Меню Рубрики

Анализ самостоятельной деятельности детей раннего возраста

Юлия Кобзарева
Консультация для педагогов «Самостоятельная деятельность детей раннего возраста»

Самостоятельная деятельность детей раннего возраста.

Самостоятельная деятельность детей раннего возраста разнообразна: сюжетно – ролевые игры, строительные, дидактические игры, предметная деятельность, движения, ориентировочно – познавательная деятельность, наблюдения, рассматривание книг, картинок, изобразительная деятельность, самообслуживание, выполнение практических поручений взрослого.

Для правильной организации самостоятельной детской деятельности педагогу прежде всего необходимо соблюдать ряд общих условий:

1. Освободить достаточно времени для деятельности.

2. Создать достаточный простор для движения и обстановку для всех остальных видов деятельности.

3. Обеспечить подбор материала для детей по всем видам деятельности.

4. Правильно расположить игровой материал в групповой комнате.

5. Во время деятельности целесообразно, чтобы на данном возрастном этапе воспитатель использовал индивидуальное общение с ребенком; при этом он может использовать такой прием воздействия, который больше соответствует уровню развития и индивидуальным особенностям малыша.

6. Необходимо обеспечить правильное руководство всеми видами деятельности.

Руководя самостоятельной деятельностью детей, воспитатель направляет свое внимание прежде всего на то, чтобы все малыши были заняты и находились в бодром, спокойном состоянии.

Для того чтобы сюжетная игра была разнообразной по своему содержанию, необходимо иметь игрушки, различные атрибуты, которые помогают ребенку отразить свои впечатления.

Для развития сюжетной игры детям необходимы разнообразные впечатления. Детские впечатления пополняются на тематических экскурсиях, во время наблюдений (в кабинете врача, на кухне, за работой дворника, няни на группе). Во время экскурсии и наблюдений воспитатель обращает внимание малышей на главное, существенное. Тем самым он помогает ребенку не только запомнить то, что он видит, но и разобраться во взаимосвязи между действиями, во взаимоотношениях взрослых. Полученные впечатления дают ребенку материал для новых сюжетных игр.

В раннем возрасте, важным средством для обогащения содержания игры являются социально организованные воспитателем показы – инсценировки. Они помогают детям понять хорошие дела и плохие.

Особое место в самостоятельной деятельности детей занимают сюжетные игры со строительным материалом. Наборы строительного материала желательно дополнять игрушками (куклы, животные. птицы. машинки). Играя со строительным материалом, ребенок закрепляет и совершенствует умения, которые приобрел. Этот вид деятельности используется также для ознакомления ребенка с формой предметов, для развития пространственных отношений. На ряду со строительным материалом детям раннего возраста можно давать и простые конструкторы, с помощью которых ребенок может делать несложные постройки, например башню из деталей конструктора, соединяющихся способом сцепления.

Полезно давать в самостоятельное пользование малышам дидактические игры. Играя, ребенок уточняет знания свойств предметов – цвет, форму, величину.

В работе с детьми раннего возраста широко используются книги, серии картинок для воспитания самостоятельно пользоваться книгой, картинками. Рассматривать изображения, рассказывать по ним, бережно, аккуратно относиться к книгам, после рассматривания убирать их на место.

Для закрепления навыков изобразительной деятельности малышам в самостоятельное пользование можно давать мел и доску в группе, на улице на прогулке.

В самостоятельной деятельности ребенка особое место должны занимать действия, способствующие формированию элементарной трудовой деятельности, связанной в основном с самообслуживанием и выполнением некоторых поручений. Малыш совершает их с большим удовольствием.

Чтобы ребенок самостоятельно выполнял трудовые поручения и применил свои навыки и умения в самообслуживании, используем четыре ступени.

1. Воспитатель объясняет и показывает действие.

2. Выполняет действие вместе с ребенком.

3. Ребенок выполняет действие с словесным указанием воспитателя.

4. Ребенок самостоятельно выполняет действие.

А также используются схемы последовательного выполнения действий. В период раннего возраста необходимо научить детей самообслуживанию. Что в свою очередь является самостоятельной деятельностью детей. Проявление такой самостоятельности ребенка, в коллективе даст ему свободу, психическое и физическое равновесие, повышает компетентность ребенка, самоуважение.

Взаимодействие с родителями, важная составляющая общей работы над развитием самостоятельности детей раннего возраста.

Консультация для педагогов групп раннего возраста «Роль коммуникативных игр в период адаптации детей в ДОУ» Общение со сверстниками для детей в возрасте 2-3 лет становится необходимой потребностью и приобретает огромное значение в формировании.

Консультация для педагогов «Роль педагога в безболезненной адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ» Особенности адаптационного периодаТрадиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление.

Консультация для педагогов «Особенности воспитания детей раннего возраста в детском саду» Первые три года жизни ребенка выделяют в особый период, называемый периодом раннего детства. Общая характеристика развития ребенка от 1.

Консультация для педагогов «Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста (3–4 года)» Социализация — особо значимый в нашем обществе процесс, когда происходит переориентация ценностей, существенно влияющих на процесс формирования.

Консультация для педагогов «Создание условий для различных видов деятельности детей раннего возраста» В современном обществе все чаще отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. И одной из мер,.

Консультация для воспитателей «Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях групповой комнаты» МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ. Ребёнок 2-3 лет активно познаёт мир, используя для этого пока ещё небольшой запас движений: ползание, лазанье, перелезание,.

Консультация для воспитателей «Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях групповой комнаты» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях групповой комнаты» Основные причины нервно –.

Консультация для воспитателей. Самостоятельная художественная деятельность ребенка Самостоятельная художественная деятельность – реально существующая сторона жизни ребенка. Наша задача – показать такую самостоятельную деятельность,.

Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная деятельность детей. Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении является одной из главных.

Самостоятельная деятельность с детьми среднего возраста Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми: с одним ребенком;.

источник

Любовь Владимировна Суханова
Игра и другие виды самостоятельной деятельности детей раннего возраста

Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша.

Для нас организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, мы должны, не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность мы сможет лишь в том случае, если мы хорошо знаем не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым мы работаем, но и особенности развития детей всей группы.

Чтобы правильно организовать самостоятельную деятельность детей, мы стараемся продумать и создать в группе условия для всех ее видов.

В нашей группе руками воспитателей и родителями созданы разнообразные варианты развивающей среды. Что делает их полезными для всестороннего развития детей.

Вот уже несколько лет мы создаём уют в группе. Каждый уголок продумываем, оформляем, чтобы детям было уютно и комфортно. Многое было сделано своими руками, что — то приобретено родителями.

С детьми мы стараемся поддерживать порядок, чистоту, уют и хорошее настроение. Группа очень просторная, светлая и уютная.

В нашей групповой комнате выделены игровые зоны. Игровой материал в этих зонах систематически обновляется и усложняется. Каждый вид игрушек и пособий мы храним в определенном месте. Это приучает детей к организованности, порядку и самостоятельности.

Большая площадь группы позволяет в достаточной степени проявить малышам свою двигательную активность. В зоне физического развития для свободного пользования предоставлены мячи, обручи, кегли, мягкие кубики и другие пособия, стимулирующие самостоятельную безопасную деятельность детей. Дети катают и бросают мячи, расставляют кегли, подбрасывают вверх мягкие кубики и мешочки.

Спокойное место в группе отведено для игр с дидактическими игрушками. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, на которых играют дети: «Разрезные картинки», «Мозаика», «Пазлы». Более сложные дидактические пособия, а также игрушки-забавы лежат на полке немного выше роста ребенка, чтобы взрослый мог помочь взять игрушку и вместе с тем проследить за игрой. Организовывая смену деятельности детей, мы выкладываем на каждый стол разные дидактические пособия, дети распределяются по местам и под наблюдением взрослого производят самостоятельные действия, в соответствии с предложенным материалом. Одни – расстегивают пуговицы, другие – собирают пирамидку, третьим – достается шнуровка. На ковре предлагаем ребятам напольную мозаику. Возле доски – магнитный конструктор.

В познавательной зоне у нас расположен дидактический стол, наполненный дидактическими игрушками и пособиями, где дети самостоятельно играют, закрепляют знания, полученные на занятия. Даже неосознанные простые действия и манипуляции с предложенными предметами и пособиями, способствуют развитию мелкой моторики. Передвигая цветные колечки, перебирая костяшки деревянных счет, вытаскивая и вставляя вкладыши, малыши в процессе самостоятельных предметных действий формируют точные двигательные способности рук. Дети в процессе действий с предметами и материалами на дидактическом столе имеют возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки, вновь составить и т. д.

Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, пластилин и др.) хранятся в закрытом шкафу, так как не все дети самостоятельно еще не умеют использовать эти предметы по назначению, но для приобщения к изобразительной деятельности в художественно — эстетической зоне расположен и доступный для самостоятельного использования материал. Дети самостоятельно «рисуют» цветными мелками на доске; восковыми и простыми карандашами на бумаге, используют трафареты.

Малышей очень привлекает речевая зона. Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации и картинки, с удовольствием производят действия с персонажами настольного театра «Репка» и вязанного пальчикового театра «Теремок».

Сравнительно большая площадь в нашей группе отводится для игр с крупной кукольной мебелью и сюжетно-образными и транспортными игрушками. В социально – коммуникативной зоне расположены разнообразные игрушки для детей с учётом гендерного воспитания. Наборы кухонной посуды, одежда для кукол, резиновые и пластмассовые игрушки, машины, инструменты и разнообразный конструктивный материал, наборы для сюжетно – ролевых игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская».

Дети начинают объединяться в небольшие группы для совместных самостоятельных игровых действий: варят кашу, кормят кукол, делают постройки из конструктора, катают машины.

Но большинство детей чаще всего играют рядом. Мы учим их не мешать друг другу, формируем доброжелательные взаимоотношения и на этой основе постепенно приучаем малышей играть небольшими группами по 2-3 человека, согласовывать свои действия, радоваться совместным результатам.

Самостоятельная деятельность детей на третьем году жизни разнообразна: сюжетно-ролевые, строительные, дидактические игры; предметная деятельность, движения, ориентировочно — познавательная деятельность, наблюдения, рассматривание книг, картинок, изобразительная деятельность, проявление элементов труда в виде самообслуживания, выполнения практических поручений взрослого.

Для правильной организации самостоятельной детской деятельности мы соблюдаем ряд общих условий:

1. Выделяем достаточно времени для самостоятельной деятельности. Это может быть достигнуто только при условии методически правильной организации режимных процессов, если четко соблюдается принцип постепенности. При этом высвобождается больше времени для самостоятельной деятельности ребенка.

2. Создаем достаточный простор для движений и обстановку для всех остальных видов деятельности.

3. Обеспечиваем подбор материала для детей третьего года жизни по всем видам деятельности. Игровой материал время от времени меняем, что повышает интерес к нему и способствует лучшему использованию. Например, видим, что дети перестали играть с крупным строителем или пирамидками, эти игрушки на некоторое время убираем.

4. Правильно располагаем игровой материал в групповой комнате. Для каждого вида деятельности выделяем определенное место: дети хорошо знают, где хранится тот или иной материал, где взять нужную игрушку и куда положить ее после игры. Однако это совершенно не означает, что малыши должны играть только в тех местах групповой комнаты, где находится данный материал. Взяв игрушку, дети могут действовать с нею в любом месте, но мы следим, чтобы ребенку было удобно играть, чтобы ему не мешали другие дети, и чтобы это место было удобно для данного вида деятельности. Если малыш взял мелкий строительный материал и стал заниматься с ним на полу, где играют другие дети с крупными игрушками, предлагаем ему поиграть за столом, но, попросим после игры все убрать на отведенное место. Это приучает малыша к порядку.

5. Во время деятельности мы используем индивидуальное общение с ребенком; при этом стараемся использовать такие приемы воздействия, которые больше соответствует уровню развития и индивидуальным особенностям малыша.

6. Обеспечиваем правильное руководство всеми видами деятельности.

Руководя самостоятельной деятельностью детей, мы направляем свое внимание, прежде всего на то, чтобы все малыши были заняты и находились в бодром, спокойном состоянии. В зависимости от их поведения и настроения определяем, с кем из детей и чем именно целесообразно в данный момент заняться. Особенно важно направлять деятельность тех, которые занимаются с недостаточным интересом, играют примитивно для своего возраста, однообразно или неустойчиво. В активном участии нуждаются и дети, которые хотя и могут играть с интересом, но им требуются помощь, совет, указание взрослого. Например, ребенок начал строить что-то, делает перекрытие, а оно не получается. Мы показываем, как лучше поставить кубики и какую форму выбрать для перекрытия, стараемся побудить малыша выполнить знакомое действие, сообразить, как работать быстрее и качественнее.

Проводя анализ организации самостоятельной деятельности детей, мы ссылались на определенные показатели:

преобладающее настроение детей в группе;

умение самостоятельно выбрать себе игру, уровень развития той деятельности, которой занят ребенок, ее длительность;

взаимоотношения малыша с окружающими взрослыми и другими детьми; частота и характер речевых реакций ребенка.

Создание условий для всех видов деятельности, правильное руководство воспитателя самостоятельными детскими играми способствуют умственному развитию и формированию личности ребенка.

Читайте также:  Повышение ацетона у детей анализы

Консультация «Педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста» I.Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1. Анализ недостатков в результатах, в.

Доклад «Подвижная игра на свежем воздухе как форма организации двигательной деятельности детей раннего возраста» Свое выступление я хочу начать с высказывания Волошиной Л. Н. о том, что (2слайд) «Подвижная игра является средством гармонического развития.

Игры для организации самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Игра для младшего дошкольного возраста»Барабан и погремушка» Цель: Развивать тембровое восприятие (звучание барабана и погремушки) Оснащение:.

Виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в условиях модернизации образования Консультация для педагогов: «Виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в условиях модернизации образования. » Виды музыкальной.

Консультация для родителей «Организация ребенка в самостоятельной деятельности. Игра» Игры и игрушки… Они входят в жизнь человека очень рано и остаются верными друзьями на долгие годы. Погремушки, пирамидки, кубики — с этих.

Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей Самостоятельная деятельность в дошкольной педагогике определяется как связанные элементы действий, с имеющихся у детей знаний и опыта, умений,.

Планирование и организация самостоятельной деятельности детей Планирование и организация самостоятельной деятельности детей Сл. № 1. C 1 января 2014г. вступил в силу приказ Мин. Обр. науки Российской.

Подготовка детей к самостоятельной деятельности Умение организовать самостоятельную деятельность раскрывается и конкретизируется в комплексе организационных и специальных умений. Организационные.

Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский Одной из задач образовательной.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в технике коллажа Приоритетной является самостоятельная поисковая деятельность ребенка в русле педагогики сопровождения. Эта деятельность направлена на добывание.

источник

Самостоятельная деятельность детей раннего возраста, ее виды и условия развития разных видов самостоятельной деятельности

На 2-ом г.ж. наблюдаются определенные виды самостоятельной игровой деятельности детей К ним относятся:

1. Игры, связанные с движениями: с мячом, игрушками – двигателями (машина, тележка, каталка), влезание на горку и слезание с нее.

2. Большое место занимает познавательная ориентировочная деятельность малыша. Она проявляется в рассматривании окружающего, затем наблюдении, рассматривании картинок, книг.

3. Действия с предметами – следующий вид самостоятельной деятельности ребенка(пирамидками, вкладышами, бочонками и т.д.)

4. Во втором полугодии 2-го г.ж. у ребенка наблюдается предметно-игровые условные действия с игрушками– куклой, собачкой, зайчонком и т.д.

5. Во время сам. дея-ти малыши по своей инициативе по разным поводам общаются со взрослыми.

6. Большую радость доставляет им включение взрослого в игру, практическая деятельности (действия ребенка в процессе кормления, туалета, одевания).

Воспитатель должен добиваться, чтобы в течение бодрствования каждый ребенок был занят разнообразной деятельностью, своевременно переключать их с одного вида деятельности на другой, не допуская переутомления, педагогически правильно руководить как всей группой, так и деятельностью каждого ребенка.

Чтобы правильно организовать сам. дея-ть детей, необходимо продумать и создать в группе условия для всех ее видов.

Условия, необходимыедля осуществления самостоятельной деятельности детей.

Правильный подбор игрушек, пособий и правильное распределение их по площади игровой комнаты.В группе должны быть игрушки, обеспечивающие все виды деятельности ребенка, по 3-4 одинаковых во избежание конфликтов между детьми. Игрушки расставляются комплектами, что подсказывает детям, как с ними играть. Детей постепенно приучают запоминать место хранения игрушек, поэтому все игрушки располагаются на полках, стеллажах на виду у детей, на расстоянии, чтобы ребенок самостоятельно мог взять и поставить игрушки. Для развития движений прежде всего необходим простор, т.е. достаточное место для движений. Во втором полугодии следует для организации игровой деятельности располагать игрушки в различных местах комнаты, чтобы дети не собирались на одном месте и не мешали друг другу. Дети любят переносить предметы, действовать с ними на ходу. Для этого должны быть корзиночки, ситцевые сумочки, ведерки, в которых они могут переносить кубики, шарики и т.д. Игра с крупным строительным материалом должна проходить на коврике, который не допускает переохлаждения и снимает излишний шум. В группе должен быть материал для рассматривания предметов окружающего мира, получения разнообразных впечатлений, который время от времени меняется. Должны создаваться подсказывающие игровые ситуации(тарелка рядом с собачкой и т.д.. С целью развития отобразительных игр оборудуется кукольный уголок. В игровом уголке размещаются пособия для обучения застегиванию, завязыванию, шнуровке.

В самостоятельной деятельности большое место занимают предметные действия с игрушками. Руководство воспитателя направлено на формирование игры как деятельности. Зворыгина Е.В. предлагает комплексный метод руководства, который включает следующие компоненты: 1. Ознакомление с окружающим при активной деятельности детей (дети приобретают опыт использования предметов, осознают смысл действий людей, их отношение к вещам.) 2. Использование обучающих игр, активизирующих реальный опыт детей (Взрослый помогает: организует показы-инсценировки с игрушками(кормление, укладывание спать и т.д). 3. Организация игровой среды с использованием игрушек, разных по степени обобщенности образа (реалистические, условные, игрушки-заместители).

4. При формировании взаимоотношений в игре задача вос-ля заключается в предупреждении конфликтов, в привитии положительных форм общения. Возможность конфликтов обусловлена особенностями возраста: недостаточно развита речь, дети не всегда могут объяснить свое желание; игрушка в руках сверстника всегда привлекательна; иногда проявляется интерес к внешности сверстника. В-ль учит детей играть рядом, заниматься с игрушкой и не мешать сверстнику, который рядом, игрушки отнимать нельзя. Для формирования положительных взаимоотношений между детьми в игровой деятельности необходимо: спокойный, ласковый, приветливый тон взрослых по отношению к малышам; разнообразный игровой материал в достаточном количестве; введение правил (не мешать когда играет другой). Большое внимание педагог уделяет формированию положительных взаимоотношений между детьми. Ребенок учится выполнять определенные требования: собирать игрушки и раскладывать по местам, возвратить отобранный у другого ребенка предмет. Дети должны хорошо усвоить значение слов «нельзя», «можно».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8165 — | 7155 — или читать все.

источник

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Самостоятельная игровая деятельность является одним из важнейших путей воспитания ребенка раннего возраста. В самостоятельной игре он совершенствует то, чему научил его взрослый. У ребенка происходит расширение знаний об окружающем мире.

Во время игры у детей вырабатывается самостоятельность в выборе игрушек, в применении различных способов действий с предметами. Самостоятельная игровая деятельность способствует формированию интересов и проявлению индивидуальных особенностей..

Овладевая различными способами действий с предметами, ребенок начинает отображать в своей игре то, что видит. Зарождается сюжетно-отобразительная игра. К трем годам появляется ролевая игра.

Дети сами не могут научиться правильно использовать предмет. Организовать игру с игрушками. Взрослые развивают умения и навыки, направляют игру.

В своей работе с детьми второго года жизни я использую дидактические игры. Они используются и проводятся систематически, оказывая большое влияние на самостоятельную игровую деятельность детей.

После проведения образовательной деятельности многие дети в самостоятельной игру воспроизводили действия с куклой (заворачивали в одеяло, укладывали спать в кроватку, кормили), с другими игрушками (строили домик для петушка и зайчика, катали в коляске), строили из кубиков и кирпичиков различные постройки (домик, башенку, дорожку и др.).

Для правильной организации самостоятельной игры мы создаем соответствующие условия. В режиме дня отводим специальное время для самостоятельной игровой деятельности, оно свободно от режимных процессов и образовательной деятельности. Самостоятельные игры у нас проводятся как утром, так и днем и вечером.

Я в своей работе привлекаю внимание ребенка к тем игрушкам, с которыми проводилась образовательная деятельность. Для этого расставлялись игрушки на видных местах, необходимо было заинтересовать ребенка.

Наблюдая за игрой, стремилась выяснить не только то, с какими игрушками играют дети, но и какие действия с ними они производят и какие при этом произносят слова.

В процессе организации самостоятельной игры детей старше полутора лет я помогаю закреплять ранее усвоенные ими действия и упражняю детей. Если ребенок делает что-то неправильно. Помогаю ему исправить ошибку, побуждаю ребенка сделать так же.

В период самостоятельной игровой деятельности слежу за тем, чтобы дети не переключались с одной игрушки на другую, а могли бы с одной и той же играть некоторое время.

Некоторые дети предпочитают играть с какой-либо одной игрушкой (например, с куклой или машинкой) и совсем не играют со строительным материалом. Может быть и наоборот: ребенок долгое время играет, например, с кубиками, но совсем не играет с сюжетными игрушками. Но, учитывая эти индивидуальные особенности, переключаю его внимание на другие игрушки. Если ребенок играет с куклой, то предлагаю совместно построить для куклы стул, стол, посадить куклу на стульчик, на стол поставить посуду и покормить куклу . Если ребенок увлекается строительством, то, используя его постройки, побуждаю организовать игру с привлечением сюжетных игрушек. Например, помогаю построить домик, поместить в дом собачку, мишку, зайчика, прошу ребенка покормить их и уложить спать и т.д.

Мы учитываем специфику нашего дошкольного учреждения (сад компенсирующего вида), особенности развития детей. Встречаются дети слишком возбудимые ( в силу заболевания): они не усидчивы на занятиях, часто отвлекаются, не могут спокойно досидеть до конца, не играют долго одной игрушкой, быстро теряют к ней интерес, способы действий в самостоятельной игре не воспроизводят. Такие дети очень подвижны, впечатлительны, часто плачут.

Ребенка необходимо переключать с одной игрушки на другую, чтобы он играл с разными игрушками, побуждая его выполнять различные действия с одной и той же игрушкой. Для этого я заинтересовываю ребенка теми игрушками, с которыми проводились действия. Ограничиваю двигательную активность и стараюсь сосредоточить его внимание на чем-либо определенном. Например, привлекаю к совместному наблюдению за детьми, которые играют на участке. Такого ребенка надо вовремя переключить на другой вид игры, например на игру с мячом.

Некоторые дети с большим трудом привыкают к совместным играм. Их постепенно нужно приучать к этому, объединяя с детьми более спокойными.

В действиях с цветными шариками, цветными втулочками прививаю умения обмениваться игрушками (например, красные втулочки даю Вадиму и Ане, а синие – Артему и Алине; спустя некоторое время, наоборот. В результате этого у детей вырабатывается спокойное отношение к тому, что им приходится отдавать те или иные игрушки, таким образом, в процессе игровой деятельности дети приучаются общаться между собой.

Самостоятельная игровая деятельность и образовательная деятельность связаны между собой. Чем разнообразнее содержание образовательной деятельности, тем богаче самостоятельная игровая деятельность детей. Наблюдая за игрой детей, я анализирую ее содержание, это позволяет наметить направления, по которым необходимо совершенствовать работу.

источник

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ:

— перечислить дидактические, народные игрушки, специальное оборудование для развития предметных действий детей, имеющееся в группе;

— указать, есть ли вариативность игрушек (например, пирамидки одинаковые (разные) по цвету, но кольца одинакового размера, пирамидки с кольцами разных размеров, но одинакового (разных) цветов и т.д.);

— определить причины (условия), побуждающие ребенка к действию с предметом: сами предметы, действия сверстника с предметом, действия воспитателя и др.;

— отметить наиболее действенные, по мнению воспитателя, вашему мнению, приемы обучения детей новым действиям с предметами (описать показ способов действий с предметом);

— записать примеры обучения детей умению использовать предметы по назначению;

— указать условия успешного обучения детей действиям с предметами (на основе наблюдений);

— отметить использование детьми обобщенных способов действий с предметами: например, катает мячи разного цвета, разного размера, ставит кубики разного цвета, размера;

— перечислить орудийные действия, наблюдаемые у детей раннего возраста; указать характер действий ребенка с предметами; определить, устанавливает ли ребенок взаимодействие между свойствами орудия и условиями, в которых он действует;

— указать, наблюдается ли отделение действия от предмета (например: причесывается карандашом, хотя знает назначение карандаша);

— назвать причины, затрудняющие усвоение техники предметных действий (плохо развиты произвольные движения, мелкие движения кистей рук и др.);

— доказать на двух конкретных примерах усвоенное детьми: а) назначение предметов; б) способы действий с этими предметами; в) технику выполнения действий (например, как собирают пирамидку, как одеваются, как пользуются совочком и ведерком);

— отметить эмоциональную настроенность детей на действия с предметами.

АНАЛИЗ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ:

– определить условия, созданные для развития дидактических, подвижных сюжетных и ролевых игр детей;

– указать вид и направление игр, которые организуются воспитателем;

– отметить, какие игры возникают по инициативе детей;

– указать как происходит ознакомление детей с содержанием дидактических и подвижных игр, как объясняется ход и правила игры, осуществляется показ игровых действий, подведение итогов игры;

– отметить, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему;

– определить роль воспитателя в дидактических и подвижных играх (участник, арбитр);

– указать умеют ли дети самостоятельно создавать воображаемую ситуацию, строить тему сюжетной игры, используя игровые действия в различных игровых формах: с предметами-заместителями и в форме изобразительных жестов, объединять разные темы в один сюжет , действовать в игровой роли, соотнося себя с образом взрослого (как «мама», как «врач» делаю уколы), с образом животного (как «зайчик», как «лисичка»);

Читайте также:  Повышенный анализ соэ у детей

– указать, какие приемы использует воспитатель, чтобы научить детей выполнять игровые действия с сюжетно-образными игрушками, предметами-заместителями, объединять игровые действия в цепочку – «тему», строить сюжет;

– отметить приемы введения в сюжетную игру ребенка предметов-заместителей и изобразительных действий;

– указать методы и приемы по развитию у детей ролевого поведения;

– уточнить у воспитателей группы, какая работа проводиться ими по обогащению содержания сюжетных и ролевых игр, по включению в игру малоактивных детей;

– указать, какое эмоциональное состояние наблюдалось у детей в ходе игры и по ее завершению.

В пятницу заверяются все конспекты, разработанные студентами в течение данной недели.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

В 1 младшей группе проводится по 2 занятия в день (утром и вечером), 10 занятий в неделю.

Большая часть занятий (кроме музыкальных) организуется по подгруппам, в которые объединяются дети с примерно одинаковым уровнем развития.

Обучение детей 3-го года жизни тесно связано с использованием наглядно-действенного метода, сущность которого заключается в том, что на занятиях воспитатель использует наглядные средства (игрушки, картинки, живые объекты), создавая с их помощью развернутую картину действий и обозначая результат. Краткие пояснения воспитателя активизируют не только зрительные и слуховые восприятия детей, но и включают их в активную практическую деятельность, побуждают отвечать на вопросы, высказываться.

При организации обучения детей следует опираться на важные для них мотивы (игровые, желание сотрудничать со взрослым, оказывать помощь и др.) и учитывать ведущие принципы дидактики:

— использование наглядности в сочетании со словом;

— активности и посильной самостоятельности детей;

Важно заранее продумать структуру занятия: вводную часть (элементы занимательности, сюрпризности), основную часть занятия, и его окончание, взаимосвязь всех структурных частей, организацию детей, ход занятия (согласованность объяснения воспитателя с использованием наглядного материала, четкость заданий и вопросов, чередование разных видов деятельности, эмоциональную насыщенность занятия; использование физкультминуток), подведение итога занятия.

Длительность занятия зависит от устойчивости внимания детей и поэтому не ограничивается строгими временными рамками. Структура занятия также может варьироваться. В целом интерес к занятию у детей зависит от мастерства педагога:

— умения подобрать методы и приемы обучения, соответствующие содержанию занятия, возрасту и развитию детей;

— умения использовать разнообразные приемы активизации познавательной деятельности детей;

— своевременной помощи детям и контроля за их деятельностью;

— способности педагога сочетать фронтальные обращения с индивидуальной работой, распределять свое внимание;

— от грамотного и четкого объяснения, правильного показа;

— от эмоциональности и занимательности занятия;

— от умения воспитателя активизировать мыслительную и организовывать самостоятельную практическую деятельность детей.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ:

— программное содержание (указываются задачи познавательного, развивающего, воспитательного характера, словарная работа и т.д.);

— подготовка воспитателя к занятию;

— методика проведения занятия.

1. Познание окружающего мира, развитие речи 2

2. Физкультурные занятия 5 (на воздухе – 3)

4. Сенсорика (с элементами математики) 1

8. Аппликация 1 раз в месяц

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Тема: «Солнечный зайчик»

Программное содержание: учить детей отыскивать солнечный зайчик и рассказывать о его местонахождении, используя предлоги (в, на над, под). усложнение для старшей подгруппы: предлог «около». Создавать у детей радостное настроение, желание помогать друг другу.

Предварительная работа: заранее дать представление детям о солнечном зайчике. Познакомить их со стихотворением А.Бродского «Солнечные зайчики».

Материал:зеркальце, игрушечный зайчик, коробка.

Подготовка воспитателя: продумать ход занятия, подобрать художественное слово, музыку для физкультминутки, подготовить необходимый материал.

Место проведения: игровой уголок в групповой комнате.

Ход занятия

І. Воспитатель сообщает детям о появлении в групповой комнате гостя – солнечного зайчика.

«Солнечные зайчики играют на стене.

Помани их пальчиком – пусть бегут к тебе.

Вот он – светленький кружок.

ІІ. Воспитатель с помощью маленького зеркала переводит «зайчика» на стену, потолок, на пол. Дети по очереди отвечают, где спрятался «зайчик». При необходимости воспитатель направляет ответы детей, помогает использовать разные предлоги.

Ш. Повторное чтение стихотворения А.Бродского «Солнечные зайчики» (используя зеркальце). Раздать детям зеркальца и предложить самим попускать зайчиков.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

источник

Дети дошкольного возраста необычайно любознательны и активны. С первых лет жизни малыши стихийно исследуют вещественные объекты окружающего мира: проверяют на ломкость, мягкость, температуру, звучность. Ведущей деятельностью в период дошкольного детства является игра: ребята с увлечением изучают различные инструменты, предметы, взаимоотношения между ними. Самостоятельная деятельность важна для формирования личностных качеств ребёнка и его успешности во взрослой жизни.

В Федеральном образовательном стандарте самостоятельная деятельность детей не выделяется в отдельную область обучения, большее внимание уделяется совместной работе педагога и воспитанников. Однако целевым ориентиром для каждой развивающей области (познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) является поощрение инициативности в детской деятельности (умственной или практической), стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации. Современному обществу нужны люди с исследовательским типом мышления, умеющие обозначать проблемные вопросы и выстраивать алгоритм их решения/устранения, но и с творческими чертами — умение думать вне границ общественных стандартов и стереотипов приводит к важным открытиям. Развитие самостоятельности является одним из условий образовательного процесса в ДОУ, направленного на воспитание всесторонне развитой личности.

Самостоятельность — личностное качество, подразумевающее инициативность, независимость, адекватную самооценку и принятие на себя ответственности за свои действия и поступки.

В самостоятельной игровой деятельности ребята учатся взаимодействовать друг с другом и проявлять фантазию

При планировании занятий по развитию самостоятельной деятельности учитываются возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их интересы и пристрастия, согласованность с тематическим планированием по НОД и творческой деятельности, материальная база для игры и детского экспериментирования. Предметно-пространственная среда в помещении группы должна быть развивающей. Ребята получают положительные эмоции от самостоятельной деятельности и приобретают новые знания о свойствах предметов и связях между ними. Эту среду организует педагог, а дети свободны выбирать способы действия в её условиях.

Подробнее об организации развивающей предметно-пространственной среды можно узнать из нашей статьи — Как организовать предметно-развивающую среду в детском саду.

Играя, дошкольники приобретают полезные навыки, которые пригодятся им в будущем

  • Формирование волевых качеств: психологической устойчивости к влиянию внешних факторов (шум улицы, голоса других детей) и чужого мнения, стремление доводить задуманное до конечного результата.
  • Развитие процессов саморегулирования: умение рассчитывать затраты энергии на выполнение запланированных действий, чувствовать необходимость смены вида деятельности или потребность в отдыхе.
  • Формирование способности самостоятельного построения плана игры, наблюдения, исследования, трудовой занятости; стремление к выполнению задумок без помощи взрослых.

Дошкольники сами придумывают план игры и придерживаются его

Чтобы у ребят получалось при помощи фантазии и набора умений занять себя в свободное время в центрах активности, педагогом должна быть достигнута определённая самостоятельность дошкольников во время образовательных занятий. Взаимодействуя с воспитанниками, педагог методом прямого показа (в младших и средней группах) и словесных инструкций (в работе со старшими дошкольниками) формирует и развивает у подопечных способность выделять главное — вопрос или проблему. Наиболее интересной и продуктивной будет деятельность, направленная на достижение конкретного результата (изготовление поделки, экспериментирование, составление завершённого рассказа по картинкам, выполнение трудового поручения, проведение спортивной игры). Усвоив алгоритм действий и способы реализации, дети переносят отработанные с воспитателем формы деятельности в активность индивидуальную.

Согласно психологической концепции Л. С. Выготского, схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется совместно со взрослыми, затем — в совместной деятельности со сверстниками, а позже становится самостоятельной деятельностью ребёнка.

Самостоятельная деятельность детей может быть построена на основе наблюдений за проезжей частью

Таким образом, на занятиях НОД дети овладевают принципами построения плана работы, развивают умение проводить опыты с различными предметами. На занятиях с музыкальным руководителем учатся владеть голосом, пропевать мелодии, извлекать звук из инструментов (барабан, бубен, погремушка, трещотка, колокольчик, дудочка). Руководитель ФИЗО проводит с ребятами много подвижных игр, в том числе с использованием спортивного инвентаря (мячи, скакалки, обручи, кегли), дошкольники запоминают движения и последовательность зарядки. Занятия по развитию речи и коммуникации формируют в детях желание общаться внутри коллектива: задавать вопросы, обдумывать ответ, проговаривать этапы выполнения каких-либо действий, выстраивать логические цепочки рассуждений, к старшему дошкольному возрасту формируется способность к монологической речи.

Во время прогулок ребята проводят целевые наблюдения совместно с педагогом за объектами природного мира (животными, птицами, насекомыми) и процессами общественной жизни (наблюдение за поведением пешеходов, движением на проезжей части, за работой людей различных профессий). На занятиях по продуктивной творческой деятельности воспитанники развивают умение создавать поделки по собственному замыслу в различных техниках (лепка, конструирование, рисование).

Инсценировка сказки дошкольниками может включать элементы импровизации

Самостоятельная деятельность воспитанников проявляется в течение дня во время разных режимных моментов:

  • Во время приёма детей в детский сад утром: общение по интересам, спокойные игры.
  • Игры в первой половине дня.
  • Самообслуживание при подготовке и возвращении с прогулки.
  • Проведение наблюдений за природными объектами, самостоятельная игровая деятельность во время утренней и вечерней прогулок.
  • Гигиенические процедуры перед приёмом пищи, до и после тихого часа.
  • Игры подвижные и дидактические, самостоятельная деятельность в центрах познавательной активности, общение по интересам, создание рисунков и поделок, проведение досугов во второй половине дня.

В свободное время дошкольники с удовольствием разыгрывают сценки с пальчиковыми куклами

Вид самостоятельной деятельности Варианты реализации
Двигательная активность и подвижные игры
  • Дети дошкольного возраста подвижны. В младших группах они любят просто бегать вприпрыжку, скакать, выполнять махи руками и ногами, играть в салки и догонялки.
  • У старших дошкольников двигательная активность совершается в сюжетно-ролевых играх:
    • «Белые медведи на льдине»,
    • «Мышеловка»,
    • «Зайцы и охотники»,
    • «Не оставайся на полу»,
    • «Казаки-разбойники»,
    • «Море волнуется — раз!» и др.
Спокойные игры Ребята самостоятельно разыгрывают простые сюжеты из сказок или бытовые ситуации при помощи игрушек. К старшему дошкольному возрасту наблюдается разграничение в тематике игр у мальчиков и у девочек: мальчики играют в машинки, солдатиков, роботов, строят из конструктора крепости и корабли; девочки предпочитают играть с куклами, посудкой, плюшевыми игрушками.
Игровая деятельность детей часто носит подражательный характер профессиям людей и общественно-бытовым мероприятиям:
  • «В магазине»,
  • «Мама с малышом на прогулке в парке»,
  • «Кукольное чаепитие»,
  • «В кабинете доктора/стоматолога»,
  • «Регулировщик на проезжей части»,
  • «Игра в детский сад/школу».
Художественная деятельность Накопленный на занятиях художественно-эстетической направленности опыт проявляется в разыгрывании ребятами театрализованных сценок, диалогах. Дети с удовольствием примеряют костюмы сказочных персонажей и пробуют исполнить роль. Самостоятельно воспитанники играют в кукольный и пальчиковый театр. С совершенствованием музыкального слуха и развитием памяти дети воспроизводят мелодии, услышанные на занятиях и дома, напевают песни. Дети-фантазёры сопровождают игровую деятельность песенками собственного сочинения. По мере овладения навыками построения устной речи ребята пересказывают друг другу полюбившиеся литературные и сказочные истории, содержание мультфильмов. У некоторых дошкольников проявляется желание имитировать речь персонажей (не только интонационно, но и стилистически), рифмовать строки.
Продуктивная художественная деятельность Создание зрительных образов при помощи красок, бумаги, пластилина, природных материалов. Первые творческие работы малышей отражают первоначальные представления о предметах. Овладевая техникой рисования карандашами и красками, лепки и аппликации, ребёнок начинает ощущать желание не просто показать, а сделать красиво. Дошкольники очень любят рисовать в свободное время. Их рисунки — это видение объектов и отношение к ним одновременно. То, что вызвало яркие, положительные эмоции, ребёнок старается передать красочно, позитивно.
В уголках развивающей деятельности непременно должны содержаться разнообразные материалы для детских поделок, украшения готовых работ:
  • нитки,
  • бусины,
  • пайетки,
  • наклейки,
  • природный и бросовый материал,
  • пуговицы,
  • камешки,
  • ракушки,
  • ленточки,
  • открытки,
  • блёстки.
Исследовательская деятельность В условиях современного мира важно научить ребёнка не только усваивать и накапливать получаемую в готовом виде информацию, но и развить способность и желание самостоятельного познания. При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети могут узнавать новое о предметах. Маленькое, но сделанное самостоятельно открытие вызывает восторг у ребёнка и желание добывать новые знания. У младших дошкольников желание исследовать какой-нибудь объект возникает стихийно, поэтому задача воспитателя — подмечать возникновение интереса и подсказывать способ изучения предмета. Средние и старшие дошкольники участвуют в исследованиях осознанно. Они проводят наблюдения в уголке природы, центре науки, во время прогулки и ставят опыты в мини-лаборатории. Присутствие воспитателя во время самостоятельного экспериментирования детьми с веществами и приборами обязательно, он следит за соблюдением правил техники безопасности и отвечает на возникающие вопросы ребят.
Самообслуживание Самообслуживание заключается в освоении ребёнком норм гигиены и способов их соблюдения (умывание, мытьё рук после прогулки и перед приёмом пищи, чистка зубов, принятие душа), овладении навыка одевания и раздевания, культуре приёма пищи и правил поведения за обеденным столом. Формирование навыков самообслуживания в раннем возрасте готовит ребёнка к адаптации в мире взрослых. Педагогу не нужно делать за ребёнка то, что в состоянии сделать сам. Воспитатель может давать устные указания, что детям нужно сделать, чтобы собраться на прогулку, например. Использовать показ, если у малышей возникают трудности (с завязыванием шнурков, надеванием перчаток). Воспитатель должен быть терпелив, учитывать и относится с пониманием к индивидуальному ритму, в котором ребята действуют. Самообслуживание считается основным видом трудовой деятельности дошкольников, позволяет детям почувствовать независимость от взрослого.

Как было сказано выше, предметно-пространственная среда играет важную роль в становлении самостоятельности детей на разных уровнях. Это то, что окружает ребёнка, к чему он имеет постоянный доступ, где он может отдохнуть за игрой, удовлетворить познавательные потребности в наблюдении или экспериментировании, общаться с одногруппниками. Предметно-пространственная среда состоит из центров активности детей с различной направленностью:

  • познавательно-исследовательской: центр науки, мини-лаборатория, опытная мастерская, тематические уголки («Космическая станция», «Окно в эпоху динозавров»);
Читайте также:  Положительный анализ на хламидии у детей

Оформление уголка исследовательской деятельности включает различные материалы для проведения экспериментов

Игровые центры привлекают дошкольников яркими и разнообразными составляющими

Физическое развитие важно для детей любого возраста

В экологическом уголке ребята учатся ухаживать за растениями

В центре творчества малыши рисуют, изготавливают поделки и разыгрывают сценки

Для поддержания душевного здоровья важно, чтобы у ребёнка в группе была возможность уединиться, расслабиться, восстановить силы, помечтать.

Формирование навыков самообслуживания начинается с первой младшей (ясельной) группы детского сада. Пока мелкая моторика и общая координация движений у малышей недостаточно развиты, воспитатель во многом помогает им, но всегда сначала предоставляет возможность попробовать сделать что-либо самому. Воспитание культуры приёма пищи, соблюдения гигиенических норм осуществляется непосредственно в режимных моментах: завтрак, обед, полдник, одевание на прогулку, раздевание, мытьё рук, правила поведения за столом, забота о своём внешнем виде (умывание, причёсывание).

Во время приёма пищи малыши овладевают навыками самообслуживания

Формирование способности самостоятельного одевания/раздевания, причёсывания, обращения со столовыми приборами зависит от степени развития мелкой моторики у детей. Дошкольникам 2–4 лет (первая и вторая младшие группы) необходимо давать игровые задания на выполнение действий пальчиками. Это игры с куклами («Одень Машеньку на прогулку», «Приготовь Буратино ко сну»), сюжетно-ролевые игры с посудкой («Готовим обед», «Накрываем праздничный стол», «Мама кормит малыша кашкой»). В центре игровой деятельности в ясельной группе можно разместить бизиборды (специальные доски с закреплённым функциональными объектами) с пуговицами, молниями, бельевыми крючками, завязками, шнурками, курточными кнопками.

Игровая деятельность с куклами помогает развивать мелкую моторику малышей и повторить правила сбора на прогулку

Обучение культурному приёму пиши, одеванию, гигиеническим процедурам осуществляется приёмами прямого показа воспитателем правильных действий, просмотра познавательных мультфильмов по этой тематике. Во время досуга воспитатель читает стихотворения, рассказы и педагогические сказки:

  • К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»,
  • А. Барто «Девочка чумазая»,
  • А. Якимов «Неумейка»,
  • «Сказка про страну нерях»,
  • «Ваня и новые ботинки»,
  • «Сказка про Юлю-грязнулю».

На основе прослушанных текстов выстраивается беседа, обсуждаются иллюстрации к произведениям: «Зачем нужно умываться по утрам?», «Почему от Федоры ушла вся посуда?», «Для чего на одежде застёжки, а на обуви — шнурки?».

Воспитатель показывает ребятам на кукле последовательность надевания предметов одежды

Наряду с прямым показом в младших группах результативно применяется игровой метод. Воспитатель предлагает устроить игру, в которой куклы/игрушки должны будут вести себя как сообразительные, воспитанные дети. Повторение в игровой форме правил одновременно выполняется развлекательную задачу, предупреждает переутомляемость детей, и развивает способность произвольного запоминания. Примеры игр для закрепления навыков самообслуживания:

  • «На обеде у Мальвины»,
  • «Чаепитие с матрёшками»,
  • «Собираемся на прогулку в парк» (ребята выполняют роль родителей, куклы — их деток),
  • «Спокойной ночи, малыши!» (чтобы кукла могла лечь в кровать, она должна выполнить все необходимые гигиенические процедуры перед сном),
  • «Доброе утро!» (повторение с игрушкой порядка действий после пробуждения: совершить утренний туалет, причесаться, заправить и застелить кровать, одеться, позавтракать).

В игре дошкольники повторяют правила поведения за столом и приёма пищи

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети понимают указания воспитателя и следуют словесным инструкциям. Самообслуживание признаётся методическими исследованиями простейшим и вместе с тем одним из основных элементов трудовой деятельности ребёнка. Примеры трудовых поручений по самообслуживанию: «Убери за собой посуду и приведи в порядок столик», «Пожалуйста, выверни налицо водолазку и повесь её сушиться», «Вова, у тебя развязался шнурок, присядь на скамейку и завяжи бантик», «Катя, перед танцевальным занятием надо собрать волосы резинкой/заплести косичку». Первые инструкции по самообслуживанию должны быть представлены наглядно, например, в виде мнемокарт — последовательности картинок по конкретной теме.

У каждого ребёнка — индивидуальный темп деятельности

В старшей и подготовительной группе можно составить график дежурств с целью формирования у ребят умения накрывать на стол, следить за соблюдением чистоты в обеденной зоне и спальне.

Организация системы дежурств является одним из приёмов развития самостоятельности у дошкольников

Формирование и развитие навыков самообслуживания включается в цели образовательных занятий. Организация видов деятельности и выбор обучающих приёмов осуществляется с учётом возрастных особенностей дошкольников и их познавательных интересов.

Формирование умения самостоятельно чинить одежду пригодится каждому ребёнку, независимо от пола

Тема по самообслуживанию Воспитательные и обучающие задачи
«Приём пищи»
  • Формирование умения правильно держать вилку и ложку, брать чашку, стакан.
  • Развитие умения есть разные виды пищи (твёрдые, жидкие).
  • Формирование умения правильного обращения с ножом: намазывание масла на хлеб, отрезание кусочка продукта.
  • Закрепление умения пользоваться салфеткой во время приёма пищи.
  • Развитие умения есть второе блюдо при помощи вилки и ножа.
  • Привитие культуры приёма пищи: не разговаривать за столом, есть с закрытым ртом, пережёвывать и глотать пищу бесшумно, держать приборы над тарелкой, класть их по окончании трапезы на край тарелки, а не на скатерть, убирать за собой со стола.
«Одевание и раздевание»
  • Формирование умения раздеваться и одеваться в правильной последовательности, расправлять снятую одежду и аккуратно вешать на стул или в шкафчик.
  • Развитие и закрепление умения шнуровать ботинки, застёгивать сандалии, босоножки.
  • Знакомство с различными видами застёжек (пуговицы, кнопки, молнии, крючки, липучки).
  • Формирование умения самостоятельно поддерживать порядок и чистоту в бельевом шкафу.
  • Развитие умения одеваться в ускоренном темпе (например, во время учебной эвакуации).
«Соблюдение правил гигиены»
  • Формирование, развитие и закрепление навыка умывания: намылить с образованием пены, тщательно смыть, насухо вытереть.
  • Обучение своевременному пользованию носовым платком, бумажными салфетками.
  • Обучение соблюдению порядка в туалетной комнате.
  • Формирование и закрепление умения следить за чистотой лица, рук и тела.
  • Развитие умения аккуратно причёсываться щёткой, расчёской, для девочек — убирать волосы с лица при помощи ободка или заколки, завязывать резинкой хвостик, плетение косы.
«Содержание в порядке предметов одежды и обуви, спального места»
  • Обучение чистке и просушиванию одежды и обуви.
  • Обучение починке одежды: починка шва, простая штопка, пришивание пуговиц.
  • Формирование и закрепление умения аккуратно заправлять кровать.
  • Формирование и закрепление умения застилать кровать покрывалом или пледом.
  • Развитие умения менять постельное бельё.
  • Развитие и совершенствование умения следить за своим внешним видом: поправлять воротничок, надевать капюшон, одёргивать брюки, подтягивать колготки, расправлять замявшуюся юбку.

Обучающие задачи формирования и закрепления навыков самообслуживания реализуются на занятиях НОД, длительность которых определяется нормами СанПиН для возрастных групп:

  • младшая группа — 15 минут;
  • средняя группа — 20 минут;
  • старшая группа — 25 минут;
  • подготовительная группа — 30 минут.

Занятия обучающей направленности имеют структуру, состоящую из различных форм работы для привлечения интереса воспитанников и профилактики переутомляемости.

Формирование навыков соблюдения гигиенических норм осуществляется в игровой форме с персонажем произведения К. Чуковского

Тема занятия по самообслуживанию, возрастная группа Организационный момент Мотивирующее начало Развитие мыслительных способностей Двигательная активность Практическая работа Подведение итогов
«Зайка хочет быть чистюлей», средняя группа 1 минута. Создание игровой ситуации.
Воспитатель говорит от лица игрушки-зайки о том, что над ним смеются другие зайцы: у него уши грязные, лицо неумытое, лапки липкие. Зайка просит научить его правилам личной гигиены. В корзинке сидят друзья персонажа — зайчата, дети становятся их наставниками.
2 минуты.
Познавательная беседа о правилах гигиены и важности их соблюдения.
2–3 минуты.
Подвижная игра «Зайка беленький сидит».
3–4 минуты.
Воспитанники закрепляют навык соблюдать правила гигиены в играх с игрушками.
9 минут.
1 минута.
«Алгоритм одевания на прогулку», старшая группа 1 минута. Создание проблемного момента.
В группу прибегает плачущий Буратино (в роли персонажа
воспитанник подготовительной группы). Он жалуется, что Мальвина, Пьеро и Артемон ушли гулять, а его с собой не взяли. Буратино не знал, как правильно одеться на прогулку. Ребята решают помочь Буратино.
2 минуты.
Отгадывание загадок и решение дидактических заданий от Мальвины.
4 минуты.
Физкультминутка «Буратино потянулся».
3 минуты.
Закрепление навыков самостоятельного одевания в правильной последовательности в форме игры «Зеркало»: дети показывают без помощи вспомогательных предметов каждый этап одевания, Буратино должен угадать, что они надевают.
13 минут.
1–2 минуты.
«Каждой вещи — своё место», подготовительная группа 1 минута. Проведение беседы по предварительно прочитанному произведению Л. Воронковой «Маша-растеряша».
4 минуты.
Дидактические игры:
  • «Назови, чего не хватает» (воспитатель заранее прячет 2–3 вещи из каждого центра активности);
  • «Бюро находок» (из коробки каждый по очереди достаёт пропавший предмет и возвращает его на место).

Подвижная игра «Поиск клада».
4 минуты. Совершенствование навыка приводить в порядок комнату и вещи в игровой форме: каждому воспитаннику отводится зона, где он должен навести порядок (кукольная кроватка, игрушечная кухня, шкафчики, комоды, столовая).
13–15 минут. 2 минуты.
Автор Фёдорова Н., воспитатель ГБСУ СО МО Сергиево-Посадский ДДИ для умственно отсталых детей «Берёзка»
Тема «Застёгивание пуговиц»
Цели и задачи
  • Развивать мышление, усидчивость и внимательность.
  • Развивать восприятие детей и их познавательную деятельность.
  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Формировать аккуратность и терпеливость.
  • Формировать мотивы более высокого уровня творческой деятельности.
  • Постоянно закреплять и совершенствовать навыки самообслуживания.
  • Развивать эмоциональность.
  • Снять мышечное напряжение, развивать умение переключать внимание.
  • Учить точно выполнять инструкции воспитателя.
Демонстрационный материал
  • Заготовки с пуговицами и петельками.
  • Панно поляны с пришитыми пуговицами.
  • Картинки с изображениями тучи, солнца и бабочек.
  • Заготовки ярких цветов с дырочками посередине.
  • Рубашки с пуговицами.
Ход занятия Организационный момент.
В.: Дети, сегодня у нас много гостей. Все пришли посмотреть, что мы умеем, оценить нашу работу. Поэтому давайте сядем правильно, ножки вместе, спинка прямая, ручки положили на стол. Молодцы. Все внимательно меня слушаем. Я вам прочитаю загадку, а вы мне ответите, какое это время года.
  • Кто, угадай-ка, белая хозяйка,
    Тряхнёт перинки, с неба снежинки.
    Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
    Радость детям подарила, и на санках прокатила. (Зима).

Правильно, дети, зима. Зимой на улице лежит снег, холодно. И когда мы идём на прогулку, мы надеваем тёплую одежду. А на курточках мы должны застегнуть пуговицы.
Основная часть.
В.: Итак, дети, тема нашего занятия застёгивание пуговиц. Мы будем учиться застёгивать пуговицы. На прошлом уроке я вас познакомила с некоторыми видами застёжек. Сегодня мы выбрали пуговицы. Чтобы застегнуть на одежде пуговицы, надо соединить две половинки одежды. На одной половинке у нас пришиты пуговицы, а на другой половинке одежды у нас расположены петельки. Петельки — это такие дырочки, в которые заходят пуговицы. При этом работают пальчики двух рук.
Воспитатель на наглядном материале демонстрирует детям технику протаскивания пуговицы через петельку-дырочку. Дети самостоятельно выполняют это задание.
В.: Мы сегодня осваиваем застёжку пуговицы, но у нас ещё есть и другие варианты застёгивания одежды.
Все смотрят на наглядный стенд, где собраны несколько видов застёжек.
В.: Дети, а на что похож наш стенд? (На цветок). А где растут цветы? (На полянке). Правильно, на полянке. И у нас есть такая полянка, где растут цветы. Но вот беда, на нашей полянке идёт дождь. Вы видите эту тучу, которая нависла над полянкой? А во время дождя все цветочки закрываются. Но вот взошло солнышко, и наши цветочки стали раскрываться и тянуть свои лепестки к солнцу. Давайте мы им поможем. У меня есть красивые цветочки с дырочкой посередине — это петельки. Наша задача состоит в том, чтобы каждый из вас взял свой цветочек и прикрепил его к пуговице, пришитой на полянке.
Дети самостоятельно пристёгивают цветочки на панно полянки.
В.: Дети, посмотрите, какая у нас получилось яркая солнечная полянка. Над нашими цветами закружились бабочки. Сейчас вы все выходите на нашу полянку, где мы будем веселиться и прыгать.
Физкультминутка.

  • Раз, два, три, четыре, раздвигайте круг пошире.
    Будем с солнышком играть, на полянке танцевать.
    Наши алые цветы распустили лепестки,
    Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
    На зелёной на полянке, бабочки летают
    И с цветочка на цветок весело порхают.
    Хлопать ручками умеем, вот так, вот так,
    Своих ручек не жалеем, вот так, вот так.
    Ножки громче застучали, вот так, вот так.
    Чтобы все нас услыхали, вот так, вот так.
    А теперь мы в пляс пойдём, вот так, вот так,
    Дружно приседать начнём, вот так, вот так.

Самостоятельная деятельность воспитанников,
В.: А сейчас все садятся на свои места. Вы видите, что на ваших столах лежат рубашки с застёгнутой верхней пуговицей. Ваше задание — это самостоятельно застегнуть все остальные пуговицы на рубашке, используя свои навыки, умения, усидчивость, старание.
Итог занятия.
Пуговицы на рубашках застёгнуты. Дети справились с заданием. Подводя итог занятия, воспитатель благодарит каждого ребёнка за усердие, выдержку, мастерство, внимательность, усидчивость.
В.: Я очень вами довольна. Вы хорошо потрудились, порадовали своими успехами всех гостей. Молодцы! Наш урок окончен. Всем спасибо!

Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/otkrytoe-zanjatie-po-formirovaniyu-navykov-samobsluzhivanija-zastegivanie-pugovic.html

Практическое задание по формированию навыка застёгивания пуговиц проводится в игровой форме: ребята должны украсить поляну цветами

Предлагаем ознакомиться с вариантами самостоятельной деятельности дошкольников в различных режимных моментах.

источник