Меню Рубрики

Анализ состояния здоровья детей в школе

Анализ состояния здоровья учащихся сельской школы Специальность: 050104.65 Безопасность жизнедеятельности дипломная работа Самар Екатерина Андреевна

Цель исследования – дать оценку состояния здоровья учащихся сельской школы. Предмет исследования – здоровье школьников. Объект исследования – школьники в возрасте с 7 до 16 лет.

Задачи: Изучение педагогической, медицинской, валеологической литературы. Выявить влияние режима дня на успеваемость школьника. Провести анализ заболеваемости учащихся по данным медицинских карт. Проследить динамику изменения состояния здоровья школьников. Выявить влияние благополучия/неблагополучия семьи на состояние здоровья учащихся. Разработать рекомендации по улучшению состояния здоровья школьников.

Гипотеза: учебно-воспитательный процесс способствует ухудшению состояния здоровья детей. В течение всего учебного периода ученики получают не только хорошие отметки, но и ряд «школьных» болезней. Практическая значимость: обеспечение педагогов, администрации школы объективной информацией о состоянии здоровья учащихся в условиях обучения в МБОУ ООШ Бельговского сельского поселения.

Методы и результаты. анализ медицинских карт учащихся; обработка результатов анкетирования, медицинских карт учащихся; сравнение полученных результатов; метод визуализации (таблицы, диаграммы).

Рис.1. Динамика распределения по группам здоровья школьников с 1 по 9 класс

Характеристика общей заболеваемости школьников за период 2013-2016 учебные годы

Рис.2. Динамика общей заболеваемости

Рис.3. Динамика структуры заболеваемости учащихся (1-9 кл .)

Рис.4. Отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата

У 26% учащихся средней ступени обучения наблюдается заболевания щитовидной железы. Этот факт, возможно объяснить тем, что в нашем регионе дети имеют недостаток йода. Количество детей, имеющих ожирение в последнее время растет, что свидетельствует о неправильной организации питания.

Вегетососудистая дистония : начальное звено – 9%; среднее звено – 17 %. Причинами отклонения могут быть: вследствие переутомления насыщенностью учебной программы; учащиеся практически не дышат свежим воздухом, целый день находясь в плохо проветриваемом, закрытом помещении; под влиянием длительно действующих отрицательных социально-бытовых факторов

Хронический гастрит у учеников: начальное звено – 0 %; среднее звено – 17%. Нарушения со стороны пищеварительной системы могут быть обусловлены: нарушением режима питания (отсутствие 5 разового питания); однообразной , низкокалорийной пищей (дефицит достаточного количества употребления фруктов, овощей); из-за психических перегрузок возникают боли в животе, тошнота, рвота .

У величенная щитовидная железа наблюдается у 18% учащихся из малообеспеченных семей и 0% у учащихся из семьи с достатком. Н арушение осанки отмечено у 15% школьников из обеспеченной семьи, 26% из малообеспеченной семьи ; Х ронический гастрит у 12% учащихся малообеспеченной семьи. В егетососудистая дистония у 15% детей из малоимущей семьи и у 8% из семьи с достатком. К ариес наблюдается у 15% школьников малоимущей семьи.

Рис.8. Результаты анкетирования учащихся

Рис.5. Социальный паспорт учащихся школы

Рис.6. Результаты вопроса: «Делаете ли вы зарядку?»

Рис.7. Результаты вопроса: «Завтракаете ли вы по утрам?»

Рис.9. Выполняете ли вы утром физическую зарядку?

Рис.10. Завтракаете ли вы перед школой?

Рис.11. Как часто вы просыпаетесь, не выспавшись?

Рис.12. Делаете ли вы перерывы при выполнении домашнего задания?

Рис.13. Как часто вы стараетесь спланировать распланировать свой день?

Таким образом, в ходе исследования мы подтвердили гипотезу о том, что учебно-воспитательный процесс влияет состояние здоровья детей. В течение всего учебного периода ученики получают не только хорошие отметки, но и ряд «школьных» болезней. Ответ на основополагающий вопрос следующий: современная школа всё ещё вредит здоровью ребёнка, но в то же время её беспокоят проблемы здоровье сохранения. Многие ученики отмечают тот факт, что школа и учителя помогают им заботиться о своём здоровье.

Необходимо в каждой школе создать рабочую группу, которая проводила бы ежегодный мониторинг состояния здоровья учащихся. Каждому учителю необходимо учитывать индивидуальный темп обучения, создавать условия, обеспечивающие психологическое благополучие и успешность каждого ребенка. Учителям физической культуры разработать систему упражнений лечебной физкультуры для профилактики развития наиболее распространённых заболеваний у учащихся.

Во избежание проблемы нарушения осанки мы советуем принять меры по снижению веса портфеля школьника. Для этого школам района закупить второй комплект учебников для занятий в школе или разрешить ученикам носить один учебник на парту. Центральной районной больнице необходимо проводить просветительскую работу в сотрудничестве со школами района. Проводить лекции для родителей и детей на родительских собраниях и классных часах о методах профилактики наиболее распространённых заболеваний учащихся школы.

На современном этапе воспитательная система образовательного учреждения сталкивается с большими проблемами.Перед педагогом сегодня стоит задача воспитать в обучающихся уважение к историческому прошлом.

Работа классного руководителя.

Материал для проведения практических занятий по оценке состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем для учащихся 8-х классов по курсу биология человека. Содержит формулы, показатели, данные по в.

Концепция идентичности становится в наши дни особенно популярной. Во всем современном обществе кризис идентичности считается одной из главных жизненных проблем. Будущее за большими социокультурными со.

Представленная методика осуществления комплексного педагогического мониторинга в условиях тревожной статистики здоровья населения, демографического спада и реализации приоритетных национальных проекто.

Здоровье не является постоянной величиной, данной человеку раз и навсегда, на всю жизнь. Не секрет, что сегодняшних школьников всё труднее приобщать к занятиям физической культурой и спортом.Ещё трудн.

Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе.

источник

татьяна петрищева
Анализ состояния здоровья и физического развития детей I младшей группы.

По данным ВОЗ (всемирная организация здравохранения) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды.

В I младшую группу «Смешарики» в течение 2016 года поступило 10 детей. Новые воспитанники начали поступать в детский сад в летний период, когда меньше распространены простудные и инфекционные заболевания. Нами, педагоги создали все необходимые условия для успешного прохождения каждым ребенком периода адаптации: благоприятная, доброжелательная атмосфера, основанная на личностно-ориентированном подходе к каждому ребёнку. В следствие этого у 8 детей адаптация проходила со средней степенью тяжести, у 3 детей — с легкой степенью, с тяжелой — ни у одного ребёнка. Основная задача взрослых — сохранить и улучшить здоровье. Оздоровление детей – целенаправленная, систематически запланированная работа педагогов. Мы находимся в постоянном творческом поиске, понимаем, что здоровый ребенок помимо физических характеристик обладает психологическим здоровьем. Для этого мы разработали соответствующий режим дня, где оздоровительные коррекционные мероприятия не нарушают образовательную деятельность. Учебная нагрузка днем дозируется с учетом состояния здоровья ребенка, в занятия включаются физкультминутки, элементы релаксации, упражнения для профилактики миопии, нарушения осанки, дыхательные упражнения. ОД проводится в игровой и нетрадиционной форме. Увеличен объем двигательной активности в течение дня. Формируем у ребенка представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Все оздоровительные мероприятия по физическому развитию детей, которые были запланированы на начало учебного года (квартал, выполнены, закаливающие и общеукрепляющие мероприятия выполнялись регулярно, воспитательно-оздоровительные мероприятия выработали разумные отношения детей к своему организму, привили необходимые санитарно-гигиенические навыки, научили детей адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды

Здоровье является критерием взаимоотношений детского организма с окружающей средой. Оно формируется под влиянием сложного комплекса биологических, экологических и социальных факторов. В дошкольном возрасте работа по сохранению здоровья осуществляется совместно с родителями и воспитателями. Она включает в себя профилактику заболеваемости, травматизма, закаливания детей, соблюдение правил СанПина. В I младшей группе «Смешарики» 15 детей имеют I группу здоровья, а 5 детей – II группу здоровья.

В течение этого периода проводилась оценка физического развития детей. На основе антропометрических данных было сделано заключение о состоянии физического развития. В среднем за квартал дети выросли на 1-2 см и прибавили в весе на 0,5 -1 кг. В течение квартала в группе велась физкультурно-оздоровительная работа: проводились закаливание, мытье рук и лица водой комнатной температуры, пальчиковые игры с использованием простых массажных приемов, прогулки на свежем воздухе, босохождение, питье воды комнатной температуры, проветривание группы, игры с водой, свободное движение под музыку, утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, корригирующая гимнастика, физкультурные занятия. Так же использовались физкультминутки во время занятий, организовывалась двигательная активность детей на свежем воздухе, проводились физкультурные развлечения.

К основным физическим качествам человека относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость: 72 % детей уверенно ходят, взбираются на возвышенные предметы, могут преодолевать небольшие препятствия; проявляют положительное эмоциональное отношение, интерес к двигательной деятельности.

У 10 % детей не сформированы двигательные навыки в лазании, прыжках, слабая работоспособность, при выполнении упражнений действуют только по подражанию.

18% детей активны, самостоятельны, инициативны, хорошо ориентируются в пространстве, могут выполнять физические упражнения по слову взрослого.

В целях санитарно просветительской работы в ДОУ были проведены консультации, помогающие закрепить знания педагогов об особенностях физического и психического развития детей, профилактике простудных заболеваний. Воспитатели были ознакомлены с новыми формами работы по физической культуре, инновационными разработками и технологиями способствующими укрепить и сохранить здоровье воспитанников.

Необходимой частью по сохранению и укреплению здоровья детей является работа с родителями. В течение квартала проводились различные консультации, родительские собрания, практикумы, где вопросы о здоровье детей были приоритетными. В группе обновлялись материалы в уголках здоровья. Проводимая работа положительно отразилась на заинтересованности и активности родителей в организации совместных мероприятий, проводимых в группе.

Вывод: воспитатели группы выполняют работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей через оптимизацию двигательного режима; педагогами ДОУ ведется дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников, который предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщение их к здоровому образу жизни.

Мониторинг состояния здоровья воспитанников ДОУ Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь.

Подвижные игры — средство укрепления здоровья и физического развития Консультация для воспитателей «Подвижные игры – средство укрепления здоровья и физического развития» Подвижная игра, ее определение и специфика.

Создание условий для физического развития детей в ДОУ «Создание условий для физического развития детей в ДОУ» 1 слайд Цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении –.

Анализ карт нервно­-психологического здоровья и адаптационного периода у детей первой младшей группы В группу с начала сентября поступило 15 детей, с периодичностью поступления трое детей каждую неделю в возрасте от 1,9г. до 2,3г. С сентября.

Информационная карта проекта «Сохранение и укрепление физического здоровья детей» Информационная карта реализуемого проекта группы №12 Полное название проекта Проект «Сохранение и укрепление физического здоровья детей.

Методическое пособие для физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья Методическое пособие для физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Данное пособие сможет вам облегчить работу,.

Организация взаимодействия с семьей по укреплению и сохранению здоровья и физического развития детей раннего возраста Главной задачей государственной политики и современного общества является сохранение и укрепление здоровья населения. От здоровья зависит.

Рекомендации по укреплению физического здоровья детей в детском саду РЕКОМЕНДАЦИИ по укреплению физического здоровья детей в детском саду. 1. Полноценное питание детей. Принципы организации питания: — выполнение.

Уголок физического развития в первой младшей группе. Составная часть общей предметно-игровой среды – центр физического развития. Пособия, оборудование центра стимулирует двигательную активность.

Здоровьезберегающая среда в ДОУ — условие физического и психического здоровья детей. «Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно».

источник

Анализ состояния здоровья школьников.

Достойное образование, ради которого родители приводят своих детей в нашу школу, требует каждодневного высокого физического и психического напряжения учащихся и учителей. Вот почему создание организационно-педагогических, материально-технических и санитарно-гигиенических условий здоровьесбережения учащихся и сотрудников становится главной заботой в формировании здоровьесберегающего пространства школы.

— Здание школы, включая классные помещения, рекреации, а также оборудование, школьная мебель соответствуют требованиям СанПиНов.

— Занятия в школе проводятся в две смены: 1,2,4,5,8,9,10,11 классы – учатся в I смену, 3,7,8 классы – во вторую.

— Школа имеет определенную материально-техническую базу: 57 учебных кабинетов, 8 административных кабинетов, библиотеку с читальным залом, столовую на 220 посадочных мест, 2 мастерских, 2 компьютерных класса, медицинский кабинет, 2 спортзала.

Читайте также:  Экспресс анализы на дому для детей

— Количество залов для физической активности учащихся обеспечивает возможность проведения занятий физкультуры 3 часа в неделю и спортивных кружков и секций.

— Спортивные залы оборудованы необходимым инвентарем по разделам программы (мячи, брусья, шведская стенка, канат, теннисный стол и т. д.). Имеется также дополнительное физкультурное оборудование (тренажеры).

— На пришкольном участке оборудован спортивно-оздоровительный комплекс, включающий в себя: футбольное поле, волейбольную и баскетбольную площадки, гимнастический комплекс, беговую дорожку. Все это используется для занятий на свежем воздухе, для мотивации двигательной активности детей за счет повышения интереса.

— Школьная столовая соответствует требованиям СанПиНов и позволяет школьникам получать горячие завтраки и обеды.

— Здание школы, кабинеты и школьная территория соответствуют требованиям техники безопасности.

— Имеются отдельные кабинеты учителя-логопеда, психолога, социального педагога, комплекты методик для проведения различных тренингов.

— В школе имеется медицинский кабинет, оснащенный стандартным комплектом оборудования (соответствующий требованиям СанПина и лицензированию медицинской деятельности), где работает медсестра, выполняющая профилактические осмотры, прививки, мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний и т. д.

— На каждого ребенка школы заведены медицинская карта и паспорт здоровья; заведена картотека детей, подлежащих диспансерному наблюдению.

— Проводятся систематические мероприятия по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, по профилактике близорукости, по профилактике инфекционных заболеваний.

— Для улучшения общего оздоровительного и эстетического фона созданы зеленые уголки как в классах, так и в рекреациях.

— В 11 учебных кабинетах установлены кулеры с очищенной питьевой столовой водой, смена воды проводится 1 раз в неделю.

— Во время проведения уроков проводятся динамические паузы, физкультминутки, подвижные перемены, применяется зонирование образовательного пространства.

— Учебные нагрузки не превышают возрастные нормативы, оговоренные в СанПиНах.

— В школе выработана стратегия содействия здоровью согласно принятым нормативным и правовым документам.

— В учебный план включены интегрированные курсы по обучению здоровью, создана программа «Здоровье» и подпрограмма для учащихся начальной школы «Воспитание ЗОЖ». Эффективность этих программ подтверждается результатами работы за последние годы.

— В школе запрещено курить учащимся, педагогам и посетителям, включаю пришкольную территорию.

— Родители активно участвуют в реализации планов школы по содействию сохранения и укрепления здоровья школьников.

— Соблюдается гигиенический режим учебных помещений.

Методические объединения школы активно используют здоровьесберегающие технологии:

ü различные виды гимнастики, самомассажа, физкультминутки на уроке (учителя начальной школы , , , , , )

ü Организуется индивидуальная работа с одаренными детьми, работа в малых группах, созданы группы подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ.

ü Скорректированы темы учебных занятий по ОБЖ, в курс введены основы знаний по здоровому образу жизни, рациональному питанию, режиму дня.

Информационно-просветительская работа тесно переплетается с учебной деятельностью и ведется по направлениям:

— с педагогическими кадрами школы — организация обучающих семинаров, практических занятий, тренингов;

— с учащимися — групповые и индивидуальные беседы, практические занятия по основам жизнедеятельности, классные часы, праздники, консультации, просмотры видеофильмов, встречи со специалистами, ведение «Дневников здоровья» в начальной школе.

— в ближайшее время будет создана страница на школьном сайте «Здоровый образ жизни». Мы планируем отражать интересную информацию о правильном, рациональном питании, навыках здорового образа жизни, спортивных соревнованиях и организации досуга в лицее.

— Классные часы, посвященные здоровьесбережению.

Каждый классный руководитель раз в месяц проводит классный час или внеклассное мероприятие, посвященное проблеме сохранения и укрепления здоровья. Наиболее интересные темы прошлого года «Образ жизни и здоровье», «О наркомании», «Самый счастливый день».

Недостаточен охват внеклассными мероприятиями по здоровьесбережению, в проектах, конкурсах, принимают участие не все учащиеся. Необходимы классные часы, внеклассные мероприятия, конкурсы, охватывающие всех учащихся школ, готовых самостоятельно работать над темой сохранения и укрепления здоровья, формирования навыков здорового образа жизни. Не все классные руководители используют возможности школы в оздоровительной деятельности.

На основе результатов диспансеризации и дополнительных врачебных осмотров учащихся школы была разработана система профилактики и коррекции заболеваний опорно-двигательной системы, а также система физкультурно-оздоровительной работы для этой категории детей.

По результатам профилактических осмотров учащихся школы выявлены следующие показатели состояния здоровья:

источник

Выбранный для просмотра документ Анализ состояния здоровья школьников.docx

Всероссийский дистанционный конкурс проектно-исследовательских работ

Анализ состояния здоровья школьников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение Алданского района

«Средняя общеобразовательная школа №4 п. Нижний Куранах»

Волобуева Лидия Ивановна, учитель математики

Всероссийский дистанционный конкурс проектно-исследовательских работ

Анализ состояния здоровья школьников

Республика Саха (Якутия), Алданский район, п. Нижний Куранах, 9 класс

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья . Чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей не много. В школе ребенок находится в период своего роста и развития, когда формируются все его системы органов, психика. Уровень заболеваемости в школе высок: 80% в течение года переносят то или иное заболевание. Влияют: увеличение учебной нагрузки, стрессы, неправильное питание, загрязнение окружающей среды, неумение заботится о своем здоровье. Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы.

Чтобы наиболее полно представить картину здоровья каждого ребёнка, необходимо ежегодно проводить мониторинг состояния здоровья обучающихся. Сбор, хранение, анализ и использование полученной информации поможет в решении проблем здоровье сбережения. Наиболее трудным моментом остается систематизация и обобщение полученных сведений, их наглядное оформление и отслеживание какой бы то ни было динамики.

Оценивание состояния здоровья учащихся школы №4.

Провести анализ результатов медицинских осмотров учащихся школы за 2015 – 2016 учебный год на предмет выявления заболеваний учащихся.

Определить индекс и уровень здоровья учащихся.

Показать динамику заболеваний учащихся в течение 2015-2016 учебного года.

Сравнить уровень заболеваемости за 1 четверть 2015-2016 уч. года и 1 четверть 2016-2017 уч. года.

Выявить причины возникновения заболеваний.

Разработать буклет с советами по профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний.

Объект исследования : учащихся школы №4.

Предмет исследования: заболеваемость учащихся.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, анализ медицинской документации, сравнение статистических данных, анкетирование, опрос, собеседование, изучение и обобщение.

Проблема. Отсутствие эффективных мер по укреплению здоровья.

Актуальность. В исследовательской работе показан процесс систематизации и обобщения полученных сведений, представленных посредством диаграмм и графиков, наглядно демонстрирующих ситуацию состояния здоровья школьников.

Гипотеза. Заболеваемость учащихся старших классов выше, чем у учащихся начальных классов.

В ходе работы был проведен анализ результатов медицинских осмотров на предмет выявления заболеваний детей. По рейтинговому распределению патологий указанных в медицинских картах получили представление о преобладании тех или иных отклонений в состоянии здоровья школьников. Ранжирование частоты отклонений по основным системам организма у учащихся представлено на диаграммах.Проанализированы данные по заболеваемости 408 учащихся по классам и по месяцам в течение учебного года.

Работа имеет практическую значимость для профилактики заболеваний школьников. Результатом работы стали рекомендации.

Всероссийский дистанционный конкурс проектно-исследовательских работ

Анализ состояния здоровья школьников

Республика Саха (Якутия), Алданский район, п. Нижний Куранах, 9 класс

Показатели состояния здоровья……………………………………..6

Динамика заболеваний по месяцам 2015-2016 учебного года……12

Общие выводы о состоянии здоровья учащихся………………… 15

Приложение. Буклет «Защити себя и других»……………………

Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья . Чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей не много.Ребенок находится в школе в период своего роста и развития, когда формируются все его системы органов, психика. Уровень заболеваемости в школе высок: 80% в течение года переносят то или иное заболевание. Влияют: увеличение учебной нагрузки, стрессы, неправильное питание, загрязнение окружающей среды, неумение заботится о своем здоровье.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.

Однако, несмотря на принимаемые меры, в настоящее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников страны. По различным статистическим, научным данным, значительная часть детей школьного возраста имеет отклонения физического здоровья. Меры по сохранению и укреплению здоровья ребенка предполагают постоянное изучение его состояния.

Чтобы наиболее полно представить картину здоровья каждого ребёнка, необходимо ежегодно проводить мониторинг состояния здоровья обучающихся. Сбор, хранение, анализ и использование полученной информации поможет в решении проблем здоровье сбережения. Наиболее трудным моментом остается систематизация и обобщение полученных сведений, их наглядное оформление и отслеживание какой бы то ни было динамики.

В школе № 4 был проведен анализ заболеваемости учащихся на основе изучения материалов медицинских карт, справок, также проведен опрос учащихся, классных руководителей по проблемам состояния здоровья детей. Было изучены данные на 408 детей.

Показатели состояния здоровья

Для анализа состояния здоровья детских подростковых коллективов существует такой показатель, как — индекс здоровья (процент длительно и часто болеющих детей и лиц нормальным физическим развитием). С целью определения индекса здоровья необходимо: количество здоровых детей умножить 100%, разделить на общее кол-во уч-ся (к здоровым относятся дети 1-2 группы здоровья, не имеющие хронических заболеваний).
Другой показатель это Уровень здоровья (по методике Н.М. Амосова)
Высокий – ученик не болел в течение года;
Средний болел в период эпидемии;
Низкий болел чаще.
Данные о состоянии здоровья учащихся заносятся в таблицу. Систематическое заполнение таблицы « Сведения об учащихся класса» позволит оценить динамику состояния здоровья учащихся. (Приложение 1)

Результаты представлены в виде графика и диаграммы.

Индекс здоровья снижается в старших класса, по сравнению с начальной школой Особенно низкий индекс здоровья в 6-х, 8-х, 11-м классах.

Уровень здоровья низкий в среднем и старшем звене, в 6-х классах мало здоровых детей и дети часто болеют. В 11-м классе нет здоровых детей, все дети болели в течение года.

Все учащиеся школы разделены на группы здоровья.

Ӏ группа (абсолютно здоров);

ӀӀ группа (перенес тяжелое заболевание, длительно или часто болеет ОРЗ, с общей физической задержкой);

ӀӀӀ группа (имеет хронические заболевания с редкими обострениями, с физическими недостатками);

Ӏ ᴠ группа (имеет хронические заболевания с частыми обострениями, с ограниченными функциональными возможностями);

ᴠ группа (имеет тяжелые хронические заболевания, инвалид).

Данные по группам здоровья оформлены в таблице (Приложение 2) и представлены в виде диаграммы. Около 50% детей относятся ко второй группе здоровья, здоровых детей 34,3%.

В зависимости от состояния здоровья, детей распределяют в физкультурные группы. (Приложение 3)

По диаграмме видно, что 23% учащихся старших классов должны заниматься в подготовительной или специальной группах, имеют хронические заболевания с частыми обострениями и с ограниченными функциональными возможностями.В начальной школе — 12%, в средней школе-13,6%.

По медицинским картам получили представление о состоянии здоровья учащихся школы. Данные заполняли в таблицы по результатам медицинского осмотра. (Приложение 4).

По рейтинговому распределению патологии указанной в медицинских картах получили представление о преобладании тех или иных отклонений в состоянии здоровья детей. Ранжирование частоты отклонений по основным системам организма у учащихся представлено на диаграммах.

Как показал анализ данных, первое место в структуре имеющихся патологий в начальной школе занимает заболевание кариесом. Выделение этой патологии на первый план вполне закономерно. Высокая поражённость значительного числа учащихся начальных классов кариесом (31,58%) характеризует низкий уровень профилактической работы в ДОУ и работы с родителями.

Вполне закономерно на первое место среди всей патологии и у подростков нашей школы выдвинулось заболевание кариесом, которое выявлено у 23,4%. Наблюдается динамика в сторону улучшения, но это достаточно большой процент заболевания. В школе мало уделялось внимания профилактическим мероприятиям, либо они имели слабый эффект.

Второе место в структуре патологической распространённости в начальной школе принадлежит нарушениям осанки и другим отклонениям в опорно-двигательной системе организма (18,42%). Нарушение осанки приводит к хроническим заболеваниям или нарушениям функционирования систем и органов. Поэтому лечебным и профилактическим мероприятиям, способствующим восстановлению опорно-двигательного аппарата, необходимо уделять самое пристальное внимание.

Читайте также:  Энтеробиоз анализ у детей сдать

Второе место в структуре хронических заболеваний в среднем звене, занимают нарушения осанки (11,24%). Это значит, что примерно каждый девятый подросток нуждается в оздоровительных мероприятиях.
На третьем месте у младших школьников заболевания сердечно — сосудистой системы (7,89%), у старших школьников количество заболеваний сердечно — сосудистой системы увеличилось (10,26 %).

В начальной школе с ЛОР-заболеваниями всего 0,66%, в последующие возрастные периоды частота этих нарушений увеличилась. В среднем звене-5,62%, а в старшем-

10,26%. Среди ЛОР-заболеваний часто встречается хронический тонзиллит, в результате которого значительно снижается иммунитет ребёнка, его работоспособность, серьёзно страдает сердечно-сосудистая система организма, поэтому необходимы профилактические мероприятия, направленные на снижение количества сезонных заболеваний.

Следующее рейтинговое положение в структуре заболеваемости занимают нарушения органов чувств, к которым относятся зрение и слух. Снижается острота зрения и слуха. В начальной школе нарушения зрения и слуха у 3,29% школьников, в среднем звене-5,29%, а в старшем 16,67%. Прирост частоты данной патологии у старшеклассников по сравнению с учащимися начальной школы составил 13,38%. Это связано с увеличением учебной нагрузки и длительной зрительной работой. Поэтому самое пристальное внимание следует уделять способам снятия зрительного утомления у старшеклассников при работе с текстами, с компьютером, а также вопросам профилактики нарушений зрения. В первую очередь это касается освещённости учебных помещений и рабочих поверхностей парт и классных досок. Нормативы по этим параметрам указаны в СанПиНе. Кроме того, гигиеническими правилами предусмотрены периодические упражнения для глаз во время зрительных нагрузок. Немаловажным профилактическим средством является периодическая витаминизация детей и питание с достаточным содержанием витамина А в продуктах.

На диаграмме представлено сравнение наиболее часто встречающихся заболеваний в начальной, средней, старшей школах. В старших классах снижается уровень заболеваемости кариесом. Увеличиваются заболевания сердечно –сосудистой системы, Лор-заболевания, нарушение зрения.

Из заболеваний внутренних органов — хронический пиелонефрит, больше всего болеют старшеклассники-5,4%. С возрастом увеличивается количество учащихся с избыточным весом. В старших классах 9% учащихся с избыточным весом.

Динамика заболеваемости по месяцам 2015-2016 учебного года

Проанализированы данные по заболеваемости учащихся по классам и по месяцам в течение учебного года (Приложение 5)

Анализ данных по месяцам и по классам показывает что на первом и втором месте сезонные заболевания, это ОРЗ и ЛОР- заболевания, дисфункция желудочно-кишечного тракта

Почему это происходит, потому что подростки частенько любят одеваться не по погоде , следовательно, и болеют чаще. Кто — то может и зимой выйти в футболке , а другой же этого не может. Тут все зависит от самого человека, какой у него иммунитет, насколько он приспособлен к перепадам температур, смене климата и т. д. Лучше всегда одеваться по погоде и не доводить свой организм до изнеможения. Ведь не очень то нравиться болеть, особенно различными простудными заболеваниями . Всегда нужно одеваться по погоде и следить за своим здоровьем , тогда и болеть будете намного реже. Так же вирусными инфекциями,возможно, заразится от других подростков, которые болеют, но приходят на занятия не выздоровев до конца. Самая высокая заболеваемость ОРЗ приходится на сентябрь и февраль, период эпидемии.(Данные представлены в таблице. Приложение 6)

Следующее рейтинговое положение занимает дисфункция желудочно-кишечного тракта. Ученики нашей школы большие любители чипсов и кириешек, многие не ходят в столовую, считают, что лучше сбегать в магазин и купить что-нибудь вкусненькое. Покупают сладкие безалкогольные газированные напитки, состоящие из вредных химических компонентов в виде пищевых добавок, шоколадные батончики, содержащие гигантское количество калорий в сочетании с химическими добавками, генетически модифицированными продуктами, красителями и ароматизаторами. От такой еды и происходит сбой в организме.

Динамика заболеваний по классу показывает, что высокая заболеваемость ОРЗ в 1-х, 6-х и старших классах. (Приложение 7)

В среднем звене высокая заболеваемость в течение года в 6-х классах. Сравнивая патологии указанные в медицинских картах среди 5-7-х классов, получено представление о преобладании отклонений в состоянии здоровья учащихся 6-х классов. Получили, что чем больше патологий, тем чаще болеют дети простудными заболеваниями. То же самое и в 11 классе, 15 учащихся имеют патологии по медицинским картам, и заболеваемость простудными заболеваниями высокая.

График наглядно демонстрирует ситуацию состояния здоровья школьников 5-7 классов.

Проследили динамику заболеваемости учащихся за первую четверть 2015-2016 уч.года и первую четверть 2016-2017 уч. года. Число простудных заболеваний уменьшилось, это связано с тем, что осень 2016 года была более теплой, число заболеваний желудочно-кишечным трактом почти не изменилось. (Приложение 8)

В начале учебного года медицинским работником школы был проведен письменный опрос родителей по классам на согласие сделать прививку от гриппа их детям. Согласны, чтобы детям сделали прививку от гриппа 64,9% родителей.(Приложение 9).

Общие выводы о состоянии здоровья учащихся

В настоящее время вопросы сохранения здоровья детей приобретают все большую значимость. Проведенная работа подтверждает актуальность выбранной темы. Анализ заболеваемости учащихся был сделан на основе изучения материалов медицинских карт, справок, опроса учащихся, классных руководителей по проблемам состояния здоровья детей. Было изучены данные на 408 детей.

По рейтинговому распределению патологий указанных в медицинских картах, получили представление о преобладании тех или иных отклонений в состоянии здоровья детей. В школе всего 34% здоровых детей, 28% имеют хронические заболевания, у 5% учащихся наблюдается нарушения зрения, нарушение осанки -12%, кариесом страдают 27%. Избыточный вес у 9%старшеклассников. В старших классах количество детей ӀӀӀ и Ӏ ᴠ группы здоровья увеличивается.В ходе исследования сделали вывод, что, чем больше у детей патологий, тем чаще они болеют простудными заболеваниями.

Анализ данных по месяцам и по классам показывает, что на первом и втором месте сезонные заболевания, это ОРЗ и ЛОР- заболевания, дисфункция желудочно-кишечного тракта у 11% детей. Сделать прививку от гриппа детям согласны 64,9%родителей.

Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают, что гипотеза верна. У учащихся старших классов меньше индекс здоровья, уровень здоровья низкий, т. е. многие старшеклассники часто болеют в течение года. .

Выводы исследования помогут организовать профилактическую работу по сохранению здоровья школьников.

Продуктом работы стали рекомендации в форме буклета.

источник

Проблемный анализ состояния здоровья учащихся школы.

Здоровье детей школьного возраста вызывает в последствие годы тревогу, потому что характер отклонений в состоянии здоровья современных школьников зависит от многих факторов.

Коренные изменения образа жизни населения, обусловленные научно-техническим прогрессом, имеют не только положительные, но и отрицательные моменты. Особого

внимания заслуживает соблюдение режима дня школьниками, ослабленными различ­ными хроническими заболеваниями.

Здесь большую роль играет семья, которая организует режим по — своему, что зави­сит от жилищно — бытовых условий и степени занятости детей.

Одно из ведущих мест в структуре заболеваемости школьников всех возрастов за­нимают понижение зрения и заболевания опорно-двигательного аппарата.

Среднестатистические данные детей страдающих пониженным зрением составляют в начальных классах — 2%, в старших классах — 3,1%. Причины развития близоруко­сти еще недостаточно выяснены. Но учителям необходимо обращать внимание на ос­вещенность рабочих мест школьников, учебную нагрузку, правильную посадку за сто­лом (в среднем по школе за последние 5 года — 9,8% — см. таблицу № 1).

Количество детей с нарушением осанки возрастает до 11-12 лег, а затем уменьша­ется в связи с укреплением костно-мышечной системы и регулярными занятиями физи­ческой культурой. По среднестатистическим данным те или иные нарушения осанки к 7 классу достигают 5,1%. По школе — 16,4% учащихся (в среднем за последние 5 лет см. таблицу № 3).

Для предупреждения нарушения осанки у школьников нужно соблюдать все гигие­нические требования к режиму дня, подбирать по росту учебную мебель, терпеливо устранять из жизни детей привычки, способствующие нарушению осанки.

Заболеваниями органов пищеварения страдают в среднем по школе 9% детей (см. таблицу № 1).

Заболевания органов пищеварения появляются чаще всего у детей в так называе­мых неблагополучных семьях, где родители злоупотребляют спиртными напитками. где бывают частые скандалы. Большую роль в формировании такой патологии играют нарушение режима питания, недостаточный отдых, нарушения сна.

Такие дети часто обращаются с жалобами на боли в животе, тошноту, снижение аппетита.

Они нуждаются в более чутком и внимательном отношении и должны тщательно осматриваться врачом и при необходимости направляться на консультацию к гастроэн­терологу.

Особое место занимает заболеваемость учащихся в период их адаптации к школе, когда организм ребенка вынужден приспосабливаться к новым для него условиям обу­чения и воспитания. Педагоги школы проводят мероприятия, направленные на ослаб­ление отрицательного влияния адаптационного периода, повышение сопротивляемости организма в условиях школы.

Вывод Результаты работы педагогического коллектива по целевой комплексной программе «Школа здоровья: обеспечение здоровья и здорового образа жизни» с 2005 по 2010 год показывают, что есть существенные сдвиги в работе по обеспечению здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни.

Несмотря на то, что процент детей имеющие хронические заболевания достаточно высок, он тем не менее ниже средне статического по району.

Оздоровлению учащихся способствуют меры оздоровительных мероприятий, про­водимых в школе. Каждый классный руководитель ведет журнал «Здоровья», благодаря которому эффективно проводит работу по оздоровлению учащихся своего класса. Школа за последние 5 лет занимает призовые места в районной спартакиаде школьников.

На основании анализа реализации ЦКП необходимо направить усилия педагогического коллектива на решение следующих проблем:

1. Имеет место недостаточное участие родителей в деятельности по формированию здоровья и здорового образа жизни

2. Недостаточно используется опыт работы других школ Ульяновской области по этой проблеме

Концептуальные основы программы

«Формирование здоровья и здорового образа жизни».

Здоровье — это одна из важных человеческих ценностей. Хорошее здоровье явля­ется предпосылкой к творческой активности, эффективному труду, наиболее полному самовыражению личности. Здоровье — это совокупность физических и духовных ка­честв человека, которые являются основой для создания крепкой семьи, рождения и воспитания детей.

Школа должна стать центром оздоровительной работы, вооружать учащихся ги­гиеническими знаниями и навыками, повышать уровень медико-педагогических знаний учителя, осуществлять педагогический всеобуч роди гелей.

Наибольший эффект в воспитании здорового ребенка достигается совместными усилиями педагогов, медицинских работников, врачей.

Можно выделить несколько условий, которые обеспечивают здоровье и здоровый образ жизни:

1. Оптимальная, основанная на требованиях медицины, психологии, физиологии, пе­дагогики, организация учебно-воспитательного процесса, труда и отдыха учащихся
и учителей (режим дня, недели, года) внеурочных мероприятий.

2. Создание необходимой материально-технической базы (спортивный и актовый за­лы, учебные кабинеты, мастерские, медицинские кабинеты, спортплощадка и т.д.).
соответствующего санитарно-гигиенического состояния

3. Современная, скоординированная работа школы с семьей по формированию здоро­вья и здорового образа жизни.

4. Готовность и умение педагогических кадров вести работу по формированию здоро­вого образа жизни и здоровья детей.

5. Хорошо организованное гигиеническое воспитание, санитарно-просветительская
работа с учащимися, родителями, учителями и работниками школы.

6. Знание и соблюдение основ гигиены, психологии, медицины, диетологии, безопас­ной жизнедеятельности, техники безопасности, ПДД, экологии.

7. Занятия физической культурой, спортом, туризмом, двигательная активность.
закаливания.

8. Организация рационального питания.

9. Формирование комфортной среды психически здорового обитания.

10. Социальная защита детей многодетных и малообеспеченных семей.

Поэтому целью целевой комплексной программы «обеспечение здоровья и здоро­вого образа жизни» является: обеспечить условия для формирования здоро­вья и здорового образа жизни на допустимом и оптимальном уровне.

В школе оздоровительная работа должна проводиться по следующим направлениям:

1. первичная профилактика: соблюдение санитарно-гигиенических требований пребы­вания учащихся в школе, пропаганда здорового образа жизни, воспитание у уча­щихся потребности здоровья, формирование сущности здорового образа жизни.

2. организация вторичной профилактики, коррекция здоровья исследование.

3. состояния здоровья учащихся школы.

Работу по формированию здоровья и здорового образа жизни следует рассматри­вать как неотъемлемую часть всего педагогического процесса, так как она тесно связа­на с общим образованием, трудовым, нравственным и эстетическим воспитанием.

Оздоровительная работа будет иметь эффективное воздействие, если она опирает­ся на систему управления формированием здоровья и здорового образа жизни.

Планирование работы в школе. Целенаправленность, систематичность и эффек­тивность оздоровительной работы во многом зависит от организации планирования этой работы в школе.

Комплексный целевой план работы школы по обеспечению программы «Здоровье и здоровый образ жизни» совместно разрабатывается заместителями директора по нау­ке, учебной, воспитательной и социальной работе и медицинскими работниками шко­лы.

Читайте также:  Экг и анализы для детей

При работе над планом за основу берутся мероприятия предусмотренные прика­зом Минздрава РФ и Минобразования РФ от 30 топя 1992 года № 186/272 «О совер­шенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учрежде­ниях».

Проект плана обсуждается на педагогическом совете и утверждается директором школы.

На основе школьного плана планируют свою работу учителя, классные руководи­тели, родительский комитет. Каждый учитель в план учебно-воспитательной работы на четверть включает и мероприятия по оздоровительной работе как на уроках, так и во внеклассной работе.

В планы классных руководителей, составляемых на четверть, рекомендуется включить следующее: помощь в проведении лечебно-профилактического обслужива­ния учащихся, мероприятия по активизации оздоровительной деятельности в классе работу с родителями по охране здоровья детей.

Контролируют выполнение планов классных руководителей заместители дирек­тора школы по соответствующим разделам. Информация о ходе выполнения планов периодически заслушивается на педагогических сонетах, совещаниях при директоре, заседаниях МО учителей предметников и классных руководителей (см. приложение)

Основные принципы программы:

Принцип участия — привлечение всех участников педагогического процесса, социума к непосредственному и сознательному участию к целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма, по формированию здоровых привычек, планированию оптимальной учебной нагрузки, своевременной диспансеризации детей.

Принцип гарантий — реализация конституционных прав детэй на получение образования и медицинского обслуживания, выполнение государственных гарантий, направленных на укрепление здоровья подрастающего поколения.

Принцип комплексного сквозного подхода — заключается в преемственности между возрастными различиями и видами деятельности учащихся.

Принцип аксиологического подхода — человек является высшей ценностью, а основой его жизнедеятельности является освоену1в_ общечеловеческих ценностей, где здоровье выступает основной категорией.

Принцип блочного подхода — позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.

Принцип научности содержания — в основе программы заложен алгоритм формирования нравственности школьника.

Принцип обоснования программы — программа основана на главных компонентах социального здоровья школьника: физическом, личностном интеллектуальном, эмоциональном и духовном.

Основные направления программы

Медицинский мониторинг здоровья детей с целью последующей

медико — психолого — педагогической коррекцией имеющихся

отклонений со стороны органов и систем;

организация здорового образа жизни;

профилактическая работа по предупреждению инфекционных

решение оздоровительных задач средствами физической

ориентация инновационной деятельности образовательного

учреждения на важнейший критерий эффективности учебного

процесса — улучшение физического, психического и социального

разработка педагогических технологий, методик, отбор учебного

материала, способствующего сохранению здоровья детей;

изучение передового педагогического, медицинского, социального

опыта по оздоровлению подрастающего поколения;

повышение квалификации педагогических и медицинских кадров по

вопросам здоровьесберегающих технологий;

активное привлечение родителей к решению вопросов

оздоровления детей в школе;

работа с родителями путем проведения различных форм обучения:

лекции, консультативные приемы по вопросам оздоровления детей

и профилактике формирования хронической патологии;

работа с педагогическим коллективом школы по проблемам

физического и социального здоровья учащихся с целью выработки

положительной мотивации к участию в создании оздоровительной

изменение психологического стереотипа учителя, что школа

является только образовательным пространством для ребенка;

активное использование в работе учителя развивающих и

оздоравливающих методик (приемов), направленных на

дифференцированный подход в обучение детей с ослабленным

работа с учащимися путем проведения бесед, лекций, тренингов,

создание условий для активного участия их в создании

оздоровительно пространства в школе;

создание среды, формирующей у ‘ ребенка сознательное

отношение к своему здоровью и пропагандирующей здоровый

1.Медицинские методы (профилактика отклонений со стороны органов зрения, опорно-двигательного аппарата, работа с часто болеющими детьми, витаминизация и т.д.).

2.Психологические методы (формирование нравственного и социального здоровья, уроки смены деятельности, уроки развития).

3.Педагогические методы («уроки здоровья», тематические сочинения, конкурсы, коррекция дисграфии, дислексии и т.д.)
Основные направления деятельности по формированию здоровья и здорового образа жизни

1.Организация педагогического коллектива по формированию здоровья и здорового образа жизни.

Педагогический персонал школы принимает непосредственное и актив­ное участие во всей системе мероприятий по оздоровительной работе с учащимися.

Учителя должны иметь достаточную подготовку по организации и методике оз­доровительной работы и владеть необходимым объемом знаний. Учителя должны быть хорошо осведомлены в элементарных вопросах физиологии и анатомии детского орга­низма, иметь отчетливое представление о состоянии здоровья учащихся и влиянии па него нарушений гигиенического режима. Учителя должны знать меры профилактики инфекционных заболеваний, хорошо представлять задачи гигиенического обучения и воспитания. Учителя должны быть в курсе развития современной медицины.

Для обогащения методическими знаниями для учителей проводятся специальные лекции и семинары, индивидуальные консультации и собеседования, которые проводят медицинские специалисты.

2.Гигиеническое обучение и воспитание школьников на уроках.

Основное место в гигиеническом воспитании и обучении учащихся должны занять сведения по гигиене, сообщаемые учителем на уроках, целью которых является: дать школьникам знания по охране и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Гигиеническое обучение и воспитание школьников на уроках. Основное место в гигиеническом воспитании и обучении учащихся должны занять сведения но гигиене,

сообщаемые учителем на уроках, целью которых является: дать школьникам знания по охране и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Гигиеническое обучение проводится на специальных уроках здоровья. На этих уроках учащиеся 1- 3 классов должны знакомиться с организацией режима дня, прави­лами личной гигиены, включающими сведения об охране зрения, гигиене сна, принци­пы закаливания организма, уходе за зубами и др.

На уроках природоведения школьники получают первые элементарные знания о влиянии солнечного света и тепла на организм человека, значение в его жизни воздуха и воды, электрических явлений, об экологическом балансе в природе. Они должны также приобрести навыки оказания первой медицине ко и помощи при солнечном удар.-. поражении молнией, отравление растениями, усвоить гигиенические правила употреб­ления воды для питья и т.д.

При изучении ботаники учащиеся знакомятся с растительным миром, болезне­творными бактериями и вирусными болезнями человека, грибковыми заболеваниями, влияние табачного дыма и наркотиков на здоровье человека.

Учащиеся должны осознать необходимость строгого соблюдения правил личной гигиены, бережного отношения к растительному и животному миру, усвоить правила предохранения и поведения при заболевании гриппом и другими вирусными инфек­циями.

Из курса зоологии школьники получают сведения о вредных насекомых — пере­носчиках болезней, червях — паразитах, инфекционных заболеваниях, распространяе­мых паразитами и другими животными. Учащиеся должны усвоить правила пищевой санитарии, гигиены одежды, гигиены обращения с домашними животными, уметь ока­зывать первую помощь при укусах ядовитых змей и насекомых, знать правила профилактики бешенства и т.д.

При изучении биологии учащиеся знакомятся с функциями органов и систем чело­веческого организма, их нарушениями, влиянием образа жизни, окружающей среды па здоровье человека, получают представления по химической организации клеток, гене­тике и т.д.

Курс « Анатомия, физиология и гигиена» дает детям систематизированные знания о гигиене как науке о сохранении и укрепления здоровья человека, о факторах, закали­вающих и ослабляющих организм. Они получают сведения о строении и функции опорно-двигательного аппарата, кожи, систем крови и пищеварении, высшей нервной деятельности, развитии человеческого организма. По окончании курса каждый уча­щийся должен хорошо усвоить основные гигиенические требования и правила.

В гигиеническом обучении и воспитании школьников велика роль физической культуры. Программы средней школы по физической культуре содержат перечень тео­ретических сведений по гигиене физических упражнений, который учитель должен до­нести до сведения учащихся. На уроках физической культуры необходимо сочетать обучение двигательным умениям и навыкам с гигиеническим обучением и воспитани­ем. Программы по физической культуре включают материалы о влиянии основных физических упражнений на рост и развитие организма, о значении закаливания, прави­ла купания и приема воздушных ванн, спасания утопающего.

Они способствуют восстановлению работоспособности уча­щихся, улучшению их самочувствия, повышению внимания, предупреждению наруше­ния осанки; рекомендуются при повышении признаков утомления (снижение активно­сти, нарушение внимания, появление беспокойства) на 20–25 минуте урока: в 1-х классах на уроках математики и письма целесообразно их проводить два раза на 15–17 и 30–32 минутах.

4.Внеклассная и внешкольная оздоровительная работа среди учащихся.

С учетом возрастных особенностей учащихся гигиенические знания должны при­виваться им во время внеклассных занятий, целью которых является привитие у детей положительных гигиенических навыков и санитарной грамотности.

Обязательным дополнением систематическому преподаванию основ гигиены является внеклассные и внешкольные санитарно-просветительская работа среди учащих­ся, которая призвана помочь учащимся закрепить и углубить знания, полученные на уроках, развить у них интерес к вопросам медицины, охране своего здоровья и здоро­вья своих товарищей.

Внеклассная и внешкольная работа среди учащихся может проводится в виде лекций и бесед во внеурочное время, экскурсий, олимпиад, викторин. Для углубления гигиенических знаний используются средства печати, уголки здоровья, проводятся праздники здоровья.

Лекции и беседы. При непосредственном контакте школьников со специалистами во время лекций и бесед живое слово учителя, медицинского работника оказывает по­ложительное влияние на формирование гигиенических навыков у учащихся. Кроме пе­риодических бесед и лекций, для учащихся старших классов рекомендуется организо­вать циклы лекций, которые даю учащимся определенную систему знаний. Тематика согласовывается с медицинскими работниками.

Экскурсии. Эта форма внешкольной работы по гигиеническому обучению и вос­питанию школьников логически продолжает учебные занятия. Гигиенические и меди­цинские знания, полученные школьниками во время уроков, закрепляются во время уроков.

Олимпиады и викторины на гигиенические и медицинские темы — одна из наибо­лее эффективных и в то же время занимательных и интересных форм внеклассного санитарно-просветительного обучения и воспитания школьников. Тематика вопросов оп­ределяется подготовкой и возрастом участников.

Праздник здоровья включает в себя не только все многообразие рассмотренных санитарно-просветительных методов и средств воспитания, но и художественную са­модеятельность. Такой праздник является привлекательным и большим эмоциональ­ным воздействием на школьников. Художественное чтение литературных произведе­ний, инсценированные выступления, эстрадные номера па гигиенические ремы, песни, частушки, исполняемы учащимися во время праздника здоровья, воспринимаются с большим интересом.

К празднику здоровья тематически оформляется школа и спортивный зал, обнов­ляется уголок здоровья, в классах выполняются специальные номера санитарных газет.

5.Санитарно-просветителъная работа среди родителей.

Очень важно, чтобы по­лученные в процессе гигиенического обучения и воспитания навыки прочно вошли в быт учащихся. В этом им должны помочь родители, которые не только объясня­ют и показывают примеры тех или иных гигиенических процедур, но и требуют их сис­тематического выполнения.

Цель этого сотрудничества: воспитание у школьников привычки здорового образа жизни и соблюдение правил личной гигиены в связи с растущими психоэмоциональ­ными нагрузками на детей как в школе, так и дома.

Медицинская сестра совместно с учителями ведет санитарно-просветительскую работу среди родителей, разъясняя им значение гигиенического обучения и воспитания для укрепления здоровья школьников и повышения их работоспособности. Работа с родителями проводится во время родительских собраний, при посещении педагогами детей дома. Знакомясь с домашней обстановкой, жизнью школьника, педа­гог в соответствии с рекомендациями врача и медицинской сестры, обращает внимание на санитарные условия и при необходимости указывает родителям на имеющиеся не­достатки.

Медицинская сестра и учителя проводят индивидуальные и групповые беседы с родителями на интересующие их темы, организуют доклады, лекции по вопросам охра­ны и укреплению здоровья детей.

Педагог обращает внимание родителей на необходимость правильного устройства рабочего места школьника, на необходимость соблюдения учащимся правил личной гигиены, правил безопасности в быту, предупреждение несчастных случаев и заболева­ний, проводит беседы о вреде никотина и алкоголя для растущего организма ребенка.

Одной из форм гигиенического обучения родителей является лекторий. Родители здесь получают сведения о необходимых режимных моментах (своевременный подъем, утренняя зарядка, прием пищи, приготовление уроков, отход ко сну, просмотр телеви­зионных передач, пребывание па открытом воздухе и т.д.),. об организации отдыха учащихся, проведения закаливания в разное время года, пользе активного отдыха (под­вижных игр, спортивных развлечений), значение рационального питания школьника.

Следует привлекать родителей к активному участию в оздоровительных меро­приятиях, проводимых в школе (санитарные рейды, очистка и озеленение участка, ор­ганизация досуга — каникул, походов, выездов за город). Они должны помогать школе воспитывать у детей гигиенические навыки, следить за тем, чтобы ребенок» утром и на ночь самостоятельно умывался, чистил зубы, мыл руки перед едой, соблюдал правила гигиены во время еды, коротко стриг ногти на руках и ногах не реже одного раза в не­делю.

источник