Меню Рубрики

Анализ результатов логопедического обследования детей

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:

  • Устной и письменной речи
  • Особенностей процессов восприятия
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Пространственного воображения.

Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:

  • “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
  • “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?

  • Диагностика (около 1 часа)
  • Консультация родителей
  • Оформление логопедического заключения
  • Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка
  • Проводится обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:

    • произносительная сторона
    • фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
    • словарь
    • грамматический строй речи
    • связная речь
    • артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
    • мелкая моторика рук

    Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
    После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

    Составляется ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, который ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:

  • Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес.
  • Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
  • Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
  • Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
  • Строение органов артикуляции, подвижность их.
  • Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
  • Состояние вербального интеллекта.
  • ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

    При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:

    • на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.)
    • умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток)
    • состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
    • знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
    • умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего)

    При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:

    • понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
    • какими речевыми средствами пользуется он в общении;
    • подражает ли речи взрослого;
    • как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
    • использует ли мимику, жесты.

    ОБСЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ

  • Предметный словарь:
    • покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
    • покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
    • покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
    • покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
  • Предикативный словарь:
    • покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
    • покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит)
  • Классификация предметов:
    • назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
    • узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

  • Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
  • единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
  • настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
  • формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал – нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
  • нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
  • предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет?)
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Как зовут твою маму?
  • Как зовут твоего папу?
  • Есть ли у тебя брат, сестра?
  • Кто старше (младше)?
  • Кто еще с тобой живет?
  • Какая твоя любимая игрушка?
  • С кем ты подружился в детском саду?
  • Составление предложений по картинкам.

    Составление предложений по опорным словам.

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.

    СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.

    По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагаю сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.

    • Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова “Дидактический материал по обследованию речи детей ” изд-во “АРКТИ” 2009 г.

    источник

    Сводная таблица речевой готовности дошкольников на 200…- 200… уч. год.

    Фамилия , имя Модаль-ность Возр к школе Балл Предрасполож. к дисграфии Предрасполож. к дислексии Логоп. диагноз Рекомендация
    Фонем. литерал. Фонем вербал. Оптич литерал. Моторн. Фонем. вербал.
    1. ……. Сл-зр 7,0 3,5 РО
    2……… Слух. 7,5 РО
    17……. Сл. 6,11 9,5 + Ротац РО
    57……. Зр.-дв. 7,6 17,5 + + ЛГНР Тр
    78……. Дв. 7,9 23,5 + + + + ФФНР дизарт Тр (Лог.гр.)

    Эта же таблица служит основой для определения количественных данных, предоставляемых Комитету образования в виде «Сводной таблицы готовности дошкольников к обучению — по результатам психологического и логопедического обследования». (Приложение 1) Эта таблица представляет собой данные по каждому первому классу школы, с указанием количества учащихся и программы, по которой проходит обучение в данном классе. Здесь же отражается мотивация учеников (учебная, предучебная, игровая), уровни психологической и речевой готовности в натуральном виде и в процентах, и состояние эмоционально-волевой сферы на момент обследования (тревожность, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, медлительность).

    Эти данные помогут спрогнозировать предположительный конечный результат обучения к концу первого класса, и будут являться базовыми для выявления динамики психофизиологического развития учащихся 1 класса.

    (аналитическая справка)

    Все полученные результаты должны быть подвергнуты количественному и качественному анализу и обобщены в аналитическом заключении (справке).

    Количественный анализ — это метод исследования, использующий количественные (статистические) данные, полученные в результате обследования (диагностики).

    Качественный анализ – метод исследования, не использующий количественных показателей, но делающий выводы лишь на базе логических рассуждений над полученными фактами (Словарь психолога-практика. Минск-Москва. Харвест АСТ. 2001.)

    Аналитическая справка пишется в официально-деловом стиле и должна отражать следующие параметры (Приложение к Положению о психологической службе в общеобразовательном учреждении № 636):

    1. Причину исследования (запрос от родителей, классных руководителей, учителей, детей, администрации и др.) Наше логопедическое исследование проводится по запросу администрации школы, поэтому в ней должны быть представлены данные, интересующие именно администрацию школы.
    2. Цель исследования формулируется в зависимости от запроса. Например: запрос администрации звучит так: «Выясните готовность дошкольников к обучению в школе и порекомендуйте, кого, в какой класс определить?»

    Сформулируйте самостоятельно цель обследования.

    Целью логопедического обследования является:

    · определение уровня речевой и функциональной готовности к обучению письму и чтению;

    · выявление предрасположенности к дисграфии и дислексии;

    · рекомендация администрации школы по выбору образовательного маршрута для каждого первоклассника.

    1. Обоснование выбора методики диагностического исследования. Так как данная методика составлена из тестов разных авторов, то указывается составитель. Инструментарий:Логопедическое обследование (составитель – Оксимец О.А., по заказу Комитета образования г. Нефтеюганска) включает в себя следующие шкалы: (Запишите самостоятельно)
    • Фонематический анализ;
    • Звукопроизношение;
    • Аналитико-синтетическая деятельность;
    • Изобразительно-графические способности;
    • Развитие функционального базиса;
    • Словарный запас;
    • Связная речь;
    • Чтение.
    1. Диагност (исполнитель) (Ф.И.О., должность).
    2. Сроки проведения исследования.
    3. Количество респондентов.
    4. Критерии оценки речевой готовности (запишите самостоятельно)
      1. 0 — 10,5 б. — выше среднего;
      2. 11 – 20,5 б. — средний;
      3. 21 – 30,5 б. — ниже среднего;
      4. 31 б. и выше — низкий.

    8. Терминология:(запишите самостоятельно)

    ФНРфонетическое недоразвитие речи;

    ФФНР –фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

    ФМНР – фонематическое недоразвитие речи;

    ЛГНР — лексико-грамматическое недоразвитие речи;

    ОНР – общее недоразвитие речи;

    Дисграфия (нарушения письма): оптическая литеральная, фонематическая литеральная и вербальная;

    Дислексия (нарушения чтения): моторная, фонематическая.

    9. Результаты исследования:

    · количественные данные представлены в таблицах – общей и на каждый класс;

    · обобщенная интерпретация данных (качественные анализ) – аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам;

    · рекомендации по результатам исследования.

    Подробнее остановимся на количественном, качественном анализе, выводах и рекомендациях.

    Когда мы подсчитываем в процентах количество детей разных уровней готовности к обучению, количество детей с одинаковым речевым дефектом, количество детей предрасположенных к дисграфии и дислексии, количество детей с нормой и т.д., то мы производим количественный анализ.

    Качественный анализ осуществляется тогда, когда мы ищем причины, делаем выводы для себя и даем рекомендации тому, чей запрос мы выполняем, например:

    • много детей с предрасположенностью к вербальной фонематической дисграфии.;

    Знаем, что в основе такой формы дисграфии лежит недоразвитие лексико-грамматической структуры речи. Почему в школу пришло много детей с таким дефектом? Это либо недоработка какого-то определенного детского сада, либо педзапущенность детей, не посещавших детский сад, либо это дети-билингвисты.

    Определив причину, можно наметить пути коррекции:

    — Провести консультацию по развитию связной речи с родителям детей, не посещавших детский сад;

    — Сформировать группу детей для профилактики вербальной фонематической дисграфии;

    и отразить это в рекомендациях:

    — Провести встречу с руководством детского сада и обсудить ситуацию;

    — Организовать специальные занятия для изучения русской лексики с детьми-билингвистами.

    • много детей с низкой речевой готовностью к обучению;

    Знаем, что если дети получают более 31 балла, то дефект не только речевой. Причина в функциональной неготовности к обучению письму и чтению. Почему? Может быть, просто биологическая незрелость детей, а может быть психофизический инфантилизм детей или другая причина. Но дети уже приняты в школу. Значит, для себя делаем вывод:

    — Сформировать группу детей для развития функционального базиса и профилактики дисграфии и дислексии;

    пишем рекомендацию администрации:

    — организовать повторное обследование в декабре, обсудить результаты на ПМПк;

    • много детей с предрасположенностью к моторной дислексии;

    Проработайте самостоятельно этот вариант – запишите выводы и рекомендации.

    Причина – несформированность оптико-артикуляторной связи : графема-фонема.

    — организовать индивидуальную работу по профилактике моторной дислексии;

    — провести консультации с родителями и учителями по выработке единых подходов и требований в обучении чтению детей с данным видом дефекта;

    Рекомендации для администрации:

    — разрешить проводить индивидуальную работу с ….учениками по профилактике моторной дислексии во время урока чтения (10-15 минут, 2 раза в неделю).

    Качественный анализ логопедического обследования можно отобразить и в виде таблице:

    Факты Причины Выводы логопеда Рекомендации для администрации

    Таким образом, аналитическая справка является основой для планирования дальнейшей коррекционно-развивающей, методической работы с детьми, учителями, родителями, администрацией.

    Аналитическая справка вместе с таблицами сдается администрации школы. Один экземпляр остается у логопеда.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9397 — | 7455 — или читать все.

    193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Читайте также:  Нормальный биохимический анализ у детей

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    источник

    фонематический анализ и синтез

    не сформирован, формируется

    может выделить первый звук в слове (последний)

    может составить слово из 3-х названных звуков

    подбирает слова на заданный звук

    выделяет заданный звук в звуковом потоке

    определяет место звука в слове

    образует слово из заданных звуков

    не может произвести морфологический разбор слова,

    не может выделить корень слова, суффикс

    не может произвести синтаксический разбор слова

    не может выделить главные члены предложения, подлежащее, сказуемое.

    не может произвести фонетический разбор слова

    не может выделить звонкие, глухие, гласные, согласные

    языковой анализ и синтез (анализ состава предложения и синтез слов в предложении, слоговой анализ и синтез)

    затрудняется (допускает ошибки) при морфологическом разборе предложения

    словарный запас, состояние фразовой речи

    в пределах возрастной нормы

    беден, преобладает предметный

    преобладают существительные и глаголы из обиходной лексики

    ограничен качественный словарь

    ограничен словарь слов-признаков

    не употребляет приставочных глаголов

    затрудняется в подборе синонимов, антонимов

    не использует изобразительные средства языка

    страдает описательная сторона речи

    правильно называет окружающие предметы и явления,

    владеет достаточным количеством слов, обозначающих качество предметов, действий,

    заменяет наименования части предмета названием самого предмета в целом (воротник — рубашка),

    замена видовых понятий родовыми (автобус, троллейбус — это машины),

    отсутствует пассивный словарный запас (из-за отказа от контактов на вербальном уровне),

    автономные звукосочетания, возникающие спонтанно или отраженно при благоприятном расположении ребенка,

    обрывки общеупотребительных существительных и глаголов.

    в речи отдельные звукоподражания, вокализации.

    бедность и инертность словарного запаса

    фраза простая нераспространенная

    пользуется сложноподчиненными, сложносочиненными предложениями.

    нарушено строение предложно-падежных конструкций

    нарушено управление и согласование

    бедность и однообразие синтаксических конструкций, грамматических конструкций

    неумение распространить предложение однородными членами

    речевая активность очень низкая, словарь беден, высказывания односложны, их грамматическое оформление неполноценно;

    речь изобилует эхолалиями, речевыми штампами, проявлениями речевой стереотипности, безцельными манипулированиями, излишней детализацией.

    характеризуется звукокомштексами, словосочетаниями и отрывками отдельных фраз.

    мутизм как отсутствие мотивации к речевому общению.

    частичный мутизм (необращенность речи к окружающим).

    бедность и однообразие синтаксических конструкций: в речи в основном простые предложения.

    ограничивается перечислением предметов или действий.

    владеет развернутой фразой.

    ведет длительную монологическую речь без обращения к окружающим.

    в речи отдельные вокализации, слова-звукоподражания., примитивные слова

    преобладает монологическая речь на аффективно-значимые темы

    в диалоге не способен к длительному речевому общению, взаимодействию с окружающими

    речь чаще всего не связывается с непосредственными действиями

    речевое развитие значительно опережает праксис

    искажает в словах со сложной слоговой структурой (усечения, перестановки слогов).

    искажает в словах со стечением согласных

    контур (абрис) слова удерживает

    нарушено в словах 3-4-х слоговой структуры

    сокращение количества слогов, чаще — при стечении согласных в слове (атос — автобус),

    добавление лишних звуков и слогов (лимонт, глазики — глазки),

    пропуск звуков (тол — стол, вок — волк),

    перестановка звуков и слогов,

    меняющаяся структура одного и того же слова с увеличением количества повторений слова,

    допускает ошибки при согласовании числительных с существительными

    допускает ошибки в падежных окончаниях

    допускает ошибки при изменении существительных по числам

    не согласует существительных в роде, числе, падеже.

    правильно согласует прилагательные с существительными в роде, числе, падеже

    правильно употребляет все простые предлоги ( у. в, на, под, с, из, за, по, после), свободно пользуется ими в высказываниях,

    образует существительные в уменьшительно-ласкательной форме,

    образование названий детенышей животных в единственном и множественном числе,

    изменяет единственное число существительных во множественное,

    изменяет форму родительного падежа единственного и множественного числа.

    недостаточно использует различные части речи

    допускает ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций

    гиперкинезы (насильственные движения мимической мускулатуры),

    синкенезии (содружественные движения мимической мускулатуры и пальцев рук),

    нарушения голосообразования (сдавленность, фальзет, немодулированный голос)

    источник

    Саша Д., 6,5 лет, посещает массовый детский сад.

    Жалобы родителей на невнятную речь.

    Из анамнеза известно, что мальчик родился от первой беременности, протекавшей без патологии. Роды наступили в срок, но с преждевременным отхождением вод, была применена стимуляция. Оценка новорожденного по шкале Апгар 6-7 баллов. Ребенок закричал не сразу, т.к. наблюдались явления синей асфиксии. К груди приложили на третьи сутки. Сосал плохо, часто поперхивался. В грудном возрасте беспокойный. На первом году жизни не болел.

    Физическое развитие: голову начал держать в 1,5 месяца, сидеть – в 6 мес., ходить – в 1,5 года.

    Речевое развитие: лепет появился в 9 мес., но через месяц пропал и появились жесты, первые слова отмечены в 1,5 года, словарь накапливался медленно, фразовая речь появилась к 3 годам.

    Состояние речи. Мальчик хорошо понимает обращенную речь, самостоятельно и охотно вступает в контакт. Фразовая речь полная, но аграмматичная: «Два дяди хочат съесть чеез тлубу», «Фкаф бойницний влача». Активный словарь большой, но качественно неполноценный: к словам широкий и высокий подбирает один и тот же антоним маленький; не может образовать нужное прилагательное: «Шуба из меха лисы – теплая», «Шапка из меха зайца – зимняя». Звукопроизношение: свистящие – межзубные, шипящие – губно-зубные («в», «ф» – шапка – фапка, жаба – ваба), сонорный «р» заменяет на «л», «ль» – на «п». Аналогичные дефекты наблюдаются и при изолированном произнесении звуков.

    Неврологический статус. Зрачковые реакции живые. В покое сглажены обе носогубные складки. Отмечена слабость лицевой мускулатуры, которая нарастает при функциональной нагрузке. Губы выдвинуть вперед не может, смычка губ недостаточна. Мягкое нёбо фонирует, голос громкий. Язык напряжен, в покое лежит на дне ротовой полости, движения его в стороны ограничены. Кончик языка при высовывании дрожит (тремор), поднять его кверху не удается. Движения кончика языка из угла в угол и при облизывании губ нечеткие. Объем активных движений обеих рук и ног слегка ограничен. Поднятые вверх руки быстро опускаются. Стоять и прыгать на одной ноге не умеет. Моторно неловок. Тонус мышц слегка повышен.

    На основании анамнеза и медико-педагогического обследования было сделано заключение, что у мальчика имеются остаточные явления органического поражения ЦНС в форме пирамидного синдрома и стертой формы псевдобульбарной дизартрии, осложненной ОНР.

    Ответ. Стертая дизартрия.

    Стертая дизартрия — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

    У детей со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы.

    ОБЩАЯ МОТОРИКА. Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т.п. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

    МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» — сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» — поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики.

    На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т.к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Со слов мам, многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.

    У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д»-«б»; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).

    ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА. У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате.

    ПАРЕТИЧНОСТЬ мышц органов артикуляции проявляются в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

    Спастичность мышц органов артикуляциипроявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытянуть губы вперед, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

    В практике псевдобульбарной дизартрии встречаются смешанные формы с преобладанием спастической или паретической формы.

    Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т.е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

    Апраксия при стертой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

    ДЕВИАЦИЯ, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке, со сглаженностью носогубной складки.

    Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика.

    При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения — например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

    ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ. При первоначальном знакомстве с ребенком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия. При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т.е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с логопедом. Родители задают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил, не используются в речи ребенка. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношениясвистящих и шипящих. Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.

    Читайте также:  Нормальные значения анализов у детей

    Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

    ПРОСОДИКА. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.п.).

    У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т.к. произносят слова они скандированно, т.е. по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики.

    ОБЩЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Детей со стертой дизартрией условно можно разделить на три группы.

    Первая группа. Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики.

    Вторая группа. Это дети, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с незаконченным процессом формирования фонематического слуха детей (дети с фонетико-фонематическим недоразвитием).

    Третья группа. Это дети, у которых стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с недоразвитием фонематического слуха. У них также отмечается бедный словарь, выраженные ошибки в грамматическом строе, невозможность связного высказывания, значительные трудности при усвоении слов различной слоговой структуры (дети со стертой дизартрией и общим недоразвитием речи).

    источник

    Дата заполнения: «___» ________ 200 __ г.

    № п/п Фамилия ребенка Итоги Импрессивная речь Исследование фонематических процессов Навыки чтения (знание букв)
    Фонемат. анализ Фонемат. синтез Фонемат. предсталения
    20.09 20.01 20.05 20.09 20.01 20.05 20.09 20.01 20.05 20.09 20.01 20.05 20.09 20.01 20.05 20.09 20.01 20.05
    Иванов Вася З К З З З С

    Образец заполнения результатов логопедического обследования

    Дата заполнения: «___» ________ 200 __ г.

    № п/п Фамилия ребенка Экспрессивная речь Импрессивная речь Словарный запас Грамматический строй речи Связная речь
    словообразование словоизменение
    20.09 20.01 20.05 20.09 20.01 20.05 20.09 20.01 20.05 20.09 20.01 20.05 20.09 20.01 20.05 20.09 20.01 20.05
    Иванов Вася З С К З З з

    з – зеленый цвет (средний уровень); с – синий цвет (низкий уровень); к – красный цвет (высокий уровень).

    Логопедическое заключение: Иванов Вася (5 лет).

    Диагноз: фонетико-фонематическое недоразвитие речи (стертая форма дизартрии). Боковой сигматизм свистящих, шипящих; ротацизм, ламбдацизм.

    По результатам логопедического обследования Иванов Вася зачисляется в подгруппу со средним уровнем речевого развития.

    С Васей логопед наметит следующий план работы на квартал:

    — развитие фонематических процессов;

    а) развитие неречевых навыков;

    б) развитие артикуляционного аппарата;

    в) развитие речевого (диафрагмального) дыхания:

    — работа по преодолению аграмматизмов при словообразовании и словоизменении;

    — работа над развитием связной речи:

    а) составление рассказа по сюжетным картинкам;

    в) пересказ небольших рассказов.

    При планировании учебно-воспитательной и коррекционной работы с Васей учитель-логопед будет упитывать результаты психолого-педагогического обследования, педагогического и социально-педагогического.

    Результат обследования специалисты и педагоги заносят с помощью условных обозначений в диагностическую комплексную карту.

    Социально-педагогическое обследование (социальный педагог. Педагогическое обследование (воспитатели). Психологическое обследование (психолог). Логопедическое обследование (учитель-логопед).

    Вывод: Основной этап — самый важный период в диагностике детей.

    Учитель-логопед планирует работу по обследованию речевого развития ребенка, определяет способы получения информации, готовит дидактический материал. При обследовании используются как традиционные, так и нетрадиционные методы и приемы сбора анамнеза, исследования неречевых и речевых функций ребенка.

    Методы обследования:анкетирование,наблюдение, тестирование, беседа.

    Приемы: игровые, сюрпризные.

    Использование компьютерных технологий.

    В период обследования учитель-логопед определяет характер общеучебных знаний и умений, навыки общения ребенка со взрослыми.

    Например: отмечается желание ребенка общаться с педагогом, выполнять задания, наличие речевого негативизма.

    Окончательная оценка поведенческих реакций дается лишь после определенного времени, проведенного с ребенком, специального подбора речевого и дидактического материала с учетом индивидуальных возможностей, возраста, структуры

    При этом поощряется ход выполнения и результат любого

    Как известно, точность и объективность диагностики во многом зависит от высокого профессионализма педагога, его опыта, творчества, мастерства. Очень важно, чтобы обследование детей проводили специалисты, а не случайные люди.

    Ш этап. Заключительный

    Цель: Обработка полученной информации, заполнение диагностической карты.

    Учитель-логопед оценивает, анализирует, обобщает полученную информацию о развитии ребенка, определяет уровень речевого, интеллектуального развития каждого ребенка, особенности его поведения, характера, интересы и увлечения.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

    На основе итоговой оценки (интеллектуального и речевого развития, особенностей поведения, характера, личностных качеств, интересов и способностей, состояния здоровья) комплектуются группы для занятий с учителем-логопедом.

    Важно отметить, что уровень развития ребенка — это условный показатель, т. к. при благоприятных условиях коррекции ребенок дает значительную динамику в своем развитии и учителю-логопеду не следует ждать вторичного обследования, чтобы перевести ребенка в более сильную подгруппу.

    Возможен и другой вариант: во время первичной диагностики ребенок дал хорошие показатели, а при прохождении нового материала испытывает трудности в усвоении. Необходимо выяснить причины. Вероятно, ребенку нужно создать более щадящие условия и повторное усвоение нового материала.

    На основании Инструктивно-методического письма Министерства общего и профессионального образования РФ № 65/23-16 от 14.03.2000 г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» составляется Лист занятости.

    В работе с детьми учитель-логопед использует подгрупповую и индивидуальную работу.

    Подгрупповая работа предусматривает реализацию задач общеобразовательной и коррекционной программы.

    Индивидуальная работа предусматривает работу учителя-логопеда по развитию речевых и неречевых функций, постановку звуков.

    Итоговая таблице по результата» обследования детей

    Дата заполнения:«____ » _____ 200___г.

    Фамилия ребенка Итоги обследования Результаты обследования Группа здоровья Медицинское обследование
    Логопедическое Педагогическое Психологическое
    Петров Коля с с с/з с II ММД ЗРР с-м двигательной активности
    Иванов з з к II Нарушение осанки
    Сидорова Лена к/з з к к I Здорова

    с — синий кружок (низкий уровень),

    з — зеленый кружок (средний уровень);

    к – красный кружок (высокий уровень).

    По результатам диагностики комплектуются подгруппы.

    Комплектование подгрупп на основе диагностики

    Группа № 1 с (низкий уровень) Группа №2 з (средний уровень) Группа №3 к/з (пограничный уровень)
    1. Петров Коля 1. Иванов Вася 1. Сидорова Лена
    2. 2. 2.
    3. 3.

    Комментарий: В понедельник на подгрупповые занятия целесообразно брать детей с высоким уровнем развития, т. к. дети со средним и низким уровнем после выходных дней с трудом вводятся в учебно-воспитательный процесс. С ними учитель-логопед в понедельник планирует индивидуальную работу. Определяя временную нагрузку (от 20 до 30 мин) учитель-логопед учитывает данные диагностики, особенности физического, психического, неврологического состояния ребенка, характер его поведения, уровень сформированности учебных навыков. Во вторник и четверг учитель-логопед планирует подгруппо-вую работу с детьми среднего и низкого уровня, т. к. психологи считают, что самые продуктивные дни для учебной деятельности — это вторник, среда и гетверг. В пятницу не планируются подгрупповые занятия, а планируются только индивидуальные. Продолжительность индивидуальной работы — 15 мин на каждого ребенка.

    Дата «__» ____________ 200 __ г.

    № п/п Фамилия, имя ребенка Подгрупповые занятия с детьми Кол-во часов в неделю Индивидуальная работа с детьми Кол-во часов в неделю Всего в неделю
    Пн. Вт. Ср. Чт. Пн. Вт. Ср. Чт. Птн.
    Петров Коля 9.30-9.50 9.30-9.50 40 мин 9.15-9.30 9.15-9.30 9.15-9.30 45 мин 1 ч 25 мин
    Иванов Вася 9.00-9.25 9.00-9.25 50 мин 9.00-9.15 9.00-9.15 9.00-9.15 45 мин
    Сидорова Лена 9.00-9.30 9.00-9.30 1 ч 9.00-9.15 9.00-9.15 9.00-9.15 45 мин
    Всего: 30 мин 45 мин 30 мин 45 мин 2 ч 30 мин 30 мин 15 мин 30 мин 15 мин 45 мин 2 ч 15 мин 4 ч 45 мин

    Содержание подгрупповых занятий

    Группы Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
    Низкий уровень (с) Лексическая тема «Осень» Знакомство с понятием «звук» Индивидуальная работа с каждым ребенком
    Средний уровень (з) Лексическая тема «Осень» Знакомство с понятием «звук» Индивидуальная работа с каждым ребенком
    Пограничный уровень (з/к) Лексическая тема «Осень» Знакомство с понятием «звук» Индивидуальная работа с каждым ребенком

    Индивидуальная работа

    В понедельник после подгруппового занятая на индивидуальную работу целесообразно брать детей с повышенной утомляемостью, двигательной расторможенностыо, с ограниченными речевыми возможностями (детей с низкими показателями). Интервал между работой с каждым ребенком 1—2 мин позволит сменить дидактический материал, продумать содержание индивидуальных заданий, направленных на развитие фонематических функций; тонкой моторики; речевых функций.

    Дубликат Листа занятости учитель-логопед дает воспитателям, что позволит им планировать свою деятельность с детьми, своевременно напомнить ребенку о занятии с логопедом.

    Такое планирование работы с детьми позволяет ежедневно охватывать их коррекционной работой, определить временную нагрузку на каждого ребенка в день, неделю. Из Листа занятости мы видим, что на подгрупповые занятия в неделю отводится 2 ч 30 мин, на индивидуальную — 2 ч 15 мин (время индивидуальной работы в таблице указано с учетом 3 детей; списочный состав детей в логопедической группе — 10—12 человек).

    Примерно в среднем на индивидуальную работу уходит 14 ч 45 мин.

    На основании Листа занятости составляется график работы учителя-логопеда с детьми.

    В графике учитель-логопед указывает время индивидуальной и подгрупповой работы с детьми (в неделю). Также указывается время на организационную работу: смена дидактического материала; переход ребенка из кабинета в группу; проветривание кабинета.

    Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы

    источник

    Анализ материалов логопедического обследования ребенка с ОНР.

    Правильный ответ:

    Логопедическое обследование детей
    с общим недоразвитием речи

    Логопедическое обследование проводится в первые две недели пребывания ребенка в детском саду.

    Основная цель состоит в следующем:

    — изучить условия воспитания и развития ребенка (круг общения, характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в семье и в дошкольном учреждении) на основе беседы с родителями и анализа документов;

    — выявить уровень развития ведущей деятельности (игры, рисования, конструирования, элементов труда) и оценить в соответствии с возрастными нормативами (совместно с воспитателем);

    — выявить характерные особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка;

    — оценить состояние связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического ее оформления;

    — определить степень овладения компонентами языковой системы.

    Непосредственному обследованию самого ребенка предшествует беседа с родителями.

    При всех нарушениях речи необходимо выяснить: знает ли ребенок о своем дефекте, как на него реагирует; испытывает ли трудности в общении с окружающими; как вступает в контакт с близкими, знакомыми и незнакомыми взрослыми, с товарищами в детском саду, во дворе; поведение ребенка дома. Следует. выяснить, в чем заключаются жалобы самих родителей: беспокоит ли неправильное произношение отдельных звуков, грамматическое оформление речи, недостаточность словаря, ошибки в построении предложений, темп речи и др.

    Цель беседы с ребенком состоит в том, чтобы выявить его общий кругозор, возможности связных высказываний, наблюдать за поведением обследуемого. В ходе беседы логопед отмечает, какими ответами пользуется ребенок: односложными или развернутыми, правильны ли они по содержанию, как оформлены грамматически и фонетически.

    Если ребенок отвечает на каждый вопрос одним словом, то после некоторых таких ответов необходимо задать дополнительные вопросы, чтобы стимулировать ребенка к более распространенному ответу.

    Обследование связной речи включает: составление рассказа по картинке, по серии картин; составление рассказа из личного опыта; пересказ.

    Составлению рассказа по картине и по серии картин предшествует вступительная беседа, в ходе которой выясняется, понятно ли ребенку содержание картины, уточняется значение отдельных слов. Затем даётся ребенку небольшой план, по которому он должен составить рассказ.

    Читайте также:  Нормативные показатели анализов у детей

    Если ребенку предлагается составить рассказ по серии картин, то ведется наблюдение и за тем, как он их раскладывает (самостоятельно, после объяснения и показа, с помощью логопеда).

    При задании составить рассказ из личного опыта проводится вступительная беседа и задается ряд вопросов: «Что тебе подарили на день рождения? Как называется эта машина? Из чего сделана? Какого она цвета и размера? Как ты будешь в нее играть?»

    Навык связного рассказа можно выявить путем пересказа доступного текста сказки, рассказа после чтения их и разбора содержания по вопросам.

    При оценке состояния связной речи следует иметь в виду, что в норме к трем годам жизни дети овладевают простыми распространенными предложениями. Довольно рано, примерно к трем-четырем годам, дети начинают употреблять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. На пятом году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11 % по отношению к общему числу предложений.

    После четырех лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворения, к пяти годам пересказывают только что прочитанные короткие тексты, прослушав их два раза.

    После пяти лет дети способны довольно подробно и последовательно рассказать о виденном или услышанном, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от рассказа.

    После, шести лет дети могут сами придумать рассказ или сказку.

    У детей, зачисленных в группу, состояние связной речи характеризуется обычно наличием простых предложений, бедностью и однообразием синтаксических конструкций. Отмечаются большие трудности, а иногда и полное неумение распространять предложения, самостоятельно конструировать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

    При оценке связных высказываний детей логопед получает представление об уровне словарного запаса детей.

    Тем не менее логопед должен применить специальные приемы, позволяющие более тщательно обследовать лексическое развитие ребенка. Уточняется понимание и умение правильно употреблять слова, обозначающие названия действий, предметов и их частей, признаков предметов и действий, профессии. Важно выяснить, умеет ли ребенок образовывать новые слова суффиксально-префиксальным способом. Проверяются слова, близкие по лексическому значению, например, глаголы: льет, поливает, выливает; шьет, вяжет; режет, мнет, отрывает и т.д.

    Для обследования словарного запаса можно использовать следующие приемы:

    — показ по называнию, а затем называние предметов и их частей, действий, признаков;

    — выполнение ребенком названных логопедом действий;

    — добавление в предложение недостающего слова в нужной форме, подходящего по смыслу;

    — подбор слов-синонимов, антонимов.

    Обследование словарного запаса проводится в объеме тем из окружающей жизни; например: «Одежда», «Посуда», «Транспорт», «Домашние и дикие животные».

    Логопед получает представление об объеме словарного запаса и его качественных особенностях. При этом нужно проанализировать, какие замены лексических значений, нарушения лексической сочетаемости, неоправданные контекстом употребления слов имеют место у обследуемого ребенка. При оценке лексических возможностей следует помнить, что при нормальном развитии речи активный словарь ребенка увеличивается очень быстро. Словарь четырехлетнего ребенка колеблется в пределах 2000 слов и распределяется между различными грамматическими категориями следующим образом: преобладают существительные — 50,2% и глаголы — 27,4%.

    У детей в норме рано формируется навык словообразования: четырехлетние дети свободно образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (например, пальчик).

    Дошкольники пяти-шести лет свободно выполняют упражнения на словообразование. Они изменяют основу слова для образования слов различных категорий (существительных, глаголов, прилагательных).

    Например: красный, краснеть, краснота; плавать, пловец, плавучий.

    Дети с нормальной речью справляются с заданиями на образование прилагательных от существительных, причем не только обиходных слов (железо — железный, стеклянный, деревянный), но и менее употребительных в быту слов: ситцевый, снежный, бумажный, песочный, картонный, пластмассовый.

    Дети с ОНР пользуются в основном общеизвестными, наиболее часто употребляемыми в обиходе словами и выражениями; часто наблюдаются нарушения лексической сочетаемости; многие слова называют в приблизительном, неточном значении; часто слова заменяют близкими по ситуации, назначению.

    Однако следует помнить, что данные об ограниченности словарного запаса не могут быть использованы в качестве единственного показания недоразвития речи.

    Отставанию от возрастной нормы в овладении словарным запасом могут способствовать неблагоприятные условия воспитания, микросреды, двуязычие и ряд других причин.

    Лексические развитие ребенка следует рассматривать не изолированно, а в совокупности с другими проявлениями речевого недоразвития.

    Беседуя с ребенком, не всегда удается выявить имеющийся у него аграмматизм. Поэтому логопед должен, используя ряд специальных приемов, обследовать грамматический строй речи.

    Необходимо выявить правильность употребления в самостоятельной речи следующих грамматических категорий:

    — число существительных и глаголов;

    — родовую принадлежность предметов;

    — употребление падежных окончаний в единственном и множественном числе;

    — согласование прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже;

    — употребление простых и сложных предлогов.

    Для обследования грамматического строя речи используются следующие методические приемы:

    — ответы на вопросы по картине, по демонстрации действий или по представлению;

    — самостоятельное составление предложений по картине, демонстрации действий;

    — добавление недостающего в предложении слова в нужном падеже, числе, роде.

    При оценке степени сформированное™ грамматического строя необходимо помнить, что к трем-четырем годам дети с нормальным речевым развитием в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги (у, в, на, под, с, из, к, за, но, после), свободно пользуются ими в своих высказываниях. При нормальном развитии речи дети к пяти годам овладевают всеми типами склонений, т.е. правильно употребляют существительные,, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (стулы, деревы, колесов, деревов).

    К пяти годам дети усваивают основные формы согласования существительных с прилагательными всех трех родов, существительных с числительными в именительном падеже.

    У детей с общим недоразвитием речи часто встречаются ошибки, указывающие на недостаточно полное овладение точными падежными формами, на смешение форм склонения, на неправильное согласование, управление и т.д.

    Наряду с обследованием экспрессивной стороны речи выявляется и понимание лексико-грамматических отношений: слов, близких по значению (ствол-дерево-корни; дверь-стена-подъезд-дом; красит стену-раскрашивает картинку и т.д.); категории числа и рода существительных, глаголов, прилагательных (покажи, про что можно сказать «голубой», «голубая», «голубое», «голубые» и т.д.); пространственного расположения предметов, выраженных разными предлогами (покажи, кто выглядывает из-за стола, из-под стола, что лежит между столами, за столом и т.д.). Выясняется понимание ребенком причинно-следственных связей, а также предложений, имеющих подчинительную связь (как правильно: стало тепло, потому что распустились ласточки на -деревьях; распустились листочки, потому что стало тепло?).

    При нормальном речевом развитии дети старшего дошкольного возраста свободно справляются с предъявляемыми заданиями.

    Обследование строения артикуляционного аппарата, его сохранности и подвижности важно для выявления возможных причин дефекта звуковой стороны речи ребенка, а также для определения приемов коррекционных упражнений при последующем обучении.

    Дефекты анатомического характера включают в себя: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, деформацию (укорочение) верхней губы, неправильный прикус и аномальное расположение зубов; наличие укороченной подъязычной связки; расщепление твердого нёба; наличие субмукозной расщелины; укороченное мягкое нёбо; его расщепление; раздвоение маленького язычка или его отсутствие.

    Обследование моторики артикуляционного аппарата включает предварительное наблюдение за состоянием мимической мускулатуры в покое. При этом отмечается выраженность носогубных складок и их симметричность; характер линии губ и плотность их смыкания; устанавливается, есть ли насильственные движения (гиперкинез) мимической мускулатуры. Проверяется умение держать рот закрытым, закрывать глаза (оба и изолированно один глаз), нахмурить брови, наморщить лоб. Отмечается появление сопутствующих движений (синкинезий), симметричность носогубных складок при оскаливании.

    Обследование двигательных функций артикуляционного аппарата предполагает неоднократное повторение заданных движений для выявления малозаметных нарушений. При этом отмечается качество каждого движения, время включения в движение его истощаемость, изменение темпа и плавности, объем, появление со дружественных движений. Таким образом, могут быть выявлены стертые формы пареза. В легких случаях, дизартрии-при такой нагрузке может появиться слюнотечение (саливация).

    Одновременно логопед уточняет у родителей, как ребенок жует и глотает твердую и жидкую пищу, не наблюдалось ли в раннем детстве расстройства глотания.

    При обследовании подвижности артикуляционного аппарата предлагаются следующие упражнения: смычка, Оскал и вытягивание губ вперед; открывание и закрывание рта; движение языка вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево, чередование распластывания языка и языка в форме «жало».

    Движения языка при нормальном функционировании артикуляционного аппарата во время выполнения этих заданий должны быть достаточной силы, четко фиксироваться в заданной позе.

    Важно отмстить повышение тонуса языка: выраженное напряжение, выдвижение кончика языка, его подергивание при произвольных движениях.

    Подвижность мягкого нёба выясняется путем произнесения гласного звука при твердой атаке (рот при этом широко открыт).

    Важно учитывать, что различные неблагоприятные факторы (возбуждение, утомление) могут усилить артикуляционные трудности в спонтанной речи. Поэтому рекомендуется обследование проводить в удобное для ребенка время, чередуя различные приемы и соблюдая соответствующие паузы.

    Обследование фонетической стороны речи включает проверку изолированного произношения всех звуков (как в мягком, так и в твердом вариантах). Многократное повторение одного звука, повторение вразбивку двух звуков или слогов (сначала резко отличающихся, затем близких) помогает выявить возможности переключения (так — как, бап — пат). При этом нередко отмечаются случаи персеверации, «усредненной» артикуляции. Последующие задания (проговаривание слов, предложений и текстов, насыщенных заданным звуком) дают возможность выявить, как ребенок пользуется этими звуками в самостоятельной речи.

    Специальные упражнения помогают определить трудности в воспроизведении слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Сюда входит повторение ряда слогов, типа па-пта, то-кто; ста-сва-сма-ства; слов — «троллейбус», «ткачиха», «гимнаст», «хоккеист»; предложений — «физкультурники идут на парад», «библиотекарь выдает книги» и т.д. (слова произносятся сначала отраженно, а спустя некоторое время — самостоятельно).

    В процессе логопедического обследования попутно фиксируется: как долго ребенок может сосредоточить внимание на определенном объекте, каков перекос внимания с одного предмета на другой, как длительно удерживается внимание именно на этом объекте, а также возможности удержания в поле активного внимания одновременно нескольких объектов. При этом необходимо отметить, при каких условиях меняются такие качества внимания, как объем, переключение, распределение и устойчивость.

    Обследование детей проводится индивидуально и маленькими подгруппами в беседе, а также при использовании различных видов игровой и учебной деятельности.

    Важно выявить особенности памяти у детей с общим недоразвитием речи в процессе выполнения сложных инструкций, включающих два-три элементарных задания; запоминания последовательного ряда из нескольких картинок с логической связью и без нее; при определении изменений в ряду из двух картинок, при заучивании стихотворения, текста и т.д.

    Логопед отмечает скорость запоминания, прочность сохранения и легкость воспроизведения.

    Результаты обследования фиксируются в речевой карте, приводятся примеры образцов детской речи. Логопедическое заключение аргументируется данными первичного обследования. Заполнение речевых карт заканчивается к 5 сентября.

    Одновременно воспитатель группы обследует умения и навыки каждого ребенка в различных видах учебной деятельности, а также получает представление о готовности детей к усвоению знаний и представлений по математике. Опираясь на программные требования соответствующих и нижестоящих возрастных групп, воспитатель определяет отставание детей в игровой, физической, изобразительной деятельности от нормально развивающихся сверстников. Кроме того, он выявляет и анализирует индивидуальные особенности детей.

    Характеристика воспитателя не должна быть односторонней и отражать только недостатки ребенка. Важно отметить положительные стороны личности ребёнка и его поведения, отношение к коллективу, к труду, а также приемы индивидуального подхода, которые оказались наиболее эффективными. В характеристику в течение, года вносятся новые данные о развитии ребенка под влиянием коррекционного обучения.

    В случае затруднений в установлении речевого диагноза и усвоении программного материала характеристики отдельных детей обсуждаются педагогическим коллективом.

    Данные комплексного обследования детей используются при планировании всего коррекционного обучения.

    В конце учебного года составляется сводная характеристика логопеда и воспитателя на каждого ребенка, в которой должны найти отражение результаты коррекционного обучения и остаточные проявления речевого недоразвития.

    источник