Меню Рубрики

Анализ сказки для детей дошкольного возраста

Автор: Ирина Нестерова ✔ 12.02.2019

Нестерова И.А. Анализ русской народной сказки // Энциклопедия Нестеровых

Сказки наделены особыми художественными средствами и направлены на то, чтобы разъяснить те или иные нормы морали, подчеркнуть значимость дружбы, добрых дел и честности. Русские народные сказки являются эффективным инструментом нравственного воспитания.

В русской литературе особое место уделено народным сказкам. Сказка относится к устному народному творчеству. Русские народные сказки наделены особенными чертами, которые отражают мудрость народа, его опыт и духовные ценности. Термин сказка принято трактовать следующим образом:

Сказка – художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Приведенное выше определение является общим для разных подходов к сказкам. У сказки, как жанра очевидна мифологическая составляющая. Именно она выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа.

Сказка – не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности ее создателя [1].

Русские народные сказки делят на несколько видов:

  • волшебные сказки;
  • сказки о животных;
  • бытовые сказки.

Каждый вид русской народной сказки наделен своими особенностями. Так, волшебные сказки имеют необычную волшебную составляющую, позволяющую добру побеждать зло. Волшебные русские народные сказки ставят перед собой цель донести до читателя, что вера в добро и чудеса поможет в любой сложной ситуации.

Структура волшебной сказки

Русские народные сказки о животных – это те сказки, где главные герои животные. Они наделены человеческими качествами. Так, например, заяц обычно труслив, лиса – хитра и жадна, а медведя все боятся, но по замыслу, он один из разумных животных.

Бытовые сказки являют собой противопоставление порядочности и благородства под маской простоватости и наивности тем качествам личности, которые всегда вызывали резкое неприятие. Например благородство противопоставлено жадности, злобе и зависти.

Русские народные сказки богаты художественными средствами. Самыми распространенными являются эпитеты, сравнения, гипербола, ирония и метафора.

Русские народные сказки – отражение многовековой мудрости народа. Тонкая сатира, противопоставления и т.д. и т.п. позволяют раскрыть идею сказки, метафоры, сравнения, эпитеты призваны расширить картину мира и открыть новые горизонты для того кто слушает или читает сказку.

Эпитет – художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.д.

Эпитеты в русских народны сказках принято делить на несколько видов:

  • уточняющие эпитеты;
  • постоянные эпитеты.

Под уточняющим эпитетом понимается эпитет, с помощью которого выражаются различные чувства и состояния, но не самих героев, а их действий.

Под постоянным эпитетами понимаются те эпитеты, которые уже являются «визитной карточкой » русской народной сказки и отражают её особую картину мира. Например: «Подлетела к царскому крыльцу золоченая карета о шести белых лошадях, и выходит оттуда Василиса Премудрая: на лазоревом платье – частые звезды, на голове – месяц ясный, такая красавица – ни вздумать, ни взгадать, только, в сказке сказать.» [2]

К числу эпитетов также относят имена некоторые имена собственные в русских народных сказках. В качестве примера рассмотрим следующие: Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Иван-дурак, Кощей Бессмертный и т.д.

Метафорой называют употребление слова в переносном значении.

Метафоры в русской народной сказке призваны показать ее многоплановость, раскрыть потаенный смысл заложенный в повествовании. Например » сахарные уста».

Сравнения широко используются в русских народных сказках. Они направлены на то, чтобы выделить проблему, привлечь к ней внимание.

Гипербола – выразительный художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемых предметов и явлений [3].

Гипербола в русских народных сказках нужны чтобы указать на исключительные свойства или качества людей, природных явлений, событий, вещей. Гипербола используется для создания волшебства, нереальности происходящего. Например: «Иван-царевич лег спать, а лягушка, прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке, не расскажешь. «[2]

Для русских народных сказок характерно использования иронии и сатиры. В бытовых сказках ирония и шутка часто превращаются в жесткую, едкую сатиру.

Стилистическое своеобразии русской народной сказки основано на вымысле. Именно вымысел формирует особый сказочный дискурс. Русский сказочный дискурс позволяет выделить основные обряды русских людей. Например, свадьба, женитьба является счастливым финалом многих сказок [4]. В качестве примера рассмотрим сказку «Царевна-лягушка».

Начинается все с того, что отец говорит сыновьям взять в руки луки и пустить каждому по стреле в разные стороны. Где стрела упадет, там и суждено взять сыну невесту. Старшие братья не верили своему счастью, а младший был повержен случившимся с ним горем. «Как я стану жить с лягушкой?» – говорил он отцу со слезами. Но судьба есть судьба. Братья женились на тех, кого им послала судьба: старший – на боярышне, средний – на купеческой дочери, а младший брат – на лягушке. Обвенчали их всех как положено, по обряду. Мало того, что младшему брату суждено было жить с лягушкой, ведь он еще и не получил никакого приданого! Да и какое может быть приданое у лягушки! А братья наоборот, извлекли хорошую выгоду из этой свадьбы. Очевиден мотив обездоленности младшего сына.

В сказке «Царевна-лягушка» особенно ярко отражено душевное состояние героя, каждая строчка сквозит переживаниями человека. Полны наивной простоты и психологической ясности тяжелые размышления героя о воле судьбы, низвергнувшейся на его голову в виде пучеглазой, зелёной и холодную жены-лягушки. При этом в сказке герой не одинок в своей беде. Ему и его супруге помогают «мамки-нянюшки», которые некогда были приставлены к лягушке. Эта связь с могущественными силами природы делает и героя сказки сильным и могущественным. В сказке говорится, что младший сын остался верен прежним этическим нормам. Он не ищет богатства, не перечит отцу и женится на простой болотной лягушке.

После того, как Иван нарушил определённый запрет, бросив в печь лягушачью шкуру, и получил наказание в виде отлучения от жены. Затем он сталкивается с группой персонажей, весьма характерных для сказок, особенно волшебных, – животными. Животные в сказке наделены всеми символическими чертами, присущими русским сказкам. Так, с медведем связывали представления о покровителе, близком к тотему. Но даже независимо от решения вопроса, был тотемизм у предков восточных славян или нет, учёными доказан факт существования у славянских народов мифических представлений о наделённых разумом животных. Селезень, косой заяц и щука, которых Иван-царевич пожалел и не стал убивать, сослужили ему впоследствии добрую службу. В волшебной сказке распространён мотив благодарности животного, которое становится верным другом и помощником человека. Звери принимают сторону героя, когда он проявляет великодушие, не причиняет им вреда. Позднее объяснение такого сказочного эпизода естественно: зверь воздаёт добром за добро.

В сказках часто встречается образ женщины-помощницы, возникший на древней жизненной основе. К этому образу можно отнести такие персонажи как: чаровницы, колдуньи и т. д. Баба Яга в русских народных сказках персонаж спорный. Она может не только причинить вред, но и помочь. способна иногда посочувствовать и помочь герою. Она рассказала Ивану-царевичу, что жена его находится у Кощея Бессмертного, а также поведала, как с ним справиться.

Кощей Бессмертный олицетворяет собой мир насилия, человеконенавистничества. Кощей во всех сказках предстаёт как похититель женщин, превращающий их в своих рабынь. Кроме того, он является обладателем несметных богатств, заработанных не совсем честным путем. Кощея – это высохший костлявый старик, с запавшими горящими глазами. Он способен распоряжаться судьбами людей, прибавляя и убавляя их век. Сам же он бессмертен. Его смерть хранится в яйце, а яйцо в гнезде, а гнездо на дубе, а дуб на острове, а остров – в безбрежном море. Яйцо – материализованное начало жизни. Это звено, делающее возможным непрерывное размножение. Уничтожив, раздавив яйцо, можно положить конец даже бесконечной жизни. Даже в сказках людям трудно мириться с несправедливым социальным строем. Поэтому бессмертного Кощея постигла, казалось бы, невозможная кончина.

Сказка «Царевна-лягушка» имеет классический для подобных сказаний конец – счастливое воссоединение влюбленных. Зло повержено, добро восторжествовало. Именно на этом и основано своеобразие русской народной сказки.

  1. Акишина А.А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. – М.: 1991
  2. Царевна-лягушка – М.: Профф-пресс, 2017
  3. Богатырев П. Г. Язык фольклора // Вопросы языкознания. 1975. № 5. С. 106-116.
  4. Корнеенко Е.В. Роль сказочного дискурса в русском культурном пространстве // Мир русского слова №3, 2012. С. 98-102

источник

Анализ программы занятий для детей дошкольного возраста «Воспитание сказкой». Ее цели и задачи. Понятие восприятия у детей дошкольного возраста. Особенности построения программы и структура занятий. Сказка как метод воспитания детей дошкольного возраста.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

4. Формировать понимание и участие в трактовке музыкальных образов.

5. Обучать детей самостоятельно высказывать суждения и впечатления об услышанном.

6. Обучать детей передаче через движения музыкальных образов в небольших музыкальных инсценировках.

2.2 Особенности построения программы и структура занятий

В программе представлен учебно — тематический план, который разбит на возрастные блоки: первый блок — дети от 3 до 4 лет; второй блок — дети от 4 до 5 лет; третий блок — дети от 5 до 6 лет; четвертый блок — дети от 6 до 7 лет.

Также в программе представлено тематическое планирование, предусматривающее по 6 занятий для каждого возрастного блока; для каждого занятия расписаны тема, задачи, совместная деятельность педагога с детьми и совместная детско-родительская деятельность.

Занятия программы выстроены на использовании:

— народных и авторских, русских и зарубежных сказок;

— малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок;

— познавательных рассказов из круга детского чтения.

Для детей младшего дошкольного возраста отобраны простые и небольшие русские народные сказки, для детей старшего дошкольного возраста старше 5 лет — длинные авторские сказки, более глубокие по содержанию и сложные по восприятию.

Для содействия образному восприятию сказок используется иллюстративный материал: книжные иллюстрации в стиле И.Билибина, репродукции картин В. М. Васнецова, которые помогают детям ярче прочувствовать и понять образы героев и события сказки, образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства.

Каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

Художественно-продуктивная деятельность, разыгрывание детьми ключевых сюжетных сцен реализует деятельностный принцип психического развития детей: желания и потребности ребенка выразить свои отношения и представления, создают реальные психологические условия для формирования социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребенка. Обеспечивается не формальное усвоение духовно-нравственных представлений, знаний и норм поведения, а их практическое освоение и закрепление с переносом в реальную жизнь и взаимоотношения с ближайшим социальным окружением (семьей и сверстниками).

Реализация деятельностного принципа является наиболее ценным качеством предлагаемой программы, отличающей ее других программ, использующих духовно-нравственный потенциал сказок для воспитания детей дошкольного возраста.

Каждое занятие включает в себя ряд этапов:

1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.

2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи.

3. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность.

4. Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.

Включение семьи в круг занятий является еще одной особенностью программы. Рекомендации родителям по использованию сказочной силы сказок в семейном воспитании даются родителям по окончании каждого занятия, посвященного конкретным темам воспитания определенных качеств у детей: благодарности, трудолюбию и др. Но формирование позиции сотрудничества актуально для большинства родителей. Поэтому постепенное включение родителей в активное воспитание своих детей идет от принятия детских работ в виде подарков, до подготовки общих детско-родительских спектаклей, праздников и участия в семейных поездках и экскурсиях.

Для того чтобы подтвердить эффективность программы «Воспитание сказкой» Л.П. Гладких, мною был проведен цикл занятий в старшей группе МДОУ «Детский сад №12 «Звездочка» г. Ртищево Саратовской области». Во время проведения занятий мною был отмечен интерес детей к происходящему: дети вели себя активно, задавали вопросы, каждый ребенок стремился ответить хотя бы на один вопрос, дети с удовольствием слушали музыкальные фрагменты, делились своими впечатлениями, с интересом занимались продуктивной деятельностью.

Анализ программы занятий для детей дошкольного возраста «Воспитание сказкой» Л.П. Гладких и проведение цикла занятий для детей старшей группы показали, что данная программа может способствовать формированию позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира; активизации потребности и готовности проявлять совместное сострадание и радость; воспитанию чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; приобщению к опыту православной культуры, знакомству с формами традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильное участие в домашних делах; формированию деятельного отношения к труду и ответственности за свои дела и поступки.

Считаю, что данная программа может и должна реализовываться в детском саду.

Наше исследование показало, что восприятие народной сказки положительно влияет на развитие детей дошкольного возраста.

а) происходит активизация словаря;

б) сказка способствует развитию наглядно-действенного мышления и воображения;

в) зарождается самосознание, появляется первичная самооценка.

Нами были определены особенности восприятия русской народной сказки детьми дошкольного возраста. Процессу восприятия способствует:

а) становление основных психологических функций в данном возрасте;

б) развитие игровой деятельности;

в) процесс усвоения архетипических символов на бессознательном уровне;

г) правильное построение занятий по ознакомлению со сказкой;

д) наличие иллюстраций при ознакомлении со сказкой.

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

В сказке всегда есть четкая граница: это — Добро, а это — Зло, этот персонаж — плохой, а этот — хороший. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.

Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску. В нашей работе был проведен литературно-критический обзор основных теоретических положений по данному вопросу. В психолого-педагогической литературе роль народной сказки в становлении личности рассматривается как:

а) возможность нравственного воспитания;

б) способ передачи социального опыта;

в) процесс познания окружающего мира;

г) один из источников эмоциональной сферы;

д) источник развития эстетического восприятия.

Таким образом, сила воздействия сказки очевидна.

1. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки [Текст] /А.Н.Афанасьев.- В 3-х т., т.1. — М., 1957.

2. Ведерникова, Н.М. Русская народная сказка [Текст] /Н.М.Ведерникова. — М., 1975.

3. Запорожец, А.В. Неверович, Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] /А.В.Запорожец, Я.З.Неверович. — М., 1986.

4. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Психологическое развитие дошкольника [Текст] /Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. — М., 1998

5. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] /А.Д.Кошелева. — М., 1985.

6. Логинова, В.И. Саморукова, П.Г. Дошкольная педагогика[Текст] /В.И.Логинова, П.Г.Саморукова. — М., 1988.

7. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] /В.С.Мухина. — М., 1997.

8. Померанцева, Э.В. Русская народная сказка [Текст] /Э.В.Померанцева. — М., 1963.

9. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность [Текст] /В.Я.Пропп. — М., 1976.

10. Пушкин, А.С. Полн. собр. соч. В 6-ти т., т.3. — М., 1950.

11. Субботский, Е.В. Нравственное развитие дошкольников[Текст] /Е.В.Субботский// Вопросы психологии. — М., 1983.

12. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] /В.А.Сухомлинский. — Киев, 1969.

13. Ядэшко, В.И. Сохин, Ф.А. Дошкольная педагогика [Текст] /В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохин. — М., 1986.

14. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.-М.: Владос, 2004.

15. Аникин В.П., Русская народная сказка [Текст] /В.П.Аникин. — М., 1977.

16. А.С. Давыдов «Лучшая книга сказок» — М: 2003г.

17. «Большая книга пословиц и поговорок, потешек и загадок» — «Ленинградское издательство», 2003г.

18. Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой». — М.: 2000

19. С.В. Шамаева «Апология сказки».- М: 2000г.

20. В.В. Гербова «книга для чтения в детском саду и дома» — М: 2005г.

21. И.Г. Дмитриева, Е.А. Требухина «Целостный подход к духовно -нравственному воспитанию дошкольника». — М: 2005г.

22. О.А. Садилова «Волшебные сказки. Духовно — нравственное воспитание детей и подростков» — М: 2005г.

источник

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись ни чем иным, как основой сказкотерапии.

Термин «сказкотерапия» у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения. И говоря сегодня о применении сказок, в первую очередь, понимают под этим способы передачи знаний о духовном мире и социальной реализации человека, воспитательную систему, близкую природе человека

К сожалению, сегодня дети воспитываются не столько на русских народных сказках, сколько на диснеевских мультфильмах. Детские психологи считает это большим упущением родителей в деле воспитания детей. Многие малыши не слышали ни о Колобке, ни о Красной Шапочке, ни о Репке, и очень жаль. Потому что дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке. Очень многим детям родители не читают сказки.

Читайте также:  Анализы на дисбактериоз у детей минск

Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки.

Основой для планирования занятий по сказкотерапии являются разработки таких ученых-исследователей, как Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Ю. Соколов, Т.М. Грабенко и другие авторы методик по сказкотерапии. В своей работе педагоги могут использовать психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические и медитативные сказки, написанные перечисленными выше авторами специально для сказкотерапии.

Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Объект исследования — процесс воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — русские народные сказки как средство развития и воспитания детей.

Цель: исследовать русские народные сказки как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста.

) проанализировать литературу по данной теме;

) выявить роль сказки в воспитательном процессе детей;

) исследовать опыт педагогов.

Методы исследования: теоретический анализ специальной литературы.

Практическая значимость: анализ специальной литературы по теме исследования позволяет сделать соответствующие выводы по теме исследования, выявить педагогическую ценность русских народных сказок и затем реализовать на практике метод сказкотерапии в воспитании детей дошкольного возраста.

1. Теоретические основы исследования темы

.1 Сказка как жанр художественной литературы

Сказка, народная сказка, есть повествовательный фольклорный жанр. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи.

Сказка характеризуется как рассказ, т.е. она принадлежит к повествовательным жанрам. Этот признак так же еще не является решающим, т.к. имеются и другие повествовательные жанры (былина, баллада), которые не относятся к сказкам. Самое слово «сказка» обозначает нечто рассказываемое. Это значит, что народ воспринимает сказку как повествовательный жанр по преимуществу.

Крупнейший исследователь и собиратель сказки А.И.Никифоров много работал над методикой собирания. Он выпустил несколько специальных работ, посвященных сказке как форме.

Определение, данное Никифоровым, гласит: «Сказки — это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением».

Это определение есть результат научного понимания сказки, выраженный в кратчайшей формуле. Здесь даны все основные признаки, характеризующие сказку.

Другой признак, установленный Никифоровым, состоит в том, что сказка рассказывается с целью развлечения. Она принадлежит к развлекательным жанрам. Сказка имеет преимущественно эстетические функции, она — художественный жанр по своим целям и отличается этим от всех видов обрядовой поэзии, которая имеет прикладное значение.

Признак развлекательности стоит в связи с другим признаком сказки, выдвигаемым Никифоровым, а именно необычайностью события, составляющего содержание сказки. Необычайность понимается не только как необычайность фантастическая, но и как необычайность житейская, что дает возможность подводить под это определение и новеллистические сказки.

Последний признак, выдвигаемый Никифоровым, — специальное композиционно-стилистическое построение. Стиль и композицию мы можем объединить общим понятием поэтики и сказать, что сказка отличается специфической для нее поэтикой.

Есть, однако, один признак, хотя и намеченный, но недостаточно раскрытый Никифоровым и состоящий в том, что в действительность рассказанного не верят. Что сам народ понимает сказку как вымысел, видно не только из этимологии слова, но и из поговорки «Сказка — складка, песня — быль». [20]

Но сказки бывают не только народные, но и литературные. Народная сказка — творчество народа, а литературная сказка — плод авторского гения.

Сочетание в литературной сказке сказочного и волшебного, реального и обыденного делает ее двуплановой: одинаково интересной и детям и взрослым. Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом, быстрая смена событий.

Литературная сказка — целое направление в художественной литературе. Она выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.

Эпоха романтизма создала промежуточную стадию между народной и литературной сказкой. Романтики видели в произведениях устного народного творчества свои эстетические образцы, источники современной литературы и основу ее национального характера.

Литературная сказка часто заимствует опыт других жанров — романа, драмы, поэзии. Отсюда и элементы драматизма, лиризма, эпичности. В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы. Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской песенки. [3]

В.Я. Пропп сказал про сказку: Универсальность сказки, ее повсюдность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. Все виды литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями. Это происходит потому, что сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности. Сказка поэтична, задушевна, красива и глубока ее правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие; в ней сочетается детская наивность с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь. [9]

Для того чтобы понять, что такое сказка, приведем несколько определений сказки, взятых из разных источников И.В. Вачковым [3]:

Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание (В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994).

Повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил (С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986).

Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил (Словарь русского языка. М., 1988. Т. IV).

Один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел (Литературный энциклопедический словарь. М., 1988).

Краткая поучительная, чаще оптимистическая история, включающая правду и вымысел (С.К. Нартова-Бочавер. Хрестоматия. Сказки народов мира. М., 1996).

И это далеко не полный перечень определений сказки Л.С. Выготский пишет о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения; ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком [4].

В нашей стране изучением сказки занимался В.Я. Пропп. Проанализировав огромное количество сказок, он пришел к следующему выводу: сказки отличаются от других жанров однотипностью своего строения. Все сказки начинаются однотипно и также заканчиваются, но имеют самое разнообразное содержание[10].

В. Оклендер считает, что сказки уникальны не только как литературный жанр, но и как произведение, которое полностью понятно ребенку, как никакая другая форма искусства. Сказки обладают глубочайшим знанием, смыслом, они действительно попадают в самую точку, когда речь идет об основных всеобщих эмоциях: любви, ненависти, страхе, гневе, чувстве одиночества, изоляции и утраты. Сказки и народные сказания, подобно народной музыке, имеют глубокие корни в истории человечества и заключают в себе борьбу, конфликты, печаль и радость, с которыми люди сталкивались веками [6].

Сказка выполняет функцию социализации, т.е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту.

Сказке, как любому явлению искусства, присуща компенсаторная функция. Искусство в целом, в частности сказка, приходит на помощь человеку, раздвигая границы его индивидуального жизненного опыта.

Вариативная природа сказки пробуждает личность слушающего к собственной, индивидуальной интерпретации сюжета, образов, характеристик действующих лиц, их оценки, т.е. превращает слушателя из объекта воздействия в субъект взаимодействия, в соавтора сказки. Это выражается в индивидуальной визуализации текста, в своеобразии эмоционального переживания сюжета и т.д.

Во-вторых, сказке присуща креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности ребенка, его образное и абстрактное мышление. Фантастический мир сказки, наличие в ней ирреальных, вариативных элементов, способность «приглашать к соавторству» позволяют слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы отчужденности, пробудить «спящие», невыявленные творческие способности.

В-третьих, в сказке можно обнаружить голографическую функцию, проявляющуюся в трех основных формах.

Прежде всего, голографичность образных построений сказки проявляется в ее способности своим внутренним строем целокупно представлять мироздание в его трехмерном пространственном и временном измерениях.

Голографичность сказки можно трактовать в синестетическом смысле слова. Имеется в виду потенциальная способность сказки не только актуализировать все органы чувств (синестезия), но и быть основой, фундаментом для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.

Важно отметить и такой аспект голографичности сказки, как ее способность в малом являть большое, в локальном представлять глобальное, в микросюжете отражать макропроблемы.

В-четвертых, вполне естественно выделить развивающе-терапевтическую функцию сказки. Терапевтическая функция сказки имеет свои корни в той функции искусства в целом, которую Аристотель обозначал термином «катарсис» (очищение души, умиротворение, снятие стресса). Эта катарсическая функция искусства послужила основанием для формирования целого направления — эстетотерапии, т.е. лечения людей при помощи музыки, поэзии, живописи, танца. Сказка активно взаимодействует на эмоционально-образный потенциал личности ребенка [12].

В-пятых, учитывая этнонациональное своеобразие большинства сказок мира, можно говорить о культурно-этнической функции сказки. Через сказку любой слушатель, особенно, дети могут усвоить все богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа.

В-шестых, в исследованиях сказок с позиций литературоведения, педагогики, этнографии фиксируется и лексико-образная функция сказки, ее способность формировать языковую культуру ребенка, владение многозначностью народной речи, ее художественно-образным богатством, композиционно-сюжетной вариативностью.

Для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие своей внутренней жизни, творчества, питание эмоциональной сферы, чувств. В это время эмоции являются главным регулятором деятельности ребенка. Его интеллект еще очень слаб, он не готов еще обсуждать, он может только играть. Играть с тем, что творится у него внутри. Сказочный мир замечательно приспособлен для таких игр. Само творение сказки, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных поступков — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.

Сказка влияет на формирование таких качеств личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды; активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовывать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров; социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов. [6]

1.2 Восприятие сказки детьми дошкольного возраста

литературный сказка детский личность

Детство, детский возраст — период жизни человека, в котором ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников.

Дошкольный возраст, по словам В.С. Мухиной, это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения ребенка со сверстниками.[20]

В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношения к окружающему предметному миру, открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей.

В перипетиях отношений со взрослыми и сверстниками ребенок постоянно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношения со взрослыми интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

Вайолет Оклендер в своей книге Окна в мир ребенка отмечает, что сказки имеют большой психологический смысл и обладают большой привлекательностью и ценностью для ребенка.

Бруно Беттельхейм пишет: Сказка в разнообразных формах сообщают ребенку, что борьба с жизненными невзгодами неизбежна, это органическая часть человеческого существования, но если человек не оробеет, а стойко встретит неожиданные и неизбежные трудности, то преодолеет все препятствия и, в конце концов, окажется победителем .

Дорис Бретт считает, что рассказы, сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе, независимо от степени цивилизованности и образа жизни, детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Взрослым следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно. Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми .

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Л.Ф. Обухова [12] отмечает, что сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказку ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, с какими-либо абстрактными объектами (величинами объема, числами, и пр.), новыми понятиями.

Творчество немыслимо без фантазии и воображения, которые, в свою очередь, тесно связаны с развитием чувств. На эту связь указывал и Л.С. Выготский, отмечая, что «с деятельностью воображения тесно связано движение наших чувств». Единство в развитии чувств и фантазии приобщает ребенка к духовному богатству, накопленному человечеством. Сказка же — это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому, созидательному преобразованию. Фантастический, загадочный мир влечет к себе не только взрослых, он всегда был объектом пристального внимания детей всех времен и народов. Ребенок наполовину живет в воображаемом, нереальном мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразовывает его и себя. Ведь именно из этой сокровищницы малыш черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором он еще не умеет задумываться.

Хорошей сказке, считал С.Я. Маршак, свойственны «большой охват событий в быстром, даже стремительном темпе, с высокими подъемами и крутыми спусками, с живым, неподдельным чувством рассказчика, со смелыми обобщениями и выводами». Живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся юными слушателями. Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. [8]

«Целью сказки, — писал П.М. Соболев, — является развлечение слушателей, перенесение их внимания из реальной обстановки в мир идеального, фантастического». А известный фольклорист М.Е. Халанский определял сказку как «…рассказ, не имеющий иной цели, как воздействие на фантазию слушателей, и в основе своей заключающий вымышленное событие, интересное или самой своей невероятностью, или юмористическими подробностями». К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность — эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу». [8]

Если система активности ребенка разворачивается в пространстве детской игры, то систему мышления ребенка образует сказки. Согласно идеи Л.С. Выготского, психическое развитие опосредствуется освоением знаковых систем, развернутых в общении ребенка со взрослыми и культурно преобразующих его деятельность. Такой системой, опосредствующей психическое развитие ребенка-дошкольника и является сказка как особый культурологический феномен. [4]

Сказка, согласно исследователям мифологической школы в литературоведении, представляет собой превращенную форму мифа, специально обращенную к ребенку. В.Я. Пропп, рассматривая исторические основы волшебной сказки, полагает, что сказки были тесно связаны с ритуалом. [9]. А.Е. Метлинский прямо выводит сказку из мифа. Если рассматривать миф как особую систему мышления, то становится понятным, что сказка действительно выполняет в мышлении ребенка особые функции. Сказка позволяет детям в особой метафорической форме формулировать для себя специфические детские теоретические вопросы об устройстве Мира и решать проблему неопределенности (т.е. прогнозировать события).

В сказках постоянно происходят разнообразные превращения времени и пространства, что позволяет ребенку обнаружить их существование и осознать свои взаимоотношения с ними.

Образы сказок, отношения персонажей выступают у детей в качестве средств интерпретации явлений действительности, обоснования суждений, требований, аргументации тех или иных действий. Действительно, понятия добра, зла, хитрости, времени, пространства, меры и т.д. недоступны ребенку-дошкольнику в измерениях логического мышления, однако эти понятия вполне осмысленны и функциональны, когда они имеют образно-символические обозначения внутри пространства сказки.

Структуры сюжетно-ролевой игры и структура сказки по Проппу гомологичны друг другу: сюжет, роль, которая согласно Д.Б. Эльконину является единицей сюжетно-ролевой игры и, одновременно, отчетливо прослеживается в сказке в определенности действий ее персонажей. Источником правила, в том и другом случае является обряд, ритуал.

Сказка является также средством развития и самой детской игры, поскольку она расширяет пространство воображаемой ситуации. Сюжетосложение, как убедительно показано Н.Я. Михайленко и Н.Н. Поддъяковым, «способствует расширению содержания игры, активации творческого потенциала ребенка и подводит детей к игре-фантазированию», где ценным для ребенка становится не просто сам процесс, но и создание нового сюжета как творческого продукта деятельности.

Читайте также:  Анализы на детей у мужчин

В контексте сказки обретают полноту, выходят за границы обыденности такие понятия, как пространство, время, скорость, бесконечность и т.д. В пространстве сказки, внутри ее смыслов предметы, явления обретают многозначительность и неоднозначность, сакральность. Появляется возможность обретения отношения к миру как к тайне, ведь любой предмет в сказке может предстать перед ребенком в какой-то другой чудесной функции. [10]

Сказка для ребенка — это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

Знаменитый американский психолог и психиатр Бруно Беттельхайм утверждает: Детям нужны сказки (так называется его монография), ибо они являются необходимой пищей для развития личности.

Для педагогов же особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира, требует от читателя особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности, чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологический мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый вид восприятия — эстетический. Эстетическое восприятие развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимыми знаниями, накопления опыта переживаний и жизненных впечатлений. Потому так важна серьезная, продуманная работа со сказкой с самого начала приобщения ребенка к литературе. [1]

Почему сказка так эффективна в работе с детьми, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте? В учебном пособии под редакцией И.В. Дубровиной Психокоррекционная и развивающая работа с детьми приводятся следующие ответы на этот вопрос.

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний. Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать, понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Таким образом, считает Б.Беттельхейм, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.

Согласно А.В.Запорожцу [10], сочувствие, сопереживание, содействие героям сказки представляет собой формообразующий фактор в развитии ребенка. Способность к идентификации помогает ребенку расширить свой багаж жизненных ситуаций, чувств и решить какие-либо проблемы.

Таким образом, из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Из сказки можно вынести много уроков: нравственный, воспитание добрых чувств, речевая зарядка, развитие мышления и воображения, математические и экологические представления и т.д.

С помощью сказки ребенку можно объяснить множество явлений, т.к. сказка близка мышлению ребенка.

Образы сказок, отношения персонажей выступают у детей в качестве средств интерпретации явлений действительности, обоснования суждений, требований, аргументации тех или иных

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

2. Методические основы исследуемой темы

.1 Роль сказки в воспитании детей

Многолетняя привычка к логическому мышлению уводит взрослого из мира символов. Это — главная причина в различии восприятия народных сказок взрослым и ребенком. Кроме того, взрослый за свою жизнь создал много своих индивидуальных символов, и они чаще встречаются в его бессознательном языке, чем символы коллективного бессознательного.

Таким образом, сказка для ребенка, как сновидения для взрослого,- мост между сознанием и бессознательным и помогает ему строить свое «Я», свою сознательную часть в гармонии с бессознательным.

Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к взрослым, но чаще всего способы, которые предлагают взрослые, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что родители им помочь не могут. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?

И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности», т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.

. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение — результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.

. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным. Школьник сталкивается с трудностями, связанными с учебой. Подросток встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.

Работа со сказкой строится следующим образом:

) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Каждый этап обсуждается, т.к. важны чувства ребенка.

Занятие длится около часа. Хаотические, не поддающиеся рациональному выражению чувства, сказка преобразует с тройные метафоры. Например, чувства маленького мальчика к своему отцу. Это любовь, когда отец с ним ласков; ненависть, когда отец на него сердится; ревность, когда мама обнимает отца. Так кто же его отец? Добрый и справедливый властелин? Или злодей? Или похититель матери? В сказке есть король-отец, чтобы его любить, и Кащей Бессмертный, чтобы его бояться, и это подсказка ребенку: отец может быть добрым королем, и тогда его можно любить, а может быть Кащеем, похитившим мать, и тогда его можно бояться и ненавидеть.

Осознание своих негативных чувств — первый шаг к управлению ими. Второй шаг — проигрывание их, и здесь тоже может помочь сказка. Игра в сказочного героя или в сказочного злодея и есть управление своей агрессией. Кроме того, игра в злодея, то есть возможность быть плохим «понарошку», а потом снова стать хорошим, показывает ребенку, что после того, как он совершит ошибку или поступит дурно, он снова может стать хорошим, что он не останется плохим навсегда.

Как отмечает Желби Б. [3], ребенок, слушая, повторяя или выдумывая рассказы и сказки, дает волю своим чувствам, изливает дозу природной агрессивности. Некоторые рассказы вызывают у него страх, но это страх, замешанный на удовольствии и возбуждении. Неправильно полагать, что ребенок защищен от подобных эмоций. Напротив, желание эпизодически вспоминать мрачные и будоражащие воображение ситуации — признак хорошего психологического здоровья. Настораживать должны лишь излишества. Или, напротив, постоянный отказ слушать рассказы, содержащие элементы тревоги и беспокойства, может быть признаком нарушений. Уход от сложных ситуаций в жизни — это всегда признак неуверенности и страха, и если страх не является следствием реальной угрозы, то здесь можно говорить об определенном нарушении в душевном состоянии ребенка.

На занятиях и тренингах с использованием сказкотерапии психологи и педагоги, работая с конкретными проблемами, находят их первопричину и помогают пациенту достичь внутренней гармонии. Потому что и в сказке, и в жизни гармоничная личность выступает как созидатель, а дисгармоничная — как разрушитель. Любая сказка — это победа созидателя над разрушителем, то есть добра над злом.

Сейчас много пишут о полоролевой идентификации. Как ребенку разобраться как должен вести себя мужчина, а как женщина, если часто мамин стиль поведения — маскулинный, а папин — феминный? И в этом вопросе ребенку способна помочь сказка. Ведь в сказках представлены традиционные типы поведения: героев-мужчин всегда маскулинный, а женщин — феминный.

И еще одна важная роль сказки: слушая ее, ребенок идентифицируется с главным героем, и то, что герой сказки — младший ребенок, способствует этой идентификации. Действие сказки начинается с того, что герой оказывается в опасном положении и никого родных нет рядом. И герой всегда побеждает, потому что он не бежит от опасности, максимально включается в ситуацию и действует адекватно ей. Проживание опасной ситуации в своем воображении уменьшает страхи ребенка, повышает его уверенность в себе и помогает ему в жизни действовать, сосредотачиваясь на ситуации, а не на своих отрицательных эмоциях.

Часто причина тяжелых переживаний ребенка — это проблемы, связанные с его взрослением, рождение второго ребенка, конфликты в семье и многое другое. Порой кажется, что это — конец, но герой сказки проходит через смерть и возрождается «краше прежнего». Смерть героя сказки — это символ «кризиса роста», а счастливый конец сказки символизирует победу в этих психологических сражениях и возможность взрослеть.

Воображение, как активная действующая сила, дает простор творческим способностям ребенка. Это — источник веселья. Ребенку важен не практический результат фантазирования, а сам процесс творчества, от которого ребенок испытывает удовольствие, как от самостоятельной душевной деятельности.

Подавляющее большинство фантастических и сказочных историй, сочиненных ребенком, имеют компенсаторную природу. Чтобы поддержать душевное равновесие, они соответственно усиливают другую сторону. Для большинства детей метафора — это такая знакомая реальность, ведь наше детство соткано из сказок, мультфильмов, сказочных киногероев, именно они оказывают наибольшее воздействие на душу ребенка.

Непосредственность реакций лучше всего удается детям. Не мудрствуя над рассказанной историей, они просто ныряют в нее со всей безбрежностью своего воображения. Приведенное в действие, оно и является основным преобразующим и лечебным фактором: «Метафора разжигает воображение ребенка, превращая его в источник силы и самопознания» [16].

С особым значением воображения для жизни ребенка связана всем известная тяга детей ко всему фантастическому, любовь к сказкам и невероятным историям. Ребенок стихийно тянется к тому, что может дать новые приемы фантазирования, что помогает легче различить, что «по правде», а что «понарошку», легче установить границу между выдумкой и действительностью. Слушая небылицы, переживая их, ребенок в то же время постепенно воспитывает в себе критика.

Психологи, педагоги, психотерапевты все больше используют рассказ -сказку, притчу, миф — в своей работе. Именно контекст профессионального использования метода придает ему окончательный смысл и определяет результат. В одном случае мы имеем дело с действительно мощным воздействием, в другом — просто одной из многих техник, а в третьем терапевтическая метафора и сказка останутся симпатичными украшениями, что также неплохо и немало. Отличительной чертой здесь является методологическая простота использования сказки в повседневной педагогической практике при глубоком теоретическом обосновании. Эта простота приносит отличные результаты, помогая ребенку в сложном процессе социализации. Не мудрствуя над рассказанной историей, дети просто ныряют в нее. Приведенное в действие воображение и является основным преобразующим фактором [1].

2.2 Преимущества сказкотерапии в воспитании

В данном параграфе курсовой работы рассмотрен опыт педагогов по использованию сказкотерапии в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данный опыт был подобран нами из анализа статей в журналах по дошкольному воспитанию и образованию и анализа Интернет-сайтов, посвященных изучаемой теме исследования.

О.А. Абраменко — воспитатель детского сада №58 г. Иркутска, используя в своей работе метод сказкотерапии, ставит следующие цели и задачи:

обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;

развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;

уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;

развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки;

развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;

уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;

воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Во время непосредственной деятельности, О.А. Абраменко наблюдает, как ребенок реагирует на те или иные поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи; отследить позы ребенка, движения, мимику. Кроме комментариев ребенка педагог истолковывает невербальные сигналы, чтобы выявить наиболее значимые места. Обращает внимание на шутки и смех ребенка, на тревогу, на те моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания ребенка, на его комментарии по ходу рассказа.

Метод сказкотерапии О.А. Абраменко применяет в основном для детей младшего дошкольного возраста. Устные рассказы для детей — не новая и не единственная форма детской терапии, но особое сочетание приемов при сочинении таких рассказов может дать удивительные результаты. Сопереживая, ребенок легко погружается в свой внутренний мир, создать который помогает рассказчик своей историей, представляющей сложное сплетение наблюдений, обучающих навыков, интуитивных подсказок и целеполаганий. В результате ребенок получает ценный и важный посыл, стимулирующий его неповторимые ассоциации и переживания.

Педагог просит ребенка рассказать любимую сказку или рассказ, или наиболее запомнившуюся. В данном случае О.А. Абраменко исходят из положения, что сказки, прочно закрепившиеся в душе ребенка, являются плодами родительских предписаний и лежат в основе жизненных сценариев.

Другой педагог — Ю.И. Ситникова (воспитатель-методист детского сада № 213 г. Санкт-Петербурга) считает, что методом сказотерапии возможно решение следующих задач:

снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;

развитие умения преодолевать трудности и страхи;

выявление и поддержка творческих способностей;

формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

В ходе непосредственной деятельности по речевому развитию Ю.И. Ситникова осуществляет следующие основные виды деятельности детей:

. Слушание и запоминание сказок.

. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.

. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.

. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).

. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли).

. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.

В ходе своей работы Ю.И. Ситникова проводит комплексы упражнений по артикуляционной гимнастике, с использованием материала по устному народному творчеству. Ее программа исследования «В гостях у сказки» рассчитана на 4 недели.

На первом занятии показ упражнений артикуляционной гимнастики проводит сам педагог, выполнение заданий идёт синхронно: дети и педагог.

На втором занятии — показ может проводить педагог, а выполнять задания дети могут самостоятельно (с подсказкой педагога).

На третьем занятии — показ может проводить кто-то из детей (с подсказкой педагога) — а выполнять задания дети могут сами (с подсказкой ребёнка-ведущего).

На четвёртом занятии — и показ, и выполнение заданий могут проводиться только детьми.

Педагоги детского сада №4 г. Тюмени при использовании метода сказкотерапии в своей работе ставят следующие педагогические задачи:

) Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев.

) Активизировать словарь через диалоговую речь.

) Формировать умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию прочитанного.

) Формировать навыки пересказа: понравившегося отрывка, всего произведения, с продолжением, по ролям и т.д.

Приемы и методы (рассказываем сказку):

) Рассказчица (бабушка-загадушка, тетушка Арина и т.п.)

) Волшебный сундучок («рассказывают» предметы).

) Фланелеграф (рассказываем и показываем).

Все занятия педагоги детского сада проводят как игру-сказку, без дополнительных объяснений, только по показу действий.

Произведения русских народных сказок педагоги детского сада №4 подбирают таким образом, чтобы они знакомили детей с разными сторонами действительности: явления живой и неживой природы, миром человеческих отношений, произведениями культуры, миром собственных переживаний. Для детей подготовительной группы выбирают сказки более сложные по содержанию, но так же повторяют в свободное время сказки пройденные. Педагоги отмечают, что ребята любят их обыгрывать и обсуждать какие-то отдельные эпизоды, связанные с переживаниями героев, их превращениями. Часто воспитатели начинают сказку с присказки: «Сказка, сказка, прибаутка…» и т.д. после рассказа сказки узнают с помощью вопросов: поняли ли дети сказку, т.е. ее смысловое значение и чему учит та или иная сказа. Вносят соответствующие игрушки («Театр кукол») и спрашивают детей: «Из какой сказки пришли эти герои?» Также в детском саду устраивались конкурсы рисунков «Моя любимая сказка», вносились предметы ряжения, драматизации сказок, прослушивание сказок в грамзаписи и т.д. (работа проводится в средней и старшей группах).

Читайте также:  Анализы на дисбактериоз у детей инвитро

О.О. Быкова — педагог-психолог детского сада №82 г.Иркутска считает, что терапия сказкой помогает ребенку справиться со многими внутренними переживаниями. Маленькому человечку всегда проще передать нормы поведения и умение ориентироваться в разных жизненных ситуациях в игровой форме. С помощью сказочной метафоры ребенок сам делает нужные выводы. Рассказ о какой-нибудь капризной принцессе или «зайце-хвастуне» всегда эффективнее любых нотаций.

Сказкотерапия помогает замкнутому ребенку раскрыться, а слишком агрессивного и непоседливого учит задумываться. В процессе сказочной игры дети развивают речь и фантазию, творческие способности и логическое мышление. Разыгрывая сказочное представление или обсуждая сказку, они приобретают навыки общения.

Метод сказкотерапии позволит узнать о ребенке много нового. Например, отчего «Аленушка» или «Иванушка» боится темноты или часто плачет. Выражая свои внутренние переживания через сказочного героя, ребенок (иногда даже сам того не подозревая) может подсказать решение конкретной проблемы.

Сказочный тренинг можно построить в виде спектакля, где воспитатель превратится в режиссера, а дети — в актеров. Сказочное лицедейство очень им сродни, и это поможет обыграть любые ситуации легко, играючи.
В такое занятие при необходимости можно включать различные физические упражнения, логопедические и другие дополнительные развивающие и терапевтические занятия. О.О. Быкова представляет следующий примерный план сказочного тренинга:

. Вспомнить прошлое занятие и проговорить с детьми, какую сказку они разыгрывали, к каким выводам пришли.

. Познакомить ребят с новой сказочной историей на определенную тему (например, «К чему приводит жадность»). Хорошо изобразить ее в лицах — так сказка быстрее вызовет у ребят эмоциональный отклик.

. Упражнения и игры для закрепления нового опыта.

. Выводы, к которым привело занятие. Важно, чтобы разыгранное сказочное действие было связано с реальной жизнью.

Педагог-психолог О.О. Быкова считает, что для занятий по методу сказкотерапии хорошо использовать сказочные декорации и костюмы, музыкальный фон. Детям очень нравятся ритуалы, с которых занятие начинается и заканчивается. Например, катание яблочка по тарелочке — она «начинает показывать сказку». Можно просто передавать из рук в руки любой «волшебный» предмет (клубочек, золотое яйцо, плюшевого сказочного героя и т.д.). Пусть дети поздороваются друг с другом и пожелают всем счастья.

Рассмотрим также опыт В.В. Герасимовой (педагог — музыкальный руководитель детского сада №5 г.Озеры) по внедрению в практическую деятельность технологии «Сказкотерапия».

Сказки в своей деятельности с детьми педагог использовала всегда, в основном в праздниках и развлечениях. Когда она поставила перед собой задачу — повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, то решила более тщательно подойти к использованию этого мощного средства в своей деятельности.

В своей практике педагог отмечает следующие основные задачи «сказкотерапии»:

1. повышение внимания детей на занятиях,

2. развитие эмоциональной отзывчивости,

. развитие воображения, фантазии, творческих способностей.

В процессе использования технологии сказкотерапии можно применять методы и приёмы: куклотерапии, арттерапии, релаксирующие приемы песочной терапии, психогимнастику, мнемотехнику, моделирующую технику, пальчиковые игры, словесное комментирование, словесное фантазирование по музыкальной композиции, словесное рисование, пантомимические этюды и др.

На своих занятиях В.В. Герасимова в основном использует следующие приемы.

1. Сказка, предваряющая слушание или пение.

Короткая красочная сказка предваряет прослушивание программного произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад.

2. Сказка, иллюстрируемая музыкой.

Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует рассказ, сказку. Они помогают активному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений. Музыка, сопровождающая сказку, должна быть несложной и разнообразной по характеру, темпу, средствам, музыкальной выразительности. Обычно сказки сопровождают музыкой уже знакомой детям, иногда новой.

Исполнение музыкального произведения должно быть высоко-
художественным; рассказывать и петь нужно обязательно на память,
чтобы дети видели выражение лица исполнителя, и чтобы, в свою
очередь, исполнитель видел лица детей и мог судить, какое впечатление производит на них рассказ, музыка. Перед началом слушания музыки по сказке хорошо сделать
небольшое вступление, например: «Сейчас я вам расскажу про девочку Аленку». Она не послушала маму, побежала в лес за белочкой, и вот что с ней потом случилось». Такая форма занятий очень увлекает детей. Песни и музыку через
некоторое время нужно повторять. Когда дети хорошо усвоят музыку
и песни, можно провести концерт-загадку. Музыкальный руководитель говорит детям: «Я буду играть, а вы внимательно слушайте и постарайтесь отгадать, что я играю». Исполняется музыка уже знакомая детям.
После прослушивания музыки и песен дети охотно слушают сказку еще раз. 3. Драматизация по мотивам сказок. Кукольный театр. В ходе занятия разучивают короткие этюды сказочного содержания. («Лисичка и зайчик», «Медвежонок и пчелы» и др.) Играют в подвижные игры с участием сказочных героев. 4. Придумывание сказок детьми. Используется методика «Придумай сказку» (старшая, подготовительная группы). Детям дается задание придумать сказку, после прослушивания музыкального произведения (1-3 предложения)

Сила психотерапевтического и воспитательного воздействия сказки очевидна.

Активно включая сказки в занятия с детьми, педагоги развивают фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учат малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняя сказки или придумывая творческие рассказы.

Таким образом, сказки открывают ребенку удивительный мир.

Любовь детей к сказочным занятиям, отзывы педагогов и родителей о положительном влиянии таковых на детей, данные различных диагностик позволяют специалистам сделать вывод об эффективности метода сказкотерапии и необходимости продолжать данную работу с целью формирования у детей положительного мировосприятия, адекватной самооценки, веры в собственные интеллектуальные и физические силы.

Сказкотерапия — метод достаточно известный в педагогических кругах, но, судя по страницам психолого-педагогической периодики, в детских садах недостаточно используемый. Анализ статей из журналов и некоторых интернет-сайтов позволил все же подобрать материал о проведении педагогами занятий с использованием метода сказкотерапии, который показывает, что взаимодействие педагогов ДОУ с детьми при помощи сказкотерапии проходит очень плодотворно и интересно.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что сказкотерапия является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного возраста.

Основной вывод данной работы состоит в том, что применение сказки в процессе воспитания детей дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания.

Знакомство с культурой нации посредством фольклора, сказки, несомненно оказывает воспитательный эффект. Сочинение собственных сказок развивает творческое воображение у детей дошкольного возраста.

Анализ литературы по теме исследования показал, что сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям педагогов действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой его сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.

Разнообразие форм работы со сказками, а также многогранность смыслов одной и той же сказки создают идеальные условия для разработки и проведения мероприятий в образовательных учреждениях с использованием методов сказкотерапии.

Анализ статей из журналов и некоторых интернет-сайтов позволил подобрать материал о проведении педагогами занятий с использованием метода сказкотерапии, который показывает, что взаимодействие педагогов ДОУ с детьми при помощи сказкотерапии проходит очень плодотворно и интересно.

Дальнейшая научно-практическая работа в направлении разработки эффективных методов воспитания посредством сказкотерапии для различных возрастных периодов представляется особенно интересной.

.Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии //Вопросы психологии. — 2006. -№2. — с 73-85.

.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с нем. Под общей редакцией д.ф.н. М.С. Мацковского. — СПб -М.: «Университетская книга» ACT. 2007.

.Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. — М., 2010.

.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк.: книга для учителя. — М.: «Просвещение», 1991.

.Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником.// Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А.Урунтаева -М.: изд. «Педагогика», 1998.- 138 с.

.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб., 2009. — 310 с.

.Калунина Е. Воспитание сказкой // Дошкольное воспитание. 2008. — №7. — С.34-37.

.Новлянская 3.Н. Почему дети фантазируют? — М: «Знание», 1987.

.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.

.Пропп В.Я. Морфология сказки. 2-е из. — М., Наука, 1969.

.Расскажи мне сказку / Сост. Э.И.Иванова. М.: Изд. «Просвещение», 1993. -464 с.

.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Изд. «Питер», 1998. — 453 с.

.Родари Дж. Грамматика фантазии. М.,1990

.Сказки, придуманные детьми // Ребенок в детском саду. — 2007. — № 4. -С.51-54.

.Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия // Дошкольное воспитание. 2010. — №4. — С.15-19.

.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. — М.: Изд. «Просвещение», 1998. — 254 с.

.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М, 1999.

.Флёрина Е.А. Рассказывание в дошкольной практике.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.-560с.

.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. — М.: ООО «Издательство ACT», 2010. — 464 с.

.Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. Пер. с англ. Ю. М. Донца. Под общ. ред. В. В. Зеленского. — СПБ.: БСК, 2007.

.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Маленькие игры в большое счастье: метод сказкотерапии // Дошкольное воспитание. 2009. — №1. — С.17-19.

.Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Как попасть в сказку // Дошкольник. 2008. — №5. — С.8-10.

Развивающее занятие по сказке «Репка» в подготовительной к школе группе (основная реализуемая в ДОУ программа «Детский сад — дом радости»)

Цель: активизировать дидактический компонент сказки, развивать интеллект детей, учить действовать динамично, слаженно, последовательно. Знакомить с элементами рационального хозяйствования. Воспитывать доброту и отзывчивость.

Материалы и оборудование: настольная лампа «Волшебный шар», семена репы в прозрачной упаковке, модель — разделение круга на части, кубики, настольный театр — персонажи сказки «Репка», шапочки — маски персонажей сказки «Репка», фонограмма.

Конспект занятия по частямРешаемые задачиЗдравствуйте ребята, мы с вами снова сегодня в гостях у сказки, это хорошо знакомая вам сказка, называется она «Репка». Но это «старая сказка, да на новый лад». Чтобы опять попасть в сказку мы должны согреть наш волшебный шарик своими руками и доброй улыбкой. Передавайте шарик, дарите друг другу доброту своих глаз и тепло ваших рук. Не забывайте, что в сказку вход открыт только добрым людям. Посмотрите, наш шарик загорелся и завертелся (ставится на подставку и незаметно включается), значит мы с вами уже в сказке.Упражнение наэмпатию. Создание таинственной, сказочной обстановки. Настрой на взаимодействие.А кто помнит какими словами начинается сказка? Молодцы! «Посадил дед репку»Развитие памятиА как дальше там? «Выросла репка большая-пребольшая!» Прямо так сразу и выросла? А как? Сначала землю вскопал, потом разровнял граблями, затем сделал ямку, посадил семена, потом поливал, потом полол, опять поливал, и так пока репка не выросла. Давайте мы поможем деду за огородом ухаживать (пантомима под музыку).Закрепление трудовых операций, формирование эмоционально- положительного восприятия труда.Ребята, а кто видел семечко репки. Посмотрите. (Детям передается для рассмотрения семя репы) Какое оно? (Маленькое) А репка какая выросла? (Большая — пребольшая) А по сравнению с репкой семечко сильно маленькое, как сказать? (Маленькое — премаленькое) Покажите «маленькое — премаленькое — большая — пребольшая (несколько раз, меняя высоту голоса)»Закрепление противоположных понятий, обозначающих крайние величины, словообразование. Развитие умения координировать голос с мимическими движениями, движениями рук.А как вы думаете, тяжело было репке расти? Как она росла? Медленно. Сначала корешочек, потом росточек, листик за листиком, формировалась, наливалась. Давайте поможем семечку (пантомима «Репка растет» под музыку). Вот и выросла наша репка.Развитие воображения, воплощение мыслеобраза в телесное выражение. Формирование силы воли, через умение концентрировать внимание на заданных группах мышцСтал дед репку из земли тащить. Тянет — потянет вытащить не может (под музыку)Упражнение на чередование напряжения с расслаблением, учить наблюдать за ощущениями в телеТянул, тянул. Руки смозолил. Подуем на руки, остудим ладони, с-с-с-с, еще. Вдыхаем глубоко, через нос, надуваем живот, медленно выпускаем воздух.Отработка правильного диафрагмального дыхания, звукопроизношенияЧто дальше? Позвал дед бабку. Как позвал? А бабка не идет, не хочет, другим делом занята. Как же деду ее позвать, чтоб пришла, помогла? (ответы детей) Громче? Ну попробуйте, а она все равно не хочет идти, хоть закричись. Как же позвать? Правильно, надо ласково бабку позвать. Давайте попробуем. «Бабулечка — красотулечка, иди, пожалуйста, сюда, помоги репку тянуть!» Прибежала бабка.Стимулирование детей на проявления чувств любви, уважения. Учить вежливому обращению к окружающим с вежливой просьбойБабка за дедку, дедка за репку. Тянут — потянут, вытянуть не могут (под музыку) (этот и предыдущий момент повторяется со всеми персонажами)Отработка напряжения по контрасту с расслаблениемВытянули репку. Отдыхают (под музыку). Опустили голову, руки на коленях ладонями вверх, расслабили тело. Думают все, что же теперь с репкой делать?Формирование умения ритмично и мягко дышать, погружаясь в со- стояние покояЧто делать с репкой, что из нее можно приготовить? Как бы вы сейчас поступили с Репкой, если бы у вас не было столько помощников (лопата, бульдозер, экскаватор)Развитие мышленияУ нас персонажей 6. Как же нам репку поделить? (работа с моделью)Повторение состава числа и способа деления формы на 6 равных частей ( 6 это 3 да 3 и т.д.)А кошка и Жучка едят репку, что же делать им с их частями? Добрые звери — мышке отдали. А почему? ( Кошку и Жучку дед и баба кормят, они должны помогать, а мышка не домашняя, она добровольно помогала, и еще мышка маленькая, ей трудно запасы на зиму делать)Развитие мышления. Воспитание добрых чувств, активизация чувства справедливостиКак сохранить мышке овощ репку на зиму? (Засушить, засолить в банке, заморозить в домашней морозильной камере)Развитие логического мышленияВстанем в цепочку, поможем мышке сложить кусочки высушенной репки в норку (под музыку)Развитие умения тонко чувствовать окружающее пространство, точно и выразительно взаимодействовать с партнера- ми и предметами(Демонстрация настольного театра) Сколько же героев действует в нашей сказке. 6. Это много или мало. (Много) Как мы называем предметы, когда их много. Правильно, множество. Как мы назовем множество, в которое входят все персонажи? (Множество героев сказки «Репка») А посмотрите, наше множество состоит из одинаковых членов? (Нет) Давайте разобьем наше большое множество на несколько маленьких. (Дед, баба, внучка — множество людей, Жучка и кошка — множество домашних животных) А мышку куда? Множество — ЗНАЧИТ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЬ МНОГО, НО НЕ СУДИТЕ О МНОЖЕСТВЕ СТРОГО — ЕСЛИ ОДИН ИЛИ ДВА ЛИШЬ ПРЕДМЕТА, ВСЕ-ТАКИ МАЛОЕ МНОЖЕСТВО ЭТО Правильно, это будет единичное множество. Только как мы его назовем? (Мышка не совсем домашнее животное, но и не совсем дикое, потому что живет все-таки дома.) Давайте мы по другим признакам ее назовем. Что больше всего любит делать мышка? (Грызть). Как мы ее назовем? ( Грызун). Равны ли множества по количеству членов?(3 человека, 2 домашних животных, 1 грызун — убывает на 1)Повторение математического понятия «Множество». Словообразование. Развитие фантазии, воображения, логического и ассоциативного мышления, умения сравнивать, обобщать делать выводы. Учить выражать связно, свободно и ясно свои мысли. Терпеливо слушать других..А давай те еще раз посмотрим, кто за кем пришел. (Вызывание детей) Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку. Почему мышка не взялась за дедку? (Потому что ее еще не было, она пришла самая последняя) Вот в чем дело. Давайте выстроим всех по порядку и у нас получится последовательность прихода героев. А теперь обратимся к другому месту сказки, где говорится, как они репку тянули: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку. Теперь у нас получилось в обратную сторону, это обратная последовательность. Мы ее построили по другому закону: кто за кого тянул. Теперь на первом месте будет мышка , а она которая, шестая. кошка которая? Пятая. И т.д. (Выстроим из детей прямую и обратную последовательность с использованием шапочек-масок)Знакомство с математическим понятием «последовательность». Отработка правильных ответов на вопрос «который?». Развитие творческого мышления.В нашей сказке теперь все довольны. И в последовательности разобрались, и репку вытащили и вкусное приготовили, наелись, плясать захотели. Выберите из этих картинок, какое чувство сейчас у героев сказки, назовите его (из 12 изображений эмоций выбирают радость и удовольствие). А когда у вас такие чувства, под какую музыку вам хочется танцевать? (веселую) Ну так танцуйте, как умеете вместе с нашими героями (под музыку русского народного танца «Барыня»)Расширение представлений об эмоциях и связанных с ними физических состояниях.. Снятие эмоционального и телесного напряжения.Плясали — плясали. Устали. Легли отдохнуть, и вы прилягте, чтобы отдохнуть, о том, что было поразмышлять, да о будущем подумать. (Резюме и релаксация под музыку)Формировать способности регулировать процессы возбуждения и торможения, умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.Вот и кончилась наша сказка, потух волшебный шарик. На живот перевернулись, Потянулись — потянулись, встали — снова потянулись и друг другу улыбнулись. Строим башенку из кулачков. Всем — всем до свиданья и спасибо за вниманье.Отработка привычно ритуальных действий для безболезненного перехода к повседневной деятельности в группе.

Теги: Педагогическая ценность русских народных сказок в работе с детьми дошкольного возраста Курсовая работа (теория) Педагогика

источник