Меню Рубрики

Анализ речи детей раннего возраста

Олеся Зудова
Сравнительный анализ результатов исследования развития речи детей раннего возраста

После проведенной системной работы по развитию речи детей раннего возраста в МБДОУ № г. Петушки был проведен контрольный эксперимент – вторичная диагностика детей обеих групп – экспериментальной (где проводились занятия) и контрольной (где занятия не проводились).

С целью выявления динамики развития речи, а также определения на этой основе эффективности проведенной работы, организованной в рамках формирующего эксперимента, был использован тот же диагностический инструментарий, что и на констатирующем этапе.

Задачи контрольного эксперимента:

выявить динамику развития речи детей;

обобщить и сравнить полученные результаты с первоначальными данными.

Результаты диагностики, полученной в рамках контрольного этапа представлены для экспериментальной и контрольной групп в Приложении 2.

Анализ и систематизация полученных результатов позволяют определить уровень речевого развития у детей экспериментальной и контрольной группы (Таблица 2).

Показатели (уровни) развития речи детей экспериментальной и контрольной групп (контрольный этап эксперимента)

№ Группа Показатели развития речи

п/п Овладение речью как средством общения и культуры Состояние активного словаря в процессе восприятия художественной литературы

Сформи-рован В стадии формиро-вания Не

рованости В стадии формирования Не

1. Экспериментальная группа 30,8% 61,5% 7,7% 30,8% 69,2% 0%

группа 33,3% 58,3% 8,4% 33,3% 58,3% 8,3%

Графическое отображение результатов, полученных в рамках диагностики на контрольном этапе эксперимента по каждому из исследуемых показателей представлено на рисунках 3 и 4 соответственно.

Рис. 3. Уровень овладения речью как средством общения и культуры на контрольном этапе эксперимента, %

Рис. 4. Состояние активного словаря в процессе восприятия художественной литературы на контрольном этапе эксперимента, %

Из рисунка 3 можно сделать вывод о том, что у 30,8% детей экспериментальной группы и у 33,3% детей контрольной группы параметр овладения речью как средством общения и культуры хорошо развит, уровень речевого развития высокий. У 61,5% детей экспериментальной группы и у 58,33% детей контрольной группы параметр овладения речью как средством общения и культуры находится в процессе формирования (средний уровень). У 7,7% детей экспериментальной группы и 8,4% детей контрольной группы рассматриваемые умения не сформированы, уровень речевого развития низкий.

Процесс формирования активного словаря через восприятие художественной литературы оценивается как высокий у 30,8%детей экспериментальной группы и у 33,3% детей контрольной группы. На среднем уровне, т. е. в стадии формирования данный показатель находится у 69,2% детей экспериментальной группы и 50%детей контрольной группы. На низком уровне — у 0%детей экспериментальной группы и 16,7%детей контрольной группы.

Сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента в экспериментальной группе позволяет не только проследить общую положительную динамику развития речи детей раннего возраста, но и конкретизировать успешность выполнения диагностических заданий, которые ранее вызывали у испытуемых затруднения. Так, заметно улучшились навыки детей по составлению предложений, передачи чувств и эмоций. Также были улучшены навыки пересказа и способность рассматривать иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога, эмоционально на них реагировать.

В целом динамика по показателю «Овладение речью как средством общения» выглядит следующим образом: количество детей, у которых не сформирован данный показатель уменьшилось на 7, 7%, данные по группе «в стадии формирования» (средний уровень развития) остались без изменения, на 7,7% соответственно возросло число детей, демонстрирующих высокий уровень развития — показатель сформирован. Графическое отображение процессов динамики по анализируемому показателю представлено на Рисунке 5.

Рис. 5. Динамика овладения речью как средством общения и культуры» (сравнение данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента в экспериментальной группе, %.

Анализ динамики в рамках показателя «Овладение речью как средством общения» также позволяет сделать вывод о наличии положительных тенденций: на 15,38% уменьшилось число детей, у которых не сформирован данный показатель, число детей, у которых он по результатам диагностики был определен как находящийся в стадии формирования был увеличен на 15,38% соответственно. Графическое отображение процессов динамики по данному показателю представлено на Рисунке 6.

Рис. 6. Динамика состояния активного словаря в процессе восприятия художественной литературы (сравнение данных констатирующего и контрольного этапов экспериментав экспериментальной группе, %.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанный и реализованная система работы по развитию речи детей раннего возраста эффективна, и может применяться в дальнейшей педагогической практике как средство развития речи детей раннего возраста. Применение игр в воспитательном процессе способствует развитию речевых способностей детей, позволяет в доступной форме познакомить детей с окружающим миром, сформировать и активизировать базовый словарных запас, усовершенствовать навыки взаимодействия детей с окружающим миром и социумом.

Эмпирическое исследование развитие речи детей раннего возраста через систему работы по развитию речи детей раннего возраста проводилась в три этапа.

На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявление начального уровня речевого развития. Констатирующий этап исследования показал, что в целом уровень речевого развития на достаточном уровне, однако существует некоторые проблемы, на решение которых и была направлена разработанная в рамках второго этапа эксперимента система работы по развитию речи детей раннего возраста.

На третьем этапе — контрольном — повторно исследовался уровень речевого развития детей раннего возраста. На основании анализа результатов констатирующего и контрольного экспериментов можно сделать вывод о том, что разработанная система работы по развитию речи детей раннего возраста повлияла на часть формируемых умений, способствовала достижению поставленных целей. Комплекс можно оценить как эффективное средство развития речи детей раннего возраста.

Период раннего детства является одним из наиболее значимых периодов жизни ребёнка: именно в это время появляются жизненно важные приобретения, одно из которых — речь малыша, при этом важным является вопрос о выборе средств и способов развития речи ребёнка. Проведенное исследование доказывает состоятельность утверждения о наличии тесной взаимосвязи речевого развития и игровой деятельности ребёнка.

Изучение особенностей развития речи детей раннего возраста позволяет сделать вывод о том, что в качестве ключевой особенности развития речевой функции у ребёнка раннего возраста следует отметить то, что ее развитие тесно связано с темпом созревания определенных структур головного мозга, предметно-практической деятельностью и общением. В целом процесс развития речи детей раннего возраста имеет ряд закономерностей, которые были описаны в литературе как зарубежными, так и отечественными учеными. В то же время, процесс развития речи ребёнка является сугубо индивидуализированным, и зависит от ряда факторов.

Для успешного развития речевых навыков, помимо оптимизации соотношения выделяемых исследователями факторов и особенностей, в первую очередь, необходима систематическая работа по развитию речи детей. Эта работа может быть организована в различных формах, однако наиболее простым, доступным и в то же время действенным способом стимулирования речевой активности детей третьего года жизни, является предметная игра. В силу специфики физиологического развития человека, в раннем возрасте большую роль имеет игра, как средство развития личности.

В рамках настоящей работы было гипотетически выдвинуто и эмпирически проверено следующие утверждение: особенностями речевого развития детей раннего возраста является процесс организации образовательной среды и использование разнообразных методов по развитию речи в раннем возрасте.

Эмпирическое исследование развитие речи детей раннего возраста через систему работы по развитию речи детей раннего возраста проводилась в три этапа.

На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявление начального уровня речевого развития. Констатирующий этап исследования показал, что в целом уровень речевого развития на достаточном уровне, однако существует некоторые проблемы, на решение которых и была направлена разработанная в рамках второго этапа эксперимента система работы по развитию речи детей раннего возраста.

На третьем этапе — контрольном — повторно исследовался уровень речевого развития детей раннего возраста. На основании анализа результатов констатирующего и контрольного экспериментов можно сделать вывод о том, что разработанная система работы по развитию речи детей раннего возраста повлияла на часть формируемых умений, способствовала достижению поставленных целей. Комплекс можно оценить как эффективное средство развития речи детей раннего возраста.

Все это говорит о том, что показатели, полученные в результате обработки, свидетельствуют о положительном изменении уровня речевого развития, что позволяет судить о подтверждении выдвинутой нами гипотезы исследования.

Анализ результатов педагогической деятельности воспитателя Аналитическая записка Анализ результатов педагогической деятельности за период 2015-2018 год Исполнитель: Балла Наталья.

Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста Ранний возраст — это период наиболее интенсивного развития организма, это период, когда у ребенка происходит активное усвоение разговорного.

Презентация «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста» Слайд 1 Я хочу с вами поделиться опытом работы «Пальчиковые игр как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Программа самообразования «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста» Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста». 2017–2018 Выполнила: воспитатель.

Консультация «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста» «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста» Ранний возраст-это период, когда у ребенка происходит активное.

Сравнительный анализ двух образовательных программ ДО Название примерной общеобразо вательной программы «Развитие +» «Радуга» Целевые установки или Концептуальные основы программы Основные.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Консультация «Сравнительный анализ программ дошкольного образования в рамках ФГОС» Консультация по программе «Детский сад 2100» Более доступное и приемлемое содержание Программа «Развитие» Программа «Детский сад 2100».

источник

Теоретическое исследование особенностей развития ребенка раннего возраста. Анализ игровой деятельности ребенка раннего возраста. Разработка педагогических условий эффективного использования игрушек для развития активной речи у детей раннего возраста.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

на тему: «Исследование развития активной речи детей раннего возраста на занятиях с игрушками»

Глава 1. Теоретические вопросы развития ребенка в раннем детстве

1.1 Развитие ребенка в раннем детстве

1.2 Психическое развитие ребенка раннего возраста

1.3 Игра и ее роль в развитии ребенка раннего возраста

Глава 2. Исследование развития активной речи детей раннего возраста

2.1 Исследование развития речи детей раннего возраста

2.2 Анализ полученных результатов

Заключение игра развитие речь ребенок

Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми.


В предметной деятельности через общение с взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения с взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной.


Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но обратиться к ним он может только овладев речевым общением.


В течение второго года, если с ребенком разговаривают, с каждым днем расширяется его активная речь, он все больше и больше произносит слов. Исследования показывают, что при благоприятных условиях развития и воспитания к двум годам в речи ребенка может быть до 250 — 300 слов.


За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста, достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью.


К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства.


При систематической работе и при благоприятных условиях к трем годам речь детей развивается настолько, что они в состоянии выразить словами свое желание, мысль, повторить то, что запомнили. Они могут декламировать небольшие стихи, петь песни.


Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике.

Д.Б. Эльконин, опираясь на исследования детской игры, начатые Л.С. Выготским, представил проблему игры как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте.

Понятие «игра» в русском языке многозначно, и особенно это касается современной психологии. В качестве главных предметов исследования выступают природа и сущность игры, психологическая структура развернутой формы игровой деятельности, ее возникновение, развитие и распад, ее значение в жизни ребенка.

Цель исследования — разработка педагогических условий эффективного использования игрушек для развития активной речи детей раннего возраста..

Объект: процесс речевого развития детей раннего возраста.

Предмет: педагогические условия развития речи детей раннего возраста посредством игрушки.

— изучение проблемы развития ребенка раннего возраста;

— анализ теоретических исследований и специальной литературы по поставленной проблеме;

— исследование игровой деятельности ребенка раннего возраста и ее влияния на развитие активной речи.

Методы исследования: теоретический анализ.

Проблемой развития речи занимались Н.И. Жинкин, Лисина М.И., Запорожец А.В., Л.Г. Соловьева. Е.Д. Дмитриева.А. Катаева, Е.А. Стребелева, В.И. Лубовский, Л.П. Носкова, Е.А. Миронова, А.М. Бородич, Э.Г. Пилюгина, Г.В. Грибанова, А.М. Прихожан и другие, среди зарубежных исследователей можно отметить Ш. Бюлара, Г. Гетцера, У. Голдфарба, Боулби, Шпица, Д.О. Хебба, Б.М. Фосса, Э.Л. Фрухта.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, имеет список литературы, включающий 28 наименований.

Ранний возраст — очень важный этап в психическом и физическом развитии ребенка. В этот период — от одного до трех лет — малыш так преображается, что от младенческой беспомощности не остается и следа.

За эти три года наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма ребенка. Он овладевает элементарными формами общения, начинает ориентироваться в мире окружающих его вещей, осваивает основные способы действий с разнообразными предметами быта, игрушками, т.е. овладевает предметным видом деятельности.

Малыш развивается как инициативное и целенаправленное, думающее и говорящее существо, яснее обрисовываются черты его характера, личные особенности.

В раннем возрасте формируются важные предпосылки для развития личности. Определенные изменения происходят, во-первых, в мотивационной сфере. Детям раннего возраста свойственна непосредственность, импульсивность поведения; они действуют под влиянием чувств и желаний, которые важны в данный момент.

Однако постепенно ребенок овладевает правилами поведения, учится подчинять свои желания необходимости, контролировать свои и чужие поступки. Особую роль в жизни дошкольника играют чувства, являясь побудительными силами, главными мотивами его поведения. На фоне хорошего настроения лучше образуются условные рефлексы, успешнее формируются умения и навыки. Положительные эмоции связаны с активизацией физиологических процессов в организме, отрицательные — угнетают их; у ребенка раннего возраста проявляется целая гамма чувств: любовь и привязанность к близким людям, смущение по отношению к незнакомым, огорчение при неудаче, страх и т. д.

Эмоциональное состояние ребенка на протяжении первых лет жизни очень неустойчиво. Малыш легко переходит от плача к смеху и наоборот, поэтому его легко успокоить. Поведение ребенка целиком зависит от внешних обстоятельств. Чувства побуждают ребенка к поступкам и в поступках они закрепляются. Уступая игрушку младшему, делясь с другим ребенком сладостями, малыш учится быть добрым. Очень рано у ребенка проявляется способность к сопереживанию.

Особо важным моментом развития ребенка раннего возраста является возникновение стремления к самостоятельности. Оно означает одновременно появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желанием взрослых, что находит свое выражение в настойчивом «Я хочу», «Я сам». В этот период возникают трудности в воспитании — проявляются эгоизм, капризы, упрямство, «обесценивание» требований взрослых.

Продолжается интенсивное развитие общих движений (ходьба, бег и др.), совершенствуется работа основных анализаторов — руки, уха и глаза. Предметная деятельность становится ведущей в психическом развитии ребенка: в ней особую роль занимает деловое общение ребенка со взрослым. В процессе предметной деятельности зарождается наглядно-действенное мышление. Развитие подражательных и собственно произвольных действий создает предпосылки игровой и изобразительной деятельности. Ребенок к 3 годам охотно рисует, лепит, начинает конструировать. В повседневной жизни ребенок выработал некоторые гигиенические и бытовые навыки.

Речь становится средством общения ребенка, растет его словарный запас, он овладевает грамматическим строем языка. Ориентиром поведения стали оценочные отношения взрослых. Важнейшим новообразованием раннего детства является переход к обозначению себя личным местоимением — «я сам», появилось осознание себя как личности. Все эти новообразования готовят ребенка трех лет к новому возрастному периоду развития.

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка.

На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения — активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет.

Переход к самостоятельной речи — важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту. Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам — свыше 300 слов).

Читайте также:  Металингвистические высказывания детей и их анализ

Исследование, проведенное белорусским психологом Р.И. Водейко, показало, что развитие словаря ребенка представляет собой процесс неравномерного накопления различных категорий слов: «Слов-предметов у ребенка всегда больше, чем слов-действий; слов-отношений больше, чем слов-признаков». В словаре детей 3-го года жизни, по данным В. В. Гербовой, преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. При этом пассивный словарь выше активного в 1,2- 1,3 раза.

На протяжении раннего возраста словарь ребенка усложняется — многозначность слова сменяется более высокой устойчивостью, ярко выражена предметная отнесенность слова.

Кроме быстро растущего словаря конец 2-го года жизни характеризуется усвоением грамматического строя предложений. В этом процессе А. Н. Гвоздев выделяет два периода: от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев и от 1 года 10 месяцев до 3 лет. Первый — это период предложений, состоящих из аморфных слов — корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде. Здесь отчетливо выделяется стадия однословного предложения (1 год 3 месяца — 1 год 8 месяцев) и стадия двух-трехсловных предложений.

Первые предложения ребенка являются однословными и имеют несколько разновидностей:

1) предложение — наименование предмета типа назывного (дядя, папа);

2) предложение — обращение, выражающее преимущественно просьбу, желание (баби-баби-баби, тэта-тэта, тата);

3) предложение, выражаемое каким- либо междометием или автономным словом (чик-чик, ам-ам). Очень часто это глагольные формы (спать, кушать).

А.Н. Гвоздев отмечал, что слова-предложения по своему значению представляют законченное целое, выражающее какое-либо сообщение. Но высказывание тем отличается от слова, что слово только называет предмет, а высказывание отражает ситуацию. Дети говорят о том, что делают, видят, что в данный момент происходит. Таким образом, однословные предложения можно отнести к ситуативной речи. Она понятна собеседнику только при учете жестов, движений, мимики, интонации.

Появление двухсловного предложения вызвано новыми потребностями, возникшими как результат противоречия между прежней формой речевого общения и необходимостью ребенка более точно выразить свои желания. А.А. Леушина (1941) описывает такой случай. Девочка (1 год 7 месяцев) просит мать поиграть с ней, выражая это словами «ма-ми. мами. мами!». И когда ее просьба остается без ответа, ребенок неожиданно говорит: «Мами, игай!» (играй), «Мами, гиди!» (гляди).

Второй период в овладении грамматикой — это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, усвоением служебных слов. К трем годам ребенок овладевает почти всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются.

В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения дошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия. Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи. Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы).

Получает дальнейшее развитие в раннем возрасте и понимание речи ребенком. По данным А.А. Люблинской, особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования «делового» общения взрослого и ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи. Поводом для действий ребенка является уже словесное обращение, чего не наблюдалось в период доречевого общения.

На третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают уже не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ. Это важное приобретение. В сказке, рассказе, стихотворении сообщается много информации о предметах и явлениях, недоступных непосредственному опыту («Репка», «Три медведя», «Курочка Ряба»).

Совершенствуется в раннем возрасте и звуковая сторона языка. Она включает в себя различение звуков языка (фонематический слух) и формирование правильного произношения звуков речи. Сначала, как мы указывали, ребенок улавливает общую ритмико-мелодическую структуру слова или фразы, а в конце второго, на третьем году жизни строится правильное произношение звуков. Это повышает требования к речи взрослых. Очень важно, чтобы она была правильной, все звуки, произносимые взрослыми, были четкими, а ритм речи — не слишком быстрым. Если речь ухаживающего за ребенком взрослого имеет дефекты — картавость, шепелявость, заикание, то эти дефекты будут воспроизводиться ребенком.

Вся огромная работа, которую проделывает ребенок, учась отличать одно слово от другого, является, прежде всего, работой над материальной, звуковой стороной языка. Дети любят произносить какое-нибудь слово, часто искаженное или ничего не значащее, только потому, что им нравятся звуки этого слова. К.И. Чуковский собрал большой материал по усвоению ребенком звуковой оболочки языка. Рифмотворчество, отмечают специалисты, является неизбежной и очень рациональной системой упражнений в фонетике. Итак, в раннем возрасте ребенок активно усваивает все компоненты родного языка.

Малышу необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов его поддержать и защищать, помочь, что он его ценит и любит. Ребенку должно быть не только душевно тепло, но и интересно.

Исследования последних лет показали, что формирование личности ребенка, включающее в себя становление собственного отношения к окружающему предметному и социальному миру, а также к самому себе, начинается с первых месяцев жизни, и к началу раннего возраста завязывается тот «узелок» (А.Н. Леонтьев), в котором соединяются эти составляющие [15, С. 98].

Наполняясь в процессе развития новым содержанием, преломляясь через особенности индивидуальности ребенка, они постепенно образуют уникальный ансамбль качеств, определяющий позицию ребенка по отношению к миру.

Детская игра говорит о способности детей уникальным образом смотреть на окружающий мир, преобразовывать его в своих фантазиях. Л.С. Выготский писал о том, что творчество проявляется везде, где человек воображает, изменяет, отступает от стереотипа, создает хоть крупицу нового для других или для себя.

По-видимому, применительно к ранним ступеням развития детей нужно делать акцент на том, что ребенок открывает и преобразует в самом себе, в своем видении мира независимо от степени осознанности и внешней результативности этого процесса, на том, что делает его «существом, обращенным к будущему, созидающим и видоизменяющим свое настоящее». [9, С. 115].

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в западном и восточном обществе умывание — это символ культуры, а у представителей одного из племен Центральной Африки всякий уважающий себя человек моется только два раза в жизни — при рождении и одном из обрядом. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе — это некультурно, т.е. правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения « мир и я » характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

— Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом.

— Изменение себя, «стать как все».

— Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

источник

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 2351 раз

Сафина Л. А. Развитие речи детей раннего возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 35-37. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9321/ (дата обращения: 02.06.2019).

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Речь — инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта.

Главным событием в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью. Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает новые, необыкновенно важные перспективы его развития. Однако овладение речью происходит не сразу, а проходит ряд этапов.

На первом году жизни речи еще нет. Ее заменяют другие, невербальные средства общения — эмоциональные выражения, мимика, а затем жесты, позы, локомоции, вокализации.

На третьем году жизни ребенок в основном усваивает человеческий язык и начинает общаться с помощью речи.

Между этими двумя периодами существует удивительный этап, когда ребенок начинает говорить, но не на нашем, а на каком-то своем, детском языке. Этот этап в детской психологии называют этапом «автономной детской речи».

«Детский язык» отличается от взрослого, во-первых, звучанием слов, а, во-вторых, их значением. Звуковой состав первых слов ребенка резко отличается от звукового состава наших слов. Иногда это совершенно не похожие на слова взрослых звукосочетания (например «адика», «капа», «гилига»), иногда обломки наших слов («па» — упала; «бо-бо» — больно; «ка» — каша и т. д.), иногда сильно искаженные слова взрослых, но сохраняющие их ритмический рисунок. Но во всех случаях это не воспроизведение слов взрослого, а изобретение своих собственных звукосочетаний.

Другая особенность детских слов — своеобразие их значения. Ни одно из слов детской речи не может быть правильно переведено на наш язык, потому что дети видят и обозначают предметы совершенно по-другому. Например, ребенок может называть словом «кх» самые разные предметы — кошку, шубу, мамины волосы, одеяло — словом, всё мягкое и пушистое.

Период автономной детской речи есть в развитии каждого ребенка. В этот период нельзя сказать, есть у ребенка речь или нет, потому что у него нет речи во «взрослом» смысле слова, и в то же время он уже говорит.

Следующий этап развития речи ребенка знаменуется появлением его первых настоящих слов. Настоящие слова. Определить точную дату появления первых слов ребенка не так-то просто. Есть дети, которые уже в 11–12 месяцев говорят более 100 слов, а бывает когда до 3 лет ребенок упорно молчит, несмотря на нормальное в целом психическое развитие. Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка и от того, по какому пути идет его речевое развитие.

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (понимание речи) и активное (говорение). Обычно пассивная речь опережает активную.

До определенного времени число понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. И у некоторых детей этот период сильно затягивается. Ребенок может вплоть до двух лет, хорошо понимая всё, что говорят ему взрослые, не произносить ни одного слова — либо вообще молчать, либо объясняться с помощью лепета. И все-таки, при этом, если ребенок живет в нормальных условиях, его речь развивается. Обычно у таких детей переход к активной речи происходит внезапно.

Если ребенок понимает обращенную к нему речь, если вы создаете все необходимые условия для его нормального развития, значит, он рано или поздно заговорит.

Почему ребенок начинает говорить? Слово — это, прежде всего, знак, т. е. заместитель другого предмета. Значит, за каждым словом должен стоять какой-то предмет, который оно обозначает, т. е. его значение. Если такого предмета нет, если мать и ребенок до полутора лет ограничиваются проявлениями взаимной любви, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни разговаривала с ребенком и как бы хорошо он ни воспроизводил ее слова.

Если же мама играет с ребенком в игрушки, его действия и эти самые игрушки становятся предметом (или содержанием) их общения. Однако в том случае, если ребенок увлеченно играет с предметами, но предпочитает это делать в одиночестве, активные слова ребенка также задерживаются: у него не возникает потребности назвать предмет, обратиться к кому-либо с просьбой или выразить свои впечатления.

Потребность и необходимость говорить предполагает два главных условия:

1) потребность в общении со взрослым;

2) потребность в предмете, который нужно назвать.

Ни то, ни другое в отдельности к слову еще не ведет. И только ситуация предметного сотрудничества ребенка с взрослым или содержательного, делового общения с ним создает необходимость назвать предмет и значит произнести свое слово.

Значит, главное — это не просто говорить, но играть с ребенком и разговаривать по поводу совместной игры. Для этого подходят кубики, пирамидки, мячики, машинки, картинки и многие другие предметы, с которыми можно заниматься вместе.

Первоначально у малыша нет никакой потребности называть предмет словом. Такая потребность должна возникнуть, и передать ее может только взрослый.

В процессе овладения словом можно выделить три основных этапа, каждый из которых имеет свой смысловой центр для ребенка.

На первом этапе таким центром является предмет. Ребенок тянется к нему, сопровождая свои попытки мимическими и интонационно-выразительными движениями.

На втором этапе центром ситуации становится взрослый. Обращаясь к нему, ребенок пробует разнообразные речевые и неречевые средства. Вместо попыток достать предмет появляются указательные жесты, активное лепетное говорение (дай-дай-дай) и другие способы воздействия. Такое поведение направлено на то, чтобы вывести взрослого из состояния нейтралитета и обратить его внимание на свои попытки. Однако, если взрослый «не сдается» и ждет нужного слова, ребенок наконец пробует его произнести.

На третьем этапе центром ситуации становилось именно слово. Ребенок начинает не просто смотреть на взрослого, но сосредотачивается на его губах, присматривается к артикуляции. Пристальное рассматривание «говорящих», шевелящихся губ явно свидетельствует о том, что ребенок не только слышит, но и видит нужное слово. Поэтому, разговаривая с маленькими детьми, важно отчетливо артикулировать каждый звук, чтобы было понятно, как этот звук производится. После этого обычно появляются первые попытки произнести слово.

Без достаточно развитой потребности в общении с взрослым и совместной с ним игре первые слова появиться не могут. Дети начинают активно произносить слова только под влиянием настойчивых воздействий взрослого, который превращает слово в предмет внимания ребенка.

Поэтому очень важно в этом возрасте больше разговаривать с малышом, обсуждать повседневные действия, рассказывать и читать детские стишки, потешки и т. д. Первые активные слова ребенка появляются во второй половине второго года жизни. В этом возрасте происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка к речи.

Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка. Дети уже не только могут слушать и понимать обращенную к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые к ним не обращены. Они уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в исполнении взрослых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Они уже пытаются рассказать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости.

Подведем итог вышесказанного. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Необходимо, чтобы речь взрослых соответствовала нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп и т. д.), и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.

Читайте также:  Методы анализа физического развития детей

Так же, важное значение для своевременного развития речи ребенка имеет отношение к нему взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребенком тесный контакт и развивать его речь.

Воспитательные воздействия должны проводиться постоянно и направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

  1. Бородич А. М. Методика развития речи у детей. — М.: Просвещение, 1981.
  2. Иванова С. Ф. Речевой слух и культура речи. — М.: Просвещение, 1970.
  3. Иванова С. Ф. Речевой слух и культура речи Москва, Просвещение, 1970 г
  4. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок Москва, Просвещение, 1988 г.
  5. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979.
  6. Ушакова О.С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно -метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  7. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения Москва, Просвещение, 1989 г.

Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста

дошкольный возраст, ребенок, слово, речь, развитие речи, семиотическая функция, внутренняя речь, дошкольное детство, ранний возраст, целое предложение.

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности

Чтобы родители могли активно влиять на речевое развитие ребенка в детском саду, их знакомят с программой развития речи дошкольников в каждой возрастной группе. Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте.

Словпредметов у ребенка всегда больше, чем слов-действий; слов-отношений больше, чем слов-признаков.

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста. (Речь взрослого, самих детей, радио, кино, информация средств массовой информации).

Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста

Ключевые слова: образность речи, словесное творчество, формы и методы работы, творческие задания, упражнения. Одной из важных задач подготовки детей к школе является развитие связной речи.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через.

ребенок, старший дошкольный возраст, блок, письмо, слово, монологическая речь, диалогическая речь, речевой тренинг, родной язык, речевое развитие.

Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей.

Ключевые слова: чувство родного языка, развитие речи, малые формы фольклора, обогащение педагогического процесса. Наиболее благоприятным периодом для развития речи ребенка является третий год жизни.

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Родное слово – основа всякого умственного. Развития и сокровищница всех знаний. К. Д. Ушинский. В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста.

Ключевые слова: речь-рассуждение, формирование умений, цифровая лаборатория.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

источник

Тема научно- практической конференции:

«Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста»

«Педагогическое содействие развитию речи детей раннего возраста»

Вид работы: исследовательская работа

воспитатель II – младшей группы МКДОУ «Целинный детский сад»:

Глава 1. Развитие речи в раннем детстве как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………

Проблема развития речи в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………

Уточнение понятия «речь» применительно к теме исследования………………………………………………………………….

Принципы построения программы педагогического содействия развитию речи у детей раннего возраста……………….…………………..

Глава 2. Реализация педагогического содействия развитию речи детей раннего возраста………………………………………………….

2.1. Программа педагогического содействия развитию речи у детей раннего возраста………………………………………………………

2.2. Организация и условия проведения эксперимента по реализации программы педагогического содействия развитию речи у детей раннего возраста.…… ………………………………………………..

Список использованной литературы………………………………

Актуальность исследования. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. Ранний возраст (с рождения до 3–х лет) является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

Результаты диагностики уровня развития речи детей показывают, что с каждым годом растет количество детей отстающих в речевом развитии. Многие дети с трудом пользуются трехсловными предложениями, редко употребляют прилагательные и местоимения, речь некоторых детей невнятная или вообще отсутствует, дети неохотно вступают в общение с окружающими. Основная причина отставания в речевом развитии детей – коммуникативная депривация. лат. deprivatio — потеря, лишение) — негативное психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей (таких как сон, пища, жилище, секс, общение ребёнка с матерью или отцом,

Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей раннего возраста занимались как отечественные ученые: Божович Л.И., Запорожец А.В., Леонтьев Л.Н., Лисина М.И., др. а так же зарубежные ученые Бодуэна де Куртене И.А., Пиаже Ж., Штерна В.и другие.

Актуальность, недостаточная разработанность проблемы в педагогической науке обусловили выбор темы: «Педагогическое содействие развитию речи детей раннего возраста».

Объект исследования: воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: развитие речи у детей раннего возраста.

Цель исследования: является разработка и экспериментальная проверка педагогического содействия развитию речи детей раннего возраста.

Гипотеза исследования. Развитие речи у детей раннего возраста будет проходить более эффективно, если организовано педагогическое содействие этому процессу на основе гуманистического и компетентностного подходов.

Исходя из цели и гипотезы были определены задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы исследовать состояние проблемы развития речи у детей раннего возраста.

2. Раскрыть сущность понятия «речь» применительно к теме исследования.

3. Разработать и описать программу педагогического содействия развитию речи у детей раннего возраста.

4. Спланировать эксперимент по оценке эффективности программы педагогического содействия развитию речи у детей раннего возраста.

5 Провести стартовое тестирование по оценке уровня развития речи детей раннего возраста.

Для решения поставленных задач применялся следующий комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение, анализ и обобщение педагогического опыта, тестирование.

База исследования. Педагогический эксперимент проходил на базе МКДОУ «Целинный детский сад».

Глава 1. Развитие речи в раннем детстве как психолого-педагогическая проблема

Проблема развития речи в психолого-педагогической литературе

Речь, являясь уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления и обеспечивает общение с помощью того или иного языка. Мозговая организация речевых функций стала предметом разностороннего изучения клиницистов, нейрофизиологов и психологов начиная с середины Х в.

Выготский Л.С. [5], считает что во время овладения речью ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность.

Исследуя проблему развития речи Ушакова О.С. [22], придерживалась мнения, что для чтобы ребенок заговорил, ему надо слышать речь взрослого, с ним надо разговаривать. Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им, уметь строить высказывания, формировать мысли, понимать речь окружающих. Всему этому ребенок учится с помощью взрослого. На третьем году жизни потребность в общении и развитие разнообразных форм речевого общения становится необходимым условием психического развития ребенка.

Не менее интересна точка зрения на развитие речи Янушко Е.А. [24]. Он утверж­дает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфи­ческие задатки к усвоению речи и ее основных атрибутов. Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к годовалому возрасту и открывают возможность для ускоренного развития речи с одного года до трех лет (имеется в виду прежде всего усвоение самой речи, развитие же речи как средства мышления продолжается до периода половой зрелости). Данный возраст называ­ется сензитивным для формирования речи. В течение этого периода развитие речи обычно происходит без осложнении, но вне его язык усвоить или трудно, или во­обще невозможно. Именно этим объясняется то, что дети иммигрантов усваивают незнакомый язык быстрее, чем сами взрослые, а дети, воспитывавшиеся вне чело­веческого общества, т. е. не имевшие в этом возрасте необходимых условий для овладения языком, не могут приобрести навыки человеческой речи в более позд­нем возрасте.

Среди зарубежных психологов занимавшихся проблемой развития речи следует отметить Ж. Пиаже [14], который придерживался мнения, раз­витие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. По мнению автора, детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребенка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Поэтому развитие речи связано с развитием мышления. Установлено, что первые высказы­вания ребенка относятся к тому, что он уже понимает, а прогрессирующее раз­витие мышления в период от одного года до трех лет создает предпосылки для успешного освоения ребенком речи. Он отмечал, что у детей на третьем году жизни приходится наблюдать склонность к монологизированию. Дети в этом возрасте иногда говорят вслух, ни к кому не обращаясь. Эту монологическую речь Ж. Пиаже назвал эгоцентрической, попытавшись связать ее со своей теорией эгоцентризма. Эгоцентрическая речь, по Пиаже: не служит целям сообщения, не выполняет коммуникативных функций; эта речь не для другого, а для себя; она протекает независимо от того, слушают ли и понимают ли ее; с этим функциональным ее характером связаны особенности ее содержания и структуры;

Проанализировав теоретические источники по проблеме развития речи у детей в раннем возрасте, можно сделать вывод о том, что данная проблема очень актуальна.

1.2. Уточнение понятия «речь» применительно к теме исследования

Речь, речевая деятельность, общение, опосредствованное языком , один из видов коммуникативной деятельности человека. Большая советская энциклопедия.

Согласно, психологическому словарю речь (анг. speech) – исторически сложившиеся форма общения людей посредством языка.

Н.А. Жинкина термин речь определяет, как способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка . Язык — система звуков, знаков, предназначенная для фиксации, переработки и передачи сведений от одного субъекта к другому [6].

Анализ психололго-педагогической и методической литературы показал, что на современном этапе развития психолого-педагогической литературы нет единого мнения что такое речь, поэтому целесообразно уточнить что в своей работе по речью вслед за Р.С. Немовым [13] мы понимаем систему используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Анализ психолого-педагогической [2; 4; 12; 16] литературы показал, что в психологии различают два вида речи: внешняя и внутренняя.

Внешняя речь включает устную и письменную речь.

В раннем детстве усложняется деятельность малыша, расширяется доступная ему сфера действительности, усложняется общение со взрослыми. Стремление к содержательному общению по поводу предмета побуждает ребенка «искать» новое средство для общения, которым становится речь. Так, новая потребность, вырастающая на основе предметной деятельности, стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство общения.

К активному употреблению речи ребенка побуждает потребность в совместной со взрослым деятельности.

По мнению Божович Л.И [1] в возрасте 1 года 2 мес. – 1 года 3 мес. возникает подражание взрослому по инициативе ребенка, малыш повторяет за ним слова, фразы. Новое слово включается в разнообразные комбинации с уже знакомым. Важно, что в раннем детстве ребенок переходит к употреблению осмысленных слов, хотя за словом стоит конкретный предмет, а не обобщенное значение. Слово «чашка» обозначает для него ту чашку, из которой он пьет. А другие чашки, отличающиеся внешним признаком, таким словом не называются. Постепенно складывается обозначение словом группы предметов на основе наглядных, а не родовидовых признаков. В возрасте около 2 лет ребенок задает многочисленные вопросы о названиях предметов, что приводит к скачкообразному увеличению активного словаря. К концу 3–го года жизни в речи дошкольника появляются слова с обобщающим значением, но по своему содержанию отличающиеся от таких же слов в речи взрослого. Говоря «овощи», «игрушки», «одежда», ребенок имеет в виду предметы, которые встречались в его личном опыте и с которыми он действовал, а не абстрактное понятие, основанное на существенных признаках.

Таким образом, развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи. Словарный состав речи – это лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка служит целям общения и познания действительности. Поэтому наиболее существенным является вопрос об усвоении ребенком грамматического строя речи, которое начинается на втором году жизни. В возрасте от 1 года 3 мес – 1 года 8 мес. ребенок начинает употреблять слова, выполняющие функцию целого предложения. Жесты и мимика, сопровождающие слова, облегчают их понимание окружающими. Малыш произносит «мама» и тянется к игрушке, что означает: «Мама, дай игрушку». Значение таких слов меняется в зависимости от ситуации, в которую они включены. После 1,5 лет движения, звуки и жесты все более заменяются словами, которые превращаются в полноценное средство общения.

В возрасте 1 года 8 мес–1 года 10 мес. в речи ребенка появляются двухсловные предложения. Он строит фразы, в которых называет требуемое действие: «Мама, ням-ням». После 1 года 10 мес. малыш начинает употреблять предложения, состоящие более чем из двух слов. В них он включает свое имя. В 2–3 года быстро увеличивается количество предложений, члены которых согласуются между собой сначала с помощью флексий (2 года 1 мес.–2 года 3 мес), а потом служебных слов (2 года 3 мес–3 года). На втором году жизни появляется особая форма речи – ситуативная, понятная только в контексте конкретной ситуации, в которую включены собеседники. Это эмоциональная, отрывочная, дополняемая жестами и мимикой форма речи [8].

Важнейшим достижением в развитии и понимании речи является овладение слушанием. В возрасте 1–3 лет интенсивно формируется речевое внимание, умение сосредоточиться не только на звуковой стороне слова, но и на его содержании и переживать по поводу услышанного. Ребенок уже понимает содержание небольших литературных текстов, которое непосредственно связано с его личным опытом или с ситуацией и предметами, воспринимаемыми в момент слушания. На третьем году жизни ребенок воспринимает небольшие рассказы взрослого, состоящие из 3–4 предложений [15].

В раннем детстве продолжает развиваться понимание речи взрослых. К концу 2–го года жизни понимание речи основано на правильном восприятии всех звуков родного языка.

В возрасте около 2 лет и особенно на третьем году жизни малыш по своей инициативе начинает отражать в речи все то, что он воспринимает. Возникает описательная речь. Теперь ребенок различает предметы по признакам, количеству и передает эти различия в речи. Он воспроизводит услышанные стихи, сказки, песенки. Речь включается в игру, отражая в ней реальные жизненные ситуации. Появляется способность разговаривать с персонажем игры [21].

Таким образом на основе анализа психолого-педагогической литературы [10; 18; 20; 23] нами были выделены особенности развития речи в раннем возрасте:

– развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;

– формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками;

– формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;

– появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;

– возникает описательная речь;

– ребенок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;

– речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;

– формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт.

Анализ психолого-педагогической литературы [6; 14; 23] позволил выделить ряд факторов влияющих на развитие речи детей в раннем возрасте:

Общение речь появляется и развивается вследствие потребности в общении с другими людьми. Позитивное влияние на динамику развития речи оказывает общение и со взрослыми, и со сверстниками. Причем общение с детьми оказывает намного более выраженный характер – ведь в группе товарищей дети слышат больше новых слов, усваивают новые грамматические конструкции. Однако для раннего развития речи наиболее актуально общение со взрослыми, и в первую очередь, с матерью. Именно мать «в ответе» за речевое развитие малыша первых месяцев жизни. При общении в с ребенком важно не только содержательное, но и эмоциональное общение будут залогом не только успешного речевого развития, но и психологического благополучия ребенка.

Основная деятельность малыша – это, конечно же, игра. Именно в игре ребенок проявляет максимально самостоятельность в освоении языка. Именно поэтому так важно вовремя обеспечивать ребенка необходимыми игрушками и книжками. Для самых маленьких наиболее актуальны книги с крупными изображениями знакомых ребенку предметов – занимаясь по такой книжке, ребенок с радостью будет показывать пальчиком на те объекты, которые узнал и пытаться их назвать.

Среда или материальная обстановка то есть для полноценного развития ребенка, ему необходимо взаимодействие с природой. Установлено, что дети раннего и дошкольного возраста с радостью наблюдают за растениями и животными, слушают сказки о природе, сочиняют их самостоятельно. Выходя на прогулку в разные сезоны, мы обнаруживаем, что ребенок узнает все новые и новые слова. Мы обращаем внимание малыша на снег, лед, кормушки для птиц. И яркие впечатления, которые кроха получает от общения с природой, помогают надежно закрепиться новым словам или словосочетаниям в его памяти. Важно отправляясь на прогулки с ребенком, не забывать разговаривать и обсуждать его впечатления. Особую роль играет насыщенность яркими впечатлениями.

Читайте также:  Метод анализа творческой деятельности детей

Речь взрослых, именно она выступает источником для становления речи ребенка. От того, насколько правильно разговаривает взрослый, зависит многое.

Слух и способность к подражанию. Слух – механизм, который позволяет развиться речи. А способность к подражанию необходима для того, чтобы освоить интонационную сторону языка. Дети склонны повторять все за взрослыми. Поэтому они (например, в отличие от студентов) с радостью повторяют (или пытаются повторить) за взрослым новое слово.

1.3. Принципы построения педагогического содействия развитию речи детей раннего возраста

В практике работы с детьми раннего возраста выработались многочисленные приемы, при помощи которых взрослые помогают ребенку быстрее и совершеннее овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную речь. К сожалению, воспитатель иногда не придает значения организации общения, поэтому часто оно протекает стихийно. Воспитатели учат ребенка играть, учиться, трудиться и очень редко учат его общаться.

Как отмечалось, деятельность общения имеет свое содержание и этапы развития. Однако в процессе привыкания определяющее значение имеет не возраст, а развитие форм общения. Так, дети, независимо от возраста, непременно нуждаются в непосредственно-эмоциональном общении, и только затем — в ситуативно-действенном. Поэтому воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения: улыбка, ласка, внимание, жест, мимика, показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т.п.

Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества со взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. Таким образом, воспитатель должен учитывать уровень сформированности предметно-игровых действий детей, как и их готовность к общению в действии со взрослыми и с детьми в группе.

Пребывание ребенка в детском коллективе, в группе своеобразно влияет на развитие речи детей. Ребенок на занятиях общается с детьми, делится с ними своими впечатлениями и находит у них соответствующее понимание его речи, сочувствие его интересам, содействие его активности. Все это мобилизует ребенка на дальнейшее развитие его речи. Влияние детского коллектива на развитие речи можно отнести к тому, что называется самообучением языку.

Для успешного развития речи детей надо воздействовать не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова. Для развития понимания желательно, чтобы ребенок не только видел предмет, о котором идет речь, но и получил его в руки.

Рассказывание — один из приемов развития детской речи, он очень нравится детям. Рассказывают детям небольшие произведения, простые и доступные для понимания, рассказывают и сказки, читают стихотворения.

Стихи, рассказы и сказки для лучшего восприятия их детьми рекомендуется говорить наизусть. Необходим, чтобы дети, слушая рассказчика, удобно сидели вокруг него и хорошо видели его лицо. Да и сам рассказывающий должен видеть детей, наблюдать за впечатлением от рассказа, за реакцией детей. Ничто не должно мешать детям слушать.

Рассматривание картинок — хороший прием развития речи, так как речь при этом делается наглядной и более доступной для понимания. Вот почему рассказ хорошо сопровождать показом картинок, беседой по картинке.

Игра — одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность.

Обыгрывание игрушек — очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития.

Декламация и пение, сопровождаемые музыкой, также важный способ развития детской речи. Особенно успешно они запоминают стихи и песенки, которые потом декламируют, поют.

Дети третьего года жизни склонны к подражанию (и воспитателю, и сверстникам). Они легко «заражаются» настроением товарищей и с удовольствием подражают как желательным, так и нежелательным действиям. Стоит одному ребенку начать заглядывать под стул, как через 1-2 минуты, если воспитатель не сумеет переключить внимание детей, половина группы будет подражать малышу. В этом случае не следует прибегать к дисциплинарным замечаниям («Не раскачивайся, сиди тихо!»). Целесообразнее прибегнуть к игрушке, принесенной на занятие. Например, сказать ей: «Не пугайся, мышка, это не кот пришел. Это Вова нечаянно стулом загремел». Или обратиться к ребенку, начавшему шалить: «На, Вова, подержи мышку. Да сиди тихо, не пугай (не урони) ее».

У детей этого возраста яркие красивые предметы и картинки вызывают желание подольше рассматривать их, поэтому демонстрируемый на занятиях иллюстративный материал должен быть в хорошем состоянии, со вкусом оформленным и привлекательным для малышей. Пособия следует размещать так, чтобы на их поиски не тратилось время. Если картинки будут падать с фланелеграфа или батарейка электрической игрушки окажется непригодной для употребления, то нормальный ход занятия нарушится, восприятие материала детьми будет затруднено.

Большое значение имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с детьми. Речь педагога должна быть четкой, выразительной, неторопливой. Слова и фразы, сказанные детям, не должны быть случайными. По возможности их следует продумать заранее. Особенно это касается тех оборотов речи, которые педагог стремится сделать достоянием собственных высказываний ребенка: слова, обозначающие качества предметов, синтаксические конструкции, в частности предложения с однородными членами и т.п.

Таким образом на основе анализа психолого-педагогической литературы видно, что развитие речи детей раннего возраста возможно только при комплексном подходе, включающим в себя разные методы и средства развития. Однако, в большинстве случаев, развитие данной способности является самостоятельной и спонтанной, поэтому не является достаточно продуктивным. Успешное развитие речи детей раннего возраста возможно лишь при целенаправленном педагогическом содействии, построенном на определенных подходах и принципах.

Рассмотрим суть понятия «педагогическое содействие развитию речи детей раннего возраста, какие подходы и принципы способствуют этому.

В связи неоднозначной трактовкой понятия «педагогическое содействие» научной литературе мы считаем важным уточнить, что в рамках своей работы «педагогическое содействие» мы рассматриваем как поддержку (помощь) детям при развитии речи в раннем возрасте, осуществляемое через организацию взаимодействия между воспитателем и воспитанниками в ходе воспитательного процесса [20].

Анализ психолого-педагогической литературы в исследуемой области (пп. 1.1) и уточнения понятийного аппарата исследования (п. 1.2). позволил нам выделить подход, опора на который позволит наиболее полно описать обозначенную проблему: деятельностный.

В деятельностной теории личности С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев главным источником развития личности признаётся деятельность, то есть её целенаправленная практическая и теоретическая активность.

Исходя из анализа учебной литературы мы выделили следующие принципы работы с данным методом для успешного развития речи детей раннего возраста:

1. принцип учета возрастных особенностей который согласует требования соответствия хода психического и личностного развития подростка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности — с другой. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития;

2. принцип активности, активность участников группы носит особый характер, люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание тех ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно.

Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам;

3. принцип психологической комфортности образовательной среды отсутствие психологического давления и отрицательных оценок, эмпатия, обеспечение психологической свободы выражения своих чувств и переживаний.

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы было определено, что на рубеже XIХ –XX веков проблема развития речи была в центре психологических исследований. Речь – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение.

2. Раскрыта сущность понятия «речь» применительно к теме исследования, под которым опираясь на определение данное Р.С. Немовым мы понимаем систему используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

3. Разработана программа педагогического содействия развитию речи построенная на принципах: учет индивидуальных и возрастных особенностей, активности, принцип психологической комфортности образовательной среды .

Глава 2. Эксперимент по выявлению уровня развития речи у детей раннего возраста

2.1. Программа педагогического содействия развитию речи у детей раннего возраста

Реализация разработанной программы проходила в МКДОУ «Целинный детский сад», п.Целинный, Троицкого района в эксперименте приняли участие 14 воспитанников. Программа педагогического содействия развитию речи детей раннего возраста, проходила в течение 4 месяцев, 2 раз в неделю, общее количество занятий – 32. Примерная продолжительность проведения занятия составляла 10–20 минут в зависимости от ситуаций.

Мы посчитали необходимым, организовать не просто занятия по развитию речи детей раннего возраста, а именно разработать программу педагогического содействия. Под педагогическим содействием в литературе понимается взаиморазвитие личности и деятельности, обеспечивающее продуктивное развитие.

Философским основанием педагогического содействия человека является концепция свободного выбора как условия развития. Исходным положением для формирования теоретических основ педагогического содействия стал деятельностный подход. Проанализировав психологическую литературу, мы пришли к выводу, что наиболее оптимальным сочетанием для разработанной программы психологического содействия, будет использование следующих методов: сказкотерапия и игровая деятельность, как ведущий вид деятельности ребенка.

Сказкотерапией люди занимались всегда. Сегодня мы выделяем четыре этапа в развитии сказкотерапии. Поэтому каждый этап ознаменовывал начало определенного процесса. Ни один из выделенных этапов не заканчивался, уступая место новому.

Первый этап – устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного, а позднее и письменного творчества продолжается по сей день.

Второй этап – собирание и исследование сказок и мифов. Исследование мифов и сказок в глубинном психологическом аспекте.

Терминология психоанализа основана на мифах. Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов продолжается по сей день.

Третий этап – психотехнический. Современные психотехнические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.

Четвёртый этап – интегративный. Этот этап связан с формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков [4].

Каждая сказка уникальна. Однако использование сказкотерапии как воспитательной системы предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне [11].

Метод может проводиться в индивидуальной и групповой формах, символизация строится на основе реальной проблемной ситуации. В соответствии с ней подбираются герои сказки, устанавливаются отношения между ними. В целях облегчения идентификации ребёнка с персонажем герой характеризируется как близкий по возрасту, полу, поведенческим проявлениям ребёнку;

сказка должна быть максимально близкой и понятной ребёнку, поэтому сюжетная линия истории может быть выстроена при учёте его интересов и увлечений, это позволяет создать позитивный эмоциональный фон и больше заинтересовать ребёнка; рассказ строится близкими возрасту и особенностям развития ребёнка языковыми средствами, используются слова максимально приближенные к его ведущей коммуникативной системе;

– сюжетная линия включает основные этапы развития конфликтной ситуации: завязку, нарастание конфликта, кульминацию, развязку. В заключении герой разрешает конфликт, приобретая для себя новые возможности и способности [4].

Игровая терапия как метод развития речи детей раннего возраста был выбран не случайно, поскольку ведущий вид деятельности в ребенка – игра, то именно, в ней он будет развиваться и чувствовать себя комфортно Основополагающим для работы педагога является «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре таков во многом он будет в работе, когда вырастет» [2].

Разработанная программа педагогического содействия развитию речи детей раннего возраста была построена на следующих принципах: учета возрастных и индивидуальных особенностей, психологически комфортной воспитательной среды, активности.

Так, например, Нужно заметить, что принцип психологической комфортности образовательной среды реализовывался во всех играх, так как отсутствовало психологическое давление со стороны воспитателя, игры проходили в благоприятной обстановке, была обеспечена психологическая свобода выражения своих чувств и переживаний ребенка. Этот принцип является ведущим, более значимых из всех принципов, так как без доброжелательного отношения воспитателя к воспитаннику и созданному им образу не может быть реализована цель нашего исследования, так как не произойдет полное раскрытие творческих способностей ученика. Примером реализации данного принципа может быть Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» эту игру можно проводить как на прогулке, так и в помещении. Цель. Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей (в том числе произнесенные взрослым по-разному (но без сюсюканья): Саша — Сашенька — Сашуля), преодолеть застенчивость.

Ход игры Воспитатель рассаживает детей на стульчики. Используя текст русской народной песенки, он приговаривает: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?(Воспитатель выводит и обнимает ребенка).Ванечка хороший (Олечка хорошая), Ванечка пригожий (Олечка пригожая).»Ванюша светловолосый, с темными глазами, красивый, сильный и не плакса», — говорит педагог. («Оленька хорошенькая, веселая, свою куклу Машу любит, песенки ей поет. А детям споешь? Я тебе, если потребуется, помогу…» «Дима хороший, Дима пригожий. Сильный, он не дерется. Умеет строить высокие башни…») Расхвалив 5-6 детей, педагог приглашает всех малышей к себе. Просит взять себе в пару сверстника, который ребенку особенно нравится. Детям, составившим пару, воспитатель предлагает обняться. Педагог по очереди обнимает детей, которые не сумели (не захотели) найти себе пару.»Замечательные у меня дети, — завершает общение с малышами педагог, — красивые, умные, добрые, веселые. Я вас всех люблю». В этой игре так же реализовался и принцип активности, дети по желанию сами выходили и выполняли задание воспитателя [2].

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка реализовался в «Дидактическом упражнении «Чья мама? Чей малыш?» Цель. Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей; угадывать животное по описанию.

Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки с изображением взрослого животного и детеныша (можно воспользоваться наглядным пособием «Домашние животные» из серии «Мир в картинках» или страничкой «Домашние животные» из рабочей тетради «Развитие речи у малышей: Младшая группа».

Выяснив у детей, кто нарисован на картинках, педагог интересуется, кому какой детеныш нравится.

Воспитатель уточняет у детей, у кого из животных есть рога (грива, тоненький хвостик с кисточкой на конце, пушистый хвостик, у кого самый длинный хвост). Спрашивает, как жеребенок зовет лошадь, ягненок — овцу, щенок — собаку. Интересуется, у кого пушистая мягкая шерстка, а у кого шерстка гладкая.

Завершая занятие, педагог предлагает детям изобразить котенка (или щенка), который ловит свой собственный хвостик, радуется, мяукает (тявкает).

2.2. Организация и методика проведения эксперимента по реализации педагогического содействия развитию речи детей раннего возраста

Эксперимент по выявлению уровня развития речи у детей раннего возраста проходил на базе МКДОУ «Целинный детский сад» , п.Целинный, Троицкого района в эксперименте приняли участие 14 воспитанников ясельной группы «Лучики» и 1 воспитатель.

Для выявления уровня развития речи у детей раннего возраста нами были использованы 4 методики.

Методика 1. «изучение понимания речи» Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого [7].

Материал: кукла и 4–5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка).

Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком

1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.

2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.

3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую–либо часть лица или тела.

4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.

5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет.

6 Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия (положить кубики в коробку). Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка.

7 Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.

Формулировка задания повторяется несколько раз.

Все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определяется количеством набранных ребенком баллов:

0 баллов – задание не выполнил

Выводы об уровне понимания речи

от 11 – до 14 баллов – высокий уровень понимания речи.

от 7 до 10 баллов – средний уровень понятия речи,

от 0 до 6 баллов – низкий уровень понимания речи.

Результаты диагностики по методике «изучение понимания речи» цель которой выявить уровень восприятия речи взрослого представлены в таблице 2.2.1 и в графическом виде на рисунке 2.2.1

Таблица 2.2.1 – Уровень восприятия речи взрослого

Уровни восприятия речи взрослого (количество человек в %)

источник