Меню Рубрики

Анализ системы отдыха и оздоровления детей

Какова роль вступивших в силу 29 марта поправок в закон в арбитраже и в каком направлении будет развиваться система третейского разбирательства дальше, читайте в интервью с вице-президентом ТПП РФ.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Распоряжение Правительства РФ от 22 мая 2017 г. № 978-р Об утверждении Основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей

1. Утвердить прилагаемые Основы государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей (далее — основы).

с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 3-месячный срок разработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации основ;

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию основ.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении задач в сфере отдыха и оздоровления детей руководствоваться положениями основ.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 мая 2017 г. № 978-р

Основы
государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей

Конституция Российской Федерации гарантирует основные права и законные интересы ребенка. Государство признает детство важным этапом жизни человека, исходит из принципа приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности и защищает права детей на отдых и оздоровление.

Организация отдыха и оздоровления детей — неотъемлемая часть социальной политики государства.

Поднимаемые на государственном уровне вопросы в сфере отдыха и оздоровления детей еще раз актуализируют проблемы повышения качества и безопасности оказываемых услуг в этой сфере и удовлетворенности детей и их родителей (законных представителей) такими услугами.

В Российской Федерации сфера отдыха и оздоровления детей регулируется посредством взаимодействия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с координацией их деятельности, реализации функций государственного контроля, информационного обеспечения и повышения уровня материально-технического оснащения организаций, оказывающих услуги по организации отдыха и оздоровления детей.

В Российской Федерации в целом сложилась и действует система организации отдыха и оздоровления детей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Интересы и потребности детей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, а также в занятиях физической культурой, спортом, туризмом учитываются при реализации программ проведения смен в детских лагерях. В последние годы удалось переломить ряд негативных тенденций и достичь заметного повышения качества услуг, предоставляемых организациями отдыха и оздоровления детей.

На территории Российской Федерации проживают более 15 миллионов детей в возрасте от 7 до 17 лет включительно. По данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в 2016 году в Российской Федерации работало 51,9 тыс. детских оздоровительных лагерей, из них загородные оздоровительные лагеря — более 2,4 тыс., санаторно-оздоровительные лагеря — около 0,7 тыс., оздоровительные лагеря с дневным пребыванием — более 41,7 тыс., лагеря труда и отдыха — более 4,9 тыс. и палаточные лагеря — более 1,9 тыс. Их услугами в 2016 году воспользовались 8,68 миллионов детей.

Вместе с тем существуют проблемы негативного влияния целого ряда внутренних и внешних факторов, повышающих риски организации отдыха и оздоровления детей. К таким факторам относятся необходимость совершенствования законодательной и иной нормативно-правовой базы, развитие инфраструктуры организаций отдыха детей и их оздоровления при возросших требованиях со стороны родителей (законных представителей) детей, направляемых на отдых и оздоровление в указанные организации, в том числе к образовательному компоненту сферы отдыха и оздоровления детей, зачастую недостаточный профессиональный уровень педагогических кадров.

В целях реализации прав детей на отдых и оздоровление принят Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организаций отдыха и оздоровления детей», которым предусмотрено разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры:

по принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций отдыха и оздоровления детей;

по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха и оздоровления детей;

по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха и оздоровления детей;

по государственному контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

Эффективная реализация государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей обеспечивает устойчивый рост доступности получения и повышение качества услуг в указанной сфере, развитие вариативности программ отдыха и оздоровления детей в соответствии с задачами и приоритетами, определенными государством, рост числа детей, мотивированных на позитивные действия, разделяющих общечеловеческие и национальные духовные ценности, обладающих хорошим физическим здоровьем, занимающихся физической культурой и спортом, не имеющих вредных привычек, работающих над своим личностным и профессиональным развитием, любящих свое Отечество и готовых защищать его интересы, прилагающих усилия для динамичного развития сильного и независимого государства.

Основы государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей (далее — основы) разработаны в целях поэтапного принятия мер по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, созданию условий для качественного и безопасного отдыха и оздоровления детей, сохранению и развитию инфраструктуры организаций отдыха и оздоровления детей.

Главным результатом реализации основ должны стать обеспечение прав детей на отдых и оздоровление, повышение их личностных компетенций и, как следствие, увеличение степени их вовлеченности в социально значимую жизнь страны.

Основы определяют систему принципов, приоритетных задач и механизмов, обеспечивающих организацию отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации.

Государственное регулирование организации отдыха и оздоровления детей — это комплекс мер и действий, применяемых государством для установления основных процессов в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

II. Цели и задачи государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей

Целями государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей являются совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для организации качественного и доступного отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации, повышение их личностных компетенций и, как следствие, увеличение степени их вовлеченности в социально значимую жизнь страны.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

совершенствование законодательных и нормативных правовых актов в сфере организации отдыха и оздоровления детей;

предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей уполномоченными контрольно-надзорными органами в установленных сферах деятельности;

обеспечение организаций отдыха и оздоровления детей профессиональными кадрами;

развитие инфраструктуры организаций отдыха и оздоровления детей;

формирование образовательной и воспитательной идеологии с учетом многонациональной основы государства;

совершенствование межведомственной системы обеспечения государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей;

повышение доступности услуг по организации отдыха и оздоровления детей;

формирование информационного поля, интенсификация механизмов обратной связи между государственными структурами, общественными объединениями и гражданами, а также повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах повышения качества услуг по организации отдыха и оздоровления детей.

Задача совершенствования законодательных и нормативных правовых актов в сфере организации отдыха и оздоровления детей потребует:

внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей;

установления порядка организации отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации;

утверждения перечня сведений, включаемых в реестры организаций отдыха и оздоровления детей;

утверждения перечня типов организаций отдыха и оздоровления детей и показателей отнесения к тому или иному типу указанных организаций;

утверждения примерной формы договора об отдыхе и оздоровлении ребенка.

Задача по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей уполномоченными контрольно-надзорными органами в установленных сферах деятельности предусматривает выполнение следующих мероприятий:

организация и проведение плановых и внеплановых проверок организаций отдыха и оздоровления детей;

систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при оказании организациями отдыха и оздоровления детей услуг по организации отдыха и оздоровления детей;

принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

Задача обеспечения организаций отдыха и оздоровления детей профессиональными кадрами предусматривает выполнение следующих мероприятий:

формирование профессиональных компетенций специалистов сферы организации отдыха и оздоровления детей;

повышение общественного статуса специалистов сферы организации отдыха и оздоровления детей.

Задача развития инфраструктуры организаций отдыха и оздоровления детей предусматривает выполнение мероприятий, направленных на сохранение и развитие объектов (зданий, сооружений, строений и других объектов) и иной инфраструктуры, предназначенной для организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей.

Задача формирования образовательной и воспитательной идеологии с учетом многонациональной основы государства предусматривает выполнение следующих мероприятий:

разработка и внедрение программ отдыха и оздоровления детей, в том числе дополнительных общеобразовательных программ, разработанных в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;

поддержка программ отдыха и оздоровления детей, в том числе дополнительных общеобразовательных программ, направленных на формирование активной гражданской позиции, национально-государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных народов и национальностей и укрепление нравственных ценностей;

развитие вариативности программ отдыха и оздоровления детей;

консолидация возможностей педагогического сообщества, органов государственной власти, детских и молодежных общественных и общественно-государственных организаций и объединений, специалистов сферы организации отдыха и оздоровления детей для совершенствования системы воспитания детей в Российской Федерации.

Задача совершенствования межведомственной системы обеспечения государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей предусматривает выполнение следующих мероприятий:

формирование межведомственных рабочих, экспертных групп по организации отдыха и оздоровления детей;

формирование системы общественного контроля в сфере организации отдыха и оздоровления детей;

развитие системы поддержки некоммерческих, социально ориентированных организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

Задача повышения доступности услуг по организации отдыха и оздоровления детей предусматривает развитие механизмов информирования заинтересованных категорий граждан о возможностях организации отдыха и оздоровления детей.

Задача формирования информационного поля, интенсификации механизмов обратной связи между государственными структурами, общественными объединениями и гражданами, а также повышения эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах повышения качества услуг по организации отдыха и оздоровления детей предусматривает выполнение следующих мероприятий:

разработка и внедрение программ и проектов, посвященных организации отдыха и оздоровления детей;

системная поддержка программ и проектов в сфере организации отдыха и оздоровления детей, направленных на формирование активной гражданской позиции молодых граждан, национально-государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных народов и национальностей и укрепление нравственных ценностей.

Деятельность органов государственной власти и организаций отдыха и оздоровления детей по вопросам в указанной сфере основывается на следующих принципах:

законность и соблюдение прав семьи и ребенка;

приоритет интересов личности ребенка в организации отдыха и оздоровления детей;

содействие развитию личности и ее социально активной позиции;

приоритет безопасности ребенка при нахождении в организациях отдыха и оздоровления детей;

доступность услуг по организации отдыха и оздоровления детей;

конфиденциальность информации о ребенке и его семье;

информационная открытость и ответственность организаций отдыха и оздоровления детей;

ответственность родителей (законных представителей), должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка.

В рамках реализации основ планируется внедрение наиболее эффективных механизмов взаимодействия всех заинтересованных органов и организаций на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, позволяющих совершенствовать процесс организации отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации и улучшения его качественных характеристик. К таким механизмам относятся правовые, организационные, информационные, научно-аналитические и социальные механизмы.

Правовыми механизмами реализации основ являются:

совершенствование законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере организации отдыха и оздоровления детей;

развитие системы государственно-частного партнерства в целях вовлечения в организацию отдыха и оздоровления детей бизнес-сообществ, общественных объединений и организаций, а также граждан.

Организационными механизмами реализации основ являются:

развитие механизмов межведомственного взаимодействия по вопросам организации отдыха и оздоровления детей;

создание консультативных, совещательных и координационных органов по вопросам организации отдыха и оздоровления детей;

проведение ежегодного мониторинга оздоровительных кампаний в Российской Федерации;

подготовка ежегодного доклада об организации отдыха детей и их оздоровления в Российской Федерации;

формирование органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реестров организаций отдыха и оздоровления детей;

финансовое обеспечение государственных и муниципальных организаций отдыха и оздоровления детей за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.

Информационным механизмом реализации основ является информирование граждан об организации отдыха и оздоровления детей через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» и средства массовой информации.

Научно-аналитическими механизмами реализации основ являются:

расширение практики системных научных исследований по вопросам организации отдыха и оздоровления детей;

проведение международных, всероссийских, региональных и межрегиональных научно-практических, учебно-методических конференций, семинаров и форумов по вопросам организации отдыха и оздоровления детей;

Читайте также:  Непереносимость глютена симптомы у детей анализы

проведение научных исследований по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, подготовки педагогических кадров для организаций отдыха и оздоровления детей на федеральном и региональном уровнях.

Социальными механизмами реализации основ являются:

создание необходимой инфраструктуры в организациях отдыха и оздоровления детей для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

формирование системы общественного контроля над деятельностью организаций отдыха и оздоровления детей.

Утверждены основы государственного регулирования и контроля организации отдыха и оздоровления детей. Они разработаны в целях поэтапного принятия мер по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, созданию условий для качественного и безопасного отдыха и оздоровления детей, сохранению и развитию инфраструктуры организаций отдыха и оздоровления детей.

Главным результатом реализации основ должны стать обеспечение прав детей на отдых и оздоровление, повышение их личностных компетенций и, как следствие, увеличение степени их вовлеченности в социально значимую жизнь страны.

Основы определяют систему принципов, приоритетных задач и механизмов, обеспечивающих организацию отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации.

При решении задач в сфере отдыха и оздоровления детей органам исполнительной власти субъектов Федерации рекомендуется руководствоваться положениями основ.

источник

Организация детского отдыха и его правовые основы. Рекреационные ресурсы Черноморского побережья Краснодарского края, используемые для оздоровления, тенденции развития детского туризма и отдыха в РФ. Эффективность физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кубанский социально-экономический институт

Факультет сервиса и туризма

Кафедра сервиса и туризма

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Специальность 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ОТДЫХА (НА ПРИМЕРЕ ООО ПЦ «КАНИКУЛЫ»)

Работа 75 с., 12 табл. 1 рис., 40 источников, 7 прил.

ДЕТСКИЙ ОТДЫХ, ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ, ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА, ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА, ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ.

Цель данной дипломной работы: анализ современного состояния и проблем развития детского туризма и организации детского отдыха в России и в Краснодарском крае.

Объект исследования: процесс организации детского туризма и отдыха в России и в Краснодарском крае.

Предмет исследования: формы и методы организации детского отдыха и проведения образовательной, культурно-массовой, туристско-экскурсионной, физкультурно-оздоровительной и досуговой работы с детьми в ООО ПЦ «Каникулы», г.Краснодар.

В дипломном исследовании рассмотрены правовые основы, современное состояние, проблемы и перспективы развития детского отдыха и туризма в России и в Краснодарском крае. Проанализирована деятельность ООО ПЦ «Каникулы» по организации детского отдыха и туризма.

По результатам исследования разработаны рекомендации по совершенствованию организации детского отдыха и туризма в ООО ПЦ «Каникулы» и улучшению его деятельности в целом.

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ТУРИЗМА В РОССИИ И КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

1.1 Классификация видов детского отдыха и туризма и организаций, развивающих детский туризм

1.2 Организация детского отдыха и его правовые основы

1.3 Состояние санаторно-курортного комплекса и проблемы обеспечения санаторным лечением граждан России и их детей

1.4 Рекреационные ресурсы Черноморского побережья Краснодарского края, используемые для оздоровления детей, и тенденции развития детского туризма и отдыха в Российской Федерации

2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО ПЦ «КАНИКУЛЫ» ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ТУРИЗМА

2.1 Общая характеристика ООО ПЦ «Каникулы»

2.2 Анализ организации спортивно-оздоровительной работы с детьми в ООО ПЦ «Каникулы»

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ТУРИЗМА В ООО ПЦ «КАНИКУЛЫ»

3.1 Объекты и методика исследования

3.2 Анализ результатов исследования эффективности физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых с детьми в ООО ПЦ «Каникулы»

3.3 Предложения по совершенствованию организации детского отдыха в ООО ПЦ «Каникулы»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Дети — это будущее нации, а здоровые дети — здоровая нация. Эта аксиома не требует доказательств. В связи с этим оздоровление и рекреация детей являются одними из основных задач современного общества. Каждый родитель хочет, чтобы летние каникулы его ребенка были увлекательными и интересными. Кроме того, вполне обосновано желание взрослых, чтобы дети во время летних каникул не только хорошо отдохнули, но имели возможность поправить свое здоровье, снять стрессы и психологическое напряжение, полученное ими в период учебного года. В решении этих проблем большую роль играет рекреационная деятельность детских оздоровительных учреждений, так как именно здесь ребенок может получить полноценную необходимую ему помощь, основанную на использовании рекреационных ресурсов.

В этом отношении бесспорно значение детского рекреационного комплекса Черноморского побережья Краснодарского края, поскольку на территории этого курортного района находится огромное количество различных рекреационных ресурсов преимущественно природного и климатического характера. Климатические условия и природные ресурсы в совокупности с правильно организованной работой детских оздоровительных учреждений способствуют физическому и психологическому восстановлению детей.

Однако на сегодняшний день рынок детского рекреационного туризма и отдыха в России сталкивается со множеством проблем. Прежде всего, это разрушение системы организованного оздоровления, массовое перепрофилирование лагерей отдыха, постоянный рост цен — как на сами путевки, так и на переезд. Отечественные предприниматели сегодня часто создают летние лагеря на свой страх и риск, без какой либо поддержки со стороны властей, поскольку до сих пор не существует законодательной базы детского отдыха. Все эти проблемы в полной мере коснулись и нашего побережья. Все это приводит к понижению, как спроса, так и предложения на рынке детского рекреационного туризма и отдыха, как в масштабах Российской Федерации, так и на территории Черноморского побережья Краснодарского края, в частности. И все же в нашем крае имеется немало санаториев, пансионатов, детских лагерей и других учреждений детского отдыха где туристско-экскурсионная, спортивно-оздоровительная и досуговая работа с детьми налажена очень хорошо. Одним из таких учреждений является ООО ПЦ «Каникулы» г. Краснодара, изучению передового опыта деятельности которого посвящена данная работа.

Все выше сказанное и определяет объективную актуальность проведения настоящего дипломного исследования.

Объект исследования: процесс организации детского туризма и отдыха в России и в Краснодарском крае.

Предмет исследования: формы и методы организации детского отдыха и проведения образовательной, культурно-массовой, туристско-экскурсионной, физкультурно-оздоровительной и досуговой работы с детьми в ООО ПЦ «Каникулы» г. Краснодара.

Цель работы: анализ современного состояния и проблем развития детского туризма и организации детского отдыха в России и в Краснодарском крае.

Реализация этой цели вызвала необходимость постановки и решения следующих задач:

— изучить правовые основы, современное состояние, проанализировать проблемы и определить перспективы развития детского отдыха и туризма в России и в Краснодарском крае;

— охарактеризовать рекреационные ресурсы Черноморского побережья Краснодарского края, используемые для отдыха и оздоровления детей;

— дать характеристику ООО ПЦ «Каникулы» и определить основные направления его деятельности;

— выявить и охарактеризовать основные направления туристско-экскурсионной и досуговой работы с детьми в ООО ПЦ «Каникулы»;

— охарактеризовать спортивно-оздоровительную работу с детьми в ООО ПЦ «Каникулы» и выявить методические особенности при ее проведении;

— разработать предложения по улучшению организации детского отдыха в ООО ПЦ «Каникулы» и улучшению его деятельности в целом.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики, методы сравнения и группировки, логический и экономико-статистический методы.

Методической основой исследования послужили работы следующих авторов: Барчукова И.С. «Санаторно-курортное дело», Ветитнева А.М., Журавлева Л.Б. «Курортное дело», Кускова А.С., Лысиковой О.В. «Курортология и оздоровительный туризм» и др., а также нормативно-правовые акты РФ, касающиеся правового обеспечения детского отдыха и туризма.

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации имеющегося материала по проблеме организации детского отдыха и туризма в России и на Черноморском побережье Краснодарского края.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы работниками санаториев, пансионатов, детских оздоровительных центров, детских лагерей, турфирм и других организаций санаторно-курортного комплекса России.

Структура и объем работы. Дипломная работа изложена на 74 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы, насчитывающего 40 источников, содержит 1 рисунок, 12 таблиц, 7 приложений. В первой главе работы изложены правовые основы, современное состояние, проблемы и перспективы развития детского отдыха и туризма в России и в Краснодарском крае. Во второй главе работы проанализирована деятельность ООО ПЦ «Каникулы» по организации детского отдыха и туризма. В третьей главе работы разработаны рекомендации по совершенствованию организации детского отдыха и туризма в ООО ПЦ «Каникулы» и улучшению его деятельности в целом.

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ТУРИЗМА В РОССИИ И КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

1.1 Классификация видов детского отдыха и туризма и организаций, развивающих детский туризм

В соответствии с Законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (в ред. от 30.05.2012 г.) туризм определяется как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания» [1, С.87].

Детский туризм подразумевает путешествия детей, в том числе школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями.

По тематическим направлениям познавательные путешествия школьников можно разбить на этнографические, геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды выездов.

По способу организации туристские путешествия подразделяются на:

плановые (осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений)

По продолжительности походов и путешествий различают:

По степени сложности спортивно-туристские выезды делят на:

— категорийные походы (1, 2, 3 степени сложности) [25, C.34].

При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку.

Например, к тренировочным выездам допускаются дети от 7 лет с предоставлением одного руководителя на 6 школьников, в походы 1-ой категории сложности допускаются учащиеся от 12 лет, 2-ой категории — от 14 лет, руководитель сопровождает 12-15 детей. В походы 3-ей категории сложности идут школьники от 15 лет в сопровождении одного руководителя на 8-12 человек

В детском туризме существует особенность в классификации на основе такого критерия. как сезонность. Выделяются:

— сезонный — каникулярный период (осень, зима, весна — 8-12 дней, лето — 3 месяца),

Все эти виды детского туризма на практике встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с другом [35, C.45].

Можно выделить несколько основных видов детского туризма, существующих в настоящее время в России, а именно:

спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские соревнования);

самодеятельные школьные обмены;

познавательные и рекреационные детские туры на коммерческой основе;

оздоровление и отдых в детских лагерях.

организация международных безвалютных обменов;

образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т.д.;

познавательные и рекреационные туры на коммерческой основе;

выезды в международные детские центры (лагеря) [19, C.57].

Сегодня в России в области детского туризма одновременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Коммерческая сфера состоит из туристских фирм, туристских баз и частных лиц, работающих со школьниками. Деятельность коммерческих структур направлена на получение прибыли и осуществляется в условиях конкуренции на рынке детского туризма.

Некоммерческая сфера представлена:

— государственными и муниципальными органами управления,

— государственными и муниципальными образовательными учреждениями, в том числе учреждениями дополнительного образования

— общественными (самодеятельными) объединениями (туристские клубы, спортивные секции, детские и молодежные общественные организации и движения).

Работа структур некоммерческой сферы не связана с получением финансовой прибыли и осуществляется за счет бюджетных ассигнований и (или) привлеченных средств, в т.ч. родительской платы.

В настоящее время встречается и смешанный тип организации детского туризма, который объединяет государственные дотации с финансовыми вложениями российских и международных коммерческих ассоциаций, фондов, союзов [16, C.56].

Органы управления образованием и (в меньшей степени) комитеты по физической культуре и спорту являются государственными и муниципальными органами управления, которые традиционно занимаются развитием детско-юношеского туризма. В последние годы в реализацию программ по развитию детского туризма включились также органы по делам молодежи и управления (департаменты и т.д.) по туризму, а также органы управления смешанного типа, например, Комитеты по делам молодежи, спорту и туризму.

Образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и т.д.) в настоящее время, как правило, тоже включают в свои учебные планы элементы туристской деятельности.

Учреждения дополнительного образования можно подразделить на разнопрофильные и специализированные. Они осуществляют свою деятельность либо на базе школ и других общеобразовательных учреждений, либо на собственной базе.

К первой категории относятся многочисленные туристские кружки и секции, которые приписаны к разнопрофильным учреждениям дополнительного образования (Дворцам, домам и центрам детского творчества, творчества юных и аналогичных) [35, C.74].

К специализированным учреждениям можно отнести станции юных туристов, Центры детского туризма и аналогичные. В большинстве регионов России в настоящее время такие Центры также включают в сферу своей деятельности сопутствующие направления, например, краеведение, экологию и др.

Еще одной категорией специализированных учреждений можно считать детские туристские базы. Часть баз сохранила свой государственный или муниципальный статус, другие в 90-е годы ХХ века были приватизированы и стали частными, но не прекратили работу со школьниками.

Читайте также:  Непереносимость лактозы у детей анализ

Организация отдыха и оздоровления в этих учреждениях проходит, как правило, путем продажи путевок, причем в качестве покупателей выступают как органы образования, так и учреждения социальной защиты, учреждения по делам молодежи. Часть детских туристских баз финансируется по линии Фонда социального страхования [28, C.75].

Среди общественных организаций, развивающих детский туризм, можно также выделить специализированные общественные организации (туристские клубы) и многопрофильные объединения (военно-патриотические, скаутские организации и т.д., а также различные Союзы молодежи). В соответствии с действующим законодательством, общественные объединения могут либо действовать без регистрации, либо регистрироваться как самостоятельные юридические лица.

На практике объединения первого типа чаще всего работают на базе каких-либо государственных или муниципальных учреждений образования, в том числе на базе высших учебных заведений.

От кружков или секций, работающих в учреждениях дополнительного образования, такие общественные объединения отличаются наличием собственных нормативных документов и выборных органов управления и контроля, более разнообразными формами и направлениями деятельности, выходящим за рамки только образовательного процесса. Целью деятельности такого объединения становится не просто получение учащимися какого-то объема знаний, умений и навыков, а воспитание и эффективная социализация молодого поколения [35, C.78].

В последнее время стали появляться и туристские клубы, имеющие статус юридического лица, организационно-правовую форму общественного объединения, но по сути работающие как туристские фирмы, т.е. организовывающие туристские маршруты и продающие туристские путевки.

От коммерческих туристских фирм деятельность такого клуба — общественного объединения — отличается тем, что получаемая от реализации путевок прибыль не может делиться между учредителями и членами объединения, а должна использоваться только на реализацию уставных целей клуба. В то же время такая форма регистрации не исключает выплат заработной платы штатным и привлеченным специалистам, приобретение туристского оборудования, экипировки, снаряжения. Общественное объединение вправе пользоваться земельными участками, арендовать или приобретать недвижимость, в том числе здания, сооружения, автотранспортную технику, иные средства передвижения типа лодок, байдарок и т.д.

Эти общественные объединения наряду с туристскими фирмами лицензируются как туристские операторы и туристские агенты и пользуются на туристском рынке теми же правами и обязанностями, что и коммерческие структуры.

Главная задача оздоровительного лагеря — это, прежде всего, организация отдыха детей. Обстановка в нем существенно отличается от домашней, что является ключевым фактором в определении программ и целей оздоровительного лагеря. Другая важная особенность жизни в лагере — возможность постоянного общения с природой. Обстановка совместного проживания детей в группе сверстников позволяет обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни. Такие возможности редко где еще можно найти. Задача педагогов в детском лагере — реализация этих возможностей [17, C.88]. Решение задач организации жизни детей в оздоровительном лагере регламентируют «Конвенция о правах ребенка»(1989 г.), «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990 г.). Идеи выживания, укрепления здоровья, образования детей рассматриваются в единстве и составляют основу концепции летнего отдыха детей. Положительные тенденции современного развития сети лагерей для летнего детского отдыха это отказ от ненужного единообразия; разработка разных форм летнего отдыха с различными источниками финансирования; создание условий для педагогического творчества коллективов; развитие сети профильных детских центров; установление связей между образовательной деятельностью школы, учреждений дополнительного образования и летних детских центров; гуманизация деятельности оздоровительных учреждений, лагерей для удовлетворения интересов и творческих потребностей детей и подростков [15, C.69].

Существует следующая классификация типов детских лагерей.

Санаторные лагеря. Программы включают оздоровительные упражнения, спортивные игры, купание, закаливание и т. д. Здесь не планируется грандиозных развлекательных мероприятий, основное внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни детей и подростков.

Профильные лагеря. В них устраиваются массовые представления, дискотеки, работают различные кружки, секции, студии, проходят систематические репетиции, просмотры, выступления. Основная роль в таком лагере отводится массовикам-затейникам, руководителям кружков, режиссерам.

Загородные центры. В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявление его проблем, предусмотрен поиск способов их решения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки и беседы.

Лагеря с дневным пребыванием детей. Организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства.

Помимо традиционных направлений появились и новые тенденции в организации летнего отдыха детей, которые наиболее ярко выразились сегодня в создании региональных социально-педагогических программ: поддержка одаренных детей и подростков (лагерь «Талант» в Ивановской области), организация активного отдыха детей с девиантным поведением (оборонно-спортивные лагеря в Мурманской области), патриотическое воспитание (Пермская и Псковская области). Организуются семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов дорожного движения, хореографов (Красноярский край), лагеря детских общественных организаций (скаутов), летние мастер-школы («Палехские каникулы» в Ивановской области), профилактические летние лагеря и смены, лагеря с дневным пребыванием, исторические лагеря, лагеря народных ремесел, фольклора, детские площадки, летние центры детских общественных организаций («Дети российского зарубежья») [29, C.115].

Приведем примеры детских оздоровительных учреждений на территории России.

Подмосковье. Детские оздоровительные лагеря Подмосковья принимают на отдых детей в возрасте 7-14 лет. Они имеют все необходимое для организации полноценного и интересного отдыха: экскурсии по интересным историческим и культурным местам, туристические походы, спортивные олимпиады, фестивальные программы. Наиболее известны: детские оздоровительные лагеря «Вымпел», «Орленок», «Ласточка», «Метеор», санаторный лагерь «Заря» и др.

Черноморское побережье. Анапа — крупнейший детский и семейный курорт России федерального значения. Теплое неглубокое море, песчаные пляжи, сочетание лечебных факторов — традиционно создали курорту славу детской здравницы. В Анапе работают 178 санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, общая вместимость которых в летние месяцы достигает 45 тыс. мест. Наиболее известны: детские оздоровительные лагеря «Лазурный берег», «Прибой», детские санатории «Вита», «Анапа», «Золотой берег», «Анапа-Нептун» и др. В последнее время большое значение в качестве детского курорта приобретает Геленджик. Здесь построены 2 аквапарка, парк развлечений «Адмирал Врунгель» с самыми современными аттракционами для детей и взрослых. В Геленджике постоянно работает дельфинарий. В городе и его окрестностях расположены такие детские оздоровительные лагеря, как «Сигнал», «Смена» и др. Прекрасные условия для отдыха детей созданы в здравницах Туапсе и Сочи. Детский оздоровительный комплекс «Дон» одновременно может принять 550 человек. Также известны ДОЛ «Орбита», ДОЛ Санаторий «Кавказ» [21, C.78].

1.2 Организация детского отдыха и его правовые основы

детский отдых правовой туризм

Отдых детей и их оздоровление — совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.

Организации отдыха детей и их оздоровления — детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, структурные подразделения учреждений социального обслуживания, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления (ФЗ № 170 от 21 декабря 2004 г «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»)

В 2007 г. ФГУП «Стандартинформ» была представлена окончательная редакция проекта национального стандарта «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления», в котором устанавливаются основные виды этих услуг, их состав и форму предоставления, порядок и условия предоставления.

Стандарт определяет основные понятия; устанавливает требования к обеспечению здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной и психической безопасности детей в учреждениях отдыха и оздоровления; определяет условия обеспечения необходимого качества услуг; требования к документации, условиям размещения учреждения; укомплектованности учреждения необходимыми специалистами и их квалификации; техническому оснащению учреждения (оборудование, приборы, аппаратура, спортивное и туристское снаряжение, транспорт и т.д.), наличию системы внутреннего контроля качества предоставляемых услуг; устанавливает следующие основные виды услуг: услуги, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность детей; медицинские услуги; образовательные услуги; психологические услуги; правовые услуги; услуги по организации культурно-досуговой деятельности; услуги в сфере физической культуры и спорта; туристские и экскурсионные услуги; информационные услуги; транспортные услуги [16, C.72].

При предоставлении услуг в учреждениях отдыха и оздоровления должны обеспечиваться полная безопасность для жизни и здоровья детей, соблюдаться все установленные нормы и правила противопожарной и санитарной безопасности, приниматься меры по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев.

При предоставлении услуг детям учреждения отдыха и оздоровления обеспечивают защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства. Учреждения отдыха и оздоровления детей строго соблюдают установленные федеральным законом и законами субъектов РФ нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение, обеспечивая здоровье, физическую, интеллектуальную, нравственную и психическую безопасность детей [36, C.48].

При оказании услуг детям учреждения отдыха и оздоровления должны использовать настольные, компьютерные и иные игры, игрушки и игровые сооружения, прошедшие в порядке, определенном Правительством РФ, социальную, психологическую, педагогическую, санитарную экспертизу.

Объем и качество услуг детям в учреждениях отдыха и оздоровления подвергают внешнему контролю уполномоченных на то органов исполнительной власти и организаций, приобретающих путевки для оздоровления детей, а также оценке соответствия требованиям стандарта в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в установленном порядке.

Следующие основные условия должны соблюдаться для обеспечения необходимого качества услуг, предоставляемых детям учреждением отдыха и оздоровления: наличие и состояние документации, в соответствии с которой работает учреждение; условия размещения учреждения; укомплектованность учреждения необходимыми специалистами и их квалификация; техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура, спортивное и туристское снаряжение, транспорт и т.д.); наличие системы внутреннего контроля качества предоставляемых услуг. Учреждение должно иметь документально оформленную собственную систему (службу) контроля за деятельностью подразделений и сотрудников по оказанию услуг на соответствие национальным стандартам, документации учреждения по вопросам объема и качества предоставляемых услуг [9, C.115].

В состав документации должны входить: устав учреждений или положение об учреждении, зарегистрированные в установленном порядке; штатное расписание; руководства, правила, инструкции, методики, планы и программы работы с детьми; заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной инспекции; документация на имеющиеся оборудование, приборы, аппаратуру, спортивное и туристское снаряжение; финансово-хозяйственная и медицинская документация; положение (приказ) о проведении внутреннего контроля [25, C.34].

Услуги, предоставляемые детям в учреждениях отдыха и оздоровления, разделяют на следующие основные виды:

— услуги, обеспечивающие нормальную и безопасную жизнедеятельность детей;

— медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний и формирование навыков здорового образа жизни детей, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований;

— образовательные услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умения и навыков, развитие творческого потенциала;

— психологические услуги, направленные на улучшение психического состояния детей и их адаптацию к окружающей среде жизнедеятельности;

— правовые услуги, направленные на оказание детям и их родителям (законным представителям) юридической помощи, защиту их законных прав и интересов, связанных с пользованием услугами учреждения отдыха и оздоровления;

— услуги по организации культурно — досуговой деятельности, туристские, краеведческие и экскурсионные, обеспечивающие разумное и полезное проведение детьми свободного времени, их духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства;

— услуги в сфере физической культуры и спорта, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма детей;

— информационные услуги, направленные на предоставление достоверной информации о своем учреждении;

— транспортные услуги [15, C.89].

Туристские и экскурсионные услуги должны предоставляться в следующих составах и формах:

— обучение детей основам туристских навыков и умений, навыков поведения в экстремальных ситуациях, изучение с ними правил безопасности, которые необходимо соблюдать во время туристских походов и экскурсий;

— организация и проведение туристских походов по разработанным и утвержденным маршрутам, спортивно-оздоровительных мероприятий;

— организация и проведение различных экскурсий (городских, загородных, по маршрутам выходного дня и других) [34, C.88].

Предоставляемые детям туристские и экскурсионные услуги должны соответствовать требованиям следующих документов:

— ГОСТ Р 50644-94, ГОСТ Р 50690-2000 и ГОСТ Р 51185-98;

— Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16 марта 2003 г.) введены в действие с 01.06.2003 г.;

— СанПиН 2.4.4.1204-03 — разработаны в соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ и «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 г. № 554);

— СанПиН 2.4.4.1204-03 — являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией учреждений, связанных с оздоровлением и отдыхом детей.

Надзор за выполнением настоящих санитарных правил и норм осуществляют учреждения госсанэпиднадзора. За нарушение санитарного законодательства руководитель загородного стационарного учреждения отдыха и оздоровления детей несет ответственность в порядке, установленном ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [30, C.47].

Читайте также:  Непереносимость лактозы у детей сдать анализ

Санитарные правила и нормы распространяются на все действующие (кроме палаточных лагерей и оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей, детских санаториев) загородные оздоровительные учреждения (ЗОУ) для детей и подростков независимо от их подчиненности и форм собственности. При организации на базе ЗОУ оздоровления детей в сезонных оздоровительных учреждениях санаторного типа (или санаторных сменах) необходимо дополнительно руководствоваться действующими документами и методическими рекомендациями по данному вопросу.

Открытие ЗОУ и заезд детей осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии оздоровительного учреждения санитарным правилам и медицинских документов о состоянии здоровья детей и обслуживающего персонала оздоровительного учреждения (в соответствии с представленным списком), а также сведений об отсутствии контактов их с инфекционными заболеваниями [15, C.87];

— СанПиН 2.4.4.1204-03 — устанавливают требования к участку загородного оздоровительного учреждения, зданиям и сооружениям, санитарно-техническому благоустройству, отделке помещений и оборудованию, содержанию помещений и участка ЗОУ; режиму дня, организации питания, физическому воспитанию и оздоровительным мероприятиям в ЗОУ; гигиеническим требованиям к прохождению профилактических медицинских осмотров и личной гигиене персонала, организации работы медицинского персонала в ЗОУ;

— СанПиН 2.4.4.1204-03 — содержат 21 приложение: «Рекомендуемый распорядок дня», «О порядке прохождения обязательных медицинских обследований лиц, при поступлении на работу в оздоровительные учреждения», «Примерный состав, количество и площади физкультурно-оздоровительных сооружений», «Рекомендуемый состав и площади помещений загородного оздоровительного учреждения», «Показатели и нормативы качества воды в воде бассейна», «Рекомендуемые обеззараживающие средства и дезинфицирующие препараты для обеззараживания воды плавательных бассейнов и дезинфекции ванн бассейна после слива воды», «Дезинфицирующие средства разрешенных к применению в зависимости от области применения», «Требования к производственному оборудованию и разделочному инвентарю пищеблоков загородных оздоровительных учреждений», «Требования к транспортировке пищевых продуктов», «Журнал бракеража продуктов и продовольственного сырья, поступающего на пищеблок», «Журнал бракеража готовой продукции», «Требования к условиям хранения продуктов», «Сроки хранения и реализации особо скоропортящихся продуктов», «Нормы питания детей в оздоровительных лагерях (граммов в день)», «Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков организованных коллективов», «Таблица замены продуктов по белкам и углеводам», «Рекомендуемая масса порций (в граммах) для детей различного возраста», «Требования к мытью столовой и кухонной посуды в загородных оздоровительных учреждениях», «Общие медицинские противопоказания к направлению детей в оздоровительные учреждения», «Перечень необходимого оборудования процедурного кабинета», «Примерный набор лекарственных средств для оказания неотложной помощи», «Примерный набор медикаментов и перевязочного материала из расчета на 100 детей в одну смену» [16, C.56];

— СанПиН 2.4.4.1204-03 содержит требования к прогулкам, пешеходным экскурсиям и туристским походам для различных возрастных групп детей.

Туристские походы проводят через 1-2 недели после заезда детей, не чаще 2-х раз в смену для каждого ребенка. Администрация оздоровительного учреждения должна быть ознакомлена с маршрутом похода; на проведение похода следует получить разрешение из местного центра госсанэпиднадзора (с учетом санитарно-эпидемиологического благополучия района в отношении инфекционных заболеваний, состояния источников водоснабжения, качества питьевой воды, мест для купания и др.). Врач за 1-2 дня до отправления в поход подписывает маршрутный лист. Все участники похода должны пройти медицинский осмотр и получить разрешение врача.

В СанПиН 2.4.4.1204-03 установлены требования для различных возрастных групп к протяженности, продолжительности похода, скорости передвижения, к численности группы, к весу рюкзака и снаряжению, к набору продуктов и т.п. [18, C.98];

— СП 2.5.1277-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов». Санитарные правила (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 31.03.2003) введены в действие с 01.06.2003. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм детей вредных факторов и условий, связанных с пребыванием в стационарных условиях зон обслуживания пассажиров (вокзалов, станций) и в пути следования железнодорожным транспортом.

Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил является обязательным для всех юридических и физических лиц, участвующих в перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов.

Контроль соблюдения санитарно-эпидемиологических правил осуществляется органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте [25, C.34].

СП 2.5.1277-03 устанавливают требования к организации перевозок железнодорожным транспортом детских коллективов; гигиенические требования к услугам, предоставляемым организованным детским коллективам в стационарных условиях зон обслуживания пассажиров на станциях отправления и станциях прибытия, к экипировке пассажирских вагонов и вагонов-ресторанов при перевозке организованных детских коллективов к услугам, предоставляемым организованным детским коллективам в пути следования. Санитарные правила содержат форму информационного документа о выезде железнодорожным транспортом организованных детских коллективов в оздоровительные учреждения, а также рекомендации для медработников, осуществляющих медицинское сопровождение при перевозках организованных детских коллективов железнодорожным транспортом [29, C.67].

1.3 Состояние санаторно-курортного комплекса и проблемы обеспечения санаторным лечением граждан России и их детей

Материальная база курортов за годы экономического кризиса пришла в упадок. Резко сократилось государственное финансирование, а число отдыхающих, особенно, во внесезонное время уменьшилось примерно в 10 раз. Система санаторно-курортной помощи в стране не имеет единой структуры и рассредоточена между министерствами, ведомствами, общественными организациями и акционерными обществами, что определяет развитие санаторных учреждений с учетом интересов и возможностей собственника.

По данным Госкомстата России, сеть санаторно-курортных учреждений страны представлена в таблице 1 [15, C.19]

Таблица 1 — Сеть санаторно-курортных учреждений в России (тыс. коек):

источник

1. Организация отдыха и оздоровления детей , в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, может осуществляться в разных типах и видах учреждений (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания детей, специализированные (профильные), спортивно-оздоровительные, оборонно-спортивные, туристические, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические, технического творчества, краеведческие и др., оздоровительные центры, базы и комплексы), иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.

2. В целях создания надлежащих условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, во время их пребывания в оздоровительных лагерях, а также условий, обеспечивающих безопасность детей во время их перевозки к местам отдыха и оздоровления и обратно, должен быть реализован необходимый комплекс мероприятий. Организации отдыха и оздоровления детей должны:

иметь разрешительные документы от надзорных служб (территориальных управлений Роспотребнадзора, Госпожарнадзора и т.д.);

осуществить проверку состояния физкультурно-спортивных сооружений, игрового оборудования и прочих конструкций, расположенных на их территориях;

обеспечить контроль со стороны полиции для несения круглосуточного дежурства (договор) в целях создания условий для безопасного пребывания детей;

провести необходимые мероприятия по обследованию и очистке акваторий для купания, оборудованию пляжей;

обеспечить сопровождение организованных групп детей, следующим автомобильным транспортом, согласно Положению о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и военной автомобильной инспекции (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г. № 20). Перевозка групп детей железнодорожным транспортом должна быть осуществлена в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. № 31);

своевременно направить информацию по порядку проведения смен и возможных перевозках детей в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования (см. рекомендации Минобрнауки России по правилам оказания услуг при поездках в учреждения отдыха и оздоровления детей): проезд группы обучающихся, воспитанников любой численности к месту проведения смены организации (учреждения) и обратно, а также во время проведения экскурсий, выездных соревнований и других мероприятий во время смены осуществляется в сопровождении не менее двух педагогов с соблюдением требований к перевозкам детей соответствующим видом транспорта. При проезде группы более 30 детей число сопровождающих педагогов на каждые 15 обучающихся, воспитанников увеличивается на одного педагога;

осуществлять постоянный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, проводить плановые проверки качества поставляемых продуктов питания, готовой пищи, питьевого режима;

ввести в режим работы утреннюю гимнастику, элементы ЛФК, водные процедуры, в питание детей включить по рекомендации медицинских учреждений (официальное оформление документов) физиотерапевтические процедуры, массаж и др., передвижные стоматологические установки, дополнительное питание и витамины (витаминный чай, свежие овощи и фрукты, соки);

иметь первичные средства пожаротушения, документально оформленные профилактические меры по недопущению распространения пожаров, в том числе лесных;

совместно с региональными управлениями МЧС России в загородных оздоровительных лагерях провести занятия по проведению эвакуации детей в случае пожара.

3. Целями и задачами организации воспитательной деятельности с детьми и подростками в конкретном детском оздоровительном лагере (города, поселка, села) в зависимости от условий (кадровых, наличия материальной базы, сети образовательных учреждений) и типа лагеря могут быть:

социально-педагогическая защита детей и подростков;

предотвращение межличностных конфликтов, формирование конструктивных взаимоотношений, развитие способностей и интересов личности, защита ее прав;

формирование и развитие личностных качеств детей и подростков, необходимых для позитивной жизнедеятельности;

увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь, более эффективно разрешать возникающие проблемы;

создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;

адаптация детей в обществе;

компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;

дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами и др.

4. Основные виды услуг, предоставляемые детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в организациях отдыха и оздоровления:

медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний, формирование навыков здорового образа жизни детей, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований;

педагогические услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого потенциала;

психологические услуги, направленные на улучшение психического состояния детей и их адаптацию к окружающей среде;

услуги по оказанию культурно-оздоровительной деятельности, обеспечивающие разумное и полезное проведение детьми свободного времени, их духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства;

услуги в сфере физической культуры, спорта, туризма, краеведения, экскурсий, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма детей;

информационные услуги, направленные на предоставление достоверной информации об имеющейся сети организаций отдыха и оздоровления детей;

Направляющие организации и учреждения при направлении детей на отдых и оздоровление в обязательном порядке в целях предупреждения возможных последствий, должны указывать в справках итоги диспансеризации, особенности состояния здоровья ребёнка, особенности развития и рекомендации по его оздоровлению и реабилитации. На основе этих справок и результатов собственной диагностики заполняется «Карта здоровья ребёнка».

Важным моментом деятельности лагеря выступает организация психолого-педагогической службы:

оказание социально-психологической помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

осуществление мер, направленных на социальное развитие семьи и ее членов;

обучение культуре здорового образа жизни и достижения оптимального уровня адаптивных возможностей семей;

профилактика алкоголизма и наркомании;

профилактика проявления насилия в детском коллективе;

оптимизация детско-взрослых отношений;

создание адаптивных коррекционных и реабилитационных технологий для детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

4. Работа с педагогическим коллективом. При отборе педагогов для работы в организации отдыха и оздоровления детей рекомендуется разработать систему критериев отбора, где учитывать: опыт подобной работы с подростками, уровень психолого-педагогических знаний, коммуникативные качества претендента, творческие способности, активность, отсутствие замечаний и нареканий в отношении с детьми и подростками.

На подготовительном этапе открытия лагерной смены для педагогического состава необходимо проводить обучающие теоретические и практические занятия по специфике профильной смены, организации работы с подростками в условиях временного коллектива; провести четкое распределение ролей, ознакомить с должностными инструкциями. К отбору педагогического состава следует привлекать психолого-педагогическую службу, которая проводит: личностно-профессиональную диагностику, просвещение педагогов, их консультирование.

Успешная реализация программы лагеря во многом зависит от грамотно составленной сетки – графика всей смены (приложение), общего режима дня (приложение). В расписании дня учитывается чередование различных форм организации деятельности воспитанников. Программа лагеря формируется, с учетом развивающего, образовательного и оздоровительного блоков.

Необходимым элементом проводимых работ выступает оценка эффективности оздоровительно-развивающей деятельности организации отдыха и оздоровления детей.

Количественными показателями эффективности могут выступать: степень решения поставленных задач, процент и уровень включенности в процесс развития детей и подростков, достигнутые результаты воспитания, которые можно определить в количественных показателях.

Качественные показатели эффективности:

анализ физического состояния: физического самочувствия, физической активности, состояния здоровья;

характеристика социального роста: развития социальных навыков воспитанников, приобретения навыков трудовой деятельности, использование возможностей в реализации собственных интересов и потребностей;

анализ психологического благополучия: степень возможностей развития и саморазвития личности, описание психологического микроклимата в детском и педагогическом коллективах, описание уровня компетентности педагогических кадров.

К качественным показателям можно также отнести знания, умения, навыки, сформированные в ходе реализации специализированных программ, эмоциональное состояние их участников, готовность к активной позитивной социальной жизни. Качественной оценке могут подвергаться дневники наблюдений, журналы отзывов, сочинения участников «Что мне понравилось (не понравилось) в лагере».

Способы оценки эффективности:

психолого-педагогическая диагностика (анкетирование, тестирование опрос);

скриниг-диагностика состояния здоровья;

оценка поведения и личностных достижений детей в течение смены.

источник