Меню Рубрики

Анализ ситуации в проекте одаренные дети

работа с одаренными детьми

Мищенко Светлана Анатольевна

Наименование субъекта бюджетного планирования

Белгородская область, Красногвардейский район, с. Засосна

Учитель информатики и математики Мищенко Светлана Анатольевна

Обеспечение возможности выбора учеником различных путей получения общего среднего образования

  1. Создать условия для свободного самоутверждения и самовыражения учащихся.
  2. Содействовать созданию максимально благоприятных условий для развития способностей и для самоопределения учащихся.
  3. Обеспечить полноценность жизни школьников на каждом из возрастных этапов.
  4. Научить учащихся жить по законам демократического общества.

Сентябрь 2012 г. – май 2015 г.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Школьники должны проявлять инициативы

  • в умении самовыражаться, самоутверждаться и самоопределяться;
  • в умении быть гуманными, милосердными к людям, природе;
  • в умении выбора индивидуальной траектории образования;
  • в умении проводить самооценку и самоанализ учебной деятельности;

Актуальность разработки проекта

В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Вопросы педагогической работы с детьми, показывающими особые, выдающиеся способности и достижения в той или иной сфере деятельности, в настоящее время привлекают все больше внимания. Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

  • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
  • В школе должны быть свои традиции.
  • Школа должна давать современное образование.
  • В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознается и заставляет искать новые образовательные формы работы с одаренными и талантливыми детьми.

В МБОУ «Засосенской средней общеобразовательной школе — 698 человек. Если принять то, что 4% из них – это талантливые дети, а около 20% имеют потенциально повышенные способности, то становится понятной необходимость специальной поддержки их развития: педагогической, психологической, социальной.

Мониторинг проведенных состязательных мероприятий показывает, что если такая помощь детям оказана не была, то процент одаренных детей в школе снижается.

Анализ состояния осуществляемой в школьной системе работы с одаренными детьми, определил сильные и слабые стороны школьной системы образования и внешних к ней социальных, в том числе образовательных систем в решении выявления, обучения и социальной поддержки одаренных детей.

Сильные внутренние стороны

Слабые внутренние стороны

Осознание стратегической командой необходимости выработки и принятия собственного (школьного) концептуального подхода к понятию «одаренный ребенок»

Недостаточная компетентность педагогов в системе образования в видении образа одаренного ребенка

Наличие в системе образования банка вариативной информации по методам диагностики, интеллекта, креативности и творчества

Не сформированность пакета диагностических методик выявления одаренных детей

Потребность школьников в творческой самореализации. Наличие рабочих версий специальных программ обучения одаренных детей и опыта их использования (осенние и летние профильные смены), системы проведения интеллектуальных соревнований (олимпиад, конкурсов), опыта проведения научно-практических конференций, тенденций компьютеризации процесса обучения школьников в системе образования.

Не сформированность характеристик, составляющих понятие творчества и отсутствие соответствующих им образовательных программ. Недостаточное информационное, методическое и экспериментальное обеспечение образовательного процесса обучения одаренных детей.

Наличие в школе программ по работе с одаренными детьми. Сложившаяся система сотрудничества школьной системы образования с Вузами Белгородской области, субъектов РФ.

Отсутствие возможностей для индивидуального развития творческих детей в условиях массовой школы. Низкий уровень взаимодействия ОУ, целенаправленно работающих с одаренными детьми. Удаленность школы от социально-культурных центров города

Наличие интересов и сформированность запросов родителей в социальной поддержке и поддержке развития детей, проявляющих признаки одаренности.

Слабая информированность родителей в вопросах выявления одаренности ребенка и о мерах системы образования по ее поддержке и развитию.

Наличие группы педагогов, профессионально не готовых, но мотивированных на работу с одаренными детьми. Наличие материально-технической и информационной базы для подготовки и повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

Отсутствие информации о педагогах, профессионально компетентных и личностно готовых к работе с одаренными детьми и системы, осуществляющей на практике целенаправленную деятельность по повышению их квалификации в муниципальной системе образования.

Это позволило определить проблемное поле работы с одаренными детьми и основные направления решения проблем:

Определение понятия «одаренность». Основные параметры, описывающие это явление.

Обобщение накопленного опыта и выбор собственного концептуального подхода.

Выявление одаренных детей

Подбор имеющегося и разработка нового методического инструментария для измерения параметров одаренности

Востребованность интеллектуального и творческого потенциала одаренных детей в социально-культурной и социально-экономической жизни общества.

Создание системы информирования органов власти, ведомств, организаций и общественности об одаренных детях. Разработка механизма межведомственного взаимодействия в работе по социализации одаренных детей. Развитие социальных практик, обеспечивающих востребованность одаренных детей в социуме.

Укрепление материально-технической базы учреждения, работающего с одаренными детьми

Разработка плана материально-технического обеспечения по работе с одаренными детьми. Развитие системы социального партнерства на основе творческого потенциала одаренных детей. Создание системы попечительства или спонсорской поддержки работ, направленных на образование одаренных детей.

Нормативно-правовое обеспечение работы с одаренными детьми

Разработка и утверждение положений, приказов и других локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих и определяющих развитие деятельности по поиску, воспитанию, обучению, развитию одаренных детей.

Разрешение возникших противоречий между потребностями общества в творческих, талантливых людях и традиционными условиями обучения и воспитания в общеобразовательном учреждении, которое сегодня пока не в состоянии полностью удовлетворить потребности одарённых детей возможно при реализации проекта. Считаю, что личностно – деятельный характер с личностно – ориентированным подходом к образовательному процессу в таком центре, применение инновационных форм, методов и технологий, эффективное сочетание оздоровительно – развивающей, социально – досуговой, учебно-исследовательской, проектной и других видов деятельности, участие одарённых детей в творческих конкурсах, выставках, интеллектуально – познавательных играх будет способствовать успешному развитию детской одарённости

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

В МБОУ «Засосенская СОШ» я работаю 2 года, и проблема одарённых детей меня интересовала, со студенческой скамьи, но только теоретически, работая в школе, я стала изучать этот вопрос и с практической точки, что я для себя изучила? В школе за последние два года растёт число участников, победителей и призёров школьного, муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников, участников школьного НОУ, конкурсов и соревнований и, как следствие, высоких образовательных достижений.

В педагогике в последнее время довольно часто по отношению к этим детям употребляется термин «одарённые». Это очень ценная, но и весьма хрупкая часть нашего общества. Вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают обратную картину. Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску. Одним из источников этого риска являются трудности контактов со сверстниками, свойственные в особенности исключительно одаренным детям. Дело в том, что ребенок с высокими интеллектуальными способностями очень далеко отрывается от сверстников (на 3-4 года умственного развития и более), у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы, часто подвергается насмешкам и гонениям.

Дополнительной проблемой является так называемая «диссинхрония развития», свойственная многим одаренным детям. Она заключается в том, что при опережающем развитии отдельных функций одаренные дети в других отношениях не отличаются от своих ровесников или даже иногда уступают им. В результате этого некоторые интеллектуально одаренные дети оказываются слабо успевающими, а их особые возможности и потребности — невостребованными. У них теряется учебная мотивация и может развиться стойкое отвращение к школе.

Весьма серьёзна проблема, связанная с так называемой «скрытой одаренностью». «Скрытой» называется такая одаренность, которая не проявляется в высокой школьной успеваемости или каких-либо других явных достижениях ребенка или подростка и не является очевидной для тех, кто ребенка окружает, — семьи, учителей, сверстников. Более того, дети, обладающие такого рода одаренностью, часто бывают просто неуспевающими.

Кроме того, хочется, выделить кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми .

Создание благоприятных условий для реализации потенциала учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.

• создать систему поиска и диагностики одаренных детей и технологию организации работы с одаренными детьми в школе.

• психологическое просвещение учителей по проблеме реализации личностно-ориентированного подхода в образовании с целью развития способностей ребенка;

• создание, разработка и внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс;

• поиск и систематизация методов диагностики и форм работы с одаренными детьми до уровня четко структурированной деятельности по развитию творческих и интеллектуальных способностей;

• создание и обеспечение процесса функционирования механизма мотивации учеников на научно-исследовательскую деятельность;

• разработка алгоритма написания и использования индивидуальных программ для работы с одаренными детьми;

• разработка рекомендаций по созданию атмосферы одобрения, понимания и поддержки в семье одаренного ребенка;

• положительная динамика изменения процентного соотношения состава учителей, имеющих первую и высшую квалификационные категории.

• психологическое просвещение всех участников учебно-воспитательного процесса по заявленной проблематике;

• повышение качества знаний учеников школы;

• создание системы психологического сопровождения одарённых детей;

• перенос акцентов с внешней на внутреннюю мотивацию в процессе развития интеллекта и чувств одаренных детей;

• замена стрессовой педагогической тактики подходами гуманистической педагогики и психологии;

• формирование у детей жизненных установок на максимальную реализацию своих способностей;

• раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности;

• развитие познавательной активности учащихся, исследовательских умений и навыков, ознакомление с методами и приемами научного поиска;

• обеспечение конкурентоспособности, функциональной грамотности и социальной ориентации выпускников.

1 этап: диагностико- прогностический, методологический (2013 год)

• банка данных по одаренным детям;

• банка творческих работ учащихся;

• банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

• рекомендаций по работе с одаренными детьми.

• внеклассной работы по предмету;

• деятельности научного общества.

2 этап: деятельностный (2014 год)

  • Разработка программ для детей повышенного уровня обучаемости.
  • Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
  • Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
  • Внедрение метода проектов и метода «Портфолио».
  • Проведение выставок детского творчества.
  • Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

3 этап: аналитический (2015 год)

• Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми.

• Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».

• Внедрение в практику работы рейтинга учащихся.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов

деятельности школы. Одаренные дети: имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей :

  • Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
  • Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  • Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с ОД:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • предметные кружки;
  • кружки по интересам; конкурсы;
  • курсы по выбору;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • исследовательская деятельность и участие в НПК.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

  1. с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
  2. в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
  3. какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

Основные мероприятия по реализации проекта:

1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»

1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании»

2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.

3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.

4. Разработка системы мер по повышению квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми.

5. Коррекционно-методическая работа учителей-предметников ОУ.

6. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.

2. Организационная деятельность школы

1. Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования.

2. Организация патронажа между учителями предметниками и способными учащимися.

3. Организация методической работы с педколлективом, обеспечение учебно-методической литературой.

4. Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, спецкурсы, индивидуальные занятия) и внешкольного образования (кружки, секции).

3. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов

1. Рациональное наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов, учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков.

Читайте также:  Анализ хеликобактер пилори у детей

2. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных и региональных и всероссийских олимпиадах.

3. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.

4. Наблюдение, контроль за выполнением проекта

  • Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися.
  • Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
  • Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.

1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативности емкости.

2.Создание банка тестов для диагностирования учащихся с 1 по 11 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.

3.Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.

4.Изучение личностных потребностей одаренных учащихся путем собеседования.

5.Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем. 6.Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

6.Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей

1.Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

2.Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности. 3.Знакомство учащихся с новинками литературы.

4.Привлечение, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.

5.Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

6.Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать

7.Организация помощи ученикам в подборе литературы.

8.Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам.

9.Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

7. Развитие творческих способностей

1.Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.

2.Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.

3.Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов: — творческие ответы; — выполнение творческих тематических заданий; — выполнение проблемных поисковых работ; — выступление в лекторских группах; — назначение ответственными за проведение предметных недель; — приобщение (в различных формах) к работе учителя; — повышение степени сложности заданий; — интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

4.Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных курсов, работа НОУ.

8. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности

1.Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам муниципальных, региональных олимпиад

2.Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления).

3.Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.

4.Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.

Ожидаемые результаты реализации проекта

— Удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги высокого творческого, интеллектуального уровня.

— Формирование банка технологий и программ для выявления работы с одаренными детьми.

— Количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, поступление в вузы, качество знаний.

Известно, что деятельность по созданию условий, обеспечивающих выявление, развитие одаренных детей и реализацию их творческих возможностей относится к ресурсо- и интеллектоемким видам работ. Как показывают различные исследования, успешное выявление школьной одаренности не гарантирует успешности воспитанника в жизни в целом. Могут возникнуть возможные риски при реализации данного проекта.

1. Неправильное и неадекватное диагностирование одаренности ребенка. Это может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности может не достигнуть выдающихся результатов. И, таким образом, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться комплекс неполноценности и блокировать проявления истинной одаренности. В другом случае мы можем диагностировать одаренность, которой нет. Результат будет схожим – глубокое разочарование, деструктивные и самодеструктивные действия.

1. Разработка показателей и внедрение диагностических методик изучения детской одарённости.

2. Постепенный поэтапный поиск одаренных детей в процессе их индивидуального образования.

3. Комплексный характер оценивания разных сторон деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно больший спектр его способностей.

4. Многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка.

5. Экспертная оценка продукта деятельности детей с привлечением экспертов – специалистов в соответствующей предметной области.

2. Рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти и разрыва между «одаренными» и «обычными» школьниками, элитарность и исключительность одних и невнимание (и непонимание) к другим. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность почему-то не удалось диагностировать, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных. В то же время некоторая элитарность общения может привести к тому, что одаренные дети не будут развивать и тренировать умения взаимодействовать с детьми самых различных уровней культуры и интеллекта.

1. Создание системы педагогического сопровождения каждого ученика в процессе обучения.

2. Анализ реальных достижений детей в различных предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах.

3. В результате неправильных действий в рамках проекта может произойти снижение социального престижа и значимости данной работы среди родителей, педагогов и учащихся ОУ.

1. Совершенствование работы с одаренными детьми.

2. Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

3. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными учащимися.

4. Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (дополнительное образование, экскурсии, олимпиады, конкурсы и т.д.)

источник

Проект «Одаренные дети». Выявление и развитие предпосылок интеллектуальной одаренности у детей дошкольного возраста

Ирина Ивановская
Проект «Одаренные дети». Выявление и развитие предпосылок интеллектуальной одаренности у детей дошкольного возраста

Проект «Одаренные дети».

Выявление и развитие предпосылок интеллектуальной одаренности

у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Проект «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с требованиями нормативных документов и будет являться основой для работы с интеллектуально одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, воспитывающимся в детском дошкольном учреждении.

Цель: Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.

1. Обеспечить условия всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через интеллектуальную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми индивидуально и в группах, предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;

2. Способствовать адаптации одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитывать уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;

3. Формировать устойчивую мотивацию, стимулировать познавательный интерес, способствовать раскрытию творческого потенциала;

1. Создание банка данных детей с предпосылками интеллектуальной одаренности.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей с предпосылками интеллектуальной одаренности.

3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с интеллектуальной одаренностью.

4. Уверенность детей в своих способностях.

5. Снижен уровень тревожности.

подготовка пакета психолого-педагогических диагностик выявления интеллектуальной одаренности по возрастным группам;

проведение обследований детей по согласию и желанию родителей;

специальная диагностика (углубленная);

диагностический мониторинг (анализ динамики развития).

Диагностический этап ведется в 3-х направлениях:

1) Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития)

2) Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)

3) Работа с родителями (беседы, анкетирование)

подбор литературы по тематике;

создание банка информации по работе с интеллектуально одаренными детьми;

подготовка курса лекций и бесед по проблемам одаренности;

просветительская работа со всеми участниками реализации программы.

определение функций каждого субъекта воспитательно-образовательного процесса;

составление индивидуальной программы развития для интеллектуальной одаренности;

разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.

Развивающий этап

организация и проведение индивидуальных и групповых занятий педагогом-психологом и воспитателями (по индивидуальному плану);

организация мероприятий по социализации и адаптации одаренного ребенка в группе сверстников;

организация различных мероприятий, формирующих развивающую среду для одаренных детей.

Включает промежуточную и итоговую диагностику.

Мониторинг эффективности проведения работы с детьми.

Оценка эффективности работы педагога-психолога, воспитателей.

В программе принимают участие:

Функции специалистов воспитательно-образовательного процесса при организации работы с интеллектуально одаренными детьми

Диагностическая – осуществление психологической диагностики (начальной, текущей, итоговой) всех субъектов процесса. Сбор и анализ результатов педагогической диагностики.

Информационная – просвещение родителей и воспитателей по проблемам выявления, сопровождения и развития одаренности.

Коррекционная – организация мероприятий по адаптации и социализации одаренного ребенка. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.

Развивающая – участие в развитии одаренного ребенка (индивидуальные и групповые занятия, оказание помощи воспитателям и специалистам при составлении программ индивидуального развития одаренного ребенка).

Информационная – сотрудничество с родителями (лицами, их заменяющими) с целью распространения информации по особенностям одаренного ребенка.

Развивающая – определение педагогических задач сопровождения с учетом индивидуальных особенностей одаренных детей и потребностей семьи. Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ развития одаренного ребенка.

Воспитание одаренного ребенка в семье, активное участие в реализации программы, выполнение рекомендаций специалистов.

Условия реализация программы:

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Такими условиями являются:

• наличие богатой предметно- развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

• создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;

• наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по интеллектуальной одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;

• введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;

• использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,

• занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,

• участие детей в различных мероприятиях детского творчества;

• тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1этап – диагностический (октябрь 2014 г. – ноябрь 2014 г.)

2 этап – информационный (декабрь 2014 г.)

3 этап – подготовительный (декабрь 2014 г. – январь 2015 г.)

4 этап – развивающий (март 2015 г. – март 2019 г.)

— Подготовка пакета психолого-педагогических диагностик выявления интеллектуальной одаренности по возрастным группам;

— Проведение обследований детей по согласию и желанию родителей.

— Повышение компетенции по данному вопросу участников программы.

— Проведение диагностики по выявлению предпосылок к интеллектуальной одаренности по методикам, соответствующим возрасту ребенка

«Особенности работы с одаренными детьми».

«Приемы и методы работы с одаренными детьми».

«Виды одаренности».

— «Как правильно организовать работу с одаренными детьми

— Индивидуальные консультации, рекомендации.

Родители (стендовая информация, консультации):

«У Вас растет одаренный ребенок

«Психологические особенности одаренных детей».

— «Особенности психосоциального развития одаренных детей».

«Как помочь ребенку не стесняться своей уникальности».

— Разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.

— Индивидуальные консультации, рекомендации.

Повышение компетенции по данному вопросу участников программы.

«Особенности работы с одаренными детьми».

«Приемы и методы работы с одаренными детьми».

«Виды одаренности».

— «Как правильно организовать работу с одаренными детьми

— Индивидуальные консультации, рекомендации.

Родители (стендовая информация, консультации):

«У Вас растет одаренный ребенок

«Психологические особенности одаренных детей».

— «Особенности психосоциального развития одаренных детей».

«Как помочь ребенку не стесняться своей уникальности».

— Разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.

— Индивидуальные консультации, рекомендации.

Повышение собственной профессиональной компетентности.

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом

Составление индивидуальных и групповых маршрутов психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

Обогащение развивающей среды.

Изучение программно-методического материала по направлению работы.

Подбор программно-методического материала по направлению работы.

Разработка индивидуальной программы развития интеллектуальной одаренности.

Составление перспективного плана проведения НОД, планирование интегративных занятий, итоговых занятий.

Разработка конспектов занятий.

Наполнение развивающей среды предметами объектами и стимулами, максимально усиливающими любознательность дошкольника.

Развивающий этап. Реализация поставленных задач.

Проведение игр в соответствии с перспективным планом работы.

— метод творческих преобразований

— метод морфологического анализа

Применение в работе с детьми заданий поискового характера:

— выбор требуемой информации из предложенной;

— исправление ошибок, установление взаимосвязей и закономерностей;

— нахождение общего между заданными предметами и явлениями;

— составление плана деятельности;

определение последствий;

определение новых функций;

— преобразование и усовершенствование предметов;

опредмечивание изображений;

Консультирование педагогов по возникшим вопросам, трудностям.

Консультирование родителей по возникшим вопросам.

Участие родителей в итоговых мероприятиях.

Презентация программы на педагогическом совете.

Стажерская площадка для специалистов города.

Физическое воспитание, как средство выявления и развития одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада Тип проекта: исследовательский По тематике : комплексный По срокам реализации:6 месяцев Цели проекта: 1. Выявление одаренных детей. Для.

Сценарий интеллектуальной игры «Звездный час» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий интеллектуальной игры «Звездный час» для детей старшего дошкольного возраста Цель: выявить уровень знаний у детей в различных.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальной одаренности детей старшего дошкольного возраста» Сегодня актуальность приобретает развитие творческих способностей ребенка, ведь в эти годы закладывается основа, на которую позже будут.

Консультация «Одаренные дети» Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный.

Проект Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст — качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. Дети переходят к стадиям собственно-художественного.

Сценарий интеллектуальной викторины-путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Знай-ка» Сценарий интеллектуальной викторины-путешествия для детей старшего дошкольного возраста «ЗНАЙ-КА» Программное содержание: • Учить детей.

Выявление готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте Выявление готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте Практическое исследование проходило в период с сентября по декабрь 2014.

Выявление и устранение предпосылок дизграфии в старшем дошкольном возрасте у детей с ОВЗ В наше время для общеобразовательной школы характерна неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Причины этого уходят в дошкольный.

Читайте также:  Анализ хронометража самостоятельной деятельности детей

Выявление одаренности в ДОУ В нашем саду в марте месяце проходил районный семинар по теме: «Одаренные дети в ДОУ», наш садик представил работы Кольчуриной Валерии.

Выявление уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста Выявление уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста Для выявления уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного.

источник

1 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» СОГЛАСОВАНО: Начальник отдела образования администрации г. Кирсанова Т.А.Щербинина УТВЕРЖДАЮ: Директор МБУ ДО «Центр детского творчества» С.В.Милохин ПРОЕКТ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» на годы Кирсанов 2015 г.

2 Введение Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Ориентированность государства на поддержку талантливых детей и молодѐжи нашла своѐ отражение в следующих документах: Конвенции о правах ребѐнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31); Конституции РФ; Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 786 «Об образовании в РФ»; Федеральный государственный образовательный стандарт; Приоритетный национальный проект «Образование»; Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской федерации на период до 2020 года» от р Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на годы (Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 2148-р); Национальная стратегия действий в интересах детей на годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. 761); Распоряжение Тамбовской области от г о концепции развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области на г.г. Анализ проблемы Актуальность проекта обусловлена необходимостью разработки муниципальной модели развития и сопровождения одаренных детей, соответствующей федеральным и региональным концепциям, так как существующие на уровне муниципалитетов событийные практики (олимпиады, летние и зимние школы и др.) не имеют возможности оснащения образовательных учреждений материальными, техническими и институциональными средствами, обеспечивая функционирование и воспроизводство данной системы. 2

3 В основу проекта положен проектный замысел «создания муниципальной модели и механизма координации деятельности по развитию и сопровождению одаренных детей в муниципалитете». Несмотря на большие усилия, приложенные в последнее время по созданию современной материально-технической базы в ОУ, во многих учебных заведениях она остается недостаточной для организации работы с одаренными детьми. Имеет место и кадровая проблема, связанная с недостаточной профессиональной и личной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми. Проведенный анализ ситуации позволил выявить проблемы, определяющие актуальность данного проекта, а именно: — отсутствие системности в работе с одаренными детьми на уровне муниципалитета; — не проработанность механизмов взаимодействия и взаимосвязи на уровнях: муниципалитет образовательное учреждение, что не обеспечивает непрерывное сопровождение одаренного ребѐнка в социуме; — недостаточная материально-техническая база; — незначительно выраженная мотивационная поддержка работы с детьми данной категории в образовательных учреждениях. Таким образом, создание муниципальной модели развития и сопровождения одаренных детей может стать механизмом решения указанных проблем. Аудитория проекта — одаренные и высокомотивированные дети, их родители (законные представители), педагоги, работающие с такими детьми, а главным координатором деятельности по работе с одаренными детьми является МБУ ДО «Центр детского творчества». Проектируемая модель развития и сопровождения одаренных детей представляет значимость для муниципалитета. Цель проекта: Создание муниципальной модели развития и сопровождения одаренных детей. Задачи проекта: 1. Выявить образовательные учреждения, обладающие необходимыми материально-техническими и кадровыми ресурсами для реализации данного проекта. 2. Совершенствовать механизм взаимодействия и координации работы учреждений образования с одаренными детьми. 3. Разработать и скорректировать нормативноправовую базу (договора, соглашения, положения). 4. Обеспечить педагогическое сопровождение одаренных детей через вовлечение в проектноисследовательскую деятельность и индивидуальную образовательную траекторию. 3

4 Этапы реализации проекта Этапы Продолжительно сть этапа Содержание деятельности I. Предпроектный Мониторинг материально-технической (подготовительн базы образовательных учреждений, ый) кадрового потенциала для реализации модели развития и сопровождения одаренных детей. 2. Создание координационного совета, с целью регулирования деятельности образовательных учреждений по реализации проекта. 3. Определение механизма финансирования по реализации проекта. II Ведение банка данных одаренных и Организационны высокомотивированных детей и й педагогов учреждений, работающих с такими детьми. 2. Изучение имеющихся нормативноправовых документов. 3. Изучение передового опыта по разработке индивидуальных образовательных программ и индивидуальных образовательных траекторий. 4. Создание нормативно-правовой базы по проекту. 5. Запуск проекта. III. Практический Внедрение муниципальной модели развития и сопровождения одаренных детей. 2. Формирование банка методических разработок педагогов, работающих с одаренными и высокомотивированными детьми (электронный банк методических материалов). 3. Проведение муниципального фестиваля педагогических идей «Творческий педагог педагог мастер» по работе с одаренными и высокомотивированными детьми. 4. Проведение мониторинга промежуточных результатов внедрение модели, при необходимости корректировка схемы взаимодействия 4

5 IV. Итоговоаналитический модели. 5. Организация и проведение муниципальных этапов конкурсов Обобщение и анализ итогов реализации проекта. 2. Мониторинг участия в конкурсах и результаты одаренных детей. 3. Обобщение опыта работы по проекту на координационном совете. 4. Распространение опыта работы по проекту через участие в мероприятиях различного уровня. Сформированная муниципальная модель строится на следующих принципах: доступность условий и услуг, направленных на выявление и развитие интеллектуальных способностей для всех детей независимо от территории проживания, социального положения и состояния здоровья; личностная ориентация образовательных услуг, способствующих максимальному раскрытию и развитию личностного потенциала одаренных детей; многоуровневость и многофункциональность профессионально организуемой деятельности, обеспечивающей включенность в нее каждого ребенка с целью выявления его задатков и создания необходимых условий для их развития; открытость и информированность образовательного сообщества о системе работы с одаренными детьми на разных уровнях; адекватность предоставляемых образовательных услуг уровню развития способностей детей, непрерывность и преемственность в их психолого-педагогическом сопровождении. Социальные партнѐры. Социальными партнѐрами проекта является отдел образования администрации г.кирсанова, родительская общественность, а также учреждения общего образования. Отдел образования администрации г.кирсанова обеспечивает финансирование поддержки одаренных детей. Педагогическая и родительская общественность обеспечивает сопровождение и развитие одаренных детей, поддержку образовательной траектории. Учреждения управления культуры (музеи), предоставляют имеющиеся фонды и материально-технические ресурсы для проведения практических занятий. Отношения с социальными партнѐрами регулируются на договорной основе. 5

6 Взаимодействие социальных партнеров в условиях реализации модели. СХЕМА 1 Органы власти муниципалитета Образовательные учреждения Ребенок Родители Социокультурное пространство муниципалитета 6

7 Схема 2 Муниципальная модель развития и сопровождения интеллектуально-одаренных детей УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТА Координационный СОВЕТ Родительская общественность ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ и методическая СЛУЖБА ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ И ВИКТОРИНЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬСТЬ ИНТЕРНЕТ КОНКУРСЫ Высшие учебные заведения 7

8 Ожидаемые результаты проекта Конечным результатом реализации проекта является создание действующей муниципальной модели развития и сопровождения одаренных детей посредством создания: 1. Банка данных материально-технической базы образовательных учреждений, банка данных одаренных детей, кадрового потенциала (единый муниципальный реестр учебных кабинетов отвечающих современным требованиям для организации работы с одаренными детьми и единого банка данных педагогических кадров для работы с одаренными детьми) 2. Системы сетевого взаимодействия образовательных учреждений, занимающихся развитием и сопровождением одаренных детей. 3. Нормативно-правовой базы (положение о Координационном совете, положение о фестивале «Творческий педагог педагог мастер», положение о конкурсах, договор с родителями). 4. Повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений в сфере организации работы по развитию и сопровождению одаренных детей 5. Повышения уровня индивидуальных достижений детей, зафиксированных в содержании портфолио, рост доли победителей и призеров региональных, всероссийских олимпиад и конкурсов от общего числа участников. Критерии эффективности Доля детей, обучающихся по индивидуальным образовательным маршрутам; Доля детей ставших победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников и других творческих конкурсов. Доля числа педагогов обладающих необходимыми компетенциями по работе с одаренными детьми. Доля выпускников поступивших в учреждения профессионального образования. Доля образовательных учреждений, участвующих в реализации модели. 8

9 Заключение В данном проекте разработана муниципальная модель развития и сопровождения одаренных детей. В модели четко определены роль и специализированное значение каждого участника. Реализация данного проекта позволит создать эффективно функционирующий механизм развития и сопровождения одаренных детей на муниципальном уровне с минимальными финансовыми затратами. Только четкое и комплексное решение всех задач с учетом возможных рисков позволит изменить ситуацию и решить проблему эффективного развития и сопровождения одаренных детей, не зависимо от места проживания, материального благосостояния родителей и стартовых возможностей ребенка. Модель предполагает расширение охвата одаренных детей разных категорий. Так, в 2013 году МБУ ДО «Центр детского творчества» была разработана инновационная практика выявления одаренности у детей группы риска. Идея нововведения которой — создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное, творческое выявление и развитие одаренных детей среди детей группы риска. Совместная работа образовательных учреждений, организаций и лиц, заинтересованных в сопровождении одаренных детей, помогает им преодолеть ограниченность развития, рамками одного ОУ, максимально использовав кадровый, информационный, материально-технический потенциал муниципалитета, обеспечивает повышение результатов участия детей в различного уровня олимпиадах, конкурсах, проектах. 9

10 Список используемых документов и источников информации 1. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. М.: Экономика, Кн с. 2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарѐнности. М.: МО, Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. М.: Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, Данилова Л. Здесь учат жить на «отлично». // Практический журнал для учителя и администрации школы С С Данилова Л. Японец остается японцем. // Практический журнал для учителя и администрации школы С С Доклад «О повышении роли культуры и образования в развитии творческих способностей детей и молодежи» на Государственном совете Российской Федерации в апреле 2011 года. 8. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. М.:ООО «АиФ Принт», Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. В 3-х т. М., Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и дома. Потенциал личности и программа развития. Екатеринбург: У-Фактория, Теплов Б.М. Способность и одарѐнность. Избр. тр. Т 1. М., Чудковский В.Э. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии Шумаков Н.Б. Развитие одаренности детей в младшем школьном возрасте //Новые исследования в психологии и педагогике С Интернет ресурсы:

источник

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Золотой ключик» города Сафоново Смоленской области

«Выявление одаренных детей»

Богом данный, данный свыше.

Не гаси, поддержи его, слышишь?

В общем, трудный еще ребенок.

Проблема воспитания и обучения одаренных детей не нова, но в настоящее время особенно актуальна, так как упущен вопрос раннего распознавания одаренности у детей. Маленький художник, картинами которого восхищается весь мир. Маленький математик, складывающий и умножающий в уме огромные числа. Маленький спортсмен с большими достижениями, который еще совсем недавно делал первые неуверенные шаги в своей жизни. Маленький музыкант, одухотворенно исполняющий сложные произведения, порой недоступные даже взрослым. Одаренные дети. Кто они? Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Одаренный ребенок в детском сообществе, такой яркий и непохожий на остальных… Это подарок педагогу или проблема для него?

Сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники, которые первыми встречают маленького человечка на его большом жизненном пути и понимают свою ответственность за то, каким он станет, когда подрастет. В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность? Ведь признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности. Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности. Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников, условно называемых нормальными.

Типичные черты одаренных детей

— на занятиях все легко и быстро схватывают;

— знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

— быстро запоминают услышанное или прочитанное;

— решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

-задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

-оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

— очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.

— высоко развитая любознательность, пытливость;

— способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;

— высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);

— развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;

— способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;

— раннее развитие сенсорных способностей;

— оригинальность суждений, высокая обучаемость;

— стремление к самостоятельности.

В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. Понятно, что лишь труд способных и талантливых людей на благо Родины может помочь России выбраться из череды экономических и социальных критериев. Но также понятно, что это произойдет, если у молодых талантливых людей будет желание это делать.

Читайте также:  Анализ хламидии и микоплазма у детей

Повышенный интерес к детской одаренности стал приметой нашего времени. Современные психологи утверждают, что каждый человек от рождения обладает своим ресурсом способностей, которые проявляются или не проявляются в зависимости от окружающей среды. Здесь возникает вопрос: для чего обсуждать проблематику одаренности?

Ведь одаренность обеспечивает прогресс, высшее достижение, на которое способен человек. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Умственно одаренный ребенок – личность, требующая к себе внимания, помощи и поддержки. Быть одаренным ребенком – непростая ноша. Одаренные дети – одна из самых чувствительных частей социума, нуждающаяся в особом внимании, серьезных исследованиях и новых формах помощи. А дети, по природе своей – исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности. Одаренность ребенка нуждается в постоянном развитии. Она как растение, которое необходимо взращивать с любовью. Без заботы и внимания оно угасает. В настоящее время я вместе с педагогами нашего дошкольного учреждения, с семьей ребенка, поддерживаем смышленого и любознательного малыша, создаем условия для развития способностей, дарованных природой. И, возможно, одаренных детей станет больше.

Организация воспитательно — образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом выявления и развития детей с признаками одаренности, предоставление возможности для творческой деятельности и самореализации личности ребенка, будет способствовать достижению высоких результатов в творческом развитии детей, их успешной адаптации и обучению в школе в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, но и в дальнейшем к жизни.

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.

Предметом является: выраженные способности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Выявление одаренных детей, изучения психологических особенностей ребенка.

обеспечение максимально благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала детей дошкольного возраста, обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования. Повышение профессиональной компетентности педагога в работе с детьми с признаками одаренности.

обеспечить условия всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через интеллектуальную деятельность;

— предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально – творческие мероприятия разного уровня;

— формировать устойчивую мотивацию, стимулировать познавательный интерес, способствовать раскрытию творческого потенциала.

Основные направления проекта:

— разработка мониторинга определения и развития индивидуальных психолого-педагогических особенностей дошкольника, выявления способностей и одаренности;

— создание системы психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка;

— освоение современных педагогических технологий работы с одаренными детьми;

— обобщение и распространение педагогического опыта;

— просветительская и партнерская работа с родителями, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.

Этапы и пути реализации проекта

Этапы работы с одаренными детьми:

Главная задача на этом этапе – изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов. Познакомилась с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми; Рассмотрела взгляды на понятие «одаренности» таких известных ученых, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорда и др.

Изучила модели новых концептуальных решений таких исследователей, как: Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина.

1 этап. Первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.

— анкетирование родителей и воспитателей, с целью выявления одаренных детей;

— анализ полученной информации;

— дополнительная психолого-педагогическая диагностика одаренных детей;

— разработка индивидуальных карт развития одаренного ребенка.

Диагностический инструментарий. Используемые методики:

1. Тест креативности П.Торренса « Дорисуй фигуры»

2.Тест Векслера .диагностика структуры интеллекта(детский вариант)

3.Методика В.С.Юркевич «Дерево желаний»

4.Методика «Два домика» (Т. Марцинковская) .

1. Тест «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? » В. С. Юркевич

2.Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников (ЛОСЕВА А.А.)

4.Экспрес–анкета «Одаренный ребенок»»

3. Анкета профессиональной позиции педагога как воспитателя(самооценка)

1. Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн

2.Методика « Определение склонностей ребенка»

2 этап — представляет собой прохождение трех модулей:

Работа с детьми – уточнение выявленной одаренности ребенка, проведение комплексного психолого-педагогического обследования.

1.Наблюдение во всех видах деятельности.

2.Выявление уровня способностей по методике А.И. Савенкова «Детская одаренность- развитие средствами искусства»

3. Модифицированная диагностическая методика Н.А. Лепской «Диагностика сформированности художественно-творческих способностей».

4. Методика «Карта одаренности»

5. Одарённых детей условно разделила на 4 группы (по Б.М. Теплову):

— дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

-дети с высоким уровнем творческих способностей

— дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики и т. д.). Эту категорию чаще называют талантливыми; дети, хорошо обучающиеся (академическая одаренность).

Формы работы с одаренными детьми:

— проекты индивидуальные, групповые, семейные;

— конкурсы, викторины, соревнования;

— занятия в кружках, учреждениях дополнительного образования;

— индивидуальные развивающие занятия в игровых формах;

Работа с педагогами – повышение профессионального мастерства с целью правильной организации работы с одаренным ребенком.

1.Изучение педагогами проблемы работы с одаренными детьми. Определение специфики и основных направлений.

2. Методические материалы в помощь педагогам.

3.Педсовет «Особенности развития детей дошкольного возраста с признаками одаренности

4. Консультация для педагогов «Выявление и развитие детских талантов и одаренности»

Формы работы с педагогами:

— открытые показы, семинары-практикумы.

Работа с родителями – помощь родителям в воспитании одаренного ребенка

1.Информационно-аналитическое направление. Реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных. Предполагает решение педагогических задач:

— выявить интересы и предпочтения родителей;

— выявить уровень их осведомленности в вопросах образования и воспитания детей;

2.Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические собрания. Основной задачей этого направления работы с семьей является: повышение компетентности родителей в вопросах по развитию одаренности ребенка.

3.Наглядно-информационное направление. Реализуется в подборе информации и оформления папок передвижек. Родители имеют возможность ознакомиться с содержанием работы которая ведется в группе, а так же узнать о формах и методах развития одарённости в условиях семьи.

4.Мной как педагогом -психологом была разработана пошаговая модель взаимодействия воспитателя и родителей в решении задач активизации потенциальных возможностей ребенка:

-Поиск контактов, первые встречи, выработка желания общаться.

-Совместное размышление о том, что необходимо развивать в ребёнке, сохраняя неповторимость его индивидуальности.

-Установление общих требований к поведению ребёнка.

-Упрочение сотрудничества в достижении общих целей.

-Реализация достигнутых договорённостей.

-Реализация единых педагогических возможностей.

5. Индивидуальные консультации психолога;

6. Детско-родительские проекты.

7. Анкета «Как развита фантазия Вашего ребенка»

3 этап – создание условий для развития одаренного ребенка в ДОУ.

предоставить ребенку место исключительно для его занятий;

предоставить ребенку возможность строить его собственные планы и принимать решения;

снабжать ребенка книгами и материалами для его любимых занятий;

внимательно относится к индивидуальным потребностям ребенка;

разрабатывать практические эксперименты, чтобы помочь ребенку побольше узнать;

в течение дня предоставлять ребенку больше свободного времени для собственных дел.

Эффективным приемом для повышения активности в самостоятельной деятельности, развития интереса к окружающему является прием «Полочка необычных вещей», «Полочка умной книги», «В гостях у профессора», которые способствуют ребенку активизировать поиск информации в процессе самостоятельного изучения литературы, в процессе взаимодействия со взрослым и детьми. В свободной деятельности детей, в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивается выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Эффективным приемом является чтение художественной литературы, проигрывание этюдов, драматизация сказок.

Еще одной очень важной стороной обучения является непосредственно образовательная деятельность. В данной форме обучения необходимо придерживаться «гибкости» склонности одаренного ребенка увлекаться каким-нибудь делом больше установленного расписанием времени, а не навязывать предусмотренной смены занятий. При организации НОД необходимо придерживаться таких принципов обучения:

-принцип дифференцированного обучения;

С целью эффективного развития одаренных детей, совершенствования их интеллектуальных способностей в работе целесообразно использовать наглядное моделирование, знаково-символическую деятельность, алгоритмы, схемы, условные обозначения, головоломки, кроссворды, логические упражнения различной степени сложности.

Важно создать необходимые условия для проявления одарённости ребёнка не только на уровне группы, но и на уровне общественной жизни детского сада. То есть его участие во взрослой жизни с единомышленниками. Выводим ребёнка на тот уровень, где он может развивать свои способности на равных со взрослыми. Применять различные пути вовлечения родителей в процесс обучения их детей, и оказании помощи в процессе взаимодействия с ребенком. Эффективными приемами работы являются совместные организации персональных выставок ребенка, совместные выполнения домашних заданий. Целенаправленно создаваемая среда для одаренных детей в интегративном воспитательном пространстве на основе личностно-ориентированного подхода может рассматриваться как самостоятельное звено развивающей системы, позволяющее выявлять, учитывать и развивать индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований: 1)комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей; 2) длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях); 3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.)

На первоначальном этапе диагностики одаренности мною было взято 60 детей и проведены специальные исследования. Эти исследования выделили признаки одаренности:

На втором этапе я выделила признаки одаренности в зависимости от предпочитаемой деятельности:

Для снижения вероятности ошибки, которую можно допустить в

оценке одаренности ребенка промежуточный мониторинг развития индивидуальных психолого-педагогических особенностей дошкольника, выявления способностей и одаренности, мною запланирован на февраль 2015 года.

1. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов

по проведению мониторинговых исследований, разработке

индивидуальных траекторий развития детей с признаками

2. Создание банка данных детей с признаками одаренности.

3. Овладение педагогами образовательными технологиями

работы с детьми с признаками одаренности.

4. Создание индивидуализированной предметно-развивающей среды в

5. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа

6. Повышение уровня индивидуальных достижений детей

в образовательных областях, к которым у них есть способности.

Реализация творческого потенциала.

7. Объединение усилий педагогов и родителей для развития

способностей детей, создание атмосферы общности интересов.

8.Успешная социализация детей с высоким уровнем развития творческих

9. Повышения имиджа ДОУ в глазах родителя

10. Повышения имиджа ДОУ в городе

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам , либо в процессе индивидуализированного образования. Работа по проекту дает свои результаты. Анализ реальной ситуации в нашем дошкольном учреждении свидетельствует о достаточном благополучии в плане методического и кадрового обеспечения педагогического процесса. В дошкольном учреждении на сегодняшний день работают опытные, творческие педагоги, которые в системе ведут воспитательно- образовательную деятельность. В дошкольном учреждении создана и постоянно совершенствуется система дополнительного образования детей. Обучение ведется в таких кружках и студиях: Кружок краеведенья «Родничок», Кружок по привитию детям навыков самообслуживания «Я сам», Театральная студия «В гостях у сказки»», Студия психологической разгрузки «Игралочка» . В результате нашей совместной деятельности произошла активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Повысился профессиональный уровень педагогов. Воспитатели ведут целенаправленное наблюдение за каждым ребенком, вовремя выявляют признаки одаренности, и тем самым помогают родителям создать все необходимые условия для развития таких детей. Роль семьи в развитии одаренности ребенка, на мой взгляд, является решающей. Однако практика работы с родителями показала, что они неодинаково относятся к своим одаренным детям. Одни считают, что не надо обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность — это особенности возраста. Другие, наоборот, преувеличивают творческие возможности ребенка, подчеркивая тем самым, что их малыш не такой, как все, что его одаренность дает ему право на особые привилегии.

Я через различные нетрадиционные формы работы с родителями такие как: родительские клубы, совместные детско – родительские проекты, аукционы, досуги, оказываю им помощь в развитии у детей, каких-либо талантов и способностей. Взаимодействие с социумом – позволяют показать достижения наших воспитанников, через их участие в конкурсах различного уровня. Талант — присущие от рождения определённые способности, и я стараюсь раскрыть этот дар природы, чтобы каждый ребёнок знал, на что он способен, нашёл своё место в жизни, был успешен и счастлив в дальнейшем. Вместе с тем были выявлены противоречия между:

∙ разнообразием видов одаренности, особенно наличием скрытой одаренности и большим количеством противоречивых т теоретических подходов и методов к их раскрытию;

∙ возрастающими требованиями к деятельности и личности воспитателя и фактическим уровнем его профессиональной и личностной готовности к работе с одаренными детьми;

∙ необходимостью отслеживания результатов развития каждого ребенка и отсутствием системы мониторинга индивидуального личностного развития;

∙ стандартизированными подходами к образованию дошкольников и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым дошкольником. На разрешение данных противоречий и будет направлен этот проект.

Исходя из этого, я, буду продолжать работу по разработанному проекту, создавая условия для реализации и развития творческого потенциала одаренных дошкольников.

Получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.

источник