Меню Рубрики

Анализ рисунков детей группы творческого занятия

Анализ занятия по рисованию

Название мероприятия : занятие «Разноцветные шары» по художественному творчеству (рисование)

Дата и место проведения : 12 ноября 2015 во второй младшей группе детского сада.

Количество детей, возрастная группа : 8 детей младшей группы.

Цели мероприятия : Познакомить детей с техникой кулачного рисования, упражнять в различении цветов, геометрических фигур.

Образовательные: учить анализировать, выделяя признаки и особенности; развивать у детей видение художественного образа и замысла, через цветовую гамму – разноцветные шары; закрепить названия жёлтого, зелёного, красного цвета.

Воспитательные: воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, желание помочь ему; воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности; воспитывать аккуратность при работе с красками.

Развивающие: развивать творческую индивидуальность, чувство цвета и формы, мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, способствовать развитию детского творчества при самостоятельной дорисовке сюжета.

Планируемые результаты развития интегративных качеств ребёнка : выражает положительные эмоции (радость, удивление, интерес, восхищение), активно и доброжелательно взаимодействует с педагогами и сверстниками, участвует в художественной деятельности.

Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности : занятие соответствует общим воспитательным задачам, уровню развития детского коллектива, возрастным особенностям детей.

Виды детской деятельности : коммуникативная, художественная.

Условия и средства реализации :

Материально-технические: вырезанные из альбомного листа воздушные шары, фланелеграф, гуашь жёлтого, зелёного и красного цвета в мисочках, альбомные листы, стаканчики с водой, влажные салфетки, корзинка с красками, игрушка ёжика, музыкальный проигрыватель с мелодией «От улыбки», надутые воздушные шары на каждого ребёнка.

Дидактические: методы – словесный, наглядный, игровой; приёмы – показ способа действия.

Общая оценка и анализ мероприятия : Эмоциональный настрой мероприятию был задан появлением ёжика, у которого лопнул шарик (сюрпризный момент). Воспитателем Мхитарян Р.Г. были определены тема и цели деятельности, использована дыхательная гимнастика. Видна заинтересованность детей в дальнейшей деятельности, внимание к происходящему.

Образовательный компонент заключался в повторении форм предметов (дети искали предметы круглой формы), цветов. Использовано недостаточно наглядного материала, который находится в неудобном для рассматривания месте. Цветовая гамма кругов жёлто-зелёно-синяя (по плану закрепление жёлтого, зелёного, красного) не позволяет повторить весь цветовой спектр, что очень важно для возраста второй младшей группы. К тому же хотелось услышать отличия предметов по форме, величине, цвету. По плану-конспекту воспитателя основной образовательной задачей стояло учить анализировать, выделяя признаки и особенности. Эта задача не была выполнена.

Воспитателем выбрана нетрадиционная кулачковая техника рисования, что очень понравилось детям. Порядок действий продемонстрирован на доске. К сожалению, пальчиковая гимнастика, которую провёл воспитатель, сделана после рисования, а не перед ним.

Очень важна в этом возрасте коммуникативная составляющая занятия и правильная, грамотная речь педагога. В этом отношении воспитатель часто допускает речевые ошибки («у всех получилось красивые шары», «шарик у ёжика сломался», а не лопнул и т.д.), не хватает и чёткого проговаривания каждого действия (воспитателю легче показать, чем проговорить). Хочется более эмоционального контакта с детьми.

Рефлексия: подведён итог занятия, понравился детям и сюрпризный момент – надувные шары.

источник

Расположение на листе

В норме рисунок располагается на средней линии листа или чуть выше и правее. Расположение рисунка ближе к верхнему краю говорит о высокой самооценке и уровне притязаний, которые, по ощущению ребенка, не полностью реализуются. Важно понять, что чем выше расположен рисунок, тем сильнее выражено у ребенка ощущение неудовлетворенности своим положением в обществе, потребность в признании и самоутверждении. Он считает, что достоин большего и может переживать от того, что его недооценили.

Чем ниже расположен рисунок, тем ниже и самооценка ребенка. Неуверенность в себе, нерешительность, отсутствие стремления к самоутверждению — вот что свойственно такому художнику. Ребенок долго помнит неудачи и может вообще отказаться от действия, если не уверен в положительном результате. Он сосредоточен на препятствиях к удовлетворению возникающих у него потребностей.

Сдвиг рисунка вправоговорит о стремлении к контролю над собой, экстраверсии. Чем сильнее рисунок уходит вправо, тем сильнее проявляется «бунтарство» по отношению к чему-то важному для рисующего.

Если рисунок расположен в правом верхнем углу, мы можем говорить о том, что ребенок, скорее всего, претендует на лидерство и активно конфликтует с кем-то из других претендентов на эту роль или встал в оппозицию по отношению к уже существующим «правящим». В этом случае «правящими» могут оказаться и родители, и учителя, и дети, пользующиеся полным признанием и авторитетом у остального коллектива.

Сдвиг рисунка влево, возможно, выражает социальную бездеятельность, застенчивость, интроверсию. Эти закономерности могут не работать, если рисунок выходит за край листа.

Мы так детально рассматриваем расположение рисунка именно потому, что сейчас нам важно понять положение ребенка в обществе и его оценку своей позиции. Признак дезадаптированности — недовольство своей ролью в коллективе, и на это необходимо обратить особое внимание. Так как расположение рисунка — только один из критериев, в процессе анализа наши предположения будут уточняться или даже изменяться. Поэтому продолжим рассматривать рисунок.

Голова или заменяющие ее элементы

Это центральная смысловая часть фигуры. Если она повернута вправо, то художнику присущи высокая целеустремленность и активность, которые взрослые иногда принимают за излишнее упрямство. Важно понять, что его планы реалистичны и осуществимы, и не мешать, а помогать ребенку ставить перед собой задачи и добиваться результата.

Поворот головы влево характеризует тестируемого как человека, склонного к размышлению, фантазированию, его мечты часто существуют только в его воображении и не реализуются в действительности. Возможно, это просто склад характера, но такая ситуация может возникнуть под страхом неудачи, который ведет к потере активности, поэтому необходимо обратить на это внимание.

Изображение с головой в положении анфас говорит о присутствии эгоцентризма или бесконтрольности в поведении.

Если голова значительно крупнее по размеру, чем тело, возможно, ребенок высоко ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих.

Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что ребенка мучает постоянный страх.

Прорисовка ресниц — показатель заинтересованности в восхищении со стороны окружающих, всеобщем признании своей привлекательности.

Зубастое существо рисуют дети, которым свойственная словесная агрессия защитного характера. Их грубость следует воспринимать как способ самозащиты от нападок окружающих.

Язык обозначает потребность в речевой активности, авторы такого существа — большие болтушки.

Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно закрашенный, заштрихованный — признак готовности испугаться, такие дети часто недоверчивы и опасливы.

Если они есть, это знак того, что ребенку важно мнение и информация окружающих о нем самом. Чем больше ушей, тем больше внимания ребенок обращает на то, что о нем думают и говорят.

Дополнительные детали

Рога — защита от агрессии. В сочетании с когтями и щетиной — агрессия спонтанная или защитно-ответная.

Перья— стремление к самоутверждению, самооправданию, демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически— чувствительность.

Лапы животного, постамент, опора и тому подобное нужно оценивать по форме и соразмерности со всей фигурой.

Если опорная часть основательна, то ребенок обладает рациональностью, склонностью принимать обдуманные решения на основе существующей информации. Он имеет собственное мнение, с которым необходимо считаться, иначе возникнет протест, который может быть выражен как в прямой, так и в скрытой форме.

О легкомысленности, импульсивности, поверхностности суждений свидетельствует изображение облегченной опорной части — маленькие лапки, например.

Способ соединения опоры и самого туловища говорит о степени контроля за своими суждениями и решениями. Точное и тщательное соединение — высокий уровень, небрежное и слабое — склонность к необдуманным поступкам или неуверенность в своем мнении.

Бывает, что у фигуры появляются части, которые возвышаются над общими очертаниями рисунка. Это могут быть крылья, дополнительные конечности, щупальца, детали панциря, перья. Они могут служить украшением или носить утилитарный характер. Спросите ребенка, для чего они предназначены. Если они нужны для какого-то вида деятельности животного, скорее всего, тестируемый энергичен, стремится к самоутверждению. Декоративные части рисуют дети, стремящиеся обратить на себя внимание окружающих.

Хвост — Отражает самооценку ребенка.

Если он повернут влево — мы может судить о самооценке мыслей и решений, вправо — действий и поведения.

Хвост, поднятый вверх, означает положительную самооценку, бодрость.

Опущенный вниз — недовольство собой, сомнение в своих силах, сожаление о сказанном и сделанном.

Разветвленные хвосты, несколько хвостов — зависимость или противоречивость самооценки.

Два хвоста развернуты в стороны и у животного большие уши — самооценка ребенка сильно зависит от мнения окружающих.

Анализируя контуры фигуры, обратите внимание на выступы типа ребристого панциря, шипов или наростов и тому подобных деталей. Они отражают особенности психологической защиты ребенка. Степень агрессивной защиты характеризуется наличием острых выступов и их направленностью. Поднятые вверх, они говорят о том, что ребенок защищается от людей, имеющих над ним власть и возможность подавить, запретить, ограничить его в чем-либо. Это могут быть родители, старшие дети, воспитатели, учителя.

Если защитные элементы направлены вниз, это может обозначать, что ребенок боится быть непризнанным, стать объектом насмешек, или переживает, что уже находится в таком положении, боится потерять авторитет у детей.

Выступы по бокам рисуют дети, ожидающие опасности со всех сторон в любой ситуации и готовые к защите.

Ребенок с повышенной утомляемостью, крайней чувствительностью, нарушением сна и тому подобными проблемами, связанными с пониженным жизненным тонусом, рисует слабые, паутинообразные линии.

Но жирные, с нажимом, линии, штриховка свойственны не энергичным, а тревожным детям. Обратите внимание на то, какие детали выполнены с особым нажимом, чтобы определить, что именно может тревожить ребенка. Но, конечно, нужно учесть, что если ребенок учится рисовать в студии или просто увлекается этим самостоятельно, штриховка будет присутствовать просто как элемент рисунка.

Другие детали

Необычные детали — например, вмонтированные в тело механические предметы — могут быть признаком психопатологии или просто проявлением особой оригинальности, как, впрочем, и отголоском чрезмерного увлечения роботами и научной фантастикой.

Название животного

Имя, которое присвоил ребенок своему созданию, несет информацию о характере ребенка.

Рациональное содержание смысловых частей — летающий заяц, бегокот и тому подобное — говорит о рациональном складе ума ребенка.

Словообразования с книжно-научным, латинским окончанием — рептилиус — выражает стремление подчеркнуть уровень своего развития, эрудиции.

Поверхностно-звуковые, без всякого осмысливания, слова говорят о легкомысленном отношении к окружающему.

Иронично-юмористичные — пузыроид, пельмеш — выражает такое же иронично-снисходительное отношение и к действительности.

Повторяющиеся элементы — тру-тру, кус-кус — возможно, обозначают инфантильность.

Непомерно длинные названия могут давать дети, склонные к фантазированию, что, возможно, имеет защитный характер как способ ухода от действительности.

Теперь, когда вы проанализировали все детали, выпишите их все, рассмотрите полученные результаты и сведите их в одно целое. Полноценный психологический портрет, как я уже говорила, невозможно составить с помощью одного теста, но именно рисуночная методика, насколько показывает мой опыт, выявляет дезадаптацию ребенка в обществе.

Попробуйте проверить своего ребенка, пусть это будет для него игрой, подключите знакомых и близких, только предупредите, что умение рисовать в этом деле не имеет никакого значения и все тестируемые могут вволю пофантазировать.

Примеры анализа рисунков детей

По расположению на листе (рисунок сильно смещен вверх) мы можем заключить, что ребенок неудовлетворен своим положением в социуме, считает себя непризнанным, но претендует на признание.

Голова повернута влево — говорит о склонности к рассуждению, возможно боязнь перед активным действием, лишь часть замыслов реализуется.

Большие уши — большая значимость информации, которую слышит о себе. Придает большое значение мнению окружающих о себе.

Рот с зубами — словесная агрессия (огрызается, защищается в ответ на порицание).

Ноги — достаточная самостоятельность, контроль за своими рассуждениями, выводами.

Хвост — достаточно положительная оценка своих действий.

Контур фигуры говорит о том, что ребенок защищается от взрослых, а когти на лапах свидетельствуют о том, что он защищается от сверстников. Характер линий свидетельствует о тревожности.

Рисунок тихой, замкнутой девочки, ученицы 5 класса Нади С. Послушная, старательная в учебе, но ее как будто нет в классе.

По положению на листе (нижняя часть) мы видим, что ребенок неуверен в себе, имеет низкую самооценку, подавлен, не заинтересован в своем социальном положении, отсутствует тенденция к самоутверждению.

Голова — тенденция к деятельности, то есть Надя — «человек действия», но из-за неуверенности в себе это не проявляется, а подавляется.

Ноги — поскольку практически отсутствуют самостоятельные решения, то и контролировать их сложно. Нет своего мнения

Хвост — самооценка зависит от ситуации.

Сильный нажим — тревожность.

Графическая методика “Кактус”

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.

Цель : исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус — таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

— характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)

— характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)

— характеристика иголок ( размер, расположение, количество)

Читайте также:  Пример задачи для детей на анализ

Интерпретация результатов : по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Тест “Рисунок человека”

Тест «Рисунок человека» разработан К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.

Процедура теста :ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4 (21 х 29 см.) и просят создать рисунок: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь».

Ваша просьба может породить массу вопросов или отказ. Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер («А какого человека?»), следует отвечать уклончиво, например: «Любого», «Рисуй какого хочешь». На любые выражения сомнений можно сказать: «Ты начни, а дальше легче будет. «. В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения.

В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами. Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.

Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут вам немаловажную информацию о его особенностях. Как он отнесся к заданию? Выражал ли он сопротивление или резкий отказ? Задавал ли дополнительные вопросы и как много? Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях?

Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении? Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях? Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил? Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.

После того как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы: Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него?

В принципе вы можете прибегнуть к краткой версии обработки графической информации. Каких-то глубоких откровений вы не встретите, но некоторые данные относительно умственного развития ребенка получите. Ответы на представленные ниже вопросы дадут понять, не проявляет ли ребенок каких-то явных отклонений, не наблюдаются ли признаки психопатологии.

Оцените рисунок ребенка по следующим пунктам (gрисвойте каждому положительному ответу один балл ):

1. У человека нарисована голова.

4. Туловище достаточно отделено от головы.

5. Длина и ширина туловища пропорциональны.

6. Плечи хорошо прорисованы.

7. Руки и ноги соединены с туловищем правильно.

8. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.

9. Шея ясно просматривается.

10. Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.

11. У человека нарисованы глаза.

14. Нос и рот имеют нормальные размеры.

17. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.

18. Человек нарисован в одежде.

19. По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).

20. Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.

21. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.

22. На руках изображены пальцы.

23. На каждой руке пять пальцев.

24. Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.

25. Большой палец достаточно хорошо выделен.

26. Хорошо прорисованы запястья путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти.

27. Прорисован локтевой сустав.

28. Прорисован коленный сустав.

29. Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.

30. Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.

31. Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.

32. Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.

33. Длина и ширина конечностей пропорциональны.

34. На ногах можно различить пятки.

35. Форма головы правильная.

36. Форма тела в целом правильная.

37. Очертания конечностей переданы точно.

38. Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.

40. Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры.

41. На лице прорисованы ресницы и брови.

42. Зрачки расположены правильно.

43. Глаза пропорциональны размерам лица.

44. Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.

45. Четко различимы лоб и подбородок.

46. Подбородок отделен от нижней губы.

Выводы сделать очень легко. В целом рисунок ребенка должен соответствовать приведенному описанию. Чем его рисунок ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвив каждому положительному ответу один балл, суммируйте полученные баллы.

Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.

В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д.,но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображенного человека, например меч для воина.

На рисунке могут присутствовать и негативные знаки, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах.

Рис.13. Рисунок человека без носа и рта.

На лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.

Нет носа, нос в виде одной вертикальной линии или точки.

Нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.

Нет туловища или туловище в виде палочки.

Нет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев.

Кисти в виде рукавиц, кисти-обрубки или круги без пальцев.

Нет одежды и нет никаких половых признаков.

Голень шире бедра и другие нарушения пропорций тела.

Отметьте прежде всего имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры, например, такие, которые перечислены выше.

Если мы исходим из того, что рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который считается очень восприимчивым к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, то на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает. Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление последнего. Вслед за образом тела рисунок ребенка может пострадать полностью или частично либо просто стать незначительно отличающимся от общепринятого. Среди серьезных отклонений, такие, как изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные (рис. 14) или очень причудливые фигуры.

Подобные случаи свидетельствуют о серьезных проблемах и расстройствах.

Еще один значимый негативный фактор — это изображение ребенком фигуры противоположного пола, который не обязательно связан с гомосексуальными тенденциями, как часто принято считать. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя противоположного пола, сильной привязанности или зависимости от некоего другого человека противоположного пола.

Столкнувшись с чем-то подобным или просто непонятным, не спешите делать выводы. Некоторые странности в рисунках могут иметь простые и правдоподобные объяснения. Поэтому следующим этапом будет описание нарисованной фигуры. Попросите ребенка рассказать, кто изображен на его рисунке. Даже простое описание ребенком рисунка может дать интересную информацию, поскольку, несмотря на отсутствие внешнего сходства автора и его творения, в описании фигуры речь пойдет о самом ребенке, его чувствах, мыслях и переживаниях.

Другие вопросы, которые следует задать ребенку, дабы получить от него максимум информации:

На кого он похож, кого он напоминает?

О ком ты думал, когда рисовал?

Что делает нарисованный человек, чем он в данный момент занят?

него есть плохие привычки?

У него есть какие-нибудь желания?

Что тебе приходит в голову, когда ты смотришь на этого нарисованного человека?

Что больше всего хочет этот человек?

Во время этой беседы с ребенком вы можете попросить его разъяснить или прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, сомнительные или нечеткие места. Спросите также, какая часть тела, по его мнению, получилась лучше всего и почему, а какая часть самая неудачная, почему.

Другой вариант беседы с ребенком — попросить его сочинить историю об этом человеке.

После того как вы собрали первичную информацию с помощью этого краткого опроса и анализа поведения ребенка во время рисования, следует перейти к интерпретации рисунка. Прежде всего, нужно иметь в виду, что каждая часть изображенной фигуры имеет символическое значение, характер которого учитывается при интерпретации. Каждый орган тела приобретает особое символическое значение, поскольку в нем проявляются отголоски эмоциональной и социальной жизни ребенка.

В очередной раз хотим предупредить о неприемлемости поспешных заключений. Исследования показывают, что способы и манера выражения эмоций, переживаний, конфликтов и других аспектов психической жизни ребенка изменяются в зависимости от ситуации и варьируются от человека к человеку. Поэтому вы не должен пытаться ставить какой-то диагноз на основе единичного знака, в процессе анализа необходимо учитывать рисунок как целое.

источник

Эльмира Абасова
Анализ организованной образовательной деятельности по рисованию «Рыбка золотая» в средней группе

Анализ организованной образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию (рисование) в средней группе

Группа: 1 средняя

Начало занятия: 09 ч 30 мин, окончание: 09 ч 50мин

1. Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная.

2. Программное содержание занятия: тип занятия традиционное, тематическое. Соответствут целям, задачам, содержанию темы занятия установленное педагогом на ООД.

Рабочее прстранство при разной форме организации ОД:

а) взрослый – партнёр, рядом с детьми, в круге;

б) за детьми закреплены рабочие места.

Тема: «Рыбка золотая».

Форма организации обучения: интегрированное, творческое применение знаний и умений

Цель ООД: Учить детей устанавливать равенство и неравенство групп предметов при различных интервалах между предметами при различных интервалах между предметами в каждой из них;

Обучающие: Формировать умение передавать в рисунке образ сказочной рыбки изображать героя, используя навыки рисования восковыми мелками, кистью;

Развивающие: развивать связную речь, обогащать словарь детей; упражнять в ловкость, быстроте реакции на сигнал;

Воспитывающие: воспитывать эстетическое восприятие, поощрять творческую инициативу; закреплять знания детей о произведениях А. С. Пушкина.

3. Создание условий для проведения занятия

___ в начале занятия сумела переключить внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя. Дала точные и четкие установки на предстоящую деятельность. На занятии педагог использовала иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина. Вместе с детьми вспомила произведения Пушкина. Предложила по отрывкам вспомнить название сказки:

Все скорлупки золотые (сказка о царе Салтане).

Всех румяней и белее” (сказка о мёртвой царевне и семи богатырях).

Раз он в море закинул невод —

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод —

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод —

Пришёл невод с одною рыбкой (сказка о рыбаке и рыбке).

Предложила детям самим нарисовать «Рыбку золотую» и загадать ей желания.

Читайте также:  Прием анализов на дому у детей

3.2 Индира Османовна подготовила к началу занятия следующие виды наглядного пособия: иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина; сундучок; игрушки (рыбка, петушок, белка, зеркальце; листы бумаги для рисования; восковые мелки; краски; кисти широкие; стаканчики с водой; салфетки

4. Деятельность воспитателя в ходе занятия

Педагог была готова к занятию, умело организовала ООД. С первой минуты создала игровую мотивацию длядостижения результата на занятии. Речь правильная, выразительная, рассказывала эмоционально доступно.

Проводила индивидуальную работу с воспитанникамипоказала последовательность выполнения рисунка, показывая на наглядном примере

Сначала мы рисуем тело рыбки, которое имеет продолговатую форму овала, затем рисуем изогнутый, в виде капельки хвост, дорисовываем глаз, отделяем голову от тела дугой, затем добавляем плавники и чешую. Так как наша рыбка не простая, а золотая рисуем ей корону. Наша рыбка готова, осталось её раскрасить. (Предложить детям дополнить рисунок водорослями и цветными камешками.) Рыбка наша хоть и не простая, но она тоже не может жить без воды, поэтому мы её за тонируем краской.

___ провела с детьми пальчиковую гимнастику

Две ладошки возьму и по морю поплыву (ручки плавают)

Две ладошки, друзья – это лодочка моя (складываем ладошки лодочкой)

А по буйным волнам (показываем волны)

Плывут рыбки тут и там (имитируем движения рыбок).

В процессе самостоятельной работы детей воспитатель помогала своими советами детям, которые испытывают затруднения. Побуждала детей к проявлению своей творческой фантазии.

После окончания самостоятельной работы провела игру «Рыбаки и рыбки»

Дети делятся на 2 группы, одна образует круг – это сети, поднимают сцепленные руки вверх. Другая группа детей – «рыбки» находятся за кругом. После сигнала воспитателя «Рыбки плавают», вбегают и выбегают из сетей. По сигналу «Хлоп» сети захлопываются, те дети, которые оказались внутри круга считаются пойманными.

Рефлексия: воспитатель поблагодарила детей, одобрила сам. Работы; предложил всем загадать одно желание «Золотой рыбке»

5. Методика проведения занятия

На занятии использовала разные виды деятельности, их чередовала (Объяснительно-иллюстративные). Рационально использовала отведённое время. Провела работу над развитием практических навыков и умений детей.

6. Мотивация. В течении всего занятия дети были активны, этого __ добилась путём использования в занятии игровы приёмов с включением элементов соревнования («Кто быстрее», «Кто первый», стимулирующие активность и инициативу дете. Для повышения мотивации при обучении детей она применила разнообразные речевые упражнения.

7. Выполнение санитарно-гигиенических требований

Санитарно-гигиенические требования к помещению, температурно-световой режим соблюдался. На занятии провела физкультминутки, проводила разные виды работ и динамические паузы, что препятствовало утомлению ребёнка. Длительность занятия соотвтствует санитарно-гигиеническим нормам.

• стимулировать и поощрять индивидуальные достижения детей;

• стараться «видеть» каждого ребёнка, слушать и слышать его ответы, предложения, высказывания.

Комплексное занятие по рисованию в старшей группе «Золотая рыбка» Цель: Формировать умение детей изображать образы крупно, на всей плоскости листа, соблюдать пропорциональность между частями изображения.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Золотая рыбка» Цель: • Формировать умение детей изображать образы крупно, на всей плоскости листа, соблюдать пропорциональность между частями изображения;.

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Лесная.

Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию солью в подготовительной группе «Бабочка» Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Бабочка» (рисование солью). Задачи: продолжать.

Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Отражение в воде» Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Отражение в воде».Задачи: совершенствовать.

Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Подводный мир» (граттаж) Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Подводный мир» (граттаж). Задачи: Закреплять.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию в технике оригами «Рыбка» в средней группе Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: Рыбка (Оригами) Цель: Создание социальной ситуации познавательного.

Конспект занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе «Золотая рыбка» Конспект занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе Тема: «Золотая рыбка». Цель: Формировать умение детей изображать.

Конспект занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе «Золотая рыбка» Конспект занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе Тема: «Золотая рыбка». Цель: Формировать умение детей изображать.

Конспект занятия по рисованию «Золотая рыбка» Цель: развивать умение создавать сказочные образы, формировать творчество детей. Задачи: развивать умение детей использовать различные средства.

источник

Анализ детских работ является очень важной и ответственной частью занятия по изобразительной деятельности. Анализ должен строиться на основе выполнения программного содержания занятия, реализации его основных идей. В ходе занятия воспитатель ставит перед детьми задачу не только точно следовать данному образцу, но главным образом проявлять самостоятельность при выполнении работы. Например, на занятии по декоративному рисованию педагог предлагает изобразить один из узоров данного образца или сделать композицию из 2-х, 3-х узоров или на основе этих же элементов придумать свой новый узор. К концу занятия воспитатель уже примерно знает, на какие работы надо обратить внимание. При анализе он покажет и выполненные точно по образцу, и скомбинированные, и сделанные самостоятельно.

Работы для анализа следует разместить на заранее подготовленном месте. Например, рисунки и аппликации можно разместить на доске – стенде (см. «Методика обучения рисованию, лепке, аппликации в детском саду» под ред. Сакулиной), непросохшие рисунки и объемные работы (из глины, пластилина, природного и бросового материалов) разложить на столах или стендах. На стенде работы вывешиваются на тесьме.

Прежде чем приступить к анализу, воспитатель должен дать возможность рассмотреть все работы, обсудить их. Высказывания ребят помогут в определении детского творчества.

Вопросы, которые воспитатель будет задавать, должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.

В некоторых случаях воспитатель предлагает детям подробно рассказать о содержании работы, об использованных выразительных средствах, предлагает критически оценить работу, подобрать строки из стихотворения.

Не рекомендуется брать для анализа работы одних и тех же людей, т.к. это может привести к захваливанию ребенка; убедить детей в том, что они делают всегда лучше, чем на предыдущем занятии. Педагог должен найти в каждой работе что-то достойное внимания, чтобы каждый ребенок был уверен: и у него может получиться не хуже, чем у других.

При анализе важно отметить не просто правильно или неправильно ребенок выполнил задание, а подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования.

Итак, дав детям возможность рассмотреть свои работы, педагог начинает анализ, используя при этом разнообразные формы его. Выбор их зависит от типа занятия. Если, например, перед детьми стояла задача передать сходство с натурой, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление работы с натурой, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.

При оценке предметных рисунков педагог обращает внимание на правильность изображения (форма, цвет, пропорции, строение – на передачу выразительных средств).

В сюжетных работах педагог обращает внимание на передачу композиции, движения, как цветом ребенок передал свое отношение к рисунку, на относительную величину между предметами.

Анализ работ по замыслу рекомендуется начать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, оформления. При этом обязательно следует подчеркнуть разнообразие замыслов.

В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиций.

Анализ коллективных работ начинается с общей оценки: сказать, как дети справились с коллективной работой, подчеркнуть умение некоторых детей действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределять работу. Затем уже рассматривать отдельные наиболее интересные работы. Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.

В зависимости от типа занятия могут быть использованы следующие формы анализа:

  1. Дать общую оценку занятия.
  2. Среди отобранных работ выбрать 2-3 лучшие и объяснить почему они отобраны.
  3. Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы (например, по сказке «3 медведя». Так можно выяснить, какого эпизода нет в рисунках, какая из 2-3 работ выполнена лучше.
  4. Предложить рассказать о любой понравившейся работе.
  5. Рассказать о работе, указанной воспитателем.
  6. Предложить найти работу, похожую на образец.
  7. Сравнить работу с образцом.
  8. Найти 2 разные работы.
  9. Найти похожие работы.
  10. Найти работу с ошибкой.
  11. Найти работу, в которой проявлено творчество.
  12. Найти незаконченную работу.
  13. Рассказать о своей работе.
  14. Предложить рассказать о работе друга.
  15. Найти натуру по работе.
  16. Выделить самые аккуратные работы.
  17. Найти самую интересную работу, обосновать почему.
  18. Найти работы с удачным цветовым сочетанием.
  19. Найти работы с самыми выразительными образами (плачущий заяц, хитрая лиса).
  20. На одном занятии можно придумать 2-3 варианта анализа. Выбор их зависит от темы и программного содержания.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 115 ; Нарушение авторских прав

источник

Самоанализ занятия по рисованию.

Самоанализ НОД по рисованию с использованием нетрадиционных техник «Зимний пейзаж»

Занятие проводила с детьми подготовительной группы, присутствовало ( 7 чел )детей. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя.

Разрабатывая данный конспект занятия, я прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей подготовительной группы.

Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов .

Цель занятия: вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционной техникой рисования.

В ходе занятия предполагалось решить следующие задачи

  • Уточнить представления детей о пейзаже как жанре живописи;
  • Формировать умение правильно задавать вопрос, требующий четкого ответа;
  • Развивать творческие способности в процессе собственной изобразительной деятельности путем использования нетрадиционных материалов и способов рисования;
  • Способствовать развитию умения анализировать и высказывать свое мнение;
  • Развивать познавательные процессы; Мыслительные операции: анализ сравнение, обобщение;
  • Воспитывать интерес к познанию природы, отображению представлений в изобразительной деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС использовала виды деятельности: игровую, познавательную, продуктивную, двигательную.

-методы формирования сознания (индивидуальная и фронтальная беседа);

-методы организации деятельности и формирования опыта поведения (игра, речевые ситуации);

-методы стимулирования поведения (поощрение);

-методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, анализ результатов собственной деятельности);

-методы организации и осуществления познавательной деятельности (рассказ, моделирование картины );

-методы здоровье сбережения, сохранения и укрепления здоровья (игры «Оживи картину», пальчиковая «Снежок»)

Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующее

Подготовительная работа : беседа о зиме; рассматривание и беседы по пейзажным картинам; рисование «Осенний пейзаж»; использование моделирования в непосредственно-образовательной деятельности.

Оборудование и материалы: модели, тонированные листы картона (на каждого ребенка), стеки, шпажки, готовое тесто для рисования; тряпочки, картинки-липучки с изображением объектов и явлений природы, пластмассовые стаканчики, аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года. Февраль» выставка картин, презентация картин известных художников.

Конечный результат на ребёнка : умеет изображать зимний пейзаж нетрадиционной техникой рисования, планирует свою деятельность и реализует предварительный замысел, свободно ориентируется на ограниченной поверхности.

Думаю, что рисование нетрадиционной техникой вызвала интерес и активность у детей.

Занятие состояло из трех частей.

Способствовали созданию психологической комфортности. Настроили детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, дали психоэмоциональную разрядку, создали заинтересованность предстоящей деятельностью.

Направлена на создание положительного эмоционального настроя и на развертывание самой образовательной ситуации. В данной части образовательной деятельности использовалось сочетание игровой мотивации, наглядных, словесных и практических методов.

1. Для описания явлений природы зимой я использовала дидактическое упражнение «Зима – хорошо, плохо…», в результате чего обогащается словарь детей прилагательными, характеризующими явлений природы.

2. Задачу по развитию зрительного восприятия, памяти и логического мышления и познавательной деятельности я решала в процессе просмотра пейзажных картин и работе с модельными картинками относящихся к пейзажу.

3. Эмоциональная выразительность и умение передавать настроение картины, было отражено в театральном этюде– импровизации «Ожившая картина». Закреплялось умение детей соотносить слова с движениями и выразительностью выполнения движений.

Определение цели темы (рисование пейзажа)

Была проведена физкультминутка « Снежок» . С целью развития мелкой моторики пальцев рук.

Самостоятельная продуктивная деятельность.

Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов НОД.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость.

Я не забываю, что игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому предложила детям игры «Зима – хорошо, плохо…», «Ожившая картина».

В ходе занятия для обеспечения работоспособности детского коллектива я использовала следующие формы организации детской деятельности:

Работа коллективная с модельными картинками.

— Индивидуальная . Каждый ребёнок рисовал самостоятельно.

На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась полных ответов, ставила поисковые вопросы, чем мы можем рисовать, создавала условия для диалога с детьми.

В процессе занятия дети были активны – участвовали в игре, отвечали на вопросы.

Сохранялся интерес детей на протяжении всего занятия. Дети были внимательны.

Подводя итог занятия я привлекла к этому детей, попросила высказаться на тему, что мы знаем о живописи и каким еще способом можно рисовать картины.

Читайте также:  Прикладной анализ поведения для детей с аутизмом

ВЫВОДЫ: – Заявленная тема полностью соответствовала содержанию занятия.

— Я считаю, что мне удалось полностью реализовать поставленные задачи.

источник

Наблюдение и анализ за творческим процессом детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности

Работа по развитию у детей творческих способностей в рисовании проводилась с группой детей из 6 человек старшего дошкольного возраста. Дети самостоятельно выбирали средства для рисования и материал. Результаты анализа содержания детских рисунков занесены в таблицу 1.

Таблица 1 — Анализ содержания детских рисунков. Апрель 2014 года.

Содержание детских рисунков

Излюбленные сюжеты без изменений (указать какие)

Окружающая действительность (конкретизировать)

Оригинальные темы, ранее не изображавшиеся

Машины (грузовые и легковые)

Золушка потеряла туфельку, баба-яга и гуси-лебеди

Правила дорожного движения

Герои мультфильмов в разных сюжетах

Машины едут по улице, разные дома

Выходной с семьёй, прогулка по городу

Герои сказок (по подсказке воспитателя)

Данные, приведённые в таблице, свидетельствуют о том, что темы рисунков, в основном, у детей однообразные, очень редко дети используют сюжеты из литературных произведений. Изображая окружающую действительность, дети пользуются штампами, полученными на занятиях по изобразительной деятельности. Оригинальность темы прослеживается лишь у одного ребёнка — Миша Ю. выбирает каждый раз новую тему, воплощая в рисунке свои впечатления из собственного опыта (просмотренных мультфильмах, проведённых выходных и др.), но использует в рисунке лишь карандаши неярких одинаковых цветов.

Анализ полученных данных позволил составить план мероприятий по развитию у детей творческих способностей, формированию детских замыслов.

Прежде всего, совместно с детьми было организовано дополнительное место, где дети могли заниматься творчеством в любое время. Содержание было дополнено различными материалами, которые дети могли использовать для дополнения своих рисунков.

Кроме этого были оформлены альбомы, в которых были помещены различные варианты изображений отдельных предметов, явлений. Например, «Каким бывает солнце», «Такие разные деревья», «Эмоции» и другие.

С детьми проводилась следующая работа:

— экскурсии: «Вот оно какое, наше лето», «Водоёмы нашего города», «Осенний лес»;

— наблюдения из окна: «Чем отличаются деревья», «Здания и дома, которые мы видим из окна»;

— этюды: «Дует-дует ветер», «Лист, лист кружится»;

— рассматривание иллюстраций, фотографий;

— чтение художественных произведений;

— игры и игровые упражнения: «Дорисуй», «На что похоже», «Дорисуй окончание сказки»;

— рисование с помощью нетрадиционных материалов, разными способами.

Так же детям предлагалось выполнить рисунок на определённую тему: «Мой питомец», «Золотая осень». Дети уже стремятся в рисование на предложенную тему вносить свои элементы творчества, добавлять персонажей, сюжет.

После проведённой работы был проведён повторный анализ детских рисунков тех же детей. Дети чаще проявляют заинтересованность в свободном рисовании, рисунки стали более интересны по замыслу и содержанию. Дети используют в своих рисунках различные материалы, способы. Все дети активно рассказывают о содержании своего рисунка, используя распространённые предложения.

Содержания детских рисунков отражены в таблице 2.

Таблица 2 — Анализ содержания детских рисунков. Ноябрь 2014 года.

Содержание детских рисунков

Излюбленные сюжеты без изменений (указать какие)

Окружающая действительность (конкретизировать)

источник

Анализ деятельности и творческих достижений учащихся

Творчество — высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: художественной, научной, технической и т. д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.

Проявление творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, ибо творчество — норма детского развития. Реализация творческих способностей ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив. Становление творческой индивидуальности в детском возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.

Творческая индивидуальность может проявляться на разных уровнях. От переноса старых знаний, умений, опыта в новую ситуацию до способности найти новый вариант решения проблемы. Создать новый продукт.

Основной задачей занятий «Художественная роспись ткани» является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения.

Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает обучающийся действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.

Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Один ребенок может быть более эмоциональным, другой – менее. Память, мышление внимание могут быть самыми различными у разных детей.

Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, и если ее нет, то пробудить, а затем и развить познавательные интересы. Повышенная склонность учащихся к изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей. Поэтому и ведущее направление в обучении и воспитании – развитие творческих индивидуально выраженных способностей личности ребенка, освоения им методов и способов эстетического и художественного познания мира средствами Росписи ткани.

У младших школьников авторитет занятий достаточно высок. У старших школьников ослабевает интерес к художественно-творческой деятельности, дети перестают рисовать. Следовательно, работу по развитию художественно-творческих способностей нужно сделать более интересной и качественной.

В рисунках дети выражают свои чувства и мысли, свои представления об окружающей жизни.

Наблюдения за работой учащихся показывают: одни быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи и работы их выразительны, интересны; другие работают быстро, но рисунки невыразительны, с большим количеством ошибок; третьи не справляются с поставленными задачами, делают грубые ошибки, потому что неорганизованны, плохо слушают педагога; четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются выполнить ее как можно лучше.

На основании анализа детских работ, можно узнать различные индивидуальные особенности каждого ребенка, которые проявляются и в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла, определить, кто хорошо владеет техническими умениями и навыками. Кто-то больше любит работать красками, кто-то карандашом и редко прибегает к краскам.

Работы, выполненные детьми по их собственному замыслу, раскрывают их интересы, склонности. Одни рисуют сложные и интересные композиции, другие выбирают простой сюжет и примитивно его решают, третьи любят изображать одни и те же предметы. И все эти группы детей и каждый ребенок в отдельности, нуждаются во внимательном и чутком индивидуальном подходе.

Следует всячески пробуждать детей проявлять самостоятельность, использовать свои умения, не ожидая указаний к каждому действию. Надо доверять детям действовать самостоятельно, несмотря на то, что их работы на первых порах будут неудачными, не такими правильными и чистыми, как те, которые выполняются с постоянной помощью педагога и с начала до конца направляются его прямыми указаниями.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Для проведения индивидуальной работы можно разделить учащихся (условно) на три группы:

1 группа – учащиеся имеют слабую подготовку к изобразительной деятельности. В их работах можно обнаружить грубые ошибки. К этой группе относятся также дети с неразвитым художественным вкусом и творческим воображением.

2 группа — учащиеся, работы которых не имеют грубых ошибок, но невыразительны. Задачи, поставленные педагогом, выполняются не всегда. К этой группе относятся дети со слабо развитым художественным вкусом, творческим воображением.

3 группа — составляют дети, имеющие способности, а также некоторые умения и навыки в изобразительной деятельности. Работы детей этой группы интересны композиционно и живописно. Задачи, поставленные педагогом, выполняются. Дети любят рисовать на свободные темы, проявляют богатую фантазию.

Для нахождения общего равновесия можно использовать способы работы с детьми такие как: 1) применение дополнительных заданий после выполнения обязательных фронтальных заданий;

2) проведение беседы с учащимися, с учетом их индивидуальных особенностей.

При индивидуальном подходе надо организовать работу так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учащихся с наиболее выдающимися способностями.

Система оценивания творческих достижений учащихся в условиях современного обучения состоит из следующих составляющих:

что оценивать (что именно подлежит оцениванию в изобразительной деятельности);

как оценивать (какими средствами и по каким критериям должно фиксироваться то, что оценивается);

каким образом оценивать (какова сама процедура оценивания, этапы ее осуществления).

Все внимание уделяется не конечному продукту (рисунку), а самому художественно-творческому процессу, результатом которого будут являться приобретенный определенный уровень развития творческого воображения, мастерства и др., а следствием ‑ детский рисунок.

При определении критериев оценивания художественно-творческих достижений учащихся необходимо учитывать, что нужна такая система оценивания, которая позволила бы:

· отслеживать путь развития ребёнка на протяжении всей его учебной деятельности;

· оценивать мотивационную деятельность;

· предоставить картину роста личностных достижений для родителей учащегося;

· более эффективно участвовать в накопительной системе («портфолио»).

Мало созерцать художественную среду, необходимо учить детей её отражать в соответствии с их идеалом, в чём мы видим возможность развития их творчества.

Здесь всю познавательную и созидательную деятельность учащегося на занятии мы можем оценивать по четырем критериям:

· готовность к сотрудничеству с педагогом;

· отношение, интересы, способности детей (в том числе к самоанализу), проявляющиеся в художественном творчестве;

· мастерство (способы творческих действий) с учетом качества детской продукции;

· общественно-полезная значимость результатов художественного труда, предусматривающее значимость результата, как для развития ребенка, так и окружающих.

Под критерием готовность к сотрудничеству с педагогом имеется в виду наличие необходимых художественных материалов, поисково-исследовательская деятельность.

Второй критерий ‑ отношение, интересы – отражает степень увлеченности, вдохновения и стремления учащегося выразить свое отношение к воспринимаемому и изображаемому в работе через определение уровней:

‑ эмоционального отношения к воспринимаемому и изображаемому явлению (мотивы деятельности, их изменение, если есть, доставляющие детям удовольствие от работы и удовлетворение своими результатами);

‑ волевых свойств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов (упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения);

‑ возникновения потребностей, интересов к творчеству (в связи с различными видами художественной деятельности).

Третий критерий – мастерство (способы творческих действий) ‑ призван определить уровень владения учащимся художественными способностями, относящимися к изобразительной грамоте, через передачу формы, состоящей из линии (абриса), поверхности, и необходимыми навыками использования образных средств изображения и выражения в передаче данной формы. Составляющими являются:

‑ передача чувства формы и фактуры (уровень передачи светотеневого объема; цветового решения и эмоционального использования цвета, гармоничного цветового строя; особенности в создании единства строя изображения, гармонии колорита);

‑ сложность замысла ‑ предварительной продуманности ребенком использования образных средств изображения и выражения (уровень соответствия детской работы художественным элементарным требованиям: композиционное решение замысла – выделение главного в композиции (фронтальное и угловое размещение предметов, наличие количества объектов, фигур людей от замысла, передача их величин, их взаимосвязь, связь композиционного центра со зрительным восприятием);

‑ сложности применяемых техник и приемов (особенность использования изобразительных средств в композиции: линии, мазка и т. д.);

‑ оригинальность, непосредственность, индивидуальность характера отражения своего отношения к данной теме.

Третий критерий по своей сути отражает оценку созидательной деятельности учащегося через учебную или творческую работу (упражнение, рисунок и др.).

Четвертый критерий – общественно полезная значимость результатов художественного труда учащегося ‑ включает в себя:

‑ соответствие детской работы теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся);

‑ сопоставление самооценки учащегося с оценкой педагога.

Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений ребенка, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в разноуровневых выставках. Оно является итоговым, дает полное представление о значимости детских работ (их ценности), о возможности их участия в тех или иных выставках, без чего творческая деятельность считается неполной, т. е. незавершённой. Кроме того, участие в выставках детей является непременным условием в критериях оценки творческой деятельности детских коллективов.

Таким образом, с нашей точки зрения, совокупность применения данных критериев будет способствовать оцениванию познавательной и созидательной деятельности ученика, т. е. будет оценен не сам исполнитель, а выполненная им работа.

Крайне важным становится обучение самих детей способам оценивания и фиксации своих результатов, а так же ориентир на поддержание успешности и мотивации ученика.

Результатом моей деятельности могут служить:

1) участие в праздниках и мероприятиях центра (оформление праздников, выставок);

2) участие в городских, областных, всероссийских, международных мероприятиях (выставках-конкурсах).

Ведущая педагогическая идея моей работы — помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека. Это не значит, что мы приспосабливаемся к отдельному учащемуся, наоборот мы приспосабливаем формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень развития личности.

источник