Меню Рубрики

Анализ современных программ развитию речи детей

Анастасия Милосердова
Анализ парциальных программ для осуществления вариативной части. «Речевое развитие»

III. Образовательная область «Речевое развитие»

3.1 Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду

Возрастной контингент – от 3 до 7 лет.

В основе системы лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую, и на их основе на решение главной задачи — развитие связной речи. Основным принципом разработанной системы является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Отсюда вытекает принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется прежде всего линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. Вместе с тем при таком усложнении на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи — это связывание предложений в высказывание, в словарной работе — это работа над смысловой стороной слова, в грамматике — это формирование языковых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении (и особенно в обучении дошкольников родному языку) позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков. Таким образом, важной становится проблема вычленения приоритетных линий развития каждой речевой задачи на разных возрастных этапах.

Развитие звукопроизношения, слуховой памяти и фонематического слуха

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие речевого дыхания, воспитание силы, высоты и тембра голоса

• Формирование правильного произношения звуков формирование правильного темпа речи и интонационно выразительности речи

• Формирование грамматического строя речи

• Обогащение словарного запаса

• Формирование связной речи

Развитие моторики

Развитие познавательной деятельности, инициативности и творческие способности

Условия реализации программы:

• Соответствующая речевая и игровая предметно – развивающая среда в группе

• Положительное эмоциональное и физическое здоровье детей

• Доброжелательная обстановка в группе

• Интеграция образовательной области «Коммуникация» со всеми образовательными областями ООП

Вариативность развития речи каждого ребенка, позволяющая развивать творческие способности детей

• Взаимодействие с семьей по развитию речи детей

• Взаимодействие с социальными партнерами по данному направлению

• Индивидуальная и групповая работа с детьми

Анализ практики внедрения инклюзивного образования и апробации адаптированных образовательных программ Анализ практики внедрения инклюзивного образования и апробации адаптированных образовательных программ в МБДОУ №104 комбинированного вида.

Анализ программ: «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Истоки», «Развитие». Программа «От рождения до школы» ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ под ред. М. А. Васильевой, В. В.

Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника. Развитию эмоциональной сферы ребенка, в отличие от его интеллектуального развития,.

«Игрушки». Интегрированная НОД в образовательных областях «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» Цель: Помочь детям запомнить стихотворения из цикла «Игрушки» Агнии Львовны Барто и учить рассказывать его вместе с воспитателем. Задачи:.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально — коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Конспект ООД по развитию речи «Мой дом» Программное содержание: Образовательные: Продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающих предметах, создающих комфорт.

НОД в области «Физическое развитие» с интеграцией областей «Речевое развитие» и «Познание» НОД в области «Физическое развитие» с интеграцией областей: «Речевое развитие», «Познание». Подготовила и провела: инструктор по физической.

НОД в старшей группе «Город в котором я живу. Серпухов» О. О. Познавательное развитие, Речевое развитие Тема: «Город, в котором я живу» Программные задачи: Речевое развитие: Развивать умение связно выстраивать свое высказывание, побуждать использовать.

Перспективный план работы Образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи Месяц, неделя Тема, литература Программное содержание Материалы, оборудование Методы, приёмы Совместная деятельность с детьми Совместная.

Программа по реализации вариативной части рабочего учебного плана ДОУ «Добро пожаловать в Россию» Пояснительная записка. Программа «Добро пожаловать в Россию» включена в вариативную часть рабочего учебного плана — 0,25 часа в месяц, всего.

источник

1.2 Анализ программ по дошкольному образованию по развитию связной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона Российской Федерации «Об образовании» и Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с временными государственными стандартами в области дошкольного воспитания и образования и является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, согласно п. 5, ст. 14 Закона РФ «Об образовании», «каждым образовательным учреждением самостоятельно».

По мнению М.Ю. Авдеева образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей) [1].

И.И. Каменина утверждает, что современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы. Вариативные программы могут быть основными и дополнительными [16].

По мнению Т.И. Антонова: «Программа должна обладать двумя трудносоединимыми качествами. Во-первых, она должна быть построена на какой-то системе, которая ведет ребенка к определенной цели, каждый год делая определенные шаги по пути движения к этой цели. Эта программа должна быть сходной со школьной программой в том смысле, что она должна быть и программой единого систематического цикла общеобразовательной работы. Вместе с тем эта программа должна быть и программой самого ребенка, т.е. она должна быть преподнесена ребенку в той последовательности, которая отвечает и эмоциональным интересам ребенка и особенности его мышления, связанного с общими представлениями [15].

Т.Н. Доронова указывает на то, что в содержание основной программы включены все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно–речевое, социально–личностное, художественно–эстетическое. Такая программа содействует формированию разносторонних способностей ребенка: умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих. Помогает становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования) [7].

По мнению Т.Ф. Ефремовой основная программа отвечает требованиям комплексности и определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задач, содержательных аспектов образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг [9].

Таким образом, вариативность программного обеспечениядошкольного образованияпомогает обеспечить развитие индивидуальности ребенка, учесть образовательные запросы каждой семьи, уровень и направленность работы ДОУ, способствовать развитию инициативы и творчества педагогов.

В дошкольных образовательных учреждениях реализуются вариативные программы «Истоки», «Детство», «Программа развития речи детей дошкольного возраста», «Программа воспитания, обучения и развития в детском саду».

Программа «Детство» – результат деятельности научного коллектива РГПУ им. А.И. Герцена. Как отмечают авторы программы Н.А. Ноткина, Т.И. Бабаева [2], это программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних трудностей. Авторы программы исходят из того, что характер детской деятельности и особенности взаимоотношений детей с окружающими обусловливают естественное возникновение и вызревание перспективных психологических новообразований в познавательной мотивационно-эмоциональной сферах. Накопление ребенком ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей, самопознание способствуют раскрытию богатейшего возрастного потенциала дошкольников.

Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:

Содержательность и связность речи (диалога и монолога);

Развитие речевого творчества, выразительности речи;

Развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;

Подготовка к обучению чтению.

Основные направления программы по развитию связной речи: обсуждать проблемы взаимоотношений, нравственные стороны поступков людей, давать аргументированные оценки. Участвовать в коллективных разговорах, использовать принятые нормы вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопрос, строить свое высказывание кратко или распространенно, ориентируясь на задачу общения). Разрешать споры и конфликты в соответствии с правилами общения (аргументированно исправлять ошибочные суждения сверстников, не ущемляя их достоинства). Знать способы установления речевых контактов со взрослыми и детьми (обращаться по имени, имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным, дружелюбным тоном).

Главной задачей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста является совершенствование монологической речи.

пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;

понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе, замечать в рассказах сверстников;

пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя;

в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов; с помощью взрослого находить существенныепризнакипредметов, устанавливать иерархию признаков, определять и воспроизводить логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности, в том числе и языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения);

сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования: экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени и места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (окончание);

различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;

в составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета (зачин и окончание сказки, присказка, троекратные повторы, победа добра над злом, волшебные предметы, герои, превращения);

проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов (в старшей группе – придумывание продолжения и конца к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели; в подготовительной группе – рассказы, сказки на тему, предложенную воспитателем, моделирование рассказа, придумывание диафильмов, рассказы по «кляксографии», по пословицам);

в творческих рассказах проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;

уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно, конструктивно исправлять их.

Программа «Истоки» разработана авторским коллективом – научных сотрудников центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца: Л. А. Парамоновой, А.Н. Давидчук, С.Л. Новоселовой, К.В. Тарасовой, Л.Ф. Обуховой, Т.И. Алиевой [15]. 3адачи развития ребенка в деятельности представлены по четырем основным линиям: социального, познавательного, эстетического и физического развития.

В программе ребенок является центральной фигурой воспитательного процесса, а целью программы является разностороннее развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества, обеспечение для всех детей равного старта развития, сохранение и укрепление их здоровья.

В содержании направления «Познавательно-речевое развитие» главными задачами являются расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности.

В содержании направления «Познавательно-речевое развитие» главными задачами являются расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, в детском возрасте познавательных интересов, способность видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем. В рамках образовательной области «Познание» раскрывается содержание работы по формированию у детей целостной картины мира (природного, рукотворного, социального), элементарных математических представлений, расширению кругозора, развитию познавательно- исследовательской деятельности, конструирования. Особое внимание на протяжении всего дошкольного возраста уделяется сенсорному воспитанию детей, связанному с решением двух основных задач: усвоения сенсорных эталонов (формы, цвета, величины) и овладения способами обследования предметов в содержательной деятельности. Первая задача решается в раннем детстве в процессе предметной деятельности, вторая–в дошкольном возрасте, в продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании).

Речевое воспитание представлено в образовательной области «Коммуникация», поскольку основная функция речи–общение. Задачи речевого развития имеют специфику, связанную с освоением языка, его словаря, грамматического строя, произносительной стороны речи, форм диалога и монолога. Специально обозначены задачи развития диалогического общения детей со взрослыми и сверстниками, составляющие также основную часть показателей развития речи. Особо выделены задачи элементарного осознания языковой действительности, которые важны для освоения как устной, гак и предпосылок письменной речи.

Программа воспитания, обучения и развития в детском саду.

Авторский коллектив: М.А. Васильева., Т.С. Комарова доктор пед. наук, В.В. Гербова кандидат пед. наук и другие[27].

Авторский коллектив базовое дошкольное воспитание и образование рассматривает как приобщение детей к основным компонентам человеческой культуры (знания, искусство, мораль, труд). За основу содержания дошкольного образования целесообразно принять отобранный и адаптированный учеными (педагогами, психологами) – с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей – общественно – исторический опыт человечества, включающий, по мнению отечественных ученых И.Я.Лернера, М.Н. Краевского, четыре компонента: знания, навыки и умения, опыт творческой деятельности (базирующийся на знаниях, навыках и умениях, но не идентичный им) и опыт эмоционального отношения к миру.

Формирование знаний, навыков и умений предусмотрено в объеме, который позволит обеспечить ребенку всестороннее развитие. Программа, прежде всего нацелена на создание условий для усвоения творческого способа получения любых знаний, развития индивидуальности, укрепления физического и психического здоровья, эмоционального благополучия детей (с учетом их возрастных возможностей при оптимальном сочетании индивидуальной и совместной деятельности детей).

Основные задачи программы по развитию связной речи:

Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринужденную беседу.

Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.

Читайте также:  Где сдать анализы для детей

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), придумывать концовки к незнакомым сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Программа развития речи детей дошкольного возраста.

Цель программы: развитие речи, культуры общения, овладение навыками практического общения в разных жизненных ситуациях, подготовка к обучению, чтению и письму детей дошкольного возраста.

Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровойи художественной деятельности , в повседневной жизни.

Однако только обучение родному языку на специальных занятиях по развитию речи может дать устойчивый эффект.

В основу программы положены результаты исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой [28].

Система занятий по развитию речи создана на базе комплексного подхода. Для методического обеспечения разработана особаяразвивающая технология, направленная на решение в пределах одного занятия разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития : фонетическую, лексическую, грамматическую. В итоге происходит развитие связной монологической речи в целом.

Ведущий принцип – взаимосвязь разных речевых задач, которые на каждом возрастном этапе выступают в специфических сочетаниях. Можно выделить две формы преемственности: линейная и концентрическая. Решение каждой речевой задачи(воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи)осуществляется, прежде всего, линейно. От группы к группе идет постепенное усложнение материала внутри каждой задачи, варьируется сочетаемость упражнений, их смена и связь. Однако на каждом этапе обучения, сохраняется программное ядро. В развитии связной речи – связывание предложений в высказывания, в словарной работе- работа над смысловой стороной слова, в грамматике – формирование языковых обобщений.

Задачи развития связной речи состоят в следующем:

Формирование элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец);

Обучение соединению предложений разными способами связи;

Развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ;

Обучение построению высказываний разных типов – описаний, повествований, рассуждений; подведение к осознанию содержательных и структурных особенностей описательного, в том числе и художественного текста; составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с соблюдением логики изложения и использованием средств художественной выразительности; обучение составлению рассуждений с подбором для доказательствавеских аргументов и точных определений;

Использование для высказываний разных типов соответствующих моделей (схем), отражающих последовательность изложения текста.

Таким образом, изучив основные программы по дошкольному образованию по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, на мой взгляд, в программе «Детство» наиболее ярко выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития связной речи детей дошкольного возраста. Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи. Программу отличает то, что в конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Особенно важно, что в ней четко выделены и содержательно определены речевые умения в разных видах речевой деятельности.

источник

Основные направления и требования к уровню речевого развития у детей. Использование современных программ «Радуга», «Детство», «Истоки» для разностороннего развития ребенка, формирования у него творческих способностей, соответствующих возрастной группе.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Современные программы развития речи

Методика развития речи детей дошкольного возраста сложилась в самостоятельную педагогическую дисциплину, отпочковавшись от дошкольной педагогики сравнительно недавно, в тридцатые годы этого столетия, под влиянием общественной потребности: обеспечить теоретически обоснованное решение задач речевого развития детей в условиях общественного дошкольного воспитания.

Методика развития речи складывалась сначала как эмпирическая дисциплина, основывающаяся на практической работе с детьми. В обобщении и осмыслении опыта работы с детьми большую роль сыграли исследования в области психологии речи. Анализируя путь развития методики, можно отметить тесную взаимосвязь методической теории и практики. Потребности практики явились движущей силой развития методики как науки.

С другой стороны, методическая теория помогает педагогической практике. Воспитатель, не знающий методической теории, не гарантирован от ошибочных решений и действий, не может быть уверен в правильности выбора содержания, методических приемов работы с детьми. Без знания объективных закономерностей развития речи, пользуясь лишь готовыми рецептами, педагог не сможет обеспечить должный уровень развития каждого воспитанника.

Научные исследования внедряются в практику, обогащая ее новым содержанием, разработанными на научной основе методами и приемами речевого развития детей. Практика в то же время помогает теории проверить правильность сделанных выводов.

История развития современных программ

речевой ребенок творческий способность

Проблема взаимосвязи речи и мышления всегда находилась в центре внимания философов и психологов (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Н.И. Жинкин, Ф.А. Сохин и др.). Такие крупнейшие психологи ХХ века, как Л.С. Выготский и Ж. Пиаже, посвятили свои самые важные исследования именно проблеме взаимосвязи детской речи и мышления. Их дискуссия о речи и мышлении ребенка остается в психологии до сих пор актуальной.

Бельгийский ученый, Ж. Пиаже, считал, что речь и мышление ребенка идентичны и развиваются параллельно друг другу. А Л.С. Выготский доказывал, что речь и мышление не могут быть идентичными, поскольку имеют разные генетические корни и по-разному развиваются, а их слияние происходит только на четвертом году жизни. Эти полярные взгляды до сих пор находят своих приверженцев и критиков.

Благодаря широкому диапазону выполняемых функций, язык и речь выступают предметом изучения разных наук. Язык и процесс развития речи детей изучаются на философском (методологическом) уровне, анатомо-физиологическом, нейрофизиологическом, психологическом, лингвистическом, социальном и, конечно, на педагогическом уровнях.

К настоящему времени наработана достаточная теоретическая база для понимания места и роли языка и речи в жизни человека, для понимания особенностей развития речи в онтогенезе. На основе исследований работ целой плеяды отечественных психологов, педагогов, психолингвистов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и многие др.) сформулированы закономерности развития речи детей и обучения их родному языку.

Одно из важнейших положений касается того, что ни одна из ведущих психических функций не развивается без связи с языком. А с другой стороны, без опоры на высшие психические функции не развивается и речь. Все они питают друг друга, поддерживают и обогащают. А язык и речь, как уже было сказано, находится в центре всех этих линий психического развития. Наибольшая связь речи обнаруживается с мышлением.

Важнейшим для методики развития речи является утверждение Л.С. Выготского о том, что сущность развития ребенка — это процесс его постепенного вхождения в культуру, прежде всего, через овладение «орудиями ума», т.е. словами-понятиями, формирующими человеческое сознание. Ученик Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, развивая эту мысль, писал, что ребенок учится смотреть на мир сквозь «очки» человеческой культуры, через понятия, слова. Речь, таким образом, дифференцирует, аккумулирует, сохраняет в сознании ребенка все впечатления, полученные чувственным путем.

Для педагогов и психологов речь является своеобразным «рентгеновским аппаратом», высвечивающим своеобразие становления не только детского мышления, сознания и самосознания. Единство интеллектуальной деятельности (мышления) и речи подчеркивалось в работах и других психологов и лингвистов. Взаимосвязь процессов развития речи и мышления — важнейшее методологическое положение теории речевого образования. Язык — это орудие мышления и познания, средство выражения мысли. Речь — способ формулирования мысли посредством языка. И хотя мышление и речь не являются тождественными понятиями, оба они образуют сложное диалектическое единство, лежащее в основе интеллектуального развития ребенка.

Я, психики, но и адаптированности к социуму. Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только психическое развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций, личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи. Особенно ярко эта особенность речи проявляется в речевом общении, в диалогической речи.

До недавнего времени в традиционной методике сохранялось положение о том, что в дошкольном детстве родной язык осваивается только путем подражания. Но уже в работах К.Д. Ушинского отмечалось, что речевые навыки усваиваются детьми благодаря наблюдению за языком и собственной практике в языке. И в современных концепциях речевого развития детей подчеркивается, что усвоение родного языка ребенком предполагает не только заимствование готовых форм, но и их творческую переработку, поиск связей, обобщение отношений между наблюдаемыми элементами языка и создание собственных речевых конструкций.

Речевое развитие включает процесс формирования у детей языковых обобщений и элементарного осознания ими языковых явлений. Можно сказать, что развитие речи — это процесс глубокого освоения языковых функций, значений языковых знаков, правил и способов их сочетания и употребления. Ориентировка детей в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для экспериментирования над языком, для речевого саморазвития.

Для теории и практики дошкольного образования одной из важнейших задач является разработка эффективных технологий речевого развития детей, адекватных их возрасту и отвечающих основным требованиям, имеющих непосредственное отношение к данной проблеме. Многочисленные исследования посвящены изучению вопросов, связанных с развитием разных сторон речи детей. Упорядочить обзор этих исследований помогут направления в изучении психолого-педагогических проблем речевого развития, выделенные сотрудниками лаборатории развития речи. И хотя выделенные направления классифицировали, в первую очередь, исследования сотрудников, аспирантов и соискателей данной лаборатории, их в полной мере можно использовать для систематизации всех исследований, посвященных проблемам речевого развития дошкольников.

Первое направление, структурное, рассматривает и изучает вопросы фонетического, лексического и грамматического аспектов речи детей. В рамках данного направления могут быть включены исследования, посвященные поиску теоретического обоснования различных систем и технологий, а именно:

— технологий словарной работы с детьми дошкольного возраста (Г.Н. Бавыкина, В.В. Гербова, Н.П. Иванова, А.П. Иваненко, М.М. Конина, А.И. Лаврентьева, В.И. Логинова, Ю.С. Ляховская, Г.М. Лямина, Л.А. Пеньевская, А.А. Смага, Е.М. Струнина, В.И. Яшина и др.);

— технологий развития грамматических умений детей: синтаксических, морфологических, словообразовательных (Ф.А. Сохин, А.Г. Арушанова, Н.А. Костандян, Г.И. Николчайчук, Л.А. Колунова, Э.А. Федеравичене, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович, В.И. Ядэшко и др.);

— технологий воспитания звуковой культуры речи детей (М.М. Алексеева, А.И. Максаков, Н.С. Карпинская, Е.И. Радина М.Е. Хватцев, Н.Х. Швачкин, М.Ф. Фомичева и др.).

Второе направление, функциональное, посвящено исследованию вопросов, связанных с формированием навыков использования языка в его коммуникативной функции: развитие связной речи. В данную группу исследований относятся работы, изучающие:

— вопросы обучения детей монологической речи (А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Ворошнина, Н.В. Гавриш, Т.И. Гризик, А.А. Зрожевская, Э.П. Короткова, А.В. Колосовская, Н.И. Кузина, Н.А. Орланова, Н.Г. Смольникова, Н.В. Смирнова, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина и многие др.);

— вопросы, связанные с развитием диалогической речи детей (А.Г. Арушанова, Л.Ф. Артеменкова, Н.В. Дурова, Р.А. Иванова, Е.С. Рычагова, А.А. Соколова, Н.К. Усольцева, И.С. Назметдинова, А.К. Чулкова).

Третье направление, когнитивное, включает исследования, связанные с развитием у детей способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи. Костяк исследований данного направления составили работы, проведенные в лаборатории развития речи под руководством Ф.А. Сохина в 70-80 годы ХХ века и под руководством О.С. Ушаковой в последующие десятилетия. Эти исследования доказали, что элементарное осознание языковых явлений являются основой для речевого развития детей, а в основе обучения родному языку лежит формирование у детей способности ориентироваться в языковой действительности. Это позволяет переводить речевые навыки из непроизвольного плана в план произвольный, что обеспечивает творческий характер речи и тенденцию к ее саморазвитию.

В связи с вышесказанным представляется необходимым уточнить термины «развитие речи» и «обучение родному языку». Ф.А. Сохин замечал, что формулировка «обучение родному языку» часто вызывает протест как школьных, так и дошкольных педагогов, которые под этим обучением понимают только обучение теории языка. Но в данном случае, по мнению ученого, следует говорить не об учебном предмете, а о предмете усвоения. В таком случае можно и нужно говорить как о развитии речи дошкольников, так и об обучении их языку, поскольку развитие речи включает формирование у детей элементарного осознания некоторых явлений языка и речи. Развитие речи — это формирование речевых навыков и умений, а обучение языку — это развитие элементарного осознания языковых и речевых явлений.

Психолого-педагогический анализ вопросов развития речи дошкольников выявил, что стержневой задачей в этом возрасте является развитие у детей связной речи, т.е. речи, передающей мысль или желание говорящего. Именно связная речь обслуживает основную, генетически исходную функцию речи — коммуникативную. В исследованиях функционального направления выявляются особенности связной речи дошкольников, условия ее формирования, содержание и методы.

Результат развития речи зависит от многих причин, но, прежде всего, от социальной среды, обеспечивающей ребенку речевой общение. С точки зрения Л.П. Федоренко, для нормального развития связной речи детей, а, следовательно, для развития их интеллекта и эмоционально-волевой сферы необходимо, чтобы окружающая их речевая среда обладала достаточно развивающими возможностями, развивающим потенциалом. Развивающий потенциал определяется богатством речи окружающих, активностью ребенка в процессе обучения языку, его способности к обучению.

В характеристиках последовательности усвоения речевых умений дошкольников, даваемых лингвистами и психологами, указывается, что первоначально усваивается диалогическая речь, как наиболее ситуативная и примитивная. Путь усложнения речевых умений детей рассматривается по линии перехода ситуативной речи к речи контекстной, более развернутой и полной, или переход диалогической речи к различным формам монологической речи. Монологическая речь, как речь более контекстная, более произвольная, более организованная, по мнению лингвистов и педагогов, нуждается в специальном обучении. Ее усвоение — это показатель речевого развития дошкольников. Взгляд на диалогическую речь, как на примитивную форму связной речи, а на монологическую — как на желаемый результат речевой работы с детьми, стал определяющим в направленности исследований вопросов развития связной речи.

Читайте также:  Где хорошо берут анализы у детей

В теории и практике отечественной методики речевого развития приоритетным направлением стало изучение проблем развития у детей монологической речи (А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Ворошнина, Н.В. Гавриш, Т.И. Гризик, А.А. Зрожевская, Э.П. Короткова, А.В. Колосовская, Н.И. Кузина, Н.А. Орланова, Н.Г. Смольникова, Н.В. Смирнова, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина и многие др.). На фоне многочисленных исследований, посвященных обучению детей монологической речи, проблема развития у них диалогической речи до последнего времени выглядела почти не изученной, хотя во всех теоретических и методических источниках декларировалось положение о том, что диалогическая форма речи в дошкольном возрасте является ведущей. И только на рубеже XX и XXI веков появились первые исследования вопросов изучения диалогического общения дошкольников (Н.К. Усольцева, 1996; А.Г. Арушанова, 2001; Л.Ф. Артеменкова, 2002) и развития диалогической речи (И.С. Назметдинова, 1997, А.В. Чулкова, 2002, А.А. Соколова. 2006).

Нужно отметить, что частично вопросы развития диалогических умений детей рассматривались в исследованиях, посвященных формированию коммуникативных умений или коммуникативной компетентности детей (С.В. Проняева, 1999; Е.М. Алифанова, 2001; С.Е. Привалова, 2002; Л.Л. Дубинина, 2005). Тем не менее, проблемы развития диалогической речи дошкольников не получили такого же разностороннего экспериментального изучения, как проблемы развития монологической речи.

Между тем ретроспективный анализ свидетельствует о том, что на протяжении столетий усвоение речи детьми дошкольного возраста рассматривалось с ее исходной формы — с диалогической. А развитию диалогической речи прямо или косвенно уделяли внимание многие педагоги, изучающие самые разные стороны воспитания дошкольников. Ян Амос Коменский указывал, что до 3 лет надо учить детей правильно произносить слова, а после трех — учить ставить вопросы, отвечать на них, объяснять причины изучаемых явлений, формулировать умозаключения.

Диалог взрослого с ребенком подразумевался и в системе воспитания Жан-Жака Руссо, воспитании, он подчеркивал, что не надо торопить ребенка отвечать на вопрос, если он не знает ответа. Лучше всего задать вопрос иначе, чтобы путем аналогий подвести ребенка к ответу. Важно помнить при этом о мотивах, побуждающих ребенка говорить.

В работах И.Г. Песталоцци разговор матери с детьми рассматривается как важное средство развития речи ребенка. К способам развития речи детей он относил и рекомендуемые им речевые упражнения, которые выполнялись на основе чередования реплик материи ребенка, а задания матери носили характер вопросов, на которые отвечал ребенок.

Предусматривалось проведение ежедневных бесед директрисы с детьми и в системе М. Монтессори. Назначение бесед М. Монтессори видела в том, чтобы дети осознавали свои достижения и учились вести разговор на близкие им темы.

Представители отечественной педагогики также не могли обойти вниманием беседы и разговоры педагогов с детьми. Так, В.Ф. Одоевский разработал для детского и предшкольного возраста несколько сотен вопросов и ответов к ним на разные познавательные и моральные темы. В произведениях К.Д. Ушинского, посвященных вопросам обучения языку, беседа об окружающем мире — способ развития дара слова.

Широкую известность получили книги для детей и «Азбука» Л.Н. Толстого. Его занятия в яснополянской школе строились в форме свободных бесед учителя с учениками. По их поводу Л.Н. Толстой отмечал: «как начнем иной раз говорить о чем-нибудь интересном, так увлечемся, что проговорим до вечера». Опыт проведения таких бесед, несомненно, является ценным, но состоятельность таких бесед во многом обязана гениальности и педагогическому мастерству Толстого. Отсутствие теоретического обобщения этого опыта, выделения эффективных приемов ведения бесед с детьми не дает возможности использовать его в широкой педагогической практике.

Наиболее конкретные предложения по развитию диалогической речи дошкольников сложились в педагогическом наследии создательницы отечественной методики развития речи Е.И. Тихеевой. Огромную роль она придавала семье, где ребенок приобщается к культуре речевого общения. «Речь развивается и проявляется в общении людей», — отмечала Е.И. Тихеева и рекомендовала постоянно вовлекать детей в общение с детьми и взрослыми. Особенно важной, считала она, возможность ребенка общаться с детьми, играть, обмениваться с ними мыслями и чувствами.

Работая с детьми, Е.И. Тихеева отмечала, что для них присуща потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями. Учитывая это, она выделила разговоры и беседы воспитателя с детьми, как основные способы развития разговорной речи детей. Она раскрыла их значение, дала обстоятельные советы по их организации, тематике, сформулировала требования к ним, актуальные до сегодняшнего дня. Не останавливаясь на всех рекомендациях к руководству беседой, следует отметить лишь пункт, касающийся так называемых полных ответов, поскольку стремление добиваться от детей полных ответов в современной практике широко распространено среди педагогов дошкольных учреждений. В работах Е.И. Тихеевой подчеркивалось, что беседа «должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ, раз он логически и грамматически верен, может быть убедительнее распространенного».

В ходе бесед с детьми, считала Е.И. Тихеева, ребенка трудно приучить придерживаться темы: детская мысль бежит от одного ассоциативного звена к другому, как шар по наклонной плоскости. Но мастерство педагога и будет заключаться в том, чтобы учить детей соблюдать порядок в изложении мыслей, не уклоняясь от основной темы.

Идеи Е.И. Тихеевой конкретизировались и развивались в отечественной методике развития речи. Разговоры воспитателя с детьми в качестве преобладающей формы в жизни и работе детского сада, в которой как в зеркале, ярко отображается педагогическая работа в целом, рассматривала Е.А. Флерина. Разговор с ребенком, по мнению Е.А. Флериной дает возможность индивидуального воздействия на ребенка, на развитие его речи. Разработанная ей методика проведения бесед широко используется в практике работы современных дошкольных учреждений.

Наследие Е.А. Флериной по вопросам развития разговорной (диалогической) речи ценно тем, что она лингвистически точно определяет содержание работы. К четырем годам, считает она, ребенка нужно учить формулировать: вопросы и простые ответы; несложные поручения; сообщать о виденном, о том, что он делал дома, что видел на улице. В круг задач она включала также овладение детьми средствами речевого этикета, и формирование стремления отучиться от употребления грубых слов и выражений, от крикливого тона и т.п. К старшему дошкольному возрасту усложнение задач соответствовало возможностям детей: если малыши учились задавать простые вопросы, то старших детей — цепь вопросов, а их ответы должны быть более ясными и понятными, сообщения — более полными и оформленными. К сожалению, впоследствии это содержание, соответствующее лингвистической характеристике диалога, не было включено в программы воспитания детей в детском саду.

Дальнейшую разработку вопросов развития разговорной речи находим в работах Е.И. Радиной. Ее взгляды на роль бесед воспитателя с детьми во многом созвучны идеям Е.А. Флериной. Воспитатель в беседе, подчеркивала Е.И. Радина, наталкивает детей на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения, учит их выражать свои мысли, слушать собеседника. Проанализировав вопросы воспитателей в беседах, Е.И. Радина приходит к заключению об их однообразии и дает рекомендации по использованию разных видов вопросов. Она выделяет вопросы, требующие простого называния или описания знакомых предметов и явлений, и вопросы, вызывающе умозаключения и обобщения, активизирующие мысль ребенка. Она подчеркивает необходимость как прямых, так и наводящих вопросов. При этом требует четкости и правильности их формулировок. Только при соблюдении этих требований, по ее мнению, беседа развивает у детей навыки разговорной речи.

Система занятий по развитию речи, разработанная О.И. Соловьевой, сыграла для своего времени огромную роль в становлении методики развития речи, в том числе и для методики развития диалогической (разговорной) речи. В рекомендациях О.И. Соловьевой впервые среди методов развития разговорной речи наряду с разговорами и беседами воспитателя с детьми рассматриваются игры с дидактически оборудованной куклой.

Методика развития речи детей дошкольного возраста сложилась в самостоятельную педагогическую дисциплину, отпочковавшись от дошкольной педагогики сравнительно недавно, в тридцатые годы этого столетия, под влиянием общественной потребности: обеспечить теоретически обоснованное решение задач речевого развития детей в условиях общественного дошкольного воспитания.

Концептуальные положения разных программ.

Методика развития речи складывалась сначала как эмпирическая дисциплина, основывающаяся на практической работе с детьми. В обобщении и осмыслении опыта работы с детьми большую роль сыграли исследования в области психологии речи. Анализируя путь развития методики, можно отметить тесную взаимосвязь методической теории и практики. Потребности практики явились движущей силой развития методики как науки.

С другой стороны, методическая теория помогает педагогической практике. Воспитатель, не знающий методической теории, не гарантирован от ошибочных решений и действий, не может быть уверен в правильности выбора содержания, методических приемов работы с детьми. Без знания объективных закономерностей развития речи, пользуясь лишь готовыми рецептами, педагог не сможет обеспечить должный уровень развития каждого воспитанника.

Научные исследования внедряются в практику, обогащая ее новым содержанием, разработанными на научной основе методами и приемами речевого развития детей. Практика в то же время помогает теории проверить правильность сделанных выводов. Таким образом, взаимосвязь методической теории и практики является обязательным условием развития методики.

Методика развития речи как учебная дисциплина стоит в кругу тех дисциплин, которые составляют основу профессионально-образовательной программы подготовки специалиста дошкольного профиля. Это объясняется социальной значимостью речи, ее ролью в системе высших психических функций, в становлении и развитии личности.

В программе «Детство» есть три взаимосвязанных линии развития ребенка: «чувствовать — познавать — творить».

Содержание программы базируется на системности знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы и структурировано по трем ступеням дошкольного детства: младший (3—4 года), средний (4—5 лет) и старший дошкольный возраст (5—7 лет). Итог освоения программы — способность ребенка свободно оперировать приобретенными знаниями, самостоятельно решать познавательные задачи, использовать способы и приемы познавательной деятельности, готовность к логическому познанию. К программе издано более 80 методических пособий. В перспективах у авторов программы: обновление целевых ориентиров программы и содержания (с учетом особенностей развития и субкультуры современного дошкольника и в логике компетентностного подхода); разработка региональных вариантов программы «Детство».

Программа Детство создавалась авторами как, программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Девиз программы Детство: Чувствовать Познавать Творить. Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка в референтных для него группах общения со взрослыми и сверстниками, а также гармонию с предметным миром. Программа ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.

Поскольку программа Детство родилась в Петербурге, авторы попытались отразить в ее содержании атмосферу жизни этого прекрасного города показать его красоту, стиль взаимоотношений жителей и пробудить у юных петербуржцев чувство любви к родному городу, уважение к его традициям.

Линия познания в программе основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром. Задача программы способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия творчества. Задача программы пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры. Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.

«Радуга» — единственная российская комплексная государственная программа для дошкольных образовательных учреждений, прошедшая полную экспериментальную проверку в 10 регионах России в течение 6 лет и независимую экспертизу комиссии Министерства образования РФ. По итогам экспертизы «Радуга» была рекомендована к массовому внедрению. В «Радуге» впервые поставлены задачи не только своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка, но и его эмоционального благополучия.

«Радуга» — комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работают детские сады России. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.

Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей.

Для занятий по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.

обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;

Читайте также:  Гематологический анализ расшифровка у детей

обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);

всестороннее и своевременное психическое развитие;

формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;

приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

Содержание программы соответствует, как в настоящей радуге семи различным видам детской деятельности:

красный цвет- физическая культура: на занятиях формируются привычки к охране своего здоровья, к чистоплотности, аккуратности, порядку, культурно — гигиенические навыки и элементы самоконтроля во время движений, вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, и предупреждения их;

оранжевый цвет — игра: игра считается ведущей деятельностью работы, она позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла. защищенности, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре;

желтый цвет — изобразительная деятельность и ручной труд:- обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой;

зеленый цвет — конструирование: дает возможность развить воображение, фантазию и умственно воспитать малыша; дети учатся строить из строительных материалов, развивают конструктивные предпосылки, приобщаются к процессу творчества в конструировании;

голубой цвет — занятия музыкальным и пластическим искусством: позволяют развивать эстетические переживания, формируют интерес к музыке, развивать музыкально — сенсорные способности ребенка, способность двигаться в такт, пространственную координацию;

синий цвет — занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим: обучение родному и иностранному языкам происходят через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой;

фиолетовый цвет — математика: обучение математике происходит в атмосфере доброжелательности, поддержки ребенка, даже если он совершил ошибку, поощряется стремление высказать свое мнение; дети не только познают математику, но осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результаты.

Комплексной программе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста «Радуга», созданной авторским коллективом лаборатории Института общего образования под руководством профессора Т.Н. Дороновой, исполнилось более 10 лет.

Авторы сумели создать педагогическую систему, которая позволяет воспитателю чувствовать себя свободным и творческим человеком и настраивает на внимательное отношение к каждому растущему малышу. В «Радуге» впервые прозвучала задача создания в детском саду атмосферы психологического комфорта для детей, условий для радостного и содержательного проживания ими периода дошкольного детства, впервые была предложена система личностно ориентированного воспитания и развития детей.

Программа, ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей. В первую очередь это касается физического развития, здоровья дошкольников, а также их приобщения к национальной культуре.

Работа педагога складывается из трех равно необходимых компонентов:

реализация поставленных в программе общих задач психического развития,

реализация регионального компонента воспитания и образования.

цели конкретного образовательного учреждения и интересы каждого ребенка группы и его родителей.

Задача подготовки детей к обучению в школе решается в программе комплексно.

развитие коммуникативных навыков,

развитие навыков самообслуживания,

знакомство с основами безопасности жизнедеятельности,

развитие речи детей, способности произвольно контролировать процессы внимания и запоминания, умения управлять своим поведением в соответствии с принятыми правилами, а также специальную подготовку, реализуемую на занятиях по формированию элементарных математических представлений и развитию начал логического мышления детей, начальному знакомству с буквами, развитию речи и познавательному развитию.

Процесс работы не сведен к занятиям и осуществляется в разных формах в зависимости от возраста детей. Методики проведения занятий по разным видам деятельности построены таким образом, что программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемым педагогом в зависимости и в соответствии с желаниями и интересами конкретных детей. В программу работы в дошкольном учреждении введено представление о том, что у детей есть их неотъемлемые права. Задача педагога — обеспечивать соблюдение прав каждого ребенка всеми другими детьми и взрослыми.

Все вышесказанное позволило программе «Радуга» получить широкое распространение в дошкольных учреждениях, ее по достоинству оценили как родители, так и воспитатели.

Происходящие в последние годы социально — экономические изменения повлияли на развитие и совершенствование системы образования. В дошкольном образовании четко прослеживается тенденция внедрения вариативных программ в практическую деятельность дошкольных учреждений. И хотя большинство наиболее известных и распространенных программ являются комплексными, тем не менее, мы можем отметить, что задачи и условия речевого развития в них представлены не равноценно.

Рассмотрим, в какой мере в современных программах для дошкольных образовательных учреждений отражены основные требования и критерии к уровню речевого развития детей старшего дошкольного возраста. С этой целью было проанализировано содержание наиболее распространенных программ, и особенно задачи речевого развития детей в подготовительной к школе группе, основные требования речи детей к окончанию обучения в детском саду.

Базисная программа развития ребенка — дошкольника «Истоки». Цель данной программы — разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных качеств, в том числе творческих способностей, до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.

Программа ориентирована на достижение стандарта образования. В основу положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующейся своей структурой и динамикой.

Новый подход к обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте основывается на единстве чтения, письма и счета как «общекультурных навыков»; использовании всех доступных детям видов деятельности, для формирования их предпосылок; организации новой общности детей -группы ровесников. Раздел Социальное развитие включает в себя подраздел «Речь и речевое общение», где выделена характеристика возрастных возможностей, задачи развития, содержание и условия педагогической работы, где определены показатели развития: к 7 годам ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка, овладеть разговорной речью, проявлять интерес к рассказам, в высказываниях употреблять разные части речи, проявлять критическое отношение к речи. В разделе «Познавательное развитие» выделяют подраздел «Грамота», который состоит из характеристики возрастных возможностей, задач развития. Определено, что к 7 годам ребенок должен читать плавно и четко, по слогам и целыми словами, писать слова в тетрадке, знать правила «жи-ши», «ча-ща», «чу-шу», знать все буквы алфавита.

В вариативной программе развития и воспитания в детском саду «Детство» выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей и ознакомлению с художественной литературой: «Развиваем речь детей», «Ребенок и книга». Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи. Программу отличает то, что в конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Особенно это важно в старшем дошкольном возрасте, когда необходимо определить уровень сформированности знаний и навыков перед школой. Особенно важно, что в программе четко выделены (в виде отдельных главок) и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.

В конце старшего дошкольного возраста выделен раздел «Скоро в школу», где доступно изложены основные показатели развития ребенка перед поступлением в школу. Основные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:

содержательность и связность речи (диалога и монолога);

развитие речевого творчества, выразительности речи;

развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;

подготовка к чтению, чтение.

Высоким уровнем речевого развития по окончании детского сада считается слитное чтение коротких текстов, овладение всеми средствами звукового анализа слов, определение основных качественных характеристик звуков в слове.

Программа «Одаренный ребенок» представляет собой вариант программы «Развитие» предназначена для образовательной работы с детьми шестого и седьмого годов жизни, обладающими высоким уровнем умственного развития. В ней существенно углублено содержание ознакомления с художественной литературой в разделе «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой».

В подготовительной к школе группе работа ведется по трем направлениям: 1) ознакомление детей с художественной литературой, знакомство с разными сторонами действительности. Предлагаемая литература расположена по усложнению содержания. Одна из основных линий работы — развитие эмоциональной отзывчивости на произведения детской литературы; 2) освоение средств литературно — речевой деятельности: ознакомление детей со средствами речевой выразительности; овладение лексической и грамматической культурой, развитие связной и выразительной речи.

Особое внимание уделяется рассказыванию по представлению без опоры на предмет. 3) развитие умственных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой — задания на развитие мышления и воображения детей.

«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду». Подготовлена на основе многолетних исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. В ней раскрываются теоретические основы и направления работы по развитию речевых умений и навыков детей. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях, взаимосвязи разных речевых задач при ведущей роли развития связной речи. Особый акцент делается на формирование у детей представлений о структуре связного высказывания, о способах связи между отдельными фразами и его частями. Содержание задач представлено по возрастным группам. Этому материалу предшествует характеристика речевого развития детей.

В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования потребовалась и существенная доработка содержания прежней «Программы воспитания и обучения в детском саду». Не секрет, что число дошкольных образовательных учреждений, продолжающих работать по этой программе, достаточно велико. Дошкольные работники, вынужденные считаться с реалиями нового времени, самостоятельно вносят в устоявшийся документ задачи и содержание из других программ, созданных на иных концептуальных основах.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

* забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

* создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

* максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

* креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;

* вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

* уважительное отношение к результатам детского творчества;

* обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

* координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;

* соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.

Структура и содержание программ.

Показывает разницу в подходах обучения дошкольников к родном языку.

В программе «Развитие» овладение разными сторонами речи происходит в контексте ознакомления с художественными произведениями; в вариативной программе «Радуга» основным, на что авторы обращают внимание — развитие речи детей на занятиях и в повседневной жизни на протяжении всего дошкольного детства, благодаря которому и обеспечивается их подготовка к школе; в вариативной программе «Детство» наиболее интересным и полезным являются определенные и доступно изложенные основные показатели развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, на основании которых и родители, и воспитатели могут корректировать развитие ребенка до поступления в школу. Новый подход к обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте изложен в базисной программе «Истоки». Он основан на единстве чтения, письма и счёта, как общекультурных навыков.

Проблемы одаренных детей: эксплуатация талантов для получения доходов, подавление увлечений ребенка родительским авторитетом. Психологические особенности развития младших школьников. Разработка программы развития творческих способностей детей в семье.

реферат [22,3 K], добавлен 21.11.2010

Этапы формирования речи ребенка, причины ее нарушения. Проведение специальных занятий и реализация коррекционно-диагностической программы с целью преодоления задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста. Профилактика недоразвития речи.

реферат [32,3 K], добавлен 04.11.2012

Роль изобразительной деятельности в психическом развитии ребенка. Анализ и сравнительная характеристика образовательных программ по проблеме развития творческих способностей у детей. Система работы по развитию творческих способностей в изодеятельности.

дипломная работа [66,9 K], добавлен 17.08.2011

Рассмотрение психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей дошкольников. Выявление уровня развития способностей детей. Разработка комплекта творческих заданий по рисованию; формирование предпосылок учебной деятельности.

курсовая работа [3,7 M], добавлен 04.06.2014

Этапы овладения речью и стадии психического развития ребенка. Основы развития речи: зрительное и слуховое восприятие, двигательные функции речевого аппарата. Методики выявления сформированности психофизиологических предпосылок речевого развития у детей.

курсовая работа [67,0 K], добавлен 10.05.2011

Педагогические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования. Реализация дополнительной образовательной программы развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

магистерская работа [253,7 K], добавлен 15.01.2012

Проблема развития творческих способностей детей в младшем школьном возрасте. Психологические факторы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте. Содержание системы творческих заданий. Программа развития творческих способностей.

реферат [33,1 K], добавлен 10.06.2014

Описание процесса формирования словарного запаса и овладения простейшими грамматическими навыками у детей первого года жизни. Влияние социальной и речевой среды на совершенствование речи ребенка. Характеристика дословесных периодов речевого развития.

курсовая работа [19,2 K], добавлен 05.09.2011

Особенности развития речи детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития для определения коррекционной работы по восстановлению речи. Народный фольклор как средство развития речи детей. Рекомендации для педагогов логопедических групп.

дипломная работа [13,1 M], добавлен 10.09.2010

Компоненты и условия развития творческих способностей подростков. Опытно-экспериментальная работа по реализации программы развития творческих способностей подростков в процессе мультипликации. Апробирование и оценка эффективности программы «АРТ+».

курсовая работа [3,2 M], добавлен 04.12.2014

источник