Меню Рубрики

Анализ речи детей младшей группы

Выполняя задания, каждый ребенок набрал определенное количество баллов. Результаты диагностики детей 4 года жизни по методике О.С. Ушаковой представлены в таблице №1.

Таблица №1. «Уровень развития словаря детей 4 года жизни»

Фамилия, имя Номера заданий Сумма баллов Уровни
Синякова Маша I
Щеглов Дима II
Павлов Илья II
Романюк Вика II
Тальман Кирилл II
Сахаров Никита III
Лусс Дима III
Шутилина Вика III
Заверач Катя I
Берсанова Эля II

«Уровень развития словаря детей 4 года жизни в % соотношении»

Название уровня Диагностический этап в %
Высокий 20 %
Средний 50%
Низкий 30%

Показания таблицы говорят о том, что речь детей младшего дошкольного возраста оставляет желать лучшего. По данным нашего исследования, 30 % детей показали низкий уровень,50 % детей — средний,20% детей — высокий уровень. Приступим к более подробному анализу развития речи детей младшего возраста.

Анализируя данные диагностики, можно отметить, что высокий уровень развития речи был выявлен двух детей – Маши С.и Кати З. что составило 20 %

Речь этих девочек четкая, развернутая. Они использует предложения, в которых встречаются все части речи. Безошибочно, самостоятельно употребляет имена существительные в единственном и множественном числе. Отвечают на вопросы: Кто это? Что это? Умело составляет предложения с однородными членами. Без помощи взрослого подбирают слова, обозначающие признаки предметов и их качество (прилагательные). Отвечают на вопросы, Какой? Какая?.Безошибочно подбирают слова обозначающие действия предмета (глаголы), отвечающие на вопрос Что делает? Что можно с ним сделать? При определении значения слова они ориентируются на существенные признаки и действия предмета. В соответствии с контекстом правильно употребляют слова и словосочетания, свободно пользуется словами, и связывают их по смыслу. Они без труда могут обобщать слова, называя их одним словом. Девочки заинтересованы, c удовольствием идут на контакт.

Средний уровень был выявлен у 5 детей, что составило 50%.

В речи они используют простые предложения, в которых встречаются все части речи. Допускают неточности в употреблении слов, отвечающих на вопросы: Кто? Что? (существительные)- обозначающие предмет. Признаки и качества предметов, выраженные прилагательными, обозначают с помощью взрослого. С помощью воспитателя называют и действия предметов, обозначающих глаголы, и отвечающие на вопросы: Что делает? Что может сделать?

Имеют затруднения в обобщении слов.

Общение чаще всего происходит по инициативе взрослого; при ответах детей необходимы незначительные подсказки.

3 ребенка — 30%, показали низкий уровень. Нами было отмечено, что эти дети не умеют соотносить ответы с вопросами педагога, испытывают трудности в понимании задания. Они не называют слова, обозначающие предмет ( выраженные существительными, отвечающими на вопросы : Кто? Что? Не умеют обозначать признаки и качества предметов, выраженных прилагательным, отвечающим на вопросы: Какой? Какая? Имеют затруднения в назывании действия предмета (глагола), отвечающего на вопрос: Что делает? Что мы с ним можем сделать? Не умеет употреблять обобщающие слова.

Словарь их ограничен. Не сформированность словаря, действий и грамматического строя речи. Часто пропускали предлоги, смешивали падежные формы. Наблюдались многочисленные искажения, заменяли и смешивали звуки. При общении с воспитателем они не проявляли никакой инициативы. Выполнение задания им было затруднительно.

Данные диагностики показали, что речь детей находится, не на должном уровне, и отстает от тех показателей, которые должны быть в данном возрасте. Необходимо было разработать специальную коррекционную программу, которая позволила бы всесторонне развить речь ребенка четвертого года жизни.

По нашим предположениям — использование в работе с детьми четвертого года жизни малых фольклорных произведений должно обогатить словарный запас детей. Прежде чем приступить к формирующему этапу, мы провели беседу с родителями и воспитателями исследуемой группы. Необходимо было выяснить: используются ли фольклорные произведения в работе с детьми в детском саду и дома, какие произведения и с какой целью. Опрошено было девятнадцать родителей и два педагога. Результаты беседы показали, что родители практически не используют с младшими дошкольниками малые формы фольклора. Молодые родители практически не знают ни одной колыбельной песни. Утратили свою былую значимость произведения устного народного творчества. В репертуаре родителей имеется всего несколько поговорок, считалок и загадок, а о потешках, и говорить не приходится.

Анализ работы воспитателей говорит о том, что все-таки они стараются использовать малые фольклорные жанры немного шире. Применяются различные считалки в подвижных играх. С целью поддержания интереса детей, применяются загадки на занятиях. Для развития мелкой моторики рук – пальчиковые игры и игры забавы. А использование колыбельных, потешек и прибауток, по их словам, надо использовать только в раннем возрасте. Развивая речь младших дошкольников, достаточно использовать скороговорки, считают они. Соответственно, когда мы проводили беседу с детьми о знании фольклорных произведений, мы заметили, что дети знают всего несколько колыбельных песен, потешек, сказок. Им трудно было определить, к какому жанру относится то или иное произведение.

Исходя из этого, нами были сделаны выводы, что работа по использованию малых фольклорных форм с младшими дошкольниками недостаточно организована, так как воспитатели и родители не полностью используют их развивающий потенциал для обогащения словарного запаса.

Основываясь на результатах констатирующего этапа, нами был проведен формирующий этап.

Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у детей младших дошкольников средствами фольклорных произведений.

Обогащение словаря ребенка – это сложный нервно-психический процесс, происходящий в результате общения ребенка с взрослыми и окружающей средой. Начиная с раннего возраста, ребенок учится говорить, строит первые предложения.

А помочь малышу в этом могут малые фольклорные произведения, которые являются прекрасным средством для обогащения словаря. Такие научные деятели, как Разенкова Ю.А и Баенская Н.Н. доказали, что дети, в семьях которых с периода беременности, младенческого и раннего возраста звучали колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки, практически не имеют отставаний в речевом развитии. Речь таких детишек выразительная, богатая, у них хорошо развито мышление, память.[52]

Разрабатывая экспериментальную программу по обогащению словаря младшего дошкольника средствами фольклора, за основу мы брали работы Ю.Г. Илларионовой, Н.А. Дмитриевой, Усовой, О. Ушаковой.

Для решения этого вопроса, нами были поставлены цели и задачи.

-Способствовать эмоциональному и речевому развитию детей 4 года жизни, используя в работе малые фольклорные произведения.

— Сформировать у детей правильную и красивую речь через использование малых фольклорных форм.

— Стимулирование желания малыша в обогащении и расширении словаря.

-Сформировать у детей потребность в общении с взрослыми и сверстниками и желание высказывать свои суждения, представления в речи.

— Обогатить словарь детей новыми словами, выражениями, их значением. — Разучивание произведений малых фольклорных жанров: потешек, стихов, поговорок, считалок. Расширить и обогатить словарь детей за счет использования разных фольклорных жанров.

-индивидуальный подход к каждому ребенку,

-проведение работы с учетом возрастных особенностей детей,

-работа должна проводиться в системе,

— необходимо привлекать к активности всех детей,

-всестороннее развитие детей.[53]

Работа по формированию речевых навыков средствами фольклорных произведений велась не только на занятиях, а так же и в режимных процессах. Уточнялся и расширялся словарный запас, активизировалась речь детей, обобщался и систематизировался речевой материал. В своей работе мы использовали различные средства, такие как: игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, подключая к ним малые фольклорные жанры. Дети активно отгадывали загадки, хором произносили стихи, рифмы, потешки, чистоговорки и скороговорки.

Проводя работу по развитию артикуляционного аппарата, речевого слуха, дыхания, использовались различные игры на звукоподражание — «Кто как кричит», «Кто позвал» и др. Имитация шума ветра, жужжания пчелы, рокот самолета и т.д. Дети активно включались в работу.

Фольклорные произведения использовались и повседневной жизни:

Например, используя стихотворение, хвалили ребенка:

Малыши очень любят, когда в стихотворениях встречаются их имена, они с удовольствием подключались к чтению, тем самым знакомясь с широтой устного народного творчества:

Фольклорные произведения позволяют воспитывать у детей не только любовь и заботу к животным, а так же знакомят с их повадками, предназначением, образом жизни, местом обитания, внешним видом.

четыре лапки, пятый хвостик.

Во время прогулки также использовали фольклорные жанры, что позволяло ярче раскрыть детям знания о природных явлениях, развивать звуковую культуру речи, обогащать словарный запас детей.

Незаменимы были пословицы и поговорки в режимных моментах, относящихся к приему пищи:

Кашка масленая, ложка крашенная,

Мы ребяток никогда не упрашиваем.

Отход детей ко сну сопровождался следующими пословицами:

Пора спать, коли некого ждать.

Всем известно, что игра – это основной вид деятельности ребенка. Именно поэтому мы использовали игру в интересах обогащения словаря детей. Нами были подобраны игры, которые имеют литературный текст, в котором прописано то или иное игровое действие: «Лохматый пес», «Два мороза», «Зайка серый умывается» и т.д. Начиная игру, воспитатель знакомила детей со стихотворным текстом. При неоднократном прочтении его, дети быстро запоминали, а затем сами играли в игру, используя содержание текста.[56]

Никому не секрет, что дети очень любят праздники. Учитывая это, с малышами проводились различные мероприятия использованием фольклорных произведений: развлечения («Как у нашего кота», «В гостях у бабушки Варварушки»); утренники («Весняночка», «8 Марта»); праздники («Осенины», «Веселые посиделки») и т.д

Работа проводилась не только с детьми, но и с родителями. С каждым из родителей в течение года были проведены индивидуальные встречи беседы, где они получали необходимую методическую консультацию о том, какую работу необходимо вести для успешного обогащения и развития словаря ребенка. Родителям предлагался перечень тех фольклорных произведений, которые соответствуют данному возрасту детей. На родительском собрании были подведены итоги совместной работы по данному вопросу, где малыши с большим удовольствием продемонстрировали знания малых форм фольклора, выступив перед родителями с целой концертной программой.

Педагогами были оформлены папки — передвижки — «Говорят дети», «Роль фольклорных произведений в развитии речи малыша». Родители совместно со своими детьми изготавливали коллажи на тему — «Мои любимые потешки», из которых была сделана выставка в комнате «Творчества».

На семинарах педагоги знакомили родителей с теми играми, в которые можно поиграть с детьми дома: это и пальчиковые игры, и различные игры со сказкой. В дальнейшем родители с удовольствием делились своим, уже накопленным опытом.

Активно привлекали родителей и в речевых традициях группы. Примером тому служит «Копилка нежных слов», работа которой направлена на обогащение и активизацию словаря детей. Дети вместе с родителями подбирали дома для именинника добрые и ласковые слова.[57]

Проанализировав проделанную нами работу совместно с родителями, было замечено, что в детях произошли определенные изменения, результаты которых отражены в диагностики.

источник

Марина Мирошник
Анализ работы по развитию речи в младшей группе

В своей группе я работаю над развитием речи, как на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми. Прежде всего, необходимо обратить внимание на развивающую среду. Исходя из мониторинга уровня развития речи, к началу учебного года были внесены изменения в развивающую среду. Был изготовлен пальчиковый театр, с помощью родителей пополнен кукольный театр новыми персонажами, что позволило детям в самостоятельной игровой деятельности совершенствовать связную речь, выразительно передавать настроение, характер героя, умение вступать в диалог.

Приобрели и изготовили настольно-печатные игры, направленные на формирование грамматического строя речи («Кислое -сладкое», «Мой-моя-моё», «Что из чего…») На занятиях посредством дидактических игр и упражнений с грамматическим содержанием, я стараюсь обучать детей таким способам речевой деятельности, усвоение которых вызывает определённые трудности: согласование прилагательных и местоимений с существительными, образованию трудных форм глаголов. Так как на данный момент работаю в младшей группе, перед детьми ставлю задачу понимать смысл сказанного (например, ориентируясь на окончание существительного различать, где один предмет, а где много, использовать то или иное грамматическое средство в собственной речи, говорить так, как говорят другие.

Совместно с детьми и родителями изготовили атрибуты к новым сюжетно-ролевым играм, таким как «Супермаркет», «Салон красоты», «Автопарк», «Вет. лечебница», что позволяет в непринуждённой игровой форме высказывать детям свои мысли, обогащать словарный запас.

Не забываю при этом о самостоятельной художественно – речевой деятельности, для которой создаю необходимые условия (книжный уголок, подбор иллюстраций и т. д.)

При обучении связной речи широко применяю игрушки и предметы. Подбираю игрушки одного наименования, но различные по внешнему виду. Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приёма элементарного сравнения. В младшем возрасте описание начинается с тщательно продуманных вопросов воспитателя. Рассказ является образцом. Для описания широко использую совместное рассказывание, начинаю предложение, ребёнок заканчивает.

Широко использую инновационные технологии (например, наглядное моделирование, технические средства обучения.

В своей работе использую различные методы и приёмы

Наглядные методы. К ним относится метод непосредственного наблюдения. Применяю его на занятиях; на прогулке; осматриваю помещения детского сада; проводим с детьми экскурсии на почту, кухню и в прачечную детского сада; рассматриваю с детьми натуральные объекты (деревья, растения, предметы (одежду, посуду, дома и др.); наблюдаем за каким-либо процессом (труд водителя, уличное движение, труд работников д/с и т. п.).

В процессе наблюдения не только знакомлю со значением слов, но и по возможности активизирую разные анализаторы, обозначаю словом отдельные ощущения детей: зрительные, обонятельные, кожные (тактильные и температурные, Например: снег — белый, холодный, липкий, сыпучий, рыхлый, твёрдый,

Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, использую опосредованные наглядные методы. Такие как:

Показ картины мало знакомой детям по содержанию. В этом методе я объясняю толкование новых слов, сравниваю их по смыслу со словами знакомыми детям. Для рассматривания картин выбираю такие, тематика и содержание которых, мало знакомы детям. Дети обогатят и активизируют свой словарь, благодаря картинам «У пристани», «Прибытие поезда» и др., Детям будут понятны слова пристань, палуба, перрон, вокзал, станция, рельсы и т. п, Картины по тематике «Кем быть?» познакомят детей с профессиями

Читайте также:  Анализ на иммунный статус для детей

Использую метод — рассматривание знакомых детям картин. «Времена года», серия «Мы играем» Здесь более активна речь детей, их ответы на наши вопросы.

В своей работе использую метод-рассматривание игрушек

Для формирования умения вычленять качества, свойства предметов, игрушек используем приём сравнения. Так, например, при сравнении двух кукол задаётся вопрос: «Что у них одинаковое, а что разное? Чем ещё куклы отличаются друг от друга?».

Для уточнения и активизации словаря использую рассматривание. картинок разного типа: предметных; сюжетных. Чтобы рассмотреть и назватъ картинку, ребёнку предлагаем вспомнить ранее виденный предмет, и ранее воспринятое слово. Например, после

экскурсии в парк и рассматривании картин о лесе, мы с детьми рассматривали картинки отдельных деревьев, вспоминали, какие

деревья видели в парке, их названия и соотносили с деревьями на картинках, а в дальнейшем классифицировали их на хвойные и

Также использую методы активизации и обогащения словаря

дидактические игры и упражнения в подборе слова. «Кто больше увидит и назовет?», «Выдели и назови части в целом» (части одежды, «Кто больше назовёт предметов круглой (овальной, прямоугольной) формы?». В подготовительной группе используем дидактические игры на подбор более точных слов-синонимов и слов, противоположных по смыслу — антонимов. Например, Д/и,«Скажи точнее» (ветер — сильный,

Для подбора синонимов предлагаю

словосочетания и предложения, например: «Река бежит», «Мальчик бежит».

«Какое слово повторяется? Давайте попробуем его заменить. «Река бежит» — как сказать по — другому?» (Течёт, журчит, льётся.) Ко второму словосочетанию такие ответы: «Несётся, торопится, летит». • Д/и «Чудесный мешочек» как универсальную игру использую во всех возрастах детей.

Читаю детям художественные произведения, объясняем значения новых слов, проводим беседы об услышанном материале.

Использую методы заучивания наизусть стихов о временах года, природных явлениях, потешек, чистоговорок, скороговорок и пересказ.

Учу детей разгадыватъ загадки и самим их придумывать.

Использую практическue методы. Чаще всего, применяю их в дидактических играх, использую и показ картинок животных И их детёнышей, и словесное указание (чей зайчонок — зайчихи). Работу со знакомым литературным текстом провожу с помощью игры-драматизации, настольного театра, театра на фланелеграфе. Для ознакомления детей с некоторыми явлениями быта и природы использую метод трудового характера (посадка растений, стирка одежды и т. д.)

«Учимся, играя!» — развивающая среда в первой младшей группе Чтобы создать предметно — развивающую среду для обучения и развития детей, необходимо учитывать возрастные физиологические и психические.

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

источник

Сковпень Татьяна Анатольевна
Анализ НОД по речевому развитию во второй группе младшего возраста «В гости к Колобку»

Анализ НОД по речевому развитию и с использованием здоровьесберегающих технологий во второй группе младшего возраста на тему «В гости к Колобку»

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни путём использования здоровьесберегающих технологий.

НОД носила интегрированный характер. Основной образовательной областью является речевое развитие (это общение и обогащение активного словаря) ,которая реализовывалась в тесной взаимосвязи с такими областями как, физическое развитие (это двигательная активность, социально-коммуникативное развитие (это развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, познавательное развитие (это развитие любознательности и познавательной мотивации).

Основными задачами данной образовательной деятельности являются:

1. Активизировать в речи детей прилагательные: длинный, короткий, большой, хитрая, мягкое, косолапый.

2. Развивать мелкую моторику, используя пальчиковую игру, учить делать глубокий вдох и медленный выдох, воспитывать эмоциональную отзывчивость и чувство эмпатии посредством игры – драматизации.

3. Побуждать к выполнению игровых действий.

Достижению поставленных задач способствовало использование таких методов и приемов, как рассказывание сказки при помощи кукольного театра, показ, игра, упражнения и вопрос-ответ, показ и словесная инструкция.

Игры и игровые упражнения подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Для мотивации детей я использовала показ кукольного театра «Колобок» ,рассказывание сказки с новыми действиями героев. Оборудование для непосредственной образовательной деятельности я подбирала с учетом программного содержания, принципа доступности и возраста детей. Наглядные пособия были красочными, яркими, реалистичными.

Во время НОД я использовала здоровьесберегающие технологии, которые направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Опиралась на принципы здоровьесберегающих технологий:

• Принцип сознательности и активности.

• Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.

• Принцип всестороннего и гармонического развития личности.

• Принцип доступности и индивидуальности.

• Принцип систематичности и последовательности.

• Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

• Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.

Виды здоровье сберегающих технологий, которые мной использовались в непосредственной деятельности: пальчиковая игра, самомассаж и массаж, артикуляционное упражнение,дыхательная игра, психогимнастика.

Дыхательное упражнение «воздушные шарики».

Дыхание является важнейшей функцией организма. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании.

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.

Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека. Самое главное правило при выполнении упражнения – научить детей вдыхать воздух через нос, а выдыхать через рот.

Самомассаж «Мячики». Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний.

Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Ходьба по дорожке «Степ». Направлена на профилактику плоскостопия и самомассажа ног.

Игра малой подвижности на развитие мелкой моторики рук «Зайка серенький». Очень важно для полноценного развития мозга. Благодаря действиям и играм на развитие мелкой моторики ребёнок развивает координацию движений, учится управлять своим телом, концентрировать внимание на предметах. Развитие моторики рук – это одно из простых и эффективных развивающих занятий. Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»

Язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Для развития этого «болтливого» органа существует артикуляционная гимнастика.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься упражнениями на артикуляцию как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.

Психогимнастика — это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Выполняя упражнения психогимнастики дети обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным движениям. Основная цель — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Постоянная смена деятельности позволила предотвратить переутомляемость детей. Групповая комната, в которой проводилась данная образовательная деятельность, была распределена на отдельные зоны, что позволило концентрировать внимание детей на выполнении определённых задач: игровых, личностно – ориентированных, творческих. В заключительной части я использовала момент подарка (угощение конфетами дедушки и бабушки, чтоб у детей остались яркие, положительные впечатления от проделанной работы.

Продолжительность образовательной деятельности составила 10 минут, что соответствует рекомендациям СанПин.

Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. Образовательная деятельность получилась насыщенной, интересной, т. к. детям всегда нравится, играть, выполнять поручения, оказывать помощь.

Запланированные мероприятия состоят из трех взаимосвязанных частей: организационной, основной и заключительной.

I-ая часть — направила на мотивацию детей. На данном этапе хотела вызвать интерес у детей к дальнейшей деятельности – послушать сказку и принять самим участие в ее действии.

II часть — строила на использовании групп методов: игрового (встреча с героями сказки «Колобок», игра малой подвижности на развитие мелкой моторики рук) ; наглядного (использования демонстрационного материала – ширма для театра, сказочные персонажи, мячики и колобок,); словесного (рассказывание сказки и диалогов героев, педагогическая оценка) практического метода (выполнение физических упражнений, дыхательных, артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»,психогимнастика «Конфеты»)

III часть – заключительная, где был подведен итог мероприятия с помощью ответов детей на вопрос «Так кто же приходил к нам в гости. «А почему дедушка и бабушка были грустные?». «А чем мы их угощали?»

Считаю, что данное мероприятие достигло запланированного программного содержания. Дети с самого начала деятельности были готовы к решению проблемной ситуации «найти колобка», так как они были уверены в направляющей помощи с моей стороны.

Структура мероприятия выстроена таким образом, что все ее части были взаимосвязаны между собой и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно – образовательной атмосферы. Для достижения результата я опиралась на индивидуальные, возрастные и психологические особенности данного возраста. Обучающие, развивающие, воспитательные задачи решались в единстве. Основные этапы чётко переходили от одного к другому.

На протяжении всего времени проведения данного мероприятия прослеживалась интеграция образовательных областей: «Физическое развитие» физическая культура (достаточно активно и качественно выполняли ходьбу по массажным дорожкам, играли в игру малой подвижности); здоровье («особенно детям нравится дыхательная гимнастика — они выполняли её с удовольствием», игра на развитие мелкой моторики рук, артикуляционное упражнение, психогимнастика, социально-коммуникативное развитие (это общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, проговаривали слова вместе с воспитателем, проявлялась эмоциональная отзывчивость, сопереживали героям сказки, познавательное развитие (это развитие любознательности и познавательной мотивации, речевое развитие (это общение и обогащение активного словаря. Активизировать в речи детей прилагательные: длинный, короткий, большой, хитрая, мягкое., коммуникация (где дети вели диалог с персонажами сказки и с воспитателем)

Я удовлетворена участием детей в данном мероприятии. Считаю, что мне удалось достичь желаемого результата через реализацию всех поставленных задач. В заключение, надеюсь, что ваше мнение о проведенном мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать свое профессиональное мастерство.

-Опасалась, что дети замкнутся, так как начало учебного года.

-Недостаточность навыков в ответах на вопросы.

-Недостаточное умение действовать в коллективе сверстников.

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию во второй группе раннего возраста по сказке «Курочка Ряба» Конспект интегрированного занятия по речевому развитию во второй группе раннего возраста по сказке «КУРОЧКА РЯБА» Марина Юмашева Образовательная.

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «В гости к сказке» Тема: «В гости к сказке» Программные задачи: Образовательная Закрепить знания детей уже знакомой сказки. Вызвать желание с помощью воспитателя.

Конспект НОД по познавательно–речевому развитию детей младшего дошкольного возраста «Стоит в поле теремок» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательно–речевому развитию детей младшего дошкольного возраста «Стоит.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в группе раннего возраста «В гости к Курочке Рябе» Задачи: Образовательные: — закрепить знание русской народной сказки «Курочка Ряба»; — способствовать развитию умения детей отвечать на.

Конспект ООД по речевому развитию во второй группе раннего возраста Конспект организованной — образовательной деятельности Образовательная область » Речевое развитие» Возрастная группа: вторая группа раннего.

Конспект театрализованного досуга для детей младшего дошкольного возраста с участием родителей «В гости к Колобку» ГБОУ Школа №1371 с/п №4 Конспект театрализованного досуга для детей младшего дошкольного возраста с участием родителей «В гости к Колобку».

Мероприятие по речевому развитию в разновозрастной группе раннего возраста №1 «В гости в детский сад» Задачи: 1. Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, учить понимать смысл загадок, учить составлять короткий описательный рассказ.

Проект по познавательно-речевому развитию детей младшего возраста «Дикие животные зимой» 1 слайд Здравствуйте, вашему вниманию представляется проект по познавательно-речевому развитию младших дошкольников «Дикие животные». 2.

«Сказка про гусёнка Га». Занятие по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста Сказка «Про гусёнка Га». Цель Закрепление у детей произношения неречевых звуков. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: закреплять понятие.

Конспект открытого театрализованного занятия по развитию речи «В гости к Колобку» Конспект открытого театрализованного занятия по развитию речи «В гости к Колобку» Цель: Развивать речь детей посредством использования.

источник

Характеристика развития фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи с помощью данных логопедического обследования детей. Изучение типологии разнообразных вариантов нормы и факторов риска в формировании речевых нарушений у ребят.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Читайте также:  Анализ на группу у детей

Выводы об уровне различения существительных единственного и множественного числа

5 баллов — высокий уровень различения числа существительных 3-4 балла — средний уровень,

0 баллов — очень низкий уровень.

6. Задание 1.6 Понимание существительных с суффиксами уменьшительности.

Цель: Выяснить возможности ребенка в понимании существительных с суффиксами уменьшительности.

Оборудование: предметные картинки или игрушки: дом-домик, сумка- сумочка, кровать — кроватка.

Ход выполнения задания: Перед ребенком попарно располагали соответствующие картинки или предметы и предлагалось показать то, что называл взрослый. ( Посмотри на картинки (игрушки) и покажи дом (домик) и т.п.).

Все данные были занесены в таблицу, где отмечали число правильных ответов.

1 балл — наличие правильного ответа. 0 баллов — неправильный ответ.

Выводы об уровне понимания существительных с суффиксами уменьшительности

5 баллов — высокий уровень понимания 3-4 балла — средний уровень,

0 баллов — очень низкий уровень.

7. Задание 1.7 Обследование состояния фонематического восприятия.

Цель: определить возможности ребенка в различении слов, отличающихся одним звуком.

Оборудование: картинки (кит-кот, ком-дом, мышка-мишка, коса-коза и т.д.).

Ход выполнения задания: Перед ребенком попарно выкладывались соответствующие картинки и предлагалось показать ту, которую назвал взрослый.

Все данные были занесены в таблицу, где отмечали число правильных ответов.

1 балл — наличие правильного ответа. 0 баллов — неправильный ответ.

Выводы об уровне различения слов, отличающихся одним звуком 5 баллов — высокий уровень различения

3-4 балла — средний уровень, 1-2 балла — низкий уровень.

0 баллов — очень низкий уровень.

После обследования импрессивной стороны речи было проведено обследование экспрессивной стороны речи. Для этого были использованы следующие задания

Цель: Выявить вербальные и невербальные возможности обращения ребенка со взрослым.

Оборудование: игрушки (пирамидка, мяч, кукла, машина, барабан, кубики).

Ход выполнения задания. Ребенку задавали вопросы, которые

стимулировали его ответы с помощью доступных ему средств общения (Как тебя зовут? Кто тебя привел сюда? Показать тебе игрушки? Какая игрушка тебе понравилась? Любишь ли ты играть с игрушками? Поиграй с ними. Что ты делаешь? Что можно делать с этими игрушками?).

Все данные были занесены в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Какими средствами (вербальными или невербальными) ребенок общается со взрослым. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:

1 балл — 2 раза / при выполнении задания/,

0 баллов — более 2 раз, при использовании наглядных инструкций или при невыполнении задания.

Если ребенок набрал от 5 до 7 баллов, то это высокий уровень, от 2 до 4 — средний уровень, от 0 до 1 — низкий уровень.

2. Задание 2.2 Изучение активного лексикона детей

Цель: Выяснить объем и качественный состав активного лексикона у детей.

Оборудование: игрушечные животные, бибабо или изображения животных, часы-игрушка, предметные картинки, сюжетные картинки (изображение действий).

а) Звукоподражания. Ребенку были заданы вопросы (при необходимости использовались игрушечные животные или их изображения):

б) Существительные. Ребенку предлагалось назвать предметные картинки (дядя, бабушка, тарелка, ложка, кровать, стол, собака, рыба, мяч и т.д.).

в) Глаголы. Перед ребенком выкладывались сюжетные картинки и ему предлагалось ответить на вопрос: «Что делает мальчик? (девочка, дядя, тетя). Лексический материал: спит, ест, гуляет, прыгает, поет, едет, летит и т.п.

г) Прилагательные. Ребенку предъявлялись предметные картинки или соответствующие ситуации предметы, сравнивая их по величине или другому параметру, предлагалось ответить на вопросы:

— Какой по цвету? (мяч, шарик и т.д.)

— Какая кукла? (большая или маленькая)

— Какое платье? (чистое или грязное).

д) Наречия. Создавались различные ситуации и с помощью просьб, вопросов стимулировали к выполнению различных действий (достать машинку, шарик и т.д.), а также к речевым ответам (Где машинка? (близко или далеко).

Лексический материал: близко, далеко, высоко, низко.

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов. 1 балл — наличие правильного ответа.

0 баллов — неправильный ответ.

Выводы об уровне объема словаря (по каждой части речи) 10 баллов — высокий уровень объема словаря,

7-9 баллов — средний уровень, 2-6 балла — низкий уровень.

0-1 балла — очень низкий уровень.

3.Задание 2.3 Изучение объема и типов предложений.

Цель: Выяснить возможности ребенка к использованию фразовой речи.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход выполнения задания: Перед ребенком последовательно выкладывались сюжетные картинки и предлагалось сказать что на них нарисовано (кто? и что делает?).

Лексический материал: Девочка спит. Зайчик моет морковку. Дети поливают цветы. и т.д.

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов.

1 балл — наличие правильного ответа. 0 баллов — неправильный ответ.

Выводы об уровне владения фразовой речью.

10 баллов — высокий уровень 7-9 баллов — средний уровень, 2-6 балла — низкий уровень.

0-1 балла — очень низкий уровень.

4. Задание 2.4 Обследование грамматического оформления речи.

Цель: выяснить возможность ребенка использовать в речи некоторые грамматические формы.

Оборудование: Предметные картинки, игрушки.

а) Образование формы именительного падежа множественного числа

существительных. Ребенку было предложено поиграть в игру. Взрослый называл одну картинку, а ребенок — другую (с изображением нескольких однородных предметов). (Кукла-куклы, стол-столы и т.д.).

б) Обр азо вани е формы вин и тельно го п ад ежа существительных

(значение объекта). Ребенку предлагалось посмотреть на картинку (в сумку) и сказать, что купили в магазине, ((купили) машину куклу, шапку, морковку и т.д.).

повелительного наклонения, глаголы третьего лица единственн ого числа). Ребенка знакомили с куклой и предлагали дать ей поручения (попросить ее): («Иди к мишке», « Положи в сумку», «Принеси мячик» и т.п.).

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов. 1 балл — наличие правильного ответа.

0 баллов — неправильный ответ.

Выводы о возможности использования в речи грамматических форм (по каждой форме)

5 баллов — высокий уровень различения 3-4 балла — средний уровень,

0 баллов — очень низкий уровень.

5. Задание 2.5 Состояние словообразования.

Цель: определить возможность ребенка в образовании слов с уменьшительным значением.

Оборудование: предметы или предметные картинки.

Ход выполнения задания: Ребенку предлагалось назвать маленький предмет после того как взрослый называл большой предмет. При необходимости давался образец.

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов. 1 балл — наличие правильного ответа.

0 баллов — неправильный ответ.

Выводы о возможности использования в речи грамматических форм (по каждой форме)

5 баллов — высокий уровень различения, 3-4 балла — средний уровень,

6. Задание 2.6 Изучение слоговой структуры слова.

Цель: выяснить возможности ребенка в воспроизведении в речи слов разной слоговой структуры.

Оборудование: предметы или предметные картинки.

Ход выполнения задания: Ребенку предлагалось назвать предметы или предметные картинки (мяч, стул, вода, кошка, панама, бабушка, пирамида, велосипед).

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов. 1 балл — наличие правильного ответа.

0 баллов — неправильный ответ.

Выводы о возможности использования в речи грамматических форм (по каждой форме)

7-8 баллов — высокий уровень различения, 5-6 балла — средний уровень,

7. Задание 2.7 Состояние голоса. Общее звучание речи.

Цель: выяснить особенности звукового оформления речи ребенка и состояние его голоса.

Примечание: характеристика общего звучания речи (темпа, ритма, интонационной выразительности, внятности речи) и основных параметров голоса (силы, высоты, тембра) ребенку давалась на основании наблюдения за ним в процессе обследования.

8. Задание 2.8 Состояние звукопроизношения.

Цель: выяснить звукопроизносительные возможности ребенка.

Оборудование: предметные картинки.

Ход выполнения задания: Ребенку было предложено в игровых ситуациях произносить вслед за взрослым изолированные фонемы. Характер звукопроизношения отдельных фонем на уровне слова проверялись в процессе других заданий обследования. При необходимости дополнительно были использованы предметные картинки.

Детям младшего дошкольного возраста в ситуации первичного обследования, как правило, недоступно изолированное произнесение звука. По нашим наблюдениям, эти дети соглашаются повторить изолированные звуки по образцу взрослого только после установления с этим человеком достаточно близкого контакта, что требует определенного времени. Поэтому основной акцент в диагностическом исследовании произносительной стороны речи мы сделали на назывании ребенком слов с определенными звуками в составе слова или предложения. О.Е. Громовой, Г.Н. Соломатиной были разработаны интересные и понятные детям сюжетные картинки, содержание которых соответствует возрастным особенностям детского восприятия.

При отборе слов для проведения логопедической диагностики с использованием материала картинок мы учитывали:

— доступность слова пониманию детей

— позицию стечения согласных в слове (позиция начала, середины и конца слова)

— качество составляющих стечения согласных звуков (использовались звуки разного способа и места образования).

При подборе фонетического материала мы учитывали:

— позицию максимального выявления звуков, т.е. сильную позицию каждого звука (например, для гласных звуков сильной является позиция под ударением, для согласных взрывных звуков — начало слова, для согласных фрикативных — позиция конца слова, для звонких согласных — позиция между гласными звуками)

— позиционные модификации звуков в зависимости от комбинаторных условий конкретных словоформ (например, изменение артикуляционного уклада согласного звука в зависимости от последующего гласного)

— орфоэпические нормы русского языка (например, редуцированное произнесение безударных гласных звуков, оглушение согласных звуков в позиции конца слова).

Для обследования речи использовался картинный материал с прилагаемым к нему примерным текстом. Слова для обследования были подобраны согласно возрастным особенностям детей с учетом формирования начального детского лексикона в онтогенезе. (О.Е.Громова и Г.Н. Соломатина [11]). фонематический грамматический речевой нарушение

2.3 Результаты экспериментального исследования

Вначале был проведен анализ собеседования с родителями и было выявлено, что у 2 детей была задержка в раннем психо-моторном развитии и у 4 детей задержка в раннем речевом развитии. Затем был проведен анализ медицинских карт детей, в результате изучения которых было выявлено, что (как уже говорилось ранее) все исследуемые дети были обследованы специалистами и имели сохранные интеллект, слух и зрение. Однако, у 8 детей была отмечена в анамнезе со стороны невропатолога гипоксия, перинатальная энцефалопатия, что могло повлиять на формирование речи у детей.

В результате обследования строения речевого аппарата было выявлено, что у 3 детей было отмечено нарушение в строении артикуляционного аппарата (у одного ребенка — прогения, еще у одного ребенка — открытый прикус, и у одного ребенка — адентия передних зубов).

В результате обследовании подвижности артикуляционных органов у 10 детей был выявлен гипертонус языка.

Все эти нарушения могли повлиять на формирование речи детей, особенно в отношении нарушения со стороны звукопроизношения.

В результате исследования импрессивной стороны речи были выявлены следующие результаты:

Таблица 3 Понимание инструкций взрослого и речи на уровне диалога

Понимание речи на уровне диалога

Таблица 4 Понимание слов (предметы, действия и признаки) и предложений

Таблица 5 Различение существительных единственного и множественного числа, понимание уменьшительно-ласкательной формы существительных

Различение существительных единственного и множественного числа

Понимание существительных с суффиксами уменьшительности

Таблица 6 Состояния фонематического восприятия

Таким образом, в результате обследования уровня понимания и восприятия речи взрослого (импрессивной стороны речи) был выявлен высокий уровень у 10 детей (55,6%). Эти дети легко вступали в контакт с взрослым, выполняя задания, не испытывали никаких затруднений. Они проявляли интерес к предложенным заданиям, не испытывали дискомфорта и не смущались. Таким образом можно отметить, что уровень понимания у этих детей соответствует уровню нормального развития ребенка.

Средний уровень был отмечен у 6 детей (33,3%). Не все дети данной группы сразу вступали в контакт со взрослым, а если и вступали, то не все задания взрослого они слушали и на вопросы , обращенные к ним, не сразу реагировали и отвечали (отвлекались). Некоторые задания приходилось повторять им по несколько раз.

Низкий уровень был отмечен у 2 детей (11,1%). Эти дети в контакт вступали с трудом. При общении с взрослым наблюдалось сильное смущение с их стороны, поэтому вопросы, задаваемые взрослым, приходилось повторять по несколько раз. Даже при повторном повторении инструкций внимание рассеивалось, и они часто уходили от ответов. Понимали и отвечали они только на знакомые вопросы. Часто вместо ответа на заданный вопрос дети повторяли его (эхололии), не понимая смысла задания.

Что касается фонематического восприятия, то в результате исследования было выявлено 6 детей (33,3%), которые имели высокий уровень восприятия речи. Из предложенных картинок, на которых были нарисованы слова, близкие по звучанию, они безошибочно выбирали нужную картинку.

Средний уровень восприятия речи взрослого был выявлен у 7 детей (38,9%). Эти дети справлялись с заданиями частично, приходилось повторять некоторые задания.

Низкий уровень восприятия речи взрослого выявлен у 5 детей (27,8%).

Эти дети справлялись с единичными заданиями и только после повтора. Данные, полученные в ходе исследования, можно увидеть в диаграмме 1.

Диаграмма 1 Результаты обследования импрессивной стороны речи

При изучении активного лексикона детей были выявлены следующие результаты:

Таблица 7 Результаты обследования активного словаря детей

Таким образом, в результате обследования было выявлено 6 детей (33,3%) с высоким уровнем объема активного и пассивного словаря. У этих детей активный и пассивный словарь, их качественный и количественный состав, соответствует возрасту. В активный словарь этих детей входят все части речи, соответствующие возрастным нормам (нет только деепричастий и причастий), то есть владеют всеми лексическими единицами речи. Их словарь быстро растет. Услышанные новые слова и фразы они активно вводят в собственную речь. Повторяют стихи, отгадывают простые и знакомее им загадки.

Со средним уровнем было выявлено 7 детей (38,9%). У этих детей активный словарь значительно отстает от количественного и качественного состава пассивного словаря, учитывая, что пассивный словарь этих детей соответствует возрасту. В свободной речи у них встречаются облегченные слова, однако постепенно они заменяются правильными.

Читайте также:  Анализ на иммунограмму у детей

Низкий уровень был отмечен у 5 детей (27,8%). У этих детей крайне низкий уровень наполнения активного словаря, который значительно отстает от пассивного. Преобладают звукоподражания и аморфные слова, которые близки к лексике детей двух лет. Эти дети очень часто свою речь дополняют выразительной мимикой и жестами. Преобладают личные местоимения.

Результаты обследования объема активного словаря отражены на диаграмме 2.

Диаграмма 2 Результаты обследования активного словаря детей

Результаты обследования грамматического оформления речи.

У детей младшего дошкольного возраста встречаются ещё много аграмматических неточностей. Детской речи присуще стремление к унификации основы слов, независимо от их формы. В этом возрасте наблюдается соединение флексий и корня однозначное , что выражается в беглости гласных, отсутствии чередования, супплетивизма (человеки, молотоком). Активно формируется фразовая речь.

Таблица 8 Результаты обследования грамматического оформления речи

Образование формы именительного падежа множественного числа существительных

Образование формы винительного падежа существительных (значение объекта)

Усвоение некоторых глагольных форм

В результате обследования было выявлено 3 ребенка (16,7%), имеющих развитие грамматического строя речи, соответствующего возрасту (высокий уровень). В речи этих детей наблюдаются беспредложные формы родительного, винительного и творительного падежей. Они дифференцируют формы единственного и множественного числа существительных. Эти дети изменяют глаголы по лицам (кроме второго лица множественного числа). В согласовании прилагательных и существительных встречаются ошибки (что соответствует возрасту, так как еще не усвоено словоизменение прилагательных). Дети этой группы правильно употребляют прилагательные во множественном числе только в именительном падеже. Эта группа детей не всегда правильно употребляет простые предлоги, наблюдается их замена, а также смешение окончаний, но это соответствует возрастным особенностям трех лет. В самостоятельной речи, наряду с простыми предложениями, встречаются сложные, иногда даже с союзами.

У 10 детей (55,5%) был отмечен средний уровень. В своей речи эти дети не всегда, но используют разные формы одного слова, начиная замечать разницу в связи между словами. Таким образом, у них в речи иногда появляются между словами правильные грамматические отношения. Предлоги эти дети употребляют не верно. Речь у этих детей скудна и не выразительна, ограничена простыми предложениями. В них встречается большое количество аграмматизмов.

5 детей (27,8%) имеют низкий уровень. У этих детей фразовая речь еще не сформирована. Они находятся на этапе однословного предложения, то есть роль предложения выполняет одно слово. Активный словарь этих детей очень скудный (одно слово может иметь разный смысл, взавасимости от ситуации), поэтому для передачи информации эти дети активно используют мимику и жесты. Слова, которые используют в своей речи эти дети, не имеют определенной грамматической формы. Активный словарь этих детей состоит, главным образом, из звукоподражаний и слов, обозначающих предметы. Хотя 2 ребенка из этой группы уже начинают употреблять в своей речи простые фразы, состоящие из двух слов, хотя грамматическая связь между ними отсутствует. Слова, которые используют дети этой группы, употребляются в одной и той же неизменной аморфной форме (существительные — в именительном падеже единственного числа или искаженной, усеченной форме, глаголы — в неопределенной форме или в форме 2-го лица единственного числа повелительного наклонения).

Результаты обследования отражены на диаграмме 3

Диаграмма 3 Результаты обследования грамматического оформления речи

Таблица 9 Результаты обследования слоговой структуры слова

перестановка и пропуски звуков, слогов

перестановка звуков, слогов

перестановка и пропуски звуков, слогов

перестановка звуков, слогов

Перестановка и пропуски звуков, слогов

Таким образом, при обследовании слоговой структуры, было выявлено, что у 3 детей (16,7%) слоговая структура соответствует возрасту, то есть нарушения встречаются либо в незнакомых словах сложной слоговой структуры, либо при стечении еще не произносимых (по возрасту) согласных (они опускаются).

У 10 детей(55,5%) при произнесении слов встречается ряд нарушений слоговой структуры (пропуски, персеверации и добавления слогов и звуков). Слова сложной слоговой структуры эти дети сокращают до минимума. Оставляют 2 слога.

У 5 детей(27,8%) встречаются только простые слова, состоящие из двух слогов, то есть трехсложные и многосложные слова они сокращают, заменяя сложные слоги более легкими. Встречается добавление гласного в конец слова (закрытие слога). Эти дети в речи активно используют звукоподражания и облегченные слова.

Результаты обследования произносительной стороны отражены в диаграмме 4.

Диаграмма 4 Результаты обследования слоговой структуры слова

Результаты обследования звукового строя речи.

При обследовании звукового строя, учитывался анализ строения и подвижности речевого аппарата.

Таблица 10 Результаты обследования звукового строя речи

Таким образом, при обследовании гласных звуков (а, о, и, у) у всех 18 детей их нормированное произнесение.

5 детей что составляет 27,8% пользуются в речи облегченными словами и звукоподражанием, в данных «словах» присутствуют звуки раннего онтогенеза.

У 8 детей (44.4%) отмечается искаженное произнесение звуков.

В ходе эксперимента, анализируя обследование всех сторон речи исследуемых детей, было выявлено, что высокий уровень развития речи можно отметить у 3 детей (16,7%). Проходя обследование, эти дети вели себя активно, не смущались. Они не испытывали затруднений и с удовольствием выполняли все предложенные им задания. Уровень понимания речи у них соответствует нормальному речевому развитию. Эти дети полностью понимают обращенную к ним речь взрослого. Поэтому легко вступают в контакт, легко манипулируют с предлагаемыми им предметами. Активный словарь (его качественный и количественный состав) этих детей соответствует возрастной норме. Состояние грамматической стороны речи соответствует возрасту. Эта группа детей грамматически верно строит простые фразы. А иногда и сложные предложения. Конечно, не всегда правильно употребляет предлоги, но это соответствует возрасту. Слоговая структура этих детей сформирована полностью. Звукопроизношение у них соответствует возрастному развитию.

Средний уровень развития речи был отмечен у 10 детей, что составило 55,5%. Понимание речи у этой группы детей соответствует возрасту, хотя не все задания были выполнены верно, часто у них рассеивалось внимание и они отвлекались. Активный словарь у этих детей значительно отстает от пассивного. В своей речи дети используют простые слова, речь элементарная, скудная и не выразительная. В своей речи употребляют простые , часто аграмматичные предложения. Повторяя слова, эти дети значительно упрощают их, опуская и переставляя слоги и звуки. В этой группе детей встречается искажение или отсутствие звуков, что характеризуется отклонением в развитии речи. Таким образом, эта группа детей отстает от нормального речевого развития, соответствующее этому возрасту.

Низкий уровень развития речи был выявлен у 5 детей (27,8%). У этой группы детей наблюдаются затруднения в понимании обращенной к ним речи. Они плохо вступают в контакт, наблюдается смущение, так как они плохо понимают задаваемые им вопросы, которые приходилось повторять по несколько раз. Активный словарь этих детей очень скудный. В общении они используют звукоподражания или облегченные («детские») слова. Фразовая речь у этих детей отсутствует, поэтому в своем общении с окружающими они всегда прибегают к мимике и жестам. Таким образом, данная группа детей значительно отстает от нормального речевого развития, соответствующего данному возрасту.

Результаты обследования отражены в диаграмме 5.

Диаграмма 5 Сводный результат обследования всех сторон речи детей экспериментальной группы

Было также выявлено, что у детей с нарушением подвижности речевых органов (гипертонус языка) отмечалось искажение звуков по типу дизартрии. Все обследуемые дети нуждаются в наблюдении над процессами развития речевого общения, а для детей со средним и низким уровнем развития речи необходимо провести пропедевтический курс коррекционно-развивающего обучения.

Глава 3. Методические рекомендации по профилактике нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста

В результате экспериментального исследования речи детей 3 лет было выявлено, что у 83,3 % обследованных, — уровень речевого развития не соответствует возрастной норме, что является фактором риска возникновения речевых нарушений. Поэтому для раннего разграничения задержки темпа речевого развития от случаев дизонтогенеза по типу раннего проявления системного нарушения всех сторон речи (ОНР) необходимо уже на ранних этапах становления вербальной коммуникации проводить систему работы по профилактике речевых нарушений.

На основе методических рекомендаций Г.В.Чиркиной [ 73 ] для детей группы риска по общему недоразвитию речи была разработана методика Громовой О.Е [10]по формированию начального детского лексикона детей с нормальным слухом и сохранным интеллектуальным развитием. Согласно этой методике, работая над развитием речи детей раннего возраста, необходимо воздействовать на формирующуюся речевую функцию в сенситивном периоде. В основе данного подхода — учет индивидуальных расхождений при усвоении детьми родного языка (разный темп накопления первых слов, время появления первых фраз, переход к развернутой самостоятельной речи). Поэтому, становление самостоятельной речевой деятельности детей в процессе осуществляемых коррекционно- развивающих воздействий на группу детей с предпосылками речевых нарушений, стимулируется в контексте формирования потребности в вербальном общении адекватно онтогенезу форм общения.

Опираясь на методические разработки Г.В.Чиркиной [73], система работы по профилактике речевых нарушений, должна быть направлена на оказание педагогической помощи в своевременном развитии полноценной речи, обеспечивая решение задач по повышению профессиональной компетентности педагогов, специалистов ДОУ и родителей (в совместной деятельности с педагогами) в эффективной профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста на основе комплексного подхода.

В связи с этим, для стимуляции речи, с учетом активной подражательной способности детей, необходимо создание полноценной, как речевой (правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, четкое планирование игровой деятельности), так и предметно -развивающей среды в совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками (уголок развития мелкой моторики, книжный уголок, музыкально-театральный уголок, уголок «Веселый язычок»).

С этой целью, в качестве основополагающих технологий в плане поддержания интереса детей к деятельности, повышения эмоционального фона, положительной мотивации, развития умений и навыков, целесообразно использование разного рода игр и упражнений, способствующих развитию:

— мелкой моторики пальцев рук (пальчиковые гимнастики. кинезиологические упражнения, игры с различными предметами);.

— слухового внимания, восприятия;

— просодической стороны речи.

— уточнения звука или его вызыванию по подражанию.

Развивая мелкую моторику пальцев рук, детям младшего дошкольного возраста целесообразно использование ритмически организованной речи в форме стихов или сказок, таких как:

Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают)

Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны

Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

Указательный и большой соединить в виде колечка.

Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад То-то радость для ребят

Большой пальчик сливы трясёт

Разгибаем указательный палец.

Соединяем по очереди все пальцы с большими.

Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой.

Соединяем все пальцы рук с большими.

Рисуем обеими руками восьмёрку.

Соединяем все пальцы с большими.

Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу.

Соединяем все пальцы с большими.

Для активизации работы головного мозга и развития межполушарных соединений целесообразно использование кинезиологических упражнений. Например: «Колечко» (последовательное соединение большого пальца с указательным, средним, безымянным, мизинцем и обратно). Рекомендуется выполнять такие упражнения под речевое сопровождение:

Чтоб цветы в лесу цвели, Всю весну и лето,

Мы не будем собирать, Их больших букетов.

Такие упражнения сначала необходимо выполнять пальцами каждой руки поочередно, а затем обеими руками синхронно.

Более сложные упражнения — это обратные колечки, когда левая рука соединяет указательный и большой пальцы, а правая — большой и мизинец и пальцы движутся в противоположные направления.

Для формирования звуковой стороны речи и развития четкой, интонационно выразительной фразовой речи у детей, необходимо развитие слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих). Таким образом, важно учить детей уже с раннего возраста прислушиваться к окружающим его звукам, а также различать на слух разные звуки.

На первом этапе работы по формированию слухового восприятия и внимания необходимо учить детей находить и узнавать источник звука (игры на угадывание неречевых звуков). На втором этапе формирования слухового внимания и восприятия необходимо переходить к дифференциации звуков ( по способу воспроизведения (барабан-погремушка), по темпу звучания («дождик»), по силе звука (громко-тихо), по длительности звучания («дорожки»). На третьем этапе работы вводятся игры по формированию фонематического компонента (различение слов и звукоподражаний, отличающихся одним или несколькими звуками, например: «мышка» — «мишка»).

Для формирования просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция), уделяется внимание развитию речевого дыхания у детей, особенно в момент формирования речи, так как неправильное речевое дыхание нередко является причиной ряда речевых нарушений (нарушения плавности речи (речь на вдохе), затухание голоса в конце фраз, ускорение темпа речи, нечеткое произношение слов (проглатывание окончаний) и т.д.).

Для этого следует ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры (дуть на легкие шарики, бумажные полоски, играть на музыкальных инструментах, дуть на привязанные к ниточке ватные палочки, бумажные игрушки, сдувать их со стола, ладошки). При выполнении этих упражнений необходимо следить, чтобы дыхание оставалось диафрагмальным.

Так как у многих детей уже в младшем дошкольном возрасте можно отметить дизартрический компонент (вследствие нарушения стволовых структур головного мозга), важным этапом в профилактике нарушения речевого развития является подготовка артикуляционного аппарата для правильного звукопроизношения. Для этого, уже в этом возрасте необходимо ежедневно проводить артикуляционную гимнастику, используя универсальные пропедевтические комплексы артикуляционных упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к правильному звукопроизношению.

источник