Меню Рубрики

Анализ состояния охраны прав детей

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Анализ состояния работы по охране прав и интересов детей МОУ СОШ №3

Совместными усилиями психолога и классных руководителей составлены социальные паспорта учеников, которые содержат полную информацию о семьях и их детях, что позволяет своевременно и адресно оказывать грамотную квалифицированную помощь детям разных категорий. В 2012-2013 учебном году была направлена на решение следующих задач:
— своевременного выявления детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения и выбору оптимальных форм их устройства;
— защиты прав и интересов несовершеннолетних;
— выявления интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении учащихся и своевременного оказания им социальной помощи и поддержки;
— определения задач, форм, методов социально-педагогической работы, способов решения личных и социальных проблем;
— изучения психолого-педагогических особенностей личности обучающихся, их микросреды, условий жизни ребенка в семье;
Анализ социального паспорта школы позволяет актуализировать проблемные моменты, это:
— рост числа неполных семей, малообеспеченных, семей социального риска, а также их детей;
— увеличение числа безработных родителей, что еще более усугубляет социальное положение семей и их детей;
— не уменьшается число детей, состоящих на учете в ПДН, КДН;
В течение 2012-2013 учебного уделялось немало внимания вопросам контроля социальной защиты детства, охраны их прав и интересов. Так, проведены тематические проверки семей с последующим обсуждением итогов проверки на совете по профилактике правонарушений ,это:
1. по итогам осеннего и весеннего комплексного обследования жилищно-бытовых условий опекаемых.
2. .
3. .
4. Социализация и психологизация учебно-воспитательного процесса школы на этапе модернизации.
Ежеквартально администрацией школы анализируется состояние работы по предупреждению и профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних школьников, посредством информационно-аналитических справок, приказов.
Тематические проверки показывают, что их нормативно-правовая база отражает вопросы защиты прав и интересов несовершеннолетних детей:
— о порядке приема и отчисления учащихся;
— организации образовательного процесса;
— о промежуточной и итоговой аттестации учащихся школы (достижении обязательного минимума, контроль качества образования);
— о работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
— о создании условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся (охват горячим питанием, медицинское обслуживание, организация досуга) и т.д.;
— на уважение человеческого достоинства, на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего общего образования;
— на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки ;
— на уважение и свободное выражение своих собственных мнений и убеждений;
— на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных школьным учебным планом и т.д.
Имеет место также согласованность документов нормативно-правовой базы с документами РФ, отдела образования города.
В наличии имеются и нашли отражение программные документы, направленные на обеспечение прав и интересов учащихся как в общешкольном плане раздела , так и в документах психолога школы.
В планах работы отражены основные цели, задачи и направления деятельности, взаимосвязанные с годовым планом отдела образования, а также предусмотрена не-обходимая система мероприятий по решению поставленных целей и задач по нормативно-правовому, информационному, социальному обеспечению и защиты и охраны прав и интересов учащихся.
Школа реализует возможности вариативного образования, это:
— предоставление обучения по экстернатной форме, учебным планам (особенно по итогам рекомендованных ГПМПК, предусматривающих обучение по коррекционно-развивающей программе 7 вида для детей с задержкой психического развития.

— Приказ директора школы .
— Списки детей с данными о рождении, их адресами, диагнозом, нумерации класса.
— Учебный план (индивидуальный).
— Расписание уроков для каждого ребенка на дому.
— Календарно-тематическое планирование для занятий на дому.
— Справки администрации об итогах тематического контроля обучения детей-инвалидов на дому.
Немаловажное значение имеет работа с малообеспеченными семьями, это:
— выделение бесплатной школьной формы;
— льготной школьной формы с дотацией;
— обеспечение оздоровления через лагеря и санатории;
— бесплатного питания при посещении детьми образовательных учреждений;
— бесплатного обеспечения учебниками;
— витаминизация с целью укрепления иммунной системы уча-щихся с 1 по 11 класс в течение учебного года;
— проводится акция

источник

Консультация предназначена для педагогов ДОУ и СОШ. Её целью является разъяснить педагогам права детей на охрану здоровья, образование, защиту и помощь, а также позицию педагога в случае, если к его воспитанникам были применены случаи насилия.

«Организация работы с детьми по проблеме охраны прав ребёнка»

Ребёнок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребёнок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

В дошкольном детстве соблюдение прав ребёнка имеет особое значение. Каждый педагог в каждом ДОУ должен внимательно прочитать и изучить следующие нормативные документы: Конвенцию о правах ребёнка, принятую Генеральной Ассамблеей ООН, федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», закон РФ «Об образовании», Семейный кодекс РФ.

Каждый ребёнок, посещающий ДОУ, имеет право на:

Что касается права на охрану здоровья , то в результате исследования было выявлено, что наименее информированными о состоянии здоровья ребёнка являются родители; чуть большей информацией владеют педагоги; наиболее полными данными располагают врачи в детских поликлиниках. Отсутствие у родителей и педагогов полной информации о здоровье ребёнка крайне опасно, т.к. создаёт ложное впечатление о благополучии, которого нет. Дети не получают своевременную медицинскую помощь и для них не создаются необходимые условия в семье и ДОУ. А ведь анализ состояния здоровья детей показывает шокирующий результат: практически 100% детей имеют в анамнезе патологическое течение беременности и родов; 67% отягощены сердечно-сосудистыми, бронхо-легочными и онкологическими заболеваниями; у 50% наблюдается дисгармония физического развития за счёт дефицита или избытка массы тела, нарушение осанки; у детей плохо развита мускулатура, т.к. не развита мышечная ткань на уровне закладки; у 40% — плоскостопие; 50% детей можно отнести к категории часто болеющих; 72% детей находятся в преневратических состояниях (они постоянно грызут ногти, плохо спят, теребят одежду, выдёргивают волосы и т.д.). Эти отклонения не могут исчезнуть сами по себе, без проведения специальной работы со стороны педагогов, родителей, врачей, мед. персонала. Поэтому соблюдение прав каждого ребёнка на охрану здоровья предполагает выполнение системы оздоровительных мероприятий. Это – режим, правильное питание, разнообразные закаливающие процедуры, систематические занятия физкультурой с учётом индивидуальных особенностей развития и состояния здоровья каждого ребёнка.

Право на образование гарантировано каждому ребёнку с самого раннего возраста. Он может:

— посещать образовательное учреждение;

— для него должны быть созданы условия для образовательной деятельности;

— содержание образования должно обеспечивать подготовку ребёнка к самостоятельной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, равноправия женщин и мужчин и дружбы между народами;

— отношения между участниками образовательного процесса должны быть основаны на уважении человеческого достоинства ребёнка.

В настоящее время ДОУ оказывают образовательные услуги для детей от 1 года до 7 лет в различных режимах: полнодневном, круглосуточном и неполном. Благодаря энтузиазму заведующих и педагогов создаются улучшенные условия для содержания детей – оборудуются физкультурные залы, комнаты психологической разгрузки и национальных традиций, игротеки, экологические залы, помещения для театрализованных представлений.

В настоящее время на территории РФ действуют 6 рекомендованных МО РФ отечественных комплексных программ дошкольного образования («Радуга», «Истоки», «Развитие», «Одарённый ребёнок», «Детство», «Кроха»), 3 отечественные комплексные программы непрерывного образования («Из детства – в отрочество», «Золотой ключик», «Преемственность») и программа «Сообщество». Существует также 16 парциальных программ («Синтез», «Открой себя», «Гармония», «ОБЖ» и др.). Все они направлены на обеспечение в ДОУ следующих прав ребёнка:

— права на игру, отдых и развлечения;

— права на занятия искусством;

— права на сохранение своей индивидуальности.

Анализ состояния дел на местах показал, что хуже всего обстоят дела с реализацией права ребёнка на защиту и помощь как в ДОУ, так и в семье.

Что касается ДОУ, то у многих руководителей и педагогов имеются весьма ограниченные представления о защите ребёнка. Ведь согласно Конвенции ребёнок имеет право на защиту от всех форм не только физического, но и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. В законе «Об образовании» чётко указано, что «к формам психического насилия относятся угрозы в адрес обучающегося, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребёнка, систематическая, необоснованная критика».

Если с учётом этого проанализировать деятельность воспитателей, то становится очевидным, что многие дети уже нуждаются в защите. Конечно, в последнее время в массовой практике детских садов появляется всё больше «проблемных» детей. Это и поведенческие нарушения (воровство, ложь, агрессивность), эмоционально-личностные расстройства (депрессия, застенчивость, страхи, гиперактивность). Педагогам нужно учиться выявлять их, устанавливать причину и оказывать помощь таким детям. А причины зачастую лежат в семье, и защита прав ребёнка в семье – ещё одна острая проблема. Детей зачастую физически и психологически наказывают. А за что? Вот некоторые ответы родителей:

— делает назло, упрямится 17%;

— дерётся с детьми, обижает животных 14%;

— прочие ситуации: обманывает, капризничает, берёт пальцы в рот, что-то ломает, портит и т.д.

Как же родители наказывают своих детей? Это реальный опросник:

— бьют ремнём, шлёпают по попе, дают подзатыльники, ставят в угол;

— оставляют одного в комнате или в тёмном помещении;

— сажают на длительное время на стул, диван;

— привязывают к стулу, кровати;

— лишают сладостей, пищи, питья, прогулки;

— принуждают к продолжительным неудобным позам (стояние на 1 ноге, сидение на корточках с завязанными сзади руками);

— заставляют стоять на коленях на полу на рассыпанной крупе;

— допускают жестокие высказывания: «спущу в унитаз», «вырою яму и закопаю», «выгоню из дома», «зашью рот», «приколю язык» и т.д.;

— лишают своей любви, возможности просмотра телепередач, общения;

— заклеивают рот липкой лентой, пластырем.

При этом следы побоев тщательно скрываются. Поразительным фактом является то, что даже при наличии на теле следов побоев и гематом дети не обращаются за помощью к взрослым. Дети заявляют, что любят своих родителей. Из 150 детей только один мальчик в возрасте 5 лет 10 месяцев сказал, что «убьёт папку», который, будучи пьяным, бьёт его ремнём.

Педагогам нужно изучать такие семьи, проводить профилактическое анкетирование, тестирования, беседы и консультации, тесно работать с психологом.

По каким признакам можно определить, что к ребёнку применяется насилие?

— ребёнок плохо развивается физически и психически;

— ребёнок неухожен, неопрятен, он апатичен или агрессивен;

— ребёнок постоянно переходит от спокойного состояния к возбуждённому и наоборот;

— у ребёнка проблемы с обучением, с концентрацией внимания, усталостью, сном;

— ребёнок проявляет отрицательное отношение к своему телу, может намеренно причинить себе телесные повреждения;

— ребёнок отказывается раздеваться, скрывает синяки;

— ребёнок постоянно жалуется на недомогание – головную боль, боли в животе, внешние воспаления на внешних мочеполовых органах;

— ребёнок испытывает враждебность к отцу, матери, другому взрослому;

— ребёнок судорожно реагирует на поднятую руку, боится удара;

— чрезмерно стремится к одобрению, ласке, уходит от споров и конфликтов с детьми, гипертрофированно проявляет обо всех заботу;

— ребёнок интересуется не по возрасту вопросами секса, рассказывает о случаях сексуального насилия, которые произошли якобы с другими детьми;

— у ребёнка часто замечены случаи энуреза, боязни темноты.

Что делать воспитателю, если к нему всё же обратился ребёнок с жалобой на жестокое обращение?

  • Надо его похвалить. Ребёнку потребовалось немало мужества, чтобы решиться на этот шаг. Не травмируйте его, выражая сомнения в правдивости его слов.
  • Не показывайте ребёнку свои чувства гнева, испуга, отвращения, смятения.
  • Воздержитесь от обвинений в адрес человека, совершившего проступок. Часто ребёнок его всё же любит и эмоционально к нему привязан.
  • Проявите понимание к возможному чувству вины и стыда ребёнка, но не укрепляйте в нём этих чувств сами.
  • Никогда не просите ребёнка сохранить в тайне ваш разговор. Но если он сам вас об этом попросит, отнеситесь с пониманием.
  • Объясните, что есть возможность прекратить случаи насилия с помощью других людей, и что это нужно сделать в интересах как самого ребёнка, так и человека, о котором идёт речь.
  • Можно предложить ребёнку вернуться к этому разговору через некоторое время, пообещав сохранить его в тайне.
  • Держите это обещание до тех пор, пока это не противоречит интересам ребёнка. Тогда его надо поставить в известность и предупредить о том, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Если ребёнок рассказал о насилии не вам, а другим детям, лучше занять следующую позицию:

— реагировать нейтрально, не проявлять своих чувств, не давать оценок;

— дать понять ребёнку, что его проблема ясна («Молодец, что рассказал, это очень важно»);

— оградить ребёнка от участия и реакции детей («Это сложная проблема, мы постараемся решить её вдвоём»);

— постараться уделить ребёнку максимум внимания.

Если насилие произошло со стороны незнакомого человека, нужно обращаться в милицию, юридическую консультацию, службы здравоохранения, медико-социально-психологические центры, звонить на телефоны доверия, обращаться в специальные службы защиты от насилия.

источник

1 СХЕМА АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ ОХРАНЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В РЕГИОНЕ Уважаемые коллеги! Убедительная просьба, в случае затруднения при заполнении какой-либо строки не удалять ее, а проставлять прочерк! I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНА 1.1.Демографическая ситуация в регионе Основные показатели демографического развития 1. Численность населения в регионе, всего 2. в т.ч лет (вкл.) 3. в возрасте лет (вкл.) 4. Количество родившихся, всего 5. в расчете на 1000 чел. населения 6. Количество умерших несовершеннолетних (до 17 лет вкл.), всего 7. в расчете на 1000 чел. населения в возрасте до 17 лет вкл. 8. Количество перинатальных смертей, всего 9. в расчете на 1000 родившихся живыми Количество младенческих смертей (в возрасте до 1 года), 10. всего 11. в расчете на 1000 родившихся живыми 12. общее число Браки 13. с участием несовершеннолетних 14. общее число Разводы 15. с участием несовершеннолетних 16. Численность беременных несовершеннолетних: 17. до 14 лет (вкл.) в т.ч лет (вкл.) 19. Численность родивших несовершеннолетних: 20. до 14 лет (вкл.) в т.ч лет (вкл.) 22. Количество абортов в возрасте до 14 лет (вкл.), всего: 23. в поздние сроки беременности (22 27 недель) 24. криминальные аборты 25. неуточненные аборты в т.ч. 26. аборты у ВИЧ-инфицированных 27. повторные аборты 28. Количество абортов в возрасте лет (вкл.), всего: 29. в поздние сроки беременности 30. криминальные аборты 31. в т.ч. неуточненные аборты 32. аборты у ВИЧ-инфицированных 33. повторные аборты Материнская смертность в расчете на 1000 родившихся живыми Число отказов от новорожденных, всего: 36. в т.ч. среди несовершеннолетних матерей в связи с рождением ребенка с ограниченными

Читайте также:  Что показывает анализ на энтеробиоз у детей

2 2 37. возможностями здоровья среди матерей-одиночек среди матерей, состоявших на учете в субъектах системы профилактики Профилактика отказов от детей Наименование Количество имеющихся в регионе отделений по профилактике отказов от детей Численность женщин получивших услуги в них за отчетный год Количество отделений для осуществления сопровождения беременных женщин и матерей с детьми до трех лет, находящихся в трудной жизненной ситуации Количество женщин, получивших в них услуги за отчетный год 1.3.Учреждения родовспоможения и раннего вмешательства Наименование 1. Количество перинатальных центров 2. Количество роддомов 3. Количество отделений раннего вмешательства, абилитации младенцев 1.4.Финансирование деятельности региона в сфере охраны прав ребенка Какие проблемы имеются в регионе по вопросам финансирования реализации федеральных планов и программ в сфере охраны семьи, материнства, отцовства и детства? Какие проблемы имеются в регионе по вопросам финансирования реализации региональных планов и программ, иных мероприятий в сфере охраны семьи, материнства, отцовства и детства? Какие еще проблемы имеются в регионе по вопросам финансирования в сфере охраны семьи, материнства, отцовства и детства? 1.5. Состояние здоровья несовершеннолетних по основным классам болезней Число впервые выявленных заболеваний у детей и подростков 1. туберкулез 2. в т.ч. активные формы туберкулеза 3. Количество несовершеннолетних, больных инфекциями, передающимися преимущественно половым путем

3 4. сифилис 5. в том числе гонококковая инфекция 6. трихомоноз 7. ВИЧ 8. менингококковая инфекция 9. в том числе пищевые токсикоинфекции 10. дизентерия 11. педикулез 12. чесотка 13. психические расстройства и расстройства поведения 14. в том до 14 лет (вкл.) 15. числе лет (вкл.) 16. болезни нервной системы 17. травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействий внешних причин 18. завершенных самоубийств, всего: 19. в том числе до 14 лет (вкл.) 20. в возрасте лет (вкл.) 21. попыток самоубийства 22. алкогольное отравление детей и подростков, всего: 23. в том числе до 14 лет (вкл.) 24. в возрасте лет (вкл.) Состояние заболеваемости по группам несовершеннолетних Группы несовершеннолетних по состоянию здоровья 1. Численность несовершеннолетних с I-ой группой здоровья 2. Численность несовершеннолетних со II-ой группой здоровья 3. Численность несовершеннолетних с III-ой группой здоровья 4. Численность несовершеннолетних с IV-ой группой здоровья 5. Численность несовершеннолетних с V-ой группой здоровья 1.7. Обеспеченность региона специалистами в области охраны здоровья детей Число специалистов, работающих с детьми и подростками 1. Детские и подростковые психологи 2. Психотерапевты 3. Психиатры 4. в том числе судебные 5. Сексологи 6. в том числе судебные 7. Суицидологи 8. Детские наркологи 9. Количество спе- насилия и других преступных посягательств 10. циалистов, работающих чрезвычайных ситуаций 11. с детьми, суицидов 12. пострадавшими от: алкогольной и иных видов химической зависимости

4 13. Интернет-зависимости и иных видов нехимической зависимости Имеется ли дефицит указанных специалистов, исходя из нужд региона (какой, по каким специальностям, его причины?) Имеющиеся в регионе проблемы в подготовке, повышении квалификации кадров указанных специальностей 1.8. Состояние оказания психологической помощи детям Оказание психологической помощи 1. Число детей, нуждающихся в психологической помощи 2. Число детей, медико-психологической помощью 3. охваченных: психологической и психотерапевтической помощью 4. Количество общеобразовательных школ, в которых организовано оказание психологической (психотерапевтической) помощи 5. Число психологов в общеобразовательных учреждениях Есть ли в регионе службы оказания экстренной психологической и медикопсихологической помощи детям (да/нет) включая: горячие линии для детей горячие линии для родителей специальные службы оказания психологической помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и насилия 1.9. Состояние оказания наркологической помощи детям Оказание наркологической помощи 1. Число детей, нуждающихся в наркологической помощи 2. Число детей, охваченных наркологической помощью 3. Количество медицинских организаций, в которых организовано оказание наркологической помощи несовершеннолетним: в том числе: амбулаторной стационарной Организация дошкольного воспитания детей в регионе Показатели дошкольного воспитания детей 1. Общее количество дошкольных учреждений 2. Численность находящихся в них детей 3. Численность детей, приходящихся на 100 мест в ДОУ 4. Численность детей, состоящих на очереди в ДОУ 5. Количество частных дошкольных учреждений 6. Численность находящихся в них детей 7. Количество детских садов семейного типа 8. Численность находящихся в них детей

5 9. Количество дошкольных групп в школах 10. Численность находящихся в них детей 11. Наличие других форм дошкольных учреждений 12. Численность находящихся в них детей Сведения о сети общеобразовательных учреждений Учреждения 1. Количество дошкольных учреждений 2. в том числе: находящихся в аварийном состоянии 3. требующих капитального ремонта 4. Численность находящихся в них детей 5. Количество общеобразовательных учреждений 6. в том числе: находящихся в аварийном состоянии 7. требующих капитального ремонта 8. Численность находящихся в них детей 9. Количество специальных (коррекционных) классов для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях 10. Численность находящихся в них детей 11. Количество общеобразовательных школ-интернатов 12. в том числе: находящихся в аварийном состоянии 13. требующих капитального ремонта 14. Численность находящихся в них детей 15. Количество специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья 16. Численность находящихся в них детей 17. Количество специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением 18. Численность находящихся в них детей 19. Количество образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 20. Численность находящихся в них детей 21. Количество образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи 22. Численность находящихся в них детей Имеющиеся в регионе проблемы с сокращением численности и перепрофилированием образовательных учреждений для детей Доступ к оздоровительным образовательным учреждениям Сведения об оздоровительных образовательных учреждениях 1. Количество оздоровительных образовательных учреждений 2. Численность находящихся в них детей 3. Количество оздоровительных образовательных учреждений

6 санаторного типа для детей 4. Численность находящихся в них детей Какие имеются проблемы с реализацией прав детей в оздоровительных образовательных учреждениях Доступ несовершеннолетних к учреждениям культуры Сведения о доступности учреждений культуры 1. Число детских библиотек 2. в т.ч. сельских 3. Число детских отделов в других библиотеках 4. в т. ч. сельских 5. Число посещений несовершеннолетними библиотек Имеющиеся проблемы с удовлетворением потребностей детей в библиотечном обслуживании Дополнительное образование детей. Сведения об учреждениях дополнительного образования детей 1. Количество детских кинотеатров 2. Количество детских театров 3. Количество центров организации досуга детей, в том числе: 4. по месту жительства Предусмотренные в регионе льготы по обеспечению доступа несовершеннолетних в музеи Предусмотренные в регионе льготы по обеспечению доступа несовершеннолетних в иные учреждения культуры Имеющиеся проблемы с удовлетворением потребностей детей в доступе к учреждениям культуры II. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 2.1. Сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, и учёт предоставления им жилья Сведения об устройстве детей-сирот в регионе 1. Общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 2. Численность выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

7 3. из них: количество детей-сирот 4. Общее число детей указанной категории, содержащихся в стационарных учреждениях 5. Общее число детей, находящихся в медицинских, социальных и образовательных учреждениях по заявлению родителей 6. в том числе, в связи с наличием заболевания у ребенка 7. повторно за весь период жизни 8. Общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете по предоставлению жилья, всего: лет (вкл.) в т.ч. в лет (вкл.) возрасте 11. с 23 лет 12. Количество детей указанной категории, чье право на получение жилья реализовано, всего: 13. в том числе по вынесенным судебным решениям 14. Количество вынесенных по этому основанию судебных решений Максимальная продолжительность ожидания указанной категорией детей, состоящих в очереди на предоставление жилого помещения, лет Наличие и название целевых региональных и муниципальных программ по охране прав детей-сирот Наличие в регионе социальных гостиниц, общежитий для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Наличие постинтернатного сопровождения, сопровождения замещающих семей, социального патроната Наличие в регионе программ подготовки и профессионального сопровождения приемных родителей Наличие и виды стимулирования в регионе усыновителей, опекунов Наличие региональных социальных выплат для детей указанной категории, их виды, размер 2.2. Устройство детей на семейные формы воспитания Устройство детей-сирот 1. Количество детей, устроенных на семейные формы воспитания (всего) 2. гражданами РФ в том усыновленные 3. иностранными гражданами числе 4. переданные под опеку

8 5. на патронат 6. в приемные семьи 7. Количество отмененных решений о передаче ребенка на воспитание в семью, всего: 8. в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию детей в том 9. по причине жестокого обращения с детьми числе 10. по инициативе усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей 11. Численность усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении детей, принятых на воспитание в семьи 12. в т.ч. повлекших гибель либо причинение вреда здоровью Информация о лишении родительских прав (по ф. 103-РИК) 1. Численность детей, родители которых лишены родительских прав 2. Численность детей, у которых лишены родительских прав оба родителя или единственный родитель 3. Численность родителей, лишенных родительских прав 4. в том числе в связи с жестоким обращением с детьми 5. Численность родителей, восстановленных в родительских правах 6. Численность детей, родители которых ограничены в родительских правах 7. Численность детей, у которых ограничены в родительских правах оба родителя или единственный родитель 8. Численность родителей, ограниченных в родительских правах 9. в том числе вследствие их поведения 10. Численность родителей, в отношении которых отменено ограничение родительских прав 2.4. Количество интернатных учреждений Учреждения 1. Количество интернатных учреждений, всего 2. дома ребенка 3. численность находящихся в них детей 4. детские дома 5. численность находящихся в них детей 6. детские дома-школы 7. численность находящихся в них детей из них: 8. школы-интернаты для детей-сирот 9. численность находящихся в них детей 10. школы-интернаты общего типа 11. численность находящихся в них детей 12. школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья

9 13. численность находящихся в них детей 14. дома-интернаты для детей 15. численность находящихся в них детей 9 III. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ВКЛЮЧАЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ 3.1. Сведения о детях-инвалидах и их обеспеченности образовательными и иными видами услуг 1. Количество детей-инвалидов 2. из них дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей 3. Количество детей-инвалидов, которым впервые установлена инвалидность 4. Количество детей-инвалидов, которым снята инвалидность 5. Количество детей-инвалидов, находящихся в стационарных учреждениях 6. Количество детей-инвалидов, подлежащих обучению 7. количество фактически обучающихся детей-инвалидов из них 8. количество детей-инвалидов, обучающихся на дому 9. Количество детей-инвалидов, охваченных дистанционными формами обучения 10. Количество реабилитационных центров для детей-инвалидов 11. Количество специализированных школ для детей-инвалидов 12. Число детей, состоящих в очереди в ДДИ 13. Число совершеннолетних воспитанников, находящихся в ДДИ 3.2. Меры, направленные на обеспечение территориальной доступности детей-инвалидов к предоставлению им образовательных услуг: специальными (коррекционными) образовательными учреждениями общеобразовательными учреждениями (путем обучения в специальных (коррекционных) классах, группах) Сведения об инклюзивном образовании 1. Количество общеобразовательных школ, реализующих инклюзивное образование 2. Количество обучающихся в них детей с ограниченными возможностями здоровья 3. Количество тьюторов в указанных организациях 3.3. Имеющиеся в регионе проблемы с обеспечением детей-инвалидов указанными формами обучения (дистанционной, обучение на дому, инклюзией)

10 Имеющиеся в регионе проблемы с обеспечением достаточного количества коррекционных учреждений (коррекционных групп, классов) для детейинвалидов 3.5. Имеющиеся в регионе проблемы с обеспечением достаточного количества коррекционных учреждений (коррекционных групп) для детей с ограниченными возможностями здоровья 3.6. Число и виды реабилитационных центров для детейинвалидов 3.7. Имеющиеся в регионе проблемы с обеспечением потребностей детейинвалидов в реабилитационных центрах 3.8. Число и виды специализированных школ для детейинвалидов 3.9. Основные причины инвалидности в регионе Детские дома для детей-инвалидов: Сведения о домах-интернатах для детей-инвалидов 1. Количество детских домов-интернатов для детей — инвалидов 2. Численность находящихся в них детей 3. Фактическая стоимость койкодня: по питанию, руб. 4. по медикаментам, руб Имеющиеся в регионе нормативные правовые акты, регулирующие межведомственное взаимодействие по вопросам раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и оказания им помощи и поддержки Наличие и содержание целевых программ по обеспечению доступности социальной среды для детей-инвалидов Имеющиеся проблемы, связанные с выполнением указанных программ Обеспечение лечением детей-инвалидов Обеспечение лечением 1. Количество поданных высокотехнологичной медицинской помощи заявок на выделение 2. квоты по оказанию: иной медицинской помощи 3. Количество выделенных квот по оказанию: высокотехнологичной медицинской помощи 4. иной медицинской помощи Продолжительность ожидания квот по оказанию медицинской помощи

11 Наличие дополнительных выплат семьям, имеющим детей-инвалидов, их виды и размер Виды услуг по социальной поддержке детей-инвалидов и их семей и количество детей-инвалидов, охваченных указанными услугами Имеющиеся в регионе проблемы с обеспечением детей-инвалидов лекарственными средствами Имеющиеся в регионе проблемы с обеспечением детей-инвалидов необходимыми предметами ухода Иные имеющиеся в регионе проблемы с реализацией прав детейинвалидов и предложения по их решению IV. МЕРЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 4.1. Количество семей, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на разных видах профилактического учета Виды профилактического учета 1. В КДНиЗП 2. Количество детей, проживающих в таких семьях 3. В ПДН органов внутренних дел 4. Количество детей, проживающих в таких семьях 5. В органах опеки и попечительства 6. Количество детей, проживающих в таких семьях 4.2. Количество детей школьного возраста: Сведения о детях школьного возраста 1. Численность детей школьного возраста 2. не посещающих школу, всего: 3. мужского пола 4. в том женского пола 5. числе до 14 лет (вкл.) лет (вкл.) 7. отчисленных из школы, всего 8. мужского пола 9. в том женского пола из 10. числе до 14 лет (вкл.) них: лет (вкл.) 12. имеющих образование, не соответствующее возрасту, всего: 13. мужского пола 14. в том женского пола 15. числе до 14 лет (вкл.) лет (вкл.) 17. не имеющих образования, всего:

12 мужского пола 19. в том женского пола 20. числе до 14 лет (вкл.) лет (вкл.) 4.3. Сведения об учреждениях, занимающихся социальной реабилитацией детей Численность учреждений 1. Количество социально-реабилитационных центров (СРЦ) 2. Численность детей, находящихся в СРЦ 3. Количество социальных приютов 4. Численность детей, находящихся в социальных приютах 5. ЦВСНП 4.4. Несовершеннолетние, содержащиеся в воспитательных колониях (ВК) Численность несовершеннолетних, содержащихся в ВК 1. Количество ВК в регионе, всего: 2. в том подростков мужского пола 3. числе для подростков женского пола 4. Число несовершеннолетних, содержащихся в ВК, всего: 5. в том мужского пола 6. числе женского пола 4.5. Количество несовершеннолетних, совершивших преступления: Сведения о несовершеннолетних, совершивших преступления 1. Количество несовершеннолетних, совершивших преступления, всего: 2. до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности лет лет 5. из мигранты 6. них: беспризорные 7. дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей 8. несовершеннолетние, повторно совершившие преступления 4.6. Число преступлений, совершенных учащимися: Сведения о преступлениях, совершенных учащимися 1. Количество преступлений, совершенных учащимися школ, всего: 2. мужского пола 3. в том женского пола 4. числе до 14 лет лет (вкл.) 6. Количество преступлений, совершенных учащимися

Читайте также:  Бронхиальной астмы у детей анализ

13 13 образовательных учреждений начального профессионального образования 7. в том мужского пола 8. числе женского пола 9. Количество преступлений, совершенных учащимися образовательных учреждений среднего профессионального образования 10. в том мужского пола 11. числе женского пола 4.7. Количество несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения: Сведения о несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения 1. Количество несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения, всего: 2. мужского пола 3. женского пола 4. до 16 лет лет (вкл.) в том 6. дети — мигранты числе 7. беспризорные дети 8. дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей 9. подростки, повторно совершившие правонарушения 4.8. Количество учебно-воспитательных учреждений: Учебно-воспитательные учреждения 1. Количество учебно-воспитательных учреждений 2. открытого типа 3. их наполняемость (в %) из них: 4. закрытого типа 5. их наполняемость (в %) Имеющиеся в регионе проблемы с численностью и наполняемостью указанных учреждений 4.9. Количество преступлений, совершенных в отношении детей: Преступления, совершенные в отношении детей 1. Количество преступлений, совершенных в отношении детей, всего: 2. малолетних (до 14 лет вкл.) 3. в том мужского пола 4. числе женского пола в том числе 5. несовершеннолетних 6. в том мужского пола 7. числе женского пола 8. Количество совершенных в отношении детей

14 преступлений, сопряженных с насильственными действиями 9. родителями 10. в отношении малолетних (до 14 лет вкл.) 11. в том мужского пола 12. в том числе числе женского пола 13. в отношении несовершеннолетних 14. в том мужского пола 15. числе женского пола 16. Количество преступлений сексуального характера, совершенных в отношении детей 17. в том мужского пола 18. числе женского пола 19. в том числе в отношении малолетних (до 14 лет вкл.) 20. в том мужского пола 21. числе женского пола 22. Количество преступлений против половой неприкосновенности, совершенных в отношении детей 23. в отношении несовершеннолетних 24. в том мужского пола 25. числе женского пола в том числе 26. в отношении малолетних (до 14 лет вкл.) 27. в том мужского пола 28. числе женского пола Наличие и число школьных инспекторов в регионе Наличие и число школьных уполномоченных по правам ребенка Наличие в школах службы медиации Наличие межведомственного взаимодействия по вопросам: профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предупреждения жестокого обращения и насилия в отношении детей Наличие и содержание программ по профилактике социального сиротства Наличие и содержание региональных проектов, направленных на коррекцию детско-родительских отношений Наличие Центров помощи семье и детям, их количество Наличие и содержание проектов и программ, направленных на профилактику алкоголизма, пьянства, наркомании, токсикомании Соблюдение предусмотренных федеральным и региональным законодательством норм, направленных на ограничение продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции несовершеннолетним — количество лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение указанных норм

15 Соблюдение требований по ограничению рекламы потребления пива, и иной спиртосодержащей продукции в местных СМИ (телевидение, радиовещание) Число лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение указанных ограничений Принятые в регионе меры по: предупреждению вовлечения несовершеннолетних в игорный бизнес предупреждению игорной зависимости детей предупреждению интернет-зависимости детей Принятые в регионе нормативные правовые акты, планы и программы обеспечения информационной безопасности детей Принятые в регионе меры по ограничению доступа несовершеннолетних в отдельные общественные места, в том числе в ночное время Принятые в регионе меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних, в том числе: детей — мигрантов беспризорных и безнадзорных детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Принятые в регионе меры по профилактике преступлений в отношении несовершеннолетних V. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ 5.1. Виды предусмотренных региональных пособий и выплат, их размер 5.2. Наличие и содержание программ по поддержке многодетных семей 5.3. Меры поддержки семей и материнства Наименование 1. Количество многодетных семей 2. из них: получающих пособия 3. Сумма пособия (в руб.) (на одну семью в месяц) 4. Количество одиноких матерей 5. из них: получающих пособия 6. Сумма пособия (в руб.) (на одного человека) 7. Количество одиноких несовершеннолетних матерей 8. из них: получающих пособия 9. Сумма пособия (в руб.) (на одного человека) Причины неполучения указанными семьями соответствующего вида пособия

16 Количество детей, получающих пособия в связи с розыском родителя, обязанного выплачивать алименты 5.4. Количество исполнительных производств, возбужденных в связи с исполнением судебных постановлений о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей Наименование 1. Количество исполнительных производств, возбужденных в связи с исполнением судебных постановлений 2. из них исполнено 3. Количество должников по алиментным обязательствам, объявленных в розыск 4. Количество постановлений о возбуждении уголовных дел по ст. 157 УК РФ 5. возбуждено из них 6. из них вынесено приговоров 7. Количество лиц, привлеченных к административной ответственности VI. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ 1. Приняты ли в регионе программы формирования правовой культуры и правосознания несовершеннолетних? 2. Если да, то какие? 3. Когда приняты? 4. На какие контингенты несовершеннолетних ориентированы? 5. Какие меры предусмотрены в указанных программах? 6. Какие формы правового воспитания несовершеннолетних практикуются в регионе (в том числе на базе общеобразовательных учреждений)? 7. Осуществляется ли мониторинг их выполнения? 8. Каковы результаты действия указанных программ? VII. ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ОТДЫХ 7.1. Сведения об оздоровительных учреждениях для детей Численность оздоровительных учреждениях для детей 1. Количество детских оздоровительных лагерей, всего: 2. Количество детских оздоровительных лагерей для детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями 3. Количество палаточных лагерей 4. Количество лагерей труда и отдыха 5. Количество детей, отдохнувших в летнюю оздоровительную кампанию 6. Количество недействующих детских оздоровительных лагерей в

17 регионе 7. Количество детских лагерей, работа которых приостановлена на период летней оздоровительной кампании 8. Количество несчастных случаев и заболеваний несовершеннолетних в учреждениях отдыха и оздоровления, всего: 9. в том числе смерть несовершеннолетнего 10. повлекших: отравления 11. травмы 12. массовые инфекционные заболевания детей 13. Количество совершенных побегов из учреждений отдыха и оздоровления 14. Количество совершенных несовершеннолетними преступлений во время их нахождения в учреждениях отдыха и оздоровления 15. Количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетнего в учреждениях отдыха и оздоровления Наличие в регионе нормативных правовых актов, регулирующих требования к организации отдыха и оздоровления детей и подростков, их названия, номер и дата принятия VIII. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ 8.1. Укажите, какие иные, кроме указанных выше, целевые региональные программы действуют в регионе в сфере охраны и защиты прав детей 8.2. Укажите, по каким критериям оценивается эффективность реализации региональных программ в сфере охраны и зашиты прав детей? 8.3. Укажите иные проблемы в регионе, в решении которых требуется помощь уполномоченных по правам ребенка

источник

Консультация предназначена для педагогов ДОУ и СОШ. Её целью является разъяснить педагогам права детей на охрану здоровья, образование, защиту и помощь, а также позицию педагога в случае, если к его воспитанникам были применены случаи насилия.

«Организация работы с детьми по проблеме охраны прав ребёнка»

Ребёнок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребёнок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

В дошкольном детстве соблюдение прав ребёнка имеет особое значение. Каждый педагог в каждом ДОУ должен внимательно прочитать и изучить следующие нормативные документы: Конвенцию о правах ребёнка, принятую Генеральной Ассамблеей ООН, федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», закон РФ «Об образовании», Семейный кодекс РФ.

Каждый ребёнок, посещающий ДОУ, имеет право на:

Что касается права на охрану здоровья , то в результате исследования было выявлено, что наименее информированными о состоянии здоровья ребёнка являются родители; чуть большей информацией владеют педагоги; наиболее полными данными располагают врачи в детских поликлиниках. Отсутствие у родителей и педагогов полной информации о здоровье ребёнка крайне опасно, т.к. создаёт ложное впечатление о благополучии, которого нет. Дети не получают своевременную медицинскую помощь и для них не создаются необходимые условия в семье и ДОУ. А ведь анализ состояния здоровья детей показывает шокирующий результат: практически 100% детей имеют в анамнезе патологическое течение беременности и родов; 67% отягощены сердечно-сосудистыми, бронхо-легочными и онкологическими заболеваниями; у 50% наблюдается дисгармония физического развития за счёт дефицита или избытка массы тела, нарушение осанки; у детей плохо развита мускулатура, т.к. не развита мышечная ткань на уровне закладки; у 40% — плоскостопие; 50% детей можно отнести к категории часто болеющих; 72% детей находятся в преневратических состояниях (они постоянно грызут ногти, плохо спят, теребят одежду, выдёргивают волосы и т.д.). Эти отклонения не могут исчезнуть сами по себе, без проведения специальной работы со стороны педагогов, родителей, врачей, мед. персонала. Поэтому соблюдение прав каждого ребёнка на охрану здоровья предполагает выполнение системы оздоровительных мероприятий. Это – режим, правильное питание, разнообразные закаливающие процедуры, систематические занятия физкультурой с учётом индивидуальных особенностей развития и состояния здоровья каждого ребёнка.

Право на образование гарантировано каждому ребёнку с самого раннего возраста. Он может:

— посещать образовательное учреждение;

— для него должны быть созданы условия для образовательной деятельности;

— содержание образования должно обеспечивать подготовку ребёнка к самостоятельной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, равноправия женщин и мужчин и дружбы между народами;

— отношения между участниками образовательного процесса должны быть основаны на уважении человеческого достоинства ребёнка.

В настоящее время ДОУ оказывают образовательные услуги для детей от 1 года до 7 лет в различных режимах: полнодневном, круглосуточном и неполном. Благодаря энтузиазму заведующих и педагогов создаются улучшенные условия для содержания детей – оборудуются физкультурные залы, комнаты психологической разгрузки и национальных традиций, игротеки, экологические залы, помещения для театрализованных представлений.

В настоящее время на территории РФ действуют 6 рекомендованных МО РФ отечественных комплексных программ дошкольного образования («Радуга», «Истоки», «Развитие», «Одарённый ребёнок», «Детство», «Кроха»), 3 отечественные комплексные программы непрерывного образования («Из детства – в отрочество», «Золотой ключик», «Преемственность») и программа «Сообщество». Существует также 16 парциальных программ («Синтез», «Открой себя», «Гармония», «ОБЖ» и др.). Все они направлены на обеспечение в ДОУ следующих прав ребёнка:

— права на игру, отдых и развлечения;

— права на занятия искусством;

— права на сохранение своей индивидуальности.

Анализ состояния дел на местах показал, что хуже всего обстоят дела с реализацией права ребёнка на защиту и помощь как в ДОУ, так и в семье.

Что касается ДОУ, то у многих руководителей и педагогов имеются весьма ограниченные представления о защите ребёнка. Ведь согласно Конвенции ребёнок имеет право на защиту от всех форм не только физического, но и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. В законе «Об образовании» чётко указано, что «к формам психического насилия относятся угрозы в адрес обучающегося, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребёнка, систематическая, необоснованная критика».

Если с учётом этого проанализировать деятельность воспитателей, то становится очевидным, что многие дети уже нуждаются в защите. Конечно, в последнее время в массовой практике детских садов появляется всё больше «проблемных» детей. Это и поведенческие нарушения (воровство, ложь, агрессивность), эмоционально-личностные расстройства (депрессия, застенчивость, страхи, гиперактивность). Педагогам нужно учиться выявлять их, устанавливать причину и оказывать помощь таким детям. А причины зачастую лежат в семье, и защита прав ребёнка в семье – ещё одна острая проблема. Детей зачастую физически и психологически наказывают. А за что? Вот некоторые ответы родителей:

— делает назло, упрямится 17%;

— дерётся с детьми, обижает животных 14%;

— прочие ситуации: обманывает, капризничает, берёт пальцы в рот, что-то ломает, портит и т.д.

Как же родители наказывают своих детей? Это реальный опросник:

— бьют ремнём, шлёпают по попе, дают подзатыльники, ставят в угол;

— оставляют одного в комнате или в тёмном помещении;

— сажают на длительное время на стул, диван;

— привязывают к стулу, кровати;

— лишают сладостей, пищи, питья, прогулки;

— принуждают к продолжительным неудобным позам (стояние на 1 ноге, сидение на корточках с завязанными сзади руками);

— заставляют стоять на коленях на полу на рассыпанной крупе;

— допускают жестокие высказывания: «спущу в унитаз», «вырою яму и закопаю», «выгоню из дома», «зашью рот», «приколю язык» и т.д.;

— лишают своей любви, возможности просмотра телепередач, общения;

— заклеивают рот липкой лентой, пластырем.

При этом следы побоев тщательно скрываются. Поразительным фактом является то, что даже при наличии на теле следов побоев и гематом дети не обращаются за помощью к взрослым. Дети заявляют, что любят своих родителей. Из 150 детей только один мальчик в возрасте 5 лет 10 месяцев сказал, что «убьёт папку», который, будучи пьяным, бьёт его ремнём.

Педагогам нужно изучать такие семьи, проводить профилактическое анкетирование, тестирования, беседы и консультации, тесно работать с психологом.

По каким признакам можно определить, что к ребёнку применяется насилие?

— ребёнок плохо развивается физически и психически;

— ребёнок неухожен, неопрятен, он апатичен или агрессивен;

— ребёнок постоянно переходит от спокойного состояния к возбуждённому и наоборот;

— у ребёнка проблемы с обучением, с концентрацией внимания, усталостью, сном;

— ребёнок проявляет отрицательное отношение к своему телу, может намеренно причинить себе телесные повреждения;

— ребёнок отказывается раздеваться, скрывает синяки;

— ребёнок постоянно жалуется на недомогание – головную боль, боли в животе, внешние воспаления на внешних мочеполовых органах;

— ребёнок испытывает враждебность к отцу, матери, другому взрослому;

— ребёнок судорожно реагирует на поднятую руку, боится удара;

— чрезмерно стремится к одобрению, ласке, уходит от споров и конфликтов с детьми, гипертрофированно проявляет обо всех заботу;

Читайте также:  Что означают анализы у детей

— ребёнок интересуется не по возрасту вопросами секса, рассказывает о случаях сексуального насилия, которые произошли якобы с другими детьми;

— у ребёнка часто замечены случаи энуреза, боязни темноты.

Что делать воспитателю, если к нему всё же обратился ребёнок с жалобой на жестокое обращение?

  • Надо его похвалить. Ребёнку потребовалось немало мужества, чтобы решиться на этот шаг. Не травмируйте его, выражая сомнения в правдивости его слов.
  • Не показывайте ребёнку свои чувства гнева, испуга, отвращения, смятения.
  • Воздержитесь от обвинений в адрес человека, совершившего проступок. Часто ребёнок его всё же любит и эмоционально к нему привязан.
  • Проявите понимание к возможному чувству вины и стыда ребёнка, но не укрепляйте в нём этих чувств сами.
  • Никогда не просите ребёнка сохранить в тайне ваш разговор. Но если он сам вас об этом попросит, отнеситесь с пониманием.
  • Объясните, что есть возможность прекратить случаи насилия с помощью других людей, и что это нужно сделать в интересах как самого ребёнка, так и человека, о котором идёт речь.
  • Можно предложить ребёнку вернуться к этому разговору через некоторое время, пообещав сохранить его в тайне.
  • Держите это обещание до тех пор, пока это не противоречит интересам ребёнка. Тогда его надо поставить в известность и предупредить о том, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Если ребёнок рассказал о насилии не вам, а другим детям, лучше занять следующую позицию:

— реагировать нейтрально, не проявлять своих чувств, не давать оценок;

— дать понять ребёнку, что его проблема ясна («Молодец, что рассказал, это очень важно»);

— оградить ребёнка от участия и реакции детей («Это сложная проблема, мы постараемся решить её вдвоём»);

— постараться уделить ребёнку максимум внимания.

Если насилие произошло со стороны незнакомого человека, нужно обращаться в милицию, юридическую консультацию, службы здравоохранения, медико-социально-психологические центры, звонить на телефоны доверия, обращаться в специальные службы защиты от насилия.

источник

Название Анализ состояния охраны прав детей в республике бурятия за 2012 год
страница 9/10
Дата публикации 28.10.2014
Размер 0.93 Mb.
Тип Документы

100-bal.ru > География > Документы

Наличие и содержание программ по профилактике социального сиротства.

В рамках целевых программ «Семья и дети Республики Бурятия на 2008-2014 годы», «Республиканская программа «Тоонто нютаг: традиция жива» по профилактике социального сиротства и организации семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2009-2012 годы» создаются условия для того, чтобы в будущем у наших детей возникало как можно меньше трудных ситуаций, а попавшему в беду ребенку и его семье была оказана своевременная квалифицированная помощь.

  1. Для обеспечения максимально возможных действий по созданию условий улучшения качества жизни детей, сохранения института семьи, оказания своевременной квалифицированной помощи попавшему в беду ребенку и его семье в республике принимаются комплексные меры по защите прав и законных интересов ребенка в рамках межведомственного взаимодействия.

Организацией деятельности по профилактике социального сиротства, осуществлению мер по раннему выявлению семейного неблагополучия, случаев жестокого обращения с детьми занимаются 72 специалиста органов опеки и попечительства, 61 специалист ГБУ «Республиканский центр по работе с семьей и детьми», 194 куратора по оказанию помощи семьям на ранней стадии кризиса.

По состоянию на 1 января 2013 года состоят на учете 3614 неблагополучных семьи, в которых воспитывается 7162 ребенка, в т.ч. 1261 семья в социально опасном положении, в них 2561 ребенок. Сохранилась динамика: доля семей в социально опасном положении, снятых с учета по причине улучшения в них положения, — 20,4% (2011г.- 20,4%).

В 2012 году в республике отрабатывалась система межведомственного взаимодействия по технологии приема сигналов о возможных нарушениях прав ребенка, всего получено 1921 сигнал, что на 1,0 % больше, чем в 2011 году. По результатам проверки сигналов 1072 ребенка из 566 семей были признаны нуждающимися в государственной помощи и за ними были закреплены кураторы с целью выхода из кризисной ситуации.

На территории 12 муниципальных образований в рамках 10 проектов по наиболее актуальным направлениям предоставлялись профилактические услуги: психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном и социальном пространстве; реабилитация алкоголизированных семей; домашний помощник. В 2012 году всего профуслугами было охвачено 655 родителей и 1708 детей.

В 2012 году впервые Республиканским агентством по делам семьи и детей, АУ «Республиканский центр социальной, информационно-методической помощи и обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» была организована 1-я Республиканская ярмарка социальных услуг и технологий работы с семьями и детьми «ТеЗаРиС — 2012» с охватом более 600 специалистов.

В Республике Бурятия в результате принятия системных мер в сфере профилактики социального сиротства наблюдается позитивная тенденция: общая структура устройства детей-сирот меняется в сторону увеличения доли детей, переданных на воспитание в семьи граждан, до 87 %, сокращается доля детей, оставшихся без попечения родителей, до 2,65 %, и находящихся в учреждениях всех типов и видов – 9,5 %.

    1. Наличие и содержание региональных проектов, направленных на коррекцию детско-родительских отношений

Есть проекты, которые реализует Центр диагностики и консультирования г. Улан-Удэ, Республиканский институт кадров и управления образования. Проекты направлены на повышение стрессоустойчивости и здоровье сохранного поведения.

    1. Наличие Центров помощи семье и детям, их количество: 4, в них детей — 118.
    1. Наличие и содержание проектов и программ, направленных на профилактику алкоголизма, пьянства, наркомании, токсикомании

Республиканская целевая программа «Молодежь Бурятии на 2011-2015 годы, утверждена постановлением Правительства Республики Бурятия 28.12.2010 № 588, Республиканская целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту в Республике Бурятия на 2012-2015 годы, утверждена постановлением Правительства Республики Бурятия 07.10.2011 № 525.

    1. Соблюдение предусмотренных федеральным и региональным законодательством норм, направленных на ограничение продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции несовершеннолетним.

МВД по Республике Бурятия на постоянной основе проводятся оперативно-профилактические мероприятия, направленные на соблюдение хозяйствующими субъектами запрета реализации алкогольной продукции несовершеннолетним лицам.

Дополнительно к ограничениям реализации несовершеннолетним алкогольной продукции, предусмотренным федеральным законодательством, Законом Республики Бурятия от 15.11.2011 года №2361 «О некоторых вопросах правового регулирования в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Бурятия» введены ограничения по реализации алкогольной продукции на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям, на объектах спорта, границы которых определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия.

— количество лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение указанных норм:

За 2011 год за нарушения действующего законодательства Российской Федерации сотрудниками полиции МВД по РБ составлено 178 административных протоколов за реализацию несовершеннолетним алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на их основе.

За 2012 год по ч.2.1 ст. 14.16 КоАП РФ было составлено 108 административных протоколов.

    1. Соблюдение требований по ограничению рекламы потребления пива, и иной спиртосодержащей продукции в местных СМИ (телевидение, радиовещание).

Фактов нарушений местными телерадиокомпаниями Республики Бурятия ограничений по трансляции рекламы потребления пива и иной спиртосодержащей продукции сотрудниками полиции республики в 2011-2012 годах выявлено не было.

    1. Число лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение указанных ограничений: нет.
    1. Принятые в регионе меры по:

4.25.1. предупреждению вовлечения несовершеннолетних в игорный бизнес: фактов не выявлено.

4.25.2. предупреждению игорной зависимости детей: фактов не выявлено.

4.25.3. предупреждению интернет-зависимости детей: фактов не выявлено.

    1. Принятые в регионе нормативы обеспечения информационной безопасности детей.

Принято постановление Правительства Республики Бурятия от 05.10.2012 № 585 «О Стратегии действий в интересах детей в Республике Бурятия на 2012-2017 годы». В связи с исполнением федерального законодательства в общеобразовательных учреждениях республики приняты локальные акты о защите персональных данных.

    1. Принятые в регионе меры по ограничению доступа несовершеннолетних в отдельные общественные места, в том числе в ночное время.

В целях ограничения доступа несовершеннолетних в отдельные общественные места, в том числе в ночное время реализуются законы Республики Бурятия № 1182 – IV от 10.12.2009 года «О некоторых мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей в РБ», где закреплено ограничение нахождения детей и подростков в общественных местах без сопровождения родителей в определённое время, что способствует снижению уровня их безнадзорности и № 2003 – IV от 26.04.2011 года «Об административных правонарушениях».

В соответствии с Порядком межведомственного взаимодействия по реализации ст.2, ст.4, ст.5 Закона РБ «О некоторых мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей в РБ», в реализации Закона принимают участие все субъекты системы профилактики. За 12 месяцев 2012 года по Закону РБ № 1182 — IV «О некоторых мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей в Республике Бурятия» выявлено 4584 несовершеннолетних за нахождение без сопровождения родителей или лиц, их заменяющих, в общественных местах в ночное время. К административной ответственности по ст. 10 Закона РБ № 2003 – 2011 г. привлечено 3328 (2011г. — 3054) родителей или лиц, их заменяющих.

Принятие закона позволило оградить детей и подростков от преступных посягательств. Так, за 2012 год в отношении несовершеннолетних совершено 878 преступлений, (2011 г. — 1032), что меньше аналогичного периода на 14,9%.

    1. Принятые в регионе меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних, в том числе:

4.28.1. детей – мигрантов (см. п. 4.29)

4.28.2. беспризорных и безнадзорных детей (см. п. 4.29)

4.28.3. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (см. п. 4.29)
4.29. Принятые в регионе меры по профилактике преступлений в отношении несовершеннолетних.

В Республике Бурятия реализуется республиканская целевая программа «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Республике Бурятия на 2009-2013 годы».

В 2011 году приняты законы Республики Бурятия от 26.04.2011 года № 2003 – IV «Об административных правонарушениях» и Закон Республики Бурятия от 05.05.2011 года № 2015-IV «Об общественных воспитателях несовершеннолетних».

В Республике Бурятия действует закон Республики Бурятия «О системе профилактики правонарушений в Республике Бурятия». Закон 13 октября 2010 года был подписан Президентом – Председателем Правительства Республики Бурятия В.В. Наговицыным и вступил в законную силу 23 октября 2010 года.

Законом определены основные понятия «профилактика правонарушений» и «субъекты системы профилактики правонарушений», которые на законодательном уровне ранее не были определены. В Законе указаны основные задачи и принципы деятельности по профилактике правонарушений в Республике Бурятия.

Определены полномочия субъектов системы профилактики правонарушений, в том числе Народного Хурала, Правительства, органов местного самоуправления в сфере профилактики правонарушений, а также полномочия органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания, органов и учреждений образования, здравоохранения, культуры, досуга, спорта и туризма, по делам молодежи, опеки и попечительства, службы занятости населения, различных комиссий.

Кроме этого в Законе отражено участие граждан и организаций в профилактике правонарушений, а также участие общественных советов по профилактике правонарушений.

В целях повышения эффективности деятельности по профилактике правонарушений в каждую третью пятницу месяца на территории республики органами внутренних дел проводится оперативно-профилактическое мероприятие «День профилактики». В данных мероприятиях большей части субъектов системы профилактики правонарушений, как показывает проведение дней профилактики, в текущем году в мероприятиях принимают участие представители органов здравоохранения, образования, по делам молодёжи, помощи семье и детям, социальной защиты, занятости населения, культуры, спорта, КДН и ЗП, уголовно-исполнительных инспекций, территориальных пунктов ФМС.

Принят и реализуется закон Республики Бурятия № 1182 – IV от 10.12.2009 года «О некоторых мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей в РБ», где закреплено ограничение нахождения детей и подростков в общественных местах без сопровождения родителей в определённое время, что способствует снижению уровня их безнадзорности и совершения в отношении их преступлений.

V. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ
5.1. Виды предусмотренных региональных пособий и выплат, их размер.

1. Ежемесячное пособие на ребенка предоставляется семьям, у которых среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

Размер ежемесячного пособия на ребенка определяются с применением районных коэффициентов – 1,3 в Баунтовском, Муйском, Северобайкальском, Окинском, Баргузинском и Курумканском районах и г.Северобайкальск, 1,2 – в остальных городах и районах Республики Бурятия.

2. Ежемесячная денежная выплата многодетным семьям (без учета среднедушевого дохода семьи). Размер ЕДВ 150 рублей, а с учетом районных коэффициентов – 180 руб. и 195 руб. соответственно.

3. Компенсация части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в республике Бурятия. Компенсация выплачивается на первого ребенка в размере 20 % среднего размера родительской платы в государственных, муниципальных дошкольных учреждениях, на второго ребенка — в размере 50 %, на третьего ребенка и последующих детей — в размере 70 %.

5.2. Наличие и содержание программ по поддержке многодетных семей.

В соответствии с Законом Республики Бурятия от 06.07.2006 г. № 1810-III «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия» многодетным семьям предоставляются следующие меры социальной поддержки:

— ежемесячная денежная выплата на каждого ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет);

— бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей для детей из многодетных семей в возрасте до шести лет в форме компенсации за понесенные расходы при амбулаторном лечении ребенка;

— первоочередной прием в дошкольные образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования;

— первоочередное предоставление льготных путевок в детские оздоровительные лагеря, санатории, детские оздоровительные площадки детям — учащимся общеобразовательных учреждений в возрасте до 15 лет;

— бесплатное посещение один раз в месяц детьми государственных театров, музеев;

— бесплатное и однократное предоставление в собственность для индивидуального жилищного строительства земельных участков.

— предоставление субсидии на приобретение жилых помещений из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на каждого члена семьи многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в которых одновременно родилось трое и более детей;

— предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилых помещений из расчета 11 квадратных метров общей площади жилья на каждого рожденного (усыновленного) ребенка в возрасте до восемнадцати лет семьям, имеющим шесть и более несовершеннолетних детей, нуждающимся в улучшении жилищных условий;

— бесплатное и однократно предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

источник