Меню Рубрики

Анализ соответствие среды возрасту детей

Материал (старшая группа) по теме:
Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе «Смородинка»

развивающей

предметно-пространственной среды

в старшей группе «Смородинка»

в старшей группе «Смородинка»

Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Наш детский сад реализует свою основную образовательную программу, которая опирается на программу «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы…

В связи с введением ФГОС возникла необходимость пересмотреть предметно-развивающую среду. Поэтому в годовой план на 2017-2018 уч. год были включены задачи совершенствованию развивающей предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС.

Краткая характеристика группы:

Группу посещают воспитанники в возрасте от 5 до 6 лет (старшая группа); списочный состав – 27 детей, из которых 14 мальчиков и 13 девочек.

Факты, полученные в результате анализа развивающей предметно – пространственной среды:

безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе

реализация ОП ДО (отражение образовательных областей)

учет возрастных особенностей детей

Предметно-пространственная среда в нашей группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через предметно-пространственную развивающую среду мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

Основные направления создания предметно-пространственной среды отражены в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования», разработанной коллективом авторов под руководством В.А. Петровского. В концепции заданы основные принципы построения развивающей среды в ДОУ.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей (регулируемые ножки у столов, банкетки, доска на уровне глаз детей и др.).

Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра.

Принцип стабильности – динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.

Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.

Принцип открытости – закрытости. Среда готова к изменению, корректировке, развитию.

Принцип «половых и возрастных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

Модель развивающей среды нашей группы создавалась с учётом вышеизложенных принципов. Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.

Мы стараемся, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовала укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей.
Создавая предметно-пространственную развивающую среду мы учитывали следующие принципы:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  5. В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  7. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущую роль игровой деятельности.
  8. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.
  9. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
  • материалами и оборудованием для игровой деятельности;
  • материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;
  • материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;
  • материалами и оборудованием для двигательной активности.

Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется на свежем воздухе и в приемной комнате группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей.

Здесь же расположен информационный центр для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям; доска для детского творчества.

Моделируя развивающую среду в группе, мы выделили часть учебной зоны, где разместили материалы по окружающему миру, математике, развитию речи, наборы дидактических игр, картотеки стихов и загадок

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Цель: привитие детям любви к художественному слову, уважение к книге, развитие стремления общаться с ней, развитие связной речи

Для речевого развития созданы:

-серии сюжетных картинок для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры;

— детская библиотека с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, детскими журналами;

Имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи, игры по звуковой культуре речи,
игры на звукоподражание: «Звуковой куб», кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши»,
Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения
«Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Логопедическое лото», «Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», картотека артикуляционных игр и упражнений, игры на развитие словаря и грамматического строя речи «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки», игры на развитие связной речи «Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала, что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов»…

В игровой зоне располагается центр «Музыки и театра», стимулирующий творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления детей. В создании театра, игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети, а атрибуты для театра и режиссёрских игр (элементы костюмов) шьют воспитатели и родители. центр «Музыки и театра», способствует формированию интереса к театру и музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах, инсценируют сказки, используя для этого различные виды театра: плоскостной, пальчиковый, теневой,вязаный…

Центр «Музыки и театра» оснащен магнитофоном, детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов, дисками сказок и

Для эстетического развития созданы:

— центр «Творческая мастерская», с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками, трафаретами, пособиями для нетрадиционного рисования.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие»

Центр «Науки» (экспериментирования и природный)

Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры.

Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними.

2.Цветы – герань, фикус, аспарагус, колеус, бальзамин, бегония, фиалка.

3. Плакаты – «Ягоды», «Фрукты», «Птицы», «Животные»

4.Мнемотаблицы, схемы, модели.

5.Карточки «Времена года», «Насекомые», «Подводные жители», «Птицы», «Животные»

6.Альбомы «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Фрукты и овощи», «Насекомые»

8. Поделки – сухой аквариум, водопад, бассейн, мельница, птичье гнездо, макет «Морское дно», морская звезда , солнышко, тучки, собачья будка, птичья кормушка, скворечник, домик…

С помощью экспериментирования , где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.

Предметное наполнение включает в себя:

5. Камешки плавающие и тонущие

11. Набор форм для игр с песком и водой.

19.Пипетки, медицинские маски.

Мини-музей «Мой веселый, звонкий мяч!»

Модель нашей развивающей среды включает инновационные компоненты в виде мини-музеев . Мини-музей является интерактивным, размещён в групповой комнате. В нем имеются мячи, сделанные руками родителей, антистрессовые мячи, утяжелённые мячи, изготовленные из песка; воздушные шары, набиты е мукой, которые могут менять форму. В создании мини-музея активное участие принимают родители и дети нашей группы. В ходе реализации музейной деятельности наша задача сформировать у детей познавательный интерес, расширить кругозор, любознательность, творческую активность, общую осведомленность о мячах.

Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранятся мозаика, кубики, настольно-печатные и дидактические игры.

Для интеллектуального развития созданы:

Центр «Игротека» с раздаточным счетным материалом, комплектами цифр, математических знаков, геометрических фигур, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, схемы и планы, набор объемных геометрических фигур; имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания, игры «Числа и цифры», «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «Целое из частей», «Сложи фигуру», счётные палочки и схемы к ним.

Образовательное пространство для познавательной деятельности оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Большое внимание уделено освещению групповой комнаты, ведь помимо физиологического, оно имеет и психологическое значение.

«Туристско-краеведческий» способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, города ,родного края.

Подбирая игрушки, оборудование мы стремимся максимально обеспечить условия для сенсорного развития ребёнка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Физическое развитие»

физкультурно-оздоровительный центр «Непоседы»

• развитие движений и совершенствование двигательных функций;

• достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
• предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;
• создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;
• приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, мы сделали акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому в группе есть спортивный уголок, который оснащен нестандартным оборудованием для развития основных видов движений . Имеются комплексы утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна, картотеки пальчиковой, глазной и дыхательной гимнастик, профилактики плоскостопия, картотека подвижных игр, загадки о спорте, карточки и наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь, сделанный своими руками. В небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, скакалки, ленты, платочки, кегли, кольцеброс, мешочки для метания, туннель, ребристая доска, массажные коврики и мячики.

В бытовой зоне располагается уголок дежурства .

Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность.

Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный. Там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, мы создали картотеку с картинками детей, которые каждый день меняются в специальных рамочках.

«Социально – коммуникативное развитие»

Основной целью этой области является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.

-гендерный уголок для девочек;

-гендерный уголок для мальчиков;

Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.

Ребята с увлечением играют конструктором «Лего», включая в игру фигурки животных, людей, машинки…

• Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, в быту;
• Показать на примере, к чему может привести нарушение правил дорожного движения;
• Вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге;
• Развивать внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление;
• Воспитывать грамотного пешехода.

При создании развивающей среды в группе, немало внимания уделено созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В центре имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно — печатные игры.

В нашей развивающей среде существует уютное место для отдыха. В спальне находятся кровати для дневного сна детей, а группе уголок уединения и релаксации. Предметное наполнение уголка включает в себя мягкий бескаркасный диванчик, пуфы, мягкие подушки. Здесь ребёнок может отдохнуть от шума. Здесь же находится черепаха с лапками для снятия мышечных зажимов, небольшое зеркальце для отражения чувств, эмоций в мимическом выражении, тучка с ручками-капельками, подушка.

Читайте также:  Анализы на кальций у детей

Для воспитания у детей эмоциональной отзывчивости, эмоционально-волевой сферы и определения настроения каждого ребёнка в нашей группе есть кубик эмоций, уголок «Эмоции и чувства», разработан календарь настроения .

Все игрушки игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются полочки, шкафы. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

Создавая нашу развивающую среду, мы постарались сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей

После проведенного анализа организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, можно сделать следующие выводы, что на текущий момент:

  • Материал и оборудование в групповых помещениях подобран с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований.
  • Выявлены и удовлетворены индивидуальные интересы, склонности и потребности детей
  • Присутствует полоролевая адресность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в каждой группе мальчиков и девочек.
  • При размещении материалов и оборудования учтено соответствие пространства группового помещения соотношению: сектор активной деятельности – 50%, сектор спокойной деятельности – 20%, рабочий сектор – 30% (но пространство групповой комнаты может трансформироваться, позволяя использовать ограниченное помещение наилучшим образом).

Однако количество материалов и оборудования приведено в соответствие с перечнем частично. Необходимо пополнить оснащение для экономического развития детей, а также обновить имеющийся раздаточный материал по познавательному и речевому развитию. Поэтому дальнейшая работа по пополнению предметно-развивающей среды будет продолжена.

источник

СПРАВКА по итогам тематической проверки на тему: «Организация развивающей предметно — пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

СПРАВКА по итогам тематической проверки на тему: «Организация развивающей предметно — пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Цель проверки:

Выполнение требования к развивающей предметно-пространственной среде МБДУ «Улыбка».

Основные методы контроля: анализ, беседы, наблюдения.

Сроки проведения: 06.02.по 17.02. 2017г.

Объекты контроля: все возрастные группы.

В соответствии с планом работы на 2016 – 2017 учебный год и на основании приказа по МБДУ «Улыбка» от 03.02.2017 г. в детском саду проведен тематический контроль состояния работы по организации развивающей предметно — пространственной среды в группах.

Тематический контроль осуществлялся во всех группах детского сада. Были проанализированы следующие вопросы:

1.Анализ развивающей предметно — пространственной седы в группах для обеспечения развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

  1. Анализ организации образовательного пространства и разнообразие материалов оборудования и инвентаря.

Комиссией в составе заведующего Венгеровой Н.В., старшего воспитателя Трусенко Е.Г. были проанализированы данные вопросы.

Анализ развивающей предметно — пространственной среды групп младшего дошкольного возраста (воспитатели Бийтулаева Э.Ю., Убоженко Т.В., Силютина В.В.) показал, что оборудование группового пространства соответствует санитарно — гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровье сберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

В группах создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта, в уголке для девочек размещены такие игры как: «Маленькая хозяйка», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Магазин». Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.

Развивающая предметно-пространственная среда в данных группах обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от 2х до 4х лет в различных видах детской деятельности. В соответствии с особенностями данного возрастного этапа это:

-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

-экспериментирование с материалами и веществами;

-общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;

— восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

В развивающей среде групп младшего возраста отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:

Пространство групповых комнат организовано в виде хорошо разграниченных уголков:

уголок для сюжетно-ролевых игр;

уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности;

уголок познавательно-исследовательской деятельности;

уголок конструктивной деятельности;

уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки);

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

1.Уголок для сюжетно ролевых игр.

В уголках имеются игрушки для детей до 3 лет довольно крупные (соразмерные самим детям или куклам) и готовые к использованию,

комплексы материалов и часть пространства для развертывания бытовой тематики.

Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы, находятся в поле зрения, и доступны детям.

2.Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности:

-Настольный театр (Колобок, Теремок, Маша и медведь)

— Диски с музыкой и сказками

Необходимо пополнить кукольный театр.

— Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме

— Настольно-печатные игры по развитию речи

— Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками

  1. Уголок познавательно-исследовательской деятельности.

В группах имеются наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п.

В групповых комнатах все спортивные пособия доступны детям, размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Так, рядом с кукольным уголком поставлены игрушки-двигатели (машины, тележки). Крупное физкультурное оборудование расставлено вдоль одной свободной стены. Спортивные пособия:

ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда групп младшего возраста обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Первой и второй младшей группе необходимо пополнить картотеку подвижных игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна.

Анализ развивающей среды в средней группе (воспитатели Суслова М.В. и Руденко А.С.) показал, что в данной группе обеспечивается личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где дети эмоционально проявляют себя, выражают осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуют себя как личность.

Краткая характеристика группы:

Группу посещают воспитанники в возрасте от 4 до 5 лет (средняя группа); списочный состав – 17 детей, из которых 3 мальчика и 14 девочек.

Работа воспитателей начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, группе, консультации и советы родителям (вся информация регулярно меняется; соответствует возрасту детей); доска для детского творчества.

Предметно – пространственная среда соответствует возрасту воспитанников, а также их актуальным и индивидуальным особенностям, особенностям детского восприятия; пространство оснащено средствами обучения и воспитания, игровыми, спортивными, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами в свободном доступе для детей. Воспитание и обучение дошкольников, их деятельность строится на основе учета возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

Особое внимание уделяется безопасному нахождению детей в группе, возможности безопасно играть и заниматься образовательной деятельностью. Вся мебель в группе и в зонах активности крепится к стенам; мебель расположена так, чтобы у детей было достаточно места для активной деятельности (двигательной, игровой, образовательной).

В группе размещён уголок физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.

Предметно – пространственная среда средней группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: это – кукольный уголок, строительный, транспортный. Дидактические уголки – книжный, природный, физкультурный, музыкальный, изобразительный, театрализованный (уголок ряженья), наполнение которых предполагает хранение и использование определенным образом подобранный материал и оборудование. Этим простым способом достигается создание «своего» личного пространства.

Мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе и разноуровневая. За рабочими столами разворачиваются все основные виды деятельности, которые приобщают детей к миру культуры: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, чтение художественной литературы. Разнообразное применение этой зоны в свободной самостоятельной деятельности детей, а также использование в повседневных ситуациях для организации питания и обучения говорит нам о целесообразности использования этой полифункциональной зоны. Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение группы помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Образовательное пространство группы оснащено необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями и требованиями программы.

Все пространство предметно – развивающей среды группы безопасно, соответствует санитарно – гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.

В группе педагоги организовали различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.

Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, таким образом, развивающая среда группы является вариативной.

Реализация образовательных программ дошкольного образования.

Предметно – развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой ДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие).

Зона для проведения образовательной деятельности. Столы размещены в соответствии с нормами СанПиНа (высота столов и стульев соответствует росту детей).

Центр искусства и художественного творчества стимулирует детей к реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-эстетических способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. В центре есть трафареты, раскраски (по сезонам и по теме недели), папка с детскими рисунками; карандаши, краски, пластилин.

Мини-библиотека представляет собой столик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Мини-библиотека размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц в зависимости от темы образовательной программы. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.

В центре конструирования дети могут создавать как фантастические, так и реалистические сооружения. Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи. Оно помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.

Уголок природы расположен на против окна. Основное место занимает календарь природы, которые помогает знакомиться с временами года, их признаками, живой и неживой природой. Цель: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры. В уголке природы недостаточно растений, которые входят в примерный список для средней группы (фиалка, бальзамин, вечноцветущая бегония, герань, колеус).

Рядом находится уголок для экспериментирования, в котором есть материалы для экспериментирования с водой, песком; природный материал можно взять из уголка природы (камни, ракушки, шишки); картотека игр – экспериментов.

Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными.

Организация предметно – развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников. Есть уголок, где мальчики могут поиграть с машинками, заняться конструированием. Для девочек актуальны игры с куклами, создание атмосферы дома с помощью различных атрибутов. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, образовательной программы.

Читайте также:  Анализы на иппп у детей

Все игры и пособия в группе доступны всем детям, имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

ВЫВОД: развивающая предметно – пространственная среда в средней группе создана с учётом ФГОС ДО и даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предложено в бытовой зоне обновить уголок дежурства. Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность; приобщать к трудовой деятельности. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, создать картотеку с предметными картинками, которые каждый день выставляются в специальные рамки.

Анализ развивающей предметно — пространственной среды старшей группы (воспитатели Лящук Н.И. и Малерик О.А.) показал, что в старшей группе 24 человека; мальчиков-11, девочек -13.

Оборудование группового пространства соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное, и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей- обеспечивает максимальный для данного возраста развивающий эффект.

В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают спокойные светлые тона.

При создании предметно — пространственной среды педагоги группы руководствовались ФГОС к структуре основной образовательной программе ДОУ и условиям ее реализации.

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям.

Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах деятельности.

Создан уголок познания, мотивирующий детей к познавательной активности.

Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей. В учебной зоне размещены: центр творчества, центр конструирования, мини-библиотека, уголок музыкального развития. Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

Центр искусства и творчества стимулирует детей к реализации творческих способностей, дает детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. В уголке имеются: гуашь, акварель, бумага разной фактуры, пластилин, палитры, фломастеры, карандаши, дидактический материал из серии «Искусство детям», схемы смешивания красок, раскраски по темам.

В центре конструирования имеются конструкторы разных размеров, форм и материалов, мозаика разных форм и размеров, схемы построек, бумага для оригами. В центре конструирования дети могут создавать как фантастические, так и реалистические сооружения.

В центре для театрализованных игр и музыкальной деятельности педагогами собраны разные виды театров: кукольные («Теремок», «Кот в сапогах); настольный («Три поросенка», «Маша и медведь»), маски персонажей и костюмы, музыкальные инструменты, диски с музыкой и сказками, декорации, ширма.

Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого, помимо конструкторов имеется большой выбор различных видов транспорта, наборы детских инструментов. Учитывая спортивно-соревновательные потребности мальчиков, в развивающейся среде представлены настольные игры. В уголке для девочек размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Кухня», куклы, коляски, наборы игрушечной посуды, муляжи продуктов питания, овощей, фруктов.

Для ФЭМП имеются математические наборы, логические кубы, настольно-печатные игры математической направленности.

Уголок природы и экспериментирования оборудован мини лабораторией, календарем природой, картотекой опытов, таблицами, настольно-печатными играми по экологии.

В книжном уголке книги подобраны по возрасту и текущей схеме, портреты великих писателей и поэтов, сюжетные картинки, настольно-печатные игры по развитию речи. Все книги в хорошем состоянии.

Материал в уголках периодически меняется, появляются новые предметы стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, таким образом, развивающая среда группы является вариативной. Каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом.

Для развития у детей трудовых навыков педагоги группы сделан новый уголок дежурства.

ВЫВОД: Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе создается с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, обеспечивает реализацию потребностей детей в активной и разноплановой деятельности.

Педагогам рекомендовано обновить и пополнить спортивный уголок, пополнить игровой материал играми на развитие логики.

Анализ развивающей предметно-развивающей среды подготовительной к школе группе (воспитатели Трусенко Е.Г., Малерик О.А.)

Подготовительную к школе группу посещают 21 ребенок, из них 15 мальчиков и 6 девочек.

Оборудование игрового пространства соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и тоже время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

В группе созданы все условия для художественно-эстетического развития, по всем видам деятельности (рисование, аппликация, лепка).

Имеются материалы для конструирования: строительные наборы с деталями разных форм и размеров, фигурки людей и животных для обыгрывания.

В группе созданы условия для психологического комфорта в игровом уголке. Много игр для развития коллективизма, коммуникативных навыков. Педагоги стараются воспитывать в детях чувство сопереживания другим людям через использования игровых ситуаций. В группе все оборудование, игры, игрушки находятся в доступном, удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности. Воспитатели группы создают комфортные условия для игр, для самостоятельной игровой деятельности.

В группе имеются сюжетно-ролевые игры: «Кухня», «Парикмахерская», «Кафе», «Спальня», «Библиотека», «Больница», «Гараж», «Мастерская».

В группе много дидактических и развивающих игр, которые помогают детям играть вместе и индивидуально («Пазлы», «Лото», «Домино», «Шашки»).

По развитию ФЭМП у детей на каждого ребенка есть: математические наборы, математические веера с цифрами и знаками, тетради, простые карандаши, счетные палочки.

Геометрические плоскостные фигуры, объемные формы, различные по цвету, размеру (шар, куб, круг, цилиндр, квадрат, овал).

В книжном уголке литература подобрана соответственно возрасту детей и программному списку. Для речевого развития детей имеются схемы звукового анализа слов, наглядно-дидактическое пособие «Расскажи по картинкам»

В центре природы имеется большое количество познавательной литературы, иллюстраций сезонными изменениями в природе, муляжи овощей и фруктов. Дети постоянно отмечают состояние погоды на календаре природы. В центре природы подобраны комнатные растения, соответствующие программным требованиям, требующие различных способов ухода. Имеется большой выбор, иллюстративного материала о животных и растениях, зимний огород.

Центр безопасности: материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры).

Центр театра и музыки: разные виды театров (настольный, пальчиковый), маски, шапочки, детские музыкальные инструменты, магнитофон, аудиозаписи детских песен и сказок.

Для формирования целостной культуры мира педагогами группы подобран богатый набор наглядного дидактического материала, который постоянно пополняется.

Имеется много плакатов: счет до10, алфавит, счет до 20, состав чисел, касса букв и др.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Такая организация предметно-пространственной среды позволяет воспитанникам подготовительной группы выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогам организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Рекомендовано:

Приобрести детский инвентарь для трудовой деятельности, пополнить игровой материал, играми, направленными на развитие логического мышления детей.

АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНО — ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПОКАЗАЛ

Анализ развивающей предметно — пространственной среды в группах для обеспечения развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития показал, что безопасность предметно-пространственной среды соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования игрушек, оборудования, как в группах, так и на территории ДОУ.

МБДУ «Улыбка» самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Развивающая предметно-пространственная среда МБДУ обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства каждой возрастной группы, а также территории, прилегающей МБДУ. Педагоги учитывают материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Но вмесите с тем необходимо обратить внимание на безопасность учреждения МБДУ:

— обеспечить постоянный контроль за лицами, посещающими МБДУ;

— постоянно следить за детским игровым оборудованием, их укреплению;

— обеспечивать безопасность на территории ДОУ;

-своевременно пополнять современными игрушками в соответствии с реализуемой программой ДО группы согласно возрасту детей;

— учитывать национально- культурные и климатические условия в предметно-развивающем пространстве: в каждой группе оборудовать уголок по ОБЖД, согласно возрасту детей.

Заведующий МБДУ _______________/Венгерова Н.В./

Старший воспитатель _____________/Трусенко Е.Г./

Со справкой ознакомлены: ___________________/Лящук Н.И./

источник

Предметно-развивающая среда в средней группе организована таким образом, чтобы ребенок с самого начала располагал необходимыми «степенями свободы» не только в проявлении уже сложившихся у него духовно-практических возможностей, но и в освоении новых горизонтов развития.

Анализ предметно-развивающей среды средней группы детского сада

Предметно-развивающая среда – составляющая часть развивающей среды дошкольного детства. Предметно-развивающая и игровая среда детского сада предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением элементарных трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия по ознакомлению с окружающими ребенка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности, и элементарные формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики, ролевая игра. При этом сама развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его развития, предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, должна учитывать его индивидуальные и возрастные особенности.

Предметно-развивающая среда в средней группе организована таким образом, чтобы ребенок с самого начала располагал необходимыми «степенями свободы» не только в проявлении уже сложившихся у него духовно-практических возможностей, но и в освоении новых горизонтов развития.

Критерии, которыми я руководствовалась при организации предметно-развивающей среды:

1. Насыщенность развивающей предметной среды.

• В моей группе много наглядных пособий, различная детская художественная литература, физкультурное оборудование, материалы и оборудование для ручного труда, трудовой и изобразительной деятельности, для экспериментирования, конструктивной деятельности;

• Оборудование и атрибуты игр (настольно-печатные игры, в том числе дидактические, сюжетно-ролевые, строительные, музыкальные и другие игры и игрушки).

2. Соответствие требованиям:

• Возрастным (соответствие возрасту детей) ;

• Эстетическим (качества, которые делают данный объект привлекательным для ребенка) ;

• Доступность расположения для детей (возможность самостоятельно находить, подбирать, доставать нужные ему объекты ПРС. Дети хорошо знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок).

В средней группе пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащённых большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование для экспериментов и опытов.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, заняться любимым делом, а воспитателю дает возможность эффективно организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Размещение оборудования по принципу комплексного и гибкого зонирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

В группе существуют следующие центры развития:

• Спортивный уголок. Спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам.

• Выставка детского творчества: рисунков, поделок, записей детских стихов, сказок.

• Выставка совместных с родителями поделок.

• Уголок уединения. Здесь ребенок может заняться любимым для себя делом, полистать любимую книгу, посмотреть картинки и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.

• Игровой уголок с игрушками, строительным материалом.

• Книжный уголок. Постоянно пополняется новыми книгами, книгами-малютками, книгами-игрушками, книгами-головоломками, познавательными и волшебными сказками. Регулярно устраиваются выставки различных поэтов и писателей.

• Уголок для сюжетно-ролевых игр. Здесь содержатся разные куклы: бумажные плоскостные, куклы мешки, атрибуты для игр «больница», «парикмахерская», «магазин», «семья» и др.

• Зона манипулятивных (настольных) игр и игрушек. Лото, домино, мозаика, пазлы различных размеров, разрезные картинки, игры-головоломки, игры с фишками, магнитные картинки) .

• Зона для экспериментирования и опытов. Она оснащена емкостями для исследования воды, теста – из песка, глины, муки; разнообразные предметы для проведения опытов без приборов: воздушные шары, щетки, ленточки, пакеты, пуговицы, магниты, лупы, песочные часы, свечки, игрушки для подгонки форм, нанизывания и т. д.

• Уголок природы. Имеется большое количество цветов, Это позволяет приблизиться к миру природы, дети учатся рассматривать различные растения, ухаживать за ними и при этом отдыхать. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды с помощью куклы Маши, королевы Зимы, принцессы Весны, сеньора Урожайчика, прекрасного Лета.

• Центр строительства. Оснащен крупными и мелкими конструкторами, конструкторами Лего.

• Уголок для родителей. Здесь размещена полезная информация для родителей

• Музыкальный уголок. В нем находятся предметы, связанные с музицированием, — фабричные: металлофон, гитары, барабаны, трещотки и дудки, бубны, гармошка, и самодельные: коробки с крышками, наполненные рисом, фасолью, пуговицами, пластиковые бутылки, свистульки.

Читайте также:  Анализы на иммунный статус у детей

• Уголок творчества. Зона экспериментирования с различными материалами: цветными мелками, пластилином, ножницами, клеем, плотной бумагой и др; оборудование для использования различных техник живописи: пальцевой живописи, печатания губкой, тычком, картофелем, веревкой, восковой и кляксовой живописью.

• Уголок ряженья. В котором имеются всевозможные костюмы, накидки, шапочки, маски.

• Уголок театрализованной деятельности. Теневой театр, настольный, кукольный, в котором ширма и почти все сказочные персонажи сделаны своими руками.

В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек.

В нашем детском саду дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной, игровой активности (мячи, обручи, скакалки, веревки, ленточки, большие мячи для прыжков и т. д.) .

Вся созданная предметно – развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, способствует развитию задатков у детей, расширяет возможности, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

источник

Все изменения в психологическом содержании деятельности соотносимы с возрастом, имеют ярко выраженную иерархию, что позволяет выстроить психологическое дерево целей развивающей предметной среды детства. Стержень (ствол) этого дерева — возраст ребенка от рождения до 7 лет. Каждый возрастной период (или фаза) имеет свою мотивацию ведущего типа (вида) деятельности. Ее проявление обусловлено как уже имеющимся опытом, так и социальной ситуацией развития, влияние которой может соответствовать возрасту, отставать или опережать его. Обычно социальная ситуация рассматривается как общественные (семейные, образовательные и др.) условия, выступающие данностью, с которой нужно считаться.

Соответствие возрасту — одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития, во-первых, для детей, которые эти материалы еще не освоили; во-вторых, для тех игр и занятий, которые возвращают детей к любимым игрушкам и предметам (пластмассовые и резиновые игрушки, фанерные и картонные плоскостные изображения натуральных предметов для строительных игр, игр с песком, водой и т.д.); в-третьих, для создания игровой ситуации, которая в более старшем возрасте почти не представлена игровым материалом, и все эти в прошлом значимые вещи сегодня выступают для детей побочным подспорным материалом.

В связи с этим можно рекомендовать ориентироваться на такие показатели соответствия среды возрасту детей.

Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность. Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста. Общий вид группы — игровой, яркий, предметный.

В средней группе должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности.

Старшая группа. Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования. Чтобы выполнять функции развития ребенка этого возраста, она должна быть, прежде всего, развитой сама. Ее развитие зависит от игровой среды, которую создадут взрослые. И чем больше на пути у ребенка в этот период развития игры встретится препятствий, тем эффективней будет развитие и ребенка и игры. В старшей группе основные зоны деятельности — познавательная, интеллектуальная, математическая, экологическая, речевая, двигательная, художественная, исследовательская, трудовая, конструкторская в разных ее видах — строительная, техническая, художественная, музыкальная, театрализованная и т.д.

Подготовительная к школе группа близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания. Говоря о проектировании развивающей среды детей подготовительной группы, хочу предупредить желание взрослых превратить эту группу в школьный класс с наглядными пособиями, географическими и историческими картами, схемами и пр. Создавая среду, работая с детьми, всегда надо помнить слова замечательного отечественного психолога А.В.Занкова: «Прежде чем начинать работать с детьми, задайте себе два вопроса: Зачем это ребенку? Сколько ему это будет стоить? Не надо превращать жизнь ребенка в спешку достижений, надо просто бояться интенсифицировать его старение.

источник

Таблица анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с принципами ФГОС ДО

Таблица анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с принципами ФГОС ДО

Вопросы по РППС для самоаудита

1. Соответствие объектов среды возрастным возможностям детей и содержанию программы .

2. Организация образовательного пространства и разнообразие объектов должны обеспечивать:

— активность в разных видах деятельности, проявление творчества;

поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

1. Возраст детей? Докажите ( объектами среды, соответствующими данному возрасту), что ваша группа младшая, или средняя или.…

2. Ведущая деятельность? Какие задачи решаются в ведущей деятельности на данный момент? (например, в сюжетно-ролевой игре)

3.Какая тема реализуется по плану?

4.Каких результатов достигнут дети по окончании данной темы (конкретно: сколько и каких слов освоят, что научатся лепить, строить, танцевать — т.е. какой прирост произойдет у детей в разных видах деятельности по 5 образовательным областям: познание, речь, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное)

5. Какие объекты среды подготовлены в уголках (центрах) для решения поставленных задач темы?- по-возможности в каждом центре происходят изменения

6.Что имеется в группе для самостоятельной, независимой от взрослого деятельности (от задумки до результата) для мальчиков и девочек , а также в соответствии с интересами и уровнем развития детей

Дети 6-7 летнего возраста. Подбор материалов и оборудования в соответствии с темой , решаемыми образовательными задачами, ведущей деятельностью: в раннем- предметная, в дошкольном-игровая (с 3-5 лет сюжетно-ролевая, 6-7 лет игра с правилами).

Материалы и оборудование должны быть интересны детям группы, стимулировать их активность в разных видах деятельности (от задумки до результата).

В группе имеются награды, подарки, модели лесенки успеха, экраны оценки и пр. атрибуты для оценки и самооценки.

В РППРС: уголок уединения, тишины, портфолио ребенка, предметы инд. пользования, персональные предметы и игрушки (сокровищницы), семейные фотоальбомы, стенды добрых дел, почтовые ящики для переписки с родителями, специальное место в раздевалке, где можно поблагодарить, отметить инициативных, активных родителей, информационный уголок для родителей, экспериментальный центр и др.

В группе имеются алгоритмы выполнения разных видов деятельности от задумки до результата (рисование, лепка, игра, конструирование, познавательная, поисковая и др.) для мальчиков и девочек с вариантами выбора задумки, средств, способов деятельности.

Игры, игрушки, альбомы и т.п. создаются, преобразовываются в соответствии с принципом мини-макс (низкий, средний, высокий уровни).

В группе выявить объекты, не востребованные детьми , понять причину, переработать их. Востребованные объекты необходимо доработать с учетом темы, интересов детей, дополнять их вариантами.

— в соответствии с образовательной ситуацией,

— от меняющихся интересов и возможностей детей.

1.Какие зоны РППС являются: рабочей (учебной), активной, спокойной зоной? Как это обозначается для детей?

2. Какие маркеры (предметы-знаки ) имеются в группе для обозначения разных видов детской деятельности или поведения (правила рассматривания книги) или взаимодействия?

3.Какие разделители среды имеются для самоорганизации деятельности детей в группе, для формирования умения договариваться о пространстве группы (я здесь строю, мне здесь удобно и другим не мешаю)

Короткова Н. А.- пространство группы: рабочая зона (30%), активной деятельности (50%), спокойной деятельности (20%).

Свой логопедический кабинет я организовала в виде нескольких «зон» («зона индивидуально-подгрупповой работы», «зона для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму», «зона для проведения дыхательной гимнастики», «зона развития психологической базы речи», «зона для обучения грамоты», «зона-развитие игровой и театрализованной деятельности», «зона информационно-компьютерных технологий», «зона консультирования»), оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет детям с нарушениями речи самостоятельно выбирать дидактические логопедические игры, пособия, игрушки и другие материалы, чередовать их. Данные зоны позволяют логопеду эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей с нарушениями речи. Оснащение «зон» меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Развивающая предметно-пространственная среда в логопедическом кабинете выступает как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. Предметно-развивающее пространство организовано таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его руководством.

1. В РППС объекты полифункциональны, т.е. выполняют разные функции, решают разные задачи; по-разному используются в детской деятельности;

2. Наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

1.Какие предметы вашей группы являются полифункциональными?

2.Какие задачи при помощи данного предмета (предметов) можно решать? (5 образовательных областей)

3.Какие предметы имеются для использования в качестве предметов-заместителей, пр. всего в игре для развития воображения?

Полифункциональные объекты среды должны стимулировать взаимодействие взрослых и детей, их разнообразную активность; обеспечивать развитие игровой деятельности, интеграцию разных видов деятельности.

1. Наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

2.Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;

3.Объекты среды отражают национально-культурные, климатические особенности региона.

1.Каким образом планируется сменяемость материалов среды? С чем это связано?

2. Какие объекты среды в наибольшей степени активизируют деятельность ваших детей, направлены на развитие их интересов?

3.Какие предметы (объекты) среды в каждом уголке (центре) отражают региональные компоненты культуры? (худож. лит-ра, музыка, архитектура, живопись, танец и т.п.)

4. Какие предметы (объекты) среды в каждом уголке (центре) отражают климатические особенности региона?

5.Как отражено в среде приоритетное направление деятельности детского сада, ваша методическая тема? Как отражена идея событийности?

1. Оснащение «зон» меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. РППС структурируется и наполняется в соответствии с контингентом воспитанников (для коррекции недостатков речи, эмоций, движений ит.п.), интересами детей, их социальным опытом.

2. Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, включают материалы праздников, времен года, празднование знаменательных дат, ознакомление с животными.

3. Объекты отражают культурно-художественные региональные традиции: картины, иллюстрации, фото, видеопрезентации, видеофильмы, альбомы о театрах, о достопримечательностях, памятниках, скверах, известных людях и т.п. нашего города Семилуки.

4. Объекты отражают климатогеографические особенности природы, труда и быта, сельского хозяйства, историю родного края и т.п. (фото, картины, видеофильмы, презентации, репродукции, книги, музыкальные, литературные произведения, коллекции, гербарии, инструменты и пр.).

5. Приоритетным направлением деятельности детского сада является речевое развитие. В кабинете предсталены различные дидактические игры и пособия для развития речи, художественные произведения В группе представлены материалы и оборудование для детей в соответствии с приоритетным направлением ДОУ, методической темой педагога.

1.Доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;

2.Свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

1.Насколько доступно расположены оборудование, игрушки, детские поделки? (соразмерность)

2.Если в группе сеть дети с ОВЗ имеется ли необходимое оборудование, материалы для них?

Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет детям с нарушениями речи самостоятельно выбирать дидактические логопедические игры, пособия, игрушки и другие материалы, чередовать их.

Наличие специальных методических пособий, специального оборудования и дидактических материалов для детей с индивидуальными потребностями, связанными с жизненной ситуацией и состоянием здоровья, в том числе с ограниченными возможностями здоровья .

Предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

1.Имеются ли соответствующие сертификаты?

2. Соответствует ли оборудование группы требованиям СанПин, безопасности пожарной, экологической и пр.?

Все элементы РППС имеют все необходимые сертификационные документы: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат. Именно эти документы свидетельствуют об их безопасности для физического здоровья детей.

Оборудование соответствует требованиям СанПин, безопасности пожарной, экологической и пр.

источник