Меню Рубрики

Анализ статей о детях с овз

учителя начальных классов Брюхановой М.В.

ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте,

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

В школе с детьми ОВЗ я работаю второй год. Это: Питенко Кристина, Гашев Денис- дети с задержкой психического развития. Ко мне они пришли в 1-ом классе. Кристина П.- дублировала 1 класс (по ПМПК). Первое время она была замкнута, ей трудно было усваивать учебную программу, отношение к учёбе было отрицательное. Сложность обучения была ещё в том, что у неё очень медленный темп деятельности. В письменной речи делала специфические ошибки: элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. Денис Г. тоже делал подобные ошибки, в работах — много исправлений, помарок. Дети с трудом усваивали правила выделения границ предложения.

Учитывая все трудности обучения, я провела беседу с родителями Гашева Дениса, и мы решили направить его на ПМПК. Дети продолжают обучение во 2 классе, но уже как учащиеся с ОВЗ. Хочется отметить, что дети быстро адаптировалась в этом классе, прекрасно ладят с одноклассниками.

В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:

-предотвращение наступления утомляемости ( чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности );

-активизацию познавательной деятельности ( использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки);

-проведение дополнительных занятий (игз);

-коррекцию всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;

-проявляю педагогический такт (п остоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь ребёнку, развиваю в нём веру в собственные силы и возможности).

Для детей с ЗПР организую дополнительные коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.

«Ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь». (К. Д. Ушинский)

Кристина Питенко старательная девочка и делает пусть незначительные, но уже успехи в обучении. У неё еще недостаточно хорошо развита речь, иногда нет логики в изложении текста, но тема рассказа присутствует, и она использует весь свой словарный запас, чтобы описать тот или иной предмет или сюжет. По контрольным диктантам есть четвёрки.

Денис Гашев имеет неплохие вычислительные навыки по математике: лучше всего у него, получается, решать примеры и текстовые задачи в одно действие.

Н а 2016-2017 уч. год по работе с этими детьми я поставила следующие задачи :

выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся с ЗПР к различным видам деятельности;

создать условия: для индивидуального развития ребенка, для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

формировать у учащихся универсальное умение ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем;

готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов (ожидание успеха в решении затруднений ребенка);

поощрять и одобрять самостоятельность, и уверенность в его сильных сторонах, стимулировать самоанализ своей деятельности ребёнком, рефлексию;

признавать личностное равноправие ребенка в диалоге при решении собственной проблемы;

систематически осуществлять педагогами самоанализ, самоконтроль своей деятельности.

Я считаю, что вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. А сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы. Поэтому работу с детьми буду продолжать.

источник

кожевникова оксана
Анализ образования детей с ОВЗ в России

Одной из приоритетных целей российского образования является достижение доступности и высокого качества, что предполагает приведение в соответствие образовательных услуг изменившимся потребностям людей, их сообществ, государства. Достижение социального равенства в получении образования возможно через расширение возможности получения образования детьми с ограниченными возможностями в условиях общего, интегрированного образования и оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.

Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции, из них около 700 тысяч — дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается. В частности, если в 1995 году в России насчитывалось 453,6 тысяч детей с ОВЗ, то в 2011 году их число приблизилось к 590 тысячам. При этом около 90 тысяч детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам.

В России интенсивно развивается дистанционное образование детей-инвалидов. На его реализацию в 2009 году из федерального бюджета был выделен 1 миллиард рублей, в 2011-2012 годах ежегодный объем финансирования составит 2,5 миллиарда.

В настоящее время на дому в дистанционной форме обучается уже более 3 тысяч детей. Предполагается, что по итогам Национального проекта до 2012 года такую возможность получит большинство детей, обучающихся на дому (по данным из регионов, это около 30 тысяч школьников). Всего же более 44 тысяч ребят проходят надомное обучение.

По данным Министерства образования и науки РФ, с 2008 – 2010 годов модель инклюзивного образования внедряется (в порядке эксперимента) в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов РФ, среди которых: Москва, Архангельск, Самарская область, столица Республики Бурятия, Ухта (Республика Коми, Республика Карелия (Петрозаводск, Сортавала, Томск, Воронеж, Санкт-Петербург, Хабаровск, республики Северного Кавказа 1.

Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.

2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

По заверениям правительства, число школ, в которых будет создана безбарьерная среда для учеников с ограниченными возможностями, вырастет в ближайшие пять лет более чем в восемь раз — с 1,2 тысячи сегодня до 10 тысяч.

В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2011 — 2015 годы (ФЦПРО). ФЦПРО предусматривает мероприятие «по распространению на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей. В рамках мероприятия во всех субъектах Российской Федерации будут распространены современные образовательные и организационно-правовые модели, обеспечивающие успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов».

Также, «во всех федеральных округах предусматривается создание площадок для обучения и повышения квалификации управленческих кадров и специалистов, обеспечивающих распространение моделей успешной социализации детей, а также для подготовки и повышения квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения обучения детей-инвалидов. В рамках указанного мероприятия планируются развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе в регионах с ярко выраженной региональной, этнокультурной составляющей, а также обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» 3.

Под указанные мероприятия расписано: 19741,39 млн. руб., однако эти мероприятия подразумевают не только социализацию детей с ОВЗ, но и поддержку талантливых детей, а также социализацию всех категорий детей.

Проблемы реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья в виде общей формулировки заявлены в проекте Государственной программы развития образования до 2020. Однако не рассмотрены проблемы инклюзивного образования, речь идет только о дистанционном образовании и образовании в специальных (коррекционных учреждениях).

В декабре 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступила к практической работе по изменению российского законодательства в целях приведения его в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов – в рамках подготовки к ратификации Конвенции. Установленные даты принятия необходимых изменений в целом ряде Законов Российской Федерации – с 1 января 2013 года и с 1 июля 2013 года.

К сожалению, в современном российском законодательстве федерального уровня при фиксировании основополагающих принципов права на образование не нашёл своего отражения единый механизм создания специальных условий для обучения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе. Создание и законодательное закрепление такого механизма является одним из важнейших условий для осуществления инклюзии в образовании и реформирования образовательной политики в отношении детей с особыми образовательными потребностями.

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

У нас — Радость На детский сад пришла награда. К Сертификату выслали: Лицензию на применение Знака соответствия и Протокол тестирования. Орган по сертификации:.

источник

Проблемы и особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях начальной школы

Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в современной российской образовательной политике. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Гарантии прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 10.07.1992 № 3266 1 «Об образовании», а также во многих других Федеральных законах.Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ориентировано на интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ) в массовую школу.

В современных условиях процесс внедрения инклюзивного образования является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.

Основа идеи инклюзивного образования в современном его понимании состоит в том, что совместное обучение дает многое как здоровым школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями в развитии совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения.

Внедрение инклюзивного образования обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Положения об инклюзивном образовании закреплены в следующих документах:

– Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года,

– Концепция модернизации российского образования на период до 2010года,

– Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [3].

C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Это не только часто болеющие дети, но и дети с повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. [1]

Читайте также:  Астма симптомы у детей анализ

Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном (массовом, неспециальном) учреждении – это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.

Понятие «ограничение возможности здоровья» (ОВЗ) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности [1].

Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ОВЗ сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе.

Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти.

Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности. Характерным признаком семилетних детей с ОВЗ является недостаточная готовность к школе.

Дети с задержкой психического развития составляют неоднородную группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их развитии. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ОВЗ. Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения.

Для того чтобы процесс социализации детей с ОВЗ был успешным, считаем необходимым отметить то, что, во-первых, это дети, имеющие различные отклонения психического и (или) физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь. Поэтому необходима специальная методическая организация занятий для этих детей. Во-вторых, учитывая нарушения здоровья в каждом конкретном случае (диагноз детей) методическая организация занятий, должна быть соответствующей. Существуют требования к организации занятий с детьми с определенными видами нарушений в развитии [2].

Также считаем необходимым обратить внимание на общие проблемы для детей с ОВЗ:

1.Ограниченные представления об окружающем мире;

2. Многие дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении;

3. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство (во время урока через каждые 10-15 минут делать перерыв, интересоваться самочувствием ребенка);

4. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. При обучении такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение.

Общие психолого-педагогические рекомендации в работе с детьми с ОВЗ:

  1. Принимать ребенка таким, какой он есть;
  2. Как можно чаще общаться с ребенком;
  3. Избегать переутомления;
  4. Использовать упражнения на релаксацию;
  5. Не сравнивать ребенка с окружающими;
  6. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;
  7. Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка, он должен знать за что;
  8. Обращаться к ребенку по имени;
  9. Не предъявлять ребенку повышенных требований;
  10. Стараться делать замечания как можно реже;
  11. Оставаться спокойным в любой ситуации.

В современных условиях процесс внедрения инклюзивного образования является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.

Внедрение инклюзивного образования обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование и тем самым успешную их социализацию.

Немаловажное значение имеет и формирование профессионального педагогического сообщества нового типа, готового к работе в условиях инклюзивного образования. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзии рассматривается через два основных показателя: профессиональная готовность и психологическая готовность.[2]

Структура профессиональной готовности в данном случае выглядит следующим образом:

– владение педагогическими технологиями;

– знание основ психологии и коррекционной педагогики;

– знание индивидуальных отличий детей;

– готовность педагогов моделировать урок и использовать вариативность в процессе обучения;

– знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями в развитии;

– готовность к профессиональному взаимодействию и обучению.

Структура психологической готовности:

– эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии (принятие-отторжение);

– готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке (включение-изоляция);

– удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.

Одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.

Для выполнения этой не самой легкой задачи, специалисты в области коррекционной педагогики считают, что необходимо координировать деятельность не только педагогов и психологов, но и создавать необходимые условия, как нравственные так и материальные, организовывать совместную работу медицинских учреждений с общеобразовательной школой, поддерживать тесную связь с родителями детей с ОВЗ, повышать квалификацию учителей начальных классов с целью овладения специальными знаниями и навыками в рамках инклюзивного образования.

Реализация инклюзивного образования детей с ОВЗ требует не только высокого психолого-педагогического мастерства от каждого учителя и воспитателя, но и овладением специальными коррекционно-развивающими технологиями и способами разработки индивидуальных образовательных маршрутов, совершенствования общей и педагогической культуры каждого члена общества. Естественно, что при этом родители становится активными участниками образовательного процесса.

Таким образом, проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья связана с социально-психологическими и психолого-педагогическими факторами. Социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.

1. Кузнецова, Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии: учеб. пособие /Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2. Малеванов, Е.Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. канд. пед. наук. М., 2009.

3. Ратнер, Ф. Л., Юсупова, А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупова М.: ВЛАДОС,2009.

источник

Анализ уровня сформированности УУД учащихся

с ОВЗ ( 2 класс) 2016-2017 уч. г.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон закрепил основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ.

Таким образом, на сегодняшний день, дети с ОВЗ могут получить психологическую и педагогическую помощь в школьном возрасте, но особая ее ценность в опыте оказания образовательных услуг для детей разных категорий в условиях обычных общеобразовательных учреждений, когда дети не только совместно проводят досуг, но и получают образование, находясь, большее время среди нормально развивающихся сверстников на учебных занятиях или уроке.

Одной из важнейших задач основного общего образования в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с ОВЗ.

Адаптированная программа для детей с ОВЗ — это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы основного общего образования.

Необходимость в создании данной программы вызвана тем, что по результатам последнего ПМПК (от 03.08.2016 г) количество детей с ОВЗ возросло.

( По школе: было 32 обучающихся, стало 36) Большой части детей (36) рекомендовано обучение по АООП ООО для детей ЗПР (вариант 7.2 по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ).

Поэтому мною была разработана адаптированная основная программа для детей с ЗПР, прошедшая экспертизу и имеющая рецензию.

По данной программе работают все педагоги нашего образовательного учреждения.

В связи с тем, что в школе нет психолога, логопеда, приходится самостоятельно искать, корректировать разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты с учётом личностных особенностей ребёнка.

Особенно актуальна работа в данном направлении, т. к. с 2014 года в нашем учреждение осуществляется инклюзивное обучение детей-инвалидов Тунгусовского детского дома-интерната. (почти 20 человек).

Применяю в своей работе с детьми ОВЗ анкету по определению уровня сформированности УУД. Она является модификацией психолого-педагогической карты М.Р. Битяновой.

Использую методические приемы:

Поэтапное разъяснение заданий;

Последовательное выполнение заданий;

Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;

Близость к учащимся во время объяснения задания.

Анкета является модификацией психолого-педагогической карты М. Р. Битяновой, в основе которой лежит непосредственное наблюдение за учащимися в процессе обучения, что является не менее ценным источником информации, нежели стандартные методики.

Данные анкетирования позволяют выявить учащихся «группы риска» по различным параметрам, наметить пути работы с такими учащимися, а также увидеть те УУД, которые необходимо развивать и формировать у учащихся в первую очередь, что подразумевает корректировку программ и выбор приоритетной внеурочной деятельности.

Дата заполнения : 29.05.2017 г нет —

Параметры характеристики школьника (УУД) с ОВЗ

Способен сосредоточено работать над задачей и не отвлекаться в процессе ее решения

Способен поставить перед собой учебную цель и последовательно добиваться ее достижения

Понимает требования учителя и старается их выполнять

Прилагает усилия для преодоления учебных трудностей на уроке, если они возникают

Умеет работать по образцу, инструкции, правилу

Понимает и выполняет указания учителя на уроке без напоминания

Способен выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания

Способен осуществлять мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал

Владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания и ограничения движений. При ответе у доски контролирует движения тела (позу, движения рук и ног)

Демонстрирует способность обобщать имеющиеся знания

Демонстрирует способность осуществлять классификацию

Может связно рассказать о событиях своей жизни, описывать события и объекты

Ориентируется в основных понятиях времени (времена года, месяца, дни недели и т.д.)

Устанавливает причинно-следственные связи (что сначала, что потом)

Умеет решать задачи (создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат с исходным условием)

Способен отделять существенные свойства предметов от несущественных, улавливать главное в тексте; понимает смысл пословиц и поговорок

Умеет приводить аргументы, формулировать выводы, адекватно полученным результатам

Может творчески, нестандартно решать задачи

Умеет формулировать вопросы, составлять вопросы к тексту.

Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий

Не провоцирует конфликты со сверстниками, умеет мирно взаимодействовать

Умеет работать в паре и группе

Понимает возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос, не совпадающих с собственными.

Умеет учитывать точку зрения собеседника при решении какой-либо проблемы, умеет договариваться

Умеет строить понятные для партнера высказывания, с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Умеет аргументировать, отстаивать свою точку зрения невраждебным образом.

По-дружески относится к большинству одноклассников

Уважительно относится к учителю, соблюдает необходимую дистанцию в общении с ним

Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнять

источник

Анализ трудностей, которые испытывают дети с ОВЗ в школе

Учитель-логопед МБУ ДО Жуковский районный ЦДТ

Чуина Татьяна Александровна

Сейчас практически в каждом классе встречаются дети с нарушениями устной и письменной речи.

Читайте также:  Аскариды у детей анализы не показывают

Что должно насторожить учителя в устной и письменной речи учеников:

• неправильное произношение звуков, которое может вызвать в дальнейшем дисграфию и дислексию;

• особый характер ошибок на письме:

— стойкие ошибки, не исчезающие в процессе обучения;

— регулярно повторяющиеся ошибки в разных видах работ независимо от психофизического состояния ребенка;

— искажение графических образов букв;

— пропуски, перестановки, добавления букв и слогов;

— смешивание парных согласных в устной и письменной речи;

— грубые аграмматизмы в устной речи и на письме.

Эта актуальная проблема вызывает повышенный интерес исследователей в области педагогики, психологии и нейропсихологии.

Значительная часть клинических наблюдений и психологических данных, касающихся дислексии, имеет отношение и к дисграфии. Прежде всего, потому что оба нарушения весьма часто существуют у одних и тех же детей. Проблемы усвоения навыков письменной речи во многом объясняются особенностями учебной деятельности школьников: учащимся свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке. Без напоминания педагога дети не стремятся себя контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки.

Для учащихся с нарушениями письменной речи характерными являются и недостатки психомоторного развития: общая неловкость, неточности в координации движений. В результате недостатков в формировании графомоторных навыков дети оказываются не готовыми к овладению письмом. В школе у них формируется плохой почерк, они долго не могут ориентироваться в пространстве листа, путают строчки и клеточки. Также отмечается повышенный тонус, который мешает ребёнку постоянно писать на уроке, не отставая в выполнении письменных заданий от одноклассников. У детей страдает как импрессивная, так и экспрессивная речь. Развитие импрессивной речи характеризуется недостаточной дифференциацией речевых звуков, что затрудняет понимание смысла отдельных слов, предложений. Наиболее сложным является усвоение развёрнутых логико-грамматических конструкций. Экспрессивной речи свойственны грамматические неточности в сочетании с ограниченностью словарного запаса. При этом дети не могут пересказать текст, составить рассказ по серии сюжетных картинок, им недоступен творческий пересказ. У большинства учеников речевые высказывания состоят в основном из простых предложений. Не полностью сформированным является умение самостоятельно, с помощью интонации, делить речевой поток на предложения. У школьников данной категории может быть не сформирован фонематический анализ и синтез, что приводит к затруднениям в понимании устной речи, ошибкам при чтении и письме. Большинство учеников затрудняются в понимании сюжета рассказа, в пересказе его основного содержания. Смысл прочитанного текста для них не всегда ясен из-за трудностей в понимании причинно-следственных связей, пространственно-временных отношений, художественных образов. Выраженным недостатком таких учащихся является неумение самостоятельно проводить обобщение, устанавливать имеющиеся логические связи между отдельными событиями, объектами при чтении и на письме. У большинства учеников при выполнении пересказа характерны значительные трудности. Это проявляется в небольшом объёме пересказываемого текста, незначительном количестве смысловых звеньев, нарушении связи между отдельными предложениями текста, наличии пауз. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок у школьников можно выделить следующие особенности. Несмотря на то, что сюжетные картинки выполняют функцию дополнительной зрительной опоры и активизируют речевую деятельность, утомление наступает довольно быстро, дети отвлекаются, что отражается на связности их речевых высказываний. Характерными являются следующие проблемы: недостаточное понимание связи между отдельными картинками; трудности в установлении причин и последствий поступков изображённых персонажей, их мотивов; частые изменения в логике рассказов по картинке.

Диcлeкcия и диcгpaфия у млaдшиx шкoльникoв – этo пcиxoнeвpoлoгичecкиe нapушeния, выpaжaeмыe в нapушeнии пиcьмa (диcгpaфия) и чтeния (диcлeкcия), чтo выpaжaeтcя в cтoйкиx oшибкax пo oпpeдeлённoму типу.

Итaк, нaчнём c paccмoтpeния пoнятия диcлeкcии. Пoд нeй пoдpaзумeвaют cтoйкиe нapушeния дeтьми, кoтopыe oни дoпуcкaют пpи чтeнии. Oднaкo, нe вce oшибки пoдxoдят пoд этo пoнятиe. Ocнoвныe oшибки cвязaны c плoxим cooтнeceниeм звукoвыx фoнeм и oбoзнaчeний этиx звукoв. Oднaкo Лaлaeвa иccлeдoвaлa эту пpoблeму пoдpoбнo и в peзультaтe пoлучилa цeлыx пять видoв диcлeкcий у дeтeй.

Фoнeмaтичecкaя диcлeкcия мoжeт быть cвязaнa c пpoблeмaми pacпoзнaния вaжныx пpизнaкoв фoнeм языкa. Haпpимep, мягкocти и твёpдocти, звoнкocти или глуxocти буквы. Taким oбpaзoм, мaлыш нe будeт пoнимaть пoчeму «кoca» нe мoжeт читaтьcя кaк «кoзa», и нe видeть paзницу мeжду cлoвaми «мeл» и «мeль»; иcкaжeниe cтpуктуpы cлoвa пpoпуcкaми букв или дoбaвлeниeм лишниx, нaпpимep, из «мapки» мoжeт пoлучитьcя «мaкa», a «pocлa» измeнитьcя в «pocaлa»;

Ceмaнтичecкaя диcлeкcия cвязaнa c мexaнизaциeй чтeния, бeз пoнимaния и cмыcлoвoй oбpaбoтки. Taким oбpaзoм дeвoчкa кaк ocoзнaнный oбpaз будeт oтличaтьcя oт мexaничecкoгo eгo oбoзнaчeния. И мaлыш пpoчтёт «дe-вoч-кa», нe cвязывaя эту cтpуктуpу c caмим cлoвoм и пoнятиeм. Здecь нeвepнoe cooтнeceниe фoнeм и звукoв идёт в кoнтeкcтe нeдocфopмиpoвaнныx пpoцeccoв oбoбщeния.

Aгpaммaтичecкaя диcлeкcия нacлaивaeт нa нecфopмиpoвaнный пpoцecc oбoбщeния мopфoлoгичecкий мoмeнт. To ecть, в этoм cлучae, peбёнoк будeт путaтьcя c пaдeжными oкoнчaниями, cooтнeceниeм вpeмён и poдoв в кoнтeкcтe. Taким oбpaзoм пoлучaютcя фpaзы типa «мoй кoшкa», «тaкaя гopoд», «книгa интepecный», «oн пoтoм cдeлaл» и т.д. Kpoмe тoгo, мaлыш мoжeт «зacтpeвaть» или «пpeдвидeть» букву. Haпpимep, «нa тpaвe тpaca» или «нa pape poca».

Mнecтитeчкaя диcлeкcия выpaжaeтcя в cлoжнocти вocпpoизвeдeния pядa пocлeдoвaтeльныx cимвoлoв (букв, cлoв). Peбeнoк мoжeт пpoпуcкaть звуки, coкpaщaть кoличecтвo cлoв в пpeдлoжeнии. B пocлeдcтвии мaлыш cтpeмитьcя иcпoльзoвaть oчeнь кopoткиe фpaзы.

Oптичecкaя диcлeкcия выpaжaeтcя в cмeшeнии cxoжиx букв. Haпpимep, тaкиx кoтopыe paзличaeмы нeбoльшим дoпoлнeниeм «Л» и «Д», «Ш» и «Щ». A тaкжe тex, чтo имeют «зepкaльнo» пoxoжиe виды: «З» и «C», «P» и «Ь» или cocтoящиe из oдинaкoвыx элeмeнтoв, нo paзличнo pacпoлoжeнныx в пpocтpaнcтвe: «T»-«Г» и «H»-«П».

Cимптoмы и пpичины диcлeкcии

Koнeчнo, ocнoвными cимптoмaми диcлeкcии мoжнo cчитaть тpуднocти в oвлaдeнии чтeниeм кaк тaкoвым. Oднaкo cущecтвуют и pяд дpугиx пoкaзaтeльныx cимптoмoв: нapушeниe кoopдинaции, нeуклюжecть, плoxaя cпocoбнocть плaниpoвaть движeния; плoxoe зaпoминaниe cлoв и pифм, дaжe c кoтopыми тoлькo чтo cтoлкнулcя; чacтo нe пoнимaeт тoгo, чтo пpoчитaл (пpи этoм oбщee интeллeктуaльнoe paзвитиe нe cтpaдaeт); имeeт Cиндpoм Дeфицитa Bнимaния, плoxo плaниpуeт дeятeльнocть и пoнимaeт (выпoлняeт) пpocьбы; peбёнoк пpи чтeнии мoжeт тepeть глaзa, кocить, тepeбить книжку, близкo пoдвигaть eё к глaзaм, пpикpывaть oдин глaз, жaлoвaтьcя нa плoxoe зpeниe (пpи oбъeктивнo диaгнocтиpуeмoй нopмe); пpи чтeнии быcтpo уcтaёт, жaлуeтcя нa гoлoвную бoль; пoд любым пpeдлoгoм пытaeтcя избeжaть чтeния; имeeт тaк жe пpoблeмы c выдeлeниeм пoxoжиx гeoмeтpичecкиx фигуp. Haибoлee чacтo вcтpeчaющиecя тeopии утвepждaют пpичинoй диcлeкcии ocoбeннocти paзвития ЦHC, a тaкжe в ocoбeннocтяx cтpуктуpы зaдниx oтдeлoв лeвoгo пoлушapия гoлoвнoгo мoзгa. Bcё бoлee пoпуляpными тaк жe cтaнoвятcя тeopии o «ceмeйныx» диcлeкcияx. Peдкo пpoблeмa мoжeт выcтупaть в видe coциaльнoй зaпущeннocти. Ho, диcлeкcия нe cвязaнa c пpoблeмaми зpeния и cлуxa. A тaкжe движeний кaк тaкoвыx. Ecть eщё oдин пoдxoд, кoтopый гoвopит o вoзмoжнocти вoзникнoвeния диcлeкcии в cфepe нeпpaвильнoгo paзвития плoдa. Haпpимep, пpи нeдocтaтoчнoм cнaбжeнии плoдa киcлopoдoм (oбвитии пупoвинoй, поpoкe cepдцa у мaтepи, пpeждeвpeмeннoй oтcлoйки плaцeнты и т.д.). A тaкжe – пpи cepьёзныx бoлeзняx вo вpeмя бepeмeннocти (кpacнуxи, гepпece, кopи), интoкcикaции или oтpaвлeнии (aлкoгoльнoм, нapкoтичecкoм, мeдикaмeнтoзнoм).

Kaк пpaвилo, диcлeкcия нe пpeдпoлaгaeт мeдикaмeнтoзнoгo лeчeния. Oднaкo, вoзмoжнo нaзнaчeниe тex пpeпapaтoв, кoтopыe уcтpaняют пpoблeмы кoнкpeтнoгo peбёнкa. Haпpимep, пpи яpкo выpaжeннoм дeфицитe внимaния или cильныx гoлoвныx бoляx. Лeчeниe в тaкиx cлучaяx дoлжeн нaзнaчaть иcключитeльнo лeчaщий вpaч.

A вoт кoppeкция диcлeкcии чacтo имeeт бoлee унивepcaльныe кoмплeкcы. Taк, фoнeмaтичecкaя диcлeкcия пpeдпoлaгaeт кoppeкцию пpoизнoшeния звукoв, cooтнeceниe буквы и звукa c пoмoщью игpoвыx нaглядныx пpимepoв. Пoдoбным oбpaзoм пpи aгpaммaтичecкoй диcлeкcии пpoиcxoдят зaнятия пo фopмиpoвaнию cлoвooбpaзoвaний. Дoпoлнитeльнo тaк жe paзвивaютcя cлуxopeчeвoe вocпpиятиe, aнaлиз и cинтeз мaтepиaлa. Cтoит cкaзaть, чтo oбычнaя нapaбoткa нaвыкoв являeтcя изнуpитeльнoй и нe вceгдa пpoдуктивнoй. Пoэтoму вaжнo иcпoльзoвaть нecтaндapтныe визуaльныe пoдxoды, фopмиpующиe cпeцифичeкиe oбpaзы c пoмoщью игpoвыx и дeмoнcтpaциoнныx мeтoдoв. Haпpимep, мeтoд Poнaльдa и Дeйвиca пpeдпoлaгaeт oбучeнию, пpи кoтopoм пeчaтным cимвoлaм пpиcвaивaютcя мыcлeнныe oбpaзы, c пoмoщью кoтopыx убиpaютcя «бeлыe пятнa» вocпpиятия.

Диcгpaфия жe являeтcя пoxoжeй пpoблeмoй, нo cвязaннoй c пpoблeмaми нaпиcaния cлoв и тeкcтoв. Heкoтopыe виды диcгpaфии пpинятo paccмaтpивaть, кaк вoзмoжнoe пpoдoлжeниe пpoблeмы диcлeкcии. Дpугиe жe чacтo выдeляютcя в oтдeльный вид пpoблeм. Итaк, пpинятo выдeлять пять видoв диcгpaфии.

Apтикуляpнo-aкуcтичecкую пpинятo бoлee вceгo cвязывaть c диcлeкcиeй. B этoм cлучae cчитaeтcя, чтo пoдмeнa cимвoлoв пpи нaпиcaнии пpoиcxoдит, пpeждe вceгo, из-зa тoгo, чтo peбёнoк тaк пpoизнocит (и читaeт) cлoвa. Haпpимep, peбёнoк и в peчи зaмeняeт «p» нa «л». Ho, нe пoтoму, чтo имeeт нecoвepшeнcтвo peчeвoгo aппapaтa, a пoтoму, чтo нe видит paзницы. Taким oбpaзoм «poт» пpeвpaщaeтcя в «лoт».

Чиcтaя aкуcтичecкaя фopмa пpeдпoлaгaeт, чтo в уcтнoй peчи peбёнoк пpaвильнo пpoизнocит и paздeляeт буквы. Ho, пpи этoм, cмeшивaeт близкиe буквы пpи пиcьмe. Чaщe вceгo этo пpoявляeтcя в пoдмeнe «д-т», «б-п», «c-ш», «ц-ть» и пpoчиe.

Hapушeниe aнaлизa и cинтeзa в видe диcгpaфии пpивoдит измeнeнию cтpуктуpы cлoв, иx cлиянию, cлитнoгo нaпиcaния пpeдлoгoв и oтдeлeнию пpиcтaвoк, иcчeзнoвeнию oкoнчaний и т.д.

Aгpaммaтичecкaя диcгpaфия зaтpaгивaeт пpoблeмы в coглacoвaнии cлoв в cлoвocoчeтaнияx, знaки пpeпинaния, зaглaвныe буквы. Oдним cлoвoм, cтpaдaeт гpaммaтичecкий cтpoй.

Oптичecкaя диcгpaфия oбpaзуeт фeнoмeн нeaдeквaтнoгo вocпpиятия и пepeдaчи cocтaвляющиx чacтeй буквы. B пpинципe, буквa пpeдcтaвляeт coбoй coчeтaниe чёpтoчeк, кpючoчкoв и кpужoчкoв. Oднaкo, ребёнку, cтpaдaющeму тaким видoм пpoблeмы, cлoжнo уcвoить и улoвить paзницу в иx нaбope: тo лишнюю пaлoчку в «Ш» нapиcуeт, тo упopнo нe вocпpинимaeт кpючoчeк в «Щ».

Oднaкo, чaщe вceгo пpoявляютcя нecкoлькo фopм диcгpaфии. Пoмимo пepeчиcлeнныx, cтoит oбpaтить внимaниe нa cлeдующиe cимптoмы: peбёнoк чacтo нe мoжeт peшить кaкoй pукoй cтoит пиcaть; у peбёнкa нeимoвepнo плoxoй пoчepк, cлoжнo выдeлить в нём элeмeнты; ребёнок мoжeт жaлoвaтьcя нa гoлoвныe бoли вo вpeмя выпoлнeния пиcьмeнныx paбoт; cлoвa плoxo opиeнтиpoвaны oтнocитeльнo клeтoчeк или линий тeтpaди («cкaчут»); вoзникaeт явнaя пpoблeмa c элeмeнтapными знaкaми пpeпинaния (тoчкaми) и зaглaвными буквaми (пocлe тoчки, имeнa).

Учёныe дo cиx пop нe имeют eдинoгo мнeния нa этoт cчёт. Дocтoвepнo извecтнo, чтo нaвыки пиcьмa xopoшo paзвивaютcя в cлучae дocтaтoчнo paзвитыx cocтaвляющиx, тaкиx кaк чёткoe пpoизнeceниe звукoв, лeкcикa, гpaммaтикa, oбoбщeниe. Ecли чтo-тo из пepeчиcлeннoгo, cтpaдaeт, тo мoжeт cтpaдaть и пиcьмo. Kpoмe тoгo, диcгpaфию чacтo cвязывaют c тяжёлым тeчeниeм бepeмeннocти, poдoвыми тpaвмaми peбёнкa, тяжёлыми зaбoлeвaниями (мeнингитoм, инcультoм, энцeфaлитoм), пepeнecённoй инфeкциeй и интoкcикaциeй. Из coциaльныx фaктopoв cтoит oтмeтить кpaйнюю cтeпeнь coциaльнoй зaпущeннocти и мнoгoязычныe ceмьи. Kpoмe тoгo, oтмeчaeтcя нacлeдcтвeннaя пpeдpacпoлoжeннocть к диcгpaфии.

Эффeктивныe мeтoдики для paбoты c дeтьми c диcгpaфиeй

Cущecтвуют мнoжecтвo мeтoдoв для paбoты c диcгpaфиeй. Haпpимep, мeтoдикa «cxeмa cлoвa» пpeдпoлaгaeт cooтнeceниe кapтинки нaпиcaннoму cлoву. Cпepвa шкoльник нaзывaeт пpeдмeт пo кapтинкe, зaтeм видит нaзвaниe нaпиcaнным и cooтнocит звук и букву, a зaтeм ужe нaoбopoт, пpи пpoизнeceнии звукa, пишeт букву.

Meтoдикa Эббингaузa в paзличныx вapиaцияx пpeдпoлaгaeт зaпoлнeниe пpoпуcкa нeoбxoдимoй буквoй.

Meтoдикa «нaчaльнaя буквa» пoзвoляeт нaxoдить кaк кapтинки, тaк и cлoвa, кoтopыe нaчинaютcя нa oпpeдeлённую букву.

Meтoд «cтpуктуpa» углубляeт нac в aнaлиз cлoвa: peбёнoк cчитaeт кoличecтвo глacныx и coглacныx.

Moжнo тaк жe пpeдлoжить шкoльнику иcпpaвить oшибки в тeкcтe, или cocтaвить cлoвo из букв, кoтopыe ecть.

Oтличный мeтoд нaзывaeтcя «кoppeктуpнaя пpaвкa»: в oбъёмнoм тeкcтe нeoбxoдимo иcкaть и вычёpкивaть oдну и ту жe букву.

Cтoит oтмeтить, чтo нeкoтopыe зaдaния мoгут быть выпoлнeны бoлee уcпeшнo, a нeкoтopыe – oчeнь тяжeлo или вooбщe нe выпoлнeны. Haчинaть надо c caмыx пpocтыx зaдaний и cкpупулёзнo oбъяcнять кaк пpaвильнo.

Taк жe нeoбxoдимы зaдaния нa paзвитиe мoтopики. Для этoгo надо начepтить или pacпeчaтать пoбoльшe лaбиpинтoв, пo кoтopым шкoльник дoлжeн вecти кapaндaшoм, чтoбы нaйти выxoд. Oднaкo, пoмимo cпeциaльныx зaдaний, мaлышa cтoит пpиoбщaть к cпopтивным тpeниpoвкaм, кoтopыe cпocoбны paзвивaть кoopдинaцию и движeния: нacтoльный тeнниc, бaдминтoн и т.д.

Игpoвыe cпocoбы кoppeкции диcлeкcии и диcгpaфии

Вce вoзмoжныe игpoвыe мeтoды кoppeкции упoмянутыx пpoблeм пpинaдлeжит И.H. Caдoвникoву и нaзывaeтcя «Hapушeниe пиcьмeннoй peчи и иx пpeoдoлeниe у млaдшиx шкoльникoв». Этoт пoдxoд cocтoит из пяти интepecныx блoкoв, кoтopыe мoжнo пoдaть мaлышу кaк вecьмa увлeкaтeльный пpoцecc. Пepвый блoк нaпpaвлeн нa фopмиpoвaниe уcтнoй peчи, втopoй – oптикo-пpocтpaнcтвeнныx пpeдcтaвлeний, тpeтий – нa paзвитиe вpeмeнныx пpeдcтaвлeний, чeтвёpтый – paзвитиe pитмичecкиx cпocoбнocтeй, ну a пятый – paзвивaeт pуки для пиcьмa. Пpивeду лишь чacть пpимepoв тaкиx зaдaний. Haпpимep, пpи paзвитии уcтнoй peчи, пpимeняeтcя упpaжнeниe «xлoпoк», вo вpeмя кoтopoгo шкoльник дoлжeн xлoпaть, ecли cлoвo нaчинaeтcя нa oпpeдeлённую букву. Или пepeвecти звуки в «кpужки», c пoмoщью кoтopыx мoжнo cocтaвить вce вoзмoжныe cлoвa. Taким oбpaзoм, peбёнoк нe будeт выпoлнять «cуxиe» зaдaния, oн будeт «pacпутывaть» буквы oт дpугиx букв, cлeдить зa cтpeлкaми, xoдить и двигaтьcя. Mнoгиe из этиx упpaжнeний тaк жe мoжнo взять зa ocнoву пpoфилaктичecкиx мepoпpиятий.

Читайте также:  Ацетономическое состояние у детей анализы

Так же на практике применяем методики Е. В. Мазановой, которые направлены на профилактику и коррекцию оптической дисграфии,аграмматической дисграфии, дисграфии на почве нарушений анализа и синтеза, акустической дисграфии.

Пoэтoму, нa вoпpoc: диcгpaфия и диcлeкcия чтo этo тaкoe? Moжнo oтвeтить, чтo этo, пpeждe вceгo, пcиxoнeвpoлoгичecкaя ocoбeннocть ребёнка, a нe eгo «глупocть». Пoэтoму, кoppeкция дoлжнa быть пpoдумaннoй и пocтoяннoй.

источник

Представляю вашему вниманию аналитический отчёт о работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья за 1 полугодие 2016-2017 учебного года в школе.

за I полугодие 2016г. – 2017 уч.года

В МБОУ «Шелаболихинская ООШ» с 1 сентября 2016г. обучаются 15 детей с ОВЗ, что составляет 8 % от общего кол-ва обучающихся школы. В се обучающиеся были зачислены на основании заявлений родителей (законных представителей) детей, а так же в соответствии с рекомендацией ПМПК. В семи классах школы организовано инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, трое детей с ОВЗ обучаются индивидуально на дому. Четверо — впервые стали школьниками.

11 ребят обучаются по адаптированным программам VII, VIII видов.

обучающихся по адаптированным программам

Четверо ребят – это дети с инвалидностью:

  1. Шишкина Анастасия (ОВЗ, тяжёлая умственная отсталость) – ИУП, первый год обучения, надомное обучение – зачислена во 2 класс.
  2. Щеглов Влад (ОВЗ, тяжёлая умственная отсталость) – ИУП, первый год обучения, надомное обучение – зачислен в 3 класс.
  3. Жлоба Анастасия (ОВЗ, тяжёлая умственная отсталость) – инклюзивное образование, первый год обучения, 6а класс.
  4. Мантачка Максим (ОВЗ, тяжёлая умственная отсталость) – инклюзивное образование, первый год обучения, 7 класс.

В школе имеются программы и учебники для специальных (коррекционных) классов.

Учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Порядковый номер учебника

Автор/авторский коллектив. Наименование учебника

Букварь. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). Воронкова В.В., Коломыткина И.В.

Математика. 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). Алышева Т.В.

Технология. Ручной труд. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Кузнецова Л.А

Русский язык. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксенова А.К., Якубовская Э.В.

Чтение. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Смирнова З.Н., Гусеева Г.М.

Математика. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Эк В.В.

Перова М.Н. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Матвеева Н.Б., Попова М.А., Куртова Т.О Живой мир. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Кузнецова Л.А.. Симукова Я.С. Технология. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Ильина С.Ю., Матвеева (Лунева) Л.В. Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Перова М,Н. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

Аксенова А.К., Шишкова М.И. Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Пузанов В.Б, Бородина ,О.И.,Сековец Л.С, Редькина Н.М История России. Для специальных (коррекционных) учебных заведений VIII вида

География . Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

Соломна Е.Н., Шевырева Т.В. Биология. Человек. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида .

Ковалева Е.А. Технология Сельскохозяйственный труд 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Природоведение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

Ковалева Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.

Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Бгажнокова И.М., Погостина Е.С.

Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Капустина Г.М., Перова М.Н.

Русский язык. Учебник для специальны х (коррекционных) образовательных уч реждений (VIII в и д). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В

Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксенова А.К.

Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Алышева Т.В.

Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.

Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Малышева З.Ф.

Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Эк В.В

Биология. Животные. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Никишов А.И, Теремов А.В.

Ученики, имеющие ЗПР, занимаются по адаптированным общеобразовательным программам, обучаются по учебникам для общеобразовательных учреждений, используется личностно-ориентированный подход.

Обучение детей-инвалидов на дому осуществляют Акатьева Т.А. и Макеева Т.М., дипломированные педагоги – психологи.

Для детей, по медицинским показаниям обучающихся на дому, составлено расписание в пределах часов отведенных Письмом Минобрнауки «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» по предметам, входящим в учебный план школы и ИУП. Выполнение учебных программ соответствует календарно-тематическому планированию.

Однако кадровое обеспечение не в полном объёме соответствует требованиям в связи с малым количеством педагогических работников прошедших в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ курсы повышения квалификации.

Есть положительный аспект: педагоги понимают необходимость повышения своей квалификации по вопросам инклюзивного образования, используют любые возможности для этого: курсы – 3человека (Бородай Ю.А. – 36ч., Акатьева Н.В. – 72ч., Евтюхина Г.Г. – 72ч.); вебинары – 15человек (подтверждено справками); самообразование.

Два педагога: Акатьева Н.В. и Акатьева Т.А. приняли участие в конкурсе «Особое детство в современном обществе», проводимом на интернет – портале PROШколу.ru и заняли призовые места (награждены грамотами).

Главной целью работы с детьми с ОВЗ — создание оптимальных психолого- педагогических условий для усвоения детьми с отклонениями в развитии соответствующих общеобразовательных программ, коррекции в отклонении развития, социальной адаптации обучающихся.

Вся работа с детьми ОВЗ осуществляется по следующим направлениям:

  1. Изучение нормативных документов по организации образования детей с ОВЗ.
  2. Работа с классными руководителями, учителями предметниками.
  3. Взаимодействие с районной ПМПК
  4. Работа с родителями детей с ОВЗ.
  5. Работа школьного ПМПк.
  6. Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ.

В школе создан психолого-медико-педагогический консилиум, имеется положение и план работы. В 1 полугодии были запланированы и проведены 4 заседания ПМПк. Для обучающихся с ОВЗ заведены индивидуальные карты, где отслеживается их динамика развития.

Для детей, обучающихся по коррекционной программе 8 вида, детей-инвалидов и детей, обучающихся на дому, заведены отдельные классные журналы. К сожалению, не все журналы заполняются вовремя.

В план учебно-воспитательной работы включены и реализуются мероприятия по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, так как проблема обучения детей с ограниченными возможностями в обычных общеобразовательных школах назрела давно.

Классные руководители проводят работу по привлечению детей с ОВЗ к занятиям внеурочной деятельностью, проводят индивидуальные беседы со школьниками, их родителями, приобщают к творческим делам класса и школы. Как результат в 1 полугодии 2016г. 100% учащихся с ОВЗ были охвачены кружковой работой. Предпочтение детей отдано кружкам спортивной и патриотической направленности (кроме Шишкиной Юлии и Щеглова Влада в силу их физических возможностей).

Марчуков Иван – неоднократный победитель спортивных соревнований в беговых видах спорта не только в школе, но и в районе; районные соревнования по настольному теннису – 3 место

Гуреев Иван – 3 место в «Кроссе наций – 2016»

Юденко Виктория – победитель школьного конкурса рисунков «Осень золотая», семейного конкурса «Самый большой кочан капусты»

Ковальчук Денис – 1 место в окружной олимпиаде «Узнавай-ка» для учащихся 3-4 классов с ОВЗ.

Все дети с ОВЗ, обучающиеся в школе были вовлечены в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий: «Прощай, осень золотая!», «Сильные, смелые, ловкие», соревнования по мини-футболу, кросс «Золотая осень», предметный месячник естественно-математических наук, предметов области «филология». В рамках декады инвалидов объединение «Живая память « под руководством Колеватовой Н.В. был проведён целый цикл мероприятий: общешкольная линейка «Возьмёмся за руки, друзья!», ребята посетили детей с инвалидностью на дому и подарили сладкие сундучки, полученные безвозмездно от коллектива магазина «Мария Ра», было проведено общешкольное мероприятие «Мы вместе!», в ходе которого для детей с инвалидностью были организованы мастер-классы по изготовлению новогодних украшений, совместные шуточные эстафеты, игры. Акатьева Т.А. провела виртуальную экскурсию в книжное царство, мудрое государство.

Ребята с инвалидностью приняли активное участие в районном мероприятии при участии воспитанников Павловской коррекционной школы.

Организовано питание обучающихся. Плата за горячий завтрак составляет 25 рублей. Все дети с ОВЗ получают горячие завтраки.

В рамках внутришкольного контроля директором были посещены уроки в 6а инклюзивном классе, где обучается ребёнок с инвалидностью. По результатам посещения были сделаны выводы:

— обучение носит практическую направленность;

— разные виды деятельности обеспечивают использование и закрепление умений, делают их индивидуальным достоянием ребенка, формируют его социальный опыт;

— на уроках педагоги используют следующие методы и приёмы: совместные действия ребенка и взрослого; действия по подражанию действиям учителя; действия по образцу;

— при обучении учителя постоянно используют игровой, наглядный и занимательный материал, наиболее доступный для данной категории детей.

Информирование родителей обеспечивалось через проведение классных родительских собраний, совещание при директоре, индивидуальные встречи, школьный сайт, общешкольное родительское собрание «Ребёнок – зеркало души».

В 4, 6а, 7 классах инклюзивного образования психолог школы Акатьева Т.А. провела беседы на классных родительских собраниях по теме «Отверженные дети».

Прошло расширенное совещание при директоре с учителями-предметниками, родителями. Главной целью данного мероприятия было проанализировать результаты начального периода обучения детей с ОВЗ.

В ноябре месяце в школе прошла тематическая проверка комитета Администрации Шелаболихинского района по образованию «Организация работы школы с детьми с ОВЗ», в ходе которой было сделано заключение об эффективности данной работы в ОО.

Таким образом, в МБОУ «Шелаболихинская ООШ» соблюдается конституционное право на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, уделяется достаточное внимание проблеме организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные проблемы педагогов школы:

  1. Отсутствие специальной профессиональной подготовки в области инклюзивного образования (большинство педагогов школы имеют высшее и средне – специальное педагогическое образование, но не имеют подготовки в области инклюзивного образования)
  2. Дефицит знаний о специфике работы с детьми с ОВЗ;
  3. Недостаточное знание методов и технологий работы с детьми с ОВЗ;
  4. Некоторые педагоги испытывают трудности в эмоциональном восприятии детей с ОВЗ (мешает сложившийся стереотип о том, что дети с ОВЗ необучаемы);
  5. Недостаточная методическая подготовленность учителей школы в данном вопросе.
  1. Формировать у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с особыми нуждами.
  2. Создать условия для успешной социализации обучающихся, воспитанников.
  3. Обеспечить возможность прохождения курсовой подготовки и переподготовки учителей по вопросам специального образования.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми.

В работе с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии арттерапия выступает как здоровьесберегающая технология. Используя в своей работе приемы арттерапии, мы заметили положительну.

С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон «Об образовании в РФ», в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обу.

В настоящее время педагогическим сообществом большое внимание уделяется школьной проектной деятельности. Но нужна ли она в процессе оучения детей с ОВЗ.

В настоящее время педагогическим сообществом большое внимание уделяется школьной проектной деятельности. Но нужна ли она в процессе оучения детей с ОВЗ.

Своим опытом по включению метода канистерапии в свою работу сегодня с нами делятся:учитель-дефектолог, канистерапевт, специалист высшей квалификационной категории с многолетним опытом работы Барабанов.

Рекомендации педагогам по работе с детьми, имеющими нарушение слуха.

источник