Меню Рубрики

Анализ содержания игр детей дошкольного возраста

ВАРИАНТЫ АНАЛИЗА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организации игровой деятельности

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

АНАЛИЗ, ДИАГНОСТИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

для студентов и руководителей практики

(специальность 050144 «Дошкольное образование»)

ПМ. 02. МДК «Теоретические и методические основы

детей раннего и дошкольного возраста»

Пояснительная записка
1. Варианты анализа игровой деятельности
2. Диагностика игровой деятельности дошкольников
3. Планирование игровой деятельности дошкольников
Список информационных источников

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный государственный образовательный стандарт 050144 по специальности «Дошкольное образование» предлагает для изучения студентов в рамках профессионального модуля 02 Организация различных видов деятельности и общения МДК 02.01.Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

В ходе изучения данного междисциплинарного курса у студентов должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (ПК):

1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня;

2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста;

3. Анализировать процесс и результат организации различных видов деятельности и общения детей.

Студенты должны иметь практический опыт:

— планирования различных видов деятельности (игровой и др.);

— организации и проведения творческих игр (сюжетно–ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) и игр с правилами (подвижные и дидактические);

— наблюдения и анализа игровой деятельности;

— наблюдения за формированием игровых умений;

— разработки предложений по коррекции организации различных видов деятельности детей;

— определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой деятельностью детей;

— играть с детьми и стимулировать самостоятельную игровую деятельность детей;

— использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой;

— анализировать проведение игры и проектировать ее изменения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы.

В связи с этим представляется целесообразным оказать методическую помощь студентам для подготовки к учебной и производственной практике в виде методических рекомендации.

Данное методическое пособие может быть также полезно руководителям практики студентов.

Схема анализа игровой деятельности.

1. Подготовка воспитателя к игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжетно-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отношение детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использование игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разными видами игр.

Вопросы для анализа сюжетно-ролевых игр воспитателя.

1. По чьей инициативе возникла игра?

2. Планировали ли дети заранее ее ход?

3. Сколько детей участвовало в игре?

4. Какие роли были и как они распределялись?

5. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями?

6. Чему отдавали предпочтение дети во время игры; действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми?

7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?

8. Сколько времени продолжалась игра?

9. Связана ли данная игра с другими играми детей?

10. Как окончилась игра: организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания?

11. Самостоятельны ли дети в развитии игры, или она развивалась при участии воспитателя?

12. Соответствует ли игра возрасту детей?

13. Каков уровень развития игровой деятельности детей?

14. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

15. Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали?

16. Как проходило распределение ролей?

17. Сколько детей участвовало в игре? Кто решал вопрос о приеме в игру?

18. Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему?

19. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Кем и как они

20. Как Вы спланируете работу воспитателя по Формированию взаимоотношений детей в игре?

21. Взаимоотношения педагога и ребенка.

22. Связь данного мероприятия с другими видами деятельности.

Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, использованные воспитателем.

1. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры;

— расширял представления детей (путем рассказов, чте­ния книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры);

— интересовался: «Во что играете?»;

— предлагал новые игровые действия;

— вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;

— предлагал новые игровые ситуации;

— давал прямые указания к действию: «Покорми куклу», «Крути руль»;

— задавал вопросы, которые направляли развитие игры;

— брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру;

2. Какие приемы использовал воспитатель для формиро­вания взаимоотношения детей во время игры?

— вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем прямого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли);

— сам организовывал вокруг себя коллектив для игры;

— побуждал детей самостоятельно договариваться (о рас­пределении ролей, об игрушках);

— предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

— побуждал детей объединять разные игры между собой;

— использовал какие-то другие приемы.

Дата добавления: 2015-05-23 ; Просмотров: 14294 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Методическая разработка пригодится воспитателям ДОУ

АНАЛИЗ, ДИАГНОСТИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Алексеенко Яна Валериевна.

Варианты анализа игровой деятельности

Диагностика игровой деятельности дошкольников

Планирование игровой деятельности дошкольников

Игра – один из видов человеческой деятельности, способ самовыражения человека. Для ребенка игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. Игра выступает как ведущая деятельность, как важное средство воспитания.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативности? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между нами конфликты и недоразумения? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.

Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно не осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогуследует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.

Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности.

Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, и от них зависит формирование самой игры.

Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.

Планирование такой сложной деятельности, как игра, представляет затруднения у многих педагогов, особенно начинающих. Кроме того, при анализе и самоанализе педагогического процесса педагоги также нередко испытывают трудности.

Все вышесказанное определило цель создания данных методических рекомендаций: помощь воспитателям ДОУ в планировании, диагностике и анализе различных видов игровой деятельности детей.

1. ВАРИАНТЫ АНАЛИЗА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Схема анализа игровой деятельности.

1. Подготовка воспитателя к игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжет­но-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отноше­ние детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использова­ние игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разным видами игр.

Вопросы для анализа сюжетно-ролевых игр воспитателя.

1. По чьей инициативе возникла игра?

2. Планировали ли дети заранее ее ход?

3. Сколько детей участвовало в игре?

4. Какие роли были и как они распределялись?

5. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями?

6. Чему отдавали предпочтение дети во время игры; действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми?

7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?

Э. Сколько времени продолжалась игра?

9. Связана ли данная игра с другими играми детей?

10. Как окончилась игра: организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания?

11. Самостоятельны ли дети в развитии игры, или она развивалась при участии воспитателя?

12. Соответствует ли игра возрасту детей?

13. Каков уровень развития игровой деятельности детей?

14. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

15. Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали?

16. Как проходило распределение ролей?

17. Сколько детей участвовало в игре? Кто решал вопрос о приеме в игру?

18. Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему?

19. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Кем и как они

21. Взаимоотношения педагога и ребенка.

22. Связь данного мероприятия с другими видами деятельности.

Анализ наблюдения игровой деятельности детей

Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, использованные воспитателем.

1. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры;

— расширял представления детей (путем рассказов, чте­ния книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры);

— интересовался: «Во что играете?»;

— предлагал новые игровые действия;

— вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;

— предлагал новые игровые ситуации;

— давал прямые указания к действию: «Покорми куклу», «Крути руль»;

— задавал вопросы, которые направляли развитие игры;

— брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру;

2. Какие приемы использовал воспитатель для формиро­вания взаимоотношения детей во время игры?

— вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем пря­мого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли);

— сам организовывал вокруг себя коллектив для игры;

— побуждал детей самостоятельно договариваться (о рас­пределении ролей, об игрушках);

— предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

— побуждал детей объединять разные игры между собой;

— использовал какие-то другие приемы.

Игровая деятельность детей во 2-ой половине дня.

1. Подготовка воспитателя и игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжет­но-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отноше­ние детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использова­ние игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разными видами игр.

1. Название игры. К какому виду настолько-печатных игр она относится.

2. Воспитательно-образовательная ценность игры.

3. В какой группе может быть использована и почему?

4. Объясните правила игры и придумайте новый вариант игр.

Схема анализа детской игры.

1. Доставила ли игра детям радость?

2. Причины достигнутого результата — подготовка к игре:

— планирование игры (соответствует ли программное содержание возрасту и уровню развития детей, отражено ли в программном содержании комплексное руководство игрой;

— создание условий (какое время отведено в режиме дня, есть ли специальное место в группе, как оборудована игра);

— по чьей инициативе возникла игра;

— имел ли место подготовительный период игры в соответствии с возрастом;

— самостоятельны ли дети во время игры или игра развивается при участии воспитателя;

— в чем заключалось руководство игрой со стороны воспитателя (приемы, направления);

— не подавлял ли воспитатель детей своим вмешательством?

— деятельность детей в игре;

— как решалась задача по развитию у детей творчества, инициативы, фантазии;

— как была закончена игра — организованно или неожиданно;

3. Как бы Вы руководили этой игрой?

Игры со строительным материалом.

Соответствие поставленных задач возрастным особенностям детей.

Какая подготовительная работа проводилась перед игрой, её целесообразность?

Какой строительный материал использовался в игре (специально созданный, природный, подсобный).

Методы и приёмы стимулирования и мотивации к игре.

Эффективность методических приёмов, используемых в ходе игры и для её завершения.

Какой вид конструирования использовался в процессе игры, его соответствие возрасту, целесообразность:

Какие условия были созданы для обыгрывания построек.

Воспитательная направленность игры.

2. ДИАГНОСТИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Критерии развития игровой деятельности

I. Условия для возникновения и развертывания игр детей

Педагоги создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают пластинки, обсуждает события жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношений, на явлении и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и т.д.).

Побуждают детей к развертыванию игры (обращаются к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим»; предлагают детям постарше поиграть в конкретную игру или вы брать сюжет; побуждают детей принять роль и наделить ею партнера; договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.).

В качестве непосредственных участников игры педагоги предла­гают детям образцы различных игровых действий (воспитатель кормит, купает куклу, привлекая к игре малышей; показывает, как строить космический корабль, рассказывает, как играть в игры с правилами — «Съедобное — несъедобное», «Садовник»; произносит считалку для установления очередности или выбора водящего).

Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельно­сти в педагогическом процессе: оберегают время, предназначенное для игры, не подменяя его занятиями; обеспечивают плавный переход от игры к режимным моментам.

Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвиж­ными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми).

II. Условия для развития общения между детьми в игре

Педагоги организуют совместные игры детей (предлагают игры с различным числом участников, учитывая, в частности, дружеские привязанности между детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные иг­ры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обо­гащения игровым опытом).

Развивают способы игрового общения, наделяя детей ролями (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера).

Развивают у детей умение общаться по поводу игры (дого­вариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, тактично улаживать конфликты и пр.).

III. Педагоги создают условия для развития творческой актив­ности детей в игре

Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных действий, сюжетов и приемов.

Предоставляют детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и т.д.).

Поощряют детей к импровизации в игре (придумыванию сю­жетов; введению оригинальных персонажей в традиционные иг­ры; смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.).

Стимулируют детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование.

Способствуют возникновению эмоционально-насыщенной ат­мосферы в процессе игры (педагоги включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.д.).

Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой де­тей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправные партнеры.

Читайте также:  Анализ воспитания детей в детских домах

IV. Сотрудники реализуют индивидуальный подход в органи­зации игры детей

Организуют игры с учетом личных особенностей и специаль­ных потребностей детей (игры, стимулирующие активность за­стенчивых детей и детей с физическими недостатками, с задерж­ками развития; повышающие самоконтроль у излишке растормо­женных и агрессивных детей).

Обращают особое внимание на «изолированных» детей (орга­низуют для них привлекательные игры, оказывают поддержку, выдвигают на центральные роли).

Способствуют поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры отдельно для мальчиков и девочек и совместные; предлагают девочкам роль мамы, хозяйки; мальчикам — роли, связанные с мужественными профессиями; обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов).

Поддерживают индивидуальные интересы и возможности детей в игре.

V. Сотрудники способствуют развитию разных видов игры

Организуют сюжетно-ролевую игру.

Организуют игры с правилами.

Способствуют возникновению режиссерской игры.

Побуждают детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.).

Организуют подвижные спортивные игры.

Используют дидактические игры в педагогическом процессе.

источник

Наблюдение и анализ игровой деятельности дошкольников

Наблюдение и анализ сюжетно- ролевой игры дошкольников.

Воспитатель читает стихотворение С.Маршака «Где обедал воробей»

Воспитатель: А вы хотите поиграть в зоопарк?

-Воспитатель: Для того чтобы начать играть, что мы должны сделать?

Воспитатель: Роли каких профессий понадобятся нам в игре?

Воспитатель: Какие обязанности выполняет смотритель зоопарка?

Дети: Смотрит, чтобы все животные были вовремя накормлены, чтобы в их клетках было чисто.

Воспитатель: Кто будет смотрителем зоопарка? Пожалуйста, Таня иди готовить свое рабочее место.

Воспитатель: Какие обязанности у ветеринара?

Дети: Принимает новых животных, следит за их здоровьем, дает витамины, лечит больных птиц и зверей.

Воспитатель: Пожалуйста, Ульяна готовь свое рабочее место.

Воспитатель: А кто же еще работает в зоопарке, кто нам расскажет про каждого животного?

Воспитатель: Пожалуйста, Вася готовь свое рабочее место.

Воспитатель: Какие обязанности у кассира?

Дети: Кассир продает билеты.

Воспитатель: Кто будет кассиром? Пожалуйста, Люба иди готовь свое рабочее место.

Воспитатель: Пожалуйста, Карина готовь свое рабочее место.

-Еще кто работает в зоопарке?

Воспитатель: Какие обязанности выполняет контролер?

Дети: Встречает посетителей и при входе проверяет билеты.

Воспитатель: Кто на себя возьмет роль контролера? Пожалуйста, Арина приступай к работе.

Дети: Еще там работают дворник и охранник. Охранник следит за порядком на территории зоопарка. Дворник наводит чистоту на территории зоопарка.

Воспитатель: Кто на себя возьмет роль охранника? Пожалуйста, приступай к работе Денис.

Воспитатель: Кто на себя возьмет роль дворника? Пожалуйста Никита приготовь инвентарь, который пригодится тебе в работе.

Воспитатель: А еще возле зоопарка будет работать магазин для посетителей и нужен продавец: Какие обязанности выполняет продавец ?

Дети: Он будет предлагать и продавать покупателям разные товары.

Воспитатель: Марина иди готовь свое рабочее место.

Оставшиеся дети – посетители зоопарка.

Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения в зоопарке.

Дети: В зоопарке нельзя шуметь. Нельзя дразнить животных! Нельзя кормить животных. Нельзя просовывать руки в клетку.

-Прежде чем зайти в зоопарк, что мы должны сделать?

Воспитатель: А теперь давайте купим билеты у кассира, предъявим их контролеру и пойдем рассматривать животных!

На входе детей встречает экскурсовод (Вася).

Экскурсовод: Здравствуйте ребята, пожалуйста проходите. Сейчас я вам покажу и расскажу о каждом животном, живущем у нас в зоопарке. Ребята, в нашем зоопарке находится много животных, как вы думаете, какие?

Дети: медведь, слон, тигр, лев, кенгуру, жираф, зайцы, лиса, волк, обезьяна

Экскурсовод: Правильно, тогда начнем нашу экскурсию по зоопарку. Вот в этой клетке живет самое высокое животное на земле. Узор из пятен на его коже никогда не повторяется, это жираф, он ест ветки, листья деревьев.

(И так экскурсовод рассказывает о каждом животном, живущем в зоопарке. )

Воспитатель: Вот и наступило время обеда.

Повар (Карина) подносит еду каждому животному.

Экскурсовод рассказывает детям, что очень опасно близко подходить к клеткам с животными, нельзя кормить их печеньем, конфетами, протягивать к ним руки, не шуметь в зоопарке.

Подходит охранник: «Зоопарк закрывается. Животным пора отдыхать!»

Дети прощаются с животными.

Воспитатель: Вам понравилась играть в «Зоопарк»? Какие роли вы выполняли в игре? Какая роль получилась самой интересной?

Дети отвечают кому ,что больше всего понравилось, и играя в следующий раз поменяются ролями.

Замысел игры, постановка игровых целей и задач

Замысел игры более устойчивый, но не статичный, развивающийся. Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в нее новые идеи и образы, то есть согласованность сочетается с импровизацией.

Воспитатель проводит беседу о работе зоопарка, ветеринарного врача.

Чтение художественной литературы:

— Загадывание загадок о животных.

— Рассматривание альбома «Дикие животные».

— Беседы о животных с использование иллюстраций.

— Дидактические игры «Кто как кричит», «У кого какой хвост», «Охотники», «Найди маму»

Цель игры: Формировать умение обозначать свои роли – директор, смотритель, ветеринарный врач, кассир, продавец – кассир, строитель.

Задачи: показывать как выполнять роли:

— директор зоопарка (руководит работой зоопарка);

— строители (строят вольеры для животных);

— водитель (привозит животных в грузовике с клеткой);

— смотритель (получает от директора зоопарка паспорта на животных и вместе с водителем транспортируют животных в зоопарк, рассказывает посетителям о животных);

— ветеринар (проводит осмотр животных, делает пометки в карточке, при необходимости назначает лечение, даёт витамины);

— рабочий (ухаживает за животными, кормит, наводит порядок в вольере);

— кассир (продаёт в кассе билеты при входе в зоопарк);

— контролёр (с повязкой на руке проверяет билеты);

— продавец в киоске (предлагает посетителям сувениры, мелкие игрушки)

Закреплять и расширять знания детей о животных средней полосы, жарких стран и севера (о внешнем виде, их повадках, пище) ;

Расширять представление детей о труде взрослых, работающих в зоопарке: об основных трудовых процессах по обслуживанию животных;

Воспитывать любовь к животным, заботу о них, доброе отношение к ним;

Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение.

Формировать умение творчески развивать сюжет на основе полученных знаний;

Формировать умения детей делиться на группы в соответствии с сюжетом игры и, по окончании заданного игрового действия, снова объединяться в единый коллектив;

Развивать умение согласовывать тему игры, распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий, самостоятельно решать конфликты, возникающие в ходе игры – умение вести простой диалог со сверстниками и взрослыми, умение соотносить свои желания с интересами других людей;

Закреплять умение организовывать рабочее место;

Закреплять правила поведения в общественных местах, уважительно относиться к окружающим людям;

Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнеров друг к другу) ;

В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.

Директор зоопарка – знает много о животных и отвечает за все, что происходит в зоопарке;

Экскурсовод – проводит экскурсии, рассказывая интересно, увлекательно об обитателях зоопарка;

Проводник – отлавливает и поставляет животных для зоопарка;

Служители зоопарка – кормят животных, убирают клетки и вольеры, моют своих питомцев, заботятся о них;

Врач (ветеринар) – лечит обитателей зоопарка, делает им прививки;

Работники кухни – готовят кормы для животных;

Кассир – продает билеты на посещение зоопарка;

Принятие детьми на себя роли.

Совершенствуются умение совместно строить и творчески развивать сюжеты игры. Стремление узнать как можно больше о том, во что они играют. Они смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, подчеркнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых.

Между детьми идет распределение ролей и определение игровых действий;

Игровые действия, игровые предметы

Игровое действие часто заменяется словом. Дети осуществляют игровые действия с предметами- заместителями, природным материалом, игрушками. Организовывают пространство и подбирают атрибуты: строительство вольеров, открытие ветеринарной больницы (белый халат, аптечка), касса с билетами.

— завоз животных и продуктов питания;

— осмотр ветеринаром животных;

— открытие зоопарка для посетителей;

Игрушки – животные (не менее 15 штук) ;

Конструктор, строительный материал;

Детские машинки; ИГРУШКИ-ЗАМЕСТИТЕЛИ.

Инвентарь: ведерки, метелки, тазики и т. п. ;

Корм для животных (из пластилина, пенопласта, цветной бумаги) .

Ветеринарная лечебница. Администрация зоопарка Кухня. База.

Обозначить роли: посетитель приходит в зоопарк, покупает билет в кассе, контролёр проверяет билет, смотритель проводит экскурсию, при выходе посетители могут приобрести сувениры в киоске.

Использование многоперсонажных сюжетов.

Обучение элементам развития сюжета,

Принятие на себя второстепенной роли,

Дети осознают что соблюдение правил является условием реализации роли.

Наблюдение и анализ строительной игры дошкольников.

Протокол наблюдений за строительной игрой детей старшей группы «Постройка вольеров для зоопарка»

Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем с вами в игру «Зоопарк». А что нам для этого надо?

Воспитатель: Правильно, а еще? Куда мы с вами будем заселять наших животных?

Воспитатель: Молодцы, только правильно они называются вольеры. А как вы думаете, как мы их будем строить , из чего?

Воспитатель: У меня есть специальная схема построения вольеров, давайте посмотрим и попробуем построить такие же.

Воспитатель с детьми разбирают схему построения вольеров.

Воспитатель: Предлагаю каждому попробовать построить вольер, а у кого быстрее это получится, можно еще построить и ветеринарную лечебницу, для чего она нужна?

Дети: Там лечат больных животных.

Воспитатель: Правильно, давайте начнем наше строительство вольеров.

Дети строят вольеры. Воспитатель ходит и наблюдает за ходом игры.

Воспитатель: Какие молодцы, у вас получились очень хорошие вольеры. А кого же мы с вами туда заселим?

Воспитатель: Завтра нам привезут животных и мы с вами решим, кого, в какой вольер заселить.

Замысел игры, постановка игровых целей и задач

В процессе игры возрастает потребность в различных предметах, необходимых для реализации игрового замысла. Повышается интерес детей к изготовлению игрушек. Игровой процесс часто сливается с трудовым. Возникновение связей строительной игры с трудом помогает раскрыть для ребенка новую увлекательную деятельность — труд. Игра начинает все более сближаться с учебной деятельностью, в которой дети приобретают знания и некоторые практические навыки, позволяющие полнее осуществлять игровые замыслы.

Широта кругозора и опыт совместных игр создают условия для развития большей общительности, взаимопомощи, устойчивых коллективных игр, совместных трудовых процессов.

Цель. Совершенствование у дошкольников конкретных представлений о строительстве и его этапах.

-совершенствовать конкретные представления о строительстве, его этапах; развивать сообразительность, умение активно привлекать и комбинировать представления о постройках и различных трудовых процессах.

-формировать умение задумать постройку и выполнять ее, добиваться намеченного результата.

-Развивать навыки общения, устойчивость внимания, точность восприятия, зрительный анализ, чувство пропорции и симметрии, художественный вкус, инициативность, творческую активность и воображение, образное мышление, самосознание.

-Формировать умения творчески развивать сюжет игры.

-Закрепление знаний о рабочих профессиях. Воспитание уважения к труду.

В игре дети создают модели разнообразного взаимоотношений между людьми.

Дети практически применяют строительный материал разнообразных форм и размеров, сравнивают его, располагая детали в постройке, практически осваивают пространственные отношения. Познают величины, формы. В процессе игры ребенок постоянно прибегает к сравнению цвета деталей, их величины, формы и т. д., это дает ему возможность полнее, увлекательнее реализовать свой замысел.

Рассматривание альбома «Животные в зоопарке».

Чтение художественной литературы о животных зоопарка.

Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать игру. Они смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, подчеркнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых.

Дети приобретают не только умения конструировать отдельные предметы (здания, виды транспорта и т. д.), но и такие качества личности, как умение целенаправленно рассматривать предметы и сооружения, расчленять их на части, сравнивать предметы и сооружения, видеть в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, разбираться в конструкции, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, т. е. ребенок проделывает ряд мыслительных операций, в результате чего у него формируются четкие представления о предмете и сами мыслительные процессы совершенствуются.

Игровые действия, игровые приемы

Широко используется в игре подсобный материал, по ходу игры они подбирают или заменяют необходимые предметы.

Материал: конструктор «Лего», набор зверей, схема сложения вольеров, клеток для животных.

Дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли.

Принятие на себя второстепенной роли,

Ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и ее использованием.

Анализ игровой деятельности

Количество играющих детей

Кто является инициатором игры

Наличие атрибутики, строительных материалов

Конструктор «Лего», набор зверей, схема сложения вольеров, клеток для животных.

Организованный педагогом показ выполнения постройки, порядка использования материала, расположения постройки, украшения ее, с одной стороны, а с другой, влияние товарищей по игре, от которых заимствуется многое: умение договариваться, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь.

Взаимоотношения детей в игре

В процессе выполнения построек дети находятся в определённых связях и отношениях, особенно в решении таких вопросов, как соответствие постройки по размеру, согласование её местоположения, её украшений, в использовании материала.

способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Развиваются такие качества, как умение договариваться, взаимопомощь, отзывчивость, справедливость, чуткость, доброжелательность.

Отрицательные проявления во взаимоотношениях

Развиваются такие качества, как желание быть первым, агрессивность, споры, конфликт и его разрешение.

Предлагает тему для игры, вносит интересные предложения по организации игры, наблюдает за играми детей, их поведением, занимает чисто наблюдательскую позицию. Оказывает помощь в реализации знаний, развитию сюжета.

Методы и приемы, используемые воспитателем в процессе игры

Создает условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре, обращают внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношений, Побуждает детей к развертыванию игры, побуждают детей принять роль и наделить ею партнера; договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.). Стимулирует детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование. Внимательно и тактично наблюдает за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправные партнеры.

Окончание игры, подведение итогов

После завершения игры воспитатель, прежде всего, должен привести детей в спокойное состояние и после этого размеренно, без излишних эмоций, но громким голосом объявить окончание игры. Чтобы дети успокоились и настроились на внимание, желательно отмечать как положительные, так и отрицательные стороны игрового развития содержания игры, выделить наиболее удачно отличившихся детей в действиях. Негативная оценка действий определенного ребенка должна носить рекомендательный характер на будущие игровые действия, с исключением возможности нанесения травм его психике.

Наблюдение и анализ театрализованной игры дошкольников.

Протокол наблюдений за театрализованной игрой детей старшей группы «Кто сказал «мяу»

Дети вместе с воспитателем входят в зал

–Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в музыкальный зал нашего сада. Здесь оживают на сцене сказки. А в сказках участвуют разные герои. А кто исполняет роли

Воспитатель: Вот мы сегодня с вами тоже будем артистами и исполним разные роли. Что нужно сделать артисту, что бы быть похожим на героя сказки?

Правильно. Давайте пройдем в нашу костюмерную и

превратимся в героев сказки. Наденьте эти маски и давайте покажем сказку

нашим зрителям « Кто сказал « Мяу»?»

Действующие лица: Ведущая, Щенок, Кошка, Собака (Мама), Петух,

(В центре зала стоит домик с окном. На полу возле дома лежит коврик.)

Гав, гав, гав! Давайте же будем

Вместе бегать, вместе прыгать.

Наш Щенок был очень весел,

(Мама укладывает Щенка спать. Он сворачивается клубочком на коврике

возле домика. Вбегает Кошка, подкрадывается к Щенку).

В красных новеньких сапожках

Учит всех играть на ложках.

(Щенок через окно выпрыгивает во двор. За его спиной выглядывает Кошка,

Читайте также:  Анализ воспитания детей в условиях семьи

мяукает, и прячется. Раздается “Мяу”)

Всем кто спросит без труда,

Отвечаю: Ква-ква-ква! (убегает).

Вдруг опять он слышит “Мяу!”……

Ж-ж-ж, не будешь зря соваться,

Знай, на пчел нельзя бросаться. (Жалит щенка в нос).

(Щенок закрывает свой нос и обегает вокруг домика).

Я теперь несчастный самый,

Вместе песенку споем. (Поют песню)

Воспитатель представляет артистов гостям.

Воспитатель: Вы сегодня молодцы. Вам понравилось играть на сцене?

Воспитатель:– За участие в нашем замечательном спектакле кошка нам оставила сладкие подарки.(раздаются детям).

Замысел игры, постановка игровых целей и задач

Цель: создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

Задачи: образовательные — продолжать учить детей в игре перевоплощаться в сказочных героев.

Развивающие- развивать умение выстраивать линию поведения в роли ,

используя атрибуты, детали костюмов. Развивать артистические способности

детей., способность к импровизации средствами мимики, выразительных движений , интонации.

Воспитательные – воспитывать дружеские взаимоотношения, чувства

Интеграция образовательных областей

Познание: формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Социализация: развитие игровой деятельности детей, приобщение к

элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со

Коммуникация: развитие свободного общения со взрослыми и детьми,

развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.

Чтение художественной литературы: развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в т. ч. Развитие художественного воспитания и эстетического вкуса.

Художественное творчество: развитие продуктивной деятельности детей,

развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.

Предварительная работа: пальчиковые игры, чтение художественной литературы, д/и. «Живой телефон», «Передавалки», этюды «Превращение»,

«Угадай что я делаю», заучивание стихов, скороговорок, чтение стихов по

ролям, использование разных видов театра, зарядка для язычка, игры на развитие фантазии « Продолжи сказку…»

Развитие продуктивной деятельности детей, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству, развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.

Игровые действия, игровые предметы

Оборудование к спектаклю: маски- шапочки, ширма- дом, макет цветка, ширма- костюмерная, сладкие подарки. Музыкальное сопровождение.

Дружеские взаимоотношения, чувства

сопереживания, элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношений со

Анализ театрализованной игры.

Анализ игровой деятельности

Количество играющих детей

Кто является инициатором игры

Маски- шапочки, ширма- дом, макет цветка, ширма- костюмерная, сладкие подарки, музыкальное сопровождение.

Как осуществлялось распределение ролей

Взаимоотношение детей в игре

Способность распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, развиваются коллективные и товарищеские отношения, они не перестают относиться друг к другу как товарищи по игре, не теря­ют реального плана отношений друг с другом, могут указывать друг другу на нарушение правил поведения, свойствен­ных той или иной взятой партнером роли, проявление доброжелательного отношения друг к другу, сопереживание, отзывчивости, взаимопомощи.

Отрицательные проявления во взаимоотношениях

Ребенок начинает агрессивно реагировать, спорить, конфликтовать, грубо обращаться со сверстниками и предметами.

Творческие проявления детей: в выборе темы игры, распределения ролей, движениях, создание и использование условий и атрибутов, придумывании вариантов знакомых литературных произведений

Дети творчески подошли к выбору темы игры, распределили роли, одели костюмы, все движения создавались с действиями героев, придумывали варианты поведения героев из знакомых литературных произведений.

Самостоятельность и выразительность в передаче образов

Ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима), производит собственные действия исполнения роли, дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность.

Предлагает тему для игры, помогает распределить роли с помощью считалочки

Играет вместе с детьми, этому способствуют привитие норм морали, нравственно — ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы (в музыке, изобразительном, в хореографическом, театральном искусстве, архитектуре, литературе), привитие навыков общения и взаимодействия с партнёром в разного рода деятельности

Методы и приемы, помогающие детям точно и выразительно передать образ героя

Чтение художественной литературы, заучивание стихов, скороговорок, использование разных видов театра, игра на развитие фантазии «Продолжи сказку..», пальчиковые игры.

Окончание игры, подведение итогов

После завершения игры воспитатель спокойным голосом объявляет окончание игры, представляет гостям артистов, говорит слова благодарности за хорошо сыгранные роли, за участие, раздаются сладкие подарки.

Наблюдение и анализ режиссерской игры дошкольников.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем сочинять сказку. Как вы думаете,чем сказка отличается от рассказа?

Дети:В рассказе все действия происходят на самом деле, по настоящему, а в сказке могут быть разные приключения, и даже растения и животные могут разговаривать.

-Воспитатель: Вот перед вами разные театры: пальчиковый, настольный, «би-бабо», маски разных животных, игрушки; декорации, ширма. Хорошо подумайте, кто какую сказку может придумать и показать остальным ребятам.

Саша: Можно я выберу героев?

Воспитатель: Пожалуйста, Саша. Выбирай себе героев.

Саша: Я выберу дедушку, бабушку, внучку ,матрешку, белку, зайчика с зайцем, сороку и бабу Ягу.

Воспитатель: Саша ты готов нам рассказать свою сказку?

«Однажды внучка Машенька вместе со своей подругой матрешкой пошли в лес за ягодами. Обещали бабушке с дедушкой быстро вернутся, как только наберут ведро ягод. Прошло уже много времени, а их все нет и нет. «Видно что то с ними случилось?»- подумали бабушка с дедушка , и решили их идти искать. Дорога дальняя, внучка давно ушла, наверное голодная, надо взять с собой морковку, орешки, конфеты. Собрали они корзину с угощениями и отправились в дорогу. Шли, шли, наконец впереди показался густой лес. Зашли они в чащу, огляделись, везде высокие деревья. Стали кричать Машеньку, чтобы она отозвалась. А вместо ответа на них полетели шишки. Посмотрели они на верх и увидели, что на сосновой ветке сидит белочка с шишкой в лапке.

-«Ты почему бросаешь на нас шишки?» -спросил дед.

-«А вы почему кричите в лесу? Вы меня и моих бельчат напугали, разве вы не знаете, что в лесу вести себя надо тихо?»- ответила белочка.

-«Прости нас белочка, мы извиняемся перед тобой, но у нас горе случилось, потерялась внучка наша в лесу, не видела ли ты ее?»

-«Нет, не видела, а вы спросите у сороки- белобоки, она все в лесу знает, везде летает.»

-«Спасибо белочка, вот твоим бельчатам орешки от нас.»

-«Сорока, сорока, не видела ли ты нашу внучку с ведерком, она за ягодами в лес пришла?»

-«Видела, они такие маленькие, как же вы их в лес одних пустили, у нас тут волк ходит, и баба Яга не спит. Они были здесь, но нашли зайченка, который сидел плакал, что потерялся, они и решили его отвести домой. Идите мимо сломанной сосны к той березе, там под кустом увидите домик зайчика. Поторопитесь.»

Пошли дед с бабой дальше, а на улице уже темнеет, страшно становится, а что делать?.Подошли к домику заглянули в окно, а там сидят зайчата с зайчихой и перед ними на столе лежит лист капусты. Постучались в окно дед с бабой, зайчата прижались к зайчихе, трясутся.

-«Кто там?–пугливым голосом спросила зайчиха».

«Не пугайтесь, зайчатки, это дед с бабой, внучку свою ищем. Вы не видели их?»

«Как же, конечно, видели, они нашего зайчика привели, и ягодками нас угостили, а сами тоже домой торопились. Спасибо вам за внучку. Добрая она у вас. А теперь идите вдоль речки, только осторожно, там баба Яга живет». Спасибо, зайчиха, вот вам морковку для зайчат.

Пошли они дальше мимо речки, увидели домик на курьих ножках. Подошли тихо-тихо, заглянули в окно, а там на скамейке сидят связанные Машенька да Матрешка и плачут. А Баба Яга печку топит, хочет сварить их да съесть. Достала она чугунок, хотела воды налить, да воды не хватило, взяла ведро и пошла на речку за водой. Пока она ходила, дед с бабой зашли, развязали Машеньку с матрешкой и бегом оттуда. А баба Яга вернулась, смотрит, а детей-то нет, села в ступу и полетела за ними. Дед с бабой бегут, дети за ними, под кустиками прячутся, себя не показывают. Баба Яга мимо пролетела, их не увидела. Вернулись они домой, радостные, счастливые, хоть и без ягод, и без ведерка. Вот так закончилась эта сказка».

Воспитатель: Ребята, вам понравилась Сашина сказка?

Воспитатель: А за кого вы больше всего переживали?

Дети: За Машеньку и Матрешку, что они потерялись одни в лесу, а еще за бабушку с дедушкой, они же старенькие, им тяжело было ходить искать внучку.

Воспитатель: Молодец Саша, мне очень понравилась сказка, хорошо пофантазировал!

источник

Название игры: «Хитрая лиса»Анализ проведения подвижной игры.

Наблюдение и анализ подвижной игры дошкольников.

Анализ проведения подвижной игры.

Количество детей: 25 детей.

Название игры: «Хитрая лиса»

Воспитатель (И.Ф.О): Игнатьева Наталья Сергеевна.

Д стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга, воспитатель обозначает дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель обходит за спинами детей круг и незаметно дотрагивается до одного из играющих. Тот, до кого дотронется воспитатель, становится хитрой лисой.

Воспитатель: Дети, а теперь я вам предлагаю открыть глаза и внимательно посмотреть друг на друга, выяснить, кто из вас хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь?

Дети: (хором три раза с небольшими промежутками спрашивает) «Хитрая лиса, где ты?», «Хитрая лиса, где ты?», «Хитрая лиса, где ты?»

При этом все внимательно смотрят друг на друга. Как только вопрос: «Хитрая лиса, где ты?» — будет произнесен в третий раз, играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит ….

Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагивается рукой). Пойманного лиса отводит к себе в дом. После того как лиса поймает 2—3 детей…

Играющие образуют круг, игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз. Если лиса выдала себя чем-нибудь, воспитатель назначает другую лису. Выбирать лису может и кто-нибудь из играющих. Если лиса долго не может никого поймать, можно выбрать другого водящего. Если площадка очень большая, можно обозначить ее границы.

Анализ игровой деятельности

Цели игры, их соответствие возрасту и подготовке детей

Развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле.

Количество играющих детей

Кто является инициатором игры

Создание интереса к игре у детей

Воспитатель проводит предварительную работу с детьми: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т.д.), просматривает видео-, кино- и диафильмы, проводит беседы.

Объяснение новой игре воспитателем (повторение правил знакомой игры)

Воспитатель раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию. При объяснении игры воспитатель не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Если правила игры им понятны, то она проходит весело и увлекательно.

Понимание и принятие детьми правил игры, их выполнение, причины нарушения правил

Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).

Распределение ролей в игре

Водящего воспитатель может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выбрать водящего и попросить их затем объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; он может взять ведущую роль на себя или же выбрать того, кто желает быть водящим

Уровень выполнения детьми движений в игре

Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя формируется творчески мыслящий ребенок, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности, проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание.

Уровень физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость)

Показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решение двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил. Высшим проявлением творчества у детей является придумывание ими подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать.

Выполнение этических норм поведения во время игры

Дети доброжелательны, отзывчивы, проявляют взаимопомощь по отношению к друг другу, сопереживают, если не получается что либо сделать, умеют договариваться, но и судят по справедливости.

Присутствие отрицательных качеств

Некоторые желают быть первым, спорят между собой.

Воспитатель наблюдает за игрой детей, их поведением, помогает советами, часто принимает наблюдательную позицию, выбор ведущего осуществляется считалкой.

Окончание игры, подведение итогов

После завершения игры воспитатель спокойным голосом объявляет окончание игры. Воспитатель отмечает, как положительные, так и отрицательные стороны игрового развития содержания игры, выделяет наиболее удачно отличившихся детей в действиях.

источник

Характеристика классификации подвижных игр дошкольного возраста. Методика организации и проведения активных занятий с дошкольниками. Анализ формирования сюжетной и бессюжетной игровой деятельности. Особенность организации играющих и распределение правил.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальные государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта, Санкт — Петербург»

Факультет не олимпийских видов спорта

Кафедра теории и методики спортивных игр

«Классификация подвижных игр. Содержание, методика организации и проведения подвижных игр с дошкольниками»

1. Классификация подвижных игр дошкольного возраста

2. Возрастные группы детей дошкольного возраста

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения у ребёнка знаний, и представлений об окружающем мире, развитие мышления, и ценных морально — волевых качеств. При проведении подвижных игр можно использовать неограниченные возможности комплексных, разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка.
В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту, образность движения, развитие чувства ритма. Подвижные игры готовят ребёнка к труду: дети располагают и убирают атрибуты в определенной последовательности, совершают свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. Детям интересно играть, ведь игра — это основная форма обучения у детей дошкольного возраста.

Цель данной работы: раскрыть содержание, методику организации и проведение подвижных игр в дошкольном возрасте.

1) Раскрыть классификацию подвижных игр, привести примеры.

2) Перечислить возрастные группы детей дошкольного возраста, раскрыть их физиологические особенности.

3) Расписать 3 подвижных игры в разных возрастных группах.

1. Классификация подвижных игр дошкольного возраста

Подвижные игры делят на элементарные и сложные.

Сюжетные подвижные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.

Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.

Читайте также:  Анализ воспитанности детей дошкольного возраста

К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.

В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями.

Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.

Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др.

По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности.

— К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки.

— Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений, играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами.

— В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

2. Возрастные группы детей дошкольного возраста

5)Подготовительная к школе группа

Методика организации и проведения подвижных игр у детей дошкольного возраста, их физиологические особенности.

Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру. Собрать детей на игру можно разными приемами.

— В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.

— С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры.

— Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось). Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к игре. Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.

Организация играющих, объяснение игры. Объясняя игру важно правильно разместить детей.

— Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг).

— Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя (стайкой)

— Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).

— В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержа ние и объясняет правила, еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик. Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли. подвижный игра дошкольный сюжетный

В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть использованы и считалки. Иногда выполнившие роль водящего сами выбирают себе заместителя.

— В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие. При разделении на колонны, звенья, команды надо группировать сильных детей с более слабыми, особенно в таких играх, где есть элемент соревнования («Мяч водящему», «Эстафета по кругу»). Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.

Проведение игры и руководство ею. Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.

Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры: удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах цветным флажком, рукой. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей.

Воспитатель делает указания как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.

Педагог подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться) , напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко. Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка. Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении игры детям разрешают бегать 10 с, то при повторении ее несколько повышают нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на пятом-шестом — снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений.

Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.

Окончание игры и подведение итогов.

— В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера.

— В старших группах подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Воспитатель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам. Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему.

Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений. Особенности методики проведения игр в смешанной группе. В этой группе игры могут проводиться как одновременно со всеми, так и отдельно с младшими и старшими детьми. Если игра проводится совместно, то она подбирается по силам тех и других детей. Главную роль выполняют старшие дети. Воспитатель регулирует физическую нагрузку, уменьшая ее для детей младшего возраста. Более сложные игры со старшими детьми проводятся отдельно во время прогулок.

Цель. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Описание. Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты. Это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу воспитателя «Птички, в гнездышки!» деть возвращаются на свои места.

Указания к проведению. Воспитатель следит, чтобы дети-птички действовали по сигналу, улетали от гнездышка как можно дальше и возвращались бы только в свое гнездышко. Для гнездышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на участке это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточки. Воспитатель приучает детей быть внимательными во время бега, уступать место бегущим навстречу, чтобы не столкнуться; учит детей выпрыгивать из гнездышек (обруча).

Цель игры: Обучение основным видам движения, развивает дисциплинированность и внимательность.

Описание игры: Дети «Зайцы» выполняют движения в соответствии с текстом.

Зайцев целая ватага Прыжки друг за другом

Вдоль по краешку оврага на двух ногах.

В барабаны ловко бьют: Имитировать удары на

Тра-та-та, тра-та-та. Барабане ( ладонями).

В тарелки музыкальные Имитировать игру на тарелках.

Ударили : дзинь -ля-ля. От души всех веселя.

Правила игры: Прыжки выполняются на двух ногах.

Примечание: Инструктор отмечает детей, кто лучше прыгал, не забыв похвалить всех детей, создав положительные эмоции.

Задачи: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят, и лиса скажет «Я здесь!» Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису. Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

Варианты: Выбираются 2 лисы.

При проведении подвижных игр с детьми дошкольного возраста нужно помнить про физиологические особенности. Используем только голосовые команды. Объяснение материала рассказ-показ. Нельзя забывать, что П. Ф. Лесгафт считал, игра есть упражнение, с которого ребенок готовится к жизни.

1. Луткова, Н.В. Содержание подвижных игр в различных занятиях физического воспитания, спорта и оздоровительной физической культуры. Учебно методическое пособие /Н.В. Луткова, Л.Н. Минина, И.Г. Фейгель, Ю.М. Макаров; Национальный гос. Ун-т физ. Культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. — Спб, 2012.

2. Хухлаева Д.В., «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях», М., 1984 г.

3. Фопель К. Игры с детьми // Дошкольное образование 2005 №7

Характеристика и классификация подвижных игр. Педагогические условия в организации их проведения в процессе физического воспитания. Исследование влияния подвижной игры на уровень развития быстроты и ловкости у детей младшего дошкольного возраста.

курсовая работа [43,4 K], добавлен 19.05.2014

Характеристика физических качеств детей дошкольного возраста. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста. Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в процессе развития движений.

дипломная работа [67,3 K], добавлен 12.06.2012

Организация подвижных игр дошкольников. Специфика подвижной игры как средства и метода физического воспитания детей дошкольного возраста. Методические основы организации подвижных игр для детей младшего возраста. Методика проведения подвижных игр в ДОУ.

контрольная работа [24,7 K], добавлен 30.03.2017

Формирования личности дошкольника как психолого-педагогическая проблема. Оценка эффективности применения подвижных игр для воспитания морально-волевых, нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Значение подвижных игр в группах детского сада.

курсовая работа [86,4 K], добавлен 02.03.2014

Этапы формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста. Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста. Характеристика детей с отклонениями в эмоциональном развитии, особенности коррекционной работы с ними.

дипломная работа [115,0 K], добавлен 21.10.2013

Роль физического воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста. Анализ комплекса подвижных игр с детьми раннего возраста совместно с родителями в условиях дошкольного учреждения. Особенности развития мышечной системы и связочно-суставного аппарата.

курсовая работа [55,3 K], добавлен 28.06.2012

Психолого-педагогическая характеристика и особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста. Роль, значение и влияние подвижных игр на данный процесс. Организация соответствующего исследования, а также анализ полученных результатов.

курсовая работа [239,1 K], добавлен 15.12.2014

Особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, значение подвижных игр в ее развитии. Оценка физической подготовленности дошкольников, влияние подвижных игр разной направленности на повышение показателей физического развития.

дипломная работа [163,8 K], добавлен 24.06.2011

Физиологические и психологические основы развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, особенности ее диагностики. Виды и значение подвижных игр. Выявление и развитие ловкости в подвижных играх с бегом у детей старшего дошкольного возраста.

дипломная работа [134,6 K], добавлен 24.03.2013

Положительное влияния занятий плаванием на сердечно-сосудистую, дыхательную, а также центральную нервную системы. Принципы организации занятий и методика обучения плаванию детей дошкольного возраста в бассейнах разного типа. Игры в воде с дошкольниками.

курсовая работа [681,8 K], добавлен 20.09.2013

источник