Меню Рубрики

Анализ театрально игровой деятельности детей

Анализ игровой деятельности в старшей группе

При организации сюжетно-ролевых игр поощряю желание придумывать новые темы для игр. Формирую умения развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений. Развиваю умения дошкольников согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать; самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Содействую укреплению возникающих устойчивых детских игровых объединений. Формирую умения согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Однако не все дети бывают задействованы в игре, не умеют распределять роли, присутствуют отрицательные качества: конфликты, грубость в обращении, споры.

Закрепляю умения усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий. Содействую обогащению знакомой игры новыми решениями, включением в нее продуктивной деятельности (участие самого воспитателя, изменение атрибутики или введение новой роли). Создаю условия для творческого самовыражения; для возникновения новых игр и их развития.

В группе выделены игровые зоны для сюжетно-ролевых игр – «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Военные». Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

При планировании игровой деятельности стараюсь учитывать предшествующую и последующую деятельность детей, которая представлена в виде чтения художественной литературы, рассматривания картинок, иллюстраций в книгах, на занятиях познавательного цикла, беседах, ситуациях, при ознакомлении с профессиями взрослых. А данные виды деятельности обогащают познавательный опыт детей, увеличивают словарный запас.

Проведя анализ поведения и знаний детей в игре, отмечаю, что некоторые игры не содержат элементы новизны; названия творческих игр носят традиционный характер, что дети мало владеют информацией, связанной с содержанием отображаемой жизненной ситуацией, особенно в играх на бытовую тематику, что сказывается на бедноте развития сюжета.

В группе созданы условия для двигательной деятельности детей: физкультурный уголок с необходимым оборудованием, наличие картотеки подвижных игр по возрасту, атрибутов для подвижных игр, спортивных игр, наличие атрибутов для игр с прыжками(скакалки, колечки, плоские круги для перепрыгивания), для игр с бросанием, ловлей, метанием, наличие комплексов утренней гимнастики, гимнастики пробуждения. На улице имеется игровая площадка, которая соответствует возрасту. Имеется выносной материал для проведения подвижных игр на прогулке. Для родителей — наглядная информация по вопросам организации оптимального для детей двигательного режима (рекомендации по закаливанию, материалы по профилактике различных заболеваний и т.д.)

При организации подвижных игр поощряю самостоятельную организацию детьми знакомых игр; участие в играх с элементами соревнования. Знакомлю с народными играми. Способствую проявлению честности, справедливости в самостоятельных играх со сверстниками. При проведении занятий использую игровые мотивации, которые способствуют повышению интереса детей, динамические паузы. Осуществляю индивидуальный подход к детям, регулирую их эмоциональное состояние.

При организации дидактических игр объединяю детей в подгруппы по 2-4 человека. Закрепляю умения выполнять правила игры. Формирую желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками. Побуждаю детей к самостоятельности в игре через эмоционально положительный отклик на игровое действие. Закрепляю умение подчиняться правилам в групповых играх. Воспитываю творческую самостоятельность. В группе созданы условия для всех видов дидактических игр. Игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, развивающие, интеллектуальные находятся в зоне спокойной деятельности и доступны детям. Имеются игры для всестороннего развития детей: на развитие словаря, на освоение грамматически правильной речи, на обучение грамоте, на развитие связной речи; игры на формирование элементарных математических представлений, на группировку, на измерения, на ориентацию в пространстве, на формирование обобщенных представлений, игры на развитие экологической культуры.

В группе создан театральный уголок — важный объект развивающей среды, с которого начала оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединяет детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дети раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. В театральном уголке имеется ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, пальчиковый виды театра. Вместе с детьми и родителями готовим костюмы, атрибуты к маленьким представлениям. Дети — маленькие артисты, поэтому с радостью принимают участие в постановках и удовольствием выступают в роли зрителей.

В театрализованных играх создаю атмосферу творчества и доверия, обеспечивая каждому ребенку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры. Развиваю умения создавать творческие группы для подготовки проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности. Формирую умения выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками. Поощряю импровизации, формирую умения свободно чувствовать себя в роли. Воспитываю артистические качества, раскрываю творческий потенциал, вовлекаю детей в различные театрализованные представления. Предоставляю детям возможность выступать перед сверстниками, родителями.

Анализ игровой деятельности в старшей группе показал, что предметная среда требует постоянного обновления, которое влечет за собой расширение и разнообразие деятельности воспитателя и детей. Продуманный интерьер групповой комнаты положительно влияет на настроение детей и взрослых. Грамотно созданная, предметно-развивающая среда позволит им выбирать занятия по интересам, а воспитателю — направлять детскую деятельность.

источник

Проведение и анализ опытной работы по воспитанию отзывчивости старших дошкольников в театрализованных играх

На втором этапе опытно-практической работы в качестве игрового репертуара были использованы следующие художественные произведения: «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Красная шапочка», «Теремок» и др.

Перед разыгрыванием театрализованных игр был организован предварительной этап педагогической работы, направленный на активизацию отзывчивости, воспитание ценностного отношения к другому человеку, внимания и сострадания.

За основу были взяты методические разработки упражнений А.И. Бурениной, этюдов Э.Г Чуриловой. Данные упражнения и этюды были направлены на обучение дошкольников умению распознавать разные эмоциональные состояния и подготовку к проведению театрализованных игр.

На 1 этапе детям было прочитано стихотворение Е.Благиной «Посидим в тишине». Далее была проведена беседа по вопросам: «Почему девочка не стала играть? Почему она не заводила юлу? А как вы себя ведете, когда мама или папа отдыхают? Чем вы занимаетесь в это время?» далее предложено детям послушать тишину.

Оказалось, что слушание тишины для детей может быть очень интересным занятием. Рома сказал после слушания, что оказывается не так тихо, что много звуков вокруг, что слышно как шумит ветер за окном.

На следующем этапе детям было предложено послушать аудиозапись с различными видами шумов и дано задание — оправдать шум. На вопрос, где находится Буратино, Ева предположила, что на море. В задании придумать и рассказать, почему плачет щенок, Ева решила, что щенок плачет, он потерялся, что он ищет маму. В задании — какая погода на улице, Камила предположила, что идет грибной дождь, светит солнышко, и хочется босиком побегать по травке. В целом все дети активно работали.

Также в качестве одного из игровых упражнений детям были даны картинки, после чего их попросили ответить на вопрос: «что чувствует человек, изображенный на картинке?» «Как бы ты мог этого человека утешить или ободрить в зависимости от изображенного состояния?». Дети отвечали, что человеку грустно, он плачет, кого – то зовет и так далее, однако в процессе подбора слов утешения или одобрения слова не были разнообразными, в основном подражали тем, кто уже высказал свое мнение. Однако следует отметить, что все ответы были ситуативно правильны.

Совместно с воспитателем группы, предложили детям разыгрывание отрывков из сказок «Белоснежка и семь гномов», «Снежная королева», но перед этим попросили ответить на вопросы: Как вы относитесь к детям, которые получили главную роль?», «Как бы вы общались с детьми после распределения ролей?», «Будете вы участвовать в сценке?».

На следующем этапе были организованы театрализованные игры.

Детям была предложена театрализованная игра по известной сказке «Заюшкина избушка». На наш взгляд, сюжет и текст сказки «Заюшкина избушка» педагогически целесообразен для организации на его основе театрализованной игры, так как ситуация действия в этой сказке построена на принципе градации, то есть постепенного усиления, увеличения эмоционального сочувствия, сопереживания герою сказки – Зайцу, Петушку, который выручает его, и включает в этот процесс спасения, сочувствия других героев – Cобаку, Волка, Медведя.

Организация игры осуществлялась в следующем порядке:

1. Чтение сказки детям воспитателем.

2. Уточнение восприятия и понимания сказки детьми. Уточняющие вопросы по содержанию, сюжету, персонажам.

3. Целенаправленная беседа с детьми по вопросам для выявления эмоционального отклика у детей:

1. Вам жалко зайчика? 2. А что бы вы сделали, если бы зайчик обратился за помощью к вам?

6. Беседа с детьми по итогам разыгрывания. Выявление их эмоционального отношения.

Дети с интересом слушали сказку. В ходе выявления их эмоционального отклика было установлено следующее. Отвечая на вопрос: «Вам жалко зайчика?» дети дали положительный ответ. Подобные ответы дети давали уверенно и убедительно, в них прослеживалось положительное отношение, которое пока не проявлено, но которое они предполагают проявить в ходде театрализованной игры.

Во второй части беседы детям предлагалось описать, как бы они помогли Зайчику. В ответах детей на этот вопрос дети проявили разнообразие отношений и оценок.

— Матвей предложил научить Зайчика хорошо драться, тогда бы никто не занял его избушку.

Ева очень жалела Зайчика и хотела позвать волшебника, чтобы он превратил Лису в другого Зайчика и они бы жили вместе.

Рома предложил построить Лисе лубяную избушку и сказал, что Заяц – «слабак».

Камила сказала, что она не отходила бы от Зайчика ни на минуту, и тогда бы Лиса не отняла у него избушку.

Хотя большинство детей понимали предлагаемые обстоятельства сказки и выражали сочувственное отношение, часть детей испытывала трудности при решении вопроса о собственном поступке в сложной ситуации помощи другому. Манера ответов детей на второй вопрос была непосредственная и откровенная. Эмоциональное отношение было выражено явно. Только исходя из собственного социального опыта и сформированного ценностного отношения к другому дети выражали свое отношение. По мере формулирования ответов дети раскрывали нравственный смысл ситуации помощи другому, обнаруживали собственные переживания, побуждения к действию. Безусловно, способы помощи, которые предлагались детьми, были проще и легче, как и все способы оказания помощи в каких – то жизненных ситуациях, с которыми вероятно, сталкиваются дети в жизни.

В ходе разыгрывания художественного произведения Матвей, играющий роль зайца, был скован, стеснителен, не проявлял никаких эмоций, лиса (Камила) все время его подталкивала и тормошила. У Даниила была роль медведя, он сыграл ее очень эмоционально и ярко. Максим, игравший петуха, очень ярко выражал сочувствие к зайцу, выгоняя лису громко кричал, махал «косой» и топал ногами.

В следующей театрализованной игре детям предлагалось разыграть сценку из сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

Были заданы вопросы: 1.Жалко ли вам ласточку? Как вы относитесь к мыши, которая приютила «Дюймовочку».

Сказка «Дюймовочка» очень нравится детям, поэтому эмоциональные отношения были явно выражены.

— Ева сказала, что она взяла бы ласточку домой и сама ее отогрела и накормила.

Матвей сказал про мышь: Она добрая и деловая, она приютила «Дюймовочку», а то бы она умерла от холода.

-Камила сказала, что я боюсь неживых птиц, я ее быстро бы накрыла листиком и убежала.

Разыгрывая сценку из сказки «Дюймовочка», дети очень серьезно отнеслись к своим ролям. Сценка показывалась в группе. Ева играла роль «Дюймовочки», взяла в руки «ласточку», положила на колени, гладила ее и приговаривала: «не умирай, не умирай». Ева очень ярко выражала сочувствие, сострадание. Камила играла мышь, эмоциональное отношение к роли выражалось ярко, говорила она громко, хорошо использовала мимику и жесты. Матвей, игравший крота был очень убедителен, с закрытыми глазами ходил ощупывая, и говорил «иди ко мне Дюймовочка, я тебя не обижу».

Также детям было предложено поставить этюд по сказке В. Гауфа «Карлик Нос».

Детям были заданы следующие вопросы: 1. Вам жалко мальчика, которого колдунья превратила в карлика? 2. Стали бы вы дружить с мальчиком, который выглядит как герой сказки «Карлик Нос».

Дети с большим интересом прослушали отрывок из сказки. В ходе выявления их эмоционального отклика было установлено следующее. Отвечая на вопрос: «Вам жалко мальчика, которого колдунья превратила в карлика?», дети дали утвердительный ответ. Однако эти проявления отзывчивости у некоторых детей формальные, без глубокого понимания и соотнесения с реальной действительностью. Такой ответ необходимо расценивать как начальный этап вхождения ребенка в ситуацию другого, как самый общий эскиз понимания и отклика на положение другого.

Во второй части беседы детям предлагалось ответить: «стали бы они дружить с мальчиком, который выглядит как герой сказки Карлик Нос»

— Даниил сказал, что я буду дружить с таким мальчиком, мне его жалко.

— Ева долго думала и сказала, что буду жалеть, меня же все жалеют, когда я падаю или когда меня кто – нибудь обижает.

— Камила заявила, что никогда дружить не буду с таким.

— Ангелина сказала, что обязательно буду дружить, ведь он скоро станет красивым.

Хотя большинство детей понимали предлагаемые обстоятельства сказки сочувственное отношение, часть детей испытывала трудности при решении вопроса о собственном поступке в сложной ситуации помощи другому.

Маму мальчика играла Ангелина, очень ярко выражала свои эмоции не стесняясь детей громко причитала и обзывала колдунью. Камила играла колдунью и ее это очень радовало, она подбегала к детям, и говорила: «Заколдую, всех заколдую, я не злая». Матвей, он играл карлика, не замечал изменения в своей внешности, все время чувствовал себя защитником и не отходил от Евы. Ева была принцессой, но ярких эмоций не выражала, больше молчала.

После прочтения детям художественного произведения «Петушок и бобовое зернышко» были заданы вопросы: 1. Вам жалко петушка? 2.А что бы вы сделали, если петушок обратился за помощью к вам?

-Даниил предложил, что можно было постучать Петушку по спинке, так поступает мама, когда помогает ему.

Ангелина в этой ситуации сказала, что позвонила бы доктору, который лечит животных – ветеринару.

Маша сказала, что дала бы Петушку попить водички.

— Ева сказала, что она не отходила бы от Петушка ни на минуту, а вдруг с ним еще что – нибудь случится.

Большинство детей понимали предлагаемые обстоятельства сказки и выражали сочувственное отношение, некоторые дети испытывали трудности при решении вопроса о собственном поступке в сложной ситуации. Манера ответов детей на вопросы была непосредственная и откровенная.

Роль коровы вызвалась играть Ева, объяснила это так: «Я буду кормить всех детей», исполняя свою роль веля себя как «маленькая мама» и с чувством повторяла: «Возьми петушок маслица, смажь горлышко». Матвей играл петушка: ситуация, когда он лежал на ковре, подавившись зернышком, давалась ему трудно, он еле сдерживал смех. Однако другие дети, игравшие роли: курочки, хозяйки, кузнеца постоянно подбегали к нему гладили по головке, по перышкам и утешали его.

В следующей театрализованной игре детям предлагалось разыграть сценку из сказки «Красная шапочка».

Были заданы вопросы: 1.Жалко ли вам бабушку? Как вы относитесь к волку, который съел девочку и бабушку?».

— Ева сказала, что да ей было жалко бабушку и красную шапочку.

Даниил сказал, что к волку он относится плохо и если бы он был волком, то никого бы не съел.

— Камила сказала, что если бы она была бы бабушкой или красной шапочкой, то была бы внимательней и не попалась бы волку.

Разыгрывая сценку из сказки «Красная шапочка», дети очень серьезно отнеслись к своим ролям. Сценка показывалась в группе. Ева играла роль «Красной шапочки». Матвей играл волка, у него получилось передать все эмоции и поведение волка. Камила играла роль бабушки. А остальные дети были дровосеками.

В следующей театрализованной игре детям предлагалось разыграть сказку «Теремок».

Дети с большим интересом прослушали отрывок из сказки. В ходе выявления их эмоционального отклика было установлено следующее. Отвечая на вопрос: «Правильно ли сделали звери, что пустили медведя?», дети дали утвердительный ответ. Однако эти проявления отзывчивости у некоторых детей формальные, без глубокого понимания и соотнесения с реальной действительностью. Такой ответ необходимо расценивать как начальный этап вхождения ребенка в ситуацию другого, как самый общий эскиз понимания и отклика на положение другого.

Во второй части беседы детям предлагалось ответить: «А вы бы пустили медведя?»

— Матвей долго думал и сказал, что он бы сначала построил новый дом побольше, чтобы медведь поместился.

Большинство детей понимали предлагаемые обстоятельства сказки проявляли отзывчивость к персонажам, часть детей испытывала трудности при решении вопроса о собственном поступке в сложной ситуации помощи другому.

Мышку играла Ева, которая очень ярко выражала свои эмоции (отзывчивость, сочувствие) не стесняясь детей. Матвей играл зайчика. Камила играла лягушку — у нее очень хорошо получалось передать эмоции и интонацию этого персонажа. Ангелина, выполняя роль лисички, очень эмоционально вжилась в образ.

Читайте также:  Порок сердца у детей анализы

В заключении дети совместно с воспитателем группы, Оксаной Александровной, показали сказку «Заюшкина избушка» детям второй младшей группы. В запланированный день, проведя необходимые подготовительные работы, во второй половине дня был устроен досуг для младшей группы. «Артисты» очень волновались. В музыкальном зале были расставлены стулья, подготовлены декорации. Зрительный показ театрализованной игры по сказке «Заюшкина избушка» для младшей группы состоялся.

Также с помощью воспитателя группы было организовано сотрудничество с родителями по вопросам воспитания отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Оксана Александровна провела с родителями семинар по обмену опытом о методах и формах воспитания отзывчивости у старших дошкольников. Как одна из эффективных форм была рассмотрена театрализованная игра. Родителям также было предложено уделять внимание чтение книг, рассматриванию иллюстраций, фотографий играющих детей, рассказы детям о том, как родители играли в детстве. Проблемные ситуации в ходе игры, беседы с детьми о поступках героев, совместные театрализованные игры помогают детям разнообразить сюжеты, осознать свои поступки, расширить общение с близкими.

После проведенной работы по воспитанию отзывчивости у старших дошкольников детям было повторно предложено определить эмоциональное состояние человека по карточкам, при этом особое внимание обращалось на проявление сочувствия и сопереживания детей к состоянию, символически изображенному на карточке, которое проявлялось в высказываниях дошкольников. Детям было предложено повторно рассмотреть карточки, задавались вопросы:

1. Что изображает этот человек?

3. Как вы об этом догадались?

Дети с большим вниманием рассматривали картинки и правильно понимали задание. Результаты проявления отзывчивости показали следующее. Эмоциональное состояние грусти опять вызвало у детей наибольший отклик. Ответы детей прозвучали так:

1. Этот человечек просто умоляет, чтобы его не обижали, и поэтому тихо льет слезы. (Ева)

2. Я всегда очень волнуюсь, если рядом кто-то плачет, этого человека наверно обидели и ему нужно помочь. (Ангелина)

4. Этот человек о чем – то мечтает, он сложил ручки так будто что – то просит. (Камила)

5. Этот человек грустный, как Пьеро, я иногда тоже люблю погрустить. У меня губы сразу опускаются вниз. (Максим)

6. Этот человек не может понять, что произошло, поэтому так развел руки. (Рома)

10. Когда человеку плохо, он грустный. (Матвей)

В проведенной далее беседе проговорили с детьми о том, что все они заметили, что если человеку плохо, это очень заметно по выражению его лица, по его жестам.

В ходе наблюдения в группе и на прогулке, дети чаще стали проявлять отношение соучастия, отзывчивости через оценку «плохо» или «хорошо себя чувствует». В группе Максим построил железную дорогу из конструктора, а Даниил ее сломал, Максим стал плакать, дети подошли к Даниилу и стали говорить ему, что Максиму плохо и обязательно надо извиниться, что нужно помогать друг другу (обычно дети жаловались воспитателю), остальные дети предложили Максиму свою помощь, и они все вмести построили новую дорогу.

источник

1.8 Анализ программ по руководству театрализованными играми детей младшего дошкольного возраста

Анализ современной практики дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства.

В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности. Рассмотрим некоторые из них.

Программа «Детство» предлагает такую технологию, где противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. В данной программе театрализованно-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:

• как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка, она представлена в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается». Так достигается сочетание косвенного руководства ею с предоставлением ребенку возможности свободного самовыражения и бытование театрализованной игры в самостоятельной детской деятельности;

• как разновидность художественной деятельности она входит в раздел «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», где интегрируется со следующими видами деятельности: литературная, музыкальная и изобразительная.

Разнообразие театрализованных игр, представленных в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» (автор кандидат педагогических наук, профессор Т.Н. Бабаева), объединяются наличием зрителей. Кроме того, они представляют собой «рубежный» вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев).

Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности (речевой, двигательной, музыкальной и др.) и творчестве в трех аспектах (О.Акулова):

— создание драматического содержания (интерпретация, переосмысление заданного литературным текстом сюжета или сочинение вариативного либо собственного сюжета);

— исполнение собственного замысла (умение воплощать художественный образ с помощью средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева);

— оформление спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, обогащения своего жизненного опыта.

Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников «Арт-фантазия» Э.Г.Чуриловой. [22]

Программа ориентирует педагога на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Содержание программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.

Цель программы развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в гармонизации отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.

Основные задачи программы:

· развитие эстетических способностей;

· развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

· активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

· овладение навыками общения и коллективного творчества.

Программа состоит из пяти разделов работы с детьми детского сада:

3. Культура и техника речи.

4. Основы театральной культуры.

Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович. [24]

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальности. В ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.

Основные задачи: последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный); поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Программа состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет); в ней выделено два типа задач: воспитательные, направленные на развитие эмоциональности, интеллекта, коммуникативных способностей ребенка средствами детского театра; образовательные, связанные непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханевой способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей. [12, 13]

В соответствии со склонностями и интересами детей организована работа студий: «Кукольный театр – малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др.

Предметно-пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

· введение в тему, создание эмоционального настроя;

· театрализованная деятельность (в разных формах);

· эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Приемы, направленные на развитие уверенности ребенка в себе, социальных навыков поведения:

· выбор детьми роли по желанию;

· назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

· распределение ролей по карточкам (дети тащат любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

· проигрывание ролей в парах.

Проблему нехватки ролей решает подгрупповая организация занятий (10-12 чел.), парное проигрывание ролей, введение дополнительных ролей.

Использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

— единства социально-эмоционального и когнитивного развития;

— насыщения этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;

— постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

— наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

— совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Театрализованные игры в детском саду – авторская педагогическая технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой. [18]

Представленные в технологии игры базируются на креативном принципе в обучении и воспитании (максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности). Технология учитывает психологическую комфортность, предполагающую: снятие стрессообразующих факторов; раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности; развитие мотивов – игра и обучение не должны быть из-под палки, внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого, внутренние мотивы должны включать мотивацию успешности, продвижения вперед.

Авторская технология согласована с программой начальной школы «Театр-познание через игру», включающей:

1. Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог), творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

2. Участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен; владение куклой, игрушкой, всеми доступными видами театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушки, пальчиковый).

источник

Теоретические основы развития личности дошкольника в театрально-игровой деятельности. Развитие ребёнка как психолого-педагогическая проблема современности. Использование театрально-игровой деятельности в воспитании детей среднего дошкольного возраста.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Выполнил: Коннова Наталья Александровна,

Ахроменко Ольга Михайловна

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Развитие личности ребёнка как психолого-педагогическая проблема

1.2 Сущность и значение игры для развития личности дошкольника

1.3 Использование театрально-игровой деятельности в воспитании детей среднего дошкольного возраста

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

2.1 Уровень развития детей в театрально-игровой деятельности

2.2 Содержание педагогической деятельности по организации театрально-игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Деятельность — категория социальная. В основе деятельности лежит система движений и предметных действий. Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд — вот основные ступени, являющиеся фундаментом для развития ребенка. Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника, принадлежит театрализованной деятельности. Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что первые театральные постановки специально для детей возникли в семье: семейные театральные постановки для детей и с их участием играли важную роль в их развитии. Многочисленные исследования психологов доказывают: театрализованная деятельность оказывает сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано выразительность реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребёнка улучшается речь, ее грамматический строй. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном возрасте творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов — Н.Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой и Т. Шишовой и др.

Разработкой теории игры, выяснением её значения для развития ребёнка занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.М.Теплов, Д.В. Менджерицкая, Л.В.Артёмова, Е.Л. Трусова, Н.С. Карпинская.

Театрализованная деятельность способствует формированию ребёнка как личности. Однако в ДОУ её используют не систематически и не разнообразно. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 4-5 лет. Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентировочной педагогической технологии, что делает нашу работу актуальной.

Объект исследования: развитие ребенка среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: организации театрально-игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически конкретизировать проблему развития детей среднего дошкольного возраста и экспериментально доказать влияние театрально-игровой деятельности на развитие детей среднего дошкольного возраста.

1Дать психолого-педагогическую характеристику процессу развития

2Определить сущность и значение игры для развития личности дошкольника.

3Рассмотреть театрально-игровую деятельность как средство воспитания детей среднего дошкольного возраста.

4Выявить уровень развития детей в театрально-игровой деятельности.

5Разработать средства развития игровых умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе театральной деятельности.

6Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза исследования: воспитание и развитие детей среднего дошкольного возраста будет проходить эффективно, если в деятельности детей использовать театрализованную деятельность, которая включает:

— игры-представления, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах;

— различные виды деятельности, как неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству;

— занятия, которые развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.

1.Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

2.Эксперименты: констатирующий, формирующий, контрольный;

3.Метод математической обработки результатов исследования (количественный и качественный способ).

Теоретическая значимость — обобщены материалы психологической, педагогической и методической литературы по проблеме развития детей среднего возраста в театрально-игровой деятельности.

Практическая значимость — подобраны игры и упражнения для развития театрализованной деятельности; разработаны рекомендации для родителей по теме: «Развитие творческих способностей средствами театрального искусства».

База исследования: г. о. Самара, МБДОУ «Детский сад» №1.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, 2 главы, заключение, список использованных источников, приложение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

дошкольник педагогический игровой воспитание

1.1 Развитие личности ребёнка как психолого-педагогическая проблема

Определение личности, развития? Почему сразу с общения?

Общение — основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение представляет собой взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. Как любое взаимодействие, общение предполагает активность его участников. Эта активность выражается и в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнёра, и в том, что он воспринимает воздействия и отвечает за них [24].

Следовательно, каждый человек должен обладать некоторыми общими способностями к установлению контактов с людьми, организации межличностного взаимодействия, проявляя при этом социально-психологическую компетентность. Основы этой компетентности закладываются в детстве в процессе общения ребёнка с окружающими его людьми. Происходит это согласно Лисиной М.И. следующим образом:

1.Благодаря благоприятным «объективным» качествам взрослого, сочетающимися с его свойствами как субъекта общения.

2.Благодаря обогащению взрослыми опыта детей.

3.Путём прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребёнка овладения новыми знаниями, умениями и способностями.

4.На основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого.

5.Благодаря возможности для ребёнка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых.

6.Вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творчества, самобытного начала в играх друг с другом.

Таким образом, общение влияет на область любознательности детей, развитие эмоциональных переживаний, формирование к взрослому, и дружеских привязанностей к сверстникам на сферу овладения речью, формирования личности и самосознания детей и наконец, на саму область общения.

С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Уже в первые недели жизни у детей начинает складываться потребность в общении с людьми — особая потребность не биологического, а социального характера. Для детей раннего возраста значимо общение со взрослыми (мамой, папой, бабушкой, дедушкой, педагогом). Чем старше становится ребёнок, тем больше возрастает его потребность в налаживании доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе — коммуникативный. Ребёнок избирательно относится ко взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает. Нормы поведения, усвоенные ребёнком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретённые ребёнком в детском коллективе, привносятся в семью.

Читайте также:  Повышенный анализ соэ у детей

Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребёнка со сверстниками складывается в различных видах игр. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребёнка умений для её выполнения [24].

Общение со взрослыми рассматривается как один из важнейших факторов развития ребенка в первые годы жизни. Экспериментальные исследования, проведенные в лаборатории ранних этапов развития психики НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР под руководством М.И. Лисиной, доказали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых: непосредственно-эмоциональное, деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное общение.

Первоначально возникает непосредственно-эмоциональное общение, в основе которого лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном к себе отношении со стороны окружающих его людей.

В дальнейшем (уже с конца первого года жизни) все отчетливее складывается потребность не только в ласке, но и в сотрудничестве со взрослым ради быстрейшего достижения наилучшего результата в практической или игровой деятельности. Её ребенок удовлетворяет в значительной степени в процессе делового общения. Кстати, не следует думать, что в деловое общение вступает только малыш раннего возраста. Им широко пользуется и шестилетний ребенок. Ведь многое он еще не умеет делать, поэтому ему необходимы умения и знания о том, как и что делать с предметом (приготовить винегрет, сделать игрушку на елку), как приготовить и держать в порядке свое рабочее место и многое, другое [18].

Кроме деловых контактов со взрослыми (просьба о помощи, приглашение к совместной деятельности, обращение за разрешением, за оценкой результатов деятельности и т. д.), шестилетний ребенок вступает также с ними и во внеситуативное общение, которое может быть познавательным и личностным. При познавательном общении ребенок обсуждает со взрослым предметы и явления мира вещей (сообщения новостей, вопросы о непонятном, просьбы почитать рассказ, фантазии). Основным мотивом этого типа общения является стремление ребенка к играм со взрослым ради получения новой информации или обсуждения с ним причин разнообразных явлений окружающего мира.

При личностном общении предметом обсуждения является человек (сообщение ребенка о своем эмоциональном состоянии, рассчитанное на сопереживание взрослого, обращение за одобрением, сообщение о чувствах симпатии и расположения, интимные сообщения ребенка, попытки расспросить взрослого о нем самом). В основе этого вида общения лежит потребность ребенка во взаимопонимании и сопереживании. Этот вид общения, как мы уже говорили, в наибольшей степени подготавливает ребенка к позиции школьника. Именно общение, его содержание и являются наиболее важным моментом, определяющим развитие отношений детей к взрослым [1].

Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в разных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении [21].

Весь параграф посвящен общению, а не развитию. Тогда надо менять вопрос плана. Развитие предполагает изменения в физическом, психическом и социальном созревании.

1.2 Сущность и значение игры для развития личности дошкольника

Огромное значение игры в жизни маленьких детей, разнообразие игр у одних и тех же ребят, их сходство у детей разных стран и разных исторических периодов побуждали многих ученых искать объяснение природы и происхождения этой удивительной детской деятельности [26].

Наиболее распространенными в XIX и в начале XX в. были следующие теории игры.

К. Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни. Бессознательно готовится, например, к выполнению роли матери трехлетняя девочка, когда она укладывает и баюкает куклу. Следовательно, источником игры являются инстинкты, т. е. биологические механизмы. Они одинаково действуют как у животного, так и у человека. С незначительными вариантами эта же биологизаторская точка зрения повторялась и многими другими учеными.

К. Шиллер и Г. Спенсер объясняли игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком. Она не расходуется па труд и поэтому выражается в игровых действиях.

К. Бюлер, подчеркивая обычную увлеченность, с которой играют дети, утверждал, что весь смысл игры заключается в том удовольствии, которое она доставляет ребенку. Но при этом оставалась совершенно нераскрытой та причина, которая вызывает у детей это чувство радости от игры.

3. Фрейд, например, считал, что ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценности. Не имея возможности в действительности быть доктором, шофером или воспитательницей, ребенок замещает эту реальную роль игрой. В этой вымышленной жизни он «изживает» присущие ему влечения и желания. Хотя приведенные объяснения игры кажутся как будто неодинаковыми, однако все эти авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания. Желания эти возникают самопроизвольно (спонтанно). Они просто вызревают по мере развития ребенка и проявляются в его играх независимо от того, как и где этот ребенок живет, как и кем воспитывается. Педагог не может способствовать возникновению детской игры и не может использовать ее для развития самих играющих детей — считают эти авторы [17].

Принципиально иначе подходят к объяснению природы игры русские и советские ученые. Уже в дореволюционное время А. И. Сикорский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский высказывались за своеобразие игры как подлинно человеческой деятельности. Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, а затем многие педагоги и психологи (Д. В. Менджерицкая, А. В. Черков, Р. И. Жуковская, Д. Б. Эльконин, П. Г. Саморукова, Р. М. Римбург, А..А. Люблинская, А. П. Усова) углубили анализ игры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность [3].

Существуют разные виды игр; подвижные (с правилами), дидактические, игры-драматизации, конструктивные. Особое значение в развитии детей от 2 до 7 лет имеют творческие, или ролевые, игры.

А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. В. Запорожец называют ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Ролевая игра возникает и существует в связи с другими видами детской практики: в первую очередь с наблюдениями окружающей жизни, слушанием рассказов и беседами со взрослыми. Меньшая импульсивность детей в сюжетно-ролевой игре, когда потребности и желания приобретают большую по сравнению с обыденной жизнью силу. Л.С. Выготский предположил, что ролевая игра возникает в результате сильных, напряженных потребностей, удовлетворение которых невозможно для ребенка в его обычной жизни, но возможно в условиях игры. Именно поэтому в ролевой игре старших дошкольников практически отсутствует импульсивное поведение, так как вся игровая деятельность направлена на удовлетворение конкретной сильной потребности (желания) [16].

Творческие (ролевые) игры детей характеризуются следующими особенностями:

Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей. Изучение начальных форм игры и ее развития у маленьких детей (Ф. И. Фрадкина, М. Ю. Кистяковская) показывает, что она возникает на основе подражания и манипулятивных действий с предметами. В конце первого и на втором году жизни в периоды бодрствования ребенок совершает особенно много манипулятивных действий. Воспроизводя своими движениями действия взрослого с предметом, ребенок баюкает куклу, кормит ее с ложечки, вытирает посуду, ставит мишке градусник.

Сопровождая такие действия отдельными словами, вроде «бай-бай», «кушай», «больно?», которые также являются подражанием речи взрослых в соответствующих обстоятельствах, ребенок осваивает новую для него игровую деятельность. У трех-, четырехлетнего дошкольника игры представляют собой уже такую цепь действий, в которых он воссоздаст целые сцепки из хорошо знакомой ему жизни взрослых людей. Девочка действует, как мама. У старших дошкольников эта же игра более детализирована, и в то же время она включает в себя все больше и больше действий разных персонажей. Дети воспроизводят множество деталей поведения взрослых, их речь, отношения.

Так, в игре ребенок отражает жизнь взрослых. Таким образом, происходит научение (процесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения — целенаправленного или стихийного) деятельности взрослых. И чем больше возможностей для активного действия, тем интереснее игра. Поэтому врачом быть интереснее, чем больным, артистом лучше, чем зрителем, а шофером, конечно, увлекательнее, чем пассажиром [7].

Отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании). В эти действия включается речь: старшие дети называют замысел игры, ее сюжет, действующих лиц, задают характерные для каждого из них вопросы, высказывают критические суждения и оценки поведения других персонажей. Воспроизводя в своих действиях и речи богатую, привлекательную и интересную жизнь взрослых людей, ребенок эмоционально отзывается на нее [9].

Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей. Игры детей меняются, потому что они отражают изменяющуюся жизнь. Так, например, на первом Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию (1912 г.) докладчики рассказывали о том, как деревенские ребятишки играли «в барина». «Крестьяне» приходили к нему с просьбами снизить налоги, а «барин» важно сидел в кресле, «ел говядину» и пил чай. Он кричал на крестьян и отправлял их па конюшню пороть. Совершенно невозможно представить себе, где бы то ни было сейчас хоть что-нибудь похожее на подобную игру. Ей неоткуда взяться, она просто невозможна [11].

Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети не стремятся к точному и бездумному копированию действительности, но вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования. Свобода выдумок, безграничные возможности комбинирования, подчиняющегося интересам, желаниям и воле ребенка, являются источником той глубокой и неиссякаемой радости, которую творческая игра обычно приносит детям.

В играх отражена реальная жизнь людей с их мечтами, планами и чудесными изобретениями. Радио и телевидение, лестница-чудесница, сами собой открывающиеся двери в поезде метро, автоматы, которые так ловко выбрасывают пятачки вместо одной серебряной монетки или точно наливают стакан газированной воды. Таким образом, в игре ребенку все доступно, он все может.

В творческой игре детей в удивительных сочетаниях сплетаются реальность и вымысел, стремление к точному воспроизведению действительности («так бывает» или «так не бывает») с самыми вольными нарушениями этой реальности. И чем больше возможности для такой выдумки, творческого преобразования отражаемой действительности, тем радостнее игра, тем больше удовлетворяет она самих играющих [4].

Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, а значит, и развития познавательных и нравственных способностей ребенка. Для того чтобы ребенок начал играть «в магазин», «библиотеку» или «железную дорогу», необходимо, чтобы он уже кое-что знал о том, как работают продавцы и что делают покупатели, что делают люди на вокзале, кто и как там работает. Поэтому игре предшествуют обычно наблюдения детей за жизнью и трудом взрослых. Когда воспитатель ведет ребят на экскурсию или знакомит их с работой закройщиц ателье, деятельностью железнодорожников, со службой матросов на корабле, он дает детям возможность получить определенные впечатления о той или иной стороне трудовой жизни людей. Однако эти впечатления обычно очень глобальны и смутны. В них надо разобраться. Средством анализа полученных впечатлений являются для детей игры.

В своих действиях дети воссоздают виденное ими целостное явление общественной жизни. Вопросы, замечания и действия воспитателя помогают ребенку расчленить сложное впечатление. Включаясь в игру, воспитатель раскрывает детям те стороны отражаемого события, которые они упустили или восприняли неверно. Получая ответы на свои вопросы, дети осваивают сложные явления жизни. Одновременно с такой детализацией знания детей становятся все более обобщенными и связными. Прерывая игру и наблюдая жизнь людей, а потом снова и снова отображая ее в своих действиях, дети глубже познают окружающее. Вот почему педагогически хорошо организованная игра является эффективным средством развития у детей наблюдательности и памяти, мышления, творческого воображения и воли. Взяв на себя ту или другую роль, ребенок добровольно подчиняется тем правилам, которыми в жизни регулируется деятельность данного персонажа. Если Витя играет роль машиниста па корабле, а капитан Сережа не разрешил ему вместе с остальными матросами сойти на берег во время стоянки судна в порту, мальчик вынужден подчиниться этим требованиям, которые для него, как моряка, являются обязательными.

В таких играх формируются ценнейшие качества воли и лучшие человеческие чувства. Игра становится эффективным средством познания ребенком действительности и развития лучших качеств личности [31].

В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества. Развернутая игра старших детей объединяет всех ее участников единым замыслом. Каждый из играющих вносит свою долю фантазии, опыта, активности в развитие принятого всей группой замысла, И в то же время каждый ребенок строго подчиняется правилам, которые диктует ему взятая на себя роль. Общими являются и переживания детей, увлеченных совместной творческой деятельностью, игрой, отражающей жизнь, с ее приключениями, опасностями, радостями и открытиями. И хотя дети всегда знают, что многое делается «как будто» или «понарошку», это не мешает им переживать подлинные чувства, соучаствуя в жизни наблюдаемых ими взрослых людей.

В игре создаются исключительно благоприятные условия для развития у ребенка коллективистических отношений, чувства гуманизма [29].

Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается. При систематическом руководстве педагога игра может изменяться:

а) От начала к концу. Последовательность отдельных эпизодов, воссоздаваемых детьми в игре, не всегда связана с предварительным замыслом игры. У младших детей этот замысел либо вообще не существует, либо не определяет всю игру. Часто лишь в процессе совместной деятельности игра развертывается в широкую коллективную деятельность (Люблинская А.А.)

б) От первой игры к последующим играм той же группы детей. Повторяя много раз даже одну и ту же игру, дети никогда не копируют ее. Каждый раз они играют по-новому, с новыми вариантами, что-то пропускают, что-то обыгрывают, детализируют. И пока эта обработка выбранного сюжета продолжается, игра живет, обогащается мыслью и фантазией детей. Когда же сюжет исчерпан, т. е. сами дети больше не могут вносить в игру новые варианты, игра застопоривается и глохнет. Воспитатель должен уметь «приоткрыть» детям новую сторону жизни людей, которую они отразили в игре, чтобы снова им стало интересно осваивать в игре новое содержание. Вот почему без руководства воспитателя дети, предоставленные самим себе, обычно не умеют развернуть интересную, содержательную и полезную игру.

в)Наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим. Эту перестройку можно проследить и в содержании игр, и в их структуре, т. е. в способах отражения действительности, и в расстановке сил самих играющих.

Таким образом, научное представление о поэтапном развитии игровой деятельности дает возможность выработать более четкие, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах. Н. М. Аксарина, обобщая педагогические приемы руководства игрой в раннем детстве, впервые четко показала, что для возникновения и развития игры необходимо, во-первых, обеспечивать детей игровым материалом, актуализирующим их впечатления об окружающем, и, во-вторых, проводить соответствующее игре обучение (термин «обучение» здесь следует понимать, с одной стороны, как осторожное использование прямых методов руководства игрой, на пример показа игровых действий, с другой — как широкое использование косвенных словесных указаний воспитателя, направляющих игру). Эти положения явились основой комплексного метода руководства игрой. В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений этот метод успешно применяется при наличии и взаимосвязи следующих педагогических условий: активная деятельность детей, направленная на ознакомление с окружающим; обучающие игры; своевременное изменение предметно-игровой среды; активизирующее общение педагога с детьми в процессе самой игры.

Больше внимания уделено описанию теории игры, а не тому, как она влияет на разные стороны развития: физ., интеллектуальное, нравственное, эстетическое и т.д.

1.3 Использование театрально-игровой деятельности в воспитании детей среднего дошкольного возраста

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театрализованная игра и игра ребенка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительность в той самой степени, в какой каждый видит ее и в какой способен ее выразить. Анализ роли театра в формировании художественной культуры человека показал, что, например дети интересующиеся театром, чаще имели более высокий художественный вкус, чем те, которые были далеки от театра. Развитый же художественный вкус — важный показатель эстетической воспитанности человека. Существенно то, что специально проведенное исследование роли искусства в формировании интеллекта и творческого потенциала личности детей подтвердило развивающую роль искусства, а это, в свою очередь, позволило предположить о существовании и возможности такого воздействия на дошкольника [28].

Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.

Читайте также:  Последний абзац отцы и дети анализ

Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением [19].

Разностороннее влияние этой деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее как одно из эффективных педагогических средств. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться [21].

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии — условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

Рассмотрим основные требования к театрализованной игре. Прежде всего, необходима правильная организация театрализованных игр. Основными ее требованиями являются:

— содержательность и разнообразие тематики;

— постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры;

— максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;

— сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, определяются требованиями программы воспитания для каждой возрастной группы детского сада. Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературного произведения: сказки, рассказа, стихотворения. Далее предполагается импровизация детей на заданную или избранную ими тему. Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Вместе с тем предоставьте детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры [10].

Каждому ребенку хочется сыграть роль. Но как это сделать, чтобы испытать удовлетворение самому и получить одобрение сверстников, почти никто не знает. Маловыразительные интонации, однообразные движения порождают неудовлетворенность собой, приводят к разочарованию, потере интереса к игре, а следовательно, снижению эмоционального воздействия ее на детей. Из многообразия средств выразительности программа детского сада рекомендует следующие: во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных персонажей — животных); в средней группе использовать художественно-образные выразительные средства — интонацию, мимику и пантомиму (жесты, позу, походку); в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения; в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий. Театрализованные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах деятельности [4].

Театрализованные игры разделяются на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. По классификации Артемовой Л.В. к режиссерским играм в детском саду относится настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа — объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомиму.

Настольные театрализованные игры.

Настольный театр игрушек. В этом театре используются самые разнообразные игрушки — фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. Настольный театр картинок. Все картинки — персонажи и декорации сделаны двухсторонними. Это обеспечивает правильным соотношениям веса или площади опоры с высотой картинки. Чем выше картинка, тем больше или весомее нужна площадь опоры.

Стендовые театрализованные игры

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Для игр путешествий используется стенд-книжку. По ходу игры, переворачивая листы стенда-книжки, демонстрируя различные сюжеты, изображающие события, встречи, которые происходят в пути. Так же можно иллюстрировать эпизоды из жизни детского сада, если на каждой странице изображен новый режимный процесс.

Фланелеграф. Картинки показывают на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели, на картинки можно наклеивать и кусочки наждачной или бархатной бумаги. Рисунки можно подбирать из старых книг, журналов, а недостающие можно дорисовать.

Теневой театр. Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку, сердитого индюка, дерущихся боксеров и др.

Атрибут — признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например, характерную маску зверя, вырезанную из бумаги, шапочку, фартучек (элементы рабочей одежды), кокошник, венок, пояс (элементы национального убора) и т. д. ребенок надевает на себя. Создать же образ он должен сам — с помощью интонации, мимики, жестов, движений.

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия, ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму.

Игры-драматизации с куклами бибабо

В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т. е. момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, подавать им что-то, брать кого-либо за руку, вовлекать в игру и т. д.

Импровизация — разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки — самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра [13].

Таким образом, игра — наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.). Театрализованная игра — одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности — воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

Театр не только создает хорошее настроение, обогащает детей впечатлениями, но и способствует их общему развитию и нравственному воспитанию. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными или плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры. В последних дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр [25].

Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды. В такой игре могут использоваться два рода игрушек-кукол с разным устройством и разной техникой вождения. В современном дошкольном учреждении чаще имеются куклы типа исконно русской театральной игрушки-петрушки (театр петрушек). В практике такие игрушки чаще называются бибабо (театр би-ба-бо). У этих игрушек перчаточный принцип устройства: кукла, полая внутри, надевается на руку (в головку куклы ребенок помещает указательный палец, в рукава костюма — большой и средний, остальные пальцы прижимает ладони). Показывается спектакль из-за ширмы; кукловоды держат кукол над головой, поэтому они имеют еще одно название — верховые.

В последние годы в дошкольных учреждениях появились куклы, устроенные по принципу марионетки. Их водят по площадке, сцене, дергая сверху за нитки, веревочки, закрепленные на планках. Знакомить детей с театральной куклой и театрализованными играми начинают в первой младшей группе. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Занимаясь с детьми, стремясь вызвать положительные эмоции к театрально-игровой деятельности, побуждая детей общаться с куклой, хорошенько ее рассмотреть. Не препятствуя стремлению ребят поиграть с куклами, участвующими в спектакле. Так, незаметно для себя дети включаются в театрализованные игры.

Начиная, со второй младшей группы и до выпуска из детского сада последовательно знакомят детей с различными видами кукольных театров. Для этого используют этюды, обучающие детей приемам управления куклами различных систем. Когда малыши освоят приемы кукловождения, приступают к постановке кукольного спектакля. Параллельно в каждой возрастной группе обучают детей основам актерского мастерства. Для этой цели используют этюдный тренаж, который помогает развить внимание, память, мышление, воображение и восприятие, прививая навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Со второй младшей группы работа над кукольными спектаклями и театрализованными играми ведется параллельно.

Начиная со средней группы, стремятся объединить кукольный спектакль с театрализованной игрой в единое целое. Этот вид деятельности, который называется театрализованные игры с элементами кукольного театра, интересен тем, что в одно и то же время часть детей играет с театральными куклами, а другая часть участвует в спектакле драматического театра. Дети сами выбирают вид деятельности (кукольный театр или драматизация) в соответствии с психологическим состоянием. Неуверенные в себе дети чаще всего выбирают кукольный театр, так как кукла для них является той ширмой, за которую ребенок стремится спрятаться в стрессовой ситуации (выступление перед зрителями). Ребята, преодолевшие себя или не имеющие психологических проблем, выбирают роли, в которых они участвуют как актеры драматического театра.

В старшей группе все дети освобождаются от комплексов, активно участвуют в театрализованных играх, поэтому роль кукольного театра несколько уменьшается. Навыки кукловождения, приобретенные детьми за три года обучения, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.

В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характеристиками героев, трудными для разработки мизансценами, наиболее сложными в управлении куклами.

Таким образом, театрализованные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах деятельности. Театрализованная деятельность играет важную роль в воспитание детей, ведь соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в театр) дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями. Сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.

Развитие театрализованной деятельности детей и накопление их эмоционально-чувственного опыта — длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации интереса взрослых к данной проблеме способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками («Любимые сказки», «Театральные встречи» и т. д.); домашнее сочинение сказок и различных историй, а потом разыгрывание их; совместное изготовление атрибутов и т. д.

Выводы по главе 1 Не надо выделять эти слова

В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы можем сделать следующие выводы:

1.Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие и декламационные способности, формируется чувство коллективизма, развивается память.

2. Все театральные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации.

3. Игра-драматизация способствует воспитанию и развитию интересной самостоятельной, творческой личности и обеспечивает проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка, меняет поведение детей: застенчивые становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные дети учатся подчинять свои желания, волю интересам коллектива, то есть происходит воспитание взаимопомощи, уважение к товарищу, взаимовыручки.

4. Самостоятельно в театрализованные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры-драматизации по предложению воспитателя и под его руководством. Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

5. Было установлено, что дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное. А в старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно-образной выразительности.

6. Эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов.

7.По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.

8. Процесс театральной деятельности взрослых оказывает положительное эмоциональное влияние на развитие собственной театрально-игровой деятельности детей, которая проявляется как в играх, организованных взрослыми, так и в самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников.

9. В театрализованных играх ребенку открываются нормы нравственного поведения, а в реальных отношениях происходит собственно их усвоение.

10.Театрализованная игра оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.

Очень много выводов, оставить самое главное по трем пунктам 1 главы.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

2.1 Уровень развития детей в театрально-игровой деятельности

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 1» г.о. Самара. В эксперименте участвовали 20 детей средней группы и их родители. Мы составили план проведения исследовательской работы.

План исследовательской работы:

1.Констатирующий эксперимент. Цель — выявить уровень развития ребёнка среднего возраста в театрализованной деятельности (методика Г.А.Урунтаевой). Сроки — сентябрь 2014 года.

2.Формирующий эксперимент. Цель — реализация в практике работы детского сада мероприятий, направленных на повышение уровень развития ребёнка среднего возраста в театрализованной деятельности. Сроки — октябрь 2014 — апрель 2015.

3.Контрольный эксперимент. Цель — повторное выявление уровень развития ребёнка среднего возраста в театрализованной деятельности. Сроки — май 2015 года.

В ходе констатирующего эксперимента были изучены условия, созданные в группе детского сада, для всестороннего развития и воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Мы выяснили, что в групповой комнате оформлены все уголки и зоны, которые, необходимы детям данного возраста. Так как игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, то большое место занимает организация пространства для развития ребенка в различных видах игр. В группе игры каждого вида имеют свое определенное место, большая часть пространства группы отдана под организацию сюжетно-ролевой игры. В силу своего возраста дети еще не все и не всегда могут организовывать самостоятельные игры, и воспитатель принимает на себя руководящую роль. Но даже, несмотря на это, видно, что дети играют механически, не получая новых представлений и впечатлений, соответственно не осуществляется процесс воспитания в таких играх.

С целью выявления организации игровой деятельности в семье мы провели анкетирование родителей (методика Островской А.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников). Анкеты были закрытые, предлагались следующие варианты ответов: «Да», «Нет», «Не знаю».

В анкетировании приняло участие 20 родителей, им было предложено ответить на следующие вопросы:

1.Организовываете ли вы с детьми игровую деятельность?

2.Имеются ли у вас в доме атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр?

3.Играете ли вы вместе с ребенком?

4.Организовываете ли вы игры с правилами?

5.Учите ли вы ребенка соблюдать правила игры?

6.Уделяете вы внимание нравственному воспитанию детей в игре?

7.Требуется ли вам помощь в вопросах организации игровой деятельности детей в домашних условиях?

Результаты анкетирования родителей представлены в таблице 1, диаграмме 1.

Таблица 1 Анкетирование родителей Организация игровой деятельности дошкольников в семье

источник