Меню Рубрики

Анализ состояния здоровья детей в саду

Статья по теме:
«Система оздоровительной работы и анализ состояния здоровья и физического воспитания дошкольников»

Состояние здоровья детей является одним из основных показателей работы детского учреждения, всего педагогического персонала и руководителя. Глубоко понимая важность этой проблемы, наш коллектив на протяжении ряда лет уделяет большое внимание физическому воспитанию и оздоровлению детей в каждой возрастной группе.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад № 25 «Незабудка»

140250, Московская область, Воскресенский район, п.г.т. Белоозёрский, улица Молодёжная, дом 37. Телефон/ факс (496) 44-85-7-24 e-mail

«Система оздоровительной работы и анализ состояния здоровья и физического воспитания дошкольников»

Подготовил инструктор ФИЗО

I квалификационной категории

Состояние здоровья детей является одним из основных показателей работы детского учреждения, всего педагогического персонала и руководителя. Глубоко понимая важность этой проблемы, наш коллектив на протяжении ряда лет уделяет большое внимание физическому воспитанию и оздоровлению детей в каждой возрастной группе.

Правительство Российской Федерации особую роль отводит укреплению здоровья взрослого населения и детей. Это регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Однако содержание физкультурно-оздоровительной работы, несмотря на значительный период реформирования дошкольного образования, по-прежнему оставляет желать лучшего. Основанием тому служит высокая заболеваемость детей, возрастает количество детей, страдающих ожирением. По данным медицинских прогнозов, 85% этих детей потенциально больные сердечно-сосудистыми заболеваниями, что соответствует сокращению жизни на 5-20 лет. Количество простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия. В подавляющем большинстве дети дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и незакалённостью. В образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие. Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.

Практика работы убедила нас в том, что достигнуть максимального оздоровительного эффекта в детском саду можно лишь при условии комплексного решения оздоровительных задач в контексте с медицинскими работниками.

К основным направлениям оздоровительной деятельности в ДОУ следует отнести:

  • организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
  • организацию питания;
  • обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду;
  • организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;
  • физическое воспитание детей.

Рассмотрим физическое воспитание с психологической позиции.

Физическое воспитание традиционно понимается как «педагогический процесс, направленный на формирование двигательных умений, навыков и психофизических качеств, достижение физического совершенства».

Современное определение физического воспитания значительно шире. Обогащение новыми знаниями научных дисциплин, из которых складывается его теория, позволяет трактовать физическое воспитание как комплекс мер, направленных на:

  • своевременное достижение возрастного уровня физического развития детей и развитие их двигательных функций;
  • соответствующую коэффициенту двигательного развития физическую подготовленность;
  • приобщение к традициям и культуре большого спорта;
  • овладение физической культурой;
  • высокую степень здоровья, позволяющую достигать физического совершенства.

Несмотря на обогащение понятия физического воспитания, его первоочередной задачей было и остаётся укрепление здоровья детей посредством всестороннего физического развития и закаливания. Все другие задачи образовательного и воспитательного плана решаются в соответствии с состоянием здоровья воспитанников и уровня их физического развития.

Одним из важнейших признаков здоровья — является физическое развитие ребенка. Сегодня считается, что физическое развитие – это процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организации ребёнка и основанных на них психофизических качеств. В узком смысле показателями физического развития являются антропометрические данные и биометрические измерения. В широком смысле физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств и физических способностей .

А важным условием успешного физического развития является физическое воспитание. Такой подход позволяет рассматривать оздоровительную деятельность и физическое воспитание как целостность. В соответствии с этим подходом принцип оздоровительной направленности физического воспитания становится ведущим.

Система физическультурно-оздоровительной работы должна быть ориентирована на:

  1. Повышение резервов сердечнососудистой системы. Оно происходит при условии, что большинство движений, составляющих физкультурное занятие, являются циклическими.
  2. Повышение резервов дыхательной системы за счет регулярных занятий на свежем воздухе.
  3. Сочетание физкультурных занятий с закаливающими процедурами, что способствует совершенствованию системы иммунной защиты.
  4. Регулярность физических нагрузок, способствующих нарастанию резервных мощностей организма ребенка.

Главным фактором укрепления и сохранения здоровья является систематическая двигательная активность, формирующаяся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в ДОУ призвано формировать у ребёнка правильное и сознательное отношение к себе и своему здоровью. Поэтому вся система физического воспитания в нашем дошкольном учреждении организована на развитие и совершенствование сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Двигательные нагрузки на физкультурном занятии строго дозированы по частоте сердечных сокращений (ЧСС);

  • занятия только аэробные, то есть с полным обеспечением организма кислородом;
  • после интенсивных и длительных движений в занятиях предусмотрены паузы для возвращения пульса детей к исходному состоянию.

Для осуществления диагностики физического воспитания необходимо иметь представление о динамике физического развития, развития физических качеств, физической подготовленности и заболеваемости детей.

На физическом развитии детей особенно заметно отражается влияние внешней среды: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, недостаток воздуха, недосыпание, неудовлетворительное питание, особенности климата, неправильный режим дня, ограничения в двигательной активности. Поэтому уровень физического развития мы считаем ярким показателем здоровья, условий жизни и воспитания. На темпы физического развития оказывают влияние наследственные факторы, тип конституции, индивидуальные особенности нервной системы, интенсивность обмена веществ и др.

Индивидуальная оценка физического развития проводится путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с региональными стандартами. Это помогает выявить отклонения в физическом развитии и принимать необходимые меры к их оздоровлению. Использование нормативов дает возможность провести групповую оценку физического развития коллектива детей и проследить динамику показателей, а также определить степень эффективности различных физкультурно-оздоровительных технологий.

Оценку физического развития мы проводим — методом номограмм , когда физическое развитие оценивается по двум ведущим морфологическим показателям – длине и массе тела. Оптимальные абсолютные показатели длины и массы тела, а также их соотношения обеспечивают совершенное функционирование опорно-двигательного аппарата, сердечно сосудистой, дыхательной и других систем организма. С равными соотношениями длины и массы тела связана скорость возрастного созревания ребенка. Номограммы чаще всего применяются в массовых обследованиях детей в детском саду. Используются таблицы физического развития, в которых показатели соотносятся с ростом, массой и возрастом детей. При хорошем физическом развитии, значение массы тела и его длины соответствует возрастным стандартам, которые рассчитываются на основании статических результатов антропометрии лиц конкретного пола и возраста.

Обследование детей проводит медицинский работник не менее двух раз в год. Данные обследования физического развития детей позволяют определить количество гармонично развитых детей и детей, имеющих отклонения: например, избыточная масса тела, низкие ростовые показатели непропорциональность развития, значительно превышающая допустимые пределы, и т.д.

По результатам обследования детей были получены следующие показатели:

  • дети с гармоничным уровнем развития составляют 65% от общего количества обследованных детей (120 человек);
  • дети, имеющие плотное телосложение составляют 14%;
  • дети с низкими ростовыми показателями составляют 21%.

Эти данные позволяют разработать для подобных детей специальные оздоровительные программы. Например, для детей с низкими ростовыми показателями в комплекс физических упражнений должны быть включены плавание, прыжки, висы, а в их меню следует включать много молочных продуктов, моркови. Если ребенок имеет избыточную массу тела и при этом хронической патологии у него не обнаружено, то мы организовыаем ему специальное диетическое питание с введением постепенно наращивающихся физических нагрузок. Когда он несколько сбросит вес, мы включаем в комплекс и силовые упражнения, укрепляющие мышечную массу. Разумеется, все это проводиться с рекомендациями и под контролем врача.

Физическая подготовленность дошкольников определяется уровнем сформированности физических качеств (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, координация) и степенью сформированности двигательных навыков. Диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств, выделить способных, средних, отстающих в двигательном развитии детей и определить для каждого ребенка оптимальную «зону ближайшего развития» двигательных навыков.

В процессе диагностики заполняется протокол обследования, в котором фиксируются количественные показатели, характеризующие уровень сформированности физических качеств, и качественные показатели, характеризующие степень сформированности двигательных навыков.

Важно отметить, что исследователи предлагают разные количественные показатели, что приводит нас, практических работников в затруднительное положение. Поскольку на сегодняшний день нет единых, современных количественных показателей физической подготовленности, мы, в процессе диагностики делаем акцент так же и на качественные показатели, характеризующие двигательные умения детей.

Контроль за качественными характеристиками осуществляем по трехбалльной системе:

3 балла – ребенок правильно выполняет все технические элементы (отличная техника движений);

2 балла – ребенок справляется с большим количеством технических элементов (средний уровень овладения техникой движения);

1 балл – наличие значительных ошибок (несформированная техника движения).

Точную оценку физической подготовленности детей можно получить в ее соотнесении со стандартными возрастными показателями.

Общий балл свидетельствует об уровне сформированности физической подготовленности каждого ребенка.

Дети, у которых уровень физической подготовленности в норме составляют: в 2012году 62%, в 2013 – 46%;

Дети с высоким уровнем физической подготовленности : в 2012году – 36%, в 2013 – 54%;

Дети с низким уровнем физической подготовленности: 2012год – 2%, 2013год – 0%.

Оценку заболеваемости детей мы проводим ежемесячно, ежеквартально и по результатам учебного года. Способы оценки заболеваемости согласовываются с медицинскими работниками ДОУ и административными органами управления образованием. Главное — это дифференциация заболеваний по видам: соматические, простудные, инфекционные и др. Мы собираем данные о заболеваемости каждого ребенка, каждой возрастной группы и всего учреждения в целом. Это позволяет проследить динамику заболеваемости в течении года, а также соотнести ее уровень с качеством физкультурно-оздоровительной работы. Оценка заболеваемости детей проводится ежемесячно, ежеквартально и по результатам учебного года. Способы оценки заболеваемости согласовываются с медицинскими работниками ДОУ и административными органами управления образованием. Собираются данные о заболеваемости каждого ребенка, каждой возрастной группы и всего учреждения в целом. Это позволяет проследить динамику заболеваемости в течение нескольких лет, а также соотнести ее уровень с качеством физкультурно-оздоровительной работы.

Оценка заболеваемости 2009 – 2010 учебный год

источник

—>

« Июнь 2019 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

—>

В ДОУ в течение 2012-2013 года поступило в группы раннего возраста и первые младшие 44 ребенка. Из них 25% — дети с выявленной диагностированной патологией до поступления в ДОУ

Новые воспитанники начинают поступать в детский сад в летний период, когда меньше распространены простудные и инфекционные заболевания. Педагоги создают все необходимые условия для успешного прохождения каждым ребенком периода адаптации: создают благоприятную, доброжелательную атмосферу, основанную на личностно-ориентированном подходе. В следствие чего, отметим, что у большинства детей адаптация проходила в средний степени тяжести. -30 детей, 14 детей — с легкой степенью адаптации, с тяжелой — не одного.

Основная задача взрослых — сохранить и улучшить здоровье. В дошкольном возрасте работа по сохранению здоровья осуществляется совместно с родителями и воспитателями. Она включает в себя профилактику заболеваемости, травматизма, закаливания детей, соблюдение правил Сан Пина. В начале 2012-2013 учебного года медсестрой и врачом воспитанники были распределены по группам здоровья:

Распределение воспитанников ДОУ по группам здоровья:

Сравнение групп здоровья по годам показывает, что количество здоровых детей увеличилось.

В 2010 году было выявлено 7 часто болеющих детей, в 2011году — 5 часто болеющих детей, а в 2012 — 8 , в связи с тем, что в 2011 году 3 человека были вновь поставлены на учет, как часто болеющие дети.

В течение года ежемесячно проводится анализ заболеваемости и посещаемости по всем группам и общей по детскому саду.

Количество случаев заболеваемости в 2010 году-142, в 2011 году -161, в 2012 году -197 случаев, в связи с открытием новой группы раннего возраста и увеличения количества детей.

Случаи травматизма отсутствуют.

Сравнительный анализ пропусков по болезни одним ребенком выявил, что уровень состояния здоровья стабильно оптимальный, что говорит об удовлетворительной работе коллектива по сохранению здоровья детей. Небольшое увеличение количество пропусков в связи с тем, что увеличилось количество детей.

пропуск по болезни одним ребенком

Проводилась оценка физического развития детей. На основе антропометрических данных было сделано заключение о состоянии физического развития. В среднем за учебный год дети выросли на 3-4 см и прибавили в весе на 2,5-3,0 кг.

С целью решения годовой задачи в течении года в ДОУ велась физкультурно-оздоровительная работа: проводились закаливание, утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика, физкультурные занятия, На физкультурных занятиях подсчитывалась моторная плотность. В начале года моторная плотность составила 72-75%, в конце учебного года – 80-87%. Физиологическая нагрузка до 140-150 ударов в минуту.

Так же использовались физкультминутки во время занятий, организовывалась двигательная активность детей на свежем воздухе, но мало проводилось физкультурных развлечений, в связи с отсутствием специалиста по физической культуре.

Проводилась индивидуальная работа с детьми, имеющими отклонения в здоровье: уменьшается физическая нагрузка, корректируются двигательные упражнения, дозируется двигательная активность в течение дня. Дети с аллергопатологией находятся под постоянным наблюдением. Для них из рациона питания исключаются или заменяются продукты противопоказанные им.

Читайте также:  Анализы на пневмонию у детей

Для понижения случаев заболевания сезонно проводилась профилактика гриппа и простудных заболеваний: вакцинация детей против гриппа, оксалиновая мазь, лук, чеснок, аромотерапия, кварцевание групп.

В целях санитарно просветительской работы методической службой и старшей медсестрой для педагогов ДОУ были проведены консультации, помогающие закрепить знания педагогов об особенностях физического и психического развития детей, профилактике простудных заболеваний, оказание первой необходимой медицинской помощи. Воспитатели были ознакомлены с новыми формами работы по физической культуре, инновационными разработками и технологиями способствующими укрепить и сохранить здоровье воспитанников.

Необходимой частью по сохранению и укреплению здоровья детей является работа с родителями. В течение года проводились различные консультации, родительские собрания, комитеты, где вопросы о здоровье детей были приоритетными. В группах ежемесячно обновлялись материалы в уголках здоровья. Проводимая работа положительно отразилась на заинтересованности и активности родителей в организации совместных мероприятий, проводимых в ДОУ.

Вывод: Педагогами и медицинской службой ДОУ ведется дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников, который предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщение их к здоровому образу жизни. Медицинской службой ДОУ планируется усиление профилактической работы среди родителей воспитанников и педагогического коллектива

Исходя из анализа состояния здоровья детей, намечены задача на следующий учебный год:

— продолжать работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через оптимизацию двигательного режима детей.

источник

татьяна петрищева
Анализ состояния здоровья и физического развития детей I младшей группы.

По данным ВОЗ (всемирная организация здравохранения) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды.

В I младшую группу «Смешарики» в течение 2016 года поступило 10 детей. Новые воспитанники начали поступать в детский сад в летний период, когда меньше распространены простудные и инфекционные заболевания. Нами, педагоги создали все необходимые условия для успешного прохождения каждым ребенком периода адаптации: благоприятная, доброжелательная атмосфера, основанная на личностно-ориентированном подходе к каждому ребёнку. В следствие этого у 8 детей адаптация проходила со средней степенью тяжести, у 3 детей — с легкой степенью, с тяжелой — ни у одного ребёнка. Основная задача взрослых — сохранить и улучшить здоровье. Оздоровление детей – целенаправленная, систематически запланированная работа педагогов. Мы находимся в постоянном творческом поиске, понимаем, что здоровый ребенок помимо физических характеристик обладает психологическим здоровьем. Для этого мы разработали соответствующий режим дня, где оздоровительные коррекционные мероприятия не нарушают образовательную деятельность. Учебная нагрузка днем дозируется с учетом состояния здоровья ребенка, в занятия включаются физкультминутки, элементы релаксации, упражнения для профилактики миопии, нарушения осанки, дыхательные упражнения. ОД проводится в игровой и нетрадиционной форме. Увеличен объем двигательной активности в течение дня. Формируем у ребенка представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Все оздоровительные мероприятия по физическому развитию детей, которые были запланированы на начало учебного года (квартал, выполнены, закаливающие и общеукрепляющие мероприятия выполнялись регулярно, воспитательно-оздоровительные мероприятия выработали разумные отношения детей к своему организму, привили необходимые санитарно-гигиенические навыки, научили детей адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды

Здоровье является критерием взаимоотношений детского организма с окружающей средой. Оно формируется под влиянием сложного комплекса биологических, экологических и социальных факторов. В дошкольном возрасте работа по сохранению здоровья осуществляется совместно с родителями и воспитателями. Она включает в себя профилактику заболеваемости, травматизма, закаливания детей, соблюдение правил СанПина. В I младшей группе «Смешарики» 15 детей имеют I группу здоровья, а 5 детей – II группу здоровья.

В течение этого периода проводилась оценка физического развития детей. На основе антропометрических данных было сделано заключение о состоянии физического развития. В среднем за квартал дети выросли на 1-2 см и прибавили в весе на 0,5 -1 кг. В течение квартала в группе велась физкультурно-оздоровительная работа: проводились закаливание, мытье рук и лица водой комнатной температуры, пальчиковые игры с использованием простых массажных приемов, прогулки на свежем воздухе, босохождение, питье воды комнатной температуры, проветривание группы, игры с водой, свободное движение под музыку, утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, корригирующая гимнастика, физкультурные занятия. Так же использовались физкультминутки во время занятий, организовывалась двигательная активность детей на свежем воздухе, проводились физкультурные развлечения.

К основным физическим качествам человека относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость: 72 % детей уверенно ходят, взбираются на возвышенные предметы, могут преодолевать небольшие препятствия; проявляют положительное эмоциональное отношение, интерес к двигательной деятельности.

У 10 % детей не сформированы двигательные навыки в лазании, прыжках, слабая работоспособность, при выполнении упражнений действуют только по подражанию.

18% детей активны, самостоятельны, инициативны, хорошо ориентируются в пространстве, могут выполнять физические упражнения по слову взрослого.

В целях санитарно просветительской работы в ДОУ были проведены консультации, помогающие закрепить знания педагогов об особенностях физического и психического развития детей, профилактике простудных заболеваний. Воспитатели были ознакомлены с новыми формами работы по физической культуре, инновационными разработками и технологиями способствующими укрепить и сохранить здоровье воспитанников.

Необходимой частью по сохранению и укреплению здоровья детей является работа с родителями. В течение квартала проводились различные консультации, родительские собрания, практикумы, где вопросы о здоровье детей были приоритетными. В группе обновлялись материалы в уголках здоровья. Проводимая работа положительно отразилась на заинтересованности и активности родителей в организации совместных мероприятий, проводимых в группе.

Вывод: воспитатели группы выполняют работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей через оптимизацию двигательного режима; педагогами ДОУ ведется дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников, который предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщение их к здоровому образу жизни.

Мониторинг состояния здоровья воспитанников ДОУ Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь.

Подвижные игры — средство укрепления здоровья и физического развития Консультация для воспитателей «Подвижные игры – средство укрепления здоровья и физического развития» Подвижная игра, ее определение и специфика.

Создание условий для физического развития детей в ДОУ «Создание условий для физического развития детей в ДОУ» 1 слайд Цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении –.

Анализ карт нервно­-психологического здоровья и адаптационного периода у детей первой младшей группы В группу с начала сентября поступило 15 детей, с периодичностью поступления трое детей каждую неделю в возрасте от 1,9г. до 2,3г. С сентября.

Информационная карта проекта «Сохранение и укрепление физического здоровья детей» Информационная карта реализуемого проекта группы №12 Полное название проекта Проект «Сохранение и укрепление физического здоровья детей.

Методическое пособие для физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья Методическое пособие для физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Данное пособие сможет вам облегчить работу,.

Организация взаимодействия с семьей по укреплению и сохранению здоровья и физического развития детей раннего возраста Главной задачей государственной политики и современного общества является сохранение и укрепление здоровья населения. От здоровья зависит.

Рекомендации по укреплению физического здоровья детей в детском саду РЕКОМЕНДАЦИИ по укреплению физического здоровья детей в детском саду. 1. Полноценное питание детей. Принципы организации питания: — выполнение.

Уголок физического развития в первой младшей группе. Составная часть общей предметно-игровой среды – центр физического развития. Пособия, оборудование центра стимулирует двигательную активность.

Здоровьезберегающая среда в ДОУ — условие физического и психического здоровья детей. «Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно».

источник

Пребывание ребенка в дошкольной образовательной организации, особенно на этапе адаптации, связано с повышенными рисками для здоровья, что обусловлено высокой контактностью дошкольников на фоне несовершенства иммунных реакций. Дети обмениваются бактериями и вирусами, и это является закономерным процессом, но при наслоении психологических проблем (эмоциональных переживаний, стресса от временного расставания с родными) или в периоды эпидемии высока вероятность возникновения карантинной опасности для всего коллектива. Систематический анализ детской заболеваемости в детском саду позволяет выявить эффективные варианты работы по направлению и улучшить показатели здоровья воспитанников.

В условиях нового времени, когда возрастное развитие ребенка затруднено множественными негативными факторами (пагубное воздействие окружающей среды, несоблюдение двигательного режима, несбалансированное питание, высокие эмоциональные риски), необходимость осуществления анализа заболеваемости и посещаемости детей в ДОУ за год и разработка соответствующих мер является острой необходимостью, способствующей повышению роли медицинского персонала и улучшение общего самочувствия воспитанников. Аналитическая работа по направлению предусматривает необходимость реализации нескольких организационных этапов:

  1. Воспитатели детских групп ежедневно фиксируют количество отсутствующих малышей, в том числе по болезни.
  2. Ежемесячно старшей медицинской сестрой (или ответственным сотрудником) ведется сбор учетно-отчетных данных по группам с обязательным выделением множественных показателей заболеваемости (количество заболевших, тип патологии, длительность диспансерного наблюдения).
  3. Результаты анализа и возможные причины недугов воспитанников систематически заслушиваются на медико-педагогическом совещании и обсуждаются на педсовете.

В журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» вы найдете образец приказа и памятку для родителей вы найдете образец приказа и памятку для родителей

При анализе заболеваемости воспитанников детского сада следует принимать во внимание медицинские карты детей, контрольные карты диспансерного наблюдения, паспорт здравпункта и другие отчетные документы, составляемые на основании осуществляемого мониторинга. При определении цифровых показателей целесообразно применение сравнительного метода и корреляционного анализа, при этом при оценивании уровня детской заболеваемости учитываются:

  • общие показатели посещаемости в детском саду;
  • группы для занятий физкультурой;
  • перечень имеющихся патологий у воспитанников (анализ хронических заболеваний детей);
  • соматические заболевания;
  • заболеваемость по возрастам;
  • целевая деятельность профилактического характера по снижению заболеваемости детей ДОУ (и пропусков без причин);
  • система коррекционной работы по оздоровлению дошкольников.

При составлении аналитической справки посещаемости детей в детском саду, чтобы отследить эффективность реализуемых мер, стоит в обязательном порядке принимать во внимание аналогичные показатели за предыдущий отчетный период, что удобнее всего сделать на основании простой сравнительной таблицы, доступной для просмотра.

Не менее важно выделить список наиболее распространенных заболеваний дошкольников и перечень реализуемых профилактических мер — это поможет определить эффективность деятельности по направлению и возможности снижения рисков для здоровья воспитанников в период пребывания в детском саду и дома.

В рамках проведения комплексного анализа дополнительно необходимо акцентировать внимание на формулах расчета заболеваемости в детском саду, использование которых позволяет получить данные для целевых отчетов.

  1. План посещаемости (ПП) рассчитывается посредством умножения количества детей в детском саду по плану (КДП) на количество рабочих дней в месяце (РД). Таким образом, ПП = КДП*РД, например: при КПД 300 детей и 19 рабочим дням план посещаемости ДОУ на рассчитываемый месяц равен 5700 (300*19).
  2. Фактическая посещаемость детского сада (ФП) рассчитывается путем умножения количества детей, посещающих ДОУ (КДп), на количество рабочих дней (РД). Таким образом, ФП = КДп*РД, например: при условии посещения учреждение 270 детьми и 19 рабочих днях фактическая посещаемость составляет 5130 (270*19).
  3. Количество пропусков (КП) является разницей между показателям плана посещаемости и фактической посещаемости, а именно КП=ПП-ФП. В нашем примере количество пропусков составляет 570 (5700-5130).
  4. Число дней по заболеваемости (ЧДЗ) рассчитывается на основании справок о заболеваемости детей в ДОУ посредством простого исчисления пропущенных дней.
  5. Показатель заболеваемости на одного ребенка (ЗР) исчисляется посредством деления числа дней, пропущенных по заболеваемости (ЧДЗ), на количество детей в детском саду по плану (КДП), а именно: ЗР=ЧДЗ/КДП. Так, при 150 днях, пропущенных воспитанниками по болезни (что подтверждено справками), показатель заболеваемости составит 0,5 (150/300).
  6. Посещаемость детского сада ребенком (ПР) рассчитывается посредством деления показателя фактической посещаемости (ФП) на количество количества детей в детском саду по плану (КДП), а именно: ПР=ФП/КДП. Основываясь на ранее представленных расчетах, получаем посещаемость 17,1 (5130/300).
  7. Средний показатель посещаемости детьми ДОУ (СПД) рассчитывается посредством деления фактической посещаемости (ФП) на количество рабочих дней (РД). Таким образом, СПД =ФП/РД, в нашем случае — 270 (5130/19).

Данные формулы помогут не только в подготовке данных для тематического выступления на педсовете, но и при подготовке отчета о заболеваемости в детском саду за год, который должен быть дополнен данными о самых распространенных болезнях и комплексом соответствующих профилактических мер.

Одной из ключевых особенностей деятельности, осуществляемой в рамках анализа заболеваемости детей в детском саду, является составление сводной таблицы распространенных патологий, с которыми наиболее часто сталкиваются воспитанники и поиск возможностей для улучшения динамики. К числу часто фиксируемых детских патологий относятся следующие:

  1. ОРВИ и ОРЗ, первыми признаками проявления которых является озноб, ринит, кашель, повышение температуры тела, головная боль, слабость. Главной особенностью респираторных инфекций является высокая скорость передачи возбудителей, поэтому при появлении первых симптомов заболевшим малышам после оказания симптоматической помощи необходимо обеспечить диспансеризацию в медпункте до прихода родителей.
  2. Ветрянка, корь, краснуха, паротит. Для этих болезней (всех, кроме ветрянки) разработаны и успешно применяются вакцины. Прививки детям делают в поликлиниках, начиная с самого раннего возраста. Такие меры помогают не только снизить заболеваемость детей в ДОУ, но и свести к минимуму последствия, если ребенок все же заболевает. От ветрянки, самого часто встречающегося заболевания, до сих пор вакцины нет. Дети переносят этот недуг относительно легко, в редких случаях ребенка может беспокоить повышение температуры тела и слабость.
  3. Заболевания желудочно-кишечного тракта, занимающие особо значимое место в диаграмме заболеваемости детей в детском саду ввиду высоких рисков распространения и необходимости оперативного введения карантинного режима. Дошкольники преимущественно подвержены колитам и кишечным инфекциям. Последние очень опасны и переносятся детьми тяжело, требуют госпитализации в лечебное учреждение.
  4. Скарлатина, которая провоцируется стрептококковой инфекцией. Проводя анализ заболеваемости в детском саду, медики отмечают, что скарлатина также широко распространена. Болезнь проявляет себя остро: у ребенка поднимается температура до 40 градусов, появляется слабость, вялость, тошнота. На следующий день на теле дошкольника выступает сыпь характерного ярко-красного оттенка. Выздоровление наступает через 8-10 дней при должном уходе и соблюдении всех рекомендаций врача.
  5. Конъюнктивит — часто встречающееся заболевание среди воспитанников детского сада. Причина его банальна — грязные руки, пользование чужим полотенцем. Сопровождается покраснением глаз, жжением, гнойными выделениями.
Читайте также:  Анализы на рак у детей

Мониторинг посещаемости детей в ДОУ с последующим анализом медицинской документации позволяет выдвинуть эти болезни на первый план, однако педагогическому составу и руководителям не стоит забывать и про другие патологии, риски развития которых остаются особо актуальными на этапах раннего возрастного развития. Для большинства дошкольников сохраняются высокие риски развития плоскостопия, нарушения осанки, отита, ангины, гайморита, ларингита, а также комплексных костно-мышечных поражений, связанных с бытовым травматизмом и неаккуратностью, что обуславливает необходимость реализации обширного комплекса профилактической работы.

Проведение аналитической работы по выявлению уровня заболеваемости воспитанников призвано помочь педагогическому коллективу принять решение, как снизить заболеваемость в детском саду, реализуя комплекс мероприятий профилактического характера. Ключевая задача — выявить факторы, повышающие риски инфицирования детей, к числу которых первоочередно относятся следующие:

  1. Начало посещения детского сада (первичный адаптационный период или после длительного перерыва), когда в связи с множественными внешними возбудителями иммунные силы детского организма частично ослабевают, что в свою очередь на фоне физической или эмоциональной усталости может привести к заражению болезнями инфекционной этиологии или обострению хронических патологий.
  2. Ведение малоподвижного образа жизни в семье — у дошкольников, которые бесконтрольно используют гаджеты, наблюдается ухудшение зрения, первичные признаки сколиоза, низкие показатели физического развития.
  3. Слабый иммунитет, что обусловлено несбалансированным питанием, несоблюдением рекомендуемого режима активности и отдыха, отсутствием в ежедневном графике простейших элементов закаливания.
  4. Сезонные или ситуативные риски эпидемии.
  5. Несбалансированное питание в связи несоответствием содержания домашнего рациона меню детского сада.

Факторов, несущих риски для здоровья воспитанников, гораздо больше, поэтому анализ заболеваемости в детском саду с последующей разработкой комплекса мер для снижения тревожных показателей является обязательным направлением организационной работы. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста предусматривает выявление причин ухудшения здоровья воспитанников и разработки мер по их предупреждению, соблюдение санитарно-гигиенических требований, реализацию профилактических мероприятий, формирование у малышей навыков ведения здорового образа жизни и углублении знаний о состоянии здоровья.

Улучшению динамики состояния здоровья воспитанников способствует реализация следующих мероприятий:

  1. Обеспечение медико-педагогической поддержки воспитательного процесса (организация тематических бесед с родителями, оформление уголков здоровья, реализация эпидемиологических мер при возрастании карантинной угрозы).
  2. Поддержание оптимального микроклимата помещений (контроль температурного режима, кварцевание групп).
  3. Витаминизация блюд.
  4. Соблюдение режимных моментов (закаливание, прогулка, утренняя гимнастика).

Важным мероприятием по снижению заболеваемости в детском саду является повышение двигательной активности. От полноты реализации физиологической потребности дошкольника в движении зависит многое — развитие эмоций, мышление, восприятие, развитие памяти. Занимаясь оздоровительной работой, педагогам важно организовать режим дня детей. Следует избегать торопливости. Одно занятие в средней группе может длится 25 минут, а другое — 15 минут. Продолжительность зависит от сложности усвоения материала. Ориентироваться необходимо на работоспособность дошкольников, их заинтересованность в занятии.

С целью укрепления здоровья и активизации защитных сил детского организма в детских садах рекомендовано проведение:

  1. Физкультурных занятий в режимных моментах (утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультминутки).
  2. Целевых занятий физической культурой, включающих оздоровительный бег, корректирующие упражнения для профилактики сколиоза и плоскостопия.
  3. Закаливающих мероприятий (полоскание горла, мытье рук до локтя, хождение босиком по «дорожкам здоровья», контрастные воздушные ванны).
  4. Дней здоровья, спортивных праздников.

В ДОУ всегда присутствуют дети, болеющие чаще других. Для них с целью снижения заболеваемости организуется щадящий оздоровительный режим. Создается благоприятный психологический микроклимат, увеличивается продолжительность дневного сна, строго соблюдается режим чередования подвижных и спокойных игр, меняются сферы деятельности, в летнее время года максимальное пребывание на улице, на свежем воздухе.

Важное звено в системе физического воспитания дошкольников принадлежит закаливанию. Закаливание также способствует снижению заболеваемости детей в ДОУ и служит мерой профилактики. Хорошо приучать детей не просто к низким температурам, а к перепадам температурного режима, поочередно воздействуя то теплом, то холодом. Особенно полезен для дошкольников контрастный душ. Также закаливанию способствуют упражнения на свежем воздухе, ходьба босиком, одежда, соответствующая погодным условиям. Можно приучать воспитанников ходить босиком по дорожке до кровати перед дневным сном. Физкультурные занятия, утреннюю гимнастику лучше проводить босиком (сначала в носочках, потом снимать). Благодаря воздушным и водным процедурам можно снизить заболеваемость детей детского сада более чем на 40-45 %.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ДОО» — это эффективная реализация основной образовательной программы ДОО, создание развивающей предметно-пространственной среды, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

источник

Анализ состояния здоровья, физического развития воспитанников и медицинского сопровождения образовательного процесса

Сравнительный анализ заболеваемости детей

Заболеваемость детей в случаях

Пропущено дней по болезни

Пропуски на 1 ребенка по болезни

Посещаемость детей (детодни)

Сравнительная таблица групп здоровья детей по учебным годам

Представленные цифры свидетельствуют, что не все дети являются абсолютно здоровыми, почти каждый ребенок имеет соматические заболевания. Несмотря на понятные всем причины роста заболеваемости

детей (экология, питание, снижение жизненного тонуса, иммунитета и др.), которые носят объективный характер, необходимо:

  • укреплять здоровье наших воспитанников комплексными средствами оздоровления;
  • повышать уровень физической подготовленности детей;
  • снижать количество детей с отклонениями в психофизическом развитии и соматическими заболеваниями.

Сравнительный анализ степени тяжести адаптации вновь поступивших детей к условиям детского сада

В дошкольном учреждении создана система социальной адаптации вновь прибывших детей к условиям дошкольного образовательного учреж­дения, которая направлена на создание благоприятных психолого-педагоги­ческих условий, способствующих успешной адаптации детей к детскому саду.

Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:

I этап – подготовительный. (до прихода ребенка в ДОУ) На данном этапе, главная задача — помочь родителям посредством консультаций, информации на сайте ДОУ создать условия ребенку дома, которые помогут безболез­ненно адаптироваться ему в детскому саду.

II этап – основной. Главная задача – создание положительного образа вос­питателя. На данном этапе происходит становление доверительных отноше­ний (родитель – ребенок – педагог). Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отно­шения.

III этап – заключительный. Ребёнок начинает посещать детский сад.

Для того чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла легко, педагоги делают следующее:

  • создают эмоционально благоприятную атмосферу в группе;
  • работают с родителями еще до поступления ребенка в детский сад;
  • правильно организуют в адаптационный период игровую деятельность, направленную на формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и «ребенок — ребенок» и обязательно включают игры и уп­ражнения.

На каждого ребенка заполняется адаптационный лист. Результатом на­блюдения становится:

  • заключение о степени адаптации ребенка к МАДОУ Д/С «СКАЗКА» (легкая, средняя, тя­желая); даются рекомендации по организации помощи детям;
  • разработка индивидуального режима в период адаптации;
  • создание условий для благоприятного течения периода адаптации.

Оздоровительно-профилактическая cистема оздоровительной работы включает в себя 5 блоков:

  1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации жизнедеятельности детей в детском саду.
  2. Реализация системы оздоровительно-профилактической работы.
  3. Организация сбалансированного питания.
  4. Реализация системы физкультурно-оздоровительной работы.
  5. Пропаганда основ здорового образа жизни для всех участников образовательного процесса.

В детском саду разработан и реализуется комплекс оздоровительных мероприятий, позволяющих решать проблемы здоровья детей с учетом их возраста, состояния здоровья, пола, индивидуальных особенностей личности ребенка. В составе комплекса мероприятий:

  • оценка состояния здоровья детей при постоянном и ежедневном контроле;
  • проведение фильтров;
  • совместные обходы групп руководителями всех служб дошкольного образовательного учреждения;
  • обеспечение сбалансированного питания.

При организации образовательного процесса в детском саду соблюдается режим дня воспитанников, 2 раза в день проводятся прогулки, игры различной степени подвижности на свежем воздухе, выполняются требования к учебной нагрузке и организации двигательной активности с учетом группы здоровья ребенка.

Учитывая принцип здоровьесбережения образовательного процесса в условиях нашего детского сада, в течение дня предусматривается оздоровительные мероприятия: физкультминутки, дыхательные упражнения, пальчиковые игры, гимнастика для глаз, закаливающие процедуры.

В летне-оздоровительный период проводится ежедневный утренний приём детей и зарядка на улице, увеличение времени пребывания детей на свежем воздухе с соблюдением питьевого режима, принятие солнечных и воздушных ванн, хождение босиком и использование детских бассейнов, гигиеническое умывание и мытьё ног, дневной сон в режиме проветривания в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.3049-13.

МАДОУ д/с «Сказка» обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в дошкольном образовательном учреждении по нормам, установленным действующим законодательством.

В детском саду установлено 4-разовое питание детей по 10-дневному цикличному меню с учетом сезонного наличия и качества овощей и фруктов, разработанному технологом по питанию МКУ «Управление образования» в соответствии с натуральными нормами, рекомендованными СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г. и согласованным специалистами Роспотребнадзора.

В учреждении проводится систематическая работа по укреплению иммунитета и оздоровлению детей:

Профилактические мероприятия

Паратитно-коревая – 36 детей

Витаминизация третьего блюда — весь год

Санация очагов инфекции в носоглотке (оксолиновая мазь) –февраль

Ревит, аскорбиновая кислота- ежедневно

Кислородный коктейль — октябрь, ноябрь, декабрь, февраль, март, апрель

Чеснок на столах в период повышения заболеваниями ОРВИ и гриппа

Полоскание полости рта морской солью, отваром трав – октябрь-ноябрь

Облучение групп бактерицидными лампами «Ариед»

Ежедневное использование массажных ковриков в группах

Ежедневное проведение профилактических осмотров на педикулёз в группах

Выводы: Уровень медицинского сопровождения образовательного процесса и оздоровительной деятельности на данном этапе можно оценить как достаточный, но необходимо совершенствовать систему профилактических мероприятий в ДОУ, активизировать работу с семьей по пропаганде здорового образа жизни.

источник

Название Аналитический отчет о состоянии образовательного процесса в мбдоу детский сад №249
страница 2/5
Дата публикации 25.04.2016
Размер 0.5 Mb.
Тип Отчет

edushk.ru > Право > Отчет

^ Анализ состояния здоровья воспитанников

Медицинское обслуживание детей проводится врачом-педиатром, приходящим из детской Городской больницы № 11, старшей медицинской сестрой. Наблюдение за состоянием здоровья и консультации осуществляют врачи-специалисты Муниципальной детской городской больницы № 11. Ими ежегодно проводится диспансеризация детей 3, 6, 7 лет (декретированный возраст).

Медицинский блок размещен на первом этаже, имеет изолированный вход. Медицинский блок имеет естественное, искусственное освещение, процедурный кабинет дополнительно оснащен бактерицидной лампой. Окна оборудованы откидными фрамугами.

Медицинский персонал в первые дни пребывания ребенка в детском саду проводит антропометрические измерения, определяется группа здоровья и физического развития. С учетом этих данных составляются листы здоровья и определяется индивидуальный и дифференцированный подход к развитию каждого ребенка. Ежегодно составляется график оздоровления детей в каждой возрастной группе (часто болеющих и ослабленных). В детском саду проводится активная иммунизация детей вакцинами отечественного и импортного производства. Все сотрудники детского сада 2 раза в год проходят медицинскую комиссию.

В детском саду организовано 3-х разовое питание на основе 10 дневного меню, согласованного с РосПотребнадзором. В меню представлены разнообразные блюда: из мяса, круп, рыбы, овощей, творога, фруктов. Меню составлено с учетом калорийности и сочетает в полном объёме белки, жиры, углеводы. Поставка продуктов питания осуществляется на договорной основе. Привоз продуктов по графику. Еда готовится в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и нормами. Ежедневно поварами оставляются пробы всех приготовленных блюд для проверки качества. Пробы хранятся в холодильнике в течение 48 часов, согласно СанПиН.

В детском саду созданы условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников, а также условия, способствующие безопасному пребыванию детей и сотрудников в ДОУ. Вся работа строится в соответствии с санитарными правилами и нормами. В том числе и режим организации образовательного процесса, расписание непосредственно образовательной деятельности соответствует требованиям СанПиН.

Результатом целенаправленной работы МБДОУ – детский сад № 249 по выполнению физкультурно-оздоровительных мероприятий является:

  1. Положительная динамика состояния здоровья детей за последние 3 года:

Анализ состояния здоровья детей МБДОУ

Показатели Год
2010-2011 год 2011-2012 год 2012-2013 год
^ Группа здоровья
Всего детей 208 217 215
I Группа 30 33 35
^ II Группа 155 184 161
III Группа 12 16 18
^ IV Группа 2 1 1
Отклонения в состоянии здоровья (диагноз)
Нарушение осанки 29 23 16
Плоскостопие 24 21 15

Анализ показал, что уменьшилось количество детей с пониженным весом, с нарушением осанки, увеличилось количество детей с хроническими заболеваниями.

Анализ заболеваемости и посещаемости детьми детского сада

Показатели 2010-2011 2011-2012 2012-2013
Средне-списочный состав 208 217 215
Число пропусков по болезни. 3689 2985 1489
Число пропусков на 1 ребенка 17 13 7
Количество случаев заболеваемости 217 177 150
Количество случаев заболеваемости на 1 ребенка 1 1 0,65
Количество часто и длительно болеющих детей 38 23 14

Заболеваемость детей не увеличилась это связано с тем, что коллектив решает задачи по укреплению здоровья за счёт различных средств:

Читайте также:  Анализы на рахит у детей

1.совершенствование режима двигательной активности в ДОУ и семье;

2.обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в оздоровлении детей.

  • Результаты мониторинга здоровья воспитанников ДОУ за 2012-2013 учебный год показывают положительную динамику: в целом по ДОУ

— количество дней, пропущенных по болезни, уменьшилось на 1396 дней;

— дней, пропущенных одним ребёнком, уменьшилось на 6;

  • Анализ протоколов медико-педагогического контроля за занятиями физической культурой показал, что

— все просмотренные занятия спланированы и проведены методически верно;

— общая и моторная плотность занятий в норме;

— тренирующая направленность занятий достигнута, обеспечен оздоровительный эффект.

  • Воспитанники детского сада стали стабильно показывать высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей.

Исходя из анализа представленных показателей здоровья и физической подготовленности детей, можно отметить, что активное использование комплекса мероприятий по физическому воспитанию коллективом ДОУ позволяет им значительно улучшить результативность оздоровительной работы с детьми.

Таким образом, эффективность здоровьеориентированной деятельности в детском саду прослеживается в возросшем уровне компетентности педагогов и родителей в вопросах здоровьесбережения, а также в целом в активизации оздоровительной деятельности в детском саду. Это в конечном итоге положительно повлияло на развитие двигательной активности ребенка, развитие физических качеств и, в целом благоприятно сказалось на состоянии здоровья детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний.

  1. ^ Анализ физкультурно-оздоровительной работы с детьми

Физическое воспитание и развитие детей в ДОУ осуществляется с учетом их состояния здоровья, самочувствия и эмоционального состояния. Для организации образовательного процесса по физическому воспитанию имеются физкультурный зал, бассейн с необходимым оборудованием для занятий физической культурой и плаванием, спортивные центры в каждой группе, массажные дорожки для профилактики плоскостопия, спортивные тренажёры, игры и оборудование для развития ходьбы и других видов движений детей. На территории детского сада созданы условия для физического развития: оборудована спортивная площадка; для ознакомления детей с правилами дорожного движения имеется транспортная площадка; оборудован военно-полевой комплекс «Блиндаж» и «Поляна сказок» для организации сюжетно-ролевых игр на прогулке; на групповых участках имеется разнообразное спортивно-игровое оборудование. В зимнее время на территории физкультурного участка инструктор по физическому воспитанию прокладывает лыжню. Воспитатели с участием родителей создают на прогулочных участках постройки для двигательной активности детей.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ ведется совместно со старшей медицинской сестрой, инструктором по физической культуре, инструктором по плаванию, старшим воспитателем.

Особая роль в реализации данной образовательной области отводится организованной образовательной деятельности по физической культуре. В результате проводящейся педагогической работы повышается творческая активность детей. Они становятся более ловкими, подвижными, активными. В ходе образовательной деятельности дети овладевают техникой выполнения всех видов жизненно важных движений, приобретают базовые умения и навыки в спортивных играх, учатся ценить хорошее самочувствие и бодрое настроение. Кроме этого в учреждении проводятся Дни здоровья, спортивные праздники и досуги, подвижные игры и развлечения, а также утренняя гимнастика и гимнастика после сна.

^ Физкультурно-оздоровительная и лечебно-профилактическая работа

в детском саду включает следующие направления:

  1. Организация сбалансированного питания детей.

Ведется контроль за соблюдением режима питания. Во время приема пищи в группах создана спокойная обстановка без шума, громких разговоров. Воспитатели и младшие воспитатели следят за эстетикой питания, сервировкой стола, прививают детям культурно-гигиенические навыки, оценивают аппетит детей, их отношение к новым блюдам. Начиная со среднего дошкольного возраста, организуется дежурство по столовой. Дети успешно осваивают начальные представления о здоровом образе жизни. Таким образом, детям обеспечено полноценное сбалансированное питание.

II. Формирование здоровьесберегающего режима дня.

Режим дня в детском саду составлен в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10. Режим дня обеспечивает систему распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей, способствует их гармоничному развитию.

III. ^ Обеспечение плотной двигательной активности детей в течение дня.

  1. Двигательная активность в режиме дня.

— Утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального и мышечного тонуса. Содержание утренней гимнастики выбирается в соответствии с возрастом детей, с учётом имеющихся у них двигательных навыков, условий, где она проводится. Обычно комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики берётся с физкультурных занятий и повторяется 1-2 недели. Проводится ежедневно в спортивном зале. Утренняя гимнастика на улице – прекрасная оздоровительная процедура. Для всех возрастных групп утренняя гимнастика на воздухе проводится в летний период на физкультурной площадке.

В практике ДОУ ежедневно используются динамические паузы, включающие комплекс оздоровительных упражнений. Проводятся во время образовательной деятельности (2-5 минут), по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы дыхательной гимнастики.

^ Подвижные, спортивные игры, оздоровительный бег на прогулке.

Прогулка является одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни детского сада. В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Это благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.

Виды двигательной активности дошкольников на прогулке:

  • Общая подвижная игра для всех детей.
  • 2-3 подвижные игры с подгруппами детей.
  • Индивидуальная работа с детьми над основными видами движений (в соответствии с ОВД, включенными в физкультурное занятие)
  • Спортивные игры (зимой – хоккей, весной, летом и осенью – футбол, бадминтон, городки, баскетбол).
  • Спортивные упражнения (зимой – катание на санках, лыжах, весной, летом и осенью – катание на велосипедах, самокатах, игры с мячом).
  • Оздоровительный бег в конце первой прогулки (средний, старший возраст).

^ Гимнастика после дневного сна.

Проводится ежедневно после дневного сна (5-10 минут). Включает упражнения на кроватках, ходьба по массажным дорожкам, легкий бег.

^ Индивидуальная работа по развитию движений.

Проводится ежедневно во время вечерней прогулки.

  1. Непосредственно образовательная деятельность.

— Образовательная деятельность по физической культуре.

Образовательная деятельность по физической культуре являются основной формой развития двигательных навыков и умения детей. Проводится 3 раза в неделю: 1 занятие в спортивном зале, 1 занятие на улице, 1 занятие в бассейне (начиная со второй младшей группы).

Продолжительность занятий во второй младшей группе – 15 минут, в средней группе – 20 минут, в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут. В первой младшей группе проводит воспитатель 3 раза в неделю, продолжительностью 10 минут.

Формы проведения выбирает инструктор по физической культуре по своему усмотрению в зависимости от возраста детей, выдвинутых задач, места проведения, условий.

В детском саду проводятся следующие формы образовательной деятельности по физической культуре:

  • ^ Традиционная форма образовательной деятельности – используется при обучении новым основным движениям.
  • Сюжетнаяформа образовательной деятельности – любые физические упражнения, знакомые детям, органично сочетаемые сюжетом.
  • Игровая форма образовательной деятельности – построено на основе подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов.
  • Тренирующаяформа образовательной деятельности – с одним видом физических упражнений (лыжи).
  • Интегрированная форма образовательной деятельности – с элементами развития речи, математики, конструирования и т.д., но с включением дополнительной задачи, которая решается через движение.
  • Самостоятельное занятие – дети приучаются к организаторским действиям, т.к. им поочерёдно поручают провести разминку, бег, организовать игру.
  • ^ Диагностическая форма образовательной деятельности – проводятся 2 раза в год (сентябрь, май) для получения информации об овладении детьми основными движениями, о развитии у детей физических качеств.

В младшей группе проводятся преимущественно игровые и сюжетные формы. С детьми старшего возраста чаще проводятся разнообразные формы образовательной деятельности по физической культуре.

— Образовательная деятельность по обучению плаванию.

Организация образовательной деятельности по плаванию способствует установлению единого оптимального оздоровительного режима дошкольного учреждения. При организации образовательной деятельности строго соблюдаются санитарно–гигиенические требования, а также правила безопасности на воде. Бассейн оснащен современным оборудованием: надувные круги, нарукавники, доски, ласты, тонущие игрушки, плавающие игрушки.

Дети занимаются в бассейне 1 раз в неделю, начиная с 3-х летнего возраста. Каждая возрастная группа делится на подгруппы. Образовательная деятельность по плаванию проводятся по программе Воронова Е.К. «Программа обучения детей плаванию в детском саду». Образовательная деятельность в бассейне позволяет:

  • формировать положительный эмоциональный комплекс у ребенка и создает хорошее настроение на весь день, что свидетельствует об их положительном закаливающем эффекте.
  • формировать и закреплять привычки к водным процедурам, потребность в них, положительное отношение к ним, умение самостоятельно проводить их.
  • развивать гигиенические навыки в ходе образовательной деятельности в бассейне, формируя при этом у детей навыки личной и общественной гигиены, которые играют важную роль в охране здоровья.
  • формировать навыки плавания, приводит к укреплению мышечной системы, развитию силовой выносливости и чувство уверенности на открытых водоемах.

— «Уроки» здоровья и безопасности.

Вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения являются для дошкольного учреждения актуальными и требующими особого внимания. «Уроки» здоровья и безопасности проводятся воспитателем один раз в месяц, начиная со второй младшей группы. Педагоги выделяют следующие направления в работе с детьми:

РЕБЁНОК И ЕГО Формировать у дошкольников ценности

ЗДОРОВЬЕ здорового образа жизни.

РЕБЁНОК ДОМА Формировать у детей умение правильно

(пожарная безопасность, обращаться с предметами домашнего быта,

безопасность в быту) являющимися источниками потенциальной

РЕБЁНОК И ДОРОГА Формировать у дошкольников навыки

безопасного поведения на дороге, улице,

в общественном транспорте.

РЕБЁНОК И ПРИРОДА Развивать у дошкольников основы

экологической культуры, навыки

безопасного поведения на природе

РЕБЁНОК И ДРУГИЕ Формировать у детей знания о правильном

ЛЮДИ поведении при контактах с незнакомыми

людьми, в том числе подростками

^ Профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

Включает упражнения и игры профилактического и коррекционного характера, точечный массаж, дыхательную гимнастику. Проводятся во время образовательной деятельности по физической культуре.

  1. Самостоятельная двигательная деятельность детей.

Проводится ежедневно в помещении и на прогулке.

  1. Совместная образовательная деятельность с родителями.

Основной целью детского сада при взаимодействии с семьями воспитанников является вовлечение родителей в образовательный процесс, в физическое и эмоциональное воспитание детей. Совместно с родителями проводятся физкультурно-массовые мероприятия, такие как «Неделя здоровья», физкультурные досуги, спортивно-семейные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья», игры-соревнования «Весёлые старты».

IV. Проведение закаливающих мероприятий.

  • Воздушные ванны с гимнастикой после дневного сна.
  • Полоскание рта (для младших дошкольников) и полоскание горла (для старших дошкольников)
  • Ходьба по массажным дорожкам.
  • Босохождение.
  • Игровой массаж.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Контрастное обливание ног.
  • Солнечные ванны (в летний период).
  • Плавание в бассейне.

Закаливание является эффективной формой укрепления здоровья детей. Систематическое закаливание способствует формированию у детского организма умения безболезненно переносить изменения окружающей среды. Закаливание приводит к усилению обмена веществ, повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, оказывает благотворное влияние на общее психосоматическое состояние и поведение ребёнка. Закаливающие мероприятия в детском саду проводятся воспитателями групп под контролем старшей медицинской сестры. Во время проведения закаливающих процедур учитывается состояние здоровья, возрастные и индивидуальные особенности развития детей.

V. Повышение неспецифической резистентности организма.

  • Приём витаминных препаратов («Ревит»).
  • Чесночные ингаляции в период гриппа.
  • Оксолиновая мазь в период гриппа.
  • Точечный массаж.

VI. Использование комплекса оздоровительных и профилактических процедур.

  • Витаминный напиток «Золотой шар».
  • Отвар шиповника.
  • Кварцевание помещений.

VII. Повышение профессионального мастерства и квалификации педагогов.

Педагоги ДОУ прошли обучение на курсах повышения квалификации в соответствующем направлении. В штате детского сада работают инструктора по физической культуре и плаванию, педагог-психолог, учитель-логопед. Эти специалисты проводят внутреннее обучение педагогических кадров, повышая их знания о психофизических особенностях детского организма, обучая практическим приёмам организации двигательной деятельности детей.

VIII. ^ Педагогическое просвещение родителей, направленное на повышение их компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.

Эффективными формами педагогического просвещения являются:

  • Тематические родительские собрания и консультации.
  • Дни открытых дверей, где родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, образовательной деятельности по физической культуре.
  • Домашние задания, которые позволяют дать родителям рекомендации об организации двигательной активности в семье. Домашние задания должны быть строго индивидуальны, небольшие по объёму, конкретны по содержанию.
  • Демонстрации опыта семейного воспитания: фотовыставки, беседы, встречи с родителями.

Информация о деятельности МДОУ доступна для родителей, имеются уголки для информирования родителей во всех группах. В детском саду успешно реализуется инновационный проект для родителей «Растем вместе», целью которого является повышение педагогической и психологической культуры родителей; совершенствование их социокультурных навыков; формирование психологической основы материнства и отцовства. Реализация содержания проекта осуществляется посредством интерактивных форм и методов: родительский практикум, вечер вопросов и ответов, семинар-практикум, экспресс-опрос, родительская школа, деловая игра, дискуссия, интерактивное занятие. Повышение психологической компетентности родителей в рамках проекта «Растём вместе» способствует созданию для ребёнка благоприятной здоровой обстановки в семье. Это способствует сбережению здоровья воспитанников. Материалы лекций данного проекта доступны для родителей на сайте детского сада.

Мнение родителей о качестве деятельности ДОУ изучается и обсуждается на оперативных совещаниях и является основанием для принятия управленческих решений в целях дальнейшего совершенствования деятельности детского сада. Отношения педагогов с родительской общественностью строятся по принципу участия, взаимодействия, взаимоуважения. Больше узнать о ребёнке, его физическом развитии в семье, а также наметить наиболее важные и эффективные формы педагогической пропаганды, помогает анкетирование родителей. Анализ анкетных данных позволяет наметить тематику родительских собраний. Опрос родителей показал, что главным для них является физическое и психическое здоровье ребёнка. Большинство семей настроено на активное сотрудничество с детским садом в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.

источник