Меню Рубрики

Анализ речи детей в доу

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение. В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

  • создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
  • повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
  • создание платных дополнительных услуг по развитию речи детей;
  • изучение состояния устной речи детей;
  • участие родителей в речевом воспитании детей.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы оснащены современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. ( Раздаточный материал).

На занятиях всех педагогов д/сада большое внимание уделяется развитию словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики регулярно отражается в календарных планах воспитателей.

Немаловажным условием является и профессионализм педагогов. Педагоги используют разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.), решение речевых логических задач, мини-эксперименты по логическим задачам, игры-драматизации, составление загадок, шутки-чистоговорки, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др.

С целью повышения компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей проведен ряд мероприятий:

  1. Педсоветы на темы «Познавательно-речевое развитие дошкольников», «Развитие связной речи и интеллект дошкольников», мастер-класс для начинающих воспитателей по проведению артикуляционной гимнастики, семинары-практикумы «Норма и патология ЗКР», «Учимся, играя».
  2. Консультации: по ознакомлению с современными методиками и технологиями по развитию речи И. Н.Мурашковска, О.С. Ушаковой; по формированию связной речи и мелкой моторики рук; о возрастных закономерностях речевого развития; о профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
  3. Конкурсы на лучший речевой уголок, лучшую инсценировку сказки.
  4. Проекты «Солнечный лучик», «Воспитание любви к книге», «Новогодние игрушки», «Путешествие лампочки» и др. В процессе работы над проектами одновременно с совершенствованием мастерства педагогов формируются и все стороны познавательно-речевого развития дошкольников.

Программа О.С. Ушаковой по развитию речи реализуется не только в группах, работающих по программе «Тропинки», но и в группах, использующих другие образовательные программы, и на занятиях по обучению детей тат. языку. Для облегчения планирования работы по развитию речи старшим воспитателем составлена примерная сетка для календарного плана (распределение содержания и форм работы по развитию речи на неделю) для всех возрастных групп.

С целью профилактики речевых нарушений в ДОУ организованы платные доп. услуги по развитию речи детей младшего и среднего дошкольного возраста «Звуки на все руки», основная цель которого — предупреждение нарушений звукопроизношения и формирование фонематического слуха дошкольников. Занятия ведёт воспитатель, имеющий логопедическое образование.

С детьми старшего дошкольного возраста по запросам родителей на платной основе проводятся коррекционные логопедические занятия по постановке звуков. Для проведения данного вида занятий составляется трудовой договор с учителем-логопедом школы, к которой прикреплён наш ДОУ. Тем самым параллельно решается задача преемственности ДОУ и школы.

Необходимым условием для создания единого речевого пространства в ДОУ является изучение состояния устной речи дошкольников, которое заключается в проведении воспитателями диагностики речевого развития детей (2 раза в год, в январе — контрольный срез). Ежегодно в феврале специалистами ДОУ № 1 проводится логопедическое обследование речи детей средних и старших групп, у значительного количества детей фиксируются различные речевые нарушения.

Анализ диагностических материалов по проблеме выявил настоятельную необходимость оптимизировать организацию работы по выявлению отклонений в речевом развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста. К сожалению, неговорящий полуторагодовалый-двухлетний ребенок, который приходит в детский сад, уже не удивляет воспитателей.

В случаеесли по результатам обследования возникает необходимость проконсультировать ребенка у психоневролога или невропатолога, направить в ГПМПК, педагогам ДОУ приходится быть особенно тактичными и осторожными. Как правило, родители очень болезненно воспринимают подобные предложения. В этой ситуации воспитателям на помощь приходит педагог-психолог, который максимально доброжелательно, корректно объясняет необходимость такой консультации.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, усиление ее превентивных аспектов, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей.

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в нашем ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:

  • Оформление информационного стенда для родителей в холле ДОУ и в приёмных групп.
  • Консультации: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста, «Играем с пальчиками», «Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребёнка» и др.
  • Проведение конкурсов («Словотворчество»).
  • Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями (ст. воспитателем).
  • Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, (рекомендации посещения специалистов: дефектолога, сурдолога, ортодонта, ЛОР-врача, детского психоневролога, направление на ПМПК) и т.д. педагогом-психологом, ст. воспитателем, зав. ДОУ.
  • Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.
  • Показ открытых занятий по развитию речи.
  • Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда СОШ.
  • Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в нашем ДОУ созданы необходимые психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития дошкольников.

источник

Материал по теме:
Справка по итогам тематического контроля «Анализ состояния речевой среды в ДОУ и коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГТ »

В МДОУ «Детский сад № 2» в период 22 по 30 ноября 2010г. был проведен тематический контроль по теме: «Анализ состояния речевой среды в ДОУ и коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГТ» с целью определения состояния речевой среды в ДОУ и развития речи дошкольников в соответствии с ФГТ дошкольного образования.

Справка по итогам тематического контроля

«Анализ состояния речевой среды в ДОУ

и коммуникативного развития дошкольников

В МДОУ «Детский сад № 2» в период 22 по 30 ноября 2010г. был проведен тематический контроль по теме: «Анализ состояния речевой среды в ДОУ и коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГТ» с целью определения состояния речевой среды в ДОУ и развития речи дошкольников в соответствии с ФГТ дошкольного образования. Проверку осуществляли заведующая Обухова Л.Н., старший воспитатель Коновалова О.В. и учитель-логопед Федосимова Н.С.

Тематический контроль был осуществлен во всех группах детского сада. Были проанализированы следующие вопросы:

  1. система и вариативность планирования работы по развитию речи и воспитанию коммуникативных навыков дошкольников;
  2. наличие и разнообразие пособий для развития речи и воспитания коммуникативных навыков дошкольников;
  3. система работы по развитию речи и воспитанию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, умение грамотно организовывать и проводить непосредственно образовательную деятельность и совместную деятельность с дошкольниками;
  4. отношение родителей к решению данной проблемы.

Использовались следующие формы и методы контроля:

  1. анализ календарных планов ВОП с детьми;
  2. анализ ведения документации в группах по данному направлению (перспективное планирование, диагностические срезы уровня речевого развития дошкольников, планирование индивидуальной работы с дошкольниками, планирование работы по дополнительному образованию и работы с родителями воспитанников по данному направлению);
  3. организация развивающей среды в соответствии с требованиями ФГТ;
  4. анализ непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности с дошкольниками;
  5. анкетирование родителей по актуальным вопросам коммуникативного развития дошкольников.

В ходе тематической проверки было выявлено следующее. Тон общения у детей доброжелательный и спокойный. Бывают случаи, когда присутствует недоброжелательный, крикливый тон общения. Это случается по поводу разных конфликтных ситуаций, возникающих между детьми. У детей наблюдается в общении друг с другом сдержанность в жестах, мимике, они стараются выслушать воспитателя или детей не перебивая, ожидая очереди. Хотя наблюдаются случаи невнимания, неумения слушать. Дети соблюдают речевой этикет из своего личного опыта, либо по подсказке воспитателя (во всех группах). Это слова приветствия, благодарности, просьбы, извинения.

Дети общаются по разному поводу: в основном по какой-либо деятельности. Умеют общаться с подгруппой детей по организации игровой деятельности.

Встречаются случаи дисциплинарного повода общения (конфликты между собой по поводу физических вмешательств, раздел игрушек или другого материала).

Дети очень доверчивые, у них нет секретов от сверстников и воспитателей, поэтому охотно рассказывают сами о себе и своей семье.

Тематика разговоров в подгруппах детей бывает о книгах, играх и совместной деятельности, об игрушках (во всех группах). О жизни в детском саду, об окружающей жизни, о предметах чаще всего наблюдается в беседах группы детей с воспитателем.

Анализ характеристики коммуникативных умений детей показал: дети владеют речевыми оборотами для установления контакта, присутствуют инициативность и адресность речи.

Вместе с результатами обследования детей необходимо отметить профессионализм воспитателей.

Тон общения воспитателей преобладает доброжелательный, спокойный. Воспитатели внимательны к вопросам детей. Используют в общении речевой этикет, тем самым подавая положительный пример детям. При высказываниях детей воспитатели дают возможность детям высказаться, не перебивая их. Вместе с тем, в редких случаях встречается крикливый тон, строгость в позе, мимике и жестах.

Проанализировав результаты поводов общения воспитателей с детьми, можно сделать вывод, что чаще всего используется организационный (с целью организовать группу детей на учебную деятельность, проведение режимных моментов); и на какую-либо деятельность (на игру, трудовые поручения, индивидуальную работу с детьми). Эти два повода общения очень тесно переплетаются между собой.

Дисциплинарный повод общения также присутствует во всех группах, но менее часто (по поводу дисциплины отдельных детей). Отмечен положительный опыт педагогов в использовании дисциплинарного повода в доброжелательной, сдержанной форме, с использованием удачных приемов (привлечение к трудовой деятельности, поручение, индивидуальная беседа, разъяснение, совместная с воспитателем деятельность).

Анализ взаимодействия педагогов с детьми на занятиях (НОД) показал, что преобладающей является речевая активность самого педагога. Познавательная и речевая активность самих детей во время образовательных ситуаций недостаточна. Это означает, что педагогами не в полной мере созданы условия для детской инициативы, проявления любознательности, заинтересованности и активности.

Воспитатели используют разную тематику разговоров как с одним ребенком, так и с подгруппой детей: о самом ребенке, его семье, о предметах и игрушках, о жизни в детском саду, об окружающей жизни.

Планируется развитие диалогической речи через рассматривание картин и иллюстраций, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с природой. Диалог проходит через сюжетно-ролевые игры, речевые игры, игры-драматизации, театрализованную деятельность, планируются задачи по культуре общения.

Читайте также:  Анализ на сифилис у детей

Вместе с тем, недостаточно планируется индивидуальной работы (с указанием фамилии и имени ребенка) по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников (1,2 младшая, старшая «А» группы); работа в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок (1,2 младшая, средняя, старшие, подготовительная группы); индивидуальных и групповых бесед с детьми (старшая «Б» группа); знакомство с художественной литературой (старшие, подготовительная группы).

Прослеживается планирование работы с родителями в младших, средней и старших группах: консультации, беседы, советы родителям: «Особенности общения с детьми раннего возраста», «Как отвечать на детские вопросы?», «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет», «Об особенностях и проблемах речевого развития детей старшего дошкольного возраста». В подготовительной группе данная тематика в работе с родителями не запланирована.

Отмечен положительный опыт воспитателей Поносовой О.В. и Мокеевой М.А. по развитию коммуникативной компетентности дошкольников. Поносова О.В. активно использует в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников. Мокеева М.А. уделяет пристальное внимание вопросам воспитания культуры общения дошкольников посредством реализации образовательного проекта «Риторика для малышей».

В анкетировании по вопросам развития коммуникативной компетентности дошкольников приняли участие 23 семьи (19%) из 1 и 2 младших, средней, старшей «Б», подготовительной групп. Родителям было предложено 10 вопросов по теме общения с детьми и развития речи дошкольников.

1. Лишь 21% родителей от общего числа опрошенных считает основной целью развития речи детей в детском саду «обучение полноценному общению со взрослыми и сверстниками». 90% родителей уверены, что главное — подготовить детей к обучению в школе; развивать у детей психические функции мышления, внимания, памяти так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.

2. Среди достижений детей за прошедший год были выделены следующие:

1 младшая – дети стали лучше говорить, рассказывать по картине, учат букварь ;

2 младшая – начали говорить предложениями, стали более усидчивы, выучили стихи;

средняя – обогатился словарный запас, научились придумывать сказки, читать и писать небольшие слова ;

старшая – научились рассуждать, читать. Выучили стихи. Речь стала выразительной;

подготовительная – научились правильно выражать мысли, чисто произносить слова, пересказывать, составлять рассказы, читать по слогам. Выучили стихи.

3. 83% родителей считают, что в детском саду созданы условия для развития речи детей.

4. Всего лишь половина 51% родителей ежедневно читают ребенку.

2 младшая – познавательная литература, детская энциклопедия , сказки (среди них сказки А.С. Пушкина ), стихи, рассказы про Лунтика;

средняя – сказки (в том числе «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» ), стихи.

подготовительная – стихи, сказки (в том числе «Три медведя, «Маша и медведь» ), басни И.А. Крылова, Азбука для дошкольников .

6. 100% семей имеют домашнюю библиотечку детской литературы.

7. 92% родителей выполняют домашние задания по развитию речи, которые рекомендует логопед.

8. 91% родителей считает, что дети получают в детском саду достаточное речевое развитие и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе.

9. 88% родителей считают, что наглядная информация по развитию речи, предлагаемая им интересна и полезна. Вместе с тем, 4% родителей считают, что наглядная информация есть, но крайне скудная; 4% % родителей считают, что наглядная информация интересная, но не имеет для них практической значимости.

10. Наиболее распространенные просьбы:

1 младшая – консультации по вопросам развития ЗКР и психических процессов. Пожелания: в понимании потребностей семьи и ребенка, больше заниматься с детьми.

2 младшая – консультации по вопросам развития ЗКР и содержанию программного материала.

средняя – консультации по вопросам развития ЗКР, связной речи, а также об особенностях восприятия ребенка. (Ребенок не слышит взрослого.) Пожелания: дополнительные занятия с логопедом.

старшая «Б» – консультации по вопросам развития ЗКР. Пожелания: дополнительные занятия с логопедом.

подготовительная – консультации по вопросам развития психических процессов. Пожелания: в понимании потребностей семьи и ребенка, дополнительные занятия с логопедом.

Результаты анкетирования показали, что родители заинтересованы в развитии речи детей: важным моментом считают общение с детьми и воспитание культуры общения, однако нуждаются в профессиональной поддержке специалистов ДОУ.

Вывод по тематическому контролю

Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи и коммуникации дошкольников актуальна и она в ДОУ решается: через НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок.

В группах созданы условия для речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал.

Однако необходимо: обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителями в группах, использование в практике работы моделей и схем по развитию связной речи дошкольников, на воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, создание оптимальных условий на занятиях для проявления познавательной и речевой активности детей.

  1. Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.
  1. Планировать в календарных планах и проводить индивидуальную работу (с указанием фамилии и имени ребенка) по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников (1,2 младшая, старшая «А» группы); работу в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок (1,2 младшая, средняя, старшие, подготовительная группы); индивидуальные и групповые беседы с детьми (старшая «Б» группа); знакомство с художественной литературой (старшие, подготовительная группы).
  1. Познакомить педагогический коллектив с опытом работы воспитателей Поносовой О.В. и Мокеевой М.А.. по развитию коммуникативной компетентности дошкольников.
  1. Включить в план работы с родителями воспитанников подготовительной группы мероприятия по расширению их педагогического опыта в вопросах развития у дошкольников коммуникативной компетентности.

источник

Выполняя задания, каждый ребенок набрал определенное количество баллов. Результаты диагностики детей 4 года жизни по методике О.С. Ушаковой представлены в таблице №1.

Таблица №1. «Уровень развития словаря детей 4 года жизни»

Фамилия, имя Номера заданий Сумма баллов Уровни
Синякова Маша I
Щеглов Дима II
Павлов Илья II
Романюк Вика II
Тальман Кирилл II
Сахаров Никита III
Лусс Дима III
Шутилина Вика III
Заверач Катя I
Берсанова Эля II

«Уровень развития словаря детей 4 года жизни в % соотношении»

Название уровня Диагностический этап в %
Высокий 20 %
Средний 50%
Низкий 30%

Показания таблицы говорят о том, что речь детей младшего дошкольного возраста оставляет желать лучшего. По данным нашего исследования, 30 % детей показали низкий уровень,50 % детей — средний,20% детей — высокий уровень. Приступим к более подробному анализу развития речи детей младшего возраста.

Анализируя данные диагностики, можно отметить, что высокий уровень развития речи был выявлен двух детей – Маши С.и Кати З. что составило 20 %

Речь этих девочек четкая, развернутая. Они использует предложения, в которых встречаются все части речи. Безошибочно, самостоятельно употребляет имена существительные в единственном и множественном числе. Отвечают на вопросы: Кто это? Что это? Умело составляет предложения с однородными членами. Без помощи взрослого подбирают слова, обозначающие признаки предметов и их качество (прилагательные). Отвечают на вопросы, Какой? Какая?.Безошибочно подбирают слова обозначающие действия предмета (глаголы), отвечающие на вопрос Что делает? Что можно с ним сделать? При определении значения слова они ориентируются на существенные признаки и действия предмета. В соответствии с контекстом правильно употребляют слова и словосочетания, свободно пользуется словами, и связывают их по смыслу. Они без труда могут обобщать слова, называя их одним словом. Девочки заинтересованы, c удовольствием идут на контакт.

Средний уровень был выявлен у 5 детей, что составило 50%.

В речи они используют простые предложения, в которых встречаются все части речи. Допускают неточности в употреблении слов, отвечающих на вопросы: Кто? Что? (существительные)- обозначающие предмет. Признаки и качества предметов, выраженные прилагательными, обозначают с помощью взрослого. С помощью воспитателя называют и действия предметов, обозначающих глаголы, и отвечающие на вопросы: Что делает? Что может сделать?

Имеют затруднения в обобщении слов.

Общение чаще всего происходит по инициативе взрослого; при ответах детей необходимы незначительные подсказки.

3 ребенка — 30%, показали низкий уровень. Нами было отмечено, что эти дети не умеют соотносить ответы с вопросами педагога, испытывают трудности в понимании задания. Они не называют слова, обозначающие предмет ( выраженные существительными, отвечающими на вопросы : Кто? Что? Не умеют обозначать признаки и качества предметов, выраженных прилагательным, отвечающим на вопросы: Какой? Какая? Имеют затруднения в назывании действия предмета (глагола), отвечающего на вопрос: Что делает? Что мы с ним можем сделать? Не умеет употреблять обобщающие слова.

Словарь их ограничен. Не сформированность словаря, действий и грамматического строя речи. Часто пропускали предлоги, смешивали падежные формы. Наблюдались многочисленные искажения, заменяли и смешивали звуки. При общении с воспитателем они не проявляли никакой инициативы. Выполнение задания им было затруднительно.

Данные диагностики показали, что речь детей находится, не на должном уровне, и отстает от тех показателей, которые должны быть в данном возрасте. Необходимо было разработать специальную коррекционную программу, которая позволила бы всесторонне развить речь ребенка четвертого года жизни.

По нашим предположениям — использование в работе с детьми четвертого года жизни малых фольклорных произведений должно обогатить словарный запас детей. Прежде чем приступить к формирующему этапу, мы провели беседу с родителями и воспитателями исследуемой группы. Необходимо было выяснить: используются ли фольклорные произведения в работе с детьми в детском саду и дома, какие произведения и с какой целью. Опрошено было девятнадцать родителей и два педагога. Результаты беседы показали, что родители практически не используют с младшими дошкольниками малые формы фольклора. Молодые родители практически не знают ни одной колыбельной песни. Утратили свою былую значимость произведения устного народного творчества. В репертуаре родителей имеется всего несколько поговорок, считалок и загадок, а о потешках, и говорить не приходится.

Анализ работы воспитателей говорит о том, что все-таки они стараются использовать малые фольклорные жанры немного шире. Применяются различные считалки в подвижных играх. С целью поддержания интереса детей, применяются загадки на занятиях. Для развития мелкой моторики рук – пальчиковые игры и игры забавы. А использование колыбельных, потешек и прибауток, по их словам, надо использовать только в раннем возрасте. Развивая речь младших дошкольников, достаточно использовать скороговорки, считают они. Соответственно, когда мы проводили беседу с детьми о знании фольклорных произведений, мы заметили, что дети знают всего несколько колыбельных песен, потешек, сказок. Им трудно было определить, к какому жанру относится то или иное произведение.

Исходя из этого, нами были сделаны выводы, что работа по использованию малых фольклорных форм с младшими дошкольниками недостаточно организована, так как воспитатели и родители не полностью используют их развивающий потенциал для обогащения словарного запаса.

Основываясь на результатах констатирующего этапа, нами был проведен формирующий этап.

Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у детей младших дошкольников средствами фольклорных произведений.

Обогащение словаря ребенка – это сложный нервно-психический процесс, происходящий в результате общения ребенка с взрослыми и окружающей средой. Начиная с раннего возраста, ребенок учится говорить, строит первые предложения.

А помочь малышу в этом могут малые фольклорные произведения, которые являются прекрасным средством для обогащения словаря. Такие научные деятели, как Разенкова Ю.А и Баенская Н.Н. доказали, что дети, в семьях которых с периода беременности, младенческого и раннего возраста звучали колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки, практически не имеют отставаний в речевом развитии. Речь таких детишек выразительная, богатая, у них хорошо развито мышление, память.[52]

Разрабатывая экспериментальную программу по обогащению словаря младшего дошкольника средствами фольклора, за основу мы брали работы Ю.Г. Илларионовой, Н.А. Дмитриевой, Усовой, О. Ушаковой.

Для решения этого вопроса, нами были поставлены цели и задачи.

-Способствовать эмоциональному и речевому развитию детей 4 года жизни, используя в работе малые фольклорные произведения.

— Сформировать у детей правильную и красивую речь через использование малых фольклорных форм.

— Стимулирование желания малыша в обогащении и расширении словаря.

-Сформировать у детей потребность в общении с взрослыми и сверстниками и желание высказывать свои суждения, представления в речи.

— Обогатить словарь детей новыми словами, выражениями, их значением. — Разучивание произведений малых фольклорных жанров: потешек, стихов, поговорок, считалок. Расширить и обогатить словарь детей за счет использования разных фольклорных жанров.

-индивидуальный подход к каждому ребенку,

-проведение работы с учетом возрастных особенностей детей,

-работа должна проводиться в системе,

— необходимо привлекать к активности всех детей,

-всестороннее развитие детей.[53]

Работа по формированию речевых навыков средствами фольклорных произведений велась не только на занятиях, а так же и в режимных процессах. Уточнялся и расширялся словарный запас, активизировалась речь детей, обобщался и систематизировался речевой материал. В своей работе мы использовали различные средства, такие как: игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, подключая к ним малые фольклорные жанры. Дети активно отгадывали загадки, хором произносили стихи, рифмы, потешки, чистоговорки и скороговорки.

Проводя работу по развитию артикуляционного аппарата, речевого слуха, дыхания, использовались различные игры на звукоподражание — «Кто как кричит», «Кто позвал» и др. Имитация шума ветра, жужжания пчелы, рокот самолета и т.д. Дети активно включались в работу.

Читайте также:  Анализ на сахар расшифровка у детей

Фольклорные произведения использовались и повседневной жизни:

Например, используя стихотворение, хвалили ребенка:

Малыши очень любят, когда в стихотворениях встречаются их имена, они с удовольствием подключались к чтению, тем самым знакомясь с широтой устного народного творчества:

Фольклорные произведения позволяют воспитывать у детей не только любовь и заботу к животным, а так же знакомят с их повадками, предназначением, образом жизни, местом обитания, внешним видом.

четыре лапки, пятый хвостик.

Во время прогулки также использовали фольклорные жанры, что позволяло ярче раскрыть детям знания о природных явлениях, развивать звуковую культуру речи, обогащать словарный запас детей.

Незаменимы были пословицы и поговорки в режимных моментах, относящихся к приему пищи:

Кашка масленая, ложка крашенная,

Мы ребяток никогда не упрашиваем.

Отход детей ко сну сопровождался следующими пословицами:

Пора спать, коли некого ждать.

Всем известно, что игра – это основной вид деятельности ребенка. Именно поэтому мы использовали игру в интересах обогащения словаря детей. Нами были подобраны игры, которые имеют литературный текст, в котором прописано то или иное игровое действие: «Лохматый пес», «Два мороза», «Зайка серый умывается» и т.д. Начиная игру, воспитатель знакомила детей со стихотворным текстом. При неоднократном прочтении его, дети быстро запоминали, а затем сами играли в игру, используя содержание текста.[56]

Никому не секрет, что дети очень любят праздники. Учитывая это, с малышами проводились различные мероприятия использованием фольклорных произведений: развлечения («Как у нашего кота», «В гостях у бабушки Варварушки»); утренники («Весняночка», «8 Марта»); праздники («Осенины», «Веселые посиделки») и т.д

Работа проводилась не только с детьми, но и с родителями. С каждым из родителей в течение года были проведены индивидуальные встречи беседы, где они получали необходимую методическую консультацию о том, какую работу необходимо вести для успешного обогащения и развития словаря ребенка. Родителям предлагался перечень тех фольклорных произведений, которые соответствуют данному возрасту детей. На родительском собрании были подведены итоги совместной работы по данному вопросу, где малыши с большим удовольствием продемонстрировали знания малых форм фольклора, выступив перед родителями с целой концертной программой.

Педагогами были оформлены папки — передвижки — «Говорят дети», «Роль фольклорных произведений в развитии речи малыша». Родители совместно со своими детьми изготавливали коллажи на тему — «Мои любимые потешки», из которых была сделана выставка в комнате «Творчества».

На семинарах педагоги знакомили родителей с теми играми, в которые можно поиграть с детьми дома: это и пальчиковые игры, и различные игры со сказкой. В дальнейшем родители с удовольствием делились своим, уже накопленным опытом.

Активно привлекали родителей и в речевых традициях группы. Примером тому служит «Копилка нежных слов», работа которой направлена на обогащение и активизацию словаря детей. Дети вместе с родителями подбирали дома для именинника добрые и ласковые слова.[57]

Проанализировав проделанную нами работу совместно с родителями, было замечено, что в детях произошли определенные изменения, результаты которых отражены в диагностики.

источник

Программа развития речи детей определяет круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевые умения и навыки, которые должны быть усвоены детьми на каждом возрастном этапе, а также предусматривает воспитание определенных качеств личности. Программа развития речи, как и вся «Программа воспитания в детском саду», в целом построена на научных основах. Прежде всего, всем своим содержанием она направлена на всестороннее развитие личности ребенка.

Кроме того, в основу программы положены данные психологии в смежных наук об овладении ребенком устной речью и особенностях его познавательной деятельности, что определяет объем и последовательность требований к детям на разных возрастных ступенях.

Программа построена также с учетом важнейшего педагогического положения о ведущей роли деятельности в развитии ребенка; ее материал имеет сложную структуру, так как соотнесен с различными видами детской деятельности (игра, быт, занятия и др.). И, наконец, необходимо сказать, что программа развития речи создана с учетом, главных дидактических принципов — систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности; в ней прослеживается концентричность в формировании у детей речевых умений (т. е. прохождение на каждом возрастном этапе одних и тех же разделов с постепенным расширением и углублением их содержания).

Итак, цель программы по речевому развитию детей раннего возраста [6, c. 25]: обеспечить богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка; формирование понятийной и активной речи.

Задачи развития речи детей от 1 — 1, 6 лет:

  • — Обеспечить положительный эмоциональный фон для игр и занятий по развитию речи.
  • — Развивать понятийную сторону речи. Расширять пассивный словарь детей путем ввода новых слов, обозначающих предметы, их функции и некоторые признаки, местоположение предметов (там).
  • — Формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной инструкции («Принеси игрушку», «Поставь игрушку», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Иди в туалет», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик»).
  • — Формировать представления о том, что можно делать, а чего делать нельзя. Учить действовать по разрешению (можно) и останавливаться по запрету (нельзя).
  • — Учить детей соотносить игрушку с ее изображением («Покажи, где кукла Ляля», «Покажи, где машина: би — би», «Покажи, где барабан: бам — бам» и т.п.).

Учить детей соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием («ав — ав» — собака, «мяу — мяу» — кошка, «ку — ка — ре — ку» — петушок, «га — га» — гусь, «ко — ко» — курочка и т.п.).

  • — Начать развивать фонематический слух. Учить различать на слух сначала два слова с опорой на картинки (бусы — бант; мишка — мышка). Учить дифференцировать звукоподражание (выбор из двух предметов или картинок) посредством игр типа «Кто тебя позвал?» («Кто тебя позвал: петушок или курочка?»).
  • — Учить понимать несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке.
  • — Развивать активную речь. Поддерживать детей в стремлении выражать словами, жестами, звукоподражанием свои стремления, проявления интереса. Побуждать заменять звукоподражание на слова. Ближе к двум годам упражнять ребенка в умении строить короткие фразы, состоящие из 2-3 слов.
  • — Целенаправленно обогащать словарь детей (называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на иллюстрациях; обозначать словами свои и чужие действия); поощрять попытки повторять за взрослыми отдельные слова и фразы. Побуждать использовать в речи прилагательные и наречия (большой, маленький, высоко, низко) наряду с существительными и глаголами.
  • — Способствовать развитию речевого слуха: указывать объекты и предметы по звукоподражанию взрослых (ко-ко-ко; му — му — му; тук — тук — тук и пр.); обозначать средствами звукоподражания знакомые предметы и объекты (тик — так; ту — ту -ту; мяу — мяу; ав — ав — ав).
  • — Развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова). Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении с взрослыми и другими детьми. Учить здороваться, отвечать на приветствия взрослого, благодарить.

Задачи развития речи детей 2 — 3 лет.

  • — Продолжать формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной инструкции («Принеси игрушку», «Поставь игрушку», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Иди в туалет (раздевалку, спальню)», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик», «Отнеси в мойку», «Спрячь в коробку»).
  • — Целенаправленно обогащать словарь детей. Упражнять в умение называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на иллюстрациях. Расширять словарь, обозначающий отдельные части объектов и предметов (у кошки — голова, ушки, носик, усы; спинка, лапки, хвостик; у чайника — ручка, носик; у машины — кузов, колеса и т.п.).
  • — Учить обозначать словами свои и чужие действия. Упражнять в умение соотносить словесное обозначение действия с собственными движениями и действиями с игрушками. Учить понимать действия, изображенные на картинке («Кто что делает?» — девочка прыгает, мальчик сидит, птичка летает и пр.).
  • — Учить обозначать словами некоторые признаки знакомых объектов (мягкий, белый, звонкий);
  • — Начать вводить слова, обозначающие состояния и настроение реальных людей и литературных персонажей (плачет, смеется; грустный, веселый и пр.).
  • — Поощрять попытки повторять за взрослыми отдельные слова и фразы.
  • — Способствовать развитию грамматического строя речи. Упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, под, рядом, сзади).
  • — Следить за правильным изменением слов (по числам, падежам, временам). Помогать согласовывать слова в предложениях. Поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательные наименования (машинка, ключик, уточка и т.п.).
  • — Развивать произносительную сторону речи. Учить говорить внятно, не торопясь.
  • — Начать развивать фонематический слух. Учить различать на слух сначала три слова с опорой на картинки (машина — мишка — мышка). Продолжать учить дифференцировать звукоподражание (выбор из трех — четырех предметов или картинок) посредством игр типа «Кто тебя позвал?» («Кто тебя позвал: петушок, курочка, цыпленок (или гусь)?»). Учить дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания («ку — ку» — «ко — ко», «ту — ту» — «тук — тук», «ку — А — ре — ку» — «ку — ку» и т.п.).
  • — Способствовать развитию речевого слуха. Обозначать средствами звукоподражания и слов знакомые предметы и объекты (часы — тик — так; поезд — ту — ту -ту; машина — би — би; кошка — мяу — мяу; курочка — ко-ко-ко; корова — му — му — му;молоток — тук — тук — тук; собака — ав — ав — ав и пр.).
  • — Начать подготовку артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков родного языка. Развивать речевое дыхание.
  • — Упражнять в правильном произнесении гласных и простых согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных).
  • — Развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова). Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении с взрослыми и другими детьми. Упражнять в умение обращаться с просьбой и предложениями (дать что-либо, поменяться игрушками) к взрослому и другому ребенку.
  • — Создавать условия, позволяющие употреблять развернутые высказывания; отвечать на вопросы, используя фразовую речь. Упражнять в пересказе простых, коротких произведений с помощью воспитателя, с использованием различных театров (плоскостной, настольный, бибабо) (6, c.28).

Основной формой педагогического процесса в детском саду являются занятия (в данном случае занятия по развитию речи). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения. Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

Чтобы обеспечить ознакомление ребенка с окружающим миром и развитие активной речи, необходима совместная деятельность с воспитателем. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.

В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:

  • 1) работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
  • 2) формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
  • 3) все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.

Воспитатель должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность, которую он организует должна быть (6, c.134):

  • — во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
  • — во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
  • — в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

Итак, в своей работе по развитию речи детей раннего возраста мы используем следующие формы совместной деятельности:

  • — наблюдение и элементарный труд в природе;
  • — сценарии активизирующего общения;
  • — игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
  • — слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;
  • — инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;
  • — игры на развитие мелкой моторики рук;
  • — дидактические игры и упражнения;
  • — бытовые и игровые ситуации;
  • — элементарное экспериментирование.

Рассмотрим наиболее интересные формы занятий — это наблюдение и элементарный труд в природе и сценарии активизирующего общения.

1). Наблюдение и элементарный труд в природе.

Знакомству с растительным миром, с комнатными растениями отводится значительное место в воспитании детей раннего возраста. Дети узнают, показывают и называют некоторые комнатные растения, их части. В начале второго года жизни детей начинают знакомить с трудовыми действиями взрослых по уходу за растениями. Для развития словаря целесообразно использовать приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, необходимо (особенно после 1,5 лет) спрашивать: «Что ты принёс? Где взял? Куда положил?» С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающих.

Читайте также:  Анализ на сахар для детей натощак

Один из приёмов активизации речи ребёнка — мотивация действий с предметами и объектами, в данном случае — с комнатными растениями. «Будем поливать растение, потому что оно хочет пить!», «Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!».

Не следует торопить ребёнка, порицать за медлительность, стремиться сделать за него то, что он способен осуществить самостоятельно. Важно, чтобы ребёнок преодолел трудности, почувствовал объективные условия выполнения задания. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.

2). Сценарий активизирующего общения [6, c.138].

Воспитатель здесь выступает как неформальный лидер, который заранее разрабатывает определённую программу, сценарий, определённые дидактические задачи. Но строго следовать им он не должен. Реализованный сценарий — результат взаимодействия плана, намеченного воспитателем, и встречной активности детей.

Особенностью сценариев активизирующего общения является то, что участие в играх-сценариях добровольное и каждый ребёнок может «включиться» или «выключиться» в любой момент. Сценарии могут быть рассчитаны на довольно значительное время — от 15 до 35 минут. Но это время работы педагога, а не отдельного ребёнка. Содержанием сценариев являются организованные игры, ситуации общения, доступные возрасту детей.

Чтобы дети не переутомлялись, проводится какая-то одна из форм. Дети находятся в привычной, спокойной обстановке и воспитатель может действовать по ситуации: со всей группой детей, с подгруппой или вообще индивидуально.

Воспитатель должен спокойно относиться к тому, что во время совместной деятельности дети как бы «перетекают» с места на место — они занимают позицию то «внутри» играющих, то рядом, то вдалеке.

Успех проведения совместной деятельности во многом зависит от профессиональных качеств воспитателя, от искреннего интереса к детям.

На основании данной главы можно сделать вывод, что:

  • 1. Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном. Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
  • 2. Цель программы по речевому развитию детей раннего возраста в ДОУ: обеспечить богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка; формирование понятийной и активной речи.
  • 3. Для выявления уровня развития речи детей раннего возраста необходимо провести экспериментальное исследование, направленное на: выявление уровня восприятия речи взрослого, выявление понимания речи взрослого, выявление объема активного и пассивного словаря, выявление состояния звукопроизношения, определение уровня активного словарного запаса детей.
  • 4. Предлагаемая нами программа по развитию активной речи детей раннего дошкольного возраста, имеющих низкий уровень речевого развития направлена на:
    • — совершенствования предметного и глагольного словаря;
    • — совершенствование активного и пассивного словаря, обогащение словаря прилагательных, местоимений, наречий, предлогов;
    • — умение составлять простые, элементарные фразы;
    • — активное развитие диалогической речи.

источник

Инна Ремнева
Анализ опыта работы по развитию речи

В настоящее время произошли значительные изменения в системе дошкольного образования. Появилось множество различных техно-логий и программ,помогающих педагогам дошкольных учрежде-ний правильно ориентироваться в построении воспитательно-обра-зовательного процесса в детском саду.

Произошли изменения и в жизни нашего детского сада,а,следова-тельно,и в практике моей работы с детьми.

Мы перешли на реализацию усовершенствованной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Василь-евой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (М.: Издательский дом «Воспи-тание дошкольника»,2004 г ;М.:Мозаика-Синтез,2005 г.)

Главные задачи Программы – охрана жизни и укрепление здо-ровья детей, всестороннее воспитание и подготовка детей к школе. Эти задачи решаются в процессе разнообразной деятельности детей: игровой,учебной,трудовой,художественной,что даёт возмож-ность осуществлять их всестороннее развитие и воспитание,подго-товку к обучению в школе.

Одним из важнейших условий успешного обучения в школе яв-ляется сформированная речь ребёнка.

Речь – инструмент развития высших отделов психики растуще-го человека. Формируя и развивая связную речь ребенка,я одновре-менно способствую развитию его интеллекта и эмоций,готовлю почву для успешного обучения в школе,для творческой трудовой деятельности.

Основная единица языка – слово. И я считаю,что совершенство-вание речевого общения не может происходить вне театральной деятельности.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями,знаниями,умениями,развивает интерес к художест-венной литературе,активизирует словарь,разговорную речь,способ-ствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

Последние три года я более углубленно работала по следующей теме, на которой я хотела бы подробней остановиться в своем са-моанализе: «Театрально-игровая деятельность и развитие речи дошкольников».

Я считаю,что в настоящее время эта тема актуальна и ориенти-

рована на всестороннее развитие личности ребёнка,его неповтори-мость и индивидуальность.

Целью моей работы является : Развивать у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности умение об-щаться.

— обучать детей вступать в речевое общение различными способа-ми;

развивать у детей умение использовать средства художественной выразительности в процессе театральной игры;

— воспитывать положительные отношения к театральным играм,же-лание играть с театральными куклами; эмоционально-положитель-ное отношение к сверстникам,воспитание воли и уверенности в се-бе,уважение к устному народному творчеству.

Для решения задач я составила перспективный план работы,при разработке которого учитывала принципы построения: актуаль-ность,реалистичность,систематичность,интеграции,воспитываю-щий характер обучения,доступность,построение программного ма-териала,совместная деятельность.

Работа проводилась по нескольким этапам:

Этапы работы

-выявление уровня знаний детей.

анализ состояния воспитатель-

но-образовательной работы.

— выявление противоречий по данной проблеме.

-недостаточно методического, иллюстративного материала.

— нет перспективного плана работ по данной теме.

— неготовность к проведению сис-тематической работы.

Теоретическое исследование проблемы

-беседы,рассматривание альбомов, книг,картин;

-индивидуальная работа с детьми, родителями;

-посещение учреждений дополнитель-ного образования.

Накоплен твор-ческий материал.

Практическое исследование проблемы

разработка перспективных планов работы;

наработка практического материала для работы с детьми;

-сбор и оформление наглядного материала;

-установление взаимосвязи с учреждениями дополнительного образования;

Разработан пер-спективный план работы по теме: Театрализованная деятельность и развитие речи.

Подведение итогов работы

Оформление материала для обобщения

опыта работы в детском саду.

Свою работу по речевому развитию детей второй младшей группы я осуществляла на всех без исключения занятиях,а также в повсед-

невной жизни,на прогулке. При этом использовала различные методы и приёмы.

В процессе наблюдения за детской речью,в результате опроса де-тей,я выявила различный уровень развития речи детей. Речь ребёнка 3-4 лет ещё весьма несовершенна. Неправильно произно-сятся звуки родного языка,беден словарный запас 10% детей име-ли низкий уровень общения.

Все виды деятельности я проводила в игровой форме,и выявила, что очень живо дети откликаются на появление каких-либо игро-вых персонажей (мишутка,зайчик,кукла Катя и др.) на превраще-ние воспитателя в сказочного героя.

Дети упражнялись в произношении звукоподражаний,участвова-ли в инсценировках потешек и песенок (котенька-коток;вышла ку-рочка гулять и др.) в импровизированных концертах для кукол со стихами А. Барто «Игрушки».Так,элементы театрализованной дея-тельности способствовали легкому запоминанию произведений устного народного творчества. ,умению изменять силу и высоту го-лоса,чёткому произношению текста. Я начала знакомить детей с настольным театром конусных фигурок: «Три медведя», «Заюшки-на избушка», «Курочка Ряба» и др,с театром на фланелаграфе В. Су-теев «Под грибом».Дети с интересом следили за развитием дей-ствия сказок. К концу учебного года я выявила позитивные измене-ния.

Все дети овладели речевым общением,соответственно возрасту. Совместно с воспитателем,используя фигурки настольного театра, драматизировали отрывки из знакомых сказок. Выразительно рас-

сказывали короткие стихотворения,потешки,песенки. Дети с нару-шением речи проявляли радостные эмоции и передвигали фигурки настольного театра в соответствии с содержанием сказки. Популяр-ными были подвижные игры с атрибутами, «Заинька,попляши», «Курочка и цыплята».

В организации театрализованной деятельности использовала практические методы обучения:игру,метод игровой импровизации, упражнения,этюдную методику,инсценировки и драматизации. Из словесных методов применяла:рассказ,чтение воспитателя,рассказ детей,беседы,разучивание произведений устного народного твор-чества.

С переходом детей в среднюю группу усложнились задачи по обучению развития речи,а также изменились методы и приёмы ра-боты. Дети активно общаются со взрослыми,значительная часть словарной работы осуществляется на основе усвоения детьми эти-ческих норм и правил поведения. Серьёзное внимание уделяется звуковой культуре речи. Начинается работа по обучению детей мо-нологической речи. Монологическая речь рождается в диалоге – на-иболее естественной форме речевого общения.

Я продолжала инсценировать с детьми короткие литературные произведения с диалогическим содержанием. «Ножки,ножки,где вы были…», «Кузнец» С. Маршак, «Кисонька-мурысанька».Работаю над выразительностью речи тихо-громко,медленно-быстро. Разучи-вание проходило при повторении той или иной роли каждым ребен-ком (т. е. при многократном повторении).Потому что все хотели по-быть добрым и сильным кузнецом,ласковой,но хитрой кисонькой и т. д. Дети учились слушать друг друга,вести диалог на одну тему. Мы вместе обсуждали,у кого получалось выразительно рассказывать стихотворение,т. е. учились давать оценку.

Подготовка к монологической речи осуществлялась в процессе драматизации р. н. сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и др. ,а также фрагментов сказок,соответствующих программе.

Дети с удовольствием разучивали пальчиковые игры,направлен-ные на развитие выразительных жестов,диалогической речи : «Гном», «Лукошко», «Про медвежат», «Паучок», «Снежок» и др.

К концу года дети могли регулировать силу голоса в зависимости от характера произведения. У 10% детей речь стала неторопливой, спокойной,увереннее в общении стали наши стеснительные дети, так как речь их стала «чище».

Вместе с детьми мы изготовили настольный плоскостной театр «Заюшкина избушка»;родители изготовили настольный театр «Ко-за с козлятами»,на фланелеграфе «Жихарка».Педагогам детского сада показали кукольный спектакль «Круть и Верть».Также резуль-татом нашей деятельности был показ спектакля р. н. с. «Репка» де-тям 2-ой мл. группы. В представлении участвовали дети с деклама-цией стихов А. Барто из серии «Игрушки».Дети очень ответственно отнеслись к этому выступлению.

В старшем дошкольном возрасте дети становятся более активны-ми и самостоятельными,относятся к играм творчески.

Ведущей задачей по развитию речи является развитие индивиду-альных способностей детей в речевой деятельности и развитие творческого рассказывания (игры-придумывания,образность речи, самостоятельный пересказ).

Работу я проводила поэтапно: знакомила с литературным произ-ведением,дети учились рассказывать сказку по ролям,не забывая о выразительности речи,интонации,работая над мимикой и жестами.

Для формирования интонационной выразительности я использова-ла специально подобранные этюды и упражнения,развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это,прежде всего,заучива-ние скороговорок и чистоговорок. Для освоения выразительной ре-чи я использовала упражнения,развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте,специальные творческие зада-ния на развитие образности речи (подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов).К руководству я взяла педа-гогическую технологию О. М. Ельцовой «Риторика для дошколь-ников», пособие О. А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре».

Популярными у детей остались пальчиковые игры,этюдные мето-ды. К концу года я увидела позитивные изменения в общение детей друг с другом,со взрослыми. Дети умеют вести диалог по одной те-

ме,с интересом слушают рассказы детей о событиях в личной жиз-ни. Дети (40 %) с интересом придумывают рассказы об игрушках, выступают в роли режиссеров.

Но пока им интересен сам процесс участия в драматизации,а не результат,не смысл произведения.

Моя деятельность проходит в тесном контакте с педагогами детского сада,с узкими специалистами (инструктор по физической культуре,психолог,учитель-логопед,музыкальный руководитель,с младшим воспитателем.

Вместе с детьми мне удалось воодушевить родителей моей группы на совместное творчество. Мамы,папы,бабушки стали моими актив-ными союзниками и помощниками в организации художественно-речевой деятельности. Родители изготавливают костюмы к спектак-лям,помогают в заучивании текста ролей,участвовали в театрализо-ванных представлениях в качестве актеров («Вместе с бабушкой моей», «Моя мама лучше всех», «Наши дети и сказка»).

Ещё одним важным направлением в моей деятельности является сотрудничество с Домом творчества.

Театр – это особый вид искусства,он способен помочь в том,что-бы научить ребенка чувствовать и размышлять,приобщить к куль-туре театра,как к системе разумно развивающего развлечения (по-каз различных видов театра – кукольного,драматического).

Мои выпускники 2005 года успешно продолжают свою театрали-зованную деятельность в театральных студиях Дома творчества.

Опыт моей работы одобрен и распространен в детском саду. Ис-пользуется педагогами детского сада.

Итогом детской театрализованной деятельности являются поста-новки спектаклей для детей детского сада,их родителей,для педаго-

гов и сотрудников детского сада. Зрителям заранее вручаются приг-ласительные билеты,изготовленные детьми,а вся информация о представлении отражена на афишах,выполненных совместно деть-ми и взрослыми.

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Мои достижения. Сузик Светлана Анатольевна воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения — детский сад комбинированного вида №9 «Оленёнок».

источник