Меню Рубрики

Анализ рисунков умственно отсталых детей

Анализ рисунков умственно отсталых детей показывает, что рисунок 10-ти летнего ребёнка с умственным возрастом 5 лет будет, в значительной степени отличатся от рисунка 5-ти летнего ребенка с умственным возрастом 5 лет. Рисунки детей с умственной отсталостью будут дезорганизованными, слабо интегрированными, и хотя количество баллов одинаковое, часто будут пропущены некоторые простейшие элементы, тогда как более сложные элементы, которые почти не встречаются в рисунках младших детей, будут присутствовать.

Важность пропуска и преувеличения деталей зависит от уровня развития ребенка. Чрезмерно большая голова в 4-5 лет вполне обычна. Пропуски кистей рук в 5 летнем возрасте, не должны рассматриваться стой же небрежностью позже. Мы не ждем кистей в 4 года, мы можем увидеть их в 5 лет, но после 6-ти они должны быть. Искаженная неузнаваемая «мазня», которая называется «человек», Вполне нормальна в 3 года, но не нормальна в 5 лет.

Смешанный профиль с двумя глазами и двумя носами часто рассматривается как переходная фаза между изображением полного лица и профиля. Это переходная фаза на пути к визуальному реализму, который обычно проявляется между 7-9 годами, когда ребенок все более настойчиво пытается нарисовать то, что он видит.

Если результат не соответствует умственному возрасту ребенка, причина различий должна находится или во внутренней неврологической дисфункции или во внешних факторах, неблагоприятно влияющих на эмоциональную жизнь ребенка. В обоих случаях основная проблема — неразвитая, поврежденная, искаженная концепция тела.

При идиотии черкание карандашом в подавляющем большинстве случаев невозможно: для этого нет ни физических возможностей, ни потребности к черканию. Ребенок лишь при усиленном побуждении со стороны, если и начинает подражать действию др. человека, то очень быстро бросает карандаш.

Имбицилы, в отличие от нормальных детей, чрезвычайно пассивны с карандашом и бумагой, не любят черкать, начав наносить каракули, быстро прекращают эти действия, каракули не ассоциируют с реальными предметами, называют их «каляки» или «грязь». При специальном обучении имбицилы тяжелых степеней не в состоянии сразу повторять простые движения, нарисовать линию. Сложные изображения, требующие не одного, а несколько различных движений, им вовсе не удается. При попытке изобразить по представлению тот или иной предмет имбицил, долгое время обучающийся изображению этого предмета, производит заученные движения.

Относительно простые предметы круглой формы изображаются дебилами 1 класса вспомогательной школы менее дифференцировано, чем нормальными первоклассниками общеобразовательной школы, характерные особенности предметов опускаются дебилами. В отличие от имбицилов, дебилы способны реагировать на замечания и могут научиться правильно чередовать элементы простого орнамента.

Рисование умственно отсталых детей, как мы увидели, имеет ряд ярко выраженных особенностей (отсутствие черкания в доизобразительный период, резкое запаздывание в появлении соотнесения рисунка и предмета, копирование отдельных линий образа без их объединения в целостное изображение и др.), позволяющих использовать его в совокупности с другими материалами для постановки диагноза. Умственно отсталые дети, усвоив орудийный смысл рисующих предметов, не стремятся рисовать каракули. Ориентировочно-исследовательская реакция на каракули, как правило, отсутствует вовсе или слабо выражена. Умственно отсталый ребенок, подражая взрослому, совершает последовательный ряд действий, но не может уловить смысловую нагрузку самого графического образа, долго остается привязанным к стереотипному изображению, заимствованному из предъявляемого ему графического образца.

источник

Детский рисунок человека, возрастные закономерности

На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, словно падающего, то теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально. Последующее развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. Пятилетний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища; второстепенные детали обычно отсутствуют или они немногочисленны.

К шести годам ребенок часто рисует руки человека от верхней части туловища. Появляются различные второстепенные детали: пальцы, волосы, брови, ресницы.

Постепенно к восьми — девяти годам соотношение пластических и схематических элементов уравновешивается. Например, вся нижняя часть тела изображается пластически, а верхняя — схематически.

Примерно с десяти лет пластические элементы начинают преобладать над схематическими. Рисунки детей предподросткового возраста в целом производят впечатление реалистических, но ребенок еще недостаточно владеет способами изображения тех или иных деталей. Эта стадия развития рисования обычно продолжается вплоть до начала подросткового возраста.

От подросткового до взрослого возраста

Для подросткового возраста типично пластическое изображение человеческой фигуры. В начале этого возрастного периода (12–14 лет) в рисунках чаще всего отсутствуют или слабо выражены признаки, характеризующие пол персонажа. Нередко изображение женщины (девочки) отличается от изображения мужчины (мальчика) только одеждой и прической, да и то не всегда.

В старшем подростковом и раннем юношеском возрасте, напротив, признаки, характеризующие пол персонажа, часто особо подчеркиваются. Мужчина обычно изображается очень широкоплечим, мускулистым, женщина — с покатыми узкими плечами, с округлыми плавными формами; у нее нередко преувеличиваются размер груди, ширина бедер. Эти особенности часто присутствуют как в рисунках юношей, так и в рисунках девушек.

В рисунках взрослых мужчин и женщин подобное подчеркивание признаков пола встречается значительно реже и обычно свидетельствует о проблемах в сексуальной сфере. Если отсутствует специальное профессиональное образование, совершенствование рисунка человека в подростковом возрасте прекращается. Дальнейшие изменения относятся, скорее, к содержанию изображения, чем к его качеству, в частности, обследуемые склонны чаще рисовать людей приблизительно своего возраста.

Когнитивные проблемы, критерии оценки уровня умственного развития

Обзор возрастных особенностей рисунка человека отражает некоторую общую тенденцию, от которой возможны значительные индивидуальные отклонения, объясняющиеся индивидуальным опытом людей, уровнем их художественных способностей и многими другими причинами. Случаи опережающего развития изобразительной деятельности могут быть связаны как с ускорением общего умственного развития, так и со специальным обучением или специальными художественными способностями. Отставание от возрастных норм часто свидетельствует о том, что имеются те или иные нарушения в общем умственном развитии. Для оценки степени отставания в развитии можно опираться на следующие приблизительные ориентиры.

оловонога можно рассматривать как показатель нарушений в развитии изобразительной функции начиная с четырех лет. С шестилетнего возраста признаком отставания служат схематические рисунки, на которых отсутствует передача толщины конечностей. С восьми лет признаком задержки в развитии умения рисовать является любое чисто схематическое изображение без попытки, хотя бы и неудачной, передать реальные формы отдельных частей тела.

Вместе с тем, упрощенная схема может встречаться вплоть до взрослого возраста при выраженном интеллектуализме — преобладании словесно-логического мышления над образными и эмоциональными процессами, а также при негативизме, сниженной мотивации, формальном отношении к заданию. Во всех этих случаях схема предельно упрощена, выглядит четко и определенно: палочковый человек, изображение туловища строго овальное, прямоугольное или треугольное. При получении такого рисунка следует попросить обследуемого нарисовать человека еще раз–теперь уже не схематически, а более детально. Иногда бывает полезно пояснить различие между схемой и собственно рисунком.

Количественная оценка уровня выполнения задания «Рисунок человека» может быть получена на основе одновременного учета как способа изображения, так и числа имеющихся основных и второстепенных деталей.

За каждую из основных деталей ставят по 2 балла. К основным деталям относятся голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги; парные детали оценивают в 2 балла независимо от того, изображены ли они обе или только одна. 1 балл ставят за каждую из следующих второстепенных деталей: уши, волосы (или шапка), брови, шея, пальцы, одежда, ступни (обувь). За правильное количество пальцев (по 5 на каждой руке) добавляют еще 1 балл.

За пластический способ изображения — 8 дополнительных баллов; за промежуточный (при наличии хотя бы отдельных пластических элементов) — 4 балла; если способ изображения схематический, причем руки и ноги изображены двойными линиями, то ставят 2 дополнительных балла. За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительных баллов нет.

Таким образом, минимальный балл — ноль, максимальный (при наличии всех перечисленных деталей и при пластическом изображении) — 30. Ориентировочные возрастные нормы приведены в таблице (точка с запятой разделяет годы и месяцы).

Существенное отставание от возрастной нормы может являться следствием нарушения интеллектуального развития.

— 3,6–4,0 4–13;
— 4,1–5,0 8–17;
— 5,1–6,0 14–22;
— 6,1–7,0 18–25;
— 7,1–8,0 20–26;
— 8,1–9,0 22–27;
— 9,1–10,0 23–28;
— 10,1–11,0 24–30;
— 11,1–13,0 25–30;
— 13,1 26–30.

Наиболее грубым нарушением умственного развития является умственная отсталость (олигофрения). Это общее отставание в интеллектуальном развитии, делающее невозможными овладение обычной школьной программой, полноценное включение ребенка в социальную жизнь. Слово «отсталость» подразумевает возможность со временем догнать остальных, но в данном случае это не так. «Потолок» развития у умственно отсталого ребенка принципиально ниже, чем у его сверстников с сохранным интеллектом.

При тяжелой, а тем более глубокой умственной отсталости (диагнозы указываются по МКБ-10; по классификации, принятой ранее, это тяжелая имбецилъностъ и идиотия) предметного рисунка, как правило, не бывает. Под умеренной умственной отсталостью (имбе-цильностью) понимают такую сте-пень интеллектуального снижения, при которой отсутствует способность к овладению какой-либо профессией, но человек способен достаточно полно овладеть навыками самообслуживания. При такой глубине нарушения предметный рисунок также может отсутствовать, либо он появляется только в школьном возрасте и в дальнейшем остается на очень низком уровне. Рисунок человека, если он имеется, представляет собой примитивную схему, соответствующую приблизительно четырехлетнему возрасту выполнения задания. Количественная оценка выполнения задания Александром — 7 баллов (по 2 балла за голову, туловище и ноги, 1 балл — за волосы).

В отдельных случаях умственная отсталость (в том числе умеренная) может сочетаться с сохранным уровнем рисования и даже с художественной одаренностью. Однако здесь есть сомнение в правильности диагностической квалификации, в частности, можно высказать предположение, что у этих детей не умственная отсталость, а вторичный шизофренический дефект или ранний детский аутизм.

При легкой умственной отсталости (дебильности) ребенок способен к обучению по специальной облегченной программе и в дальнейшем — к простой профессиональной деятельности. У детей с этими нарушениями предметный рисунок и, в частности, рисунок человека обычно впервые появляется к концу дошкольного возраста. На протяжении последующей жизни он остается на уровне, типичном для дошкольного возраста, т.е. на уровне схемы. Рисунок Антона в целом приблизительно соответствует шестилетнему возрасту. Количественная оценка — 19 баллов (по 2 балла за голову, туловище, глаза, рот, нос, руки и ноги; по 1 баллу — за пальцы, ступни и за правильное количество пальцев; 2 балла — за изображение рук и ног двойной линией).

Рисунок одиннадцатилетнего Димы С., также страдающего легкой умственной отсталостью, приблизительно соответствует пятилетнему возрасту; количественная оценка — 17 баллов (по 2 балла за голову, туловище, глаза, рот, нос, руки и ноги; по 1 баллу — за волосы, уши и ступни).

Рисунок тринадцатилетней Лены Т. (диагноз: легкая умственная отсталость) приблизительно соответствует шестилетнему возрасту. Количественная оценка — 18 баллов. Такова же количественная оценка рисунка восемнадцатилетней Полины Т.; диагноз: легкая умственная отсталость (дебильность). Подобные рисунки, на которых тело как бы «просвечивает» через одежду (их называют «рентгеновскими»), типичны (в норме) для пятилетнего возраста.

Уровень развития изобразительной деятельности умственно отсталых детей относительно мало зависит от возраста. Усвоенные графические шаблоны фиксируются, и в дальнейшем они в течение многих лет (иногда в течение всей жизни) воспроизводятся почти без вариаций. Имеющиеся различия между рисунками зависят, в первую очередь, от степени интеллектуального дефекта и от обучения, полученного ребенком.

Наряду с умственной отсталостью задержка в развитии изобразительной функции может вызываться и другими причинами: органическим поражением мозга, нарушениями обучаемости (задержкой психического развития), педагогической запущенностью, психическим заболеванием. Данные рисуночных тестов недостаточны для постановки диагноза. При обнаружении существенного отставания в развитии изобразительной функции необходимо провести более подробное исследование состояния когнитивной сферы с применением специализированных тестовых методов.

Органическое поражение мозга

Нарушение обучаемости (задержка психического развития) — значительно более легкое, но и намного более распространенное отклонение, чем умственная отсталость. Его основной признак — это локальные нарушения в развитии тех или иных психических функций при сохранности основных интеллектуальных, операций. В отличие от умственно, отсталого, ребенок с нарушением обучаемости способен овладеть программой массовой школы, но нуждается для этого в специально организованной коррекционной работе.

Причиной нарушений обучаемости (задержки психического развития) обычно служат органические поражения мозга. Для них характерно не столько снижение общего уровня изобразительной деятельности (хотя оно тоже часто имеет место), сколько специфические нарушения. К ним относятся: грубая асимметрия рисунка; сильное смещение его вправо или влево от центра листа; неудачное расположение, при котором рисунок не помещается на листе; отклонение рисунка от вертикали; особо сильное искажение формы и пропорций; промахи, при которых линии не попадают в нужную точку; двигательные персеверации; распад целостного образа.

В рисунке Яны проявились признаки органического поражения мозга: выраженная асимметрия, особенно заметная в изображении юбки и ног; грубое нарушение пропорций (сильно преувеличен размер головы, преуменьшена длина рук); распад целостного образа (контур тела не замкнут). Вместе с тем, общий уровень рисунка соответствует возрасту. Это изображение промежуточное между схематическим и пластическим, содержащее все основные и многие второстепенные детали; количественная оценка — 23 балла.

Органическое поражение мозга подтверждено последующим объективным исследованием. Подробное психологическое обследование показало, что на этой основе у девочки сложился психологический синдром социальной дезориентации, определяемый пониженной чувствительностью к социальным нормам. Этим объясняются жалобы родителей на грубые нарушения Яной правил поведения. Имеются также трудности в учебе, вызванные неумением планировать и контролировать свои действия. Рекомендована психокоррекционная работа, направленная на опознание норм и формирование их иерархии, а также на обучение Яны планированию действий.

На рисунке, который также содержит признаки органического поражения мозга (впоследствии подтвержденного неврологическим исследованием), имеются грубое нарушение пропорций (резко преуменьшена длина ног), искажение формы тела, отклонение от вертикали (наклон влево), смещение всего рисунка в левую часть листа. Общий уровень рисунка соответствует возрасту: это пластическое изображение, содержащее все основные и некоторые второстепенные детали; количественная оценка — 26 баллов.

Органическое поражение мозга привело к нарушениям в развитии пространственных представлений, вызывающим трудности в обучении отдельным школьным предметам. Рекомендовано коррекционное обучение, направленное на формирование пространственных представлений.

На рисунке выполненном Мишей Г., показан другой вариант изображения, характерного для ребенка с органическим поражением мозга. Рисунок схематичен. Ноги и одна рука изображены двойными линиями (имеют толщину), что соответствует возрасту ребенка. Детали-зированность рисунка также соответствует возрасту: изображены все основные детали и несколько второстепенных: пальцы, ступни, шея. Количественная оценка — 16 баллов. Обращают на себя внимание особо большой размер рисунка и его неудачное размещение на листе (часть головы не поместилась). Постоянное непопадание линий в нужную точку (шея «протыкает» голову, ноги залезают на туловище), асимметрия и общая небрежность рисунка говорят о высокой импульсивности Миши. Можно предположить наличие гиперактивности (двигательной расторможенности) и связанных с ней нарушений внимания и поведения (поведенческие нарушения — главная причина обращения Мишиных родителей к психологу).

Читайте также:  Коклюш у детей результат анализа

По-видимому, импульсивность вызвана органическим поражением мозга, о котором наряду с перечисленными признаками свидетельствуют искажения формы линий (вместо прямых — кривые) и двигательные персеверации (множественные линии при изображении глаз и ступней). Мише были рекомендованы занятия, направленные на формирование самоконтроля, планирования и организации собственных действий. Невропатолог назначил медикаментозную коррекцию гиперактивности.

Рисунок пятилетнего Вани С. представляет собой простейшую схему. Руки и ноги изображены одинарными линиями, что типично для четырехлетнего возраста. Вместе с тем, руки начинаются не от середины туловища, как обычно бывает на рисунках у четырехлеток, а от его верхней части. Присутствуют все основные детали: голова с глазами, ртом и носом, туловище, руки, ноги — и некоторые детали второстепенные: пальцы, ступни, уши, волосы, зрачки глаз. Это количество деталей соответствует Ваниному возрасту; количественная оценка — 18 баллов.

Можно полагать, что в данном случае развитие изобразительной функции отстает от возрастной нормы не из-за интеллектуального нарушения, а по другой причине. Обследование с помощью теста Векслера подтвердило соответствие общего уровня развития Вани возрастной норме (с выраженным преобладанием вербального интеллекта над действенным). Отклонение фигуры от вертикали (падающее изображение) и сильные нарушения симметрии, особенно при изображении рук, характерны для органического поражения мозга. По-видимому, оно и служит причиной задержки сенсомоторного развития Вани и вследствие этого — жалоб родителей на трудности в выполнении заданий, предлагаемых в детском саду. Мальчику могут быть рекомендованы коррекционные занятия, которые позволили бы преодолеть имеющиеся трудности к началу школьного обучения. Большое значение имеют также занятия рисованием, аппликацией, конструированием из строительного материала и т. п.

источник

Закономерности между особенностями личности и продуктами изобразительной деятельности детей 6-ти летнего возраста

4. Полное изображение лица человека с постепенным добавлением частей тела.

5. Переходная стадия, на которой ранние попытки изображения профиля приводят к «смешанному» профилю (представлены два глаза, два носа), голова в профиль, в то время как тело и конечности изображены фронтально, обе руки выходят с каждой стороны фронтально изображенного туловища.

6. Правильная профильная ориентация, начало изображения движения.

Связь количественных различий в рисунках человеческой фигуры с хронологическим и умственным возрастом является основой для оценки интеллекта.

Валидность рисунков фигуры человека как выражение умственного возраста была установлена и не оспаривается.

Ф. Гудинаф, предложил первую шкалу для оценки изображения человека при определённом уровне умственного развития. Тест получил широкое распространение в соединённых штатах, так как он нравился детям, был экономичен и удобен в проведении, отличался стабильностью результатов для дальнейшего сопоставления и высокой степенью корреляции со стандартными IQ-тестами. В 1963 году Д. Б. Харрис доработал шкалу и установил отдельные нормы для мальчиков и девочек.

Между 1963 – 1965 годами тест известный как рисуночный тест Харриса-Гудинаф, Был проведён на репрезентативной национальной выборке, составившей, более 7000 американских детей. В результате было рекомендовано дальнейшее усовершенствование теста в бюллетене 1970 года. Национального центра статистики по здоровью [3].

Ребенка просят «как можно лучше» нарисовать человека («мужчину», «дяденьку»). По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок.

По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятные детали и особенности изображения [10].

Тестирование предпочтительно индивидуальное. Для дошкольников – исключительно индивидуальное.

Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие критерию – 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.

Количественные показатели измерений умственного возраста по изображению человека не могут применяться в определении конкретных неврологических и эмоциональных аспектов, так как здесь требуются качественные показатели.

Валидность изображение человека как отражения умственного возраста была доказана многочисленными исследованиями в области статистического соотнесение со шкалой интеллекта Векслера для детей и Стенфорд-Бине. Когда рисунки рассматривались как выражение чувств, как проекция личности, такого единодушия достигнуть уже не удалось. Здесь субъективный элемент в интерпретации рисунков представляет практически нерегулируемое разнообразие. Индивидуальный опыт проницательность и ум психолога играют важную роль, и одинаковых исследований в этом смысле нет. Тем не имение, очевидно, что черты личности, отраженные в рисунке, коррелируют с результатами глубокого психологического и психиатрического обследования [3].

Маховер сказала: «Знание логики развития необходимо даже, если мы рассматриваем девиацию, которая является незрелым состоянием нормально развивающейся психики». Это можно считать основной предпосылкой любой валидной интерпретации.

3.2 Анализ рисунков умственно отсталых детей

Анализ рисунков умственно отсталых детей показывает, что рисунок 10-ти летнего ребёнка с умственным возрастом 5 лет будет, в значительной степени отличатся от рисунка 5-ти летнего ребенка с умственным возрастом 5 лет. Рисунки детей с умственной отсталостью будут дезорганизованными, слабо интегрированными, и хотя количество баллов одинаковое, часто будут пропущены некоторые простейшие элементы, тогда как более сложные элементы, которые почти не встречаются в рисунках младших детей, будут присутствовать.

Важность пропуска и преувеличения деталей зависит от уровня развития ребенка. Чрезмерно большая голова в 4-5 лет вполне обычна. Пропуски кистей рук в 5 летнем возрасте, не должны рассматриваться стой же небрежностью позже. Мы не ждем кистей в 4 года, мы можем увидеть их в 5 лет, но после 6-ти они должны быть. Искаженная неузнаваемая «мазня», которая называется «человек», Вполне нормальна в 3 года, но не нормальна в 5 лет.

Смешанный профиль с двумя глазами и двумя носами часто рассматривается как переходная фаза между изображением полного лица и профиля. Это переходная фаза на пути к визуальному реализму, который обычно проявляется между 7-9 годами, когда ребенок все более настойчиво пытается нарисовать то, что он видит.

Если результат не соответствует умственному возрасту ребенка, причина различий должна находится или во внутренней неврологической дисфункции или во внешних факторах, неблагоприятно влияющих на эмоциональную жизнь ребенка. В обоих случаях основная проблема – неразвитая, поврежденная, искаженная концепция тела.

При идиотии черкание карандашом в подавляющем большинстве случаев невозможно: для этого нет ни физических возможностей, ни потребности к черканию. Ребенок лишь при усиленном побуждении со стороны, если и начинает подражать действию др. человека, то очень быстро бросает карандаш.

Имбицилы, в отличие от нормальных детей, чрезвычайно пассивны с карандашом и бумагой, не любят черкать, начав наносить каракули, быстро прекращают эти действия, каракули не ассоциируют с реальными предметами, называют их «каляки» или «грязь». При специальном обучении имбицилы тяжелых степеней не в состоянии сразу повторять простые движения, нарисовать линию. Сложные изображения, требующие не одного, а несколько различных движений, им вовсе не удается. При попытке изобразить по представлению тот или иной предмет имбицил, долгое время обучающийся изображению этого предмета, производит заученные движения.

Относительно простые предметы круглой формы изображаются дебилами 1 класса вспомогательной школы менее дифференцировано, чем нормальными первоклассниками общеобразовательной школы, характерные особенности предметов опускаются дебилами. В отличие от имбицилов, дебилы способны реагировать на замечания и могут научиться правильно чередовать элементы простого орнамента.

Рисование умственно отсталых детей, как мы увидели, имеет ряд ярко выраженных особенностей (отсутствие черкания в доизобразительный период, резкое запаздывание в появлении соотнесения рисунка и предмета, копирование отдельных линий образа без их объединения в целостное изображение и др.), позволяющих использовать его в совокупности с другими материалами для постановки диагноза. Умственно отсталые дети, усвоив орудийный смысл рисующих предметов, не стремятся рисовать каракули. Ориентировочно-исследовательская реакция на каракули, как правило, отсутствует вовсе или слабо выражена. Умственно отсталый ребенок, подражая взрослому, совершает последовательный ряд действий, но не может уловить смысловую нагрузку самого графического образа, долго остается привязанным к стереотипному изображению, заимствованному из предъявляемого ему графического образца.

Глава 4. Интерпретация отдельных признаков детского рисунка

интерпретация рисунок личность детский

4.1 Описание методики и параметры интерпретации

Ребенок не может рассматриваться отдельно от семьи. Не имеет, значение, будет это биологическая, заменяющая, искусственная, или даже придуманная семья для ребенка – это всепроникающая реальность, глубоко влияющая на представление о себе и взаимодействие с окружающими людьми и предметами.

Т. Лидз отмечает, что последующие влияния видоизменяют семейное, но они никогда не переделают или полностью переоформят ранние внутренние опыты. Большинство психиатров согласятся с тем, что семья – это то самое место, где нужно искать причины расстройств поведения [3].

Но если рисунок одной фигуры может существенно корригировать со стандартизированными тестами умственных способностей, то же самое нельзя сказать об изображении человека как части семейной группы.

Просьбу нарисовать человека большинство детей воспринимают, изображая свои концепции тела, где доминирует познавательный аспект. Но когда просишь их нарисовать семью, реакция скорее приобретает эмоциональную окраску, а, следовательно, результат ухудшается, если одна из фигур оценивается количественно по шкале Харриса-Гудинаф. Мобилизация чувств при изображении семьи менее значима как показатель интеллекта, так как имеет смысл как выражение эмоциональной жизни ребенка. Тогда рисунок семьи может рассматриваться как неструктурированная проективная техника, раскрывающая чувства ребенка в отношении тех, кого он считает самыми важными и чьё влияние, формирующее характер, наиболее значимо.

Использование методики «Рисунок семьи» особенно эффективен в течение латентного периода развития ребенка, то есть между шестью и десятью годами, когда графическое изображение все еще относительно свободно от культурного давления, делающее его более конформистским, менее индивидуальным.

Методика «Рисунок семьи» является одной из наиболее широко используемых графических методик. Описание ее применения, особенностей диагностической процедуры, порядок интерпретации можно найти в работах Г. Т. Хоментаускаса; А. И. Захарова; Е. С. Романовой, О. Ф. Потемкиной и др.

Идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла почти в одно время у ряда исследователей – В. Халса, А. И. Захарова, Н. Кормана, Д. Бернса, С. Кауфмана и др. [10].

В. Халс указывал на информативность презентации общего действия и взаимной ориентации фигур в рисунке (смотрят друг на друга или повернуты в разные стороны и т. д.) более детально анализировал процесс рисования (паузы, стирания, спонтанные комментарии).

Ученые выделяют следующие основные параметры интерпретации рисунка семьи:

•особенности нарисованных членов семьи;

При интерпретации процесса рисования обращается внимание на паузы, чрезмерное штрихование, стирания спонтанные комментарии на непоследовательность в рисовании объектов (В. Холс, В. Вольф, Д. Кауфман и др.). Названные процессы оцениваются как индикаторы эмоциональных явлений, имея в виду, что процесс рисования искажается в тех моментах, которые связаны со значительным переживанием конфликта. Однако авторы не склонны однозначно трактовать указанные особенности процесса рисования (например, стирание указывает как на амбивалентность, чувство не безопасности, так и эмоциональное сопротивление, визуально моторные недостатки) [17].

Впервые развёрнутая система анализа и интерпретации рисунка семьи была предложена В. Вульфом. Он давал задание нарисовать свою семью и анализировал следующие моменты:

а) последовательность рисования членов семьи указывающая на значимость их роли в семье: ребенок начинает рисовать с более значимого и заканчивает рисовать менее значимым;

б) пространственное расположение членов семьи, являющееся, по мнению автора, показателем их эмоциональной близости;

Большое расстояние между элементами изображения означало, по мнению некоторых авторов, отрицательный эмоциональный климат, преобладающий в этих отношениях и безропотное подчинение [8].

в) состав нарисованной семьи в сравнении с реальной: например, отсутствие члена семьи, может выражать, стремление избавится от эмоционально неприемлемого члена семьи;

г) отличие в форме, пропорциях, деталях и величине между графическими презентациями и реальным положением вещей: если действительность не соответствует соотношению величин в рисунке, то это указывает на то, что изменение пропорции скорее детерминировано психическими факторами. Изображением ребенком отдельных членов семьи неадекватно большими В. Вульф связывал с восприятием их доминантности, рисовать себя большим – с чувством своей значимости. Интерпретируя различия в изображении отдельных частей тела, автор опирается на предположение, что различия порождаются особыми переживаниями, связанными с функциями данных частей тела [10].

4.2 Проявление признаков характеризующих отношение в семье

Дошкольники нарисуют членов семьи выстроенными в ряд. Размер, порядковая позиция, включение или пропуск – всё это принципиальные значимые диагностические индикаторы.

Наиболее привлекательный, близкий – рисуется первым, слева или на переднем плане. Выше и крупнее остальных. Точность в деталях. Остальные фигуры повернуты к нему. Одежда отличается от других членов семьи, но схожа с рисующим.

Наименее привлекательный — самый маленький, рисуется последним и в стороне, может зачеркиваться и стираться в конце.

М.М. Кольцова доказывает, что объект вызывающий положительные эмоции, рисуется с массой деталей, при этом движение руки — плавные, закругленные, окраска в светлых тонах. Негативное отношение выражается схематичным рисунком, силуэтом, отсутствием деталей, темными красками. [17].

Родство будет показано близостью или сходством наряда, неприязнь переводом в конец, исключением или, как в одном случае, изображением брата (или сестры) как червяка.

Изображение рядом стоящих фигур – восприятие их особой близости.

Ребёнок склонен располагать себя на рисунке напротив любимого родителя или сиблинга.

Изображения рядом с авторитетным лицом в семье – чувство соперничества и желания занять его место.

Дети, изображая двоюродных сестер, братьев, животных которых они хотели бы иметь, и тому подобное, выражают свою потребность иметь постоянного спутника в играх, друга в семье, с которым можно было бы общаться на равных. Ощущение пустоты в эмоциональном общении.

Ребенок удален от всех или вообще отсутствует – страдание от одиночества, изоляции в семье, или – неполноценность и отсутствие общности (если родители критичны и выставляют ребенка в дурном свете).

Самый последний в ряду семьи – заниженный статус (особенно если он не самый младший).

Читайте также:  Коклюш у детей анализ не подтвердил

Изображение себя ярким на фоне тусклых родителей – гиперопека со стороны родителей, возвышение ребенка над собой.

Кот рядом с одним из персонажей – желание любви и привязанности со стороны этого персонажа.

Если родители разошлась, а ребенок рисует их вместе – желание восстановить отношение.

Часто, когда дети рисуют своих родителей на большом расстоянии друг от друга, а между ними рисуют какие- либо предметы – это может свидетельствовать о том, что родители находятся в состоянии развода или уже разведены.

Рисует того, с кем живет – принятие реальности.

Если пара вместе, а ребенок рисует их раздельно – эдипов комплекс (норма).

Рисунок с препятствиями, разделением персонажей – изоляция, ограничение в межличностных отношениях.

Каждый находится в отдельной комнате и занимается своими делами – социальной изоляции [3].

Изоляция в квадрате, на листе – отрицание без агрессивности, робость.

Складывание листа для выделения персонажей – тревожность.

Рисует себя и родителя противоположного пола в стороне друг от друга отказ от отношений с другим полом.

Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности.

В остальном при интерпретации следует опираться на методику «Человек». Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери.

Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.

Размером и размещением фигуры, будет также выражена значимость. Например, наименьшую значимость имеет тот, кто нарисован ниже всех в конце ряда или даже пропущенный.

Производящий наибольшее впечатление родитель может быть изображен с большими руками, если воспринимается как враждебная, угрожающая фигура.

Руки родителя маленькие, слабые или вообще их нет — родитель слаб, менее значим.

Если изображены родители или няня, то акцент на руках может означать ожидаемую или реальную агрессию.

С большими руками изображается родитель, производящий наибольшее впечатление, и воспринимающийся, как враждебная, угрожающая фигура.

Ничтожно маленькая фигурка на фоне больших родителей – чувство вины, ощущение беспомощности (гиперконтроль), манипулирование родителей.

Некоторые авторы интерпретируют малый размер фигуры, ограниченный набор цветов и бедность деталей, как низкую самооценку [8].

Маленькая фигурка кого-то из окружающих – отрицание персонажа.

Фигура одного из родителей намного больше других, часто с большими руками – один из родителей диктатор (угроза расправы).

Избегание рисования членов семьи – воспоминания о них негативны и ребенок избегает этой темы. Отсутствие члена семьи – выражение негативного отношения к этому человеку, отвержение или символическое исключение. Не рисуя кого-то из членов семьи, ребенок снимает проблему тревожности и конфликтности, исходящей от этого персонажа. В. С. Мухина, собравшая большую коллекцию детских рисунков, не склонна интерпретировать опускание в рисунках члена семьи как выражение негативного отношения: «Один и тот же ребёнок, может в одном рисунке представить всех, а через несколько дней, рисуя свою семью, вдруг упустить из виду кого-нибудь. И делал он это не нарочно без всяких внешних причин объясняющих забывчивость» [17].

Отсутствие себя, наблюдается в рисунках детей с чувством неполноценности или отсутствием вовлечённости, с чувством вины перед родителями. Родительское недовольство, чрезмерная критика, предпочтение брата (сестры) склонны поощрять низкую самооценку, подавлять инициативу и желание достижения. Это приобретает еще большее значение, когда все остальные расположены в хронологическом порядке и ребенок не самый младший. Не рисуя себя или отождествляя себя с братом или сестрой, ребенок так же снимает проблему.

Рисунки без людей – сложности в межличностных отношениях.

Кинетический рисунок семьи (когда все члены семьи, включая ребёнка, заняты каким-то делом) позволяет узнать мнение ребёнка о членах семьи и семейной патологии. При работе со школьниками и подростками этот метод особенно эффективен.

Если рисуется игра — это значит, что ребенок признает связь между членами семьи, взаимный интерес и одновременно соперничество за влияние в семье.

Ребёнок изображает себя играющим с кем-либо – хорошее отношение или сильное желание более близких отношений.

Предмет в игре, его положение по отношению к персонажам указывает на решающую роль этого персонажа. Если предмет лежит, не находится рядом, то энергия распределена равномерно. Если лежит возле ноги – то персонаж неадекватен в смысле соперничества.

Гениталии легко (без торможения) рисуются сельскими детьми и детьми художников, работающих с обнаженной натурой. Кроме того, мальчики открыто рисуют гениталий у животных – самцов и мужчин чаще, чем девочки. Этот факт мы также объясняем идентификацией мальчиков с физическим образом своего пола.

Тщательная прорисовка гениталий. Совращение старшими детьми или взрослыми, или более тонкие манёвры могут вызвать торможение у детей в латентный период развития (6 – 12 лет), особенно у смышленых, восприимчивых детей. У большинства свидетельство разнообразных поведенческих расстройств (агрессии, фобии). Это также может говорить, о неумении приспособится к окружающей среде.

Сокрытие генитальной зоны (руки или какие-либо предметы, прикрывающие нижнюю часть тела) – скромность и целомудрие, если не связаны с поведенческими расстройствами [3].

Линия под персонажем – неуверенность, нестабильность в чувственных отношениях.

Несоблюдения правил задания, недорисованные фигурки, бездеятельность – не хочется рисовать вообще.

Изображение себя боле темным цветом указывает на формирование чувства неполноценности.

4.3 Интерпретация дополнительных деталей

Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности.

Более подробная интерпретация таких элементов как «дом» или «дерево» может быть произведена на основе тестовой методики «Дом. Дерево. Человек».

Интерпретация элемента «Дом».

Дом старый, развалившийся — иногда субъект, таким образом, может выражать отношение к самому себе.

Дом вдали — чувство отверженности.

Дом вблизи — открытость, доступность, чувство теплоты и гостеприимности.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома — серьезный конфликт.

Разные постройки – агрессия, направленная против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.

Ставни на окнах закрыты — субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) — отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

Задняя стена, изображенная с другой стороны, необычно — сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враждебные тенденции.

Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями — субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью.

Стена при отсутствии ее основы — слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).

Стена с акцентированным контуром основы — субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.

Стена с акцентированным горизонтальным измерением — плохая ориентировка во времени, доминирование прошлого или будущего. Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды.

Боковой контур стены слишком тонок и неадекватен — предчувствие катастрофы.

Контуры стены слишком акцентированы — сознательное стремление сохранить контроль.

Стена изображена в одномерной перспективе (только одна сторона дома) — если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.

Прозрачные стены — неосознанное влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

Стена с акцентированным вертикальным измерением — субъект ищет наслаждений, прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

Отсутствие дверей — субъект испытывает трудности в стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Двери (одни или несколько) задние или боковые — отступление, отрешенность, избегание, неприятие реальности, неприступность.

Двери открыты — верный признак откровенности, достижимости. Ели дом жилой — сильная потребность к теплу извне или стремление продемонстрировать доступность, откровенность.

Двери очень большие — чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.

Двери очень маленькие — нежелание выпускать свое «Я». Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.

Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Первый этаж многоэтажного дома был прорисован в последнюю очередь — отвращение к межперсональным отношениям, тенденция к изоляции от действительности.

Окна сильно открытые, распахнутые — субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрывать свои чувства.

Окна полностью закрыты занавесками — озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).

Окна без стекол — враждебность, отчужденность.

Окна отсутствуют на нижнем этаже, но имеются на верхних этажах — «пропасть» между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

Крыша, сорванная ветром или разрушенная дымовая труба — символически выражают чувства субъекта, что им повелевают, независимо от его собственной силы воли.

Крыша прорисована жирным контуром, не свойственным всему остальному рисунку — фиксация на фантазиях, как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.

Необычно тонкий контур края крыши — переживание ослабления контроля фантазий.

Необычно толстый контур края крыши — чрезмерная озабоченность контроля над фантазиями.

Крыша плохо сочетается с нижним этажом — плохая личностная ориентация.

Карниз крыши акцентирован ярким контуром или продлеванием за стены — усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.

Комната. Могут возникнуть ассоциации:

с человеком, проживающим в комнате;

с интерперсональными отношениями в комнате;

с предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым ей). Ассоциации могут иметь позитивную или негативную окраску.

Комната, не поместившаяся на листе, — нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.

Субъект выбирает ближайшую комнату – мнительность.

Ванна. Ванна выполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима, возможно, нарушение этой функции.

Отсутствие трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.

Труба почти невидима (спрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.

Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) — усиленные защитные установки (и, обычно, повышенная мнительность).

Дым из трубы очень густой — значительное внутренне напряжение.

Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.

Дорожка. Правильные пропорции, легкость рисунка показывают, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.

Дорожка очень длинная – уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.

Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у дома – попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающееся с поверхностным дружелюбием.

Изображение ребенком самого себя среди членов семьи можно интерпретировать по методике Автопортрет и «Дом Дерево Человек».

В автопортрете часто отражено положительное отношение к своей персоне: изображенный на портрете одет в желательную одежду (в красивое платье или в форму пока недоступной еще профессии), находится в желаемом месте в желаемых обстоятельствах. Такое оптимистическое изображение собственной персоны соответствует центральному личностному образованию нормально развивающегося ребенка: у него отчетливо представлено чувство «базового доверия к внешнему миру» и чувство личной ценности. Хороший, — значит, красиво одетый, при всех положенных хорошему привилегиях.

Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии, или недовольство своим интеллектом.

Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности [10].

Нечеткая прорисовка головы — застенчивость, робость.

Голова прорисовывается в последнюю очередь — межперсональный конфликт.

Большая голова у фигуры противоположенного пола — мнимое превосходство противоположенного пола и более высокий его социальный приоритет.

Подчеркнутая шея — потребность в защитном интеллектуальном контроле.

Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импульсов, старание их контролировать.

Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.

Толстая короткая шея — уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.

Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или чрезмерная озабоченность силой и властью.

Плечи мелкие — ощущение малоценности, ничтожности.

Плечи слишком угловатые – признак чрезмерной осторожности, защиты.

Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.

Плечи широкие — сильные телесные импульсы.

Большие глаза предполагают подозрительность, они так же проявляют озабоченность и гиперчувствительность по отношению к общественному мнению.

Глаза с длинными ресницами – кокетливость, демонстративность.

Маленькие или закрытые глаза – погруженность в себя, тенденция к интроверсии.

Выделенный рот предполагает возможную затрудненность с речью или примитивные оральные тенденции.

Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Рот клоуна – вынужденная приветливость.

Большие уши предполагают чувствительность к критике.

Маленькие уши – стремление не принимать никакой критики.

Акцент на нос предполагает наличие сексуальных проблем.

Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

В некоторых случаях отсутствие в изображении рук, ртов, ног или глаз отражает переживание собственной неадекватности и бессилия [8].

Туловище угловатое или квадратное — мужественность.

Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворенных, неосознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, малоценности.

Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром.

Скованные руки — жесткая, обязательная, скованная личность.

Вяло опущенные руки предполагают неэффективность.

Хрупкие или слабые руки — физическая или психологическая слабость, потребность в опеке, зависимость.

Длинные сильные руки — амбициозность и сильная вовлеченность в события внешнего мира, желание чего-либо достигнуть, завладеть чем-либо. Но может быть следствием того, что субъект нуждается в физической силе, ловкости и храбрости как в компенсации.

Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стремления.

Руки длинные и слабые — зависимость, потребность в опеке.

Руки сильные — агрессивность, энергичность.

Преувеличенный размер рук интерпретируется как склонность к агрессии, или, как компенсация ощущаемой слабости и вины.

Руки слишком крупные — сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.

Очень короткие руки или их отсутствие — чувство неадекватности вместе с отсутствием стремлений.

Руки за спиной или в карманах – чувство вины, неуверенность в себе. Но другими авторами руки за спиной интерпретируются, как нежелание уступать, идти на компромиссы даже с друзьями. Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных тенденций. Некоторыми авторами сокрытие рук интерпретируется, как выражение чувства вины из-за мастурбации [3].

Руки как боксерская перчатка – агрессия, актуальлная или вытесненная.

Читайте также:  Коклюш диагностика у детей анализ

Большой размах рук — интенсивное стремление к действию.

Руки шире у ладоней или у плеча — недостаточный контроль действий и импульсивность.

Руки, изображенные не слитно с туловищем — субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

Руки скрещены на груди — враждебно-мнительная установка, Некоторыми авторами интерпретируется как застенчивость [3].

Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.

Руки напряжены и прижаты к телу — неповоротливость, ригидность.

Отсутствие рук в рисунках детей старше 6 лет, может быть показателем застенчивости, пассивности или задержки интеллектуального развития. К десяти годам, пропуски рук становятся отклонением (согласно исследованию Л. Партриджа 67 % детей в возрасте 5 лет и 93 % в 10-ти летнем возрасте рисуют руки) [3].

Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне — социльно-ролевой конфликт.

Руки изображены близко к телу – напряжение.

Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость.

Сужающиеся руки и ноги – женственность.

Руки, повернутые в стороны, достающие что-либо — зависимость, желание любви, привязанности.

Руки вытянутые по бокам — трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.

Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточности достигнутого.

Руки неясно очерчены — нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.

Руки отсутствуют у женской фигуры — материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.

Пальцы сжаты в кулак – протест, бунтарство.

Пальцы отделены (отрублены) — вытесненная агрессия, замкнутость.

Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия.

Пальцев больше пяти — агрессивность, амбиции.

Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.

Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие.

Пальцы длинные — скрытая агрессия.

Пальцы прижаты к телу — вытесненный протест.

Кулаки далеко от тела — открытый протест.

Пальцы крупные, похожие на гвозди или шипы — враждебность.

Пальцы одномерные, нарисованные в виде петли – сознательные усилия против агрессивных чувств.

Большие ноги подразумевают потребность в безопасности.

Рисунок без ног может означать нестабильность или отсутствие опоры, замкнутость, робость. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног [10].

Ноги непропорционально длинные — сильная потребность в независимости и стремление к ней.

Маленькие неустойчивые ноги – неуверенность нестабильность личности, отсутствие крепкого основания. Недостаток базовых чувств защищенности; Постоянное чувство тревоги препятствует развитию эмоциональной зрелости и достижению психического здоровья [8].

Ноги слишком короткие — чувство физической и психологической неловкости.

Я. Боверс, например, отмечает, Что при изображении человеческой фигуры лицами, перенесшими насилие, отсутствие нижних частей тела в одних случаях может говорить о подавленной сексуальности, а в других – об искаженном образе «Я» [8].

Рисунок начат от ступней и ног — боязливость.

Ступни не изображены — замкнутость.

Ноги широко расставлены — откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стремлении к независимости.

источник

Рисование, как форма деятельности, включает в себя многие компоненты психических процессов, и в связи с этим его рассматривают как важный фактор формирования личности. Поэтому не случайно рисование должным образом оценивалось уже в начальный период становления науки о воспитании и обучении детей с недостатками умственного развития.

Многие дефектологи, начиная с Эдуарда Сегена, не видели особых отличий в рисунках нормально развивающихся детей и детей с умственной отсталостью. Считалось только, что рисование детей с интеллектуальной недостаточностью бедно по содержанию и ниже по технике, чем рисование нормально развивающихся детей. Однако дальнейшие психолого-педагогические исследования по проблеме деятельности умственно отсталых учащихся (Г.М. Дульнев, В.Ю. Карвялис, Г.Н. Мерсиянова, Н.П. Павлова, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский и др.) выявили много характерных черт в рисунках детей, делающих их диагностичными. Исследования в этой области установили ряд более важных особенностей.

Прежде всего, следует отметить, что характерная черта умственной отсталости – стойкое нарушение познавательной деятельности, а, как уже отмечалось выше, в процессе рисования участвуют все компоненты психики. Следовательно, нарушается сам процесс изобразительной деятельности у детей с умственной отсталостью.

Ребенок с интеллектуальной недостаточностью проходит почти все те же стадии развития рисунка, что были описаны нами выше, но они значительно отодвинуты во времени. Исключение составляет стадия активного черкания. Она не проявляется в ходе развития изобразительной деятельности детей с умственной отсталостью.

Многие исследователи (Боровик О.В., Гаврилушкина О.П., Головина Т. Н, Грошенков И.А., Комарова Т.С. и др.) полагают, что без специального обучения и воспитания умственно отсталые дети на протяжении всего дошкольного периода не проявляют подлинного интереса к рисованию. Поступая в детский сад, большинство умственно отсталых детей совершают лишь отдельные манипуляции. Они не в силах выполнить даже самые примитивные рисунки. Их изобразительная деятельность находится на доизобразительной ступени. «Некоторые из них хаотично воспроизводят различные штрихи, почти не обращают внимания на оставляемый карандашом след, выходят за пределы листа бумаги (чертят на столе), продолжают «рисовать» даже тогда, когда карандаш сломался» [Грошенков И.А.]. Предметное изображение в отличие от рисунка нормально развивающегося ребенка появляется с 6-ти – 7-ми лет и только при обучении. Однако, как отмечал Бехтерев В.М., оно при этом не имеет «подготовительного акта к изобразительному рисованию» [Зотова Т.Н.].

Умственно отсталые дети не подчиняют рисунок определенному сюжету. Рисуя на одном листе несколько объектов, они не объединяют их между собой общей тематикой или замыслом – нет связного содержания или определенных, даже самых простых сюжетов [Грошенков И.А.].

Некоторые дети, вне зависимости от содержания изображения, склонны к тому, чтобы рисовать заученные буквы или цифры на листе. Некоторые рисунки состоят из одних и тех же фигур. Чаще всего это неровные квадраты, треугольники и круги.

Однако даже при выполнении такого рисунка у умственно отсталых детей наблюдаются проблемы, обусловленные отклонениями в области зрительного восприятия и моторики. У умственно отсталых детей наблюдается несогласованность двигательных систем руки и глаза, неумение производить точные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм – нарушена зрительно – двигательная ориентация. Многие исследователи выявили значительное перенапряжение рабочих мышц и слабую дифференцированность движений пальцев рук [Петрова В.Г.].

Одной из причин, затрудняющих развитие рабочих движений, является нарушение общей ориентировочной деятельности. Все это отрицательно сказывается на выполнении графических заданий [Грошенков И.А.].

Помимо графики, создание рисунка во многом определяется восприятием, от характера и качества которого зависит и качество изображения [Н.Н. Волков, Е.И. Игнатьев, В.С. Мухина, Н.П.]. У умственно отсталых детей наблюдается замедление процесса восприятия, слабость анализа и синтеза при узнавании предметов и их пространственных отношений. Так же можно отметить узость, неполноту, недостаточную дифференцированность и осмысленность восприятия, как реальных объектов, так и их изображений. Это связано с тем, что для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью на протяжении длительного времени остается непознанным функциональное назначение объекта. В связи с этим при рисовании с натуры объект рисования воспринимается недостаточно дифференцированно, а его специфические свойства не усматривают или видятся как бы размытыми, упрощенными — изображение получается без характерных признаков, нередко сильно искаженным. Одно лишь наличие натуры и обычное «смотрение» не могут гарантировать сходства рисунка с реальным предметом. Отсутствие полноценного зрительного образа ведет к ошибкам образа графического.

Особенности восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью образуют специфическую картину пространственной ориентации и представлений, что объясняются недоразвитием процессов пространственного анализа и синтеза, неумением устанавливать причинно-следственные отношения и отражать их в речи.

Умственно отсталые дети 4-5 лет, приходящие в детский сад, как правило, не ориентируются в собственном теле, не знают названия его частей, не владеют словесными обозначениями их пространственного расположения, не определяют пространственное отношение объектов относительно собственного тела. В основном, это сводится к указательным местоимениям, указательному жесту на объект.

Вышеперечисленные особенности переносятся и на изображения. В процессе исследования И.А. Грошенкова выявлено, что нарушенными оказываются форма, пропорции, величинные отношения, конструкция. Учащиеся испытывают большие затруднения при начертании как прямоугольных, так и округлых форм, поиски пропорций при изображении геометрических фигур полностью отсутствуют. Анализ рисунков по образцу, выполненных учащимися с использованием опорных точек, показал, что точность построения таких рисунков зависит не от количества точек, а от конфигурации изображаемого предмета, от расположения ориентиров.

Умственно отсталые школьники плохо сохраняют в памяти взаимное расположение объектов, в результате чего изображения «переставляются», а иногда и вовсе размещаются произвольно. Это обстоятельство усугубляется тем, что некоторые ученики слабо дифференцируют направления и вместо специфических пространственных отношений, предусмотренных заданием, в рисунках преобладают отношения неспецифические.

Свои особенности наблюдаются и при развитии временных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью — специфика временных понятий и нарушение психического развития детей с нарушением интеллекта затрудняют возможность их самостоятельного, спонтанного познания и развития.

Исследования И. И. Финкельштейна установили, что понятие временной длительности образуется у умственно отсталых детей значительно позже, чем представление о последовательности. Понятие длительности складывается лишь в старших классах вспомогательной школы.Школьнники с интеллектуальной недостаточностью в 1 классе вспомогательной школы не знают дней недели, почти не владеют элементарной временной терминологией. Они не могут представить того, что время течет не останавливаясь, и его течение необратимо. Ученики заучивают названия времен года, однако применить свои знания не могут. У умственно отсталых детей нет реальных представлений о единицах измерения времени, их конкретной наполняемости [Константинова С.А.].

Дети с нарушениями интеллекта имеют очень нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью. Отмечаются затруднения в формировании представлений отдаленности и последовательности событий. Им трудно представить отрезки времени, удаленные на сотни, тысячи, десятки лет. Исследования Н.Ф. Кузьминой-Сыромятниковой показывают, что даже ученики старших классов вспомогательной школы нередко не имеют точных, правильных временных представлений, не знают соотношения между ними, то есть, не обладают навыками, необходимыми для нормальной жизнедеятельности человека [Константинова С.А.].

Вместе с тем, формирование временных понятий и ориентировки во времени посредством изобразительной деятельности в школе может внести большой вклад в коррекцию личности и всей познавательной деятельности умственно отсталых детей.

Помимо вышеперечисленного, хочется отметить характерные черты рисунков детей с умственной отсталостью, отмеченные в трудах Грошенкова И.А., Головиной Т.Н., Зотова Т.Н..

Во-первых, отсутствие стойкого интереса к деятельности. Слабость ассоциаций между собственными графическими построениями и реально существующими предметами и явлениями сохраняется до окончания дошкольного возраста; затрудненность процесса узнавания в собственных рисунках реальных предметов и их быстрое забывание.

Во-вторых, примитивность, упрощение и искажение формы и строения изображаемых предметов; неполнота и фрагментарность изображения (только стена или крыша у дома; ствол дерева без веток; «головоног» вместо человека и т.п.); отсутствие в рисунках целостного образа; неправильная передача в рисунке пространственных отношений между элементами одного предмета, перестановка этих элементов и размещение их на листе бумаги изолированно друг от друга; непропорциональность частей рисунка, смещение изображения относительно центра листа, несоответствие размеров рисунка и листа бумаги. При рассмотрении объектов, которые войдут в рисунок, учащиеся останавливают свое внимание на несущественных признаках, упуская из вида и при изображении данного объекта его характерные черты. Наряду с этим характерно наличие различного вида нелепостей, обусловленных непониманием смысла изображенных частей или деталей предметов (дом с двумя крышами — вверху и внизу; дверь на крыше дома; ветки только с одной стороны дерева и т.п.). Все это придает изображению неадекватность, схематичность.

В-третьих, статичность рисунков. Эта черта наиболее ярко проявляется в изображении человека или животных. Обычно это застывшие фигуры во фронтальном положении, лишенные какой-либо динамики.

В-четвертых, стереотипность — однажды усвоенный способ рисования повторяется без привнесения нового и сохраняется еще долгое время. Проявляется в обилии графических штампов, отсутствие или недоразвития сюжетных представлений.

В-пятых, бедность или отсутствие цветовых характеристик в нарисованных предметах (раскрашивание изображения любым, первым попавшимся карандашом). Нарушение цветового ритма – характерная особенность рисунков умственно отсталых школьников, которая была описана в работах А.А. Головиной, Ж.И. Шиф и других авторов.

Кроме того, дети затрудняются отобразить в рисунках свой личный и социальный опыт. В процессе рисования дошкольники чаще всего молчат, их деятельность носит неустойчивый характер, отмечается соскальзывание на предметно-игровые действия [Зотова Т.В.].

Тематика рисунков крайне ограничена и во многом зависит от содержания предшествующих знаний: ребенок в основном рисует те немногие предметы, которым их научили взрослые. Это можно заметить по так называемым «графическим штампам»: предметы изображаются без изменений, как было показано учащемуся [Грошенков И.А., Головина Т. Н]. В основном дети самостоятельно выбирают тему, при этом часто прослеживается отклонение в процессе рисования от первоначальной задумки и рисунок дополняется новыми объектами, не относящимися к теме.

Если же предложить детям определенную тему или попросить нарисовать с натуры, то ответной реакцией будет пассивность, инертность, негативное отношение к работе [Грошенков И.А.]. В иных случаях, учащийся изобразит предметы, которые он умеет рисовать, но они не будут относиться к сюжету. Особую активность проявляют учащиеся именно во время «свободного» рисования, когда педагог не ограничивает детей в выборе темы [Брунов Б.П.].

Вне зависимости от темы, на которую выполнен рисунок, уровень изобразительных средств даже у старшеклассников остается очень низким. Наибольшие затруднения старшеклассник специальной школы испытывает при определении последовательности построения изображения. Одна из причин низкого уровня планирования изобразительной деятельности объясняется несформированностью умений ориентироваться в задании, дифференцировать основные части объекта и рисунка. Низкий уровень аналитической деятельности препятствует целенаправленному выделению и сопоставлению признаков изображаемого предмета.

Также как и нормально развивающиеся дети, у старшеклассников с умственной отсталостью снижается интерес к рисованию, так как с возрастом эти школьники начинают более критично относиться к своим работам. [Грошенков И.А.].

Все вышеописанные особенности, как было сказано нами выше, зависят от недоразвития всех сторон познавательной сферы детей с умственной отсталостью. Один из видов коррекции данных нарушений осуществляется путем «изобразительного воздействия» на нарушенные и ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать свойства и различия [Выготский Л.С.].

Об одном из видов изобразительного искусства мы расскажем в следующей главе.

источник