В условиях жизни современного общества большое значение приобретает психолого-педагогическая диагностика развития детей.
Для того чтобы найти индивидуальный подход к ребенку, знать его сильные и слабые стороны, наиболее результативно обучать и воспитывать как дома, так и в учреждениях образования, вовремя оказать психологическую помощь, необходима диагностика ребёнка. Это предполагает всестороннее исследование психологических особенностей, оценку личности, прогноз дальнейшего развития.
Видов диагностики множество. Для удобства использования их принято классифицировать по различным критериям.
Наиболее функциональной классификацией представляется выделение видов в зависимости от предмета изучения:
- Диагностика личности – определение темперамента, типа самооценки.
- Диагностика эмоциональной сферы. Исследуется умение владеть собой, переживания, отношение к нравственным нормам.
- Диагностика когнитивной сферы – это диагностика развития детей в интеллектуальном плане, исследование умственных способностей, изучение латеральных предпочтений (определение ведущей руки, ведущего глаза и т. д.).
- Диагностика поведения.
Но даже это деление весьма условно, так как зачастую имеет место комплексная диагностика ребёнка, когда происходит всестороннее обследование и оценка особенностей развития всех или нескольких сфер.
Для практики интересна также классификация по видам нервной деятельности (диагностика внимания, мышления, памяти, речи, учебных навыков). Она проводится в зависимости от возраста (диагностика детей дошкольного возраста, диагностика детей младшего школьного возраста).
Методики диагностики детей весьма разнообразны и каждая из них зависит от вида исследования. В настоящее время уже теряют своё значение групповые методы, уступая место индивидуальному тестированию. Но для того, чтобы диагностика ребёнка имела успех, важно правильно выбрать инструмент, который будет использоваться в дальнейшем. На практике психологи чаще всего используют следующий набор инструментов:
- Наблюдение – изучение психических свойств ребёнка в обычных условиях. Это наблюдение за поведением, игрой, взаимодействием с окружающими.
- Беседа – даёт представление о ребёнке в результате установления контакта и прямого общения.
- Метод изучения результатов деятельности детей – анализ рисунков, поделок.
- Метод эксперимента – предполагает изучение действий испытуемого в специально созданных, смоделированных условиях.
- Тесты для детей – наиболее распространенный метод, широко используемый сегодня психологами.
Метод тестирования можно назвать комплексным, сложным методом диагностики, так как во время проведения тестирования используется широкий спектр инструментов изучения и наблюдения за поведением тестируемого, анализ результатов его деятельности и экспериментальные условия. Поэтому тесты для детей бывают разных видов – тесты-опросники, тесты-задания, тесты-действия.
Тесты-опросники часто используются при диагностике личности, хорошо работает опросник при определении типа темперамента. Тесты-задания обычно направлены на изучение эмоциональной и интеллектуальной сферы и особенно актуальны, когда необходима диагностика готовности ребёнка к школе. Тесты-действия используются при изучении поведения.
Диагностика ребёнка на предмет конституциональных черт личности: темперамента, уравновешенности, подвижности нервных процессов и т. п. имеет важное значение, так как несёт ответы на многие вопросы в поведении ребёнка. Черты четырёх основных типов темперамента наиболее ярко проявляются именно в детском возрасте и при правильном применении программы диагностики детей легко поддаются педагогической коррекции.
Конечно, при определении типа темперамента ребёнка, опросник предлагается и его родителям. Для детей постарше допустимы и самостоятельные тесты с вопросами. Анализ полученных в результате тестирования ответов позволяет назвать ребёнка холериком, сангвиником, флегматиком или меланхоликом.
В процессе исследования на лопатку небольших размеров укладывают разное количество кубиков и дают ребёнку задание пронести кубики приблизительно на трёхметровое расстояние и вернуться с ними же обратно. Затем положить эту ношу на стол так, чтобы ни один кубик не упал. Лопатку необходимо держать в одной руке.
По результатам теста оценивается уравновешенность (какое поведение демонстрирует ребёнок при неудаче, выражает ли недовольство), способность к работе (сколько времени ребёнок добивается успеха при выполнении задания), подвижность нервных процессов (как быстро ребёнок понимает и принимает задание, приспосабливается ли к работе, отвлекается).
Узнать, как ребёнок оценивает себя, позволяет весьма распространенный тест, в процессе которого малышу дают рисунок с изображением лесенки из семи ступеней, где средняя ступень больше остальных. Ребёнку объясняют, что на трёх верхних ступеньках находятся хорошие дети, а самые лучшие дети на самом верху, на седьмой ступеньке. Плохие дети располагаются на трёх нижних, на самой низкой – самые плохие. На средней ступеньке находятся дети, которых нельзя отнести ни к плохим, ни к хорошим. Тестируемый должен отметить своё место на этой лесенке и объяснить, почему он себя поместил именно туда. Когда ребёнок выберет ступеньку, его просят рассказать, такой ли он на самом деле или хочет таким быть? Если он считает себя таким на самом деле, пусть отметит ступеньку, на которой ему бы хотелось стоять. Пусть выберет, где разместила бы его мама.
Тест позволяет узнать, как ребёнок оценивает свои личностные качества, а также его мнение о том, каким он представляется окружающим (маме).
По окончании теста психолог делает следующие выводы:
- Самооценка неадекватно завышена – ребёнок мгновенно позиционирует себя в самом верху как неоспоримый факт, без объяснения причин, не задумываясь.
- Самооценка завышена – задумывается и выбирает самый верх, рассуждая о каких-то недостатках, но объясняя это не зависящими от него факторами.
- Самооценка адекватна – подумав, отмечает себя на второй либо третьей ступеньке, объясняя свой выбор.
- Самооценка занижена – помещает себя на одну из нижних ступенек без аргументации.
Диагностика ребёнка невозможна без обследования эмоционально-волевой сферы. У дошкольников она является преобладающей перед интеллектуальной сферой. Мир познается больше с помощью чувств, нежели ума.
Очень важна и информативна для родителей (воспитателей) диагностика детей 6 лет. Так как в этом возрасте появляются такие чувства, как тревожность, страхи, стеснение, для шестилеток большое значение имеет обстановка, в которой проводится обследование, личность тестирующего.
Попросите ребёнка нарисовать кактус на листе бумаги. Не помогайте и не подсказывайте. На любые вопросы желательно отвечать уклончиво: «Подумай немножко, у тебя получится». Не давайте своё видение и не высказывайте своих идей.
Рисунок расскажет об эмоциональных особенностях ребёнка. Изучите результат в деталях:
- Размер и положение нарисованного цветка в пространстве указывает на то, как определяет себя ребёнок в окружающем мире. Цветок крупного размера в центре листа указывает на эгоцентризм и лидерские качества. Маленький кактус, нарисованный внизу, говорит о неуверенной в себе, зависимой личности художника.
- Отрывистые линии, сильный нажим на карандаш выдают импульсивного ребёнка.
- Колючий кактус олицетворяет агрессивность. Чем больше иголок, чем длиннее они торчат из цветка, тем выше степень агрессивности ребёнка.
- Кактус, посаженный в цветочный горшок, нарисуют «домашние» дети, стремящиеся к семейной защите.
- Кактус, растущий в пустыне, указывает на чувство одиночества.
Тесты-задания главным образом находят применение при исследовании интеллектуальной сферы. В данном аспекте предметами обследования выступают внимание, память, аналитическое мышление, мелкая моторика, навыки учебной деятельности.
Разберите в присутствии ребёнка шестиместную матрёшку и поставьте шесть близняшек, отличающихся размером, в ряд по величине. Затем уберите одну из них и выровняйте расстояние между оставшимися. Предложите ребёнку найти её место в ряду. При успешном выполнении задания усложните тест: уберите две матрёшки ряда.
Тест направлен на оценку уровня познавательно-ориентировочной сферы, ориентировки на величину.
У вас в руках две группы картинок. Восемь изображают посуду, восемь – одежду. Покажите ребёнку карточку с изображением ложки и положите на стол. Теперь – карточку с изображением куртки, положите на стол на некотором расстоянии от ложки. Ложка и куртка располагаются таким образом, чтобы и от одной, и от другой картинки можно было продолжить ряд.
После этого в разном порядке предъявляйте ребёнку картинки с изображением предметов посуды либо одежды с просьбой положить очередную карточку в нужный ряд. Не исправляйте, если одежда попала не в ту группу. По окончании теста попросите испытуемого объяснить, почему он так расположил карточки.
Целью данного теста является выявление навыка проводить обобщение по существенному признаку, исследуется наглядно-образное мышление.
Ребёнку предъявляют четыре картинки, изображающие времена года, и предлагают показать, где весна, где зима и т. д. и объяснить, по каким признакам он догадался.
Тест выявляет сформированность представлений о временах года.
Перед тестируемым кладут две сюжетные картинки, похожие на первый взгляд, но при внимательном рассмотрении имеющие ряд отличий.
Ребёнок ищет и называет отличия. Тест исследует внимание и умение сравнивать.
Психолог показывает четыре сюжетные картинки. На одной мальчик копает яму, на второй – сыплет в ямку семена, на третьей – поливает ростки, на четвёртой – любуется цветами. Ребёнку предлагается разместить картинки по порядку. Тест выявляет умение определять последовательность событий.
Изучение умственных способностей становится особенно актуальным, когда требуется диагностика готовности ребёнка к школе.
Готовность к обучению в школе предполагает наличие определенных навыков и необходимый уровень развития мышления, памяти и внимания.
Предъявляя ряд из четырёх предметов (изображений предметов), ребёнка просят найти лишний и объяснить, почему. Когда из ряда, включающего грузовик, легковую машину, самолёт и телегу, тестируемый исключает самолёт, попросите его аргументировать ответ, спросите, каким одним словом можно назвать все предметы, к какому виду транспорта относится лишний, а к какому оставшиеся.
Тест выявляет способность группировать предметы по главному признаку, уровень сформированности представлений об окружающем мире.
На картинке изображено семь почти одинаковых зонтиков, а два из них абсолютно идентичны. Разница между остальными несущественная – разные крапинки на ткани зонтика. Ребёнок должен самостоятельно и быстро найти два идентичных зонтика. Тест проверяет уровень развития внимания.
Ребенку для изучения предлагаются 9 картинок. Он должен запомнить их в течение 15-20 секунд. Затем, отвернувшись, он должен назвать не менее семи-восьми предметов. Тест показывает уровень развития памяти.
источник
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно — сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:
выпуклый тип — темп нарастает до максимального в первые 10-15 секунд работы; далее к 25-30 секундам он может снизиться ниже исходного уровня, то есть того уровня, который наблюдался в первые 5 секунд работы; этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
ровный тип — максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы; этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
нисходящий тип – взятый испытуемым максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы; этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
промежуточный тип — темп работы снижается после первых 10-15 секунд; этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система;
вогнутый тип — первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня; вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.
Теппинг-тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими разноуровневые характеристики личности. Особенно полезен такой тест при определении профориентации и проведения психологического консультирования по коррекции и/или усовершенствованию персонального стиля деятельности. Тестирование проводится индивидуально и обычно занимает около 2 минут.
Типы динамики максимального темпа движений
а – график выпуклого типа; б – график ровного типа; в – график нисходящего типа; г – график промежуточного и вогнутого типов (горизонтальная линия – это линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 секунд).
Обработка результатов теста
Подсчитать количество точек в каждом прямоугольнике и внести результаты в протокол;
Построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс пятисекундные промежутки времени и на оси ординат – количество точек в каждом прямоугольнике;
На основании анализа формы кривой диагностировать силу нервной системы согласно нижеописанным критериям;
Рассчитать коэффициент функциональной асимметрии по работоспособности левой и правой руки, получив суммарные значения работоспособности рук путем сложения всех данных по каждому из восьми прямоугольников.
Протокол исследования
Промежуток времени работы (ВС)
Количество проставленных точек
Обработка включает следующие процедуры: 1) подсчитать количество точек в каждом квадрате; 2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат — количество точек в каждом квадрате.
Типы динамики максимального темпа движений
Графики:· А — выпуклого типа;·Б — ровного типа, В — промежуточного и вогнутого типов,·Г — нисходящего типа.·Горизонтальная линия— линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 сек.
Ниже представлены нормативные данные для детей 9-12 и 12-15 лет Для детей 9-12 лет20 точек и меньше— медленный темп. Ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он работает, является для него нормальной. Заставлять его работать быстрее — значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.20-25 точек— средний темп. Нормальный темп работы.26 точек и выше— высокий темп. Ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе .Для детей 12-15 лет24 точек и меньше— медленный темп.25-30 точек— нормальный средний темп работы30 точек и больше— ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.
Нормативные данные для детей 9-15 лет.
«Для детей 9-12 лет. 20 точек и меньше — медленный темп. Ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он работает, является для него нормальной. Заставлять его работать быстрее — значит травмировать психику ребенка, созда- вать для него стрессовую ситуацию. 20-25 точек — нормальный средний темп работы. 26 точек и выше — высокий темп. Ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.
Для детей 12-15 лет. 24 точки и меньше — медленный темп. 25-30 точек — нормальный средний темп работы. 30 точек и больше — ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.
Тест «Узнавание фигур»
Процедура проведения теста:
Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры из первой таблицы.
Первая инструкция: «Сейчас я покажу Вам изображения фигур. У Вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур».
Вторая инструкция: «На следующем рисунке среди нарисованных фигур Вы должны выбрать те, которые видели в первом-случае».
Обработка результатов теста «Узнавание фигур»
Экспериментатор отмечает и подсчитывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле:
М – число правильно узнанных фигур,
N – число неправильно узнанных фигур.
Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала: буквенного, цифрового, словесного (Альманах психологических тестов.,1995),
7. Методика «Числовой квадрат»
Методика предназначена для оценки объема распределения и переключения внимания. В квадрате с 25 клетками в случайном порядке расположены числа от 1 до 40. 15 чисел пропущены. Обследуемый должен зачеркнуть в числовом ряду числа, отсутствующие в квадрате. Время на работу — 1,5 минуты. При обработке подсчитывается количество правильных ответов (пропуск, исправление — ошибка).
Инструкция. Перед вами квадрат с 25 числами и числовой ряд из 40 чисел. Вам необходимо за 1,5 минуты зачеркнуть в числовом ряду числа, отсутствующие в квадрате.
Методика «Числовой квадрат»
14 | 5 | 31 | 27 | 37 |
40 | 34 | 23 | 1 | 20 |
19 | 16 | 32 | 13 | 33 |
2 | 6 | 8 | 25 | 9 |
12 | 26 | 36 | 28 | 39 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
Обработка результатов и интерпретация теста»Числовой квадрат»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
Оценка по 9-ти бальной шкале
Оценка в баллах | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Количество правильных ответов | 18 | 17 | 15-16 | 13-14 | 10-12 | 8-9 | 6-7 | 5 | 4 |
8. Методика «Исключение понятий»
Методика предназначена для исследования способности классификации и анализу. Обследуемым предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ряду 4 слова объединены общим родовым понятием, а пятое к нему не относится. За 3 минуты обследуемые должны найти эти слова и вычеркнуть их (Белопольская Н.Л.,200).
1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.
3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.
5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.
8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.
10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.
12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.
13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.
14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.
15. Секунда, час, год, вечер, неделя.
16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила
Методика «Исключение понятий»
1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.
3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.
5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.
8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.
10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
11. Молоко, сыр, сметана,сало, простокваша.
12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.
13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.
14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.
15. Секунда, час, год, вечер, неделя.
16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
17.Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.
Выделены правильные ответы.
Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1887 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
источник
Для изучения стилей детско-родительских отношений нами была использована методика А.Я. Варга, В.В. Столина. Обработанные результаты этого теста представлены в таблице № 1 и гистограмме 1.
Таблица № 1. Результаты тест-опросника родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
Гистограмма 1. Изучение стилей детско-родительских отношений
В результате изучения стилей детско-родительских отношений с помощью методики Варга-Столина нами были получены следующие результаты. У большинства родителей преобладают высокие показатели по шкале «симбиоз», а, значит, большинство из них не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей (среднее значение выраженности данного стиля — 75%). Также высокие значения отмечаются по шкале авторитарной гиперсоциализации. При этом стиле семейного воспитания родители уделяют подростку много времени и внимания, однако при этом не оказывают ему эмоциональной поддержки, игнорируют его потребности в общении с родителями и часто используют наказание как основной метод воспитания (среднее значение выраженности данного стиля — 70,5%). Высокий процент родителей относится к детям как к маленьким неудачникам (среднее значение выраженности данного стиля — 68,2%). Родители, придерживающиеся такого стиля отношений считают ребенка маленьким неудачником и относятся к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. При этом по шкале принятие/отвержение получены большие баллы, что в целом говорит о принятии родителями детей (среднее значение выраженности данного стиля — 65,9%). Невысокие значения по шкале кооперации, которая отражает наиболее социально приемлемое отношение к ребенку, говорят о том, что большинство обследованных родителей не могут построить с ребенком психологически грамотных взаимоотношений (среднее значение выраженности данного стиля — 34,1%).
Исходя из логики научного исследования мы провели разделение испытуемых на экспериментальную и контрольную группы (по фактору преобладающего стиля детско-родительских отношений). В экспериментальную группу вошли 23 испытуемых (с преобладающими деструктивными стилями семейного воспитания). В контрольную группу вошли 21 испытуемый с конструктивными стилями семейного воспитания.
Для изучения особенностей отношения в с позиций ребенка нами был использован проективный тест Рене Жиля. Результаты анализа данных представлены в таблице № 2 и на гистограмме № 2.
Гистограмма 2. Изучение сферы межличностных отношений ребенка
В результате проведенного исследования установлено, что у детей экспериментальной группы, по сравнению с испытуемыми контрольной группы несколько снижено отношение к родителям, как к чете (среднее значение 52 балла у испытуемых контрольной группы и 44,8 балла у испытуемых экспериментальной группы). Также у испытуемых экспериментальной группы наблюдается снижение отношения к братьям и сестрам (среднее значение 37 баллов у испытуемых контрольной группы и 31 балл у испытуемых экспериментальной группы), в то же время улучшается отношение к друзьям (среднее значение 13 и 18 баллов соответственно). Вместе с тем, в обеих группах доминирует отношение к родителям как чете, что говорит о важности обоих родителей для развития ребенка дошкольного возраста. Слаженность и согласие воспитательных воздействий родителей выступает важным условием эмоционального благополучия ребенка.
В структуре отношений детей доминируют категории «общительность», «любознательность» и «доминантность», что свидетельствует о расширении сферы взаимоотношений в дошкольном возрасте. Таким образом, в экспериментальной группе на данном этапе исследования были обнаружены признаки неблагополучия в сфере детско-родительских отношений. Для изучения особенностей эмоциональной сферы старших дошкольников нами были использованы методики: «Несуществующее животное» и тест тревожности. Результаты диагностики подвергались качественному и количественному анализу. Результаты изучения эмоциональной сферы дошкольников подвергались количественному и качественному анализу, представленному в таблице 3 и гистограмме 3.
Таблица № 3. Результаты теста «Несуществующие животное»
Гистограмма 3. Изучение эмоциональной сферы дошкольников
Качественный анализ личностных особенностей ребенка по проективной методике «Несуществующее животное» предполагал анализ особенностей личности каждого рисунка. Первоначально проводилась интерпретация рисунков детей экспериментальной группы. Некоторые из этих рисунков представлены в Приложении № 4. Ниже представлены краткие характеристики особенностей каждого рисунка:
- 1) Адекватная самооценка. Эгоцентричен, имеет значение мнение окружающих, желает привлекать внимание. Присутствует основательность, обдуманность решений и выводов. Агрессивная защита против вышестоящих, старших по возрасту.
- 2) Адекватная самооценка. Эгоцентризм. Присутствие страха и истероидно-демонстративного поведения. Огромное значение имеет мнение окружающих. Защита против старших по возрасту. Импульсивность, конформность суждений, стандартность.
- 3) Оценивает себя адекватно. Тенденция к деятельности. Важно мнение окружающих о себе, основательность и обдуманность выводов и решений. Положительное отношение к своим мыслям и суждениям. Экономия энергии, банальность, отсутствие творческого начала.
- 4) Самооценка адекватная. Эгоцентризм. Страх, амбициозность, желание доминировать, вербальная агрессия. Тенденция к самоукрашению, демонстративности. Суждения поверхностны, импульсивность в принятии решений, своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность. Творческое начало, высокий уровень энергии.
- 5) Оценивает себя адекватно. Важным являются мнение и критика окружающих. Присутствует страх. Амбициозность, желание доминировать, подавлять. Эгоцентризм. Важное значение имеет эрудиция. Защита против старших. Основательность. Четкий контроль за рассуждениями, выводами и решениями, которые часто своеобразны и самостоятельны. Творческая личность, высокий уровень энергии.
- 6) Низкая самооценка. Рефлексия, размышления, боязнь быть активным. Нерешительность, мнение окружающих имеет важное значение. Импульсивность, низкий уровень энергии.
- 7) Самооценка адекватная, эгоцентризм, желание доминировать, интерес к критике, импульсивность, податливость влечениям. Защита против вышестоящих. Положительная оценка собственных мыслей и чувств. Основательность и обдуманность суждений и выводов.
- 8) Оценивает себя адекватно. Эгоцентризм. Важное значение имеет мнение окружающих о себе. Присутствует желание доминировать, страх и выраженная речевая агрессия. Ценит эрудицию в себе и других. Прослеживается защитная реакция против старших. Основательность и обдуманность в принятии решений и выводов. Крайне отрицательная оценка своим действиям и поступкам.
- 9) Самооценка адекватная. Тенденция к деятельности. Часто реализация задуманного. Важны мнение и критика окружающих по отношению к себе. Основательность в принятии решений, опора на существенные положения и значимую информацию. Банальность установок и решений, отношение к ним положительное. Отсутствуют проявления агрессии. Низкие творческие возможности.
- 10) Оценивает себя адекватно, эгоцентричен, желает доминировать. Крайне важна оценка со стороны окружающих. Суждения поверхностны. Низкий уровень энергии и отсутствие творческого начала.
- 11) Самооценка адекватная. Эгоцентризм. Присутствует вербальная агрессия. Ярко обозначены истероидно-демонстративные манеры поведения. Ценит рациональное начало и эрудицию. Придает важное значение мнению других о себе, Прослеживается тенденция к самоукрашению. Основательность и обдуманность принятия решений в сочетании с их постоянным контролем. Уверенность в себе, «самораспространение», манерность. Энергичность.
- 12) Низкая самооценка, тенденция к рефлексии и размышлениям. Основательность и рациональность принятия решений с постоянным контролем. Суждения и решения конформны, стандартны. Склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность. Уверенность в отношении собственных действий. Защита от старших.
- 13) Оценивает себя адекватно, эгоцентричен. Желает доминировать. Важное значение имеет мнение окружающих о себе. Ценит эрудицию, однако, суждения поверхностны и возможна импульсивность принятия решений.
- 14) Самооценка адекватная, эгоцентричность, желание привлекать внимание, Имеет значение критика и мнение окружающих людей. Присутствует страх. Основательность в принятии решений, опора на существенные положения и значимую информацию. Рациональность.
- 15) Самооценка занижена. Склонность к рефлексии и размышлениям. Основательность и рациональность в принятии решений при постоянном их контроле. Ярко выражены защита против вышестоящих и против непризнания, насмешек младших по возрасту.
- 16) Адекватная самооценка. Основным является защита против вышестоящих, старших по возрасту. Решения и выводы основательны, обдуманны, стандартны. Собственные решения оценивает отрицательно.
- 17) Адекватность в собственной оценке, важное значение имеет мнение окружающих о собственной персоне, желание доминировать. Агрессия направлена против вышестоящих, однако еще более выражено проявляется защита против насмешек и непризнания младших.
- 18) Адекватная самооценка, тенденция к деятельности, активности. Основательность и обдуманность решений. Важное значение имеет критика и мнение окружающих. Решения стандартны и банальны. Низкий уровень энергии.
- 19) Низкая самооценка, тенденция к деятельности, легкомыслие, импульсивность в принятии решений. Речевая агрессия, защита направлена против насмешек и непризнания со стороны младших. Низкий уровень энергии.
- 20) Самооценка низкая, эгоцентричность, желание доминировать, основательность, обдуманность, рациональность принятия решения. Защита против старших по возрасту.
- 21) Неуверенность в себе, подавленность, низкая самооценка, нерешительность. Тенденция к рефлексии и размышлениям, чувственность, заинтересованность в восхищении окружающих. Основательность, обдуманность принятия решений, небанальность. Высокий уровень энергии.
Таким образом, делая общий вывод по характеристике рисунков несуществующего животного в экспериментальной группе, можно заметить, что для этих детей характерна сильно выраженная агрессия (43%) и эгоцентризм (43 %). При этом только половина из них проявляет активность (57 %) и только меньше, чем половины из них (42 %) проявляет адекватную самооценку (таблица 3 и рисунок 3).
В контрольной группе наблюдается другая картина. Некоторые из рисунков представлены в Приложении № 4. Согласно полученным данным можно дать следующие краткие характеристики детей из контрольной группы:
- 1) Адекватная самооценка. Тенденция к размышлению, нерешительность. Основательность, обдуманность своих выводов и решений. Способность к нестандартным решениям, любознательность. Готовность защищать себя в процессе реальной деятельности. Отношение к окружающим часто ироничное и со снисхождением.
- 2) Самооценка адекватная, эгоцентризм, заинтересованность в восхищении, придает важное значение красоте и манере одеваться. Основательность, обдуманность в принятии решений и суждениях. Положительное отношение к своим действиям и поведению. Защита против старших.
- 3) Оценивает себя адекватно. Склонность к рефлексии и размышлениям. Прослеживается вербальная агрессия как защита против отрицательного обращения, переживание страха. Суждения, выводы и решения стандартны, банальны. Оценивает свои действия и поведение уверенно и положительно. Защита направлена против старших и вышестоящих. Общий уровень энергии невысок. Тревога привязана к прошлому, связана с вербальным общением. Легкомысленно относится к окружающим.
- 4) Высокая самооценка, эгоцентризм, присутствует страх, защита против взрослых. Основательность, высокий творческий потенциал и общий уровень энергии.
- 5) Низкая самооценка, неуверенность в себе, состояние подавленности, однако осуществляет большую часть задуманного. Наблюдается эгоцентризм. Придает большое значение мнению окружающих о себе. Высокая речевая активность, напористость. Решения принимает с рациональной точки зрения. Потребность в привязанности, любви, самоутверждении.
- 6) Оценивает себя адекватно. Больше размышляет чем действует. К окружающим относится со страхом и подозрительностью. Готов защищаться в разных ситуациях. Тенденция к скрытности, замкнутости, закрытости внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе.
- 7) Самооценка занижена, малая заинтересованность в признании. Тенденция к рефлексии и размышлениям. Прослеживается агрессия, защита. Не стремится контролировать рассуждения и выводы. Решения конформны и стандартны. Присутствует беспокойство по поводу отношения сверстников и младших к своей реальной деятельности. Творческие возможности ограничены.
- 8) Оценивает себя адекватно. Эгоцентричен, присутствует переживание страха. Испытуемый ценит рациональное начало и эрудицию. Важным является мнение окружающих о себе. Основателен, рационален в принятии решений и выводов, которые, как правило стандартны и банальны. Рисунок свидетельствует об инфантильности и эмоциональной незрелости.
- 9) Самооценка адекватная. Присутствуют: эгоцентризм, стремление к доминированию, заинтересованность в информации окружающих о себе, чувственность. Решения принимаются обдуманно, основательно с опорой на значимую информацию. Отмечается защита против вышестоящих, старших по возрасту. Агрессия отсутствует.
- 10) Самооценка занижена. Тенденция к деятельности. Задуманное часто осуществляется. Присутствует страх. Агрессия направлена на старших по возрасту. Основателен в принятии решений. Контролирует выводы и решения, которые постоянны и стандартны. Уверен в своих возможностях и желает самоутверждаться. Прослеживается потребность в признании и любви. Тревожность связана с трудностями вербальной активности.
- 11) Себя оценивает адекватно, наблюдается эгоцентризм, суждения не основательны, решения импульсивны. Свойственна подозрительность. Защита против старших. Присутствует готовность защищать свои дела и свое мнение, инфантильность, низкие творческие способности, демонстративность собственного разума, эрудиции.
- 12) Самооценка занижена, склонность к деятельности. Активная реализация собственных планов. Вербальная защитная агрессия как против старших, так и против сверстников (насмешки, отсутствие авторитета). Суждения основательны, обдуманны, самостоятельны и нестандартны. Творческая натура, энергии достаточно для охвата различных областей человеческой деятельности. Оптимистично оценивает свои возможности, желает самоутверждаться.
- 13) Низкая самооценка, потребность в самоутверждении. Склонность к размышлениям, решения принимаются часто спонтанно и импульсивно, выводы делаются не задумываясь. Не исключена возможность защиты любого порядка в разных ситуациях, особенно защита своих убеждений и вкусов.
- 14) Оценивает себя адекватно, больше размышляет, чем действует. Ярко выражена вербальная агрессия. Имеет значение мнение окружающих о себе. Характер присутствующей агрессии защитно-ответный. Связана агрессия с отрицательными, депрессивными эмоциями в прошлом. Защита направлена против старших, прослеживается потребность в самоутверждении в отношении взрослых.
- 15) Низкая самооценка, эгоцентризм, стремление к доминированию, амбициозность, интерес к критике, к мнению о себе. Присутствует основательность, обдуманность в принятии решений. Низкий уровень энергии, творчества.
- 16) Оценивает себя совершенно адекватно. Натура деятельная. От замыслов активно переходит к действиям. Присутствует страх, ярко выражена защита против старших по возрасту. Тенденция к самоукрашению, демонстративности. Желание соучаствовать в как можно большем числе дел окружающих, охватить различные области человеческой деятельности. Желает самоутверждаться. Также имеет потребность в физической безопасности. Творческая личность.
- 17) Заниженная самооценка, эгоцентризм, чувственность, желание привлекать к себе внимание окружающих. Решения принимает обдуманно, четко их контролирует. Поступает стандартно и банально. Отрицательно оценивает свои действия.
- 18) Крайне низкая самооценка, сосредоточенность на собственной персоне. Низкая оценка своего поведения и действий.
- 19) Самооценка адекватная. Прослеживается эгоцентричность, чувственность, потребность в привязанности и любви, нежелание взрослеть, эмоциональная незрелость. Суждения поверхностны, неосновательны, может принимать импульсивные решения.
- 20) Оценивает себя высоко, недоволен своим положением в социуме, испытывает потребность в признании со стороны окружающих, крайне необходимо самоутверждение. Прослеживается замкнутость и агрессивное отношение к старшим, недостаток привязанности и любви. Натура творческая, суждения и решения нестандартны, импульсивны. Прошлое неразделимо с будущим, к которому относится с чувством страха. Высокий уровень энергии. Может быть скрытен и замкнут.
- 21) Самооценка адекватная. Склонность к размышлениям. К окружающим относится со страхом и подозрительностью. Недифференцированная опасливость и готовность защищаться в разных ситуациях. Тенденция к скрытности, замкнутости, закрытости внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе.
- 22) Высокая самооценка. Эгоцентризм, речевая агрессия. Интерес к мнению и критике по отношению к себе. Отрицательное отношение к собственным действиям.
- 23) Низкая самооценка, неуверенность в себе, подавленность, нерешительность, эгоцентризм, чувственность, интерес к мнению о себе. Основательность выводов и решений. С постоянным их контролем. Стандартность и банальность в своих проявлениях. Низкий уровень общей энергии, отсутствие творческого начала.
В отличие от детей экспериментальной группы, в контрольной группе преобладает адекватная самооценка (67 %), подавляющее количество детей (83 %) проявляет активность и только лишь 17 % детей — агрессию. Эгоцентризм у детей из контрольной группы (33 %) также ниже, чем у детей из экспериментальной группы (43 %) (рисунок 4).
В ходе количественного анализа результатов по тесту Р.Тэммпла, В.Амена, М.Дорки «Выбери нужное лицо» вычислялся индекс тревожности (ИТ) ребенка, который равен процентному соотношению числа эмоционально-негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков. Двусмысленные рисунки несут основную «проективную нагрузку»: то, какой эмоциональный смысл придает им ребенок, указывает на его мироощущение и нормальный или травмирующий опыт общения.
На гистограмме 4 приведены обобщенные результаты отражающие уровень тревожности дошкольников из экспериментальной и контрольной групп.
Гистограмма 4. Изучение тревожности старших дошкольников
Согласно средним тенденциям по группе у участников исследования из экспериментальной группы уровень тревожности высокий, а из контрольной группы — соответствует среднестатистической норме.
Качественный анализ данных был ориентирован на выявление направленности тревожности в сферах: «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», «я сам» (внутриличностный конфликт) в контрольной и экспериментальной группах (таблица 4).
Таблица 4. Обобщенные данные по направленности тревожности в сферах
источник
Ребенку дается лист бумаги, простой карандаш.
Инструкция. «Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, а чтобы тебе было легче их запомнить, ты можешь на листочке нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит каждое из них. Но рисовать можно только картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а листочек только один, постарайся расположить рисунки так, чтобы все они на нем уместились. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунка не важно, важно только, чтобы они правильно передавали смысл «слова».
Набор слов: веселый мальчик, вкусный обед, строгая воспитательница, сложная работа, холодно, простуда, обман, дружба, развитие, слепой мальчик, страх, веселая компания.
Инструкция. Одну из фигур (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку и просят: «Найди среди остальных фигурок самую непохожую на эту. Самая непохожая — только одна.» указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой-образцом и спрашивают: «Почему ты считаешь, что эти фигурки самые непохожие?» Каждый ребенок выполняет задание с 2-3 фигурками.
Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может помочь и, указывая на две фигурки, различающиеся по одному параметру (например, большой и маленький синий квадрат), спросить: «Чем эти фигурки отличаются друг от друга?». Так же можно помочь выделить и другие признаки — цвет и форму.
Инструкция. «Посмотри эти картинки. Как ты думаешь, о чем здесь рассказывается? А теперь расположи карточки так, чтобы получился связный рассказ».
Если ребенок не может сразу определить содержание ситуации, ему можно помочь вопросами: «Кто изображен? Что они делают?» и т.д. Убедившись, что ребенок понял общее содержание картинок, предложите разложить их по порядку: «Разложи картинки так, чтобы было понятно, с какой из них начинается этот рассказ и какой оканчивается». В процессе работы взрослый не должен вмешиваться и помогать ребенку. После того как ребенок закончит раскладывать картинки, его просят рассказать историю, которая получилась в результате расклада, переходя постепенно от одного эпизода к другому. Если в рассказе допущена ошибка, то ребенку указывают на нее в процессе рассказа и говорят, что не может быть так, чтобы что бы пожарные потушили пожар, а потом он возник, или чтобы сначала собака стащила курицу, а потом она опять оказалась в корзинке. Если ребенок самостоятельно ошибку не исправляет, взрослый не должен перекладывать картинки до окончания рассказа.
Ребенок должен расположить не только в логической, но и в «житейской» последовательности. Например, ребенок может положить карточку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди картинки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку. Однако, для детей старше 6-7 лет подобный ответ считается не правильным. При таких ошибках взрослый может спросить ребенка, уверен ли он, что эта картинка (показав, какая именно) лежит на своем месте. Если ребенок не может положить ее правильно, обследование заканчивается, но если же он исправляет ошибку, задание повторяется с другим набором картинок.
После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения: «Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня — я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает дверь. Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева на право длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь я не отрывая руки, провожу на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия).Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно. Вот я, не отрывая руки провожу линию на три клетки налево — к окну (на доске соответствующая линия). Все поняли как надо рисовать?».
После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит: «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. Одна клеточка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».
При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы — две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее самостоятельно) ассистент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнять инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листочки и начинали новый узор с нужной точки. В случае необходимости он одобряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не дает.
По прошествии времени, отведенного для самостоятельного узора, проверяющий говорит: «Теперь поставьте карандаш на следующую тоску. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».
Предоставив детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, проверяющий говорит: «Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаш. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клеточки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжите рисовать этот узор».
Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора: «Поставьте карандаш на самую последнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одну клетку вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево слово «налево» опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
По истечении времени, предоставленного на самостоятельное продолжение последнего узора, проверяющий и ассистент собирают у детей листки. Общее время проведение методики обычно составляет около 15 минут.
Тест-опросник на определение сформированности «внутренней позиции школьника».
Задайте ребенку приведенные ниже вопросы и запишите полученные ответы.
- Ты хочешь идти в школу?
- Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
- Чем тебе больше всего нравиться заниматься в детском саду (дома)? Почему?
- Ты любишь, когда тебе читают книжки?
- Ты сам просишь, чтобы тебе прочитали книжку?
- Какие у тебя любимые книжки?
- Почему ты хочешь идти в школу?
- Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?
- Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности?
- Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?
- Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты захочешь быть: учеником или учителем?
- В игре в школу что у нас будет длиннее — урок или перемена?
Покажите ребенку лесенку и попросите его поместить на этой лесенке всех знакомых тебе детей. На трех верхних ступенях окажутся дети хорошие: умные, добрые, сильные, послушные — чем выше, тем лучше («хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие») А на трех нижних ступеньках — плохие. Чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и нехорошие. На какую ступеньку ты поместишь себя? Почему?
Затем задайте ребенку вопрос: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». После этого спросите: «На какую ступеньку тебя поставила бы мама (папа, бабушка, воспитательница и др.)».
Методика для исследования опосредованной памяти, образного мышления. Ребенку дается лист бумаги, простой карандаш.
Проведение теста. Взрослый читает слово, а ребенок рисует. На каждый рисунок отводится 1-2 минуты. Взрослый внимательно смотрит за тем, чтобы ребенок не писал буквы, а рисовал. После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунок, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относиться. Через 20-30 минут после окончания рисования детям предъявляют их листочки бумаги с рисунками и просят, чтобы они, глядя на свои рисунки. Вспомнили те слова, которые им диктовал взрослый. Количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок подсчитывают и записывают. Если вместо слова «разлука» ребенок говорит «расставание» или вместо «вкусный ужин» — «сладкий ужин», это ошибкой не считается.
Для детей 6-7 лет нормой будет воспроизведение 10-12 слов из 12. О развитии образного мышления говорит характер рисунков, а именно: связь их с темой, отражение сути предмета.
Уровни выполнения:
- Ниже среднего уровня — рисунки мало связаны с с темой, либо эта связь поверхностная (но слово «холодно» ребенок рисует дерево и объясняет, что ему тоже холодно).
- Средний уровень — адекватные рисунки для простых слов и отказ или буквальное, конкретное отражение сложных слов (например, развитие).
- Высокий уровень — рисунки отражают суть данного предмета. Например, для «вкусного ужина» может быть нарисован или торт, или стол с каким-то блюдом, или тарелка с едой.
Необходимо отметить те случаи, когда ребенок рисует практически однотипные, мало несвязанные с содержанием слова рисунки, но в то же время правильно воспроизводит слова. В данном случае это является показателем хорошей механической памяти, которая компенсирует недостаточный уровень развития мышления.
Позволяет изучить мышление и восприятие детей.
Проведение теста. Перед ребенком в ряд выкладывается 8 геометрических фигур:
- 2 синих круга (маленький и большой) 2 красных круга (маленький и большой),
- 2 синих квадрата (маленький и большой), 2 красных квадрата (маленький и большой).
Дети 6-7 лет самостоятельно вычленяют следующие параметры: цвет, величина, форма — и ориентируются на весе эти параметры при выборе фигурки.
Уровень выполнения задания определяются количеством признаков, на которые ориентируется ребенок при выборе «самой непохожей» фигурки и которые он назвал.
- Ниже среднего — преобладание выбора по одному признаку без называния признака.
- Средний уровень — преобладание выбора по двум признакам и называние одного.
- Высокий уровень — преобладание выбора по трем признакам и называние одного — двух.
Методика направлена на изучение словесно-логического мышления. Ребенку предлагается серия картинок (5-8), в которых рассказывается о каком-то событии. Используются последовательные картинки теста Д. Векслера: Соня, Пожар, Пикник.
Проведение теста. Перед ребенком в произвольном порядке раскладываются картинки.
Анализ результатов. При анализе результатов учитывают, прежде всего правильный порядок расположения картинок, который должен соответствовать логике развития повествования.
Ребенок должен расположить не только в логической, но и в «житейской» последовательности. Например, ребенок может положить карточку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди картинки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку. Однако, для детей старше 6-7 лет подобный ответ считается не правильным. При таких ошибках взрослый может спросить ребенка, уверен ли он, что эта картинка (показав, какая именно) лежит на своем месте. Если ребенок не может положить ее правильно, обследование заканчивается, но если же он исправляет ошибку, задание повторяется с другим набором картинок.
Уровни выполнения:
- Ниже среднего уровня — картинки раскладываются в случайном порядке, и по ним составляется рассказ.
- Средний уровень — картинки раскладываются и описываются, следуя житейской логике.
- Высокий уровень — дети раскладывают и описывают картинки, следуя логике изображенного содержания.
Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Методика проводиться следующим образом. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем четырьмя точками (см. рис.). В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в случае необходимости дополнительные данные. После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения.
Результаты выполнения тренировочного узора не оценивается. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производиться по следующей шкале:
- Точное воспроизведение узора — 4 балла неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитывается и не снижается оценка).
- Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, — 3 балла.
- Воспроизведение с несколькими ошибками — 2 балла.
- Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, — 1 балл.
- Отсутствие сходства даже в отдельных элементах — 0 баллов.
- За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по той же шкале.
- Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну — за выполнение диктанта, другую — за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4 .
Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной, есть оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается. Полученная оценка может колебаться от 0 до 7.
Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводиться итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).
Тест-опросник на определение сформированности «внутренней позиции школьника».
Учитываются ответы на вопросы № 1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12.
При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы будут такими.
№ 2 — Не хочет еще на год остаться в детском саду (дома).
№ 3 — Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т.д.)
№ 4 — Люблю, когда мне читают книги.
№ 5 — Сам прошу чтобы мне прочитали.
№ 10 — Нет, не устроит, хочу ходить в школу.
№ 12 — Пусть будет длиннее урок.
В процессе выполнения этого задания наблюдайте за ребенком: колеблется ли он, раздумывает, аргументирует свой выбор, задает вопросы и т.д.
Если ребенок не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку, считает, что мама (другой взрослый) оценивает его так же, аргументируя свой выбор, ссылаясь на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама сказала», то можно предположить, что у него неадекватно завышенная самооценка.
О высокой самооценке можно говорить, если после некоторых раздумий и колебаний ребенок ставит себя на самую высокую ступеньку, называя свои недостатки и упоминая совершенные промахи, объясняет их внешними, не зависящими ото него. Причинами и считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».
Если, обдумав задание, он ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия ссылаясь на реальные ситуации и достижения, что оценка взрослого такая же либо ниже, то можно говорить об адекватной самооценке.
Если ребенок ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала», то это свидетельствует о заниженной самооценке.
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он не понял задание либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказывается выполнять задание, на все вопросы отвечает «Не знаю.».
Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям 4-5 лет: они не видят своих ошибок, на могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. Дети старшего дошкольного возраста способны анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка 6-7 лет становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях, привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка может быть завышенной.
Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как свидетельство неблагополучного эмоционального развития личности.
- Приложение 1 — содержание
- Приложение 2 — бланк заполнения для психолога
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Под ред. Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой Ярославль, Академия развития 2006 г.)
2. Справочник психолога начальной школы. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Издание 4-е. Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2006 г.
3. Подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнения. М.Н. Ильина Москва, Санкт — Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск. Питер 2004 г.
источник