Меню Рубрики

Анализ результатов до детей с овз

«АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГА ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ Составители: Гращенкова Елена Леонидовна зав. научным . »

Департамент образования города Москвы

Московский городской психолого-педагогический университет

Институт проблем инклюзивного (интегративного) образования

Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования

Научный сектор «Мониторинг инклюзивных процессов в образовании»

Составители:

Гращенкова Елена Леонидовна зав. научным сектором, к. п. н., Алексеева Марина Николаевна, Воробьева Дарья Александровна, Рожкова Ольга Дмитриевна Москва Содержание ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………….. 3

1.1. Основные положения программы ………………………………………………

1.2. Концептуальная модель мониторинга ………………………………………… 6

1.3. Организационная модель мониторингового исследования ………………….. 9

1.4. Характеристика выборки проведенного мониторингового исследования..… 11 II. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………………… 14

2.1. Отношение к совместному обучению и осведомленность родителей об инклюзивном образовании ……………………………………………………..……..

2.2. Образовательные потребности детей с ОВЗ ………………………………..… 19

2.3. Ожидания родителей детей с ОВЗ, связанные с будущим образованием ….. 25

2.4. Актуальный запрос на инклюзивное образование: характеристика группы родителей, выбирающих для своих детей данную форму образования …………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………… 37 ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………..………. 40 Приложение 1. Анкета …………………………………………………………………….. 41 Приложение 2. Параметры, критерии, соответствующие номера вопросов анкеты … 43 Приложение 3. Письмо Департамента образования г. Москвы ………………………… 44 Приложение 4. Инструкция метролога …………………………………………………… 45 Приложение 5. Сопроводительное письмо ……. …………………………………..…… 46 Приложение 6. Сводная таблица по анкетам ………………………………………….… 47

Актуальность темы мониторинга. В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) привлекаетвнимание не только педагогов, психологов, социальных работников, но и является одним из приоритетных направлений в современной социальной и образовательной политике российского государства. Вопросы создания условий и защиты прав детей с ОВЗ, разработки специальных программ обучения и развития поставлены на правительственном уровне.

Развитие инклюзивного образования в городе Москве происходит в экспериментальнопроектном режиме. В 2010 году принят «Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», где впервые в законодательной практике дано определение инклюзивного образования. В то же время дети с ОВЗ имеют возможность получать общее образование в специальном образовательном учреждении, в условиях домашнего обучения, посредством дистанционных технологий. 94 дошкольных образовательных учреждений и 101 школа определены как учреждения, готовые к реализации инклюзивной практики. Для целенаправленного проектирования процесса развития инклюзии в условиях общего образования необходимо иметь информационные данные о том, какова потребность детей с ОВЗ в инклюзивном образовании. Настоящий мониторинг посвящен данной проблематике.

Заказчиком мониторингового исследования образовательных потребностей детей с ОВЗ выступил Департамент образования города Москвы. Мониторинг проводится в условиях реализации п.4.1.15. мероприятий Городской комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов города Москвы» на 2011 год (постановление Правительства Москвы от 14 февраля 2011 г. № 28-ПП).

Мониторинг образовательных потребностей детей с ОВЗ обеспечивает управленческие задачи, связанные с проектированием изменений в системе образования, ориентированных на реализацию права на образование детей с ОВЗ и их успешную социализацию в обществе.

Результаты мониторингового исследования позволят наметить необходимые преобразования в образовательной системе города в направлении полноценного образования различных категорий детей с ОВЗ, оценить необходимое обеспечение детей с ОВЗ в целях полноценной социальной адаптации их в образовательной среде, выявить потребности семьи на образовательные услуги и запросы на образовательные условия.

Разработчиком мониторинга выступил Научный сектор Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования Института проблем инклюзивного (интегрированного) образования Московского городского психолого-педагогического университета.

1.1. Основные положения программы Мониторинг — это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных е элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития. Информация, собираемая в процессе психологического мониторинга, служит целям управления, повышению эффективности управленческих решений по изменению образовательных условий.

Статистически достоверная, научно обоснованная информация об образовательных потребностях детей с ОВЗ, полученная в результате мониторинга, позволит верно определить социальный заказ системе образования со стороны родителей детей с ОВЗ.

Основная проблема мониторингового исследования может быть сформулирована следующим образом: изучить, каковы особенности образовательных потребностей детей с ОВЗ, которые в самое ближайшее время придут в московские школы, и в какой мере родители детей с ОВЗ ориентированы в удовлетворении этих потребностей на инклюзивное образование и соответствующие услуги и условия образования.

Целью данного мониторингового исследования является получение аналитической информации о потребности детей с ОВЗ в инклюзивном образовании для принятия управленческих решений и совершенствования работы с детьми с ОВЗ в системе образования города Москвы.

Предмет данного мониторинга – потребность детей с ОВЗ в инклюзивном образовании.

Задачи мониторингового исследования:

выделение и обоснование параметров и показателей мониторинга;

разработка инструмента для измерения показателей;

выявление отношения родителей к совместному обучению обычных детей и детей с ОВЗ и оценка осведомленности родителей об инклюзивном образовании;

выделение особенностей образовательных потребностей детей с ОВЗ;

анализ ожиданий родителей, связанных с будущим образованием детей;

характеристика выборки родителей, ориентированных на инклюзивную форму образования для своих детей;

составление выводов на основе аналитической информации.

Обоснование выборки. Выборку мониторингового исследования составили родители детей пяти-шестилетнего возраста с ОВЗ и родителей детей возрастной нормы, посещающих в текущем году различные образовательные учреждения.

Родители стали объектом опроса, так как они выступают основными заказчиками образовательных услуг для своих детей как представители их интересов. Родители являются источником вербализации образовательной потребности ребенка. Именно они, а не дети, формулируют индивидуальный образовательный заказ к системе образования и ее возможностям. Таким путем образовательные потребности ребенка дошкольного возраста становятся потребностью, заказом на образовательные услуги семьи в целом.

Выбор родителей, которые имеют детей дошкольного возраста, связан с понятием образовательных потребностей. Обоснование возрастной характеристики группы дети 5-6 лет — связано с моментом, когда наиболее остро проявляется и формулируется потребность в образовании: при переходе из дошкольного в школьное детство, в ситуации окончания дошкольного учреждения и выбора школы для продолжения образования. И если в конце учебного года (период проведения мониторинга) родители детей подготовительной группы (дети 6-7 лет) уже удовлетворили свой заказ на образовательные услуги, выбрав для ребенка конкретную школу, то у родителей детей старшей группы (дети 5-6 лет) образовательные потребности только оформляются и осознаются, для них это актуальный вопрос.

В выборку вошли две группы родителей: имеющих детей с ОВЗ и детей, развивающихся согласно возрастным нормам. Группа родителей детей возрастной нормы была сформирована из комбинированных (инклюзивных) групп дошкольных учреждений, где дети уже получили опыт совместного с детьми с ОВЗ обучения, а значит, они являются полноправными участниками инклюзивного процесса.

В выборке представлены дети с ОВЗ, имеющие разные нарушения здоровья по степени тяжести, которые в текущем году посещали дошкольные образовательные учреждения разных типов и видов.

Обе группы родителей представлены в выборке в процентном соотношении. Объм выборки – 621 человек, долевое распределение: 485 (80%) родителей детей с ОВЗ и 136 (20%) родителей детей возрастной нормы.

Базу для проведения мониторинга составили учреждения системы образования 6 административных округов Москвы: Северного, Северо-Западного, Северо-Восточного,

Западного, Центрального, Зеленоградского. Распределение выборки по округам:

Центральный -150, Зеленоградский – 50, все остальные – 100 человек. Исследование проведено на базе дошкольных образовательных учреждений, где были представлены:

— комбинированные (инклюзивные) группы дошкольных образовательных учреждений,

— группы компенсирующей направленности дошкольных образовательных учреждений,

— центры психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

Методы мониторингового исследования.

Вид данного мониторингового исследования – психологический мониторинг.

Основные методы исследования:

Анкетирование родителей детей с ОВЗ и детей возрастной нормы.

2. Математические методы обработки данных – частотное распределение, корреляционный анализ.

Количественный и качественный анализ результатов опроса.

В качестве инструмента мониторинга использовалась специально разработанная анкета.

Анкета, разработанная для опроса родителей, представляет основные стороны образовательных потребностей детей (Приложение 1). Анкета состоит из 13 вопросов. Все вопросы анкеты являются закрытыми и предполагают выбор предпочитаемого варианта из нескольких предложенных. В отдельных вопросах предусматривается возможность выбора нескольких вариантов ответов. Каждый из вопросов соответствует определенному показателю мониторинга и относится к одному из трех параметров (Приложение 2).

Ориентировочное время для заполнения анкеты — 10 мин.

1.2. Концептуальная модель мониторинга

Данный мониторинг призван установить, каковы особенности образовательных потребностей детей с ОВЗ и в какой мере родители детей с ОВЗ ориентированы на удовлетворение этих потребностей в инклюзивном образовании.

В основу мониторинга положены следующие рабочие определения образовательных потребностей и инклюзивного образования:

Образовательная потребность — социальная потребность в социальном статусе человека, которая проявляется в стремлении человека занять определенное место и положение в обществе; высшая личностная потребность в самореализации человека, непрерывном его развитии как производителя культуры, гаранта сохранения цивилизации; это система ценностей, моделей поведения, которая позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире.

Образовательная потребность – вид общественной потребности, имеющий системообразующее значение в современном обществе и выраженный в производстве человека как социального субъекта жизнедеятельности, накоплении посредством включенности в систему образования жизненных сил человека и их реализации. Потребность в общем образовании понимается как социальное отношение между теми или иными субъектами образовательного процесса. Таким образом, потребность нельзя атрибутировать одному только субъекту, как нечто лишь ему принадлежащее, она включает в себя отношение минимум двух субъектов, один из которых выступает адресантом, а другой – адресатом социального запроса. Социальный запрос, в свою очередь, понимается как аналитически выделенное содержание социальной потребности.

Инклюзивное образование – совместное обучение и (или) воспитание в специально созданных условиях, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.

Ограничение возможностей здоровья (ОВЗ) — любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах.

Дети возрастной нормы, обычные дети – дети, развивающиеся соответственно возрастной норме.

На сегодняшний день в науке используется следующая классификация образовательных потребностей детей с ОВЗ по семи аспектам:

В аспекте времени начала специального образования – потребность в совпадении начала целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка.

В аспекте содержания образования – потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка (например, «социально-бытовая ориентация»).

В аспекте методов и средств обучения – потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, более дифференцированном, «пошаговом»

обучении, чем этого требует обучение нормально развивающегося ребенка.

В аспекте организации обучения – потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной организации образовательной среды.

В аспекте границ образовательного пространства – потребность в максимальном расширении границ образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

В аспекте продолжительности образования – потребность в пролонгировании процесса обучения и выход за рамки школьного возраста.

В аспекте определения круга лиц, участвующих в образовании, и их взаимодействия – потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей.

Потребности детей с ОВЗ в инклюзивном образовании представляют собой взаимосвязь трех важнейших аспектов:

Каждый аспект рассматривался в данном исследовании с точки зрения его содержательной полноты и внутренней непротиворечивости. Предложенная концептуальная модель была положена в основу системы параметров и показателей мониторинга.

В мониторинговом исследовании были выделены три параметра и ряд соответствующих показателей.

Первый параметр «Отношение к совместному обучению и осведомленность родителей об инклюзивном образовании» характеризуется с помощью четырех показателей:

ценностное отношение родителей к совместному обучению обычных детей и детей с ОВЗ;

знание родителей о том, что такое инклюзивное образование;

осведомленность родителей в правовых вопросах инклюзивного образования;

осведомленность родителей об имеющихся территориальных возможностях выбора образовательного учреждения для своего ребенка.

Второй параметр «Образовательные потребности детей» раскрывается с помощью четырех показателей:

трудности, которые ребенок испытывает в образовательном учреждении;

виды помощи специалистов, которые получает ребнок в настоящее время;

предпочтение в выборе типа образовательного учреждения.

Третий параметр «Ожидания родителей, связанные с будущим образованием»

Читайте также:  Анализ на биохимию для детей

ожидаемый результат обучения ребенка в школе;

прогнозируемые трудности в процессе обучения ребенка в школе;

запрос на специальные условия образования.

Данные параметры и соответствующие им показатели, перечисленные выше, стали основой для разработки инструмента мониторинга — методики опросного типа, анкеты для родителей.

1.3. Организационная модель мониторингового исследования Процесс мониторингового исследования образовательных потребностей детей с ОВЗ состоял из следующих этапов:

I. Подготовительный этап:

уточнение заказа на мониторинг;

обоснование выборки, разработка концептуальной модели мониторинга, выделение параметров и показателей;

разработка инструмента мониторинга, его экспертиза;

разработка программы и организационной модели проведения мониторинга;

содействие Департамента образования г. Москвы в организации и проведении мониторинга в образовательных учреждениях: определение баз и назначение специалистов, ответственных за проведение мониторинга в образовательных учреждениях округа (Приложение 3);

сбор сведений об учреждениях, принимающих участие в мониторинге, определение выборок в учреждениях, сбор данных об объемах выборок;

инструктаж специалистов от учреждений, проводящих анкетирование;

разработка математической модели обработки данных.

II. Основной этап — реализация мониторинговой программы:

инструктаж и методическая поддержка специалистов в учреждениях, проводящих опрос на базовых площадках (Приложение 4);

проведение анкетирования в 37 учреждениях: сбор данных;

обработка данных, составление электронной базы данных по результатам опроса.

В образовательном учреждении процесс реализации мониторингового исследования состоял из 4 этапов:

1. Определение выборки в образовательном учреждении ответственным за проведение мониторинга от округа.

2. Проведение мониторинга исполнителем — специалистом, профессиональная компетенция и опыт которых допускает выполнение предусмотренных мониторингом процедур.

3. Фиксация специалистом вопросов, замечаний родителей во время процедуры анкетирования.

4. Сбор и оформление данных в соответствии с требованиями (см. Приложение 5).

Процедура проведения мониторингового исследования в образовательном учреждении.

Анкетирование в конкретном учреждении проводил специалист — психолог, методист образовательного учреждения, ответственный специалист от округа, координатор ОРЦ.

Организуя опрос, специалист выполнял две процедуры: проводил инструктаж родителей (в соответствии с требованиями, изложенными в «Инструкции для метролога») и организовывал последующее письменное заполнение родителями анкеты. Опрос проводился как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Инструктаж родителей проходил в виде обращения специалиста к респондентам с последующей раздачей им бланков анкеты:

«Уважаемые родители! Предлагаем Вам принять участие в исследовании образовательных потребностей детей. Результаты будут полезны для улучшения деятельности образовательных учреждений с целью удовлетворения потребностей семьи на образование и социальную адаптацию ребенка в обществе. Анкета является анонимной, ее заполнение займет у Вас не более 10 мин. Благодарим за участие!»

Специалист имел право оказывать помощь родителям при затруднениях в ответе на вопрос о типе группы, в которой состоит ребенок, в других моментах его участие было полностью ограничено. Как наблюдатель специалист фиксировал вопросы, замечания родителей во время процедуры анкетирования. После заполнения анкет специалист складывал анкеты в конверт, заполнял бланк «Сопроводительного письма», запечатывал вс, надписывал конверт и в установленный срок передавал материалы ответственному от округа (окружному координатору).

В «Сопроводительном письме» указывалось наименование образовательного учреждения, количество заполненных анкет родителей детей с ОВЗ и количество анкет родителей детей возрастной нормы. На основе этих сведений по шести обследованным округам была составлена база количественных данных о представленности округов и его учреждений (Приложение 6).

В течение двух недель (май 2011 года) на местах было проведено анкетирование.

Заполненные бланки анкет с сопроводительными письмами, запечатанные в конверт, были переданы ответственными от округов в Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования Института проблем инклюзивного (интегративного) образования МГППУ для обработки и анализа.

Сотрудниками Научного сектора Городского ресурсного центра была проведена обработка данных, составлена электронная база данных по 621 заполненной анкете, сделана количественная обработка данных (июнь 2011 года).

III. Этап анализа и интерпретации результатов:

аналитическое описание количественных данных по каждому из показателей, анализ корреляционных связей данных;

интерпретация результатов по параметрам: дана характеристика отношения родителей к совместному обучению обычных детей и детей с ОВЗ и оценка осведомленности родителей об инклюзивном образовании; выделены особенности образовательных потребностей детей с ОВЗ; раскрыты ожидания родителей, связанные с будущим образованием детей;

составление выводов на основе аналитической информации.

1.4. Характеристика выборки проведенного мониторингового исследования Выборку мониторинга составили 621 родитель детей с ОВЗ и возрастной нормы, которые в текущем году посещают образовательные учреждения разных типов и видов. Сбор сведений о том, какое образование сейчас получает ребенок, показал, что основная потребляемая ребенком с ОВЗ услуга системы образования – это образование в дошкольном учреждении (ДОУ).

В данном мониторинге в выборку вошли:

64% родителей, дети которых посещают детский сад, из них 49,5% дети с ОВЗ;

18% родителей, дети которых занимаются в кружках, секциях, студиях, из них треть (33,5%) — дети с ОВЗ;

10% родителей, дети которых посещают занятия в ППМС-центре, в основном это дети с ОВЗ (77%);

7% родителей детей, занимающихся в лекотеке, большинство из них (87,7%) дошкольники с ОВЗ;

1% (13 родителей) родителей сообщили, что их дети не посещают никаких образовательных учреждений, 46,2% из них – родители детей с ОВЗ.

В выборку родителей детей с ОВЗ вошли следующие группы: 61% родителей, дети которых посещают детский сад, 15% — посещающие занятия в ППМС-центре, 12% занимающихся в кружках, секциях, студиях, 11% — посещающих лекотеку; 1% — не посещает никаких образовательных учреждений в настоящих момент.

По выборке только 26% детей, обучающихся в детских садах, параллельно занимаются в кружках и секциях, 10% детей дополнительно занимаются в ППМС-центрах.

При этом 53% детей из них имеют ограниченные возможности здоровья: имеют инвалидность или состоят на учете в поликлиниках.

Из 57 детей, занимающихся в лекотеке, 54% детей получают образование только в лекотеке, 35% параллельно посещают ППМС-центры, 11% дополнительно занимаются в кружках и секциях.

Выборку проведенного мониторинга составили дети с ОВЗ разных диагнозов и степени тяжести заболеваний. На основе данных, сообщенных в опросе родителями, составлена следующая картина характера трудностей со здоровьем, имеющихся у детей дошкольного возраста на настоящий момент.

85% родителей отметили наличие у детей различных нарушений. Чаще других родители отмечали наличие нарушений речи (28%), а также нарушений поведения (13%) и интеллектуальные трудности (13%). 11% респондентов отметили наличие нарушений эмоциональной сферы у их детей. По мнению 15% родителей, у их детей нет никаких трудностей и нарушений здоровья.

У значительной части детей, порядка 32% от обследованной выборки, не состоящих на учете в поликлинике и не имеющих инвалидности, родители фиксируют наличие проблем со здоровьем.

В целом, нарушения когнитивного характера (речь, интеллект) в совокупности составляют 41%, эмоционально-поведенческого характера – 24%. Количество нарушений, связанных с органами чувств – слуха и зрения, – в совокупности составляет 13%, нарушений двигательного характера – 7%.

Таким образом, преобладающее большинство опрошенных родителей заявляют наличие проблем со здоровьем у своих детей дошкольного возраста, доминирующими являются нарушения интеллектуального (речь, мышление) и эмоционально-поведенческого характера.

В обследованной выборке 32% детей имеют один тип нарушения и 68% детей имеют сочетанный тип нарушения в развитии — сочетающий два и более фактора. У детей с ОВЗ 43% имеют 1 тип нарушения и 57% — сочетанный тип нарушения развития.

Таким образом, преобладающее число детей с ОВЗ, родители которых приняли участие в опросе, имеют сочетанный тип нарушения развития.

В выборке группа детей с единичными нарушениями здоровья имеет следующее распределение по типу нарушения: 44% детей имеют нарушения речи; 21% — нарушения зрения; 13% — двигательные нарушения и др.

По степени тяжести заболевания детей, указанной в опросе родителями, в выборке выделяются практически равные группы:

53% родителей, принимавших участие в исследовании, подтверждают наличие трудностей со здоровьем у своих детей. Из них 19% отмечали, что у их детей есть инвалидность, остальные 34% сообщили, что их дети состоят на учете в поликлинике, то есть имеются хронические заболевания.

47% родителей заявили, что у их ребенка нет трудностей со здоровьем.

Все родители, имеющие детей с ОВЗ, отметили, что у ребенка либо есть инвалидность, либо он состоит на учете в поликлинике.

Таким образом, на основании полученных от самих родителей сведений о степени нарушения развития их детей, в общей выборке выделяются 3 группы:

— родители детей с инвалидностью (19%-115 чел.);

— родители детей, состоящих на учете в поликлинике (34%-212 чел.);

— родители детей без нарушений развития (47% — 291 чел.).

Сопоставление данных о степени тяжести, типах нарушений у детей с данными о предпочтениях родителей этих детей форм будущего образования, анализ и интерпретация данных об отношении родителей к совместному обучению обычных детей и детей с ОВЗ, оценка осведомленности родителей об инклюзивном образовании, характеристика особенностей образовательных потребностей в инклюзивном образовании и ожиданий родителей, связанных с будущим образованием детей, представлена далее в разделе 2 «Описание результатов исследования».

Отношение родителей к совместному обучению и уровень их осведомленности об инклюзивном образовании изучался в мониторинговом исследовании на основе выявления:

ценностного отношения родителей к совместному обучению обычных детей и детей с ОВЗ (вопрос анкеты №10);

знания родителей о том, что такое инклюзивное образование (вопрос №8);

осведомленности родителей в правовых вопросах инклюзивного образования (вопрос №3);

осведомленности родителей об имеющихся территориальных возможностях выбора образовательного учреждения для своего ребенка (вопрос №11).

Ценностное отношение родителей к совместному обучению обычных детей и детей с ОВЗ изучалось с помощью вопроса «Как Вы отнесетесь к зачислению Вашего ребенка в класс, где совместно обучаются обычные дети и дети с ограниченными возможностями здоровья?» (вопрос № 10). Результаты опроса представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Опрос показал, что для двух третей опрошенных родителей характерно осознанное принятие идеи инклюзии:

43% всех опрошенных родителей и 42% родителей детей с ОВЗ убеждены, что совместное обучение полезно для всех детей;

21% всех опрошенных родителей и 26% родителей детей с ОВЗ считают, что такой опыт важен, прежде всего, для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Четверть опрошенных родителей относятся к инклюзивному образованию отрицательно:

14% всех опрошенных родителей и 11% родителей детей с ОВЗ считают, что такое совместное обучение тормозит учебный процесс;

12% всех родителей и 14% родителей детей с ОВЗ ответили, что такое обучение малоэффективно для детей с ограниченными возможностями здоровья;

10% всех опрошенных родителей и 7% родителей детей с ОВЗ не выразили своего отношения к данному вопросу.

для всех детей положительно, такой опыт важен для детей с ограниченными возможностями здоровья отрицательно, такое обучение малоэффективно для детей с ограниченными возможностями 12 14 здоровья отрицательно, такое совместное обучение

Знание родителей о том, что такое «инклюзивное образование» выявлял вопрос:

«Какое обучение принято называть инклюзивным?» (вопрос №8). Результаты опроса представлены в таблице 2 и на рисунке 2.

Опрос показал, что более половины родителей (56%) понимают под инклюзивным такое образование, когда дети с нарушениями в развитии и обычные дети учатся в одном классе. Среди родителей детей с ОВЗ такой ответ выбрали 49% опрошенных.

Почти треть родителей (28%) испытывали затруднения с ответом, 31% родителей детей с ОВЗ не смогли определить данное понятие.

«Инклюзивное образование» как образование, когда дети с разными способностями учатся в одном классе, понимают 9% родителей общей выборки и 13% родителей детей с ОВЗ.

В целом, около двух третей опрошенных родителей (65%) дают верное определение понятию «инклюзивное образование»: когда дети с разными способностями, дети с нарушениями в развитии и обычные дети учатся в одном классе. По группе родителей детей с ОВЗ это число составляет 62 %.

Частотное распределение всех опрошенных родителей и родителей детей с ОВЗ при определении понятия «инклюзивное образование»

одном классе когда дети с разными способностями учатся в одном классе когда дети с нарушениями в развитии и обычные дети учатся в одном классе когда дети с разным уровнем знаний

Частотное распределение родителей детей с ОВЗ при определении понятия «инклюзивное образование»

Можно заключить, что больше половины опрошенных родителей правильно понимают инклюзивное образование как совместное обучение детей с разными способностями, детей с нарушениями в развитии и обычных детей в одном классе. Однако достаточно велико (около 30%) число родителей, которые затрудняются в определении понятия «инклюзивное образование».

Читайте также:  Анализ на диастазу у детей

Осведомленность родителей в правовых аспектах инклюзивного образования изучалась с помощью вопроса: «Вы читали Закон № 16 от 24.08.10 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве?» (вопрос № 3) 70% респондентов ответили отрицательно – «не читали», С Законом знакомы 30% всех опрошенных родителей (см. таблицу 3).

По группе родителей детей с ОВЗ ситуация мало отличается: 61% родителей детей с ОВЗ не читали Закон, знакомы с документом 39% родителей.

Частотное распределение родителей, знакомых с Законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», среди всех опрошенных и в группе родителей детей с ОВЗ

Таким образом, важно отметить, что родители детей с ОВЗ в своем большинстве не знакомы с новым законом в области образования детей с ОВЗ, имеющем непосредственное отношение к их правам и возможностям.

Для выявления осведомленности родителей об имеющихся у них территориальных возможностях выбора образовательного учреждения для своего ребенка был использован вопрос «Рядом с домом есть подходящая для Вашего ребенка школа?» (вопрос № 6). По результатам опроса (см. таблицу 4, рисунок 3):

58% родителей и 42% от группы родителей детей с ОВЗ утверждают, что подходящая для ребенка школа расположена рядом с домом;

22% всех родителей и 30% родителей детей с ОВЗ ответили, что подходящая для их ребенка школа находится в другом районе, куда необходимо добираться на общественном или личном транспорте;

20% всех родителей и 28% родителей детей с ОВЗ ответили «не знаю», то есть не осведомлены или еще не владеют информацией.

В группе родителей детей с ОВЗ, утверждающих, что рядом с их домом есть подходящая для ребенка школа, 37% планируют обучение своих детей в массовой общеобразовательной школе, 28% — в инклюзивной школе.

В группе родителей, ответивших, что подходящая для их ребенка школа находится в другом районе и до нее необходимо добираться на транспорте, 39% планируют обучение в инклюзивной школе, 33% — в специальной (коррекционной) школе.

Среди родителей детей с ОВЗ, не владеющих информацией о наличии в их районе подходящей для ребенка школы, 44% планируют обучение своих детей в инклюзивной школе.

На основе распределения ответов в выборке родителей детей с ОВЗ складывается следующая картина: около трети родителей, имеющих детей с ОВЗ, не осведомлены об образовательных возможностях, которые им предоставляет микрорайон. Для трети родителей встает необходимость возить ребенка в школу в другой район. Около половины (42%) родителей детей с ОВЗ считают, что рядом с домом есть подходящая для их ребенка школа.

Частотное распределение по территориальным возможностям для выбора всеми опрошенными родителями и родителями детей с ОВЗ образовательного учреждения

В целом, по параметру «Отношение к совместному обучению и осведомленность родителей об инклюзивном образовании» можно сказать, что большинством родителей идея инклюзивного образования понимается и принимается. Несмотря на то, что значительная часть родителей детей с ОВЗ не знакомы с новым Законом «Об образовании лиц с ОВЗ», половина из них собираются привести своего ребнка в школу по месту жительства. Родители детей с ОВЗ, утверждающие, что в их районе есть подходящая для ребенка школа, ориентированы в первую очередь на массовую общеобразовательную школу;

а родители, заявившие о необходимости возить ребенка для обучения в другие районы, ориентированы преимущественно на инклюзивную школу и специальную (коррекционную) школу; наибольший процент родителей (44%), не выбравших территориально место дальнейшего обучения ребенка, ориентированы на инклюзивную школу.

2.2. Образовательные потребности детей с ОВЗ

На выявление трудностей, которые ребенок испытывает в образовательном учреждении, был направлен вопрос «С какими трудностями Ваш ребенок сталкивается в образовательном учреждении, которое он посещает?» (вопрос №7). Результаты представлены в таблице №5 и на рисунке №4.

Отвечая на этот вопрос, родители (общая выборка) чаще отмечали трудности у детей, связанные с управлением своими эмоциями и поведением — 21%, с включением в учебный процесс — 17%, с общением со сверстниками — 16% и выполнением режимных трудностей — 14%.

В целом по выборке трудности общения ребенка с детьми и взрослыми отметили 24% родителей, трудности с саморегуляцией (эмоциональная, поведенческая сфера, соблюдение норм и правил) – 35%, когнитивные сложности – 16 %. Лишь 1% родителей заявили об отсутствии каких-либо трудностей.

Показательно, что 23% респондентов в ответ на вопрос о трудностях выбрали вариант «Не знаю». Это свидетельствует о том, что значительная часть родителей не владеют информацией о самочувствии, поведении, общении ребенка в образовательном учреждении.

В группе родителей, имеющих детей с ОВЗ (см. таблицу №5, рисунок №6), ответ «не знаю» менее распространен, но также присутствует: его выбрали 12% от всех родителей детей с ОВЗ. Чаще других родители детей с ОВЗ отмечали наличие таких проблем, как трудности в управлении ребенком своим поведением (22%), в учебных занятиях (21%), в общении со сверстниками (20%).

В целом, для детей с ОВЗ, по мнению их родителей, более, чем для детей, развивающихся в норме, характерны трудности в учебных занятиях, общении со сверстниками и взрослыми. Трудности с управлением своим поведением фиксируются примерно с одинаковой частотой.

Таким образом, родители детей с ОВЗ как наиболее характерные отмечают такие трудности своих детей, как: трудности в общении, в учебных занятиях, в эмоциональной и поведенческой саморегуляции. Более 10% родителей таких детей затруднились определить, в чем именно состоят трудности развития их детей.

Для определения видов помощи специалистов, которые получает ребнок в настоящее время, родителям был задан вопрос «Помощь каких специалистов получает Ваш ребенок в настоящее время?» (вопрос № 2). Результаты представлены в таблице №6 и на рисунке №7.

В настоящий момент наиболее распространенными в общей группе респондентов оказались услуги логопедов и психологов (23% и 21% респондентов), далее по убывающей:

помощь воспитателя (18%), дефектолога (14%) и медицинского работника (12%).

Таким образом, наиболее востребована и распространена для дошкольников с ОВЗ в настоящий момент логопедическая и психологическая помощь. Важно отметить, что в целом по выборке логопедическая помощь распространена значительно больше, чем дефектологическая, что может обуславливаться не столько объективным запросом родителей и детей с ОВЗ, сколько доступностью того и иного вида специализированной помощи в образовательном учреждении. В действительности в большинстве дошкольных учреждений работают именно логопеды, а не дефектологи.

В целом, помощь психолого-педагогического характера в настоящий момент получают 76 % детей, чьи родители участвовали в опросе, помощь медицинского характера (медицинского работника и инструктора ЛФК) – 21% детей.

Практически не распространены виды помощи, оказываемые индивидуальными помощниками (1%) и социальными работниками (2%). Можно предположить, что это также обусловлено не объективным отсутствием потребности в таких видах помощи у семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, а отсутствием специалистов или их низкой профессиональной компетентностью.

При сопоставлении имеющихся у детей трудностей развития и видов получаемой помощи, получены следующие данные. Так, 41% детей испытывают сложности когнитивного характера и 37% от общей выборки получают помощь логопедов и дефектологов, что говорит о том, что не все дети получают необходимую специализированную помощь.

Нарушения двигательного характера имеют 7% детей и при этом 9% детей получают помощь инструктора ЛФК. Нарушения слуха и зрения в совокупности по выборке имеют 20% детей, а медицинскую помощь получают 12% детей.

В целом, можно говорить о том, что медицинская помощь оказывается детям с ОВЗ в достаточном объеме.

Трудности психологического характера (поведения, саморегуляции) испытывают 24 % детей и 21% детей получают психологическую помощь. Учитывая тот факт, что психологическая поддержка может быть востребована не только как основной вид помощи, но и как вспомогательный при различных видах нарушений здоровья, можно говорить о том, что потребность детей дошкольного возраста с трудностями в развитии в помощи педагогов-психологов полностью не удовлетворена.

Для получения информации о предпочтениях в выборе типа образовательного учреждения использовался вопрос «В школе какого типа Вы считаете возможным обучение Вашего ребенка?» (вопрос № 11). Мнения родителей представлены ниже (см. таблицу 7, рисунок 8).

Треть родителей (34%) ответили, что выбрали бы для своего ребенка массовую общеобразовательную школу. 27% респондентов выбрали бы школу с углубленным изучением каких-либо предметов. 23% респондентов выбрали бы школу, где созданы специальные условия для детей с особенностями в развитии. 12% от общей выборки родителей выбрали бы обучение в специальной (коррекционной) школе, из них большинство

— 88,5% родителей детей с ОВЗ. Наконец, 3% родителей ориентированы на обучение в частной школе с индивидуальным обучением, из них половина родителей (52,9%) детей с ОВЗ, и 1%, что составляет 5 респондентов, четверо из них — родители детей с ОВЗ, выбрали бы школу надомного обучения.

Предпочтения типа учебного учреждения, заявленные родителями дошкольников с

ОВЗ, выстраиваются в следующий рейтинг:

1) массовая школа, где созданы специальные условия для детей с особенностями развития (35%),

2) массовая общеобразовательная школа (26%),

3) специальная (коррекционная) школа (21%),

4) школа с углубленным изучением каких-либо предметов (14%),

5) частная школа с индивидуальным обучением (3%),

6) школа надомного обучения (1%).

Обобщая, мы видим, что одна треть родителей детей с ОВЗ отдают предпочтение обучению своего ребенка в школе со специально созданными условиями, четвертая часть родителей (26%) ориентированы на обычную массовую школу, пятая часть родителей с ОВЗ хотели бы обучать своего ребенка в специальной (коррекционной) школе.

В целом выбор массовых образовательных учреждений в виде инклюзивной или обычной общеобразовательной школы преобладает над выбором специальных образовательных учреждений (коррекционной школы). Школа надомного обучения не является востребованной.

По данным исследования, 61% родителей детей с ОВЗ ориентированы на массовую общеобразовательную школу.

При сравнении выборов типов образовательных учреждений наибольшая потребность в инклюзивном образовании выявлена в группе родителей детей с инвалидностью (45%); в массовой общеобразовательной школе планируют обучение 8% родителей, имеющих детей с инвалидностью; 39% из этой группы респондентов планируют обучение в специальной коррекционной школе.

По группе родителей, чьи дети состоят на учете в поликлинике, запрос на обучение в инклюзивной школе выявлен у 29% респондентов; в массовой общеобразовательной школе у 37% респондентов.

В группе родителей детей без нарушений развития потребность в инклюзивном обучении высказали 10% опрошенных.

Таким образом, в наибольшей степени потребность в инклюзивном образовании сформирована в настоящее время у родителей, воспитывающих детей с инвалидностью.

Родители детей, стоящих на учете в поликлинике, не ориентированы на специальные условия образования для своих детей и в большей степени выбирают массовую общеобразовательную школу.

2.3. Ожидания родителей детей с ОВЗ, связанные с будущимобразованием

Ожидания родителей детей дошкольного возраста, связанные с будущим образованием, рассматривались с нескольких точек зрения:

— ожидаемый результат обучения ребенка в школе;

— прогнозирование трудностей в процессе обучения ребенка в школе;

— запрос на специальные условия образования.

Ожидаемые результаты обучения ребенка в школе изучались с помощью вопроса «Какой главный результат Вы ждете от обучения Вашего ребенка в школе?» (вопрос № 9).

При ответе на этот вопрос родители могли выбрать один наиболее значимый результат из спектра предложенных. Соответственно были предложены разные виды образовательных результатов:

— профориентационный (ребенок получит в школе те знания и умения, которые помогут ему получить работу сразу после школы; освоит школьную программу и сможет продолжить обучение в колледже и вузе),

— компетентностный, адаптационный (получит опыт общения с разными детьми и взрослыми; получит жизненные навыки, научится легко адаптироваться, жить в современном обществе),

— личностный, развивающий (направленность образования на развитие способностей).

Результаты опроса представлены в таблице 8 и на рисунке 9.

По результатам исследования 54% от общей выборки родителей видят главный результат обучения их ребенка в освоении школьной программы для продолжения обучения в колледже и вузе.

22% респондентов считают, что важнее всего, чтобы в школе ребенок получил жизненные навыки, научился легко адаптироваться, жить в современном обществе.

Читайте также:  Анализ на бактериурию у детей

10% родителей главным результатом называют развитие способностей детей в школе.

Чуть меньшая доля родителей (8% респондентов) предполагают, что главный результат обучения их ребенка в школе – получение знаний и умений, которые помогут ему получить работу сразу после школы.

Частотное распределение ожиданий всех опрошенных родителей и родителей детей с ОВЗ образовательных результатов обучения их детей в школе

адаптироваться, жить в современном обществе Рейтинг результатов обучения ребенка с ОВЗ в школе — по данным опроса родителей следующий:

1) освоение школьной программы и возможность продолжить обучение в колледже и вузе

2) жизненные навыки, умения легко адаптироваться, жить в современном обществе развитие способностей — 11%;

4) получение знаний и умений, которые помогут получить работу сразу после школы — 9 %;

5) опыт общения и построения отношений с разными детьми и взрослыми — 8 %.

Частотное распределение ожиданий родителей детей с ОВЗ образовательных результатов обучения их детей в школе Таким образом, в представлениях об образовательных результатах своих детей у родителей детей с ОВЗ и в общей выборке нет существенных различий. В основном родители детей с ОВЗ, как и родители детей, развивающихся в норме, ожидают, что для их детей школьное образование станет ступенью к профессиональному высшему или среднему образованию. И около трети родителей (в большей мере родители детей с ОВЗ) главным результатом школьного образования называют социализацию их детей – получение опыта общения с разными детьми и взрослыми, формирование жизненных навыков, благодаря чему дети научится легко адаптироваться, жить в современном обществе.

Для выявления прогнозируемых родителями трудностей в процессе обучения ребенка в школе был использован вопрос «Когда Ваш ребенок пойдет учиться в школу, с какими трудностями, по Вашему мнению, он может столкнуться в обучении?» (вопрос №12).

Данные сравнивались с ответами на вопрос №7, фиксирующий представления родителей об уже имеющихся на сегодня трудностях со здоровьем у их детей-дошкольников.

По общей выборке 32% родителей прогнозируют наличие сложностей в обучении своих детей, связанных либо с усвоением учебного материала (17%) или обучением в одном темпе со всем классом (15%). В настоящий момент 16% родителей заявляют наличие сложностей у своего ребнка в дошкольном образовательном учреждении (вопрос № 7).

Таким образом, по прогнозу родителей, в школе проблемы с обучением проявятся чаще и у значительно большего числа детей, чем сейчас (см. таблицу 9, рисунок 10).

Частотное распределение прогнозируемых трудностей обучения в школе всеми опрошенными родителями и родителями детей с ОВЗ

В общей выборке 40% родителей — 24% и 16% соответственно — предвидят в школе сложности у своих детей, связанные с адаптацией (адаптация к школе, привыкание к режиму, быту и др.) и саморегуляцией (управление своим поведением, эмоциями). При этом 35% родителей заявляют наличие такого рода трудностей и в настоящий момент (вопрос №7). Очевидно, что значительная часть родителей уверены, что трудности адаптационного характера у их детей сохранятся. К ним прибавились некоторое число респондентов, предполагающих появление таких трудностей у своих детей именно в период школьного обучения.

Прогнозируя возможные сложности, с которыми ребенок может столкнуться при обучении в школе, 16% родителей заявили о том, что не видят причин для беспокойства (выбрали ответ «трудностей не будет»). Интересно, что при этом лишь 1% родителей не заявили реально существующих на настоящий момент трудностей у своих детейдошкольников.

Таким образом, наблюдая сложности в обучении, общении, саморегуляции у своего ребенка в настоящий момент или будучи не осведомленными о наличии таких сложностей, часть родителей считают, что при переходе ребенка в школу у него не возникнет никаких сложностей.

Сохраняется напряжнность родителей в ожидании трудностей своего ребнка в общении со сверстниками. Предвидят наличие таких сложностей 16% родителей, фиксирует их наличие в настоящий момент так же 16% родителей.

В группе родителей детей с ОВЗ преобладает ожидания следующих трудностей:

— в усвоении детьми учебного материала на уровне остального класса – 22%;

— в адаптации к школе, в привыкании к режиму, быту – 22%;

— в обучении в одном темпе со всеми детьми класса – 19%.

«УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИКА» ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 1-01 01 01 «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (на базе среднего специального образования) Заочная форма получения образования Барановичи 2015 Общие положения Программа вступительных испытаний для абитуриентов учреждения образования «Барановичский государственный университет» разработана согласно Правилам приема в. »

«Пояснительная записка Задержка психического развития (ЗПР) одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР-особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелость, отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов. В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной. »

«Ответы на первое задание.1. 20 идей. написание стихотворений перевод текстов копирайтинг/рерайтинг создание сайтов предоставление хостинга администрирование сайтов тех.поддержка для многих CMS психологическая помощь мозговой штурм создание электронных книг помощь в поиске партнёров создание онлайн-игр организация конвентов генерация идей создание видеороликов создание Web-приложений тестирование приложений, игр проведение конкурсов создание флэшмобов написание обзоров товаров, услуг. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе В.В. Рябчиков ПРОГРАММА вступительного испытания в магистратуру на направление 37.04.01«Психология» магистерская программа: «Психология массовых коммуникаций» Иркутск 2015 Пояснительная записка Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену по. »

«I. Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030401 Клиническая психология (квалификация (степень) специалист) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2057) и Разъяснениями по формированию примерных основных образовательных программ ВПО в соответствии с требованиями ФГОС (письмо Минобрнауки РФ от. »

«Серия «Социально-гуманитарные науки»7. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учебник для студентов сред. пед. заведений, 2-е изд., М, 2003. Организация междисциплинарных связей как условие модернизации математического образования студентов технического вуза к.ф.-м.н. доц. Лунгу К.Н. Университет машиностроения 8 (495) 682–20–53, K.Lungu@mail ru Аннотация. В статье рассматривается проблема обеспечения понимающего усвоения математики студентами технических вузов. Одним из таких условий. »

«Коррекция нарушений развития на основе комплексных подходов, в максимальной степени способствующих социальному развитию обучающихся, в том числе посредством организации ранней коррекционной помощи и междисциплинарного взаимодействия специалистов; Создание условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья обучающихся; Организация психологического, педагогического и социального сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов; Формирование общественного мнения относительно лиц с. »

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ДЕТСКИЙ САД № 1» ПРОГРАММА диагностики детско-родительских взаимоотношений (воспитанников дошкольных образовательных учреждений и их родителей (законных представителей) Составители: Г.А. Грязнова, Л.П. Михальцова Анжеро-Судженский городской округ, 2014 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В современном человекознании одним из важнейших направлений становится поиск путей благоприятного социального развития. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Факультет психологии УТВЕРЖДАЮ Проректор по развитию образования _Е.В.Сапир _2012 г. Рабочая программа дисциплины послевузовского профессионального образования (аспирантура) Психотехнологии социальной адаптации в вузе по специальности научных работников 19.00.07 Педагогическая психология Ярославль 2012 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Психотехнологии социальной. »

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» в г. Анжеро-Судженске Кафедра психологии и педагогики РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОПД. В2 Дифференциальная психология Для направления 050700.62 «Педагогика» Профиль «Практическая психология в образовании» факультет педагогического образования курс2-3 экзамен_5 (семестр) семестр_4-5_ лекции36_(часов) зачет_4_ (семестр) практические. »

«Реферат Развитие структур Тема выпускной квалификационной работы: интегральной индивидуальности подростков с различным уровнем мотивации достижений в спортивной деятельности. Табачкова Елена Автор выпускной квалификационной работы: Сергеевна.Научный руководитель выпускной квалификационной работы: Канд. психол. наук, доцент кафедры методологии психологии и теории психолого-педагогического образования Института Человековедения В.Д. Поклонская. Федеральное государственное Сведения об. »

«ДОСТИЖЕНИЯ В НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2009 ГОДУ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА На факультете действует докторский диссертационный совет по 2 специальностям: 19.00.05 – социальная психология, и 19.00.03 – психология труда (предс. – А.В.Карпов, зам. предс.– В.В.Новиков, уч. секр. – Н.В.Клюева). В течение 2009 года проведено защит – 15 на соискание ученой степени кандидата психологических наук, из них 7 – по социальной психологи. Успешно разрабатывались следующие общекафедральные. »

«Программа Первой Всероссийской конференции по Врожденной Аниридии 2-4 июля 2015 г., Москва Организатор конференции: Российская Межрегиональная Общественная Организация «Межрегиональный центр поддержки больных аниридией «Радужка»» (www.aniridia.ru) При поддержке: Общественной Палаты Российской Федерации ( www.oprf.ru ) 1. Московского НИИ Глазных болезней им. Гельмгольца ( www.helmholtzeyeinstitute.ru ) 2. «Союза пациентов и пациентских организаций по редким заболеваниям» (www.spiporz.ru ) 3. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УТВЕРЖДАЮ Ректор Белгосуниверситета С.В.Абламейко «» _2013 г. Регистрационный № УД/баз. ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ, МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В МАГИСТРАТУРУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1-23 80 03 «ПСИХОЛОГИЯ» Минск С о с т а в и т е л и: Колмаков А. А. »

«Otredaktirowal : PRESSI HERSON ББК 53.57 УДК 159.962 К18 Каменюкин А. Г., Ковпак Д. В. К18 Антистресс-тренинг. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 224 с.: ил. — (Серия «Эффективный тренинг»). ISBN 978-5-388-00146-7 Эта книга посвящена всем животрепещущим вопросам, связанным со стрессом. Умело комбинируя теорию и практику, авторы рассказывают о том, каковы причины стресса, как можно его предупредить и бороться с ним, как повысить индивидуальную стрессоустойчивость. Издание будет максимально полезно. »

«03.03.13 Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности психологического факультета МГУ Александр Асмо. 60 ЛЕТ РАДИО СВОБОДА МАКС ШАТТО: СЛЕДСТВИЕ БОЛОТНОЕ ДЕЛО ФМС В САХАРОВСКОМ ЦЕНТРЕ SVOBODA.ORG Радио Св обода ГЛАВНОЕ: Войти Зарегистриров аться Культурный дневник Предмет разговора Человек имеет право Мир Свободное посещение Популярная наука Видео Радио 3 марта 2013 Радиопрограммы / Все свободны! Доктор психологических наук, профессор, О чем говорят в сети. »

«Аннотация учебной дисциплины «Психология развития и возрастная психология»1. Цели освоения дисциплины. Целью освоения дисциплины «Психология развития и возрастная психология» является формирование системы представлений об общих закономерностях психического развития человека на протяжении онтогенеза от рождения до смерти; законах и детерминантах психического развития человека в онтогенезе; основных периодизациях психического развития человека в онтогенезе; возрастно-психологических особенностях. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Кемеровский государственный университет филиал в г. Прокопьевске (Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина) Рабочая программа дисциплины (модуля) Б2.В.ОД.3 Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе (Наименование дисциплины (модуля)). »

«Образовательная программа дополнительного профессионального образования по специальности общего «Психотерапия» (Цикл усовершенствования «Актуальные вопросы современной психотерапии. Сертификационный цикл») разработана сотрудниками Института психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д.Карвасарского: программным директором, к.м.н. О.С.Зиматкиной, начальником оргметод. отдела И.С.Королевой, руководителем направления «Психотерапия», д.м.н., проф. В.А.Ташлыковым, консультантом направления. »

«ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт педагогики и психологии образования Общеинститутская кафедра теории и истории педагогики Общеинститутская кафедра психологии образования ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В МАГИСТРАТУРУ по направлению 44.04.02 – Психолого-педагогическое образование Программы: «Психология и педагогика высшей. »

2016 www.programma.x-pdf.ru — «Бесплатная электронная библиотека — Учебные, рабочие программы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

источник