________ сухой ______________ хвалить ________________

XI. Состояние грамматического строя речи.

Обследование понимания предложных конструкций с обозначением места.

в пенале карандаши ___________ на пенале карандаши ________________

карандаши за пеналом _________ карандаши перед пеналом ____________

Преобразование им. сущ-го ед.числа во мн. число.

карандаш____________ огурец ____________ утёнок____________

глаз _______________ дом ____________ перо______________

стакан____________ рукав _____________ стул _____________

стол ______________ окно_______________ рот______________

Родительный падеж мн. числа им. сущ-го

Чего (кого) много в лесу? ___________________________________________________________

Чего много в детском саду? ________________________________________________________

Образование им. сущ-го с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

нос ____________ ведро _______________ диван ________________

глаз ____________ птица _____________ вишня ________________

рука____________ стул ______________ утка _________________

голова__________ диван ______________ сумка_______________

Согласование им. чис-ных с им. сущ-ными.

2 _________ 2 _____________ 2 ________________

5 _________ 5 _____________ 5 ________________

Образование притяжательных прилагательных.

Чей фартук? (мама, бабушка) ________________________________________________

Чьи следы? Чья голова? (лиса, медведь, заяц, волк) _______________________________

Образование относительных прилагательных.

Сок из апельсинов, слив ___________________________________________________

Салат из моркови, капусты _______________________________________________

Читайте также:  График сдачи анализов у детей

Компот из клубники, яблок________________________________________________

Дом из соломы, камня ___________________________________________________

Стол из дерева, стекла__________________________________________________

Образование глаголов при помощи приставок.

XII. Состояние фразовой речи.

Составление предложений по опорным словам.

Составить предложение со словами девочка, альбом, рисунок, дополнив его соответствующими добавочными словами _______________________________________________________________________________________

Составить предложение по отдельным словам, расположенными в беспорядке.

на, Саша, лыжах, катается____________________________________________________

клетки, чиж, из, вылетел ______________________________________________________

(фразовая речь не нарушена, нарушения фразовой речи: структурный аграмматизм (пропуск знаменательных слов, нарушения линейной последовательности слов в предложении), морфемный аграмматизм (нарушения сочетаемости слов: согласование, управление)

XIII. Состояние связной речи. (обязательно записывать образцы детских рассказов)

Дата ________________ Логопед ___________________________________________

VIII. Навыки самообслуживания. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IX. Характер игровой деятельности. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

XI. Условия воспитания. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

XII. Состояние интеллекта. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

XIII. Понимание обращенной речи. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень и форма. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Связная речь. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата ________________ Логопед ___________________________________________

источник

Опыт работы на тему: «Содержание работы по составлению дифференцированной речевой карты ребенка с ОНР II уровня»

Опыт работы на тему: «Содержание работы по составлению дифференцированной речевой карты ребенка с ОНР II уровня»

Выполнила учитель-логопед
МК ДОУ «Детский сад №3»

«Чтобы судить о ребенке справедливо

и верно, нам не нужно переносить его

из его сферы в нашу, а самим

переселяться в его духовный мир…»

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования.

Решение данной проблемы возможно:

— через выполнение федеральных государственных требований (ФГТ) к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

— через интеграцию содержания Основной общеобразовательной Программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. , , ), «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (авторы , , ).

Это вызывает необходимость разработки современных нормативно -правовых документов, регламентирующих работу коррекционных групп в ДОУ компенсирующего и комбинированного видов.

Обусловленность данной проблемы заключается в необходимости построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. А именно:

— всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

— унификация достижений ребенка к 7-ми годам;

— обеспечение интегративных качеств воспитанников, независимо от содержания программы;

— взаимосвязь диагностического обследования с образовательными программами обучения и воспитания, с помощью которых выявляются качественные параметры достижений ребенка;

— обеспечение системы мониторинга качества освоения Программы и достижения детьми планируемых результатов Программы.

Вместе с тем остается недостаточно разработанной процедура и содержание логопедическогообследования в различных возрастных группах детей с речевыми нарушениями, и, в частности, с разными уровнями ОНР.

Представляется чрезвычайно значимым, чтобы у логопеда, а особенно у специалиста без достаточного опыта с детьми, были четкие представления о различных аспектах проведения обследования речи.

3 .Этапы реализации«Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей »

Исходя из следующей таблицы, отражающей этапы реализации «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей » (авторы , , ):

ОНР, 1 уровень – младший возраст – на 3 -4 года;

ОНР, 2 уровень – средний возраст – на 3 года;

ОНР, 3 уровень – старший возраст – на 2 года;

ОНР, 4 уровень – подготовительная к школе группа – на 1 год;

— становится очевидным, что в средней группе не должны находиться дети с 3 уровнем ОНР, предполагающим 2-х — годичное пребывание в условиях коррекционной группы (иначе их следует выводить после старшей группы?), либо следует своевременно пролонгировать (продлить) пребывание, обусловленное «группой риска» или неблагоприятной динамикой развития. Дети старшего возраста с ОНР 2 уровня, нуждающиеся в 3х-годичном обучении чаще всего не могут пойти в школу в 7-летнем возрасте (очевидно, что таким « отягощенным» детям необходимо дублирование программы либо старшей, либо подготовительной группы).

IV уровень ОНР, представленный в коррекционной программе, имеет психолого — педагогическую характеристику, дифференцированную программу, включающую информацию об организации коррекционно-воспитательной работы, о содержании логопедических занятий и их тематике по периодам обучения. Но нет нормативно-правового документа по комплектованию групп.

Кроме того, следует учитывать, что:

— степени (уровни) речевого развития не представляют собой «застывших» образований;

— в каждом уровне можно найти элементы предыдущего и последующего уровней;

— в реальной практике нередко встречаются переходные состояния, в которых элементы более продвинутого уровня сочетаются с еще не изжитыми нарушениями.

4. Диагностические технологии

Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно, глубоко, детально и грамотно проведена диагностика речевого недоразвития, оценка отклонений речевого развития ребенка и определены наиболее рациональные и дифференцированные пути коррекции.

Традиционно теоретической и методологической основой диагностики являются: положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные и .

В специальной научно — методической литературе указываются основные направления логопедического обследования, намечаются его разделы, предлагается речевой материал для проверки состояния речевых навыков детей. (Диагностические методики: Грибова — Бессонова; Серебрякова — Соломахина; , , , — , , , Боровик; диагностическая и организационная документации в методическом пособии под редакцией )…

В современной логопедии достаточно широко находит применение деятельностный подход, в рамках которого речь рассматривается как один из видов высшей психической деятельности, требующих наличие ряда условий, обязательность которых необходима для обеспечения полноценного формирования языковой и речевой деятельности:

а) наличие генетически заложенных предпосылок к освоению речевого общения и сохранности психофизиологической базы;

б) развитие достаточного уровня познавательной деятельности ребенка;

в) своевременное развитие психических процессов (в том числе их произвольности и регуляции);

г) наличие адекватного общения с ребенком;

д) эмоциональная направленность ребенка на общение…

Важно отметить следующее: у ребенка с общим недоразвитием речи развитие и реализация языковой, речевой икоммуникативной деятельности обусловленоуровнем сформированности различных базовых компонентов психической деятельности индивидуума. Коммуникативная деятельность формируется у ребенка раньше других и может осуществляться как посредством невербальных, так и посредством вербальных средств общения.

Известны случаи, когда у ребенка наблюдается достаточно высокая коммуникативная активность с привлечением широкого спектра невербальных средств при отсутствии соответствующего возрастным нормативам набора языковых средств. Возможны и другие варианты сочетания: у ребенка с достаточно высоким уровнем языковой компетенции обнаруживается низкий уровень сформированности коммуникативной компетенции и т. д.

Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а так же выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы.

6. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода

1. Соотнесение отобранных заданий, их формулировок и наполнение вербальным и невербальным материаломс уровнем реального психоречевого развития ребенка и учет специфики его социального окружения и личностного развития.

2.Включение в логопедическую диагностику всестороннего обследования уровня сформированности коммуникативных и языкоречевых навыков, а также механизмов, обеспечивающих их функционирование.

3.Рациональное проведение исследования в направлении «от общего к частному». Сначала специалист выявляет проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.

4. Эффективно следование внутри каждого вида тестирования по маршруту «от сложного к простому». Это позволяет ребенку закончить выполнение каждой пробы успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой, которые, в свою очередь, позволяют повысить продуктивность и продолжительность обследования. При стандартном подходе, когда каждая проба усложняется по мере тестирования ребенка, ребенок обречен в большинстве случаев «упираться» в неуспех. Со временем у испытуемого возникает либо чувство негативизма, либо ощущение неизбежности ошибки, что в значительной мере провоцирует снижение интереса к предъявляемому материалу и ухудшение демонстрируемых достижений.

5. Следование направлению «отэкспрессивной языковой компетенции к импрессивной». В области обследования компетенций логично сначала исследовать объем и характер употребления языковых и речевых единиц в активномвладении и только при наличии трудностей переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве. Подобный подход позволит сократить время и силы, затрачиваемые на обследование, сделать обследование импрессивного языкового запаса целенаправленным.

7. Целью данной работы не является подробное представление методики обследования дошкольников с ОНР, а освещение современных требований к заполнению и ведению речевой карты как отчетного документа учителя – логопеда (протокол обследования таковым не является).

По мнению , требуется дифференциация («разведение») понятий «протокол обследования» и «речевая карта». Разница состоит в следующем: в протоколе фиксируется ход обследования: задания, предъявляемый материал, ответы ребенка, максимально приближенные к звучанию.

В речевой карте содержится анализ результатов обследования по каждому из направлений и разделам обследования, иллюстрируемых наиболее типичными и яркими примерами. Именно речевая карта служит основой для построения индивидуального коррекционного маршрута ребенка. Соответственно, в нее могут быть включены разделы по планированию работы и по подведению промежуточных и конечных итогов работы с логопедом.

8. Речевая карта должна обеспечивать следующие условия:

— качественный анализ результатов обследования (учет допускаемых ошибок, степень самостоятельности, особенности выполнения заданий и т. д.);

— интерпретацию полученных данных в количественной форме (начисление баллов), что дает возможность быстрой обработки сведений, их сопоставления, т. е. использование рационального подхода;

— использование унифицированных критериев оценки выполнения заданий (они сводят к минимуму личностный фактор);

— подбор заданий (речевых проб) в соответствии с возрастной нормой (психоречевые пробы должны быть разными для 3-, 4-, 5-, 6-, 7-летних детей);

— построение индивидуального речевого профиля, который позволяет наглядно уточнить структуру речевого нарушения и составить план коррекционной работы;

— отслеживание динамики речевого развития и эффективности коррекционного воздействия;

— достаточное количество примеров детской речи (запись в фонетической

— возможность другому специалисту проанализировать и продолжить намеченную работу (в форме сводных таблиц)…

Я попытались разработать технологическую цепочку обследования структуры речевого дефекта с учетом принципов диагностики: развития, системности, взаимосвязи речи с другими сторонами психической деятельности ребенка, онтогенетического принципа, принципов доступности, поэтапности, учета ведущей деятельности возраста и пр.

9. Этапы логопедического обследования

Филичева, Чиркина и др. авторы (Грибова, Бессонова…) выделяют три (и более) этапов логопедического обследования:

I этап – ориентировочный, который осуществляется путем целенаправленного опроса родителей, изучения специальной документации и беседы с ребенком. На основании полученных данных возникает предварительная трактовка, речевого дефекта.

II этап – диагностический, который содержит тщательное обследование компонентов языковой системы и в итоге которого обосновывается логопедическое заключение.

III этап – динамический, которыйзаключается в динамическом наблюдении за ребенком в условиях специального обучения и воспитания, в процессе которого происходит прослеживание положительных изменений в развитии речи и уточнение недостаточно ясных проявлений дефекта.

10. Структура речевой карты

В соответствии с этим и речевая карта состоит условно из III основных разделов – «модулей»:

В I разделе содержатся анамнестические данные о ребенке и его раннем развитии. Учитывая, что данные анамнеза в медицинских документах довольно скудны, я предлагаю родителям подробную анкету, которую они заполняют дома. Эта анкета чрезвычайно информативна, так как содержит данные об особенностях перинатального и раннего развития, которые могли повлиять на психофизиологию ребенка в целом и его речь в частности (см. приложение 1).

II раздел составлен в приближенном к табличному варианте, где:

— указаны основные характеристики, позволяющие специалисту выбрать и подчеркнуть искомый вариант;

— есть параметры качественных показателей;

— есть возможность указать индивидуальные особенности ребенка либо их сочетание;

— возможность введения количественной оценочной шкалы (баллирование);

— возможность динамического изучения ребенка, своевременная информативность произошедших изменений в развитии ребенка (указание даты перехода на качественно новые отслеживаемые показатели);

-возможность наметить направления (обозначить векторы) индивидуальной работы.

Для правильного понимания и использования диагностических методик и обработки полученных результатов, необходимо помнить, что критерии (или параметры) представляют собой определяемое (искомое) качество, знания, навык; а показатели – степень проявления качества, знания, навыка…(см. приложение 2).

По мнению многих ученых и практиковлогопедическая диагностика в течение продолжительного вре­мени переживает кризис и пока не удовлетворяет требованиям как науки, так и практиков-логопедов.
Логопедические заключения по-разному определяются и фор­мулируются в различных регионах, городах, районах. Так, имеются различия в подходе московской и петербургской логопедических школ к формулировке логопедических заключений.

Отмечается также несовпадение заключений, соответствующих классификации нарушений речи, с требованиями педагогической. Известно, что «чистота» набора детей в группу должна осуществляться не столько по возрасту, сколько по диагнозам (заключениям), поэтому смешение диагнозов (например, ФФНР – ОНР) недопустимо.

В процессе постановки логопедического заключения необходи­мыми являются медицинские данные, клинические характеристи­ки, которые позволяют уточнить тот или иной логопедический диагноз. Клинические характеристики ориентированы на объясне­ние причин возникновения речевых расстройств, на лечение ре­бенка, а не на систему коррекции, развития речи.

В настоящее время целесообразно использовать многоуровневое логопедическое заключение, в котором рекомендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций (см. приложение 3).

Читайте также:  Грыжа яичка у детей анализ

Промежуточный и заключительный мониторинг (в начале и в конце учебного года, а для детей «группы риска» в середине года), выполненный в форме сводных таблиц, диаграмм, гистограмм, индивидуальных речевых профилей позволяет педагогу решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка.

Такая дифференцированная диагностика позволяет не только обнаружить негативную симптоматику в отношении психического и речевого развития ребенка, но и выявить позитивные симптомы, компенсаторные возможности, определить зону ближайшего развития; а так же обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада

Логопед – практик вправе разработать свою схему обследования, творчески подходя к предлагаемому материалу; так как нет установленной схемы проведения обследования и формата разноуровневой речевой карты — главное, чтобы они соответствовали всем современным требованиям (см. приложение 4).

В заключение уместно вспомнить мудрое изречение Рейнгольда Нибура, которое удивительно точно отражает деятельность коррекционных педагогов. Суть высказывания в следующем: нам нужно иметь терпение, чтобы изменить то, что можно изменить; мужество, чтобы снести то, что невозможно изменить; и мудрость, чтобы отличить первое от второго.

Приложение 2

Приложение 3 Варианты пересечения двух классификаций. Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ):
дислалия,
дизартрия или стертая дизартрия,
нарушения голоса,
ринолалия.
Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):
дислалия,
дизартрия или стертая дизартрия,
ринолалия.
Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР):
выход из моторной (сенсорной) алалии,
по типу задержки речевого развития,
при ЗПР,
невыясненного патогенеза.
• Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР):
моторная алалия,
сенсорная алалия,
сенсомоторная алалия,
дизартрия или стертая дизартрия,
по типу задержки речевого развития,
при ЗПР,
невыясненного патогенеза.

Нарушение темпа и ритма речи:
заикание,
тахилалия,
брадилалия,
спотыкание (полтерн).

Примерные формулировки логопедического заключения:

Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия.
Общее недоразвитие речи. Детская афазия.
Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия.
Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание.
Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Выход из моторной алалии.
Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия. Фонетико-фонематическое нарушение речи.
Открытая органическая ринолалия.
Фонетическое нарушение речи.
Моторная функциональная дислалия.
Фонетическое нарушение речи.

Открытая органическая ринолалия.

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________

Дата рождения, возраст_________________________________________________________

Домашний адрес, № телефона____________________________________________________

Откуда поступил ребенок_______________________________________________________

Дата поступления ребенка в группу_______________________________________________

Общие сведения о семье (Ф. И.О. родителей, их возраст, профессия, место работы; состав семьи):

Перинатальный период развития

Как протекала беременность_____________________________________________________

Натальный период развития

Как протекали роды____________________________________________________________

(в срок или нет, наличие патологии речевой деятельности, использование каких-либо родовспоможений)

Постнатальный период развития

Раннее физическое развитие

Когда ребенок начал держать голову______________________________________________

стоять с помощью опоры________________________________________________________

Раннее эмоциональное развитие

Реакция на посторонних_________________________________________________________

Гуление — N, с задержкой _____________________________________________________

Лепет — N, с задержкой ____________________________________________________

Первые слова — N, с задержкой___________________________________________________

Первая фраза — N, с задержкой __________________________________________________

(N к 2 годам – простая фраза, к 3 годам – фразовая речь)

Темп речевого развития ребенка _________________________________________________

(замедленный, нормальный, бурный)

Стимуляция речевого развития ребенка____________________________________________

(чтение детской литературы, подбор и объем в соответствии с возрастом, с какого возраста разучиваются стихи, песни, как запоминает)

Особенности общей моторики: (N; незначительно нарушены координация, темп, ритм движения; моторно неловок)

4 года – попрыгать на обеих ногах ______________прыгнуть в длину с места ___________ потопать ногами и похлопать руками одновременно ______________ бросить мяч от груди и поймать его _________________

Переключение с одного движения на другое________________________________________

(правая рука на поясе – левая рука на голове и наоборот)

Выполнение серии двигательных упражнений:

(точность воспроизведения, удержание в памяти элементов действий, самоконтроль)

Руки вперед, в стороны, вверх

Особенности мелкой моторики: (N – сохранность функции, недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена, неполная):

4 года – сложить в кольцо большой и указательный пальцы _______________ поочередно с каждым пальцем на одной руке, _________________ на другой руке _________________ выполнить упражнение «Зайчик» правой,_______________ левой рукой,_______________ одновременно __________________; упражнение «Коза» правой рукой ________________

левой __________________ одновременно ______________________

Сделать «Замочек» _____________________________________________________________

(при переплетении пальцев рук у правшей большой палец ляжет сверху)

Ведущая рука _________________________________________________________________ (левша, правша. амбидекстр – хорошо владеет обеими руками)

Строение артикуляционного аппарата:

Губы: толстые, мясистые, короткие, малоподвижные, достаточно подвижные: «трубочка» _____________ «улыбка» ______________ попеременно ___________________

Зубы: редкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные. с большими промежутками, отсутствуют резцы (верхние, нижние) __________________________________________

Прикус: открытый передний — боковой: двусторонний — односторонний, глубокий, мелкий, нормальный, прогенея, прогнатия ________________________________________________

Подъязычная связка: норма, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области ______________________________________________________________________

Твердое небо: узкое, высокое («готическое»), плоское, низкое, куполообразное, глубокое, субмукозная расщелина _________________________________________________________

Мягкое небо: подвижное, малоподвижное, нарез ___________________________________

Язык: обычный, массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка___________________________________________________________________

Кончик языка: истонченный, широкий, раздвоенный ________________________________

Позиция в полости рта: правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении ________________________________

Тонус: норма, повышен, понижен ________________________________________________

Движения артикуляционного аппарата:

Вперед ____________________ назад ______________________ вверх _________________

Вниз ______________________ вправо _____________________ влево _________________

Подвижность: достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, отклонения в сторону (вправо, влево), кинестетическая апраксия ________________________________

Переключаемость: достаточная, недостаточная __________________________________

Саливация: норма, повышенная __________________________________________________

Дыхание: грудное, диафрагмальное, диафрагмально – грудное, верхнее – ключичное (поверхностное), короткий вдох, непродолжительный выдох _____________________________________________________________________________

Общее звучание речи: отчетливая, смазанная, невнятная, разборчивая, разборчивость снижена, выразительная ________________________________________________________

По силе – нормальный, громкий, тихий, затухающий к концу фразы, иссякающий _____________________________________________________________________________

По высоте — нормальный (грудной), высокий, низкий, фальцет, немодулированный, монотонный __________________________________________________________________

По темпу – нормальный, ускоренный, замедленный, запинки, проявления заикания______________________________________________________________________

По ритму — нормальный, растянутый, скандированный _____________________________________________________________________________

По тембру – с носовым оттенком, хриплый, грубый, глухой, «металлический», писклявый _____________________________________________________________________________

Патологическая активность лицевой и мимической мускулатуры: не наблюдается, синкенезии при артикуляции звуков ______________________________________________

Общая характеристика речи:

Обследование импрессивной стороны речи

1.Понимание обращенной речи на уровне диалога (в полном объеме, на бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации) ____________________________________________

2. Понимание значений слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов _____________________________________________________________________________

3. Понимание обобщающих слов по лексическим темам:

«Дикие животные» _______________ «Мебель» _______________

«Домашние животные»_______________ «Обувь» _______________

4. Различение значений существительных единственного и множественного числа:

Кот – коты _______________ шар – шары_______________

Кукла – куклы _______________ окно – окна_______________

Машина – машины ­_______________ лист – листья_______________

5. Понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом:

Дом – домик _______________стул – стульчик ________________

Ложка – ложечка ___________ ведро – ведерочко _____________

6. Различение предложно-падежных конструкций (с предлогами над, под, в, на, у, с, по, до):

Покажи: птичку над деревом ___________ у дерева __________________

под деревом _________________ на дереве __________________

7. Понимание двухступенчатой инструкции:

— Возьми игрушку со стола и поставь ее в шкаф. _______________________________

— Зайчика посади на стул, а куклу положи спать. _______________________________

8. Понимание предложений типа:

— Где мама дочки? Где дочка мамы? ___________________________________________

9. Различение действий и состояний предмета:

— действия, близкие по ситуации:

Спит – лежит __________________ вяжет – шьет ______________________

Прыгает – бежит _______________ шьет – вышивает __________________

— слова и действия, противоположные по значению:

Большой – маленький _____________ надень – сними _________________

Высокий – низкий ________________ открой – закрой _________________

Чистый – грязный ________________ завяжи – развяжи ________________

10. Различение действий, выраженных личными и возвратными глаголами:

Моет – моется ___________________ катает – катается ____________________

Одевает – одевается ______________ купает – купается ____________________

11. Понимание значений грамматических категорий глаголов — числа (в изъявительном наклонении), времени, рода (в прошедшем времени):

Идет – идут – ушел – ушла _____________________________________________

Бежит – бегут – убежал – убежала _______________________________________

12. Понимание значений приставочных глаголов:

Выходит – переходит – подходит _____________________________________

Обследование экспрессивной стороны речи:

1 уровень речевого развития:

— полное отсутствие звуковых и словесных средств общения;

— произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания;

— произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний;

— использование паралингвистических средств общения (выразительной мимики, жестов)

2 уровень речевого развития:

— пользуется простой фразой;

— аграмматичная, структурно нарушенная фраза; активный словарь состоит из существительных, реже – глаголов, прилагательных; предлоги употребляются редко; слоговая структура слов нарушена

3 уровень речевого развития:

— пользуется развернутой фразой;

— недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении); слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные.

1. Исследование коммуникативной функции речи и способов реализации речевых средств в процессе диалога __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Исследование активного словаря (N – словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме; в пределах обихода; резко ограничен) :

· Предметный словарь по лексическим темам:

Посуда __________ мебель_______________

Одежда __________ игрушки ____________

· Назвать одним словом (обобщить):

Мяч, кукла, машинка_______________

Чашка, тарелка, ложка______________

Рубашка, платье, шорты_____________

Тапки, туфли, ботинки______________

· Слова, обозначающие части предметов:

Ноги_______________________ Спинка стула_______________________

Руки_______________________ Сиденье стула_______________________

Голова_______________________ Ножки стула_______________________

Глаза_______________________ Кузов машины_______________________

Уши_______________________ Колесо машины_______________________

· Слова, обозначающие названия профессий:

Врач ___________ продавец ______________ повар ______________

— слова – действия по предъявленным картинкам (танцует, поет, идет, летит, причесывает…);

— кто как ест (курица, кошка, собака)

· Словарь прилагательных (определений):

— слова — признаки в названии цвета (шесть основных цветов),

— слова – признаки в названии формы (круглый, квадратный, треугольный),

— качественные прилагательные (мягкое, колючее, холодное).

3.Исследование навыков словообразования (N – сформированы, соответствуют возрастной норме; в стадии формирования; не сформированы):

· Слова с уменьшительно – ласкательным значением:

Мяч – мячик -_________ кошка — _________ белка — __________

лоб — лобик _____________заяц — ___________ елка — ___________

· Образование названий детенышей животных:

У кошки — __________________ у утки — __________________

У зайца — ___________________ у лисы — ___________________

У гуся — ____________________

3. Исследование грамматического строя речи и навыков словоизменения (N – сформированы, сформированы недостаточно, не сформированы):

· Употребление существительных в единственном и множественном числе:
заяц – зайцы ______________ стул – стулья __________________

кошка – кошки ___________ слон – слоны _________________

Кошке (молоко) ______ зайцу (морковь) _____________

Маме (цветок) _____________ медведю (мед) ______________

· Употребление предложно – падежных конструкций:

— Где стоит ваза? (На столе)____________________________________________

— Где лежат фрукты? (В корзине)________________________________________

— Где летает бабочка? (Над цветком)_____________________________________

— Где спряталась мышка? (Под грибком)__________________________________

· Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже:

Флажки красные __________ кофта желтая ______________

Цветок синий ______________ яблоко зеленое ____________

4. Исследование связной речи (N –соответствует возрастной норме; в стадии формирования; требует дальнейшего развития; не сформирована):

ü Заученная речь («Расскажи стихотворение»)

ü Рассказывание знакомой сказки с использованием иллюстраций:

(«Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» — по выбору).

ü Рассказ по картинке с простым сюжетом (« Дождик», «Зимой»).

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

6. .Состояние фонематического восприятия:

(N – сохранный, развит недостаточно, нарушен)

Ø Повторение слогов с оппозиционными звуками:

Ø Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать картинки):

Кот – кит _______________________ мышка – мишка _______________________

Дом – дым ______________________ уточка – удочка _______________________

Ø Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать картинки):

Коза – коса ____________________ кочка – кошка ________________________

Мишка – миска _________________ малина — Марина ______________________

Состояние фонематического анализа и синтеза:

(N – сформированы, сформированы недостаточно, не сформированы)

Ø Выделение звука из ряда звуков: у, а, у, ы, у, а, о, у ____________________________

Ø Выделение звука (р) на фоне слова:– определить «рычит» ли собачкав словах):

Слоговая структура слов: (N – не нарушена, негрубые дефекты слоговой структуры слова, структура нарушена. Виды нарушений: элизии (пропуски звуков, слогов), персервации (отсроченное повторение), итерации(добавление), контаминация «склеивание»), парафазии (замены),усечение, перестановка звуков, слогов):

Муха____________ павлин ______________ танк _______________

Вата ____________ котенок _____________ клей _______________

Панама _________ комната _____________ клетка______________

Петух ___________ конфеты _____________ кофта ______________

9. Обследование звукопроизношения: а) изолированные фонемы, б) в слове

(N – в пределах возрастной нормы; фонетический строй речи сформирован недостаточно; изолировано все звуки произносятся правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи; фонетические дефекты звукопроизношения (отсутствие, пропуски, искажения); фонологические дефекты — замены, смешения)

источник