Меню Рубрики

Анализ рисунков детей на тему семья

Детские рисунки — настоящий кладезь информации. Они раскрывают чувства, страхи и даже характер художника. Внимательно посмотрите на рисунок ребенка, и вы увидите, как он воспринимает мир.

Чтобы правильно интерпретировать, родители ни в коем случае не должны критиковать работу. Розовые листья на дереве, отсутствие волос или глаз у персонажей — не указывайте на подобные «изъяны», иначе лишите себя полезной информации. Что следует сделать, так это спросить, почему персонажи грустные или веселые, кто самый красивый, меньше приятен. Изучая детский рисунок, помните, что он не дает полной расшифровки истинных чувств и мыслей. Если готовое изображение оказывается слишком мрачным, посетите специалиста. Психолог прочитает сообщения художника, поговорит с ним и даст инструкции, как удовлетворить потребности малыша.

Интерпретация рисунка моя семья возможна без помощи психолога, если знать все нюансы. Самый простой способ узнать о ребенке больше — рассмотреть семейный рисунок.

1. Авторитет. Если папа визуализирован детально, находится в центре или по росту больше остальных членов семьи, то нет никаких сомнений в том, что отец в глазах художника наиболее важный человек.

2. Привязанность. Ближайшие к малышу родственники, показывают глубокую эмоциональную привязанность, это касается и того случая, когда ребенок на рисунке кого-то держит за руку.

3. Отсутствие рук. Если родители нарисованы с руками, а братья без рук, это показывает сильную привязанность к родителям и проблемы в общении с братьями или сестрами. В чем может быть конфликт? Например, в пользовании игрушками. Художник изображает брата без рук, чтобы он ничего не забирал.

4. Безопасность. Между ребенком и родителем размещен какой-либо объект — дерево или животное? Это означает, что малыш не чувствует себя в безопасности рядом с человеком «по ту сторону». Возможно, отделенный взрослый слишком тверд или требователен.

5. Неприязнь. Люди, вызывающие беспокойство или другие неприятные чувства находятся в углу листа или отдельно от других членов семьи. Некоторые дети так изображают братьев, потому что им достается больше внимания или художник является самым младшим в семье и получает от старших братьев много негатива. Неприятный человек может и вовсе отсутствовать на листе. Признаком тревоги также служит отсутствие всех членов семьи, за исключением человека, заслуживающего уважение.

6. Роль в семье. Люди не занимающие особой роли в жизни, изображаются самыми последними. Когда ребенок рисует последним себя или хуже того, вообще не входит в рисунок это значит, что он чувствует себя эмоционально отверженным и лишенным любви.

7. Характер ребенка по рисунку. Произведение маленького художника расскажет и о характере. Линии, прорисованные с большим нажимом, говорят об уверенности и энергичности. Застенчивые дети рисуют тонкими линиями с меньшим нажимом, а изображения настолько малы, что на листе остается много места. Хаотичные, быстрые штрихи характеризуют очень активного ребенка.

8. Агрессия. Ребенок выражает себя как агрессивную личность, если его «двойник» на рисунке держит оружие или острые предметы.

9. Цвета детского рисунка. Веселые и очень активные дети чаще всего выбирают яркие теплые цвета: красный, желтый, оранжевый. Спокойные детки добавляют оттенки зеленого, синего, фиолетового. Рисунки с преобладанием темного коричневого или черного цвета, свидетельствуют о плохом настроении и отсутствии чувства безопасности. Скудно окрашенная фигура говорит о плохих отношениях с этим человеком. Яркая, красочная фигура — указывает на восхищение. Чем ярче человек, тем более он любим.

10. Выражение лиц. Если на детском рисунке все улыбаются и в то же время, нет негативных признаков — можно быть уверенным, что ребенок чувствует себя хорошо. Грустные или суровые лица указывают на неприятные эмоции, вызванные ситуацией в семье. Человек, у которого нет лица, раскрывает желание не иметь с ним контакта, возможно это отец-алкоголик или чрезмерно строгая тетя.

Если вам кажется, что рисунок ребенка передает чрезмерную агрессию и цвета слишком темные или серые, обратите внимание на поведение юного художника. Застенчивость, отражает неуверенность в себе, агрессивность — причина недостатка внимания, «вечное недовольство» — признак усталости от обыденности, недостатка ярких эмоций. Лучший способ узнать больше и исправить ситуацию, показать изображение психологу, который после беседы со всеми членами семьи, поможет восстановить нежную детскую душу.

источник

Цельизучитьпереживания и восприятие ребёнком своего места в семье, отношение ребёнка к семье в целом и к отдельным её членам.

Стимульныйматериал. Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21*29 см), 6 цветных карандашей (чёрный, красный, синий, зелёный, жёлтый, коричневый), стирательная резинка.

Методикапроведения:детям предлагается нарисовать рисунок о своей семье, тема и содержание рисунка не уточняется.После рисования может быть проведена беседа с ребенком.

После выполнения задания ребёнку задаются вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

5. Им весело или скучно? Почему?

6. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

7. Кто из них самый несчастный? Почему?

При опросе пытаться выяснить смысл нарисованного ребёнком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребёнок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи; что значат для него определённые детали рисунка (птицы, зверушки и т.д.). Нельзя настаивать на обязательном ответе, если ребёнок не хочет отвечать – он может не отвечать.

Анализ полученных результатов.

Обычно, ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, рисует полную семью. Искажение реального состава семьи — это эмоциональный конфликт. Варианты:

1. вообще не изображены люди;

2. изображены только не связанные с семьёй люди (травматические переживания, связанные с семьёй; чувство отверженности, покинутости; чувство небезопасности, большой уровень тревожности);

3. уменьшение состава семьи, «забывают» рисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения (ребёнок разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу, избегает негативных эмоций; конкуренция с братьями или сестрами, ребёнок «монополизирует» любовь и внимание родителей);

4. вместо реальных членов семьи ребёнок рисует маленьких зверушек, птиц (ребёнок идентифицирует зверей и птиц с братьями и сёстрами, чьё влияние в семье стремится уменьшить);

5. вместо реальной семьи рисует воображаемую семью (зверят, семью в волшебной стране, игрушки) — возможно ребёнок ощущает эмоционально отвержение в своей семье;

6. ребёнок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя (ребёнок не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности; ребёнок чувствует отвержение);

7. увеличение состава семьи (дети часто включают в рисунок посторонних людей, дополнительно нарисован ребёнок того же возраста — выражение потребности в равноправных, кооперативных связях, дополнительно нарисованы взрослые или вместо родителей — поиск человека, способного удовлетворить потребность ребёнка в близких эмоциональных контактах, возможно символическое разрушение целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности);

8. расположение членов семьи на рисунке указывает на некоторые особенности взаимоотношений в семье: сплочённость семьи (благополучие, восприятия целостности семьи, включённость в семью); разобщённость членов семьи (низкий уровень эмоциональных связей); ребёнок рисует себя отдалённо (чувство невключённости, отчуждённости); отделение другого члена семьи (негативное отношение ребёнка к нему, иногда наличие угрозы, исходящей от него);

9. выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый – ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый – негативные эмоциональные состояния); предпочитаемые цвета.

Анализ особенностей графических презентаций отдельных членов семьи.

Дети, как правило, самыми большими по величине рисуют отца или мать, что соответствует реальности. Однако иногда соотношение размеров нарисованных фигур семьи- ребёнок старшего дошкольного возраста может быть нарисован выше и шире своих родителей. Это объясняется тем, что для ребёнка размер фигуры является средством, при помощи которого он выражает силу, превосходство, значимость, доминирование.

Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дети: а) ощущающие свою незначительность, ненужность и т. п.; б) требующие опеки, заботы со стороны родителей. Большие, занимающие весь лист фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети.

Необходимо обратить внимание на выражение отношения ребенка к нарисованному члену семьи с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей. На основании анализа рисунков делают выводы об отношении ребенка к родителям.

Для того, чтобы полнее изучить особенности взаимоотношений старших дошкольников с близкими в семье может быть использована проективная беседа с ребенком.

Проективная беседа с детьми «Что бы ты сделал?»

(Модифицированный вариант методики Хоментаускаса Г.Т. «Рисунок семьи»)

Цель – изучение особенностей взаимоотношения дошкольника с близкими людьми.

Методика проведения: ребёнку предлагают обсудить по очереди 6 ситуаций

1. Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идёт в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы и т.д.), и у тебя плохо получается. Кого ты позовёшь на помощь?

4. Ты имеешь … билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересный фильм. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Результаты методики позволяют воспитателю понять, кто в семье испытуемого ребенка более значим, кому он доверяет.

Игровая методика «Семья»

(автор Т.И. Пухова, модификация И.В. Худяковой)

Цель — исследование семейного опыта дошкольника и некоторых личностных особенностей ребенка.

Стимульный материал: в игровой ситуации предлагается использовать шесть кукол (медведей), условно обозначающих членов семьи, и набор мебели или пластмассовый конструктор, оперируя которым дошкольник самостоятельно может выступать в качестве режиссера игры.

Сначала воспитатель предлагает ребенку поиграть в «семью». Для этого дошкольнику предъявляется набор персонажей (мама, папа, дедушка, бабушка, мальчик, девочка), пластмассовый конструктор, из которого предстоит построить дом, предметы мебели, обстановку для «семьи». Затем взрослый предлагает ребенку выбрать персонажей, которые будут являться членами его семьи.

На этом этапе фиксируется первичный выбор персонажа, наличие персонажа в игровой ситуации, продолжительность действия с ним. За первичный выбор персонажа насчитывается 1 балл, за наличие персонажа в игровой ситуации — 1 балл, за продолжительность действия с ним — тоже 1 балл. Таким образом, максимальная сумма баллов составляет 3 балла. Затем полученные баллы суммируются и данные вносятся в обобщающую таблицу (Условные обозначения: М. — мама, П. — папа, Р. — ребенок, Др. — другие) (см. табл. 1).

Таблица 1. Введение в игровую ситуацию (в процентном выражении)

источник

Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи – шарлатаны!» — решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» — рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» — два овала с конечностями-палочками.

В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

” Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

Читайте также:  Анализ двигательной активности детей дошкольного возраста

А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик – с бородой и усами – это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр — обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

красный – сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;

черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок – безразличие, отстраненность, желание закрыться.

Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

Обратите внимание на следующие факторы.

Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

Какие цвета использует ребенок.

Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

Как ребенок изображает себя, каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

источник

Рисуночный тест «Моя семья» может использоваться для детей с четырех-пятилетнего возраста. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.

Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.

Задание
Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали.

Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью». Этот вариант дает большую свободу, а сам рисунок почти всегда отражает семейные взаимоотношения, каковы они есть в восприятии ребенка.

Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.

ВАЖНО!
Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.

Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.

При интерпретации выполненного рисунка семьи родителям и педагогам необходимо учитывать также возрастные особенности своего ребенка, наличие или отсутствие у него изобразительных навыков.

Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.

Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.
Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.

Значение линий и штриховки

Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.

Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.

1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.
2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.
3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.
4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.
5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.
7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.
8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.
9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.
10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы. Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.
11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.
12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.
13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.
14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.

1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.
2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.
5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).
6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.

1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.
2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.
3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.
4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.
5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.
6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.
7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.
8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.
9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.
10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.
11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.
12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.
13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.
14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.

Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье.
Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.
Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.
Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.
Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.

Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?

1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.
2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.
3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.
4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.
5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.

Вероника из благополучной семьи, но девочка несколько замкнута, и это вызывает беспокойство у матери. Поэтому было решено провести тестирование. На просьбу изобразить свою семью Вероника с желанием и очень старательно стала рисовать (рис. 1). Первым она нарисовала папу, затем маму, после свою младшую сестру, кошку и в последнюю очередь себя. Таким образом, по-видимому, Вероника оценивает себя как малозначимого члена семьи. Семья дружная, так как все нарисованы взявшись за руки и на одном уровне. Кисти рук у всех членов семьи прорисованы, а это также является важным показателем нормального внутрисемейного общения. Правда, папа держит руки в карманах, что говорит о его закрытой позиции в семье и некоторой замкнутости в общении. У всех четко прорисованы ступни ног, что указывает на уверенность позиций всех членов семьи. В целом рисунок получился позитивным и хорошо отражающим психологический климат семьи.

Рис. 1. Слева направо: кошка, отец, мать, сестра, Вероника

В последнее время маму Николая очень тревожит поведение сына, который перестал ее слушать, часто проявляет агрессивность. На рисунке (рис. 2) мальчик изобразил всех членов своей семьи разрозненно, а это значит, что ребенок не чувствует взаимопонимания и семейного тепла. Отсутствие у всех членов семьи ушей только подтверждает это. Каждый живет и слышит только себя, игнорируя мнения других: уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.

Рис. 2. Слева направо: брат, папа, мама, Николай

Зато папу, с большой головой, в очках, он изобразил самым большим, подчеркивая этим его главенствующую роль в семье. Голова – важнейшая часть тела, и самый умный член семьи, по мнению ребенка, на рисунке непременно будет наделен самой большой головой. Себя Николай нарисовал ближе к маме, но выше нее ростом, а это указывает на конфронтацию отношений с ней и ориентацию на себя. Взгляд привлекает и то, что Николай изобразил себя с резко преувеличенной кистью руки. Подобное изображение кисти руки говорит о высокой потребности в общении и о том, что эта потребность не удовлетворена. Двухлетний брат нарисован последним и на значительном расстоянии от Николая. Очень вероятно, что появление малыша в семье изменило внутреннее состояние мальчика. Часто старший ребенок в этом случае начинает чувствовать ослабленное внимание к нему, пугается, тревожится, переживает, ревнует. Облака на рисунке также отражают некоторое неблагополучие в семье и тревогу мальчика.

источник

Новая серия рисунков выполнена школьниками 1 класса. Рисунок девочки указывает на хорошие графические навыки, но самое главное — на хорошую, гармоничную семью. Ребенок изобразил себя в центре, между родителями. цвета выбраны яркие, правда, гамма холодновата. Говорит о спокойном характере и потребности в мирной обстановке вокруг.

Рисунок принадлежит девочке с явным художественным талантом. Ребенок в центре картины, между мамой и учительницей, которых держит за руку. Это говорит о высоком уровне доверия к учителю. На рисунке домашние питомцы, которых девочка воспринимает как членов семьи. Семья девочки изображена в виде эльфов и отличается по стилю от фигуры учителя. Значит, в семье своя атмосфера, особенная, утонченная, которой девочка дорожит. Папа изображен особняком и держит в руках ветку осенних красных листьев. Их цвет контрастирует с синим платьем учительницы. Прекрасный гармоничный рисунок. отражающий мир в семье и в душе ребенка.

Пример 1. Мальчик, 6 лет.

Мальчик изобразил себя между отцом и братом, мама стоит чуть поодаль. Рядом с ней красивый, яркий цветок. Судя по размеру, брат авторитетнее и важнее для автора, чем мама и, тем более, папа, который изображен на краю листа и совсем маленьким.

Цветовая гамма яркая, солнечная, значит, ребенок воспринимает свою семью как гармоничную, счастливую.

Справа, в зоне будущего, мама и чудесный цветок. Может быть, ребенок надеется на большую душевную близость с мамой.

В рисунке много красного цвета: тревога, эмоциональное напряжение, которое испытывает в настоящий момент ребенок.

Читайте также:  Анализ двигательной активности детей в группе

Пример 2. Мальчик, 6 лет.

В рисунке использованы преимущественно красный, черный и коричневый цвета. Черный — цвет депрессии. Красный — агрессии. Синий, холодный цвет, использован один раз при изображении «комнаты бабушки». Ребенок стоит у стола, между ним и остальными членами семьи довольно большое расстояние. Это говорит о разобщенности, одиночестве мальчика в семье. Отец нарисован спящим, мальчик как бы постарался обезвредить его, поместив подальше, на диване. На вопрос, что такое черное нарисовано на голове у двух членов семьи, ответил: «это шлемы». Видимо, чтобы защищаться от вербальной агрессии. Сперва ребенок не хотел рисовать себя, оговариваясь, что он «в комнате у бабушки», потом все-таки нарисовал. Это снова указывает на конфликт, как в восприятии себя, так и в семейных отношениях. Все фигуры людей нарисованы без пальцев, которые символизируют способность вступать во взаимодействие с людьми.

Рисунок оставляет ощущение тревоги, неблагополучия.

Пример 3. Девочка, 6 лет.

Первое, что бросается в глаза — слабые графические навыки. Изображена многчисленная семья девочки, сама она справа. Между ней и фигурой мамы — высокое треугольное существо. При расспросах выяснилось, что это — кузнечик, которого зовут Лось. Он ловит людей и относит их к великану в нору, который их поедает. Сам кузнечик больше человека и поедает автомобили. Вот такой «фантом» проявился при рисовании обычной семьи.

О чем это говорит? Ребенок чувствует себя отвергнутым, недостойным своей семьи. Его лицо и руки заштрихованы черным. Руки — способности. Возможно, планка притязаний, выставленная родителями, слишком высока для ребенка.

Страшный кузнечик — проекция внутренних страхов. В какой-то мере эти страхи естественны: происходит нелегкая адаптация к новой группе детского сада.

Почему именно кузнечик? Неужели атавистический страх перед насекомыми дремлет в каждом человеке?

Пример 4. Девочка, 5 лет.

Прекрасный рисунок семьи. Яркие, сочные цвета радуют глаз. Все члены семьи стоят близко друг к другу, детали лица и тела хорошо прорисованы, под ногами твердая опора. Домик тоже добротен, с окнами на каждого члена семьи и дверью (видна ручка).

Пример 5. Мальчик, 6 лет.

Обращают на себя внимание две детали: синее и зеленое лица родителей, и фигура ребенка, который, по словам автора, «другой». Где находится «семья», неизвестно, сверху висят гирлянды. Может быть. это музыкальный зал, украшенный к празднику. Ребенок не отождествляет себя с мальчиком на рисунке. Может быть, потому, что родители — в разводе. Нарисованная семья — идеальная, когда папа и мама вместе. Но этого нет, мальчик осознает это, поэтому рисует «другую семью», где все хорошо.

Пример 6. Мальчик, 6 лет.

На рисунке изображена кухня: холодильник, мальчик подметает, помогая маме. Выразительнее всего, конечно, фигура отца в черной одежде, с пистолетом и красным горящим глазом. Голова его не слишком похожа на человеческую. Комментарии здесь излишни.

Мне подумалось, может быть, в тот день у мальчика такое было настроение, отразившееся в рисунке? Но нет, через несколько дней он снова нарисовал отца схожим образом. Поединок с зомби. С первого взгляда трудно разобраться, чем отличаются две фигуры на рисунке. Оказывается, папа — тот, который больше и с двумя пистолетами.

источник

Всем привет! Сегодня мы хотим рассказать вам о том, как происходит анализ детского рисунка. Думаю вам будет интересно узнать, что волнует вашего малыша по изображению, которое он нарисовал. На самом деле это не так и трудно, просто нужно внимательно посмотреть на то, что ребенок нарисовал и проанализировать.

Конечно же ребеночку, которому еще не исполнилось три годика очень трудно нарисовать, то что его волнует. Детские осмысленные выражения начинаются примерно с четырех лет. И самое первое, что он рисует, это конечно же свою семью (маму, папу и себя)

Если ваш ребенок в четыре или пять лет уже может легко нарисовать человечка, изображенного во всех деталях, то это значит ваше чадо очень хорошо гармонично развит.

Возьмите в руки чистый лист бумаги и цветные карандаши и дайте их своему ребенку и попросите, чтобы он нарисовал свою семью. Только не в коем случаи не торопите его и не комментируйте, до тех пор пока он полностью не закончит работу. А уже после, спросите его, кто есть кто и чем этот человек занимается, именно на рисунке.

Для того чтобы прочитать рисунок, вам необходимо довериться своим чувствам, а именно понять какие эмоции испытываете глядя на него. Вы должны понять то, что ребенок пытается до вас донести. Что именно вы испытываете, когда смотрите на его: тревогу, спокойствие, агрессивность или доброту. В первую очередь обратите свой взгляд на то, как расположена семья на изображении: все дружно держатся за ручку, либо семья разбросана по всему листу бумаги.

Если же вы все таки затрудняетесь, то можете обратиться к детскому психологу. Особенно настораживает то, если на рисунке четко выражена агрессия и кровь.

Исходя из практики, на своем рисунке дети особо сильно выражают своего любимого персонажа, это мама и папа. Именно этот человек самый значимый в его жизни. По словам психологов, если ребенок нарисовал людей спиной или в профиль, то это говорит о том, что данный человек у него вызывает антипатию.

  • Ребенок нарисовал семью где все ее члены занимаются общим занятием — это говорит о том, что в семье все хорошо и семья очень дружная;
  • Ребенок рисует себя в стороне от мамы и папы — это свидетельствует тому, что ребенок одинок и ему не хватает внимание;
  • Если ребенок не нарисовал себя — задумайтесь. В семье что-то не так;
  • Если малыш часто вносит изменения в свой рисунок — это значит его что-то тревожит. Так же обратите внимание на мелкие, не уверенные линии на рисунке, это тоже является признаком тревожности.
  • Если рисует медленно, на его рисунке очень мало деталей и слабо нажимает на карандаш — это говорит о том, что он быстро утомляется и психологически не устойчив;
  • Если же все на оборот, то есть рисует резкими линиями — то он импульсивный;
  • Если рисует своих персонажей слишком крупными, что они не помещаются на листе бумаги — сильно энергичный ребенок с присутствием агрессии.
  • Если нарисованные персонажи очень мелкие, либо смещены в самый край листа — это говорит о неуверенности;
  • Люди на изображении вооружены, видны зубы и когти — разберитесь почему ребенок выражает в своем рисунки такую большую агрессию.

Как правило, при рисовании ребенок использует не более пяти цветов. Если же более это говорит о том, что ребенок чувствительный к детской натуре, если менее пяти, то ребенок сдержанный и скованный.

  1. Красный — если его очень много, то это говорит о том, что ребенок возбудим и эксцентричный;
  2. Зеленый — ребенок уравновешенный и спокойный;
  3. Синий — ребенок самокритичный и мнительный;
  4. Желтый — любознательный, вызывает только положительные эмоции;
  5. Фиолетовый — очень сильно развита интуиция и фантазия;
  6. Серый — много отрицательности и безразличия ко всему;
  7. Коричневый — отрицательные эмоции;
  8. Черный — подавленность ребенка.

Исходя из этого, трудно сказать про душевное состояние вашего ребенка, проанализировав только лишь один рисунок. Если Вы постоянно замечаете, что-то подозрительное в рисунках своих любимых детишек, то не откладывайте эту проблему на потом, а решайте ее как можно скорее.

А у меня на этом все! До скорых встреч!

Являюсь администратором данного сайта и по совместительству автором, в свободное время пишу статьи связанные с тематикой сайта. В 2015 году заинтересовался сайтостроением и заработком на нем. Изучил множество различных курсов, фотошоп, основы html, seo и другие. Самостоятельно научился писать оптимизированные тексты, в связи с этим заинтересовался тематикой сайта. И теперь уже не остановить ))

источник

В раннем возрасте ребёнок рисует различные рисунки — осмысленные картинки, или хаотичные образы. Детские репетиторы советуют присматриваться к творчеству крохи. Психология детского рисунка может показать то, о чём думает малыш.

Расшифровку рисунков требуется делать в зависимости от возраста малыша, поскольку интерпретация крохи постоянно изменяется в зависимости от познания окружающего мира. Возраста и психология рисунка ребёнка:

  1. Три года. Большинство рисунков крохи будут представлять собой круглых человечков с черточками, которые отображают руки и ноги. При этом маленький художник сначала рисует картинку и только потому думает, что же он изобразил на ней.
  2. Четыре года. Кроха старается продумать будущую картину. После этого он приступает к творчеству. С возрастом кроха учится правильно держать карандаш и фигуры приобретают большую схожесть с реальностью.
  3. Пять лет. Будущий школьник старается прорисовывать отдельные части тела человека. Вместо черточек, отображавших руки и ноги, появляются пальцы, одежда, обувь. Примерно с 6-ти лет на лицах нарисованных людей кроха старается нарисовать глаза, нос, рот, уши.

В 7 лет ребёнок умеет рисовать одежду в зависимости от пола человека, изображает причёски, дополнительные аксессуары гардероба.

Чтобы понять, как ребёнок относится к домочадцам, необходимо уметь делать анализ рисунка семьи по психологии. При умении можно определить отношение малыша к отдельным членам семьи, его понимание окружающей обстановки. Необходимо обращать внимание на разные моменты нарисованной картинки:

  1. Размер нарисованных членов семьи. Это важная деталь, показывающая кого из домочадцев кроха считает главой в доме.
  2. Месторасположение крохи. Он изобразит себя рядом близким человеком, которого уважает и проводит больше времени.
  3. Расположение остальных членов семьи на нарисованной картинке. Родственники, которых кроха любит меньше, будут изображены на дальнем плане.
  4. Отсутствие определённых домочадцев на изображении. Он может не изображать некоторых членов семьи, поскольку человек мог грубить ему, обижать, не дарить подарки, совершать другие обидные поступки.

По рисунку можно определить чувство ревности, о котором кроха не говорит взрослым. Оно проявляется в изображении братика или сестрички дальше всех.

Необходимо уделять внимание тому, как изображена занятость членов семьи. Если они расположены в разных местах и каждый занят своим делом, значит обстановка между домочадцами по мнению ребёнка разрозненная. Когда он изобразил всех за одним делом, значит общая ситуация в семье дружная и спокойная.

Часто родители паникуют, когда малыш в 4 года изображает у воображаемых человечков половые органы. Они могут подумать, что его развращают сверстники или домочадцы. Или же родители думают, что он увидел нечто похожее по телевизору. Психологическая расшифровка этого момента не должна вызывать опасения у взрослых. Изображение половые органы обозначают интерес крохи к своему полу и полу окружающих людей.

Опасения должны вызывать изображение половых органов, пышного бюста и бороды у детей старше 6 лет. В таких ситуациях может быть две расшифровки:

  1. Сверстники или взрослые предоставляет малышу информацию, которая не предназначена для его возраста. При этом может измениться общение самого ребёнка со взрослыми.
  2. Ребёнок старается выделить себя на фоне других людей из-за недостатка внимания. Он будет изображать себя на семейных рисунках с различными аксессуарами, в цветной одежде.

Важно определить причину изменений поведения и исключить неблагоприятную информацию в раннем возрасте.

Характеристики изображения, нарисованного малышом, можно определить по цвету. Психологи и детские воспитатели со временем и личным опытом определили какие цветовые вариации могут что-то обозначать. Расшифровка:

  1. Синий — преобладание этого цвета и его оттенков говорит о внутреннем спокойствии и уверенности малыша в своём нынешнем положении. Если он изобразил место где обучается в синих оттенках, значит ему нравится посещать садик или школу.
  2. Черный — негативный цвет, который дети никогда не используют просто так. Оттенки чёрного говорят о тяжёлых переживаниях, обиде на домочадцев, неприятных мыслях о повседневности (проблемы с учёбой или сверстниками).
  3. Красный — оттенки этого цвета должны насторожить родителей. Малых изображает этим цветом конфликтные ситуации с другими людьми или спорные моменты в своём положении. Если кто-то на рисунке изображён в красных цветах, значит с этим человеком ребёнок не ладит.
  4. Жёлтый — с раннего возраста малышам говорят о том, что солнечный цвет обозначает добро. Любой предмет, человек, домашний питомец или место, изображаемые на рисунке, обозначают положительное отношение ребёнка к этому.
  5. Розовый — цвет, обозначающий нежность, направленную в чью-либо сторону.
  6. Зеленый — положительный цвет с оттенками. Говорит о душевном спокойствии малыша, его доброжелательном отношении к домочадцам.
  7. Серый — оттенок по значению, относящийся к чёрному. Ассоциируется с угнетённым состоянием, тревогой.

Психологи советуют обращать внимание на цвета, преобладающие в изображении, и зарисовку. Плотная штриховка или сильное затемнение определённого предмета говорит о негативном отношении к нему. Ребёнок может бояться человека и полностью закрашивать его на изображении, которое нарисовал.

Психологи и воспитатели обращают отдельное внимание на детали изображения. К ним относится положение отдельных предметов, домашних животных, родственников. Важным моментом является размер. Детали требующие внимания взрослых:

  1. В центральной части листа малыш будет располагать наиболее важные предметы или образы людей.
  2. Если общая часть изображения представлена в нижней части листа, значит что-то нервирует ребёнка и занижает его самооценку. Когда машины, солнце, деревья, животные расположены в верхней части листа, малыш считается себя важной фигурой в семье, среди сверстников.
  3. Размер друзей малыша зависит не от роста других людей, а от их авторитета. Если он изображает себя больше всех, значит он и есть глава компании.
  4. Большие уши, изображённые на рисунке, говорят о нехватке внимания. Он хочет похвалы в поступках, советов в начинаниях, помощью в повседневных делах.
  5. Увеличенный размер головы. Сигнал о том, что малыш отдаёт меньше внимания уделяет чувствам и больше

На гиперреактивность ребёнка указывают большие рисунки. Например, он нарисовал множество объектов и добавил в общему изображению ещё один листик. На нём он изобразил продолжение картинки.

Родителям следует обращать внимание на тревожные символики, присутствующие на рисунке:

  1. Увеличенный размер глаз, их точная прорисовка, яркие цвета. Символика расшифровывается, как наличие тревоги и страхов у малыша.
  2. Крест. Обозначает давние переживания, страх перед наказанием за определённые поступки.
  3. Отсутствие рта, глаз на изображениях людей, животных. Отсутствие желаемого общения со сверстниками, родителями, родственниками.
  4. Изображение несуществующих миров. Этот символ может обозначать некомфортное положение малыша в обществе, повседневном окружении. Он представляет другие миры, в которых комфортно.

Чёткие линии акцентируют внимание на объектах, предметах, людях или животных, которые изображены на рисунке.

Психология детского рисунка может рассказать о том, что чувствует и переживает ребёнок. Он выплёскивает на общую картинку положительные, негативные моменты из жизни. Совокупность цветов, символов, штриховок, четкостей линей позволяет расшифровывать нарисованную картинку. Важно учитывать возраст ребёнка, от этого напрямую зависят характеристики изображения.

источник

Понять своего ребенка бывает непросто. К тому же дети не всегда могут правильно рассказать о том, что происходит в их голове. Рисуночная методика «Моя семья» помогает проанализировать отношения ребенка с родителями, разобраться в возникших проблемах и вовремя их устранить.

Перед тем как вы попросите своего ребенка нарисовать семью и приступите к интерпретации результатов, нужно точно понять, что может дать вам эта методика. Когда ребенок рисует, он не задумывается о том, правильно это или нет. Все, что лежит у него на сердце, он изображает на бумаге. Это может помочь родителям понять, как ребенок относится к ним, кем он чувствует себя в семье, какие имеет скрытые проблемы. Также получится его психологическое состояние здоровья. То, о чем молчит ребенок, он покажет на листе бумаги. Данный тест может помочь родителям наладить отношения с малышом, а также избежать многих неприятных ситуаций.

Читайте также:  Анализ двигательной активности детей доу

В тихой и спокойной обстановке предложите ребенку нарисовать его семью. Дайте ему листочек А4 и разноцветные карандаши. Кроме семьи можно изображать и другие объекты по желанию. При этом не следует пристально смотреть за тем, что малыш будет делать. Наблюдайте за ним со стороны. Очень важно заметить последовательность, в которой он будет рисовать. По окончании можно также задать вопросы по рисунку.

Рисуночная методика «Моя семья» помогает выявить самые различные проблемы, а поэтому каждая деталь, каждая нарисованная палочка и точечка очень важны. Стоит обратить внимание на то, как расположены люди на рисунке, каким цветом они раскрашены. Немаловажно проанализировать и размер каждого члена семьи.

Если ребенок живет в спокойной и дружной обстановке, он сразу же примется рисовать задание. И начнет он именно с членов семьи. Если же малыш начал рисовать дополняющие детали, то это означает, что он чувствует себя некомфортно и неуверенно. Вероятно, в семье сейчас не самый лучший период, и ему совсем не хочется там находиться. Если кого-то он и вовсе забыл нарисовать, значит, с этим человеком у маленького художника нет контакта. Если же на рисунке присутствуют посторонние люди – ребенку не хватает заботы и любви. Наиболее сложный случай, если самого художника нет на изображении. Это означает, что ребенок не чувствует себя членом семьи. Он не связан с нею эмоционально.

Перед тем как приступить к расшифровке рисуночной методики «Моя семья», обязательно спросите ребенка о том, что нарисовано. Без маленького художника толковать изображение будет очень сложно. Например, девочка нарисовала следующий рисунок.

На нем есть только сама художница. А из взрослых – никого. Она объяснила, что родители в доме с маленькой сестричкой. Такой рисунок – это настоящий крик о помощи. Ребенок не чувствует себя нужным и важным. Скорее всего, с появлением сестры родители стали уделять ей меньше внимания и заботы. Темные деревья, дымарь и дым из трубы свидетельствуют о депрессивном состоянии девочки.

В данном случае методика «Моя семья» помогла выявить, что ребенок закрыт от общения. Девочка чувствует себя одинокой и ненужной. То, что она нарисовала себя над домом, говорит о том, что она всеми силами пытается обратить на себя внимание. Девочка словно взывает к родителям: «Вот же я, посмотрите на меня!», но ее никто не слышит. Возможно, в последнее время такой ребенок станет еще более непослушным и капризным. И все это только способ привлечь внимание близких.

Очень важно обратить внимание на то, кого маленький художник нарисовал первым. Именно этого человека он любит большего всего, именно с ним у него налажен контакт. Если же первым он нарисовал свой образ, значит, считает себя самым лучшим в этой семье. Если при этом фигура еще и большого размера — возможно, ребенок растет эгоистом.

Последнее место в рисунке отведено человеку, с которым малыш плохо ладит. Если ребенку кажется, что его отвергают, последним он нарисует себя. Иногда на детском рисунке семьи малыш изображает всех и сразу. Он рисует три головы, три туловища, каждому руки, ноги, глаза. В таком случае это будет означать, что он не выделяет никого и для него все равны. Но такое бывает крайне редко.

Этот параметр указывает на авторитетность членов семьи. Не следует путать с предыдущим пунктом. Ведь последовательность означает чувства ребенка к членам семьи, а вот размер указывает на влияние нарисованной фигуры. Так, в семье, где даже мама побаивается папу, ребенок нарисует его больше всех.

Дети, которые купаются в любви, заботе и имеют значительное влияние на всех членов семьи, рисуют себя самыми высокими, иногда даже больше родителей. И наоборот, если художник чувствует себя никому не нужным, он изобразит свою фигуру маленькой, едва заметной. Одинаковые размеры фигур говорят о том, что все в семье равноправны.

Часто детский рисунок семьи помогает выявить и проблемы в отношениях родителей. Например, если папа постоянно обижает маму, ребенок нарисует агрессора большим и злым, а жертву — маленькой и обиженной. Очень важно обратить внимание, какое место при этом выберет себе ребенок. Если он будет такого же размера, что и папа, значит, он согласен с его действиями, а если как мама — значит, он жалеет ее.

В интерпретации методики «Моя семья» важная часть уделяется и расположению объектов на рисунке. Если ребенок растет в дружной обстановке, все будут расположены на одном уровне и близко друг к другу. Чем дальше ребенок рисует себя от кого-либо, тем сложнее у него с этим человеком складываются отношения. Множество посторонних объектов между членами семьи также говорит о конфликтах, недопонимании, ссорах. Между этими людьми в реальной жизни есть барьеры, которые мешают нормальным отношениям.

Часто такие пробелы в рисунке дети заполняют различными животными. Тревожный сигнал, если таковые в вашем доме не живут. Кошечки и собаки – не что иное, как внимание. Если его не хватает, ребенок включает в «свою семью» новых членов, которые уж точно будут его любить и с ним играть.

В интерпретации методики «Моя семья» этот случай считается достаточно тяжелым. Ребенок, который разделяет себя и своих родителей, на самом деле очень одинок. Он не ощущает себя членом семьи. При этом различным образом малыш может объяснять ее отсутствие. В примере выше девочка сказала, что родители находятся в доме. Иногда дети говорят, что мама и папа на работе или еще где-то. Но все указывает на то, что между ребенком и родителями нет прочной эмоциональной связи.

Иногда такой рисунок можно встретить и у детей — кумиров семьи. Подобная ситуация считается абсолютно противоположной. Ребенок считает себя самым главным в семье. Все остальные для него – пустое место. В таком случае в рисунке будет преобладать много ярких цветов. Да и сама фигура художника будет радостной и счастливой.

В рисуночных тестах важна каждая деталь. То, как ребенок рисует себя и родителей, очень важно. Для начала посмотрите, все ли части тела есть у членов семьи и каких они размеров.

Так, например, отсутствие ушей говорит о том, что эта фигура никого не слышит кроме себя или, возможно, не хочет слышать. В семьях, где между родителями постоянные ссоры и конфликты, дети часто изображают себя без ушей. Таким образом они показывают, что не хотят постоянно этого слышать. Большие уши, наоборот, указывают, что этот персонаж всех и во всем слушает, не имеет своего мнения.

Рот – это символ нападения. Им выражают весь спектр эмоций, от злости до счастья. Того, кто нарисован с большим и грозным ртом, ребенок сильно боится. Если же художник присвоил себе такой, значит, у него проявляются деспотические задатки. Отсутствие рта или точка вместо него говорит о замкнутости.

Шея отвечает за контроль чувствами. Если у нарисованной фигуры ее нет, значит, в понятии ребенка именно этот человек не умеет управлять своими эмоциями.

Руки в рисуночных тестах символизируют силу характера и взаимодействие с другими членами семьи. Если у кого-то на рисунке и вовсе они отсутствуют, значит, ребенок считает, что этот человек не может изменить ситуацию. Длина рук и детальная прорисовка кистей говорит об общительности. А вот короткие могут быть символом слабохарактерности.

Ноги отвечают за положение человека в обществе. Большая площадь опоры ног говорит о том, что эта фигура — уверенная в себе и сильная личность. Ножки-палочки, повисшие в воздухе, – неуверенность в себе и в своих силах.

При проведении теста «Моя семья» ребенку предлагают использовать цветные карандаши или фломастеры. Это необходимо, чтобы детально изучить палитру чувств, которая излучается ребенком, когда он вспоминает о близких и родных. Любимых родственников он раскрасит яркими и красочными цветами. И наоборот, люди, которые вызывают у него страх или другие неприятные чувства, будут «одеты» в черные, коричневые и ярко-красные цвета. Часто дети пытаются оправдаться и говорят, что фигура нарисована так, потому что это ее любимый цвет. Но на самом деле подсознательно ребенок считает совершенно по-другому.

Чаще всего самыми красивыми дети изображают матерей. Они одеты в яркие платья, имеют неимоверные прически. Неестественный цвет волос (синий, розовый) также говорит о любви к матери. Чем больше ребенок привязан к тому или иному члену семьи, тем красочнее он его изобразит.

Бывает и наоборот, весь рисунок достаточно невзрачный, и только какая-то деталь выделена цветом. Это неспроста. Обратите внимание на нее. Именно эта деталь на данный момент больше всего близка вашему ребенку. В семье, где малыш чувствует себя одиноким, часто яркие цвета достаются котикам, собачкам или каким-то предметам: качелям, машинам.

В тесте «Моя семья» особое внимание следует уделить черному цвету. Чем больше его на рисунке, тем депрессивнее чувствует себя ребенок. Если любимого родственника малыш рисует черным, значит, между ними существует явная проблема.

Проективная методика «Моя семья» позволяет точно определить, по какому принципу воспитывают ребенка в семье. В психологии выделяют 5 основных типов. Рассмотрим каждый из них и узнаем, как определить его при помощи рисуночной методики «Моя семья».

  • Кумир. Если ребенка в семье боготворят, тогда он начнет рисунок с себя. Причем фигура будет находиться прямо в центре листа. Родители же будут наблюдать за своим кумиром со стороны и любоваться ним. Скорей всего, ребенок будет нарисован красочным и значительно больше, нежели все остальные члены семьи.
  • Гипоопека. Этот тип воспитания выражается в том, что ребенок предоставлен сам себе. Родители не слишком много уделяют ему внимания. Ребенок растет вроде бы и в семье, но с другой стороны, он не чувствует заботы и любви. Такой тип воспитания юный художник может изображать по-разному. Очень часто на листе бумаге он рисует только себя. Выполняя анализ методики «Моя семья» и задавая ребенку наводящие вопросы, можно получить ответ, что родители на работе или ушли в гости. Но на самом деле это самые обыденные версии. В глубине души ребенок не воспринимает себя и родителей как одну семью.
  • Проявления ревности, или «как Золушка». Этот тип воспитания встречается в семьях, где несколько детей. Чаще всего один из них считает себя кумиром, а другой, наоборот, лишен внимания и заботы. Родители выделяют его брата и сестру, и он чувствует себя одиноким и никому не нужным. В рисунке это все также проявляется. Брат или сестра будут нарисованы первыми. Возле них родители. Чаще всего их взгляд также обращен на второго ребенка. Сам же художник рисует себя маленьким и невзрачным где-то в уголке. Если вы получили такие результаты методики «Моя семья», следует обязательно пересмотреть ваши семейные взаимоотношения. Ребенок должен чувствовать себя важным и нужным.
  • Воспитание «в культе болезни». Очень часто родители слишком опекают своих чад. Такое воспитание приводит к тому, что ребенок всего боится, закрывается в себе. Рисунок, который будет показывать такой тип воспитания, пронизан эгоцентризмом. Маленький художник будет находиться в центре, а вокруг него все члены семьи, которые стараются ему угодить. Достаточно часто на рисунке взрослые держат такого ребенка за руки или очень крепко обнимают. Это символизирует их гиперопеку. Методика «Моя семья» для младших школьников позволяет определить, кто именно слишком заботится о малыше. Этот человек будет находиться на рисунке к нему ближе всего. Кроме того, и сами фигуры ребенка и человека, который его опекает, будут очень похожи между собой (одинаковые глаза, руки, губы, цвет одежды). Чем больше похожи родители и ребенок на рисунке, тем больше они опекают его.
  • «Ежовые рукавицы». Этот тип воспитания подразумевает, что кто-то из родителей, а может, и оба часто наказывают и ругают ребенка. Юный художник обязательно изобразит это на рисунке. Агрессор будет выглядеть злым, взъерошенным, раскрашенным в темные оттенки, с большим ртом. Методика «Моя семья» для дошкольников помогает понять и отношение ребенка к этому члену семьи. Если он рисует его слишком напряженно, сильно придавливает карандаш, делает грубые штрихи, значит, он чувствует злость по отношению к этому человеку. Если малыш боится агрессора, он нарисует его очень тоненькими кривыми линиями.

Изначально может показаться, что толковать результаты теста очень сложно. Множество мелких деталей просто сбивают с толку. На самом деле, немного приноровившись, вы сможете с легкостью расшифровать рисунок своего ребенка.

Рисунок № 1 со стороны кажется весьма положительным. Первым ребенок нарисовал себя, затем папу, старшую на два года сестру, а также маму. Следует обратить внимание, что самый маленький на рисунке сам художник. Мама, папа и сестра – все почти одного роста. Скорее всего, малыш лучше всего взаимодействует с папой, так как нарисовал себя рядом. А вот с мамой и сестрой отношения у него складываются непросто. Во-первых, они дальше всего к нему стоят, а во-вторых, раскрашены в яркие и холодные цвета.

Второй рисунок нарисовала девочка 11 лет. С первого взгляда кажется, что семья очень дружная, ведь все держатся за руки. Но в данном случае это показывает, что родители слишком опекают своих детей. Кроме того, сестра отвернулась от художницы, вероятно, в их отношениях не все так гладко, как кажется.

Третье изображение явно демонстрирует принцип воспитания «кумир». Здесь юная художница изобразила себя очень большой и красочной. Родители на ее фоне выглядят совсем невзрачно.

Четвертый рисунок явно указывает на семейные конфликты и неприятности. Между мамой и папой расположена бабушка. Видимо, именно она является источником ссор и конфликтов (во всяком случае, так думает художник). Маленький рост бабушки указывает на то, что ребенок не считает ее авторитетом. Между тем дети очень дружны и знают свое место в семье.

На последнем, пятом рисунке можно увидеть дружную семью, где дети подражают своими родителям. Об этом свидетельствует цвет одежды. Папины руки намного короче и прижаты к телу, что говорит о том, что он бесхарактерный, и, скорее всего, именно мама является в доме главной.

Подводя итог, можно сказать, что цель методики «Моя семья» – выявить проблемы и общее психоэмоциональное состояние в определенной ячейке общества. Очень важно, чтобы ребенок выполнял это задание в спокойной обстановке. Перед этим не должно быть ссор и конфликтов. Тест можно проводить много раз. Допустим, вы выявили конкретные проблемы, постарались их решить. Через месяц рекомендуется повторить тест. Таким образом, можно отслеживать динамику изменений в семье, состояние ребенка, его переживания и проблемы.

источник