Меню Рубрики

Анализ речи детей младшего возраста

Олеся Зудова
Сравнительный анализ результатов исследования развития речи детей раннего возраста

После проведенной системной работы по развитию речи детей раннего возраста в МБДОУ № г. Петушки был проведен контрольный эксперимент – вторичная диагностика детей обеих групп – экспериментальной (где проводились занятия) и контрольной (где занятия не проводились).

С целью выявления динамики развития речи, а также определения на этой основе эффективности проведенной работы, организованной в рамках формирующего эксперимента, был использован тот же диагностический инструментарий, что и на констатирующем этапе.

Задачи контрольного эксперимента:

выявить динамику развития речи детей;

обобщить и сравнить полученные результаты с первоначальными данными.

Результаты диагностики, полученной в рамках контрольного этапа представлены для экспериментальной и контрольной групп в Приложении 2.

Анализ и систематизация полученных результатов позволяют определить уровень речевого развития у детей экспериментальной и контрольной группы (Таблица 2).

Показатели (уровни) развития речи детей экспериментальной и контрольной групп (контрольный этап эксперимента)

№ Группа Показатели развития речи

п/п Овладение речью как средством общения и культуры Состояние активного словаря в процессе восприятия художественной литературы

Сформи-рован В стадии формиро-вания Не

рованости В стадии формирования Не

1. Экспериментальная группа 30,8% 61,5% 7,7% 30,8% 69,2% 0%

группа 33,3% 58,3% 8,4% 33,3% 58,3% 8,3%

Графическое отображение результатов, полученных в рамках диагностики на контрольном этапе эксперимента по каждому из исследуемых показателей представлено на рисунках 3 и 4 соответственно.

Рис. 3. Уровень овладения речью как средством общения и культуры на контрольном этапе эксперимента, %

Рис. 4. Состояние активного словаря в процессе восприятия художественной литературы на контрольном этапе эксперимента, %

Из рисунка 3 можно сделать вывод о том, что у 30,8% детей экспериментальной группы и у 33,3% детей контрольной группы параметр овладения речью как средством общения и культуры хорошо развит, уровень речевого развития высокий. У 61,5% детей экспериментальной группы и у 58,33% детей контрольной группы параметр овладения речью как средством общения и культуры находится в процессе формирования (средний уровень). У 7,7% детей экспериментальной группы и 8,4% детей контрольной группы рассматриваемые умения не сформированы, уровень речевого развития низкий.

Процесс формирования активного словаря через восприятие художественной литературы оценивается как высокий у 30,8%детей экспериментальной группы и у 33,3% детей контрольной группы. На среднем уровне, т. е. в стадии формирования данный показатель находится у 69,2% детей экспериментальной группы и 50%детей контрольной группы. На низком уровне — у 0%детей экспериментальной группы и 16,7%детей контрольной группы.

Сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента в экспериментальной группе позволяет не только проследить общую положительную динамику развития речи детей раннего возраста, но и конкретизировать успешность выполнения диагностических заданий, которые ранее вызывали у испытуемых затруднения. Так, заметно улучшились навыки детей по составлению предложений, передачи чувств и эмоций. Также были улучшены навыки пересказа и способность рассматривать иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога, эмоционально на них реагировать.

В целом динамика по показателю «Овладение речью как средством общения» выглядит следующим образом: количество детей, у которых не сформирован данный показатель уменьшилось на 7, 7%, данные по группе «в стадии формирования» (средний уровень развития) остались без изменения, на 7,7% соответственно возросло число детей, демонстрирующих высокий уровень развития — показатель сформирован. Графическое отображение процессов динамики по анализируемому показателю представлено на Рисунке 5.

Рис. 5. Динамика овладения речью как средством общения и культуры» (сравнение данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента в экспериментальной группе, %.

Анализ динамики в рамках показателя «Овладение речью как средством общения» также позволяет сделать вывод о наличии положительных тенденций: на 15,38% уменьшилось число детей, у которых не сформирован данный показатель, число детей, у которых он по результатам диагностики был определен как находящийся в стадии формирования был увеличен на 15,38% соответственно. Графическое отображение процессов динамики по данному показателю представлено на Рисунке 6.

Рис. 6. Динамика состояния активного словаря в процессе восприятия художественной литературы (сравнение данных констатирующего и контрольного этапов экспериментав экспериментальной группе, %.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанный и реализованная система работы по развитию речи детей раннего возраста эффективна, и может применяться в дальнейшей педагогической практике как средство развития речи детей раннего возраста. Применение игр в воспитательном процессе способствует развитию речевых способностей детей, позволяет в доступной форме познакомить детей с окружающим миром, сформировать и активизировать базовый словарных запас, усовершенствовать навыки взаимодействия детей с окружающим миром и социумом.

Эмпирическое исследование развитие речи детей раннего возраста через систему работы по развитию речи детей раннего возраста проводилась в три этапа.

На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявление начального уровня речевого развития. Констатирующий этап исследования показал, что в целом уровень речевого развития на достаточном уровне, однако существует некоторые проблемы, на решение которых и была направлена разработанная в рамках второго этапа эксперимента система работы по развитию речи детей раннего возраста.

На третьем этапе — контрольном — повторно исследовался уровень речевого развития детей раннего возраста. На основании анализа результатов констатирующего и контрольного экспериментов можно сделать вывод о том, что разработанная система работы по развитию речи детей раннего возраста повлияла на часть формируемых умений, способствовала достижению поставленных целей. Комплекс можно оценить как эффективное средство развития речи детей раннего возраста.

Период раннего детства является одним из наиболее значимых периодов жизни ребёнка: именно в это время появляются жизненно важные приобретения, одно из которых — речь малыша, при этом важным является вопрос о выборе средств и способов развития речи ребёнка. Проведенное исследование доказывает состоятельность утверждения о наличии тесной взаимосвязи речевого развития и игровой деятельности ребёнка.

Изучение особенностей развития речи детей раннего возраста позволяет сделать вывод о том, что в качестве ключевой особенности развития речевой функции у ребёнка раннего возраста следует отметить то, что ее развитие тесно связано с темпом созревания определенных структур головного мозга, предметно-практической деятельностью и общением. В целом процесс развития речи детей раннего возраста имеет ряд закономерностей, которые были описаны в литературе как зарубежными, так и отечественными учеными. В то же время, процесс развития речи ребёнка является сугубо индивидуализированным, и зависит от ряда факторов.

Для успешного развития речевых навыков, помимо оптимизации соотношения выделяемых исследователями факторов и особенностей, в первую очередь, необходима систематическая работа по развитию речи детей. Эта работа может быть организована в различных формах, однако наиболее простым, доступным и в то же время действенным способом стимулирования речевой активности детей третьего года жизни, является предметная игра. В силу специфики физиологического развития человека, в раннем возрасте большую роль имеет игра, как средство развития личности.

В рамках настоящей работы было гипотетически выдвинуто и эмпирически проверено следующие утверждение: особенностями речевого развития детей раннего возраста является процесс организации образовательной среды и использование разнообразных методов по развитию речи в раннем возрасте.

Эмпирическое исследование развитие речи детей раннего возраста через систему работы по развитию речи детей раннего возраста проводилась в три этапа.

На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявление начального уровня речевого развития. Констатирующий этап исследования показал, что в целом уровень речевого развития на достаточном уровне, однако существует некоторые проблемы, на решение которых и была направлена разработанная в рамках второго этапа эксперимента система работы по развитию речи детей раннего возраста.

На третьем этапе — контрольном — повторно исследовался уровень речевого развития детей раннего возраста. На основании анализа результатов констатирующего и контрольного экспериментов можно сделать вывод о том, что разработанная система работы по развитию речи детей раннего возраста повлияла на часть формируемых умений, способствовала достижению поставленных целей. Комплекс можно оценить как эффективное средство развития речи детей раннего возраста.

Все это говорит о том, что показатели, полученные в результате обработки, свидетельствуют о положительном изменении уровня речевого развития, что позволяет судить о подтверждении выдвинутой нами гипотезы исследования.

Анализ результатов педагогической деятельности воспитателя Аналитическая записка Анализ результатов педагогической деятельности за период 2015-2018 год Исполнитель: Балла Наталья.

Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста Ранний возраст — это период наиболее интенсивного развития организма, это период, когда у ребенка происходит активное усвоение разговорного.

Презентация «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста» Слайд 1 Я хочу с вами поделиться опытом работы «Пальчиковые игр как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Программа самообразования «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста» Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста». 2017–2018 Выполнила: воспитатель.

Консультация «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста» «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста» Ранний возраст-это период, когда у ребенка происходит активное.

Сравнительный анализ двух образовательных программ ДО Название примерной общеобразо вательной программы «Развитие +» «Радуга» Целевые установки или Концептуальные основы программы Основные.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Консультация «Сравнительный анализ программ дошкольного образования в рамках ФГОС» Консультация по программе «Детский сад 2100» Более доступное и приемлемое содержание Программа «Развитие» Программа «Детский сад 2100».

источник

Анализ педагогической литературы по вопросам обучения родному языку и развития речи детей младшего дошкольного возраста показал, что в основном внимание исследователей было уделено проблемам развития у детей отдельных сторон речи: воспитанию звуковой культуры речи, обогащению и активизации словаря, формированию грамматического строя речи, формированию предпосылок связной речи. В исследованиях дается подробная характеристика всех сторон речи детей младшего дошкольного возраста, анализ особенностей усвоения детьми различных элементов языка, доказывается решающая роль специально организованного обучения в формировании словаря, грамматического строя речи, звуковой культуры, формирования предпосылок связной речи.

В исследованиях, посвященных проблеме воспитания звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста, довольно полно и широко представлены вопросы формирования правильного зву- копроизношения. В работах Е. И. Радиной, М. Ф. Фомичевой, М. М. Алексеевой, А. И. Максакова проанализированы закономерности формирования звуковой стороны речи на протяжении всего дошкольного возраста, изучены вопросы формирования правильного звукопроизношения, определено место данной раооты в оощеи системе руководства развитием речи детей в детском саду, раскрыто содержание обучения звукопроизношению на специальных занятиях, своеобразие их проведения в зависимости от этапа обучения и возраста детей, взаимосвязь занятий с другими формами работы, разработаны и систематизированы наиболее эффективные приемы, обеспечивающие оптимальные сроки овладения правильным произношением звуков.

По мнению специалистов, в младшем дошкольном возрасте больше внимания должно быть уделено формированию навыков правильного произношения звуков, развитию речевого слуха. В рекомендациях по воспитанию произносительной стороны речи у детей четвертого года жизни указывается на количество отрабатываемых звуков на данном возрастном этапе, последовательность их закрепления, определены наиболее эффективные приемы обучения (на начальных этапах — «вызывание» звуков на основе подражания образцу с применением игровых приемов, основанных на звукоподражании и использовании наглядности, в последующем — введение обучения с элементами объяснения артикуляции сначала простых, а затем более сложных звуков), даются игры, упражнения, практический материал, который воспитатель может использовать в своей работе.

Менее изученными остаются по сей день вопросы педагогического руководства развитием речевого дыхания, интонационной выразительности речи, фонематического восприятия звуков, формирования элементарных сведений о звуковой стороне слова и способах ее обследования детьми младшего дошкольного возраста.

Анализ многочисленных исследований словаря детей младшего дошкольного возраста (Г. М. Лямина, В. В. Гербова, В. И. Коник и др.) показал, что основное внимание исследователей было направлено на решение задач обогащения, уточнения и активизации словаря детей (понимаемого как количественное накопление слов) в тесной связи с развитием познавательных спосооностеи детей на основе ознакомления с окружающим.

В ходе исследований рассматривались вопросы обеспечения постепенного развития словаря младшего дошкольника, начиная от введения слов на чувственной основе, к их обобщению и практическому использованию при общении (В. И. Коник). Уточнены и конкретизированы особенности усвоения детьми 3-го года жизни словарного состава родного языка, определены уровни освоения различных категорий слов, выявлены оптимальные условия обогащения, уточнения и активизации словаря детей в системе педагогического процесса (В. В. Гербова). Разработана система обучения, направленная на обогащение словаря детей общеупотребительной лексикой в связи с ознакомлением с окружающим (А. П. Иваненко). Определены условия эффективного решения задач словарной работы: дозировка познавательного и лексического материала, повторность его, обеспечение мыслительной и речевой активности, сочетание разнообразных методических приемов (Н. П. Иванова).

В исследованиях, проведенных под руководством Ф. А. Сохина (Е. М. Струнина, А. А. Смага и др.), доказывается, что совершенствование содержания и методов в области словарной работы должно состоять в преодолении количественного подхода к словарю, узко прагматического понимания задач обогащения словаря. Внимание должно быть направлено и на семантическую сторону лексического развития детей, при этом обогащение и активизация словаря должны осуществляться не только как составная часть ознакомления с окружающим, но и как решение языковых задач. Поскольку слово, обозначающее предмет, явление, качество и тому подобное, включено не только в систему номинаций объектов действительности, но и в систему внутриязыковых отношений (смысловые отношения слов — антонимия, синонимия, многозначность и др.).

Читайте также:  Анализ контингента детей с овз

Итак, наряду с задачей количественного накопления словаря необходимо иметь в виду и решение задач его качественного совершенствования, привлечения внимания детей не только к правильному называнию предметов, но и их качеств, свойств, деталей, действий, то есть задач активизации в речи младшего дошкольника, помимо существительных и имен прилагательных, глаголов, наречий, образных слов (сравнений).

В педагогическом руководстве грамматическим строем речи детей младшего дошкольного возраста основное внимание до определенного времени было направлено на исправление и предупреждение грамматических ошибок, упражнение детей в использовании единичных, традиционных форм (усвоение языковой нормы) в области морфологии (О. И. Соловьева, А. М. Бородич, А. М. Богуш, Э. П.Короткова и др.). Эти же задачи были перенесены на словообразование и синтаксис. В качестве основной формы обучения детей грамматически правильной речи рассматривались дидактические игры с узким грамматическим содержанием, направленные на «затвердение» и «отработку» той или иной грамматической формы.

Изучение психофизиологических и психолингвистических механизмов овладения ребенком системой словообразования (Д. Н. Богоявленский, Т. Н. Ушакова, Н. А. Костандян, А. М. Шахнарович и др.), работы А. Н. Гвоздева и К. И. Чуковского, а также исследования по психологии усвоения грамматики (М. И. Попова, Ф. А. Сохин, В. И. Ядэшко и др.) позволили иначе подойти к проблеме формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Было установлено, что в основе овладения грамматическим строем лежит активная ориентировочная деятельность ребенка в языковой и неязыковой действительности, усвоение грамматических категорий опирается на когнитивное развитие, познание свойств и функций предметов, причинных, временных, количественных и других отношений. Вычленение грамматических форм, установление правил оперирования ими объясняется ориентировкой на звуковую и смысловую стороны речи.

На основе этих исследований была предпринята попытка целенаправленного руководства процессом формирования у дошкольников грамматических обобщений в области словообразования (Э. А. Федеравичене, А. Г. Тамбовцева, Г. И. Николайчук). Были сформулированы новые задачи формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста: 1) развитие поисковой ориентировочной активности ребенка в сфере языковых (грамматических) и неязыковых явлений, языковых игр; 2) обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) в единстве их значений, функций, правил сочетания и употребления; 3) расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи и речевого общения.

На этапе младшего дошкольного возраста в сфере морфологии центральной является задача усвоения форм глагольного словоизменения, способов выражения завершенности-незавершенности действия. Одновременно решается задача усвоения способов изменения имен существительных, их родовой принадлежности. Начинается работа по формированию у детей способов словообразования на основе обогащения словаря производными словами. В сфере синтаксиса решается задача освоения детьми способов грамматического оформления предложений, способов их построения и распространения.

Анализ педагогической литературы по проблеме формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста показал, что до настоящего времени исследования в данной области в основном были посвящены обучению самостоятельному развернутому высказыванию детей среднего и особенно старшего дошкольного возраста. Проблема развития связной речи в младшем дошкольном возрасте долгое время оставалась малоразработанной и не ставилась как особая задача исследования. Проведение данной работы в младшем возрасте считалось преждевременным. Между тем уже первыми отечественными педагогами дошкольного детства (Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, О. И. Соловьева) высказывались мысли о возможности и необходимости систематического обучения элементам рассказывания младших детей. В исследованиях последних лет, проведенных под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой (Н. Г. Смольникова, А. А. Зрожевская, Е. А. Смирнова), посвященных проблеме формирования собственно связности речи старших дошкольников, были высказаны предположения о возможности обучения элементарному осознанию структурных особенностей повествовательных и описательных текстов на более ранних возрастных этапах. Проверке данных предположений было посвящено исследование Л. Г. Шадриной.

В ходе исследования были получены результаты, свидетельствующие о необходимости использования механизмов образования диалогической речи у детей для формирования более сложных по содержанию и по форме видов общения взрослого с ребенком. В процессе совместного рассказывания взрослый задает последовательность высказывания, необходимые средства связи между предложениями, а ребенок, используя схему рассказа, наполняет ее своим содержанием. Содержание и методика обучения развитию связной речи младших детей в исследовании строилась по принципу взаимосвязи разных задач с развитием связной речи, причем особое внимание уделялось развитию тех сторон речи, которые наибольшим образом влияют на ее связность. В формировании умений строить описание и повествование вместо речевого образца использовались логикосинтаксические схемы, которые формировали у детей представления о последовательности в высказываниях повествовательных типов и помогали раскрытию микротем в описательных рассказах. В исследовании была доказана необходимость использования коллективных и индивидуальных видов работы, игровых форм на занятиях и вне занятий для решения задач развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

источник

Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме:
Развитие речи детей младшего возраста ( 2 – 4 года)

Развитие речи детей в младшем возрасте.

Современное психологическое развитие ребенка невозможно без правильного развития речи, поэтому развитие речи является важным направлением нашей педагогической деятельности.

Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Центральная задача такого обучения – формирование языковых обобщений и элементарного создания явлений языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и способствует творческому отношению к речи.

Развитие речи в дошкольном возрасте (овладение родным языком) представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.

Развитие речи дошкольников тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений для формирования у дошкольников умения строить связанное монологическое высказывание включает ознакомление с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет, делает тоньше художественное восприятие литературных произведений, которое, включая элементы сознательного отношения к тексту, сохраняет свой эмоционально непосредственный характер, т.е. остается подлинно эстетическим восприятием, что, в свою очередь, влияет на развитие речи.

Обучение родному языку и развитие речи предоставляет богатые возможности для решения и других задач нравственного и эстетического воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи (пересказыванию, рассказыванию), но и к частным (структурным) аспектам обучения родному языку – воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию грамматического строя речи. Таким образом, овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Воспитание звуковой культуры речи занимает одно из самых важных мест в моей работе по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которую я должна решать в дошкольном возрасте. Основная цель – научить ребенка правильно произносить все звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом. И чем раньше будет начата эта работа, тем лучше будут результаты.

Без правильного обеспечения развития, невозможно развитие речи, как средства общения между сверстниками, поэтому я максимально уделяю внимание обогащению как активного, так и понимаемого словаря ребенка, ввожу общеупотребляемые существительные, глаголы, прилагательные, наречия. А так же при общении с ребенком проявляю внимание, заинтересованность, как можно больше говорю с ребенком на разные темы.

Если ребенок неохотно идет на контакт, то я терпеливо помогаю ему в этом. Если ребенок заговорил со мной, я внимательно выслушаю его и в дальнейшем говорю с ним. Ни в коем случай не останавливаю его. Считаю необходимым научить говорить в течении всего дня ! Говорить во время игры, говорить во время одевания и раздевания, во время кормления, умывания, говорить во время прогулки и т.д.

В младшем возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без внимания ничего, что попадет им в руки, в поле их зрения. Этим обязательно необходимо воспользоваться и терпеливо и обстоятельно рассказать обо всем, что их интересует. Стараюсь при этом не нарушать эмоционального контакта с детьми, поощряю его самостоятельные рассуждения и радуюсь его достижениям вместе с ним.

В своих контактах с ребенком я даю понять ему, что нуждаюсь в его разъяснениях. При этом повторяю какое-либо новое слово и помогаю построить простое предложение.

Именно в этом возрасте словарный запас ребенка увеличивается в 5-7 раз. Довольно быстро увеличивается и активный словарь за счет слов, которые ребенок употребляет в повседневной жизни, и считаю важным содействовать этому. Главная моя цель говорить с ребенком, чтобы он не только слушал меня, но и слышал, понимал о чем я хочу ему рассказать, чтобы в дальнейшем он использовал свои знания в общении со сверстниками.

В моей младшей группе есть дети, которые плохо говорят или не говорят вообще. На них я обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю их пассивный запас.

Именно младший возраст благоприятен для воспитания речепроизносимых навыков, так как становятся более подвижными органы речевого аппарата: нижняя челюсть, мышцы языка, губ.

При правильной работе по развитию речи, осуществляемой в течении дня, нет необходимости в специальных занятиях по формированию звуковой культуры речи. Ребенок с удовольствием повторяет за взрослыми те или иные слова, поэтому я работаю над собственной дикцией, контролирую её. Разговаривая с ребенком слежу за темпом речи. С этого возраста я стараюсь учить детей пользоваться умеренным темпом речи. Смена темпа речи является неотъемлемой частью её интонационной выразительностью. Монотонная речь бедна, в то время как «игра» темпа обогащает её, делая ярче, красочнее. Уже в первой младшей группе я учу говорить детей и быстро и медленно. Для этого произношу звукосочетания и отдельные слова с различной скорость.

Детям легче говорить в маленьком хоре, а не по отдельности, поэтому я как можно чаще даю возможность детям говорить вместе. В этом возрасте дети, как правило, все свои действия «проборматывают». Ни в коем случае я не пресекаю это, не ограничиваю детей.

Анализ речи детей в младшей группе.

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее современное психологическое развитие детей.

Какие показатели свидетельствуют о том, что речь детей младшего возраста развивается полноценно?

К концу года дети младшей группы могут выполнять простые словесные поручения, воспринимать несложные рассказы без использования средств наглядности (картинки или др.); начинают понимать короткие рассказы о событиях, не имевших места в их личном опыте.

Хорошо развита способность к подражанию, выражающаяся в умении повторять вслед за взрослым движения, действия, слова и фразы.

С готовностью откликаются на мои предложения почитать, послушать рассказ или сказку, вместе рассмотреть картинки в книге.

Решение каких задач может обеспечить необходимый уровень речевого развитья?

Во-первых, интенсивное развитее у ребенка понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений его ближайшего окружения; организация речевой среды (разговоры-диалоги по поводу специально подобранных средств; рассказы воспитателя; ежедневное чтение художественны текстов; пение небольших песенок; игры с текстами и т.п.).

Во-вторых, целенаправленное развитие речи как средства общения с помощью специально организованных диалогов разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий и построенных с опорой на наглядные материалы (игрушки, предметы, картинки) и тексты художественных произведений.

Из этих общих задач вытекают конкретные задачи:

1.Словарная задача – обогащение, уточнение и активизация словаря. Они указывают на наличие трех уровней усвоения ребенком слов – названий предметов, действий, качеств, отношений: может понимать слово, но не использовать его в речи;

узнает и называет предмет (действие, качество и др.)лишь в привычных для него словосочетаниях (ножницы нужны, чтобы «стричь ногти»):

понимает и правильно использует слова в любых. Доступных для него связях и отношениях.

Характерные особенности развития речи в

младших группах.

(Из практического опыта работы).

Начнем с весьма существенного фактора – создание спокойной атмосферы в группе. Терпимое доброжелательное отношение педагога к детям, искреннее уважение к личности каждого – залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается. Поэтому успехи каждого на речевых занятиях (повторил за взрослым слово, фразу, сказал что-то по своей инициативе) должны быть замечены.

Анализируя методическую литературу, пробные занятия, на которых выявились варианты объединения детей разного возраста (2-4 года, 2-3 года, 2,5-4 года) я пришла к выводу, что для младших разновозрастных групп возможны совместные однотемные занятия. Они предполагают разный характер заданий для дошкольников с разным уровнем речевого развития. Такие занятия я провожу не со всей группой одновременно, а с отдельной подгруппой. Но такая организация доступна, если свободные от занятия дети будут играть в другом помещении под наблюдение помощника воспитателя.

Читайте также:  Анализ композиции отцы и дети

Единственно, полноценное развитие речи младших дошкольников невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Она предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного содержания: подвижные игры с текстами, хороводные, настольно-печатные и дидактические, игры-драматизации и другие игры. Я провожу их с небольшим количеством детей (2-6 человек) разного возраста в любое время дня.

В своей работе я выделила несколько важных факторов успешного овладения речью. Один их важных факторов – это общение старших детей с младшими.При доброжелательных отношениях в коллективе старшие дошкольники, подражая педагогу, обучают малышей по собственной инициативе. «Смотри – это бегемот. А это крокодил плохой» — показывает Медина картинки маленькой Элле. Та закрывает крокодила ладошкой и что-то там лопочет. «Не бойся, крокодил тебя не съест. Не дам!» Медина снимает её руку с картинки и решительно перелистывает страницу книги.

При каждом удобном случае я поручаю кому-то из старших детей проверить, как справился с заданием младший. Такое поручение несет характер просьбы, чтобы ребенок почувствовал уважение к себе и оценку его как компетентного человека. Например: «Захар, если тебе не трудно и ты сейчас свободен, проверь вместо меня, какие фрукты собрал Никиты. Если он что-то напутал, помоги ему исправить ошибки». Спустя какое-то время я спрашиваю: «Как дела? Спасибо тебе, Захар, за помощь!»

Другой фактор успешного овладения речью – чтение взрослыми стихотворений, народных песенок и потешек.

Детям ежедневно читаю и стараюсь читать произведения художественной литературы, новые и уже знакомые (Хрестоматия для дошкольников 2-4 года/ сост. Н.П.Ильчук, В.В.Гербова, Л.Н.Елисеева, Н.Б.Бабурова – М., 1996, 1997, 1998); а так же любые другие хрестоматии, адресованные детям младшего дошкольного возраста. В литературе даны произведения, которые сделают более содержательным общение с детьми в тот или иной отрезок времени в режиме дня: при умывании, при приеме пищи, во время игры, на прогулке. Предусмотрены и шуточные стихи. Например «Наставление» С.Маршака: «На крапиву не садись, если сядешь – не сердись.»

На прогулке дети под текст соответствующей потешки показывают, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегут маленькие ножки (топ-топ-топ). Потешка «Ладушки, ладушки…» помогает мне завязать с малышами разговор о том, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала, чем угощала.

Когда я наблюдаю за играющими детьми, беспокоясь говорю: «Ой, что-то я Никитку не вижу, не слышу. Не украл ли его кто?» дети начинают смеяться, говорят, что Никиточка здесь. «Подойди ко мне дружок» — обращаюсь к малышу. «Где же ты был?» Выслушав ответ, обращаюсь к нему, говорю:

Лисий хвостик

Бегал в гости.

Мосточком бежал,

Листочком дрожал.

Вернулся назад – и рад!

Я отпускаю ребенка от себя, но остальные уже поняв, что им предложена игра, начинают прятаться от меня, то подбегают, радуясь возможности снова послушать стихотворение.

В следующий раз беру куклу, баюкаю (возле нас собираются малыши), читаю стихотворение В.Берестова «Больная кукла».

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Спойте, что ей нравиться,

И она поправиться.

Дети поют песенку, используя и домашний репертуар.

Пение воспитателем детских и взрослых песен, игра на любых музыкальных инструментах (гитара, металлофон, пианино и др.) очень прекрасно сказываются на настроении, поведении и развитии детей.

Так например, распевая песенку «Петушок, петушок…» — играем на металлофоне.

Петь желательно много и часто, не стесняясь своего исполнения. Музыкальный руководитель констатирует, что дети с которыми работают поющие воспитатели, заметно отличаются от сверстников: они умеют слушать пение и игру на инструментах, без труда и с удовольствие подпевают взрослым.

Значительным является фактор создания речевой развивающей среды.

Организация игр-сюрпризов, цель которых порадовать, позабавить, удивить, это часть работы по созданию в группе развивающей речевой среды. Многие игры помогают на достаточно длительное время занять одних детей, пока я работаю с другой подгруппой.

Известно, что для младших дошкольников эффективны занятия, которые целиком или частично проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой или поведенческой (движения, действия и т.п.).

Использование самых разнообразных игровых заданий и упражнений, которые дети любого возраста готовы выполнять охотно и многократно.

Рассмотрим эти задания и упражнения.

Чередование хоровых ответов с индивидуальными (малыши предупреждают зайчонка об опасности; утешают, баюкают куклу и т.п.; при этом они должны быть убеждены в необходимости того, что делают). Хоровых ответов должно быть достаточно много. Так новую куклу приглашают в группу сначала все дети, затем самые маленькие, деле только мальчик, которые обещают не обижать её, наконец, один ребенок, который предлагает спеть для неё. Почитать и т.п. (индивидуальных предложений может быть 5-6). Когда дети говорят хором, надо следить, чтобы они не переходили на крик.

Самые разнообразные задания, предполагающие ответ действием: найдите, покажите, выберите, принесите, сделайте то-то и так-то. Эти задания не только оживляют занятия, предоставляя позу, но и позволяют мне выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка.

Специальные задания, побуждающие ребенка принять воображаемую ситуацию. Это вызывает у детей эмоциональный отклик, предупреждает утомление, способствует формированию игровых умений и навыков, творческих способностей.

Разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов (русские народные песенки «Тили-бом», «Заинька приходи…», «Ладушки, ладушки…», рассказ Чарушина «Кошка» и др.). Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важны в становлении в речевой и умственной деятельности: жест наполняет слово конкретным содержанием. В конспекты так же включены народные игры, в процессе которых один ребенок (водящий) или несколько (договорившись между собой) показывают какое-то движение, а все остальные повторяют его. Особой популярностью пользуется у маленьких народная игра «Зеркало» («Ровным кругом друг за другом, эй ребята не зевай…»).

Работая с детьми в 1 и 2 младших группах, я пришла к выводу, что не все дети одинаково воспринимают речь воспитателя.

У каждого ребенка существует свои особенности развития речи, свои недостатки. Дети ещё очень замкнуты, общаются неохотно, к тому же не со всеми взрослыми. Многим трудно ещё сопровождать свои действия словами. Например: рисовать и говорить о нарисованном. Сложных предложений ещё практически не существует. Дети не всегда воспринимают рассказ без иллюстраций, без показа предметов. Поэтому для успешного развития детей я использую картинки, фланелеграф, который изготавливаю сама. Почти для каждой сказки, потешки у меня есть свои фланелеграфы. Это очень удобно и помогает как на занятиях, так и в повседневной жизни. При этом знакомые слова и действия как бы оживают. Что способствует лучшему усвоению того или иного произведения. Ребенок может сам манипулировать героями.

К концу второй младшей группы наши дети уже сами могут пользоваться фланелеграфом, показывают его своим сверстникам, при этом получают необыкновенное удовольствие.

Театрализованная игра как один из её видов является эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления ими нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствования диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Основные направления развития театрализованной деятельности состоит в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

Прежде всего, необходимо формировать интерес к театральной деятельности, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов, сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказок. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши.

Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.

Освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка…», А.Барто «Игрушки»). Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с педагогом импровизациях на заданные темы. Обогащение игрового опята возможно только при условии развития специальных игровых умений.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью вербальной и невербальной выразительности. Видами животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Дети в этом возрасте еще плохо ориентируются в ближайшем окружении (например: в сходных по виду предметах – стол, стул, диван, кровать). Для этого я делаю пособия «что я вижу», «принеси то, что я скажу», «чего не стало». Ребенок упражняется и в отличии предметов и во внимании.

Дети плохо узнают действия, поэтому использую все возможные картинки, активируя детей в ответах (Мальчик вытирает лицо, девочка кушает, девочка одевается и т.п.). Ребенок ассоциирует все действия с собой, а затем приобретенные знания использует в общении со сверстниками.

Я работаю по программе М.А.Васильевой. Эта программа ориентирована на детей с более-менее развитым словарным запасом и звуковой культурой речи. В моей же группе есть развитые дети. Для одних эта программа сложна, для других слишком простая и им неинтересно. Это зависит и от их окружения дома (благополучия семья или нет, занимаются ли с ним дома, уделяют ли ему внимание).

Я стараюсь как можно больше активизировать детей вне занятия (на прогулке, во время экскурсий, во время). Все время говорю с ними, спрашиваю, дополняю их ответы, подсказываю.

Я считаю, что большое значение в развитие речи ребенка имеет сенсорное воспитание и развитие. Ребенок черпает первые представления об окружающем мире, материальной среде с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Для малышей слова действительно являются «вторыми оригиналами действительности», первый же – образы окружающего мира, то есть язык развивается наглядно-действенным путем. Чтобы ребенок понял название, он должен видеть предмет, с которым оно связано.

Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, поэтому, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия.

Формирование речи неразрывно связано с постижением вещей и наоборот, окружающая ребенка действительность – это неисчерпаемый источник, который должен быть использован для обогащения языка.

Знакомясь с цветом, формой и величиной, ребенок обогащает свой словарный запас, звуковой анализ речи, музыкальный слух и так далее. Для этого я делаю пособия, помогающие ребенку лучше ориентироваться, разбираться в предметах. Так, например, игра «какого цвета». Я раздаю детям картинки с изображением различных предметов, фруктов, овощей (зеленый – огурец, красный – флажок, красный – клубника, желтый – лимон и так далее). Затем я показываю квадрат какого-либо цвета и дети, у которых есть предмет такого цвета, поднимают свои картинки. Так, мы и знакомимся с цветом и закрепляем названия предметов и обогащаем словарный запас детей.

Итак, кропотливая работа по развитию речи моих воспитанников дала положительные результаты. В заключении хочу сказать, что наша общая задача – воспитать всесторонне развитого здорового ребенка. В настоящее время во всем мире внимание привлечено к дошкольному детству. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного физического и духовного развития человеческого индивида и от того какие педагогические и гигиенические условия создаются для этого раннего развития, во многом зависит будущее ребенка, зависит то, насколько он будет физически крепок и здоров, какими умственными способностями и нравственными качествами он будет обладать, когда станет взрослым человеком.

Дошколята младшего возраста очень активны. Движение им необходимо! С помощью массажа можно расслабить и успокоить после активной игры или помочь выплеснуть энергию, когда движение ограничено.

Читайте также:  Анализ конфликт отцов и детей

Рекомендации для родителей.

Дидактическая игра, имея организованную и формализованную структуры, способствует усилению чувственного познания окружающего мира, закреплению и уточнению знаний о свойст.

Занятие по развитию речи с детьми 2–4 лет по русской народной сказке «Курочка Ряба»Занятие 1 (с детьми 2 – 3 лет)Чтение детям: русская народная сказка «Курочка — ряба&raq.

Познакомить родителей с различными приемами развития речи.Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

В консультации представлены уровни нормального речевого развития детей в 2-3 года.

источник

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. [1]

Все дошкольные образовательные учреждения работаю по определенным образовательным программам. На примере трех образовательных программ, мы рассмотрим основные задачи речевого развития в младшем дошкольном возрасте.

Программа»От рождения до школы»( Н.Е. Вераксы).

* развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

* развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи- диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

* практическое овладение воспитанниками «нормами речи».

Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, и т.д.

Развивать умение понимать обобщающие слова; называть части суток; называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Грамматический строй речи Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, форму множественного числа существительных в родительном падеже. Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.

Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тиграм).

по программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы во всех возрастных категориях основными задачами по развитию речи являются:

— развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

-развитие всех компонентов устной речи детей;

— обогащение и формирование словаря;

— развитие звуковой культуры речи;

— развитие грамматического строя речи;

— развитие связной речи (монологической и диалогической).

Программа «Детство»( В.И. Логинова и Т.И. Бабаева).

Развитие связной речи. Решение основной задачи — развития разговорной речи детей — предполагает работу воспитателя по организации целесообразной речевой среды. Для детей этого возраста наиболее оптимальным является индивидуальное общение со взрослым. В таком общении ребенок осваивает следующие умения:

-понимать обращенную к нему речь сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее;

— реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя;

— относить к себе речь взрослого, обращенную к группе людей, понимать ее содержание и реагировать в соответствий с ним;

— вступать в контакт со сверстниками и детьми других возрастов для достижения взаимопонимания;

— задавать вопросы, сообщать об эмоционально значимых фактах, просить разрешения и т. п.

Ребенок осваивает первые уроки культуры общения: умение употреблять речевые формы вежливого общения, использование дружелюбного, спокойного тона общения.

В процессе общения у ребенка появляются первые умения монологической речи: рассказывать об эмоционально значимых событиях, используя высказывания из двух-трех предложений.

Развитие словаря . Третий год жизни характеризуется активным и быстрым развитием словаря, в который входят:

— названия предметов, включенных в круг действий детей и доступных для наблюдения в ближайшем окружении;

— названия действий с предметами, некоторых особенностей предметов: крупные части, размеры, цвет (4 цвета), некоторые другие особенности.

— названия некоторых трудовых действий, орудий, необходимых в труде.

— названия собственных действий.

Грамматическая правильность речи. Освоение структуры простого предложения; использование системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов для выражения рода, числа, падежа, времени; использование в речи слов с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности (-чик, -щик, -енок, -онок, -ище).

Звуковая культура речи. Воспитание звуковой культуры речи на третьем году жизни тесно связано с овладением детьми новыми словами, с правильным произношением гласных и простых согласных звуков, использованием общеречевых умений (речевого дыхания, темпа и ритма речи, дикции и др.).

По программе «Детство» В.И. Логинова : во всех возрастных категориях основными задачами по развитию речи являются:

— освоение разговорной речи;

— развитие связной речи (развитие монологической и диалогической речи);

— обогащение и развитие словаря;

— опосредованность познания мира;

— грамматическая правильность речи (простые и сложные предложения);

— развитие звуковой культуры речи.

Программа»Детство»( В.И. Логинова и Т.И. Бабаева).

Развитие связной речи. Решение основной задачи — развития разговорной речи детей — предполагает работу воспитателя по организации целесообразной речевой среды. Для детей этого возраста наиболее оптимальным является индивидуальное общение со взрослым. В таком общении ребенок осваивает следующие умения:

-понимать обращенную к нему речь сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее;

— реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя;

— относить к себе речь взрослого, обращенную к группе людей, понимать ее содержание и реагировать в соответствий с ним;

— вступать в контакт со сверстниками и детьми других возрастов для достижения взаимопонимания;

— задавать вопросы, сообщать об эмоционально значимых фактах, просить разрешения и т. п.

Ребенок осваивает первые уроки культуры общения: умение употреблять речевые формы вежливого общения, использование дружелюбного, спокойного тона общения.

В процессе общения у ребенка появляются первые умения монологической речи: рассказывать об эмоционально значимых событиях, используя высказывания из двух-трех предложений.

Развитие словаря . Третий год жизни характеризуется активным и быстрым развитием словаря, в который входят:

— названия предметов, включенных в круг действий детей и доступных для наблюдения в ближайшем окружении;

— названия действий с предметами, некоторых особенностей предметов: крупные части, размеры, цвет (4 цвета), некоторые другие особенности.

— названия некоторых трудовых действий, орудий, необходимых в труде.

— названия собственных действий.

Грамматическая правильность речи. Освоение структуры простого предложения; использование системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов для выражения рода, числа, падежа, времени; использование в речи слов с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности (-чик, -щик, -енок, -онок, -ище).

По программе «Радуга» Т.Н. Дороновой во всех возрастных категориях основными задачами по развитию речи являются:

— обогащение содержания сознания детей;

— интерес к художественной литературе;

— создание благоприятной речевой среды;

— индивидуальное речевое общение;

Грамматика, по словам К.Д. Ушинского — это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя речи — важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников. Грамматический строй- это зеркало интеллектуального развития ребенка.

Грамматическая система речи- это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Грамматический строй речи включает в себя Морфологический уровень развития речи и Синтаксический уровень (приемы словоизменения (составление предложений, и словообразования) сочетание слов в предложении)

Чем обусловлены грамматические ошибки дошкольников?: — общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов); — трудностями овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения; — запасом знания об окружающем мире и объемом словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи; — неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды (прежде всего неправильностью речи родителей и воспитателей) — педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи. В процессе формирования и развития грамматического строя речи у детей, необходимо вести следующую работу:

В мл. группе (3-4 г.) учить согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами В, НА, ПОД, ЗА; употреблять имена существительные в форме ед. и мн. числа, обозначающих животных и их детенышей (кошка-котенок-котята); употреблять форму мн. числа существительных в родит. падеже (бабочек, матрешек); составлять предложения с однородными членами (Миша посадил в машину зайку, куклу и мишку). Остановимся более подробно на одной из сторон речевого развития- это овладение детьми способами словообразования и словоизменения. Словообразование Словоизменение ( образование от однокорен. (изменение слов по различн. слов новых, приобретающих грамматическим категориям: новый смысл) родам, числам, падежам, временам)

Важным средством для формирования и развития вышеназванных грамматических навыков у дошкольников являются дидактические игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием. Рассмотрим основные виды дидактических игр: — игры с предметами; — настольно-печатные игры; — словесные игры Хотим представить вашему вниманию некоторые игровые упражнения и задания, которые целесообразно и интересно проводить с детьми и которые я использую в своей работе.

ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ: 1. Интересная, многофункциональная игра по теме: «Домашние животные» «Путешествие Пятачка» (образование и употребление названий детенышей животных, образование сущ. по теме «Домашние животные» с пом. ум-ласкат. суф., согласование числит. с сущ., образование форм сущ. родит падежа ед. числа) У меня в руке игрушка поросенок Пятачок летящий на воздушном шарике, он пролетает над лужайкой с домашними животными и их детенышами.- Кого с высоты своего полета видит Пятачок? — спрашиваем у детей. Не корову- а коровку, не лошадь-а лошадку, овцу-овечку и т.д. А с кем гуляют по двору … корова- с теленком, лошадь- с жеребенком….. и т.д. — Пусть Пятачок сосчитает сколько у курочки всего цыплят. и т. д.

2. Не менее увлекательная Д. игра «Наша улица» (образование глаголов с приставками, понимание и употребление предложных конструкций, обогащение словаря по теме «Транспорт») . Эту игру можно использовать в своей работе над лексической темой «Транспорт». На столе мы видим макет улицы, гаража, домов, светофоров, знаков и т.д. Дети по очереди выполняют игровые действия с машиной и комментируют их. (Машина выехала ИЗ гаража, НА проезжую часть, доехала ДО светофора и т.д.) Так же возможен вариант, когда педагог расставляет транспорт на макете и задает вопросы: Где стоит автобус? (НА дороге), куда заехала машина? (В гараж), откуда отъехал грузовик? (ОТ дома) и т.д.

3. Достаточно интересно использовать в своей работе различные инсценировки сказок. В качестве примера , хочу привести логосказку «Большущий и маленький» у детей перчаточные игрушки диких зверей. Совместно с педагогом ребята разыгрывают следующую сценку. Однажды на полянку прискакал зайчик. И стал он хвастаться перед другими животными:- Я не заяц, а зайчище. У меня не глаза, а глазищи, не хвост, а… (хвостище), не зубы, а …(зубищи) и т.д. На поляну выбежал волк и говорит: — Ты заяц маленький, какой же ты зайчище? Ты- зайчик, какие у тебя усищи- у тебя…. (усики) и т.д. Таким образом мы весело и непринужденно отрабатываем с детьми образование и употребление сущ. с помощью суффиксов ИЩ, ИК

НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ В своей работе мы также широко использую разнообразные настольно-печатные игры. 1. Например, игровое упражнение «Исправь ошибку». Для упражнения нам нужны предметные картинки и карточка со стрелкой. Детям предлагается исправить ошибку педагога и исправить саму схему предложения. Например: «заяц съел морковку». Либо «книга читает девочку.» 2. Так же я рекомендую в работе над лексико-грамматическим строем речи использовать серию игр «Играйка». 3. И еще одна серия речевых игр. Которые так же советуем использовать в нашей работе. 4. В настоящее время можно подобрать из огромного ассортимента настольно-печатных игр наиболее увлекательные и многофункциональные. Некоторые из них можно так же посмотреть на нашей выставке.

1. В зимнее время года, на прогулке достаточно занимательно поиграть с детьми в «Словесные снежки». Ход игры такой: дети становятся в круг, у каждого в руке снежок. В центр круга выходит водящий , произносит небольшое стихотворение: «Чоки-оки, чоки-чок, Я теперь снеговичок, Ты снежки в меня бросай И словечко называй. Кто последний назовет, Смело в круг ко мне встает. Дети по очереди бросают снежки и называют родственные слова к слову СНЕГОВИК. Предлагаем поиграть немного в эту игру, только вместо снежков, у нас будет мяч. Задача подобрать как можно больше родственных слов к слову «СНЕГОВИК». 2. Хотим представить вашему вниманию еще одну игру , которая называется «Поле чудес». Игра предназначена уже для деток подготовительного возраста. Задача здесь более сложная. Ребенок должен назвать картинку, которая выпадет ему на «Поле чудес» и соединить ее со словом (который прочитает педагог либо сам читающий ребенок) Например: книга (картинка), любит (слово) = книголюб и т.д. Предлагаю поиграть..

Подведем итог нашей темы: Гармоничное речевое развитие каждого ребенка, может быть обеспечено лишь при КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ к умственному и речевому воспитанию и при правильном сочетании различных форм работы.

источник