Меню Рубрики

Анализ сказки рукавичка для детей

Русскую народную сказку «Теремок» мы знаем с детства. Сюжет известный: звери ищут дом и поселяются вместе с соседями. Ход событий довольно распространённый, имеет много вариантов и модификаций. Иногда теремком может стать такой простой предмет, как, например, рукавичка. Сказка с подобным названием строится по тому же принципу, но имеет несколько изменений в сюжете. Из теремка звери разбегаются, потому что его ломает медведь, а из рукавички — пугаясь звонкого собачьего лая.

Однажды отправился дед за дровами, Жучка с ним увязалась. Пока шли лесом, у деда рукавичка выпала, а он и не заметил.

Лежит рукавичка на снегу, а мимо мышка по своим делам бежит, остановилась и задумалась:

Прыгнула внутрь и поселилась там. Живёт себе, поживает. А к рукавичке лягушка прискакала. Лапки зимой на снегу мёрзнут, вот и решила погреться. Заглянула она в рукавичку и говорит:

— Ах, какая рукавица! Вот бы мне в ней поселиться!

— Я — мышка – серая шалунишка, я тут проживаю. А ты кто?

— Я – лягушка – весёлая поскакушка. Для меня место найдётся?

Живут они, поживают, горя не знают. А к рукавичке зайчик прискакал, присмотрелся и говорит:

— Ах, какая рукавица! Вот бы мне в ней поселиться!

А мышка с лягушкой ему из рукавицы говорят:

— Мы тут живём, мышка – серая шалунишка и лягушка – весёлая поскакушка. А ты кто?

— Я зайка – быстрый побегайка. Для меня место найдётся?

Теперь уже втроём живут они, поживают, горя не знают. А рукавичку лиса приметила, подошла осторожно, принюхалась и говорит:

— Ах, какая рукавица! Вот бы мне в ней поселиться!

А звери из рукавицы отзываются:

— Мы тут живём! Мышка – серая шалунишка, лягушка – весёлая поскакушка, зайка – быстрый побегайка. А ты кто?

— А я лиса – рыжая краса. Для меня место найдётся?

Поместились вчетвером, живут-поживают, а по лесу волк рыщет, добычу ищет, к рукавичке подошёл. И говорит:

— Вот так чудо-рукавица! Надо мне в ней поселиться!

Полез в рукавичку, а звери говорят:

— Здесь уже мы живём! Мышка – серая шалунишка, Лягушка – весёлая поскакушка, Зайка – быстрый побегайка и Лиса – рыжая краса. А ты кто?

— А я волчище – острые зубищи. Пустите, а?

— Тесновато у нас, да уж ладно, заходи, вместе веселее!

Стали они впятером хозяйничать, но долго ли, коротко ли, к рукавичке кабан прибрёл. И говорит:

— Что за чудо-рукавица! Может, мне в ней поселиться!?

Только собрался в рукавичку ползти, как звери из неё:

— Рукавичка и так жильцов полна, мы тут живём! Мышка – серая шалунишка, Лягушка – весёлая поскакушка, Зайка – быстрый побегайка, Лиса – рыжая краса и Волчище – острые зубищи. А ты кто?

— А я — Кабан-клыкан. И я с вами жить хочу!

— Очень уж тесно у нас, да уж ладно, заходи, вместе веселее!

Еле разместились звери вшестером в рукавичке, друг к дружке прижались, греются, а тут ещё медведь мимо идёт.

— Это что за рукавица? Вот где мне бы поселиться!

— Места в рукавичке нет! Мы тут живём! Мышка – серая шалунишка, Лягушка – весёлая поскакушка, Зайка – быстрый побегайка, Лиса – рыжая краса, Волчище – острые зубищи да Кабан-клыкан. А ты кто?

— А я Мишка – косолапый топтыжка. Пустите и меня!

— Как же мы тебя пустим, нам самим места мало!

Как заревёт тут медведь! Горестно так, жалобно. Звери и спрашивают:

Подвинулись звери, ещё плотнее друг к дружке прижались. Не замерзать же мишке.

— Влезай уж, погрейся немного.

Полез медведь внутрь, рукавичка аж по швам затрещала.

Много ли, мало ли времени прошло, только опомнился дед, заметил, что рукавица пропала. Решил он по следам своим обратно вернуться. Жучке велел рукавицу искать, она вперёд него побежала и нашла рукавичку, хотела схватить, да увидела, что рукавица лесных жителей полна. Подняла Жучка лай:

Звонко так лает, заливисто. Испугались звери, начали из рукавики выскакивать, да наутёк пускаться. Вылез Мишка – косолапый топтыжка, в лес потопал, за ним Кабан-клыкан да Волчище – острые зубищи выскочили — и только их и видели! Лиса – рыжая краса из рукавички появилась, хвостиком махнула и скорее побежала, а за ней уж и Зайка – быстрый побегайка с Лягушкой – весёлой поскакушкой упрыгали, только Мышка – серая шалунишка выскочить успела, как дед подошёл. Поднял варежку, Жучку погладил, похвалил за то, что нашлась рукавичка.

Сказка – ложь, да в ней – намёк!

Сказка учит быть гостеприимным, дружелюбным, заботиться о ближних. Звери жалеют друг друга, не дают замёрзнуть, пускают в жилище каждого нового товарища, при этом сами теснятся, испытывают неудобства.

Казалось бы, очень незатейливое содержание, но почему же так нравится малышам сказка «Рукавичка»? Текст её наполнен красочными именами животных, логическими повторами, которые быстро запоминаются малышами и развивают их речь.

Благодаря чётко выстроенному действию героев, произведение хорошо подходит для инсценирования. Думаю, в доме, где любят играть с малышом, обязательно найдутся игрушечные звери и рукавичка. Обыгранная сказка вызовет у ребёнка восторг. Даже привычные игрушки в новой ситуации покажутся детям привлекательнее, чем картинки в книжке. Такой домашний театр может стать отличным способом творческого развития малыша. Даже если вы найдёте всего одного-двух героев, обязательно покажите маленькое представление детям и привлеките к показу их самих. Если ребёнок проявит фантазию, творчество, то поселит в рукавичке своих любимых игрушек, которых нет в сюжете: пусть вместо мышки там живет белка или черепашка.

С детьми постарше можно провести беседу по содержанию. Задайте им вопросы. Как рукавичка оказалась в лесу? Кто её уронил? Назови, кого вместила рукавичка? Сказка учит по-доброму относиться к другим? Сочините с детьми новый конец к сказке. Введите новых героев, новые действия. Творите! Выдумывате!

По мотивам сказки можно придумать массу творческих заданий. Например, вырежьте из листа рукавицу и попросите её украсить орнаментом с помощью рисования или аппликации. Задание понравится и малышам, и детям постарше. Устройте выставку расписных рукавичек. Распечатайте и предложите детям раскраски по мотивам сказки.

источник

Автор: Жмуренко Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ д/с № 18 «Кораблик», п. Развилка, Ленинского р-на, Московской обл.
Описание: данный материал адресован воспитателям детского сада, учителям начальных классов, а также может быть интересен родителям в организации детского чтения.
Значение русской народной сказки в процессе воспитания и становления личности ребенка не оспоримо, для современных детей, родившихся и растущих в городских условиях, оно еще более актуально — ребенок не знает, затрудняется ответить, что значит «гумно», «сусеки», «пуща», «рубище» и тому подобное, потому что не знаком с элементами деревенского быта. Так называемые «архаизмы» или устаревшие слова народных сказок открывают богатейший мир великого русского языка.
Русский народный фольклор самобытен, существует вне традиций и времени, он воплощает опыт, накопленный многими поколениями наших предков и основу русского менталитета, систему ценностей нашего народа, которую нам безусловно важно передать по наследству нашим детям. Репертуар детского чтения современного ребенка бесспорно должен включать произведения устного народного творчества, наряду с потешками, пестушками, прибаутками, песенками, колыбельными и простые добрые сказки.
Народная сказка ненавязчиво формирует у ребенка здоровое нравственное восприятие окружающей действительности, соответствующее традициям, ментальным установкам, которые приняты в данной стране. Читая и перечитывая малышу русские народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и многие другие, мы исподволь предлагаем ребенку опыт и мудрость русского народа.
Выразительные, яркие, красноречивые, самобытные сюжеты русских народных сказок подчиняются ряду правил: множественные повторы, большое количество символики, скрытого и явного смысла, чередование «наказаний» и «поощрений» героя сказки в зависимости от его поступков. Таким образом, наши предки формировали модель правильного и неправильного поведения, закладывая понимание возможности исправить допущенную ошибку, что позволяет ребенку при чтении народной сказки самостоятельно делать доступные детскому пониманию выводы. Таким образом, у ребенка развиваются мыслительные процессы и формируются правильные жизненные, моральные установки.
Сказки являются своеобразным нравственным кодексом народа, а поступки героев сказки являются примером модели поведения человека в реальности.

Литературно-художественного анализа произведения (сказки)
План

1. Название произведения, жанр (вид для сказки) (автор для авторских произведений)
2. Тема (о ком, чём — по основным событиям)

По жанру: «Лисичка – сестричка и серый волк» — русская народная сказка о диких животных.
Тема сказки: В этой сказке рассказывается об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о доброте и жадности.
Идея сказки: Сказка учит отличать добро от зла, говорит о том, что далеко не все красивые и льстивые речи стоит слушать. Сказка говорит о том, что как бы вам не хотелось без особых усилий получить желаемое, не всегда самый быстрый и легкий путь – самый правильный. Для достижения хороших результатов не стоит обманывать, нужно стараться и трудиться для достижения своей цели.
Главные герои сказки — это лисичка – сестричка и серый волк.
Лисичка-сестричка:
— хитрая плутовка, обманщица: 1). «лежит себе как мертвая»; 2). «Эх, братец, — говорит лисичка-сестричка, — у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.»;
— умная, ловкая, воровка: «…лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла.»;
— жадная, безжалостная: 1). «А лиса: «Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»;
2). Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт».
Волк:
— доверчивый, глупый: 1). «Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и сидит»; 2). «Надоело волку сидеть. Хочет он вытянуть хвост из проруби, а лиса говорит: «Погоди, волчок, ещё мало наловил!» И опять начали приговаривать каждый своё. А мороз всё сильней да сильней. Волчий хвост и приморозило. Волк потянул, да не тут-то было.;
— добрый: «И то правда, — говорит волк, — где уж тебе, сестрица, идти; садись на меня, я тебя довезу. Лисичка села ему на спину, он её и понёс.)
Художественное своеобразие произведения:
Композиция:
Присказка («Жили себе дед да баба»), экспозиция («Дед говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой». Наловил рыбы и везет домой целый воз»), завязка («А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла.»), развитие действия (в данной сказке — это соединение нескольких эпизодов, расположенных по нарастающей: В сказке три эпизода (три сюжетных мотива) – “Лиса крадет рыбу из саней”, “Волк у проруби”, “Битый небитого везет».), кульминация («Наступило утро. Пошли бабы на прорубь за водой, увидели волка и кричат: «Волк, волк! Бейте его! Бейте его!» Прибежали и начали колотить: кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать») и развязка («…Так, сестрица, так!»).
Приёмы:
Анимизм (животное выглядит и ведёт себя как животное, но оно как бы мыслит, думает, переживает), например, 1. «А лисичка бегает вокруг волка да приговаривает: «Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»; 2. ««Вот сколько рыбы привалило! — думает волк. — И не вытащишь!»
Антропоморфизм (очеловечивание), например, «Что ты там, лисонька, говоришь? — спрашивает волк. «Это я тебе, волчок, помогаю, — говорю: ловись, рыбка, да ещё побольше!»
Сказка написана повествовательно с короткими диалогами героев. Используются старые русские слова: полно, поживится, рогожа, эка, коромысло, кадка.
Используются приговоры: «Ловись рыбка мала и велика», «Битый небитого везёт…»

Вывод сказки: Через эту сказку хорошо прослеживается быт деревенской жизни. А так же на занятиях по сказке можно затронуть мысль о различных ситуациях, в которых нужно прислушаться и поступить, как нам говорят, а где надо подумать, можно ли так поступать. Можно разобрать ситуации вместе с детьми: Лиса и дед, лиса и волк и т.д.

источник

Урок по литературному чтению в 1 классе. Тема урока. Русская народная сказка «Рукавичка»

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению в 1 классе.Тема урока. Русская народная сказка «Рукавичка»»

Урок по литературному чтению в 1 классе. Тема урока. Русская народная сказка «Рукавичка»

  • Чтоб умным человеком стать-
  • Учись читать, учись читать.
  • И помни: каждый ученик Не может жить без добрых книг.

  • БУ – БЮ БА – БЯ
  • ВУ – ВЮ ВА – ВЯ
  • ГУ – ГЮ ГА – ГЯ
  • ЛУ – ЛЮ ЛА – ЛЯ
  • РУ – РЮ РА — РЯ

О-ПА-ДА-ЮТ ЛИС-ТЬЯ В СЕН-ТЯБ-РЕ

  • ГА – ГУ – ГЫ – КА – ГО –ЕСТЬ ИГРУШКИ У МАР-ГО
  • ВИЧ – РЫК – МАК – ТОК – БАК –
  • ЧИ-ТА-ЕМ МЫ НЕ ПРОСТО ТАК
  • АК – ОК – ИК – КА – УК – НА ЛИСТ УСЕЛСЯ МАЙ- СКИЙ ЖУК

Не по-вер- нуть-ся- не повернуться

Читайте также:  Анализ работы по охране жизни детей

Бро-си-лись врас-сып-ну-ю-бросились врвссыпную

  • Понравилась ли вам сказка? О ком она?
  • Назовите героев.
  • С чего начинается сюжет?
  • Кто первым поселился в рукавичке?
  • Кто был последним?
  • Пустили ли звери медведя в рукавичку?
  • Кто испугал зверей?

Анализ и сравнение сказок «Теремок» и «Рукавичка»

  • Расположите персонажей сказок по порядку .
  • Чем они похожи?
  • Чем отличаются?

Корова, сорока, мышка, медведь, белка, лисичка, зайка, слон, синица, лягушка, волк, воробей, кабан.

Игра «Найди нужный сюжет в сказке»

— С каким произведением мы сегодня познакомились?

  • Кто его автор?
  • Чему учит нас сказка « Рукавичка»?

  • Жить – Родине служить.
  • Учение – свет, а неученье – тьма.
  • В тесноте, да не в обиде.
  • Сила сломит все, а ум – силу.

источник

Сравнительный анализ сказок с одинаковым сюжетом (на примере русской народной сказки «Теремок» и украинской народной сказки «Рукавичка»)

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (Тюменская область)

Сравнительный анализ сказок с одинаковым сюжетом

(на примере русской народной сказки «Теремок»

и украинской народной сказки «Рукавичка»)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»

Глава I. Сказка как жанр литературы. ………………………. 4

Глава II. Сравнительный анализ сказок с одинаковым сюжетом (на примере русской народной сказки «Теремок» и украинской народной сказки «Рукавичка»

Во втором классе на уроках литературного чтения я узнала, что сказки возникли очень давно, когда люди и писать еще не умели. Сначала сказка создавалась каким-нибудь певцом или рассказчиком, имя которого никто не запомнил. Если это произведение неизвестного автора было удачным, оно запоминалось и передавалось из уст в уста. Так сказка стала произведением устного народного творчества. Каждый сказитель вносил в сказку что-то свое, так появились народные сказки.

Сказок очень много. Но среди них есть и самые дорогие, самые любимые, самые первые. С детства мне хорошо известна русская народная сказка «Теремок», которую много раз слышала от мамы. А вот бабушка, рассказывая эту же сказку, называла ее «Рукавичка».

Объект исследования: русская народная сказка «Теремок» в обработке М. Булатова и украинская народная сказка «Рукавичка», записанная в Борисполе близ Переяслава (Полтавщины).

Предмет исследования: художественный мир сказок.

Гипотеза исследования: в сказках разных народов формируется единая система ценностей.

Цель работы: исследовать художественный мир сказок «Теремок» и «Рукавичка».

Всё это определяет задачи исследования:

    сравнить сюжеты сказок; выявить общее начало в сказках; определить, что изменяли в сказке разные сказители.

Актуальность исследования объясняется интересом младших школьников к сказкам как жанру художественной литературы, который в доступной форме раскрывает понятие «добро» и «зло».

Организация и этапы исследования:

2012 год – анализ художественного мира сказок «Теремок» и «Рукавичка», изучение справочной литературы по данному вопросу;

2013 год — обобщение результатов исследования, оформление текста научной статьи.

При проведении данного исследования использовались следующие методы:

    анализ содержания сказок «Теремок» и «Рукавичка»; изучение справочной литературы; систематизация материала.

Материалы данного исследования могут быть использованы на уроках литературного чтения, и на классных часах с духовно-нравственным содержанием.

Сказка как жанр литературы

У каждого народа издревле существует культура звучащего слова. Это народное творчество называется фольклором. Русский народ на протяжении веков также создавал бесценные памятники слова: былины, песни, частушки, загадки, пословицы, поговорки и сказки.

«Колобок», «Репка», «Теремок» — эти сказки рассказывали нам родители, когда мы были маленькими, и они стали первыми книжками, которые мы прочитали сами.

Подберём к слову «сказка» родственные слова. Сказка – сказывать – рассказывать. Теперь понятно, что сказка – это то, что рассказывается, это устный рассказ о чём-либо интересном. А всякий ли интересный рассказ является сказкой? Конечно же, нет!

Народ сам в своих пословицах и поговорка отметил ещё одну особенность сказок. Мне не раз приходилось слышать или самой говорить тем, кто рассказывает о чём-то во что трудно поверить: «Не рассказывай сказки!», «Всё это – сказки!». Есть пословицы, в которых сказка сравнивается с песней. «Сказка – сладка, а песня – быль», «Сказка ложь – а песня – правда». Это говорит о том, что сказка повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны.

И в самом деле, разве можно поверить в то, что лиса научила волка ловить хвостом рыбу из проруби? Трудно представить себе в жизни и то, что в рукавичку залезли и мышка, и лягушка, и зайчик, и лиса, и волк. Так что же: сказки повествуют о том, чего не было? В таком случае, зачем они? закончил свою знаменитую сказку «Сказка о Золотом Петушке» словами: «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» Сказка учит нас быть добрыми, справедливыми, воспитывает стойкость, любовь к Родине.

Ещё одной важной чертой сказки является занимательность. С первых же слов сказка вводит нас в неповторимый мир, в котором всё удивляет: звери разговаривают, герои отправляются в далёкие путешествия, где их подстерегают опасности, люди понимают язык животных.

Значит можно сказать, что сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.

Анализ справочной литературы показал, что исследователи делят сказки на три группы:

— сказки о животных — «Лисица и волк», « Коза – дереза», «Теремок», героями которых являются животные.

— волшебные сказки — «Царевна – лягушка» люди, «Сивка-бурка», «Иван-Царевич и Серый Волк». Герои этих сказок люди и фантастические существа, речь в них идёт об удивительных приключениях, обязательно связанных с волшебством.

— бытовые сказки — «Каша из топора», «Барин и мужик», «Жена спорщица», герои которых становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости.

Таким образом, сказки сопровождают нас с раннего детства. Нет таких людей, которые бы не любили сказки, потому что сказкой можно вылечить, успокоить, поднять настроение, научить понимать другого. Сказка нужна всем — и большим, и маленьким.

Сравнительный анализ сказок с одинаковым сюжетом (на примере русской народной сказки «Теремок» и украинской народной сказки «Рукавичка»

Сказки «Теремок» и «Рукавичка» относятся к сказкам о животных. Герои — дикие животные, их количество разное: в сказке «Теремок» — 6 героев, а в «Рукавичке» -7 героев. В обеих сказках герои приходят к домику “по росту”. В обеих сказках есть мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь. А в «Рукавичке» появляется новый персонаж — кабан.

Нужно отметить, что имена зверей имеют общую структуру, они «двойные». К названию животного авторы добавляют слово-прозвище часто в рифму. Все имена собственные в сказках можно разделить на три группы:

1) По внешнему виду: кабан-зубан, волчок-серый бочок, медведь-косолапый.

2) По повадкам:мышка-поскребушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик; лягушка-квакушка; топтыга-медведь.

3) По месту обитания: мышка-норушка

Прозвища метко характеризуют повадки героев, их внешний вид. Кроме этого, нужно отметить, что и в русской, и в украинской народной сказке автор героев называет ласково, выражая свое отношение к ним: зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, и даже волчишка — братишка.

Кроме общего начала в данных сказках авторы по-разному решают одну задачу: воспитать дружелюбие, гостеприимство.

Заглавия сказок отражают место действия: в одном случае это теремок, в другом — рукавичка. Животные, попадая в жилище, воспринимают его как родной дом, где можно укрыться, найти друзей «Вот они все в теремке живут, песни поют».

Художественное время также различно: в сказке «Теремок» действие происходит летом. в сказке «Рукавичка» — зимой.

Жители в сказках ведут себя по разному. В сказке «Теремок» они гостеприимны. Зверей, которые к ним приходят, они приглашают войти в теремок. «Прискакала лягушка-квакушка и спрашивает: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Я, мышка-норышка! А ты кто?» — «А я лягушка-квакушка».— «Иди ко мне жить!».

В сказке «Рукавичка» герои уступчивы. Приходящие просятся внутрь, и их охотно пускают. «Вот бежит зайчик, да и говорит — Кто, кто в рукавичке?

— Мышка – поскребушка и лягушка — попрыгушка. А ты кто?

— Зайчик — побегайчик. Пустите и меня!

Откуда же появился теремок? Ответ на этот вопрос я не нашла в сказке «Теремок» — «Cтоит в поле теремок.» А в сказке «Рукавичка» есть ответ: «Потерял дед рукавичку.»

А что стало с теремком в конце сказки? Концовка у сказок разная. В сказке «Рукавичка» она грустная. Теремок разрушен, герои сказки погибли. «Идёт охотник, видит: рукавичка шевелится. Он как стрельнет — вот сколько шкур-то!»

А в сказке «Теремок» она добрая. Теремок разрушен, но герои построили новый.

— Только уселся — трах! — раздавил теремок. .Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Еле–еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый-бочок – все целы и невредимы.

Принялись они брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!»

В результате исследовательской работы я нашла подтверждение своему предположению. Конечно, главный смысл обеих сказок в том, что веселее держаться всем вместе, а одному быть трудно. Сказки учит дружелюбию и радушию. А то, что в конце медведь разрушает теремок, говорит о том, что всему должна быть своя мера.
У сказки «Теремок» есть несколько вариантов.

Сравнив 2 варианта сказки, установила, что сюжет неодинаковый. Начинается повествование с появления теремка, затем приходят животные по росту, есть одинаковый повтор — вопрос: «Чей домок-теремок?» и перечисление обитателей. Заканчивается тем, что герои погибают или разбегаются.

Каждый автор пересказывал её по-своему и изменял:

1) название сказки и вид теремка: теремок, рукавичка;

4) поступки героев (гостеприимство, уступчивость).

Я теперь знаю, что тексты фольклорной сказки обрабатывали (грамотно пересказали, записали, не изменяя сюжета, поступков и речи героев) великие педагоги и писатели.

Каждый автор по-своему пересказывал её. Так получилось несколько вариантов одной сказки.

В результате сделала следующий вывод:

добрая (по сюжету) сказка – «Теремок»;

Практическая значимость работы.

Нашла ответ на вопрос, который меня интересовал.

Своими «открытиями» поделилась с одноклассниками, заинтересовала историей сказки. Ребята узнали об известной сказке «неизвестное».

На уроках чтения я также узнала, что многие народные сказки стали источником литературных сказок (авторских). Например, «Аленький цветочек» Аксакова, «Конек-Горбунок» написаны на основе народных сказок.

В ходе исследования разных вариантов народной сказки «Теремок» я обнаружила, что и эта сказка стала основой для авторских сказок:

    В. Бианки «Теремок»; С. Маршак «Теремок»; В. Сутеев «Под грибом»

Теперь я поставила перед собой цель: сравнить народную сказку «Теремок» и авторские, созданные на её основе.

Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие.

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.

Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь. (Евгений Шварц)

источник

Светлана Ковыркова
Конспект НОД по чтению художественной литературы и развитию речи. Театрализация сказки «Рукавичка»

непосредственно образовательной деятельности

по чтению художественной литературы и развитию речи

Тема: театрализация сказки «Рукавичка»

Разработала воспитатель первой категории

Ковыркова Светлана Солтановна

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Умка»

Форма проведения НОД: театрализация сказки

Цель: развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность.

— обобщать знания детей о диких животных: внешнего вида, образа жизни, местообитание, пища.

— учить подбирать определения к словам «рукавичка».

— активизировать правильное произношение звука «в» изолированно, учить произносить этот звук длительно, на одном выдохе.

— упражнять в названии детенышей животных в единственном и множественном числе, с помощью суффикса -онок-: зайчата (зайчонок, мышата (мышонок, медвежата (медвежонок,лисята (лисёнок, волчата (волчонок)

— формировать умение, согласовывать существительное с прилагательными в роде, числе, падеже.

— учить составлять описательные рассказы из 2-3 предложений по картинке.

Закрепить умение детей эмоционально воспринимать содержание сказки. Учить детей узнавать героев по загадке, запоминать действующих героев и последовательность действий.

Формировать желание детей использовать различные способы получения информации для активизации мыслительной деятельности, умение задавать вопросы, формировать интонационную выразительность речи.

Развивающие

развивать логическое мышление через понимание смысла загадок и их разгадывание.

развивать эстетические чувства через высказывания детей о том, как они представляют зимний лес.

Развивать речевую активность детей, память, умение вступать в диалог. Развивать выразительную речь, внимание, вызвать интерес к театру.

Упражнять в словообразовании: мышка — норушка, зайка – побегайка, лисичка — сестричка, волчок — серый бочок, косолапый медведь.

— Вызывать желание у детей участвовать в разговоре (беседе) с воспитателем.

— Стимулировать внимание и выдержку с помощью наглядного материала.

— Воспитывать доброе, чуткое отношение к диким животным

Читайте также:  Анализ работы по направлению одаренные дети

Воспитывать у младших дошкольников товарищеские взаимоотношения между детьми, доброжелательность, желание прийти на помощь; создавать у детей радостный эмоциональный настрой; формировать любовь к русскому фольклору.

Наглядные: рассматривание игрушек (зайчик, лисичка, иллюстраций (белка, лиса, медведь, их детенышей, жилища)

Словесные: художественное слово – загадки, вопросы к детям, артикуляционная гимнастика, напоминание, подсказ, обобщение воспитателя, поощрение

Практические: имитационные движения

Игровые: сюрпризный момент – сундучок со сказками, детская игра «Расскажи и покажи», «Один – много», детская игра «Звериная зарядка …», «Назови детёныша»

Активный словарь: звери, заяц, лиса, медведь, снег, зима, холод, маленький, большой, пушистый, серый, рыжая, красивый, лисенок, медвежонок, врассыпную.

Пассивный словарь: нора, берлога, рукавица.

Индивидуально – дифференцированный подход:

— дифференцирование сложности вопросов от уровня развития детей (высокий уровень, средний уровень, низкий уровень).

— первыми рассказывают о животных по предметным картинкам дети высокого уровня речевого развития.

— к детям с низкой речевой активностью обращаться непосредственно с вопросами после ответов других детей.

атрибуты к волшебному сундучку, к сказке «Рукавичка», настольный театр.

1. Чтение народных сказок соответствующих данной тематике («Теремок», «Зимовье зверей») и т. д.

2. Рассматривание картин к народным сказкам.

3. Обыгрывание сказок с помощью настольно — плоскостного театра.

5. Настольная игра «Угадай сказку», с опорой на карточки-схемы.

1) Дидактическая игра «Кто в рукавичке живет

2) Дидактическая игра по сказкам «Продолжи сказку».

Этапы НОД Ход занятия Работа с детьми

2. Игра «Угадай сказку»

Я из сказки к вам пришла,

Много сказок в нем живет,

Воспитатель: А знаете ли вы сказки?

Воспитатель: 1-2-3-4-5 пора в сказку нам играть, кто к началу опоздал, тот на сказку не попал.

Воспитатель открывает сундучок и произносит:

— Ой, какой здесь беспорядок!

Сказки все мне разберите.

-Как называется сказка, где он пел песенку: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл и от тебя уйду»

-Как называется сказка, где на огороде она выросла большая-прибольшая?

-В какой сказке мышка пробежала, хвостиком махнула, оно упало и разбилось?

-А в этой сказке она пела песенку: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок, высоко сижу, далеко гляжу!»

-В какой сказке вёдра сами шли домой, а он ехал по деревне на печи?

-Молодцы, ребята, сказки вы знаете хорошо! Создать положительный эмоциональный настрой

Закрепить умение детей эмоционально воспринимать содержание сказки. Учить детей узнавать героев по загадке, запоминать действующих героев и последовательность действий.

Формировать желание детей использовать различные способы получения информации для активизации мыслительной деятельности, умение задавать вопросы, формировать интонационную выразительность речи.

3. Театрализация сказки «Рукавичка»

7. Игра «Назови животное и расскажи о нём»

-В сундучке живёт сказка, я её вам расскажу и покажу.

Воспитатель рассказывает сказку с одновременным показом настольного театра. Показ театра по сказке «Рукавичка». (Рассказчик – воспитатель, кукловод-воспитатель).

Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:

Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка. А ты кто?

— А я зайчик — побегайчик. Пустите и меня!

Вот их уже двое. Бежит лисичка:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка – поскребушка, зайчик — побегайчик. А ты кто?

-А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!

Вот их уже трое сидит. Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, зайчик – побегайчик, да лисичка-сестричка. А ты кто?

— А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!

Влез и этот. Уже стало их четверо.

А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка – поскребушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок. А ты кто?

— Р-р-р-р-р, вас тут многовато! А я медведюшка — батюшка. Пустите и меня!

— Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.

— Ну уж иди, только с краешку!

Влез и этот. Пятеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.

А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:

Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.

-Ребята вам понравилась замечательная сказка о дружных животных.

-Назовите тех, кто поселился в домике — рукавичке?

-Где звери нашли рукавичку?

-Что говорили звери, когда просились в рукавичку?

Воспитатель: Назовите животных которые жили в рукавичке?

-Ребята вспомните, какие в сказке у каждого зверька были прозвища?

Зайка — побегайка, лисичка — сестричка, мышка — норушка, волчок — серый бочок, медведь — косолапый.

-Давайте и мы поиграем в весёлых зверей!

Три медведя шли домой (ходьба друг за другом)

Папа был большой-большой (руки вверх, потянулись)

Мама с ним поменьше ростом (руки на пояс)

Ну, а сын — малютка просто! (ходьба полуприседя)

Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки.)

В барабан он громко бьёт (имитируем движения барабанщика)

Вышли мышки как-то раз (ходьба друг за другом)

Вдруг раздался страшный звон (Бом, Бом)

Убежали мышки вон. (Дети садятся на стульчики)

— Ребята, а здесь детёныши потерялись и не могут найти свою маму. Поможем маленьким животным найти маму.

(Дети называют детёныша, находят соответствующую картинку)

(Дети называют детёныша, находят соответствующую картинку)

Воспитатель: Если один детеныш у лисы, как его зовут?

Воспитатель: А если бы их было много. Как их звали бы?

Воспитатель: У медведя, одного детеныша, как называют?

Воспитатель: Если один детеныш у зайца, как его зовут?

Воспитатель: А если бы их было много. Как их звали бы?

Воспитатель: У волка, одного детеныша, как называют?

Воспитатель: Если один детеныш у мыши, как его зовут?

Воспитатель: А если бы их было много. Как их звали бы?

Игра «Назови животное и расскажи о нём»

-Возьмите, каждый по одной картинке с изображением животного и расскажите о нём.

Посмотрите на эту картинку. Кто это?

-Рыжая, пушистая, красивая, хитрая. У нее длинный, пушистый хвост.

-Большой, неуклюжий, косолапый.

-Рядом с человеком. Она охраняет людям жилище.

— Как можно назвать лису, зайца, мышь, волка, медведя, корову, одним словом?

— Посмотрите и скажите какие картинки с изображением животных здесь лишние?

-А волк, заяц, мышь, лиса и медведь дикие животные.

развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность.

развивать внимание, мышление, память

Закрепить умение детей эмоционально воспринимать содержание сказки. Учить детей узнавать героев по загадке, запоминать действующих героев и последовательность действий.

Формировать желание детей использовать различные способы получения информации для активизации мыслительной деятельности, умение задавать вопросы, формировать интонационную выразительность речи.

формировать способность воспринимать предложенные воспитателем игровые ситуации, принимать в них участие.

упражнять в названии детенышей животных в единственном и множественном числе, с помощью суффикса -онок-: зайчата (зайчонок, мышата (мышонок, медвежата (медвежонок,лисята (лисёнок, волчата (волчонок)

развивать любознательность, наблюдательность, познавательную и мыслительную активность;

развивать связную речь детей, продолжать учить делать простые умозаключения.

обобщать знания детей о диких животных: внешнего вида, образа жизни, местообитание, пища.

высказываться полными, развёрнутыми предложениями (4-5 слов в предложении, сочетать существительные с глаголами и прилагательными

развивать основные психические процессы (внимание, память, образное мышление)

Воспитывать доброе, чуткое отношение к диким животным

Воспитывать у младших дошкольников товарищеские взаимоотношения между детьми, доброжелательность, желание прийти на помощь; создавать у детей радостный эмоциональный настрой; формировать любовь к русскому фольклору.

Заключительная часть (2 минут)

8. Итог занятия. -Ребята, с какой сказкой вы сегодня познакомились?

Воспитатель: вам понравилась замечательная сказка о дружных животных.

Назовите тех, кто поселился в домике — рукавичке?

Воспитатель: Где звери наши рукавичку?

Воспитатель: Что говорили звери, когда просились в рукавичку?

Воспитатель: Назовите животных которые жили в рукавичке?

Воспитатель: Ребята вспомните, какие в сказке у каждого зверька были прозвища?

Зайка — побегайка, лисичка — сестричка, мышка — норушка, волчок — серый бочок, медведь — косолапый.

Воспитатель: Молодцы. Вот и наступил конец нашему сказочному путешествию, а нашим героям пора в свою сказку возвращаться. Скажем им – до свидания.

Развивать речевую активность детей, память, умение вступать в диалог. Развивать выразительную речь, внимание, вызвать интерес к театру.

воспитывать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать животным.

Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной группе «Десять правил маленького россиянина» Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной группе Стихотворение А. Гаврюшкин «Десять правил маленького россиянина».

Конспект интегрированной ООД по чтению художественной литературы в средней группе «Сказки домовёнка» Интеграция областей. Речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Конспект ООД по чтению художественной литературы «Заучивание стихотворения «Октябрь» В. Берестов» Конспект ООД по чтению художественной литературы «Заучивание стихотворения «Октябрь» В. Берестов» (вторая младшая группа) Кокурина Ю. С. ,воспитатель.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе «В гостях у бабушки» Материалы и оборудование: ширма домик,макет р. н. печи,мельница,корзинка, игрушки котик,курочка и яйцо из киндера (большое, лошадка,шапочки.

Конспект занятия по чтению художественной литературы (с элементами ТРИЗ) Ф. И. О. : Некрасова Юлия Александровна Должность: Воспитатель логопедической группы (ФФНР) Тема занятия: Чтение рассказа Н. Н. Носова «Фантазеры».

Конспект занятия по чтению художественной литературы. Стихотворение Э. Успенского «Разгром» (средняя группа) Задачи: -Познакомить детей с поэзией, как с литературным жанром. Познакомить со стихотворением Э. Успенского «Разгром». -Учить слушать.

Опорный конспект по чтению художественной литературы Заучивание отрывка стихотворения А. Прокофьева «Береза». Тема: «Поможем кукле Кате» Задачи: -обеспечивать развитие умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов; — Формировать.

Перспективный план образовательного процесса по чтению художественной литературы и развитию речи Месяц № п/п неделя Тема, предметное содержание Литература Сентябрь 1(1) Ч. Х. Л ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ САШИ ЧЁРНОГО «ПРИСТАВАЛКА». 1. Развитие.

Проект по художественному чтению «Развитие устной речи и речевого общения детей посредствами художественной литературы» Проект по художественному чтению «Развитие устной речи и речевого общения детей посредствами художественной литературы» (краткосрочный проект.

источник

Урок 9. Русская народная сказка «Рукавичка»

Цели деятельности педагога: учить находить сходство и различие разных жанров литературы; анализировать средства выразительности.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: уметь сравнивать авторское и фольклорное произведение.

Личностные :развитие интереса к урокам литературного чтения; умение оценивать собственные поступки и поступки героев сказок с моральной точки зрения.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные УУД: умение сравнивать произведения и героев; выявлять авторскую точку зрения.

Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план текста и пересказывать по плану.

Коммуникативные УУД: умение формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения и сравнивать её с авторской, участвовать в инсценировке.

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная;объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); кроссворд; иллюстрации к сказке «Рукавичка»; карточки с именами героев; пословицы и поговорки; таблица с буквами для чтения.

Личностные УУД: формирование мотивов достижения и социального признания своих достижений.

Регулятивные УУД: уметь адекватно воспринимать оценку своих работ учителем и одноклассниками.

1) Выставка детских рисунко в.

2) Выразительное чтение отрывка из сказки Е. Чарушина «Теремок».

Познавательные УУД: уметь осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта) для выполнения учебных заданий; понимать и интерпретировать знаки, символы.

– Сегодня на уроке мы будем читать хорошо знакомую вам русскую народную сказку. Название этой сказки вы прочтёте по первым буквам названий изображённых предметов.

– Итак, сегодня мы будем читать русскую народную сказку «Рукавичка».

III . Изучение нового материала.

Коммуникативные УУД: уметь обсуждать поступки и характер героев сказки; оценивать высказывания одноклассников.

Мышь в углу прогрызла норку,

Тащит в норку хлеба корку.

Но не лезет корка в норку,

– В каких сказках действующее лицо – Мышка?

2. Подготовка к чтению сказки «Рукавичка».

Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы с учётом характера допущенных ошибок.

Познавательные УУД: уметь самостоятельно находить объяснение незнакомых слов в словаре учебника .

– Назовите действующих лиц сказки.

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.

не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться

ра-зо-рве-тся [ца] – разорвется

по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] – пошевеливается

Бредет – идет медленно, с трудом.

Врассыпную – в разные стороны.

3. Самостоятельное чтение сказк и.

Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев сказки.

Личностные УУД: знание и восприятие основ моральных норм (справедливость, сопереживание, честность) в оценке характера и поступков героев сказки.

– Понравилась ли вам сказка?

– Какие герои вам понравились?

– Каковы особенности их поведения, характера?

– Кто первым стал жить в рукавичке?

Читайте также:  Анализ работы одаренных детей по физике

– Назовите героев сказки «Рукавичка» в порядке их появления в сказке.

– Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?

Мы к лесной лужайке вышли,

IV. Закрепление нового материала.

1. Выразительное чтение сказки по цепочке.

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности.

2. Подготовка к пересказ у, составление картинного план а.

Познавательные УУД: уметь осуществлять анализ содержании сказки, последовательности действий и поступков героев.

– Прочтите слова на карточках:

– Уберите карточки с названиями животных, которые не являются героями сказки «Рукавичка».

– Расположите карточки в порядке поселения героев в домике-рукавичке.

– Кто за кем появлялся в сказке?

– Пустили ли звери в рукавичку медведя?

– Чему учит сказка «Рукавичка»?

– Перескажите эту сказку по опорным карточкам с названиями героев.

3. Анализ и сравнение сказок «Теремок» и «Рукавичка».

Познавательные УУД: уметь сравнивать произведения и характеры героев.

– Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка».

– Прочтите пословицы и выберите те, которые подходят к этим сказкам:

Не учись разрушать, а учись строить.

Дружно не грузно, а врозь – хоть брось .

Сила сломит всё, а ум – силу.

– Объясните смысл этих пословиц.

Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё отношение к поступкам героев сказок; аргументировать свою позицию.

– Прочтите имена героев сказок.

– На какие особенности указывают вторые части имён?

– Какая вторая часть имени подходит к каждому животному?

– Какое слово лишнее? Почему?

Познавательные УУД: уметь осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; понимать и интерпретировать знаки, символы; уметь ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи.

Учитель открывает на доске таблицу.

– Узнайте буквы. Читайте слоги.

– Читайте только слова. Сколько слов вы прочли?

– Составляйте слова из слогов. Какие слова вы составили?

Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё отношение к содержанию изученного произведения, оценивать высказывания одноклассников.

– С каким произведением мы сегодня познакомились?

– Чему учит нас сказка «Рукавичка»?

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Подготовить пересказ сказки по опорным словам.

источник

Русскую народную сказку «Теремок» мы знаем с детства. Сюжет известный: звери ищут дом и поселяются вместе с соседями. Ход событий довольно распространённый, имеет много вариантов и модификаций. Иногда теремком может стать такой простой предмет, как, например, рукавичка. Сказка с подобным названием строится по тому же принципу, но имеет несколько изменений в сюжете. Из теремка звери разбегаются, потому что его ломает медведь, а из рукавички — пугаясь звонкого собачьего лая.

Однажды отправился дед за дровами, Жучка с ним увязалась. Пока шли лесом, у деда рукавичка выпала, а он и не заметил.

Лежит рукавичка на снегу, а мимо мышка по своим делам бежит, остановилась и задумалась:

Прыгнула внутрь и поселилась там. Живёт себе, поживает. А к рукавичке лягушка прискакала. Лапки зимой на снегу мёрзнут, вот и решила погреться. Заглянула она в рукавичку и говорит:

— Ах, какая рукавица! Вот бы мне в ней поселиться!

— Я — мышка – серая шалунишка, я тут проживаю. А ты кто?

— Я – лягушка – весёлая поскакушка. Для меня место найдётся?

Живут они, поживают, горя не знают. А к рукавичке зайчик прискакал, присмотрелся и говорит:

— Ах, какая рукавица! Вот бы мне в ней поселиться!

А мышка с лягушкой ему из рукавицы говорят:

— Мы тут живём, мышка – серая шалунишка и лягушка – весёлая поскакушка. А ты кто?

— Я зайка – быстрый побегайка. Для меня место найдётся?

Теперь уже втроём живут они, поживают, горя не знают. А рукавичку лиса приметила, подошла осторожно, принюхалась и говорит:

— Ах, какая рукавица! Вот бы мне в ней поселиться!

А звери из рукавицы отзываются:

— Мы тут живём! Мышка – серая шалунишка, лягушка – весёлая поскакушка, зайка – быстрый побегайка. А ты кто?

— А я лиса – рыжая краса. Для меня место найдётся?

Поместились вчетвером, живут-поживают, а по лесу волк рыщет, добычу ищет, к рукавичке подошёл. И говорит:

— Вот так чудо-рукавица! Надо мне в ней поселиться!

Полез в рукавичку, а звери говорят:

— Здесь уже мы живём! Мышка – серая шалунишка, Лягушка – весёлая поскакушка, Зайка – быстрый побегайка и Лиса – рыжая краса. А ты кто?

— А я волчище – острые зубищи. Пустите, а?

— Тесновато у нас, да уж ладно, заходи, вместе веселее!

Стали они впятером хозяйничать, но долго ли, коротко ли, к рукавичке кабан прибрёл. И говорит:

— Что за чудо-рукавица! Может, мне в ней поселиться!?

Только собрался в рукавичку ползти, как звери из неё:

— Рукавичка и так жильцов полна, мы тут живём! Мышка – серая шалунишка, Лягушка – весёлая поскакушка, Зайка – быстрый побегайка, Лиса – рыжая краса и Волчище – острые зубищи. А ты кто?

— А я — Кабан-клыкан. И я с вами жить хочу!

— Очень уж тесно у нас, да уж ладно, заходи, вместе веселее!

Еле разместились звери вшестером в рукавичке, друг к дружке прижались, греются, а тут ещё медведь мимо идёт.

— Это что за рукавица? Вот где мне бы поселиться!

— Места в рукавичке нет! Мы тут живём! Мышка – серая шалунишка, Лягушка – весёлая поскакушка, Зайка – быстрый побегайка, Лиса – рыжая краса, Волчище – острые зубищи да Кабан-клыкан. А ты кто?

— А я Мишка – косолапый топтыжка. Пустите и меня!

— Как же мы тебя пустим, нам самим места мало!

Как заревёт тут медведь! Горестно так, жалобно. Звери и спрашивают:

Подвинулись звери, ещё плотнее друг к дружке прижались. Не замерзать же мишке.

— Влезай уж, погрейся немного.

Полез медведь внутрь, рукавичка аж по швам затрещала.

Много ли, мало ли времени прошло, только опомнился дед, заметил, что рукавица пропала. Решил он по следам своим обратно вернуться. Жучке велел рукавицу искать, она вперёд него побежала и нашла рукавичку, хотела схватить, да увидела, что рукавица лесных жителей полна. Подняла Жучка лай:

Звонко так лает, заливисто. Испугались звери, начали из рукавики выскакивать, да наутёк пускаться. Вылез Мишка – косолапый топтыжка, в лес потопал, за ним Кабан-клыкан да Волчище – острые зубищи выскочили — и только их и видели! Лиса – рыжая краса из рукавички появилась, хвостиком махнула и скорее побежала, а за ней уж и Зайка – быстрый побегайка с Лягушкой – весёлой поскакушкой упрыгали, только Мышка – серая шалунишка выскочить успела, как дед подошёл. Поднял варежку, Жучку погладил, похвалил за то, что нашлась рукавичка.

Сказка – ложь, да в ней – намёк!

Сказка учит быть гостеприимным, дружелюбным, заботиться о ближних. Звери жалеют друг друга, не дают замёрзнуть, пускают в жилище каждого нового товарища, при этом сами теснятся, испытывают неудобства.

Казалось бы, очень незатейливое содержание, но почему же так нравится малышам сказка «Рукавичка»? Текст её наполнен красочными именами животных, логическими повторами, которые быстро запоминаются малышами и развивают их речь.

Благодаря чётко выстроенному действию героев, произведение хорошо подходит для инсценирования. Думаю, в доме, где любят играть с малышом, обязательно найдутся игрушечные звери и рукавичка. Обыгранная сказка вызовет у ребёнка восторг. Даже привычные игрушки в новой ситуации покажутся детям привлекательнее, чем картинки в книжке. Такой домашний театр может стать отличным способом творческого развития малыша. Даже если вы найдёте всего одного-двух героев, обязательно покажите маленькое представление детям и привлеките к показу их самих. Если ребёнок проявит фантазию, творчество, то поселит в рукавичке своих любимых игрушек, которых нет в сюжете: пусть вместо мышки там живет белка или черепашка.

С детьми постарше можно провести беседу по содержанию. Задайте им вопросы. Как рукавичка оказалась в лесу? Кто её уронил? Назови, кого вместила рукавичка? Сказка учит по-доброму относиться к другим? Сочините с детьми новый конец к сказке. Введите новых героев, новые действия. Творите! Выдумывате!

По мотивам сказки можно придумать массу творческих заданий. Например, вырежьте из листа рукавицу и попросите её украсить орнаментом с помощью рисования или аппликации. Задание понравится и малышам, и детям постарше. Устройте выставку расписных рукавичек. Распечатайте и предложите детям раскраски по мотивам сказки.

источник

Урок по литературному чтению. Сказка «Рукавичка».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

основная общеобразовательная школа № 7

имени Евдокии Давыдовны Бершанской

Конспект урока по литературному чтению

Учитель начальных классов

формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

формирование навыка чтения;

формирование умения контроля, оценки и самооценки деятельности;

формирование умения самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;

формирование умения формулирования собственного мнения и позиции

развитие процессов мышления, памяти, внимания.

Личностные: воспитание самостоятельности, организованности.

формирование представлений об особенности жанра сказки;

формирование представлений учащихся о народной сказке;

формирование умений характеризовать сказочный персонаж;

формирование умения соотносить главную мысль сказки и пословицу.

О чѐм-то скрипит половинка,

Присев на кровати, подушки

Тихонько скрипит половица,

-Любишь ли ты читать сказки? Сказки читать интересно. В них происходят чудеса и приключения.

Когда ты был маленьким, мама или бабушка, укладывая тебя спать, рассказывали сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушка и бабушка, им тоже рассказывали сказки взрослые.

Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой пересказывал, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась из уст в уста. Так сказки становились народными. Имя автора не запоминалось.

-Вот и сегодня мы отправляемся в сказку. Угадай, как она называется?

Название этой сказки вы прочтете по первым буквам изображенных предметов.

– Итак, сегодня мы будем слушать и читать украинскую народную сказку «Рукавичка».

Прослушайте внимательно эту сказку. ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

— понравилась ли вам сказка?

А сейчас мы будем читать эту сказку, но сначала проведем речевую разминку.

1. Упражнение на дыхание “Укололи пальчик”.

— Подуть на больное место (вдох через нос, продолжительный выдох через рот).

1) “Застёгивание и расстёгивание молнии”.

— Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счёт до “пяти” (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).

2) “Большие пуговицы и маленькие пуговки”.

— Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой “трубочкой” (маленькая пуговка).

4. Гимнастика для глаз “Пуговица”.

— Дети берут в правую руку “пуговицу” и следят за ней глазами:

2. Подготовка к чтению сказки «Рукавичка».

– Назовите действующих лиц сказки.

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.

не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться

ра-зо-рве-тся [ца] – разорвется

по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] – пошевеливается

— в сказке встретились слова, значения которых я совсем не поняла.

Бредет – идет медленно, с трудом.

Врассыпную – в разные стороны.

– Кто первым стал жить в рукавичке?

– Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?

– Назовите героев сказки «Рукавичка»

А сейчас мы с вами поиграем «Покажи героя сказки».

– — Я буду называть героя сказки, а вы должны будете изобразить с помощью движений. Доскажи второе имя.

– На какие особенности указывают вторые части имен?

2. Самостоятельное чтение сказки.

3) Найдите неверные ответы. Ответьте правильно.

• «Рукавичка» — русская народная сказка? (Украинская.)

•Шѐл дед с собачкой полем? (Лесом.)

• Первой увидела рукавичку лягушка-поскакушка? (Мышка-поскребушка.)

• С мышкой и лягушкой поселился в «домике»… (Зайчик)

• После волка там спрятался медведь? (Кабан)

• Из-за медведя разорвалась рукавичка? (Чуть-чуть не разорвалась.)

• Прибежала собачка и тоже влезла в рукавичку? (Она стала гавкать на

• Звери ей обрадовались? (Они испугались и разбежались.)

• Дед пришѐл и забрал рукавичку? (Да)

б) Выборочное чтение сказки «Рукавичка».

— Найдите в тексте и прочитайте:

• Кто пришѐл первым и поселился в рукавичке?

• Как просился в рукавичку кабан?

• Почему дед вернулся в лес?

– Прочтите пословицы и выберите ту, которая подходит к этой сказке.

Не учись разрушать, а учись строить.

Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.

– Объясните смысл этих пословиц.

— А как бы Вы придумали название сказки?

— для кого хорошо в этой сказке? А для кого плохо?

— Плохо ли деду без рукавичек?

– Чему она нас учит? (Дружбе, доброте …)

– Я сейчас зажгу свечу. Это непростой огонёк. Это огонёк человеческой души. У кого в сердце горит такой огонёк, тот настоящий человек, настоящий друг. Я хочу, чтобы вы всегда чувствовали плечо друг друга, поддерживали в сложных ситуациях. У каждого из вас на парте лежит “язычок пламени” (вырезанный из цветной бумаги). Я попрошу вас взять его и подойти ко мне. Давайте встанем поближе друг к другу и сделаем большой костёр дружбы. Как эти лучики, будьте всегда дружны!

источник