Меню Рубрики

Анализ социального обслуживания семьи и детей

Кандидат социологических наук

Доцент кафедры Управления Персоналом

Saint-Petersburg University of Tehnology Menegment and Economic

Assistant-professor of kafedra of Menegment of personal

Candidate of sociological science

Социальное обслуживание семей с детьми: социологический анализ

Аннотация: В статье рассказывается о становлении и институциализации системы социального обслуживания семьи и детей. Автором рассмотрены направления, виды, специфика социального обслуживания как системы и особенности как социального процесса оказания помощи семье. В конце сделаны выводы о достоинствах и недостатках социального обслуживания семей с детьми. Одной из перспектив можно считать развитие социального обслуживания по месту жительства. Проблемой остается и степень доверия к социальным службам, а также изменения роли семьи: от пассивного получателя к активному участнику социального обслуживания.

Ключевые слова: система социального обслуживания семьи, системы социальной поддержки семьи, качество социального обслуживания, социальные ресурсы, технологии, виды социальной помощи, процесс социальной поддержки семьи, семья как объект социального обслуживания.

System of Social service for families with children: sociological analisis

Abstract: This article is about development of System of Social service for families with children. Author talks about directions, visages, features of social systems and features of social process of aid for family with children. Author comes to conclusion about advantages and disadvantages about social service for families. The prospective of social service for families may be social service on local level. The mains problems of social service for families are: low level of reliance to social institutions and change the role of family in social service. It is necessary for family to devolve from passive recipient to active participator of social operation.

Key words: system of social service for families, systems of social support for families, quality of social service, social resourses, tehnologies, visages of social aid, process of social support for family, family is object of social service.

В условиях социальной модернизации России актуальным становится не только решение социально-экономических проблем и повышение уровня жизни, но и улучшения качества жизни населения. В связи с этим вопросы социальной политики и социального обслуживания занимают одно из первых мест. Как считают ученые, теоретики и практики социальной работы, в постиндустриальном обществе пользование услугами социальных служб и учреждений должно стать таким же очевидным, как пользование всеми остальными благами цивилизации (медицинскими, образовательными учреждениями)[ 4 ]. В связи с этим представляется интересным выявление места и роли социального обслуживания, как в структуре общества, так и его содержания и направлений. Поскольку семья остается важнейшим социальным институтом общества, то одной из приоритетных задач должно стать анализ и изучение именно данного направления. Полученные данные могут быть использованы для разработки выводов и рекомендаций в целях улучшения качества социального обслуживания.

Социологический анализ социального обслуживания семей с детьми можно проводить в двух аспектах: а) как системы, б) как социального процесса.

С позиций анализа социального обслуживания как системы уделяется внимание типам учреждений, их функциям, целям деятельности, правовым и этическим нормам, взаимодействию с другими учреждениями, ресурсам, направлениям деятельности и содержанию помощи и услуг. Данное направление берет основу из структурно-функционального анализа и разрабатывается такими авторами как Холостова Е.И, Павленок П.Д, Червякова Г.А., Пантелеева Т. С, Смирнова-Ярская Е.Р, Григорьева И.А, Келасьев В.Н. Система социального обслуживания рассматривается как подсистема общества, которая имеет свои цели: адаптация и интеграция в трудной жизненной ситуации (на уровне индивида) и содействие социальной стабильности(на уровне общества). Анализируются структурные подразделения системы, их специфика функционирования на различных уровнях (городском, районном, муниципальном), а также взаимодействие формальных (государственных, общественных организаций) и неформальных систем помощи (друзей, знакомых, родственников).

С позиций теории конфликта изучаются возможности и доступ к социальным услугам у каждого типа семей, противоречия системы социального обслуживания. Как считали сторонники теории конфликта в социологии (К Маркс, Л Козер, Р Дарендорф) неравный доступ к ресурсам порождает конфликт, что вызывает изменения в социальной структуре общества [ 7 ]. Одной таких проблем в системе социального обслуживание считают противоречие между нуждающимися группами и получателями услуг. Как отмечают специалисты, чаще за помощью и за услугами не те семьи, кто больше нуждается, а кто больше информирован и ориентирован их получение. Такой подход приводит к росту иждевенческих настроений и снижает эффективность социального обслуживания. Одной из серьезных проблем остается степень доверия к учреждениям социального обслуживания и готовность обратиться туда [ 5 ].

С позиций символического интеракционизма уделяется внимание не структуре социального обслуживания как системы, а анализируется поведение участников социального действия [2]. Социального обслуживание рассматривается как процесс оказания помощи и услуг: на макроуровне – функционирование системы, учреждений, на микроуровне — оказание помощи конкретной семье с определенными проблемами.

В этом ключе изучались мотивация персонала, социальный портрет клиентов, причины обращения за помощью, социально-психологические аспекты взаимодействия социального работника и клиента, социальное обслуживание глазами потребителя услуг (клиента) и специалиста. Отдельного внимания заслуживает восприятие и оценка социального обслуживания его участниками, ибо как писал Вебер « важно не только само действие, а социальный смысл, который вкладывают в него люди»[ 3 ].

Социальное обслуживание семей с детьми можно считать самостоятельным направлением социальной работы, подсистемой социального обслуживания и способом реализации семейной политики. Если цель семейной политики – укрепление семьи как социального института, то социальное обслуживания (помощь и услуги) чаще всего ориентировано на семью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, социальная помощь и услуги проверяют степень нуждаемости клиента и часто ограничены временными рамками[ 9 ].

Институциализация системы социального обслуживания семей с детьми началась в 90-е годы, как ответ на кризисные явления в сфере брачно-семейных отношений (рост числа разводов, социальных сирот, детской беспризорности). В условиях системного кризиса основным видом помощи было детское пособие, практика социальной работы чаще всего охватывала социально-незащищенные и неблагополучные семьи. Здоровая молодая семья была мало охвачена программами социальной поддержки. В этот период происходит становление нормативно-правовой базы социальной помощи семье и детям, закладываются и развиваются учреждения на различных уровнях (областной, районный, муниципальный). Определяются цель и задачи семейной политики как концептуальной базы социального обслуживания семей с детьми. Начинают разрабатываться технологии и готовиться специалисты для работы с семьей и детьми.

Кроме того, происходит трансформация института семьи, вызванная как глобальными, так и российскими факторами (спецификой российского кризиса). Появились новые виды семейных отношений, чьи социальные проблемы, потребности и ресурсы слабо учитывались в практике социального обслуживания. Одно из негативных последствий трансформации семьи и российского кризиса — невыполнение семьей своей функции (воспроизводство населения в количественном и качественных аспектах), а также распространенность кризисных явлений в детско-родительских отношениях (жесткое обращение с детьми, алкоголизм, наркомания и др).

Таким образом, необходима переориентация социального обслуживания, исходя из социально-экономических проблем и положения семей с детьми, что актуально в условиях социальной модернизации России. Как указывал Президент в своем послании к Федеральному собранию в 2016 году: «Смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры… Мы продолжим изменения в социальной сфере, чтобы она становилась ближе к людям, к их запросам, была более современной и справедливой.»[ 8 ]

В последние годы начинается модернизация социального обслуживания в сторону укрепления репродуктивного и воспитательного потенциала семьи. Современная система социального обслуживания семей с детьми включает в себя различные направления помощи в зависимости от типологии семьи, ее проблем и потребностей. Происходит поворот от чистых форм социально-экономической поддержки (социальные выплаты, пособия, натуральная помощь) к социально-культурным, социально-психологическим и социально-образовательным услугам[ 10 ]. Набирает силу институт профессионально-замещающего родительства. Развиваются формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, формы поддержка фостерной семьи (семей с опекаемыми, приемными, усыновленными детьми), технологии подготовки, социального сопровождения профессионального родительства.

Начинает уделяться внимание поддержке молодых семей и студенческих семей. В ряде регионов выплачивается пособие и разрабатываются программы по решению жилищного вопроса.

Появляются новые услуги семьям с детьми. Например, Служба личных временных помощников (для семей с детьми-инвалидами), семейные комнаты в больницах, отделение и группы поддержки одиноких отцов в центрах помощи семье и детям.

Актуальным становиться, помимо государственных социального обслуживания семьи и детей, деятельность благотворительных и общественных организации. Как указывают социологи « современная парадигма социальной работы должна быть направлена на изменение установок на автономные и ответственные модели поведения родителя в отношении трудовой занятости и родительства и соответственно на снижение числа социально-уязвимых групп. Это требует организации широкой сети социальной поддержки: помощи в социальных группах, общественных организациях, семейных лагерей». [ 1 ].Эта позиция нашла свое отражение и в государственной политике в области развития волонтерства. Так, в Послании Президента Федеральному Собранию в 2016 году сказано, что в социальной сфере следует «не отдавать по привычке, по накатанной предпочтения исключительно казённым структурам, а по максимуму привлекать к исполнению социальных услуг и некоммерческие организации. Необходимо снять все барьеры для развития волонтёрства и оказать всестороннюю помощь социально ориентированным некоммерческим организациям» [ 8 ].

С одной стороны, данный процесс дифференциации социального обслуживания семей с детьми является ответом на проблемы в сфере брачно-семейных отношений, с другой, он закономерен и объективен, поскольку как указывал Парсонс Т, в процессе своего развития общество становится более дифференцированным, появляется множество социальных практик и социальных институтов[ 6 ]

Одной из новых тенденций социального обслуживания семей можно считать развитие самопомощи. Таким примером может служить создание групп в социальных сетях для семей со схожими проблемами, а также различных сообществ и форумов для поддержания ценностей семьи, материнства и детства. Целью создание таких социальных сетей поддержки является обмен ресурсами, поддержание статуса и формирование социального капитала. [ 1 ]. Сами специалисты считают данное направление динамично развивающимся. В одном из исследований, проведенным автором среди социальных служб, специалист комментирует ситуацию: «В социальных сетях есть для любых специалистов дополнительные возможности, поскольку большее количество клиентов может обратиться за помощью, в частности, если это касается социальной работы, то, зачастую, их клиентами являются люди с ограниченными возможностями, которые не всегда могут посетить учреждение и очно решить какие-то проблемы, поэтому, мне кажется, что у социального работника тем более широкие возможности оказания помощи каким-то своим клиентам».[ 5 ]

Социологи считают, что взаимодействие в социальных сетях может быть использовано в развитии неформальных систем помощи и формировании активной жизненной позиции у семей с детьми.

В последние годы одной из тенденций социального обслуживания семей с детьми становиться перераспределение ресурсов, на развитие социального обслуживания и социального сопровождения по месту жительства. Это связано с проблемами улучшения качества социального обслуживания, раннего выявления и оказания адресной помощи нуждающимся семьям.

Постепенно вопрос о качестве социальных услуг, степенью удовлетворенности социальным обслуживанием набирает свою силу. Для изучения этого аспекта необходимо рассмотреть социальное обслуживание как социальный процесс на микроуровне. Как указывали Келасьев В.Н., Григорьева И.А, Первова И.Л. «различные виды социальной помощи должны быть встроены в систему планирования социального развития, их результативность должна анализироваться и учитываться на следующих этапах работы с людьми, получающими помощь…Такой систематический мониторинг эффективности возможно осуществить только с помощью различных показателей(индикаторов) развития тех или иных процессов, встроенных в систему социальной работы»[ 4, С155-156].

Социальное обслуживание как социальный процесс в большинстве научных работ представлено как взаимодействие специалиста и семьи – клиента социального обслуживания. Сюда входят такие составляющие как выявление и диагностика, определение социальных ресурсов клиента и его семьи, разработка программ социальной реабилитации и терапии, социальное сопровождение и диспансеризация семьи. С развитием социального обслуживания появляются технологии социальной работы, услуги и помощь становятся более разнообразными, что определяется социальными запросами семьи.

Наблюдается тенденция к разделению на социальную поддержку молодой семьи и семей с несовершеннолетними детьми и помощь и услуги семье в трудной жизненной ситуации. Но пока еще отсутствуют критерии выделения благополучной семьи, в нормативно-правовых актах есть только понятие «дети в социально-опасном положении (120 Федеральный закон).

Читайте также:  Анализ книги движения детей в доу

В процессе социального обслуживания отдельная семья рассматривается как получатель услуг, которая нуждается в пассивных формах поддержки со стороны государства. Для специалистов социальных служб основным критерием является выполнение нормативно-правовых актов, мало уделяется вниманию формированию активной жизненной позиции у семьи[ 1 ].

Отдельно уделяется внимание эффективность и качество оказываемых услуг, мотивация участников действия. При анализе деятельности учреждений и услуг отдельной семье уделяется внимание больше количественным показателям, чем качественным. Среди проблем мотивации персонала часто называют низкую заработную плату, перегруженность специалистов. Для клиентов актуальным остается вопрос информированности и доступа к социальному обслуживанию.[ 5, 4 ]. В этом ключе позитивной тенденцией можно считать деятельность МФЦ, что облегчает подачу документов на льготы и пособия.

Одной из перспектив развития социального обслуживания семей с детьми можно считать развитие мобильной социальной работы, то есть оказание помощи в учреждениях, где есть семьи с детьми: в образовательных, в медицинских, культурно-досуговых.

Многие тенденции особенно актуальны для больших городов. Об этом говорит ряд программ, направленных на решение жилищного вопроса, а также деятельность учреждений социального обслуживания, где набирают силу мероприятия, повышающие правовую, психологическую, педагогическую грамотность семей (различные тренинги, праздники, развивающие занятия и кружки для подростков). В сельской местности социальное обслуживание развито слабее, там преобладают неформальные практики оказания помощи, что требует отдельного изучения.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

  • процесс институциализации социального обслуживания семей с детьми завершен, постепенно растет число услуг, развиваются технологии, происходит переход от экономической поддержки к улучшению качества жизни семьи,
  • начинает развиваться институт профессионально-замещающего родительства
  • начинает уделяться внимание поддержке здоровой молодой семье и семьям с детьми для поддержания ее репродуктивного и воспитательного потенциала,
  • 4) начинает ставиться вопрос о качестве и доступа к социальным услугам для семей с детьми.

Среди проблем социального обслуживания семей с детьми можно назвать следующие:

  • На практике чаще всего для определения размера помощи берутся в основу экономические показатели семьи (наличие жилья, уровень дохода), в то время как остальные составляющие (социально-психологическое самочувствие) остаются вне сферы внимания,
  • слабо изучены возможности социальных сетей в оказании поддержки семьям с детьми, нет установки на формирование активной жизненной позиции у семьи,
  • нет четких критериев оценки качества услуг, оказываемых семье, многие данные строятся на субъективных показателях,
  • проблемой остается выявление нуждающихся семей и обеспечение доступа к услугам по месту жительства.

Таким образом, кроме одного государственного социального обслуживания семей с детьми необходимо развивать и дополнительные возможности помощи, в том числе взаимопомощь по месту жительства. Необходимо формировать активную позицию у самой семьи, путем информированности и вовлечения в социально-значимые мероприятия. Одной из актуальных проблем остается оценка качества услуг для семей с детьми.

  1. Безрукова О Н Ресурсы и сети поддержки отвественного родительства в молодых семьях. – Спб.: Изд-во СпбГУ, 2011 – 216с.
  2. Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование социальной реальности/ П.Бергер, Т. Лукман. — М.:Медиум, 1995. – 160с.
  3. Вебер, М. Образ общества/ Вебер М. — М.: Юрист, 1994.-312с.
  4. Григорьева И.А., Келасьев В Н, Первова И. Л. Теории социальной работы и реалии социального благополучия.- Спб.: Изд-во СПБГУ, 2012. – 173с.
  5. Ляшко С В, Рогова А.М. Информированность населения о деятельности социальных служб// Личность и культура № 4 2011 С.20-27, № 5 2011С.14-18
  6. Парсонс, Т. О социальных системах/ Парсонс Т. — М.:МГУ, 2003.- 660с.
  7. Плахов, В.Д. Западная социология XIX-XX вв. От классики до постнеклассических категорий науки: Эпистемологическое обозрение. Уч. Пособие – Изд. 2ое испр и доп / В.Д. Плахов. – Спб.: Аллетейя, 2006. — 304 с.
  8. Послание Президента Федеральному собранию от 1 декабря 2016 года
  9. .Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации
  10. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в РФ/ под ред. Холостовой Е. И., Климантовой Г.И. – 3е изд. М.: Дашков и К. – 2015

источник

Социальное обслуживание семьи – это деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально – бытовой, социально – медицинской, психолого-педагогических, правовых и других услуг для социальной адаптации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Существуют следующие виды социального обслуживания:

1) социальный патронаж детей и семей, которые нуждаются в постоянном нестационарном обслуживании в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении медицинской и иной помощи;

2) предоставление временного приюта членам семей;

3) организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытовой и иной помощи в дневное время, например, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

4) консультативная помощь семьям и прочее.

В указе Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» от 01.06.92

сказано о необходимости содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям (центров социальной помощи, психолого-педагогических консультаций, центров реабилитации детей-инвалидов, центров планирования семьи, центров усыновления, опеки, попечительства и прочего). Рассмотрим для примера некоторые из названных учреждений.

Служба социальной помощи предусматривает:

· выявление группы семей социального риск и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и иной необходимой помощи;

· выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуативных трудностей и помощь в их преодолении;

· проведение индивидуальной работы с детьми и взрослыми с асоциальным поведением.

Служба планирования семьи предусматривает организацию центров планирования семьи, формирование у населения ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению.

Служба социальной реабилитации проводит:

· социальную реабилитацию членов семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы и пр.;

· оказание помощи бывшим воспитанникам интернатов, детских-домов;

· устройство детей, оставшихся без попечения родителей или проживающих в неблагополучных семьях;

· создание центров усыновления и попечительства, медико-педагогических диагностических центров социальной реабилитации, лечебных и учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних, социальных приютов, бирж для трудоустройства несовершеннолетних и женщин с детьми.

Служба психолого-педагогической помощи предусматривает:

· создание консультаций, центров повышения психологической устойчивости;

· организация служб доверия и служб знакомств;

· содействие в подготовке молодежи к семейной жизни;

· оказание помощи в воспитании детей в семье.

Служба социальной профилактики отклоняющегося поведения имеет своей целью организацию работы по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений в семье и прочее.

Среднее число обслуженных за год одним учреждением социального обслужи­вания семьи и детей в Российской Федерации сейчас составляет около 3 тыс. че­ловек. Больше всего человек в среднем обслуживается центрами психолого-педагогической по­мощи населению. Второе мес­то по численности обслуженных лиц занимают центры социальной помощи семье и детям. Изменения в обеспеченности услугами кризисных центров для мужчин и женщин не столь динамичны и масштабны. На всей территории страны действует только один кризисный центр для мужчин, в силу чего формально наг­рузку на него составляет численность всего мужского населения страны (око­ло 67 млн. человек). В отношении обеспеченности российских женщин услугами кризисных центров ситуация несколько лучше, за счет увеличения количества центров с 6 в 1997 г. до 18 в 2003 г. В настоящее время на 1 кризисный женский центр при­ходится 4,2 млн. россиянок.

Подробная информация об обеспеченности услугами учреждений социального обслуживания семьи и детей в России в последние десятилетия представлена в приложении Б.

Основной службой, предусмотренной для оказания семье комплекса разного рода услуг, является комплексный центр социальной помощи семье и детям.

функционирование регулируется Методическими рекомендациями по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям», которые утверждены постановлением Минтруда России от 19 июля 2000 г. № 52. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р «О социальных нормативах и нормах» подобный центр создается из расчета 1 учреждение на 50 тыс. жителей, проживающих в городе (районе). При наличии в го­роде (районе) менее 50 тыс. жителей создается один центр.

Центр помощи семье и детям осуществляет:

· мониторинг социальной и демографической ситуации, уров­ня социально-экономического благополучия семьи и детей;

· выявление и дифференцированный учет семей и детей, ока­завшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социаль­ной поддержке;

· определение и периодическое предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг;

· поддержку семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по пре­одолению сложных жизненных ситуаций;

· социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в соци­альной помощи, реабилитации и поддержке;

· социальную реабилитацию детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;

· оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие;

· участие в работе по профилактике безнадзорности несовер­шеннолетних, защите их прав;

· участие в привлечении государственных, муниципальных и не­государственных органов, организаций и учреждений, а также обществен­ных и религиозных организаций и объединений к решению вопросов оказания со­циальной помощи гражданам и координацию их деятельности в этом направлении;

· внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости семьи и де­тей в социальной поддержке и местных социально-экономических условий;

Граждане имеют право обратиться в центр лично, по телефону или напpaвить письменное заявление. Допускается анонимное обращение граждан для получения от­дельных видов помощи. Зачисление на обслуживание производится на основании:

· заявления родителя (ей), опекуна или попечителя;

· заключения специалиста по социальной работе;

· направления территориальных органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения и внутренних дел, а также общественных организаций и объеди­нений;

· справки учреждения здравоохранения об отсутствии меди­цинских противопоказаний к обслуживанию.

Содержание социального обслуживания граждан центр оп­ределяется индивидуальными программами:

1) комплексной реабилитации, направленной на решение всей совокупности проблем граждан;

2) социальной реабилитации, направленной на решение только социальных проблем граждан или части из них;

1) комплексной адаптации, направленной на решение всей со­вокупности проблем, возникающих у граждан в связи со сменой ус­ловий и места жизнедеятельности;

2) социальной адаптации, направленной на решение социаль­ных проблем, возникающих у граждан в связи со сменой условий и места жизнедеятельности;

3) комплексной профилактики, направленной на предотвраще­ние реальной угрозы трудной жизненной ситуации;

4) социальной профилактики, направленной на предотвраще­ние социальных последствий реальной угрозы трудной жизненной ситуации.

В состав комплексного центра помощи семье и детям могут входить следующие отделения (конкретные направления работы каждого их этих отделений представлено в приложении В):

· помощи женщинам, оказавшимся в трудной жиз­ненной ситуации;

· профилактики безнадзорности несовершеннолет­них;

· дневного пребывания несовершеннолетних;

· реабилитации несовершеннолетних с ограничен­ными физическими и умственными возможностями;

· срочного социального обслуживания.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

источник

Определение понятия социального обслуживания граждан в Российской Федерации, анализ его основных принципов и видов. Анализ особенностей деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, а также одиноко проживающих и престарелых граждан.

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Изучение понятия и правовых основ социального обслуживания населения в Российской Федерации. Рассмотрение видов (форм) и принципов социального обслуживания. Анализ деятельности Управления социальной защиты населения Мытищинского муниципального района.

дипломная работа [273,8 K], добавлен 01.08.2015

Понятие и основные принципы социального обслуживания населения. Место правовых норм о социальном обслуживании населения в праве социального обеспечения Российской Федерации. Содержание полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере.

дипломная работа [68,4 K], добавлен 13.07.2015

Закон «Об основах социального обслуживания населения» регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите граждан пожилого возраста и инвалидов.

контрольная работа [13,1 K], добавлен 04.01.2009

Право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание. Формы социального обслуживания в Российской Федерации, их характеристика. Содействие в организации ритуальных услуг, трудоустройстве. Социальные службы, структура и порядок их работы.

Читайте также:  Анализ кладбища отцы и дети

дипломная работа [130,1 K], добавлен 02.05.2015

Сущность, организационно-правовые формы и принципы социального обслуживания граждан в Российской Федерации. Виды социального обслуживания и реабилитация инвалидов. Полустационарное обслуживание. Социальная помощь на дому. Социально-консультативная помощь.

курсовая работа [66,7 K], добавлен 01.06.2015

Современное состояние правового обеспечения социальной работы и социального обслуживания в Российской Федерации. Основные формы и виды социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, для детей. Платные и бесплатные социальные услуги.

курсовая работа [32,7 K], добавлен 29.11.2015

Основные формы социального обслуживания в Российской Федерации, их правовая основа. Особенности реализации социального обслуживания на примере муниципальных образований «Котлас» и «Котласский район». Проблемы социального обслуживания и пути их решения.

курсовая работа [534,8 K], добавлен 04.01.2015

Понятие и сущность социального обеспечения. Характеристика основных направлений социальной политики Российской Федерации. Формы установления гарантированного минимального размера оплаты труда. Особенности развития системы социального обслуживания.

курсовая работа [40,1 K], добавлен 15.12.2008

Сущность, принципы, объекты, субъекты и источники правового регулирования сферы социального обеспечения в Российской Федерации. Социальная защита отдельных категорий граждан. Международная система сохранения прав в области социального обеспечения.

дипломная работа [128,7 K], добавлен 13.10.2014

Система органов социального обслуживания населения по действующему законодательству и закону «Об основах социального обслуживания граждан» от 1 января 2015 года. Расширение полномочий органов государственной власти и улучшение качества социальных услуг.

контрольная работа [31,2 K], добавлен 07.10.2015

источник

При получении социальных услуг в учреждении социального обслуживания семьи и детей семья, дети (их родители или законные представители) имеют право:

— на выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;

— на информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания учреждениями социальных услуг;

— на уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений;

— на конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения при оказании социальных услуг; эта информация является профессиональной тайной, за разглашение которой виновные должны нести ответственность по законодательству Российской Федерации;

— на защиту своих законных прав и интересов, в том числе в судебном порядке;

— на отказ от социального обслуживания.

Социальные услуги предоставляются при условии добровольного согласия семьи, детей (их родителей или законных представителей), кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Иностранные граждане или дети иностранных граждан, лица без гражданства, в том числе беженцы, имеют те же права в сфере социальных услуг, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Формы социального обслуживания семьи и детей

Социальное обслуживание семьи с несовершеннолетними детьми в настоящее время — это социальная помощь и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказание им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.
Важнейшая задача системы социального обслуживания семьи и детей — обеспечение реализации социальных прав и гарантий семьи, решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.

В значительной степени этому способствовала работа по реализации Федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Указа Президента Российской Федерации «О президентской программе «Дети России» от 18 августа 1994 г., постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» от 24 июня 1996 г.
Развитию специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, способствовал Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». Этот документ определяет систему мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и местном уровнях, способы совершенствования и развития специализированных учреждений образования, здравоохранения, органов социальной защиты населения и др.
Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство Российской Федерации; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти. Этот перечень включает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье и детям:
А) Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь:
• срочное социальное обслуживание и оказание срочной материальной помощи;
• содействие семьям, имеющим детей, тяжелобольных, детей-инвалидов; семьям и отдельным гражданам, испытывающим затруднения в передвижении, нуждающимся в постоянном уходе, доставке и приобретении продуктов, приобретении медикаментов, удовлетворении других насущных нужд;
• принятие от населения и реализация вещей (одежды, обуви и др.) на безвозмездной основе или за умеренную плату;
• распределение благотворительной и гуманитарной помощи (товаров, продуктов и др.);
• социальная помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, опекунским семьям;
• организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи;
• создание при учреждениях вещевых фондов, фондов детской одежды для несовершеннолетних одиноких матерей и других категорий нуждающихся;
• содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности);
• содействие в посещении детьми театров, выставок и других культурных мероприятий;
• содействие в организации благотворительных обедов, летнего отдыха, санаторно-курортного лечения, детей;
• содействие в организации питания и быта остронуждающихся;
• содействие в выделении: денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, технических средств реабилитации детей-инвалидов, денежных пособий, льгот, доплат, компенсаций;
• содействие в написании писем, заявлений, подготовке и оформлении документов, в том числе по установлению опеки и попечительства;
• социально-бытовая помощь на дому нетрудоспособным малообеспеченным семьям;
• содействие в организации надомного труда детей-инвалидов и помощь в их дальнейшем трудоустройстве;
• организация для подростков, безработных мастерских и цехов при центре;
• содействие в перевозке детей-инвалидов к месту лечения, отдыха, в оформлении документов (в пределах региона).
Б) Социально-правовые услуги:
• помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов, в том числе детей;
• содействие в предоставлении социальных выплат;
• участие в правовом просвещении населения (выступления в местных средствах информации, лекции и т.д.), повышении его юридической компетентности (разработка памяток, информационных листовок и т.д.);
• участие в правовой защите личностных интересов детей.
В) Социально-реабилитационные услуги:
• организация «социального консилиума» (психолого-медицинско-педагогическое обследование);
• социальный патронаж несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение и антиобщественные поступки;
• составление индивидуальных коррекционных программ.
Г) Психологические услуги:
• психопрофилактика и психогигиена;
• психодиагностика и обследование личности клиента;
• психотерапевтическая помощь (индивидуальная, групповая, семейная);
• семейное психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);
• психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);
• социально-психологический консилиум;
• работа с людьми в тяжелых эмоциональных состояниях;
• посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;
• психосоциальное консультирование;
• психологический патронаж;
• психологическое вмешательство в кризисных ситуациях;
• коррекция отношений и поведения;
• проведение тренингов по коммуникативному общению;
• развитие навыков эмоциональной саморегуляции;
• организация посреднических услуг;
• профориентация на основе тестирования;
• организация деятельности групп взаимоподдержки;
• психологическое просвещение;
• ознакомление родителей детей-инвалидов с психокоррек-ционными и психотерапевтическими методами.
Д) Педагогические услуги:
• педагогическая помощь детям в защите их интересов;
• консультативная помощь родителям и детям;
• групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;
• коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;
• содействие культурно-досуговой деятельности детей;
• практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;
• обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов.
Е) Социально-медицинские услуги:
• содействие в направлении в стационарные медицинские
наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в
том числе детей;
• организация консультирования по проблемам планирования семьи, сексуальных отношений и психосексуальных расстройств, воспитания здорового образа жизни;
• содействие в обеспечении детей-инвалидов необходимыми вспомогательными средствами;
• патронаж семей, имеющих детей с ограниченными физическими или умственными возможностями;
• обучение родителей навыкам ухода за ребенком-инвалидом;
• патронаж беременных женщин и кормящих матерей.

Методы социального обслуживания семьи и детей
Сегодня базовыми, типовыми моделями организации социальной работы с семьей и детьми по месту жительства (территориальными) являются центры социального обслуживания и реабилитации семьи и детей и районные социально-психологические службы. Кроме того, имеется определенное количество слабо взаимодействующих между собой социальных служб (не всегда территориальных) различной ведомственной принадлежности.

На основании разработанной концепции развития социальной службы, Основ законодательства Российской Федерации о социальной службе, типовых положений различных территориальных центров работы с семьей и детьми во многих регионах начали формироваться территориальные службы (ТСС).
Структура ТСС состоит из следующих специализированных территориальных центров:
• центр социальной помощи семье и детям, имеющий отделы социальной реабилитации и профилактической работы,консультативной помощи, развития семейного предпринимательства и т.д., а также подразделения по оказанию практической помощи: выездные комплексные бригады; служба экстренной психологической помощи; юридическая и психолого-педагогическая консультация; служба знакомств; социальный приют; отделение дневного пребывания детей и матерей с детьми;
• центр психолого-педагогической помощи семье и детям, призванный оказывать помощь в преодолении конфликтов в семье, повышать психологическую культуру населения в сфере семейного, супружеского, родительского общения; помогать семьям, испытывающим трудности в воспитании детей, в предотвращении эмоционального и психического кризиса; обеспечивать квалифицированную психолого-педагогическую помощь лицам различных групп риска;
• служба экстренной психологической помощи по телефону («телефон доверия»), задача которой — снизить психологический дискомфорт, уровень агрессивности членов семьи;
• социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, осуществляющий социальную и медико-психологическую помощь и поддержку тем, кто оказался в кризисной жизненной ситуации. • социальный приют для детей и подростков, организуемый в целях спасения беспризорных детей и подростков, предоставления им временного прибежища, медико-психологической помощи, решения задач их дальнейшего жизнеустройства. Приют может быть организован как самостоятельное учреждение ТСС и как часть социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних;
• центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, который осуществляет содержание и устройство на дальнейшее воспитание в семью или в государственное учреждение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (от рождения до 18 лет);
• реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, создаваемый в целях социальной адаптации ребенка, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии, формирования у него положительного отношения к жизни, обществу, семье, обучению труду с помощью комплекса медицинских, социальных, педагогико-психологических и других мероприятий.
Политика государства, отвечающая интересам семьи, безусловно и в первую очередь должна быть социально ориентированной. Основными акцентами такой политики при главном приоритете — благо российской семьи — должны стать продекларированные в Конституции Российской Федерации положения о государственной поддержке семьи. Так, пунктом 1 статьи 38 Конституции РФ закреплено, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».
Главные видимые проблемы сегодня, решение которых должно найти предметное отражение в государственной политике:
— низкий уровень рождаемости, в первую очередь из-за неуверенности женщины в завтрашнем дне;
— недостаточное количество государственных детских дошкольных и оздоровительных учреждений, обеспечивающих досуг детей;
— отсутствие комплексной и системной работы с подростками (дома детского творчества, общественные детские объединения и прочее), финансируемой из бюджетов разных уровней;
— недостаточный и не отражающий реальных потребностей на обеспечение ребенка уровень детских пособий и порядок использования «материнского капитала»;
— проблема детской безнадзорности и беспризорности, незащищенность женщины в семье, выражающаяся зачастую в ее униженном положении.
Перечисленные проблемы — это лишь некоторая часть общих проблем такого важного гражданского института, как семья.

источник

Основные понятия.

Государственная социальная помощь — предоставление малоиму­щим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необ­ходимых товаров.

Социальное пособие — безвозмездное предоставление гражда­нам определенной денежной суммы за счет средств соответствую­щих бюджетов бюджетной системы РФ.

Субсидия — имеющая целевое назначение оплата предоставля,-емых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.

Компенсация — возмещение гражданам произведенных ими рас­ходов, установленных законодательством.

Государственная социальная помощь назначается на основа­нии заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для одиноко проживающих) или от имени своей семьи в органы социальной защиты населения по месту жительства с указанием сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его се­мье) имуществе на праве собственности. Представленные заяви­телем сведения могут быть подтверждены актом обследования материально-бытовых условий, проводимого органами социаль­ной защиты населения.

Читайте также:  Анализ карт развития детей в доу

Социальное обслуживание семьи — деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг для социальной адаптации и реабилитации граждан, нахо­дящихся в трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация воспринимается человеком субъективно, как трудная лично для него или является объек­тивно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инва­лидность, неспособность к самообслуживанию, в связи с возра­стом, болезнью, сиротством, безнадзорностью, малообеспечен-ностью, безработицей, конфликтами и жестоким отношением в семье, одиночеством и т.п.).

Система социального обслуживания имеет слабую материаль­ную базу, характеризуется неразвитостью сети учреждений, уз­ким спектром оказываемой помощи, недостатком профессиональ­ных кадров.

Социальное обслуживание осуществляется бесплатно или за плату через систему социальных служб, имеющих определенную лицензию, в порядке, установленном Правительством РФ.

Виды социального обслуживания:

— социальный патронаж детей и семей, которые нуждаются в по­стоянном нестационарном обслуживании; в виде социально-быто­вых услуг, содействия в получении медицинской и иной помощи;

— социальное обслуживание в стационарных условиях граждан, нуж­дающихся в постоянном постороннем уходе;

— предоставление временного приюта гражданам без определен­ного места жительства, безнадзорным детям, подросткам;

— организация дневного пребывания в учреждениях социального об­служивания с предоставлением социально-бытового, медицинского и иного обслуживания в дневное время детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях;

— консультативная помощь гражданам и семьям в социально-экономическом, медико-социальном обеспечении жизнедеятель­ности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты;

— реабилитационные услуги в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидов, несовершеннолетних, граждан с общественно опасным поведением и др.Региональная социальная политика

Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1996 г. № 803 и Концепция государственной национальной политики предусмат­ривают правовые разграничения полномочий и ответственности между органами власти на федеральном, региональном и мест­ном уровнях.

Региональная социальная политика призвана обеспечить за­щиту прав и интересов семьи на основе федеральных законов, создание условий для ее функционирования. В условиях социаль­но-экономического кризиса важнейшая задача региональной политики состоит в реализации дополнительных мер поддержки семей. Создаются свои целевые программы и даже концепции социальной политики (Кировская, Смоленская, Новосибирская, Пермская области).

Анализ более 50 региональных программ показал, что все они направлены на поддержку остронуждающихся категорий семей, им оказывается дополнительная адресная поддержка. Во всех ре­гионах приоритетной является социальная поддержка беремен­ных женщин и женщин, имеющих детей. Социальная поддержка оказывается в форме продажи товаров широкого потребления и предоставлении различных коммунальных, бытовых, транспорт­ных и других услуг по льготным ценам, натуральной помощи (пи­тание, одежда, обувь).

Определенное распространение получили компенсационные выплаты семьям с детьми, не посещающими дошкольные учреж­дения. В Саратовской области компенсация на дошкольные уч­реждения выдается семьям безработных в объеме 70 % минималь­ной зарплаты. В Ярославской области ежемесячное пособие на до­школьные учреждения положено детям, не посещающим эти уч­реждения по медицинским показателям.

Во многих регионах осуществляется помощь студенческим се­мьям. В Белгородской области обязательно выделение отдельных комнат в студенческих общежитиях. В Тамбовской области семьям студентов, имеющих ребенка, предоставляется денежное пособие в размере 50 % минимальной зарплаты, в Новгородской — двух минимальных зарплат.

Усилия региональных властей направлены на повышение кон­курентоспособности женщин, молодежи, инвалидов, создание рабочих мест для социально незащищенных категорий населения,’ создание новых моделей занятости (неполный рабочий день, вре­менный найм, краткосрочный контракт, самозанятость), позво­ляющих совмещать профессиональные и семейные функции (Бел­городская область). Организуются различные формы надомного труда, курсы профессионального обучения для многодетных ма­терей, безработных родителей (Калужская, Орловская, Псков­ская, Пензенская области, Республика Мордовия).

Осуществляется поддержка региональными органами власти предпринимательской деятельности семей (обучение основам се­мейного предпринимательства), содействие в организации само­стоятельной производственной деятельности, создание малых пред­приятий (Белгородская, Пензенская области); предоставление без­возмездной материальной помощи, беспроцентных ссуд для раз­вития фермерского хозяйства (Орловская область); введение льгот для малообеспеченных семей с детьми при приватизации мелких объектов торгового и бытового обслуживания (Нижегородская область). В Калужской области предоставляются льготы по налого­обложению и кредитованию предприятиям и фермерским хозяй­ствам, созданным семейными детскими домами, многодетными семьями.

Меры, принимаемые в области улучшения жилищных условий семей, как правило, малоэффективны, касаются незначительной части населения. Это льготы по оплате жилья, жилищно-комму­нальных услуг (Белгородская, Кемеровская, Орловская области); выделение ссуд, субсидий многодетным семьям на строительство жилья, земельных участков под индивидуальное строительство (Пензенская область).

Для подготовки детей и молодежи к семейной жизни органи­зуются лектории, школы на базе учреждений здравоохранения, разрабатываются специальные программы, учебные пособия. Со­здаются службы планирования семьи по вопросам полового и сексуального воспитания и репродуктивного поведения.

Региональная семейная политика в подавляющем большинстве регионов отождествляется с социальной политикой, касающейся женщин и детей, тогда как семейная политика отражает только «семейное направление семейной политики»; реализация соци­альной политики на региональном уровне не имеет системности, научного обоснования, что снижает ее эффективность.

Дата добавления: 2014-12-23 ; Просмотров: 2849 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Важным аспектом в регулировании социально-экономичес­ких процессов в обществе является защита и поддержка инсти­тута семьи.

Основные принципы в деле организации социаль­ной помощи семье со стороны государственных, муниципаль­ных и общественных организаций можно выразить в сле­дующем:

— расширение возможностей семьи для решения жизненно-не­обходимых задач;

— установление связи семьи с другими коллективами, органи­зациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;

— содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;

— развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.

Общую функциональную схему можно представить как сис­тему взаимодействия семьи государственными, общественны­ми, конфессиональными и частными структурами.

Планы развития учреждений социального обслуживания се­мьи и детей увязываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет создание горизонтальных структур системы соци­альной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики ре­гионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы со­циальных служб, обслуживающих семьи, должны знать по­требности населения в такого рода услугах.

В этих целях необ­ходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, от­ношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответ­ствующей службы и возможности обращения в нее любого жите­ля региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необхо­димо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг, как детям, так и родителям.

Областные учреждения призваны выполнять также и науч­но-методические функции: например, комплексный областной центр социальной помощи семье и детям или областной центр социального здоровья населения должен, исходя из местной си­туации, выходить с рекомендациями на властные структуры. Та­кие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., так­же представляются достаточно перспективными.

Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией кон­кретной территории, где отдельные учреждения и подразделе­ния службы выступают в качестве структур элементов, созда­ваемых по мере необходимости.

Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:

— аналитическую: изучает проблемы и нужды своего контингента семей или членов коллектива;

— планово-организационную: планирует и организует соци­альное обслуживание в социуме;

— управленческую: обеспечивает контакт с государственны­ми органами, от которых зависит решение проблем клиента, до­бивается решения, проводит оценку результата того или иного мероприятия и т.д.;

— информационную: сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной за­ щите населения.

Социальная работа в этих службах может выражаться в раз­личных формах помощи семье. Так, например, неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызван­ных социальными условиями или трудной жизненной ситуа­цией направляется на снятие или уменьшение отрицательных, включая даже возможность суицида, последствий такого со­стояния. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неот­ложной психологической помощи и др.

Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и углубленная длительная поддержка, направлен­ная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутрен­них резервов клиента и увеличение его веры в свои силы и воз­можность преодоления сложившихся обстоятельств. Такая по­мощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (ма­терей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи де­тям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических кон­сультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирую­щиеся на разных типах семейных проблем, что дает возможность совместного поиска решения в наиболее сложных ситуациях.

Помощь может быть прямой и опосредованной. Прямая по­мощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов клиента, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний и т.д. Опосредованная помощь предос­тавляется через работу с социальным окружением клиента (се­мья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная компания и др.), через различные государственные организации и фонды.

Кроме того, помощь может быть прямой и в другом смысле слова, а именно − в ответ на сложившуюся ситуацию или обра­щение клиента, а также превентивного характера, т. е. преду­преждающей прогнозируемую неблагоприятную ситуацию.

В соответствии с приказом Минсоцзащиты России № 47 от 14 апреля 1994 г. было утверждено Примерное положение о тер­риториальном Центре социальной помощи семье и детям, в ко­тором дано его определение как учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной под­держке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.

Центр может иметь в своей структуре различные подразде­ления социального обслуживания семьи и детей, в том числе отделения первичного приема, информации, анализа и прогно­зирования, социально-экономической помощи, медико-соци­альной помощи, психолого-педагогической помощи, профилак­тики безнадзорности детей и подростков и т.д.

Цель деятельности Центра − способствовать реализации пра­ва семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, со­действовать развитию и укреплению семьи как социального ин­ститута, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установ­лению гармоничных внутрисемейных отношений.

Основными задачами Центра являются:

— выявление причин социального неблагополучия конкрет­ных семей и детей, их потребности в социальной помощи;

— определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-со­циальных, социально-педагогических, юридических и иных со­циальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;

— поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

— социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

— участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

— анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;

— привлечение различных государственных и неправитель­ственных организаций к решению вопросов социального обслу­живания семьи и детей.

Категориями и группами населения, которым Центр оказы­вает социальные услуги, являются:

— семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные и т.д.;

— дети и подростки, находящиеся в неблагоприятных семей­ных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; имеющие отклоне­ния в физическом и психическом развитии, в т.ч. инвалиды и т.д.;

— взрослые граждане (беременные женщины и кормящие матери; имеющие на иждивении несовершеннолетних детей и т.д.);

— бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов.

Сегодня в системе органов социальной защиты населения действует около 1500 учреждений, рассчитанных на семью и детей, из них около 200 − центры социальной помощи семье и детям.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8104 — | 7776 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник