Меню Рубрики

Анализ сюжетно ролевой игры для детей

Для анализа взяла сюжетно – ролевую игру « Больница». В анализе я использовала 4 компонента Е.В.Зворыгиной.

Следует планомерно обогащать опыт ребенка, на основании которого у него возникает замысел игры и постепенно обогащается ее содержание.

Необходимо использовать специальные совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений.

Нужно своевременно изменять игровую среду, прежде всего за счет внесения игрушек – заместителей.

Во время игры необходимо общение со взрослым, который предлагает детям игру.

— экскурсия в медицинский кабинет с целью наблюдения за работой медицинской сестры в детском саду;

— чтение: К. Чуковский «Айболит», В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок»;

— рассматривание иллюстраций «Больница», «Аптека»;

— прослушивание песни «Кукла заболела» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.

В сюжетно – ролевой игре дети выполняют роль взрослых. В данном случае мальчики и девочки выступали в роли родителей, которые привели своих детей на прием к врачу. В игре дети передают действия граждан, которые пришли на прием к врачу, сидят в очереди, рассказывают врачу что их беспокоит. Дети повторяют действия людей, которых видели в повседневной жизни. Например, девочки подражают мамам, держа свою куклу на руках успокаивая ее, говорят ласковые слова. Во время игры дети выполняют несколько связанных между собой игровых действий: Маша в роли доктора, проводит осмотр пациента, а Коля в роли родителя рассказывает, что беспокоит его ребенка. Постепенно фиксируют их внимание на сходство их действий с действиями взрослых. Например, Маша в роли доктора, измеряет температуру у ребенка, осматривает больное горло, смазывает йодом рану на руке. А Настя делает уколы и выдает лекарства. Так у детей формируются начальные навыки ролевого поведения, умению связывать ряд действий с названием роли и атрибутами, необходимыми для этой роли: куклы и медицинские принадлежности.

Совместные игры педагога с детьми

Для знакомства детей с работой врача, мы поиграли в дидактическую игру « Что нужно доктору?». В данной игре, перед детьми на столе были разложены различные предметы, среди которых находились предметы из обихода врача. Детям предлагается из данных предметов выбрать те, которыми пользуется врач. Дети по очереди подходят к столу и берут по одному предмету, называют его и рассказывают, как им пользоваться. С помощью данной игры мы расширяем знания детей о медицинских приборах и профессии врач, расширяем словарный запас детей. Помимо игры использовали загадки и стихотворения на медицинскую тематику.

Перед игрой, совместно с детьми соорудили кабинет врача. Поставили стол, стул, игрушечную кровать, стул для посетителя. Рядом со столом врача поставили тумбу, на нее разложили медицинские принадлежности. Напротив стола врача, поставили стол и стул для медицинской сестры. Рядом с ее столом поставили игрушечный шкафчик с лекарствами. Принесли вешалку с халатом и шапочкой для врача, и косынкой и халатом для медицинской сестры. Кабинет врача отгородили ширмой. С другой стороны ширмы расставили стульчики для посетителей. На ширму повесили табличку «Терапевт».

Общение со взрослым в процессе игры

Воспитатель во время игры дает рекомендации и подсказки дальнейших действий. Например, подсказывает Маше, что в коридоре ждут приема другие посетители. Объясняет детям, что сначала нужно постучать в дверь кабинета, после разрешения войти. Зайдя в кабинет нужно поздороваться, присесть и рассказать, что вас беспокоит. После получения помощи, поблагодарить врача, уходя попрощаться. Входить в кабинет нужно по очереди. В очереди вести себя спокойно, не кричать.

Воспитатель может взять на себя роль пациента, и своим примером показать как нужно вести себя на приеме врача. Тогда детям будет легче выполнить данную им роль.

Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника.

источник

Доброго всем времени суток! С вами Татьяна Сухих и я продолжаю тему социализирующих методов воспитания, хочу остановиться на сложном для педагога-дошкольника вопросе: как сделать анализ сюжетно-ролевой игры?

Загвоздка лично для меня в том, что нет определенных критериев, по которым нужно проводить «разбор полетов».

Возможно, вы владеете «секретной» информацией по этой теме?

Мой анализ сюжетно-ролевой игры на любую тему сводится к исследованию каждого этапа процесса, выявлению удачных или неудачных приемов, оценке моей деятельности как воспитателя, а также заинтересованности, плюс – активности малышей.

Один из важных факторов для обеспечения максимально насыщенного процесса – эффективное игровое пространство.

Специальные информационные материалы широко освещают тематические проблемы: что представляют собой детские забавы?

Что нужно для организации предметно-ситуативной среды? Какова роль педагога для поддержания энтузиазма у дошкольников?

Все эти понятия, бесспорно, очень важны при составлении грамотного анализа.

Но, конкретно, как проанализировать сюжетно-ролевую игру?

Собрав всю информацию по данной теме, наблюдая за детьми, используя разнообразные наглядные материалы, применяя новые методы, я поняла: чтобы проанализировать сюжетно-ролевую игру, важно уразуметь, какие результаты ожидаются после проведения запланированного процесса?

Вот, исходя из этого, думаю, что анализ должен отражать, в какой мере вам удалось достичь цели?

Чтобы упростить себе задачу, можно взять готовые критерии самоанализа у методиста. Проведя несколько сюжетно поставленных занятий, нужно сесть и ответить на все пункты письменно.

Обязательно необходимо составить выводы, поставить цели на следующие занятия. Если вы сможете сделать примерный анализ хода сюжетно-ролевой игры один раз, то дальше все у вас пойдет как по маслу.

Цель проведения: научить ребят взаимодействовать сообща, способствовать появлению конкретных навыков, развить умение придумывать новые игровые ситуации, выполнять соответствующие выбранной роли действия;

Какие используются материалы, оборудование?

Была ли проведена предварительная работа? (экскурсии, беседы, чтение литературы и т.п.);

Каков сюжет данного ролевого процесса?

Каковы действия воспитателя во время забавы и мотивация этих действий?

Назовите педагогические приемы, которые были использованы.

С какими сложностями пришлось столкнуться детям, воспитателю?

Охарактеризуйте психологический климат в ходе разных ситуаций.

Достигли ли вы поставленной цели?

Над чем нужно поработать в следующий раз?

Итак, я рассказала свою точку зрения на вопрос, как грамотно анализировать стандартную сюжетно-ролевую игру.

Прошу высказать ваше мнение, дополнить или сократить мой вопросник.

А пока позвольте сказать до свидания, но с надеждой на новую встречу. Подписывайтесь и делитесь ссылками с коллегами в соцсетях!

С уважением, Татьяна Сухих!

источник

Приложение 1

ВАРИАНТЫ АНАЛИЗА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Схема анализа игровой деятельности.

1. Подготовка воспитателя к игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжет­но-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отноше­ние детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использова­ние игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разным видами игр.

Вопросы для анализа сюжетно-ролевых игр воспитателя.

1. По чьей инициативе возникла игра?

2. Планировали ли дети заранее ее ход?

3. Сколько детей участвовало в игре?

4. Какие роли были и как они распределялись?

5. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями?

6. Чему отдавали предпочтение дети во время игры; действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми?

7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?

8. Сколько времени продолжалась игра?

9. Связана ли данная игра с другими играми детей?

10. Как окончилась игра: организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания?

11. Самостоятельны ли дети в развитии игры, или она развивалась при участии воспитателя?

12. Соответствует ли игра возрасту детей?

13. Каков уровень развития игровой деятельности детей?

14. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

15. Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали?

16. Как проходило распределение ролей?

17. Сколько детей участвовало в игре? Кто решал вопрос о приеме в игру?

18. Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему?

19. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Кем и как они

20. Как Вы спланируете работу воспитателя по Формированию взаимоотношений детей в игре?

21. Взаимоотношения педагога и ребенка.

22. Связь данного мероприятия с другими видами деятельности.

Анализ наблюдения игровой деятельности детей

Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, использованные воспитателем.

1. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры;

— расширял представления детей (путем рассказов, чте­ния книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры);

— интересовался: «Во что играете?»;

— предлагал новые игровые действия;

— вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;

— предлагал новые игровые ситуации;

— давал прямые указания к действию: «Покорми куклу», «Крути руль»;

— задавал вопросы, которые направляли развитие игры;

— брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру;

2. Какие приемы использовал воспитатель для формиро­вания взаимоотношения детей во время игры?

— вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем пря­мого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли);

— сам организовывал вокруг себя коллектив для игры;

— побуждал детей самостоятельно договариваться (о рас­пределении ролей, об игрушках);

— предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

— побуждал детей объединять разные игры между собой;

— использовал какие-то другие приемы.

Игровая деятельность детей во 2-ой половине дня.

1. Подготовка воспитателя и игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжет­но-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отноше­ние детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использова­ние игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разными видами игр.

Настольно-печатные игры.

1. Название игры. К какому виду настолько-печатных игр она относится.

2. Воспитательно-образовательная ценность игры.

3. В какой группе может быть использована и почему?

4. Объясните правила игры и придумайте новый вариант игр.

Схема анализа детской игры.

1. Доставила ли игра детям радость?

2. Причины достигнутого результата — подготовка к игре:

— планирование игры (соответствует ли программное содержание возрасту и уровню развития детей, отражено ли в программном содержании комплексное руководство игрой;

— создание условий (какое время отведено в режиме дня, есть ли специальное место в группе, как оборудована игра);

— по чьей инициативе возникла игра;

— имел ли место подготовительный период игры в соответствии с возрастом;

— самостоятельны ли дети во время игры или игра развивается при участии воспитателя;

— в чем заключалось руководство игрой со стороны воспитателя (приемы, направления);

— не подавлял ли воспитатель детей своим вмешательством?

— деятельность детей в игре;

— как решалась задача по развитию у детей творчества, инициативы, фантазии;

— как была закончена игра — организованно или неожиданно;

3. Как бы Вы руководили этой игрой?

Игры со строительным материалом.

1. Соответствие поставленных задач возрастным особенностям детей.

2. Какая подготовительная работа проводилась перед игрой, её целесообразность?

3. Какой строительный материал использовался в игре (специально созданный, природный, подсобный).

4. Методы и приёмы стимулирования и мотивации к игре.

5. Эффективность методических приёмов, используемых в ходе игры и для её завершения.

6. Какой вид конструирования использовался в процессе игры, его соответствие возрасту, целесообразность:

9. Какие условия были созданы для обыгрывания построек.

10. Воспитательная направленность игры.

ПРИМЕР ПЛАНА-КОНСПЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Тема: Парикмахерская

Возраст: средняя группа.

Программное содержание:

Образовательная: расширить знания детей об общественной жизни, о профессии, назначении профессии парикмахер; совершенствовать умения детей придумывать и развивать действия в игре;

Развивающая: способствовать развитию у детей творческого потенциала в придумывании сюжета игры, развивать тем самым интерес к обогащению игрового сюжета, привлечению большего числа детей в игру;

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к профессиям, к действия и результатам в игре, формировать доброжелательные отношения в группе, способствовать сплочению коллектива и игре «вместе»;

Задачи по развитию игры:

Формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров; намечать игровую роль и обозначать её для партнёров в процессе развёртывания игры; самостоятельно действовать в соответствии с игровым замыслом, умение подбирать место, подбирать игрушки, атрибуты, объединять несколько игровых действий в один сюжет; развивать сюжет на основе полученных знаний.

Задачи нравственного воспитания: развивать умение считаться с интересами товарищей, оказывать посильную помощь; развивать умение объективно оценивать действия партнёров, подчинять своё поведение правилам, бесконфликтно распределять роли, проявлять дружелюбные взаимоотношения.

Методы приемы:

рассказ с показом иллюстраций, беседа, показ действий расчесывания, приведения в порядок кукол в группе в индивидуальной работе, создание предметно-игровой среды, внесение игрового материала, опосредованное руководство игрой.

Оборудование:

Фотографии парикмахера за работой, иллюстрация с Петей и Серёжей (для чтения стихотворения С. Маршака), уголок парикмахера, расчески, флакончики, использование предметов-заместителей (кубики, палочки. ), телефон, телевизор игрушечный, каталог причесок.

Словарная работа:

Щипцы, виды стрижек, химическая завивка, косметолог, визажист.

Парикмахер, помощники, посетители, косметологи, массажисты.

Основные сюжетные линии:

Выбор действий детьми (причёсывание, стрижка, мытьё головы, завивка, окраска и др.)

Приглашение посетить другие виды услуг: визажист.

Привлечение новых ролей, действий в игру: подметать пол, поездка за новыми красками, ножницами.

По телевизору сообщается об открытии новой парикмахерской:

«Внимание! Внимание! В нашей группе детского сада открылась новая парикмахерская, в ней работают специалисты своего дела! Они с удовольствием примут всех желающих!

· создание причёсок на праздники, на каждый день;

· в скором будущем парикмахерская планирует открыть и косметический салон, и массажный кабинет.

Читайте также:  При анализе причин поступления детей в

Не забывайте, что можно записаться на услуги и по телефону: 3-44-55

Новая парикмахерская ждёт Вас!

Внимание! В новую парикмахерскую требуются специалисты:

— Парикмахер в женский и мужской зал

обращаться к новому директору – Марии Петровне»

Распределение ролей: ребята самостоятельно проявляют интерес и устраиваются на работу. Косвенное руководство может заключаться в предложении пройти практику рядом со специалистом; просить директора заместить сотрудника, который в отпуске по визажу.

На улице в окно стучит клоун, просит пустит внутрь! Заходит и сообщает, что пришёл по объявлению об открытии новой парикмахерской. Говорит о том что не успел причесаться, а ведь у него выступление в цирке сегодня! Просит выручить детей.

Ребята предлагают сделать причёску, клоун подсказывает действия — он хочет покрасить волосы, подстричься. Давая пояснения парикмахеру, дети наблюдают, выполняют свои роли, придумывают новые.

Клоун благодарит парикмахеров. Расплачивается. Предлагает всем детям сделать красивые озорные причёски, т.к. он их приглашает в цирк.

Отмечает работу мастеров, красивые причёски. По окончании сюжетно-ролевой игры с ребятами клоун проводит различные игры, показывает фокусы, играют.

Во II половину дня в группу приходит письмо от клоуна! В нём он благодарит парикмахеров за отличную работу. Причёска всем зрителям понравилась. И предлагает сделать журнал — придумать и нарисовать причёски, макияж, костюм для праздников.

Тропка мерзнет вдоль опушки,

Ребята, сегодня мы с вами будем играть в сказку « Заюшкина избушка». Мы с вами много раз уже читали эту сказку. содержание вы все знаете. Скажите пожалуйста, какие главные герои в этой сказке? Правильно, лиса, заяц и петух. А какие персонажи еще есть в этой сказке? Правильно, собаки, волк, медведь, бык.

Лисой у нас будет Эльвина, заяц – Аделина, петух – Раиль, собаки – Егор и Айрат, медведь – Амир, бык – Марсель, а волк – Алёша. Возьмите свои маски. Я буду автором и билетером, а остальные дети – зрители, возьмите деньги.

Так, зрители покупайте билеты! Один билет стоит 100 рублей! И не забываем о правилах поведения в театре! Кто мне напомнит? Лера, скажи пожалуйста! Правильно, не разговаривать, сидеть красиво!

Присаживайтесь на свои места, итак, сказка начинается!

Автор: Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

— У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!

Автор: Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:

— Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе!

Заяц: — Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?

Автор: Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.

На другой день лиса опять просится:

Лиса: — Пусти меня, заюшка, на крылечко.

Заяц: — Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Автор: Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко. На третий день лиса опять просит:

Лиса:— Пусти меня, заюшка, в избушку.

Заяц: — Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Автор: Просилась, просилась лиса, пустил ее заяц в избушку.

Прошел день, другой — стала лиса зайца из избушки гнать:

Лиса: — Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!

Автор: Так и выгнала. Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы утирает. Бегут мимо собаки:

Собаки: — Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?

Заяц: — Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорят собаки. — мы ее выгоним.

Собаки: — Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!

— Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам!

Испугались собаки и убежали. Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк:

— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорит волк, — я ее выгоню.

— Нет, не выгонишь! Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.

Пошел волк к избе и завыл страшным голосом:

— Уыыы. Уыыы. Ступай, лиса, вон!

— Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам!

Вот заинька опять сидит и плачет. Идет старый медведь:

— Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорит медведь, — я ее выгоню.

— Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.

Пошел медведь к избушке и зарычал:

— Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам!

Опять сидит заяц и плачет. Идет петух, несет косу.

— Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?

— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

— Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.

— Нет, не выгонишь! Собаки гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал, старый медведь гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.

Пошел петух к избушке: — Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

Услыхала лиса, испугалась и говорит: — Одеваюсь.

Петух опять: — Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

А лиса говорит: — Шубу надеваю.

Петух в третий раз: — Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.

Вот и конец сказки! Актеры, выйдите все вместе и поклонитесь! Зрители что должны делать? Правильно, хлопать! Давайте поаплодируем нашим « артистам».

Зрители, вам понравилось? А чья игра вам больше всех понравилась? Почему? А кто думает по другому?

Молодцы, ребята, мне все ребятки понравились, все вошли в свою роль, как настоящие актеры! Всем Спасибо!

Приложение 3

Вопросы для анализа игровых технологий в ДОУ

1. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

2. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение: проанализировать игровые уголки в группе.

3. Условия для игр: наличие игр, игрового материала.

Вопросы для анализа трудового процесса.

  1. Имел ли труд детей практическую значимость.
  2. Соответствие поставленных задач требованиям программы, а также содержанию работы и особенности участников.

3. Насколько формы организации детей (для коллективной работы — формы объединения) отвечают уровню развития их трудовой деятельности и опыту.

4. Воспитательное значение приемов постановки и мотивации цели:

а) эффективность данных приемов для убеждения в необходимости и значимости работы;

б) воздействие на чувства детей, выражающее стремление добиться поставленной цели;

в) насколько приемы педагога учат самостоятельно определять необходимость работы.

5. Воспитание в процессе планирования?

а) какой способ планирования выбран педагогом (действие дошкольников по плану, предложенному воспитателем, планирование по вопросам, планирование — рассказ); соответствует ли он опыту детей;

б) охватывает ли содержание плана все этапы планирования (организацию работы, последовательность и способы исполнения), предусматривает ли самоконтроль;

в) в коллективном планировании оцените, как и в чем проявляются дружеские отношения между детьми, как педагог побуждает их к этому;

г) в словесном планировании дайте оценку детской речи.

6. Воспитание в процессе выполнения работы:

а) оцените, насколько педагогически оправдано участие воспитателя в работе детей;

б) какие нравственно-волевые качества проявляются у дошкольников и как педагог способствует закреплению положительных проявлений, как побуждает к ним;

в) насколько приемы педагога способствуют решению поставленных воспитательных задач в данном трудовом процессе;

г) оцените трудовые навыки детей с точки зрения их рациональности, целесообразности последовательности действий; как педагог совершенствует навыки.

7. Оценка детской деятельности;

а) отношение детей к результату деятельности, степень адекватности полученным результатам;

б) к каким дружеским проявлениям побуждает детей педагог при оценке работы товарищей, какими приемами;

в) насколько самостоятельны дети в оценке своей работы, товарищей;

г) соответствует ли содержание оценки поставленным воспитательным задачам;

д) какими приемами формируется у детей умение оценивать; побуждает ли педагог находить причины неудач, ошибок.

Приложение 4

Часть: Заключительная

— Давайте поиграем в игру «Угадаем, что сделаем»

Дети с воспитателем ходят по кругу, приговаривают:

Мы с тобой трудиться будем ,

По окончании слов все останавливаются. Воспитатель показывает какое-либо движение. (стирает, гладит, выжимает, встряхивает. Развешивает, дети повторяют, отгадывают действие, называя его.

Приложение № 5

Приложение 1

ВАРИАНТЫ АНАЛИЗА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Схема анализа игровой деятельности.

1. Подготовка воспитателя к игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжет­но-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отноше­ние детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использова­ние игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разным видами игр.

Вопросы для анализа сюжетно-ролевых игр воспитателя.

1. По чьей инициативе возникла игра?

2. Планировали ли дети заранее ее ход?

3. Сколько детей участвовало в игре?

4. Какие роли были и как они распределялись?

5. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями?

6. Чему отдавали предпочтение дети во время игры; действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми?

7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?

8. Сколько времени продолжалась игра?

9. Связана ли данная игра с другими играми детей?

10. Как окончилась игра: организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания?

11. Самостоятельны ли дети в развитии игры, или она развивалась при участии воспитателя?

12. Соответствует ли игра возрасту детей?

13. Каков уровень развития игровой деятельности детей?

14. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

15. Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали?

16. Как проходило распределение ролей?

17. Сколько детей участвовало в игре? Кто решал вопрос о приеме в игру?

18. Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему?

19. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Кем и как они

20. Как Вы спланируете работу воспитателя по Формированию взаимоотношений детей в игре?

21. Взаимоотношения педагога и ребенка.

22. Связь данного мероприятия с другими видами деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

источник

Институт дошкольного начального образования и специальной педагогики

Тема 1. Наблюдение за организацией и руководством творческими играми дошкольников

Фотозапись игры детей подготовительной к школе группы игра «Школа»

В игре участвуют 5 детей подготовительной к школе группы

В «Школу» предложила поиграть воспитатель детского сада Марина Александровна.

Воспитатель: «Ребята, вы уже стали большими, скоро пойдете в школу, а давайте попробуем поиграть в школу.»

Алиса: «Давайте поиграем в школу. »

Карина: «Хорошо, но я буду учителем, а вы — учениками!»

Наташа: «Нет, учителем хочу быть я!»

Воспитатель: «Девочки не ссорьтесь. Давайте каждый по очереди будет в роли учителя, хорошо?»

Миша: «Я сейчас возьму сумку, как будто это мой портфель для школы»

Воспитатель: «Хорошо, подготовьтесь к игре»

Карина: «Здравствуйте дети. Я ваш учитель и сегодня у нас урок письма. Достаньте свои тетради и ручки и пишите те крючочки, которые у меня на доске нарисованы к себе в тетради»

Миша: «Мне не видно, что там нарисовано, я хочу сам что хочешь писать в тетради!»

Карина: «Я сегодня учитель и меня надо слушаться, давайте пишите в тетрадях!»

Алиса: «Я уже все нарисовала проверьте мою тетрадь»

Наташа: «Я тоже уже нарисовала и я хочу урок математики. Пусть будет математика!»

Лиза: «А я хочу урок рисования. Я хочу рисовать в тетради и не делать математику»

Карина: «Успокоились. Сейчас я проверю как вы написали крючочки в своих тетрадях»

Наташа: «Я самая первая сделала крючочки»

Карина: «Молодец, Наташа, я поставлю тебе хорошую отметку. А сейчас мы будем считать яблочки, которые я вам покажу.»

Наташа: «Я хочу сейчас быть учителем, мне надоело быть учеником»

Воспитатель: «Карина. Пусть теперь Наташа будет учителем»

Наташа: «Сейчас у вас урок чтения. Кто мне прочитает стихотворение»

Миша: «Я знаю стихотворение про мишку косолапого!»

Наташа: «Хорошо, рассказывай! Молодец»

Лиза: «Я тоже знаю стихотворение про осень»

Алиса: «Я расскажу стих про зиму и не хочу больше играть»

Воспитатель: «Алиса, почему ты не хочешь играть?»

Алиса: «Я тоже хочу учителем быть, я хочу бегать и прыгать на уроке, а не читать»

Воспитатель: «Сейчас Алиса будет вести у вас урок физкультуры»

Алиса: «Пошли шагом по комнате, теперь побежали, а теперь ползем на корточках»

Миша: «Мне надоело играть в школу, и я не хочу больше играть»

Наташа: «Я тоже хочу поиграть в другое»

Воспитатель: «Хорошо, подумайте во что еще можно поиграть»

1. Какие взаимоотношения отражают дети в своих сюжетно-ролевых играх?

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Читайте также:  Прием детей в доу анализ

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми,- их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра — отражение жизни. Здесь, все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка — только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

В игре дети отразили взаимоотношения учителя и учеников.

Тема игры — это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны.

Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.

Задача воспитателя — помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой — создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей. Для того чтобы получилась интересная игра, недостаточно, чтобы дети только увидели, как строят дом, перевозят грузы, шьют одежду и т.д. Если ограничиться этим, ребята будут подражать только действиям взрослых, не осознавая значения их труда. В результате игра будет бедной, малосодержательной. Надо глубоко взволновать детей событиями жизни, трудовыми подвигами людей, чтобы они захотели подражать им, переживать вместе с ними. Выполнить эту задачу помогает книга, картина, кинофильм, кукольный театр.

Сильное влияние на игру оказывают зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных детских передач, а также передач о событиях, которыми живет вся наша страна. Дошкольники, как и взрослые, с волнением смотрят передачи, посвященные полетам в космос, с живым интересом расспрашивают о подвигах космонавтов. Как и взрослые, маленькие граждане гордятся успехами наших спортсменов, пытаются им подражать в своих играх. Эти игры воспитатель поддерживает, помогает развивать их.

Опираясь на интересы детей, на их представления, педагог руководит выбором игры. Различными приемами он вызывает в памяти ребят то, что они видели, о чем им читали. Для малышей, например, важно наглядное напоминание — игрушки: игрушечное пианино наводит на мысль провести музыкальное занятие, игрушечные животные напоминают знакомую сказку. Иногда, чтобы подсказать детям идею игры, можно показать им спектакль кукольного театра или театра игрушек. Повторяя инсценировку, малыши в основном ее переделывают, объединяя показанное со своим личным опытом: так, доктор Айболит лечит не зверей, а кукол, которые заболели гриппом.

Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и ее содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвертом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель. Перед началом игры воспитатель спрашивает: «Во что будете играть? Что построите? Куда поедете на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?» Эти вопросы заставляют детей задуматься и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться. Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте больший игровой опыт, более развитое воображение помогают детям самим придумывать различные интересные сюжеты. Воспитателю достаточно лишь словесного напоминания об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея новой хорошей игры. Важным побудителем игры является также беседа, в которой раскрывается смысл виденного и прочитанного, характеры действующих лиц, их переживания. Если удается увлечь детей сюжетом, игра возникает естественно даже без предложения воспитателя. Но педагог может и посоветовать детям тему игры, если знает, что она заинтересует их.

Если в младших группах важно лишь приучать детей обдуманно выбирать игру, то со старшими дошкольниками необходимо совместно обсуждать не только тему игры, но и в общих чертах намечать план развития сюжета, определять деятельность каждого из играющих. Разумеется, план игры может быть только ориентировочным, по мере развития сюжета в нее вводится много нового, но выдумка каждого подчиняется общей цели. Воспитатель, таким образом, руководит игрой, направляет ее содержание, влияет на взаимоотношения детей.

2. Какие виды деятельности взрослых воспроизводят дети в своих сюжетно-ролевых играх?

Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.

Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта и т. д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Содержание игр детей разнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, общественные события, понятные ребенку и привлекающие его внимание. Деление игр на бытовые, производственные и общественные условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта, труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на фабрику; родители с детьми идут на праздничную демонстрацию, на стадион. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое значение.

Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители — самые близкие, любимые люди, которым прежде всего хочется подражать. Закономерно также, что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Однако, если мальчикам не внушают презрения к таким играм («зачем тебе кукла, ты ведь не девочка»), и они с удовольствием бывают папами, выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей.

Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем «доме», стирают кукольное белье. Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений. В игре отражается повседневная жизнь детского сада и необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение кукольного театра, зоопарка.

Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята возят грузовики, путешествуют в поездах, на кораблях, летают на самолетах. Повсюду в нашей стране идет строительство, и дети без устали строят дома, заводы, новые города. В этих играх отражается специфика труда и быта каждой республики, каждой области. В колхозах дети превращаются в механизаторов, строят птицефермы, в Донбассе добывают уголь, в Казахстане пасут отары овец. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

3. Какова структура сюжетов игры?

В данной игре дети отразили однотемную игру — игру в школу. Однако, эта игра была многоперсонажная, потому что были ученики и учитель и были разные уроки, которые нравились детям.

4. Какие роли исполняют дети в своих играх?

Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе: моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрики, а убирая участок, становится дворником.

Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе детского сада. Игра — важнейшая самостоятельная деятельность, которая имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Для каждой группы определены задачи воспитания, которые решаются с помощью игры.

5. Проявляются ли элементы сотворчества в руководстве творческими играми?

Руководство творческими играми — один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления.

Важнейшее условие успешного руководства творческими играми — умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.

Часто ставится вопрос: может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре — влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Не следует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. И если им предложить действовать по плану воспитателя, копировать данные образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность.

Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка — один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан — это только его товарищ. Оказывая внешне уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства — осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы. Задача педагога — воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений.

При организации игры перед воспитателем встают трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью, но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения. Например, ребята задумали совершить морское путешествие, и многим хочется стать капитаном. Педагог, исходя из замысла игры, напоминает детям о виденном, прочитанном, говорит, что, кроме капитана, на корабле много других интересных профессий: помощник капитана, радист, лоцман, и предлагает подумать и решить, кого назначить на ту или иную роль. Дети и сами вспоминают, что нужен повар, врач. «А библиотека есть на корабле?» — спрашивает любитель книг. Оказывается, всем находится дело по душе. Педагог рассказывает об ответственной работе матросов, и эта роль также становится привлекательной.

Особенно сложно воспитателю руководить игрой, когда она уже началась. Пока идет обсуждение сюжета и дети еще не вошли в образ, педагог может давать советы, не изменяя, однако, детского замысла. Неосторожное вмешательство во время разыгрывания ролей может разрушить созданный ребенком образ. Если воспитатель понимает замыслы детей, их переживания, то чтобы предложить новый интересный эпизод, дать игре новое направление, он должен вступить в игру в какой-нибудь роли и обращаться к детям, как к действующим лицам.

Например, на аэродроме два самолета, пассажиры переходят из одного в другой, порядка нет. Педагог в роли пассажира спрашивает: «Товарищ начальник, кто объявляет посадку? Какой самолет отправляется в Ленинград?» Начальник подхватывает идею, организует диспетчерский пункт, договаривается с диспетчером, какой самолет отправится раньше, заботится об организованной посадке пассажиров.

Правильно организуя игры, воспитатель помогает каждому ребенку найти свое место в игровом коллективе и стать его активным членом, воспитывает его хорошим товарищем, справедливым и скромным.

В индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок, даже если его поведение в игре не вызывает никакой тревоги педагога. Особого же внимания требуют дети робкие, неуверенные в себе, которые из-за этого кажутся неинициативными. Мы категорически возражаем против деления детей на актив и пассив группы. Мнимая пассивность ребенка большей частью объясняется тем, что ему трудно сразу войти в жизнь коллектива, а взрослые не помогают ему в этом, не понимают его интересов. Многие факты показывают, как преображается такой ребенок, если находит поддержку воспитателя, как расцветают его творческие способности, организаторские умения.

Читайте также:  Презентация по звуковому анализу для детей

Немало трудностей у педагога и с детьми излишне бойкими, смелыми, самолюбивыми. Они большей частью бывают заводилами игр, и ребята им охотно подчиняются. Поддерживая и развивая организаторские способности этих детей, необходимо воспитывать у них скромность, чувство ответственности, уважение к товарищам, привычку считаться с другими людьми.

Во время игры бывает много моментов, требующих от воспитателя тонкой наблюдательности и находчивости, умения объединить детей для выполнения игровой задачи, отвлечь от подражания дурному. Например, в играх могут вспыхивать споры, и даже ссоры между детьми. Причины их различны, причем с возрастом и развитием детей характер конфликтов меняется. Малыши чаще всего ссорятся из-за обладания игрушкой. Воспитатель легко помирит их, предложив столь же привлекательную куклу или машину. В более старшем возрасте могут возникнуть недоразумения из-за того, что в совместной игре дети не всегда понимают друг друга.

Например, две девочки играют в детский сад. Одна уложила кукол спать, другая поднимает их, сажает в машину. Возникает ссора. Воспитатель выясняет, что у второй девочки появилась интересная идея — везти кукол на дачу. Договариваются, что детки сначала поспят, а затем поедут на дачу.

У детей пяти-шести лет уже накоплен опыт совместной игры, они умеют объяснять товарищам свои замыслы, но и в хорошо организованном, дружном игровом коллективе иногда возникают конфликты. У дошкольников этого возраста развивается самолюбие, которому необходимо дать правильное направление, чтобы оно не переросло в самомнение, тщеславие. Споры могут возникнуть при выборе игры (каждому хочется, чтобы приняли его предложение), при распределении ролей, при внесении в сюжет новых эпизодов. Внимательное, чуткое руководство воспитателя помогает справедливо разрешать конфликты. Постепенно педагог приучает детей к тому, чтобы они делали это самостоятельно. Иногда возникают любопытные споры о том, как ведет себя герой игры в жизни, как на самом деле устроена машина. Такие споры полезны для уточнения представлений детей, для воспитания их любознательности.

Каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать, что играть вместе интересно. Но это не означает, что в детском саду не должно быть игр в одиночку. Даже у самого общительного ребенка любого возраста появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть одному с любимой игрушкой. Такие игры особенно полезны для детей легко возбудимых, которые устают от общества сверстников. Нередко можно увидеть, как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря за всех действующих лиц. Индивидуальные игры помогают воспитателю выявить особенности ребенка и найти к нему подход.

На много дней увлекла ребят игра в космонавтов. Они устроили космодром, соорудили ракету. Отряд космонавтов проводил тренировки, врачи их осматривали, повара готовили пищу. Много интересной выдумки, изобретательности проявили конструкторы космического корабля. Все они делали самостоятельно, обращаясь к воспитателю за советом, делясь с ним своими проектами. Но эта самостоятельность, изобретательность — результат полученных предварительно на занятиях и в ходе игры знаний, сформированных воспитателем конструктивных умений, привитых организаторских навыков.

Проделав большую подготовительную работу, педагог продолжает внимательно следить за развитием сюжета, за характером детских взаимоотношений, помогает решать спорные вопросы, советами, предложениями дает игре нужное направление. Успех руководства игровой деятельностью в значительной степени зависит от того, удается ли связать ее с трудовой активностью детей. Стремление ребенка к самостоятельности проявляется и в том, что он никогда не довольствуется готовыми игрушками, как бы хороши они ни были.

Процесс изготовления игрушек входит в игру как один из ее этапов, в ходе которого ребенок может полностью проявить свою активность и самостоятельность. Начиная с младшей группы, следует приучать детей готовить все нужное для игры. Например, малыши решили праздновать день рождения куклы. Воспитатель предлагает приготовить для именинницы угощение и показывает, как из пластилина слепить конфеты и пирожные. Затем в подарок кукле дети делают рисунки, маленькие игрушки из пластилина. В дальнейшем дошкольников учат мастерить игрушки из картона, дерева, из другого, подходящего для этой цели материала, который есть в каждом доме (дощечки, коробки, катушки, лоскуты материи и пр.). Летом ребята под руководством воспитателя учатся делать нужные для игры вещи из сосновых и еловых шишек, мха, древесной коры, веток. Умение строить, мастерить заметно развивает детское игровое творчество, делает игры более содержательными и целенаправленными.

Для воспитания детей в игре очень важен также подбор готовых игрушек, обдуманный способ их использования и хранения. Для творческой игры, прежде всего, необходимы игрушки, передающие образ человека, животного, изображающие различные предметы, машины. Игрушка часто побуждает к игре, помогает осуществить задуманное, вызывает у ребенка добрые чувства. В игре много воображаемого, условного, но как мы уже говорили, переживания ребенка и его действия всегда реальны. С куклой в руках девочка чувствует себя настоящей мамой, с игрушечными животными дети могут устроить зоопарк или цирк. В семье малыш единовластно распоряжается своими игрушками, сам дает имена куклам, зверюшкам. В детском саду ребенок впервые, сталкивается с общественной собственностью и привыкает относиться к игрушкам бережно: однако и в детском саду следует создать радостную игровую атмосферу, сохранить отношение к игрушке как к товарищу по игре.

В каждой возрастной группе подбор игрушек меняется в связи с развитием игровых интересов детей. У малышей обычно имеется несколько одинаковых игрушек разного размера и оформления, так как разнообразие рассеивает внимание детей, мешает им сосредоточиться на одном сюжете. С возрастом детей игры усложняются и возникает необходимость в большем количестве различных игрушек. Вместо нескольких одинаковых собачек и мишек нужен набор разных игрушечных животных, с которыми можно играть в стадо, в цирк или зоопарк. Появляются куклы — пионеры, матросы, солдаты, куклы, изображающие людей разной национальности. Чтобы игрушки не теряли своей привлекательности, необходимо их менять: убирать на время те, к которым угас интерес, и вносить новые. Знакомство с новой игрушкой может проходить по-разному, но всегда воспитатель должен вызвать к ней интерес, объяснить ее назначение.

6. Какие виды игр встречаются чаще у детей вашей подгруппы?

Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные).

При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.

В подготовительной к школе группе чаще можно увидеть как дети играют в «Школу», «Дочки-матери», «В больницу», то есть отражают труд взрослых.

7. Проявляются ли в играх детей стереотипы поведения, связанные с их половой принадлежностью?

Да, в играх детей уже можно заметить проявляющиеся стереотипы поведения, характерные для девочки или для мальчика. Девочки ведут себя как представительницы женского пола: соответственная одежда, манеры, поведение. Мальчики также ведут себя как мужчины.

8. Одобряют или отвергают партнеры по игре эти стереотипы?

Партнеры по игре одобряют эти стереотипы поведения, если они соответствуют половой принадлежности. То есть если девочка ведет себя как представительница женского пола, и наоборот.

9. Верны ли стратегия и тактика игрового взаимодействия воспитателя с детьми?

Руководство играми в каждой возрастной группе имеет свои особенности. В младших группах воспитатель прямо организует игру, иногда даже становится ее участником, чтобы своим примером влиять на детей, прививать им навыки совместной игры, навыки обращения с игрушками.

В старших группах роль воспитателя при руководстве игрой не менее активна и ответственна. Детям предоставляется самостоятельность в выборе игры и ее организации, но за этой самостоятельностью скрывается напряженная работа педагога.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

Тема 2. Наблюдение за взаимоотношениями детей в игре и вне ее

игра дошкольник воспитатель творческий

Фотозапись игры детей подготовительной к школе группы

В игре участвуют 5 детей подготовительной к школе группы

В «Школу» предложила поиграть воспитатель детского сада Марина Александровна.

Воспитатель: «Ребята, вы уже стали большими, скоро пойдете в школу, а давайте попробуем поиграть в школу.»

Алиса: «Давайте поиграем в школу. »

Карина: «Хорошо, но я буду учителем, а вы — учениками!»

Наташа: «Нет, учителем хочу быть я!»

Воспитатель: «Девочки не ссорьтесь. Давайте каждый по очереди будет в роли учителя, хорошо?»

Миша: «Я сейчас возьму сумку, как будто это мой портфель для школы»

Воспитатель: «Хорошо, подготовьтесь к игре»

Карина: «Здравствуйте дети. Я ваш учитель и сегодня у нас урок письма. Достаньте свои тетради и ручки и пишите те крючочки, которые у меня на доске нарисованы к себе в тетради»

Миша: «Мне не видно, что там нарисовано, я хочу сам что хочешь писать в тетради!»

Карина: «Я сегодня учитель и меня надо слушаться, давайте пишите в тетрадях!»

Алиса: «Я уже все нарисовала проверьте мою тетрадь»

Наташа: «Я тоже уже нарисовала и я хочу урок математики. Пусть будет математика!»

Лиза: «А я хочу урок рисования. Я хочу рисовать в тетради и не делать математику»

Карина: «Успокоились. Сейчас я проверю как вы написали крючочки в своих тетрадях»

Наташа: «Я самая первая сделала крючочки»

Карина: «Молодец, Наташа, я поставлю тебе хорошую отметку. А сейчас мы будем считать яблочки, которые я вам покажу.»

Наташа: «Я хочу сейчас быть учителем, мне надоело быть учеником»

Воспитатель: «Карина. Пусть теперь Наташа будет учителем»

Наташа: «Сейчас у вас урок чтения. Кто мне прочитает стихотворение»

Миша: «Я знаю стихотворение про мишку косолапого!»

Наташа: «Хорошо, рассказывай! Молодец»

Лиза: «Я тоже знаю стихотворение про осень»

Алиса: «Я расскажу стих про зиму и не хочу больше играть»

Воспитатель: «Алиса, почему ты не хочешь играть?»

Алиса: «Я тоже хочу учителем быть, я хочу бегать и прыгать на уроке, а не читать»

Воспитатель: «Сейчас Алиса будет вести у вас урок физкультуры»

Алиса: «Пошли шагом по комнате, теперь побежали, а теперь ползем на корточках»

Миша: «Мне надоело играть в школу, и я не хочу больше играть»

Наташа: «Я хочу играть в школу, и другие дети хотят»

1. Сколько детей участвовала в игре сначала? Сколько детей включилось по ходу игры?

В игре участвовало сначала 5 человек. По ходу игры никто из детей в игру не включился.

2. Кто решает вопросы о приеме детей в игру?

Вопросы о приеме детей в игру в подготовительной к школе группе решают сами участники игры — то есть сами дети.

3. Выходили ли дети из игры? Почему?

Да, один мальчик вышел из игры и не стал ее больше продолжать. Он не хотел больше играть, потому что ему стало не интересно, возможно потому что он не был в роли учителя в игре.

4. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Кем и как они устранялись?

В процессе распределения ролей возник конфликт между двумя девочками по поводу того, кто из них будет учительницей. Воспитатель со своей стороны предложила детям каждому побывать в роли учителя и дети согласились.

Лидером в игре, конечно же, были те дети. Которые попеременно исполняли роль учителя, потому что они старались руководить учебным процессом: задавали задания, спрашивали учеников и т.д.

6. Были ли пассивные дети, которые полностью подчинялись воле других?

На мой взгляд, таких явно пассивных детей не было, потому что если и они подчинялись воле других детей, то лишь в силу своей роли в игре, если они были учениками, то они рассказывали стихи, бегали по комнате, и выполняли все задания учителя.

Вывод: реальные взаимоотношения детей между собой и игровые взаимоотношения были очень приближены к действительности. Это характеризуется примером того, что две девочки Карина и Наташа спорили о том, кто будет учителем. В реальной жизни девочки также являются своего рода соперницами и прирожденными лидерами, поэтому эти отношения нашли у них отражение и в их игровой деятельности.

Тема 3. Личность ребенка глазами воспитателя

Ребенок, в котором я вижу личность Ребенок, который меня раздражаетРебенок, который мне понятенИдеальный ребенок Агрессивный -3+3-3+3Глупый-3+2-3-3Инициативный+3-3+3+3Наблюдательный +3-2+2+3Любящий +3-3+3+3Ябеда -3+3-3-3Жадный -3+3-3-3Веселый +3-3+2+3Хороший организатор +3-2+2+3Приветливый+3-3+3+3Упрямый+1-3-3-3Конфликтный-3+3-3-3Ласковый+3-3+3+3Способный +3-3+3+3Чуткий +3-3+3+3Хитрый+2+3+2+2Активный+3-3+3+3Малоподвижный -2+3-2-2Интересующийся+3-3+2+3Нервный -3+3-3-3Замкнутый -3+3-3-3Общительный +3-3+3+3Неспособный -3+3-3-3Дисциплинированный +3-3+3+3Капризный -3+3-3-3Подлый -3+3-3-3Честный +3-3+3+3Эрудированный +3-3+2+3Отходчивый +3-3+3+3Грубый -3+3-3-3Пассивный -3+3-3-3Послушный +3-3+3+3Трудолюбивый +3-3+3+3Чистосердечный +3-3+3+3Наглый -3+3-3-3Своевольный -3+3-3-3Неразвитый -3+3-3-3Аккуратный +3-3+3+3Беззащитный -2-3-2-2Расторможенный -3+3-3-3Ответственный +3-3+3+3Необщительный -3+3-3-3Стремящийся к лидерству +3-3+3+3Ленивый -3+3-3-3Равнодушный -3+3-3-3Скромный +3-3+3+3Неряшливый -3+3-3-3Душевный +3-3+3+3Жестокий -3+3-3-3Дерзкий -3+3-3-3Независимый +2-3+2+2Умеющий слушать +3-3+3+3Доверчивый +2-3+2+2Злой -3+3-3-3Внимательный +3-3+3+3Неухоженный -3+3-3-3Любознательный +3-3+3+3Отвергаемый -3+3-3-3Ни с кем не дружит -3+3-3-3Невнимательный -3+3-3-3Исполнительный +3-3+3+3Лидер +3-3+3+3Невоспитанный-3+3-3-3Умный +3-3+3+3Обучаемый +3-3+3+3Отзывчивый+3-3+3+3

Представьте данную таблицу воспитателю и объясните, что необходимо оценить выраженность этих качеств не у того или иного ребенка, а обобщенно. При заполнении таблицы ставится знак «+3», если качество, указанное в левом столбце, представлено у ребенка в максимальной степени, «-3» — если это качество совсем не выражено — и промежуточные баллы — в случае меньшей или большей степени выраженности.

С точки зрения профессиональной позиции воспитателя можно отметить, что такие качества личности как:

источник